Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Мартышева, Мария Владимировна

  • Мартышева, Мария Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 223
Мартышева, Мария Владимировна. Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Мартышева, Мария Владимировна

Введение. 3.

Глава 1. Тембровое поле в исторической практике скрипичного искусства.15.

Глава 2. Объективный и субъективный факторы в процессе звукотворчества скрипача.50.

Глава 3. Вопросы модификации тембрового поля. 93.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тембровое поле как целостный выразительно-колористический компонент скрипичного звучания»

Актуальность темы. Для современной музыкальной науки стало характерным понимание звука как своеобразного художественного феномена. Звуковое начало в музыкальной теории и практике XX в. - не заранее определенная данность, но сфера многочисленных поисков и экспериментов. «Звуковая материя - нечто <.> летучее, эфирное не только для неспециалиста, но и для профессионала», - пишет Е. В. Назайкинский. Однако тембровая сторона звучания исследована значительно меньше звуковысотной, ритмической и динамической, «хотя чутье музыканта обеспечивает часто удивительное проникновение в ее художественные богатства» [105, 5-6].

Для теоретического анализа скрипичного звучания представляется необходимым выделить среди возможных аспектов тот, который в целом отражал бы наиболее сущностные признаки данного явления. Такой характеристикой звука, согласно современным исследованиям, является тембр. Ж. К. Риссе в своем исследовании «Парадоксы высоты» утверждает, что в основе восприятия звука лежит восприятие тембра, а высота и громкость являются измерением этого более целостного качества. Именно тембр, по мнению многих исследователей (А. А. Володин, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Ю. H. Рагс и др.), составляет своеобразную «портретную» характеристику звучания и является его главным презентационным качеством. Обеспечивая целостную характеристику звука, тембр служит важнейшим информационным каналом при передаче художественного содержания музыкального произведения.

С древних времен важнейшая функция тембра заключалась в отграничении в сознании человека музыкальных звуков от немузыкальных. В процессе длительного исторического отбора, тембровая окраска со временем обретала определенные семантические смыслы и становилась неотъемлемой стороной содержательного музыкального высказывания. Это можно наблюдать и в музыкальной культуре барокко, и в эпоху классицизма. Особенно заметно данная тенденция проявила себя в период расцвета романтической традиции, неизмеримо обогатившей красочно-выразительную палитру смычковых инструментов. Но в еще большей степени - в музыке XX столетия, когда произошло кардинальное переосмысление основополагающих элементов музыкальной речи, а возрастающая роль тембра в иерархии звуковых выразительных средств становилась все более очевидной. Исследователи - музыковеды, эстетики, психологи - сегодня склоняются к тому, что «сложный звуковой континуум современного мира формирует тембральное мышление другого качественного порядка, более дифференцированное, красочное и одновременно утонченное» [142, 67].

Между тем, в профессиональной подготовке скрипачей формированию навыков тембрового мышления обычно не уделяется достаточного внимания. В определенной степени здесь виновата и наука, которая долгое время исследовала тембр как сугубо акустическое явление в отрыве от практики его использования в исполнительстве. Со своей стороны музыканты-исполнители ограничивались эмпирически найденными колористическими приемами и, как правило, не занимались изучением тонких причинно-следственных связей между характером игрового действия и полученной тембровой окраской звука (за исключением очевидных вещей: так, если смычок ведется вблизи подставки и с плотным нажимом - имитируется звучание гобоя, а если ближе к грифу и со слабым нажимом - звучание флейты и т. д.). Таким образом, назрела необходимость целостного взгляда на явление, которое вбирает в себя другие параметры звучания и воплощает его содержательность и колористичность. Вышесказанным и определяется актуальность настоящего диссертационного исследования.

Ставя перед собой задачу в известной степени устранить названные расхождения и исследовать проблему тембра в комплексном плане, как со стороны акустической природы тембра, так и с позиций индивидуального звукотворчества скрипача, автор посчитал нужным ввести специальный термин, который с достаточной полнотой охватывал бы наиболее сущностные стороны данного вопроса. Такую роль в диссертации выполняет понятие «тембровое поле», которое в данном случае обозначает сложную двухуровневую систему, включающую в себя: 1) Объективный, материально существующий базис формирования тембра (т. е. по существу сам инструмент и его тембровые возможности, а таю/се акустические закономерности образования разнообразной окраски звука); 2) Субъективно-креативный фактор, отражающий способность музыканта с наивысшей полнотой использовать в своих творческих устремлениях законы акустики и на их основе наиболее полно раскрывать тембровые ресурсы, потенциально заложенные в инструменте. В тембровом поле одинаково важны как элементы объективного порядка, так и элементы индивидуальные, принадлежащие непосредственно сознанию и выразительным потребностям исполнителя, причем успех зависит от плодотворности взаимодействия обеих сторон. Это положение является основополагающим тезисом данного исследования1.

В диссертации понятие тембровое поле служит важнейшим ориентиром в комплексном изучении поставленной проблемы на протяжении

1 Известные нам исследования, как правило, ограничиваются рассмотрением объективного и субъективного в исполнительской деятельности в двух аспектах: 1. по линии точного воспроизведения указаний авторского текста; 2. По линии, отражающей сотворческий характер отношения исполнителя к композиторскому замыслу. Другими словами, объективные и субъективные элементы обычно анализируются с общих позиций интерпретации произведения. (См.: Л. С. Гинзбург. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства. Творческая природа исполнительского искусства. Объективное и субъективное в исполнительском творчестве//Исследования, статьи, очерки. М.: Сов. музыка, 1971. [46, 212-220] и др.) трех глав. При этом автор считает необходимым провести четкую границу между данным термином и тембром как таковым. Тембр - есть объективная, конкретная акустическая реальность (данная нам в ощущениях), которая легко воспринимается слухом и может быть изучена с помощью специальной аппаратуры. Тембровое поле как метафизическое явление, напротив, неконкретно, имеет более широкий, обобщенный смысл и охватывает весь диапазон проявлений тембрового мышления исполнителя. По своей природе оно носит собирательный характер и выступает в роли тезауруса накопленных артистом музыкальных впечатлений и представлений. Как ненотируемое явление, тембровое поле существует в виртуальном пространстве психики скрипача в виде слуховых представлений и тонко развитых мышечных ощущений. В высших своих проявлениях оно чаще всего объективируется как результат подсознательного, интуитивного творчества. В этой его особенности и заключается, в частности, один из важнейших признаков подлинного артистического таланта.

В предлагаемом исследовании тембровое поле рассматривается также с двух других позиций, а именно: как статическое и как динамическое явление. Статические моменты изучаемого феномена заключаются в рассмотрении тембра с точки зрения его фиксированных характеристик. Например, традиционно говорится о тембре скрипки, флейты, трубы как о некоем обобщенном понятии. Это так называемый «плоский» (А. Веприк) тембр, отражающий акустическую природу инструмента в самых обобщенных чертах. Динамические моменты тесно связаны с особенностями функционирования данного тембра в конкретных изменяющихся условиях. При этом тембровое поле в движении может рассматриваться как в историческом плане, то есть в каждую отдельно взятую эпоху, так и в сиюминутных его проявлениях, в актуальной исполнительской деятельности. Оба эти аспекта будут учтены в настоящей работе.

Наконец, в диссертации выразительность и колорит рассматриваются как две стороны одного явления - интонируемого тембра. При этом колорит, по мнению автора, чаще всего ассоциируется с константными и достаточно определенными характеристиками звучания (яркое, тусклое, прозрачное, сумрачное, имитация валторны, звона колоколов и пр.) выразительность - более тонко организованная и подвижная составляющая тембра, труднее поддается вербальному определению, тем более жесткой фиксации с помощью конкретных физических действий. Выразительность как экспрессивный элемент тембрового поля функционирует в зоне, очерченной конкретной интонацией, является производной от интонации. Назначение выразительности - оживлять колорит, заставлять его играть многочисленными оттенками звуковых красок, придавая музыкальному высказыванию одухотворенный характер.

Подобный целостный подход к изучению проблемы тембра осуществляется, насколько известно автору, впервые. Между тем, это позволяет по-новому взглянуть на некоторые важные закономерности формирования тембровых характеристик в скрипичной игре. Автор также убежден, что ориентируя исследовательскую мысль в данном направлении, наука способна накопить необходимый запас теоретических и методических знаний, позволяющий существенно обогатить звучание скрипки в руках современных исполнителей.

Степень изученности проблемы. Ввиду отсутствия специальных работ, посвященных проблеме тембра в скрипичном искусстве, мы опирались на имеющиеся исследования в смежных областях музыкального исполнительства. Таких работ, посвященных изучению выразительно-колористической специфики различных инструментов, сравнительно немного. Назовем кандидатские диссертации А. А. Степанова («Особенности темброобразования кларнета»), В. С. Ульянова («Тембр тромбона в оркестре М. И. Глинки (полифункциональность и колористика»)), отчасти исследование В. Н. Горбунова («Русское альтовое искусство XVIII — начала XX вв.: инструмент, сфера применения, композиторское творчество»). Непосредственно звучание скрипки рассматривается только в одной из известных нам публикаций (статья Л. Н. Раабена «Скрипка в оркестре Глинки»), в которой изучение проблемы ограничивается анализом роли скрипичного тембра в оркестровых сочинениях названного композитора и не предполагает его исследования в скрипичном искусстве в целом.

Различные аспекты анализа тембровой составляющей звучания освещаются в многочисленных работах по теории, истории и методике смычкового исполнительства (труды О. М. Агаркова, Л. С. Ауэра, М. М. Берлянчика, А. М. Векслера, Я. И. Вольдмана, Л. С. Гинзбурга, В. Ю. Григорьева, Л. Н. Гуревич, И. А. Лесмана, М. Б. Либермана, В. А. Михаловского, К. Г. Мостраса, Л. Н. Раабена, В. О. Рабея, Б. А. Струве, Г. Г. Фельдгуна, К. Флеша, С. М. Шальмана, А. Д. Ширинского, О. Ф. Шульпякова, А. И. Ямпольского, И. М. Ямпольского, Ю. И. Янкелевича, В. Б. Воуйеп, К О. РауоИе, Ь. Ьаигепые и др.). Так, А. И. Ямпольским было предложено понятие «звукового фона» как особого явления, которое связано с выражением эмоционального состояния, преобладающего на протяжении всего произведения и наиболее характерного для основных образов.

Проблемы тембра различных музыкальных инструментов отражена в трудах Н. Н. Андреева, Ф. Е. Витачека, А. М. Горлова, П. Н. Зимина, Л. А. Кузнецова, А. И. Лемана, А. Н. Леонова, Т. Ф. Подгорного, А. А. Рождественского, В. П. Стахова и др. В этих, довольно многочисленных, работах о поиске наилучших тембровых качеств скрипок нередко содержатся противоречивые рекомендации, затрудняющие выявление основных закономерностей их формирования.

Отметим, что многие труды в области инструментоведения (А. М. Веприк, Н. Н. Зряковский, У. Пинстон, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Чулаки и др.) лишь отчасти затрагивают проблемы тембра, выявляя преимущественно статические характеристики звучания, ставшие традиционными в музыкальной практике.

Как показал анализ литературы, названные авторы, уделяя в большей или меньшей степени внимание разработке вопросов тембра, не занимались его исследованием как сложного, производного явления - результата взаимодействия двух, в сущности, автономных «участников» игрового процесса — исполнителя (субъекта) и инструмента (объекта). Между тем, характер этого взаимодействия и порождает не абстрактно-отвлеченный тембр, а тембр, окрашенный в индивидуально-неповторимые тона, присущие именно этой скрипке, звучагцей в руках именно этого исполнителя. В звучании такого рода проявляются как акустические достоинства инструмента, так и искусное мастерство музыканта. Это целостное явление в диссертации определено ключевым понятием тембровое поле, содержание которого раскрывается во Введении и далее конкретизируется в различных ракурсах во всех разделах настоящего исследования.

Цель работы - исследовать феномен тембрового поля в искусстве скрипача.

Объект исследования - тембровое поле в истории, теории и практике скрипичного искусства.

Предмет исследования - структура тембрового поля как выразительно-колористического компонента скрипичного звучания.

Задачи исследования:

1. Ввести в терминологический аппарат музыкознания понятие «тембровое поле», характеризующее целостность выразительно-колористических компонентов скрипичного звучания и позволяющее осуществить единый подход к рассмотрению его природы.

2. Проследить эволюцию представлений о выразительных и колористических средствах в исторической практике скрипичного искусства.

3. Проанализировать роль объективного и субъективного факторов с точки зрения оптимизации выразительности и колористики скрипичного звучания.

4. Выделить и рассмотреть основные области модификации тембрового поля в скрипичном искусстве.

Методологическая и теоретическая основа диссертации - труды по музыковедению, музыкальной эстетике, теории и истории музыки, музыкальной акустике, музыкальной психологии, теории и истории исполнительского искусства.

Автор опирался на работы в области смычкового искусства В. Ю. Григорьева, JI. Н. Раабена, О. Ф. Шульпякова, И. М. Ямпольского, в которых отдельные вопросы тембрового колорита и выразительности смычковых инструментов являются объектом постоянного внимания.

Сведения из области физики и акустики позволили использовать объективные характеристики тембра как физического явления (работы по музыкальной акустике И. А. Алдошиной, Н. А. Гарбузова, Н. А. Дьяконова, П. Н. Зимина, С. Г. Корсунского, JI. А. Кузнецова, В. П. Морозова, В. Г. Порвенкова, Р. Приттс, А. В. Рабиновича, Ю. Н. Parca, А. В. Римского-Корсакова, А. А. Рождественского, Ч. А. Тэйлора, С. Е. Seashore); исследовать связь тембра с такими параметрами звука как высота, громкость (А. А. Володин, Ю. Н. Pare, Е. В. Назайкинский, J.-C. Risset); установить зависимость между музыкальной артикуляцией и характером звука (Е. В. Назайкинский, И. Ф. Пушечников).

В трудах по музыковедению Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. А. Орлова, Б. JI. Яворского и др. разработано понимание специфики музыкального искусства как звукового явления. Рассмотрение выразительности музыки и ее специфических возможностей в создании художественных образов стало основополагающим для раскрытия субъективного фактора формирования тембрового поля. Важным для настоящего диссертационного исследования стали положения теории музыкальной интонации Б. В. Асафьева, позволившие целостно изучить явление интонируемого тембра в скрипичном искусстве.

Обращение к научной литературе по музыкальной психологии (исследования Г. Гельмгольца, A. JI. Готсдинера, Д. К. Кирнарской, М. С. Старчеус и др.), в которых отражены особенности восприятия тембра, связанные с различными условиями его формирования в музыкальном исполнительстве, позволило, в частности, выявить связь между исполнительскими приемами и спектром звука, формируемым с их помощью. В работах В. В. Медушеского, Д. К. Кирнарской и др., также как в акустических исследованиях А. А. Володина, Ю. Н. Parca и пр., доказывается, что на первый план слухового восприятия (за которое отвечает интонационный слух) выходят сонорные качества звучания, определяющие звуковой стиль выдающихся исполнителей, их уникальное и неповторимое тембровое поле. При этом основополагающей базой диссертации стали работы Н. А. Гарбузова о зонной природе музыкального, в том числе тембрового, слуха.

Пути целостного анализа звучания певческого голоса намечены в фундаментальном исследовании В. П. Морозова «Искусство резонансного пения», в котором воспитание профессиональных качеств певца основывается на данных, полученных в ходе комплексных экспериментов с использованием современных методов акустики, физиологии и психологии, новейших компьютерных технологий.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы в области музыкознания, эстетики, психологии, акустики, теории и истории исполнительского искусства; концептуальный анализ научно-литературных материалов; анализ и обобщение исполнительского и педагогического опыта крупнейших скрипачей, а также опыта практикующих скрипичных мастеров; художественно-образный анализ скрипичных сочинений.

Материал исследования включает в себя авторские нотные записи исполняемых произведений, мемуарную литературу, критические эссе о творчестве крупнейших музыкантов-исполнителей прошлого и настоящего, отзывы их современников, а также аудио- и видеозаписи выдающихся скрипачей. При этом в основном рассматриваются произведения для солирующей скрипки, как наиболее отвечающие замыслу исследования. Важными источниками явились также личный опыт общения со скрипичными мастерами, исполнителями различных специальностей, собственная концертная и педагогическая практика.

Значительный объем использованной литературы позволил рассмотреть проблему исследования в различных аспектах: историческом, теоретическом, эстетическом, психологическом, акустическом, инструментоведческом, исполнительском.

Научная новизна работы заключается в том, что:

- впервые целостно исследован выразительно-колористический компонент скрипичного звучания;

- выразительность и колорит представлены как две стороны единого явления - интонируемого тембра, показана их взаимопроникающая и взаимообуславливающая связь;

- впервые исследован процесс эволюции представлений о выразительно-колористической специфике скрипичного звучания, и тембровое поле показано как целостное явление, отражающее тембровое мышление исполнителей определенной исторической эпохи;

- впервые раскрыта роль объективного и субъективного факторов в формировании тембрового поля скрипача;

- предмет исследования впервые изучен в аспекте макро- и микроуровней. Выделены и рассмотрены основные области модификации тембрового поля в скрипичном искусстве.

Теоретическую значимость исследования определяют:

- введение в научный обиход понятия «тембровое поле» и раскрытие его сущности;

- введение разграничения понятий тембровое поле как виртуального синтезирующего явления и тембра как конкретной акустической реальностью;

- создание типологии скрипачей, в основание которой положен ведущий элемент исполнительской деятельности музыканта (когнитивный, аффективный или практический);

- предложенная в работе структура модификаций тембрового поля, способствующая расширению научных знаний о способах изменения тембра в скрипичном искусстве.

Практическая значимость и рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Изложенная в диссертации концепция сущности тембрового поля может быть использована для совершенствования музыкально-исполнительской практики, в целях дальнейшего обогащения и развития скрипичного исполнительства; выводы диссертационного исследования также могут способствовать развитию научных знаний в области музыкальной эстетики, психологии, музыковедения, теории скрипичного искусства. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в содержание учебных курсов по «Истории и теории скрипичного исполнительского искусства», «Теории музыки», «Инструментоведения», «Инструментовки», «Методике обучения игре на скрипке», а также использованы в практике занятий в специальных классах консерваторий, вузах искусств, музыкальных колледжей и училищ. Работа может быть полезна исполнителям различных специальностей, композиторам, дирижерам, студентам и преподавателям музыкально-учебных заведений.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры скрипки и альта Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Отдельные положения диссертационной работы опубликованы в исследовательском очерке «Тембровое поле скрипача» (СПб.: Композитор, 2010), а также в сборниках статей и тезисов докладов, сделанных на научно-практических конференциях. Концептуальные положения работы, ее аналитический материал и выводы были апробированы автором в практике преподавания специального класса скрипки, ансамбля и оркестра в Санкт-Петербургской детской школе искусств имени М. И. Глинки, а также на курсах повышения квалификации преподавателей скрипки и альта в Санкт-Петербургском Учебно-методическом центре.

Структура работы определяется спецификой ее проблематики, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и трех Приложений. Список использованной и цитируемой литературы включает 178 названий на русском и 17 на иностранных языках. Содержание диссертации изложено на 223 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Мартышева, Мария Владимировна

Заключение.

1. В работах отечественного ученого Дж. К. Михайлова содержится интересное наблюдение-метафора: выявление музыкантом обертонового потенциала звука напоминает скол на самоцвете, открывающий тайные узоры сложной структуры камня. Тембровое поле скрипача как ненотируемое явление таюке имеет свои «узоры и «структуру». Только существуют они не реально, а в звуках, живущих в виртуальном пространстве психики исполнителя, в его тонко развитых физических ощущениях.

2. В диссертации показано, что тембровое поле не есть раз навсегда определенная данность, сохраняющаяся в неизменных, застывших формах. Напротив, на протяжении всей истории скрипичного искусства оно находилось в движении, постоянно обогащалось и развивалось, впитывая в себя все то новое и ценное, что открывалось в творчестве талантливых музыкантов. В процессе многовековой исполнительской практики в нем постепенно выкристаллизовывались проверенные временем принципы и традиции, ставшие основой современной культуры звукотворчества скрипача. Сказанное справедливо и в отношении формирования индивидуального стиля артиста, которое проходит обычно в несколько этапов, на каждом из которых музыкант демонстрирует избирательное отношение к средствам выразительности, отказываясь от одних и отдавая предпочтение другим, открывая близкие для себя сферы скрипичной колористики.

3. Выразительность и колорит рассматривались в диссертации как две стороны одного явления - интонируемого тембра. При этом колорит связывался в основном с константными характеристиками тембра. Выразительность же, вбирая из колористических ресурсов скрипки необходимые краски, придает последним художественно-оправданное, экспрессивное значение. Развитие колористической составляющей тембра шло в направлении от простых приемов имитаций и звукоподражаний (в том числе - звучанию певческого голоса) к раскрытию сугубо инструментальной природы скрипичного тона, постепенно скрипачи переходили от «пения bel canto» к «игре bel canto» (Б. Асафьев). Высшее свое воплощение названная тенденция нашла у Паганини - первого истинного художника-живописца скрипки, в игре которого органично слились оба начала: выразительная колористика и колористическая выразительность.

4. Во второй главе анализировались факторы, оказывающие влияние на формирование тембрового поля и во многом определяющие его структуру, а именно: объективный фактор - инструмент, с присущими ему свойствами и качествами, выступающий как материальная основа звукообразования, и субъективный - исполнитель, раскрывающий в процессе индивидуального звукотворчества потенциальные выразительные возможности инструмента. Главное, что необходимо подчеркнуть - скрипач и скрипка представляют собой единое целое, тонко настроенную систему с многочисленными внутренними связями. Только тогда, когда артист и инструмент «находят» друг друга, наступает гармония и согласие в их взаимодействии, создающие благоприятный фон для творческой работы с тембром.

5. Сохраняя установку на целостный подход к изучению тембрового поля, в третьей главе анализируются связи между исполнительскими действиями и теми тембровыми эффектами, которые они порождают, определяются за счет каких именно скрипичных приемов звукоизвлечения формируется необходимый колорит звучания фразы и как найденные тембральные оттенки отражаются на индивидуальных особенностях представления скрипачом «звуковой картины» исполняемого произведения. Рассматривается системный характер этих связей, которые распадаются на две относительно самостоятельные структуры: область макротембровых модификаций и область микротембровых модификаций.

Область макротембровых модификаций характеризуется значительными градациями тембра. Скрипач ориентируется на окраску звука как целостного образования, как единого тембра-тона. Область эта подразделяется на два подуровня: зона естественных и искусственных модификаций. Зона естественных макротембровых модификаций образуется в результате оперирования исполнителем натуральным обертоновым рядом с помощью таких приемов, как sul ponlicello, двойные ноты, аккорды, флажолеты, bariolag и другими. Зона искусственных модификаций предполагает наличие специально сформированного, изначально не присущего инструменту обертонового ряда (использование сурдины, приема скордатуры и т. д.).

Область микротембровых модификаций характеризуется изменениями обертонового спектра внутри звука, а также между звуками. Выделяя отдельные гармоники в спектральном составе звука, скрипач достигает тончайшей нюансировки тембра. В зоне внутризвуковых модификаций изменения тембра происходят в результате применения скрипачом самых красочных исполнительских приемов. В первую очередь назовем vibrato и выразительное звуковысотное интонирование. Зона межзвуковых модификаций обеспечивается разнообразными способами соединения или, наоборот, разграничения спектров соседних звуков, которые реализуются как правой (штриховая артикуляция), так и левой (приемы glissando, portamento) руками.

В реальном исполнительском процессе области макро- и микротембровых модификаций тесно связаны между собой, в силу чего возникает своеобразная зона комбинированных тембровых модификаций. Яркий пример такого симбиоза - артикуляционная техника смычка, соединенная с дифференцированным vibrato, способствующая передаче тончайших оттенков музыкальных интонаций. Тембровое поле - творческая лаборатория для экспериментов.

Подводя окончательный итог изложенному в настоящей диссертации, автор считает ее лишь первым скромным шагом в исследовании фундаментальной и малоизученной проблемы, которая, несомненно, будет и дальше привлекать внимание теоретиков и практиков скрипичной игры. Многое в этой области остается неясным, но многое уже получило объяснение. Кажущаяся простота вопроса - обманчива, за ней скрывается целый мир сложных и неизученных явлений. Любому вступившему на путь к этой манящей цели, несомненно, придаст уверенности следующий завет Никколо Паганини: «Мой секрет, если я могу так выразиться, укажет артистам иную дорогу, заставит их глубже, нежели это делалось до сих пор, изучать природу, свойства инструмента, несравненно более богатого, чем это принято думать» [176, 230].

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Мартышева, Мария Владимировна, 2011 год

1.Агарков, О. М. Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке Текст.: Исследовательско-методический очерк / О. М. Агарков. -М.: Музгиз, 1956. -64 с.

2. Алдошина, И. А., Приттс, Р. Музыкальная акустика Текст. / И. А. Алдошина, Р. Приттс Спб.: Композитор, 2006. - 720 с.

3. Алексеева, Л. Н., Григорьев, В. Ю. Зарубежная музыка XX века Текст. / Jl. Н. Алексеева, В. Ю. Григорьев. М.: Знание,!986. - 188 с.

4. Андреев, H. Н. О дереве для музыкальных инструментов Текст. / Н.Н. Андреев // Сб. тр. НИИМП Вып.1 (работы 1933-1935 гг.) -1938. -С. 13-28.

5. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства Текст. / М. Г.Арановский. -М.: Композитор,1998. 343 с.

6. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст.: в 5 т. Т 2. Интонация / Б. В. Асафьев. Л.: Госмузиздат, 1957. - 379 с.

7. Ауэр, Л. С. Моя долгая жизнь в музыке Текст. / Л. С.Ауэр -СПб.: Композитор, 2002. 216 с.

8. Ауэр, Л. С. Моя школа игры на скрипке: Интерпретация произведений скрипичной классики Текст. / Л. С. Ауэр. М.: Музыка, 1965. -272 с.

9. Ауэр, Л. С. Среди музыкантов Текст. / Л. С. Ауэр. [М.]: Изд. М. и С. Сабашниковых, Гос. тип. им. Ив. Федорова в Лгр., 1927. - 196 с.

10. Бальот Байо., П., Роде, П., Крейцер, Р. Школа игры на скрипке [Текст] / П. Бальот, П. Роде, Р. Крейцер Спб. Имп. Академия Наук, 1812. - 86 с.

11. Бассин, Е. К К критике художественного творчества Б. Кроче Текст. // Проблемы художественного творчества: Критический анализ; [Сборник статей АН СССР, Ин-т философии] / К. Е. Бассин; Ред. коллегия М. Ф. Овсянников и др. М.: Наука, 1975. - С. 62-76.

12. Белецкий, И. В. Антонио Вивальди Текст. / А. Белецкий. -Л: Музыка, Ленингр. отд-е, 1975. 87 с.

13. Беляков, М. М. Ю. Эйдлин Текст. / М. Ю. Эйдлин // Советская музыка 1975. - № 6.

14. Берио, Ш. Школа для скрипки Текст. / Ш. Берио; перевод А. Адлер. В 3 ч. СПб., 1893. - 160 с.

15. Берлянчик, М. М. Воспитание основ культуры звука и техники смычка у начинающего скрипача Текст. / М. М. Берлянчик; [предисл. Э. Грача] // Искусство и личность: Кн. 2: Проблемы скрипичного исполнительства и педагогики М., 2009. С. 190-228.

16. Берлянчик, М М Методологические проблемы подготовки исполнителей на смычковых инструментах Текст. / М. М. Берлянчик; [вст. ст. А. Н. Якупова] // Искусство и личность: Кн 1: Проблемы художественного образования М., 2009. -С. 173-196.

17. Берлянчик, М. М. О развитии культуры мелодического интонирования в процессе воспитания скрипача: Вопросы методологии и теории Текст. / М. М. Берлянчик // Вопросы смычкового искусстваМ., 1980. С. 46-79.

18. Берлянчик, М. М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество: Текст. / М. М. Берлянчик СПб.: Лань, 2000 -252 с.

19. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / Н. А. Берштейн. М.: Медицина, 1966.-360 с.

20. Берфорд, Т. В. 24 каприса Паганини: Единство разнообразия Текст. / Т. В. Берфорд // Музыкальная жизнь 1998. - № 2. -С. 42-45.

21. Благовещенский, И. П. Из истории скрипичной педагогики Текст. / И. П. Благовещенский. Минск: Высшая школа, 1980. - 79 с.

22. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности Текст. /Л. Л Бочкарев М.: Классика - XXI, 2006. -352 с.

23. Браудо, И. А. Артикуляция: О произношении мелодии Текст. /И. А. Браудо, ред. X. С.Кушнарев. -Л.: Музыка, 1973. 198 с.

24. Брейтбург, Ю. А. Йозеф Иоахим педагог и исполнитель Текст. / Ю. А. Брейтбург, Йозеф Йохим. М.: Музыка, 1966. - 115 с.

25. Брон, 3. Н. Двойные флажолеты: пути рационализации игровых приемов Текст. / 3. Н. Брон // Вопросы смычкового искусстваМ., 1980.

26. В классе А. Б. Гондельвейзера Текст. / сост. Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. - 210 с.

27. Веприк, А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей Текст. / А. М. Веприк М.: Сов. композитор, 1961. - 454 с.

28. Веприк, А. М. Трактовка инструментов оркестра Текст. / А. М. Веприк М.: Гос. муз. изд-во, 1961. - 304 с.

29. Виточек, Е. В. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов Текст. / Е. В. Витачек ; Вступ. ст. и доп. Б. Доброхотова ; 2-е изд. М. : Музыка, 1964. - 348 с.

30. Витачек, Е. В. Толщины дек в смычковых инструментах старинных скрипичных мастеров и их распределение Текст. / Е. В. Витачек // Сб. работ комиссии по музыкальному инструментоведению -М., 1926. Вып.1. С. 21-33.

31. Володин, А. А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков Текст.: Автореф. Дис . . . канд. психол. Наук: / Володин А. А. М., 1972. - 14 с.

32. Володин, А. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука Текст. / А. А. Володин // Музыкальное искусство и наука: сб. науч. тр. М.: Музыка 1970. - Вып. 1. - С. 11 - 38.

33. Волъдман, Я. И., Тошна, Н. Н. Венское скрипичное искусство XVHI XIX вв. Текст. / Я. И. В о ль дм ан, Н. Н. Токина -Саратов: Изд-во СГУ, 1978. - 58 с.

34. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. -М.: Искусство, 1968. 576 с.

35. Ганслик, Э. О прекрасном Текст. / Э. Ганслик. М., 1928.64 с.

36. Гарбузов, К А. Зонная природа динамического слуха Текст. / H.A. Гарбузов М.: Музгиз, 1955. - 107 с.

37. Гарбузов, Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха Текст. / Н. АГарбузов М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - 84 с.

38. Гарбузов, Н. А. Зонная природа тембрового слуха Текст. / Н. А. Гарбузов М.: Гос. Муз. изд-во, 1956. - 71 с.

39. Гарлицкий, М. А. А. И. Ямпольский педагог, музыкант Текст. / М. А. Гарлицкий // Мастера скрипичной педагогики - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1974. - Вып 16. - С. 5-56.

40. Гелъмголъц, Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки Текст. / Г. Гельмгольц; пер. с нем. Мих. Петухова. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1875. -594 с.

41. Гинзбург, Л. С. А. Вьетан Текст. / Л. С. Гинзбург. М.: Музыка, 1983. - 176 с.

42. Гинзбург, Л. С. Эжен Изаи Текст. / Л. С. Гинзбург. М. : Гос. муз. изд-во, 1959. -200 с.

43. Гинзбург, Л. С. Ф. Лауб Текст. / Л. С. Гинзбург. М.-Л.: Музгиз, 1951.- 60 с.

44. Гинзбург, Л. С. О музыкальном исполнительстве Текст. / Л. С. Гинзбург М.: Знание, 1972. - 40 с.

45. Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением Текст.: Методический очерк / Л. С. Гинзбург. ~ Изд-е 4-е доп-е. ~ М.: .Музыка, 1981. 143 с.

46. Гинзбург, Л. С. Джузеппе Тартини. Текст. / Л.С. Гинзбург- М.: Музыка, 1969. 230 с.

47. Гинзбург, Л. С. И. Славик Текст. / Л.С. Гинзбург. — М.: Музгиз, 1957. 46 с.

48. Гинзбург, Л. С., Григорьев, В. Ю. История скрипичного искусства Текст. /Л.С. Гинзбург. В.Ю. Григорьев . М.: Музыка, 1990.- 282 с.-Вып. 1.

49. Головинский, Г. О вариантности музыкального образа Текст. / Г. Головинский; Сост. В. Н. Максимов // Восприятие музыки -М.: Музыка, 1980. С. 127—140.

50. Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь Текст. / К. Горанов. М.: Искусство, 1970. - 519 с.

51. Горбунов, В. Н. Русское альтовое искусство ХУШ начала XX вв. Текст.: инструмент, сфера применения, композиторское творчество / В.Н. Горбунов. - Ростов н/Д, 2004. - 22 с.

52. Горлов, А. М., Леонов, А. Н. Производство и ремонт смычковых музыкальных инструментов Текст. / А. М. Горлов, А. Н. Леонов. М.: Легкая индустрия, 1975.-231 с.

53. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология.Текст. / А.Л. Готсинер. М.: № Магистр, 1993. - 190 с.

54. Григорьев, В. Ю. Г. Венявский (1835-1880) Текст. / В. Ю. Григорьев. М.: Музыка, 1966. -118 с.

55. Григорьев, В. Ю. Вьетан в России (в отзывах русскойVпрессы) Текст. / В. Ю. Григорьев; ред. И. Уварова // Музыкальное исполнительство -М.: Музыка, 1973. Вып. 8. С.189-212.

56. Григорьев, В. Ю. Исполнитель и эстрада Текст. / В. Ю. Григорьев. М.: Классика - XXI, 2006. - 156 с.

57. Григорьев, В. Ю. Леонид Коган Текст. / В.Ю. Григорьев М.: Музыка, 1975. - 176 с.

58. Григорьев, В. Ю. Методика обучения игре на скрипке Текст. / В.Ю.Григорьев. М.: Классика-XXI, 2006. - 256 с.

59. Григорьев, В. Ю. Николо Паганини Текст. / В. Ю. Григорьев. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1987. - 144 с.

60. Григорьев, В. Ю. Скрипка как инструмент исполнителя Текст. / В. Ю. Григорьев; Ред-сост. В. В. Березин // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства М.: МГК, 1991.-С. 47-64.

61. Григорьев, В. Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением Текст. / В. Ю. Григорьев //

62. Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики Новосибирск, 1987.

63. Гуревич, Л. Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации Текст. / JI. Н. Гуревич. Л.: Музыка, 1988. -112 с.

64. Гутников, Б. Л. Об искусстве скрипичной игры Текст. / Б.Л. Гутников: [ Вступ. ст. О. Ф. Шульпякова.]. Л.: Музыка. Ленингр. отд-е, 1988. - 53 с.

65. Гутников, Б. Л., Шулъпяков, О. Ф. О вариантности приемов звукоизвлечения в скрипичном исполнительстве Текст. / Б. Л. Гутников, О. Ф. Шулъпяков // Вопросы смычкового искусства. Труды ГМПИ им. Гнесиных М., 1980. Вып. 49. - С. 136-158.

66. Духов, Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры Текст. / Е. В. Дуков: [Предисловие Л. И. Левин]. М.: Классика XXI, 2003. -254 с.

67. Зеленский, Д. Итальянские смычковые инструменты Текст. / Д. Зеленский Полтава: Тип. Губ. правл., 1886. -315 с.

68. Зряковский, Н. Н. Общий курс инструментоведения Текст. / Н. Н. Зряковский. М.: Музыка, 1976. - 480 с.

69. Изаи, Э. Анри Вьетан мой учитель Текст. / Э. Изаи; ред. И. Уварова // Музыкальное исполнительство- М.: Музыка, 1973. Вып. 8. -С. 213- 236.

70. Каре, А. История оркестровки. Текст. / А. Каре. М.: Музыка, 1990. - 302 с.

71. Казанский, В. С., Рэюевкин, С. Н. Исследование тембра звука голоса и смычковых инструментов Текст. / В. С. Казанский, С. Н. Ржевкин // Журнал прикладной физики. 1928. Т. 1. № 5. С. 57-103.

72. Кирнарская, Д. К, Музыкальная способности Текст. / Д. К. Кирнарская. М.: Таланты-ХХ1, 2006. -493 с.

73. Коган, Г. М. У врат мастерства Текст. / Г. М. Коган -М.: Классика-ХХ1, 2004. 133 с.

74. Коган, Г. М. Ферруччо Бузони. Текст. / Г. М. Коган. -изд. 2-е, доп. -М.: Сов. композитор, 1971. 232 с.

75. Коган, Л. Б. Воспоминания, письма, статьи, интервью Текст. / Л. Б. Коган; Сост. В. Ю. Григорьев. — М.: Сов. композитор, 1987. 246 с.

76. Корсунский, С. Г. Акустические исследования вибрато в певческом голосе Текст. / С. Г. Корсунский // Проблемы физиологии и акустики Л., 1949. - С. 159 - 165.

77. Корсунский, С. Г. Звук и слух Текст. / С. Г Корсунский // Труды ВНИИ Телевид. и радиовещ. Вып. 2 1972. Т - с. 3 - 17.

78. Корыхалова, Н. П. Интерпретация музыки Текст. / Н. П. Корыхалова // Теоретические проблемы исполнительства и критический анализ их разработки в современной бурясуазной эстетике Л.: Музыка, 1979. -208 с.

79. Кремлев, Ю. А. Клод Дебюсси Текст. / Ю. А. Кремлев. -М.: Музыка, 1965. 792 с.

80. Кузнецов, Л. А. Акустика музыкальных инструментов Текст. / Л. А. Кузнецов; Справочник М.: Легпромбытиздат, 1989. -367 с.

81. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта Текст.: Мелодическая полифония Баха / Э. Курт; Под ред. Б. В.Асафьева; Пер. с нем. 3. В. Эвальд М.: Музгиз, 1931. - 304 с.

82. Курт, Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера Текст.: [Пер. с нем.] / Э. Курт [Предисл. и коммент. М. Этингера] М.: Музыка, 1975. - 551 с.

83. Кюи, Ц. А. Избранные статьи об исполнителях Текст. / Ц.

84. A. Кюи. М.: Музгиз, 1957. - 276 с.

85. Леман, А. И. Акустика скрипки Текст.: В 2-х ч. / Анатолий Леман ; [С 70 рис. и автотипиями с подл. итал. инструментов и с портр.автора] Москва; Лейпциг: П. Юргенсон, 1903 (Москва) - 187 с.

86. Леман, А. И. Книга о скрипке (1893г.) Текст. / А. И. Леман; Сост. М. Д. Горонок // История построения струнно-смычковых инструментов в России. В 2 т. Т. 2. СПб., 1996. - С. 25-208.

87. Леман, А. И. Книга о скрипке. № 4. (1908 г) Текст. / А. И. Леман; Сост. М. Горонок // История построения струнно-смычковых инструментов в России. В 2 т. Т 2- СПб., 1996. С. 547-642.

88. Леонтьев, Д. А. Введение в психологию искусства Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1998. - 111 с.

89. Лесман, И. А. Очерки по методике обучения игре на скрипке Текст. / И. А. Лесман; Под ред. Ю. Parc M.: Музыка, 1964. - 272 с.

90. Либерман, М. Б., Берлянчик, M. М. Культура звука скрипача Текст. / М. Б. Либерман, M. М. Берлянчик. М.: Музыка, 1985. - 160 с.

91. Львов, А. Ф. Советы начинающему играть на скрипке Текст. / А. Ф. Львов Спб.: Тип. Ф. Стелловского, 1859. 11. - 56 с.

92. Мазелъ, В. X. Музыкант и его руки Текст.: Физиологическая природа и формирование двигательной системы: в 2 т. /

93. B. X. Мазель СПб.: Композитор, 2002. Т. 1. - 180 с.

94. Мазелъ, В. X. Скрипач и его руки. Правая рука Текст. / В. X Мазель СПб.: Композитор, 2006. - 120 с.

95. Майи ель, Г. О научных основаниях построения скрипок Текст. / Г. Майнель // Акустический журнал АН СССР. М., 1960. Т. 6. - Вып. 2.

96. Маклыгин, А. Л. Сонорика в музыке советских композиторов Текст. / A. JI. Маклыгин. М., 1985. - 24 с.

97. Мартинсен, К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли Текст. / К. А. Мартинсен; Пер. с нем.; [примеч., вступ. ст. Г. М. Когана.] М.: Музыка, 1966. - 220 с.

98. Мартинсен, К. ^.Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано Текст. / К. А. Мартинсен. М.: Музыка, 1977. -128 с.

99. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. В. Медушевский. -М.: Музыка, 1976. 254 с.

100. Менухин, Е. Шесть уроков скрипичной игры Текст. / Е. Менухин // Homo musicus' 95: Альманах музыкальной психологии М., 1995.- С. 116-144.

101. Михаловский, В. А. Новый путь скрипача Текст. / В. А. Михаловский М.: Музгиз, 1934. - 198 с.

102. Михель, А. Краткая энциклопедия смычковых инструментов Текст. / А. Михель; Сост. М. Горонок // История построения струнно-смычковых инструментов в России В 2 т. Т 2 СПб, 2006. - С. 385-577.

103. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники Текст. / В. П. Морозов. М.: МГК; ИП, 2002. - 494 с.

104. Морозов, В. П. Тайны вокальной речи Текст. / В. П. Морозов. Л., 1967. - 204 с.

105. Мострас, К. Г. Динамика в скрипичном искусстве Текст. / К. Г. Мострас. М.: МузгизД956. - 58 с.

106. Мострас, К. Г. Интонация на скрипке Текст.: Методический очерк / К. Г. Мострас; Материалы по вопросу о скрипичной интонации М.: Гос. муз. изд-во, 1947. - 136 с.

107. Мострас, К. Г. Флажолеты Текст. / К. Г. Мострас // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки М.: Музгиз, 1960. -267 с.

108. Музыкальная акустика Текст. / Под общ. ред. Гарбузова Н. А. М.: Госмузиздат, 1954. - 236 с.

109. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв Текст. / Сост. и общ. ред. В. Шестакова. М. : Музыка, 1971. - 688 с.

110. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

111. Назайкинстй, Е. В. О константности в восприятии музыки Текст. / Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2 - М., 1973.

112. ИЗ. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

113. Назайкинский, Е. В., Рагс, Ю. Н. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука Текст. / Под ред. С. С. Скребкова // Применение акустических методов исследования в музыкознании -М.: Музыка, 1964. С. 79—100.

114. Обозов, H. Н. Типы личности, темперамент и характер Текст. / H. Н. Обозов; Акад. психологии, предпринимательства и менеджмента, [Междунар. акад. психол. наук]. СПб. : Б.и., 1997. - 36 с.

115. Ойстрах, Д. Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма Текст. / Д. Ф. Ойстрах. -М.: Музыка, 1978. 288 с.

116. Ознобищев, В. Лак итальянского типа Текст. / Под ред. А. Рождественского // Смычковые инструменты М.: Гизлегпром, 1933. Вып. 1. - С. 39-40.

117. Павлий, Г. И. Об особенностях артикулирования тонов полифонической и гомофонной мелодии Текст. / Г. И. Павлий // Вопросы музыкального исполнительства и педагогика Киев, 1983.

118. Переверзев, Н. К. Исполнительская интонация. Текст. / Н. К. Переверзев. М.: Музыка, 1989. - 208 с.

119. Пистон, У. Оркестровка Текст. / У. Пистон; Пер. с англ. К.Н.Иванова- М.: Сов. композитор, 1990. 464 с.

120. Подгорный, Т. Ф. Пружина, душка и подставка в скрипке и других смычковых инструментах Текст. / Т. Ф. Подгорный // Сборник работ комиссии по музыкальному инструментоведению М.5 1926. Вып.1. - С. 57-65.

121. Порвенков, В. Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов Текст. / В. Г. Порвенков. -М.: Музыка, 1990. 189 с.

122. Применение акустических методов исследования в музыкознании Текст. / Ред. Скребков С. М. -Музыка, 1964.-132 с.

123. Раабен, JI. Н. Жизнь замечательных скрипачей: Биографические очерки Текст. / Л. Н. Раабен. М.; Л: Музыка, 1967. - 312 с.

124. Раабен, JI. H. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов: Биографические очерки Текст. / Л. Н. Раабен Л.: Музыка, 1969. - 269 с.

125. Раабен, Л. Н. История русского и советского скрипичного искусства. Текст. / Л. Н. Раабен. Л.: Музыка, 1978. - 199 с.

126. Раабен, Л. Н. Скрипка в оркестре Глинки (к 175-летию со дня рождения композитора) Текст. / Л. Н. Раабен; Отв. Ред. Л. Н. Раабен // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки -Л.: ЛГИТиК, 1980. С. 138 -152.

127. Раабен, Л. Н., Шулъпяков, О. Ф. Михаил Вайман -исполнитель и педагог: Исследовательские очерк Текст. / Л. Н. Раабен, О. Ф. Шульпяков. СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2005. -140 с.

128. Рабей, В. О. Педагогические основы скрипичной школы А. И. Ямпольского Текст. / В. О. Рабей. М.: ГМПИ, 1989. - 33 с.

129. Рабей, В. О. Сонаты и партиты И.С. Баха для скрипки соло Текст. / В. О. Рабей. Изд-е перераб. и доп. М.: Классика - XXI, 2003. - 172 с.

130. Рабинович, А. В. Осциллографический метод анализа мелодии Текст. / A.B. Рабинович. М.: Гос. муз. Изд-во,1932. - 32 с.

131. Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль Текст. / Д. А. Рабинович. М.: Классика-ХХ1, 2008. - 208 с.

132. Рагс, Ю. Н. Акустика в системе музыкального искусства Текст. / Ю.Н. Рагс: научн. доклад . д-ра искусствовед М.: МГК, 1998. -80 с.

133. Рагс, Ю. Н. Вибрато и восприятие высоты Текст. / Ю. Н. Рагс; Под ред. С. С. Скребкова // Применение акустических методов исследования в музыкознании М.: Музыка, 1964. - С. 38-60.

134. Римский-Корсаков, К А. Основы оркестровки Текст. / H.A. Римский-Корсаков. М., Л.: Типолит Музгиза, 1946. Т. 1. - 180 с.

135. Ргшский-Корсаков, А. В., Дьяконов, Н. А. Музыкальные инструменты Текст. / А. В. Римский-Корсаков, Н. А. Дьяконов. М.: Росгизместпром, 1952. -346 с.

136. Ржевкин, С. Н. Курс лекций по теории звука Текст. Ч. 2. Акустика / С. Н. Ржевкин. М.: МГУ, 1960. - 236 с.

137. Ржевкин, С. Н. Некоторые результаты анализа певческого голоса Текст. / С. Н. Ржевкин // Акустический журнал -1956.-Т. 2. -Вып. 2. С. 205-210.

138. Рождественский, А. А. Итальянский грунт: смычковые инструменты Текст. / А. А. Рождественский; Под ред. А. А. Рождественского. -М.: Гизлегпром,1933. Вып.1 - С.49-52.

139. Розеншилъд, К. К. История зарубежной музыки Текст. / К. К. Розеншильд. М., 1963. - 535 с.

140. Самсонова, Т. П. Сонористика в фортепианной музыке XX века Текст. / Т. П. Самсонова. Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- 146 с.

141. Сахалтуева, О. Е. Интонационный анализ исполнения первой части концерта для скрипки с оркестром Ф.Мендельсона Текст. О. Е. Сахалтуева // Применение акустических методов исследования в искусствознании. / -М.: Музыка, 1964. С. 61—78.

142. Сигети, Ж. Воспоминания. Заметки скрипача Текст. / Ж Сигетги; [ Общ. ред., вступ. ст. и комм. С. Гинзбурга]; пер с нем. В. Л. Сибор. М.: Музыка, 1969. - 308 с.

143. Скибин, В. Эволюция правой руки скрипача / В. Скибин; Под ред. Ю. М. Крамарова // Вопросы теории и истории смычкового исполнительства Текст. М., 1985.

144. Старчеус, М. С. Слух музыканта Текст. / М. С. Старчеус. М.: МГК, 2003. - 639 с.

145. Стахов, В. П. Творчество скрипичного мастера. Текст. / В. П. Стахов. Л.: Музыка, 1988. - 232 с.

146. Степанов , А. А. Особенности темброобразования кларнета Текст. / А. А. Степанов. Л.: ЛГК, 1989. - 24 с.

147. Струве, Б. А. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах Текст. / Б. А. Струве. Л.; М.: Музгиз, 1933. - 62 с.

148. Струве, Б. А. Джеминиани Текст. / Б. А. Струве; Рукопись Иностранный отдел ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова.

149. Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок Текст. / Б.А. Струве; [ Ред., вступ. статья и примечания Л. Н. Раабена.] М.: Музгиз, 1959. -267 с.

150. Таргонскгш, Я. Флажолеты смычковых инструментов Текст. / Я. Таргонский. М.: Музгиз, 1936. - 36 с.

151. Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов М.: Наука, 2003. - 377 с.

152. Тибалъди-Кьеза, М. Паганини Текст. / М. Тибальди-Кьеза; Сокр. пер. с ит. И. Г. Константиновой; [ Вступ. ст. Л. М. Кокоревой; Муз. ред. и прим. Л. Ю. Шкляревской]. М.: Правда, 1986. -384 с.

153. Токина, Н. Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Текст. / Н. Н. Токина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 33 с.

154. Тэйлор, Ч. А. Физика музыкальных звуков Текст. / Ч. А. Тейлор. Л.: Легкая индустрия, 1976. - 184 с.

155. Узнадзе, Д. Н. Психология установки СПб Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер бук, 2001. - 414 с.

156. Ульянов, В. С. Тембр тромбона в оркестре М. И. Глинки : полифункциональность и колористика Текст. / В. С. Ульянов. СПб.: СПбГК им. Римского-Корсакова, 1999. - 23 с.

157. Фелъдгун, Г. Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х гг. XX века Текст. / Г. Г. Фельгун. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2006. —498 с.

158. Фехнер, В. Э. Техника струнных инструментов в современной музыке Текст. / В.Э. Фехнер. -Б. м. Б. г. -С. 117-143.

159. Флеги, К. Воспоминания скрипача Текст. / К Флеш; [ Сост., вступ. ст., комм, и ред. переводов Я. Мильштейна] // Исполнительское искусство зарубежных стран Музыка, 1977. - Вып. 8. -С. 11-156.

160. Флеш, К. Искусство скрипичной игры Текст. / К. Флеш; [Вступ. ст., коммент. и доп. К. А. Фортунатова]. М.: Музыка, 1964. -Т. 1. -270 с.

161. Флеш, К. Искусство скрипичной игры: Художественное исполнение и педагогика Текст. / К. Флеш; Перевод с нем. и комментарии В. Рабея; Изд-е 2-е. М.: Издательский дом «Классика -XXI», 2007. - 304 с.

162. Флеш, К. Портреты музыкантов Текст. / К. Флеш // Советская музыка. 1960. - № 2.

163. Флеш, К. Портреты музыкантов Текст. / К.Флеш // Советская музыка. 1960. -№12.

164. Хентова, С. М. Артур Рубинштейн Текст. / С. М. Хентова. -М.: Сов. композитор, 1971. 161 с.

165. Штейнгаузен, Ф. А. Физиология ведения смычка Текст. / Ф. А. Штейнгаузен. М.: Музторг, 1930. - 107 с.

166. Шулъпяков, О. Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика Текст. / О. Ф. Шулышков. СПб.: Композитор, 2006. -496 с.

167. Щапов, А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники Текст. / А.П. Щапов. -М.: Музыка, 1968. -248 с.

168. Энеску, Дэю. Воспоминания и биографические материалы Текст. / Дж. Энеску. -М.: Музыка, 1966. -318 с.

169. Юрьев, А. Ю. Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача: Из творческого наследия скрипичного педагога Текст. / А.Ю. Юрьев; Сост. Д. А. Юрьев СПб.: Ut, 2002. - 280 с.

170. Ямпольский , А. И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей Текст. / А. И. Ямпольский // Как учить игре на скрипке в музыкальной школе -М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006. -С.18-30.

171. Ялтольский, И. М. Фриц Крейслер. Жизнь и творчество Текст. / И. М. Ямпольский. М.: Музыка, 1975. -160 с.

172. Ямпольский, И. М. Давид Ойстрах Текст. / И. М. Ямпольский -М.: Музыка, 1964. -132 с.

173. Ямпольский, И. М. Основы скрипичной аппликатуры Текст. / И.М Ямпольский. М.: Музыка, 1977. -183 с.

174. Ямпольский, И. М. Николо Паганини: Жизнь и творчество Текст. / И. М. Ямпольский. -Изд-е2-е. М.: Музыка, 1968. -448 с.

175. Ялтольский, И. М. Русское скрипичное искусство Текст.: Очерки и материалы / И. М. Ямпольский. M.; JL, 1951. 4.1. - 516 с.

176. Япкелевич, Ю. И. Педагогическое наследие Текст. / Ю. И. Янкекелевич; Сост. Е. И. Янкелевич. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1983. -253 с.

177. Alard, J. D. Ecole du violon: Methode compele et progressive a Г usage du Conservatore Текст. / J.D. Alard. Paris, 1844.

178. Ahime, V. Strukturne ja kunjnditine motlemine vull-mangus. Текст. / Alume. Tallin, 1975.

179. Bach mann, A. A. An Encyclopedia of the Violin. Текст. / A. A. Bachmann. 2-nd ed. - New York: Da Capo Press, 1975. - 470 p.

180. Bachmann, A. A. Les Grand violonistes du Passe. Текст. / A. A. Bachmann. Paris: Fischbacher, 1913. -468p.

181. Boy den, D. D. The History of Violin Playing from Its Origins to 1761 and Its Relationship to the Violin and Violin Music Текст. / D.D/ Boyden. London: Oxford University Press, 1965. - 569 p.

182. Drager, H. Die Entwicklung des Streichboyens und seint Anwendung in Europa Текст. / H. Drager; (bis zum Violinbogen des 16 Jahrhunderts). Kassel, 1937.

183. Fay olle, F. J. M. Notices sur Corelli, Tartini, Gavinies, Pugnani et Viotti Текст. / F. J. M. Fayolle. Paris : Imprimerie Littéraire et Musical, 1810. - 47 p.

184. Flesch,C. Erinnerzangen lines Geigers Текст. / С. Flech. -Atlantis Verlag. 1960.

185. Husson, R. La voix chantee Текст. / R. Husson. -Paris,1960.

186. Joachim, J., Moser, A. Violinschule Текст. / J. loachim, A. Moser. Berlin: N. Simrock, 1905. - 199 s.

187. Jcmensson, E., Sundberg, J. Long-time-average-spectra appied to analyses of music Текст. / E. Janensson, J. Sundberg II " Quart. Progr. and Status Rept. Speech Transmiss. Lab." 1972. - №4. -P. 40-45.

188. La Laurencie, L. de L Ecole Française de Violon de Lulli a Viotti Текст.: в 3 т. / L. de La Laurencie Paris: Delagrave, 1922. T. 1. -440 p.; 1923. T. 2. -516 p.; 1924. T. 3. - 319 p.

189. Leipp , E. Le Violon: Histoire, esthetique, facture et acoustique Текст. / E. Leipp. -Paris: Hermann, 1965. 128 p.

190. Moser, A. Geschichte des Violinspiels Текст. / A. Moser . -Berlin, 1923.

191. Risset, J. C. Paradoxes de hauteur Текст. / J. С. Risset. -Paris: Centre Georges Pompidou, 1978.

192. Spohr, L. Selbstbiographie 2. Bde Текст. / L.Spohr. -Kassel&Gottingen, 1860/1861, В 1. 351 s. - В. 2-413 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.