Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора: на материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Федосова, Татьяна Викторовна

  • Федосова, Татьяна Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Горно-Алтайск
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 175
Федосова, Татьяна Викторовна. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора: на материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Горно-Алтайск. 2005. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Федосова, Татьяна Викторовна

Введение.

Глава 1.

Теоретические основы категории темпоральности и проблематика идиостиляЮ

1.1. Философский аспект категории времени.

1.2. Концептуализации и вербализация времени в разных культурах и языках.

1.3. Психологические характеристики времени.

1.4. Лингвистический аспект категории времени.

1.4.1. Темпоральная структура текста и ее составляющие.

1.4.2. Особенности категории художественного времени.

1.4.3. Антропоцентрический фактор в художественном времени.

1.5. Структурообразующие категории текста: пространственно-временной континуум, ретроспекция, проспекция.

1.6. К уточнению сущности понятия «идиостиль».

1.6.1. Роль и место темпоральной структуры текста в создании идиостиля автора.

1.6.2. Образы времени и креативная деятельность автора.

Выводы по Главе 1.

ГЛАВА 2.

Темпоральная структура в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза.

2.1. Репрезентация времени в литературе постмодернизма.

2.2. Темпоральный план произведений Курта Воннегута.

2.3. Специфика темпоральной организации романов Джона Фаулза.

2.4. Концепт "время" в картине мира К.Воннегута и Дж.Фаулза.

2.5. Модели времени в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза.

2.6. Психологическое время персонажа в романах Воннегута и Фаулза.

2.7. Образы времени в прозе К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Выводы по Главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора: на материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза»

На современном этапе развития лингвистики и литературоведения невозможно представить себе интерпретацию и анализ художественного текста без исследования его темпоральной структуры, которая в ряде случаев определяет идиостиль конкретного писателя. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть вопросы формирования темпоральной структуры художественного текста и алгоритм ее построения с помощью различных языковых средств в идиостиле автора, чему и посвящено настоящее диссертационное исследование.

Каждого мастера художественного слова отличает свой, специфический набор экспрессивно-эмоциональных средств и приемов построения произведений, которые формируют его индивидуальный язык, выражают стиль его мышления и являются дифференциальными признаками, позволяющими отличить стиль одного автора от другого. Особенности концептуальной системы автора (мнения и знания о мире, отражающие его познавательный опыт), в частности, обуславливают восприятие времени и, как результат, его репрезентацию в тексте.

Работы по языку и стилю в 70-е годы были в основном посвящены анализу употребления лексических единиц. С 80-х годов наблюдается укрупнение единиц анализа в разработке проблемы идиостиля. В последнее время происходит смещение акцентов со средств и способов создания изобразительности к анализу особенностей формальной и смысловой структуры текстов. В работах последнего десятилетия усиливается внимание к различным текстовым категориям. Одним из аспектов исследования индивидуального стиля писателя является анализ места и роли в его художественной манере темпоральной структуры текста.

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, сложностью и спорностью вопросов, касающихся представленности времени в художественных текстах. Во-вторьгх, необходимостью изучения темпоральной перспективы в системе средств создания идиостиля в связи с ее особой значимостью в художественном творчестве. В-третьих, недостаточной изученностью темпоральной структуры в произведенниях представителей постмодернистской прозы Курта Воннегута и Джона Фаулза, в которой темпоральная структура является одним из базовых компонентов.

Несмотря на существующие работы, посвященные произведениям К.Воннегута и Дж.Фаулза в русле литературоведения (Волкова 1995, Годованная 2004, Затонский 1973, Мотылева 1974) и лингвистики (Демина 2003, Кочешкова 2004, Loveday 1980, McGinnis 1994, Sieber 2000), до сих пор не было предпринято попытки системного описания темпоральной структуры как компонента идиостиля К.Воннегута и Дж.Фаулза, без изучения которой невозможно составить целостное представление об индивидуально-авторском мировосприятии.

Объектом настоящего исследования является темпоральная структура художественных текстов и ее составляющие.

Предметом анализа являются механизмы (средства, способы, модели) построения темпоральной структуры произведения и ее роль в формировании идиостиля автора.

Материалом исследования послужили произведения Курта Воннегута и Джона Фаулза общим объёмом более 5000 страниц. При рассмотрении общих положений теории темпоральности в качестве иллюстративного материала привлекались произведения Г.Грина, М.Этвуд, М.Люкадо, Дж.Апдайка, Э.Хемингуэя, С.Фитцжеральда и других авторов общим объемом более 3000 страниц.

Основной целью данного диссертационного исследования является определение роли и значения темпоральной структуры произведений в формировании идиостиля и в выражении концептуальной системы К.Воннегута и Дж.Фаулза. Выбор материала объясняется тем, что в произведениях этих авторов временному фактору как текстовому элементу принадлежит решающая роль.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- исследование теоретических основ категории темпоральности;

- описание составляющих темпоральной структуры художественного текста;

- уточнение понятия «идиостиль»;

- выявление наиболее значимых приемов, используемых авторами для создания временного плана художественного текста;

- рассмотрение базовых компонентов постмодернистского дискурса и специфики структурирования темпоральности авторами-постмодернистами;

- определение общих и отличительных особенностей в построении темпоральной структуры произведений К.Воннегута и Дж.Фаулза.

- сопоставление механизмов построения темпоральной перспективы и репрезентации времени в творчестве К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области философии и культурологи (Э.Гуссерль,

A.Я.Гуревич, В.В.Иванов), стилистики и лингвистики текста (И.Р.Гальперин, З.Я.Тураева, ИЛ.Чернухина), системно-функциональной и коммуникативной грамматики (А.В.Бондарко, Г.А.Золотова), когнитивной лингвистики (Н.Д.Арутюнова, А.В.Кравченко, Дж.Лакофф), семантического синтаксиса (Дж.Лайонз, Л.Теньер, У.Чейф), литературоведения (М.М.Бахтин,

B.В.Виноградов, Д.С.Лихачев).

Основными методами, используемыми в работе, являются метод лингвистического наблюдения языковых фактов, их семантической интерпретации, а также элементы контекстуального, сопоставительного и лингвостилистического анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что темпоральность представлена как компонент идиостиля автора, выявлена специфика темпоральной структуры в постмодернистской прозе и проведен сопоставительный анализ механизмов построения темпоральной структуры в произведениях К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие общей теории темпоральности и в проблему исследования идиостиля. В работе рассмотрена связь категории времени с сознанием, культурно-исторической парадигмой и индивидуальными качествами личности, а также проведен анализ темпоральной организации произведений двух крупных представителей постмодернизма. Основной акцент в исследовании ставится на изучении взаимосвязи концептосферы времени с ее языковой реализацией в художественном тексте через авторское восприятие. В данном исследовании ведется поиск точек соприкосновения объективного времени с художественным временем, что также является теоретически значимым.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение при подготовке лекционных и семинарских занятий по языкознанию, теоретической грамматике английского языка, стилистике и литературоведению, при разработке таких курсов, как интерпретация и анализ художественного текста, лингвистика текста, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика темпоральной структуры текста определяется совокупностью всех временных отношений и соположенностью нескольких временных планов: событийным, или онтологическим временем события, перцептуальным временем повествователя, психологическим временем персонажа и способами их языковой репрезентации.

2. Темпоральная структура текста выступает как значимый показатель идиостиля автора. Языковые приемы ее построения получают особую смысловую нагрузку в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза, они отражают мировоззрение авторов и являются концептуально значимыми для их творчества.

3. Концепт «время» является одним из базовых концептов в творчестве К.Воннегута и Дж.Фаулза и, следовательно, базовым фрагментом их картины мира. В их произведениях данный концепт репрезентирован особыми группировками ключевых слов, которые позволяют реконструировать специфику концептуальной системы каждого автора.

4. Важными идиостилевыми чертами в построении темпоральной структуры текста авторами-постмодернистами являются: сложность и многокомпонентность темпоральной структуры их произведений, размытые (нечеткие) границы между временем реальным и ирреальным, максимальная заполненность времени событиями, психологизм в изображении времени, богатая' образность (метафоричность) в репрезентации концепта времени.

5. Прием «игры», в том числе «игры» со временем — одна из доминант культуры постмодернизма - является важным компонентом идиостиля писателя.

Структура работы. Диссертация общим объёмом 175 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Федосова, Татьяна Викторовна

Выводы по Главе 2

1. Постмодернизм - это особая мировоззренческая концепция, и, соответственно, особая форма художественного видения мира, ставшая ведущей в культуре второй половины XX века. Для постмодернизма характерно специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, «децентрированного» мира, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов.

На формальном уровне постмодернистский код характеризуется применением ряда приемов: многоуровневая организация текста, дискретность, прием игры, мистификация, псевдофактографичность, резкий контраст, коллаж, гиперинформативность, уничтожение грани между фактом и вымыслом, между временем реальным и ирреальным.

2. «Игра временем» — доминирующая идиостилевая характеристика авторов постмодернизма. Постмодернисты пытаются выйти за временные рамки в своем творчестве. Фрагментарность, неоднородность и дискретность времени - важные свойства литературного времени, которые актуализируются авторами, и которые являются мощным средством динамизации сюжета и ведут к значительной художественной экономии.

3. В произведениях К.Воннегута возникает изменчивая, подвижная, многомерная временная перспектива, в которой последовательность событий не соответствует их реальной хронологии. Единого времени в его произведениях не существует: каждый мир наделен своим временем и имеет свой счет времени. Мир реальный и фантастический вполне спокойно сосуществуют в текстах Воннегута.

Способность переноситься из одной временной плоскости в другую позволяет его персонажам беспрепятственно путешествовать по планетам не только Солнечной системы, но и Галактики в целом. Писатель, ощущая себя частью Вселенной, создает такой художественный мир, который есть проекция его взаимоотношений с реальностью, и который является выражением самосознания и мироощущения автора.

4. В основе творческого кредо Джона Фаулза лежат гуманистические принципы. В своих произведениях Фаулз затрагивает социальную и этическую проблематику общества, его нравственные болезни и конфликты. Автор также представляет неоднозначное толкование времени в своих работах. В них действуют различные модели и образы времени. Писатель виртуозно показывает всю сложность восприятия времени своими персонажами. Язык Фаулза характеризуется амбивалентностью семантики, его тексты отличают смысловая и структурная многоплановость и множественность интерпретаций. Прием «игры временем» выступает как один из доминирующих приемов в создании сюжетов его произведений.

5. Поскольку картина мира имеет ментальную природу, которая эксплицируется через язык, важнейшим показателем картины мира является язык личности. Из анализа ключевых ассоциатов концепта «время», можно заключить, что концепт «время» является одним из доминантных концептов авторской модели мира, которые представлены следующими смысловыми соотношениями: время — безвременье, время - вечность (Фаулз), время — свобода, время — возвращение (Воннегут).

6. Анализируя значение концепта «время» в текстах данных авторов, мы обнаружили, что он является важной составляющей их картины мира. Авторы в соответствии со своими эстетическими установками то расширяют, то сгущают время, то замедляют, то ускоряют его ход. Изображаемые в прошлом ситуации и факты оцениваются ими по-разному: некоторые из них описываются предельно кратко, другие же, напротив, выделяются крупным планом. Оба автора смело преобразуют течение времени и изменяют ход сюжета. Часто у Воннегута и Фаулза вполне конкретное объективное время в начале сюжета, трансформируется в нечто мистико-символическое к концу сюжета.

149

Заключение

Цель данного исследования заключалась в определении роли и значения темпоральной структуры художественных произведений в формировании идиостиля автора. В работе приведены некоторые точки зрения на концептуализацию времени, характер отражения идеи времени в сознании, языках и культурах, показаны особенности выражения художественного времени разными авторами и проанализированы приемы построения темпоральной структуры произведений, а также были выявлены существенные общие и отличительные черты двух идиостилей.

Анализ категории времени был произведен с нескольких углов зрения: с философского (осмысление времени автором как мыслящим индивидом); с культурологического (восприятие времени автором как представителем определенного этноса), с психологического (восприятие времени автором как личностью), с лингвистического (использование автором языковых средств для изображения времени в тексте).

В работе описаны средства, способы и модели темпоральной организации художественного текста, рассмотрены взгляды на время исследователей самых различных областей знания: философов, культурологов, лингвистов и литературоведов и выделены несколько направлений в изучении времени. Среди них необходимо отметить работы универсального характера, в которых наше мышление определяется организацией времени (М.М.Бахтин, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер); исследования, связывающие время с картиной мира (Г.Д.Гачев, М.Ю.Лотман, Е.С.Яковлева); исследования, рассматривающие время художественного текста в рамках лингвистики текста (И.Р.Гальперин, О.И.Москальская, З.Я.Тураева); исследования прикладного характера по обучению интерпретации иноязычного художественного текста с учетом его темпоральной структуры (В.Б.Сосновская, З.Я.Тураева).

Философская интерпретация времени исходит из разграничения 1) времени бытийного как формы реального бытия и 2) времени, отраженного в культуре, обществе и индивидуальном сознании. Последняя форма представляет собой самостоятельный параметр духовной жизни общества и личности и известна как время перцептуальное, которое играет исключительную роль среди процессов, участвующих в восприятии реального мира. Перцептуальное время поэтому содержит большой субъективный элемент; с ним связано, прежде всего, наше «чувство времени», ощущение настоящего, прошлого и будущего, связанное со сменой переживаний, мыслей, воспоминаний и т.д.

В работе излагаются вопросы, относящиеся к проблеме связи времени и сознания, проанализирована феноменологическая парадигма, которая рассматривает время как существующее в сознании человека. Восприятие и осознание времени человеком зависит также от его принадлежности к определенной культуре и языковому социуму и определяется психологическим состоянием человека и участием психических процессов индивидуума: его эмоциональным состоянием, установками, интересами, мотивацией и ситуациями, в которых он находится. Понимание времени в качестве субъективного переживания дает возможность использовать многообразие субъективного восприятия времени в тексте. Субъективное время позволяет взглянуть на прошлое из будущего, переставить события местами, сделать из момента вечность и наоборот.

Время в языке можно отнести к числу категорий, с помощью которых определяется соотношение между лингвистической и экстралингвистической деятельностью человека. Естественный язык связан с реальным миром именно через перцептуальный мир, проецируемый нашим сознанием. Языковое время (темпоральность) - это комплексная категория, которая охватывает грамматические, лексические и лексико-синтаксические средства для репрезентации различных вариантов категории времени.

Инвентарь языковых средств, участвующих в передаче временных отношений, очень разнообразен и включает элементы различных уровней, выражающих восприятие и осознание человеком временных связей объективного мира. Ядро поля темпоральности составляет время грамматическое, т.е. выражение времени глагольными формами, представляющими собой средства максимально обобщенного и отвлеченного выражения данной категории. Время также передается в языке и за пределами глагольной системы: лексическими показателями времени, временными союзами, формами наклонений, модальными словами и глаголами, синтаксическими конструкциями.

Писатель создает особое, условное время, подчиненное закономерностям художественного текста. Представление времени как важнейшей универсалии человеческого бытия находит отражение в каждом художественном произведении, где время характеризуется событиями, их развитием и последовательностью. Время в тексте лишь косвенно связано с реальным временем писателя, который художественно преобразует, «трансформирует» реальное время. На уровне текста временные отношения усложняются, поскольку художественный текст отличает сложная своеобразная смысловая и системно-структурная организация.

В художественном тексте временные категории «вырастают» и образуют темпоральную структуру. Темпоральная структура представляет собой отношения и связи языковых элементов, передающих временные отношения в тексте. Основой темпоральной структуры выступает художественное время, которое представляет собой симбиоз времени событий, описываемых в тексте, времени автора и персонажей произведения и времени восприятия произведения.

Художественный текст как организованное речевое произведение ориентирован на модель действительности, которая существует в данном обществе. Поскольку время является универсальной составляющей картины мира, отраженной в различных текстах, то его можно считать категорией картины мира, и, рассматривая время на материале художественного текста, можно реконструировать фрагмент модели мира автора. Образ мира автора, его художественное видение отражается и в индивидуальном стиле, который представляет собой определенный способ организации произведения, в том числе и его темпоральной структуры.

Анализ литературных произведений XX века, имеющих и не имеющих отношения к течению постмодернизма, показывает, что стилистические возможности построения темпорального плана произведений очень богаты. Эти произведения отражают глубокий интерес писателей к категории времени. Авторы умело справляются с проблемой соотношения между временем изображенным и временем изображения путем сжатия времени: целая эпоха может быть свернута в один абзац или история нескольких поколений изображена на одной странице и т.д.

Современные авторы позволяют себе определенную свободу в обращении со временем в своих произведениях. Результаты наблюдений над способами построения темпоральной структуры текста позволяют говорить о том, что существует зависимость между темпоральным построением произведения и особенностями мышления его автора. Результаты проведенного анализа также показывают своеобразие стилистических приемов в изображении времени, используемых писателями.

В данном исследовании мы проследили алгоритм построения темпорального плана произведений и подвергли сопоставительному анализу художественный стиль двух крупных писателей современности - К.Воннегута и Дж.Фаулза. В результате анализа были выявлены как общие, так и отличные средства, способы и модели создания темпоральной структуры текста являющиеся характерными приемами авторского стиля.

Лексика, грамматика и синтаксис двух авторов позволяют говорить о разнообразии временных представлений. В творчестве и Воннегута и Фаулза само слово время имеет высокую частотность и большой семантический вес. Время в идиостиле авторов концептуализируется с точки зрения своего разрушительного воздействия на окружающий мир, на культуру, на человека. Очень часто время подается как разрушительная сила, которая губит, уничтожает и уносит, и от которой авторы хотят освободиться. Отрицательная оценка времени формируется почти во всех произведениях данных авторов.

Характеризуя переплетение фантастических и бытовых элементов, присущее художественному почерку обоих авторов, мы проанализировали структурообразующие и сюжетообразующие функции времени в произведениях Воннегута и Фаулза. В произведениях данных авторов уживаются историческое и мифологическое время, для них характерна увеличенная интенсивность времени.

В ходе исследования обнаружилось, что Воннегут и Фаулз художественно осмысливают категорию времени и для его характеристики используют экспрессивные возможности видовременных глагольных форм и разнообразные средства времяобозначения. В целом тексты писателей построены на принципе ухода от классического (размеренного, линейного) представления времени, для них характерно переплетение временных интервалов и дискретность в изображении времени.

Среди показателей идиостиля были выделены моделирование и способы построения темпоральной структуры, а также особенности авторского ассоциирования концепта «время». Важными идиостилевыми чертами в построении темпоральной структуры произведений у данных авторов являются размытые границы между временем реальным и ирреальным, дискретность и компрессия времени, максимальная заполненность времени событиями, психологизм времени, богатая образность времени, разнообразие временных моделей и экспериментов со временем.

Итак, в настоящем исследовании проведено изучение темпоральной структуры как важной идиостилевой черты, и анализ некоторых выразительных возможностей грамматической категории времени в литературном творчестве К.Воннегута и Дж.Фаулза. Мы полагаем, что отдельные положения исследования темпоральной структуры текста, предложенные в данной работе, могут быть использованы при изучении особенностей организации художественного времени в творчестве других авторов.

154

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Федосова, Татьяна Викторовна, 2005 год

1. Абиева Н. О К. Воннегуте // К. Воннегут. Сирены Титана. - СПб.: Азбука, 2000. - С.324-330.

2. Аврелий А. Исповедь. М.: Республика, 1992. - 335с.

3. Андреева Т.А. Структура сюжетного времени. Автореф. дис. . канд. филол. наук. JL, 1976. — 20с.

4. Аполлонова А.В. «Время» в мотивной системе лирики А.С. Пушкина 1820-х годов // Филологические науки. 2002, №5. - С.22-33.

5. Апресян Ю.Д. Избранные труды Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Языки русской культуры, 1995. 767с.

6. Аристотель. Физика. Сочинения в 4 т. Т. 3. М., 1981. — 223с.

7. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время. -М.: Индрик, 1997.- С.51-61.

8. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык ^ о языке: Сб. статей русской культуры. М.: Язык и русская культура,2000.-С.7-19.

9. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1999.-896 с.

10. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки. Эволюция. Перспективы. М.: Наука, 1982. - 221с.

11. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

12. Байн О.Б. Ключевые слова в тексте и языковая картина мира // Языковая картина мира: Мат-лы Всерос. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. - С.70-73.

13. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Иностранная литература, 1961. — 394 с.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.15,16,17,18,19,2021,2225

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.424 с.

16. Бекишева Е.В. Репрезентация категории времени в медицинской терминологии // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2004, № 2-3.- С.52-59.

17. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. - 447 с.

18. Бисималиева М.К. О пониятиях «текст» и «дискурс» // Филологическиенауки. 1999, №2. - С.78-85.

19. Богомолов Н.А. Авторы и герои в литературе рубежа тысячелетий // Филологические науки. 2002, №3. - С.3-9.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.