Темы и образы декаданса: Й.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид: опыт сопоставительного анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Губарева, Марита Сергеевна

  • Губарева, Марита Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 201
Губарева, Марита Сергеевна. Темы и образы декаданса: Й.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид: опыт сопоставительного анализа: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2005. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Губарева, Марита Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ. ПОНЯТИЕ «ДЕКАДАНСА» И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ. "ТЕМАТИЧЕСКИЙ" ПОДХОД.

1. ИСКУССТВО ЖИЗНИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

1.1. «НАОБОРОТ»: «Кудаугодно, лишь бы прочь из этого мира.».

1.2. «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» «. Укрыться от грязных опасностей реального существования»//«.зажить настоящей, совершенной, полной жизнью».

1.3. «ЯСТВА ЗЕМНЫЕ»/«ИММОРАЛИСТ»:

Пробудиться наконец от мечтаний и зажить полной, насыщенной жизнью.».

2. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ. ИСКУССТВО И ИСКУСТВЕННОСТЬ.

2.1. « Природа отжила свое».

2.2. «Наслаждаться Природой! К счастью, я полностью утратил эту способность» // «Каждый из нас находится здесь затем, чтобы полностью реализовать все, что заножено в нем природой».

2.3. «.Обволакивающиезаконы природы».

3. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ. ВОСПРИЯТИЕ ТЕЛА.

3.1. «Изощренные опыты».

3.2. «Пусть ничто не уйдет от тебя! Всегда находись в поиске новых ощущений».

3.3. «Чувственный экстаз».

4. МОТИВ ЖЕЛАНИЙ.

4.1. «Не испытывая новых желаний».

4.2. «Безумное желание узнать о жизни все».

4.3. «Веемой аппетиты взыграли».

5. ПОНЯТИЯ «НАСЛАЖДЕНИЕ» и «СЧАСТЬЕ».

5.1. «Яхочу наслаждаться вечно.».

5.2. «Наслаждение жизнью и счастье жить» // «Кому оно нужно, счастье? Я искал наслаждения».

5.3. «. к бесконечной возможности счастья».

6. ПОНЯТИЕ «ПРЕКРАСНОГО». ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ.

6.1. «Отвратительное и изысканное».

6.2. «Достичь совершенства путем поклонения Прекрасному».

6.3. «Любовная красота земли».

7. ТЕМА ЛЮБВИ.

7.1. «Прочь от обычаев, в необычный экстаз».

7.2. «Если бы я мог любить!».

7.3. «Удовлетвори свою жажду любви.».

8. ПОНЯТИЕ ГРЕХА И МОРАЛИ. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ.

8.1. «Особый католицизм с примесью мистицизма и садизма».

8.2. «Ложные идеалы эпохи»/»Высшая этика».

8.3. «Отринуть мораль, зажить полной жизнью».

9. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ ДЕКАДАНСА.

Р. 1. ХАРАКТЕР ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.

9.2. ОТНОШЕНИЯ С ОБЩЕСТВОМ.

9.3. ОТНОШЕНИЯ ГЕРОЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

АКТИВНОСТЬ и ПАССИВНОСТЬ.

10. ТЕМА ВЛИЯНИЯ.

10.1. Влияние как манипуляция.

10.2. Влияние как искушение.

10.3. Влияние как пробуждение.

11. СИМВОЛИКА ЦВЕТА И СВЕТА. Цвета и оттенки.

11.1. «Не цвет, а только оттенок».

11.2. «Сочувствовать следует краскам, красоте, радости жизни.».

11.3. «Пусть все расцветится моей любовью.».

Свет.

12. МОТИВ ПУТЕШЕСТВИЯ.

12.1. «Путешествие в воображении».

12.2. Путешествие в воображении-2.

12.3. «Топи»: маленькая неудачная поездка.

12.4. «Яства земные»: путешествие как освобождающее «скитание».

13. ПОНЯТИЕ ДИЛЕТАНТИЗМА. МОТИВ ИГРЫ и НЕПОСТОЯНСТВА.

13.1. «Ощутить себя, в некотором роде и поверхностно.».

13.2. «Его всегда отличала необычайная способность на время всецело отдаваться любому занятию. »//«Онреализует себя в разных формах, и тысячами способов.».

13.3. «Дилетант, который все понимает.».

14. МОТИВ СВОБОДЫ и ОСВОБОЖДЕНИЯ.

14.1. «Несвязанный ничем».

14.2. «Убежать в более просторный мир».

14.3. «Руководство к бегству, освобождению».

15. ТЕМА СМЕРТИ.

15.1. «Устав от жизни».

15.2. «Живая смерть души».

15.3. «Сладость столь краткой жизни».

16. БОЛЕЗНЬ И ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ.

16.1. «Стремление к чему-то болезненному.».

16.2. «Наша душа страдает многими болезнями»//»прекрасный, здоровый индивидуализм».

16.3. «Моеудивительное выздоровление.».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Темы и образы декаданса: Й.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид: опыт сопоставительного анализа»

Несмотря на то, что творчество Жида тянется вплоть до наших дней, своими корнями оно уходит в декаданс» - замечал в своей книге один из крупнейших исследователей эпохи «рубежа веков» Марио Прац1.

Андре Жид создает свои первые произведения в 1890-х годах. Начав с символизма2, он, как известно, постепенно отдаляется от этого течения, критикуя его в «Топях» (Paludes, 1895) и противопоставляя ему иную программу в «Яствах земных» {Les Nourritures terrestres, 1897). Собственно говоря, вопрос соотношения ранних произведений А. Жида с символизмом «лежит на поверхности» и не раз затрагивался в исследованиях3. Нам же представляется более интересным сместить ракурс исследования, взглянув в ту сторону, куда указывал М. Прац, и рассмотреть творчество этого писателя в ином, смежном контексте: в его отношении к эстетике декаданса4.

Как соотносится творчество Жида 1890-х с декадансом? Можно ли видеть в «Яствах земных», с их оптимистичным призывом к полноценной и радостной земной жизни в согласии с законами природы, попытку коренного преодоления «упадочного» декадентского мироощущения (такой вывод напрашивается при первом прочтении)? Где здесь тогда заканчиваются декадентские «корни» и где начинается устремление «вверх», в противоположном (и противоположном ли?) направлении? Эти вопросы порой намечались в исследованиях, но не получали развернутого ответа. Именно они послужили отправной точкой для нашей работы.

Как нам показалось, ответ на них следовало искать в текстах - порождениях и символах этой эпохи. Так мы пришли к идее сопоставления «Яств земных» с двумя другими произведениями этого периода, воплотившими основные идеи и образы декаданса и, к тому же, хорошо знакомыми А. Жиду: романом Й.-К. Гюисманса

1 Praz М. La carne, la morte e il diavolo nelle litterature romantiche. - Firenze: Sansoni, 1986, p. 337.

2 «Тетради Андре Вальтера» (Les cahiers d'Andre Walter), 1891, «Трактат о Нарциссе» {Traitё de Narcisse), 1891, «Путешествие Уриана» (Le Voyage d'Urien), 1893.

3 Непосредственно этому вопросу посвящена, например, монография Ж.-М. Виттманна (Wittmann J.-M. Symboliste et cteserteur. Les oeuvres "fin-de-sifecle d'Andrg Gide. - P.: Honore Champion, 1997 ) и ряд статей (например: Bronte D. «Le symbolisme dans Pceuvre Andr6 Gide» // Cahiers A. Gide 1. - P.: nrf, Gallimard, 1969).

4 Понятие декаданс (которое будет разобрано более подробно в историографической главе) используется здесь в широком смысле слова: не как «стиль» или «течение», а как измерение культуры всей эпохи в целом (куда могут входить произведения, традиционно относимые как к натурализму, так и к символизму) и как соответствующая эстетика, характеризующаяся определенным набором тем, мотивов и образов.

Наоборот» (A rebours, 1884) и романом О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1891).

Предмет исследования).

Таким образом, предмет нашего исследования состоит в сопоставительном разборе трех текстов, связанных между собой несколькими линиями влияния. И что еще более важно - принадлежностью к одной эпохе, к одному культурному контексту: релевантностью для всех этих текстов проблематики декаданса (отсюда -возможная общность в тематике и в постановке проблем, необязательно свидетельствующая о влиянии).

Программный роман Й.-К. Гюисманса «Наоборот» принято считать центральным произведением декаданса, своеобразным «манифестом» (или, в восприятии современников, «молитвенником» новой эстетики)5, неким «компендиумом» основных декадентских тем и мотивов6, одновременно обобщившим и предопределившим их развитие .

3 Ср.: «Выход свет «Наоборот» ознаменует собой появление манифеста новой эстетики» (Pierrot J.

L'imaginaire decadent. - P.: PUF, 1977, p. 12); Поль Валери называл роман «своей Библией и настольной книгой» (Эллман Р. Оскар Уайльд. Биография. - М.: Изд. Независимая Газета, 2000, с. 268); «созданный Гюисмансом полноценный портрет Декадента; «молитвенник Декаданса» по Саймонсу» (Thornton R.K.R.

Decadence' in Later Nineteenth-Century England" // Decadence and the 1890s (ed. Ian Fletcher). - NY: Holmes and Meier, 1980, p.18); «роман, который Андре Билли назвал Библией поколения» (LM F. A rebours et l'esprit decadent. - P.: Nizet, 1972, p. 7).

6 «Литературный текст, явивший собой, пожалуй, самый известный образ декаданса, наилучшим образом иллюстрирующий все его мифы и модели поведения» (Giovanetti P. Decadentismo. - Milano: Bibliografica, 1994) «Роман явил собой одновременно переломный момент, синтез и приведение в движение различных ответвлений декаданса: это была попытка дать исчерпывающее определение декадансу» (Court-Perez F. Joris-Karl Huysmans. A Rebours. - P.: PUF, 1987, p. 17), «определение и апогей декаданса» (ibid., p. 5), «центральная книга декаданса, в которой феноменология данного состояния души проиллюстрирована вплоть до мельчайших подробностей на примере персонажа-модели: дез Эссента. (.) В ней потенциально заложены не только все романы Гюисманса, но и вся декадентская проза», М. Praz, op.cit., p. 268).

7 Интересно, что в момент своего появления это произведение, с одной стороны обобщило и подытожило некую уже сложившуюся к тому времени ситуацию, а с другой - предвосхитило и в чем-то предопределило дальнейшее развитие декадентской эстетики. Так, одни исследователи видят в нем прежде всего первую, «итоговую» сторону («Неправильно было бы думать, что декадентское мироощущение зарождается в 1884 вместе с «Наоборот». Если поколение 1885 года, поколение «душевного кризиса», по выражению Ги Мишо, с легкостью узнало себя в книге Гюисманса, то лишь потому, что в дез Эссенте воплотилось немало черт -внешних, литературных и нравственных - которые были уже хорошо известны. Так же, как романтическое поколение узнало себя в Рене, молодые декаденты сочли дез Эссента воплощением современного мироощущения (.) Так или иначе, успех дез Эссента объясняется, в частности, существованием некого скрытого течения, которое вместе с ним неожиданно вырвалось на поверхность» (Livi F., op.cit., pp. 13-14), «то произведение, в котором неожиданно выкристаллизовалось все то, что эпоха впоследствии вкладывала в понятие декаданс» (Letheve J. "Le Лёше de la decadence dans les lettres fran9aises k la fin du XIX stecle" // Revue d'Histoire litteraire de la France, janvier-mars 1963, p. 52) «В чем же заключается оригинальность «Наоборот», и как объяснить успех этой книги? Дело в том, что впервые все те черты, которые высвечивались в каком-нибудь романе, стихотворении или целом произведении, были объединены и методически изучены. Самые разнообразные нити сплелись здесь в тот сложный клубок, который образует характер дез Эссента»,

Роман произвел огромное впечатление как на современников, так и на последующее поколение писателей. О. Уайльд познакомился с ним почти сразу после его выхода в свет, находясь в Париже, и был глубоко потрясен им, назвав его «одной из лучших книг, которые ему довелось когда-либо прочесть»8, в то время как А. Жид в начале 1890-х считал Гюисманса «одним из лучших писателей прозы»9.

Оскара Уайльда, автора второго из рассматриваемых произведений,

Портрета Дориана Грея" (далее - ПДГ), в котором он создал еще один классический образ декадента, также часто причисляют к "мэтрам" декаданса10.

Его роман испытал на себе ощутимое влияние «Наоборот»11. В свою очередь, эстетика самого О. Уайльда оказала заметное влияние на образ мыслей А. Жида (то, что это происходило в основном во время их личных встреч и бесед12, не мешает нам

11 обнаружить ряд интересных аналогий в текстах , более того, Уайльд выступил прототипом одного из основных персонажей «Яств земных»14).

Наоборот» - это несомненно самая значительная книга декаданса, подытоживающая его психологическое и стилистическое развитие» (Fortichiari V. Invito a conoscere И decadentismo. - Milano: Mursia, 1987, p. 69). В то время как другие исследователи и комментаторы подчеркивают вторую сторону, видя в нем не столько «итог», сколько «начало»: «Книга, приводящая в отчаяние, которая предвосхитила и надолго предопределила наши вкусы и наши неприязни», R.de Gourmont, Sixtine. - P.: Savine, 1890, p 75; «Наоборот» можно было бы назвать «романом о декадансе». (.) он во многом способствовал созданию образа Декадента, истинность которого никого не заботила.» (Marqueze-Pouey L. Le mouvement decadent en France. - P.: PUF, 1986, pp 1423).

8 Интервью газете Morning News, данное вскоре после прочтения книги и опубликованное 20 июня 1884.

9 Письмо к П. Валери от 11 июня 1891 г.

10 «В его идеях (.) выкристаллизовались некоторые важнейшие темы декадентской эстетики. Оригинальность Уайльда состояла как раз в том, что (.) он развил до логического предела постулаты декадентской эстетики и организовал в относительно связное целое эстетическое наследие мэтров предыдущего поколения (.) он является одним из величайших теоретиков декаданса» (Pierrot J., op.cit., p. 31).

Наоборот», опубликованный всего лишь за несколько недель [до приезда Уайльда в Париж], сразу привлек его внимание. (.) Он глубоко потряс Уайльда и оказал сильное влияние не только на его будущий роман, «ПДГ», но и, в целом, на то, как развивались в дальнейшем его вкусы и пристрастия (.) «ПДГ» полон отголосков «Наоборот» (Fryer J. Andre and Oscar. Gide, Wilde and the gay art of living. -L.: Constable, 1997, p. 17-19). Порой в исследованиях можно даже встретить характеристику этого романа как «английского «Наоборот» - уайльдовской вариации на заданную Гюисмансом тему. Однако не следует абсолютизировать влияние Гюисманса: «Наоборот» - лишь один из многочисленных источников «ПДГ», наряду с «Очерками по истории Ренессанса» У. Пейтера, произведениями ЖЛоррена, П. Бурже и др. См. об этом, напр.: Jullian Ph. Oscar Wilde. - L.: Constable, 1969 (p.216).

12 Жид не раз заявлял о том, что ценил в Уайльде прежде всего гениального собеседника: «Он был не столько великим писателем, сколько великим жизнетворцем (viveur) (.) Наподобие греческих философов, Уайльд не записывал, а проговаривал свою мудрость» (Gide A. "Oscar Wilde. In Memoriam" // Gide A. Essais critiques. - P.: Pteiade, Gallimard, 1999, p. 837).

13 В этом смысле замечание Жида о «ПДГ»: «В письменном изложении - что за неудавшийся шедевр!» ("Oscar Wilde", op.cit., p. 845), может рассматриваться и как свидетельство об узнавании в письменном виде того, что ранее было проговорено (и звучало лучше) в беседах.

Речь идет о Менальке - персонаже, встречающемся как в «Яствах земных», так и в более позднем «Имморалисте»; в обоих произведениях эта фигура выполняет роль учителя, инициатора, под влиянием которого формируется личность лирического героя.

Наконец, замыкают здесь «цепочку влияний» «Яства земные» (далее - «ЯЗ»). Именно неочевидные, «рубежные» отношения этого произведения с эпохой и эстетикой декаданса делают это произведение (в чем-то близкое к роману Уайльда и как будто написанное «от противного» по отношению к роману Гюисманса) столь привлекательным для данного анализа.

Цели и задачи исследования)

Задача нашего исследования состоит в том, чтобы проанализировать эти тексты, выделив и сопоставив в них ключевые темы и мотивы сквозь призму декаданса.

Цель работы - в том, чтобы на примере разобранных текстов выявить взаимосвязь и выстроить преемственность в творчестве этих трех писателей, а также проследить в нем связь с проблематикой и образным миром литературы декаданса (иными словами, выделив три оси влияния, свести их воедино - вокруг центральной оси «декаданса»).

В то же время, подробный анализ тем и образов на основе трех текстов и попытка их «инвентаризации» дают возможность по-новому осмыслить саму эстетику декаданса и попытаться проследить ее эволюцию (1884-1891-1897). В последнее время можно наблюдать рост интереса к литературе этого периода (теме декаданса посвящаются научные конференции, один за другим выходят сборники статей, во Франции начинают переиздаваться произведения таких писателей, как Ж.Лоррен). На наш взгляд, возросшее внимание к культуре декаданса может объясняться как ее сложностью и многослойностью15, так и определенной близостью ее к современной культуре. В нашей работе мы стремились не просто поставить ряд вопросов и указать на малоизученные аспекты рассматриваемого явления, но и приблизить эту эпоху к современности, выделить в ней те моменты, которые по-прежнему сохранили свою актуальность.

15 «С точки зрения истории литературы в этой эпохе еще остается много непроясненного» (Chevrel Y. « Naturalisme et symbolisme: une composante contrastde de la ШёгаШге еигорёеппе de la fin de Steele ? » H La litt6rature de fin de Steele, une НйёгаШге d£cadente?, Num6ro sp£cial de la Revue luxembourgeoise de НПёгаШге gdn6rale et сошрагёе, 1990, p. 105), см. также: Jourde P. L'Alcool du silence. Sur la decadence. - P.: Champion, 1994, p.9.

История вопроса - степень разработанности темы и научная новизна исследования)

В разработке заданной нами темы можно выделить два направления исследований:

1. Первое направление образуют работы по парному сопоставлению рассматриваемых авторов, в которых анализируются пересечения в их биографии и творчестве, а также затрагиваются вопросы влияния. В большей степени изучено влияние «Наоборот» на творчество Уайльда16 и влияние личности Уайльда на жизнь

17 и творчество, Жида ; в меньшей - влияние «Наоборот» на творчество раннего Жида18.

Новизна нашей работы обусловлена, в частности, тем, что сопоставления, проводимые в предшествующих исследованиях, не носят исчерпывающего характера - и нашей задачей стало углубить и развить их, выделив новые темы и проведя, на основе детального анализа текстов, более тонкие параллели и переклички.

К тому же, избранный нами ракурс сопоставления (отношение к декадансу) позволяет по-новому раскрыть и осмыслить выявленные ранее другими исследователями связи.

Наконец, сопоставление творчества всех трех авторов в рамках одной работы, рассмотрение всех трех текстов в едином контексте дает возможность не просто

16 Практически во всех исследованиях творчества Уайльда, включающих в себя анализ «Портрет Дориана Грея», проводится аналогия с «Наоборот»: напр. Эллман Р. Оскар Уайльд. Биография. - М.: Изд. Независимая Газета 2000; Jullian Ph. Oscar Wilde. - L.: Constable, 1969; Pearson H. The life of Oscar Wilde. - L.: Methuen & со, 1947.

17 Например, Mouret Frangois J.-L., « A la recherche d'Oscar Wilde dans la vie et l'ceuvre d'Andr6 Gide » // Cahiers A. Gide 1, nrf, Gallimard, 1969. Fryer J. Andre and Oscar. Gide, Wilde and the gay art of living. - L.: Constable, 1997. P.Pollard « O.Wilde et le paradoxe gidien » // Lectures d'Andrg Gide. Hommages a Claude Martin. - Lyon : Presses Univ. de Lyon, 1994; соответствующие главы в книгах: Langlade J.de. Oscar Wilde, 6crivain fran?ais. - P.: Stock, 1975; Davet Y. Autour des Nourritures terrestres. - P.: Gallimard, 1948; сборник Sur les Nourritures terrestres. La Revue des lettres modernes, N 280-284, 1971. Мнения исследователей в этом вопросе бывают прямо противоположны друг другу - от абсолютизации этого влияния (Ж. де Ланглад) до сведения его к минимуму (И. Даве). Заметим, что большинство исследований направлено на раскрытие пересечений в биографии писателей, реже обращаясь к анализу текстов.

18 В последнее время начали появляться публикации, посвященные отношению ранних произведений А. Жида к литературе декаданса. Этот вопрос затронут в упомянутом исследовании Ж.-М. Виттманна, непосредственно этой проблеме посвящена статья Д. Ногеза (Noguez D. « Des Esseintes et Nathanael» II Sur les Nourritures terrestres (Ed. C. Martin). La Revue des lettres modernes, N 280-284, 1971), а также статьи: Bollhalder Mayer R. «L'amour des esthetes: Rachilde, Wilde et Gide» // Andr6 Gide et la tentation de la modernit6, Colloque International de Mulhouse. - P.: Gallimard, 2002; Rivalin-Padiou S. «Le corps gidien et l'imaginaire fin-de-stecle, entre rupture et continue» // Andr6 Gide et la tentation de la modernity, Colloque International de Mulhouse. - P.: Gallimard, 2002. выделить «попарно» общие моменты (как при традиционном бинарном сопоставлении), но и обнаружить в них новые смыслы.

2. Второй тип исследований, на которые мы во многом опирались - это общие работы по эстетике/образности литературы декаданса, направленные на выделение характерных тем, мотивов и образов. Это, прежде всего, основополагающие работы таких исследователей, как Марио Прац, Жан Пьерро, Жан де Паласио19 и др.; далее, ряд сборников статей, посвященных этой теме, часто представляющих собой итоговые издания конференций (L'Esprit de Decadence, 1980, Mythes de la decadence, 2001) ; и, наконец, работы и сборники, посвященные разбору мотивов декаданса в рамках одного произведения - прежде всего, «Наоборот» (работы Ф. Кур-Перез, Д. Гройновски, Ф. Ливи и др.21).

В нашей работе мы нередко ссылаемся на эти исследования и на проведенный в них разбор тематики декаданса, используя его элементы в анализе (основные из встречавшихся нам в них теоретических подходов мы приводим во вводной главе).

Однако нам показалось интересным подойти в нашем исследовании к сложной проблеме декаданса, избрав несколько иной, «средний» путь: говоря не об эстетике декаданса «вообще» и не о преломлении этой эстетики у одного конкретного автора, а сопоставляя между собой произведения нескольких писателей, имеющих непосредственное отношение к явлению декаданса. На наш взгляд, такой анализ не просто позволяет проследить воплощение тех тем и мотивов, которые принято выделять в качестве «декадентских», на конкретном материале: давая не «единую» (унифицированную), а «трехчастную» картину эстетики и образности декаданса, он также позволяет с новой силой поставить вопрос о вариативности эстетики декаданса.

19 Praz М. La came, la morte e il diavolo nelle letterature romantiche (1 изд. - 1930), op.cit; Pierrot J. L'imaginaire decadent (1977), op.cit.; PalacioJ. de. Figures et formes de la decadence, I s6rie.- P.: Siguier, 1994, Figures et formes de la decadence, II s£rie - P.: Siguier, 2000. Можно упомянуть здесь также работы П. Журда (Jourde P. L'alcool du silence. - Р.: Нопогё Champion, 1994) и Ж. Пшибош (Przybos J. Zoom sur les dёcadents. - P.: 1овё Corti, 2002).

20 См. соответствующий раздел библиографии.

21 Court-Perez F. Joris-Karl Huysmans. A Rebours, op.cit.; Grojnowski D. Le sujet d'A Rebours. - Presses Universitaires de Septentrion, 1996; Huysmans. Une estftetique de la dёcadence (Actes du colloque du Bale, Mulhouse et Colmar, 1984) - Geneve: Slatkine, 1987; Livi F. «J.-К. Huysmans. A rebours et 1'esprit dёcadent», op.cit.; Trudgian H. L'esthdtique de J.-K. Huysmans. - Gen£ve : Slatkine Reprints, 1970.

Методология исследования).

По своим задачам исследование вписывается в рамки «сравнительного литературоведения»22 и представляет собой сопоставительный анализ трех текстов (1) на уровне тем, мотивов и образов (2), включая их, по возможности, в более широкий культурный контекст.

1) Чтобы избежать компилятивности и подойти к проблеме «вплотную», мы решили работать непосредственно с текстами и опираться прежде всего на них, снабжая каждое утверждение соответствующей цитатой.

Избранные нами тексты образуют «ядро» анализа, что, однако, не исключает привлечения более широкого материала. Так, нам показалось необходимым подключать иногда к анализу другие тексты рассматриваемых авторов (их дневники и письма, критические эссе О.Уайльда, другие ранние произведения А. Жида: «Топи» и, в особенности, «Имморалист» ), а также произведения близких по тематике писателей. Кроме того, мы старались, по возможности, включать их в более широкий культурный контекст: рассматривая порой их связь с философской мыслью (А.Шопенгауэром, С.Кьеркегором, Ф.Ницше) и проводя аналогии со смежными течениями в изобразительном искусстве.

22 Как таковое, оно оправдывает выход «за пределы» литературы одной страны (в данном случае, Франции) и включение в исследование нефранцузского писателя. В качестве дополнительного обоснования можно подчеркнуть сущность декаданса как явления европейской культуры в целом, а также связь Оскара Уайльда с французской культурой (мы не сочли нужным останавливаться здесь на этом вопросе, так как он был подробно исследован в посвященной ему монографии; J. de Langlade. Oscar Wilde, dcrivain franfais, op.cit.). Сошлемся здесь также на слова Ж. Пьерро: «Заметим, что именно О.Уайльд наилучшим образом сформулировал, в последнее десятилетие века, основы эстетики двух параллельных течений: французского декаданса и английской эстетической школы, возникшей во многом под его влиянием. Поэтому анализ его теорий и идей необходим для того, чтобы прояснить глубинную сущность, направленность и смысл французского декаданса» (J. Pierrot, op.cit., р.26).

23 Эти произведения А. Жида тесно связаны между собой и отражают эволюцию в мировоззрении писателя. Более раннее «Топи» (1895) представляет собой критическое осмысление литературной действительности, в котором дается сатирический портрет писателя-символиста. В «Яствах земных» Жид идет дальше, не просто отрицая, но и предлагая новую программу. «Из всех моих книг «Яства» - самая спонтанная и искренняя», -напишет он впоследствии. «За исключением моих «Яств», все мои книги ироничны; это критические книги» (запись в дневнике от 20 сент. 1931). Действительно: в более позднем «Имморалисте» (1902) он уже пытается критически осмыслить то, что с уверенностью утверждал в «Яствах», трактуя некоторые темы в ярко-выраженном ницшеанском ключе и возвращаясь к проблематике декаданса на новом уровне.

2). То, что мы подошли к декадансу именно с точки зрения его тематики и образности - не случайно. На наш взгляд, именно этот уровень исследования может оказаться особенно плодотворным при рассмотрении данного явления в литературе. В то время как декаданс не всегда удобно определять через стиль24, а говорить о нем вообще как о неком упадочном или кризисном «мироощущении» переходной эпохи25 - слишком общо и неконкретно, выделение тем и мотивов представляется нам удобным инструментом для того, чтобы раскрыть содержательную сторону этого понятия. Не случайно в последнее время этот подход пользуется популярностью у исследователей литературы данного периода (ср. распространение исследований, посвященных «эстетике» и, более конкретно, «образному миру», «фигурам и формам» или «мифам» декаданса).

Структура работы).

Исследование делится на разделы, каждый из которых посвящен определенной теме (понятию, образу, мотиву). Критерием в выделении тем служила их значимость для всех трех произведений; правда, в отдельных случаях тема могла быть более развита у двух - и менее у одного из авторов, будучи при этом достаточно интересной и релевантной для того, чтобы все же быть включенной в анализ. Рассматривая текст сквозь общую призму декаданса и переходя при этом от одной темы к другой, мы как бы поворачиваем предмет разными (смежными) гранями, попеременно высвечивая их, фокусируя внимание на различных аспектах, - как бы пытаемся подойти к одной и той же проблеме с разных сторон.

В той последовательности, в которой представлены разделы, нет никакой иерархии; в своем выборе мы руководствовались лишь логикой изложения. Мы

24 См. об этом подробнее J. Lethtve. "Le Лёше de la decadence" (op.cit. pp 57-58): «К декадансу относили весьма не похожих между собой писателей. (.) Иными словами, речь идет, скорее, об общей атмосфере, в которую с удовольствием погружалось, порой лишь мимолетно, множество писателей с самой разнообразной техникой письма. (.) Вообще эпитет «декадентский» (decadent) чаще всего плохо подходит к творениям писателей-символистов и в большей степени применим к весьма традиционным по форме произведениям - например, Альбера Самэна или Робера де Монтескью: так что это в большей степени вопрос сюжета и атмосферы, чем формы».

В литературоведении часто говорят о декадентском «мироощущении» (мировоззрении, мировоззренческой установке, атмосфере и т.п.) — ср. устойчивые сочетания esprit decadent, esprit de decadence (ср. то, как обыгрывает это словоупотребление Ж.-М. Виттманн: «если существует некий «дух» декаданса, то именно его следует вызывать для того, чтобы охарактеризовать эпоху»); sensibilite decadente, а также vision du monde (decadente). «Во Франции 1880-х годов определенный «декадентский» душевный настрой был воплощен в ряде тем группой писателей.» (P. Giovanetti, op.cit., 30) посчитали необходимым предварить разбор отдельных тем и образов разделом, посвященным более общей характеристике каждого из произведений (наряду с кратким пересказом сюжета и выделением в нем ключевых моментов, в этом разделе намечается основная линия для анализа и сопоставления).

В рамках каждого раздела последовательно проводится анализ преломления данной темы в каждом из трех текстов: «Наоборот», затем «ПДГ» и «ЯЗ». Такая последовательность обусловлена хронологией публикации и логикой изложения («Наоборот» как основное/основополагающее произведение декаданса открывает анализ в качестве некого «инварианта», или основы, от которой удобно отталкиваться; «ПДГ» занимает среднее место как «связующее звено» между эстетикой Гюисманса и Жида).

Открывается исследование вводным историографическим разделом, направленным на более подробное описание существующих подходов к изучению декаданса - с тем, чтобы вписать в них нашу концепцию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Губарева, Марита Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Je ne pretends pas, certes, que la neutralite (j 'allais dire inddcisionj soil signe sur d'un grand esprit; mais je crois que maints grands esprits ont beaucoup repugne a. conclure - et que bienposer un ргоЫёте n 'est pas le supposer d'avance risolu ».

A.Gide

Во-первых, одной из задач нашего исследования было проследить ту связь, которая существует между анализируемыми произведениями: на основе детального анализа были выявлены текстовые переклички, общность мотивов, близость (или расхождения) в раскрытии некоторых тем. Эта связь не линейна и неоднозначна: часто то, что лишь намечено, и не прописано, у одного автора, оказывается впоследствии развито и проговорено у другого, или даже становится лейтмотивом; при этом, внешне похожий мотив, будучи помещен в новый контекст, сочетаясь с новыми элементами, может незаметно получать другое осмысление, порой противоположное исходному. Отголоски эстетики Гюисманса в романе,Уайльда ^ часто носят поверхностный характер, вступая в противоречие с некоторыми из положений разворачиваемой в нем программы; близость некоторых пунктов программы «Яств земных» к Уайльду носит более глубокий, сущностный характер, что может быть обусловлено общим для них противостоянием протестантской морали.

Особое внимание уделялось менее изученной линии сопоставления Гюисманс-Жид, где можно говорить о влиянии «от противного»', на наш взгляд, А. Жид был не просто прекрасно знаком с текстом «Наоборот», но и во многом, сознательно или подсознательно, отталкивался от него в создании своих образов: как выводя карикатурный образ символиста-декадента в «Топях», так и создавая образ нового, «излечившегося» героя в «Яствах земных» (а позже - в «Имморалисте»).412

4,2 Ср.: «Надо заметить, что тезисы о декадансе, выдвинутые в «Имморалисте», порой напоминают некоторые диагнозы Э. Дюркгейма, П. Бурже и других представителей школы социальной психопатологии. Исходя из этого, мне кажется странным, что исследователи движения декаданса конца XIX века уделяют так мало внимания раннему творчеству А. Жида. На мой взгляд, обратив свой взгляд сюда, можно было бы усмотреть интересные следы вывернутого наизнанку декаданса (декаданса «наоборот»)» (Я. Wagner, op.cit., р.103).

Во-вторых, в том, что касается отношения данных произведений к декадансу, «Яства земные» дают несколько возможностей для интерпретации. Несомненно то, что это произведение представляет собой реакцию на ту эстетику, которая нашла воплощение в «Наоборот» - однако вопрос о том, стоит ли включать эту реакцию, этот «вывернутый наизнанку декаданс» в наше понимание декадентской эстетики, может иметь несколько ответов - что возвращает нас к поставленному во вводном разделе вопросу о границах данного явления.

Если рассматривать произведение Гюисманса как некий «инвариант», измеряя причастность к «декадансу», к декадентской эстетике, близостью к этому произведению, то тогда «Яства земные» практически по всем пунктам будут ему противопоставлены: в них содержится преодоление свойственных декадансу духа отрицания, скептицизма, пессимизма, болезненности, пассивности, неаутентичности, ухода в себя, замкнутости и т.п. Такого мнения придерживается, например, Ж. Пьерро: если декаданс он связывает с отрицанием природы и жизни, то конец декаданса ознаменован для него возвращением к

413 «т 414 природе, жизни, действию» , воплощением чего и выступают «Яства земные». Эту перемену он связывает с распространением во Франции философии Ф. Ницше: практические выводы из нее были диаметрально противоположны тем выводам, которые предыдущее поколение сделало из чтения Шопенгауэра («.в изложении Лихтенбергера и его предшественников, философия Ницше представала перед современниками как опровержение философии Шопенгауэра, как обличение декадентской установки, как призыв примириться с жизнью и начать действовать, как культ энергии и заново утвержденного человеческого достоинства»).415

413 J. Pierrot. L'imaginaire decadent. Op.cit., p. 303.

414 Границы эпохи для этого исследователя четко совпадают с концом века: «К 1900 году большинство современников ощущало, что окончательно завершилась литературная эпоха. (.) Можно пойти дальше и сказать, что в последние годы века исчерпало себя не столько определенное понимание поэзии, сколько целое мировоззрение, разделяемое одно время литературными кругами»: «вместе с концом века окончательно ушло декадентское видение мира» - Ibid, рр 295, 303.

413 А. Лихтенбергер о Ницше: «Он пессимист, но только из этого пессимизма он заключает о необходимости не покорности судьбе, а героизма; он смотрит на аскетизм не как на идеал, а как на симптом усталости, вырождения (.) и потому, вместо того, чтобы проповедовать, как пессимисты, отречение от жизни, стремление к нирване, он полагает благом все то, что укрепляет в человеке волю к жизни, что придает ей дополнительный смысл, все, что делает ее достойной того, чтобы быть прожитой» (Henri Lichtenberger, La Philosophie de Nietzsche, 1898, Цит. no: Ibid ., p. 307).

Несомненно, этот ответ 'является простым и удобным. Однако, на наш взгляд, в нем упускается из виду ряд моментов. Правомерно ли исключать Ницше из декаданса? Как утверждает, не без оснований на то, Ж.-М. Виттманн, указывая на амбивалентность любого обличения декаданса: «писатель, борющийся с декадансом, всегда остается представителем литературы декаданса».416

Иногда возникает ощущение, что мы имеем дело с разными видами реакции на одну и ту же ситуацию: одни и те же проблемы, болевые точки получают здесь разное, а порой и противоречивое, решение. Ощущение упадка, избытка культуры, нехватки идентичности, отсутствие единого стержня может выражаться как в уходе в себя, отказе от активного участия в жизни, культе собственной оригинальности, избытке рефлексии, так и в обратной реакции: отказе от рефлексии, индивидуализме, жизни на пределе, стремлении взять от жизни по максимуму. На смежность эстетики Жида с декадансом указывает и ее близость к творчеству других писателей, традиционно относимых к декадансу (так, цитаты и переклички с «Яствами земными» можно проследить в «Господине де Фока» Ж. Лоррена, 1901417).

Вообще, складывается ощущение, что в самом декадансе, именно в силу его противоречивости были заложены многие элементы того, что позже вылилось в «реакцию» на него (эти элементы прослеживаются не только у О. Уайльда, но и, например, у одного из любимых писателей А. Жида: А. Рембо418). Это подводит нас к предположению о вариативности явления декаданса. В основном, исследователи исходят из того, что есть некая единая декадентская эстетика, которая может быть более или менее полно выражена в каждом конкретном произведении. Однако можно предположить, что, как и в романтизме, здесь сосуществовало несколько тенденций - более того, нам представляется возможным рассматривать вариативность в декадансе как параллельное развитие различных возможностей, заложенных в романтизме (эстетика Жида предстает

416 Wittmann J.-M. BarrSs-romancier. Une nosographie de la Ddcadence - P.: Нопогё Champion, 2000, p. 17.

4,7 H. Wagner, op.cit., p. 98.

418 Интересно, что в своем исследовании П. Журд ставит Рембо отдельно, как бы исключая его из декаданса: «Здесь можно вскользь заметить, что в свете вышесказанного литературное творчество такого писателя, как Рембо, противопоставлено «декадансу» или стилю «рубежа веков». Несмотря на видимость, то как соотносятся негативность и позитивность в творчестве Рембо, ставит его над возможными комбинациями литературы декаданса. В нем есть сила утверждения (.) его творчество говорит о начале, оно не мыслит себя пределом или истощением» (P. Jourde, op.cit., р.30). тогда как развитие идеи множественности идеалов, жажды действия, самореализации, эстетики искренних переживаний и эмоций, образа сильного, независимого героя: как «постпостромантическая» реакция на «постромантический» декаданс).

Наконец, мы не случайно уделили особое внимание теме дилетантизма: во всех ее позитивно-негативных проявлениях в творчестве Жида можно также усмотреть присущую декадансу неспособность к утверждению и, в конечном итоге, рассеивание, фрагментацию, волю к распаду419. Дилетантизм (с его постановкой проблемы максимальной самореализации и проблемы выбора) представляется нам также одним из наиболее интригующих и в то же время малоизученных аспектов декаданса, открывающим ряд интересных возможностей для дальнейших исследований.

419 Говоря о дилетантизме применительно к творчеству А. Жида, также интересно было рассмотреть его связь с экзистенциализмом, с которым традиционно связывается дальнейшее творчество писателя (Здесь можно вспомнить то, что Ницше считается, наряду с Кьеркегором, одним из родоначальников экзистенциализма: нельзя ли рассматривать дилетантизм как связующее звено между Кьеркегором и экзистенциализмом?).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Губарева, Марита Сергеевна, 2005 год

1. Wilde О. The Portrait of Dorian Gray» // Selections from O. Wilde. M.: «Прогресс», 1979

2. Wilde O. Complete works. NY: Barnes and Noble, 1994

3. Wilde O. Critical essays. L.: Penguin Books, 2001

4. Gide A. Les nourritures terrestres, P.: Le Livre de Poche, 1967

5. Gide A. Paludes. -P.: Folio, 1996

6. Gide A. L'immoraliste. P.: Folio, 1997

7. Gide A. Conseils au jeun ecrivain. P.: Proverbe, 1993

8. Gide A. Journal 1889-1939.-P.: Pleiade, Gallimard, 1999

9. Gide A. Essais critiques. P.: Pleiade, Gallimard, 1999

10. Gide A. Les Faux-Monnayeurs. P.: Gallimard, 1997

11. Gide A. Le caves du Vatican. P.: Gallimard, 1922

12. Gide A. «Le subjectif »// Cahiers A. Gide. P.: nrf, Gallimard, 1969

13. D'Annunzio G. II piacere. Milano: Mondadori, 1995

14. Гюисманс Й.-К. «Наоборот» // Наоборот. Три символистских романа. М.: «Республика», 1995

15. Уайльд О. Собрание сочинений в трех томах. М.: Терра, 2005 Жид А. Собрание сочинений в семи томах. - М.: Терра, 20021. Критическая литература:

16. По эпохе /по понятию декаданс/ по эстетике Гюисманса: L 'ABCdaire du symbolisme. P.: Flammarion, 1996

17. Bachelin H. J.-K. Huysmans. Du naturalisme litteraire au naturalisme mystique. P.: Perrin, 1926. Baudelaire C. Ecrits sur I'art. - P.: Gallimard, 1971

18. BelleliM.-L. II decadentismo in Francia, cenni orientativi. Torino: Ed. Tirrenia-stampatori, 1977

19. Borie J. « Esthetique du luxe, Esthetique du simulacre » // Huysmans. Une Esthetique de la decadence (Actes du colloque du Bale, Mulhouse et Colmar, 1984). Geneve : Slatkine, 1987.

20. Bourget P. Essais de Psychologie contemporaine. P.: Gallimard, 1993

21. BricaudJ. Huysmans, occultiste et magicien. P.: Bibl. Chacorgnac, 1913

22. Brunei P. « A rebours : du catalogue au roman » // Huysmans. Une Esthetique de la decadence (Actes du colloque du Bale, Mulhouse et Colmar, 1984). Geneve : Slatkine, 1987.

23. Cabanis J. « Huysmans » // Plaisir et lectures, v.2 P.: Gallimard, 1968

24. Calio G. Indagine nel mondo del Decadentismo. Milano: Todariana editrice, 1989

25. Caramaschi E. « Du bon usage de la decadence, ou ecrire selon les Goncourt» // La litterature de fin de siecle, une litterature decadente?, Numero special de la Revue luxembourgeoise de litterature generale et comparee, 1990

26. Carassus E. Le mythe du dandy. P.: Libr. Armand Colin, 1971

27. Citti P. Contre la decadence. Histoire de l'imagination franfaise dans le roman (1880-1914). P.: PUF, 1987.

28. Court-Perez F. Joris-Karl Huysmans. A Rebours. P.: PUF, 1987

29. Decaudin M. La crise des valeurs symbolistes. P.: Slatkine, 1981

30. Decaudin M. « Definir la decadence » // L 'Esprit de Decadence, Colloque de Nantes. P.: Minard, 1980

31. Dupont J. « La couleur dans (presque) tous ses etats » // Huysmans. Une Esthetique de la decadence (Actes du colloque du Bale, Mulhouse et Colmar, 1984). Geneve : Slatkine, 1987.

32. Durkheim E. Selected Writings. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 19721.'Esprit de Decadence, Colloque de Nantes, 1-2. P.: Libr. Minard, 1980

33. Fin-de-siecle: Terme-evolution-revolution ? Textes recueillis et presentes par G.Ponnow. -Toulouse : Presses universitaires de Mirail, 1989

34. Fortichiari V. Invito a conoscere il decadentismo. Milano: Mursia, 1987

35. Franci G. II sistema del dandy. Wilde-Beardsley-Beerbohm (Arte e arteficio neU'Inghilterra fin-de-siecle,. -Bologna: Patron Editore, 1977

36. Gaillard F. « A Rebours ou l'inversion de signes »// L 'Esprit de Decadence, Colloque de Nantes, 1. Libr. Minard, 1980

37. Gaillard F. « Modernite de Huysmans » // Huysmans. Une Esthetique de la decadence (Actes du colloque du Bale, Mulhouse et Colmar, 1984). Geneve : Slatkine, 1987

38. Gallot H-M. «Explication de J.-K. Huysmans». P.: Agence parisienne de distribution, 1954

39. Ghidetti E. Malattia, coscienza e destino. Per una mitografia del decadentismo. Firenze: La Nuova Italia, 1993

40. Giovanetti P. Decadentismo. Milano: Bibliografica, 1994

41. Good J. "The decadent Writer as Producer" // Decadence and the 1890s (ed. Ian Fletcher). NY: Holmes and Meier, 1980

42. Gordon J. B. "Decadent Spaces: Notes for a Phenomenology of the Fin de Siecle" // Decadence and the 1890s (ed. Ian Fletcher). NY: Holmes and Meier, 1980

43. Gourmont R. de «Anecdotes litteraires. Les decadents » // Promenades litteraires, t.3. « Le symbolisme ». P.: Mercure de France, 1963

44. Grojnowski D. Le sujet d'A Rebours. Presses Universitaires de Septentrion, 1996

45. Heistein J. Decadentisme, Symbolisme, Avanguarde dans les litteratures europeennes (recueil ' d'etudes). P.: Nizet, 1987

46. HugotJ.-F. Le dilettantisme dans la litterature fran^aise d'E. Renan a RPsichari (These Lille III). Lille : Aux amateurs de Livres, 1984

47. Jourde P. L'Alcool du silence. Sur la decadence. P.: Champion, 1994

48. Mansuy M. « Aux sources de la sensibilite decadente, Bourget et Huysmans » // La litterature de fin de siecle, une litterature decadente?, Numero special de la Revue luxembourgeoise de litterature generale et comparee, 1990

49. Marchal B. Lire le symbolisme. P.: Dunod, 1993

50. Marx J. « Mai de siecle ou maladie fin de siecle » I I La litterature de fin de siecle, une litterature decadente?, Numero special de la Revue luxembourgeoise de litterature generale et comparee, 1990

51. Marqueze-Pouey L. Le mouvement decadent en France. P.: PUF, 1986 Michaud G. Message poetique du symbolisme. - P.: 1978. Millet-Girard D. « Queue de siecle »// Esprit, Fevrier 1984

52. Monferier J. « Des Esseintes et Baudelaire » // L 'Esprit de Decadence, Colloque de Nantes, 1. -P.: Libr. Minard, 1980

53. Mythes de la Decadence (dir. Alain Montandon). Clermont-Ferrand: Pr. Universitaires Blaise Pascal, 2001

54. Rider J. Nietzsche en France : de la fin du XIX siecle au temps present. P.: PUF, 1999

55. Palacio J. de. Figures et formes de la Decadence, I serie. P.: Seguier, 1994

56. Palacio J. de. Figures et formes de la Decadence , II serie. P.: Seguier, 2000

57. Palmer J. "Fierce Midnights: Algolagnic Fantasy and the Literature of the Decadence" // Decadence and the 1890s (ed. Ian Fletcher). NY: Holmes and Meier, 1980

58. Peyre H. Qu'est-ce que le symbolisme ? P.: Broche, 1974

59. Pierrot J. L'imaginaire decadent P.: PUF, 1977

60. Praz M. La came, la morte e il diavolo nelle litterature romantiche. Firenze: Sansoni, 1986 Przybos J. Zoom sur les decadents. - P.: Jose Corti, 2002

61. Rancy C. Fantastique et Decadence en Angleterre. 1890-1914. P.: Ed. du CNRS, 1982

62. Roger Ph. « Huysmans entre Sade et 'sadisme' » // Huysmans. Une esthetique de la Decadence (Actes du colloque du Bale, Mulhouse et Colmar, 1984). Geneve : Slatkine, 1987

63. Roncoroni F. «Introduzione »I ID 'Annunzio G. II piacere. Milano: Mondadori, 19951. decadenza (Un seminario) a cura di Silvia Ronchey. Palermo : Sellerio ed. 2002

64. Richard N. A l'aube du symbolisme. P.: Nizet, 1961

65. Romancing decay: Ideas of Decadence in European culture (ed. by M. St John), Aldershot, Ashgate, 1999

66. Scaraffia G. Le petit dictionnaire d'un dandy. P.: Sand, 1988.

67. Thornton R.K.R. "'Decadence' in Later Nineteenth-Century England" // Decadence and the 1890s (ed. Ian Fletcher). NY: Holmes and Meier, 1980

68. Trudgian H. Esthetique de J.-K. Huysmans. Geneve : Slatkine Reprints, 1970

69. Wagner H. « La decadence a rebours : l'lmmoraliste d'Andre Gide » // La litterature de fin de siecle, une litterature decadente?, Numero special de la Revue luxembourgeoise de litterature generale et comparee, 1990

70. Wittmann J.-M. Barres-romancier. Une nosographie de la Decadence P.: Honore Champion, 2000

71. Wunberg G. "Historismus und Fin de Siecle/ Zum Decadenz-Begriff in der Literatur der Jahrhundertwende" // La litterature fin de siecle, une litterature decadente?, Numero special de la Revue luxembourgeoise de litterature generale et comparee, 1990

72. Zenkine S. "Le mythe decadent et la narrativite" // Mythes de la Decadence (dir. Alain Montandon).- Clermont-Ferrand : Pr. Universitaires Blaise Pascal, 2001

73. Зарубежная литература конца XIX начала XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. М. Толмачёва. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

74. Косиков Г.К. «Шарль Бодлер между восторгом жизни и ужасом жизни» // Сартр Ж.-П. Бодлер. М.: УРСС, 2004.

75. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М.: 1993.

76. Ницше Ф. Избранные произведения. С.Пб.: Азбука-Классика, 2003

77. НогезД. Три Рембо // «НЛО» 2005, №71

78. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М.: 1973

79. Толмачев В.М. «Утраченная и обретенная реальность» // Наоборот. Три символистских романа. М.: Республика, 19951. По творчеству О. Уайльда:

80. Bollhalder Mayer R. « L'amour des esthetes: Rachilde, Wilde et Gide » // Andre Gide et la tentation de la modern^, Colloque International de Mulhouse. P.: Gallimard, 2002

81. Calloway S. "Wilde and the Dandyism of the Senses" // The Cambridge Companion to Oscar Wilde (ed. by Peter Raby). Cambridge: Cambridge univ. press, 1987

82. Fryer J. Andre and Oscar. Gide, Wilde and the gay art of living. L.: Constable, 1997

83. Fryer J. "Dandyism, decadence and dissent" // The Wilde Years. Oscar Wilde and the Art of his time. L.: Barbican Centre, 2000

84. Gagnier R. "Wilde and the Victorians" // The Cambridge Companion to Oscar Wilde (ed. by Peter Raby). Cambridge: Cambridge univ. press, 1987

85. HollandM. The Wilde Album. L.: 4th Estate, 1997

86. Holland M. "From Madonna Lily to Green carnation" // The Wilde Years. Oscar Wilde and the Art of his time. L.: Barbican Centre, 2000

87. Holland M. "Biography and the art of lying" // The Cambridge Companion to Oscar Wilde (ed. by Peter Raby). Cambridge: Cambridge univ. press, 1987

88. Jullian Ph. Oscar Wilde. L.: Constable, 19691.mbourne L. "Oscar Wilde and Popular Culture" // The Wilde Years. Oscar Wilde and the Art of his time. L.: Barbican Centre, 20001.nglade J.de Oscar Wilde, ecrivain franfais. P.: Stock, 1975

89. McCormakJ. "Wilde's fiction(s)" // The Cambridge Companion to Oscar Wilde (ed. by Peter Raby). Cambridge: Cambridge univ. press, 1987

90. Oscar Wilde. The critical heritage (ed. by Karl Beckson). L.: Routledge & Kegan Paul, 1970 Pearson H. The life of Oscar Wilde. - L.: Methuen & со, 1947

91. Pollard P. Oscar Wilde et le paradoxe gidien // Lectures d'Andre Gide. Hommages a Claude Martin. Lyon: Presses Univ. de Lyon, 1994.

92. Sato T. "Salome. The legacy of Oscar Wilde" // The Wilde Years. Oscar Wilde and the Art of his time. L.: Barbican Centre, 2000

93. SeveriR. Oscar Wilde & Company. Sinestesie fin de siecle. Bologna: Patron Editore, 2001 Shewan R. Art and egotism. - L.: Macmillan press, 1977

94. The importance of reinventing Oscar. Versions of Wilde during the last 100 years (ed. Uwe Boecker). Masterdam-NY: Rodopi, 2002

95. The letters of Oscar Wilde (ed. by Rupert-Hart-Davis). L.: 1962 Абрамович H. Я. Религия красоты и страданий. - СПб.: «Посев», 1909

96. Бэлза С.К «Роман жизни О. Уайльда» // О. Уайльд. Портрет Дориана Грея. Рассказы. Пьесы. М.: «Правда», 1987

97. Венгерова 3. А. «О. Уайльд и английский эстетизм» // Литературные характеристики. Кн. 1-3, СПб, 1897-1910

98. Дорошевич А. «Король жизни» // О. Уайльд. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Терра, 2005

99. Зверев А. «Портрет О. Уайльда» // О. Уайльд. Избранное. М.: «Худ. Литература», 1986

100. Пальцев Н.М. «Художник как критик, критика как художество. Эстетика О. Уайльда» // О. Уайльд. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М.: Республика, 1993

101. Урнов М.В. «Оскар Уайльд и его творчество» // Selections from О. Wilde. М.: «Прогресс», 1979

102. Чуковский К. «О. Уайльд. Этюд» // О. Уайльд. Избр. произведения в 2-х томах. Т 1. М.: Республика, 1993

103. Эллман Р. Оскар Уайльд. Биография. М.: Изд. Независимая Газета, 20001. По творчеству А. Жида:

104. Andre Gide et la tentation de la modernite. Colloque International de Mulhouse. P.: Gallimard, 2002

105. Block P. «А. Gide, disciple de Nietzsche, face au nihilisme europeen » // Andre Gide et la tentation de la modernite, Colloque International de Mulhouse. P.: Gallimard, 2002

106. Bronte D. «Le symbolisme dans l'ceuvre d'Andre Gide» // Cahiers A. Gide 1. P.: nrf, Gallimard, 1969

107. Cabanis J. « Andre Gide »// Plaisir et lectures, v.3. P.: Gallimard, 1968

108. Cancalon E. D. Techniques et personnages dans les recits Andre Gide. P.: Minuit, 1970

109. Davet Y. Autour des Nourritures terrestres. P.: Gallimard, 1948

110. Delay J. La jeunesse d'Andre Gide. P.: Gallimard, 1956

111. Dessailles C. « Menalque » // Sur les Nourritures terrestres (Ed. C. Martin). La Revue des lettres modernes, N 280-284, 1971

112. Fernandez D. Gide et Simenon // Lectures d'Andre Gide. Hommages a Claude Martin. Lyon : Presses Univ. de Lyon, 1994

113. Freedman R. The lyrical novel. Studies in H. Hesse, A. Gide and V. Woolf. Princeton (NJ): Princeton University Press, 1971

114. Freyburger H. L'6volution de la disponibilite gidienne P.: Nizet, 19601.s critiques de notre temps et Gide (pres. par Michel Raymond). P.: Ed. Gallimard, 1971 Maillet H. L'lmmoraliste d'Andre Gide. - P.: Hachette, 1972

115. Martin C. La Maturite d'Andre Gide : de Paludes a l'lmmoraliste. Lille : Universite de Lille III, 1980

116. Martin C. Gide. P.: Seuil, 1974

117. Mounin G. « Structure, fonction, pertinence a propos des Nourritures terrestres » // Cahiers A. Gide, 3, nrf, Gallimard, 1972

118. Mouret F. J.-L. « A la recherche d'Oscar Wilde dans la vie et l'oeuvre d'Andre Gide » // Cahiers A. Gide 1, nrf, Gallimard, 1969

119. Moutote D. « Les images vegetales dans l'oeuvre Andre Gide ». P.: PUF, 1970

120. Noguez D. « Des Esseintes et Nathanael » // Sur les Nourritures terrestres (Ed. C. Martin). La Revue des lettres modemes, N 280-284,1971

121. O'Neill K. « Gide, lecteur de Schopenhauer »// Cahiers A. Gide 1, nrf, Gallimard, 1969

122. Rivalin-Padiou S. «Le corps gidien et l'imaginaire fin-de-siecle, entre rupture et continuite» // Andre Gide et la tentation de la modernite, Colloque International de Mulhouse. P.: Gallimard, 2002

123. Rubino G. II movimento e l'immobilita. Roma: Lucarini Ed., 1979

124. Simon P.-H. "Andre Gide et Dieu" // Les critiques de notre temps et Gide. P.: Gallimard, 1971.

125. Sur les Nourritures terrestres (Ed. C. Martin). La Revue des lettres modernes, N 280-284,1971

126. Watson-Williams H. A.Gide and the Greek myth. A critical study. Oxford: Claredon press, 1967.

127. Wittmann J.-M. Symboliste et deserteur. Les oeuvres fin-de-siecle d'Andre Gide. P.: Honore Champion, 1997

128. Никитин В.А. «Вехи творческого пути Андре Жида» // Ф.Жид. Избранное. М: Терра, 1997

129. Токарев JI.H. «Быть как можно более человечным» // Подземелья Ватикана. М.: Моск. рабочий, 1990

130. Дополнительная литература: Berlin I. The Roots of Romanticism. L.: Pimlico, 1999 Brunei P. Dictionnaire de Don Juan. - P.: Laffont, 1999 Chevrel Y. La litterature comparee. - P.: PUF, 1989

131. Poulet G. Etudes sur le temps humain, IV. Mesures de l'instant. P. :Plon, 1968.

132. Барт P. Ролан Барт о Ролане Барте. М.: Ад Маргинем, 2002

133. Татаркевич В. История шести понятий. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002.

134. Фетисов И.В. Западно-европейская живопись XX века М.: Изобраз. Искусство, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.