Теоретическая строгость как соответствие системы и метода в философии и науке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Карелина, Екатерина Владимировна

  • Карелина, Екатерина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 165
Карелина, Екатерина Владимировна. Теоретическая строгость как соответствие системы и метода в философии и науке: дис. кандидат философских наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Красноярск. 2009. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Карелина, Екатерина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА КАК СИСТЕМЫ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЯ—

1.1 Философские методы познания

1.2 Понятие философской системы

1.3 Соотношение философской системы и философского метода

ГЛАВА 2.

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДОЛОГИИ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

2.1. Философские методологии и наука

2.2. Соотношение метафизической системы теоретизирования и метафизического метода

2.3. Соотношение диалектической системы теоретизирования и диалектического метода

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретическая строгость как соответствие системы и метода в философии и науке»

Актуальность темы исследования.

Эффективность научного познания в значительной мере зависит от того, насколько продуктивным для науки и практики является получаемое наукой теоретическое и эмпирическое знание. В свою очередь, если качество теоретического знания определяется требованиями теоретической строгости, то качество эмпирического знания - требованиями, так сказать, чистоты реализации методов научного наблюдения, научного эксперимента, описания, измерения и т.д.

Проблема теоретической строгости является актуальной как для философии, так и для науки. И поскольку философия выполняет одну из наиболее существенных для науки функций - методологическую функцию, постольку философия выступает как методология научного познания, постольку от реализации её в данной функции во многом зависит продуктивность самой науки, в частности, получаемого наукой теоретического знания, раскрывающегося различными аспектами его теоретической строгости: соблюдение законов формальной логики, строгое следование в ходе научного познания избранной методологии, обеспечение соответствия философской системы и метода, адекватность принятого языка науки предмету исследования, адекватность научному познанию принятой системы доказательств, адекватность предмету исследования принятых стандартов научности, рациональности, естественности, социальности и т.д. И среди всех данных сторон теоретической строгости особое значение имеет проблема соответствия философской системы и метода, расхождение которых друг с другом влечёт за собой снижение качества философской системы и снижение качества реализации всех её функций, в том числе эвристической, педагогической, методологической, мировоззренческой и других.

Актуальность темы исследования также состоит в том, что теоретическое знание, будучи реализованным на практике, становится источником различных социальных последствий, в том числе неблагоприятных и даже опасных последствий для жизни общества, природа которых может заключаться в том числе и в! эклектичности теоретического знания; в его бесплодности и бесперспективности, вызванной реализацией методологической функции некачественной философской системы и, соответственно нерезультативной растратой потенциала философского знания.

Актуальность проблемы теоретической строгости (соответствия философской системы и метода) также определяется необходимостью обеспечения единства научного знания, единства* философии и науки, недопустимостью обособления^ отделения, отрыва философии от науки.

Необходимо отметить, что философия находит свою законченность не только в науке, но и в литературе и искусстве, выступает как собственно философское искусство теоретизирования. В данных случаях проблема соответствия философской системы и метода (теоретической строгости) выступает как проблема теоретической красоты и стройности философского знания, его продуктивности в различных областях его реализации, вне зависимости от того, в какой именно системе философского теоретизирования (диалектической, или метафизической). реализуется теоретический, методологический, педагогический, мировоззренческий потенциалы философской формы общественного сознания.

Степень разработанности темы:

Изучение специфики метода, философского и научного методов представлено в работах Р. Декарта, Ж.-П. Сартра, В. Сегета, Д.П. Горского, М. Когена, П. Апостола, Г. Платонова, В.А. Штоффа, А.П. Шептулина, Э.В. Ильенкова, Б.Г. Соколова и др.

Метафизическая методология в соответствующих аспектах развёртывается в исследованиях Пиррона, Аркесилая, Карнеада, Секста Эмпирика, Пьера Абеляра, Эразма Роттердамского, Р. Декарта, Д. Юма, B.C. Соловьёва, Н.О. Лосского, М. Хайдеггера, М. Вартофского, Р. Карнапа, C.JI. Катречко, Н.З. Бросовой, Р.Н. Ибрагимова, В.И. Метлова, В.Н. Поруса, Л.Н. Столович и др.

Диалектическая методологигя развивается в работах Гераклита, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Н. Кузанского, Дж. Бруно, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Э.В. Ильенкова, А.П. Шептулина, К.М. Кедрова, Г.С. Батищева, А.А. Сорокина, З.М. Оруджева, С.Ш. Авалиани, И.И. Евлампиева, А.И. Селиванова и др.

Явление философской системы освещается в исследованиях Платона, Аристотеля, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, И. Канта, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, М.С. Кагана, В.Н. Садовского, А.В. Урсула, Л.П. Туркина, В. Вундта, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, Э.В. Ильенкова, А.П. Шептулина и др.

Изучение соотношения философской системы и метода намечено в философии Ф.В.Й. Шеллинга и И.Г. Фихте, а проблема соответствия философской системы и философского метода анализируется в работах К.С. Бакрадзе и К.И. Гулиана и других исследователей.

Проблема теоретической строгости исследуется в работах К.С. Бакрадзе, К.И. Гулиана, Н.А. Князева, С.Ю. Пискорской, Н.М. Чуринова и других.

Разрешение проблемы соответствия философской системы и метода представлено, в частности, в работах Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, А.И. Введенского, Э.А. Радлова, Г.Г. Шпета, П.А. Сорокина, А.Ф. Лосева, В.В. Зеньковского, А.В. Гулыги, Л.П. Тихомирова, И.Н. Сиземской, Е.Г. Плимак, Т.А. Сабуровой, В.Н. Шевченко, Е.В. Мареевой, о. Игнатия Крекшина, П. Элена, П.П. Гайденко, В.В. Сербиненко, Е.Б. Рашковского, В. Свинцова, Н.Н. Старченко, Н.М. Чуринова и др.

Тем не менее, проблема теоретической строгости в философии и науке, в том числе, в вопросе соответствия философской системы и, метода, а также зависимости от данного соответствия реализации методологической функции изучены весьма слабо.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является явление теоретической строгости, предметом исследования выступает теоретическая строгость как сответствие философской системы и философского метода.

Цели и задачи работы. Цель исследования заключается в изучении теоретической строгости как соответствия философской системы и философского метода.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

1) раскрыть содержание понятий: «метод», «философский метод»;

2) исследовать явление философской системы;

3) изучить основные версии соотношения философской системы и философского метода;

4) изучить процесс реализации философской методологии в науке;

5) раскрыть соотношение метафизической системы теоретизирования и метафизического метода;

6) раскрыть соотношение диалектической системы теоретизирования и диалектического1 метода.

Методология исследования определяется философскими методами (метафизикой и диалектикой),, общенаучными исследовательскими подходами (системным, сущностным, деятельностным, структурно-функциональным и др.) и общенаучными методами (анализа, синтеза, индукции, дедукции, идеализации, сравнения и др.). При проведении научного исследования диссертант основывался на результатах, положениях и выводах, изложенных в трудах зарубежных и отечественных исследователей. . Новизна и личный вклад автора:

- Показано, что метод ориентирует познавательного субъекта на решение исследовательской задачи, на достижение определённого результата в избранном направлении познавательной деятельности в рамках принятой методологии. Метод принадлежит определённой методологии и в своём отношении раскрывает суть системообразующего фактора.

- Показано, что философская система - это совокупность категорий, взаимосвязанных между собой единой идеей. Существует два типа философских систем: это результаты реализации метафизического теоретизирования, следования теории познания как теории репрезентации, методам идеализации, интуиции, абстрагирования, аксиологическому (ценностному), функциональному исследовательским подходам, принципам дуализма, антропоцентризма, категориям метафизики и т.д., а также результаты реализации диалектического теоретизирования, следования теории познания» как теории отражения, принципам единства мира, развития, всеобщей связи и категориям диалектики и т.д.

- Показано, что метафизические системы выступают как репрезентанты или как репрезентация действительности. Диалектические же философские системы выступают как образы действительности, с необходимостью предполагающие прообразы.

- Выявлено, что теоретическая строгость философской системы определяется, в частности, последовательным применением и реализацией соответствующего философского метода. Философская система представляет собой развёрнутое содержание философского метода применительно к соответствующим предметам философского познания.

- Показано, что философская, система выступает как реализация определённой теоретической традиции, согласно которой развёртывается та или иная версия сущностного исследовательского подхода: неореалистская версия сущностного исследовательского подхода; неономиналистская версия сущностного исследовательского подхода; диалектическая версия сущностного исследовательского подхода.

- Показано, что в основе диалектической методологии лежит диалектический метод, который в процессе познавательной деятельности реализуется соответствующим набором общенаучных, частнонаучных методов и исследовательских подходов. Методы и исследовательские подходы являются в системе диалектической методологии существованиями сущности диалектического метода. В то же время соответствующие общенаучные методы и общенаучные исследовательские подходы в системе метафизической методологии являются существованиями метафизического метода. В неореалистском плане метафизический метод выступает как абстракция, восполнениями которой являются общенаучные методы и общенаучные исследовательские подходы. В неономиналистском плане метафизический метод и общенаучные методы и исследовательские подходы являются формами описания вещей и процессов, имеющих место вне и независимо от сознания теоретика.

- Выявлено, что последовательная реализация метафизического метода в метафизической философской системе исключает применение эклектического метода и тем самым не допускает возможности нарушения теоретической строгости. Последовательная реализация диалектического метода в диалектической философской системе исключает применение эклектического метода и тем самым не допускает возможности нарушения теоретической строгости.

- Показано, что диалектическая система является образом действительности и предполагает осуществление субъективной диалектики, а прообразом этой системы в соответствующем плане является объективная диалектика, реализующаяся вне и независимо от сознания теоретика.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Полученные в диссертационной работе результаты продуктивны для дальнейшего теоретического изучения явления теоретической строгости соответствия философской системы и философского метода. Материалы и выводы диссертации могут использоваться при подготовке реферативных и библиографических трудов в области онтологии и теории познания, философии науки и техники, социальной философии, при составлении учебных пособий, а также в курсах лекций по онтологии и теории познания, философии науки и техники и социальной философии.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертационного исследования были изложены в публикациях автора на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях (2004

2009 г.), в научном' журнале «Вестник СибГАУ» (2006г.). Диссертация обсуждалась на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнёва.

Структура диссертации. Структура работы определяется целью работы, последовательностью решения1 поставленных задач и состоит из введения,f двух глав, включающих по* три параграфа каждая, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Карелина, Екатерина Владимировна

Заключение

В настоящем диссертационном исследовании по теме «Теоретическая строгость как соответствие системы и метода в философии и науке» рассматривается соответствие системы и метода в философии и науке.

Проблема теоретической строгости представлена соответствием философской системы и философского метода, согласно которой философская система предстаёт как определённая версия развёртывания соответствующего философского метода.

Формирование и реализация философской идеи, научной теории выражается в рамках определённой системы философского теоретизирования: метафизической и диалектической.

Соотношение философской системы и философского метода должно реализовываться, основываясь на определённую методологию, которую необходимо определить как соответствие системы и метода. В связи с этим, метафизическая методология должна представлять собой единство метафизической системы и метафизического метода; диалектическая методология - единство диалектической системы и диалектического метода. Использование в философской системе двух методологических традиций ведёт к формированию «эклектики», это противоречит теоретической строгости и ведёт к разрушению философской системы. Несоответствие системы и метода разрушает философскую систему и ведёт к невозможности её использования субъектом в познании мира.

Таким образом, та или иная методология должна* использовать определённые стандарты исследования, метод познания, не заимствуя этого из другой методологии.

В русской философии мыслители находились под влиянием западного теоретизирования, и, помимо диалектических стандартов: соборности, всеединства, совершенствования, они- использовали в своих философских системах метафизические стандарты: свободы, индивидуализма, методы абстрагирования, моделирования, непосредственного созерцания.

B.G. Соловьёв - представитель метафизической системы теоретизирования, так как в её основе - неореалистская методологическая традиция, фундамент которой составляют понятия: сущее, сущность, бытие, являющиеся репрезентациями Логоса и репрезентантами действительности, представленные субъектом. В основе познания мира - диалектика, основанная на исследовании, различении и соединении противоположностей.

Н.А. Бердяев является, в большей степени, философом метафизической системы теоретизирования. Метафизическая методологическая традиция представлена свободным толкованием субъектом действительности. Человек является репрезентацией действительности, поскольку формирует представление о ней в процессе жизнедеятельности, что характеризует неономиналистскую методологическую традицию. Диалектическая методологическая традиция выражена философом посредством идей: соборности, духовного совершенствования общества в Церкви.

Помимо этого, Н.А. Бердяев представляет человека в неореалистской методологической традиции, где он является репрезентантом действительности, а также образом Бога и мира (существованием сущности прообраза), что подтверждает диалектическую методологию. Переживание выступает в неономиналистской методологической традиции, поскольку основано на формировании человеком ценностей на основе своего бытия* в материальном мире.

С.Л. Франк - яркий представитель метафизической системы теоретизирования (неономиналистской * и неореалистской версий). При этом, характеризуя человека, философ использует диалектическую методологическую традицию. В неономиналистской методологической традиции человек является частью объективной действительности (мира), а в рамках диалектической методологической традиции мыслитель представляет человека образом Бога, что противоречит теоретической строгости (строгому соотношению философской4 системы и философского метода). Метод, используемый автором, основан на индивидуальном формировании субъектом представления о действительности, это подтверждает неореалистскую методологическую традицию.

Н.О. Лосский в своих работах выступает, в больше мере, представителем диалектической методологической традиции. Диалектика показана посредством духовного единства людей, взаимодействия человека и Бога, духовного совершенствования человека. Образ раскрывается существованием сущности субъекта, а прообраз - явлением Бога. Субъективная диалектика (существование человека) основывается на взаимодействии человека и Бога (объективной диалектики).

Помимо диалектической методологической традиции, Н.О. Лосский использует идеи метафизической методологической традиции. Метафизическая методология выражена посредством «я», являющимся сверхвременным и сверхпространственным существом, регулирующим всё происходящее в мире. Ценность выступает репрезентантом жизни человека, репрезентацией является материальный мир, что подтверждает неореалистскую методологическую традицию. Методы, используемые философом: интуиция, религиозный опыт, воспоминание, непосредственное созерцание, представлены в традиции неореализма.

Л.П. Карсавин представляет идеи диалектики посредством диалектики субъекта и Бога, являющимися неотделимыми друг от друга, а также совершенствованием личности с помощью познания религиозных идеалов и культурных ценностей. Данная философская система характеризует результаты познания объективной диалектики. Субъективная диалектика,основывающаяся на диалектике субъекта и Бога, выступает образом (существованием сущности объективной диалектики). Диалектическая методология представлена стандартами социальности: двуединства и всеединства. Неореалистская методологическая традиция представлена человеком, который выступает репрезентантом действительности. Свободное познание также свидетельствует о метафизической методологии, которая представлена стандартом естественности - свободы.

Таким образом, Л.П. Карсавин характеризует личность с позиции диалектической методологической традиции, а вопросы познавательного характера - с точки зрения метафизической методологической традиции.

Н.Н. Алексеев описывает диалектическую систему теоретизирования, которая является образом действительности и представлена диалектикой человека и общества. Эта система направлена на познание общества (объективной диалектики). Единство духовных стремлений и культурных ценностей выражает стандарт социальности диалектической методологии.

В основе диалектической системы теоретизирования Г.В. Флоровского -стандарты естественности и социальности диалектической методологии: совершенствования и соборности. Диалектика выражается посредством взаимосвязи общества и государства. Субъективная диалектика, являющаяся образом действительности, основывается на идеях Церкви, которая выступает её прообразом, объективной диалектикой.

Помимо идей диалектической методологии, философ трактует веру с позиции метафизической методологии - индивидуального осмысления и интерпретации человеком познанного.

Причиной совмещения двух методологий в философских системах русских философов послужило влияние на них западного теоретизирования, основанного на идеях: свободы, репрезентации, конкуренции, ценностного исследовательского подхода и др.

Важно помнить, что совмещение двух философских систем, разных мировоззренческих традиций, двух методологий нарушает теоретическую строгость (соответствие философской системы и философского метода), препятствует пониманию идеи работы, ведёт к искажению целостной философской системы и её вырождению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карелина, Екатерина Владимировна, 2009 год

1. Абрамов, А И. Сборник научных трудов по истории русской философии Текст. / А.И. Абрамов М.: Круг, 2005. - 544 с.

2. Авалиани, С. Ш. Трансформация метафизики Текст. / С.Ш. Авалиани. // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 48-53.

3. Агафонов, Ю.А., Шалин, В.В., Зимонина, Н.А. Русская философия и социология права Текст. / Ю.А. Абрамов., В.В. Шалин., Н.А. Зимонина. Издание второе. Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. - 400 с.

4. Алексеев, Н.Н. Русский народ и государство Текст. / Н.Н. Алексеев М.: Аграф, 1998. - 640 с.

5. Алексеев, П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды Текст. / П.В. Алексеев М.: Академический проект, 2002. - 1159 с.

6. Андреев, И.Д. Проблемы логики и методологии познания Текст. / И.Д. Андреев М.: Наука, 1972. - 372 с.

7. Аристотель. Аналитики Текст. / Аристотель Минск.: Современное Слово, 1998. - 448 с.

8. Аристотель. Метафизика Текст. / Аристотель Алетейя, СПб.: Алетейя; Киев: Эльга, 2002. - 832 с.

9. Артемьева, Т.В. История метафизики в России XVIII века Текст. / Т.В. Артемьева — СПб.: Алетейя, 1996. 320 с.

10. Бакрадзе, К.С. Система и метод философии Гегеля Текст. / К.С. Бакрадзе -Тбилиси: изд-во Тбилисского университета, 1958. 465 с.

11. Бакрадзе, К.С. Избранные философские труды Текст. / К.С. Бакрадзе T.I. Тбилиси, изд-во Тбилисского Университета., 1981. - 375 с.

12. Бакрадзе, К.С. Избранные философские труды Текст. / К.С. Бакрадзе Т.Н. Тбилиси, изд-во Тбилисского Университета., 1973. - 463 с.

13. Бакрадзе, К.С. Избранные философские труды (очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии Текст. / К.С. Бакрадзе T.III. Тбилиси, изд-во Тбилисского Университета., 1973. - 389 с.

14. Бакрадзе, К.С. Избранные философские труды (история новой философии Текст. /К.С. Бакрадзе T.IV. Тбилиси, изд-во Тбилисского Университета, 1977.-422 с.

15. Баландин, Р.К. Русские мыслители Текст. / Р.К. Баландин М.: ACT; Астрель: Хранитель, 2006. - 539 с.

16. Бердяев, Н.А. Диалектика божественного и человеческого Текст. / Н.А. Бердяев -М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. 620 [4] с.

17. Бердяев, Н.А. Опыт парадоксальной этики Текст. / Н.А. Бердяев М.: ООО ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 701 [3] с.

18. Бердяев, Н.А. Самопознание Текст. / Н.А. Бердяев Москва: Книга, 1991. -448 с.

19. Бердяев, Н.А. Судьба России Текст. / Н.А. Бердяев М.: ACT, 2004. - 333 с.

20. Бердяев, Н.А. Философия свободы Текст. / Н.А. Бердяев М.: ACT, 2004. -333 с.

21. Богуславский, В.М. Скептицизм в философии Текст. / В.М. Богуславский -М.: Наука, 1990. 272 с.

22. Большая советская энциклопедия> (третье издание)^ Т. 16: М., Издательство Советская энциклопедия, 1974. 616 с.23.) Большая советская?энциклопедия (третье издание); Т. 23. М;, Издательство Советская энциклопедия, 1976. 640 с.

23. Бросова, Н.З. Судьба метафизики и судьба человека Текст. / Н.31 Боросова / Вопросы философии. // 2005. -№11. - С. 54-65.

24. Вартофский; Mi Модели; Репрезентациями научное понимание; Текст. / Mi Вартофский- М.: Прогресс, 1988. 507 с.

25. Вйндельбанд, В. Избранное: Дух и история Текст. / В. Вйндельбанд М.: Юрист, 1995. - 687 с. '

26. Вйндельбанд,.В. От Канта до Ницше (история новой философии в её связи с общей» культурой и, отдельными науками. Период от Канта до; конца XIX века)? Текст. / В. Вйндельбанд Москва: Канон-Пресс, Кучково-поле, 1998,. - 496 с.

27. Введенский, А.И., Лосев,А.Ф.Радлов,Э.Л.,Шпет, Г.Г. Очерки истории русской- философии- Текст. / А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, F.F. Шпет- Свердловск, 1991. 592 с. . . .

28. Вундт, В. Система философии Текст. / В. Вундт Санкт-Петербург, 1902: -438 с; .: '

29. Гадам ер, Г.-X. Истина и. метод (основы философской герменевтики) Текст. / Г.-Xi Гадамер -Москва Прогресс; 1988* 704'с.

30. Гайденко, П;П: Владимир;Соловьёви;философияюеребряного века' Текст./ П:Ш Гайденко -М;:; Прогресс — Традиция^ 2001.- 472 с. .

31. Гайденко, Г1.П. Метафизика конкретного всеединства^ или Абсолютный реализм С.Л. Франка Текст. / Г1.1Т. Гайденко // Вопросы философии. 1999; -Ж-5- СЛ14-Г50:.

32. Галактионов, А.А., Никандров, П.Ф.' Русская философия К-Х1Х вв; Текст.; / А.А. Галактионов., П.Ф. Никандров. Л:: Издательство Ленинградского Университета:, 1989: -744 с.

33. Гартман, II. К основоположению, онтологии Текст.; / IT. Гартман- СПб.: Наука, 2003. 640 с. ' : : ;

34. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии Текст. / Г.В.Ф. Гегель, кн. I. -СПб.: Наука, 1999.-352 с.

35. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики Текст. / Г.В.Ф. Гегель М.: Мысль, 1999. -1072 с.

36. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа Текст. / Г.В.Ф. Гегель . М.: Наука, 2000. - 495 с.

37. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Текст. / Г.В.Ф. Гегель, т.2. Философия природы. -М.: Мысль, 1975. 695 с.

38. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Текст. / Г.В.Ф. Гегель, т.З. Философия духа. — М.: Мысль, 1977. 472 с.

39. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского Текст. / Т. Гоббс М.: Мысль, 1936. - 504 с.

40. Гоббс, Т. Сочинения в двух томах Текст. / Т. Гоббс. Т. 1. М.: Мысль, 1989. -621 [3] с.

41. Гоббс, Т. Сочинения в двух томах Текст. / Т. Гоббс. Т. 2. М.: Мысль, 1991. -735 с.

42. Гулиан, К.И. Метод и система Гегеля Текст. / К.И. Гулиан. Т. 1 Москва, изд-во иностранной литературы, 1962. - 446 с.

43. Гулиан, К.И. Метод и система Гегеля Текст. / К.И. Гулиан. Т. 2. Москва, изд-во иностранной литературы, 1963. - 820 с.

44. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия Текст. / К.И. Гулиан М.: Мысль, 1986. - 320 с.

45. Гулыга, А.В. Творцы русской, идеи Текст. / А.В. Гулыга М.: Молодая гвардия, 2006. - 316 с.

46. Гуссерль, Э. Избранные работы Текст. / Э. Гуссерль М.: Территория будущего, 2005.-458.

47. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию Текст. / Э. Гуссерль СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.

48. Декарт, Р. Избранные произведения Текст. / Р. Декарт М.: изд-во политической литературы, 1950 - 712 с.

49. Декарт, Р. Сочинения в двух томах Текст. / Р. Декарт. Т. 1. М.: Мысль, 1989. - 654 [2] е., 1 л. портр.

50. Диалектика общественного развития» (В.Г. Афанасьев, Ю.Ф. Георгиев, М.С. Каган, В.Ж. Ядов и др. (под ред. В.Ж. Келле, Д.А. Гущина) Текст. / В.Г. Афанасьев, Ю.Ф. Георгиев, М.С. Каган, В.Ж. Ядов Л.: изд-во ленинградского ун-та, 1988.-'260 с.

51. Диалектический и исторический материализм Текст. / А.Г. Мысливченко; А.П. Шептулин, Н.И. Азаров М.: Политиздат, 1988. - 445 с.

52. Диалектическое противоречие (над чем работают, о чём. спорят философы Текст. / М.: Политиздат, 1979. - 343 с.

53. Дионисий Ареопагит О небесной иерархии Текст. / Дионисий Ареопагит -. Санкт-Петербург Глаголъ, 1997. 187 с.

54. Евлампиев, И.И. История русской философии Текст. / И.И. Евлампиев — М.: Высш. шк., 2002. 584 с.

55. Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская метафизика на распутье Текст. / И.И. Евлампиев // Вопросы философии. 2003. -№ 5. С. 159-171.

56. Замалеев, А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. Лекции. Статьи. Критика Текст. / А.Ф. Замалеев СПб.: Летний сад, 2003. - 212 с.

57. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.) Текст. / А.Ф. Замалеев СПб: Летний сад, 2001. - 396 с.

58. Зеньковский, В.В. История русской философии в 2-х т. Текст. / В.В. Зеньковский Харьков Фолио; Москва.: Изд-во ЭКСМО-Пресс., 2001. - 896 с.

59. Зеньковский, В.В. Русские мыслители и Европа Текст. /В.В. Зеньковский

60. М.: Республика, 2005. 367 с.61. о. Игнатий Крекшин. Метафизика зла (Пролегомены к теодицее в философии позднего С.Л. Франка) Текст. / Вопросы философии. -2001. № 12. -С. 128-139.

61. Ибрагимов, Р.Н. Проблема метода в философии и науке Текст. / Р.Н. Ибрагимов Абакан.: Хакасский университет, 2003 - 103 с.

62. Ильенков, Э.В. Диалектическая, логика. Очерки теории и истории Текст. / Э.В. Ильенков М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

63. Ильенков, Э.В. Философия и культура Текст. / Э.В. Ильенков М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

64. Ильин, И.А. Путь к очевидности: Сочинения Текст. / И.А. Ильин М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 912 с.

65. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи Текст. / М.С. Каган Д.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 384 с.

66. Кант, И. Критика практического разума Текст. / И. Кант, т. 4, М.: ЧОРО, 1994.-481 с.

67. Кант, И. Критика способности суждения Текст. / И. Кант, т. 5 М.: ЧОРО, 1994. - 386 с.

68. Кант, И. Критика чистого-разума Текст. / И. Кант, т. 3. М.: ЧОРО, 1994. -623 с.

69. Кант,. И: Пролегомены ко всякой будущей метафизике Текст. / И. Кант -М.: ЧОРО, 1994. 153 е.

70. Карамышев, Г.В. Неадекватное познание Текст. / Г.В. Карамышев -Саратов: изд-во Саратов, ун-та, 1990. 113 с.

71. Карнап, Р. Философские основания физики. Введение в философию науки Текст. / Р. Карнап-М.: Прогресс, 1971. 391 с.

72. Карсавин, Л.П. Малые сочинения Текст. / Л:П. Карсавин С-Петербург.: АО Алетейя, 1994. - 531 с.

73. Карсавин, Л.П. О началах (опыт христианской метафизики) Текст. / Л.П. Карсавин Петербург, 1994. - 376 с.

74. Карсавин, Л.П. Путь православия Текст. / Л.П. Карсавин М.: ООО: ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 557 [3] с.

75. Карсавин, Л.П. Сочинения Текст. / Л.П. Карсавин М.: Раритет, 1993. - 493 [2] с.7.7) Карсавин, Л.П. Философия истории Текст. / Л.П. Карсавин АО Комплект: Санкт-Петербург, 1993.- 352 с.

76. Катречко, С.Л. Как возможная метафизика? Текст., / С.Л. Катречко // Вопросы философии. -2005. № 9. - С. 83-94.

77. Князев, Н.А. Философские проблемы сущности и существования науки Текст.у/ Н. А. Князев Красноярск: СибРАУ, 2008; — 269- 1.)с.

78. Кохановский, В.П. Основы философии Текст. / В.П. Кохановский Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 320 с:

79. Левицкий; С.А. Очерки по истории'русской философии: Сочинения Текст., / С. А. Левицкий М.: Канон, 1996. - 492 с.

80. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии Текст. / В.И. Ленин М.: Политиздат, 1986. -478 с. ' ' ■■

81. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьёв; и его время Текст. / А.Ф. Лосева М.: Молодая гвардия, 2000. - 614 с. .

82. Досев, А.Ф. Из ранних произведений Текст.;/ А.Ф. Лосев М.:; Правда, 1990. - 655 с.

83. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло. Основы теодицеи Текст. / Н.О: Лосский -М-.: Тёрра Книжный клуб; Республика. 19991

84. Лосский, Н.О. Избранное Текст. / И.О. Лосский Ml: Правда, 1991. - 623 с.

85. Лосский, Н.О. История русской? философии Текст. / Н.О. Лосский -Москва.: Сварог и К, 2000. 495 с.

86. Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и; мистическая интуиция Текст.:/ H:Ol Лосский Ml: Республика, 1995.- 400 с.

87. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики Текст.: / Н.О. ЛосскийУМосква, изд-во политической литературы, 1991. 368 с.

88. Мареева, Е.В. Семён Франк как зеркало русской религиозной философии Текст./ Е.В. Мареева // Вопросы философии. 2005. № 6. - С. 117-131.

89. Мартынов, А. О судьбах руской философской культуры Текст. / А. Мартынов//Вопросы философии: 20021-№ 10.- С. 167-170.

90. Маслин, М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ Текст. / М.А. Маслин Москва, изд-во Московского университета., 1988. - 208 с.

91. Материалистическая диалектика как научная система (под ред А.П. Шептулина) Текст. / М.: МГУ, 1983. 296 с.

92. Мир России Евразия (Антология) Составит: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская Текст. / Л.И1 Новикова, И.Н. Сиземская - М.: Высш. шк., 1995. - 398 с.

93. Назарова, О.А. Швейцарские публикации Семёна Людвиговича Франка Текст. / О.А. Назарова // Вопросы философии. 2007. - № 1 - С'. 145-156.

94. Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т. 2. (под общ. ред. Стёпина B.C.) / Текст. / B.C. Стёпин М.: Мысль, 2001. - 634 [2] с.

95. Петер Элен, Семён Франк как политический мыслитель, Текст. / Петер Элен // Вопросы философии. 2003. - № 11. - С. 135-151.

96. П. Элен, Философия «мы» у С.Л. Франка Текст. / П. Элен // Вопросы философии. 2000. - № 2. - С. 57-69.

97. Пискорская, С.Ю. Стиль научного познания и его стандарты Текст. / С.Ю.' Пискорская —Красноярск.: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2007. 244 с.

98. Плимак, Е.Г., Сабурова, Т.А. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции Текст. / Е.Г. Плимак, Т.А. Сабурова // Вопросы философии. 2006. - № 9. - С. 84 - 101.

99. Радищев, А.Н. Избранное Текст. / А.Н. Радищев М.: Правда, 1988, 448 с.

100. Рашковский, Е.Б. Три оправдания: стрежневые темы философии Вл. Соловьёва 1890-х годов Текст. / Е.Б. Рашковский // Вопросы философии. -2001.- №6. -С. 94-104.

101. О России и русской философской культуре (философы русского послеоктябрьского зарубежья): Бердяев Н.А., Вышеславцев Б.П., Зеньковский В.В. Сорокин П.А., Федотов Г.П., Флоровский Г.В.сост М.А. Маслин Текст. / М.А. Маслин Москва, Наука, 1990. - 528 с.

102. Роттердамский, Э. Похвала глупости Текст. / Э. Роттердамский М.: Сов. Россия, 1991. -464 с.

103. Роттердамский, Э. Разговоры запросто Текст. / Э. Роттердамский М.: Худож. Лит., 1969. - 703 с.

104. Рузавин Г.И. Методы научного исследования Текст.'/ Г.И. Рузавин М.: Мысль, 1975.-237 с.

105. Русская идея: сборник произведений русских мыслителей (сост. Е.А. Васильев; предисл. А.В. Гулыги) Текст. / М.: Айрис Пресс, 20021 - 512 с.

106. Русская философия второй половины XVIII века: хрестоматия (Сост., библиогр. Статьи и прим. Б.В. Емельянова) Текст. / Б.В. Емельянов -Свердловск, изд-во Уральского ун-та, 1990. 400 с.

107. Русская философия: словарь, (под общ. ред. М.А. Маслина; сост. А.А. Апрышко Текст. / М.А. Маслин М: Терра-Книжный клуб; М.: Республика, 1999. - 656 с.

108. Русские философы (конец XIX середина XX века):Антология. Вып. 1/ Сост.: А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова Текст.' / А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова-М.: Книжная палата, 1993. - 368 с.

109. Русские философы (конец XIX середина XX века). Вып. 3 / Сост.: Л.Г. Филонова Текст./ Л.Г. Филонова-М.: Книжная палата, 1996. - 324'с.

110. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж. П. Сартр М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 2002. - 640 с.

111. ИЗ) Сартр; Ж.П. Проблемы метода Текст. / Ж.П. Сартр М.: Прогресс, 1993. -240 с.

112. Сачков, Ю.В. Стиль мышления и методы, исследования Текст. / Ю.В. Сачков // Философские науки. 1981. - № 2. - С. 99-111.

113. Свинцов В. Философия, равная жизни Текст. В. Свинцов // Свободная мысль. 1994. - № 5. - С. 38-50.

114. Секст Эмпирик Сочинения в двух томах Текст. Секст Эмпирик / М.: Мысль, 1976.-421 с.

115. Селиванов, А.И. Метафизика в культурологическом измерении Текст. / А.И. Селиванов // Вопросы философии. 2006. № 3. С. 49-63.

116. Сербиенко, В.В. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве В л. Соловьёва (памяти А.И. Абрамова) Текст. /В.В. Сербиенко// Вопросы философии. 2003. - № 6. - С. 128-135.

117. Сиземская, И.Н. Русская философия и поэзия: согласие ума и сердца Текст. / И.Н. Сиземская // Вопросы философии. 2006. - № 3. - С. 155-164.

118. Силантьева, М.В. Николай Бердяев. Экзистенциальная диалектика и всеобщая виртуализация сознания в XXI веке Текст. / М.В. Силантьева // Вестник МГУ. 2004. - №3. - С. 30-43.

119. Современный философский словарь (под общ. ред. Кемерова В.Е.) / Текст. / В.Е. Кемеров Панпринт: Москва, Лондон, Люксембург, Париж, 1998. - 1064 с.

120. Современный философский словарь (под общ. ред. Кемерова В.Е.) / Текст. / В.Е. Кемеров М.: Академический проект, 2004. - 864 с.

121. Соколов, Б.Г. Герменевтика метафизики Текст. / Б.Г. Соколов СПб.: С-Петербургский го. ун-т, 1998. - 221 с.

122. Соловьёв, B.C. Сочинения в двух томах Текст. / B.C. Соловьёв, т.1. М.: Мысль, 1990. 896 с.

123. Соловьёв, B.C. Философский словарь Владимира Соловьёва Текст. / B.C. Соловьёв Ростов - на - Дону: Феникс,* 1997. - 464 с.

124. Соловьёв, В. С. Философское начало цельного знания Текст. / B.C. Соловьёв Минск, Харвест, 1999. - 912 с.

125. Соловьёв, B.C. Чтения о Богочеловечестве Текст. / B.C. Соловьёв СПб.: Азбука, 2000. - 384 с.

126. Старченко, В.Н. Славянофилы и классическая немецкая философия Текст. / В.Н. Старченко // Философские науки. 1989. - № 4. - С. 54-64.

127. Столович, Л.Н. Диалог и диалектика Текст./ Л.Н. Столович //Вопросы философии, 2002, № 11. С. 174-183.

128. Сухарев, К.К. О диалектическом методе. Новосибирск, 1995. 14 с.

129. Сухов, А.Д. Русская философия: пути развития, (очерки теоретической истории) Текст. / А.Д. Сухов Mi: Наука, 1989. - 208 с.

130. Тихомиров, JI.A. Монархическая государственность Текст. / JI.A. Тихомиров СПб.: АО Комплект, 1992. - 674 с.

131. Туркин, Л.П. Принципы диалектического материализма. Единство мировоззрения и метода Текст. / Л.П. Туркин Красноярск, изд-во Красноярского ун-та., 1984. - 200 с.

132. Тюренков, М.А. Философская система С.Л. Франка Текст. / М.А. Тюренков // Вестник МГУ. 2004. - №5. - С. 105-107.

133. Уемов, А.И. Свойства, системы и сложность Текст. / А.И. Уемов // Вопросы философии. 2003. - № 6. - С. 96-111.

134. Урсул, А.Д. Природа информации. Философ. Очерк Текст. / А.Д. Урсул -М.: Политиздат, 1968. 288 с.

135. Филатов, В.И. Философские поиски и жизненная драма Н.О. Лосского Текст. / В.И. Филатов // Философские науки. 1991. - № 4. - С. 103-131.

136. Фихте, И.Г. Сочинения: в 2 т. Текст. / И.Г. Фихте Спб: Мифрил, 1993. Т.1.-686, 1. с.

137. Фихте, И.Г. Сочинения: в 2 т. Текст. / И.Г. Фихте Спб: Мифрил, 1993. Т.2. 798 с.

138. Фихте, И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 Текст. / И.Г. Фихте Научно-издательский центр Ладомир. Москва, 1995. - 655 с.

139. Флоровский, Г.В. Вера и культура. Избранные труды по богословию и философии Текст. / Г.В. Флоровский СПб.: РХГИ, 2002. - 862 с.

140. Флоровский, Г.В. Из прошлого русской мысли Текст. / Г.В. Флоровский -М.: Аграф, 1998. 432 с.

141. Флоровский, Г. Прот. Пути русского богословия Текст. / Г.В. Флоровский Париж.: YMCA-PRESS, 1988. - 600 с.

142. Франк, С.Л. Предмет знания. Душа человека Текст./ С.Л. Франк Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 992 с.

143. Франк, С.Л. С нами Бог Текст. / С.Л. Франк М.: ACT, 2003. - 750 с.

144. Франк, C.J1. Сочинения Текст. / C.J1. Франк М.: Правда., 1990. - 608 с.

145. Франк, C.J1. Сущность и ведущие мотивы русской философии Текст. / С.Л. Франк // Философские науки. -1990. № 5. - С. 83-91.

146. Фрейд, 3. Основные принципы психоанализа Текст. / 3. Фрейд М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. - 288 с.

147. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер Москва.: AD MARGINEM, 1997. - 452 с.

148. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики Текст. / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1989. - №9. - С. 116-163.

149. Хайдеггер, М. Что такое метафизика (новая технократическая волна на Западе Текст. / М. Хайдеггер М.: Прогресс. - 1986.

150. Хёйзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня Текст. / Й. Хёйзинга -М.: Прогресс-Академия, 1992. 464 с.

151. Чанышев, А.Н. Начало философии Текст. / А.Н. Чанышев М.: МГУ, 1982. - 184 с.

152. Чичерин, Б.Н. Наука и религия Текст. / Б.Н. Чичерин М.: Республика, 1999.-495 с.

153. Чуринов, Н.М. Коллективизм и индивидуализм и их теоретизирование в западной традиции Текст. / Н.М. Чуринов // Теория и история. СИБУП. 2003. - № 3. - С. 42-55.

154. Чуринов, Н.М. Совершенство и свобода: философские очерки Текст. / Н.М. Чуринов. 3 изд. доп. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 712 с.

155. Чуринов, Н.М. Индивидуализм и коллективизм: трансцендентальный и соборный субъекты Текст. / Н.М. Чуринов. Ч. 1. // Теория и история. Красноярск. СИБУП. 2004. - № 2. - С. 212-228.

156. Чуринов, Н.М. Индивидуализм и коллективизм: трансцендентальный и соборный субъекты Текст. / Н.М. Чуринов. Ч. 2. // Теория и история. СИБУП. -2004.2.-С. 177-226.

157. Чуринов, Н.М! Идеологиями ментальная гигиена* обществам Текст. / Н.М. Чуринов // Теория и история. СИБУП. 2005. - № 2. - С. 10:

158. Чуринов, Н.М. Совершенство слова шидеология, Текст. / Н.М. Чуринов // Теорияти»история. СИБУП: 2006. - №-2. - С. 3-17.

159. Чуринов Н.'М. Совершенство! словам и-субъективная реальность Текст. / Н.М. Чуринов»// Теориями история: СИБУП: 2006. - №<2Т. - С. 160-176:

160. Чуринов, Н.М". Совершенство слова-и субъективная диалектика Текст. / Н.М. Чуринов // Теория и история. СИБУП. 2006. - №-2. - С. 176-190.

161. Чуринов, Н.М. Совершенство слова и красноречие Текст. / Н.М. Чуринов // Теория и история, СИБУП. 2007. - № 1. - С. 190-201.

162. Шевченко; В.HI Сталин, социализм, человек (Советская и русская зарубежная мысль в 30-е годы) Текст./ В.Н. Шевченко // Философский календарь. М.: Знание, 1992. — С. 3 39:

163. Шелер, М. Избранные произведения Текст. / М. Шелер М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

164. Шеллинг, Ф.В.Й. Сочинения в двух томах Текст. / Ф.В.Й. Шеллинг, Т.1. М.: Мысль.: 1987. 637 с.

165. Шеллинг, Ф.В.Й. Сочинения в двух томах Текст. / Ф.В.Й. Шеллинг, Т.2. М.: Мысль.: 1989. 636 с.

166. Шептулин, А.П. Анализ и синтез в познании Текст. / А.П. Шептулин М.: Знание, 1965. - 32 с.

167. Шептулин, А.П. Диалектический метод познания Текст. / А.П. Шептулин -М.: Политиздат, 1983. 320 с.

168. Шептулин, А.П. Категории диалектики Текст. / А.П. Шептулин М.: Высш. шк., 1971. - 280 с.

169. Энгельс, Ф. Диалектика природы Текст. / Ф. Энгельс М.: Политиздат, 1987. - 349 с.

170. Юм, Д. Сочинения: в 2-х томах Текст. / Д. Юм Т. 1. М.: Мысль, 1996733 с.

171. Юм, Д. Сочинения: 2-х томах Текст. / Д. Юм Т. 2. М.: Мысль, 1996799 с.

172. Юм, Д. Трактат о человеческой природе Текст. / Д. Юм М.: Канон, 1995. -416 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.