Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Волкова, Татьяна Павловна

  • Волкова, Татьяна Павловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 174
Волкова, Татьяна Павловна. Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 2006. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Волкова, Татьяна Павловна

Введение.

Глава 1. Социально-философские концепты анализа личности общества и справедливости в либерализме и коммунитаризме.

1.1. Либеральный и коммунитаристский подходы анализа личности и общества.

1.2. Сравнительный анализ либеральной и коммунитаристской теорий справедливости.

Глава 2. Мультикультурализм как результат либерально-комму нитаристского дискурса.

2.1. Гражданское общество как предмет теоретического консенсуса либерально-коммунитаристского анализа.

2.2. Анализ мультикультурного единства гражданского общества в философии Ю. Хабермаса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма»

Актуальность исследования. Современное общество, развивающееся в условиях глобализации, представляет собой совокупность различных культур, существующих в едином мировом пространстве. Человечество постепенно приходит к осознанию общности человеческой истории и судьбы. Неоспоримым фактом современной истории является рождение общей цивилизации, которая возникла, существует и обогащается духовно благодаря вкладам всех исторических локальных цивилизаций.

В процессе построения современного многокультурного общества происходят значительные изменения в его философской концепции. Сообразно происходящим общественным изменениям трансформируются и многие подходы к пониманию социальной реальности. Одной из философских концепций глобального общества, очевидно, является теория и практика мультикультурализма, основа которой - это идея интеграции различных культур, позволяющая сохранить эти культуры и обеспечить их взаимодействие и взаимообогащение на основе равноправного диалога.

В философском плане мультикультурализм представляет собой достаточно широкое понятие. Помимо концепции признания культурного многообразия, мультикультурализм - это синтез идей либерализма и коммунитаризма, он воплощает в себе коммунитаристское стремление к объединению и либеральное понимание личности и терпимость к Другому.

Именно дискуссия между представителями либерализма и коммунитаризма, которая в течение многих десятилетий оставалась одной из основных в философской науке, привела к возникновению теории мультикультурализма. Импульсом для возникновения этой дискуссии послужила сформулированная в 1971 г. концепция справедливости Джона Ролза.1 Его теория справедливости как честности (the theory of justice as fairness) является выражением современной либеральной философии, поскольку в ней

1 См.: Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. четко определена основная проблематика этой доктрины, разработаны ее концептуальный и методологический инструментарий, даны варианты ответов на ключевые политико-философские вопросы. Поэтому, не случайно, что, как коммунитарные критики, так и сторонники других либеральных концепций, отличных от предложенной Д. Ролзом, формулируют свои позиции с явной ссылкой на его теорию. Помимо Д. Ролза со стороны либералов в дискуссии приняли участие такие известные философы, как Р. Дворкин, Т. Нагель, У. Кимлика и многие др. В числе наиболее известных коммунитарных критиков либерализма обычно называют М. Сэндела, А. Макинтайра, Ч. Тэйлора и М. Уолцера. Этих четырех философов объединили в один лагерь не только потому, что они занимают некую единую философскую позицию, которую можно было бы определить как "коммунитаризм", а потому что их критические аргументы против либералов во многом близки по духу.

В развернувшейся дискуссии и с той, и с другой стороны было высказано немало ценных идей и соображений о человеческой личности и о месте индивида в обществе и социальной справедливости. В ходе дискуссии между теоретиками либерализма и коммунитаризма стало очевидно, что основой данного философского конфликта является несовпадение концепций индивидуализма (либералы) и коллективизма (коммунитаристы), а также универсализма (либералы) и контекстуализма (коммунитаристы).

Много внимания в ходе споров между либералами и коммунитаристами было уделено понятию справедливости. Справедливость, вообще, и социальная справедливость, в частности, были рассмотрены с различных точек зрения, в совокупности с такими связанными с ней понятиями, как благо, свобода, мораль. Поиск абсолютных оснований истинной справедливости был одной из основных тем в дискуссии.

Однако в последнее время в философской литературе наметилась тенденция сближения либеральных и коммунитаристских взглядов, выразившаяся в создании теории мультикультурализма или либерального коммунитаризма. Теория мультикультурализма объединяет правовую концепцию справедливости и приоритет прав человека, на которых строится гражданство в либеральном обществе, с правами национальных, религиозных, сексуальных и других меньшинств, каждое из которых выступает как отдельное сообщество. Мультикультурализм стремится соединить абстрактную концепцию индивида с социальной концепцией личности, принадлежащей к малой культурной группе.

Актуальность философского исследования теории мультикультурализма как синтеза философских концепций либерализма и коммунитаризма обуславливается тем, что философия и стратегия мультикультурализма, сочетающая в себе достоинства либеральной и коммунитаристской теорий и утверждающая культурный плюрализм, имеет огромное практическое значение для жизни современного общества, поскольку она приветствует и стремится защищать культурное разнообразие, и в то же самое время обращает внимание на часто неравные отношения меньшинства с доминирующими культурами.

Степень научной разработанности проблемы. В философской литературе анализу различных аспектов споров либералов и коммунитаристов посвящены работы зарубежных ученых Г. Майера, Т. Рокмора, Я. Шапиро.1 Исследованием дискуссии между либералами и коммунитаристами занимались такие российские философы, как В.Б. Власова, Л.Б. Макеева, Г.Г. Пирогов, A.B. Прокофьев, В.Г. Федотова, С.Г. Чукин. Из публикаций, касающихся

1 См.: Майер Г. Демократические ценности: к новому соотношению либерализма и коммунитаризма. Теоретическое исследование соотношения коммунитарных и либеральных ценностей в посткоммунистических обществах [Электронный ресурс]. - http://www.peter-club.spb.ru; Рокмор Т. К критике этики дискурса // Вопросы философии. 1995. № 1. С. 13-24; Шапиро И. Три способа быть демократом // ПОЛИС. 1992. № 1-2. С. 75-85.

2 См. Власова В.Б. Дилемма коммунитаризма и либерализма как проблема философии права [Электронный ресурс]. - http://www.patentattorney.narod.ru; Макеева Л.Б. Дискуссия о природе ценностей в современной американской философии [Электронный ресурс]. -http://www.amstud.msu.ru; Пирогов Г.Г. Идеи и принципы коммунитаризма в конце XX -начале XXI века [Электронный ресурс]. - http://www.netda.ru; Прокофьев A.B. Фундаментальное этическое равенство и проблемы социальной этики // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 67-77; Федотова В.Г. Россия в глобальном и внутреннем мире // Мир России. 2000. № 4. т. IX. С. 78-90; Чукин С.Г. Ю. Хабермас versus А. Макинтайр: к вопросу об основаниях современного философствования. Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева Сер."Мыслители". Вып. 11. СПб., 2002. дискуссии между либералами и коммуиитаристами необходимо особенно отметить работы Л.Б. Макеевой и С.Г. Чукина по вопросу о философской основе противостояния либерализм-коммунитаризм.1

В процессе исследования автор опирался также на философские концепции диалога между людьми и культурами в условиях культурного л плюрализма, разработанные М.М. Бахтиным, М. Бубером и B.C. Библером. Несомненно, значимыми для анализа проблемы восприятия Другого, Чужого, Иного в контексте мультикультурного общества являются работы таких выдающихся западных философов как М. Бубер, Э. Гуссерль, Э. Левинас, Г. Марсель, Ж.П. Сартр.3

Для реализации задач диссертационного исследования актуальными были работы российских исследователей B.C. Малахова, Б.В. Маркова, М.В. Тлостановой, в которых рассматриваются различные проблемы развития многокультурного общества.4

Одним из аспектов диссертационного исследования является анализ социальной справедливости как сложного философского понятия, имеющего большое значение для определения причин возникновения дискуссии между либералами и коммуиитаристами. Наиболее плодотворно этическая концепция данного феномена представлена в трудах С.Ф. Анисимова, О.Г. Дробницкого,

1 См.: Макеева Л.Б. Предисловие // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / Пер. с англ., сост., предисл. Л.Б. Макеевой. М., 1998; Чукин С.Г. Постмодернистский подход к проблеме справедливости. Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX-XXI веков. СПб., 1996. С. 21-22.

См.: Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., 1979; Бубер М. Я и Ты // Два образа веры. М., 1995; Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.

3 См.: Бубер М. Два образа веры. М., 1995; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994; Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.-СПб., 2000; Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994; Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2004.

См.: Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред. B.C. Малахова и В.А. Тишкова. М., 2002; Малахов B.C. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература. 1997. № 11. С. 34-35; Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997; Тлостанова М.В. Нюансировка инаковости в постмодернистских эпистемах // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. V. Вып. 3-4. С. 56-87.

Р.Г. Апресяна, A.A. Гусейнова и ряда других ученых, специализирующихся в области этики.1

В западной литературе тема социальной справедливости в контексте мультикультурного общества находится в центре внимания уже более десяти лет. Ведущие философы современного запада К.-О. Апель, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, Р. Рорти в своих исследованиях рассматривают эту проблему как одну из приоритетных для современного общества.2

С целью наиболее полного анализа философских концепций либералов и коммунитаристов и философского проекта Ю. Хабермаса автор обратился к трудам, в которых исследуются взгляды философов либерального и коммунитаристского направлений, а также философские воззрения Ю. Хабермаса. К ним относятся работы Т.А. Алексеевой, H.A. Бусовой, A.B. Кузьминой, В.П. Макаренко, A.C. Панарина, Н.В. Печерской, A.B. Прокофьева, С.Г. Чукина.3

Но при всем многообразии исследований по различным вопросам, связанным с противостоянием либерализм-комунитаризм, современному

1 См.: Анисимов С.Ф. Моральная мотивация // Этика / под общ ред. A.A. Гусейнова и E.JI. Дубко. М., 1999; Апресян Р.Г. Толерантность и ценности гражданского общества // Ценности гражданского общества и личность / сост. А.И. Михайлова, отв. ред. Р.Г. Апресян. М., 2001; Гусейнов A.A. Философия. Мораль. Политика. М., 2002; Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. М., 2002; Дробницкий О.Г. Структура морального сознания // Вопросы философии. 1972. № 6. С. 51-62.

2 См.: Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001; Деррида Ж. Другой мыс // Метафизические исследования. 1999. № 11. С. 298-320; Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. М., 1998; Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

3 См.: Алексеева Т.А. Джон Ролз и его теория справедливости // Вопросы философии, 1994. № 10. С. 26-37; БусоваН.А. Делиберативная модель демократии и политика интересов // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 44-54; Кузьмина A.B. Нравственные аспекты либеральной концепции справедливого общества и морально политическая философия Дж. Ролза. М., 1998; Макаренко В.П. Либеральная парадигма: от ночного сторожа к ограниченному суверенитету // Вестник Московского университета. 2002. Сер. 18. Социология и политология. № 4. С. 27-60; Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2004; Печерская Н.В. Справедливость в контексте поздней философии Л. Витгенштейна. СПб., 2000; Печерская Н.В. Современный дискурс справедливости: Д. Ролз или М. Уолцер // Общественные науки и современность, 2001. № 2. С. 77-88; Прокофьев A.B. Универсальное и партикулярное содержание морали, или как возможны специальные нравственные обязанности // Этическая мысль. 2002. Вып. 3. М., 2002. С. 14-28; Чукин С.Г. Постмодернистский подход к проблеме справедливости. СПб., 1996. состоянию дискуссии между либералами и коммунитаристами и формированию теории мультикультурализма как синтезу либеральной и коммунитаристской концепций в философской литературе уделено недостаточно внимания.

Объектом диссертационного исследования являются труды представителей либерального и коммунитаристского направлений философской мысли.

Предмет исследования - основные противоречия между либеральной и коммунитаристской философскими концепциями, проблема социальной справедливости в контексте дискуссии либералов и коммунитаристов, формирование теории мультикультурализма.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в анализе процесса формирования теории мультикультурализма или либерального коммунитаризма как философской концепции, представляющей синтез либеральной и коммунитаристской идей в контексте формирования глобального общества, как философской концепции, представляющей синтез либеральной и коммунитаристской идей в контексте формирования глобального общества.

Реализация данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Выявить несовпадение либерального и коммунитаристского подходов к анализу взаимоотношений личности и общества; определить основные расхождения в позициях коммунитаристов и либералов.

2. Осуществить сравнительный анализ понятия социальной справедливости, как отправной точки и одного из важнейших вопросов дискуссии между либералами и коммунитаристами.

3. Изучить современное состояние дискуссии между либералами и коммунитаристами, выявить концептуальную ограниченность рассматриваемых философских направлений.

4. Проанализировать мультикультурализм или либеральный коммунитаризма, как результат либерально-коммунитаристского дискурса о единстве гражданского общества.

5. Обосновать философскую концепцию Ю. Хабермаса как попытку анализа мультикультурного единства гражданского общества.

Методологические основания исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются: системный подход как совокупность общепризнанных принципов и методов общефилософского, социального и частно-научного познания; сравнительно-аналитический метод, позволяющий выявить и охарактеризовать специфические особенности, корреляции и взаимосвязи философских воззрений различных авторов.

Научная новизна исследования заключается в попытке определить условия и причины появления теории мультикультурализма или либерального коммунитаризма как синтеза либеральной и коммунитаристской концепций.

Положения и выводы, выносимые на защиту.

1. Разногласия либералов и коммунитаристов обусловлены расхождениями в их концептах личности, различиями в универсальном и контекстуальном понимании ценностей.

2. Анализ либеральной и коммунитаристской теорий справедливости продемонстрировал расхождения в их взглядах на социальную справедливость: справедливость как честность у либералов и справедливость как равенство у коммунитаристов

3. Дискуссия между либералами и коммунитаристами выявила концептуальную ограниченность рассматриваемых философских концепций; ни одна из концепций не является исчерпывающей с точки зрения объяснительных возможностей: либерализм игнорирует групповую принадлежность индивидов, недооценивает социальную природу личности; коммунитаризм, напротив, не уделяет должного внимания отдельной личности. Концептуальная ограниченность обоих философских течений стала причиной их постепенной конвергенции и синтеза.

4. Мультикультурализм можно рассматривать как теорию, представляющую собой синтез либерализма и коммунитаризма, сформировавшуюся в ходе дискуссии по проблемам развития гражданского общества, а гражданское общество является предметом теоретического консенсуса либерально-коммунитаристского анализа.

5. В философской концепции Ю. Хабермаса мультикультурное единство рассматривается как существенный фактор функционирования гражданского общества на современном этапе.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Положения и выводы данного диссертационного исследования могут служить основой для дальнейших исследований по проблеме, разработки курсов «История философии» и «Социальная философия», а также для составления программ и учебно-методических пособий по данным дисциплинам.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации были изложены в выступлениях автора на научных конференциях в Мурманском государственном техническом университете, международных конференциях в Санкт-Петербурге и публикациях в научных журналах.

Структура работы определяется задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Волкова, Татьяна Павловна

Заключение

Дискуссия между либералами и коммунитаристами на протяжении нескольких десятилетий является одной из основных в философской науке. Падение авторитета либеральной доктрины в обществе привело к появлению коммун итаризма, как теоретического течения, представители которого выступили с критикой либеральных теорий. В обществе возникла потребность в новой социальности, которая, не ущемляя личностную и групповую автономию, сочетала бы ее с социальным долгом и социальным благом. Ответом на эту потребность стали идеи коммунитаризма. Коммунитаристские концепции предлагают свою, пожалуй, наиболее стройную и разработанную идейно-теоретическую парадигму, в соответствии с которой исследуются возможности оздоровления общества и укрепления его стабильности.

Основой конфликта между либералами и коммунитаристами стали, в первую очередь, различия в их концепциях личности, общества и справедливости.

Коммунитаристы обвиняли либералов в чрезмерном индивидуализме, снижении чувства социальной ответственности, говоря, что это происходит по причине преувеличения роли прав в ущерб обязанностям. Либерализм в контексте общественного развития отождествлялся с вседозволенностью, с опасным отсутствием самоконтроля и пренебрежением к людям, что, конечно же, было несправедливо. Отстаиваемые либерализмом права неразрывно связаны с принятием на себя соответствующих обязательств. В идее "равных свобод" заключена суть либерализма, и поэтому признание за другими тех же прав, какими обладаешь сам, является его центральным постулатом. Либерализм не утверждает приоритета прав над обязанностями.

Приверженцы коммунитаризма начали свою критику с призывов к социальной природе человека в противовес либеральной концепции личности, как некого "чистого субъекта", лишенного всех определяющих его качеств. За разногласиями во взглядах на природу личности последовал второй аргумент, выдвинутый коммунитаристами. Он касается скорее сути социальной структуры, нежели ее истоков. Люди, как утверждают коммунитаристы, нуждаются в очерченных социальных ролях, позволяющих выстраивать отношения друг с другом. Подобные роли ограничивают и упорядочивают наши желания. Именно поэтому здоровым обществом, или сообществом, можно считать лишь такое, где эти роли тесно увязаны друг с другом в едином комплексе. Коммунитаристы считают, что, во-первых, худший удел человека -не знать своего места в обществе, не иметь ясного, отчетливого статуса или роли, ибо именно неопределенность есть наибольшее препятствие процветанию человечества; и, во-вторых, в оптимальной социальной структуре подобные роли должны соотноситься друг с другом иерархически, результатом чего выступает гармоничное целое, пронизанное отношениями господства и подчинения. Между тем первое предположение губительно для свободы человека, тогда как второе несовместимо с принципом гражданского равенства, который должен быть положен в основу общества, исповедующего либеральные взгляды.

Второй аспект дискуссии между либералами и коммунитаристами заключается в противостоянии универсализма и контекстуализма.

На первый взгляд кажется, что конфликт между универсализмом и контекстуализмом выражается лишь в признании или, соответственно, отрицании общезначимости ценностей. Универсализм утверждает, что существуют ценности, которые присущи всем культурам, во всех частях света и во все времена, которые не зависят от специфики социальных, исторических и культурных условий. Однако универсализм, как правило, не утверждает, что все ценности являются таковыми, а лишь наиболее фундаментальные и важные из них. Наоборот, согласно контекстуализму, не существует ценностей, присущих всем культурам, поскольку каждая культура характеризуется своей, только ей присущей, совокупностью ценностей. Это означает, что ценности зависят от социальных, исторических и культурных условий, т.е. зависят от того контекста, в котором они сформировались и существуют.

По-разному трактуют либералы и коммунитаристы источник этих ценностей. Так, универсализм видит источник ценностей в человеческой природе (например, ценностное отношение к миру трактуется как особое свойство нашего разума или одно из условий нашей рациональности) или в Боге, которые и выступают гарантами их универсального характера. Для контекстуалистского подхода свойственно перенесение источника ценностей в социальную среду, в многообразие социальных практик, обычаев, традиций и т.д.

Ни либералы, ни коммунитаристы не отрицают социальный характер ценностей. И те, и другие признают, что люди в процессе воспитания приучаются ценить одни вещи и негативно относиться к другим, что ценности получают свое закрепление в различных социальных практиках и институтах. Вопрос лишь в том, признать ли эти социальные формы закрепления ценностей единственным гарантом их объективности, или же рассматривать эти формы только как способ выражения ценностей, который почти ничего не добавляет к их объективному и рационально обоснованному характеру. Коммунитаристы выбирают первую альтернативу, утверждая, что для человека объективными являются только те ценности, которые закреплены в социальных практиках и традициях окружающего его сообщества. С точки зрения либералов, выбор человеком ценностей не является столь детерминированнным, человек находит в окружающем его обществе уже готовый набор ценностей, но он может выбирать среди них, и чем большей свободой он обладает, тем в большей степени он реализует свои способности морального субъекта.

Одной из основных проблем, вокруг которой велись споры между либералами и коммунитаристами и которая стала началом этой дискуссии, является философская концепция справедливости. В теории справедливости Д. Ролза сформулирована либеральная концепция справедливости как честности, представляющая собой современный вариант теории общественного договора. Коммунитаризм рассматривает справедливость как комплексное равенство.

Коммунитаристы полагают, что справедливость не может основываться на приоритетах индивидов, так как индивидуализм может стать причиной конфликта между различными требованиями. Справедливость, с их точки зрения, заключается в возможности культивирования таких добродетелей, как альтруизм и благожелательность, а социальная справедливость подразумевает выравнивание имущественного неравенства, и отказ от принципа естественного отбора сильнейших и выдавливание из общественной жизни слабых.

В ходе споров между либералами и коммунитаристами понятие социальной справедливости было рассмотрено с различных точек зрения, в совокупности с такими связанными с ней понятиями, как благо, свобода.

Дискуссия между либералами и коммунитаристами не привела к победе ни одной из сторон, но она продемонстрировала сильные и слабые стороны той и другой концепций. В конце двадцатого - начале двадцать первого века в философской науке появилось течение мультикультурализма, смысл которого заключается в синтезе либеральной и коммунитаристской концепций. В идеале мультикультурализм должен воплощать либеральное внимание к индивиду или же, в контексте диалога культур, к малым группам, различного рода меньшинствам, либеральную справедливость, основанную на честности и одновременно включать в себя коммунитаристское стремление к интеграции, взаимопониманию, комплексному равенству и солидарности. Отчасти причиной возникновения мультикультурализма стало формирование гражданского общества. Мультикультурализм реализовался в философских теориях коммунитаристов Ч. Тэйлора и М. Уолцера и либерала У. Кимлики. Проследив ход рассуждений У. Кимлики, можно отметить, что основная идея его теории состоит в том, что он считает справедливым наличие у индивидов неравных долей социальных благ, если индивиды заслужили эти неравенства, то есть если эти неравенства являются результатом их выбора и индивидуальных действий. Но неравенство в природных способностях и социальном положении являются незаслуженными. Перед современным мультикультурным обществом остро встает проблема сосуществования с

Другим, и, следовательно, проблема терпимости или толерантности к Другому. М. Уолцер, рассматривая толерантность как социально значимую характеристику, определяет ее как особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтаций и ксенофобий.

Анализируя мультикультурализм, необходимо рассматривать его, прежде всего с позиции диалога культур, поскольку очевидно, что в понятии "мультикультурализм" основой является понятие "культура". Культура не является однородной по своей сути, она динамична, она создается, разрушается, перестраивается. Она сама множественна и включает элементы других культур. Мультикультурализм, или культурный плюрализм подразумевает сосуществование многих культур в одном месте, без преобладания какой-либо одной культуры в регионе. Создавая широчайший спектр человеческих различий, приемлемых для большого числа людей, мультикультурализм стремится к преодолению расизма, различия полов и других форм дискриминации. Мультикультурализм - практика признания и уважения различных культур, религий, рас, этничностей, мнений внутри окружающей среды. Поэтому в контексте практики мультикультурализма возникает необходимость межкультурной коммуникации или, в философском смысле диалога культур. Очевидно, что человечеству приходится постоянно вести диалог, в процессе которого происходит расширение взаимодействия, сотрудничества и содружества различных национальных культур на основе признания и уважения их самобытности.

Современное мультикультурное общество представляет собой конгломерат различных групп, вынужденных существовать совместно. Задачи, стоящие перед современным обществом, требуют глубокого философского осмысления и, как следствие, появления новых философских теорий, проектов, которые позволили бы обосновывать и прогнозировать будущее общественное развитие в рамках современных мультикультурных реалий. В этом отношении представляет интерес философский проект Юргена Хабермаса, одного из выдающихся представителей современной философской мысли. Ю. Хабермас, много лет занимается различными проблемами мультикультурализма, включая проблему сосуществования с Другим и проблему противостояния национального и глобального в современном обществе.

Ю. Хабермас видит оригинальный синтез либерализма и коммунитаризма в концепции государства, где объединяющую функцию, которую в республиканском (коммунитаристском) проекте играет идея национального, выполняет консолидирующая сила коммуникации, устанавливающая справедливый баланс разнородных и разнонаправленных интересов. Главный аргумент Ю. Хабермаса в защиту своей концепции это то, что его проекты и главное теория коммуникативного действия рассчитаны на понимание как фундаментальный способ человеческого бытия.

Сама попытка решить проблему сосуществования путем синтеза либеральной и коммунитаристской концепций заслуживает пристального внимания. Дискуссия между либералами и коммунитаристами, продолжающаяся уже в течение нескольких десятилетий, видимо, заканчивается. Естественный процесс слияния философских течений либералов и коммунитаристов отражается в этике дискурса Ю. Хабермаса, когда он пытается связать воедино права индивидов и благополучие общества. Этот процесс слияния двух философских направления просматривается и в поисках консенсуса, в рамках которого может быть сохранена свобода индивида и одновременно достигнуто гражданское согласие.

Компаративистский анализ концепций либералов и коммунитаристов дает основание сделать вывод, что несовершенство обеих теорий в сочетании с их достоинствами уже привел к относительной конвергенции этих философских направлений, и к появлению мультикультуралистских концепций, проектов подобных коммуникативной этике Ю. Хабермаса, воплощающих в себе положительные стороны обоих философских направлений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Волкова, Татьяна Павловна, 2006 год

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, * Б. Тернер ; пер. с англ. И .Г. Яковлева ; под ред. С.А. Ерофеева.

2. М. : Экономика, 2004. 620 с.

3. Алексеева, Т.А. Джон Ролз и его теория справедливости // Т.А. Алексеева//Вопросы философии. 1994.-№ 10.-С. 26-37.

4. Алексеева, Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Ролза / Т.А. Алексеева. М.: Наука, 1992. - 194 с.

5. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности : производство и потребление /

6. С.Ф. Анисимов. -М. : Мысль, 1988. 284 с.

7. Апель, К.-О. Трансформация философии / К.-О. Апель ; пер. с нем. В.Куренного, Б.Скуратова. М.: Логос, 2001. - 344 с.

8. Апель, К.-О. Этноэтика и универсалистская микроэтика: противоречие или дополнительность? // К.-О. Апель // Политическая мысль (Киев). 1994-№ 3. - С. 115-119; №4.-С. 85-92.

9. Аристотель. Сочинения в 4 т. / Аристотель. М. : Мысль, 1983. -1975 с.

10. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. Минск : Литература, 1998. - 1392 с.

11. Арчад, Д. Упование на лучшее / Д. Арчад ; пер. с англ. И. Мюрнберг. -М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.-217 с.

12. Ю.Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / I 3. Бауман ; пер. с англ. М.Л. Коробочкина, под ред. Е.В. Яновской. М. : Весьмир, 2004 188 с.

13. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман ; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М. : Логос, 2002. - 390 с.

14. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М. : Художественная литература, 1979. - 412 с.

15. Бербешкина, З.А. Справедливость как социально-философская категория / З.А. Беребешкина. М.: Мысль, 1983. - 204 с.

16. Библер, B.C. Замыслы / B.C. Библер. М. : Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2002. - 879 с.

17. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. -М. : Знание, 1990.-64 с.

18. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М. : Политиздат, 1990 - 413 с.

19. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер; пер. с нем. под ред. П.С. Гуревича, С .Я. Левит, С. В. Лёзова. -М. : Республика, 1995. 464 с.

20. Бусова, H.A. Делиберативная модель демократии и политика интересов / H.A. Бусова // Вопросы философии. 2002. - № 5 - С. 44-54.

21. Бусова, H.A. Этика блага и мораль справедливости / H.A. Бусова // Человек. 2002.- № 3. - С. 22-26.

22. Бэкон, Ф. Опыт и наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон ; пер. с англ. З.Е Александровой. М.: АН СССР, 1954. - 242 с.

23. Власова, В.Б. Дилемма коммунитаризма и либерализма как проблема философии права Электронный ресурс. / В.Б. Власова. Режим доступа : www.patentattorney.narod.ru. -Заглавие с экрана.

24. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 3 / Г.В.Ф. Гегель ; пер. с нем. под ред. М.М. Розенталя. М. : АН СССР, 1972. - 374 с.

25. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель ; пер. с нем. Г. Шпета. СПб.: Наука, 1999. - 444 с.

26. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель ; под ред. B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

27. Гринберг, Л.Г. Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости / Л.Г. Гринберг, А.И. Новиков. Л. : Наука, 1977. -171 с.

28. Гусейнов, A.A. Философия. Мораль. Политика / A.A. Гусейнов. -М.: ИКЦ "Академкнига", 2002. 304 с.

29. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль ; пер. с нем. O.A. Сердюкова. Новочеркасск : "Сагуна", 1994.-358 с.

30. Дробницкий, О.Г. Моральная философия. Избранные труды / О.Г. Дробницкий. М.: Гардарики, 2002. - 253 с.

31. Дробницкий, О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк / О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974. - 388 с.

32. Дробницкий, О.Г. Структура морального сознания / О.Г. Дробницкий // Вопросы философии. 1972. - № 6. - С. 51-62.

33. Дубко, Е.Л. Титов, В.А. Идеал, справедливость, счастье / Е.Л. Дубко, В.А. Титов. М. : Изд-во МГУ, 1989. - 191 с.

34. Зидентоп, Л. Демократия в Европе / Л. Зидентоп ; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2001. - 312 (+XLVII) с.

35. Иноземцев, В.Л. Пределы догоняющего развития / В.Л. Иноземцев. -М. : Экономика, 2000. 295 с.

36. Иноземцев, B.JI. Расколотая цивилизация: наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции /

37. B.Л. Иноземцев. М. : Academia, Наука, 1998. - 740 с.

38. Иноземцев, В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии / В.Л. Иноземцев // Вопросы философии. 1998. -№9.-С. 23-37.

39. Интервью с А. Макинтайром. // Вопросы философии. 1996. - № 1.1. C. 91-100.

40. Историко-философский ежегодник / отв. ред Н.В. Мотрошилова. -М. : Наука, 2000. 380 с.

41. Казарезов, В.В. Справедливость. Миф? Реальность? / В.В. Казарезов. -М. : Турбопринт, 1997. 154 с.

42. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000.-608 с.

43. Кашников, Б.Н. Либеральный утилитаризм и его критика в политической философии Д. Ролза / Б.Н. Кашников // Общественные науки и современность (ОНС). 2003. - № 2. - С. 84-95.

44. Качоха, В. А. Проблема общего блага в современной демократии / В.А. Качоха // Вопросы философии. 2000. -№ 9. - С. 57-64.

45. Кизилов, Ю.А. Поиски справедливого государства. (Историко-правовой аспект) / Ю.А. Кизилов // Ученые записки Ульяновского гос. ун-та. Сер. Право. Ульяновск, 1996.-№ 1.-С. 5-21.

46. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски ; пер.с нем. Л.В. Федоровой, Ф.Н. Фельдмана, М.Н. Грецкого, Л.В. Сувойчик. -М. : Республика, 1999. 240 с.

47. Козловски, П. Этика капитализма. Эволюция и общество / П. Козловски ; пер.с нем. М.Н. Грецкого СПб.: Экономическая школа, 1996. -160 с.

48. Кудрявцев, Л.Д. Современное общество и нравственность / Л.Д. Кудрявцев. М.: Наука, 2000 - 64 с.

49. Кузьмина, A.B. Идея справедливости в либеральной традиции / A.B. Кузьмина. М. : РПЦ Внешторгиздат, 1998. - 112 с.

50. Кузьмина, A.B. Нравственные аспекты либеральной традиции справедливого общества и морально-политическая философия Дж. Ролза / A.B. Кузьмина. М.: РПЦ Внешторгиздат, 1998. - 128 с.

51. Кучуради, И. Справедливость: социальная и глобальная / И. Кучуради // Вопросы философии. 2003. - № 9. - С. 17-29.

52. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас ; пер. с фр. A.B. Парибка. СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 1998.-266 с.

53. Левинас, Э. Избранное. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас ; пер. с фр. И.С. Вдовиной, Б.В. Дубина, Н.Б. Маньковской, A.B. Ямпольской. М-СПб. : Университетская книга, 2000. - 416 с.

54. Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода / Э. Левинас ; пер. с фр. И.С. Вдовиной, Н.Б. Маньковской, A.B. Ямпольской. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 732 с.

55. Лекторский, В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм / В.А. Лекторский // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 39.

56. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар ; пер. с фр. H.A. Шматко. М. : АЛЕТЕЙЯ, 1998. - 160 с.

57. Макаренко, В.П. Либеральная парадигма: от ночного сторожа к ограниченному суверенитету / В.П. Макаренко // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2002. № 4. - С. 27-60.

58. Макеева, Л.Б. Дискуссия о природе ценностей в современной американской философии Электронный ресурс. / Л.Б. Макеева. Режим доступа : http: // www.amstud.msu.ru. - Заглавие с экрана.

59. Макинтайр, А. После добродетели. Исследования теории морали / А. Макинтайр ; пер. с англ. В.В. Целищева. М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 382 с.

60. Малахов, B.C. Парадоксы мультикультурализма / B.C. Малахов // -Иностранная литература. 1997. -№ 11. С. 34-35.

61. Малинова, О.Ю. Либерализм и концепт нации / О.Ю. Малинова // ПОЛИС. 2003. - № 2. - С. 96-111.

62. Мандевиль, Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц блага для общества / Б. Мандевиль ; пер. с англ. Е. Лагутина, А. Субботина. - М.: Наука, 2000.-376 с.

63. Марков, Б.В. В поисках Другого. Электронный ресурс. / Б.В. Марков. Режим доступа: http://anthropology.ru. - Заглавие с экрана.

64. Марков, Б.В. Философская антропология / Б.В. Марков. СПб. : Лань, 1997.-384 с.

65. Марсель, Г. Быть и иметь / Г. Марсель ; пер. с фр. И.Н. Полонской. -Новочеркасск : Сагуна, 1994. 160 с.

66. Марсель, Г. Трагическая мудрость философии : Избранное / Г. Марсель ; пер. с фр. Г. Тавризян. М. : Изд-во гуманитарной литературы, 1995.-215 с.

67. Межуев, В.М. Диалог между цивилизациями как философская проблема / В.М. Межуев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2004. - № 1 (5). - С.34-45.

68. Мосоров, A.M. Социальная справедливость : нравственный аспект (методологические проблемы) / A.M. Мосоров. М.: Знание, 1987. - 64 с.

69. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ // под ред. B.C. Малахова и В.А. Тишкова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002.-356 с.

70. Новикова, Л.И. Сиземская, И.И. Идейные истоки русского либерализма / Л.И. Новикова, И.И. Сиземская // Общественные науки и современность. 1993. -№ 3. - С. 124-135.

71. Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки / Научно-просветительский центр "Этика ненасилия" / под ред. Р.Г. Апресяна. -М. : Аслан, 1996.-288 с.

72. Паин, Э.А. В России огромный ресурс этнической ненависти / Э.А. Паин // Известия. 2005. - 12 мая. - С. 2.

73. Паин, Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России / Э.А. Паин. М. : Фонд "Либеральная миссия", 2003. - 164 с.

74. Паин, Э.А. Централизация будет угрожать единству России Электронный ресурс. / Э.А. Паин. Режим доступа : http://www.prognosis.ru. -Заглавие с экрана.

75. Панарин, A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке / A.C. Панарин. М.: Алгоритм; ЭКСМО, 2004. - 559 с.

76. Перов, Ю.В. Позиция М. Вебера в проекции на метафизические основания "мышления в ценностях" / Ю.В. Перов // Вестник МГТУ. 1999Т. 2. № 1. - С. 99-106.

77. Печерская, Н.В. Метаморфозы справедливости: исторически-этимологический анализ понятия справедливости в русской культуре / Н.В. Печерская // ПОЛИС. 2001. - № 2 - С. 132-146.

78. Печерская, Н.В. Современный дискурс справедливости: Д. Ролз или М. Уолцер / Н.В. Печерская // Общественные науки и современность. 2001. -№ 2. - С. 77-88.

79. Печерская, Н.В. Справедливость в контексте поздней философии Л. Витгенштейна / Н.В. Печерская. СПб. : Европейский Дом, 2000. - 54 с.

80. Пирогов, Г.Г. Идеи и принципы коммунитаризма в конце XX начале XXI века Электронный ресурс. / Г.Г. Пирогов. - Режим доступа : http:// www.netda.ru/belka/texty. - Заглавие с экрана.

81. Платон Диалоги / Платон ; пер. с древнегреч. С.Я. Шейнман-Тонштейн ; под ред. А.Ф. Лосева. М. : Мысль, 1998. - 607 с.

82. Прокофьев, A.B. Справедливость или преодоление человеческой природы? (метанормативный контекст понятия "справедливость") / A.B. Прокофьев // Этическая мысль. Вып. 4. - М.: ИФ РАН, 2003. - С. 23-49.

83. Прокофьев, A.B. Универсальное и партикулярное содержание морали, или как возможны специальные нравственные обязанности / A.B. Прокофьев // Этическая мысль. Вып. 3. - М.: ИФ РАН, 2002. - С. 14-28.

84. Прокофьев, A.B. Фундаментальное этическое равенство и проблемы социальной этики / A.B. Прокофьев // Общественные науки и современность. -2002. № 2. - С. 67-77.

85. Путь в философию : антология / научн. ред. Л.Б. Комиссарова. -М. : ПЕР СЭ; СПб. : Университетская книга, 2001. 443 с.

86. Ремизов, М. Апории терпимости / М. Ремизов // Русский Журнал Электронный ресурс. : Ежедневное сетевое издание. 2000. 30 августа. -Режим доступа : http: // www.russ.ru. - свободный. - Заглавие с экрана.

87. Розин, В.М. Эволюция права в культуре нового времени / В.М. Розин // Право и политика (Москва).- 21.04.2003.- 001. С. 4-15.

88. Рокмор, Т. К критике этики дискурса / Т. Рокмор ; пер. с англ. H.H. Шульгина // Вопросы философии. 1995. -№ 1. - С. 13-24.

89. Ролз, Д. Теория справедливости / Д. Ролз ; пер. с англ. В.В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. - 535 с.

90. Рорти, Р. Обретая нашу страну. Политика левых в Америке XX века / Р. Рорти ; пер. с англ. И.В. Хестановой, Р.З. Хестанова. М. : Дом интеллектуальной книги, 1998. - 127 с.

91. Рорти, Р. Случайность, ирония, солидарность / Р. Рорти ; пер. с англ. И.В. Хестановой, Р.З. Хестанова. М. : Русское феноменологическое общество, 1996.-279 с.

92. Рорти, Р. Универсализм, романтизм, гуманизм / Р.Рорти ; пер. с англ. С.Д. Серебряного. М.: РГГУ, 2004. - 54 с.

93. Рорти Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти ; пер. с англ. В.В. Целищева. Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета, 1997. -320 с.

94. Руссо, Ж.Ж. Об общественном договоре : Трактаты / Ж.Ж. Руссо/ пер. с фр. А. Хаютина, В. Алексеева-Попова. М. : ТЕРРА - Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 544 с.

95. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр ; пер. с фр. В.И. Колядко. М. : Республика, 2004. - 639 с.

96. Словарь по этике / под ред. A.A. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. -М. : Политиздат, 1989.-447 с.

97. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора

98. B.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005.- 731 с.

99. Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон ; пер. с англ., сост., предисл. Л.Б. Макеевой. М. : Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998.-248 с.

100. Степун, Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины / Ф.А. Степун // Вопросы философии. -1999. № 3.1. C. 137-144.

101. Тлостанова, М.В. Нюансировка инаковости в постмодернистских эпистемах / М.В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. 2005. -Т. V. -Вып. 3-4. - С. 56-87.

102. Тойнби, А.Дж., Икеда, Д. Диалоги Тойнби-Икеда / А.Дж. Тойнби, Д. Икеда ; пер. с англ. Б.Л. Губман, Е.П. Беренштейн, О.В. Строгановой. -М.: ЛЕАН, 1998.-448 с.

103. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби ; пер. с англ. Е.Д. Жаркова; под ред. В.И. Уколовой, Д.Э Харитоновича. М. : Айрис пресс, Рольф, 2001.-637 с.

104. Тульчинский, Г.А. Проблема либерализма и эффективная социальная технология / Г. А. Тульчинский // Вопросы философии. 2002. -№5. -С. 17-25.

105. Уолцер, М. Компания критиков: социальная критика и политические пристрастия XX века / М. Уолцер; пер. с англ. В.П. Визгина, О.Д. Назаровой, Т.П. Лифинцевой, А.Б. Толстова и др. М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 360 с.

106. Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер ; пер. с англ. И. Мюрнберг. -М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 159 с.

107. Федотова, В.Г. Анархия и порядок в контексте современного посткоммунистического развития / В.Г. Федотова // Вопросы философии. -1998.-№ 5.-С. 3-20.

108. Федотова, В.Г. Россия в глобальном и внутреннем мире / В.Г. Федотова // Мир России. -2000. № 4. - т. IX. - с. 78-90.

109. Федотова, В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2000. - № 4 - С. 3-27.

110. Федорова, М.М. Метаморфозы "свободы индивида"/ М.М. Федорова // ПОЛИС. 2003. - № 5. - С. 76-88.

111. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. перераб. и доп. -М.: Республика. 2001.-719 с.

112. Философский словарь : основан Шмидтом Г. / под. ред. Г. Шишкоффа. М.: Республика, 2003- 575 с.

113. Философско-психологические предположения Школы диалога культур / под общ. ред. B.C. Библера. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - 216 с.

114. Фливбьерг, Б. Хабермас и Фуко: мыслители для гражданского общества / Б. Фливбьерг ; пер. с англ. Д.Г. Лахути // Вопросы философии. -2002. -№ 2. С.137-157.

115. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм ; пер. с англ. И.В. Егоровой, Е.А. Жуковой, Т.В. Панфиловой, Э.М. Телятниковой. -М. : Республика, 1993.-415 с.

116. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? Вера и знание / Ю. Хабермас ; пер. с нем. М. Хорькова. М. : Весь Мир, 2002. - 144 с.

117. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Ю. Хабермас ; пер. с нем. Ю.С. Медведева ; под ред. Д.В. Скляднева. -СПб. : Наука, 2001.-415 с.

118. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / Ю. Хабермас ; пер. с нем. Т.Ю. Бородай, В.И. Кононова, А.Н. Малинкиной, А.А, Михайлова, A.B. Михайлова. М. : АО "KAMI"; Изд. Центр "Academia", 1995. - 245 с.

119. Хабермас, Ю. Модерн незавершенный проект / Ю. Хабермас ; пер. с нем. А.Б. Григорьева // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С.40-52.

120. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас ; пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. - 377 с.

121. Хабермас, Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Ролза / Ю. Хабермас // Вопросы философии. 1994.-№ 10.-С. 53-67

122. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас // Вестник Московского университета. Сер. 7 Философия. 1993. - № 4. - С. 4556.

123. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас ; пер. с нем. под ред Е. Петренко. М.: Весь Мир", 2003. - 416 с.

124. Хазен, A.M. Законы природы и "справедливое общество" / A.M. Хазен. М.: АОЗТ УРСС, 1998. - 112 с.

125. Хайек, Ф.А. Дорога к рабству / Ф.А. Хайек ; пер. с англ. М.Б. Гнедовского. М.: Экономика, 1992. - 176 с.

126. Хайек, Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок / Ф. Хайек ; пер. с англ. O.A. Дмитриевой. М. : Изограф, 2000. - 254 с.

127. Хайек. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Ф. Хайек ; пер. с англ. Е. Осиповой, под ред. Е. Гордеевой. М. : Новости, 1992.-304 с.

128. Хайек, Ф.А. Познание, конкуренция и свобода / Ф. Хайек ; пер. с англ. С. Мальцевой, К. Большакова. СПб.: Пневма, 1999. - 287 с.

129. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон ; пер. с англ. Т. Велимеевой, Ю. Новикова. М. : ACT, СПб. : Terra fantastica, 2003. -603 с.

130. Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / С. Хантингтон ; пер. с англ. Л.Ю. Пантиной. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003.-365 с.

131. Ценности гражданского общества и личность / сост. А.И. Михайлова, отв. ред. Р.Г. Апресян. М. : Гардарики, 2001. - 238 с.

132. Шапиро, И. Три способа быть демократом / И. Шапиро // ПОЛИС. -1992.-№ 1-2.-С. 75-85.

133. Этика : учеб. для студентов филос. факультетов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М. : Гардарики, 1999. -493 с.

134. Ясперс, К. Всемирная история философии / К. Ясперс ; пер. с нем. К.В. Лощевского. СПб.: Наука, 2000. - 272 с.

135. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель / К. Ясперс ; пер. с нем. М.И. Левиной. М. :ИНИОН АН СССР, 1991.-430 с.

136. Литература на иностранных языках

137. Berger, P. Sociology: a Disinvitation? / P. Berger // Society. 1992. -Vol. 30. № l.-P. 10-25.

138. Dworkin, R. A Matter of Principle / R. Dworkin. Oxford : Oxford University Press, 1985. - 257 p.

139. Etzioni, A. The Active Society / A. Etzioni. New York : Basic Books, 1968.-346 p.

140. Etzioni, A. Next: the Road to the Good Society / A. Etzioni. New York : Basic Books, 2001.-218 p.

141. Etzioni, A. The Moral Dimension: Toward a New Economics / A. Etzioni. New York : Basic Books, 1990. - 172 p.

142. Etzioni, A. The New Golden Rule. Community and Morality in a Democratic Society / A. Etzioni. New York : Basic Books, 1996. - 378 p.

143. Etzioni, A. The Spirit of Community. The Reinvention of American Society / A. Etzioni. New York : Basic Books, 1993. - 254 p.

144. Etzioni, A. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communitarian Agenda / A. Etzioni. London : Thousand Oaks, 1995. - 332 p.

145. Gutmann A. The Challenge of Multiculturalism in Political Ethics / A. Gutmann//Philosophy and Public Affairs. 1993. -№ 3. - P. 165-182.

146. Habermas, J. Justification and Application. Remarks on Discourse Ethics/ J. Habermas. Cambridge (MA): MIT Press, 1993. - 278 p.

147. Hayek, F.A. Law, Legislation and Liberty: The Mirage of Social Justice / F.A. Hayek. Chicago : University of Chicago Press, 1976. - 432 p.

148. Hayek, F.A. The Constitution of Liberty / F.A. Hayek. Chicago : University of Chicago Press, 1960. - 378 p.

149. Human Rights in a Pluralist World: individuals and collectivities / J. Berting (ed.). Oxford : Oxford University Press, 1990. - 58 p.

150. Kymlicka, W. Contemporary Political Philosophy. An introduction / W. Kymlicka. Oxford : Clarendon Press, 1999. - 148 p.

151. Kymlicka, W. Liberalism, Community and Culture / W. Kymlicka. -Oxford : Clarendon Press, 1989. 289 p.

152. Kymlicka, W. Multicultural Citizenship / W. Kymlicka. Oxford: Clareton Press, 1995. - 346 p.

153. Maclntyre, A. Whose justice? Which rationality? / A. Mackintyre. -Notr-Dame (Ind.): University ofNotre-Dame Press, 1988.-410 p.

154. Nagel, T. The View From Nowhere / T. Nagel. New York : Basic Books; Oxford : Oxford University Press, 1986. - 256 p.

155. Nagel, T. The Last Word / T. Nagel. Oxford : Oxford University Press, 1986.-280 p.

156. Nozick, R. Anarchy, State and Utopia / R. Nozick. New York : Basic Books, 1974.-367 p.

157. Nozick, R. Distributive justice / R. Nozick // Philosophy and Public Affairs. 1973.-Vol 3.-№ l.-P. 45-126.

158. Rorty, R. Postmodernist bourgeois liberalism / R. Rorty. // Objectivity, Relativism, and Truth. Philosophical Papers. Vol. I. - Cambridge : Cambridge University Press, 1991.-248 p.

159. Sandel, M. Liberalism and the Limits of Justice / M. Sandel. -Cambridge : Cambridge University Press, 1984. 190 p.

160. Taylor, Ch. Community, Anarchy and Liberty / Ch. Taylor. -Cambridge : Cambridge University Press, 1982. 156 p.

161. Taylor, Ch. Multiculturalism and the "Politics of Recognition" / Ch. Taylor. Princeton: Princeton Press, 1992. - 112 p.

162. Taylor, Ch. The Politics of Recognition in Milticulturalism. Examining the Politics of Recognition / Ch. Taylor et.al. ; Gutman A. (ed.). Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1994. - 150 p.

163. The Rights of Minority Cultures / Kymlicka W. (ed.). Oxford: Oxford University Press, 1995. - 379 p.

164. Walzer, M. Spheres of Justice. A Defense of Pluralism and Equality / M. Walzer. New York : Basic Books, 1983. - 385 p.

165. Waldron, J. Multiculturalism and Minority Rights / J. Waldron. -Oxford: Oxford University Press, 1995. 389 p.

166. Williams, H. Democracy and Right in Habermas Theory of Facticity and Value / H. Williams // History of Political Thought. 1994. - Vol.15. - P. 275-289.

167. Young, I.M. Justice and the Politics of Difference / I.M.Young. -Princeton : Princeton University Press, 1990. 354 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.