Теория созидательного альтруизма Питирима Сорокина: генезис и методологические проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат наук Долгов, Александр Юрьевич

  • Долгов, Александр Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 186
Долгов, Александр Юрьевич. Теория созидательного альтруизма Питирима Сорокина: генезис и методологические проблемы: дис. кандидат наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2015. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Долгов, Александр Юрьевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ АЛЬТРУИЗМА П.А. СОРОКИНА: БИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ

1.1. Биографический контекст формирования теории созидательного альтруизма17

1.2. Интеллектуальные истоки теории альтруизма П.А. Сорокина в философских и социологических идеях второй половины XIX - начала XX вв

1.3. Проблема альтруизма в ранних работах П.А. Сорокина

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЙ АЛЬТРУИЗМА В РАБОТАХ П.А. СОРОКИНА (ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА)

2.1. Интегрализм как методологическая основа изучения созидательного альтруизма

2.2. Концептуализация и операционализация понятия «альтруизм»

2.3. Альтруистическая личность и теоретический конструкт альтруизации

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ АЛЬТРУИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ

3.1. Общечеловеческая солидарность и социокультурная интеграция

3.2. Альтруизм, интегрализм и методологические принципы реформирования общественных наук

3.3. Теория созидательного альтруизма в контексте современной социологии и социальной психологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория созидательного альтруизма Питирима Сорокина: генезис и методологические проблемы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

В современной социологии наблюдается заметный рост интереса к проблематике альтруизма. Однако еще совсем недавно, во второй половине XX в., ситуация была существенно иной, и феномен альтруизма, напрямую связанный с функционированием моральных норм и укреплением социальной солидарности, оставался вне социологического мейнстрима. Социальные конфликты и бедствия прошлого столетия актуализировали научный поиск механизмов обеспечения социального порядка, не ограничивающих при этом права и свободы индивида. Школа структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Шилз) стремилась выявить системные факторы, способствующие установлению согласованности институциональной и ценностной структур. Франкфуртская школа социальных исследований (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Э. Фромм) представила критический взгляд на репрессивные властные институты, идеологию и массовую культуру как формы непрямого принуждения. Разрабатывались футурологические теории (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл), предвещавшие конец идеологии и трансформацию социальных конфликтов благодаря развитию научно-технического знания. Теоретики конфликтологии (Р. Дарендорф, Л. Козер) защищали тезис о неизбежности социальных конфликтов, признавая при этом возможность их минимизации за счет достижения консенсуса и расширения гражданских прав. На этом фоне контрастно выделялась особая позиция выдающегося русско-американского социолога Питйрима Александровича Сорокина (1889-1968), утверждавшего в 19401960-х годах, что ни экономическое благополучие, ни демократические преобразования, ни возрастание роли науки и распространение образования не смогут устранить причины, ведущие к социальным конфликтам, которые в условиях техногенной цивилизации становятся глобальной угрозой. В своих работах Сорокин пытался показать, что альтруизм является эффективным ресурсом преодоления общественной дезинтеграции в условиях социального кризиса, а также играет роль важнейшего регулятора общественного развития.

Исследования феноменов неэгоистического поведения в поздний период творчества П.А. Сорокина приобрели статус отдельного проекта в рамках Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма, официально учрежденного в 1949 г.

Проект развивался по двум направлениям — теоретическому и прикладному. Теоретические поиски П.Л. Сорокина преимущественно были связаны с игнорированием проблем морали и ценностей в социологии середины XX в. П.Л. Сорокин предпринял амбициозную попытку реанимировать идею морали в социологии через изучение альтруизма, доказывая необходимость использования потенциала философии и религиозных учений в науке. По сути дела, его исследования альтруизма стали серьезной заявкой на обновление социологии, которая, как считал Сорокин, должна не просто заниматься поиском истины, но и формировать ценностную систему общества. Прикладной аспект исследований альтруизма был связан с формулированием конкретных задач и разработкой способов альтруизации личности, общества и культуры в условиях кризиса чувственной системы ценностей (в терминологии Сорокина). В этом контексте актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью дальнейшей разработки комплекса историко-социологических и теоретических проблем, связанных с изучением альтруизма в социологии, а также с рассмотрением возможности применения выводов Сорокина о роли альтруизма в решении социальных задач.

В настоящее время интерес к феномену альтруизма в социальных науках неуклонно возрастает, поэтому теоретическое наследие П.А. Сорокина можно рассматривать в качестве историко-социологического базиса, продолжающего оказывать влияние на дальнейшую научную разработку данного вопроса. В подтверждение сказанного можно отметить, что многие выводы П.А. Сорокина получают переосмысление в процессе институционализации научных направлений, занимающихся исследованием альтруизма. Например, в 2011 г. в рамках Американской социологической ассоциации была официально создана Секция по изучению морали, альтруизма и социальной солидарности1, одним из направлений работы которой стала реинтерпретация идей П.А. Сорокина. Вместе с тем теория созидательного альтруизма все еще остается малоизученной проблемой творчества П.А. Сорокина.

1 См.: Официальные страницы Секции в Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬЦр:/Ду\у\у.с5ип.ес111/~ИЬ50с 126/ и Ьир5://^11ея.аоое1е.согп/511е/аит1зтшогаН1у5оП(Дап1у/11оте (последнее посещение 28.11.2014).

Изучение феномена альтруизма, с одной стороны, связано с проблемами морали, ценностей, социальной солидарности, взаимопомощи, кооперации, эмпатии и благотворительности, с другой, - с теоретико-методологическими подходами к изучению неэгоистического поведения в других дисциплинах (философия, биология, психология, антропология). Таким образом, исследования альтруизма носят междисциплинарный характер, на что в свое время указывал П.А. Сорокин.

В прикладном отношении обращение к теме альтруизма может быть связано с попыткой осмысления причин воспроизводства социальных конфликтов, которые в условиях современных глобализационных и технологических рисков приобретают высокое политическое, социальное и культурное значение. Кроме того, исследования морали, альтруизма и социальной солидарности могут быть направлены на решение проблем дегуманизации, насилия, дискриминации, последствий экологических бедствий.

Исходя из вышесказанного, проблема исследования состоит в следующем: на сегодняшний момент нет комплексного историко-социологического понимания генезиса теории созидательного альтруизма П.А. Сорокина, а также не проаЕ1ализирован теоретико-методологический потенциал его идей для современной социологии.

Степень научной разработанности темы исследования

Попытки осмысления добра, добродетелей и нравственности можно найти во многих философских традициях. Социологическое понимание альтруизма связано" с дисциплинарным оформлением социальных исследований в XIX в. Основатели социологии - О. Конт (автор термина «альтруизм»), Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель - уделяли значительное внимание неэгоистическому поведению в своих социологических и философских концепциях, по-разному оценивая функциональную роль и будущее данной поведенческой установки. Дискуссии классиков касались необходимости / избыточности альтруизма в условиях социального прогресса, а также вопроса о негативных последствиях самопожертвования для индивида и общества.

Социологические подходы к изучению альтруизма в России складывались вокруг позитивистской теории и методологии, а также в идеологии народничества. В позитивистских концепциях М.М. Ковалевского и Е.В. Де Роберти альтруизм и

социальная солидарность представлялись в качестве закономерного итога развития человечества. Народники Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров, анархист П.А. Кропоткин подчеркивали значение альтруизма, взаимопомощи и солидарности для противостояния государству со стороны самоорганизованных гражданских институтов. Еще одна версия понимания альтруизма как важного социобиологического механизма сложилась в рамках естественных наук, и была представлена в работах биологов И.И. Мечникова и А.И. Яроцкого. Позднее, в советский период, генетические основы морали исследовались В.П. Эфроимсоном.

В отечественной философской традиции тема альтруизма имела ярко выраженный религиозный подтекст. Представители религиозно-нравственного направления (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский) и русской религиозно» философии (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский) рассматривали любовь и добро в качестве способов постижения Бога, поэтому западноевропейский научный термин «альтруизм» воспринимался ими преимущественно критично, в качестве подмены понятия истинной христианской любви. В отличие от западных социологов, которых интересовало функциональное значение альтруизма, отечественные философы стремились постичь онтологический характер любви. Данный акцент на фундаментальном значении бескорыстных действий был воспроизведен и П.А. Сорокиным, что отразило проблематичность синтеза западной социологической мысли и российской философской традиции в его творчестве. Последним во многом объясняется недостаточный интерес западной социологии второй половины XX в. к проблеме альтруизма в работах Сорокина.

Современные исследования альтруизма опираются на широкую совокупность идей и подходов, отличающуюся междисциплинарностыо и гетерогенностью. Различные дисциплины, такие как эволюционная биология, психология, экономика, антропология, социология, предлагают множество теоретических моделей, гипотез и экспериментов, объясняющих природу » функции неэгоистического поведения1.

1 Детальные описания современных междисциплинарных теоретико-методологических подходов к исследованию альтруизма можно найти в аналитических обзорах: Якимова Е.В. Феномен альтруизма: Новые аспекты и современные аналитические тенденции // Социологический ежегодник, 2012: Сб. науч. тр. / Ред. ILE. Покровский, Ред.-сост. Д.В. Ефременко. М: ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ, 2013. С. 241-266;

Зачастую эти подходы переплетаются — социальные науки абсорбируют и развивают выводы естественнонаучных дисциплин. Большой резонанс имели западные социобиологические трактовки альтруизма, опирающиеся на такие понятия как «эгоистичный ген» (Р. Докинз), «реципрокность» (Р. Триверс) и «родственный отбор» (У. Гамильтон, Э. Уилсон). Среди современных отечественных социобиологических исследований, объясняющих альтруистическое поведение с точки зрения эволюционных механизмов, можно выделить работы A.B. Маркова и JI.M. Баскина. Значимый вклад разработку концепта альтруизма в социальных науках внесли Д. Кребс, Дж. Пильявин, Г. Беккер, Сэмюэль и Перл Олинеры, С. Пост, Д. Бэтсон, К. Монро, М. Ли, Дж. Тернер. Основными темами современных социологических исследований феномена альтруизма являются: идентификация факторов, определяющих альтруистическое действие (родственные связи, социальная дистанция); анализ норхмативности неэгоистических поступков; выгоды и издержки бескорыстного поведения для индивида; социальные институты и процессы, возникающие благодаря актам взаимопомощи.

Несмотря на интерес к работам П.А. Сорокина в России и за рубежом, в социологии теория альтруизма остается одной из наименее исследованных проблем его творчества1. Чтобы осуществить комплексный анализ, позволяющий объяснить специфику генезиса и концептуальных рамок теории созидательного альтруизма, необходимо рассмотреть историко-биографический контекст формирования взглядов Сорокина, получивший определенное отражение в работах ученого, а также философско-методологические принципы его исследований. Интеллектуальная биография П.А. Сорокина представлена в работах Б. Джонстона, П. Талботта, Л. Козера, П.П. Кротова, В.В. Сапова, Ю.В. Дойкова, В.В. Василенко, М.Б. Глотова. Анализ эволюции теоретических положений, касающихся социокультурной динамики, интегрализма и гуманистической трансформации провели Ф.Р. Кауэл, Дж. Форд, С.А.

Быков A.B. Теоретико-методологические подходы к изучению альтруизма: Аналитический обзор // Социология: 4M. М., 2013. № 37. С. 179-207.

1 Например, по подсчетам К.П. Лазебной в период с 1990-х по 2010-е гг. в России опубликовано около 14 работ, посвященных проблематике любви и альтруизма в творчестве П.А. Сорокина. Большинство авторов обращается к философским аспектам теории альтруизма П.А. Сорокина. Большинство диссертаций, посвященных позднему периоду творчества Сорокина, также посвящено философской тематике. См.: Лазебная К.П. Теория символического в творчестве П.А.Сорокина: историко-социологический анализ: Дисс. ... кандидата социологических наук. М„ 2013. С. 153-173.

Кравченко, Ю.Н. Давыдов, И.А. Голосенко, М.В. Ломоносова, К.П. Лазебная, М. Оно, К. Иосино. Общая характеристика социологического творчества П.А. Сорокина дается в исследованиях М. Зафировского, Г. Яворского, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко, А.Н. Медушевского, АЛО. Согомонова, А.Б. Гофмана, Н.Е. Покровского, М.Ф. Черныша, В.Г. Николаева, И.В. Пономаревой.

Одна из первых зарубежных работ, посвященных теории альтруиз*ма П.А. Сорокина, была подготовлена Дж. А. Маттером, однако она носит скорее публицистический характер1. В работах У. Экхардта теория альтруизма Сорокина была представлена в контексте исследований проблем мира и конфликтов (peace research) . Систематическое исследование теории альтруизма с опорой на методологические принципы интегрализма осуществляется в работах Б. Джонстона3, В. Джеффриса4 и Л. Николса5. Э. Тириакьян в своих размышлениях затрагивает глобальный аспект проблемы альтруизма6.

Критическое переосмысление теории альтруизма П. Сорокина в рамках современных социологических дискуссий развивается в публикациях С. Олинера и В. Кросби7, Дж. Вайнштейн8, Э. Дель Посо1, С. Поста2. Одно из последних

1 Matter J.A. Love, altruism, and world crisis: The challenge of Pitirim Sorokin. Chicago: Nelson-LIall, 1974.313 p.

2 Eckhardt W. Pioneers of peace research III: Pitirim A. Sorokin: Apostle of love // International interactions. 1983. Vol. 10, № 2. P. 147-177; Eckhardt W. Transitions, revolutions, and wars // Sorokin and civilization: A centennial assessment / Ed. by J.B. Ford, M.P. Richard, P.C. Talbutt. New Brunswick: Transaction, 1996. P. 213-224.

3 Johnston B.V. Integralism, altruism and social emancipation: A Sorokinian model of prosocial behavior and social organization // The Catholic Social Science Review. 2001. Vol. VI. P. 41-55.

4 Jeffries V. The eleven theses of integralism // Integralism, altruism and reconstruction: Essays in honor of Pitirim A. Sorokin / Ed. by E. Del Pozo Avino. Valencia: Universität de Valencia, 2006. P. 43-57; Jeffries V. The scientific system of public sociology: The exemplar of Pitirim A. Sorokin's social thought // Handbook of public sociology. Lanham (MD): Rowman & Littlefield, 2009. P. 107120.

5 Nichols L.T. North Central sociological association presidential address. Renewing sociology: Integral science, solidarity, and loving kindness // Sociological focus. 2012. Vol. 45, N 4. P. 261-273.

6 Tiriakyan E.A. Global altruism: Some considerations // Handbook of public sociology / Ed. by V. Jeffries. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2009. P. 409-428.

7 Crosbie P.V., Oliner S.P. Sorokin's vision of altruistic love as a bridge to human consensus // Sorokin and civilization: A centennial assessment / Ed. by J.B. Ford, M.P. Richard, P.C. Talbutt. New Brunswick: Transaction, 1996. P. 199-212.

8 Weinstein J. Giving altruism its due: A possible world or possibly no world at all // Journal of applied social science. 2008. Vol. 2. N 2. P. 39-53.

монографических исследований теории любви П.Сорокина опубликовал итальянский социолог В. Мерло3. Ряд новейших работ посвящен эмпирической проверке модели «созидательной любви», разработанной П.Л. Сорокиным (Дж. Левин и Б. Каплан ; Дж. Д" Амброзио и А. Фаул5).

В современных российских исследованиях обращение к теории альтруизма П.А. Сорокина происходит преимущественно в рамках философского осмысления проблем нравственного кризиса и ценностей. Это связано с рецепцией Сорокиным базовых принципов теории альтруизма из русской философии начала XX в. Одним из первых социально-философские аспекты этического учения П.А. Сорокина проанализировал Н.Ф. Зюзев6. В работах М.В. Бадмаевой и представлен социально-

•у

философский анализ роли альтруизма в преодолении кризиса культуры .

Биографический контекст разработки теории альтруизма рассматривается в публикациях П.П. Кротова8 (в том числе в работах в соавторстве с АЛО. Долговым9). Е.В. Натарова проанализировала теорию альтруизма Сорокина, обращая внимание на современные методологические подходы к изучению альтруизма10.

1 Del Pozo Е. Sorokin and altruism: An inspiration to collective action studies // Integralism, altruism and reconstruction: Essays in honor of Pitirim A. Sorokin / Ed. by E. del Pozo Avino. Publicacions de la Universität de Valencia, 2006. P. 123-144.

2 Post S. Pitirim A. Sorokin as pioneer in the scientific study of unlimited love: Introduction // Sorokin P.A. The ways and power of love: Types, factors, and techniques of moral transformation. — Philadelphia (PA): Templeton foundation press, 2002. P. xv-xxviii.

3 Merlo V. II miracolo dell'altruismo umano: La sociologia dell'amore di P.A. Sorokin. - Roma: Armando, 2011. 173 p.

4 Levin J., Kaplan B.H. The Sorokin multidimensional inventory of love experience (SMILE): Development, validation, and religious determinants // Review of religious research. N.Y., 2010. Vol. 51, N4. P. 380-401

5 D'Ambrosio J.G. Faul A.C. Development and Validation of the Sorokin Psychosocial Love Inventory for Divorced Individuals // Research on Social Work Practice. 2013. Vol. 23, N 4. P. 447-457.

6 Зюзев Н.Ф. Философия любви Питирима Сорокина. Сыктывкар: Эском, 2000. 158 с.

7 Бадмаева М. В. Любовь и альтруизм в философско-культурологической концепции Питирима Сорокина // Вестник Бурятского ун-та. Сер. 5. Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ, 2006. Вып. 12.С. 57-66.

8 Кротов П.П. Автобиография как отражение альтруистической трансформации Питирима Сорокина // Социология. М., 2005. № 1. С. 158-166.

9 Кротов П.П., Долгов АЛО. От войны к миру: У истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. Вологда: Древности Севера, 2011. 400 с.

10 Натарова Е.В. Сорокинский интегрализм и его перспективы в сфере научного изучения альтруизма, любви и социальной солидарности // Наследие. Сыктывкар, 2013. № 3. С. 25-36.

Теоретическая взаимосвязь альтруизма с моралью, социальной солидарностью и ценностями актуализирует важность рассмотрения этих явлений в контексте изучения теории созидательного альтруизма П.А. Сорокина. В этой связи особую важность в рамках диссертационного исследования представляют работы, посвященные теории и истории изучения социальной солидарности (А.Б. Гофман, А.Ф. Филиппов, Д.В. Ефременко, К.В. Урсуленко, И.В. Ксенофонтова, Дж. Александер); социальной солидарности в условиях катастроф (О.Н. Яницкий, У. Бек); волонтерской деятельности (С.Г. Климова, O.A. Усачева), морали (В.А. Ядов, Г.С. Батыгин, O.A. Симонова, С. Хитлин, С. Вэйзи), взаимопониманию, толерантности и консолидации (Т.З. Адамьянц, П.М. Козырева, В.В. Семенова, JI.M. Дробижева).

Цель диссертационного исследования, задачи

Цель диссертационного исследования состоит в историко-социологической реконструкции теоретического потенциала исследований альтруизма в работах П.А. Сорокина.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- анализ биографического контекста формирования теории альтруизма П.А. Сорокина;

- выявление и изучение интеллектуальных предпосылок эволюции теоретико-методологического подхода П.А Сорокина к изучению альтруизма;

- экспликация основополагающих методологических принципов исследований П.А. Сорокина, рассмотрение концептуальных и операциональных рамок теории созидательного альтруизма;

- установление внутренней теоретической взаимосвязи между научными категориями и понятиями системы взглядов П.А. Сорокина на личность, общество и культуру;

- характеристика прикладного аспекта теории альтруизма П.А. Сорокина;

- критическое переосмысление теории созидательного альтруизма в контексте современных социологических дискуссий и социальных проблем.

Объект, предмет исследования

Объект исследования — проблематика альтруизма в работах П.А. Сорокина.

Предмет исследования - теоретико-методологический потенциал модели альтруизма П.А. Сорокина для современной социологии.

Методологические и теоретические основы диссертации

В рамках диссертационного исследования используются приемы историко-социологического анализа, биографический и сравнительный методы. Значительную часть исследования составляет анализ источников, позволяющий реконструировать эволюцию теоретических взглядов П.А. Сорокина на альтруизм; рассматриваются интеллектуальные корни его воззрений.

Источники подразделяются на следующие категории.

1) Биографические источники и вторичные биографические исследования (автобиографические воспоминания П.А. Сорокина; документы и переписка; биографические исследования Б. Джонстона, Л. Николса, В.В. Сапова, П.П. Кротова, Ю.В. Дойкова);

2) Научные и философские работы западных и отечественных мыслителей второй половины XIX - начала XX вв., посвященные изучению альтруизма, идейное влияние которых можно обнаружить в исследованиях П.А. Сорокина (работы Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Кропоткина, М.М. Ковалевского, Е.В. Де Роберти);

3) Работы П.А. Сорокина, посвященные изучению альтруизма. В их числе выделяются следующие подкатегории: а) ранние работы, связанные с анализом неэгоистического поведения; б) четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), представляющий собой сложившуюся систему теоретико-методологических принципов; в) работы позднего «альтруистического» этапа творчества, на основе которых в диссертации реконструируются концептуальные рамки теории созидательного альтруизма. Анализ данного сегмента работ позволят сформулировать дефиницию понятия «альтруизм». Следует отметить, что в исследованиях Сорокина альтруизм подразделяется на минимальный (промежуточная нормативная форма) и подлинный (искреннее самопожертвование) и обязательно носит деятельный характер.

4) Работы, содержащие критическое переосмысление модели альтруизма П.А. Сорокина, а также современные социально-психологические исследования альтруизма.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют следующие положения и выводы исследований российских и зарубежных ученых:

1) Адекватное объяснение эволюции мировоззрения П.А. Сорокина невозможно без понимания специфики исторического, социально-политического, культурного и интеллектуального контекстов в России конца XIX — начала XX вв. (Л. Николе, В.В. Сапов);

2) Автобиография П.А. Сорокина «Долгий путь» представляет собой форму саморефлексии в рамках альтруистической трансформации (П.П. Кротов);

3) Теорию альтруизма необходимо рассматривать в качестве прикладного аспекта интегрализма (Дж. Вайнштейн);

4) Интегрализм и теория альтруизма в совокупности представляют альтернативную парадигму описания социальной реальности; выводы Сорокина могут быть переосмыслены как в целях обновления исследовательской программы социологии, так и в целях трансформации социальных институтов (Б. Джонстон, В. Джеффрис, Л. Николе, Дж. Вайнштейн, Э. Тириакьян).

Научная новизна состоит в осуществлении комплексного историко-социологического анализа генезиса и методологических проблем теории альтруизма П.А. Сорокина. Новизна отражена в следующих пунктах:

- Обоснована важность понимания биографического контекста при изучении теории альтруизма П.А. Сорокина, проанализированы основные вехи жизненного пути П.А. Сорокина, повлиявшие на его интерес к теме неэгоистического поведения, установлена взаимосвязь между событиями его жизни и эволюцией его научного подхода.

- Изучены интеллектуальные истоки генезиса теории созидательного альтруизма, позволяющие объяснить специфику предложенной П.А. Сорокиным методологии исследования альтруистических поступков. В ходе анализа выявлено пересечение в теории альтруизма П.А. Сорокина научных и культурных традиций дореволюционной

России и Западной Европы. Проанализированы основные расхождения между пониманием альтруизма в отечественной и западной социально-философской мысли.

- По результатам комплексного анализа эволюции мировоззрения П.А. Сорокина показано, что разработка теории альтруизма связана не только с поздним периодом творчества мыслителя, а является прямым продолжением развития его системы социологии. Установлено, что теоретико-методологическая основа изучения альтруизма складывалась на протяжении всего периода сорокинского творчества, начиная уже с ранних работ.

- Осуществлена историко-социологическая реконструкция теории альтруизма П.А. Сорокина, позволяющая связать «альтруистические» идеи Сорокина со всем его творчеством; теория альтруизма проанализирована в контексте всей системы социологии П.А. Сорокина.

- Дана характеристика современного контекста проблемы альтруизма. Осуществлено сравнение идей П.А. Сорокина с современными междисциплинарными подходами к изучению альтруистического поведения в социологии, продемонстрирован объяснительный потенциал теории созидательного альтруизма, который заключается в интегральном характере концепции.

Положения, выносимые на защиту

1) Необходимой предпосылкой комплексного анализа генезиса теории созидательного альтруизма является учет биографического контекста, в котором формировались взгляды П.А. Сорокина. Изучение контекстуалыюсти идеи альтруизма позволяет понять переломные моменты в эволюции взглядов П.А. Сорокина и объяснить специфику прикладного аспекта изучения «энергии любви» в его творчестве.

2) Теория созидательного альтруизма относится к разряду интегральных, поскольку в ней соединяются научный, философский и религиозный опыт объяснения феномена бескорыстных поступков. В «альтруистических» идеях Сорокина синтезируются традиция русской философии, связанная с необходимостью самоидентификации индивида со сверхсознанием в целях альтруистического преобразования, и западная социологическая мысль, которая сфокусирована на функциональном значении неэгоистического действия.

3) Теория созидательного альтруизма стала завершающим компонентом эволюции мировоззрения П.А. Сорокина, дополнив макросоциологическую концепцию социокультурной динамики и эпистемологический принцип интегрализма морально-этическим проектом альтруизации личности, общества и культуры. С одной стороны, разработка теории завершила формирование системы социологии П.А. Сорокина, в которой интегрализм взаимосвязан с альтруизмом, с другой стороны, теория альтруизма позволила Сорокину предложить практические способы достижения интегральной стадии развития общества, в связи с чем теорию альтруизма можно считать прикладным аспектом интегрализма.

4) Применение принципов альтруизации в общественном развитии получило продолжение в сорокинской программе преобразования общественных наук и трансформации политической власти. Реализация данного подхода означала, что социология должна выполнять мировоззренческую функцию и формировать интегральную систему ценностей, а политические элиты - отказаться от формирования социальной солидарности по принципу «свой-чужой» или «друг-враг», поскольку это ведет к ценностной дезинтеграции и воспроизводству социальных конфликтов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Долгов, Александр Юрьевич, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по работам Т. Парсонса) // СоцИс. - М., 2005. — № 1- С. 54-67.

2. Александер Дж. Мораль как культурна система: о солидарности гражданской и негражданской // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования / Под ред. Д.В. Ефременко. -М.: ИНИОН РАН, 2014. - С. 101-108.

3. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. - М., 1997. -№ 6. - С. 67-80.

4. Бек У. Жизнь в обществе глобального риска - как с этим справиться: космополитический поворот [Электронный ресурс]// Германия сегодня и завтра. - М., 2012. -№ 10. Режим доступа:

http://w\v\v.fesmos.ru/netcat_files/userfiles/Ulrich%20Beck%20Ru%20Perspektiven.pdf

5. Бек У. Переосмысливая неравенство и власть в эпоху климатических изменений: Появление «космополитических» риск-сообществ // Социологический ежегодник, 2010: Сб. науч. тр. Ред. и сост. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии ГУ-ВШЭ, 2010. - С. 39-53.

6. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви // Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви. - М.: Прометей, 1989. - С. 17-51.

7. Бондарь Е.А. Социальный капитал в западном социокультурном контексте [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - Краснодар, 2012. -№ 1. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/1 /filosofiya/bondar.pdf

8. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - 173 с.

9. Бугле С. Солидаризм. Глава первая: Истоки // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования / Под ред. Д.В. Ефременко. -М.: ИНИОН РАН, 2014. - С. 163-179.

10. Быков A.B. Теоретико-методологические подходы к изучению альтруизма: аналитический обзор // Социология: 4M. -М., 2013. -№ 37. - С. 179-207.

11. Вакар Н. Рецензия: «The crisis of our age» // Новый журнал. - Ныо-Йорк, 1942.-№3.

12. Василенко B.B. П.А. Сорокин: Опыт интеллектуальной биографии. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2005. - 215 с.

13. Волков Д., Гончаров С. Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем: Сводный аналитический отчет [Электронный ресурс]. - М.: Левада-Центр, 2014. - Режим доступа:

http://w\wv.levada.ru/sites/default/flles/potencial grazhdanskogo uchastiya O.pdf

14. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. - Ныо-Иорк: Издательство имени Чехова, 1955. - 302 с.

15. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. — М.: Республика, 1994. —

368 с.

16. Глотов М.Б. О несогласованности биографических данных российского периода жизни П.А. Сорокина: критический анализ // СоцИс. - М., 2012. - № 3. — С. 138-144.

17. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. - Минск: Харвест; М.: ACT, 2001.-304 с.

18. Голосенко И.А. Евгений Де Роберти: Интеллектуальный профиль // СоцИс. - М., 2001. - № 2. - С. 99-107.

19. Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 1998. - Т. I, № 4. - С. 18-30.

20. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина. - Самара: Социологический центр «Социо», 1992. - 153 с.

21. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии // Гофман А.Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. - М.: Наука, 2003.-С. 16-250.

22. Гофман А.Б. Социальное, социокультурное, культурное: Историко-социологические заметки о соотношении понятий общество и культура // Социологический ежегодник, 2010. -М.: ИНИОН РАН; Каф. общей социологии ГУ-ВШЭ, 2010.-С. 185-198.

23. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М.: ACT, 2004. — 602 с.

24. Давыдов Ю.Н. «Большой кризис» в теоретической эволюции П.А. Сорокина//Социологический журнал.-М., 1999.-№ 1/2.-С. 111-112.

25. Де Роберти E.B. Задачи социологии (речь Е.В. Де Роберти на торжестве открытия Психо-Неврологического института) // Де Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. — М. : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1909а. - С. 34-63.

26. Де Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии //

Де Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. - М. : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 19096. - С. 63-258.

27. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества // СоцИс. - М., 1999. -№ 11. - С. 11-17.

28. Джонстон Б. Сорокин и Парсонс в Гарварде: Институтский конфликт и происхождение ведущей традиции // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология.-М., 1995. —№ 2. - С. 106-117; № 3. - С. 117-127.

29. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин: Человек вне сезона. Биография: в 2-х тт. [Электронный ресурс]. - Архангельск, 2008-2009.

http://www.doykov. lmcg.ru/data/books/Booklet Sorokina.pdf

30. Жаков К.Ф. Мысли проф. Жакова, записанные учениками его при личных беседах с ним // Жаков К.Ф. Теория переменного и предела в гносеологии и истории познания. - СПб.: Изд. М.В. Пирожкова, 1904. - С. 168-212.

31. Зафировский М. Парсонс и Сорокин: Сравнение вклада в создание социологической теории (часть 1) // СоцИс. - М., 2011. - № 3. - С. 117-126.

32. Зенин К.В. Идеал любви в творчестве Ф.М. Достоевского // Вестник РГГУ. -М., 2010.-№ 13.-С. 209-219.

33. Зюзев Н.Ф. «Американские горки» Питирима Сорокина: Зырянский мудрец глазами заокеанских социологов. - Сыктывкар: Эском, 2009. - 240 с.

34. Зюзев Н.Ф. Питирим Сорокин и моральные аспекты глобализации // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб, 2004. - Т. VII, № 3. — С. 89-98.

35. Зюзев Н.Ф. Философия любви Питирима Сорокина. - Сыктывкар: Эском, 2000.-158 с.

36. Исаев A.A. Вопросы социологии: Эгоизм, дружелюбие, классовые интересы. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 240 с.

37. Киреевский И. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И. Духовные основы русской жизни. - М.: Институт русской цивилизации, 2007. - С. 154-157.

38. Климова С.Г. Идеи и практики солидарности в добровольческом движении // СоцИс. -М., 2013,-№6.-С. 32-41.

39. Ковалева Е.Д. Идея Бога в философии лимитизма К.Ф. Жакова // К.Ф. Жаков: Проблемы творчества. - Сыкт: КНЦ УрО РАН, 1993. - С. 87-92.

40. Ковалевский М. М. Прогресс // Ковалевский М.М. Социология: Теоретико-методологический и историко-социологические работы. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 20116. — С. 35-69.

41. Ковалевский М.М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности // Ковалевский М.М. Социология: Теоретико-методологический и историко-социологические работы. — СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011а. - С. 70-93.

42. Козер Л. Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте. - М.: Норма, 2006. - 528 с.

43. Козлова Л.А. Биографическое исследование российской социологии // Социологический журнал. - М., 2007. -№ 2. - С. 59-87.

44. Конт О. Общий обзор позитивизма. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 296 с.

45. Кравченко С.А. Переоткрытие социальной реальности как показатель валидности социологического знания // СоцИс. -М., 2014. -№ 5. С. 27-37.

46. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. - М.: Самообразование, 2011. - 256 с.

47. Кротов П.П. Автобиография как отражение альтруистической трансформации Питирима Сорокина // Социология. - М., 2005. - № 1. - С. 158-166.

48. Кротов П.П., Долгов А.Ю. От войны к миру: У истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. — Вологда: Древности Севера, 2011. — 400 с.

49. Лазебная К.П. Механизм поддержки социальной солидарности в теории символического П.А. Сорокина // Наследие. - Сыктывкар, 2012. - № 2. - С. 51-62.

50. Ломоносова М.В. Историческая обусловленность и эвристический потенциал теорий и концепций П. А. Сорокина в современных исследованиях политики и власти // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология, социология, педагогика. - СПб, 2011. - Вып. 3. - С. 229-239.

51. Ломоносова М.В. Литературные грани творчества П.А. Сорокина // Питирим Сорокин: Грани жизни и творчества / Под ред. Ю.В. Яковца, А.О. Бороноева. -М.: МИСК, 2009. - С. 183-194.

52. Лосский И.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н.О. Избранное. — М., 1991а.-624 с.

53. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 19916. - 368

с.

54. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

55. Материалы допроса П.А. Сорокина сотрудниками Федерального бюро расследований США // Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии / Под ред. Д.В. Ефременко, П.П. Кротова. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - С. 136-154.

56. Мертон Р.К. Фрагменты из воспоминаний // СоцИс. - М., 1992. - № 10. - С. 128-133.

57. Мечников И.И. Этюды о природе человека. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.-290 с.

58. Мечников И.И. Этюды оптимизма. - М.: Наука, 1988. - 328 с.

59. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий // Социс. - М., 2002. - № 7. - С.61-67.

60. Миллс Ч. Социологическое воображение. - M.: NOTA BENE, 2001. - 264 с.

61. Мокшин Г.Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX — начале XX вв. - Воронеж: Научная книга, 2010. — 299 с.

62. Морено Дж. Театр спонтанности. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. - 126 с.

63. Морено Я. Психодрама. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 528 с.

64. Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: Республика, 1999. - 597 с.

65. Мунье Э. Персонализм. - М.: Искусство, 1992. — 144 с.

66. Новиков II. Социология в России: Глава 2: Исходные ориентации и постановки проблем (конец 1860-х - начало 1880-х годов) // Альманах социальных исследований «Рубеж». - Сыктывкар, 1994. - С. 4-45.

67. Остром Э. Теория рационального выбора коллективного действия: бихевиористский подход. Обращение президента американской политологической ассоциации, 1997 г. // Вопросы государственного и муниципального управления. — М., 2010. -№ 1.-С. 5-52.

68. Парето В. О применении социологических теорий // СоцИс. - M., 1996. — JVÏ 1.-С. 108-119.

69. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. - M.: URSS, 2010. - 311 с.

70. Питирим Сорокин: Избранная переписка / Под ред. П.П. Кротова. — Вологда: Древности севера, 2009. - 336 с.

71. Покровский Н.Е. Интервью с профессором Никитой Евгеньевичем Покровским // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 2011. — T. XIV, №4.-С. 5-21.

72. Рожковский В.Б. Реконструкция идей И.В. Киреевского о специфике русской религиозно-философской мысли // Наследие И.В. Киреевского: Опыты философского осмысления / Под ред. В.Б. Рожковского. - Р. н/д.: Наука-Пресс, 2006. — 330 с.

73. Рубанов Б.Л. Философия лимитизма"К. Ф. Жакова (к вопросу об истоках социологии П. А. Сорокина) // СоцИс. -М., 2003. -№ 7. - С. 109-119.

74. Салинз М. Экономика каменного века. - М.: ОГИ, 1999. - 296 с.

75. Сапов В.В. «Творческая эволюция» Питирима Сорокина // П.А. Сорокин. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет (Социологическое наследие). М.: Наука, 1994.

76. Сапов В.В. Магический кристалл социологии // Сорокин П.А. Социальная культурная динамика. - М.: Астрель, 2006. - С. 3-18.

77. Сапов В.В. Мечта социолога//Человек.-М., 2012.-№ 1.-С. 151-158.

78. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. -М.: Добросвет, 1998. - 289 с.

79. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1988а.-Том 1.-С. 152-169.

80. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. — М.: Мысль, 19886. - Том 2. - С. 493-547.

81. Сорокин П.Л. Американская сексуальная революция. М.: Проспект, 2006а. -152 с.

82. Сорокин П.А. Внешняя политика мира // Кротов П.П., Долгов А.Ю. От войны к миру: у истоков теории созидательного альтруизма. Вологда: Древности Севера, 2011. - С. 386-388.

83. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. — 351 с.

84. Сорокин П.А. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia & LVS, 2003. XII, 684 с.

85. Сорокин П.А. Декларация независимости общественных наук // Социологический журнал. - М., 2002. - № 2.

86. Сорокин П.А. Долгий путь: Автобиографический роман. - Сыктывкар: Шыпас, 1991.-304 с.

87. Сорокин П.А. Заветы Достоевского // Артельное дело..- Пг., 1921. — № 17— 20. - С. 4-7.

88. Сорокин П.А. Квантофрения // Рубеж: Альманах социальных исследований. Сыктывкар, 1999. -№ 13-14. - С. 4-35.

89. Сорокин П.А. Кризис нашего времени: Социальный и культурный обзор. — М.: ИСПИ РАН, 2009. - С. 332.

90. Сорокин П.А. JI.H. Толстой как философ // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипноза. - СПб, 1912. - № 4-5. - С. 53-84.

91. Сорокин П.А. JI.H. Толстой как философ. -М.: Посредник, 1914. - 30 с.

92. Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм // Социс. - М., 1992а. - № 10. -С. 134-139.

93. Сорокин П.А. Общество, культура и личность: Их структура и динамика. Система общей социологии (Главы из книги): Глава 3. Родовая структура социокультурных явления // Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии:

Сб. науч. тр. / Под ред. Д.В. Ефременко, П.П. Кротова. - М.: ИНИОН РАН, 2012. С. 1222.

94. Сорокин П.А. Общество, культура и личность: Их структура и динамика. Система общей социологии (Главы из книги): Глава 7. Роли сходства и несходства в социальной солидарности и антагонизме // Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.В. Ефременко, П.П. Кротова. - М.: ИНИОН РАН, 2012. С. 22-46.

95. Сорокин П.А. Предтеча // Питирим Сорокин: Грани жизни и творчества / Под ред. Ю.В. Яковца, А.О. Бороноева. - М.: МИСК, 2009. - С. 195-328.

96. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - М.: Астрель, 2006. — 618 с.

97. Сорокин П.А. Проблема новой социальной педагогики (Нечто утопическое, но могущее быть реальным, может быть, бесполезное, но наводящее на размышление) // Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. -М.: Наука, 1994а.-С. 248-255.

98. Сорокин П.А. Система социологии: В 2-х т. М.: Наука, 1993.

99. Сорокин П.А. Система социологии: Том 1: Часть 1. - Сыктывкар: Коминвест, 1991а- 187 с.

100. Сорокин П.А. Система социологии: Том 1: Часть 2. - Сыктывкар: Коминвест, 19916. - 158 с.

101. Сорокин П.А. Современная любовь//Северный гусляр. -Пг., 1915.-№4— 6. (Подписана псевдонимом «П. Римус»).

102. Сорокин П.А. Современная любовь // Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. - М.: Наука, 19946. - С. 256-267.

103. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - М: Астрель, 20066. -1176 с.

104. Сорокин П.А. Социология революции. - М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005.-704 с.

105. Сорокин П.А. Страницы из русского дневника // Рубеж: Альманах социальных исследований. - Сыктывкар, 19926. - С. 3-18.

106. Сорокин ГТ.Л. Человек и общество в условиях бедствий: Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь. - СПб.: Мир, 2012. - 336 с.

107. Спенсер Г. Научные основания нравственности: Данные науки о нравственности. - М.: ЛКИ, 2008. - 336 с.

108. Стейнер Ф. Альтруизм, эгоизм и индивидуализм в дюркгеймовской школе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ/РАН. ИНИОН. - М., 2010. - № 2. - С. 111-117.

109. Терещенко М. Такой хрупкий покров человечности. Банальность зла, банальность добра. -М.: РОССПЭН, 2010. - 303 с.

110. Тириакьян Э.А. Питирим Сорокин: мой учитель и пророк современности // Журнал социологии и социальной антропологии. М., 1999. Том II, № 1. - С. 22-35.

111. Тихомиров Л.А. Альтруизм и христианская любовь // Тихомиров Л. Христианство и политика. - М.: Облиздат; Алир, 1999.

112. Толстой Л.Н. Исповедь: В чём моя вера? — Л.: Художественная литература, 1991.-355 с.

113. Усачева O.A. Волонтерское движение в современной России // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Ефременко Д.В. — М., 2014. С.248-260.

114. Фромм Э. Искусство любить. - СПб.: Азбука-классика, 2008. — 224 с.

115. Черный Ю.Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева. - М.: Наука, 2004. -

132 с.

116. Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма: Этика с позиций эволюционной генетики человека [Электронный ресурс] // Новый мир. - М., 1971. — № 10. — Режим доступа: http://www.evolbiol.ru/efroimson altru.htm

117. Якимова Е.В. Феномен альтруизма: новые аспекты и современные аналитические тенденции // Социологический ежегодник, 2012: Сб. науч. тр. / Ред. Н.Е. Покровский, Ред.-сост. Д.В. Ефременко. -М.: ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ, 2013. - С. 241-266.

118. Яницкий O.II. Изменение климата и социологическая наука // Социологический ежегодник, 2013-2014: Сб. науч. тр. / Ред. Н.Е. Покровский, Ред.-сост. Д.В. Ефременко. - М.: ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ, 2014. - С. 38-51.

119. Яроцкий А.И. Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование. - Юрьев: Типография К. Маттисена, 1914. - 58 с.

120. Bennett О. Cultures of optimism // Cultural sociology. - L., 2011. - Vol. 5, N 2. -P. 301-320.

121. Buravvoy M. For public sociology // American sociological review. — Wash., 2005.-Vol. 70, N 1.-P. 4-28.

122. Buxton W. Snakes and ladders: Parsons and Sorokin at Harvard // Sorokin and civilization: A centennial assessment / Ed. by J.B. Ford, M.P. Richard, P.C. Talbutt. — New Brunswick: Transaction, 1996. - P. 31-43.

123. Carlson J., Horgan M. Altruism and society sui generis: Countering evolutionary psychology with Durkheim // Altruism, morality and social solidarity forum: A forum for scholarship and newsletter of the AMSS of ASA. - Wash., 2011. - Vol. 3, N 1. - P. 17-24.

124. Dawkins R. The selfish gene. N.Y.: Oxford University Press, 1978. - 224 p.

125. Del Pozo E. A Sociological approach to the study of altruism: The case of amnesty international // Michigan sociological review. - 2002. - Vol. 16. - P. 39-62.

126. Eckhardt W. Pioneers of peace research III: Pitirim A. Sorokin: Apostle of love // International interactions. - 1983. - Vol. 10, N 2. - P. 147-177.

127. Efremenko D., Evseeva Ya. Studies of social solidarity in Russia: Tradition and modern trends // American sociologist. - New Brunswick (NJ), 2012. - Vol. 43, N 4. - P. 354.

128. Giugni M., Passy F. Political altruism? Solidarity movements in international perspective. - Lanham (MD): Rowman & Littlefield publishers, 2001. - 283 p.

129. Hernández-Wolfe P. Altruism born of suffering: How Colombian human rights activists transform pain into prosocial action // Journal of humanistic psychology. — Beverly Hills (CA), 2011. - Vol. 51, N 2. - P. 229-249.

130. Homant R.J. Risky altruism as predictor of criminal victimization // Criminal justice & behavior. - Beverly Hills (CA), 2010. - Vol. 37, N 11. - P. 1195-1216.

131. Jaworski G.D. Pitirim A. Sorokin's sociological anarchism // History of the human sciences. - L., 1993. - Vol. 6, N 3. - P. 61-77.

132. Jeffries V. The eleven theses of integralism // Integralism, altruism and reconstruction: Essays in honor of Pitirim A. Sorokin / Ed. by E. Del Pozo Avino. - Valencia: Universität de Valencia, 2006. - P. 43-57.

133. Jeffries V. The scientific system of public sociology: The exemplar of Pitirim A. Sorokin's social thought // Handbook of public sociology. - Lanham (MD): Rowman & Littlefield, 2009. - P. 107-120.

134. Jeffries V., Johnston B.V., Nichols L.T., Oliner S.P., Tiryakian E., Weinstein J. Altruism and Social Solidarity: Envisioning a Field of Specialization // American sociologist. -2006. - Vol. 37, N 3. - P. 67-83.

135. Johnston B. V. Pitirim A. Sorokin: On the Practice of Sociology. Heritage of Sociology Series. - Chicago: University of Chicago Press 1998. - 328 p.

136. Johnston B.V. Pitirim A. Sorokin: An intellectual biography. - Lawrence: Univ. press of Kansas, 1995. - 380 p.

137. Johnston B.V. Toward an integral social science: A history of science approach // The Catholic social science review. 2004. Vol. 9. - Mode of access:

http://cssronline.org/CSSR/ArchivalA^olume%20IX/Integralism%20symposium--Johnston.pdf

138. Kapeller J., Wolkenstein F. The grounds of solidarity: From liberty to loyalty // European journal of social theory. - Thousand Oaks (CA), 2013. - Vol. 16, N 3. - P. 486-487.

139. Klisanin, D. Is the Internet Giving Rise to New Forms of Altruism? // Media Psychology Review [Online]. -2011. - Vol. 3, N 1. - Mode of access: http://www.psvchologvtodav.com/files/attachments/85256/internetaltruism-klisanin.pdf

140. Komter A. The Evolutionary Origins of Human Generosity // International sociology. - 2010. - Vol. 25, N 3. - P. 443-464.

141. Levin J., Kaplan B.I I. The Sorokin multidimensional inventory of love experience (SMILE): Development, validation, and religious determinants // Review of religious research.-2010.-Vol. 51, N4.-P. 380-401.

142. Marsh Ch. Social harmony paradigms and natural selection: Darwin, Kropotkin, and the metatheory of mutual aid // Journal of public relations research. - Mahwah (NJ), 2013. -Vol. 25, N5.-P. 426^141.

143. Martindale D. Prominent sociologists since World War II. - Columbus: Merrill, 1975.- 158 p.

144. Meloni M. Biology without biologism: Social theory in a postgenomic age // Sociology. - Oxford, 2013. - Mode of access:

http://soc.sagepub.eom/content/early/2013/l 1/08/0038038513501944.fiill.pdf+html

145. Merton R.K. On social structure and science. - Chicago (IL): Univ. of Chicago press, 1996.-386 p.

146. Monroe K.R. The heart of altruism: Perceptions of a common humanity. -Princeton: Princeton university Press, 1996. - 292 p.

147. New knowledge in human values / Ed. by A.H. Maslow. - N.Y.: Harper, 1959. -

268 p.

148. Nichols L. Deviance and social science: The instructive historical case of Pitirim Sorokin // Journal of the history of the behavioral sciences. - Hoboken (NJ), 1989. - Vol. 25, N4.-P. 335-355.

149. Nichols L.T. North central sociological association presidential address. Renewing sociology: Integral science, solidarity, and loving kindness // Sociological focus. -2012a. - Vol. 45, N 4. - P. 261-273.

150. Nichols L.T. Sorokin as lifelong Russian intellectual: The enactment of an historically rooted sensibility // American sociologist. - New Brunswick (NJ), 20126. - Vol. 43, N4. -P. 374-405.

151. Oliner S.P., Oliner P.M. The altruistic personality: Rescuers of Jews in Nazi " Europe.-N.Y.;L.: Collier Macmillan, 1988.-419 p.

152. Park L.E., Troisi J.D., Maner J.K. Egoistic versus altruistic concerns in communal relationships // Journal of social and personal relationships. - 2011. - Vol. 28. N 3. -P. 315-335.

153. Pitirim A. Sorokin in review / Ed. by Ph.J. Allen. - Durham (NC): Duke univ. press, 1963.-497 p.

154. Ponomareva I. Pitirim A Sorokin: The interconnection between his life and scientific work // International sociology. - Cardiff, 2011. - Vol. 26, N 6. - P. 878-904.

155. Post S. Pitirim A. Sorokin as pioneer in the scientific study of unlimited love: Introduction // Sorokin P.A. The ways and power of love: Types, factors, and techniques of moral transformation. - Philadelphia (PA): Templeton foundation press, 2002.

156. Ronel N. When good overcomes bad: The impact of volunteers on those they help // Human Relations. - 2006. - Vol. 59, N 8. - P. 1133-1153.

157. Simmons R.G. Altruism and sociology // Sociological quarterly. - 1991. - Vol. 32, N 1.

158. Sorokin P. Declaration of Independence of the social sciences // Social science. -1941.-N 16.-P. 221-229.

159. Sorokin P. Fads and foibles in modern sociology and related sciences. — Chicago: Regnery Co., 1956. - VIII, 357 p.

160. Sorokin P.A. Altruistic love: A study of American «good neighbors» and Christian saints. - Boston: Beacon Press, 1950. - 253 p.

161. Sorokin P.A. Contemporary sociological theories. -N.Y.: Harper, 1928. - 785 p.

162. Sorokin P.A. Mutual convergence of the United States and the USSR to the mixed sociocultural type // International journal of the contemporary sociology. - 1960. - Vol. 1, N 2. -P. 143-176.

163. Sorokin P.A. Russia and the United States. -N.Y.: E.P. Dutton and Co., 1944. -

253 p.

164. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics: In 4 vol. -N.Y.: American book co., 1937-1941.-Vol. 1. - 745 p.; vol. 2. - 727 p.; vol. 3. - 636 p.; vol. 4. - 804 p.

165. Sorokin P.A. Social mobility. -N.Y.: Harper, 1927. - 559 p.

166. Sorokin P.A. Sociology of my mental life // Pitirim A. Sorokin in review / Ed. by Ph.J. Allen. - Durham (NC): Duke university press, 1963.-P. 3-38.

167. Sorokin P.A. The reconstruction of humanity. - Boston (MA): Beacon press, 1948.-247 p.

168. Sorokin P.A. The sociology of revolution. - Philadelphia (PA): Lippincott, 1925. -428 p.

169. Sorokin P.A. The ways and power of love: Types, factors, and techniques of moral transformation. - Philadelphia (PA): Templeton foundation press, 2002. - 584 p.

170. Sorokin P.A., Lunden W.A. Power and morality: Who shall guard the guardians? - Boston (MA): P. Sargent, 1959. - 204 p.

171. Staub E., Vollhardt J. Altruism born of suffering: The roots of caring and helping after victimization and other trauma // American journal of orthopsychiatry. - Wash., 2008. — Vol. 78, N3,-P. 267-280.

172. Steinberg D. Altruism in medicine: Its definition, nature and dilemmas // Cambridge quarterly of healthcare ethics. - 2010. - Vol. 19, N 2. - P. 249-257.

173. Tiriakyan E.A. Global altruism: Some considerations // Handbook of public sociology / Ed. by V. Jeffries. - Lanham: Rowman & Littlefield publishers, 2009. - P. 409428.

174. Tompson J.M. Experimentation with the Technique of Good Deeds in Transformation of Inimical into Amicable Relationship // Sorokin P. A. (ed.) Symposium on Forms and Techniques of Altruistic and Spiritual Growth Boston, 1954. - P. 401^118.

175. Weinstein J. Giving altruism its due: A possible world or possibly no world at all // Journal of applied social science. - 2008. - Vol. 2, N 2. - P. 39-53.

176. Weinstein J. North central sociological association presidential address: What the world needs now: A model of rational altruism // Sociological focus. - 2009. - Vol. 42. -N3.-P. 198-211.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.