Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции: интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Фиалко Матвей Михайлович

  • Фиалко Матвей Михайлович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 208
Фиалко Матвей Михайлович. Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции: интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2016. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Фиалко Матвей Михайлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ^Проблема определения эзотеризма и мистицизма и понятие магико-

алхимической традиции

Введение к главе

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ._Проблема определения эзотеризма и мистицизма

§ 1. История термина. Историко-культурные интерпретации эзотеризма: определения Февра, Риффара, Ханеграафа и Верслёйса

§ 2. Эзотеризм как историко-литературный феномен:_романтическая поэтика

междумирия

§ 3. Религиоведческие модели мифологического мышления: понятие анимизма

§ 4. Проблема генезиса эзотерического мировоззрения: мифологическая установка

§ 5. Проблема определения мистицизма и понятие экстаза

§ 6. Сердцевинная мифология эзотеризма и его дифференциация с мистицизмом

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Проблема определения магии и религии и феномен магико-алхимической традиции

§ 1. Проблема определения магии и религии. Специфика теоретического материала исследования

§ 2. Феномен алхимии. Основные историографические подходы. Общий обзор истории и проблем исследования

§ 3. Общий обзор магико-алхимической традиции и теории трех начал

Выводы к первой главе

ГЛАВА ВТОРАЯ. Зарождение теории трех начал: Фичино, Парацельс, Ди

Введение к главе

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Anima mundi, spiritus mundi и corpus mundi в естественной магии Фичино

§ 1. «De vita coelitus comparanda» Фичино

§ 2. Проблема источников теории магии Фичино

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Три начала у Парацельса

§ 1. Наследие Парацельса и его оценки

§ 2. Алхимический контекст tria prima Парацельса

§ 3. Tria prima в контексте философии Парацельса: основные образы

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. «Иероглифическая монада» Джона Ди как магико-алхимический символ

§ 1. Проблема изучения наследия Ди

§ 2. Неоплатонизм и магия в мировоззрении Ди

§ 3. Герметизм Ди и синтетизм его мировоззрения

§ 4. «Иероглифическая монада»: анализ идей и образов памятника

§ 5. «Иероглифическая монада» как магико-алхимический проект

Выводы ко второй главе

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Розенкрейцерство как алхимический проект в рамках теории трех

начал

Введение к главе

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Анализ розенкрейцерских манифестов

§ 1. Розенкрейцерский миф манифестов и проблема авторства Андреэ

§ 2. «Allgemeine und General Reformation»: образы и мотивы

§ 3. «Fama Fraternitatis»

§ 4. «Confessio Fraternitatis»

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. «Краткое рассмотрение» Филиппа Габельского и «Химическая свадьба» Иоганна Андреэ

§ 1. «Краткое рассмотрение таинственнейшей философии» Филиппа Габельского. Алхимическая интерпретация памятника

§ 2. «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца». Проблема интерпретации. Мотивы «Иероглифической монады» в тексте

Выводы к третьей главе

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Теория магии Элифаса Леви: завершение магико-алхимической

теории трех начал

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Теория астрального света Леви в контексте французского эзотеризма XVIII-XIX вв. и новоевропейской алхимии: объединение и завершение традиций

§ 1. Теория астрального света Леви в контексте французского эзотеризма и мистицизма XVIII - XIX вв

§ 2. Очерк мировоззрения Леви. Теория магии Леви: объединение и завершение магико-алхимической традиции

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Проблема происхождения термина «астральный свет»

§ 1. Общий обзор

§ 2. «Мартинисты» Леви: «Божественная философия» Дютуа-Мембрини

§ 3. «Свидетельство ребенка истины» Марсэ

§ 5. Де Дивонн и Ло

§ 6. «Астральный дух» у Сен-Мартена

Выводы и итоговая схема

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Жан Марсэ. О божественной, ангельской, естественной и плотской магии

Приложение 2. Луи Клод де Сен-Мартен. Об астральном, или сидерическом духе

Приложение 3. Элифас Леви. История магии

Комментарии к приложениям

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции: интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Феномен эзотеризма стал предметом научного рассмотрения в западной академической науке лишь в последние 2025 лет, когда вышли фундаментальные труды А. Февра, В. Ханеграафа, П. Риффара. Однако в России тема эзотеризма, за редкими исключениями, в академическом ракурсе не была рассмотрена в целом, притом, что существуют частные исследования, посвященные тем или иным аспектам истории и методологии эзотеризма. При этом интерес к эзотерическим феноменам в обществе и СМИ растет1. Академические исследования эзотеризма тем более важны, что ранее эти темы, в том числе исторические сюжеты, рассматривались лишь адептами конкретной эзотерической традиции: ярким примером может служить «Тайная история розенкрейцеров»2 или «Жизнь алхимических философов» Уэйта. Такого рода теории и модели, несомненно, подлежат научному пересмотру. Эзотерические темы зачастую поднимаются и в научных и научно-популярных изданиях и исследованиях, но фундаментальных отечественных работ, посвященных теоретическому, метафизическому аспекту эзотеризма и учитывающих достижения западной науки, нам неизвестно. Часто дело ограничивается попытками описания психологии эзотеризма и его адептов, а также рассмотрением его отношений с религиозными традициями и его местом в культуре4. Такого рода ситуация не может быть признана

1 Ср.: Розин В. М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997. №3. С. 44-54; Стерледев Р. К. Естественнонаучное и эзотерическое видение мира в аспекте имманентного и трансцендентного // Религиоведение. 2006. №1. С. 60; Яковлева Е. Ю. Эзотеризм (социокультурные аспекты) и его отражение на страницах современной российской прессы (по материалам журналов «Наука и религия», «Волшебная гора», «Урания») / Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2000.

2 Waite A. E. The Real History of the Rosicrucians. London, 1887.

Waite A. Е. Lives of Alchemystical Philosophers... London, 1888.

4 Пожалуй, наиболее основательной в культурологическом направлении исследований можно признать недавнюю работу: Бекарюков М. В. Роль западной эзотерики в

удовлетворительной. Чтобы хотя бы отчасти исправить такое положение дел, мы и предприняли это исследование. В настоящий момент существуют общие обзоры истории европейского эзотеризма, но мы поставили целью дать ее срез, показав основные его черты через призму развитой в европейской магии и алхимии теории трех начал, которая до этого не становилась предметом отдельного крупного исследования. Как мы надеемся показать ниже, на этом материале возможно и проведение дифференциации эзотерического и мистического мировоззрений, что представляется весьма актуальным, учитывая множество исследований мистицизма и их малую скоординированность с соответствующими эзотериологическими. Кроме того, на материале этой дифференциации мы сможем лучше понять и природу самого эзотеризма.

Степень разработанности темы. Эзотерические системы склонны к инкорпорации в себя самых различных форм знания и выстраивания собственной «священной» концепции истории, значение которой «открывается» лишь посвященным в традицию адептам. Ярким примером такой истории может служить «История магии»1 Леви или «Разоблаченная магия» барона Дю Поте. Научное исследование эзотеризма лишь постепенно высвобождается из оков самих эзотерических традиций лишь в XX в., насыщаясь их материалом, если говорить о науке, рассматривающей этот феномен как целое, а не о частных исследованиях различных, в том числе исторических, аспектов эзотеризма.

Важным для понимания первых этапов формирования научной дисциплины об эзотеризме стали сразу несколько событий и появление целого

3

ряда направлений . Это выход в свет работы О. Вьятта «Оккультные источники романтизма», изменившей представление о XVIII в. как веке рационализма и

формировании ценностно-смысловых миров культуры и личности / Автореф. на соиск. уч. степени кандидата философских наук. Барнаул, 2012.

1 Lévi E. Histoire de la magie. Paris, 1860.

2 Du Potet J. La magie dévoilée ou principes des sciences occultes. Paris, 1852.

См. недавно вышедшую в русском переводе статью В. Ханеграафа, посвященную истории становления науке об эзотеризме: Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм: следующее поколение / Пер. С. В. Пахомова // Aliter. 2012. №1. С. 7-24.

Просвещения, рассматривая его и как век расцвета самых различных, в первую очередь иллюминистских, мистических и эзотерических традиций. Большую роль сыграло создание во Франции в École Pratique des Hautes Études кафедры истории христианского эзотеризма в 19б4 г. Ее создание было прямо связано с изучением эзотеризма как philosophia perennis культуры еще в рамках движения Эранос (3Q-5Q XX в.), наиболее известными деятелями которого были Г. Шолем, К. Г. Юнг и М. Элиаде. Активным участником конференций Эраноса был и Антуан Февр, позднее организатор ежегодной конференции Université Saint Jean de Jérusalem, посвященной феномену европейского эзотеризма. В 1979 г. Февр стал главой упомянутой кафедры в École Pratique, переименованной в «кафедру эзотерических и мистических движений в современной Европе». В 198б г. Февр выпустил фундаментальную работу «Введение в западный эзотеризм», положившую начало истории европейского эзотеризма в узком смысле этого слова как дисциплине. Уже с 1993 г. Международная ассоциация истории религии (IAHR) стала регулярно рассматривать подобные темы на своих конференциях. В 2QQ1 г. был создан тематический журнал «Aries», а в 2QQ5 г. было учреждено Европейское общество по исследованию западного эзотеризма (European Society for the Study of Western Esotericism, ESSWE); в том же году вышел фундаментальный «Словарь гнозиса и западного эзотеризма» под редакцией В. Ханеграафа1. Современная наука об эзотеризме переживает период бурного становления, обозначает свою предметную область и дисциплинарный статус, уточняет и критически переосмысливает целый ряд наличествующих парадигм. В России она также лишь формируется. Можно выделить работы В. М. Розина, анализирующие эзотерику преимущественно как социокультурный феномен в ее соотношении с научным и религиозным мировоззрением2, хотя достижения

1 Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / Ed. by W. J. Hanegraaff. Leiden, 2005.

2 См.: Розин В. М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. №4. С. 167-176; Розин В. М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры //

западной науки об эзотеризме при этом практически не учитываются. Вместе с тем в последние годы начинают появляться и историографические обзоры западной исследовательской традиции1 и работы, подходящие к феномену эзотеризма с учетом ее опыта: здесь можно выделить работы С. В. Пахомова .

В своем исследовании мы опираемся на ряд работ, существующих в рамках нескольких разработанных научных направлений и традиций. Необходимо отметить имеющие прямое отношение к нашей теме произведения А. Февра3, В. Ханеграафа4, П. Риффара5, Н. Гудрика-Кларка6, A. Верслёйса7, существующие в рамках сравнительно недавно появившейся и бурно развивающейся в последние 20 лет научной дисциплины, изучающей историю европейского эзотеризма (History of Western Esotericism). Учитывая специфику нашей темы, ставящей целью исследование именно магико-алхимической традиции, необходимо отметить важные работы по истории европейской алхимии: книги Э. Хольмйарда , близкую нам методологически работу Х.

9 12 3

Мецгер , труды Дж. Рида и С. Линдена , а также книгу В. Л. Рабиновича .

Общественные науки и современность. 1993. №5. С. 164-175; Розин В. М. Эзотерика как духовный путь человека и наука: Сущность и демаркация. Saarbrücken, 2010.

1 Носачев П. Г. Эзотерика: основные моменты истории термина // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2. №34. С. 49-60; Жданов В. В. Изучение эзотерики в Западной Европе: институты, концепции, методики // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. С. 5-27 / Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб, 2009.

2 Пахомов С. В. К вопросу о демаркации понятия «эзотеризм» // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия / Под ред. С. В. Пахомова и др. СПб., 2008. С. 7-14; Пахомов С. В. Контуры эзотериологии: эскиз научной дисциплины об эзотеризме // «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма / Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб.: РХГА, 2011. С. 76-91.

3 Faivre A. Access to Western Esotericism. Albany, 1994; Faivre A. Theosophy, imagination, tradition. Studies in Western Esotericism. Albany, 2000.

4 Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / Ed. by W. J. Hanegraaff. Leiden, 2005.

5 Riffard P. L'ésotérisme. Qu'est-ce que l'ésotérisme? Paris, 1990.

6 Goodrick-Clarke N. The Western Esoteric Traditions: A Historical Introduction. Oxford,

2008.

7

Versluis A. What is Esoteric? Methods in the Study of Western Esotericism // Esoterica. 2002. N. 4. P. 1-15.

8 Holmyard E. J. Alchemical Manuscripts // Nature. 1929. Vol. CXXIII. P. 520-521; Holmyard E. J. Makers of Chemistry. Oxford, 1931; Holmyard E. J. Alchemy. London, 1990.

9 Metzger H. Les doctrines chimiques en France du début du XVIIe à la fin du XVIIIe siècle. Paris, 1923.

Феномен магии именно в том значении, в каком она исследуется нами, ранее становилась предметом исследования лишь в ненаучной, собственно эзотерической среде: выдающейся работой здесь остается «История магии» Э. Леви4. Тем не менее, важны для понимания феномена магии и классические религиоведческие работы, в первую очередь, Э. Дюркгейма5, А. Юбера и М. Мосса6, а также Б. Малиновского7. Отметим также современные исследования супругов Уэкс8 и Р. Старка9, а также С. А. Токарева10. Учитывая, что материал магико-алхимической традиции прослеживается нами на примере конкретных метафизических систем, отметим основополагающие работы для изучения наследия исследуемых нами персоналий. Для изучения Фичино таковыми

11 19 1

остаются работы П. Кристеллера , Д. П. Уокера и Б. Копенхейвера , а также Ф. Йейтс14. Важнейшими работами о Парацельсе остаются труды В. Пагеля15,

1 Read J. Alchemy and Alchemists // Folklore. 1933. Vol. 44. N. 3. P. 251-278; Read J. From Alchemy to Chemistry. London, 1957.

2 Linden S. J. Darke Hierogliphicks: Alchemy in English Literature from Chaucer to the Restoration. Lexington, 1996.

3 Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

4 Lévi E. Histoire de la magie. Paris, 1860.

5 Dürkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Paris, 1912.

6 Mauss M., Hubert H. Esquisse d'une théorie générale de la magie // L'Année sociologique. 1902-1903. T. VII. P. 1-146.

Malinowski B. Magic, science and religion. Boston, 1948.

8 Cf.: Wax M., Wax R. The Magical World View // Journal for the Scientific Study of Religion. 1962. N. 1. P. 179-188.

9 Cf.: Stark R. Reconceptualizing Religion, Magic and Science // Review of Religious research. 2001. Vol. 43. N. 2. P. 101-120.

10 Токарев С. А. Ранние формы религии. М, 1990. (Глава «Сущность и происхождение магии». С. 404-507).

11 Kristeller P. Huit philosophes de la renaissance italienne. Gèneve, 1964; Kristeller P. Il

pensiero e le arti nel Rinascimento. Roma, 2005.

12

Walker D. P. Spiritual and demonic magic: from Ficino to Campanella. University Park, 2003. P. 3-30.

13

13 Copenhaver B. Scholastic philosophy and Renaissance magic in the De vita of Marsilio Ficino // Renaissance Quarterly. 1984. Vol. 37. N. 4. P. 523-554; Copenhaver B. P. Astrology and magic // The Cambridge history of Renaissance philosophy / Ed. by Ch. B. Schmitt, Q. Skinner, E. Kessler. Cambridge, 1991. P. 264-301; Copenhaver B. How to do magic and why: philosophical prescriptions // The Cambridge companion to Renaissance philosophy / Ed. by J. Hopkins. Cambridge, 2007. P. 153-157.

14 Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. London, 1999. P. 62-83.

15 Pagel W. Paracelsus: an Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Basel, 1982.

Э. Уикса1, Н. Гудрика-Кларка2 и П. Дегэ3, а также работы К. Г. Юнга4 и Ф. Хартмана5, хотя их принадлежность к научной традиции и оспаривается6. Лучшими работами о «Монаде» Ди остаются статьи Н. Клули . Необходимо отметить также фундаментальный труд И. Кальдера , непревзойденный по широте охвата материала, а также работу ученика Иейтс П. Френча9 и книгу Г. Шеньи10. Одним из важных источников по магии Леви остается эзотерически ангажированная книга деятеля «Золотой зари» А. Уэйта11. Из современных

12 13

работ отметим книги Р. Макинтоша и Т. Э. Уильямса . Классической работой, посвященной розенкрейцерству, является «Розенкрейцерское просвещение» Ф. Иейтс14. Из числа более поздних работ выделим работу Р.

15 1 2

Макинтоша и Дж. Монтгомери , а также Р. Диксона .

1 Weeks A. Paracelsus: speculative theory and the crisis of the early Reformation. Albany, 1997; Weeks A. Paracelsus (Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 1493-1541): essential theoretical writings. Leiden, 2008.

2 Goodrick-Clarke N. Paracelsus: Essential Readings. Berkeley, 1999.

Deghaye P. La lumière de la nature chez Paracelse // Cahiers de l'hermetisme. Paris, 1980. P. 53-88.

4 Юнг К. Г. Парацельс как духовное явление // Юнг К. Г. Дух Меркурий. М., 1996. С. 71-164.

5 Hartmann F. The Life of Paracelsus. London, 1896.

6 Cf.: Newman W., Principe L. Some Problems with the historiography of Alchemy // Secrets of Nature. Astrology and Alchemy in Early Modern Europe / Ed. by W. R. Newman, A. Grafton. Cambridge, 2001. P. 396-400, 405-408.

Clulee N. Astrology, magic and optics: Facets of John Dee's natural philosophy // Renaissance Quarterly. 1977. Vol. 30. N. 4. P. 632-680; Clulee N. John Dee's natural philosophy: between science and religion. London, 1988; Clulee N. Astronomia inferior: Legacies of Johann Trithemius to John Dee // Secrets of Nature, Astrology and Alchemy in Early Modern Europe / Ed. by W. R. Newman, A. Grafton. Cambridge, 2001. P. 187-235; Clulee N. The Monas Hieroglyphica and the Alchemical Thread of John Dee's Career // Ambix. 2005. Vol. 52. N. 3. P. 197-215.

Calder I. John Dee studied as an English Neoplatonist. London, 1952.

9 French P. John Dee: The world of an Elizabethan Magus. London, 1972.

10 Szonyi G. E. John Dee's occultism: magical exaltation through powerful signs. Albany,

2004.

11 Waite A. E. The Mysteries of Magic. A digest of the writings of Eliphas Lévi. London,

1886.

12

Mcintosh C. Eliphas Lévi and the French Occult Revival. London, 1972.

13

Williams T. A. Eliphas Levi, Master of the Cabbala, the Tarot and the Secret Doctrines. Savannah, 2003.

14 Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. М., 1999.

15 McIntosh R. The Rosicrucians: the history, mythology, and rituals of an esoteric order. York Beach, 1997.

Источники исследования. Основными источниками будут тексты, принадлежащие к европейской эзотерической магико-алхимической традиции (понятие которое мы вводим в работе): «О стяжании небесной жизни» Фичино, «Об оккультной философии»4 Агриппы, ряд произведений Парацельса, в первую очередь, «Сверхудивительный труд», «Большая астрономия» и «Лабиринт заблуждающихся медиков»5 и основные работы Элифаса Леви -«Догма и ритуал высокой магии»6, «История магии»7 и «Ключ великих

о

мистерий» . Для анализа учения Ди важнейшими памятниками остаются «Предисловие»9 к работам Евклида и «Иероглифическая монада»10. Важнейшими для анализа розенкрейцерства текстами являются манифесты -

«Fama Fraternitatis» и «Confessio Fraternitaits»11, «Краткое рассмотрение

12

таинственнейшей философии» и «Химическая свадьба Христиана

13

Розенкрейца» . Для осмысления феномена европейской алхимии ключевыми

i Montgomery J. W. Cross and crucible: Johann Valentin Andreae (1586-1654): Phoenix of the Theologians. The Hague, 1973.

Dickson R. Johann Valentin Andreae's Utopian Brotherhoods // Renaissance Quarterly. 1996. Vol. 49. N. 4. P. 760-802.

Marsilii Ficini florentini Liber de vita coelitus comparanda composita ab codem inter commentaria ejus dem in Plotinum // Marsilii Ficini florentini medici atque philosophi celeberrimi de vita libri tres ... Veneto, 1567. P. 153-323.

4 Agrippa H. C. De occulta philosophia libri tres. Lugdunum, 1550.

5 Paracelsus. Opus paramirum // Paracelsus. Sämtliche Werke. Ab. I. Herausgegeben von. K. Sudhoff. 9. Bd. München, 1925. S. 37-230; Idem. Astronomia magna oder die ganze Philosophia Sagax de grossen und kleinen Welt // Ibid. 12. Bd. München und Berlin, 1929. S. 1-444; Idem. Labyrinthus medicorum errantium // Ibid. 11. Bd. München und Berlin, 1929. S. 161-221.

6 Lévi E. Dogme et rituel de la haute magie. Paris, 1856.

Lévi E. Histoire de la magie. Paris, 1860.

Lévi E. La clef des grands mystères. Paris, 1861.

9 The elements of geometrie of Euclide ... translated into the Englishe toung, by H. Billingsley ... with a Prœface made by M. I. Dee ... London, 1570.

10 Dee J. Monas Hieroglyphica. Antwerpen, 1564.

ii Fama fraternitatis, oder, Entdeckung der Brüderschafft dess löblichen Ordens dess Rosen Creutzes, beneben der Confession... Sampt einem Discurs von allgemeiner Reformation der

Gantzen Welt ... Cassel, 1616.

12

[Philippus a Gabella]. Secretoris philosophiae œnsideratio brevis a Philippo a Gabella St. conscriptum et nunc primum una cum Confessionem Fraternitatis R. C. in lucem edita. Casselis... M. DC. XV.

13

Chymische Hochzeit Christiani Rosencreuz. Anno 1459. Straßburg / In Verlägung / Lazari Zetzners Anno M. DC. XVI (1616).

являются работы Зосимы1, «Сумма» и «Книга разыскания» Гебера2, «Зеркало

алхимии» Р. Бэкона3 и «Философская сумма» Н. Фламеля4.

Научная новизна исследования. В нашей работе впервые предлагается

систематический очерк магико-алхимической традиции в истории европейского

эзотеризма, до этого исследованной лишь в своих частных аспектах.

Осуществляется также систематический анализ такого сложного и

неоднозначного памятника европейского эзотеризма, как «Иероглифическая

монада» Джона Ди, ранее неоднократно ставившего в тупик исследователей5.

Мы выдвигаем также свою интерпретацию исторического феномена

розенкрейцерства как алхимического проекта в идеологической сфере

подкрепляя на этой основе тезис Иейтс из «Розенкрейцерского просвещения»,

ныне подвергающийся сомнению6. Кроме того, мы выдвинули оригинальную

версию происхождения термина «астральный свет» на основе исследования

французской мистической традиции ХУП-ХУШ вв . На этом материале мы

предлагаем рабочую модель дифференциации эзотеризма и мистицизма,

используя в этой связи и традицию теории трех начал.

Цели и задачи исследования. Целями исследования являются: 1. Систематическое рассмотрение метафизических систем

европейской эзотерической традиции, развивавшихся в русле герметико-

неоплатонической теории трех начал.

1 [Zosime]. Les oeuvres de Zosime // Berthelot M. Collection des anciens alchimistes grecs. II livraison. III partie. Paris, 1888. P. 117-240.

Summa Geberis // Geberis perspicacissimi summa perfectionis magisterii in sua natura ex bibliotecae vaticanae exemplari undecunque, emmendatissimo nuper edita cum quorundam capitulorum ... - Venetiae, 1542. P. 1-89; Liber investigationis // Ibid.

3 Bacon R. Mirror of Alchimy. London, 1597.

4 Flamel N. Le sommaire philosophique // Bibliothèque des philosophes chimiques. Paris, 1741. Т. 2. P. 263-284.

5 Cf.: Calder I. John Dee studies as English Neoplatonist. London, 1952. P. 581. Ср.: Упадышев В. В. Джон Ди в интеллектуальной жизни английского Возрождения / Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2011. С. 5.

6 Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм: следующее поколение / Пер. С. В. Пахомова // Aliter. 2012. №1. С. 14-15.

Фиалко М. М. Теория астрального света Элифаса Леви (часть вторая) // Религиоведение. 2012. №4. С. 166-172.

2. Изучение на этом материале их особенностей и выявление специфики эзотерического мировосприятия.

Исходя из этого, формируются следующие задачи исследования:

1. Формирование рабочей схемы определения эзотеризма и его соотношения с оккультизмом и мистицизмом.

2. Рассмотрение герметико-неоплатонической теории трех начал, созданной Фичино и Парацельсом.

3. Анализ «Иероглифической монады» Джона Ди как алхимического проекта в рамках теории трех начал.

4. Систематическое рассмотрение феномена розенкрейцерства в контексте магико-алхимической традиции.

5. Анализ теории магии Элифаса Леви как завершения и итога теории трех начал.

6. Рассмотрение проблемы происхождения термина «астральный свет» в работах Элифаса Леви и выявление возможной связи этого материала с проблемой дифференциации эзотеризма и мистицизма.

Методология исследования. В методологическом отношении центральным трудом для нас остается исследование A. Февра1, но важным также является целый ряд работ, созданных в рамках антропологии, религиоведения и культурологии, посвященные специфике архаического

2 3

мышления: в первую очередь, Л. Леви-Брюля , Я. Э. Голосовкера , В. Я. Проппа4, О. М. Фрейденберг5 и Б. Ф. Поршнева6. Мы исследуем эзотерические традиции именно как некоторые системы мысли и константы культуры, пытаясь избежать при этом как их апологетики, так и их осуждения в рамках определенной ангажированной религиозной традиции. В этом смысле нам

1 Faivre A. Access to Western Esotericism. Albany, 1994.

2 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 2012.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

4 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000.

5 Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997; Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 2008.

6 Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 2006.

кажется чрезвычайно продуктивным комплексный подход, сочетающий в рамках науки об эзотеризме и, шире, науки о культуре, достижения самых разных наук - от антропологии и религиоведения до психологии и философии. Особенно важным представляется синтез лучших достижений отечественной гуманитаристики XX в. с соответствующими концепциями, разработанными в рамках западной науки.

В работе был применен ряд методов, обусловленных спецификой нашего материала. В первую очередь, при анализе эзотерических текстов необходимы были дескриптивно-феноменологический и герменевтико-филологический методы. Первый из них позволял осмыслить образы данной эзотерической традиции и выявить их взаимное соотношение, второй же позволял при этом соотнести их с имеющимся историко-культурным материалом и поставить в соответствующий контекст. Также был необходим, в особенности при более конкретных историко-текстуальных разысканиях, компаративистский метод, позволявший проводить сравнение целого ряда текстов.

Апробация идей, положенных в основу исследования. Основной материал диссертации нашел свое выражение в монографии:

Фиалко М. М. Теория трех начал в истории европейского эзотеризма. Saarbrücken, 2012. 133 с. Объем 5.8 а.л.

Отдельные положения диссертации были отражены в следующих публикациях:

Фиалко М. М. Tria prima в новоевропейской магико-алхимической традиции // Вестник РХГА. 2012. №1. С. 16-23. Объем 0.5 а. л.

Фиалко М. М. Теория астрального света Элифаса Леви и ее истоки (часть первая) // Религиоведение. 2012. №1. С. 114-118. Объем 0.5 а. л.

Фиалко М. М. Теория трех начал Элифаса Леви и ее истоки (часть вторая) // Религиоведение. 2012. №4. С. 166-172. Объем 0.5 а. л.

Фиалко М. М. «Как Спиридион у мадам Санд»: учение Сведенборга в эзотерической интерпретации христианства Элифаса Леви // Aliter. 2012. №1. С. 58-73. Объем 1.1 а. л.

Фиалко М. М. Книга слез (фрагменты) // Aliter. 2012. №1. С. 74-87. Объем 0.9 а. л.

Фиалко М. М. Иероглифическая монада как магико-алхимический символ // Aliter. 2013. №1. С. 21-32. Объем 0.5 а. л.

Фиалко М. М. Розенкрейцерство и новоевропейская алхимия // Религиоведение. 2013. №3. С. 3-11. Объем 0.8 а.л.

Отдельные положения работы были опробованы в авторском лекционном курсе «Европейский оккультизм XVI-XIX вв.», прочитанном в Русской христианской гуманитарной академии в 2015 г.

Положения, выносимые на защиту.

1. В XVI-XIX вв. в рамках европейского эзотеризма существовала магико-алхимическая традиция, понятие которой мы вводим в научный оборот.

2. Центральной частью европейской эзотерической магико-алхимической традиции была метафизическая теория трех начал, имевшая герметико-неоплатонические истоки.

3. Одним из важнейших этапов развития этой традиции была «Иероглифическая монада» Ди - самобытный герметико-алхимический проект на основе «Изумрудной скрижали».

4. Розенкрейцерство может быть интерпретировано как перевод алхимической теории возрождения и обновления «Иероглифической монады» в идеологическую и политическую плоскость и в этом смысле рассмотрено в качестве побочной ступени развития вышеупомянутой традиции.

5. Теория астрального света Элифаса Леви была итогом и завершением магико-алхимической традиции и теории трех начал.

6. Эта теория была развита Леви на основе заимствования этого термина из французской мистической традиции. Характер ее интерпретации, в первую очередь, в работах самого Леви, а именно имманентизация медиального астрального ее компонента, может служить отличительным признаком эзотерических систем.

Структура исследования. Наше исследование условно делится на две части - теоретическую и историческую, к динамическому взаимодействию которых в рамках работы мы стремились. Первая часть представлена одной главой, носящей название «Проблема определения эзотеризма и мистицизма и понятие магико-алхимической традиции», которая ставит целью вывод основных теоретических понятий, используемых в работе. Она состоит из двух разделов. В первом, «Проблема определения эзотеризма и мистицизма», мы пытаемся дать дефиниции этим терминам, осмыслив имеющиеся, подойдя к феномену эзотеризма с историко-литературных и религиоведческих позиций, рассмотрев эту проблему в контексте теории Б. Ф. Поршнева, далее коснувшись проблемы определения мистицизма и экстатических состояний и определив пути его дифференциации с эзотеризмом на основе имеющегося материала. Второй раздел первой главы, «Проблема определения магии и религии и понятие магико-алхимической традиции», вводит этот концепт в материал работы, анализируя также понятие магии и алхимии и теории трех начал. Вторая часть, историческая, предлагает систематическое рассмотрение исторического развития теории трех начал. Он состоит из трех следующих за теоретической глав. Вторая глава работы, «Зарождение теории трех начал: Фичино, Парацельс, Ди», посвященная метафизическим эзотерическим системам XV-XVI вв., состоит из трех разделов: первый, «Anima mundi, spiritus mundi и corpus mundi в естественной магии Фичино», анализирует эти понятия в теории магии Фичино, развитой в «De vita coelitus comparanda», а также ее источники, коснувшись в этой связи их классического выражения в знаменитом труде Агриппы «Об оккультной философии». Второй раздел второй главы, «Три начала у Парацельса», рассматривает теорию трех начал Парацельса, в том числе в общем контексте его философии. Раздел третий второй главы, «"Иероглифическая монада" Джона Ди как магико-алхимический символ», предлагает анализ этого выдающегося памятника в истории европейского эзотеризма в контексте общих особенностей мировоззрения Ди и проблемы изучения его наследия. Глава третья, «Розенкрейцерство как магико-

алхимический проект в рамках теории трех начал», предлагает систематическое рассмотрение розенкрейцерского проекта как алхимического проекта в рамках теории трех начал, развитого в начале XVII в. Эта глава состоит их трех разделов: первый, «Анализ розенкрейцерских манифестов», посвящен анализу розенкрейцерских манифестов «Fama Fraternitatis» и «Confessio Fraternitatis», а также «Allgemeine Reformation», а во втором разделе, «"Краткое рассмотрение таинственнейшей философии" Филиппа Габельского и "Химическая свадьба" Иоганна Андреэ» - также «Краткого рассмотрения» и «Химической свадьбы, подводя предварительные итоги. Четвертая глава, «Теория магии Элифаса Леви: завершение магико-алхимической теории трех начал», анализирует ее в свете истории французского эзотеризма XVIII-XIX вв. и в контексте магико-алхимической традиции в первом разделе, носящем название «Теория астрального света Леви в контексте французского эзотеризма XVIII-XIX вв и новоевропейской алхимии: объединение и завершение традиций». Второй раздел четвертой главы, «Проблема происхождения термина "астральный свет"», дает обзор имеющихся взглядов на проблему и предлагает собственное решение, рассматривая «Божественную философию» Дютуа-Мембрини, идеи которой восходят к работам Марсэ, а также Де Дивонна в качестве работ «мартинистов» Леви, и анализируя «Разоблаченную магию» Дю Поте как один из источников теории магии Леви. Внимание уделяется также теории астрального духа позднего Сен-Мартена. На основе имеющегося материала теории трех начал делается попытка дифференциации мистических и эзотерических систем.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фиалко Матвей Михайлович, 2016 год

Источники

1. Андреэ И. Химическая свадьба Христиана Розенкрейца / Пер. С. В. Ярина. М.: Энигма, 2003.

2. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. В 2 т. М.: АСТ, 2012.

3. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. В 3 т. М.: Эксмо, 2015.

4. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Ошерова под ред. Ф. Петровского. М.: Художественная литература, 1971.

5. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Пер. К. Богуцкого. М.: АСТ, 2001.

6. Ди Д. Иероглифическая монада / Пер. Ю. А. Данилова // Герметизм, магия и натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М.: Канон +, 1999. С. 168-216.

7. Ди Д. Иероглифическая монада / Пер. Г. А. Бутузова // Герметическая космогония. СПб: Азбука, 2001. С. 275-340.

8. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие / Пер. Л. Лутковского Киев: Путь к истине, 1991.

9. Изумрудная скрижаль / Пер. К. Богуцкого // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М.: АСТ, 2001. С. 314-315.

10.Климент Александрийский. Строматы / Пер. Е. В. Афонасина. СПб: Издательство Олега Абышко, 2003.

11. Лукиан. Жизнеописание Демонакта / Пер. И. М. Нахова // Лукиан из Самосаты. Избранные произведения. М.: Правда, 1991. С. 103-115.

12. Плотин. Избранное. Трактаты / Пер. Г. В. Малеванского М.: АСТ, 2000.

13.Поймандр / Пер. К. Богуцкого // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М.: АСТ, 2001. С. 13-21.

14.Прокл. Комментарий к Первой книге «Начал» Евклида. Введение / Пер. Ю. А. Шичалина. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1994.

15.Ум к Гермесу / Пер. К. Богуцкого // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М.: АСТ, 2001. С. 55-61.

16.Agrippa H. C. De occulta philosophia libri tres. Lugduni: Beringos fratres, 1550.

17.Andreae J. V. Mythologiae Christianae ... libri tres. Argentorati, Anno M.DC. XIX.

18.Andreae J. Societatis christianae imago. Argentorati, 1619.

19.Andreae J. V. Turris Babel sive Judiciorum de Fraternitate Rosaceae Crucis chaos. Argentorati, Anno M.DC. XIX.

20. [Andreae J. V.]. Johannis Valentini Andreae Vita ab ipso conscripta ex autographo... Nunc primum edidit F. H. Rheinwald. Berolini: Apud Herm. Schultzium, 1849.

21.Aristotelis Opera / Ex recensione Immanuelis Bekkeri. Tom. I-XI. Oxonii: E Typographeo Academico, 1837.

22.Von Aquin T. De occultis operibus naturae. De motu cordis. Leipzig: Jacobus Thanner, 1499.

23.Bacon R. Mirror of Alchimy. London: Richard Olive, 1597.

24.Bacon R. Fratris Rogeri Bacon ... Opus majus. London: William Bowyer, 1733.

25.Bacon R. Opus tertium // Fr. Rogeri Bacon Opera quaedam hactenus inedita / Ed. by J. S. Brewer. In 3 vols. Vol. I. London: Longmans, 1859. P. 3-310.

26.Balzac O. Louis Lambert, Les proscrits, La seraphita. Paris: M. Lévy, 1858.

27.Baudelaire Ch. Les fleurs du mal. Paris: Poulet-Malassis et de Broise, 1857.

28.Boccalini T. Ragguagli di Parnaso. Venezia: Gio. Battista Bidelli, 1612— 1613.

29.Boetii De Arithmetica // Patrologiae Cursus Completus / Ed. by J. P. Migne. T. LXIII. Paris: Imprimerie Catholique, 1847. P. 1079-1167.

30.Böhme J. Aurora oder die Morgenröte im Auffgang. Amsterdam: Heinrich Betkio, 1676.

31.Chymische Hochzeit Christiani Rosencreuz. Anno 1459. Straßburg: In Verlägung Lazari Zetzners. Anno M. DC. XVI.

32.Cornelii Taciti annales // Cornelii Taciti Opera. In 4 vols. Londini: J. W. Parker, 1848. Vol. II.

33.La correspondance inédite de L. C. de Saint-Martin et Kirchberger, baron de Liebistorf. Recuilli et publié par L. Schauer et Alp. Chuquet. Paris: E. Dentu, 1862.

34.Dante Alighieri. Commedia. A cura di E. Pasquini e A. Quaglio. In 3 vols. Milano: Garzanti, 2007.

35.Dee J. Monas Hieroglyphica. Antwerpiae: Guliel Silvius, 1564.

36.[Dee J.]. The elements of geometrie of Euclide ... translated into the Englishe toung, by H. Billingsley ... with a Prœface made by M. I. Dee ... London: J. Daye, 1570.

37.Dee J. The Mathematicall Praeface to Elements of Geometrie of Euclid of Megara. * .i // The elements of geometrie of the most auncient Philosopher Euclide ... translated into the Englishe toung, by H. Billingsley ... with a very fruitfull Prœface made by M. I. Dee ... London, 1570. *.i - AiiiJ.

38.Dutoit-Membrini J. De l'origine, des usages et des abus ... de la raison et de la foi. Paris: Née de la Rochelle, 1792

39.Dutoit-Membrini J. La philosophie divine appliquée aux lumières naturelle, magique, astrale, surnaturelle, celeste et divine. En 3 tomes. Lyon, 1793.

40.Dutoit-Membrini J. La philosophie chretienne exposée, eclaircie, demontrée et appuyée sur l'immublable baze de la révélation, ou la véritable réligion pratique. [S. N.], 1800.

41.Du Potet de Sennevoy le Baron. Cours de magnétisme en sept leçons. Paris: Germer Baillière, 1840.

42.Du Potet de Sennevoy le Baron. Le magnétisme opposé à la médecine. Paris: A. Réne et Cie, 1840.

43.Du Potet J. La magie dévoilée ou principes des sciences occultes. Paris: Imprimerie de Pommeret et Moreau, 1852.

44.Fabre d'Olivet A. Histoire philosophique du genre humain ou De l'état social de l'homme. Paris: J. J. Brière, 1822-1824.

45.Fama fraternitatis, oder, Entdeckung der Brüderschafft dess löblichen Ordens dess Rosen Creutzes, beneben der Confession oder Bekantdus derselben Fraternitet an alle Gelehrte und Haupter in Europa Geschrieben. Auch etlichen Responsionen und Antwortungen, von Herrn Haselmeyern vnd andern gelehrten Leuten... Sampt einem Discurs von allgemeiner Reformation der Gantzen Welt ... Cassel, 1616.

46.Ficino M. Marsilii Ficini florentini Liber de vita coelitus comparanda composita ab codem inter commentaria ejus dem in Plotinum // Marsilii Ficini florentini medici atque philosophi celeberrimi de vita libri tres ... Lugduni: Apud Guliel Rovil. sub scuto veneto, 1567. P. 153-323.

47.Flamel N. Le sommaire philosophique // BPHCH. T. 2. P. 263-284.

48.[Geber]. La somme de la perfection, ou l'abregé du magistere parfait de Geber // BPHCH. T. 1. P. 85-384.

49.Guaita de S. Au seuil du Mystère. Paris: George Carré, 1890.

50.Guaita de S. Le Temple de Satan. Paris: Hector et Henri Durville, 1915.

51.Hermetica: the Greek Corpus Hermeticum / Ed. by B. Copenhaver. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

52.Hippolytus. Philosophumena; or The refutation of all heresies / Tr. by F. Legge. New York: Macmillan, 1921.

53.John Dee on astronomy: «Propaedeumata aphoristica» / Ed. and tr. by W. Shumaker. Berkeley: University of California Press, 1978.

54.Kardec A. Le livre des esprits. Paris: Didier et Cie, 1866.

55.Kardec A. Le livre des mediums. Paris: Librairie de la revue Spirite, 1869.

56.Latour L. Triomphe de l'amour sur le fanatisme et le matérialisme. Paris: Imprimerie de Migneret, 1828.

57.[Law W.] The way to divine knowledge being several dialogues between Humanus, Academicus, Rusticus and Theophilus as preparatory to a new edition of the works of Jacob Behmen by William Law. London: W. Innys, J. Richardson, 1752.

58.[Law W.] La voie de la science divine, ou développement des principes et des bases fondamentales de cette science ... en trois dialogues traduits librement de L'Anglois de William Law précédés de La voix qui crie dans le désert par Lodoïk. Paris: Levrault et Schoell, 1805.

59.[Lévi E.] La Bible de la liberté par l'abbé Constant. Paris: Le Gallois, 1841.

60.[Lévi E.] Le livre des larmes ou le Christ consolateur. Essai sur la conciliation entre l'église catholique et la philosophie moderne par l'abbé Constant (de Baucour). Paris: Paulier, 1845.

61.Lévi E. Dogme et rituel de la haute magie. Paris: Germer Baillière, 1856.

62.Lévi E. Histoire de la magie. Paris: Germer Baillière, 1860.

63.Lévi. E. La clef des grands mystères. Paris: Germer Baillière, 1861.

64.Lévi E. Le sorcier de Meudon. Paris: A. Bourdilliat, 1861.

65.Lévi E. The History of Magic / Tr. by A. E. Waite. London: Rider, 1913.

66.Liber investigationis // Geberis perspicacissimi summa perfectionis magisterii in sua natura ex bibliotecae vaticanae exemplari undecunque, emmendatissimo nuper edita cum quorundam capitulorum ... Venetiis: Apud Petrum Schoeffer, 1542.

67.Lucas L. La chimie nouvelle. Paris: Éditée par l'auteur, 1854.

68.Lucian. Philosophies for Sale // Lucian with an English translation by A. R. Harmon. In 7 vols. London: William Weinemann, New York: G. P. Putnam Son's, 1919. P. 449-512.

69.[Lullius R.] Testamentum Raimundi Lulli // Jacobi Mangeti Biblioteca chemica curiosa... Vol. I. Genevae: Chouet, J. de Tournes, Cramer, Perachon, Ritter et S. de Tournes, 1701. P. 707-762.

70.M. Tullii Ciceronis De divinatione // De natura deorum. De divinatione. De fato. Nova Eboraci: Apud Harperos Fratres, 1879. P. 145-250.

71.Marsay Ch. H. de Saint-Georges de. Nouveaux discours spirituels ... Berlebourg: Christoffle Michel Regelein, 1738.

72.Marsay Ch. H. de Saint-Georges de. Témoignage d'un Enfant de la Vérité et Droiture des Voyes de l'Esprit, où l'on traite de la Magie divine, angelique, naturelle et charnelle. Berlebourg: Christoffle Michel Regelein, 1739.

73.Mercurii trismegisti Pymander, de potestate et sapientia Dei. Eiusdem Asclepius de voluntate Dei. Basileae, 1532.

74.Mesmer F. Mémoire sur la découverte du magnétisme animal. Paris: P. Fr. Didot le jeune, 1779.

75.Norton T. Ordinal of alchemy / Ed. by J. Reidy. Oxford: Oxford University Press, 1975.

76.Papus. Traité élémentaire de la science occulte. Paris: Chamuel, 1898.

77.Paracelsus. Astronomia magna // Paracelsus. Sämtliche Werke. 12 Bd. S. 3444.

78.Paracelsus. De natura rerum // Paracelsus. Sämtliche Werke. Ab I. / Herausgeb. von K. Sudhoff. 11. Bd. München und Berlin, 1928. S. 309-403.

79.Paracelsus. Labyrinthus medicorum errantium // Paracelsus. Sämtliche Werke. 11. Bd. S. 163-221.

80.Paracelsus. Opus paramirum // Paracelsus. Sämtliche Werke. 9. Bd. S. 39230.

81.Paracelsus. Sämtliche Werke. Abt. 1. Medizinische, naturwissenschaftliche und philosophische Schriften / Herausgegeben von K. Sudhoff. 14 Bände. München und Berlin: Otto Wilhelm Barth, 1922-1933.

82.Paracelsus. Vom Ursprung und Herkommen der Frantzosen // Paracelsus. Sämtliche Werke. 7. Bd. München, 1923. S. 185-366.

83.[Philippus a Gabella]. Secretoris philosophiae consideratio brevis a Philippo a Gabella St. conscriptum et nunc primum una cum Confessionem Fraternitatis R. C. in lucem edita. Casselis: Excudebat Guilhelmus Vesselius, M. DC. XV.

84.Picatrix. The Latin version of the Ghayyat Al-Hakiim / Ed. by D. Pingree. London: University of London, 1986.

85.Poésies de Louis Cl. de Saint-Martin nommé le Philosophe inconnu. Leipsic: Institut Littéraire, 1860.

86.Regardie I. The Complete Golden Dawn. St. Paul: Llewelyn, 2002.

87.Ripley G. The Compound of Alchymy. Or the ancient hidden Art of Alchemie: Conteining the right & perfectest meanes to make the Philosophers Stone, Aurum potabile, with other excellent Experiments. London: Th. Orwin, 1591.

88.Saint-Martin L. C. de. Des Erreurs et de la Verité. Edimbourg, 1775.

89.Saint-Martin L. C. de. Tableau naturel des rapports qui existent entre Dieu, l'homme et l'univers. Edimbourd, 1782.

90.Saint-Martin L. C. de. L'homme de désir. Lyon: J. Sulpice Grabit, 1790.

91.Saint-Martin L. C. de. Le crocodile ou la Guerre du Bien et du Mal arrivée sous le règne de Louis XV. Poème épico-magique en 102 chants. Paris: Imprimerie -Librarie du Cercle Social, 1799.

92.Saint-Martin. L. C. de. De l'esprit des choses. Paris: Laran-Debrai-Fayolle, 1800.

93.Saint-Martin L. C. de. Le ministère de l'homme esprit. Paris: Imprimerie de Migneret, 1802.

94.[Saint-Martin L. C.] Poésies de Louis Cl. de Saint-Martin... Leipsic: Institut Littéraire, 1860.

95.Saint-Yves A. Mission de l'Inde en Europe. Mission de l'Europe en Asie. Paris: Dorbon-aîné, 1902.

96.Saint-Yves A. L'archéomètre. Clef de toutes les religions et de toutes les sciences de l'Antiquité. Paris: Dorbon-aîné, 1911.

97.Schlegel F. Gesprach über die poesie // Schlegel F. Sämmtliche werke. 10 Bde. Wien, 1825. 5 Bd. S. 221-230.

98.Sendivogius M. Novum lumen chimicum e naturae fonte et manuali experientia depromptum in duas partes divisum... Coloniae: Apud Antonium Boëtzerum, Anno M. DC. X (1610).

99.Shelley P. B. A Defence of Poetry // The Selected Poetry and Prose of Shelley. London: Wordsworth, 2002. P. 635-660.

100. Shelley P. B. Queen Mab // The Selected Poetry and Prose of Shelley. London: Wordsworth, 2002. P. 3-65.

101. Spence L. The Occult Sciences in Atlantis. London: Rider, 1943.

102. Summa Geberis // Geberis perspicacissimi summa perfectionis magisterii in sua natura ex bibliotecae vaticanae exemplari undecunque, emmendatissimo nuper edita cum quorundam capitulorum ... Venetiis: Apud Petrum Schoeffer, 1542. P. 189..

103. Wordsworth W. Preface to Lyrical ballads // Wordsworth W., Coleridge S. T. Lyrical ballads and other poems. London: Wordsworth, 2003. P. 15-16.

104. Wordsworth W. Lines written a few miles above Tintern Abbey // Wordsworth W., Coleridge S. T. Lyrical ballads and other poems. London: Wordsworth, 2003. P. 90-94.

105. Wordsworth W. The Eolian Harp // Wordsworth W., Coleridge S. T. Lyrical ballads and other poems. London: Wordsworth, 2003. P. 235-236.

106. [Zosime]. Les oeuvres de Zosime // Berthelot M. Collection des anciens alchimistes grecs. II livraison. III partie. Paris: Georges Steinheil, 1888. P. 117-240.

107. [Zosime]. Le divin Zosime sur la vertt // Berthelot M. Collection des anciens alchimistes grecs. P. 117-121.

Исследования

108. Аверинцев С. А. Мистицизм // София-Логос. Словарь / Под ред. С. А. Аверинцева. Киев: Дух и Литера, 2000. С. 311.

109. Балагушкин Е. Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма // Мистицизм: теория и история / Под ред. Е. Г. Балагушкина, А. Р. Фокина. М.: МГУ, 2008. С. 13-68.

110. Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение. 2010. №2. С. 102-114.

111. Бекарюков М. В. Социокультурный феномен эзотерики // Известия Алтайского государственного университета. 2010. №2. С. 169-173.

112. Бекарюков М. В. Роль западной эзотерики в формировании ценностно-смысловых миров культуры и личности / Автореф. на соиск. уч. степени кандидата философских наук. Барнаул, 2012.

113. Боас Ф. Ум первобытного человека / Пер. А. М. Водена М.: УРСС, 2011.

114. Богораз В. Г. Христианство в свете этнографии. М.: УРСС, 2011.

115. Буше-Леклерк О. История гадания в античности. Греческая астрология, некромантия, орнитомантия. М.: УРСС, 2011.

116. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Социально-экономическое издательство, 1934.

117. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике / Пер. В. Быстрова. СПб: АСТ, 2010.

118. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

119. Жданов В. В. Изучение эзотерики в Западной Европе: институты, концепции, методики // Мистико-эзотерические движения в теории и практике / Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб, 2009. С. 5-27.

120. Жеребина Т. В. Шаманизм и христианство. СПб: Издательство РХГА, 2011.

121. Зедерблом Н. Становление веры в Бога / Пер. В. Г. Мосолова // МРН. С. 262-313.

122. Зелинский Ф. Ф. История античных религий. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

123. Иванов В. И. Ницше и Дионис // Дионис и прадионисийство. СПб: Алетейя, 1994. С. 309-320.

124. Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение / Пер. А. Кавтаскина под ред. Т. Баскаковой. М.: Алетейа, 1999.

125. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция / Пер. Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

126. Кабо В. Р. Дорога в Австралию. М.: Восточная литература, 2008.

127. Ксенофонтов Г. В. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме // Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды. Якутск: Север - Юг, 1992. С. 249-265.

128. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Пер. с фр. М.: УРСС, 2012.

129. Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. В. В. Иванова М.: АСТ, 2011.

130. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: АСТ, 2000.

131. Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. М., 2010.

132. Лэнг Э. Становление религии / Пер. А. Н. Красникова // МРН. С. 4681.

133. Марков Г. Е. Немецкая этнология. М.: Академический проект, 2004.

134. Маретт Р. Формула табу-мана как минимум определения религии /Пер. А. Н. Красникова // МРН. С. 99-109.

135. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. Е. Рачковой под ред. Е. Рыбиной. М.: Эксмо, 2002.

136. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Академический проект, 2012.

137. Мережковский Д. И. Тайна трех. Прага: Пламя, 1925.

138. Минин П. М. Мистицизм и его природа. Киев: Пролог, 2003.

139. Назаров В. Н. Введение в эзотерику. М.: Гардарики, 2008.

140. Нодон П. Масонство / Пер. Г. Мирошниченко. М.: АСТ, 2004.

141. Носачев П. Г. Эзотерика: основные моменты истории термина // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2. №34. С. 49-60.

142. Панин С. А. Проблема демаркации понятий магии, науки, религии // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История и дискурс: историко-философские аспекты исследований мистицизма и эзотеризма. Сборник материалов Пятой международной научной конференции. СПб: РХГА, 2012. С. 205-212.

143. Пахомов С. В. К вопросу о демаркации понятия «эзотеризм» // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия / Под ред. С. В. Пахомова и др. СПб, 2008. С. 7-14.

144. Пахомов С. В. Контуры эзотериологии: эскиз научной дисциплины об эзотеризме // «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма / Отв. ред. С. В. Пахомов. СПб: РХГА, 2011. С. 76-91.

145. Петров А. В. Феномен теургии. Взаимодействие языческой философии и магической практики в эллинистическо-римский период. СПб: РХГА, 2003.

146. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М.: Фэри-В, 2006.

147. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М: Лабиринт, 2000.

148. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.

149. Раздьяконов В. С. После просвещения: западный спиритизм в поисках синтеза науки и религии // Обсерватория культуры. 2008. №2. С. 146-152.

150. Ревуненкова Е. В. Народы Малайзии и западной Индонезии (некоторые аспекты духовной культуры). М.: Наука, 1980.

151. Розин В. М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. №4. С. 167-176.

152. Розин В. М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры // Общественные науки и современность. 1993. №5. С. 164-175.

153. Розин В. М. Эзотерика как духовный путь человека и наука: Сущность и демаркация. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2010.

154. София-Логос. Словарь / Под ред. С. А. Аверинцева. Киев: Дух и Литера, 2000.

155. Стерледев Р. К. Естественнонаучное и эзотерическое видение мира в аспекте имманентного и трансцендентного // Религиоведение. 2006. №1. С. 6068.

156. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978.

157. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Издательство политической литературы, 1990.

158. Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией мирового древа // Труды по знаковым системам. Тарту: Издательство Тартусского университета, 1971. Вып. 5. С. 9-62.

159. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб: Петербургское востоковедение, 1998.

160. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада. СПб: Петербургское востоковедение, 2007.

161. Упадышев В. В. Джон Ди в интеллектуальной жизни английского Возрождения / Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2011.

162. Фиалко М. М. Теория трех начал в истории европейского эзотеризма. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2012.

163. Фиалко М. М. Tria prima в новоевропейской магико-алхимической традиции // Вестник РХГА. 2012. №1. С. 16-23.

164. Фиалко М. М. Теория астрального света Элифаса Леви и ее истоки (часть первая) // Религиоведение. 2012. №1. С. 114-118.

165. Фиалко М. М. Теория трех начал Элифаса Леви и ее истоки (часть вторая) // Религиоведение. 2012. №4. С. 166-172.

166. Фиалко М. М. «Как Спиридион у мадам Санд»: учение Сведенборга в эзотерической интерпретации христианства Элифаса Леви // Aliter. 2012. №1. С. 58-73.

167. Фиалко М. М. Элифас Леви. Книга слез (фрагменты) // Aliter. 2012. №1. С. 74-87.

168. Фиалко М. М. Иероглифическая монада как магико-алхимический символ // Aliter. 2013. №1. С. 21-32.

169. Фиалко М. М. Розенкрейцерство и новоевропейская алхимия // Религиоведение. 2013. №3. С. 3-11.

170. Франк С. Л. Реальность и человек. М.: АСТ, 2007.

171. Франк-Каменецкий И. Г. Отголоски представлений о матери-земле в библейской поэзии // Франк-Каменецкий И. Г. Колесница Иеговы. Труды по библейской мифологии. М.: Лабиринт, 2004. С. 192-206.

172. Фрэзер Д. Золотая ветвь / Пер. М. К. Рыклина. М.: АСТ, 2003.

173. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.

174. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература, 2008.

175. Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм: следующее поколение / Пер. С. В. Пахомова // Aliter. 2012. №1. С. 7-24.

176. Шпенглер О. Закат Европы / Пер. А. А. Франковского. М.: Искусство, 1993.

177. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. М.: УРСС, 2012.

178. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / Пер. А. А Казанкова и А. А. Белика. М.: ОГИ, 2004.

179. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. П. Большакова. М.: Академический проект, 2014.

180. Элиаде М. Трактат по истории религий. М.: Академический проект, 2015.

181. Энциклопедия мистицизма / Гл. ред А. Семенов. СПб: Литера, 1996.

182. Юнг К. Г. Дух Меркурий / Пер. с нем. // Юнг К. Г. Дух Меркурий. М., 1996. С. 7-71.

183. Юнг К. Г. Парацельс как духовное явление / Пер. с нем. // Юнг К. Г. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996. С. 71-164.

184. Юнг К. Г. Видения Зосимы / Пер. с нем. // Юнг К. Г. Философское древо. М.: Академический проект, 2008. С. 3-64.

185. Юнг К. Г. Философское древо / Пер. с нем. // Юнг К. Г. Философское древо. М.: Академический проект, 2008. С. 65-155.

186.Яковлева Е. Ю. Эзотеризм (социокультурные аспекты) и его отражение на страницах современной российской прессы (по материалам

журналов «Наука и религия», «Волшебная гора», «Урания») / Автореферат диссертации на соиск. ученой степени кандидата филологических наук. М., 2000.

187. Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М.: УРСС, 2012.

188. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. М. И. Левиной. М.: Политиздат, 1991.

189. Assmann J. Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997.

190. Assmann J. Die Mosaische Unterscheidung: oder der Preis des Monotheismus. München, Wien: Carl Hanser, 2003.

191. Bergson H. Les deux sources de la morale et de la religion. Paris: Félix Alcan, 1937.

192. Bergunder M. What is Esotericism? Cultural Studies Approaches and the Problems of Definition in Religious Studies // Method and Theory in the Study of Religion. 2010. N. 22. P. 9-36.

193. Berthelot M. Les origines de l'alchimie. Paris: Georges Steinheil, 1885.

194. Bianchi M. The visible and the invisible. From alchemy to Paracelsus // Alchemy and chemistry in the 16th and 17th century / Ed. by P. Rattansi, А. Clericuzio. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1994. P. 17-51.

195. Borchardt F. L. The Magus as Renaissance Man // The Sixteenth Century Journal. 1990. Vol. 21. N. 1. P. 57-76.

196. Burger Ch. Essai sur Jean-Philippe Dutoit et sa philosophie divine. Thèse présentée a la faculté de théologie protestante ... pour obtenir le grade de bachelier en théologie. Strasbourg: Jean-Henri-Edouard-Heitz, 1868.

197. Calder I. R. F. John Dee studied as an English Neoplatonist. London: University of London, 1952.

198. Calian G. Alkimia Operativa and Alkimia Speculativa. Some Modern Controversies on the Historiography of Alchemy // Annual of Medieval Studies at CEU. 2010. Vol. 16. P. 166-190.

199. Chavannes J. Jean Philippe Dutoit. Sa vie, son charactere, et ses doctrines Lausanne: Georges Bridel, 1865.

200. Christie J. Paracelsian body // Paracelsus: the man and his reputation, his ideas and their transformation / Ed. by O. P. Grell. Leiden: Brill, 2008. P. 269-292.

201. Churton T. The Golden Builders: Alchemists, Rosicrucians, First Freemasons. York Beach: Red Wheel/Weiser, 2005.

202. Cicero Ch., Cicero S. The Essential Golden Dawn: An Introduction to High Magic. St. Paul: Llewelyn Publications, 2003.

203. Clulee N. Astrology, magic and optics: Facets of John Dee's natural philosophy // RQ. 1977. Vol. 30. N. 4. P. 632-680.

204. Clulee N. John Dee's natural philosophy: between science and religion. London: Routledge, 1988.

205. Clulee N. Astronomia inferior: Legacies of Johann Trithemius to John Dee // Secrets of Nature, Astrology and Alchemy in Early Modern Europe / Ed. by W. R. Newman, A. Grafton. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 187-235.

206. Clulee N. The Monas Hieroglyphica and the Alchemical Thread of John Dee's Career // Ambix. 2005. Vol. 52. N. 3. P. 197-215.

207. Clulee N. John Dee's natural philosophy revisited // John Dee: interdisciplinary studies in English renaissance thought / Ed. by S. Clucas. Dordrecht, Springer, 2006. P. 23-37.

208. Codrington R. H. The Melanesians: studies in their anthropology and folklore. Oxford: Clarendon Press, 1891.

209. Compagni V. P. «Dispersa Intentio». Alchemy, Magic and Scepticism in Agrippa // Early Science and Medicine. 2000. Vol. 5. N. 2. P. 160-177.

210. Copenhaver B. P. Scholastic philosophy and Renaissance magic in the «De vita» of Marsilio Ficino // RQ. 1984. Vol. 37. N. 4. P. 523-554.

211. Copenhaver B. P. Astrology and magic // The Cambridge history of Renaissance philosophy / Ed. by Ch. B. Schmitt, Q. Skinner, E. Kessler. Cambridge, New York: Cambridge University Press. 1991. P. 264-301.

212. Copenhaver B. P. How to do magic and why: philosophical prescriptions // The Cambridge companion to Renaissance philosophy / Ed. by J. Hopkins. Cambridge, 2007. P. 153-157.

213. Cunningham A. Paracelsus fat and thin: thoughts of reputations and realities // Paracelsus: the man and his reputation, his ideas and their transformation / Ed. by O. P. Grell. Leiden: Brill, 2008. P. 53-78.

214. Curtius E. European literature in The Latin Middle ages. London: Routledge & Kegan, 1953.

215. Darnton R. Mesmerism and the end of Enlightenment in France. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1968.

216. Davies P. Romanticism and Esoteric Tradition. New York: Lindisfarne Books, 1998.

217. Deghaye P. La lumière de la nature chez Paracelse // Cahiers de rhermetisme. Paris: Albin Michel, 1980. P. 53-88.

218. Dickson R. Johann Valentin Andreae's Utopian Brotherhoods // RQ. 1996. Vol. 49. N. 4. P. 760-802.

219. Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / Ed. by W. J. Hanegraaff. Leiden: Brill, 2005.

220. Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Paris: Alcan, 1912.

221. Eliade M. The Forge and the Crucible. Origins and Structure of Alchemy. Chicago: University of Chicago Press, 1962.

222. Eliade M. Le Chamanisme et les techniques archaïques de l'extase. Paris: Payot, 1968.

223. Faivre A. Accaess to Western Esotericism. Albany: State University of New York Press, 1994.

224. Faivre A. The Eternal Hermes: From Greek God to Alchemical Magus. Grand Rapids: Phanes Press, 1995

225. Faivre A. Theosophy, imagination, tradition. Studies in Western Esotericism. Albany: State University of New York Press, 2000.

226. Farina F. J. A. Four Treatises for the Reconsideration of the History of Science. New York: iUniverse, 2003.

227. Figuier L. Histoire du merveilleux dans les temps modernes. En 4 tomes. Paris: L. Hachette, 1860.

228. Forshaw P. J. The early alchemical reception of John Dee's Monas Hieroglyphica // Ambix. 2005. Vol. 52. N. 3. P. 247-269.

229. French P. John Dee: The world of an Elizabethan Magus. London, Routledge & Kegan, 1972.

230. Frobenius L. Paideuma. Umrisse einer Kultur und Seelenlehre. München: C. H. Beck, 1921.

231. Fulford T. Conducting the vital fluid: the politics and poetics of mesmerism in the 1790s // Studies in Romanticism. 2004. Vol. 43. N. 1. P. 57-78.

232. Garin E. Hermétisme et Renaissance. Paris: Allia, 2001.

233. Goodrick-Clarke N. Paracelsus: Essential Readings. Berkeley: North Atlantic Books, 1999.

234. Goodrick-Clarke N. The Western Esoteric Traditions: A Historical Introduction. New York, Oxford: Oxford University Press, 2008.

235. Hanegraaff W. Romanticism and the Esoteric Connection // Gnosis and Hermeticism from antiquity to modern times. Albany: State Univercity of New York Press, 1998. P. 233-269.

236. Hanegraaff W. Esoterica // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / Ed. by W. J. Hanegraaff. Leiden: Brill, 2005. P. 336-340.

237. Hanegraaff W. Forbidden Knowledge: Anti-Esoteric Polemics and Academical Discourse // Aries. 2005. Vol. 2. P. 225-257.

238. Hanegraaff W. The Birth of Esotericism from the Spirit of Protestantism // Aries. 2010. Vol. 10. N. 2. P. 197-216.

239. Hanegraaff W. The Error of History. Esotericism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. New York: Cambridge University Press, 2012.

240. Harkness D. E. John Dee's conversations with angels: cabala, alchemy, and the end of nature. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

241. Hartmann F. The Life of Paracelsus. London: Kegan Paul, Trench, Trübner & Co Ltd, 1896.

242. Hartmann F. Die Medizin des Theophrastus Paracelsus Von Hohenheim. Leipzig: Verlag von Wilhelm Friedrich, 1899.

243. Hiraj H. Concept of seeds and nature in the work of Marsilio Ficino // Marsilio Ficino: his theology, his philosophy, his legacy / Ed. by M. J. B. Allen, V. Rees, M. Davies. Leiden: Brill, 2001.

244. Holmyard E. J. Alchemical Manuscripts // Nature. 1929. Vol. CXXIII. P. 520-521.

245. Holmyard E. J. Makers of Chemistry. Oxford: Clarendon Press, 1931.

246. Holmyard E. J. Alchemy. New York: Dover, 1990 (1st ed. - London: Dover, 1957.

247. Hooykaas R. Chemical trichotomy before Paracelsus? // Selected Studies in History of Science. Coimbra: Por ordem da Universidade, 1983. P. 105-121.

248. James W. The Varieties of Religious Experience. A Study in Human Nature. London: Longmans, Green and CO, 1902.

249. John H. Occult Qualities and the Experimental Philosophy: Active Principles in Pre-Newtonian Matter Theory // History of Science. 1986. Vol. 24. P. 335-381.

250. Jones R. Studies in mystical religion. London: Macmillan, 1909.

251. Kocher H. The old Cosmos: a study in Elizabethan science and religion // Huntington Library Quarterly. 1952. Vol. 15. N. 2. P. 101-121.

252. Kristeller P. Supplementum Ficinianum. In 2 vols. Firenze: L. S. Olschki, 1937.

253. Kristeller P. Huit philosophes de la renaissance italienne. Geneve: Droz, 1964.

254. Kristeller P. Il pensiero e le arti nel Rinascimento. Roma: Donzelli, 2005.

255. Lanska D. J., Lanska J. T. Franz Anton Mesmer and the Rise and Fall of Animal Magnetism // Brain, Mind and Medicine: Essays in Eighteenth-Century Neuroscience / Ed. By H. Whitaker. London: Springer, 2007. P. 301-320.

256. Leroux P. De l'humanité, de son principe et de son avenir, où se trouve exposée la vraie définition de la religion, et où l'on explique le sens, la suite et l'enchaînement du mosaisme et du christianisme.... Paris: Perrotin, 1840.

257. Linden S. J. Darke Hierogliphicks: Alchemy in English Literature from Chaucer to the Restoration. Lexington: University Press of Kentucky, 1996.

258. Lowie R. The History of Ethnological Theory. New York: Farrar & Rinehart Inc, 1937.

259. Macedo A. O que é o Esoterismo? // [URL]: http : //paginasesotericas. -tripod.com/esoterismo.htm (дата обращения: 17.09.2013).

260. Malinowski B. Magic, science and religion. Boston: Beacon Press, 1948.

261. Marett R. The Threshold of Religion. New York: Macmillan, 1914.

262. Margolin J. C., Matton S. Alchimie et philosophie à la Renaissance. Paris: Vrin, 1993.

263. Matter J. Histoire critique du gnosticisme, et de son influence sur les sectes religieuses et philosophiques des six premiers siècles de l'ère chrétienne. Paris: P. Bertrand, 1843.

264. Mauss M., Hubert H. Esquisse d'une théorie générale de la magie // L'Année sociologique, 1902-1903. T. VII. P. 1-146.

265. Mcintosh C. Eliphas Lévi and the French Occult Revival. London: Rider, 1972.

266. McIntosh C. The Rosicrucians: the History, Mythology, and Rituals of an Esoteric Order. York Beach: Samuel Weiser, 1997.

267. Mebane J. Renaissance Magic and the Return of the Golden Age: The Occult Tradition and Marlowe, Johnson and Shakespear. Lincoln: University of Nebraska Press, 1992.

268. Metzger H. Les doctrines chimiques en France du début du XVIIe à la fin du XVIIIe siècle. Paris: Les Presses universitaires de France, 1923.

269. Montgomery J. W. Cross and crucible: Johann Valentin Andreae (1586— 1654): Phoenix of the Theologians. The Hague: M. Nijhoff, 1973.

270. Moreau L. Le philosophe inconnu. Réflexions sur les idées de Louis Claude de Saint-Martin le theosophe... Paris: J. Lecoffre et Ce, 1850.

271. Newman W. L'influence de la «Summa Perfectionis» du Pseudo Geber // Alchimie et philosophie à la Renaissance. Paris: Vrin, 1993. P. 65-77.

272. Newman W., Principe L. Some Problems with the Historiography of Alchemy // Secrets of Nature. Astrology and Alchemy in Early Modern Europe / Ed. by W. R. Newman, A. Grafton. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 385-433.

273. Newman W., Principe L. Alchemy tried in the Fire. Chicago: University of Chicago Press, 2002.

274. Overton J. H. William Law, nonjuror and mystic: a sketch of his life, character and opinions. London: Longmans, Green & Co, 1881.

275. Pagel W. Paracelsus: an Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Basel: Karger, 1982.

276. Pingree D. Some of the sources of the Ghaayat al-hakiim // JWCI. 1980. Vol. 43. P. 1-15.

277. Prinke T. R. Michael Sendivogius and Christian Rosenkreutz // The Hermetic Journal. 1990. P. 72-98.

278. Radin P. Monotheism among Primitive Peoples. London: George Allen and Unwin Ltd, 1924.

279. Read J. Alchemy and Alchemists // Folklore. 1933. Vol. 44. N. 3. P. 251278.

280. Read J. From Alchemy to Chemistry. London: G. Bell, 1957.

281. Redgrove H. S. Alchemy: Ancient and Modern. London: Rider, 1922.

282. Regnier L., Grandchamps de. L'histoire de l'hypnotisme. Paris: Bureaux du Progrés Médical, 1890.

283. Riffard P. L'ésotérisme. Qu'est-ce que l'ésotérisme? Paris: Robert Laffont, 1990.

284. Rivers W. Medicine, Magic and Religion. London: Harcourt, Brace & Company, 1924.

285. Robertson Smith W. Lectures on the religion of the Semites. London: Black, 1907.

286. Schneider H. Quest for mysteries: the Masonic background for literature in eighteenth-century Germany. Ithaca: Cornell University Press, 1947.

287. Sheppard H. J. European Alchemy in the Context of a Universal Definition // Die Alchimie in der Europäischen Kultur- und Wissenschaftgeschichte / Ed. by Ch. Meinel. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1986. P. 13-17 (Wolfenbütteler Forschungen. Bd. 32).

288. Shumaker W. The Occult Sciences in the Renaissance. Berkeley: University of California Press, 1972.

289. Smoley R., Kinney J. Hidden Wisdom: a guide to Western Inner Traditions. Wheaton: Quest Books, 2006.

290. Stark R. Reconceptualizing Religion, Magic and Science // Review of Religious research. 2001. Vol. 43. N. 2. P. 101-120.

291. Stuckrad K. von. Was ist Esoterik? Kleine Geschichte des geheimen Wissens. München: C. H. Beck, 2004.

292. Szönyi G. E. John Dee and early modern occult philosophy // Aries. 2002. Vol. 2. N. 1. P. 76-87.

293. Szönyi G. E. John Dee's occultism: magical exaltation through powerful signs. Albany: State University of New York Press, 2004.

294. The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge. Ed. by Ch. Colebrook Sherman and G. William Gilmore. Grand Rapids: Baker Book House, 1954.

295. Thorndike L. History of Magic and Experimental Science. In 8 vols. Vol. I. London: Columbia University Press, 1923.

296. Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture // American Journal of Sociology. 1972. N. 78. P. 491-512.

297. Tylor E. B. Primitive culture. London: J. Murray, 1871.

298. Underhill E. M. Mysticism: A Study of the Nature and Development of Man's Spiritual Consciousness. New York: E. P. Dutton, 1999.

299. Versluis A. What is Esoteric? Methods in the Study of Western Esotericism // Esoterica. 2002. №4. P. 1-15.

300. Versluis A. Restoring Paradise. Western Esotericism, Literature, Art and Conscionsness. Albany: State University of New York Press, 2004.

301. Viatte A. Les Sources occultes du Romantisme. Paris: H. Champion, 1928.

302. Vickers B. Fransis Yates and the writing of history // Journal of Modern History. 1979. Vol. 51. N. 2. P. 287-316.

303. Vries J. de. Magic and Religion // History of Religions. 1962. Vol. 1. N. 2. P. 214-221.

304. Waite A. E. The Real History of the Rosicrucians. London: G. Redway, 1887.

305. Waite A. E. Lives of Alchemystical Philosophers: based on materials collected in 1815 and supplemented be recent researches. With a philosophical demonstration of the true principles of the magnum opus of great work of alchemical reconstruction and some account of spiritual chemistry. London: G. Redway, 1888.

306. Walker D. P. Orpheus the theologian and Renaissance Platonists // JWCI. 1953. Vol. 16. N. 1-2. P. 100-120.

307. Walker D. P. The Astral Body in Renaissance Medicine // JWCI. 1958. Vol. 21. N. 1-2. P. 119-133.

308. Walker D. P. Spiritual and demonic magic: from Ficino to Campanella. University Park: Pennsylvania State Unisersity Press, 2003 (1st ed.: London, 1958).

309. Ward R. Christianity under the Ancien Régime, 1648-1789. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

310. Wax R., Wax M. The Magical World View // Journal for the Scientific Study of Religion. 1962. N. 1. P. 179-188.

311. Wax M., Wax R. The Notion of Magic // Current Anthropology. 1963. Vol. 4. N. 5. P. 495-518.

312. Weeks A. Paracelsus: speculative theory and the crisis of the early Reformation. Albany: State University of New York Press, 1997.

313. Weeks A. Paracelsus (Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 14931541): essential theoretical writings. Leiden: Brill, 2008.

314. Westermarck E. Christianity and Morals. London: Kegan Paul, Trench, Trubner and Co, 1939.

315. Williams T. A. Eliphas Levi, Master of the Cabbala, the Tarot and the secret doctrines. Savannah: Venture Press, 2003.

316. Williamson B. The Rosicrucian Manuscripts. Arlington: Invisible College Press, 2002.

317. Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. London: Routledge and Kegan, 1999.

318. Yates F. The Rosicrucian Enlightenment. London: Routledge and Kegan, 1972.

319. Yeats W. The Collected Works: Later Essays. New York: Macmillan, 1994.

320. Yeats W. Louis Lambert // The Collected Works: Later Essays. New York: Macmillan, 1994. P. 123-130.

321. Zetterberg P. Hermetic Geocentricity: John Dee's Celestial Egg // Isis. 1979. Vol. 70. N. 3. P. 385-393.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.