Теория власти в индийском и тибетском буддизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Дамдинова, Елена Гурбазаровна

  • Дамдинова, Елена Гурбазаровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 129
Дамдинова, Елена Гурбазаровна. Теория власти в индийском и тибетском буддизме: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Улан-Удэ. 2005. 129 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Дамдинова, Елена Гурбазаровна

Введение.

ГЛАВА 1 Теория власти в индийском буддизме.

1.1. Генезис теории власти в Индии и буддийская концепция чакравартина.

1.2. Концепция чакравартина как идейная основа государственного устройства империи Ашоки.

ГЛАВА 2 Теория власти в тибетском буддизме.

2.1. Проникновение буддийской теории власти в

Тибет.

2.2. Трансформация буддийской концепции власти в период формирования теократического государства в Тибете.

2.3. Теории перерождения и воплощения как важнейшие компоненты теократической системы «единения политики и религии».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория власти в индийском и тибетском буддизме»

Актуальность темы исследования. Многополярный мир, являющийся реальностью нашего времени, позволяет говорить о существовании по крайней мере трех типов цивилизаций, своими истоками восходящих к великим традициям мировых религий - христианства, ислама и буддизма. Каждая из этих цивилизаций имеет собственную философскую концепцию власти, буддийская же является самой древней из названных.

Интерес буддистов к государству, а точнее говоря, к статусу верховного ф правителя проявился еще в Индии. В свою* очередь, правители государств очень скоро обратили внимание на буддизм как на идеологию, обладающую значительным потенциалом для укрепления их власти. В настоящее время буддизм играет значительную роль в жизни обширнейшего региона, протянувшегося от Цейлона до Тувы и Бурятии и от Калмыкии до Японии. Идею «совершенного правителя» буддийского типа — чакравартина и «царя веры» пытались воплотить правители практически всех государств ареала распространения буддизма. Актуальность темы настоящей диссертации определяется местом и ролью, которую буддийская концепция власти играла и продолжает играть в различных аспектах общественной- практики не только Индии и Тибета, но и всего огромного региона распространения буддизма в ф целом, представляя тем самым одно из значимых явлений в общественно-политической жизни современного мира.

Актуальность темы объясняется также интересом, который вызывает вопрос о политическом статусе тибетского правительства в изгнании и его лидера XIV Далай-ламы. Несмотря на то, что в тибетском правительстве в изгнании были осуществлены значительные демократические преобразования, все же легитимным правителем для тибетцев остается Далай-лама. Поскольку тибетская традиция обеспечения преемственности власти путем поиска ^ перерождения жива и, более того, получила широкую известность на Западе, представляется важным исследовать социально-политические предпосылки формирования этого института.

Кроме того, мировосприятие XIV Далай-ламы оказало достаточно сильное влияние на методы национально-освободительного движения тибетцев. Ненасилие, сострадание - главные принципы, которым следует сам XIV Далай-лама и к которым призывает всех людей на земле, сейчас становятся базовыми принципами во многих социальных теориях. Именно за поиск ненасильственного пути восстановления независимости Тибета и за деятельность во имя мира Его Святейшество в 1989 г. был удостоен Нобелевской премии мира. Все это обуславливает перспективность социально-философского исследования буддийской концепции власти.

В современных международных политических и экономических отношениях между Западом и Востоком нередко возникают разногласия по поводу основания власти, которые вызваны изначально разным пониманием ее легитимности. Именно недостаточное представление о способах легитимизации власти в восточных цивилизациях (исламской и буддийской) является одной из причин политических и идеологических разногласий между Востоком и Западом. Поэтому представляется важным исследовать формирование и развитие теории власти в индийском и тибетском буддизме.

Степень научной разработанности темы исследования. Изучение содержания, происхождения и формирования древнеиндийских концепций царской власти всесторонне рассматривалось в работах зарубежных и отечественных индологов Р. Тхапара, А.С. Альтекара, Б. Гокхале, Д.Д. Косамби, Ж. Блоха, П. Еггермонта, X. Сетха, Р.С. Шармы, Б. Баруа, Г.М. Бонгард-Левина, Т.Я. Елизаренковой, Г.Ф. Ильина, В.Н. Романова, А. А. Вигасина, A.M. Самозванцева и др. Анализ материалов эпиграфики и письменных памятников Древней Индии позволяет исследователям разделять древнеиндийские концепции происхождения царской власти на мифологические, космологические и рационально-социальные теории.

Поскольку исходными идеями для любых буддийских социальных или политических концепций являются такие доктринальные положения буддизма, как учение о «четырех истинах», анатнаме, дхарме, карме, теории перерождений, законе зависимого возникновения, то огромное значение для понимания сущности буддийской концепции власти представляют работы, посвященные изучению истории и философии буддизма. Большой вклад в изучение философии буддизма внесли такие известные представители западной и отечественной буддологии как И.П. Минаев, Б .Я. Владимирцов, Э. Конзе, Ф.И. Щербатской, С.Ф. Ольденбург, О.О. Розенберг, A.M. Позднеев, Г.Ц. Цыбиков, Б.Б. Барадийн, Г. Гюнтер, Дж. Туччи, Б.И. Кузнецов, Р.Е. Пубаев, В.И. Рудой, Е.А. Торчинов, В.П?. Андросов и др.

Влияние буддизма на общественную и политическую жизнь в странах его распространения исследовано в работах ученых-востоковедов В.И. Корнева, А.С. Агаджаняна, Н.Н. Бектимирова, И.В. Всеволодова, С.В. Волкова, А.Н. Игнатовича, А.С. Мартынова и др. Авторы рассматривают сущность буддизма тхеравады и махаяны, взаимоотношения буддийской общины и государства, прошлое и современное положение буддизма в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. А.С. Мартынов отмечает, что там, где буддизму не удалось идеологически подчинить себе институт власти, он приложил немалые усилия к тому, чтобы приспособиться к существующей политической идеологии и стать если не главной, то существенной ее частью [Мартынов, с.9].

Ранняя и средневековая история Тибета отражена в работах Дж. Туччи, Р. Стейна, X. Хофмана, П. Карраско, В.А. Богословского, Ю.Н. Рериха, К.М. Герасимовой, Е.И. Кычанова, JI.C. Савицкого, Ц. Шакабпы, М. Голдстейна, Р. Рахула, Н.С. Кулешова и др. Среди трудов касающихся истории Тибета особо выделяется труд Цэпона Шакабпы «Тибет: политическая история», прежде всего в силу того, что автором является тибетский историк. Данный труд представляет собою образец современной тибетской национальной историографии и содержит богатейший материал, который ранее был мало известен или недоступен

Shakabpa].

Вопросы взаимоотношения светской и духовной власти, известные как «два закона», и связанные с ними категории и понятия исследовались глубоко и в разных аспектах многими исследователями, среди которых В. Хайссиг, Ш. Вира, К. Сагастер, Т.Д. Скрынникова и др. Т.Д. Скрынникова в работе «Ламаистская церковь и государство» предполагает, что Алтан-хан стремился к господству над всей? Монголией, при этом, однако, не имея наследственных прав называться всемонгольским ханом. Причину обращения Алтан-хана к буддизму исследовательница объясняет его стремлением называться правителем всей Монголии, поэтому для обоснования права на верховную власть Алтан-хан прибегает к концепции «двух законов» или «двух властей», появление которой в Монголии связано ^ с распространением буддизма в эпоху династии Юань [Скрынникова].

Значительным шагом в изучении этой концепции стали работы Д.С. Руэга, который исследует природу и концептуальную основу традиции «двух законов», а также связанные с ней тибетские термины, их синонимы и эквиваленты [Ruegg].

Анализ литературы показывает, что в перечисленных работах проблема власти в Индии и Тибете рассматривалась в основном в историческом плане, социально-философские аспекты буддийской теории власти в них не ставились. Специальных работ социально-философского характера по нашей теме немного. Исследованию содержания буддийской концепции чакравартина посвящены работы В.И. Рудого, Е.П. Островской [Категории буддийской культуры], В.И. Корнева [Корнев]. Работа С.Ю. Лепехова «Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации» посвящена исследованию роли философии мадхьямиков в формировании буддийской цивилизации, изучению ее влияния на культурную и политическую жизнь стран Центральной и Восточной Азии [Лепехов, 1999]. Отсутствие работ, дающих цельное описание буддийской концепции власти, раскрывающее закономерности ее возникновения в Индии и последующей трансформации в Тибете, позволяет определить тему и цель данного исследования.

Объектом исследования является феномен власти в южно- и центральноазиатской формах буддизма Индии и Тибета.

Предмет исследования — генезис и эволюция теоретических моделей власти и социальная практика их реализации.

Целью исследования является выявление концептуального содержания и закономерностей развития основных идей теории власти в индийском и тибетском буддизме.

Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:

- исследовать генезис концепции чакравартина в контексте добуддийских представлений о власти в Индии;

- выявить доктринальную основу концепции чакравартина как способа легитимизации власти в буддизме;

- рассмотреть процесс трансформации буддийской теории власти в Тибете;

- проанализировать развитие социально-политического аспекта теории «двух законов» в Тибете и определить ее место и роль в становлении теократической модели правления;

- рассмотреть развитие концепции чакравартина в период формирования теократического государства в Тибете;

- определить социально-философские особенности развития института перерожденцев в контексте теории власти;

- исследовать формирование теории «единства светской и духовной власти» (чой-срид) в Тибете и выявить ее доктринальные основы.

Теоретико-методологическая основа. В основе диссертационного исследования лежит диалектический метод. Основополагающее значение также придавалось принципу системности, поскольку он дает необходимый подход к анализу социальных систем. Попытка рассмотреть процесс становления всей буддийской политической мысли как целостного явления продиктовала применение сравнительно-исторического метода. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала были использованы методы герменевтики. Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных востоковедов, в особенности разработанные в отечественном востоковедении методологические подходы к изучению буддийской культуры (Ф.И. Щербатской, О.О. Розенберг, Е.Е. Обермиллер).

Основными источниками исследования послужил» буддийские религиозно-философские сочинения индийских и тибетских авторов, в которых рассматривается доктринальная основа теории власти. К сочинениям индийских авторов относятся: «Абхидхармакоша» Васубандху (V в. н.э.), «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») Нагарджуны, сутра «Львиный рык миродержца». К индийским источникам также относятся^ древние памятники индийской эпиграфики — эдикты Ашоки (268-231 гг. до н.э.).

Из тибетских источников были использованы следующие религиозно-философские сочинения: «Ламрим ченмо» («Ступени пути к Просветлению») основателя школы гелугпа Чже Цонкапы (1357-1419), «Чойла-чжугбиго» («Дверь, ведущая в Учение») второго патриарха школы сакьяпа Соднам-Цземо (1142-1182). Также были привлечены источники по истории распространения буддизма в Индии и Тибете: «История буддизма» Будон Ринчен-дуба (12901364), «Голубые Анналы» Гой-лоцзавы Шоннупэла (1392-1481), «История Тибета», принадлежащая перу V Далай-ламы Лобсан Гьяцо (1617-1682), «Пагсам-джонсан» Сумба-Кхамбо Ешэ-Балчжора (1704-1788).

Еще одним важным источником, послужившим материалом для данной работы, является монгольский историко-правовой памятник XIII-XVI вв. «Цагаан туух» («Белая история»), в котором взаимоотношение религиозной и светской власти рассматриваются с точки зрения принципа «двух законов».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основой легитимизации власти в буддийской концепции чакравартина является наличие личных заслуг, в противоположность брахманской модели сакральности власти правителей (раджи).

2. Буддийская теория власти носит многокомпонентный характер, явившийся результатом синкретизма добуддийских моделей легитимизации власти с буддийскими, представленными рядом генетически разнородных теорий.

3. В тибетском буддизме можно выделить две стадии развития социально-политической теории власти. Теоретическим ядром первой является учение о «двух законах», конкретизируемое в концепциях чакравартина и «духовное лицо - мирянин-донатор» (чод-йон), второй - «трех Тел Будды», развиваемое в учение о воплощении в верховной власти сакральных субъектов.

4. При переходе ко второй стадии (на этапе формирования теократической формы правления) произошла трансформация теории «двух законов» в теорию «Учителя - царя Дхармы трех миров», воплощающего в себе оба закона.

5. На второй стадии объяснительные схемы легитимизации власти, используемые на первой, сохранились, отойдя на периферию социально-философского дискурса, актуализируясь в основном в исторической литературе для обоснования легитимности институтов предшествующего периода.

6. Концепция «единства духовной и светской власти» (>чой-срид) является завершающим этапом развития социально-политической теории власти в тибетском буддизме, и представляет собой характерную особенность центральноазиатской формы буддизма.

Научная новизна данного исследования состоит в следующем:

- выявлено влияние традиционной брахманской доктрины царской власти на становление буддийской теории власти в Индии;

- на основе анализа доктринальных положений буддизма определено теоретическое основание буддийского способа легитимизации власти правителя;

- выделены стадии развития буддийской социально-политической теории власти в Тибете;

- раскрыты доктринальные основы теории «единства светской и духовной власти» в Тибете;

- проанализированы модели легитимизации власти в центрально-азиатском буддизме.

Научно-практическая значимость работы определяется актуальностью ее тематики для центрально-азиатских исследований в целом и тибетологии в частности. Выводы диссертации могут быть использованы при изучении современных социально-философских и социологических концепций религиозной идеологии. Сформулированные в работе выводы могут быть применены в религиоведении, востоковедении, философии, политологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Дамдинова, Елена Гурбазаровна

Заключение

В древней Индии основой ведийского мировоззрения была мысль о божественном создании мира и общественного строя. К Ведам восходит пустившее глубокие корни в индийской мысли и образе жизни положение о божественном установлении сословно-кастового строя. Дхарма — всемогущий космический закон, стала пониматься как долг или путь, предназначенный каждому человеку и определяемый его сословно-кастовой принадлежностью. В древнеиндийском обществе только жрецы-брахманы держали в своих руках ф монополию на« грамотность, священные тексты, духовные знания, они не считали нужным посвящать небрахманов в глубокие таинства их религиозно-философских поисков. Все было проникнуто идеей превосходства брахманов над всеми другими сословиями в обществе.

В этих условиях появилась новая религия - буддизм, выдвинувшая принцип равенства всех людей по рождению и приобретения ими духовных заслуг. В этом исходном принципе содержится глубокий нравственный потенциал буддийского учения, потому как главное стремление всех буддистов - достижение скорее духовных, нежели материальных идеалов. Этот принцип также лежит в основе теории буддизма на власть верховного правителя.

Буддийский правитель - чакравартин, благородный вселенский • правитель, правление которого основано на таких положениях буддизма как сострадание, ахимса, любовь, терпимость. Его закон — справедливость. Буддийский правитель следует Дхарме, главная цель которого вести своих подданных к спасению. Буддизм на первый план вывел именно этические и нравственные качества правителя. Правитель становится гарантом общественного спокойствия, а право на власть правитель получает от народа. Буддизм, таким образом, является одним из первых учений, провозгласивших принцип общественного договора как основы государства. Разработанная в ф буддизме теория власти отвечала интересам всех сословий древнеиндийского общества. Один из эпитетов Будды, основателя учения — «Указывающий путь», ибо всем людям, исповедующим буддизм, необходима помощь на пути пробуждения. В социальной теории буддизма правитель, подобен Будде, поскольку предоставляет своим подданным условия для осуществления ими духовного совершенствования. В данной теории сакральность правителя объясняется, прежде всего, его религиозной заслугой, в буддизме по определению правителем не может быть человек с плохой кармой.

Главная особенность идеи буддийского правителя заключается в универсальности и гибкости его практического применения. Доказательством состоятельности буддийской теории власти как концепции служит тот факт, что при третьем правителе династии Маурьев^ Ашоке было образовано первое в истории Индии объединенное государство. В целом, сама эпоха Маурьев (вторая половина I тысячелетия до н.э.) ознаменовалась расцветом культуры, искусства, подъемом экономики, усилением связей с зарубежными странами. Этот успех позволит буддийской концепции власти проникнуть и получить распространение во многих восточных государствах.

Следует отметить, что только в Тибете буддизм смог так глубоко проникнуть в политические дела, что на протяжении нескольких столетий являлся определяющей силой в государственном управлении страной. Буддийской концепции власти, перенятой из Индии, тибетцы дали новое теоретическое обоснование. Если в Индии по концепции чакравартина правитель был только подобен Будде, то в Тибете она трансформировалась в теорию «единения политики и религии», по которой правитель уже сам является Буддой или Бодхисаттвой, то есть человеком, достигшим абсолютного знания. В соответствии с учением махаяны о трех телах Будды, правитель-Бодхисаттва одновременно мог также являться и земным воплощением мифологического Бодхисаттвы. Например, Далай-лама, как духовное лицо, принявшее обеты Бодхисаттвы, уже является, таким образом, Буддой, но в то же время считается воплощением Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.

С другой стороны, особенность и оригинальность тибетской концепции власти проявилась, в частности, в разработке принципиально нового механизма передачи власти, выраженного в концепции перерождающихся лам. Обе теории воплощенного и перерождающего ламы составляют оригинальную и характерную особенность тибетской формы буддизма, получившей распространение не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

Несмотря на то что, Тибет потерял независимость в 50-х годах XX столетия, в социальном, политическом и культурном аспектах буддийская концепция власти жива и в настоящее время, и играет огромную роль в сохранении древней тибетской культуры в эмиграции. Подтверждение тому — Далай-лама XIV, который является духовным и политическим лидером тибетцев в изгнании и продолжает оставаться единственным легитимным правителем для всего тибетского народа. Далай-лама XIV и его народ добиваются восстановления независимости Тибета, с помощью таких методов, как ненасилие, сострадание, терпимости, усердия, мудрости. Таким образом, деятельность Далай-ламы и его правительства доказывает, что буддийская концепция власти это не пустая теория, а действенный инструмент в достижении мира. В 1989 г. Его Святейшество Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии.

Таким образом, сама разработка теории власти правителя в буддийском учении была обусловлена необходимостью, прежде всего, духовного совершенствования всего общества, важная роль в котором отводилась его правителю. Концепция «единения религии и политики» явилась, по нашему мнению, квинтэссенцией всех предыдущих концепций власти в Индии и Тибете. Воплощением единства двух властей стало образование тибетского теократического государства во главе с верховным правителем Далай-ламой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дамдинова, Елена Гурбазаровна, 2005 год

1. Источники на монгольском и тибетском языках и в переводах наевропейские языки ■

2. Буддийские сутры // История и культура Древней Индии. М.: Изд-во МГУ, 1990.-С. 170-215.

3. Будон Ринчендуб. История буддизма / Пер. с тиб. Е. Е. Обермиллера. Пер. с англ. А. М. Донца. СПб.: «Евразия», 1999. - 336с.

4. Ви ston rin chen grub. Bde bar gshegs pa'i bstan pa'i gsal byed chos kyi 'byung gnas gsung rab rin po che'i mdzod (chos 'byung). Sata-Pitaka series. Part 23.-New Delhi, 1971.

5. Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел III: Учение о мире / Пер. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 336с.

6. Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись: история буддизма в Тибете / Пер. с тиб. Ю.Н.Рерих. Пер. с англ. О.В. Альбедия и Е.Ю. Харьковой. СПб.: Евразия, 2001.-768с.

7. Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ / Пер. Б. Дампилон. Улан-Удэ: Буддийский институт Дашихойхорлин, 1998. - 160с.

8. Дхармашастра Нарады / Пер. с санскр. А.А. Вигасин. М., 1998.

9. Дюджом Ринпоче. 14 Далай-лам Тибета / Пер. с тиб. Я. Комаровский. -СПб., 2001.-118с.

10. Индийские надписи // История и культура Древней Индии. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-С.116-238.

11. Нагарджуна. Ратна-авали раджа-парикатха («Драгоценные строфы наставления царю») // Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиознофилософские трактаты. М.: Изд-я фирма «Восточная литература» РАН, 2000.-С.111-286.

12. Освобождение от страданий, ожидающее тех, кто прослушает историю о Большой ступе Джарунг-Кхашор // Тибетский буддизм / Пер. с тиб. А.Д. Цендиной. Новосибирск: Наука, 1995. - С.227-251.

13. Sum pa Ye shes dPal Ъуог. Chos 'byung dPag bsam ljon bzang. Sata-Pitaka series. - Vol.214. - New Delhi, 1975.

14. Пагсам-Чжонсан: История и хронология Тибета / Пер. с тиб. яз., пред. и комм. Р.Е. Пубаева. Новосибирск: Наука, 1991. - 264с.

15. Ригведа. Избранные гимны / Пер. Т.Я. Елизаренкова. — М.: Наука, 1972. -419с.

16. Ригведа: Мандалы I-IV (перевод). М.: Наука, 1989. - 768с.

17. Соднам-Цземо. Дверь, ведущая в Учение / Пер. с тиб., послесл. и коммент. Р. Н. Крапивиной. СПб.: «Дацан Гунзэ-чойнэй», 1994. - 224с.

18. Tibetan Chronicles by bSod nams grags pa. Deb ther dmar po Serie Orientale Roma. - Vol.24. - Rome, 1971.

19. Чже Цонкапа. Ламрим / Пер. с тиб. А. Кугявичуса. Т.1. - СПб.: Нартанг, 1994.-388с.

20. Чже Цонкапа. Ламрим. Т.2. - СПб.: «Нартанг», 1995. - 284с.

21. Чже Цонкапа. Ламрим. Т.З. - СПб.: «Нартанг», 1997. - 346с.

22. Исследования на русском языке

23. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. М.: Наука, 1993. - 259с.

24. Амоголонова Д.Д. Царская власть и формирование государства в Индии // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - С. 13-16.

25. Андросов В.А. Будда Шакьямуни. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 799с.

26. Аюшеева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - 124с.

27. Барайдин Б.Б. Буддийские монастыри // Альманах Orient. Вып.1. -Буддизм и Россия. - СПб., 1992. - С.61-120.

28. Баянцагаан С., Цэрэнпил Д. Письмо Цзонхавы монгольскому хану // Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. С. 199-211.

29. Берзин А. Тибетский буддизм: история и перспективы развития. М., 1992.-32с.

30. Беспрозванных E.JI. Буддизм и политика: лидеры Тибета в XVII-XVIII вв. Волгоград: Изд-во Волгоградского Гос-го Ун-та, 1992. - 204с.

31. Бира Ш. Монгольская историография (XIII-XVII вв.). М.: Наука, 1978. -320с.

32. Богословский В.А. Очерк истории тибетского народа. — М., 1962. 192с.

33. Богословский В.А. Тибетский район КНР. — М., 1978. 200с.

34. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 495с.

35. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М.: Наука, 1973. - 408с.

36. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. - 758с.

37. Бураев Д.И. Религия бон. Проблемы происхождения и роли в становлении тибетского государства VII-IX веков. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 194с.

38. Валиахметов Г.М. Органы власти и управления в Тибете. М.,1958. -44с.

39. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Книжный дои «Университет», 2001. — 432с.

40. Вигасин А.А. Идеал царя в эдиктах Ашоки //Индия: общество, власть, реформы. М.: Вост. лит., 2003. - С. 37-50.

41. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М., 1977. - 385с.

42. Востриков А.И. Тибетская историческая литература. — М.: Изд-во Восточная литература, 1962.-428с.

43. Гарри И.Р. Дзогчен и чань в буддийской традиции Тибета. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - 208с.

44. Гарри И.Р. О традиции передачи учения в школе ньингмапа. // Методологические с теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып.2. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - С.43-60.

45. Геше Келсанг Гьятцо. Обет Бодхисаттвы. СПб.: Изд-во Утпала, 2002. -144с.

46. Геше Тубтен Нгаванг. Правила обета Бодхисаттвы. М.: Цасум Линг, 2000. - 32с.

47. Гумилев Л.Н. Древний Тибет. Международный альманах. Вып.5. - М.: Ди Дик, 1996. - 560с.

48. Гуревич Б.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII -I пол. XIXb. М.: Наука, 1979. - 331с.

49. Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо). Буддизм Тибета. М.-Рига: Нартанг-Угунс, 1991.- 103с.

50. Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо). Мир тибетского буддизма. — СПб.: Нартанг, 1996. 230с.

51. Далай-лама XIV. Ответственность и добросердечие. СПб.: Нартаг, 2004. - 176с.

52. Дашиев Д.Б. Традиции нитишастр в тибетской афористической литературе XVIII-XIX вв. // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск, 1985. - С. 20-32.

53. Ермаченко И.С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в XVII в. М.: Наука, 1974. - 196с.

54. Еше Джампа Тинлей. Бодхичитта и шесть парамит. — Улан-Удэ, 2000.• 230с.

55. Жуковская H.JI. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты // Буддийский мир. М., 1994. - С.6-16.

56. Игнатович А.И. Учения о теократическом государстве в японском буддизме // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987. - С. 146179.

57. Индийская культура и буддизм: Сб. ст. М.: Наука, 1972. - 279с.

58. Категории буддийской культуры. — СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000. 320с.

59. Классическая буддийская философия. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 544с.

60. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-восточной Азии. М.: Наука, 1987. - 224с.

61. Кочетов А.Н., Ламаизм. М., 1973. - 200с.

62. Крапивина Р.Н. Традиция в школе сакьяпа (по материалам «Дубмта-шэлджи-мэлон») // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986. — 20 - 28с.

63. Кузнецов Б.И. О термине «дхарма» // Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии. —• Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. -С. 192-199.

64. Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет. СПб.: Евразия, 1998. - 325с.

65. Кычанов Е.И., Савицкий JI.C. Люди и боги страны снегов. Москва: Наука, 1975.-319с.

66. Лепехов С.В. К истории появления некоторых социокультурных моделей в буддизме // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - С. 67-75.

67. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 238с.

68. Мартынов А.С. Статус Тибета в ХУП-ХУШ вв. в традиционной китайской системе политических представлений. М.: Наука, 1978. — 281с.

69. Намкай Норбу. Друнг, Дэу и Бон: традиции преданий, языка символов и бон в древнем Тибете. М.: Либрис, 1997. - 368с.

70. Нестеркин С.П. О церковной иерархии центральноазиатского буддизма // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии: материалы научной конференции. Улан-Удэ, 2003. - С. 145-148.

71. Островская-младшая Е.А. Тибетский буддизм. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. - 400с.

72. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб, 1887. — 496с.

73. Попов И. Ламаизм в Тибете. Его история, учение и учреждения. Опыт историко-миссионерского исследования. Казань, 1898.

74. Пубаев Р.Е. «Пагсам-чжонсан» памятник тибетской историографии XVIII века. - Новосибирск: Наука, 1981. - 307с.

75. Пубаев Р.Е. Биография Цзонхавы, написанная монгольским ученым Чахар-Гэбши Лобсан Цультимом. // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Вып. 4. - Улан-Удэ, 1970 - С.40-53.

76. Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Изд-во Иностр. Лит., 1956. - 624с.

77. Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XIII и XIV вв. // Философия и история монгольских народов. М., 1958. - С.333-346.

78. Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XVI и в начале XVIIb. // Монгольский сборник. Экономика, история, археология. — М., 1959. С. 188199.

79. Санчиров В.П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении. // Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977. - С. 14-25.

80. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство5. Внешняя Монголия, XVI нач. XX века. — Новосибирск, 1988. - 104с.

81. Сухов А. Д. Религия в истории общества. М.: Наука, 1979. - 96с.

82. Теплов Э.П. Политическая власть. СПб.: Образование, 1993. - 94с.

83. ТИБЕТ. Правда, основанная на фактах. М.,1994.

84. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1995. — 254с.

85. Торчинов Е.А. Философия буддизма махаяны. СПб: «Петербургское Востоковедение», 2002. - 320с.

86. Туччи Дж. Тибетская живопись в свитках. // Гумилев Л.Н. Древний Тибет. Международный альманах. Вып.5. - М.: Ди Дик, 1996. - С. 526-550.

87. Центральная Азия и Тибет. Новосибирск: Наука, 1972. - 175с.

88. Цибиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 1. - Новосибирск: Наука, 1991. -256с.

89. Цибиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 2. - Новосибирск: Наука, 1991. — 232с.

90. Цыремпилов Н.В. Гелугпа и империя Цин: союз идеологий // Культура Центральной Азии: письменные памятники. Вып.6. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - С.32-51.

91. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М: Издательская группа «Юрист», 2003. - 668с.

92. Шарма Р.С. Древнеиндийское общество. М., 1987.

93. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.:Наука, 1988. -428с.

94. Эррикер К. Буддизм. М., 2000. - 304с.

95. Исследования на западно-европейских языках.

96. Ahmad Z. Sino-Tibetan relations in the 17th century. Roma, 1970. - 573p.

97. Bina Roy Burman. Religion and politics in Tibet. New Delhi: Jawaharlal Nehru Univ-ty, 1976.

98. Carrasco P. Land and polity in Tibet. University of Washington press, Seattle, 1959.-307p.

99. Cassinelli C.W., Ekvall R.B. Tibetan Principality. The political system of the• sa-skya. Ithaca, 1969. 425p.

100. Chandra Sinha N. Tibet: Consideration on Inner Asian History. Calcutta, 1967.

101. Choudhary R. Some aspects of Buddhism as gleaned through Asokan Inscriptions // The Journal of Bihar research society. Buddha Jayanti. Special vol.2.-Bihar, 19-.

102. Eggermont P.H.L. Hoftijzer J. The Moral Edicts of King Asoka. Leiden, 1962.

103. Dagyab Rinpoche. Buddhist Symbols in Tibetan culture. Wisdom Publication, 1995. - 150p.

104. Dalai Lama. Buddhism of Tibet and the key to the Middle Way. -Dharmasala.• 104p.

105. Gokhale B.G. The early Buddhist view of the state // Journal of the American Oriental Society. 1969. vol. 89. - №4.

106. Goldstein M.C. Anthropological study of the Tibetan political system. -Seattle, Univ. of Washington, 1969. -p.266.

107. Goldstein M.C. The balance between centralization and decentralization in the traditional Tibetan political system // Central Asiatic Journal. 1971. vol. XV, №3.- pp. 170-282.• 110. Gyatso Lobsang. Theory of Rebirth // Tibetan Review, 1977.

108. Haarh E. The Yar-lun Dynasty. — Kobenhavn, 1969. 189p.

109. Hermanns M. Tibelan Lamaism up to the time of the reform by Tzon kha pa. //The Journal of the Anthropological Society of Bombay. Vol. V. - Pt.2., 1951.

110. Hidehiro Okada. The Third Dalai lama and Altan Khan of the Turned // Tibetan studies: Proceedings of the 5th Seminar of the International Association for Tibetan Studies. Vol.2. - Narita: Naritasan Shinshoji, 1992. — pp. 645 -652.

111. Hoffmann H. Religions of Tibet. New-York, 1961. - 199p.

112. Hultzsch E. Inscriptions of Asoka. — Oxford, 1925.

113. Krishna K.B. Political and social thought of the Buddhist writhers on the early Christian era. Vijayawada, 1960.

114. Martinov A.S. On the of the fifth Dalai Lama // Proceeding of the Choma de Koos memorial symposium. — Budapest. 1978. pp. 298-295.

115. Michael F. Rule by incarnation: Tibetan Buddhism. Colorado, 1982.

116. Li Tieh-tseng. Historical status of Tibet. New-York, 1956. - 312p.

117. Pasadica Bhikkhu. Early Mahayana Lay Ethics in Nagarjuna. The Tibet Journal. - vol. XXL -№1.

118. Petech L. Central Tibet and the Mongols. The Yuan Sa-skya Period of Tibetan History. - Rome, 1990.

119. Rahul R. The role of lamas in Central Asian politics // C.A.J, vol. XII №3. 1969.-pp. 209-227.

120. Rahul R. Government and the politics of Tibet. -Delhi, 1970. 160p.

121. Rahul R. Structure of the government of Tibet: 1644-1911 // International Studies, 1962. — pp.263-298.

122. Richardson H. The Karma-pa sect. A historical note // Journal of the Royal Asiatic Society, 1958. — pp. 139-164.

123. Richardson H. Political role of the four sects in Tibetan history //Tibetan Review, 1976.-pp.l8-23.

124. Richardson H.E. Tibet and its History. London, 1984. — 327p.

125. Ruegg D.S. The Preseptor-Donor (YON MCHOD) Relation in Thirteen Century Tibetan Society and Polity, its Inner Asian Precursors and Indian Models

126. Tibetan Studies. Proceedings of the International Association for Tibetan Studies, Graz 1995. Gen.ed.: Ernst Steinkellner. Vol.2. - Wien, 1997. - pp.857782.

127. Schecter F. The new face of Buddha: Buddhism and political power in Southeast Asia. New-York. 1967.

128. Schulemann G. Geschichte der Dalai-Lamas. Leipzig, 1958. 131.Shakabpa Tsepon W. Tibet: A political history. - New Haven - London, 1967.-p. 369.

129. Sharma R.S. Aspects of Political Ideas and Institutions in Ancient India. -Delhi, 1959.

130. Stain R.A. Tibetan Civilization. Stanford, 1972.

131. Thapar R. Asoka and the decline of the Mauryas. Oxford , 1973.

132. Tucci G. The sacred character of the Kings of ancient Tibet. East and West, VI, 1955-1956.

133. Tucci G. Tibetan Painting Scrolls. Rome, 1959. - vol. I. - pp.7-17.

134. Varma V.P. Studies in Hindu Political Thought and its Metaphysical Foundation.-Delhi, 1974.

135. Waddell L.A. The Buddhism of Tibet. London, 1895.

136. Wylie T.V. Monastic Patronage in 15th -Century Tibet // Acta Orientalia Hungarica 34 (1 3). - Budapest, 1980. — pp. 319 - 328.

137. Wylie T.V. Reincarnation: Political innovation in Tibetan Buddhism/ Proceedings of the Csoma de Koros Memorial Symposium. Budapest, 1978. pp. 579-586.

138. Ya Hanzhang. Biographies of the Dalai Lamas. Beijing, 1992.

139. Yushihama Yumiko. On the Dissemination of the Belief in the Dalai Lama as a Manifestation of the Bodhisattva Avalokitesvara. // ACTA ASIATICA. Bulletin of the Institute of Eastern Culture. No.64. Japanese studies in Tibetan History. -Tokyo, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.