Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Никандрова, Елена Владимировна

  • Никандрова, Елена Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 173
Никандрова, Елена Владимировна. Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2008. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Никандрова, Елена Владимировна

Введение.3

Глава 1. Становление и эволюция теософского движения: международный опыт и российский контекст.20

§ 1. Предпосылки становления и развития теософского движения конец XIX - начало XX вв.).20

§ 2. Социализм и теософия: проблема взаимовлияния.43

§ 3. Российская интеллигенция и теософское движение.61

Глава 2. РТО и его общественная деятельность в конце XIX начале XX века.91

§ 1. Организационная структура Российского теософического общества и издательско-просветительская деятельность.91

§ 2. Гуманистическая составляющая в мировоззрении и социальной практике лидеров РТО.101

§ 3. Концепция социального благоденствия в теоретической и практической деятельности РТО.118

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теософское движение в общественной жизни России конца XIX - начала XX века»

Актуальность темы исследования

Актуальность представленного к защите диссертационного исследования обуславливается, прежде всего, интересом российского общества к духовным исканиям русской интеллигенции и ростом национального самосознания россиян. На рубеже XIX - начала XX века русское общество этого времени жило в предчувствии грядущих изменений, связанных с новыми условиями социально-экономического развития в эпоху монополистического капитализма, когда обострились все общественные противоречия, формировалось имперское глобальное мировоззрение, которое столкнулось со старой традиционной системой ценностей капитализма. Все слои населения находились в состоянии брожения: крестьяне бунтовали, рабочие бастовали, интеллигенция организовывалась в политические партии, литературные и философско-религиозные кружки. Наблюдался бурный рост общественной активности.

С 90 - х годов XX века по настоящее время Россия находится на пути построения гражданского общества и правового государства. В связи с этим, представляется актуальным обращение к истории общественного движения интеллигенции конца XIX - начала XX веков и как части его - истории теософского движения, стремящегося к проведению реформы человеческой природы и созданию общества всеобщего братства и благосостояния.

Главное направление деятельности теософского общества - поиск путей духовного совершенствования личности и общества. Оно^вобралов себя традиции сакральной и светской как восточной, так и западной общественной мысли. Для России как евразийской цивилизации всегда было важно и актуально наличие ментальной связи Востока и Запада. Общеизвестен вклад России в европейскую и общемировую культуру - наша страна транслировала миру достижения не только своего народа, но и являлась передатчиком религиозно-философских идей стран Востока.

Напряженный диалог цивилизаций современного мира сопровождается культурными интервенциями. Многие нации склоняются к заимствованию стандартных норм и унификации ценностей1. Инновационный тип развития, предложенный теософским движением, в условиях глобализации требует максимального раскрытия и идентификации специфического творческого потенциала индивида и нации, которая интегрируется в мировое сообщество, отказавшись от самоизоляции.

Исследование общества и массового сознания в периоды изменения общественных систем, ценностей, норм и самих людей оказывается чрезвычайно актуальным. Раскрыть характер менталитета и интеллектуальные искания индивида в эпоху трансформаций (подобных концу XIX - начала XX, начала XXI веков) - значит понять суть изменений и направление развития России, ее перспективы в меняющемся мире.

Актуальное звучание в современных условиях приобретают проблемы глобализации, прав и свобод человека, феминизации, роли и места антисистемных институтов и процессов, общей системы гуманизации общественных отношений. Богатый исторический опыт существования и деятельности теософского общества имеет непреходящее научное значение.

Степень научной разработанности проблемы

История становления и эволюция теософского движения, его места и роли в общественной жизни и мысли России конца XIX - начала XX веков в отечественной и западной литературе изучена недостаточно полно. - Существует-ряд—работ—как— историко-культурологического,так и . философского характера, рассматривающих лишь отдельные аспекты этого движения. Это труды Н.А.Бердяева, Вс. Соловьева, JI.A. Тихомирова и др. . Эту тему не обошли и современные исследователи В. Кравченко, В.

1 См.: Чугров С.Глобализация и общественное сознание // Форум - 2008. Альманах. - М., 2008. - С. 192, 203.

2 Бердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России. Теософия и антропософия в России: статьи 1916 года // http: //www.vusnet.ru/.; Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом.- СПб., 1893.; Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории.- М., 2004.

Пазилова, М. Карлсон, Е. Кряжева-Карцева и др.1 Работы, посвященные комплексному изучению роли теософского движения в общественной жизни России конца XIX - начала XX веков, в историографии практически отсутствуют. Сегодня в распоряжении исследователя данной проблемы имеется ряд работ, посвященных общественному движению России конца

XIX - начала XX веков. Это, прежде всего, работа Н.М. Пирумовой, посвященной земской интеллигенции, в которой анализируется численность, занятия и роль интеллигенции в общественном движеиии в целом до начала л

XX века . Работа О. Б. Леонтьевой, рассматривает интеллектуальную историю России и развитие общественной мысли интеллигенции в данный период3. Особое внимание автор уделяет становлению мистико-философских организаций и движений, оценивая их место в российской культуре и истории. Теософское движение было также связано с феминизмом. Проблемы феминизма конца XIX - начала XX веков исследовались в диссертации И. В. Куприной, рассказывающая о деятельности А. Философовой в женском движении, которая была одновременно среди основателей и теософского движения в России; а также в работе западного исследователя Р. Стайтса4.

В философских трудах Н.А. Бердяева, В. В. Розанова, С. JL Франка, Вс. С. Соловьева, В.П. Быкова5 исследовались истоки эзотерических учений, весьма распространенных в то время.

1 Кравченко В.В. Истоки и традиции восточного мистицизма в духовной культуре России XIX - начала XX века. - Л., 1990.; Пазилова В.П. Современна ли «Жрица Изиды»? - М., 1991,- Вып. 10.; Carlson М. No religion higher than truth: a history of the Theosophical movement in Russia, 1875 - 1922. - Princeton, 1993.; Кряжева -Карцева E.B. Эзотерическая традиция в России: русский мистицизм на рубеже XIX - XX веков. - М., 2001.

2 Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX века. - М., 1986.

3 Леонтьева О.Б. Властители дум: интеллектуальная история России от Великих реформ до революции 1917 года. - М., 2000.

4 Куприна И.В. Феминистское движение в России во второй половине XIX - начале XX века. - М.,2000.; Стайте Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860 - 1930 / Пер. с англ. - М., 2004.

5 Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.,2006.; Розанов В.В. Природа и история. - СПб., 1990.; Розанов В.В. Религия и культура// Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. - 1994.; Соловьев Вс. С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания // Соловьев Вс. С. Избранные произведения. - Ростов-на-Дону, 1998.; Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. - М., 1990.; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.; Быков В.П. Спиритизм перед судом науки, общества и религии. - М., 1914.

В книге «Философия свободного духа» Н.А. Бердяев объясняет причины такого увлечения интеллигенции теософским учением: «Популярность теософии вполне понятна в нашу синкретическую эпоху. Теософия находит самый легкий путь эволюционного перехода от современного атеизма, материализма, натурализма к признанию и познанию духовных миров. Теософия перебрасывает человека через бездну, отделяющую два мира. Она проповедует совершенствование, развитие новых органов восприимчивости, но это совсем не то, что в пути религиозном или мистическом. Теософия не требует отречения от разума века сего. Она потакает инстинктам современного не высококультурного, а среднекультурного человека, который хотел бы расширить свои владения и умножить свои богатства, слегка прикоснувшись к духовному миру»'. По мнению Н.А. Бердяева, на теософии конца XIX - начала XX веков лежит неизгладимая печать той эпохи, в которую она возникла: это время рационализма и материализма. Теософское течение того времени, которое началось с Блаватской, сразу же захотело утвердить особого рода духовный натурализм и духовный эволюционизм, отчасти материализм, синтезировав их основные постулаты. Оно не восстало против навыков мысли человека XIX века, не потребовало от него никаких жертв, никакого подвига веры, никакого духовного переворота.

Среди российских историков начала XX веков можно выделить сочинение JI. А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», в

- -----котором-автор стремился-познать-внутренний-смысл—процессов-и-явлеиий с точки зрения философии истории и религии, внеся существенный вклад в изучение исторических корней возникновения теософского общества в России: «.теософическое общество нашло и в Европе, и в Индии подготовленную почву для своей проповеди»2.

1 Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.,2006. - С. 316-319

2 Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории,- М., 2004. - С. 566.

Историко-философским изучением мистицизма занимались и западные ученые: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, К.Г.Юнг, К. Хюбнер, О. Шпенглер и др1. Они давали оценку мистицизму в целом, не выделяя, в частности теософское направление общественной мысли, оставив это сделать современным исследователям.

В США и Западной Европе много уже написано о теософии и теософских обществах, но практически ничего не было сказано об истории теософического общества и его деятельности в России. Между тем, теософия была здесь много большим, нежели поддержкой и утешением в жизни для интеллектуалов - чиновников, докторов, юристов, учителей и уважаемых общественных деятелей, представительниц женского движения в их личном кризисе веры. Она также преобразила мысль, искусство и судьбы многих представителей «творческой интеллигенции», ведущих писателей, музыкантов, философов и художников российского серебряного века. Некоторые аспекты изучения истории этого периода даже не могут быть поняты вне измерений теософии и родственных ей теорий, сколь бы тайными они не казались нам сегодня.

В конце XIX - начале XX веков, по мнению американского исследователя М. Карлсон, «все интеллектуальные стремления взаимодействовали друг с другом и расцвели в великолепии целостного произведения искусств, каким был русский серебряный век. Перед ликом расколовшегося мира, неуклонно маршировавшего к мировой войне и

----революциигроссийская-творческая-интеллигенция~стремилась-к предельному синтезу культуры, в котором искусство отождествлялось с религией, а эстетическая теория преобразовывалась в метафизическое мировоззрение». Поиск основательного онтологического фундамента вёл её мимо ослабленной церкви к метафизическому идеализму и теософской мысли. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.; Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989.- № 9.; Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. - 1986. - №3.; Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. -1988. - №10.; Хюбнер К. Критика чистого разума,- М., 1994.; Шпенглер О. Закат Европы. -Новосибирск, 1993.

Результатом был не только подлинный расцвет искусств, но также и ренессанс религиозной и идеалистической философии. М. Карлсон первая из зарубежных ученых начала изучать Российское теософическое общество1.

В советской науке исследование теософии и других эзотерических знаний рассматривалось с критических позиций. Сущность мистических аспектов теософского движения исследовалась в работах Ф.И. Щербатского, В.П. Пазиловой, И.Н. Неманова и других2. В работе Ф.И. Щербатского делался вывод о том, что мистические идеи, при включении их в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу (об этом же говорит и историк Е.В. Кряжева - Карцева)3. И.Н. Неманов, исследуя истоки возникновения теософского общества, достаточно критически подошел к оценке деятельности как общества в целом, так и отдельных его представителей. С таких же позиций отражен жизненный путь Е.П. Блаватской в книге И.Н. Неманова, М.А. Рожновой, В.Е. Рожнова «Когда духи показывают когти»4.

До 90-х годов XX века в российской историографии изучение теософии и истории Российского теософского общества практически не проводилось. С этого времени в научном мире стали изучать работы основоположников современного мистицизма (Ж. Бержье, Ч. Гекертона и др.5), которые рассказывают о различных мистико-оккультных организациях, в том числе и о теософском обществе, но достаточно кратко, без резких оценок, констатируя факт существования, говоря немного о деятельности этой организации,"созданной ЕЛЪ-Блаватской и Г. Олькоттом

1 См.: Carlson М. No religion higher than truth: a history of the Theosophical movement in Russia, 1875 - 1922. -Princeton, 1993.-pg.7-8.

2 Щербатской Ф.И. Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира // Восток - Запад. Исследования. - М., 1989.; Пазилова В.П. Современна ли «жрица Изиды»? - М.,1991.; Неманов И.Н., М.Л. Рожнов М.А., Рожнова В.Е. Когда духи показывают когти. - М., 1969.

3 Кряжева - Карцева Е.В. Эзотерическая традиция в России: русский мистицизм на рубеже XIX - XX веков,-М., 2001.- С.10.; Щербатской Ф.И. Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира // Восток - Запад. Исследования. - М., 1989.

4 Неманов И.Н. и др. Когда духи показывают когти. - М., 1969. - С. 152 - 153.

5 Кряжева - Карцева Е.В. Эзотерическая традиция в России: русский мистицизм на рубеже XIX - XX веков.-М., 2001.- С. 10.; Бержье Ж. Тайная война оккультных сил,- М.,1998. Гекертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран: в 2 ч.-М., 1993.

В обширной литературе по критике, истории и сущности современных нетрадиционных религий, религиозно-мистических кружков и обществ первой половины XX века многие авторы (B.C. Брачев, П.С. Гуревич, Е.Г. Балагушкин, A.JI. Никитин, диакон А. Кураев, архимандрит Рафаил и другие) рассматривают целый ряд религиозно-философских учений, в том числе и теософию1. Особенно представители православной церкви - диакон Кураев и архимандрит Рафаил настраивают читателя на критический лад и оценивают теософское движение как явно антихристианское.

В диссертации Е.В. Кряжевой-Карцевой третья глава посвящается Российского теософическому обществу, его деятельности и представителям, однако вопрос о месте и роли организации в общественном движении России не находит должного отражения. Истории теософского движения посвящен доклад секретаря Московского теософского общества Лебедевой Е.С. на конференции, проведенной к 90-летию Российского теософского общества, размещенного на интернет-сайте организации. Там же опубликована работа В. Тиминского, посвященная истории Калужского теософского общества, приводятся данные о репрессиях в отношении теософов, последовавших в конце 20-х - 30-е годы XX века2.

В 1990-е годы стали появляться публикации, посвященные Е.П. Блаватской, ее последователям и созданной ею религиозно - философской системе, которые не всегда содержат объективные и точные сведения. Период замалчивания удалось преодолеть, и в течение последующих лет стало выходить большое количество-литературы по теософии.

В периодических изданиях: «Ребус», «Дельфис», «Утренняя звезда», «Вопросы Теософии», «Наука и религия», «Мир огненный», «Оккультизм и Йога», историческом альманахе «Минувшее», сборнике «АУМ» (они не

1 Брачев B.C. Религиозно-мистические кружки и ордена в России. Первая треть XX века. - СПб., 1997.; Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм. - М., 1984.; Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. - М., 1999.; Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России. -М., 2000.; Диакон Кураев А. Кто послал Блаватскую? - М., 2000.; Архимандрит Рафаил. Церковь и мир на пороге Апокалипсиса // http: //www. vernost. ru / rafaiI28.htm.

2Лебедева Е.С. История Российского Теософского Общества: доклад Ответственного секретаря PTO на конференции, посвященной 90-летию PTO // http: // www. theosophy. ru.; Тиминский В. К истории калужского теософского общества (1909-1929) // http: // www. theosophy. ru.; и др. 9 всегда выходят регулярно и издаются и в России, и за границей) и других постоянно публиковались и публикуются, работы по истории Теософического общества, биографические очерки российских теософов (и современных, и прошлого столетия). Этому посвящены как отдельные энциклопедические издания, так и словари-справочники1.

Множество разрозненной информации можно найти в биографической и научной литературе, касающейся деятелей Теософского общества: Е.П. Блаватской и А. Безант, как англоязычной, так и изданной на русском языке (как критически настроенной, так и «хвалебной» направленности)2. Например, А.И. Первушин в главе «Оккультные тайны НКВД» в своей книге говорит о Теософском обществе Блаватской, которая сотрудничала со спецслужбами Российской империи . Эту идею продолжает И.А. Минутко (ссылается на архивные материалы Департамента полиции, на ее письмо начальнику жандармского управления Одессы А.Е. Тимашеву), говоря о том, что Елена Петровна пошла на это во благо своей страны, пытаясь предотвратить грядущую катастрофу в России, предсказывала и мировую войну, и революцию, и распад империи4. Эти же данные приводятся в сборнике «Оккультные силы России»5. Все эти работы носят несколько субъективный и научно-популярный характер.

Мудрость древних и тайные общества. - Смоленск, 1995.; Новые религиозные культы, движения и организации в России: словарь-справочник,- М.,-1998; Энциклопедия оккультизма: в 2-х т.^М.,1992.;

Эзотерический словарь. - М., Рига, 1993.; Encyclopaedian Britannica. — London, 1926.; Энциклопедия мистических терминов. - М., 1998.

2Сидоров В.М. Охота на льва. - М., 1991.; Пазилова В.П. Современна ли «жрица Изиды»? - М., 1991.; Крэнстон С. Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. -Рига, М., 1999.; Минутко И.Л. Елена Блаватская: Великая провидица. — М.,2005.; Мэрфи Г. Когда приходит рассвет: жизнь и труды Е.П. Блаватской. - Челябинск, 1999.; Кайдаш С. Елена Блаватская в России // Утренняя звезда. - №2 - 3.; Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской. - М., 1998.; Nethercot А.Н. The First Five Lives of Annie Besant — Chicago, 1959.; Туманова O.C. Анни Безант. - M., Ростов - на - Дону, 2005.; Ванчугов В.В. Женщины в философии (Из истории философии в России конца XIX - начала XX веков).- М., 1996.; Туполева Л.Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е годы XIX века. - М.,1973.; Галкина Л.А. К критике идеологии фабианства. - М.,1984.; Кертман Л.Е. Борьба течений в английском рабочем и социалистическом движении в конце XIX - начале XX века,- М, 1962.; Хашимов И.М. Борьба Национального Конгресса за самоуправление Индии. - Ташкент, 1957.

3 Первушин А.И. Оккультные тайны НКВД и СС. - СПб, М., 1999

4 Минутко И.А. Елена Блаватская: Великая провидица. - М.,2005.

5 Оккультные силы России: Спецслужбы России. - СПб, 1998.

В то же время комплексное объективное исследование рассматриваемой проблемы пока что остается одной из задач отечественной и зарубежной историографии.

Объектом исследования является процесс становления и развития теософского движения в России конца XIX - начала XX веков.

Предметом исследования - концептуальные основы, социальная идеология и основные направления деятельности теософского общества в России.

Цель диссертационного исследования - на основании комплексного изучения существующих источников и историографии исследовать исторические условия возникновения теософского движения, его организационные и социально-политические формы, место и роль в российском общественном движении конца XIX - начала XX веков.

Для достижения цели потребовалось решить целый ряд исследовательских задач:

• Провести анализ понятийного аппарата, используемого при исследовании теософского общественного движения;

• Изучить и систематизировать существующие концептуальные и историографические подходы к определению формы, содержания и сущности антисистемного движения, связанного с теософией;

• Раскрыть специфику и выяснить исторические истоки теософского движения в России конца XIX - начала XX веков;

• ~Провести~системный-анализ- и-рассмотреть основные-исторические этапы развития Российского теософического общества (РТО);

• Изучить организационную структуру и основные социальные направления деятельности Российского теософического общества;

• Исследовать деятельность виднейших представителей теософического общества - Е. П. Блаватской, А. А. Каменской, А. Безант и многих других, сыгравших большую роль в становлении и развитии этого направления общественной мысли России;

• Исследовать вклад теософского общественного движения, как в развитие общественной мысли России, так и других государств в конце

XIX - начале XX веков.

Территориальные рамки исследования.

В работе рассматривается деятельность Российского теософического общества на всей территории Российской империи.

Хронологические рамки исследования.

Исследование охватывает становление теософского движения в России с середины XIX - до 30-х годов XX века, когда организация была закрыта.

Научная гипотеза исследования заключается в том, что теософское движение сыграло весьма существенную роль в общественном движении России, повлияло на умонастроения столичной и провинциальной интеллигенции и студенчества, явившись очевидной предтечей как политического глобализма, так и современных антиглобалистских тенденций.

Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп. Первая группа источников - это разрозненные неопубликованные архивные материалы: письма деятелей Российского Теософического Общества А.А. Каменской (Председателя РТО), Е.Ф. Писаревой в адрес Е.Н. Рерих и Н.К. Рериха, ответные письма Николая Константиновича (1936-1938 годов) и Елены Ивановны этим деятелям, Циркову Борису - члену американского отделения Теософического общества, внуку Е.П. Блаватской,

------А:М. -Асееву---редактору- журнала-«Оккультизм и Йога», находящиеся в отделе рукописей Международного Центра Рерихов (МЦР) в Москве1. Интерес представляет архив Московского Теософского общества, в котором

1 Рерих Н.К. Письмо Е.Ф. Писаревой 15 июля 1936 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1,он. 1, дело № 1089.; Рерих Н.К. Письмо Е.Ф.Писаревой 16 декабря 1936 года//Отдел рукописей МЦР, ф. 1,оп. 1,дело№ 1089.; Рерих Н.К. Письмо Е.Ф. Писаревой 17 августа 1937 года//Отдел рукописей МЦР, ф. 1,оп. 1,дело№ 1089.; Рерих Н.К. Письмо А.А. Каменской 22 марта 1939 года//Отдел рукописей МЦР, ф. I, оп. 1,дело№ 1561.; Писарева Е.Ф. Письмо A.M. Асееву 20 сентября 1936 года// Отдел рукописей МЦР, ф. 1, on. 1, приложение к делу №1073.; Писарева Е.Ф. Письмо Е.И.Рерих 18 января 1939 года//Отдел рукописей МЦР, ф. 1,оп, 1, дело № 1499.; Каменская А.А. Письмо Е.И. Рерих 11 марта 1939 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1, on. 1, дело №2572.; Каменская А.А. Письмо Е.И. Рерих 23 июля 1939 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1, on. 1, дело №2572.; Рерих Н.К. Письмо Б. Циркову // Отдел рукописей МЦР, ф. 1, on. 1, дело №7442 и др.

12 сохранилось множество фотографического материала, отдельные страницы рукописи Блаватской «Теософическое общество - сказка-быль XIX века». Из неопубликованных источников определенный интерес вызывает рукопись, написанная Е.Ф. Писаревой (председателя Калужского отделения Теософического общества, переводчика) «История Русского Теософического движения» 1935 - 1936 года) из архива американской секции Теософического общества г. Витона, штата Иллинойс (копия предоставлена К.А. Зайцевым - членом Московского теософского общества); автобиография J1.H. Писарева - сына Е.Ф. Писаревой, состоявшего в Теософическом обществе, арестованного в 1929 году (Архивно-уголовное дело № П 13158 за 1929-1930 годы архива ФСБ по Калужской области, предоставленного В. Тиминским при содействии сотрудника архива С.В. Милованова). Сложность для исследователя составляет то, что судьба многих архивных материалов до сих пор неизвестна. В фондах Российской национальной библиотеки (РНБ) в Санкт-Петербурге находятся годовые отчеты РТО, в которых содержатся сведения о количественном составе организации, структуре и основных направлениях деятельности, а также Устав Российского теософического общества, содержащий цели, задачи и организационные моменты РТО1.

Вторая группа источников - мемуары основателей, членов теософического общества и современников. Эти источники раскрывают основные вехи становления теософского учения в России и других странах, цели, идеологию и деятельность, личностные особенности руководителей и выдающихся-представителей -движения.-Из~наиболеезначимыхисточников. следует назвать публикации писем Е.П. Блаватской2 и А.А. Каменской, Е.Ф. Писаревой . Одно из писем Махатмы Кут Хуми (Кутхуми - учителя

1 Устав Российского Теософического Общества. - СПб., 1908.

2 Блаватская Е.П. Письма. - М., 1995.; Блаватская Е.П. Письмо А.П. Гаиненфельд. 24 марта 1888 г. // Кудрявцев К. Д. Что такое Теософия и Теософическое Общество. - СПб, 1914. — с. 88-94.; Блаватская Е.П. Письмо А.Е. Тимашеву (начальнику жандармского управления Одессы). 26 декабря 1872 г. // Минутко И.А. Елена Блаватская: Великая провидица. - М.,2005. -с. 161-121.; Блаватская Е.П. Письмо И.Н. Дурново. 26 февраля 1891, Лондон // Минутко И.А. Елена Блаватская: Великая провидица. - М.,2005. - с.59-62.;

3 Каменская А.А. Письма из Индии // Вестник теософии. - СПб. - 1912. - № 9, 10.; Каменская А.А. Письма из Адиара // Вестник теософии. - СПб. - 1912. - №1-9, 12.; Письмо председателя РТО А. Каменской // теософов) к Анни Безант от 1900 года, опубликованные на интерне - сайте организации (http: // www. theosophy. ru), а все остальные переизданы в Самаре в 1993 году1.

Вслед за философами интерес к изучению теософии и истории теософского общества проявился в среде российских и зарубежных мистиков, теософов, которые изучали истоки этого процесса, обращаясь к восточным традициям и религиям, оккультизму, спиритизму, масонству: это Е.П. Блаватская, А. Безант, Г.И. Гурджиев, П.Д. Успенский и др.2.

Среди воспоминаний, мемуаров и дневников особый интерес представляют следующие сочинения: Вс. С. Соловьева «Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом», в котором автор вспоминает о встрече с теософами и критически оценивает как деятельность всего теософского общества, так и ее членов ; воспоминания Б. Шоу о А. Безант, сожалевшем о ее переходе в теософию под влиянием Блаватской4 и «Автобиографию» самой Безант5, которая описывает свой жизненный путь достаточно субъективно; дневник А.А. Каменской, в хвалебных тонах описывающий деятельность Российского теософического общества в период с 1909 по 1919 год; воспоминания Е.Ф. Писаревой и А. Гнездилова6 (внука С.А. Слободинской - главы киевского теософского кружка) и других воспоминаний современников7, содержащие информацию о деятельности общества, об общественном движении, всемирном теософском

Вестник теософии. - СПб. - 1914. - № 7-8 .с. 1.; Писарева Е.Ф. Письмо из Калуги // Весгник теософии. -СПб.-1912г-№2.- --- —

1 Письма Махатм. - Самара, 1993. --—

2 Блаватская Е.П. Новый Панарион. - М.,1994.; Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2 кн. - М.,2002.; Безант А. Братство религий. - Рига., 1992.;Безант А. Древняя мудрость. - М.,1992.; Безант А. Эзотерическое христианство. - М., 1991.; Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. - СПб.,1993.; Успенский П.Д. В поисках чудесного. - СПб., 1993 и др.

3 Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом. - СПб., 1893.

4 Шоу Б. Воспоминания. — М., 1989.

5 Безант А. Автобиография. — СПб., 1912.; Besant A. An Autobiography. — London, 1908.

6 Каменская А.А. Из дневника теософа // Вестник теософии. - СПб. — 1909. - № 10;Там же. - 1910. - № 1.; Там же. - 1911. -№7-8, № 10.; Там же. - 1912. - №9 -11.; Таи же, - 1913.-№ 7-12.; Там же, - 1914. - № 1-10, 12.; Каменская А.А. Из дневника теософа. 1918 -1919 // Путь Теософии: Сборник. - Петрозаводск, 1992.; Писаревой Е.Ф. Памяти Анны Павловны Философовой. - СПб., 1912.; Гнездилов А. Судьбы русских теософов начала XX века // Путь Теософии: Сборник.- Петрозаводск, 1992.

7 Тайна Сфинкса. Правда о Блаватской/Сост. Н. Ковалева. - М.,2006.; Степняк-Кравчинский С.М. В лондонской эмиграции. - М., 1968. обществе и его представителей. Однако, к этим источникам необходимо подходить избирательно и критически, учитывая субъективный характер приводимых суждений и оценок.

Третья группа источников - философские труды деятелей теософского движения конца XIX - XX веков: сочинения основателя теософского общества Елены Петровны Блаватской, ее ученицы Анни Безант, стремившейся адаптировать теософию к современным для нее условиям с целью создания широкого круга последователей этого учения. Центральное место в нем занимает «Тайная доктрина» Е.П. Блаватской, которую автор посвящает всем «истинным теософам» различных народов1. В своих сочинениях лидеры теософского движения А. Безант, А.А. Каменская, Е.Ф. Писарева, П.Н. Батюшков, С.В. Герье2 трактуют свое учение как синтез науки, религии и философии разных стран и народов, как доктрину, обладающую истинным знанием и способствующую совершенствованию, воспитанию человека и модернизации общества во всех сферах жизни. Теософы из существующих учений, например социализма, брали лучшее и создавали своеобразную утопию - свою социально-философскую систему. В исследовании была использована статья Безант «Industry under Socialism» в фабианском сборнике «Fabian essays in Socialism», изданном в Лондоне в

1 Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. - СПб.,1912.; Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. - М., 1993.; Блаватская Е.П. О космических циклах, мантаварах и кругах // Карма Судьбы. -М.,1996.; Блаватская Е.П. Скрижали кармы. - М., 1995.; Блаватская Е.П. Голос безмолвия. // Вопросы теософии - СПб., 1907,- Вып. 1.; Безант А. Братство религий. — Рига, 1992.; Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. ^М., 1994.; Безант А. Законы высшей жизни. - Пг., 1918.; Безант А. Эволюция жизни: сб. статей. - Самара, 1993.; Безант А. Путь ученичества. - СПб., 1911.; Alba. Теософия и основные ее положения // Вестник теософия. - СПб.- 1908. - № 10. - с.1-11.; Alba. Теософия и богостроительство // Вестник теософии. — СПб. - 1910. - №2.; Батюшков П.Н. Карма-Йога//Вестник теософия. - СПб.- 1909. -№ 9. - с.21-22.; Батюшков П.Н. Эзотеризм религий // Вестник теософии. -1911.- №12.; Батюшков П.Н. Теософское миропонимание // Вестник теософии. - 1908. - №12.; Писарева Е.Ф. Перевоплощение. - Калуга, 1913.; Писарева Е.Ф. Теософическая библиотека для народа №1. Человек. - Пг., 1918.; Странден Д.В. Теософия и ее критики. - СПб.,1913.

2 Безант А. Что такое теософия? // Аум. - М., 1990. - №1.; Безант А. Что такое теософия? // Аум. - Нью-Йорк, 1987. - №2.; Безант А. Краткий очерк теософского движения // Вестник теософия. - СПб.- 1908. - №1. - с. 1.; Безант А. Тупики цивилизации и ключи к ним. — Берлин, 1925.; Alba. Теософическое движение // Вестник теософия. - СПб.- 1908. - №1. - с. 59-65.; Alba. Теософия в Индии // Вестник теософия. - СПб.- 1908. - №2. -с. 69-74.; Alba. Теософия в Индии // Вестник теософии. - СПб.- 1908. - №3. - с. 75-80.; Писарева Е.Ф., Каменская А.А. Задачи Союза воспитания свободного человека. — Пг., 1918.; Писарева Е.Ф. Вехи: первое и второе семилетие ребенка. Резюме работы педагогического кружка Российского Теософического Общества 1910 -1915гг. - Пг., 1918.; Батюшков П.Н. Что дает нам теософия? // Вестник теософия. - СПб.- 1911. - №56.- с. 57.; Герье С.В. Хроника теософского движения// Вестник теософия. - СПб.- 1917. -№3-5. - с. 125-127.

1889 году, где она рассматривает проблемы промышленности при капитализме и перспективы ее развития при социализме1.

К четвертой группе источников относятся периодические и публицистические материалы изучаемого периода. Главным печатным органом РТО был журнал «Вестник теософии», издававшийся в Санкт-Петербурге десять лет (1908-1918 гг.), в котором исследователи могут найти статьи о теософском учении, его популяризации в России, организации Общества, целях и направлениях деятельности, истории теософского движения и международных связях российских теософов. Кроме «Вестника» в столице издавался журнал «Теософическое обозрение. В 1907 и 1910 годах выходил сборник «Вопросы теософии», одной из задач которого являлось обобщение деятельности теософского общества в России. С 1914 по 1917 годы организация издавала газету «Известия Российского Теософического Общества», дающей представление о благотворительной деятельности РТО в годы Первой мировой войны.

В провинции также выходила теософская периодика: в Смоленске -«Теософская жизнь» (1907-1911гг.); Теософическое общество Владивостока выпустило в свет ряд сборников под названием "Новые мысли - новые пути" издавались с 1920 по 1923 год, в которых систематизирует теософские проблемы в оригинальных и переводных произведениях; в Калуге о деятельности РТО и местного отделения сообщалось в газете «Калужский курьер» . Эта информация носит документальный характер и способствует "объективному освещению событий

Большую ценность представляют помещенные в этих изданиях работы публицистического характера. К ним относятся труды не только теософов, но и критиков учения, относящиеся к концу XIX - XX веков, когда эзотерическое учение вызывало много споров и дискуссий в российской общественной мысли, особенно в среде православного духовенства:

1 Besant A. Undustry under Socialism // In: Fabian Essays in Socializm. - London, 1889.

2 Открытие нового отдела // Калужский курьер (28 апреля). - Калуга. - 1909. - №46. - с. 3. и др. архимандрита Варлаама и священника И. Дмитриевского1, которые обвиняли теософию во враждебности христианству. К ним также относятся работы бывших теософов - Р. Штайнера, К.Д. Кудрявцева, М.В. Лодыженского2, которые объясняли, что вышли из общества из-за стремления А.Безант (она была членом масонской ложи, 33-я степень посвящения и вице-президентом Высшего Совета как представительница его в Британской империи) создать из Международного теософического общества новую церковь, близкую масонам по духу. Они интересны тем, что содержат разные точки зрения на данную философско-религиозную систему и деятельность теософской организации.

Изученные источники и литература имеет важное научное и общественное значение, позволяющее дополнить наше понимание российского серебряного века, его моральных, эстетических, социальных и идейно-политических основ, а также образа жизни интеллигенции начала позапрошлого века.

Методологической основой исследования являются современные методы научного познания, составляющие систему определенных подходов и инструментов изучения поставленной научной проблемы. В основу исследования положено два подхода: формационный и цивилизационный. Формационный подход предполагает поиск предпосылок и закономерностей исторического развития. Цивилизационный подход ориентирует исследователя на поиск особенностей развития теософского движения с учетом субъективных черт и-факторов- этого направления^ общественной жизни страны. В работе были использованы принципы научной объективности и историзма, а также сравнительно-исторический метод, особенно ценный в изучении предпосылок возникновения теософского

1 Архимандрит Варлаам. Теософия перед судом христианства. - Полтава, 1912.; Священник И. Дмитриевский. Теософия - религиозная философия нашего времени.-Харьков, 1911.

2 Штейнер Р. Теософия. - СПб., 1910.; Штайнер Р. Очерк тайноведення. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Философия свободы, - М., 2000.; Кудрявцев К.Д. Что такое Теософия и Теософическое Общество: с приложением неизданного письма Е.П. Блаватской и передника «посвященного масона». -СПб, 1912.; Кудрявцев К.Д. Что такое Теософия и Теософическое Общество. - 2-е изд. - СПб., 1914.; Лодыженский M.B. Мистическая трилогия: в 3-х тт. - M., 1998.

3 Abbe Emanuel Barbier. Les inflltrofinns maconnignes dans PEglize. - Paris., 1910.-128-131.

17 общества в России конца XIX - XX веков на фоне исторического развития страны. В написании диссертации использован проблемно-хронологический метод изложения материала.

Основные результаты исследования, полученные лично автором и их научная новизна заключается в том, что:

• В научный оборот введены редкие архивные документы и материалы;

• Проведен комплексный анализ исторической, философской и религиозной литературы и источников, посвященных теософии и Российскому теософическому обществу, его представителям в России конца XIX - начала XX веков;

• Определены основные этапы становления, развития, существования и деятельности теософского движения в России. Автором предложена и обоснована собственная периодизация теософского движения в России;

• Всесторонне обобщен исторический и социальный опыт деятельности. РТО;

• Дана оценка деятельности таких представителей теософского движения как, Е. П. Блаватская, А. Безант, А. А. Каменская, А. П. Философова;

• Показано влияние теософской идеологии и практики на общественную мысль и социальную жизнь России, мировоззрение и творчество ряда русских мыслителей начала XX века (братьев Соловьевых, К. Бальмонта, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, А. Белого, М. Волошина и А. Скрябина);

Выявлены^ и -прослежены- многообразные международные связи российских теософов с аналогичными обществами в Англии, Индии и США, показано глубокое внутреннее взаимодействие этого движения с общественной мыслью данных стран.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования:

В настоящей работе синтезированы концептуальные аспекты узловых проблем истории теософии конца XIX - начала XX веков. Ее теоретическая значимость определяется возможностью применения основных выводов диссертационного исследования при изучении историками этой переходной эпохи, а также особенностей, характерных для данного исторического этапа истории России.

Положения и выводы данного исследования могут оказать серьезную помощь институтам гражданского общества, занимающимся вопросами политического диалога между народами, странами и цивилизациями, потому что именно в диалоге цивилизаций каждая культура вновь обретает свою идентичность и возвращается к своим традициям и истокам.

Материалы работы также могут быть использованы при подготовке научных публикаций и учебной литературы по истории Росси и по всеобщей истории, при подготовке лекций и спецкурсов по Отечественной истории.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории и политологии Государственного университета управления. По теме диссертационного исследования опубликовано шесть работ. В том числе одна работа в журнале «Вопросы истории», посвященные Анни Безант и истории теософического общества, как в России, так и в Англии. Основные положения работы были изложены в докладах на студенческой научно-практической конференции в Смоленском педагогическом институте (1996 год), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2006», на 21 -й Всероссийской научной конференции- молодых , ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления - 2006», на 22-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления - 2007», на 23-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления -2008», проводимых в Государственном университете управления.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Никандрова, Елена Владимировна

Заключение

В своей теоретической, организационной, миссионерской и педагогической деятельности участники теософского движения не затерялись среди вершин социологической и философской мысли своей эпохи. Они заняли в ней прочное общественное место, их выступления (в то время) имели широкий общероссийский, общеевропейский и международный резонанс. Российские мыслители оказали мощное влияние на многие теории и социальные практики, придав им привлекательную форму и звучание - от движения за охрану окружающей среды (экологизм) до феминизма; от вальдорфской педагогики до филантропии и движения гуманного милосердия. Они на равных общались с выдающимися умами той эпохи - от теоретиков фабианского социализма в Англии до деятелей национально-освободительного движения в Индии; от столпов «высшего общества» в США - до классиков эпохи серебряного века в России. Историческая драма той эпохи заключалась в том, что все деятели теософского движения были начисто вычеркнуты из истории, были надолго забыты после Первой мировой войны, Октябрьской революции и гражданской войны. Долг современного историка - вернуть в науку фигуры Е.П. Блаватской, А. Безант, Г. Олькотта, А.А. Каменской и их единомышленников, реанимировать уникальный социальный опыт теософского движения для современности, для реалий уже наступившего XXI века.

В 90-е годы XIX века произошло стремительное изменение сути капитализма как формации и его перехода в империалистическую стадию. Произошел качественный серьезный кризис в Великобритании, России и других капиталистических странах Европы. В этой обстановке всеобщего кризиса появилась антисистемная социальная идеология и политика, которые были нацелены на совершенно новую гуманитарную парадигму развития.

Этот «конец столетия психологически стал крушением века, мало того стал крушением вселенной»1.

Это движение представляло собой определенный вариант глобализма и антиимпериализма, которое выступило с серьезной критикой этатизма, милитаризма и колониализма. В этом процессе теософами (в России и в Англии), была обоснована оригинальная теория социального благоденствия, вобравшая в себя начало раннего либерализма и христианского гуманизма. В ее содержательной части теософы имели представление о воспитании нового человека, новой этики, «новой религии» и новой культуры в наступившем XX веке. Они поняли, что путь рационального осмысления окружающего мира оказался во многом тупиковым. Деятели теософского общества ч пытались обосновать гуманную общечеловеческую перспективу в диалоге культур, религий и цивилизаций.

В конце XIX - начале XX века стали необычайно популярны учения в России и Великобритании, которые обладали, по - мнению их деятелей, особым смыслом, особой философией и новым истинным знанием. Важным связующим звеном между Россией и англосаксонским миром, глашатаем новых идей и их реализатором стала Е.П. Блаватская вместе с А. Безант и Г. Олькоттом. Они создали теософское общество и учение, которое сохранилось до нашего времени как необычайный синтез науки, «религии» и оккультно - философской идеологии.

Теософы убеждали своих читателей в том, что путь капиталистической эволюции и рациональной научной теории, развивавшийся на протяжении всего XX века оказался во многом тупиковым. Homo Sapiens проявил себя злобным, агрессивным и коварным существом, следовательно, необходима реформа человеческой природы. Каждому человеку необходимо начать совершенствование и реформирование самого себя, а затем уже изменить общество и его политическую систему.

1 Неманов И.Н. и др. Когда духи показывают когти. - М.,1%9. - С. 152 - 153.

139

В центре внимания этих мыслителей оказались острые проблемы: осознания места России в ряду мировых цивилизаций, ее роли во всемирно-историческом процессе, компаративные характеристики российского исторического опыта и опыта других стран; сущности прогресса и регресса, поиски смысла жизни и наиболее эффективной модели преобразования общества и государства.

В документах многих демократических движений России и других стран сказывается очевидное влияние теософии. Это понятно, так как все они берут за основу первый и фундаментальный принцип последней - братство и единство всего человечества, Необычным и новым для того времени стал предложенный теософами синтез самых разных (западных, российских, восточных) духовных ценностей, они смогли предложить новые формы социального и политического мышления, ориентированного на высокие гуманистические идеалы, в противовес сухой и холодной рациональности и атеизму.

Духовные истоки теософского движения - это, прежде всего, русский серебряный век, западные теории нигилизма и социализма, восточные религии индуизма, даосизма и буддизма.

Организационными основами теософского движения стали: большой опыт масонского движения на Западе, сектантских и еретических движений в Северной Америке, спиритических кружков Старого и Нового Света. Историю теософского движения в России можно разделить на три этапа:

I. Становление - генезис теософского движения в мире и в России - начало -XIX - начало XX веков: от восточных практик, спиритизма, оккультизма Е. П. Блаватской, социализма А.Безант и женского движения к созданию Российского Теософического Общества по инициативе А. П. Философовой и А. А. Каменской, как Русской секции Международного Теософского Общества в 1908 году;

II. Расцвет деятельности Российского Теософического Общества (РТО) -начало XX века - 1908 - 1918 годы: от официального открытия до 1918 года ;

III. Закрытие общества большевиками 1918 - 1923 годы; Создание Российского Теософского Общества вне России (РТвР).

Теософское движение в России имело серьезную социальную базу -студенчество и творческую интеллигенцию как особые социальные группы. Особенность этой группы интеллигенции состояла в том, что она осознавала себя неким духовным орденом, кастой избранных, сплоченной единой системой ценностей. Назначением каждого человека в этой группе - быть духовным лидером, вождем и учителем, который якобы призван высшими силами - оказать новое нравственное воздействие на людей, пробудить их к новой жизни, утвердить новую идентичность и новый менталитет.

Основными направлениями влияния теософов на общество стали -идейно-политическое (критика самодержавия, капитализма и империализма), моральное воздействие (становление новой этики и нового гуманизма), «религиозная» (развитие магии, символизма и оккультизма), социальное (развитие российского феминизма), внедрение основ нового образа жизни (трезвость и вегетарианство).

Организационными центрами и носителями новой идеологии стали: в области искусства — организация «Мир искусства», в науке и общественной жизни - Российское теософическое общество, Российское психологическое общество и другие религиозно - философские общества Москвы и Петербурга. Все это означало, что в Россию пришло глобалистское теософское движение с характерным для него культом свободы и прав

---—человека. - -----

Всестороннее воздействие теософского движения отразилось на работе и жизненной судьбе классиков русского серебряного века - Константина Бальмонта, Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Василия Кандинского, Александра Скрябина. Личности, чьих жизней коснулась теософия, входят в число наиболее прославленных представителей творческой и богоискательской интеллигенции. Это религиозный философ Владимир Соловьёв; его брат, писатель-романист Всеволод Соловьёв; суфражистка и филантроп Анна Философова; поэт Николай Минский-Виленкин; критик и философ Дмитрий Мережковский и его жена, поэтесса Зинаида Гиппиус; писатель и переводчик Лев Кобылинский-Еллис, Алексей Петровский, Павел Батюшков, Михаил Сизов, Николай Киселёв (из кружков аргонавтов и «Мусагета»); Анна Минцлова, двойник Блаватской, которая «теософизировала» знаменитого учёного, писателя и критика Вячеслава Иванова; журналист и философ П.Д.Успенский, который, прежде чем вышел на свой мистический путь, объединился с другим российским мистиком Георгием Гурджиевым; писательница Ольга Форш; признанный религиозный философ Николай Бердяев; поэты Максимилиан Волошин и его жена, художница Маргарита Сабашникова; актёр и режиссёр Михаил Чехов; художник Николай Рерих. Названы имена наиболее видных личностей из творческой интеллигенции, которые принимали теософию. Даже Максим Горький и Анатолий Луначарский, оба убежденные социалисты и сторонники В.И. Ленина, были в числе тех, кто в то или иное время своей жизни интересовался теософией и оккультной мыслью1.

Деятельность Российского теософического общества носила не только российский, но и международный характер. Теоретики - теософы обращались к европейской аудитории по трем главным направлениям: во-первых, оно ставило и разрешало противоречия между научным и религиозным познанием, Знанием и Верой; во- вторых - она критиковала сухой материализм, технологический активизм и атеизм; в - третьих -претендовала на осуществление глубокой реформы христианства и христианской церкви.

Таким образом, теософское движение стало важным социально-политическим актором (субъектом) на исторической арене России в конце XIX - начале XX века, обозначив себя постановкой острейших и важнейших мировоззренческих, социально-культурных и политических проблем.

1 См.: Carlson M. No religion higher than truth: a history of the Theosophical movement in Russia, 1875 - 1922. -pg. 8-9.

По существу, исторический и социологический анализ деятельности идеологов теософии, Российского теософического общества и их многочисленных последователей в нашей стране и за рубежом подводит к неизбежному выводу о том, что они стали творцами оригинальной романтической утопии, густо окрашенной в религиозные и магико-оккультистстские тона. Утопия рассматривается ими как модель некоего идеального социума, в котором по мысли его творцов, устанавливается самое гармоническое соотношение социальных и мировоззренчесих структур1.

Это обуславливает двойственность теории и практики российского теософского движения: с одной стороны она была порождена конкретной исторической обстановкой, сложившейся в России, Англии и Британской Индии, она учитывала реальное положение вещей, а с другой стороны эта Утопия стремилась кардинально изменить существующие условия, решительно их переделать, изменить, предполагая высокую инновационную решимость своего реформизма.

В области религии теософия заявляла, что она способна показать происхождение всех мировых религий из единого божественного Источника; в науке теософия бралась доказать смежность материального и духовно-психического миров; в искусстве теософия объединяла всё искусство под эгидой единой и вечной концепции Красоты, подчёркивая симбиотическую взаимосвязь архитектуры, поэзии, танца, музыки, литературы и графических искусств и устанавливая при этом тождество эстетического творения с

--------— религиозным творчеством; в социальной сфере теософия обещала единое братство, объединяющее всё человечество в глобальную Утопию.

Более того, теософия, как глобальное космополитическое движение без очевидных дисциплинарных и политических ограничений, легко улаживала все главные заботы русской интеллигенции. Богоискательство, панславизм, эсхатологический внеисторизм, мессианизм и мистический популизм и гностицизм, лежащие в основании многих российских

Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX - начало XX вв. — М., 1991. - С. 3 - 5.

143 мистических сект - всё это умещалось под её синкретической защитой1. Теософское движение открывало новый путь для судьбы России. Это чувство судьбоносного предназначения было очевидно у самой Блаватской, русской женщины, которая несла духовные ценности остальному миру -через теософию.

Говоря об организации РТО можно отметить, что его структура отвечала всем требованиям легальной гражданской организации с центром в С-Петербурге и региональными отделениями по всей стране. Организационные подразделения РТО сумели внедриться в некоторые общественные структуры империи.

Они вели активную работу в области просвещения, медицины, социального милосердия, благотворительности, влияли на антиимпериалистические, антивоенные и антиколониальные движения. РТО было зрелым институтом формирующегося гражданского общества с четкой материально-финансовой базой, обученными кадрами и эффективно налаженной агитацией, пропагандой и миссионерской деятельностью.

Социальная практика РТО в России серьезно отличалась от социальной практики теософов Британской империи. В первом случае деятельность теософов (под руководством А.А. Каменской) носила характер гуманитарной деятельности. А в Великобритании, напротив, она была связана с активным политическим процессом и поддержкой национально-освободительного движения в Индии под руководством А. Безант. Будучи по своей форме глубоко архаичными (черная и белая магия, оккультизм, мистика) теории теософов оказываются интересными и поучительными сточки зрения их содержательной стороны. По сути, они сформулировали новую гуманитарную парадигму социального развития; их работы наполнены глубоким внутренним побуждением, новым одушевлением мира и его сакрализациией. Теософы поставили перед собой

См.: Carlson М. No religion higher than truth: a history of the Theosophical movement in Russia, 1875 - 1922. -Princeton, 1993.-pg. 205-208. нетривиальную историческую задачу - вернуть человечеству воодушевление нравственных и духовных истин, вдохнуть в него утерянную в ходе истории веру в единство правды, добра и красоты.

В результате проведенного исследования автором сделан ряд выводов по рассматриваемой проблеме:

Теософское движение в России - это один из вариантов социально-политической глобалистики в контексте истории конца XIX - начала XX века, которая воплотилась в определенной социальной идеологии и политике, концепции социального благоденствия, основанной на синтезе социалистического реформизма и теософской духовности.

Это движение представляло собой попытку сочетания глобализма и антиимпериализма. Его представители выступили с серьезной и эффективной критикой этатизма, милитаризма, колониализма и мирового имперского порядка (Pax Britanica) и создали собственную модель гармонического мира. Идеологи движения предчувствовали крушение мировых империй и вели определенную работу в этом направлении.

Теософское движение внесло свой весомый вклад в теорию глобализации. Понимая, какая бездна развернулась перед человечеством в эпоху перехода капитализма в империалистическую стадию развития, теософы предвидели, что наступающий XX век будет веком невиданных катастроф - политических, экологических, моральных. Основные работы теософов полны осмыслением глобального кризиса цивилизации и поиском ------- путей выхода из него.

Теософское движение предложило своеобразную духовную реформацию для России и всего человечества, основанную на реформе человеческой природы и эволюции общества. Теософы призывали воспитать нового человека XX века, с присущей ему новой идентичностью. Каждому человеку необходимо начать совершенствование и реформирование самого себя, а затем уже изменять общество и его политическую систему - такова идея теософов.

Теософы сформировали новую гуманитарную парадигму социального развития, которая должна была воплотиться в реальность, в единую мировую цивилизацию на основе всемирного братства и солидарности народов. Деятели теософского общества пытались обосновать гуманную общечеловеческую перспективу в диалоге культур, религий и цивилизаций (западной, российской и индийской).

Теософское движение практически приступило к решению проблемы социокультурного синтеза в становлении гуманитарной и общечеловеческой перспективы. В центре внимания этих мыслителей оказались острые проблемы: осознание места России в ряду мировых цивилизаций, ее роли во всемирно-историческом процессе, компаративные характеристики российского исторического опыта и опыта других стран; сущность прогресса и регресса, поиски смысла жизни и наиболее эффективной модели преобразования общества и государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Никандрова, Елена Владимировна, 2008 год

1. Блаватская Е.П. Теософическое общество - сказка-быль X1. века. // Архив Московского Теософского Общества.

2. Каменская А.А. Письмо Е.И. Рерих 11 марта 1939 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1.

3. Каменская А.А. Письмо Е.И. Рерих 23 июля 1939 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1.

4. Писарева Е.Ф. Письмо A.M. Асееву 20 сентября 1936 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1.

5. Писарева Е.Ф. Письмо Е.И. Рерих 18 января 1939 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1.

6. Писарева Е.Ф. История Русского Теософического движения 1935 -1936 года) // Архив американской секции Теософического общества г. Витона, штата Иллинойс.

7. Писарев JI. Н. Автобиография // Архив ФСБ по Калужской области, Архивно-уголовное дело № П 13158 за 1929-1930 годы.

8. Рерих Н.К. Письмо Е.Ф. Писаревой 15 июля 1936 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1.

9. Рерих Н.К. Письмо Е.Ф. Писаревой 16 декабря 1936 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1.

10. Ю.Рерих Н.К. Письмо Е.Ф. Писаревой 17 августа 1937 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1.

11. П.Рерих Н.К. Письмо А.А. Каменской 22 марта 1939 года // Отдел рукописей МЦР, ф. 1.

12. Рерих Н.К. Письмо Б. Циркову // Отдел рукописей МЦР, ф. 1, on. 1.1.. Письма, воспоминания, дневники и отчеты:

13. Безант А. Автобиография. — СПб., 1912.

14. Блаватская Е.П. Письма. М., 1995.

15. Блаватская Е.П. Письмо А.П. Ганненфельд. 24 марта 1888 г. // Кудрявцев К. Д. Что такое Теософия и Теософическое Общество. -СПб, 1914.-С. 88-94.

16. Блаватская Е.П. Письмо А.Е. Тимашеву (начальнику жандармского управления Одессы). 26 декабря 1872 г. // Минутко И.А. Елена Блаватская: Великая провидица. М., 2005. - С. 161-121.

17. Блаватская Е.П. Письмо И.Н. Дурново. 26 февраля 1891, Лондон // Минутко И.А. Елена Блаватская: Великая провидица. М., 2005. - С. 59-62.

18. Гнездилов А. Судьбы русских теософов начала XX века // Путь Теософии: Сборник.- Петрозаводск, 1992.

19. Каменская А.А. Письма из Индии // Вестник теософии. СПб. - 1912. -№ 9, 10.

20. Каменская А.А. Письма из Адиара // Вестник теософии. СПб. - 1912.- № 1-9, 12.

21. Каменская А.А. Из дневника теософа // Вестник теософии. СПб. -1909. - № 10;Там же. - 1910. - № 1.; Там же. - 1911. - № 7-8, № 10.; Там же. - 1912. - № 9 -11.; Там же. - 1913. -№ 7-12.; Там же. - 1914. - № 110, 12.

22. Ю.Каменская А.А. Письмо председателя РТО // Вестник теософии. СПб.- 1914. -№7-8 .-С. 1.

23. Каменская^А.А. Из дневника теософа. 1918 -1919 // Путь Теософии: Сборник. Петрозаводск, 1992.

24. Писарева Е.Ф. Письмо из Калуги // Вестник теософии. СПб. - 1912. -№2.

25. Писарева Е.Ф. Памяти Анны Павловны Философовой. СПб., 1912.

26. Письма Махатм. Самара, 1993.

27. Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом. СПб., 1893.

28. Степняк-Кравчинский С.М. В лондонской эмиграции. М., 1968.

29. Тайна Сфинкса. Правда о Блаватской/ Сост. Н. Ковалева. М., 2006.

30. Шоу Б. Воспоминания. — М., 1989.

31. Белый А. Воспоминания о Штайнере. Paris, 1982.

32. Alba. Хроника теософического движения // Вестник теософии. 1911. -№5-6; 1912. - № 1,2, 4.

33. Besant A. An Autobiography. London, 1908.

34. Годовой отчет Российского Теософического Общества.(17 ноября 1908 г. 17 ноября 1909 г.). - СПб., 1909.

35. Годовой отчет Российского Теософического Общества. (17 ноября 1911 г. 17 ноября 1912 г.). - СПб., 1912.

36. Годовой отчет Российского Теософического Общества. (1 сентября 1913 г. 1 сентября 1914 г.).-Пг., 1914.

37. Годовой отчет Российского Теософического Общества. (1 сентября 1915 г. 1 сентября 1916 г.).-Пг., 1916.1.I. философские труды

38. Архимандрит Варлаам. Теософия перед судом христианства. -Полтава, 1912.

39. Арманд А.Д. Эволюция и инволюция // Дельфис. 1997. - № 2.

40. Батюшков П.Н. Карма-Йога // Вестник теософия. СПб.- 1909. - № 9. -С. 21-22.4г Батюшков П.Н.- Эзотеризм религий //Вестник теософии. 1911. - № 12.

41. Батюшков П.Н. Теософское миропонимание // Вестник теософии. -1908. -№ 12.

42. Безант А. Братство религий. Рига., 1992.

43. Безант А. Древняя мудрость. М., 1992.

44. Безант А. Эзотерическое христианство. М., 1991.

45. Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., 1994.

46. Безант А. Законы высшей жизни. Пг., 1918.

47. Безант А. Эволюция жизни: сб. статей. Самара, 1993.

48. Безант А. Путь ученичества. СПб., 1911.;

49. Блаватская Е.П. Новый Панарион. М., 1994.

50. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2 кн. М., 2002.

51. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 2-х т. М., 1993. - Т. 1.

52. Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. СПб., 1912.

53. Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. М., 1993.

54. Блаватская Е.П. О космических циклах, мантаварах и кругах// Карма Судьбы.-М., 1996.

55. Блаватская Е.П. Скрижали кармы. М., 1995.

56. Блаватская Е.П. Голос безмолвия // Вопросы теософии СПб., 1907.-Вып. 1.

57. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. СПб., 1993.

58. Кудрявцев К.Д. Что такое Теософия и Теософическое Общество: с приложением неизданного письма Е.П. Блаватской и передника «посвященного масона». СПб, 1912.

59. Кудрявцев К.Д. Что такое Теософия и Теософическое Общество. 2-е изд.-СПб., 1914.

60. Лодыженский М.В. Мистическая трилогия: в 3-х тт. М., 1998.

61. Писарева Е.Ф. Теософическая библиотека для народа № 1. Человек. -Пг., 1918.

62. Писарева Е.Ф. Перевоплощение. Калуга, 1913.----27.Священник И. Дмитриевский. Теософия религиозная философиянашего времени. Харьков, 1911.

63. Странден Д.В. Теософия и ее критики. СПб., 1913.

64. Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб., 1993.

65. Штайнер Р. Теософия. СПб., 1910.

66. Штайнер Р. Очерк тайноведения. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Философия свободы. М., 2000.

67. Alba. Теософия и основные ее положения // Вестник теософия. СПб.1908. -№ 10.-С. 1-11.

68. Alba. Теософия и богостроительство // Вестник теософии. СПб. -1910. -№ 2.1.. Публицистика

69. Батюшков П.Н. Что дает нам теософия? // Вестник теософия. СПб.-1911. -№5-6. -С. 57.

70. Безант А. Что такое теософия? // Аум. М., 1990. - № 1.

71. Безант А. Что такое теософия? // Аум. Нью-Йорк, 1987. - № 2.

72. Безант А. Краткий очерк теософского движения // Вестник теософия. -СПб.- 1908. -№ 1.-С. 1.

73. Безант А. Тупики цивилизации и ключи к ним. Берлин, 1925.

74. Герье С.В. Хроника теософского движения // Вестник теософия. -СПб.- 1917. -№ 3-5. С. 125-127.

75. Открытие нового отдела // Калужский курьер (28 апреля). Калуга.1909. №46. - С. 3.

76. Писарева Е.Ф., Каменская А.А. Задачи Союза воспитания свободного человека. -Пг., 1918.;

77. Писарева Е.Ф. Вехи: первое и второе семилетие ребенка. Резюме работы педагогического кружка Российского Теософического Общества 1910-1915гг. Пг., 1918.

78. Трофименко-Дмитриева Н. Теософия и женское движение // Вестник теософии. СПб., 1915. - № 12.

79. Alba. Теософическое движение // Вестник теософия. СПб.- 1908. - № 1.-С. 59-65.

80. Alba. Теософия в Индии // Вестник теософия. СПб.- 1908. - № 2. - С. 69-74.

81. Alba. Теософия в Индии // Вестник теософии. СПб.- 1908. - № 3. -С. 75-80.

82. Abbe Emanuel Barbier. Les infiltrofmns maconnignes dans l'Eglize. -Paris., 1910.-C. 128 -131.

83. Besant A. Undustry under Socialism // In: Fabian Essays in Socializm. -London, 1889.1. Диссертации

84. Кравченко В.В. Истоки и традиции восточного мистицизма в духовной культуре России XIX начала XX века. - Л., 1990.

85. Кряжева Карцева Е.В. Эзотерическая традиция в России: русский мистицизм на рубеже XIX - XX веков.- М., 2001.

86. Куприна И.В. Феминистское движение в России во второй половине XIX начале XX века. - М., 2000.1. Литература

87. Алексеев С.В., Королев А.А. Новые религиозные движения. М., 2004.

88. Архимандрит Рафаил. Церковь и мир на пороге Апокалипсиса // http: //www. vernost. ru/rafail28.htm.

89. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. -М., 1999.

90. Брачев B.C. Религиозно-мистические кружки и ордена в России. Первая треть XX века. СПб., 1997.

91. Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М., 2006.- -------6. Бердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России. Теософия иантропософия в России: статьи 1916 года // http://www.vusnet.ru/.

92. Бердяев Н.А. Учение о перевоплощении и проблема человека // Наука и религия. 1991. - № 9. - с. 23.

93. Бержье Ж. Тайная война оккультных сил.- М., 1998.

94. Быков В.П. Спиритизм перед судом науки, общества и религии. М., 1914.

95. Ю.Ванчугов В.В. Женщины в философии (Из истории философии в России конца XIX начала XX веков).- М., 1996.

96. И.Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской. — М., 1998.

97. Власть и реформы: от самодержавия к Советской России. М., 2006.

98. Галкина JI.A. К критике идеологии фабианства. М., 1984.

99. Гекертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран: в 2 ч. М., 1993.

100. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм. М., 1984.

101. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. - № 3.

102. Диакон Кураев А. Кто послал Блаватскую? М., 2000.

103. Кайдаш С. Елена Блаватская в России // Утренняя звезда. № 2 - 3.

104. Кертман Л.Е. Борьба течений в английском рабочем и социалистическом движении в конце XIX начале XX века. - М, 1962.

105. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 1-2. Пг., 1916.

106. Крэнстон С. Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига, М., 1999.

107. Леонтьева О.Б. Властители дум: интеллектуальная история России от Великих реформ до революции 1917 года. М., 2000.

108. Лебедева Е.С. История Российского Теософского Общества: доклад Ответственного секретаря РТО на конференции, посвященной 90летию РТО // http: // www. theosophy^ru.

109. Мудрость древних и тайные общества. Смоленск, 1995.

110. Минутко И.А. Елена Блаватская: Великая провидица. М., 2005.

111. Мэрфи Г. Когда приходит рассвет: жизнь и труды Е.П. Блаватской. -Челябинск, 1999.

112. Неманов И.Н. и др. Когда духи показывают когти. М., 1969.

113. Неру Д. Взгляд на всемирную историю. М., 1977. - Т.З.

114. Никандрова Е.В. Анни Безант: исторический портрет // Вопросы истории. 2007. - № 2. - С. 34 - 50.

115. Никитин A.JI. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России. М., 2000.

116. Новая история стран Европы и Америки / Под. ред. A.M. Родригеса, М.В.Пономарева. М., 2005. - Т. 1.

117. Новейшая история Отечества. XX век / Под. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина.-М., 1999 .-Т. 1.

118. Новые религиозные культы, движения и организации в России: словарь-справочник.- М., 1998.

119. Общественное движение в России XIX века: сб. статей. М., 1986.

120. Оккультные силы России: Спецслужбы России. СПб, 1998.

121. Пазилова В.П. Современна ли «жрица Изиды»? М., 1991. - Вып. 10.

122. Парсамов B.C. История России: XVIII начало XX века. - М., 2007.

123. Первушин А.И. Оккультные тайны НКВД и СС. СПб, М., 1999.

124. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX века. М., 1986.

125. Розанов В.В. Природа и история. СПб., 1990.

126. Розанов В.В. Религия и культура // Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. 1994.

127. Сидоров В.М. Охота на льва. М., 1991.

128. Скородумов С. В. К истории семьи Писаревых (Калужское Теософское Общество) // Материалы международной конференции: 175 лет со дня рождения Е.П. Блаватской. СПб., 2006. - С. 169.

129. Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом.- СПб., 1893.

130. Соловьев Вс. С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания // Соловьев Вс. С. Избранные произведения. -Ростов-на-Дону, 1998.

131. Стайте Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860 1930/ Пер. с англ. - М., 2004.

132. Тиминский В. К истории калужского теософского общества (19091929) // http: // www. theosophy. ru.

133. Тихомиров JI.A. Религиозно-философские основы истории.- М., 2004.

134. Тихонова JI.A. Из истории познания и осмысления наследия Е.П. Блаватской на Украине // Материалы международной конференции: 175 лет со дня рождения Е.П. Блаватской. СПб., 2006. - С. 162 -163.

135. Толстой JI.H. Полное собрание соч. М., 1952. - Т. 49.

136. Туманова О.С. Анни Безант. М., Ростов - на - Дону, 2005.

137. Туполева Л.Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е годы XIX века. -М., 1973.

138. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.;

139. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

140. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. -1989.-№9.

141. Хашимов И.М. Борьба Национального Конгресса за самоуправление Индии. Ташкент, 1957.

142. Хюбнер К. Критика чистого разума.- М., 1994.

143. Чугров С. Глобализация и общественное сознание // Форум 2008. Альманах. - М., 2008. - С. 192 - 203.

144. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

145. Щербатской Ф.И. Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира // Восток Запад. Исследования. - М., 1989

146. Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. 1988. -№10.

147. Энциклопедия оккультизма: в 2-х т. М., 1992.

148. Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

149. Эзотерический словарь. М., Рига, 1993.

150. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.

151. Carlson М. No religion higher than truth: a history of the Theosophical movement in Russia, 1875 1922. - Princeton, 1993.

152. Encyclopaedian Britannica. London, 1926.

153. Nethercot A.H. The First Five Lives of Annie Besant Chicago, 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.