Тип "делового человека" и проблема социальной вины в русской литературе 1840 - х - 1890 - х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Бондаренко, Виктория Александровна

  • Бондаренко, Виктория Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 169
Бондаренко, Виктория Александровна. Тип "делового человека" и проблема социальной вины в русской литературе 1840 - х - 1890 - х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Воронеж. 2012. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бондаренко, Виктория Александровна

Введение.

Глава I. Тип «делового человека» и проблема социальной вины в русской классике

1840-х-1890-х годов.

§ 1.1. Своеобразие решения проблем «делячества» и честной «деловитости» в произведениях Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова.

§ 1.2. Тип «делового человека» и проблема социальной вины в прозе и поэзии H.A. Некрасова, в очеркистике Г.И. Успенского и драматургии

А.Н. Островского).

§ 1.3. Проблема деловитости и совестливости в романах И.С. Тургенева,

Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого.

Глава II. Поиски положительного героя времени в беллетристике П.Д. Боборыкина: путь к созданию типа «делового человека», наделенного чувством социальной вины.

§ 2.1. Петербургские литераторы и проблема долга перед народом в повести

П.Д. Боборыкина «Долго ли?».

§ 2.2. Авторские версии типа «делового человека» в романе П.Д. Боборыкина «Китайгород».

§ 2.3. Деловитый и совестливый герой в романе П.Д. Боборыкина «Василий

Теркин».

Глава III. Социальная вина «делового человека» (на материале романа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» и произведений раннего В.В.Вересаева и

АЛ. Востром).

§ 3.1. «Деловой человек» и проблема долга перед народом в романе Д.Н.Мамина

Сибиряка «Приваловские миллионы».

§ 3.2. Проблема социальной вины в произведениях писателей рубежа XIX-XX вв.

В.В. Вересаева, A.JI. Востром).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тип "делового человека" и проблема социальной вины в русской литературе 1840 - х - 1890 - х гг.»

Тема данного исследования - «Тип «делового человека» и проблема социальной вины в русской литературе 1840-х - 1890-х гг.». Предполагается изучение различных авторских версий отношения «делового человека» к проблеме долга, к обязательствам интеллигентного дворянина или разночинца перед народом.

Под типом мы понимаем «образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного общества» (Краткая литературная энциклопедия, 1972, т. 7, стб. 507-508).

Под «деловым человеком» мы понимаем личность, способную «предпринимать, затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело» (Даль, 1955, т.З, с.388). Предприимчивый человек - «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам; смелый, решительный, отважный на дела такого рода» (там же). Тип «делового человека» имеет внутреннюю классификацию: «делец» (лишенный нравственной оценки своей деятельности), положительный «деловой человек», стремящийся разбогатеть честным (законным) путем, «деловой человек», чья деятельность (промышленная, сельскохозяйственная, коммерческая) сочетается с гуманными намерениями.

Человек, испытывающий чувство социальной вины («кающийся дворянин», по словам Н.К. Михайловского) - дворянин, осознающий, что он должен отдать долг народу, которого на протяжении веков эксплуатировали его предки-крепостпики. Выражение «кающийся дворянин» впервые употребил Н.К. Михайловский в очерках «Вперемежку» («Отечественные записки» (1876-1877). По мнению критика, «служить народу, значит, работать на пользу трудящегося люда». «Служа этому народу по преимуществу, вы не служите никакой привилегии, никакому исключительному интересу, вы служите просто труду, следовательно, между прочим, и самому себе, если только вы вообще чему-нибудь служите», -писал Н.К. Михайловский (Михайловский, 1995, с. 214).

Публицист пишет и о разночинцах, которые, пошли с «кающимся дворянином» «рука об руку, не смешиваясь, однако, с ними до конца.»

Михайловский, 1995, с. 405). «Разночинец, как и "кающиеся дворяне", был полон ненависти к угнетателям», - отмечает Э.С. Виленская (Виленская, 1979, с. 205).

Сходные идеи выдвигал П.Л. Лавров, утверждая, что «образование, возможность пользоваться плодами науки и культуры» интеллигенция получила за счет народа и «должна вернуть ему долг». (Лавров, 1992, с, 51).

Проблему социальной вины отрефлексировал А.И. Герцен в своих публицистических произведениях, в частности в статье «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству» (1853): «На нашей душе лежит великий грех, мы его унаследовали, и в этом не виноваты, но мы удерживаем неправо унаследованное, оно стягивает нас, как тяжелый камень, на дно, и с ним на - шее мы не всплывем. Мы рабы - потому что наши праотцы продали свое человеческое достоинство за нечеловеческие права, а мы пользуемся ими. Мы рабы - потому что мы господа. Мы слуги - потому что мы помещики, и помещики без веры в наше право. Мы крепостные - потому что держим в неволе наших братий, равных нам по рождению, по крови, по языку» (Герцен, 1958, т. 7, с. 8-9). Как видно, Герцен упорно призывал привилегированные классы помнить о том, что наряду с крепостными крестьянами жертвами несправедливого общественного устройства являются и крепостники.

Одним из крайних проявлений социальной рефлексии «кающегося дворянина» и разделявшего его взгляды разночинца в русской литературе стал тип «неплательщика» (Г.И. Успенский). Слово «неплательщик» заимствовано из социального лексикона, именно так называли представителя неподатных сословий. К податным относились мещане, крестьяне, которые платили различные виды государственных налогов. «Неплательщик» Г.И. Успенского - это интеллигентный человек, «мало помогающий народу, чьим защитником в силу своего образования и развития он должен быть», -пишет Г.А. Шпилевая (Шпилевая, 2004, с. 141).

Рабочими терминами в настоящей диссертации также стали классика и беллетристика (изучались произведения, в которых объектом изображения писателей («первого» и «второго» рядов) стали тип «делового человека» и проблема социальной вины). Под классикой понимается литература высокохудожественная, развивающая и облагораживающая читателя, не устаревающая в силу своих высоких общечеловеческих смыслов. Под беллетристикой понимается развлекающая и просвещающая книжная продукция, сохраняющая достаточный уровень качества. «Классическая литература всегда открывает человеку нечто новое: о нем самом, о мире», а развлекательное «чтиво», «как волшебная сказка, подтверждает то, что человеку давно известно», - так разграничивает два уровня словесного искусства современный исследователь (Чупринин, 2007, с. 297). В.Г. Белинский писал о классике, как о литературе «для веков», а о беллетристике - «для минуты» (Белинский, 1982, с. 444).

Ю.М. Лотман отмечал, что в литературной системе «всегда ощущается разграничение литературы, состоящей из уникальных произведений, <.> и компактной, однородной массы текстов» (Лотман, 1993, т. 3, с. 386). Но эта «компактная масса», занимающая нижний ярус литературной вертикали, не так уж однородна - как по художественным особенностям, так и по степени популярности среди читателей, а литературные явления, обозначаемые как массовая литература, - настолько «разнокачественны», что предполагают «еще одно вертикальное измерение, выстраивание еще одной ценностной пирамиды» (Мельников, 1998, с. 7). В настоящей работе будут рассмотрены произведения «однородной массы текстов» достаточно «качественные», чтобы сравнивать их с классикой.

В I главе данной диссертации исследуются произведения русских классиков: Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, H.A. Некрасова, Г.И. Успенского, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. В проанализированных нами произведениях рассматриваются значимые общественные проблемы 1840-х- 1890-х гг.

В двух томах «Мертвых душ» Гоголя, как известно, был изображен «делец» Чичиков и намечен идеальный помещик Костаижогло. «Деловые люди» Гончарова (Петр Адуев, Штольц, Тушин) каждый в своей сфере (чиновничьей, промышленной) реализуют свои деловые качества. В творчестве Некрасова наряду с положительным и отрицательным «деловым человеком» (в беллетристической прозе, классических стихотворениях и поэмах) уже активно разрабатывается проблема социальной вины, которой обременены как персонажи, так и сам биографический автор. В очерках Г. Успенского, как было указано выше, появляется «неплательщик», а «деловой человек» («буржуй») показан преимущественно отрицательным. Купцы Островского, широко представленные в драмах писателя, также демонстрируют свои антигуманные черты (за небольшим исключением). Тургенев, активно ратовавший за человечное отношение к народу, изобразил и «делового человека», стремящегося соединить «слово» и «дело». В творчестве этого писателя-классика предпринята попытка соединить качества положительного «делового человека» и чувство долга перед народом в одном персонаже. «Деловые люди» Достоевского не вызывают-симпатии автора и читателя, являясь носителями хищнических устремлений. В произведениях Толстого различаются «деловые люди» и люди дела. Первые не встречают сочувственного отношения автора, немногочисленные вторые (например, Левин) рассмотрены с философской и нравственной точки зрения. Проблема социальной вины и долга интеллигенции (в частности, дворянства) перед народом решается в творчестве Толстого через осознание личной вины героя.

Вслед за признанными авторитетами, писателями «первого ряда», шли авторы «второго ряда», которые продолжали развивать то, что начали классики. II и III главы диссертации посвящены рассмотрению типа «делового человека» и проблемы социальной вины в произведениях П.Д. Боборыкина и Д.Н. Мамина-Сибиряка. «Деловой человек» прозы указанных беллетристов - это социально активная личность, своей целыо ставящая участие в промышленно-финансовых процессах страны.

В беллетристике, находящейся «за чертой высокого искусства» (Гурвич, 1990, с. 114), тип «делового человека» и личность, наделенная чувством социальной вины, представлены достаточно упрощенно, «прямолинейно». Таковы герои боборыкинских повести «Долго ли?» (Тульский, Присыпкин, Гущина и пр.), романов «Китай-город» (Палтусов, Пирожков и др.) и «Василий Теркин» (Теркин, Аршаулов и пр.), романа

Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» (Сергей Привалов, Надя Бахарева, Максим Лоскутов).

Во II главе анализируются произведения Боборыкина, чье авторское творческое сознание направлено на то, чтобы читатель, следя за эволюцией главных героев, понимал, что будущее России, ее процветание могут быть обеспечены только буржуазным путем развития (обогащение крупных дельцов, правда, отмеченных высокими нравственно-этическими качествами).

В III главе рассматривается роман Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы», где наиболее ярко проявилась устремленность художника соединить «деловые» качества человека с чувством социальной вииы и создать образ, в котором указанные черты соединяются. Мамин-Сибиряк с недоверием относился к капиталистическим стратегиям, его симпатии на стороне социалистического уклада (развитие сравнительно небольших предприятий, не приносящих разорения народу и огромных барышей хозяевам). Такие упрощенно-прямолинейные творческие задачи, отражающие злободневные проблемы, безусловно, чужды высокохудожественной литературе, но они позволяли создать образы, в которых синтезировались деловитость и совестливость. При этом необходимо отметить, что произведения указанных писателей-беллетристов были созданы соответственно тем традициям, которые были намечены авторами-классиками, чьи повести, романы, очерки, поэмы и стихотворения рассматриваются в главе I.

Беллетристика Боборыкина (рассмотренная в данной диссертации) и роман Мамина-Сибиряка восходят, на наш взгляд, именно к проанализированным произведениям Гоголя, Некрасова, Успенского, Островского, Тургенева и др. Так, Мамин-Сибиряк ориентировался на зрелую лирику Некрасова в изображении интеллигентного «должника», рефлексирующего по поводу неизбывной вины перед обиженным эксплуататорами трудящимся человеком. Герои «Приваловских миллионов» (в «заводском» тексте) напоминают персонажей тургеневской «Нови», вовлеченных в нравственно-деловые коллизии. Безнравственные, духовно опустошенные «фабриканты» беллетристического романа изображены с той же долей скепсиса, с какой Г. Успенский рисовал своих «буржуев», потерявших «вкус к жизни» - в прямом и переносном смысле.

Во II главе настоящей работы рассматривается повесть Боборыкина «Долго ли?». По нашим наблюдениям, ее герои ориентированы на персонажей некрасовских стихотворений, в которых воссозданы черты как реальных литераторов (Чернышевского, Добролюбова, Белинского), так и абстрактных поэтов (лирических героев исповедальной лирики), рефлексирующих по поводу своей недостаточной причастности к общественным проблемам.

Некоторые персонажи романов «Китай-город» и «Василий Теркин» «ориентированы» как на героев-дельцов, так и на «неплательщиков» Г. Успенского. Боборыкина, видимо, занимали многие проблемы, которые интересовали и автора «Нови» - Тургенева. При этом не исключается и полемика беллетриста с писателем-классиком.

Рассмотрение заявленных в теме диссертации типа «делового человека» и проблемы социальной вины проводилось па примерах широко известных и изученных классических произведений и ныне полузабытых «второразрядных» повести и романов, созданных писателями беллетристического уровня. Это дало возможность проследить преемственность тем, сюжетов и образов, а также исследовать характер «тиражирования» поэтологических приемов в бытописательной литературе.

К настоящему моменту выявлены и изучены такие литературные типы, как маленький, лишний, отвлеченный, тонкий, слабый человек и пр. Однако до сих пор не решен вопрос о бытовании в классике и беллетристике типа «делового человека», подвергающего нравственной оценке свою деятельность. Очевидно, что указанный аспект рассматривается в литературе «первого» и «второго» рядов с разных поэтологических и идеологических позиций. В настоящее время назрела необходимость рассмотреть указанные проблемы в русле развивающейся тенденции современного литературоведения - характерологии. Это определяет актуальность темы и направления исследования.

Изучение типа «делового человека» и проблемы социальной вины в широком литературном контексте представляется нам весьма плодотворным, так как это дает возможность увидеть не только своеобразие поэтики произведений писателей-классиков и авторов «второго ряда», но и позволяет продвинуться в изучении культурного и социального пространства обозначенной эпохи (1840-е - 1890-е гг.), способствуя тем самым решению важнейшей задачи современного литературоведения - созданию объективной картины интерферирования данностей искусства и экономики, литературы и истории, политологии, социологии.

В работе ставится целыо проследить в отечественной классике и беллетристике 1840-х-1890-х гг. процесс развития типа «делового человека», а также его отношение к проблеме социальной вины.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда частных задач:

1) рассмотреть разнообразие авторских версий типа «делового человека» и решения проблемы социальной вины на материале произведений писателей-классиков (Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, H.A. Некрасова, Г.И. Успенского, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого);

2) проанализировать творчество П.Д. Боборыкииа (на материале повести «Долго ли?», романов «Китай-город», «Василий Теркин»), на беллетристическом уровне решавшего проблему социальной совести в связи с усилением общественного интереса к типу «делового человека»;

3) изучить различные версии типа «делового человека» в его отношении к проблеме социальной вины в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы»;

4) исследовать художественные способы изображения проблемы социальной вины в творчестве писателей рубежа веков: раннего В.В. Вересаева и литератора «второго» ряда A.JL Востром (Толстая);

5) сопоставить художественные средства, с помощью которых созданы типы «делового человека» и решена проблема совестливости отражающая социальную и эстетическую авторскую рефлексию1), в классических и беллетристических произведениях.

В работе использованы следующие методы: историко-литературный, сравнительно-сопоставительный, мотивного анализа, социологический.

Автору данного диссертационного исследования во многом помогли скорректировать работу книги и статьи М.М. Бахтина, H.J1. Вершининой,

A.И. Журавлевой, Ю.И. Карякина, В.Б. Катаева, Б.О. Кормана, J1.E. Кройчика, В.Я. Лакшина, Ю.В. Лебедева, Ю.М. Лотмана, М.С. Макеева, Ю.В. Манна, Е.Г. Мущенко, H.H. Пайкова, C.B. Савинкова,

B.А. Свительского, H.H. Скатова, В.П. Скобелева, Е.М. Таборисской,

B.Н. Топорова, A.A. Фаустова, О.М. Фрейденберг, А.Г. Цейтлина,

C.И. Чупринина. Также были использованы труды отечественных историков, раскрывающие особенности социально-экономического развития рассматриваемой эпохи, - Б.П. Балуева, A.C. Баранова, A.C. Орлова и др.

Объектом настоящего исследования послужило творчество писателей классиков и беллетристов II половины XIX в.

Предметом исследования избраны тип «делового человека» и проблема социальной вины в отечественной классике и беллетристике 1840-х - 1890-х гг.

Материал диссертации составляют художественные произведения русских классиков: Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, H.A. Некрасова, Г.И. Успенского, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого; беллетристов: П.Д. Боборыкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка. Кроме того, материалом для изучения стали произведения А.Л. Бостром, В.В. Вересаева, А.П. Чехова. В качестве непосредственного материала исследования были взяты романы («Три страны света», «Тонкий человек, его приключения и

1 Reflexio - от лат. «движение назад». Под социальной рефлексией мы понимаем форму мыслительной деятельности человека, направленную на осмысление своей роли и места в жизни общества. Под эстетической рефлексией, вслед за исследователями В.И Баком и Д.П. Тюпой, понимается поиск творческим субъектом своей «актуальной позиции» в искусстве.

См. работу: Тюпа В. И., Бак Д. И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. - Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1988. -С.4-15. наблюдения»), поэмы («Саша», «Кому на Руси жить хорошо»), стихотворения («Памяти Добролюбова», «В.Г. Белинский», «Сеятелям», «Пророк» и др.) H.A. Некрасова; цикл очерков («Нравы Растеряевой улицы»), очерки («Неплательщики», «Буржуй» и др.) Г.И. Успенского; роман И.С. Тургенева «Новь». Материалом для исследования также явились наиболее значимые произведения беллетристов: повесть («Долго ли?») и романы («Китай-город», «Василий Теркин») П.Д. Боборыкина; роман Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Рассказ «Товарищи» и повесть «Без дороги» В.В. Вересаева, очерки A.JT. Бостром («День Павла Егоровича», «Марья Руфимовна», «Воскресный день сельского хозяина», «Пробуждение»), чеховские «Дом с мезонином» и «Рассказ неизвестного человека» также были исследованы в диссертации.

Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем впервые на материале творчества русских классиков и писателей «второго ряда» 40-х - 90-х гг. XIX в. специальному и подробному изучению подвергся тип «делового человека» и его отношение к проблеме социальной вины.

Теоретическая значимость работы: данная диссертация содержит литературоведческие наработки, которые могут быть использованы для дальнейшего изучения различных аспектов характерологии, а именно: типа «делового человека». В настоящем исследовании предлагаются подходы к изучению проблемы социальной вины в классических и беллетристических произведениях, а также выявляются отличия поэтики литературы «первого» и «второго» рядов.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть применены в дальнейших научных изысканиях на данную тему и при составлении комментариев к текстам. Также на основе материалов исследования могут быть разработаны учебные пособия и учебные курсы. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при подготовке общих курсов по истории русской литературы и теории литературы.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы (207 наименований).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Бондаренко, Виктория Александровна

Заключение:

В настоящей работе была рассмотрена динамика развития типа «делового человека» и проблема социальной вины в отечественной классике и беллетристике 1840-х - 1890-х гг. Подводя итоги, мы можем сделать некоторые выводы.

Историко-литературный обзор, предпринятый в I главе диссертации, позволил представить различные версии типа «делового человека» и рассмотреть своеобразие решения проблемы социальной вины в произведениях писателей-классиков: Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, H.A. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Г.И. Успенского, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого.

Н.В. Гоголь одним из первых в русской литературе XIX в. заметил и отразил новые тенденции русской экономики и связанные с нею нравственные проблемы. Если в I томе «Мертвых душ» на фоне помещичье-чиновничьей портретной галереи изображен современный писателю делец-«подлец» (приемник героя авантюрного романа), то во II томе автор показывает гармоничного «делового человека», активно действующего в поместно-аграрной и промышленной сфере русской жизни. «Тип буржуа-приобретателя, который делает ставку <.> на личную инициативу и предприимчивость» (Русская литературная классика XIX века, 2001, с. 126) -Чичиков - так и не прошел задуманный автором путь «очищения» (по образу и подобию коллизии поэмы Данте). Герой II тома, Костанжогло, кроме деловых качеств, несет в себе и «нравственную основу» - «любовь к труду, любовь к хозяйству» (Рассовская Л.П., 2000, с. 65).

Безнравственный облик первого «дельца» и незавершенность образа второго «преобразователя» стимулировали дальнейшие творческие поиски русских писателей, также устанавливавших зависимость жизни современного «делового человека» от вечных нравственных проблем: совестливости, долга перед людьми.

Как уже отмечалось, Гоголь был одним из первых русских писателей, разделивших понятие «деловой человек» на два типа: нечестный «делец»-приобретатель и совестливый «деловитый» человек, человек «дела». Совесть, чувство социальной вины не позволяло «деловитому» человеку обогащаться путем эксплуатации других людей, поэтому в русской классической литературе трудно найти главного героя крупного произведения (например, романа), чье материальное процветание стало бы примером положительного «жизнестроительства».

За Гоголем следует Гончаров, чей тип «делового человека» - персонажа второстепенного - имеет свою классификацию: чиновник и промышленник Петр Адуев, коммерсант Штольц, «идеальный хозяйственник» Тушин. При всей их значимости в общесюжетном развитии эти персонажи, носители «здравого смысла» (Белинский), живущие «по бюджету» (Гончаров), обладатели «естественной деловитости» (Русская литературная классика XIX века, 2001, с. 183), пользуются гораздо меньшим вниманием автора, нежели претерпевший эволюцию романтик Александр Адуев, духовный Обломов, художник Райский.

Проблему социальной совестливости и необходимой в современной жизни «деловитости» не мог обойти «деловой человек», издатель H.A. Некрасов, которого при этом тяготил груз «родовых грехов» (Ф.М Достоевский) и осознание того, что он «не был всецело ангажирован эпохой (и поэтому не ощущал внутренней гармонии бытия и творчества)» (Пайков, 2000, с. 99).

В беллетристической прозе (романы «Три страны света», «Тонкий человек, его приключения и наблюдения») Некрасов, ориентирующийся на западноевропейский и русский авантюрный роман, создал типы успешных «деловых людей» и наметил подходы к' решению проблемы социальной совести.

Однако в полной мере указанная проблема получила развитие и разрешение в произведениях, благодаря которым Некрасов получил признание как выдающийся русский поэт. Создавая образы «кометных личностей» (Гриша Добросклонов, герои стихотворений «Памяти Добролюбова», «В.Г. Белинский», «Пророк» и др.), писатель раскрыл трагедию высокой человеческой судьбы своих современников, сполна отдавших свой «долг» народу. Данная тема углублялась признанием своего «бессилия» (слабость некрасовского героя синонимична «гибельной усталости» (Фаустов, Савинков, 1998, с. 45)). Подобная исповедальность, поэтическая жалоба на невозможность изменить «общественную ситуацию» стала стимулом к созданию некрасовских шедевров, одной из главных тем которых была «больная совесть» современного человека: Не лелей никаких упований, Перед разумом сердце смири, В созерцанье народных страданий, И в сознанье бессилья - умри. (Некрасов, 1982, с. 194).

Что касается типа «делового человека», то в лирике («Железная дорога»), сатире («Балет) он воплотился в образах отрицательных персонажей.

Писатель, которого также интересовала связь современного «делового человека» с проблемой социальной совестливости, стал Г.И. Успенский. Социальная и этическая рефлексия писателя нашла художественное выражение в ряде очерков, где мучимый «больной совестью» русский интеллигент показан как страдающий от своего бессилия «неплательщик».

Неплательщик» Успенского - плод «обнаженной мысли» (Журбина, 1969, с. 26) выдающегося публициста - стал очередной ступенью в художественном воплощении проблемы социальной вины дворянина и разночинца перед народом. Рассмотрение проблемы социальной вины и долга часто диктовали писателю сатирические приемы изображения современного «дельца» - «жидомора» или «буржуя».

С первых литературных шагов А.Н. Островский показывает «драму буржуазной эпохи» (Русская драма эпохи А.Н. Островского, 1984, с. 8), что не могло не повлечь за собой изображение человека «дела» и его нравственных качеств как проблему центральную.

Островский создает свои драмы в «годы быстрой капитализации России», что позволило автору представить картину «неудержимого распада традиционных форм жизни, глубоких изменений в социальной психологии, в быту, в мироощущении людей» (там же). Неизбежным следствием этого стало изображение «купеческих монстров», губящих «чистых, любимых» (В.Я. Лакшип) героев и героинь Островского.

Не мог пройти мимо злободневных проблем и порожденных ими типов такой писатель, как И.С. Тургенев, формировавшийся «в атмосфере напряженных духовных исканий русской интеллигенции 40-х - 60-х гг.» XIX в. (Русская литературная классика XIX века, 2003, с. 133). В своих очерках («Записки охотника»), повестях («Постоялый двор», «Му-му») и романах («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым») русский классик многоаспектно рассмотрел как соотношение «слова» и «дела», так и проблему ответственности представителей привилегированных сословий перед народом. Произведением, где указанные социальные проблемы оказались центральными, стал роман «Новь». Тургенев создал ряд образов, готовых активно разрешить проблему социальной вины. В образе второстепенного персонажа Соломина Тургенев выделяет черты некорыстного, честного «делового человека», отличающегося сочувственным отношением к столь актуальной проблеме «больной совести».

В творчестве Ф.М. Достоевского - как в публицистике, так и в художественной литературе - также нашли отражение рассматриваемые нами важнейшие данности эпохи: «деловые» качества современного человека и его моральные устои.

В статьях и заметках писателя часто можно прочитать слова «польза», «дело», «утилитаризм», и чаще всего писатель относится к явлениям, которые они обозначают, с недоверием. Для Достоевского гораздо более ценными были такие понятия, как «совесть», «красота», «творец», «самосовершенствование», и через все его произведения проходит важнейшая мысль: «кроме внешней целесообразности есть внутренняя» (Карякин, 1976, с. 153). Тем не менее, Достоевский показывает современного «делового человека», без которого прогресс немыслим. Писатель далек от изображения «заводской» или «фабричной» жизни, и проблема социальной вины (и совести) в его романах предстает очень сложно и многоаспектно, порой противоположно тому, как ее трактовали вышеназванные русские классики. Пример этому - романы «Преступление и наказание» (1866), «Бесы» (1871-1872), где тезис «хотел добра людям» (там же, с. 4) усложняется «проблемой преступного самосознания» (там же, с. 5) или вызовом «всему строю жизни, <.> самому Богу, миропорядку, природе, обществу и человечеству в целом» (Русская литературная классика XIX века, 2001, с. 277)). Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что «деловой человек» в произведениях Достоевского не испытывает потребности улучшить «общественную атмосферу» (там же, с. 276) и потому изображен критически, а совесть, в том числе и социальная (при всей сложности подходов писателя к этой проблеме), способствует человеческому «самосовершенствованию» (см. об этом подробнее: Карякин, 1976, с. 149).

Проблема социальной вины - одна из центральных в творчестве J1.H. Толстого. Писатель рассмотрел ее с точки зрения личной вины человека привилегированного сословия перед «простым» человеком. В связи с этим понятие «совесть» стало ключевым для всего творчества Толстого.

Что касается «человека дела», «деловитости», человеческой активности (личной и общественной), то Толстой ценил деятельность, продиктованную высокими духовными потребностями (пример тому - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Константин Левин). При этом различные «homo historicus» и «homo politicus», немыслимые без проявления личной и общественной активности, показаны как «бесчеловечные, внеморальные и безнравственные существа» (Русская литературная классика XIX века, 2001, с. 315).

За писателями-классиками шли беллетристы, «тиражируя» и упрощая проблемы и образы великих произведений. В поле настоящего исследования попали, на наш взгляд, недостаточно изученные произведения таких в свое время популярных писателей (также создавших интерпретированные соответственно веяниям эпохи и уровню своего дарования тип «делового человека» и рассмотревших проблему социальной вины), как П.Д. Боборыкин и Д.Н. Мамин-Сибиряк. Поэтика и проблематика произведений, где действует «деловой человек», соответствуют реалиям социальных процессов, бурно протекавших в капиталистической России.

Напомним, что исследователи сходятся на мысли о том, что «художественные идеи, вырабатываемые беллетристикой, соответствуют стереотипам, культурным клише, функционирующим в массовом, бытовом сознании» (Маркович, 1991, с. 66). Поэтому, учитывая «второразрядность» беллетристики, ее удаленность от настоящих шедевров, надо помнить и об актуальности (и гуманном разрешении) проблем, представленных в литературе «второго ряда».

Боборыкин, на наш взгляд, начал поиск интересующего нас типа и проблемы в хорошо знакомой ему литературной и окололитературной среде, в результате чего появилась повесть «Долго ли?» (1875). Именно там была сделана попытка показать нового писателя, рассмотреть проблему его профессиональной и человеческой ответственности и изобразить «тяготы судьбы пишущей братии».

Наметив и отчасти разрешив сложную социально-личностную проблему в рамках собственному признанию) описание семейных, дружеских и любовных коллизий.

Данный роман подвержен «формульности», «заштампованности» моделей любовных отношений героев и общего развития линий сюжета; дают о себе знать плоское, поверхностное изображение характеров без углубления в психологию персонажа, использование «отвердевших стереотипов». Боборыкин стремится создать объемное произведение, расширяя пространство текста вещным миром, заполняя страницы всевозможными описаниями реалий современной ему культуры, архитектуры, быта купечества и дворянства. Такие текстовые вставки и обширные отступления выглядят порой излишними, чужеродными, неорганичными основной сюжетной линии.

В беллетристическом романе П.Д. Боборыкина «Китай-город» совмещены (несколько упрощенно) различные текстовые «пласты»: «московский текст» (архитектурный), «текст еды», «текст делового человека». Авторские стратегии направлены на утверждение правильности буржуазного пути развития для России, проблема социальной совести в этом романе только лишь намечена (подготовлена): представлена народная тема (образы мастеровых, простого московского люда). Главный же герой романа, Палтусов, как было указано выше, пока еще достаточно равнодушен к «страданиям народа», «деловая» направленность его характера не позволяет ему обратить свое пристальное внимание на положение демократических низов. Такая характерологическая стратегия делает образ несколько холодноватым, излишне рациональным. Этому герою беллетристического романа явно недостает душевности и сострадания к «униженным и оскорбленным».

Этот недостаток будет исправлен в романе «Василий Теркин» (1892). Следуя канонам жанра, Боборыкин соединяет общественную деятельность героя нового произведения - Василия Теркина - с активностью, проявляемой им в частной жизни. Таким образом, выдерживается необходимая как в классическом романе, так и в романе для «легкого чтения» устремленность автора изображать физически и интеллектуально активного человека.

В исследуемом произведении изображается жизненный путь Ивана Васильевича Теркина, крестьянского «приемыша» (социальное происхождение героя неизвестно), добившегося статуса «миллионщика» и звания почетного гражданина своими силами и честным трудом. Делалось это не только ради «кубышки», но и во имя общенациональных задач. Тем самым реализуется идея общественного служения, и герой становится человеком «дела», который находится в ладу с собственной совестью и озабочен гуманистическими проблемами.

Композиция данного беллетристического романа достаточно сложна, в отличие от «Китай-города» перед нами не отдельные пласты текстов, а две магистральные, взаимодополняемые линии - интимная и деловая. Они имеют вид «синусоидального графика», фиксирующего взлеты и падения в жизни главного героя. Следует отметить, что изменения в интимной жизни и коммерческой деятельности героя происходят параллельно - писатель подчеркивает взаимообусловленность и связь всех компонентов жизни современного человека.

Как и Палтусову из «Китай-города», Теркину необходимо реализовать себя на деловом поприще. Однако в романе «Василий Теркин» на «деловой» текст наслаивается еще и пласт народной жизни: подробно и достоверно изображаются проблемы «мужика», отношение к ним главного героя, вера в Бога, любовь к природе. Роман структурирован с помощью принципа парности, что позволяет выстроить разветвленную, но при этом достаточно четкую композицию, создать эффект стереоскопичности.

В третьей главе мы рассмотрели роман Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» с точки зрения функционирования в нем интересующих нас типа («делового человека») и проблемы (социальной вины). Мамин-Сибиряк представил не только моральный, нравственно-этический аспект вины привилегированных сословий перед народом. Беллетриста также волновали и экономические процессы, поэтому очевидна попытка автора определить промышленное будущее России и ее граждан -фабрикантов, заводчиков, золотоискателей, учителей, банкиров и др. У Мамина-Сибиряка определенный взгляд на проблему выбора пути России: стать развитой страной (писателю импонирует аграрная направленность как более здоровая, честная и близкая русскому национальному характеру), где господствуют гуманные принципы. Капиталистический путь развития, по мнению автора, дискредитировал себя.

Мамин-Сибиряк показывает, как достоинства «делового человека» (многочисленных заводчиков и промышленников) - энергичность, практическая хватка, образование - превращаются в недостатки: неуемную жажду наживы, влекущую за собой гибель нравственных ценностей, а зачастую и физическое вырождение.

В «Приваловских миллионах», как и проанализированных боборыкинских романах, демонстрируется соединение в современном человеке (главном герое) деловых качеств и совестливости (в ее социальном аспекте - вине перед народом). Авторы беллетристических произведений (в отличие от писателей-классиков), ощущая художественную недостаточность и психологическую недостоверность своих героев, шли по пути количественного наращивания деталей, укрупняющих характеры: «деловой человек» должен был стать положительным через осознание своего долга и вины. При этом угрызения совести лишь частично меняют характер героя и его жизненные стратегии: он по-прежнему остается промышленником или коммерсантом.

Такое легкое разрешение проблемы невозможно в классическом произведении, где общественные (государственные) проблемы и зависимость от них человека показаны в сложнейшем взаимодействии жанра повести, Боборыкин ищет положительного героя времени, «делового человека», создавая крупную эпическую форму - роман. Так, в романе «Китай-город» (1882) он показал зарождающиеся перемены в устройстве «деловой» Москвы. Автор посвятил большую часть художественного времени разрешению общественных проблем, сократив (по социальных и психологических факторов. Именно поэтому «счастливое» и скорое соединение в центральном персонаже «деловитости», направленной на обогащение, и «совестливости» (в ее социальном аспекте) не представляется возможным и художественно мотивированным.

Деловой человек» и проблема социальной вины нашли отражение в творчестве многих писателей, как классиков, так и беллетристов. Картина будет более полной, если мы учтем опыт таких авторов, как А.П. Чехов, В.В. Вересаев, И.А. Бунин, что станет материалом для нашей дальнейшей работы.

Произведения А.П. Чехова представляют материал для рассмотрения проблемы социальной вины под новым углом зрения («теория малых дел», нашедшая отражение в «Доме с мезонином» (1896)). Сомнение в практической реализации указанной теории указывает не на «консервативность» (Л.Е. Кройчик) Чехова. Писатель «обращает внимание на то, что нужна не суетливая озабоченность положением обездоленных, а реальное изменение самих условий жизни» (Кройчик, 2007, с. 94-95). По словам Л.Е. Кройчика, «с конца восьмидесятых годов Чехов напряженно вглядывается в лицо русского интеллигента, чья духовная состоятельность -или несостоятельность - во многом определяет, по мысли писателя, судьбу страны, судьбу народа. <.> смысл жизни все очевиднее представляется Чехову в осмысленном труде, в напряженной работе мысли на благо личности, на благо людей» (Кройчик, 1983, с. 11). Чехов в «Рассказе неизвестного человека» (1892) подвел и своеобразный итог волне русского революционного терроризма, вступая в диалог с И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским, С.М. Степняком-Кравчинским. Писатель иронизирует над «террористом-соблазнителем», переведя этот тип из области социально-политической в область психолого-бытовую.

На молодого В.В. Вересаева, безусловно, оказали влияние идеи народничества. Вера в народ, сознание своей вины перед ним стали доминирующими мотивами в таких его произведениях, как рассказ «Товарищи» (1892), повесть «Без дороги» (1894) и др.

Первые этапы творчества Вересаева совпали с развитием «теории малых дел», зародившейся в среде народнической интеллигенции как реакции на неудачу «хождения в народ». Ранний Вересаев создает свои образы с прямолинейностью начинающего писателя: его социальная и эстетическая рефлексия направлены на то, чтобы отразить крайнее разочарование, подавленность и смятение людей, в молодости рассчитывавших прожить свою жизнь плодотворно и граждански значимо.

Что касается беллетристов - литераторов «второго ряда», то нельзя не упомянуть такого их типичного представителя, как А.Л. Востром (мать А.Н. Толстого). Ее творческий путь охватывает период с 80-х гг. XIX в. до начала XX в. Бостром придавала огромное значение общественной жизни интеллигенции, и в ее творчестве «оружием» человека с «больной совестью», чаще всего, была просветительская деятельность. Такие произведения, как «День Павла Егоровича» (1886), «Марья Руфимовна» (1892), «Воскресный день сельского хозяина» (1897), «Пробуждение» (1905), представляют рассматриваемые нами типы («делового человека» и «неплательщика»), прилагающих свои усилия для улучшения тяжелого крестьянского быта. На творческую манеру Бостром, безусловно, повлияли кумиры: Некрасов, Тургенев, Успенский.

Рубеж Х1Х-ХХ вв. представил новый взгляд на общественную роль и личные качества «делового человека» (например, горьковские герои Фома Гордеев и Васса Железнова), а также на проблему социальной вины. Показательной является цитата из бунинской «Жизни Арсеньева» (19271939): «Никакого долга перед народом я никогда не чувствовал и не чувствую. Ни жертвовать собой за народ, ни «служить» ему, ни играть, как говорит отец, в партии на земских собраниях я не могу и не хочу.» (Бунин, 1987, т. 5, с. 137).

Изучение различных аспектов изображения «чувства вины русских интеллигентов» (Орлов, 2006, с. 310), а также трактовки дальнейшей судьбы русского «делового человека» определяет перспективу настоящего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бондаренко, Виктория Александровна, 2012 год

1. Блок A.A. Судьба Аполлона Григорьева / A.A. Блок // Собр. соч. : в 8 т. / A.A. Блок. М., 1962. - Т. 5. - 558 с.

2. Боборыкин П.Д. Повести и рассказы / П.Д. Боборыкин. М. : Сов. Россия, 1984.-332 с.

3. Боборыкин П.Д. Сочинения : в 3 т. / П.Д. Боборыкин ; сост., подгот. текста, примеч. С. Чупринина. М. : Худож. лит., 1993. - Т. 2. - 574 с.

4. Боборыкин П.Д. Сочинения : в 3 т. / П.Д. Боборыкин ; сост., подгот. текста, примеч. С. Чупринина. М. : Худож. лит, 1993. - Т. 3 - 624 с.

5. Бунин И.А. Собрание сочинений : в 6 т. / И.А.Бунин. М. : Худож. лит., 1987.-Т. 5.-720 с.

6. Вересаев В.В. Собрание сочинений : в 5 т. / В.В. Вересаев. М. : Правда, 1961.-Т. 1.-478 с.

7. Герцен А.И. Сочинения : в 9 т. / А.И. Герцен. М. : Гослитиздат, 1955-1958.-Т. 1-9.

8. Гоголь Н.В. Собрание сочинений : в 8 т. / Н.В. Гоголь. М. : Правда, 1984. - Т. 7.-322 с.

9. Гоголь Н.В. Собрание сочинений : в 8 т. / Н.В. Гоголь. М. : Правда, 1984.-Т. 1-8.

10. Гончаров И.А. Собрание сочинений : в 8 т. / И.А. Гончаров. М. : Гослитиздат, 1952-1955. - Т. 1-8.

11. Григорьев A.A. Литературная критика / A.A. Григорьев. М. : Худож. лит., 1967.-503 с.

12. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений : в 15т./ Ф.М. Достоевский. -Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. Т. 1-15.

13. Короленко В.Г. Собрание сочинений : в Ют. / В.Г. Короленко. М. : Гослитиздат, 1955. - Т. 8. - 512 с.

14. Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы / Д.Н. Мамин-Сибиряк. М. : Эксмо, 2006. - 640 с.

15. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем : в 12 т. / H.A. Некрасов. -М. : Гослитиздат, 1948. Т. 1. - 325 с.

16. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем : в 12 т. / H.A. Некрасов. М. : Гослитиздат, 1948. - Т. 2. - 458 с.

17. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем : в 12 т. / H.A. Некрасов. М. : Гослитиздат, 1948. - Т. 3. - 316 с.

18. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем : в 12 т. / H.A. Некрасов. М. : Гослитиздат, 1950. - Т. 6. - 868 с.

19. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем : в 12 т. / H.A. Некрасов. М. : Гослитиздат, 1950. - Т. 7. - 672 с.

20. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем ; Художественные произведения : в 15 т. / H.A. Некрасов. JI. : Наука, 1981. - Т. 2. - 378 с.

21. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем ; Художественные произведения : в 15 т. / H.A. Некрасов. JI. : Наука, 1982. - Т. 4. - 537 с.

22. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем ; Художественные произведения : в 15 т. / H.A. Некрасов. JI. : Наука, 1985. - Т. 15, кн. 1 - 354 с.

23. Пушкин A.C. Собрание сочинений : в Ют. / А.С.Пушкин. М. : Гослитиздат, 1959. - Т. 2. - 799 с.

24. Толстая-Бостром A.JI. Рассказы и очерки / A.JI. Толстая-Бостром. -Куйбышев : Кн. изд-во, 1983. 128 с.

25. Толстой JI.H. Собрание сочинений : в 20 т. / JI.H. Толстой. М. : Гослитиздат, 1960-1965. - Т. 1-20.

26. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : Сочинения : в 12 т. / И.С. Тургенев. М.; Л. : Наука, 1983. - Т. 9. - 657 с.

27. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем : в 28 т. / И.С. Тургенев. М. ; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1968. - Т. 13 : Письма. -624 с.

28. Успенский Г.И. Собрание сочинений : в 9 т. / Г.И. Успенский. М. : Гослитиздат, 1955. - Т. 1. - 544 с.

29. Успенский Г.И. Собрание сочинений : в 9 т. / Г.И. Успенский. М. : Гослитиздат, 1956. - Т. 3. - 456 с.

30. Успенский Г.И. Собрание сочинений : в 9 т. / Г.И. Успенский. М. : Гослитиздат, 1956. - Т. 9. - 823 с.

31. АбашинаМ.Г. Массовая литература 1880 начала 1890-х годов : И.И.Ясинский, В.И. Бибиков : автореф. дис. . канд. филол. наук / М.Г. Абашина. - СПб., 1992. - 16 с.

32. Анненков П.В. Материалы для биографии A.C. Пушкина / П.В. Анненков. -М. : Современник, 1984. -476 с.

33. Аристотель. Поэтика / Аристотель. Минск : Литература, 1998. - 224 с.

34. Бак Д.П. История и теория литературного самосознания : творческая рефлексия в литературном произведении / Д.П. Бак. Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1992. - 81 с.

35. Балуев Б.П. Либеральное народничество на рубеже Х1Х-ХХ веков / Б.П. Балуев. -М. : Наука, 1995.-265 с.

36. Баранов A.C. Образ террориста в русской культуре конца XIX начала XX века : С. Нечаев, В. Засулич, И. Каляев, Б. Савинков / A.C. Баранов // Обществ, науки и современность. Культура. - 1998. -№ 2. - С. 181-191.

37. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1975. - 502 с.

38. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. М. : Худож. лит., 1972. - 464 с.

39. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. -2-е изд. М. : Худож. лит., 1990.-543 с.

40. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М. : Искусство, 1979.-423 с.

41. Белинский В.Г. Собрание сочинение : в 3 т. / В.Г. Белинский. М. : Гослитиздат, 1948.-Т. 1-3.

42. Белинский В.Г. Собрание сочинений : в 9 т. / В.Г. Белинский. М. : Худож. лит., 1982. - Т. 8. - 784 с.

43. Бирман И.Я. Я экономист / И.Я. Бирман. - М. : Время, 2001. - 576 с.

44. Бойко М.Н. Лирика Некрасова / М.Н. Бойко. М. : Худож. лит., 1977. -188 с.

45. Боханов А.Н. Деловая элита России. 1914 г. / А.Н. Боханов. М. : Ин-т истории РАН, 1994. - 275 с.

46. Буданова Н.Ф. Новь: подготовительные материалы / Н.Ф. Буданова // Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева : в 30 т. : Сочинения : в 12. т. М., 1982. - Т. 9. - С. 478-558.

47. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков // Соч. : в 2 т. / С.Н. Булгаков. М. : Наука, 1993. - Т. 1. - 603 с.

48. Бурышкин П.А. Москва купеческая / П.А. Бурышкин. М. : Современник, 1991.-301 с.

49. Бухштаб Б.Я. Историческое время в поэме «Саша» / Б.Я. Бухштаб // Статьи и исследования / H.A. Некрасов. Л., 1989. - С. 81-90.

50. Вершинина Н.Л. Нравоописание в русской прозе XIX-XX веков / Н.Л. Вершинина. Псков : Изд-во Псков, гос. пед. ин-та, 2008. - 128 с.

51. Вершинина Н.Л. Русская беллетристика 1830-1840-х годов : проблема жанра и стиля / Н.Л. Вершинина. Псков : Изд-во Псков, гос. пед. ин-та, 1997.- 180 с.

52. Виленская Э.С. Н.К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х начала 80-х годов XIX века / Э.С. Виленская. - М. : Наука, 1979. - 302 с.

53. Вишнев И.И. Становление и развитие золотопромышленности на Южном Урале в XIX в. : автореф. дис. . канд. ист. наук / И.И. Вишнев. -Челябинск, 2002. 22 с.

54. Гайворонская Л.В. Характерология русской литературы : первая треть XIX в. / Л.В. Гайворонская. Воронеж : ИТОУР, 2009. - 108 с.

55. Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. Л. : Сов. писатель, 1974. -408 с.

56. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. М. : Сов. писатель, 1982. - 368 с.

57. Глинка (Волжский) A.C. Собрание сочинений / A.C. Глинка (Волжский). М. : Колеров, 2005. - 928 с.

58. Говоруха-Отрок Ю.Н. И.А. Гончаров / Ю.Н. Говоруха-Отрок // Нева. -2012. № 5. - URL http://magazines.russ.rU/neva/2012/5/zll.html (дата обращения: 20.08.2012).

59. Горячкина М.С. Всероссийская «Растеряевка» : «Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Успенского / М.С. Горячкина // Вершины : кн. о выдающихся произведениях рус. лит. / сост. В.И. Кулешов. М., 1983. - С. 21-37.

60. Грехнев В.А. Словесный образ и художественное произведение / В.А. Грехнев. Н. Новгород : Волго-Вят. кн. изд-во, 1997. - 200 с.

61. Гудзий Н.К. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение» / Н.К. Гудзий, Е.А. Маймин // Воскресение / Л.Н. Толстой. М., 1964. - С. 483-545.

62. Гуляев H.A. Введение в теорию романтизма / H.A. Гуляев, И.В. Карташова. Тверь : Изд-во ТГУ, 1991. - 156 с.

63. Гуралышк У.А. Писемский, Мельников-Печерский, Глеб Успенский и народническая литература / У.А. Гуральник // История всемирной литературы : в 8 т.-М., 1991.-Т. 7.-С. 92-96.

64. Гурвич И.А. Русская беллетристика: эволюция, поэтика, функции / И.А. Гурвич // Вопр. лит. 1990. - № 5. - С. 113-142.

65. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. Т. 1-4.

66. Деготьков A.A. Драматургия В.А. Дьяченко в историко-литературном контексте 1860-x-l870-х годов : автореф. дис. . канд. филол. наук / A.A. Деготьков. Казань, 2008. - 26 с.

67. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк и Золя / И.А. Дергачев // Русская литература 1870-1890-х гг. Свердловск, 1982. - Вып. 15. - С. 62-73.

68. Джанумов С.А. Русская литература XIX в. 1880-1890 / под ред. С.А. Джанумова, Л.П. Кременцова. М. : Флинта-Наука, 2008. - 384 с.

69. Дмитренко С.Ф. Беллетристика породила классику: к проблеме интерпретации художественных произведений / С.Ф. Дмитренко // Вопр. лит. -2002.-№5. с. 75-102.

70. Добин Е.С. Герой. Сюжет. Деталь / Е.С. Добин. М. ; Л. : Сов. писатель, 1962. -408 с.

71. Добин Е.С. Искусство детали / Е.С. Добин. М. : Сов. писатель, 1981. — 432 с.

72. Добролюбов H.A. Избранное / H.A. Добролюбов. М. : Правда, 1985. -544 с.

73. Добролюбов H.A. Черты для характеристики русского простонародья / H.A. Добролюбов // Литературная критика. М., 1984. - С. 64-138.

74. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. / Н.В. Драгомирецкая. М. : Наука, 1991.-291 с.

75. Драгомирецкая Н.В. Характер в художественной литературе / Н.В. Драгомирецкая // Проблемы теории литературы. М., 1958. - С. 100152.

76. Дремов А.К. Художественный образ / А.К. Дремов. М. : Сов. писатель, 1961. - 111 с.

77. Друзин В.П. Г.И. Успенский : критико-биогр. очерк / В.П. Друзин, Н.И. Соколов // Собр. соч. : в 9 т. / Г.И. Успенский. М., 1955. - Т. 1. - С. 516.

78. Евгеньев-Максимов В.Е. Некрасов / В.Е. Евгеньев-Максимов // История русской литературы : в 10 т. -М.; Л., 1956. Т. 8, ч. 2. - С. 56-160.

79. Еда и питье в русской литературе // Коммерсантъ. 1996. - 4 апр.

80. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров : очерк. Фельетон / Е.И. Журбина. М. : Мысль, 1969. - 398 с.

81. Зимина А.Н. Проблема лишнего человека в творчестве Некрасова 50-х годов : поэма «Саша», роман «Тонкий человек, его приключения инаблюдения») / А.Н. Зимина // Учен. зап. Удмурт, гос. пед. ин-та. Ижевск, 1956.-Вып. 10.-С. 99-118.

82. И.С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников / коммент. М.К. Клеман ; под ред. Н.К. Пиксанова. М. : Academia, 1930. -338 с.

83. Игнатов И.Н. Художественная литература и критика 70-х годов / И.Н. Игнатов // История русской литературы XIX века / под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского. М. : Мир, 1908-1912. - Т. 4. - С. 3-75.

84. Измайлов А.А. Юбилей Д.Н. Мамина-Сибиряка / А.А. Измайлов // Рус. слово. 1912. - 26 окт. (№ 247).

85. История всемирной литературы : в 9 т. / гл. ред. Ю.Б. Виппер. М. : Наука, 1983-1991.-Т. 1-9.

86. Исупов К.Г. Москва Петербург: Pro et contra / К.Г. Исупов. - СПб. : Изд-во рус. христ. гуманитар, ин-та, 2000. - 712 с.

87. Карпи Г. Гоголь экономист. Второй том «Мертвых душ» / Г. Карпи // Вопр. лит. - 2009. - № 3. - С. 304-319.

88. Карякин Ю.И. Самообман Раскольникова : роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / Ю.И. Карякин. М. : Худож. лит., 1976. - 158 с.

89. Катаев В.Б. Натурализм на фоне реализма : о русской прозе рубежа

90. XIX XX в. / В.Б. Катаев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2000. -№ 1.-С. 31-53.

91. Квятковский А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. М. : Сов. энцикл., 1966.-375 с.

92. Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе XX века : структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе

93. XX века /А.Г. Коваленко. М. : Изд-во РУДН, 2001. - 57 с.

94. Колтоновская Е.В. В стороне от главного русла / Е.В. Колтоновская // Вестн. Европы. 1913,-№2.-С. 198-213.

95. Корман Б.О. Лирика Некрасова / Б.О. Корман. Ижевск : Удмуртия, 1978.-300 с.

96. Королев B.C. Феномен предпринимательства / B.C. Королев // Рос. экон. журн. 1992.-№4.-С. 134-136.

97. Краснов Г.В. Мощный двигатель нашего умственного развития : H.A. Некрасов и H.A. Добролюбов / Г.В. Краснов // В мире Добролюбова. -М.: Сов. писатель, 1989. 576 с.

98. Краснова Е.В. Специфика повествовательной структуры романа И.А. Гончарова «Обломов» : автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.В. Краснова. Псков, 2003. - 18 с.

99. Краснощекова Е.А. «Семейное счастье» в контексте русского «романа воспитания» : И.А. Гончаров и JI.H. Толстой / Е.А. Краснощекова // Рус. лит.- 1996.-№2.-С. 47-65.

100. Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров : мир творчества / Е.А. Краснощекова. СПб. : Пушкин, фонд, 1997. - 496 с.

101. Краснощекова Е.А. Иван Александрович Гончаров : мир творчества / Е.А. Краснощекова. СПб. : Пушкин. Фонд, 1997. - 492 с.

102. Краснощекова Е.А. Национальная ментальность, прогресс и религия : «Фрегат «Паллада»». / Е.А. Краснощекова // Рус. лит. 1993. - № 4. - С. 6679.

103. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. A.A. Сурков. М., 1972.- Т. 7. Стб. 507-508.

104. Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. / гл. ред. A.A. Сурков. М. : Сов. энцикл., 1962-1978. - Т. 1-9.

105. Кройчик J1.E. Неуловимый Чехов / JI.E. Кройчик // Драматургия. Письма / А.П. Чехов. Воронеж, 1983. - С. 5-30.

106. Кройчик Л.Е. Неуловимый Чехов : этюды о творчестве писателя / Л.Е. Кройчик. Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2007. - 248 с.

107. Кулешов В.И. Этюды о русских писателях / В.И. Кулешов. М. : Изд-во МГУ, 1982.-262 с.

108. Лавров П.Л. Исторические письма. / П.Л. Лавров // Интеллигенция -Власть Народ. - М. : Наука, 1992. - С. 45-61.

109. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский / В.Я. Лакшин. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Искусство, 1982. - 568 с.

110. Ларин С.А. Семантическая структура романа «Обломов» в контексте творчества И.А. Гончарова : дис. . канд. филол. наук / С.А. Ларин. -Воронеж, 2008. 190 с.

111. Лебедев Ю.В. И.А. Гончаров / Ю.В. Лебедев // Лит. в шк. 1991. - N5. -С. 71-88.

112. Лебедев Ю.В. Над страницами романа И.А. Гончарова «Обрыв» / Ю.В. Лебедев // Лит. в шк. 1995. - № 4/5. - С. 2-9.

113. Лебедев Ю.В. Православная традиция в русской литературе XIX века / Ю.В. Лебедев // Сб. науч. ст. / вступ. ст. Т.А. Елшиной, послесл. Г.В. Мосалевой. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2010. - 313 с.

114. Лебедев Ю.В. На пути к H.A. Некрасову / Ю.В. Лебедев // Духовные истоки русской классики. Поэзия XIX века. : ист.-лит. очерки. М., 2005. - С. 93-160.

115. Литературная энциклопедия : словарь лит. терминов: в 2 т. / под ред. Н. Бродского, и др.. М. ; Л. : Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. - Т. 1-2.

116. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.

117. A.Н. Николюкина. -М. : НПК «Интелвак», 2001. 1600 стлб.

118. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред.

119. B.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М. : Сов. энцикл., 1987. - 752 с.

120. Лотман Ю.М. Архитектура в контексте культуры / Ю.М. Лотман // Семиосфера. СПб., 2000. - С. 677-684.

121. Лотман Ю.М. H.A. Некрасов «Последние элегии» / Ю.М. Лотман Ю.М. // О поэтах и поэзии : Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман. СПб., 2001. - С. 194-202.

122. Лотман Ю.М. Семиотическое пространство / Ю.М. Лотман // Внутри мыслящих миров : человек. Текст. Семиосфера. История / Ю.М. Лотман . -М., 1996.-С. 163-175.

123. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-литературная проблема / Ю.М. Лотман // Избранные статьи : в Зт. / Ю.М. Лотман. Таллин : Александра, 1993. - Т.З. - С. 380-389.

124. Макеев М.С. Николай Некрасов : Поэт и Предприниматель : Очерки о взаимодействии литературы и экономики / М.С. Макеев. М. : МАКС Пресс, 2009. - 236 с. (2009а).

125. Макеев М.С. Проблемы взаимодействия литературы и экономики в жизни и творчестве H.A. Некрасова 1838-1869гг. : автореф. дис. . д-ра филол. наук / М.С. Макеев. М., 2009. - 39 с. (20096).

126. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. М. : Худож. лит., 1988. -413 с.

127. Маркович В.М. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика» / В.М. Маркович // Классика и современность. М., 1991.1. C. 53-66.

128. Маркович В.М. «Повести Белкина» и литературный контекст /

129. B.М. Маркович // Пушкин : исследования и материалы. Л., 1989. - Т. 13.1. C. 63-87.

130. Мелетинский Е.М. Начало психологического романа / Е.М. Мелетинский. М. : Изд-во Рос. гос. гуманитар, ун-та, 2002. - 36 с.

131. Мельгунов С.П. П.Д. Боборыкин / С.П. Мельгунов // Голос минувшего.- 1921.-№ 1.-С. 215-221.

132. Мельник В.И. О специфике христианского сознания H.A. Некрасова в его поэме «Кому на Руси жить хорошо» / В.И. Мельник // Вестн. Ульянов, гос. техн. ун-та. Сер. Гуманитар, науки и экология. Ульяновск, 1999. -№ 4.- С. 42-47.

133. Мельников Н.Г. Массовая литература / Н.Г.Мельников // Рус. словесность. М., 1998. - Т. 5. - С. 6-12.

134. Михайловский Н.К. Литературная критика и воспоминания / Михайловский Н.К. -М. : Искусство, 1995. -588 с.

135. Михайловский Н.К. Г.И.Успенский как писатель и человек / Н.К. Михайловский // Литературно-критические статьи / Н.К. Михайловский.- М. : Худож. лит., 1957. 608 с.

136. МишинаГ.В. Образотворческая триада детство-природа-Храм: дис. . канд. филол. наук / Г.В. Мишина. Стерлитамак, 2007. - 174 с.

137. Морозов Н.Г. Изображение народной жизни в творчестве H.A. Некрасова 1858 1860 годов / Н.Г. Морозов // Рус. лит. - 1981. - № 4. -С. 180-191.

138. Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX-XX веков / Е.Г. Мущенко. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1986. - 180 с.

139. Николаев Д.П. Смех оружие сатиры / Д.П. Николаев - М. : Искусство, 1962.-224 с.

140. Николаенко Н.В. Герой и проблема героизации в романном творчестве И.С.Тургенева : автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.В. Николаенко. -Воронеж, 2010.-24 с.

141. Оссовская М. Рыцарский этос и его разновидности / М. Оссовская // Рыцарь и Буржуа. М. : Прогресс, 1987. - 528 с.

142. Пайков H.H. «Человек жизненной рутины» в поэзии H.A. Некрасова. Поэтика и творческая рефлексия. Аспекты духовного мировидения / H.H. Пайков // Рус. лит. 2007. - № 1. - С. 47-72.

143. Пайков H.H. О поэтической эволюции раннего Некрасова / H.H. Пайков // H.A. Некрасов и русская литература второй половины XIX -начала XX века. Ярославль, 1982. - С. 3-23.

144. Пайков H.H. Ранняя проза H.A. Некрасова и русская литературная традиция : автореф. дис. . канд. филол. наук / H.H. Пайков. Л., 1986. - 36 с.

145. Пайков H.H. Феномен Некрасова / H.H. Пайков. Ярославль : Изд-во Ярослав, гос. пед. ун-та, 2000. - 119 с.

146. Петров В.М. Рефлексия в истории художественной культуры : ее роль и перспективы развития / В.М. Петров // Исследования проблем психологии творчества. М., 1983. - С. 313-325.

147. Пинский JI.E. Магистральный сюжет : Ф. Вийон, В.Шекспир, Б. Грасиан, В. Скотт / JT.E. Пинский. -М. : Сов. писатель, 1989. 416 с.

148. Писарев Д.И. Базаров : «Отцы и дети», роман И.С. Тургенева // Русская критика : сб.ст. Л., 1973. - С. 549-603.

149. Попова З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / ЗД. Попова, И.А. Стернин. Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2000. -189 с.

150. Похлебкин В.В. Моя кухня и мое меню / В.В. Похлебкин. М. : Центрполиграф, 2008. - 512 с.

151. Пчелова H.H. Забытые аспекты идиллии : к проблеме понятия и термина в литературных теориях 1810-1830-х гг. / H.H. Пчелова // Пастораль как текст культуры : теория, топика, синтез искусств : сб науч. тр. М., 2005. -С. 113-119.

152. Рассовская Л.П. Образы авантюристов в произведениях Пушкина и Гоголя : Германн и Чичиков) / Л.П. Рассовская // Вестн. СамГУ. Литературоведение. -2000. -№ 1.-С. 64-73.

153. Русанов Н.С. «Ma родине (1859-1882 гг.)» / U.C. Русанов // Глеб Успенский в жизни. M. ; J1.: Academia, 1935. - 626 с.

154. Русская драма эпохи А.Н. Островского / сост., общ. ред., вступ. ст. А.И. Журавлевой. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 464 с.

155. Русская литературная классика XIX века : учеб. пособие / под ред. A.A. Слинько, В.А. Свительского. Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. -426 с.

156. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа / Н.Т. Рымарь. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 270 с.

157. Рымарь Н.Т. Поэтика романа / Н.Т. Рымарь. Куйбышев : Изд-во Саратов, ун-та. Куйбышев, филиал, 1990. - 254 с.

158. Рымарь Н.Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. -Воронеж : Логос-Траст, 1994. 262 с.

159. Савинков C.B. Аспекты русской характерологии / C.B. Савинков, A.A. Фаустов. М. : Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. - 332 с.

160. Свительский В.А. Личность в мире ценностей : аксиология русской психологической прозы 1860-1870-х гг. / В.А. Свительский. Воронеж : Изд-во ВГУ, 2005.-232 с.

161. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х гг. : вопросы поэтики и типологии жанра / B.C. Синенко // Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970. -С. 7-232.

162. Синякова Л.Н. Проза А. Ф. Писемского в контексте развития русской литературы 1840-1870-х гг. : проблемы художественной антропологии : автореф. дис. . д-ра филол. наук / Л.Н. Синякова. Томск, 2009. - 43 с.

163. Скатов H.H. Некрасов / H.H. Скатов. М. : Молодая гвардия, 1994. -412 с.

164. Скобелев В.П. Поэтика рассказа / В.П. Скобелев. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. - 155 с.

165. Слюсарь A.A. Русский роман первой половины XIX в. / A.A. Слюсарь // Национально-культурный компонент в текстах мировой литературы. -Одесса : Астропринт, 2006 Ч. 2. - С. 96-133.

166. Смирнов C.B. Автобиографии Некрасова / C.B. Смирнов Новгород : Кириллица, 1998. - Ч. 2. - 209 с.

167. Соколов В.Б. Эволюция «образа музы» в поэтических декларациях H.A. Некрасова / В.Б. Соколов // Сюжет и фабула в структуре жанра : сб. науч. тр. Калинингр. ун-та. Калининград, 1990. - С. 40-49.

168. Стариков В.Н. Д.Н.Мамин-Сибиряк и его роман «Приваловские миллионы» : вступ. ст. / В.Н. Стариков // Приваловские миллионы / Д.Н. Мамин-Сибиряк. М., 2006. - С. 8-32.

169. Струкова Т.Г. Приключения, фантастика, детектив: феномен беллетристики / Т.Г. Струкова, С.Н. Филюшкина / под ред. А.Б. Удодова. -Воронеж : Изд-во ВГПУ, 1996. 210 с.

170. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. -М. : Мысль, 1982.- 176 с.

171. Таборисская Е.М. Анализ оппозиций как средство изучения авторского сознания : на материале романа И.А. Гончарова «Обломов» / Е.М. Таборисская // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1974. - С. 101-117.

172. Тагер Е.Б. Проблемы реализма и натурализма / Е.Б. Тагер // Русская литература конца XIX начала XX в. : девяностые годы. -М., 1969. - С. 148149.

173. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа : на материале классических образцов жанра в русской литературе XIX в. / Н.Д. Тамарченко. Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. - 200 с.

174. Таратута Е. С.М. Степняк-Кравчинский и его книга «Россия под властью царей» / Е. Таратута // Россия под властью царей / С.М. Степняк-Кравчинский. -М. : Мысль, 1965. С. 3-20.

175. Топорков A.JI. Дом / А.Л. Топорков // Славянская мифология : энцикл. словарь.-М., 1995. С. 168-169.

176. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : исслед. в обл. мифопоэт.: избранное / В.Н. Топоров. М. : Прогресс. Культура, 1995. - 621 с.

177. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы / В.Н. Топоров. СПб. : Искусство-СПб , 2003. - 616 с.

178. Троицкий В.Ю. Проблемы духовности и нигилизма в творчестве писателей-народников / В.Ю. Троицкий // Филол. науки. 2000. - № 6. - С. 32-33.

179. Тынянов Ю.Н. Стиховые формы Некрасова / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. М. : Наука, 1977. - 576 с.

180. Тюпа В.И. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики / В.И. Тюпа, Д.И. Бак // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Кемерово, 1988. -С. 4-15.

181. Фаустов A.A. «И всяк зевает да живет» : к симптоматике гончаровской «Лихой болести» / A.A. Фаустов // Рус. лит. 2003. - № 2. - С. 80-93.

182. Фаустов A.A. Авторское поведение Пушкина / А.А.Фаустов. -Воронеж : Изд-во-Воронеж. гос. ун-та, 2000. 321 с.

183. Фаустов A.A. Очерки по характерологии русской литературы : середина XIX века / A.A. Фаустов, C.B. Савинков. Воронеж : Изд-во ВГПУ, 1998.- 156 с.

184. Фаустов A.A. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: художественная структура и концепция человека : автореф. дис. . канд. филол. наук / A.A. Фаустов. Тарту, 1990. - 17 с.

185. Федорова Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты. Электронный ресурс. / Ж.В. Федорова. Казань, - 2003. - URL http://www.ksu.ru/fil/kn2/index.php?sod=41. (дата обращения: 01.08.2012).

186. Филипповский Г.Ю. О мифопоэтической концептуальности некрасовских текстов / Г.Ю. Филипповский // H.A. Некрасов : современное прочтение : материалы межвуз. науч. конф. Кострома, 2002. - С. 16-28.

187. Фомина A.C. Духовный облик российских предпринимателей во второй половине XIX начале XX вв. : менталитет российского делового класса / A.C. Фомина // История российского предпринимательства : учеб.-метод. комплекс. - М., 2009. - С. 150-178.

188. Фоминых В.Н. Публицистический факт : путь к оптимизации журналистского текста / В.Н. Фоминых. Красноярск : Изд-во Краснояр. унта, 1987.- 188 с.

189. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. М. : Лабиринт, 1997.-448 с.

190. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М. : Высш. шк., 1999. -398 с.

191. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек / М.Б. Храпченко. М. : Сов. писатель, 1978. - 365 с.

192. Хрестоматия по истории России / A.C. Орлов и др.. М. : Проспект, 2006. - 592 с.

193. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров / А.Г. Цейтлин. М. : Изд-во АН СССР, 1950.-491 с.

194. Чернец Л.В. Персонаж / Л.В. Чернец // Введение в литературоведение : литературное произведение : основные понятия и термины. М. : Высш. шк., 1999.-С. 247.

195. Чернов A.B. Русская беллетристика 20^0-х годов XIX века : вопросы генезиса, эстетики и поэтики / A.B. Чернов. Череповец, 1997. - С. 38-39.

196. Чуковский К.И. Вступительный очерк к неизданным произведениям H.A. Некрасова / К.И. Чуковский // Некрасов H.A. «Тонкий человек, его приключения и наблюдения» и другие неизданные произведения. М., 1928. - С.9-21.

197. Чупринин С.И. «Фигуранты» среда - реальность : к характеристике русского натурализма / С.И. Чупринин // Вопр. лит. - 1979. - № 7. - С. 158— 161.

198. Чупринин С.И. Литератор. Жизнь, творчество и судьба Петра Дмитриевича Боборыкина / С.И. Чупринин // Повести и рассказы. M., 1984. - С. 3-20.

199. Чупринин С.И. Русская литература сегодня : жизнь по понятиям / С.И. Чупринин. М. : Время, 2007. - 576 с.

200. Шакурова Ф.А. Башкирская волость и община в середине XVIII -первой половине XIX века / Ф.А, Шакурова. Уфа : БНЦ УрО РАН, 1992. -137 с.

201. Шпилевая Г.А. Динамика прозы H.A. Некрасова / Г.А. Шпилевая. -Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. 232 с. (2006а).

202. Шпилевая Г.А. Жанровая эволюция циклов очерков Г.И. Успенского : «Нравы Растеряевой улицы», «Разоренье», «Власть земли» : дис. . канд. филол. наук / Г.А. Шпилевая. Воронеж, 1993. - 185 с.

203. Шпилевая Г.А. Н.А.Некрасов и В.С.Высоцкий: «О несходстве сходного» / Г.А. Шпилевая // Вестн. Воронеж, гос. ун-та: Сер. «Гуманитар, науки». 2006. - № 1С. 271-281. (20066).

204. Шульц Л.Б. Антибуржуазность творчества А.Н. Островского / Л.Б. Шульц // А.Н. Островский в новом тысячелетии : материалы науч.-практ. конф. 15- 16 апр. 2003 г. Кострома, 2003. - С. 99-104.

205. Щеглов М.А. Очерк и его особенности / Щеглов М.А. // Литературно-критические статьи. М., 1965. - С. 9-44.

206. Щенникова Л.П. Русская поэзия 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен : дис. . д-ра филол. наук / Л.П. Щенникова. -Екатеринбург, 2003 521 с.

207. Щербакова Е.И. Синдром разночинца: социально-психологические истоки радикализма русской интеллигенции / Е.И. Щербакова // Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности : сб. ст. М., 2001. - С. 139-149.

208. Юдин А.И. Идея вины русской интеллигенции / А.И. Юдин // Вестн. ТГУ. 1998. - Вып. 2. - С. 61-66.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.