Типология романов М.В. Семёновой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Толкачева, Валерия Сергеевна

  • Толкачева, Валерия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Ульяновск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Толкачева, Валерия Сергеевна. Типология романов М.В. Семёновой: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Ульяновск. 2015. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Толкачева, Валерия Сергеевна

Содержание

Введение

Глава 1. «Мифологические» романы М.В. Семёновой

1.1. Авторский мифологизм в современной литературе

1.1.1. Мифологизм как художественный приём современной массовой литературы

1.1.2. Природа фантастического в литературе фэнтези и мифологическая фантастика

1.1.3. Традиции литературы романтизма в современной фэнтези

1.2. «Мифологические» романы М.В. Семёновой как мегацикл

1.2.1. Жанровая природа «мифологических» романов М.В. Семёновой

1.2.2. Цикличность «мифологических» романов М.В. Семёновой37

1.3. Рама «мифологических» романов М.В. Семёновой

1.4. Сюжетно-композиционная структура

«мифологических» романов

1.4.1. Сюжетно-композиционное построение цикла «мифологических» романов

1.4.2. Фольклорно-мифологические мотивы в «мифологических» романах

1.4.3. Картина мира в «мифологических» романах

Глава 2. «Условно-исторические» романы М.В. Семёновой

2.1. Исторический и «условно-исторический» роман

2.2. Рама «условно-исторических» романов М.В. Семёновой

2.3. Сюжетно-композиционная структура

«условно-исторических» романов М.В. Семёновой

2.3.1. Исторические реалии и вымысел в «условно-исторических» романах

2.3.2. Фольклорно-мифологические мотивы в «условно-исторических» романах

2.3.3. Картина мира в «условно-исторических» романах

2.4. Изображение героев в романах М.В. Семёновой

2.4.1. Внешность героев как средство психологического анализа

2.4.2. Поступки героев как средство их характеристики

2.4.3. Изображение героев с точки зрения других персонажей

2.4.4. Внутренние состояния героев

2.4.5. Речь как способ характеристики героев

2.4.5.1. Несобственно-прямая речь

2.4.5.2. Повествование Ich Erzählung в романе «Валькирия»

2.4.6. Фантастика в изображении героев

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология романов М.В. Семёновой»

Введение

В массовой культуре конца XX - начала XXI вв. значительное место занимает такое явление, как фэнтези (англ. fantasy - «фантазия»). Наибольшую известность фэнтези получила в конце 1980-х - 1990-е годы, однако и в настоящее время она популярна. В Интернете существуют сайты, посвященные фэнтези («Арда-на-Куличках»

(http://www.kulichki.com/tolkien/)), электронные журналы («Архивы Кубикуса» (http://www.kubikus.ru/), «Активная Органика» (http://www.kulichki.com/ao/), «Мир фантастики» (http://www.mirf.ru/)), в продаже можно увидеть множество романов-фэнтези различных авторов.

Р. Шидфар [228] и B.JI. Гопман [42J отмечают, что фэнтези зародилась в литературе Великобритании. Основателем её традиционно считается Дж.Р.Р. Толкиен, однако авторы, пишущие произведения подобного рода, появились задолго до него, история появления и развития фэнтези подробно описана в статье Р. Шидфара [228]. К основателям фэнтези он относит У. Морриса (конец XIX в.) и лорда Э. Дансени (начало XX в.), который первый создал «фантастически-вымышленный мир людей с легендами, обычаями, языком, верованиями, предвосхитив появление "Властелина колец"» [228, с. 89]. Далее появляются романы Р. Говарда о Конане, марсианская серия Э.Р. Берроуза. Однако, отмечает исследователь, подобные произведения не были популярны в 1920-е - 40-е годы, а журналы, в которых они печатались («Weird tails» и «Astounding stories»), называли дешёвым чтивом. Настоящая популярность к фэнтези пришла в 40-е - 50-е годы после выхода произведений Дж.Р.Р. Толкиена - повести «Хоббит» и романов «Властелин колец» и «Сильмариллион». Наибольшим успехом пользовалась трилогия «Властелин колец», которая стала образцом фэнтези.

Дальнейшими значительными периодами развития фэнтези в Европе Р. Шидфар называет 1960-е - 70-е гг. и вторую половину 80-х гг. В это время, указывает исследователь, расширяются фэнтези границы. Выходят

произведения М. Муркока, У. ле Гуин и других ярких представителей фэнтези. В конце 70-х гг. «особую популярность приобретает юмористическая и пародийная фэнтези, что свидетельствует о зрелости жанра» [228, с. 89], со второй половины 80-х гг. популярность фэнтези ещё больше увеличивается.

В России фэнтези получает распространение в конце 1980-х - начале 90-х гг. XX в. Сначала популярностью пользуется зарубежная фэнтези, а российские авторы, отмечает В. Каплан, оказываются неконкурентноспособны. Это, указывает исследователь, вынуждает их копировать западные образцы или брать иностранные псевдонимы (М. Симмонс - Е. Хаецкая, Г.Л. Олди - Д. Громов и О. Ладыженский) [76]. Такая литература отвечала потребностям массового читателя того времени. В 1990-е годы снижается интерес к серьёзной литературе, а популярность приобретает массовая, не требующая ни глубокой грамотности, ни знания серьёзного литературного контекста.

Примерно в середине 90-х гг. известность приобретают и российские авторы (В. Каплан называет Л. Рыбакова, С. Логинова, М. Успенского, а также уже известных ранее фантастов - К. Булычёва, В. Крапивина, О. Ларионову); появляются издательства, выпускающие российскую фантастику, - «АСТ», «Северо-Запад», «Терра», «Эксмо», «Вагриус». Немаловажен тот факт, что в качестве авторов, заложивших основы русской фэнтези, исследователь называет писателей, пишущих для детей и подростков. В целом, литература фэнтези предназначена для подросткового чтения, на что в своей монографии указывает М.И. Мещерякова [136].

Фэнтези российских авторов приобретает одну важную особенность. В середине 90-х гг. появляются романы и повести, в которых действие происходит в древней Руси и героями являются персонажи славянской мифологии. А.Д. Гусарова пишет о русской фэнтези в целом, что образ её мира «в своём генезисе восходит к фольклорно-мифологическим

представлениям образа "иного мира", что исключает привязку фэнтези единственно к образу средневекового мира как к модели эпохи более позднего происхождения» [52]. А разновидность фэнтези, где местом действия становится древняя Русь, получила название «славянская фэнтези». Представляется целесообразным опираться на определение Д. Дудко: «славянская фэнтези - это произведения, где не только действие происходит в славянских странах, но и сама фантастика построена на фольклоре и мифологии славян» [59]. Согласно обзору Е. Гарцевича, к славянской фэнтези относится творчество следующих авторов: М.В. Семёновой, П. Молитвина, А. Мартьянова, А. Семёнова, Е. Хаецкой, Е. Дворецкой, О. Григорьевой, С. Шведова, Ю. Никитина, Л. Бутякова, М. Успенского и многих других. Исследователь отмечает, что П. Молитвин, А. Мартьянов, А. Семёнов и Е. Хаецкая являются последователями М.В. Семёновой, их произведения связаны с её циклом «Волкодав». Творчество других авторов, указывает Е. Гарцевич, посвящено другим темам, но сюжет этих произведений основан на славянской мифологии [38].

Основная особенность славянской фэнтези заключается в том, что, с одной стороны, в ней изображается фантастический мир, с другой - в этом мире присутствуют те или иные исторические и географические реалии. И даже при их отсутствии герои - славяне и персонажи славянской мифологии. Так, трансформация типичной для фэнтези картины мира создаёт новое направление в этой литературе.

Мария Васильевна Семёнова в 1990-2000-е годы пользовалась наибольшей популярностью по сравнению с другими авторами славянской фэнтези, Е. Гарцевич называет её «флагманом» [38] этого направления.

В своей автобиографии М.В. Семёнова пишет, что ещё в школе она прочитала книгу о норманнском завоевании 1066 г., и с этого начался её интерес к истории северных европейских народов [170]. Началом творчества писательницы стала повесть «Хромой кузнец», написанная в 1980 г., но только после 1986 г. М.В. Семёнову начали печатать в детских

журналах, а в 1989 г. в издательстве «Детская литература» вышла первая книга - «Лебеди улетают». В 1992 г. «Лениздат» выпустил вторую книгу -«Пелко и волки». После 1992 г. писательница занялась переводческой деятельностью в издательстве «Северо-Запад», и это стало для неё стимулом к созданию славянской фэнтези. М.В. Семёнова пишет, что её возмутила приверженность российских писателей канону европейской фэнтези, и результатом этого возмущения стал роман «Волкодав», выпущенный в 1995 г. издательством «Азбука» [170]. В дальнейшем появилось продолжение романа, и так постепенно был создан цикл. В 1997 г. был написан роман «Волкодав. Право на поединок», в 2000 г. -«Волкодав. Истовик-камень», в 2001 г. - «Волкодав. Знамение пути», в 2003 г. - «Волкодав. Самоцветные горы» и в 2013 г. - «Волкодав. Мир по дороге». В 2007 г. вышли романы «Там, где лес не растёт» и «Бусый Волк», в 2009 г. - «Бусый Волк. Берестяная книга» - продолжение нового цикла (в соавторстве с Д. Тедеевым). Наибольшую популярность приобрёл цикл «Волкодав». В 2004 г. появились компьютерные игры по мотивам цикла, в 2005 г. был снят сериал «Молодой Волкодав» о юности главного героя, а в 2006 г. - фильм «Волкодав» по мотивам первого романа цикла.

Параллельно с романами-фэнтези в творчестве писательницы появляются романы о древней Руси: «Валькирия» (1995 г.), «Лебединая дорога» (1996 г.), «Меч мёртвых» (другое название - «Знак Сокола», написан в соавторстве с А. Константиновым, 1997 г.), к «историческим» романам относится и роман 1992 г. «Пелко и волки».

Стоит упомянуть соавторов М.В. Семёновой, вместе с которыми она создавала романы, исследуемые в данной работе. Дмитрий Тедеев -соавтор цикла «Бусый Волк» - луганский писатель-фантаст, мастер айкидо. Андрей Константинов - соавтор романа «Меч мёртвых» -писатель, журналист, киносценарист, автор многих детективных романов и сериалов. Сотрудничество с этим писателем предопределило детективный сюжет романа.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что М.В. Семёнова была одним из первых российских авторов, кто начал писать славянскую фэнтези, отказавшись от подражания западным образцам, что и сделало её книги популярными. Благодаря ей массовый читатель подробнее узнал о древнерусской истории, об укладе жизни древних славян. В творчестве М.В. Семёновой существует два типа романов-фэнтези, один из которых сочетает в себе черты как славянской, так и европейской фэнтези, а другой на первый взгляд является типичной славянской фэнтези, но при этом характеризуется специфической природой фантастического. Несмотря на популярность М.В. Семёновой, в современном литературоведении нет работ, посвященных целостному анализу её романов-фэнтези, в том числе их типологии. В данной работе предпринимается попытка проанализировать типологию романов-фэнтези этой писательницы, что позволило бы более полно раскрыть своеобразие её творчества.

Степень изученности проблемы. В настоящее время исследование творчества М.В. Семёновой представлено в некоторых статьях на сайтах писательницы (www.semenova.ru, www.semenova.olmer.ru) и в диссертациях A.B. Барашковой [8], Е.А. Сафрон [168], Я.В. Корольковой [92], упоминается М.В. Семёнова в диссертации А.Д. Гусаровой [52]. A.B. Барашкова анализирует фольклорно-мифологические мотивы и образы в романах М.В. Семёновой и выделяет такую особенность её романов, как поиск героем своего места в жизни, а не выполнение заданной свыше задачи, не спасение мира, как это характерно для фэнтези. Исследовательница называет это особенностью славянской фэнтези. Диссертация Е.А. Сафрон посвящена исследованию фольклорно-мифологической семантики славянской фэнтези, что касается романов М.В. Семёновой, то в этой работе дан анализ преимущественно образов изображаемых в цикле «Волкодав» богов. В диссертации Я.В. Корольковой анализируется жизненный путь Волкодава как трансформация инициации мифологического героя, рассматривается

изображение героя с точки зрения его эволюции на протяжении цикла, производится сопоставление сюжета цикла с сюжетом волшебной сказки, но при этом цикл «Волкодав» сопоставляется с трилогией М.Г. Успенского о Жихаре, т.к. исследовательница выделяет две модели славянской фэнтези - серьёзную и смеховую. Таким образом, в существующих диссертациях рассматриваются лишь отдельные аспекты поэтики романов М.В. Семёновой, к тому же предметом анализа становится цикл «Волкодав», другие романы упоминаются эпизодически, совсем не рассматриваются романы «Лебединая дорога», «Пелко и волки» и «Меч мёртвых».

Недостаточно полно исследована и литература фэнтези в целом. В современном литературоведении исследования фэнтези в основном представлены отдельными статьями в научно-популярных журналах, однако есть и авторитетные источники, к которым можно отнести монографии E.H. Ковтун [86], М.И. Мещеряковой [136], а также посвященные фэнтези диссертации [8; 52; 92; 168]. До настоящего времени отсутствует однозначное определение этого явления. В данной работе мы будем опираться на определение В.Л. Гопмана: «Фэнтези - вид фантастической литературы о необычайном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера» [42, с. 1161]. По мысли исследователя, сюжетное допущение в фэнтези «не имеет "логической" мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся рациональному объяснению» [42, с. 1161]. Аналогичные определения дают В. Каплан [76], О. Виноградова [30], А.И. Осипов [150]. М.И. Мещерякова [136; 137] и Л.В. Овчинникова [149] определяют фэнтези в первую очередь как синтетическое жанровое образование: это «своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мифа в её границах» [137, с. 12]; произведения «условно-сказочно-

мифологическо-фантастические» [149, с. 78]. Поэтому фэнтези можно охарактеризовать как эклектичное явление.

Так, изображение не объяснимой рационально фантастики обозначается исследователями как основополагающая черта фэнтези, другими важными чертами становятся изображение вымышленного мира и синтетическая жанровая природа. Обязательное создание в фэнтези вымышленного фантастического мира свидетельствует о том, что в этой литературе особенно важную роль играет художественная условность, которая была исследована A.A. Михайловой [139]. Именно условность в изображении уводит читателя от реальности, помогает ему погрузиться в мир литературного произведения. Как отмечает М.И. Мещерякова, мир фэнтези абсолютно ирреален и «опирается только на достоверность психологии (она подчёркнуто реалистична)» [137, с. 11]. Такое сочетание фантастического мира и правдоподобных поступков героев вызывает наибольший интерес у читателя.

В определении фэнтези значительная роль принадлежит E.H. Ковтун. Эта исследовательница даёт более широкое определение фэнтези и основывает его на сущности фантастики в такой литературе, обозначая фэнтези как разновидность фантастики, которая «изначально исходит из того, что мир на самом деле выглядит иначе, чем это представляется обыденному сознанию» [86, с. 49-50].

При исследовании фэнтези возникает проблема определения сущности этого явления: фэнтези - жанр или литературное направление. М.С. Галина [35], А.Д. Гусарова [52], Е.А. Сафрон [168] называют фэнтези жанром, А.И. Осипов [150] - направлением, B.JI. Гопман [42] - видом фантастической литературы. Однако большинство исследователей определяет фэнтези как жанр. При этом в работах исследователей преимущественно не объясняется, почему фэнтези определяется как жанр или направление.

Если рассматривать фэнтези как жанр, то, опираясь на определения жанра Ю.Н. Тынянова [211], Б.В. Томашевского [205], Г.Н. Поспелова [157], В.В. Кожинова [87], В.Е. Хализева [216], Н.Д. Тамарченко [197], следует решить вопрос об определённой логически сконструированной модели: художественной форме, обусловленной определённым содержанием. Типичным содержанием фэнтези можно назвать историю спасения необыкновенным, избранным героем вымышленного, ирреального мира. Композиционное построение произведений фэнтези представляет собой цепь приключений героев, и сюжет является постоянным движением от одного приключения к другому. Но такое построение М.М. Бахтин считает характерным для жанра романа странствований или романа испытания [14], таким образом, фэнтези оказывается не единственным литературным явлением с такой композицией. Что касается специфических образных свойств фэнтези, то основными образами являются вышеупомянутый вымышленный мир, герои - люди и фантастические существа (часто мифологические персонажи). Персонажи преимущественно разделяются на злодеев, угрожающих миру, и его спасителей. На эти две основные группы персонажей указывают В.Л. Гопман [42] и М.С. Галина [35]. Однако изображение вымышленного мира, борьбы положительного героя со злодеями, изображение мифологических персонажей характерно для баллады, сказки, рыцарского романа и других фольклорных и литературных жанров.

Как уже было сказано, А.И. Осипов называет фэнтези литературным направлением. Если ориентироваться на определения литературного направления Г.Н. Поспелова [156], В.В. Курилова [105], фэнтези действительно можно назвать направлением, т.к. такая литература представляет собой произведения ряда писателей Европы, США и России XX - XXI веков, и эти произведения отличаются ясно выраженными

особенностями содержания и формы. Основной специфической чертой фэнтези исследователи называют особую картину мира.

Однако определение фэнтези как направления уместно лишь при её соотнесении с фантастической литературой в целом. Фантастическая литература - широкое понятие; рассматривая её историю, Ю.И. Кагарлицкий отмечает, что это явление существовало на протяжении всей истории литературы, в разных жанрах и литературных направлениях [74]. Фэнтези - разновидность фантастической литературы, обладающая специфическими чертами, отличающими её от других разновидностей. Соответственно, её можно охарактеризовать как направление фантастической литературы, но не литературное направление.

Таким образом, обозначение фэнтези термином «литературное направление» оказывается некорректным. Однако возникают сомнения и в возможности назвать её жанром, несмотря на то, что так фэнтези обозначают многие исследователи. В таком случае, представляется целесообразным говорить о фэнтези как о синтетическом образовании, которое является одновременно и жанром, и направлением, и видом фантастической литературы, разница в том, в каком значении этот термин употребляют исследователи.

Говоря об истоках фэнтези, исследователи относят к ним древний миф, фольклорную волшебную сказку, героический эпос, средневековый рыцарский роман, романтическую литературу XIX в. (этим и объясняется синтетическая природа исследуемого явления). О связи фэнтези и мифа пишут М.И. Мещерякова [137], М.С. Галина [35], В.Л. Гопман [42]. По своей сюжетно-композиционной структуре, по изображению героев фэнтези в большей степени близка фольклорной волшебной сказке и происходящей от неё литературной сказке. На это указывают М.С. Галина [35], В.Л. Гопман [42], Н.И. Васильева [23], Е.А. Сафрон [168]; ЕЛО. Ильинова полностью отождествляет понятия «фэнтези» и «авторская сказка» («литературная сказка») [69]. Основанием для этого

исследовательница считает изображение в сказке и фэнтези ирреального мира, лишь косвенно связанного с реальным [69].

В связи с распространённостью фэнтези возникает необходимость создания классификации этого явления. Единой универсальной классификации до сих пор не существует. Основой классификации фэнтези считаются особенности сюжета и картины мира (Р. III ид фар [228], М.И. Мещерякова [137]), особенности фантастического в сюжете (Е.Н. Ковтун [85; 86]), природа фантастического (В.Л. Гопман [42]). Несмотря на обилие различных классификаций условно можно выделить основные виды фэнтези: героическая фэнтези (основа сюжета - боевые подвиги героя, спасение им мира), сказочная фэнтези (в сюжете практически отсутствуют боевые подвиги, просто изображается жизнь вымышленного мира), историческая фэнтези (действие происходит в какую-либо прошедшую историческую эпоху), «низкая» фэнтези (термин В.Л. Гопмана) - действие происходит в реальном мире, но в реальности происходят фантастические события; юмористическая фэнтези. Безусловно, эту классификацию не стоит рассматривать как окончательную, поскольку изучение проблемы продолжается.

Классификация славянской фэнтези была предложена Е.А. Афанасьевой (Сафрон) [7]. В дальнейшем исследовательница предлагает более подробную классификацию: основаниями становятся национальная специфика (славянская фэнтези), сюжетно-тематический принцип (эпическая, романтическая), художественное время (историческая), аксиологическое начало (героическая, юмористическая),

мировоззренческое начало (славянская фэнтези с элементами научной фантастики), адресат (ориентация на читателя старшего возраста), также есть такой тип, как славянская фэнтези смешанного типа [168, с. 10-11]. Такая подробная классификация свидетельствует о распространённости и многообразии славянской фэнтези, соответственно, эта сравнительно

недавно появившаяся разновидность не уступает фэнтези западного образца.

Литература фэнтези относится к массовой литературе, которую В.Е. Хализев определяет как «совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, ... ищущего в печатной продукции главным образом развлечения» [215, с. 127-128]. Аналогично характеризуют массовую литературу С.П. Белокурова [15], М.А. Черняк [223; 224]. Некоторые исследователи (В.И. Самохвалова [167], Н. Иванова [67]) называют массовую литературу литературным низом, подчёркивают её примитивность, в то время как другие указывают на её неоднородность (Н.Г. Мельников [135]). 10.М. Лотман пишет, что это понятие -«социологическое... Понятие "массовой литературы" в первую очередь определяет отношение того или иного коллектива к определённой группе текстов» [115, с. 381]. Таким образом, разделение на «элитарную» и «массовую» литературу осуществляется благодаря определённым критериям, созданным обществом.

Исследователи массовой литературы выделяют следующие основные черты этого явления:

1) Простота и ориентированность на так называемого массового читателя.

2) Однотипность, схематичность внутри каждого отдельного жанра. Это позволило американскому исследователю Дж. Кавелти использовать понятие литературной формулы [73].

3) Многосерийность (данная черта отмечена Н.М. Зоркой [65] в отношении массового искусства в целом).

4) Фактическая распространённость, массовость.

Все вышеназванные черты можно обнаружить в литературе фэнтези. В первую очередь, фэнтези присущ занимательный сюжет, который разворачивается в вымышленном, волшебном мире. Сюжет, образы и обстановка фэнтези создаются по определённому шаблону. Р. Шидфар

отмечает, что сюжет трилогии Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец» стал сюжетным каноном фэнтези [228]. Как это характерно для массовой литературы, за счёт своего сюжетного канона литература фэнтези узнаваема, её сюжеты преимущественно предсказуемы и тем самым привлекательны для массового читателя. Также для фэнтези характерен определённый канон в изображении героев, персонажей и картины мира.

Многосерийность также полноценно воплощается в фэнтези, что обусловлено развлекательной функцией массовой литературы: каждый новый роман, рассказ или повесть об уже известных героях больше привлекает читателей, чем произведение о новых героях. Соответственно, фэнтези (как и многие другие жанры массовой литературы) постоянно получает продолжение. Часто даже если приключения героев счастливо завершаются, финал романа или цикла романов логически обоснован, автор впоследствии создаёт продолжение, героями которого становятся если не прежние герои, то их потомки или другие жители данного вымышленного мира. Также часто имеет место ситуация, когда продолжение пишут другие авторы. Это произошло с «Властелином колец» (продолжение - трилогия Н. Перумова «Кольцо Тьмы»), с романом Р. Говарда «Конан», с романом Л. Бутякова «Владигор» и многими другими романами-фэнтези. Стоит отметить, что чем популярнее произведение, тем больше у него продолжений, написанных разными авторами. Таким образом, многосерийность того или иного произведения фэнтези тесно связана с поточностью выпуска романов-серий.

Объект исследования - романы-фэнтези М.В. Семёновой.

Предмет исследования - типология романов М.В. Семёновой.

Материал исследования - романный цикл «Волкодав», включающий в себя шесть романов («Волкодав», «Право на поединок», «Истовик-камень», «Знамение пути», «Самоцветные горы», «Мир по дороге»); незавершённый цикл «Бусый Волк», на данный момент включающий в себя два романа («Бусый Волк», «Берестяная книга»), а

также романы «Там, где лес не растёт», «Валькирия», «Лебединая дорога», «Пелко и волки» и «Меч мёртвых».

Цель данного исследования - анализ поэтики романов М.В. Семёновой, выявление их типологии в аспекте литературы фэнтези. В рамках этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) обобщить и систематизировать данные научных и научно-популярных исследований литературы фэнтези;

2) выявить типологию романов М.В. Семёновой на основе изучения их поэтики;

3) доказать возможность употребления терминов «мифологические» романы и «условно-исторические» романы по отношению к романам-фэнтези М.В. Семёновой;

4) выявить своеобразие поэтики романов каждого из двух типов. Методологические и теоретические принципы исследования в

значительной мере обусловили:

- в области методологии литературоведческих исследований -фундаментальные труды М.М. Бахтина, В.В. Кожинова, IO.M. Лотмана, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева, П.Д. Тамарченко и др.;

- в области мифологии и фольклора для анализа фольклорно-мифологических мотивов в романах - труды Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, С.С. Аверинцева, Вяч. Вс. Иванова, В.Н. Топорова, В.И. Ерёминой, Е.Е. Левкиевской, и др.;

- в исследовании массовой литературы и культуры - работы Ю.М. Лотмана, Н.М. Зоркой, Дж. Кавелти, М.А. Черняк и др.;

- в области теории фантастической литературы и фэнтези — труды Цв. Тодорова, 10.И. Кагарлицкого, Т. Чернышевой, Е.М. Неёлова, М.И. Мещеряковой, E.H. Ковтун, А.Д. Гусаровой и др.;

- в области теории исторической и псевдоисторической прозы -работы Г. Лукача, H.H. Петруниной, Л.П. Александровой, Е.И. Петуховой, И.В. Чёрного, М. Назаренко.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые выявлена типология романов М.В. Семеновой, разработаны термины для обозначения каждого типа романов («мифологические» и «условно-исторические» романы). В диссертации рассмотрены особенности мифологизма в «мифологических» романах, особенности их циклизации, сюжета, композиции; выявлены особенности историзма в «условно-исторических» романах, особенности их сюжетно-композиционного построения; изображения героев обоих типов романов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Романы М.В. Семёновой разделяются на два типа на основании изображённой в них картины мира. Основной чертой «мифологических» романов является создание уникального ирреального мира, «условно-исторических» - изображение мира, для которого свойственны приметы реального мира в условную историческую эпоху.

2. Особенность «мифологических» романов заключается в том, что изображаемый в них вымышленный мир построен по законам мифологии: условно реальный и потусторонний миры в этих романах взаимопроницаемы, мир дихотомичен. При этом он напоминает реальный мир в древности. Вымышленный народ веннов, к которому принадлежат главные герои, вызывает ассоциации с древними славянами. В описании их жизни автор использует исследования Х1Х-ХХ веков о верованиях и обрядах славян, своеобразно трансформируя этнографический материал. «Мифологические» романы выделяются среди славянской фэнтези тем, что в них изображаются вымышленные народы, в то время как другие авторы пишут о древних славянах. «Мифологические» романы объединены в общий цикл, что характерно для литературы фэнтези.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Толкачева, Валерия Сергеевна, 2015 год

Литература

1. Аверинцев, С. С. «Аналитическая психология» Юнга и закономерности творческой фантазии [Текст] / С. С. Аверинцев // Вопросы литературы. - 1970.-№ 3. - С. 113-143.

2. Агапкина, Т. А. Имя [Текст] / Т. А. Агапкина // Славянская мифология. - М. : Эллис-Лак, 1995. - С. 210-213.

3. Агапкина, Т. А. Осина [Текст] / Т. А. Агапкина // Славянская мифология. - М. : Международные отношения, 2002. - С. 348-349.

4. Александрова, Л. П. Советский исторический роман: Типология и поэтика [Текст] / Л. П. Александрова. - К. : Вища школа, 1987.- 160 с.

5. Алексеев, С. Фэнтези - развитие жанра в России [Текст] / С. Алексеев, М. Батшев // Книжное дело. - 1997. - № 1. - С. 83-85.

6. Афанасьева, Е. А. Мифологические мотивы в трилогии Марии Семёновой «Волкодав» [Текст] / Е. А. Афанасьева [Электронный ресурс] -Дата доступа: 05.12.2007. Режим доступа: http://www.semenova.olmer.ru/stat/stat25.shtml.

7. Афанасьева, Е. А. Славянская фэнтези: опыт классификации [Текст] / Е. А. Афанасьева // Проблемы детской литературы и фольклор. -Петрозаводск : ПетрГУ, 2009. - С. 169-180.

8. Барашкова, А. В. Славянская фэнтези: образно-мотивный ряд (на материале произведений М.В. Семёновой) [Текст] : автореферат дис. ... канд. филол. наук / А. В. Барашкова. - Иваново, 2010. - 23 с.

9. Барашкова, А. В. Роль мифологических мотивов в произведениях славянской фэнтези [Текст] / А. В. Барашкова // Вестник Костромского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 22-26.

10. Барашкова, А. В. Славянская фэнтезн: современное прочтение фольклорной традиции [Текст] / А. В. Барашкова // Библиотечное дело. -2013.-№ 18.-С. 34-36.

11. Бахтин, М. М. Бахтин (под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Лабиринт, 2000. - 640 с.

12. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст) / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1975. - 504 с.

13. Бахтин, М. М. Эпос и роман [Текст] / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - 304 с.

14. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества (Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

15. Белокурова, С. П. Массовая литература [Текст] / С. П. Белокурова // Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] - Дата доступа: 29.11.2005. Режим доступа: http://www.gramma.ru/LIT/7icK3.0&раве= 1 &\угс!=%СС%С()%01 %01 %СЕ% С2%СО%ОР%20%СВ%С8%020/оС5%00%СО%02%ПЗ%00%СО&Ьику-%С С

16. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии |Текст] / Н. Я. Берковский. - СПб. : Азбука-классика, 2001. - 512 с.

17. Богуславский, В. В. Держава Рюриковичей [Текст] / В. В. Богуславский; под общ. ред. В. И. Буганова. - Тула : Русский лексикон, 1994.-580 с.

18. Большакова, А. Литературный архетип [Текст] / А. Большакова // Литературная учёба. - 2001. - № 6. - С. 169-173.

19. Бочаров, С. Г. Характеры и обстоятельства [ Текст] / С. Г. Бочаров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1. Образ, метод, характер. - М. : Изд-во А11 СССР, 1962. -С. 312-451.

20. Брауде, JI. Ю. К истории понятия «Литературная сказка» [Текст] / Л. Ю. Брауде // Известия Академии наук СССР. Серия языка и литературы. -1977. -№3.-С. 226-234.

21. Валенцова, М. М. Марена [Текст] / М. М. Валенцова // Славянская мифология. - М. : Международные отношения, 2002. - С. 291292.

22. Ванслов, В. В. Эстетика романтизма [Текст] / В. В. Ванслов. -М. : Искусство, 1966. - 404 с.

23. Васильева, Н. И. Сказка-бестселлер, или Почему «Гарри Поттер» должен кончиться хорошо (к проблеме фольклоризма массовой литературы) [Текст] / Н. И. Васильева. - Йошкар-Ола : Лик-Пресс, 2004. -88 с.

24. Вердеревская, И. А. Русский роман 40-60-х годов XIX века [Текст] / Н. А. Вердеревская. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1980.

25. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика |Текст] / А. Н. Веселовский. - М. : Высшая школа, 1989. - 408 с.

26. Вилисова, Т. Г. Миф как метаязык литературы XX века (новая волна ремифологизации в немецкой литературе 70-80-х гг.) : тезисы [Текст] / Т. Г. Вилисова [Электронный ресурс] - Дата доступа: 30.01.2007. Режим доступа: http://languafze.psu.ru/bin/view.cui?art=0163&th=yes&lang:=rns

27. Виноградова, Л. Н. Ворота [Текст] / Jl. Н. Виноградова, С. М. Толстая // Славянские древности : этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. Т. 1. - М. : Международные отношения, 1995. - С. 30.

28. Виноградова, Л. П. Берёза [Текст] / JI. Н. Виноградова, В. В. Усачёва // Славянские древности : этнолингвистический словарь в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М. : Международные отношения, 1995. - С. 22-23.

29. Виноградова, JI. Н. Оборотничество [Текст) / Л. Н. Виноградова // Славянская мифология. - М. : Эллис-Лак, 1995. - С. 279281.

30. Виноградова, О. Что им надо в другом мире [Текст] / О. Виноградова // Библиотека в школе (прилож. к газ. «Первое сентября»). -2001.-№ 10.-С. 16-18.

31. Виноградов, В. В. Проблема сказа в стилистике // О языке художественной прозы [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1980. -360 с.

32. Вихарева, О. В. Жанровое своеобразие романа М. Семёновой «Валькирия» [Текст] / О. В. Вихарева // Международный молодёжный научный форум «Ломоносов-2009» : материалы XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция «Филология». - М. : МАКС Пресс, 2009. - С. 509510.

33. Власова, М. Н. Русские суеверия [Текст] / М. П. Власова. -СПб. : Азбука, 2000. - С. 367-371.

34. Волков, И. Ф. Творческие методы и художественные системы [Текст] / И. Ф. Волков. - М. : Искусство, 1989. - 253 с.

35. Галина, М. С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) [Текст] / М. С. Галина // Общественные науки и современность. - 1998. - № 6. - С. 161-170.

36. Галина, М. С. Валькирия русской фэнтези [Текст] / М. С. Галина // Литературная газета. - 1997. - № 28. - 9 июля. - С. 11.

3 7. Гареева, Л. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) [Текст] / Л. Н. Гареева // «Стихо! ворения в прозе» И.С. Тургенева: Вопросы поэтики. - Ижевск : УдГУ, 2004 [Электронный ресурс] - Дата доступа: 15.10.2010. Режим доступа: http://zhelty-dom.narod.ru/literature/txt/cikl aareeva.htm

38. Гарцевич, Е. Русские деревенские сказки. Славянское фэнтези [Текст] / Е. Гарцевич // Мир фантастики. - 2005. - № 20. - Апрель [Электронный ресурс] - Дата доступа: 29.11.2005. Режим доступа: www.mirf.ru/Articles/7689

39. Гачев, Г. Д. Космо-психо-логос : национальные образы мира [Текст] / Г. Д. Гачев. - М. : Академический проект, 2007. - 511 с.

40. Гинзбург, J1. Я. О литературном герое [Текст] / JI. Я. Гинзбург. - JI., 1979 [Электронный ресурс] - Дата доступа: 24.01.2011. Режим доступа: http//destructionen.narod.ru/ginzburg_o_geroe.htm

41. Гинзбург, JI. Я. О психологической прозе [Текст] / JI. Я. Гинзбург. - М. : Intrada, 1999. - 416 с.

42. Гопман, В. J1. Фэнтези [Текст] / В. JI. Гопман // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. II. Николюкина. - М. : НПК «Интелвак», 2001. - С. 1161 -1164.

43. Гришунин, А. Л. Эпиграф [Текст] / А. JI. Гришунин // Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - С. 511-512.

44. Губайловский, В. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра [Текст] / В. Губайловский // Новый мир. - 2002. -№ 3. - С. 174-185.

45. Гуковский, Г. А. Реализм Гоголя [Текст] / Г. А. Гуковский. -М-Л. : Гослитиздат, 1959. - 530 с.

46. Гуляев, Н. А. Введение в теорию романтизма : пособие по спецкурсу [Текст] / Н. А. Гуляев. И. В. Каргашова. - Тверь : ТГУ, 1991. -92 с.

47. Гура, А. В. Волк [Текст] / А. В. Гура // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. II. И. Толстого. Т. 1. - М. : Международные отношения, 1995. - С. 411-414.

48. Гура, А. В. Олень [Текст] / А. В. Гура // Славянские древности : этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. I I. И. Толстого. Т. 3. - М. : Международные отношения, 2002. - С. 545-546.

49. Гура, А. В. Собака [Текст] / А. В. Гура // Славянская мифология. - М. : Международные отношения, 2002. - С. 440-441.

50. Гура, А. В. Сватовство [Текст] / А. В. Гура, Г. С. Узенёва // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. Т. 4. - М. : Международные отношения, 2009. - С. 560-563.

51. Гуревич, А. Я. Походы викингов [Текст| / А. Я. Гуревич. - М. : Наука, 1966.- 184 с.

52. Гусарова, А. Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. XX века [Текст]: автореферат ... канд. филиол. наук / А. Д. Гусарова. -Петрозаводск, 2009 [Электронный ресурс] - Дача доступа: 08.02.2011. Режим доступа: http://www.proza.rU//2010/12/10/1371.

53. Гусарова, А. Д. Проблема типологии героя (к вопросу о художественном методе русской фэнтези) [Текст] / А.Д. Гусарова // Проблемы детской литературы и фольклор. - Петрозаводск : ПетрГУ, 2009.-С. 154-168.

54. Гусарова, А. Д. Формула фэнтези (Принцип героя) [Текст] / А. Д. Гусарова // Проблемы детской литературы и фольклор. - Петрозаводск : ПетрГУ, 2004.-С. 152-158.

55. Давыдова, Т. Сказка [Текст] / Т. Давыдова, В. Пронин // Литературная учёба. - 2003. -№ 1. - С. 215-217.

56. Дарвин, М. II. Художественная циклизация лирических произведений [Текст] / М. I I. Дарвин. - Кемерово, 1997. - 104 с.

57. Дарвин, М. Н. Цикл [Текст] / М. II. Дарвин // Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. - М. : ГУН Издательство «Высшая школа», 2000. - С. 482-495.

58. Долгов, В. В. Детство в контексте древнерусской культуры XI-XIII вв.: отношение к ребёнку, способы воспитания и стадии взросления

[Текст] / В. В. Долгов // Этнографическое обозрение. - 2006. - № 5. - С. 7285.

59. Дудко, Д. Славянская фэнтези: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Д. Дудко [Электронный ресурс] - Дата доступа: 29.11.2005. Режим доступа: www.rusf.ru/star/doklad/2004/dudko2.htm

60. Ерёмина, В. И. Свадебный обряд в его взаимосвязи с погребальным // Ритуал и фольклор [Текст] / В. И. Ерёмина. - Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1991.-С. 83-55.

61. Ерёмина, В. И. Языческие представления славян о смерти и посмертном существовании (по фольклорным и этнографическим данным) // Ритуал и фольклор [Текст] / В. И. Ерёмина. - JI. : Наука. Ленинградское отделение, 1991.-С. 18-40.

62. Есин, А. Б. Время и пространство [Текст] / А. Б. Есин // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. - М. : ГУП Издательство «Высшая школа», 2000. - С. 47-62.

63. Заградка, М. Поэтика заглавий русской литературы XX века [Текст] / М. Заградка [Электронный ресурс] - Даiа доступа: 03.11.2010. Режим доступа: http://russian.slavica.org/ailicle29l .html

64. Зайцев, А. И. Система жанров в литературе и фольклоре [Текст] / А. И. Зайцев // Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. -СПб. : Петербургское востоковедение, 2003. - С. 290-292.

65. Зоркая, Н. М. Уникальное и тиражированное [Текст] / Н. М. Зоркая. - М. : Искусство, 1981. - 168 с.

66. Иванов, Вяч. Вс. Перун [Текст] / Вяч. Вс. Иванов, В. II. Топоров // Мифы народов мира : в 2 т. Т. 2. - М. : Советская энциклопедия, 1988.-С. 306-307.

67. Иванова, Н. У нас нет массовой лшературы [Текст] / Н. Иванова [Электронный ресурс] - Дата доступа: 29.1 1.2005. Режим доступа: http://www.blotter.ru/news/articleO l D0D00031 /_hide_/_eng_/default.asp

68. Ильин, И. П. «Постмодернизм»: проблема соотношения творческих методов в современном романе Запада ( Текст] / И. Г1. Ильин // Современный роман. Опыт исследования. - М. : 11аука, 1990. - С. 255-279.

69. Ильинова, Е. Ю. Концептология вымысла в тексте авторской сказки [Текст] / Е. Ю. Ильинова // Филологические науки. - 2007. - № 1. -С. 85-93.

70. Исенко, С. Понёва, «понька» [Текст] / С. Исенко // Народное творчество. - 1991. - № 4. - С. 28-31.

71. История государства Российского: Жизнеописания 1Х-ХУ1 вв. [Текст] / авт.-сост. А. В. Шевцов, С. Н. Синегубов, М. Н. Опалинская. - М. : Книжная палата, 1996. - 480 с.

72. Кабакова, Г. И. Роды [Текст] / Г. И. Кабакова // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. II. И. Толстого. Т. 4. - М. : Международные отношения, 2009. - С. 450-452.

73. Кавелти, Дж. Изучение литературных формул [Текст] / Дж. Кавелти // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 22. - С. 34-63.

74. Кагарлицкий, Ю. И. Что такое фантастика? [ Текст] / Ю. И. Кагарлицкий. - М. : Художественная литература, 1974. - 352 с.

75. Капица, Ф. С. Тайны славянских богов [Текст] / Ф. С. Капица. - М. : Рипол-Классик, 2007. - 416 с.

76. Каплан, В. Заглянем за стенку. Топография современной русской фантастики [Текст] / В. Каплан // Новый мир. - 2001. - № 9. - С. 156-170.

77. Карамзин, I I. М. Предания веков [Текс! | / Н. М. Карамзин. - М. : Правда, 1988.-768 с.

78. Карельский, А. Модернизм XX в. и романтическая традиция [Текст] / А. Карельский // Вопросы литературы. - 1994. - Вып. II. - С. 163171.

79. Карлова, Т.С. Эстетический смысл истории в творческом восприятии Карамзина [Текст] / Т. С. Карлова // Державин и Карамзин в

литературном движении XVIII - начале XIX вв. - Л. : Наука, 1969. - С. 281289.

80. Квятковекий, В. Е. Поэтический словарь [Текст] / В. Е. Квятковский. - М. : Советская энциклопедия, 1966. - 356 с.

81. Квятковский, В. Е. Вставная новелла [Текст] / В. Е. Квятковский // Поэтический словарь Квятковекого ¡Электронный ресурс 1 -Дата доступа: 15.10.2010. Режим доступа: hup: 7teb-weh.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-0821 .htm

82. Кирпичников, А. II. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) [Текст] / А. П. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев // Славяне и скандинавы : сборник статей. - М. : Прогресс, 1986.-С. 189-297.

83. Клещенко, Е. Легенды вырастают из травы (Текст] / Е. Клещенко [Электронный ресурс] - Дата доступа: 05.12.2007. Режим доступа: http://semenova.olmer.ru/stat/stat2.shtml

84. Ключевский, В. О. Сочинения : в 9 т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1 [Текст] / В. О. Ключевский. - М. : Мысль, 1987. - 430 с.

85. Ковтун, Е. II. «Истинная реальность» fantasy [Текст] / Е. Н. Ковтун // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1998. -№ 3. - С. 106-115.

86. Ковтун, Е. Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа [Текст] / Е. Н. Ковтун. - М. : Издательство МГУ, 1999. - 308 с.

87. Кожинов, В. В. Происхождение романа [Текст] / В. В. Кожинов. - М. : Советский писатель, 1963. - 439 с.

88. Козлов, Ю. Ф. От князя Рюрика до императора Николая И [Текст] / Ю. Ф. Козлов. 2-е изд, доп. и перераб. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1992. - 352 с.

89. Козловский, В. Эпиграф [Текст] / В. Козловский // Словарь литературоведческих терминов. - М. : Просвещение, 1974. - С. 468.

90. Колшанский, Г. В. Объективная карч и па мира в познании и языке [Текст] / Г. В. Колшанский. - М. : Наука, 1990. - 107 с.

91. Корман, Б. О. Литературоведческие 1ермины по проблеме автора [Текст] / Б. О. Корман. - Ижевск : УдГУ, 1982. - 19 с.

92. Королькова, Я. В. Две модели фэнтези в современной русской литературе (романы М.В. Семёновой о Волкодаве, М.Г. Успенского о Жихаре) [Текст] : автореферат дис. ... канд. филол. наук / Я. В. Королькова. - Томск, 2012. - 26 с.

93. Королькова, Я. В. Квест героя фэшези (на материале цикла романов М. Семёновой о Волкодаве) [Текст] / Я. В. Королькова // Вестник ТГПУ. - 2012. - № 3 (118). - С. 226-230.

94. Королькова, Я. В. К вопросу о критериях выделения произведений фэнтези [Текст] / Я. В. Королькова // Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики : материалы конференции молодых ученых. Вып. 11. Т. 2. Литературоведение и издательское дело. - Томск, 2010.-С. 85-89.

95. Королькова, Я. В. О соотношении литературной сказки и фэнтези [Текст] / Я. В. Королькова // Вестник ТГ11У. - 2010. - № 8 (98). -С. 142-144.

96. Красовский, В. Е. Вставные произведения [Текст] / В. Е. Красовский // Литература. - М., 2002 [Электронный ресурс] - Дата доступа: 15.10.2010. Режим доступа: a4format.ru>pdf_files_slovari/4b6b33c0.pdf.

97. Кременец [Текст] [Электронный ресурс] - Дата доступа: 16.11.2014. Режим доступа: http://palomniki.su/countries/ua/gl 2/kremenec.htm

98. Кржижановский, С. Д. Поэтика заглавий [Текст] / С. Д. Кржижановский [Электронный ресурс] - Дата доступа: 03.11.2010. Режим доступа:

http://www.wikilivres.info/wiki/%D0%9F%D0%Bli%I) 1 %8D%D 1 %82%D0%

в8%оо%вл%оо%во_%оо%в7%оо%во%оо%вз%по%вв%оо%во%о 0%В2%00%В8%00%В9/%00%9Р%00%ВВ%П()%1?В%01%83%00%В7% 00%ВО%ВО%ВЗ%00%ВВ%00%ВО%00%В2%1_)()%В8%01%8Г;Ьир:/Ду\\'\у ^¡кШугезлпЫш1к1/%00%9Р%00%ВЕ%01 %80%1) 1 %82%00%В8%00%В А%00%в0_%00%в7%00%в0%00%в3%00%вв%00%в0%00%в2%00 %В8%00%В9/%00%9Р%00%ВЕ%00%ВВ%01 %83%00%в7%00%в0%0 0%в3%00%вв%00%в0%00%в2%00%в8%01 %8Р

99. Кривушина, Е. С. Полифункциональность заглавия [Текст! / Е. С. Кривушина // Поэтика заглавия художественных произведений : межвузовский сборник научных трудов. - Ульяновск : УШИ им. И. П. Ульянова, 1991.-С. 3-14.

100. Криничная, П. А. Русская мифология: мир образов фольклора [Текст] / П. А. Криничная. - М. : Академический 1 [роект; Гаудеамус, 2004. - 1008 с.

101. Круглица (значения) [Текст] [Элекцюнный ресурс] - Дата доступа: 01.02.2015. Режим доступа: https://ш.wikipedia.org/wiki/%CA%FO%FЗ%EЗ%liB%E80/oF60/oEO_0/o28%E7 % Е О % Е 0 % Р 7 % Е 5 % Е О % Е 8 % Р Р % 2 9

102. Кузьмина, М. Ю. Фэнтези: к вопросу о «жанровой сущпосш» [Текст] / М. Ю. Кузьмина // Вестник Ульяновского государственного педагогического университета им. И. II. Ульянова : сборник научных статей. - Ульяновск : УлГПУ, 2006. - С. 93-97.

103. Кузьмина, 11. А. Эпиграф в коммун11ка 1 ивном пространс 1 ве художественного текста [Текст] / Н. А. Кузьмина [Электронный ресурс] -Дата доступа: 13.12.2010. Режим достуг ш: http://student.km.ru/ref-51ю\у А-ате.а5р?!а=ВСРАС58А53Р840459ЕЗС6070А65В43АР

104. Курилов, В. В. Направление и меюд: к проблеме их соотношения [Текст] / В. В. Курилов // Творческие методы и литературные системы / под ред. П. А. Николаева, И. Ф. Волкова, С. В. Калачёвой. - М. : Прогресс, 1987.-С. 41-51.

105. Курицын, В. Мир спасёт слабость j Текст] / В. Курицын // Дружба народов. - 1992. - № 2. - С. 292-232.

106. Кэмпбелл, Дж. Герой с тысячью лицами [Текст] / Дж. Кэмпбелл : пер. с англ. - К. : София, 1997. - 336 с.

107. Ламзина, А. В. Заглавие [Текст] / А. В. Ламзина // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. - М. : ГУГ1 «Издательство «Высшая школа», 2000. - С. 95-105.

108. Ламзина, А. В. Рама произведения ['Текст] / А. В. Ламзина // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. И. Николюкина. - М. : НИК «Интелвак», 2001. - С. 848-851.

109. Левидов, А. М. Автор-образ-читатель ¡ Текст] / А. М. Левидов. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1983. - 352 с.

110. Левкиевская, Е. Е. Мифы русского парода [Текст] / Е. Е. Левкиевская. - М. : Астрель, ACT, 2000. - 528 с.

111. Левкиевская, Е. Е. Предки [Текст] / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: этнолингвистический словарь : в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. Т. 4. - М. : Международные отношения, 2009. - С. 250-252.

112. Лённрот, Э. Калевала [Текст] / Э. Лённрот [Электронный ресурс] - Дата доступа: 19.04.2014. Режим доступа: http://tululu.org/read58012/

113. Лихачёв, Д. С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д. С. Лихачёв. - Л. : Художественная литература. Ленинградское отделение, 1971.-414с.

114. Лихачёва, С. Миф работы Толкина [ Текст] / С. Лихачёва // Литературное обозрение. - 1993. -№ 11-12. - С. 91-104.

115. Лотман, Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Избранные статьи: в 3 т. [Текст] / Ю. М. Лотман. - Таллинн : Александра, 1993. - С. 380-388.

116. Лотман, Ю. М. Рамка // Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - М. : Наука, 1970. - С. 255-265.

117. Лотман, Ю. M. Художественное просфапсгво в прозе Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин, Лермошов, Гоголь [Текст] /10. М. Лотман.-М., 1988.-С. 251-293.

118. Лукач, Г. Классическая форма исюрического романа [Текст] / Г. Лукач [Электронный ресурс] - Дата доспна: 08.02.2011. Режим доступа: http://mesotes.narod.ru/lukacs/hist-roman/hislroman-1 .htm

119. Ляпина, Л. Е. Проблема целое i нос i п лирического никла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литера1уры [Ickci] / J1. Е. Ляпина. -Донецк: ДГУ, 1977.-368 с.

120. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя [Tckci ] / Ю. В. Манн. - М. : Художественная литература, 1988. 413 с.

121. Медведева, II. Г. Взаимодействие мифа и романа в литературе [Текст] / Н. Г. Медведева // Современный роман. Опыт исследование. - М. : Наука, 1990.-С. 57-68.

122. Медведица (значения) [Текст] [Электронный ресурс] - Дата доступа: 01.02.2015. Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/%DO%9C%D00/oB5ü^,DO%B4%D00/oB2%D()%B5 %D0%B4%D0%B8%D 1 %86%D0%B0_%28%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D 1 %87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F%29

123. Мейлах, M. Б. Меч [Текст] / М. Б. Мейлах // Мифы и «родов мира : энциклопедия : в 2 т. Т. 2. - М. : Сове i екая шциклопедия, 1992. - С. 149.

124. Мелетинский, Е. М. Валькирии j Ickci] / h. M. Мелетипский // Мифы народов мира : энциклопедия: в 2 i 1. 1. - M. : Coi л екая энциклопедия, 1991. - С. 211.

125. Мелетинский, Е. М. Герой волшебной сказки [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : Издательство восточной ли iсра iуры, 1958.-26" с.

126. Мелетинский, Е. М. Героические песни «Эдды» и ранние формы эпоса [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. • 11лука, 1968. - 368 с.

127. Мелетинский, Е. М. Миф и XX век- // Избранные статьи. Воспоминания [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : Издательство РГГУ, 1998.-С. 419-426.

128. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : РГГУ, 1994. - 136 с.

129. Мелетинский, Е. М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов // Лшерагурные архетипы и универсалии [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : РГГУ, 2001. - С. 73-149.

130. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : Издательская фирма «Восючная литература» РАН, 2000.-407 с.

131. Мелетинский, Е. М. Гевьон [Текст] / И. М. Мелетинский // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 1. - М. : Coi отекая энциклопедия, 1987. - С. 268.

132. Мелетинский, Е. М. Один [Текст] / Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. Т. 2. - М. : С оветская энциклопедия, 1988.-С. 241-243.

133. Мелетинский, Е. М. Тор [Текст] / Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. Т. 2. - М. : Советская энциклопедия, 1988.-С. 519-520.

134. Мелетинский, Е. М. Германо-скандинавская мифология [Текст] / Е. М. Мелетинский, А. Я. Гуревич // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. Т. 1. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - С. 286- 291.

135. Мельников, Н. Г. Массовая лтература [Текст] / Ы. Г. Мельников // Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернен. - М. : ГУП Издательство «Высшая школа», 2000. - С. 177-191.

136. Мещерякова, М. И. Русская до ¡екая, подростковая проза второй половины XX в.: проблемы поэтики [ Текст | / М. И. Мещерякова. -М. : Мегатрон, 1997. - 381 с.

137. Мещерякова, M. И. Предисловие |Тексг| / М. И. Мещерякова // Русская фантастика XX века в именах и лицах : справочник / под ред. М. И. Мещеряковой. -М. : Мегатрон, 1998.-С. 3-14.

138. Мещерякова, М. И. Семёнова М.В. |Текст] / М. И. Мещерякова // Русская фантастика XX века в именах и лицах : справочник / под ред. М. И. Мещеряковой. - М. : Мегатрон, 1998.-С. 109-1 13.

139. Михайлова, А. А. О художественной условности [Текст] / А. А. Михайлова. - М. : Мысль, 1970. - 300 с.

140. Мущенко, Е. Г. Поэтика сказа [Текст ] / Е. Г. Мущенко. В. П. Скобелев, JI. Е. Кройчик. - Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1978. -286 с.

141. Назаренко, М. О жанровой 11ц\i в>дс исюричеа-ой_и

псевдоисторической прозы [Текст] / М. Наза[iснко Л Мова i культурп. Вии. 8. T. VI. Ч. 3. - К. : Издательский дом Дми ipjBvparo, 2005 [фа>:гич. -2006]. - С. 64-71 [Электронный ресурс] - Даш ,юсrvna: 17.02.2011. Режим доступа: http.7/nevmenandr.net/nazarenko/histor\ .php

142. Наливайко Д. Романтизм как эсчешческая система [Тек^г] / Д. Наливайко // Вопросы литературы. - 1982. - Л1> 1 1. - С. 156-194.

143. Неёлов, Е. М. Волшебно-сказочные корпи научной фан : мсгики [Текст] / Е. М. Неёлов. - JI.: Издательство ЛГУ, 1986. - 199 с.

144. Неёлов, Е. М. Фантастический мир как категория исторической поэтики [Текст] / Е. М. Неёлов [Электронный ресурс] - Дата доступа: 09.04.2012. Режим доступа: httpV/www.philolog.ru/filolog/konf/l 990/04пе\ ( > [о \ _.iv m

145. Неёлов, Е. М. Фольклорный инчерюксч русской фантастики : учебное пособие по спецкурсу [Текст] / Е. М. Неслов. - Петроза'одск : ПетрГУ, 2002 [Электронный ресурс] - Дача досчупа: 18.04.2014. Режим доступа:

http://provizitku.ru/yourisprudenciya/fiutr/neelo\ c m l'ol%27klornyj ' itertek st russkoj fantastiki Petrozavodsk 2002 124 s.hinil

146. Неклюдов, С. Ю. О кривом оборотне (к исследованию мифологической семантики фольклорного мотива) [Текст] / С. Ю. Неклюдов [Электронный ресурс] - Дата доступа: 30.09.2014. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckliKlov8.htiH

147. Неупокоева, И. Общие черты европейского романтизма и своеобразие его национальных путей [Текст] / И. Неупокоева // Европейский романтизм. -М. : Наука, 1973. С. 7-50.

148. Николюкин, А. Н. Вставная новелла [Текст] / А. I I. Николюкин // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. -М. : НПК «Интелвак», 2001. - С. 153-155.

149. Овчинникова, Л. В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика [Текст] / Л. В. Овчинникова. - М.: Флинта: Р1аука, 2003. -312 с.

150. Осипов, А. И. Фэнтези // Фантастка от «А» до «Я» : краткий энциклопедический справочник [Текст] / А. И. Осипов. - М. : /"ограф, 1999.-С. 320.

151. Петрунина, Н. II. Проза второй половины 1820-х - 1830-х гг. [Текст] / Н. Н. Петрунина // История русской ли гературы : в 4 т. Т. ?.. - Л. : Наука, 1981.-С. 501-529.

152. Петрунина, Н. Н. Проза декабристов (романтическая повесть первой половины 1820-х годов) [Текст] / II. II. Петрунина // Г^тория русской литературы : в 4 т. Т. 2. - Л. : Наука, 1981. - С. 179-188.

153. Петрухин, В. Я. Кузнец [Текст] / В. Я. Петрухип // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / иод ред. II. И. То стого. Т. 3. - М. : Международные отношения, 2004. - С. 21 -22.

154. Петухова, Е. И. Современный русский историко-фантастический роман [Текст] / Е. И. Петлхова. И. В. Чёрный. - М. :

Мануфактура, 2003 [Электронный ресурс]________Дата доступа: 17.( .2011.

Режим доступа: http://www.fandom.ru/about Га 11 /сЬегпу 17_2.htm

155. Пономарёва, M. Г. «Рассказы в единой диалогической раме» -на подступах к роману [Текст] / М. Г. Пономарёва, Л. В. Бессонова [Электронный ресурс] - Дата доступа: 15.10.2010. Режим доступа: yspu.0rg/images/9/94/Eecc0H0Ba_CTaTbH.0rg

156. Поспелов, Г. Н. Взаимодействие литературных направлений и художественных методов [Текст] / Г. И. Поспелов // Mo оды и литературные системы / под ред. П. А. Николаева, И. Ф. Волкова, С. В. Калачёвой. - М. : Прогресс, 1987. - С. 17-28.

157. Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы [Текст] / Г. П. Поспелов. - М. : Просвещение, 1972. - 271 с.

158. Пронин И., Пронина Е. Река Медведица [ Текст] [Электронный ресурс] - Дата доступа: 01.02.2015. Режим ;"^стуиа: http://stanislaw.ru/rus/research/russiantravel.asp?place=mcdveditsa

159. Пропп, В. Я. Мотив чудесного рождения // Сказка. Эпос. Песня [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2001. - С. 65-104.

160. Пропп, В. Я. Морфология сказки [ Текст] / В.Я. Пропп. - М. : Наука, 1960.- 168 с.

161. Пропп, В. Я. Русский героический эпос [ Текст] / В. П-опп. -М. : Лабиринт, 1999. - 638 с.

162. Путилов, Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса [Текст] / Б. Н. Путилов. - М. : РАН, 1999. - 288 с.

163. Путило, О. О. Идеальный герой славянского фэнтсзи в ^омане М. Семёновой «Волкодав» [Текст] / О. С). Путило // )сетико-художественное пространство мировой литературы : материалы Международной научно-практической конференции «С танчиская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI11 Кирилло-Мсф^т *вские чтения», г. Москва, 15 мая 2012 г. - М. ; Ярославль : Ремдер, 20j - С. 180-184.

164. Река Медведица [Текст] [Электронный ресурс] - Дата доступа: 01.02.2015. Режим доступа: http://www.lysyegory.ru/raion/reki/reka-medvedica.html

165. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. [Текст] / Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1982. - 590 с.

166. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян [Текст] / Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1981. - 608 с.

167. Самохвалова, В. И. Масскульт и картина мира массового человека [Текст] / В. И. Самохвалова // Массовая культура и массовое искусство: «За» и «против». - М.: Гуманитарий, 2003. - С. 148-160.

168. Сафрон, Е. А. «Славянская» фэнтези: фольклорно-мифологические аспекты семантики [Текст]: автореферат дисс. ... канд. филол. наук / Е. А. Сафрон. - Петрозаводск, 2012. - 22 с.

169. Сафрон, Е. А. История возникновения жанра «славянской» фэнтези. Особенности национальной мифологии [Текст] / Е. А. Сафрон // Библиотечное дело. -2013. -№ 18.-С. 31-33.

170. Семёнова, М. В. Автобиография [Текст] / М. В. Семёнова [Электронный ресурс] - Дата доступа: 03.08.2011. Режим доступа: http://www.semenova.ru/bio.php

171. Семёнова, М. В. Валькирия. Тот, кого я всегда жду [Текст] / М. В. Семёнова. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 384 с.

172. Семёнова, М. В. Волкодав. Знамение пути [Текст] / М. В. Семёнова. - М.: ACT; СПб.: Азбука, 2004. - 429 с.

173. Семёнова, М. В. Волкодав. Истовик-камень [Текст] / М. В. Семёнова. - СПб.: Азбука, 2000. - 384 с.

174. Семёнова, М. В. Волкодав. Мир по дороге [Текст] / М. В. Семёнова. - СПб. : ООО Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014. -352 с.

175. Семёнова, М. В. Волкодав. Право на поединок [Текст] / М. В. Семёнова. - СПб.: Азбука, 1996. - 528 с.

176. Семёнова, M. В. Волкодав [Текст] / М. В. Семёнова. - СПб. : Терра - Азбука, 1995. - 576 с.

177. Семёнова, М. В. Волкодав. Самоцветные горы [Текст] / М. В. Семёнова. - М. : ООО «Издательство ACT» ; СПб. : Азбука, 2004. - 445 с.

178. Семёнова, М. В. Там, где лес не растёт [Текст] / М. В. Семёнова. - М. : Эксмо ; СПб. : Домино, 2007. - 480 с.

179. Семёнова, М. В. Лебединая дорога [Текст] / М. В. Семёнова. -М. : ACT ; СПб. : Азбука, 2006. - 507 с.

180. Семёнова, М. В. Бусый Волк [Текст] / М. В. Семёнова, Д. Тедеев. - М. : ACT ; СПб. : Издательский дом «Азбука-классика», 2007. -349 с.

181. Семёнова, М. В. Бусый Волк. Берестяная книга [Текст] / М.В. Семёнова, Д. Тедеев. - СПб. : Издательская группа «Азбука-классика», 2009.-320 с.

182. Семёнова, М. В. Меч мёртвых [Текст] / М. В. Семёнова, А. Константинов. - СПб. : Издательская группа «Азбука-классика», 2008. -448 с.

183. Семёнова, М. В. Пел ко и волки [Текст] / М. В. Семёнова [Электронный ресурс] - Дата доступа: 10.01.2012. Режим доступа: http://lib.aldebaran.ru/author/semenova_mariya/semenova_mariya_pelko_i_volk i/semenova_mariya_pelko_i_volki_0.html.

184. Силантьев, И. В. Теория мотива [Текст] / И. В. Силантьев [Электронный ресурс] - Дата доступа: 25.05.2007. Режим доступа: www.ruthenia.ru

185. Сказ [Текст] // Литературная энциклопедия [Электронный ресурс] - Дата доступа: 25.11.2013. Режим доступа: http://enc-dic.com lit/Skaz-4313/

186. Словарь древнерусских слов [Текст] [Электронный ресурс] -Дата доступа: 18.10.2014. Режим доступа: http://slovo.vaxv.ru/40.html#s2

187. Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) [Текст] [Электронный ресурс] - Дата доступа: 18.10.2014. Режим доступа: http://old_russian.academic.ru/

188. Слюсарь, А. А. О поэтике романтического произведения [Текст] / А. А. Слюсарь // Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. - Тверь : ТГУ, 1992. - С. 132-141.

189. Соболевская, О. В. Мотивировка [Текст] / О. В. Соболевская // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. - М. : НПК «Интелвак», 2001. - С. 594-595.

190. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён : в 18 т. Т. 1-2 [Текст] / С. М. Соловьёв. - М. : Голос, 1993. - 752 с.

191. Соловьёва, Н. А. Поэтика европейского романтизма в системе сравнительного литературоведения [Текст] / Н. А. Соловьёва // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1995. - № 5. - С. 63-73.

192. Софронова, Л. А. Названия и эпиграфы как индикаторы смыслового поля произведения [Текст] / Л. А. Софронова // Культурология: дайджест / РАН ИНИОН. - 2005. - № 4 (35). - С. 90-104.

193. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка [Текст] / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, И. П. Кабашников, Н. В. Новиков. - Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1979. - 300 с.

194. Сыров, И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста [Текст] / И. А. Сыров // Филологические науки. - 2002. - № 3. - С. 59-68.

195. Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия для студентов филологических факультетов [Текст] / Н. Д. Тамарченко [Электронный ресурс] - Дата доступа: 24.01.2011. Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/tamarchenko/hr 19.html

196. Тамарченко, Н. Д. Герой, персонаж, характер и тип [Текст] / Н. Д. Тамарченко // Теория литературы / под ред. Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, С. Н. Бройтмана : в 2 т. Т. 1. - М. : Академия, 2004. - С. 248-258.

197. Тамарченко, Н. Д. Жанр [Текст] / Н. Д. Тамарченко // Теория литературы / под ред. Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, С. Н. Бройтмана : в 2 т. Т. 1. М.: Академия, 2004. - С. 361-442.

198. Тернер, В. Символ и ритуал [Текст] / В. Тернер. - М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - 277 с.

199. Тертерян, И. Романтизм как целостное явление [Текст] / И. Тертерян // Вопросы литературы. - 1983. - № 4. - С. 151-181.

200. Тертычный А. А. Эпиграф // Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный [Электронный ресурс] - Дата доступа:

13.12.2010._Режим_доступа:

http://www.library.cies.ru/online/?a=con&b id=4848c id=5417

201. Тодоров, Цв. Введение в фантастическую литературу [Текст] / Цв. Тодоров : пер. с франц. - М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. -144 с.

202. Толкиен, Дж. Р. Р. О волшебных историях // Сильмариллион [Текст] / Дж. Р. Р. Толкиен ; пер. с англ. С. Кошелева. - М. : ООО «Издательство ACT» ; СПб. : Terra Fantastica, 2002. - 589 с.

203. Толстая, С. М. Гром [Текст] / С. М. Толстая // Славянская мифология. - М.: Международные отношения, 2002. - С. 120-121.

204. Толстой, Н. И. Волосы [Текст] / Н. И. Толстой, В. В. Усачёва // Славянская мифология. - М. : Международные отношения, 2002. - С. 8889.

205. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика [Текст] / Б. В. Томашевский. - М.: Высшая школа, 2002. - 334 с.

206. Топорков, A. JI. Река [Текст] / A. JI. Топорков // Славянская мифология. - М.: Эллис-Лак, 1995. - С. 332-334.

207. Топорков, A. JI. Солнце [Текст] / A. JI. Топорков // Славянская мифология. - М.: Эллис-Лак, 1995. - С. 361-363.

208. Топорков, А. Л. Огонь [Текст] / А. Л. Топорков // Славянская мифология. - М.: Эллис-Лак, 1995. -С. 284-285.

209. Топоров, В. Н. Имена [Текст] / В. Н. Топоров // Мифы народов мира : в 2 т. Т. 1. -М.: Лик-Пресс, 1998. - С. 508-509.

210. Топоров, В. Н. Пространство и текст [Текст] / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 227-284.

211. Тынянов, Ю. Н. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино [Текст] / Ю. Н. Тынянов. - М. : Наука, 1977. - С. 255269.

212. Усачёва, В. В. Коса (волосы) [Текст] / В. В. Усачёва // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. Т. 2. -М.: Международные отношения, 1999. - С. 616-617.

213. Усачёва, В. В. Яблоко [Текст] / В. В. Усачёва // Славянская мифология. - М.: Международные отношения, 2002. - С. 497-498.

214. Фролова, О. Е. Рассказчик, повествователь, персонаж [Текст] / О. Е. Фролова // Русская речь. - 2007. - № 6. - С. 39-43.

215. Фроянов, И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов [Текст] / И. Я. Фроянов // Вопросы истории. - 1991. - № 6.-С. 3-16.

216. Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] / В. Е. Хализев. - М. : Высшая школа, 2002. - 438 с.

217. Хализев, В. Е. Цикл A.C. Пушкина «Повести Белкина» [Текст] / В. Е. Хализев, С. В. Шешунова. - М. : Высшая школа, 1989. - 80 с.

218. Ханютин, Ю. М. Реальность фантастического мира: проблемы западной кинофантастики [Текст] / Ю. М. Ханютин. - М. : Искусство, 1977.-304 с.

219. Хачатурян, В. М. Миф в массовой культуре: к проблеме архаической компоненты в неомифологии [Текст] / В. М. Хачатурян // Обсерватория культуры. - 2009. - № 1. - С. 26-33.

220. Цивьян, Т. В. Модель мира и её лингвистические основы [Текст] / Т. В. Цивьян. - М.: КомКнига, 2006. - 126 с.

221. Цурганова, Е. А. Современный роман и особенности литературы второй половины XX века. Введение [Текст] / Е. А. Цурганова // Современный роман. Опыт исследования. — М.: Наука, 1990. - С. 3-24.

222. Чернец, JI. В. Персонаж [Текст] / Л. В. Чернец // Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. - М. : Высшая школа, 2000. - С. 245-260.

223. Чернышева, Т. Природа фантастического [Текст] / Т. Чернышева. - Иркутск : Издательство Иркутского университета, 1984. -336 с.

224. Черняк, М. А. Массовая литература XX века [Текст] / М. А. Черняк. - М. : Флинта, Наука, 2007. - 432 с.

225. Черняк, М. А. Смена парадигм. Русская литература 1990-е гг. -начало XXI в. [Текст] / М. А. Черняк // Санкт-Петербургский университет. - 2005. - № 14-15 [Электронный ресурс] - Дата доступа: 29.11.2005. Режим доступа: http://www.journal.spbu.ru/2005/14/19.shtml

226. Черская, Д. Бессмертной душе легко потускнеть... [О литературе в жанре фэнтези: План серии «Меч и посох»] [Текст] / Д. Черская // Книжное обозрение. - 1993. - № 37. - С. 16-17.

227. Шейн, П. В. Русские народные песни [Текст] / П. В. Шейн [Электронный ресурс] - Дата доступа: 07.10.2014. Режим доступа: http://www.litres.ru/pavel-sheyn/russkie-narodnye-pesni/

228. Шидфар, Р. Бесконечная история. Очерк развития зарубежной фэнтези [Текст] / Р. Шидфар // Книжное дело. - 1997. -№ 1. - С. 86-90.

229. Шкловский, В. Б. Заметки о прозе русских классиков [Текст] / В. Б. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1955. - 460 с.

230. Шкловский, В. Б. Энергия заблуждения. Книга о сюжете // Избранное : в 2 т. Т. 2 [Текст] / В. Б. Шкловский. - М. : Художественная литература, 1983.-465 с.

231. Шмид, В. Нарратология [Текст] / В. Шмид. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

232. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов [Текст] / К. Г. Юнг : пер. с англ. - М. ; К. : ЗАО «Совершенство» - Port-Royal, 1997. - 384 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.