Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков: На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Хачаянц, Анжела Григорьевна

  • Хачаянц, Анжела Григорьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 228
Хачаянц, Анжела Григорьевна. Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков: На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2001. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хачаянц, Анжела Григорьевна

Часть I. Исследование

Введение.

Глава 1. Типология певческих рукописей: структурная характеристика.

1.1 Методы типологических исследований. Типы, виды и редакции рукописных певческих книг.

1.2 Структурные характеристики основных типов певческих книг.

Глава 2. Типология певческих рукописей: музыкальнотекстологическая характеристика.

2.1 Стабильные песнопения.

2.2 Мобильные песнопения и взаимодействие различных типов певческих книг.

Глава 3. Типологические особенности и исторические модификации книги Обиход.

3.1 Обиход в кругу богослужебной книжности.

3.2 Особенности структуры Обихода XVII века.

3.3 Особенности структуры старообрядческого Обихода.

3.4 Модификации Обихода в XVIII - XIX веках.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII - XIX веков: На материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского»

Рукописная певческая книга - важнейшая источниковая база изучения древнерусского роспева и его графического воплощения, это неиссякаемый кладезь палеографических, кодикологических, историко-музыкальных сведений.

Первоначальным методом освоения рукописной певческой книжности является составление каталогов различных архивов. Данный диссертационный труд предлагает впервые введение в научный обиход нового рукописного собрания в описательном (каталог) и проблемном (исследование) ракурсах одновременно. Таким образом, новый материал не только представлен в формально-фактологическом изложении, но с необходимой научной характеристикой.

По принципам текстологической методологии одним из параметров описания кодекса является его тип. Более того, типологический принцип может быть избран в качестве основного при систематизации книг в каталоге (130). Тем не менее, проблемы типологии певческой книжности остаются актуальными для современного музыкознания.

Целью данного исследования является изучение типологии служебных певческих книг в контексте единого книжного собрания определенного исторического периода и каталогизации рукописей на основе выработки типологических критериев.

Такой подход позволяет максимально приблизить теоретические рассуждения к реалиям «времени и места», проецируя их на конкретный рукописный материал. Научным обоснованием каталогизации книг служит учет исторических условий их возникновения и бытования, особенностей структуры, составов, музыкально-текстологического содержания, богослужебный контекст локальной церковной практики.

Идея комплексного освоения собрания с параллельным исследованием проблем типологии рукописной певческой книги обусловлена рядом обстоятельств. В России находится внушительное число книжных собраний, располагающих котированными рукописями. Часть их прочно вошла в исследовательский обиход (имеются в виду рукописи ГИМ, РГБ, БРАН, РГАДА, РЫБ, ГПНТБ и др.). В тоже время отдельные региональные коллекции пока не имеют профессионального описания. Представляется, что целостное описание рукописного собрания и разработка типологических характеристик могут стать одновременными и взаимосвязанными процессами, цель которых - введение в сферу медиевистики новых источников. Условия комплектования локальных региональных фондов, как правило, позволяют охватить некую общность книг. Экземпляры из одного монастырского скриптория или библиотеки представляют собой целостный «организм», внутри которого книги могли взаимодействовать, дополнять друг друга. В них зафиксированы особенности богослужения, постоянный репертуарный список конкретного монастыря, церкви, общины. Подобные книги отражают единую традицию книгописания. Книги также могли стать единым целым, в результате коллекционирования их по определенным критериям.

Основными задачами исследования являются, во-первых, представление конкретного собрания как комплекса книг, находящихся во взаимодействии; во-вторых, попытка исследований книжной типологии в историческом ракурсе. В работе соединены синхронический и диахронический аспекты исследования. В связи с проблемой целостного охвата богослужебной книжности разрабатываются методы типологических исследований, выявляются признаки системной связи книг, унифицируется типологическая терминология.

Впервые ставится задача установления взаимосвязи между строением певческой книги и особенностями входящих в нее песнопений.

Методы исследования базируются на междисциплинарных методах типологических исследований, а также - на методах лингвистической структурной типологии.

Основанием классификации рукописных источников (тип - вид - редакция) служат параметры как общие для всех типов певческих книг, так и отражающие специфику конкретной книги.

Музыкальная характеристика потребовала привлечения методов музыкальной палеографии, музыкальной текстологии, сравнительного анализа мелодико-графического строения песнопений.

Диссертация включает научное описание певческих кодексов Отдела рукописей, редких и ценных книг (далее ОРК) Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета, впервые выполненное автором. Проведено палеографическое, текстологическое и ко-дикологическое исследование 138 рукописей. Все рукописи атрибутированы и датированы; полистно просмотрены и отождествлены бумажные знаки (филиграни и штемпели), прочитаны записи, выявлены украшения. Подробно изложено содержание каждого экземпляра, выявлены, где это возможно, виды и редакции. Особое внимание уделено музыкальным параметрам: нотациям, пометам, признакам, фитам и их розво-дам, видам роспевов и многогласникам с указанием песнопений.

Методика источниковедческого описания опирается как на исследования и методические пособия в области палеографии и текстологии (52; 73; 146; 14; 43; 83; 91; 92), так и на различные образцы каталогов рукописей (1; 10; 58; 96). На основе этого была выработана собственная схема описания с учетом общепринятых полей и специфики собрания.

Избранный подход целостного освоения собрания не только обеспечивает взаимосвязь между каталогом и исследовательским текстом, но и определяет структуру работы. Диссертация состоит из двух частей: Исследования и Каталога. Исследование состоит из Введения, 3-х глав и Заключения. Во Введении представлен проблемный ракурс и материал исследования, в Главе 1 книги изучаются с точки зрения их структурных свойств, в Главе 2 типология книг раскрывается средствами музыкально-текстологического анализа. Глава 3 посвящена книге Обиход, требующей специального рассмотрения в условиях конкретного собрания. Исследование снабжено таблицами, данными в Приложениях к 1 и 3-й главам, которые не только иллюстрируют теоретические положения, но и сами являются одной из форм представления типологии книг. Вторая часть диссертации содержит методический комментарий к каталогу, собственно описания рукописей, справочный аппарат -указатели, расширяющие представление о содержании и исторической ценности собрания, а также ориентирующие читателя в поиске интересующих данных.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Хачаянц, Анжела Григорьевна

Заключение

Результаты данного исследования подтверждают мысль о целесообразности изучения вопросов книжной типологии на основе единого собрания. С одной стороны, книги монастырской коллекции (Иргизских монастырей) показывают состояние книгописного дела, особенности составов книг, подбор роспевов, свойственных локальной традиции. С другой стороны, монастырские библиотеки располагали рукописными экземплярами, написанными ранее и вне стен монастырей. Эти книги, как и книги частной коллекции (П. М. Мальцева), позволяют расширить исторические, географические рамки исследования.

Сравнение с аналитическими очерками по проблеме типологии отдельных певческих кодексов, а также сравнение с характеристикой других собраний поздних рукописей (Ветковско-Стародубского МГУ, Верхокамья, Урала, ГПНТБ) позволяет говорить о достаточной мере типичности, показательности представленной коллекции. Это является подтверждением правомочности обсуждения процессов книжной типологии на примере данного собрания.

Теоретическое построение системообразующих связей подтверждено соотнесением с конкретными источниками. В процессе типологических исследований выявлены признаки системной организации круга церковно-певческих книг, что является отражением системности Устава богослужения.

Певческая книга сочетает в себе свойства богослужебного атрибута и музыкального памятника. К существенным итогам нашей работы относится установление связи между строением, составом певческой книги, изменениями в них и мелодическими особенностями песнопений. Это говорит о том, что строение певческой рукописи и эволюционные процессы в ней определяются не только ее принадлежностью богослужебной практике, но и музыкальной сущностью. Важнейшим принципом «отбора» песнопений является принцип самогласия. Именно песнопения-модели, песнопения-образцы формируют такую книгу как Обиход. Самогласные же песнопения являются обязательными или, как мы их определи, стабильными в кратких редакциях Октоихов, Праздников. Принципом самогласия также обусловлено разрастание Ирмология: появление нового текста влечет за собой появление нового мелодического образца.

Наблюдается и наличие у типа книги собственных музыкальных свойств. Относительная устойчивость роспевов присуща книгам древнего происхождения - Октоиху, Ирмологию, а упрощение или разнообразие мелодических версий одного гимнографического текста -Обиходу.

Историко-типологический подход позволил выявить логику эволюционных процессов в типологии книг. В частности установлены некоторые пути образования новых типов певческих книг.

Один из них - это складывание Обихода из подборок песнопений обиходного репертуара, приписанных в Стихирарях, Октоихах, Ирмо-логиях, Сборниках. Этот процесс наблюдается по характеру приписок - либо одного жанра, либо одного богослужебного контекста (из Всенощного бдения, постовые и т. п.) - в рукописях XVII века.

Другой путь - формирование нескольких кодексов на основе одного. Так, книга Стихирарь минейный в XVII веке «распадается» на Праздники и Трезвоны. Оба книжных памятника являются собраниями стихир, но различаются они принадлежностью праздничным памятям разной значимости (двунадесятым - в Праздниках, великим и средним

- в Трезвонах), то есть разным расположением в церковном календаре.

По такому же принципу в старообрядческий период появляются новые книги обиходного назначения: Обедницы (только песнопения Литургии), Обиходники (без песнопений Литургии), Демественники (песнопения преимущественно праздничных служб и одного роспева - де-мества). Их возникновение связано с особенностями литургической практики разных старообрядческих конфессий и конкретных общин.

Относительно эволюционных процессов в старообрядческой книжной традиции нельзя не согласиться с мнением Т. Г. Федоренко: «Поздние старообрядческие рукописи содержат немало качественно значимых отличий от своих средневековых инвариантов, что .позволяет говорить не о консервации, а о новом - старообрядческом

- этапе развития древнерусской певческой культуры» (140, с. 5).

Выбранный комплексный подход к освоению единого рукописного собрания - описание с аналитическим аппаратом - может быть предложен как способ научной обработки фондов, не имеющих описания. Данные исследования могут быть применены к описаниям собраний, содержащих рукописи позднего времени, в частности старообрядческие.

Исследование типологии книг повлияло на выбор и унификацию терминологии как в аналитическом тексте, так и в каталоге. Название памятника соотнесено с его самоназванием в соответствующий период времени. Наименование видов (разделов) Обихода - вседневный, постный - установлено в связи с их богослужебной функцией и наличием ряда песнопений. На примере конкретных книг упорядочены определения редакций. Это позволило не перечислять содержание каждой рукописи, но ограничиться ее редакцией. Учет закономерностей в развитии типа книги может влиять и на уточнение ее датировки. Мы предполагаем, что результаты нашей работы помогут в разработке методов для работы с другими собраниями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хачаянц, Анжела Григорьевна, 2001 год

1. Агеева Е., Кобяк Н., Круглова Т., Смилянская Е. Рукописи Верхо-камья XV-XX вв. Из собрания Научной библиотеки Московского университета им. М.В. Ломоносова. -М.: Цимелия, 1994. 459 с.

2. Алексеев А. Текстология Славянской Библии. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.-255 с.

3. Антонов Н. Учебник богослужения. СПб.,1994. - 236 с.

4. Артамонова Ю. Песнопения-модели в древнерусском искусстве XI XVIII веков. Дисс. .канд. искусствоведения. -М., 1998.

5. Артамонова Ю. Структура и состав древнерусских кондакарей // IX Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института 1-3 февраля 1999 г.: Материалы. -М., 1999.-С. 114-120.

6. Березин Ф., Головин Б. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979.-416 с.

7. Бобков Е. Певческие рукописи гуслицкого письма // Текстология и поэтика русской литературы XI XVII веков. ТОДРЛ. Т. 32. - Л.: Наука, 1977.-С. 388-394.

8. Богомолова М. К проблеме расшифровки путевой нотации //

9. Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Сб. трудов. Л., 1987. -С. 89-105.

10. Богомолова М., Кобяк Н. Описание певческих рукописей XVII-XX вв. Ветковско-Стародубского собрания МГУ // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 162-178.

11. Бражников. М. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV XVIII веков. - Л.: Музыка, 1972. - 423 с.

12. Бражников М. Краткие методические указания и схемы по описанию древнерусских певческих рукописей // Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. I. М., 1973. - С. 132-163.

13. Бражников М. Лица и фиты знаменного роспева. Л.: Музыка, 1984.-302 с.

14. Бражников М. Русские певческие рукописи и русская музыкальная палеография // Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. -М.: Музыка, 1973.-С. 28-58.

15. Бурилина Е. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XV XVII веков (на материале певческой книги «Обиход»), Дисс. .канд. искусствоведения. Л., 1984.

16. Бычков В. Русская Средневековая эстетика XI XVII века. - М.: Мысль, 1995.-638 с.

17. Вейсман А. Греческо-русский словарь. СПб., 1899 / Репринт. -М.:ГЛК, 1991.

18. Владимиров Л. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII в. М.: Книга, 1988. - 310 с.

19. Водяные знаки рукописей России XVII в. По материалам рукописей ГИМ / Сост. Т. Дианова, Л. Костюхина. М., 1980. -173 с.

20. Вознесенский И. О церковном пении православной греко-российской церкви. Вып. 1. Большой и малый знаменный роспев Рига: Тип.-лит. Эрнста Платеса, 1890. 230 с.

21. Вольман И. Русские печатные ноты XVIII века. J1.: Музгиз, 1957.-293 с.

22. Вургафт С., Ушаков И. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996. - 316 с.

23. Гаврилова Т. Кодикологический анализ и описание коллекции певческих рукописей Государственного Центрального Музея Музыкальной культуры им. М.И. Глинки / Дипл. РАМ им. Гнесиных. М., 1984.

24. Гимнология. Материалы Международной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3-8 сентября 1996 г. В 2-х кн. М., 2000.

25. Гераклитов А. Отделение рукописных и старопечатных книг Саратовского Университета // Студенческая мысль. 1923. №3,4.

26. Гераклитов А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М.: Изд-во АН СССР, 1963.- 259 с.

27. Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. Т. I -СПб.: Глагол, 1996.-706 с.

28. Гончар Е. Певческий Октоих сер. 17 кон. 18 вв. Особенности текстового и мелодического содержания / Дипл. РАМ им. Гнесиных. -М., 1996.

29. Грузинцева Н. Триодный стихирарь в русской певческой практике XII XVII веков // Дни славянской письменности и культуры (ч. I).- Владивосток: Изд-во ДГТУ, 1998. С. 112-120.

30. Гусейнова 3. Октоих котированный (по материалам рукописей XV XVII веков) // Дни славянской письменности и культуры (ч. I). -Владивосток: Изд-во ДГТУ, 1998.-С. 128-133.

31. Гусейнова 3. Особенности описания древнерусских йотированных рукописей XVI-XVII вв. // Петербургский музыкальный архив. Сб. статей. Вып. 1.-СП6., 1997.-С. 55-59.

32. Денисов Н. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации. Дисс. .канд. искусствоведения. -М., 1996.

33. Дмитриев Л. Собрание рукописей научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского // ТОДРЛ. Т. 16.-М.-Л.: Наука, 1960. С. 554-560.

34. Древнерусская литература. Источниковедение. Л.: Наука, 1984.- 272 с.

35. Ельников М. Феномен книги (теоретико-гносеологический аспект) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 71. М.: Терра, 1995. -С. 53-68.

36. Заболотная Н. О соотношении певческих книг эпохи Студийского Устава: Триоди, Постные Стихирари и богослужебные певческие сборники // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского института: Материалы 2000. М., 2000. - С. 514-520.

37. Запольская Н. Книжная справа на Руси в XVII веке // Вестник РГНФ. 2000. №3,-С. 162-167.

38. Захарьина Н. Интонационный словарь и композиция песнопений осмогласников знаменного роспева. Автореф. дисс. .канд.искусствоведения. СПб., 1992. - 26 с.

39. Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века / Репринт. М.: Церковь, 1995. - 528 с.

40. Из истории русской культуры. Т. Ill (XVII начало XVIII века). -М.: Школа «Языки культуры», 1996. - 621 с.

41. Инструкция по описанию Славяно-русских рукописей XI-XIX вв. для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР / Археографическая комиссия АН СССР. М., 1974. - 44 с.

42. Исследования по структурной типологии. Сб. статей. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-280 с.

43. Источниковедение литературы Древней Руси. Д.: Наука, 1980. -295 с.

44. Источниковедческое изучение памятников письменной культуры: поэтика древнерусского певческого искусства. Сб. трудов РНБ. -СПб., 1992.-217 с.

45. Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Сб. трудов РНБ. СПб., 1994. - 145 с.

46. Ищенко Д. Церковные и монастырские Уставы // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. Ч. 2. М., 1976. - С. 305-313.

47. Казанцева М. История певческого искусства в письменной культуре Древней Руси XII-XVII вв. (по книге Ирмологий). Дисс. .канд. исторических наук. Екатеринбург, 1994.

48. Казанцева М. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий (к постановке проблемы).// Музыкальная культура православного мира. Традиция, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.-С. 170-180.

49. Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб.: Тип. Смирнова,1910.-249 с.

50. Карский Е. Славянская кирилловская палеография. М.: Наука, 1979.-494 с.

51. Каталог славяно-русских рукописных книг. XV век. РГАДА. -М., 2000.-414 с.

52. Клепиков С. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII XX века. М.: Изд-во Всесоюзной Книжной Палаты, 1959.—305 с.

53. Клепиков С. Филиграни на бумаге русского производства XVIII начала XX века. М.: Наука, 1978. - 239 с.

54. Климов Г. О некоторых задачах историко-типологических исследований // Вопросы языкознания. 1976. № 5. С. 3-12.

55. Книговедение. Энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. - 664 с.

56. Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь. Л.: Наука, 1992. - 483 с.

57. Книжные центры Древней Руси. XVII в. Разные аспекты исследования. Сб. статей. СПб.: Наука, 1994. - 407 с.

58. Конотоп А. Древнейший памятник украинского нотолинейного письма Супрасльский Ирмологион 1598-1601 гг. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1974. -М., 1975 г.

59. Конотоп А. Русское строчное многоголосие: текстология, стиль, контекст. Дисс. .д-ра искусствоведения. М., 1996.

60. Кравченко С. Фиты знаменного роспева (на материале певческой книги «Праздники»), Дисс. .канд. искусствоведения. Л., 1981.

61. Крашенинникова О. Древнерусские Октоихи XIV века и проблема типологии гимнографических рукописей // Герменевтика древнерусской литературыXI-XIV вв. Сб. 5.-М., 1992.-С. 301-315.

62. Крашенинникова О. Октоих и Параклит: к истории двух названий одной литургической книги // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 6. Ч. II. М., 1983. - С. 398-406.

63. Кручинина А. Певческие рукописи из Софийского собрания ГПБ // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. Сб. науч. трудов ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. -Л., 1979. С. 120-131.

64. Кукушкина М. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI XVII вв. - Л.: Наука, 1977.-223 с.

65. Лебедев А. Материалы для истории раскола в Поволжье. Саратов: Тип. Союза Печ. Дела Бр. Св. Креста, 1910. - 37 с.

66. Лебедев А. Рукописные книги Братства Святого Креста в Саратове. Саратов: Тип. Союза Печ. Дела Бр. Св. Креста, 1910. - 124 с.

67. Левочкин И. Русская рукописная книга XI-XVI вв. Историко-книговедческое исследование. Автореф. дисс. .д-ра исторических наук.-М., 1992.

68. Лингвистическая типология. Сб. статей. АН СССР. М.: Наука, 1985.-201 с.

69. Лихачев Д. Развитие русской литературы X XVII веков. Эпохи и стили. - Л.: Наука, 1973. - 254 с.

70. Лихачев Д. Текстология. На материале русской литературы XXVII вв. Л.: Наука, 1983. - 639 с.

71. Лихачев Н. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Ч. I, II, III. СПб.: Тип. «B.C. Балашев и К0», 1899.

72. Лозовая И. Проблемы певческого исполнения канона в эпохудомонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира. Традиция, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 79-90.

73. Лотман Ю. Культура и взрыв. М.: Прогресс. Гнозис, 1992. -270 с.

74. Луппов С. Книга в России в XVII веке. Л.: Наука, 1970. - 224 с.

75. Макаровская М. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева (на материале йотированной службы литургии св. Иоанна Златоустого XVI-XX вв.). Дисс. .канд. искусствоведения. -М., 2000.

76. Мансветов И. Как у нас правились церковныя книги. Материал для истории книжной справы в XVII столетии. М.: Тип. М. Н. Лаврова и К0, 1883.-61 с.

77. Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс - Традиция, Русский путь, 2000. - 224 с.

78. Мельгунов С. Религиозно-общественные движения XVII-XVIII вв. в России. М.: Задруга, 1922. - 196 с.

79. Металлов В. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII веке. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр.-Сергиевой лавры, 1912. - 30 с.

80. Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. Ч. 2. М., 1976. - С. 257-484.

81. Момина М. Вопросы классификации славянской Триоди // ТОДРЛ. Т. 37. Л., 1983. - С. 25-38.

82. Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве. К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 2000.-296 с.

83. Москва Ю. Антифонарий № 1553/V из библиотеки Львовского университета в свете певческих традиций европейского Средневековья. Автореф. дисс. .канд. искусствоведения. М., 1995. - 22 с.

84. Мурьянов М. Проблемы реконструкции древнерусского Ирмо-логия // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. (Тезисы и доклады конференций). М.: ЦМИАР, МГДОЛК, 1992. - С. 92-97.

85. Науковий вкник нацюнально1 музично1 академп Украш1 iM. П. I Чайковського. Вип. 15. Православна монодия: ii богословська, л1тургична та естетична сутшсть / НМАУ им. П.И. Чайковского Кшв, 2000.- 195 с.

86. Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви. СПб.: Тип. А. И. Поповицкого и К°, 1874. - 805 с.

87. Описание рукописных книг. Методические рекомендации. -Екатеринбург: УрГУ, 1992. 36 с.

88. Описание рукописных книг. Методические указания. Свердловск: УрГУ, 1989.-34 с.

89. Панченко Ф. Некоторые вопросы атрибуции певческих рукописей поморской традиции // Мир старообрядчества. Вып. 4. М.: РОССЭП, 1998. - С. 397-403.

90. Парфентьев Н. Крюковые рукописи уральских собраний // Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры. Ч. 2. Памятники старинной письменности. М.: Наука, 1982. - С. 82-88.

91. Парфентьев Н. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в. // Археографический ежегодник. 1984 г. М.: Наука, 1986. - С. 128-140.

92. Парфентьев Н. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI- XX вв.). Челябинск: Челябинский Дом печати, 1994. 445 с.

93. Парфентьев 14., Парфентьева Н. Усольская (строгановская) школа в русской музыке XVI XVII вв. - Челябинск: Книга, 1993. - 346 с.

94. Певческие азбуки Древней Руси / Публикация, переводы, предисловие и комментарий Д. Шабалина. Кемерово: Кузбассиздат, 1991. -278 с.

95. Певческие рукописи в собрании Библиотеки Российской Академии наук. Каталог выставки / Сост. Ф. Панченко. СПб., 1994.

96. Перетц В. Описание собрания рукописей профессора И. А. Шляпкина, принесенного в дар владельцем Саратовскому государственному университету // Археографический ежегодник. 1959 г. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 361-466.

97. Перетц В. Описание собрания рукописей профессора И. А. Шляпкина, принесенного в дар владельцем Саратовскому государственному университету // Археографический ежегодник. 1960 г. М.: Изд-во АН СССР, 1962.-С. 395-491.

98. Перетц В. Рукописи библиотеки московского университета, самарских библиотеки и музея и минских собраний. Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1934.- 193 с.

99. Пожидаева Г. Древлеправославные певческие традиции в раннем русском многоголосии // Вестник РГНФ. 2000. № 3. С. 257-270.

100. Пожидаева Г. К типологии служебной певческой книги Деме-ственник // Дни славянской письменности и культуры (ч. I). Владивосток: Изд-во ДГТУ, 1998.-С. 106-111.

101. Пособие по изучению церковного знаменного пения / Сост. Е. Григорьев Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 1992,- 144 с.

102. Преображенский А. Краткий очерк истории церковнаго пения в России. СПб.

103. Проблемы методологии системного исследования. М.:1. Мысль, 1970.-455 с.

104. Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности. Л.: Наука, 1981. - 264 с.

105. Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII XVIII веков). Сб. науч. трудов. - Л.: ЛОЛГ, 1983,- 197 с.

106. Рамазанова Н. «Русскаго светилника, Филиппа премудраго восхвалим» (служба святому в источниках XVII-XVIII вв.) // Рукописные памятники. Вып. 4. (РНБ). СПб., 1997. - С. 7-48.

107. Розов И. Книга Древней Руси. XI-XIV вв. М.: Книга, 1977. -167 с.

108. Розов Н. К определению понятия «книга» в историческом аспекте //Рукописная и печатная книга. -М.: Наука, 1975. С. 11-19.

109. Розов Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. -Л.: Наука, 1971.- 124 с.

110. Розов Н. Русские мастера рукописной книги. (К 1000-летию русской книги) / РАН. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 1999.-266 с.

111. Розов Н. Русские Служебники и Требники // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. Ч. 2. М., 1976. - С. 314-337.

112. Роуз С. (Иеромонах Серафим (Роуз)). Устав // Иеромонах Серафим (Роуз). Аще забуду тебе Иерусалиме. Мстиславль: Просветитель, 1995.-С. 35-51.

113. Рукописное наследие Древней Руси / ТОДРЛ АН СССР. Л., 1980-454 с.

114. Рукописные книги собрания Придворной Певческой капеллы. Каталог. СПб.: Изд-во РНБ, 1994. - 260 с.

115. Рукописные памятники древнерусского певческого искусства в книгохранилищах г. Красноярска: Описание источников. Красноярск, 1991.-66 с.

116. Ряжев А. Иргизские старообрядческие общины во второй половине XVIII первой половине XIX в. Автореф. дисс. .канд. исторических наук. - М., 1995.

117. Ряжев А., Починская И. Библиотеки иргизских старообрядческих монастырей (по материалам описи 1828 г.) // Книга в культуре Урала XVI-XIX вв. Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрГУ, 1991. - С. 95-127.

118. Серегина Н. Об особенностях содержания и оформления певческих книг Строгановского скриптория // Проблемы изучения традиционной культуры Севера. (К 500-летию Сольвычегодска). Сыктывкар, 1992.

119. Серегина Н. Основные принципы исторической типологии певческой книги «Стихирарь минейный» с точки зрения развития отечественных праздников (XII-XIX вв.). Дни славянской письменности и культуры (ч. I). Владивосток: Изд-во ДГТУ, 1998. - С. 96-101.

120. Серегина Н. Певческие рукописи из книгописной мастерской Строгановых конца XVI первой половины XVII в. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1985 г. - Л., 1987 - С. 202-209.

121. Серегина Н. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI XIX веков «Стихирарь месячный». -СПб., 1994.-494 с.

122. Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. I. Киев: Тип. Акционерного Общества печатного и издательского дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1910 / Репринт. М.: Изд-во Донского монастыря, 1993. -505 с.

123. Смоленский С. Краткий обзор крюковых и нотолинейных первых рукописей Соловецкой библиотеки. Казань, 1910.

124. Смоляков Б. Попевки столпового знаменного распева // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 167-173.

125. Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского. Описания. М.: ГБЛ (отдел рукописей), 1960. - 261 с.

126. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.

127. Соколов Н. Раскол в саратовском крае. Опыт исследования по неизданным материалам. Т. 1. Поповщина до пятидесятых годов настоящего столетия. Саратов: Тип. Н. П. Штецер и К°, 1888. - 480 с.

128. Срезневский В. Материалы для Словаря древнерусского языка. Том II. Л-П. СПб.: Тип. Императ. Академии Наук, 1895. 1802 с.

129. Срезневский В., Покровский Ф. Описание рукописного отделения библиотеки Императорской академии наук. 1. Рукописи. Том 1.(1. Книги Священного писания. 2. Книги богослужебныя). СПб.: Тип. Императ. Академии наук, 1910.-525с.

130. Типология и классификация в социологических исследованиях. -М.: Наука, 1982.-296 с.

131. Типология как раздел языкознания. Тезисы дискуссии «Типология как раздел языкознания». М.: Наука, 1976. - 198 с.

132. Тихомиров Н. Ирмологий (ненотный) // Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. I. М., 1973. - С. 306-331.

133. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М.: Сов. композитор, 1971. - 623 с.

134. Федоренко Т. Забайкальское собрание рукописей ГПНТБ СО

135. АН СССР и традиции древнерусского певческого искусства в Сибири // Музыкальная культура Православного мира. Традиция, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 254-261.

136. Федоренко Т. Крюковые рукописи старообрядческого периода. Пособие по музыкально-палеографическому описанию. Новосибирск, 1999.-60 с.

137. Фонкич Б. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв.: Греческие рукописи. М.: Наука, 1977. - 247 с.

138. Фролов С. Многораспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII -XVIII веков). Сб. науч. трудов. Л.: ЛОЛГ, 1983. - С. 12-47.

139. Фрумкина Р. Цвет, смысл, сходство. (Аспекты психолингвистического анализа). М.: Наука, 1984. - 175 с.

140. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х тт. Т. 2. Л-С. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. - 671 с.

141. Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI -XVII века. М.: Ладомир, 1996. - 557 с.

142. Черепнин Л. Русская палеография. М.: Госполитиздат, 1956. -616с.

143. Шеламанова Н. Славяно-русский Октоих (ненотированный) XII-XIV вв. // Методические рекомендации. Вып. 2. Ч. 2. С. 338-386.

144. Шиндин Б., Ефимова И. Демественный роспев. Монодия и многоголосие. Новосибирск, 1991.-255 с.

145. Ярцева В. Проблема универсалий и классификация языков // Универсалии и типологические исследования. М.: Наука, 1974. - С. 15-19.

146. Baroffo В. Fonti trascurate per la storia del Gregoriano in Italia: Kyriali francescani della Liguria // Analecta musicologika: Studien zur itali1. Состав Октоихов

147. Девственное торжество + + + +на стиховне 1. Нетленно родивши Бога + 1. Огня божественнаго + 1. Увы мне + богородичен) Се к Тебе прихожду + + + + + + + + + +

148. Облак Гя света + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

149. Вечерняя наша молитвы + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

150. Обыдите людие Сион + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

151. Приидите людие + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +1. Восточны)

152. Начало Октоиха утеряно, состав службы приводится по 4-му гласу.

153. Начало Октоиха утеряно, состав службы приводится по 4-му гласу.

154. Веселитеся небеса + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

155. Плотию волею + + + + + + + + + + + +

156. Живоприемному Твоему + + + + + + + + + + + +

157. Иже Отцу собезначальна + + + + + + + + + + + +1. Аморреевы) 1. Святеишия Святых +

158. Иже благоутробия двери +1. Ты Бога соедини +

159. Догматик) Всемирную славу + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

160. Свете тихий +на стиховне

161. Страстию Твоею + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

162. Да радуется тварь + + + + + + + + + +

163. Царь сый небесе + + + + + + + + + +

164. Поем Твою + + + + + + + + +

165. Крест претерпевый + + + + + + + + +

166. Ада пленивый + + + + + + + + +

167. Боголепное Твое + + + + + + + + +1. Восточны) 1. ОС

168. Егда пригвоздился + + + + + +

169. Рыдающа со тщанием + + + + + +

170. Страстей Твоих + + + + + +

171. Любомятежный роде + + + + + +стихира евангельская + +

172. Преблагословенна + + + + + ' +

173. Тропарь по Вел. Славосл. +1. Литургия блаженна + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

174. Достойно есть +

175. Преблагословенны + +

176. От Анны днесь + + + + + + + +

177. Кто довольно по достоянию + + + + + + + +

178. Иже нервее неплодная + + + + + + + +

179. Слава. и ныне. Всечеетное Твое Рождество + + + + + + + + +на стиховне

180. Радуйся Иоаким и Анна + + + + + + + +

181. Ты едина земных + + + + + + +

182. Отложи Адаме + + + + + + +

183. Слава. и ныне. Храм Божий + + + + + ~г + + -ь1. Великая вечерня на Господи воззвах

184. Днесь иже на разумнех + + + + + + + + + + 4

185. Сей день Господень + + + + + + + + + + +

186. Аще и божественным + + + + + + + + + +

187. Днесь неплодная врата + + + + + + + + + + +

188. Днесь всемирная радосте + + + + + + + + + + +

189. Днесь неплодная Анна + + + + + + + + + + +

190. Слава. и ныне. Днесь иже на разумнех / / / / + / / + / / +на литии

191. Начало нашему спасению + + + + + + + + + + +

192. Приидите любодевственнии + + + + + + + +

193. Что шум празднующих + + + + + + + +

194. Предповеленная всех Царице + + + б + + + +

195. Слава. и ныне. В благознаменитый день + + + б + + + + 3+ +на стиховне

196. Всемирная радость + + + + + + + + + + +

197. Ангеловым прорицанием + + + + + + + +

198. Неплоды безчадная Анна + + + + + + + +

199. Слава. и ныне. Приидите вси вернии + + + + + + + + + + +1. Утреня стихира по 50-м псалме Днесь неплодная врата / / / / + / / / / /на хвалитех

200. О дивное чудо источник + + + + + + + +

201. О дивное чудо от неплодове + + + + + + + +

202. Столп целомудрия + + + + + + + +

203. Крест возносится + + 2+ + + + + +

204. Приидите боголюбивии + + + + + + + +

205. Горесть древле ослаждая + + + + + + + +

206. Слава. и ныне. Днесь сад животный + + + + + + + + + + +на стиховне

207. Водою боготворною + + 2+ + + + + 4-

208. Копие со крестом + + 2+ + + + +

209. Егда Амалика + + 2+ + + + +

210. Слава. и ныне. Днесь древо + + + + + + + + + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

211. Крест воздвизаем + + + + + + + + + + +

212. Моисей предобразуя + + + + + + + + + + +

213. Крест пречестный + + + + + + + + + + +

214. Слава. и ныне. Приидите вси языцы + + + + + + + + + + + +на литии

215. Днесь яко воистину + + + + + + + + + + +

216. Насажденное в Краниевем + + + + + + + +

217. Прообразуя крест Твой + + + + + + + +

218. Божественное сокровище + + + + + + -г +

219. Рук пременение + + + + + + + +

220. Ты мне покров + + + + + + + +

221. Не будими похвалитися + + + +

222. Светосиянен звездами + + + + + + + +

223. Восплещем днесь + + + + + + + +1. Днесь скипетр + + + +

224. Слава. и ныне. Честнаго креста + + + + + + + + + + 4на стиховне

225. Радуйся живоносный кресте + + + + + + + + + + +

226. Радуйся Господень кресте + + + + + + + +

227. Радуйся слепых наставление + + + + + + + +

228. Слава. и ныне. Егоже древле Моисей + + + + + + + + + + + +1. Утреня стихира по 50-м псалме Кресте Христов + + + + + + + + + + + +на хвалитех

229. О преславное чудо + + + + + + + +

230. О преславное чудо + + + + + + + +

231. О преславное чудо + + + + + + + +

232. Слава. и ныне. Днесь происходит + + + + + + + + + + + +на целовании

233. Приидите вернии + + + +

234. Приидите вси людие + + + + + + + +

235. Глас пророк Твоих + + + + + + + +

236. Четвероконечный мир + + + + + + + +

237. Глас пророка твоего + + + +

238. Днесь Владыка твари + + + +

239. Слава. и ныне. Глас пророка твоего + + + +

240. Слава. и ныне. Днесь неприкосновенный + + + + + + +величание + + припевы на 9-й песне + светилен +задостойик + 2+причастен +

241. Введение во храм Пресвятой Богородицы1. П С п Ст С П П П П П С П1123 1131 1035 1128 1127 2784 1085 2801 2800 1559 2819 15581. Малая вечерня на Господи воззвах

242. От Господа приимше + + + + + + + +

243. Святых Святая + + + + + + + +

244. Да отверзется дверь + + + + + + + +

245. Слава. и ныне. Давид провозглашаше + ? / + + + + + + + +на стиховне

246. Двери церковныя + + + + + + + +

247. Девственнии лицы + + + + + + +

248. Хлеб словесный + + + + + + +

249. Слава. и ныне. Свет Тя трисиянный + + + + + + + + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

250. Днесь вернии ликовствуим + + + + + + + + + + +

251. Днесь церковь одушевленная + + + + + + + + + + +

252. Ты пророков проповедание + + + + + + + + + + +

253. Во святых Святая + + + + + + + + + + +

254. Отроковицы радующеся + + + + + + + + + + +

255. Веселяся приим Захарие + + + + + + + + + + +

256. Слава. и ныне. По рождестве Твоем + + + + + + + + + + + +на литии

257. Да радуется небе свыше + + + + + + + + + + +

258. Днесь Боговместимая + + + + + + + +

259. Приидите вси людие + + + + + + + +

260. Слава. Возсия день радостный И ныне. Давид провозглашать + + + ? + + + 2+ + / + / + 1 + / + / + /

261. Слава. и ныне. Возсия день радостный +на стиховне

262. Радуется небо и земля + + + + + + + + + + +

263. Анна божественная + + + + + + + +

264. Внутрь в храм Божий + + + + + + + +

265. Слава. и ныне. Днесь собори верных + + + + + + + + + + + +1. Утреня стихира по 50-м псалме Днесь собори верных / / / + / / / / / / /на хвалитех

266. Свещеносицы девы + + + + + + + / +

267. Обещания святаго + + + + + + + +

268. Небесным воспитенна Дево + + + + + + + +

269. Вифлееме уготовися + + + + + + +

270. Ныне пророческое + + + + + + +

271. Слава. и ныне. Се глаголет Иосиф + + + + + + + + +3 час

272. Сей Бог наш + + + + + +

273. Прежде Рождества Твоего + + + + + +1. Слава. и ныне.

274. Иосифо рцы нам + + + + + + + + +6 час

275. Приидите вернии + + + + + +

276. Слыши небо + + + + + +1. Слава. и ныне.

277. Приидите христоноснии + + + + + + + + +9 час

278. Удивляшеся Ирод + + + + + +

279. Егда Иосиф + + + + + +1. Слава. и ныне.

280. Днесь раждается от Девы + + + + + + + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

281. Приидите возрадуемся + + + + + + + + + + +

282. Господу Иисусу рождшуся + + + + + + + + + + +

283. Царствие Твое + + + + + + + + + + +

284. Что Ти принесем + + 2+ 2+ + + + + + 2+ +1. Слава. и ныне.

285. Августу единоначальствующу 3+ 2+ 2+ 3+ + 2+ + + 2+ + 4+ 2+на литии

286. Небо и земля днесь + + + + + + + + + + +

287. Небо и земля днесь + + + + + + + +

288. Слава в вышних Богу + + + + + + +

289. Иже по образу + + + + + + +1. Слава.

290. Волсви персидстии 3+ + 2+ 3+ + + + + + + +1. И ныне.

291. Ликуют ангели вси + + + + + + + + + 3+ +на стиховне

292. Велие и преславное чудо + + + + + + + + + + +

293. Днесь раждает Дева + + + 2+ + + + +

294. Господу Иисусу рождшуся + + + + + + + +1. Слава.

295. Веселися Иерусалиме + + + + + + + + + + + +1. И ныне.

296. Во вертеп вселился еси 3+ + + 3+ + + + + + + 2+ +1. Утреня стихира по 50-м псалме

297. Слава в вышних Богу + + + + + + + + + + + +на хвалитех

298. Веселитеся праведнии + + + + + + + +

299. Богородице Дево + + + + + + + +

300. Приидите воспоим + + + + + + + +

301. Отец благоизволил 2+ + + + + + + +1. Слава.

302. Егда время + + + 2+ + + + + + + + +1. И ныне.

303. Днесь Христос + + + + + + + + + + + +величание + + +

304. Днесь вод освящается + + + + + + + +

305. Яко человек + + + + + + + +

306. Слава. и ныне. Ко гласу вопиющаго + + + + + + + + + +

307. И ныне. Воспоим вернии +3 час

308. Предтечи и Крестителя + + + + + + +

309. Троица Бог наш + + + + + + +

310. Слава. и ныне. Преходяи плотию + + + + + + + + +6 час

311. Се глаголет Господь + + + + + + +

312. Днесь песненое + + + + + + +

313. Слава. и ныне. Что возвращаеши твоя воды + + + + + + + + +9 час

314. Ужас бе видети + + + + + + +

315. Егда ко Нему идуща + + + + + + +

316. Слава. и ныне. Руку Твою прикоснувшуся + + + + + + + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

317. Просветителя нашего + + + + + + + + + + +

318. Избавителю нашему + + + + + + + + + + +

319. Иорданские воды + + + + + + + + + + +

320. Спасти хотя заблуждшаго + + + + + + + + + + +

321. Слава. и ныне Преклонил еси главу + 2+ + 2+ + 2+ + + 2+ + + 2+по заамвонной молитве

322. Глас Господень на водах + ? + + + + + + + + +

323. Днесь вод освящается ? / + /

324. Яко человек на реку ? / + /

325. Слава. Ко гласу вопиющаго И ныне. Воспоим вернии ? / + + ? + / + + + +на литии

326. Одеяйся светом 1 + + + + + + + + + +

327. Тя духом и огнем 2 + + + + + + +

328. Приидите подражаим 3 + + + + + + +

329. Крещается Христос 5 + + + + + + +

330. Трепеташа рука 4 + + + + + + +

331. Господи хотя исполните 6 + + +

332. Господи хотя изыскати 7 + + +

333. Слава. Господи исполните хотя И ныне. Днесь тварь просвещается + + + + + 2+ + 2+ + 4- + + + + + + + + + 2+ + +на стиховне

334. На иорданской реце + + + + + + + + + +

335. Видеша Тя воды + + + + + + + +

336. Днесь небесе и земли + + + + + + + +

337. Слава. и ныне. Еже от Девы Солнце + + + + + + + + + + +1. Утреня стихира по 50-м псалме Бог Слово явися плотию + + + + + + + + + + + +на хвалитех

338. Свет от света + + + + + + + / +

339. Како Тя Христе + + + + + + + +

340. Ты во Иордане крестивыйся + + + + + + + +

341. Истинный свет явися + + + + + + + +

342. Слава. Водами иорданскими И ныне. Днесь Христос на Иордан + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +величание + + +

343. Неописанное Слово + + + + + + + +

344. Младенца видев Тя + + + + + + + +

345. Ныне отверзется дверь + + + + + + + +

346. Слава. и ныне. Днесь Священная Мати + ? + + + + + + + + +на стиховне

347. Дверь небесная + + + + + + + +

348. Угль проявлейся + + + + + + +

349. Страхом же и радостию + + + + + + +1. Слава. и ныне.

350. Дверь небесная / / 1 1 / / 11. Приимио Симеоне + 1. Великая вечерня на Господи воззвах

351. Глаголи Симеоне + + + + 4- + + + + + +

352. Приими Симеоне + + + + + + + + + + +

353. Приидем и мы + + + + + + + + + + +1. Слава. и ныне.

354. Да отверзется днесь дверь + + + + + + + + + + + +на литии

355. Ветхии денми иже закон + + + + + + + + + + +

356. Днесь иже древле + + + + + + + +

357. Емуже вышнии служителие + + + + + + +

358. Днесь Симеон + + + + + + + +

359. Святаго Святая Девица + + + + + + + +

360. Зиждитель небу и земли + + + + + + + +

361. Днесь Симеон старец + + + + + + + +1. Слава.

362. Испытайте писания 2+ + 2+ 2+ + + + + + 2+ +1. И ныне.

363. Ветхий денми младенствовав + + + + + + + + + + +на стиховне

364. Украси Твой чертог + + + + + + + + + + +

365. Возсиявшаго прежде век + + + + + + + +

366. Носимаго на колеснице + + +

367. Единороднаго и безначална + + + + +1. Слава. и ныне.

368. Иже на херувимех + + + 3+ + + + + + + + +1. Утреня стихира по 50-м псалме

369. Да отверзется дверь / / / / + / / / / /на хвалитех

370. Закон иже в Синаи + + + + + + +

371. Свет во откровение языков + + + + + + +

372. Недр родителя + + + + + + +1. Слава. и ныне.

373. Ущедрив тварь Зиждитель + + + + + + + +

374. Странно есть слово Твое + + + + + + + +

375. В Назарет ныне град + + + + + + + +

376. Слава. и ныне. В шестый месяц архистратиг Благовестит Гавриил / + + + + + / + + +на стиховне

377. Начальник вышних сил + + + + + + + +

378. Что Твой вид огненный + + + + + + +

379. Дух Божий Пресвятый + + + + + + +

380. Слава. и ныне. В шестый месяц послан / / + + + + / + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

381. Совет превечный + + + 2+ + + + + + + +

382. Являеши ми ся яко человек + + + 2+ + + + + + + +

383. Бог идеже хощет + + + 2+ + + + + + + +

384. Слава. и ныне. Послан бысть + + + + + + + + + + + +на литии

385. В шестый месяц + + + + + / + + + + /

386. В месяц шестый послан + + + + + + + +

387. Послан бысть архангел + + + + + + + +

388. Слава. Да веселятся небеса И ныне. Благовествует Гавриил + 3+ + + + + 2+ 3+ + + + + + + + + + + + + + +на стиховне

389. В шестый месяц послан + + + + / / + / / /

390. Языка егоже не ведяше + + + + + + + +

391. Се избавление (воззвание) + + + + + + + +

392. Слава. и ныне. Днесь радость благовещения + + + 2+ + + + + + + + +1. Утреня стихира по 50-м псалме Благовествует Гавриил / / / / + / / / / / /на хвалитех

393. С небесных кругов + + + + + + + +

394. Соприсносущное Слово + + + + + + + +

395. Гавриил Девице благовести + + + + + + + +

396. Пресущное Слово + + + + + + + +

397. Слава. и ныне. От века утаенная + + + + + + + + + + + +

398. Вход Господень в Иерусалим1. П С П Ст С П П П П П С П1123 1131 1035 1128 1 127 2784 1085 2801 2800 1559 2819 15581. Малая вечерня на Господи воззвах

399. Небо Тебе Щедре престол + + + + + + + +

400. Предразрушив державу + + + + + + + +

401. Благохвалением детей + + + + + + + +

402. Слава. Общее Воскресение И ныне. Входящу Ти Господи ? -г + + + + + + + + + + + + + + +

403. Слава. и ныне. Входящу Ти Господи +

404. Слава. и ныне. На плещах херувимстех +на стиховне

405. Единоистинно Отцу + + + + + + +

406. Да пророческая + + + + + + +

407. Ново небо + + + + + + +

408. Слава. Что Захарие вопиеши И ныне. Веселися и красуйся + + + + + + + + + + + + + + + +

409. Слава. и ныне. Единоистинно Отцу /

410. Слава. и ныне. Пою Твое страшное +1. Великая вечерня на Господи воззвах

411. Днесь благодать + п + + + + + + + + +

412. Имея и престол небо + + + + + + + + + + +

413. Приидем и мы днесь все + + + + + + + + + + +

414. Честное Воскресение + + + 2+ + + + + + 3+ +

415. Преже шести день Пасхи + + + + + + + + + + +

416. Слава. и ныне. Днесь благодать п / / + + + + ин ин / 2+ +на литии

417. Всесвятый Дух + 1 1 + 1 + 1 1 + 1 +

418. Преже шести дней + 3 -> J + 3 о j 3 -> j

419. Иже Собезначальный + 2 2 + 2 2 2 2

420. Входящу Ти Господи / + + / / /

421. Слава Тебе Христе + + + + + + + +1. Придем и мы днесь + + + +

422. Жребя распростер + + -t- +

423. На престоле херувимсте + + + +

424. Слава. и ныне. Преже шести день бытия + + + + + + + + + + +на стиховне

425. Радуйся и веселися + + + + + + + + + + +

426. Приде Спас днесь + + + + + + +

427. На херувимех седяй + + + + + + + +

428. Слава. и ныне. Днесь благодать / + / + / + / +1. Утреня стихира по 50-м псалме Днесь благодать / / / + / / / п + / пна раздаче Ваий Днесь Христос входит + + на хвалитех

429. Хотящу Ти внити + + + + + + + +

430. Множество людие + + + + + + + +

431. Изыдете языцы + + + + + + + +

432. Общее Воскресение + + + + + + + +

433. Ты человеком существо + + + + + + + +

434. Апостолом Христовым + + + + + + + +

435. Вознесением Твоим + + + + + + +

436. Слава. и ныне. Приидите верных + + + + ? + + + + +на стиховне

437. Чюдо новолепно + 2+ 2+ + + + + +

438. Возсия светлый + 2+ 2+ + + + +

439. Якоже учеником + 2+ 2+ + + + +

440. Слава. и ныне. Хвалу Богоподобну + 2+ 2+ + ? + + + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

441. Господь вознесеся + + + + + + + + + + +

442. Господи Твоему + + + + + + + + + + +

443. На горах святих + + + + + + + + + + +

444. Господи апостоли + + + + + + + + + + +

445. Госполи смотрение + + + + + + + + + +1. Слава. и ныне.

446. Недр отеческих + + + + + + + + + + + +на литии 1. Возшед на крест + + + +

447. Воскрес от мертвых + + + +

448. Восшед на небеса + + + + + + + + + + +

449. Взыде Христе + + + + + + + + +

450. Ангели Твои Господи + + + + + + + +

451. Егда прииде к горе + + + + + + + +

452. Сошедшее естество + + + + + + + +

453. Егда вознесеся + + + + + + + +

454. Слава. и ныне. Господи таинство + + + + + + + + + + +на стиховне

455. Родися яко сам восхоте + + + + + + + + + + +

456. Восприемлему Тебе + + + + + + + +

457. Вознеслся еси во славе + + + + + + + +

458. Слава. и ныне. Взыде Бог в воскликновении 4+ 2+ + 4+ + + + + + + +1. Утреня стихира по 50-м псалме Днесь на небесех + + + + ? + + + + + +на хвалитех

459. Началницы ангелом + + + + + + + +

460. Галилеяне зрящи + + + + + + + +

461. Ангели иже в мире + + + + + + + +

462. Ныне обновляются языцы + 2+ 2+ + + + + +

463. Иже послати обещася + 2+ 2+ + + + 4-

464. Обещания исполнив + 2+ 2+ + + + + +

465. Слава. и ныне. Параклита имуще + ? + + + + + ? + +на стиховне

466. Зарею богоначальною + 2+ 2+ + + + + +

467. Языцы огнем свыше + 2+ 2+ + + + +

468. Да страшное чюдо + 2+ 2+ + + + +

469. Слава. и ныне. Свыше к нам Утешителю + 2+ 2+ + 1 + + + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

470. Пятдесятницу празднуим + + + + + + + + + + + +

471. Языками инородных + + + + + + + + + +

472. Вся подает Дух Святый + + + + + + + + + + + +

473. Во пророцех возвестил + + + + + + 2 + + 2 2 +

474. Видехом свет истинный + + + + + + 1 + + 1 1 +

475. Во дворех Твоих воспою Тя + + + + + + + + + + + +

476. Во дворех Твоих Господи + + + + + + + + + + + +

477. Троицу единосущную + + + + + + + + + + +1. Слава. и ныне.

478. Приидите людие + + + + + + + + + + + +на литии

479. Преславная днесь / / + + + + + + + + +

480. Дух Святый бе же присно / / + + + + + + + +

481. Дух Святый свет и живот / / + + + + + + + +

482. Во пророцех возвестил /1. Слава. и ныне.

483. Егда духа Твоего + + + + + + + + + + + +на стиховне

484. Не разумеюще языцы + + + + ? + + + + + + +

485. Господи Святаго Духа + + + + ? + + + +

486. Царю небесный + + + + + + + + +1. Слава. и ныне.

487. Языцы иногда размесишася + + + + + + + + + + + +1. Утреня стихира по 50-м псалме

488. Царю небесный / / / / / / + / / + / +на хвалитех

489. Преславная днесь + + / / / / + / / / /

490. Дух Святый бе же присно + + / / + / /

491. Дух святый свей т живот + + / / + / /1. Слава. и ныне.

492. Царю небесный / / / / / / / / / / /1. В неделю вечера на Господи воззвах

493. Преславная днесь (и др.) / / / / / / /1. Слава. и ныне.

494. Царю небесный / / / + / / /на стиховне

495. Ныне во знамение всем + + + + + + + + + + +

496. Ныне утешительный Дух + + + + + + + +

497. Ныне облачатся в державу + + + + + + + + +1. Слава. и ныне.

498. Иже с Моисеем глаголивый + + + + + + + +

499. Поим с собою Христе + + + + + + +

500. Твоего Христе пришествия + + + + + + +

501. Слава. и ныне. Мрак законный + ? + + + + + + + +на стиховне

502. Днесь Христос на горе + + + + + + + +

503. Сияние добродетелей + + + + + + +

504. Солнце убо землю + + + + + +

505. Слава. и ныне. Видеша на Фаворе + + + + + + "Г + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

506. Прежде распятия. гора + + + + + + + + + +

507. Прежде распятия. поим + + 4- + + + + + + + +

508. Гора яже иногда мрачна + + + + + + + + + + +

509. На горе высоце + + + + + + + + + +

510. Слава. и ныне. Прообразуя Воскресение + + + + + + + + + + + +на литии

511. Иже светом своим + 1 + + + + + + + + +

512. Иже на Горе Фаворстей + 2 + + + + + +

513. Иже прежде солнца +1. От недр отечих + 3 + + 1. Преобразися Иисус 6 + +

514. Божественнаго зрака Твоего 7 + +

515. Светом божественным 4 + +1. Верста пророку 5 + +

516. Слава. Придете возыдем И ныне. Закону и пророком + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +на стиховне

517. Древле с Моисеом + + + + + + + + + + +

518. Твоего Единороднаго Сына + + + + + + + +

519. Неодержимое Твоего + + + + + + + +

520. Слава. и ныне. Петру Иакову и Иоанну + + + + + L + + + + + -L1. Утреня стихира по 50 псалме Божество Твое Спасе 2+ + + б + + + + + + + +на хвалитех

521. Прежде Честнаго Креста + + + + + + + +

522. Иже прежде век + 2 + + + + + +

523. От девическаго облака + 1 + + + + + +

524. Слава. и ныне. Поят Христос + + + + + + + + + + + +на целовании 1. Светом божественным + 1. Верста пророку + 1. Преобразися Иисус +

525. Божественнаго зрака Твоего +величание + +

526. Безсмертным успением + + + + + + + +

527. Жизни Вышняя + + + + + + + +

528. Твоим исходным пением + + + + + + +

529. Слава. и ныне. Приидите всемирное + 9 + + + + + + + +на стиховне

530. Собор ученик + + + + + + + +

531. Ты иже из Нея + + + + + + +

532. Егда ко из Тебе рождшемуся + + + + + + +

533. Слава. и ныне. Двери небесныя + + + + + + + +1. Великая вечерня на Господи воззвах

534. О дивное чюдо + + + + + + + + + + +

535. Дивны Твоя тайны + + + + + + + + + + +

536. Твое славят Успение + + + + + + + + + + +

537. Слава. и ныне. Богоначальным мановением + + + + + + + + + + +на литии

538. Подобаше самовидцем + + + + + + + + + + 4

539. Иже небес Вышшая + + + + + + + +

540. Всенепорочная Невесто + + + + + + + +

541. Придете вси концы земли + + + + + + +1. Слава. 1 Далее листы утрачены.2 Далее листы утрачены.1. Состав Ирмологиев1. С С с С С С С С И И И И И1039 1131 1258 UJ оо 1329 1283 2822 1749 1176 1084 1753 1740 15381. Глас 1

542. Твоя победительная1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

543. Христос во граде 2 2 2 2

544. Христос раждается 3 2 3 3 3 3 2 3 3 о j 2 3 j

545. Спасе люди 4 "1 j 4 4 4 4 о J 4 4 4 3 4 4

546. Божественнейший 9 11 8 5 5 5 11 5 5 5 4 5 12

547. Воскресения день 8 6 7 6 6 6 9 6 6 6 5 6 7

548. Поим вси людие 11 7 9 7 7 7 8 7 7 7 6 7 8

549. Преукрашенная Божиею 6 4 5 8 8 8 10 8 8 8 8 9 5

550. Песнь победную поим 7 5 6 9 9 9 5 9 9 9 7 8 6

551. Поим Господеви 10 10

552. Столпом огненным 12 8 10 10 10 10 7 11 10 1 1 1 1 9

553. Горькия работы 2 2 11 11 11 4 12 11 2 9 2 2

554. Поим песнь новую 13 10 12 12 12 12 12 13 12 12 12 11

555. Фараона с колесницами 14 13 141. Вознесу Тя Боже 15

556. Господеви поим 16 11

557. Помогшему Богу 10 9 11 14 13 6 17 13 12 10 10 10

558. Похвалу Боговидец 181. Христос грядет)2 5 1. Глас 2

559. Во глубине постла 3 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 о J

560. Глубины открыл 8 8 6 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8

561. Шествует морскую 9 9 7 о J 3 3 о j 3 л j j л 9

562. Грядите людие 1 1 1 4 4 4 4 4 4 4 4 4 1

563. Нетрену необычну 4 4 5 5 5 8 5 5 5 8 8 4

564. Поим Господеви 7 5 4 6 6 6 6 6 6 6 7 6 7

565. Непроходимое 11 11 10 7 7 7 7 7 7 7 6 7 11

566. Поим Господеви 2 3 3 8 8 8 9 8 8 8 9 9 2

567. Моисейскую песнь 5 6 5 9 10 9 5 9 9 9 5 5 5

568. Обратившему море 11 10 10

569. Высоковыйный 12 1 1 111. Бездны древле 13 12

570. По бездне ходяще 14 13

571. Воды древле чермнаго 15 14

572. Стопами невлажнвми 9 15

573. Поим Господеви 10 10 9 16 10 10 16 10 12 10 10 10

574. Инципиты ирмосов первых песен. Названия ирмосов даются по изданию "Ирмоло-гий. Богородичны всего лета". М., 1982 г.

575. В скобках приводятся инципиты ирмосов, отсутствующих в современном печатном Ирмологии.

576. Помощник и покровит.) 6 7 8 61. Глас 3

577. Воды древле 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2

578. Сушу глубородительную 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 3

579. Оземленивый море 3 3 3 о J 2

580. Фараони колесницы 4 4 6 4 4 4 5 4 3 3 5 5 6

581. Дивно славно творяй 7 7 7 5 5 6 5 4 4 6 6 7

582. Избавльшему Израиля 8 8 8 6 8 6 5 5 8 8 8

583. Поим Господеви 6 6 5 5 7 6 7 7 6 6 7 7 5

584. Пресекаемое море 1 1 1 6 8 7 3 8 7 7 3 3 1

585. Песнь новую поим 5 5 4 7 9 8 4 9 8 8 4 4 4

586. Спасшему Богу 9 10 91. Мышцею высокою) 10 1. Глас 4

587. Моря чермную пучину 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

588. Отверзу уста моя 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

589. Явишася источницы 3 3 2 3 3 3 3 3 о j 3 j 3 о j

590. Божественным покровен 8 8 7 4 4 4 4 4 4 4 4 4 8

591. Лицы израильстии 4 4 о j 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4

592. Тристаты крепкия 5 5 4 6 6 6 6 6 6 6 6 6 5

593. Поразивый Египта 6 6 5 7 7 7 7 7 7 7 7 6

594. Поим Господеви 13 14 8 8 8 8 15

595. Воспою Тебе Господи 11 11 10 7 9 9 8 9 8 9 8 8 11

596. Несть Тебе подобен 15 15 13 8 10 10 12 10 9 10 12 12 14

597. Поим песнь новую 13 11 11 11

598. Поим людие 12 12 12

599. Под облаком светлым 13 13 13

600. Колесницы фараоновы 9 9 8 9 11 9 14 10 14 9 9 9

601. Поим песнь победную 14 12 10 12 13 15 1 1 15 13 13 13

602. Пределив пучину 12 12 11 11 13 10 16 12 16 10 10 12

603. Наставльшему древле 10 10 9 12 14 11 17 13 17 1 1 11 10

604. Преславная сотворивый 18 18

605. Чудодействовавшему 19 19

606. Неизреченным велением 7 7 6 71. Глас 5

607. Коня и всадника 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

608. Спасителю Богу 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

609. Поим Господеви 4 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4

610. Землю на нюже не возсия 3 3 о J 4 4 4 4 4 4 4 4 4 3

611. Песнь победную 6 6 6 5 5 6 5 5 5 6 6 6

612. Поим Спасителю 6 6 6

613. Христос явися на земли 5 5 5 6 7 5 5 7 6 7 5 5 5

614. Поим Господеви дивному 8 8 8

615. Пешешествуяй Израиль 9 9 9

616. Величаваго фараона 7 7 71. Моисееву поминающе) 8 1. Глас 6

617. Яко посуху 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

618. Сеченое сечется о л о J 3 2 2 2 5 2 2 2 ~> 2 2

619. Волною морскою 2 2 2 п J о J j 2 л j j о j 3 j -> j

620. Чувственный фараон 4 4 4 4 4 4 л j 4 4 4 4 4 4

621. Помощник и покровитель 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5204

622. Поим Господеви 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6

623. Прошедше море 7 7 7 7

624. Воздвизаемое море 8 8 8

625. Колесницы фараоновы 9 9 91. Глас 7

626. Манием Твоим 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

627. Понтом покры 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

628. Поспешествовавшему 5 5 5 3 л j 3 4 3 3 3 3 о j 5

629. Сокрушившему брани о J) 4 4 4 4 4 j 4 4 4 4 4 4

630. Истрясшему Богу 4 3 3 5 5 5 5 5 5 5 5 3

631. От струй Чермнаго 6 6 6

632. Погрузившему Фараона 7 7 7

633. Моисейский жезл 8 8 8

634. Поим Господеви 6 6 6 6 9 6 9 6 6 6

635. Изменшему Богу 10 7 10 5 7 71. Глас 8

636. Колесн ице гонителя 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1

637. Крест начертав 3 3 3 2 9 2 2 2 2 2 2 2 о j

638. Воду прошед 2 2 2 3 3 3 4 3 п J 3 4 4 2

639. Посеченный несекомаго 9 9 7 4 4 4 12 4 4 12 12 7

640. Пророчески Боговидец 5 5 5 5

641. Поим Господеви 4 4 10 5 6 1 6 4 6 5 5 10

642. Поим Господеви 5 5 11 6 7 10 7 7 10 10 11

643. Израиля от работы 12 12 12 8 6 1 1 8 5 8 1 1 1 1 12

644. Песнь возслем 10 10 8 7 9 7 7 9 6 7 7 8

645. Истрясшему в мори 7 7 5 8 10 8 6 10 7 8 6 6 5

646. Сокрушившему брани 8 8 6 9 11 9 5 11 8 10 3 3 6

647. Поим Богу 6 6 4 10 12 10 8 12 9 11 8 8 4

648. Море огустил еси 11 11 9 11 13 11 9 13 10 12 9 9 9

649. В Чермнем фараона 14 14 13

650. Преславный в мори 15 15 14

651. Внезапу древле море 16 16 15

652. Дивному Богу 17 17 161. Дополнительные статьи розники + + + + + + + + + + -ьзадостойники + канон св. княгине Ольге + +

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.