Типология воплощения рубежного сознания в художественной прозе конца XIX - начала XX века: на материале произведений А. Мейчена и Ф. Сологуба тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Головина, Оксана Юрьевна

  • Головина, Оксана Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 229
Головина, Оксана Юрьевна. Типология воплощения рубежного сознания в художественной прозе конца XIX - начала XX века: на материале произведений А. Мейчена и Ф. Сологуба: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2013. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Головина, Оксана Юрьевна

Содержание

Введение

Глава 1. Ранний этап творчества А.Мейчена: традиции и новаторство

1.1. «Великий бог Пан»: осмысление философских теорий в рамках жанра краткого рассказа

1.2. «Сокровенный свет»

1.3. Экспериментальная природа романа «Три самозванца»:

специфика композиции и стилистики

Глава 2. Роман «Холм грез»: поэтика жанра и проблема «пограничного» знания

2.1. История создания романа «Холм грёз»

2.2.Жанровая природа «Холма грёз»

2.2.1. Особенности психологизма романа «Холм грёз»

2.2.2. Отголоски социального романа

2.2.3. Влияние романтизма и готики

2.2.4. Особенности автобиографизма в романе «Холм грёз»

2.2.5.Проблема тематического критерия классификации жанра романа «Холм грёз»

2.2.6. Художественная психогеография в романе

2.3.Проблема творческого осмысления пограничного знания в контексте символики романа «Холма грёз»

2.3.1. Цветовая символика

2.3.2. Антропонимическая символика романа

Глава 3. Особенности социокультурного феномена «fin de siècle» на отечественной почве: специфика Серебряного века в контексте русской рубежной культуры

3.1. Общая историко-культурная ситуация в России в конце XIX-началеХХ вв

3.2. Наследие оккультизма в творчестве русских символистов

3.3. Специфика и параллели духовного поиска в рамках национальных литератур

3.4. Оккультная традиция в творчестве Ф. Сологуба как отражение рубежного мировоззрения XIX-XX вв

3.4.1. Народная мифология в «Мелком бесе»: кривые зеркала пограничного сознания на рубеже веков

3.4.2. «Творимая легенда» как герметический роман: темы, мотивы,

символика

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология воплощения рубежного сознания в художественной прозе конца XIX - начала XX века: на материале произведений А. Мейчена и Ф. Сологуба»

Введение

Общая характеристика работы

В настоящее время актуальным является изучение процессов, характерных для состояния литературы рубежа эпох1, поиск общих тенденций, влияющих на художественное отображение специфических черт мировоззрения переходной эпохи. Рубежное сознание в этом ключе - один из важнейших аспектов, позволяющих осмыслить общее типологическое сходство национальных литератур, процессы их эволюции и взаимодействия.

Важным компонентом рубежного сознания литературы конца XIX -начала XX века, оказывающим серьёзное влияние на специфику художественного высказывания, был оккультизм. Данное явление обогащало рубежную тематику и образность, наиболее явно это выразилось в целом направлении литературы, «литературе сверхъестественного»3 Она на данный момент переживает период бурного развития, повышая тем самым актуальность литературоведческого исследования произведений, созданных с применением её инструментария. По своему жанровому составу эта литература крайне разнообразна, как и круг ее тем - магические практики, алхимические опыты, странные и необъяснимые события. Всё это может показаться спорным и неоднозначным. Безусловно, для этого есть веские

1 См. На границах. Зарубежная литература от средневековья до современности. Сборник статей под ред. Л.Г. Андреева. М, 2000; На рубеже двух столетий. Сборник в честь 60-летия А.В. Лаврова. М., 2009.

2В данной работе термин «рубежное сознание» используется в устоявшемся значении. См.: В.В. Заманская обоснованно полагает: «Рубежное сознание XIX-XX веков включает обострение предчувствий, интуиций, метафизическое ощущение катастрофы, породившее эсхатологические настроения и идеи в русской культуре начала века». (Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. М.: Флинта: Наука, 2002. Эл. версия текста по адресу:

http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks319280). Важно отметить, что это справедливо не только для русской литературы, но также и для зарубежной.

3 В отношении этого понятия существует удивительное терминологическое разнообразие, систематизация которого не входит в задачи данного исследования. Отметим лишь, что данное понятие сближается с родственными weird fiction, horror fiction, supernatural fiction, которыми обычно пользуются исследователи жанровой специфики этой литературы Д. Пантер (Punter, David. The Literature of Terror. New York: Longman, 1980), Т. Хеллер ( Heller T. The Delights of Terror: An Aesthetics of the Tale of Terror. - University of Illinois Press, Baltimore, Maryland, U.S.A., 1987), Дж. Гаррисон (Garrison, Joseph M., Jr. "The Function of Terror in the Work of Edgar Allan Рое." American Quarterly 18 (1966)), Дж. Твитчелл (Twitchell, James B. Dreadful Pleasures: An Anatomy of Modern Horror. New York: Oxford University Press, 1985), Л. Байер-Беренбаум (Bayer-Berenbaum L. The Gothic Imagination. London, 1982), Т. Джоши (Joshi, S. T. (1990). The Weird Tale. University of Texas Press), и др. Многие из них прослеживают родство с готикой и считают «литературу сверхъестественного» субжанром фантастической литературы. Это также дискуссионный момент, рассмотрение которого не является задачей данного исследования. Автор диссертации в данном случае использует обобщающий термин «литература сверхъестественного».

основания. Всё перечисленное является полноценными составляющими понятия «мистика», которое прочно вошло в область массовой культуры.

Интерес к означенной тематике сейчас очень велик, не обязательно как к методике духовных исканий, философии, мировоззрению, но и просто как к части загадочной атмосферы занимательных страшных историй. Это очень тонкая грань, и важно объективно рассматривать «литературу ужасов» в целом, не сводя её только лишь к области «развлекательных страшилок». Иногда за этим может крыться нечто гораздо более сложное и неоднозначное по своим художественным задачам и смысловому наполнению, имеющее большую литературную ценность и оказывающее существенное влияние на литературный процесс своей эпохи и последующих исторических периодов.

Кроме того, современное состояние «литературы ужасов» неразрывно связано с мощной литературной традицией, поэтому наблюдать за её развитием именно в недискретной динамике важно и необходимо.

В «литературе ужасов» на данный момент элемент мистического, колдовского присутствует как жанровая черта, неотъемлемый атрибут, которому авторы в разных странах отдают дань, не всегда опираясь на свои личные религиозно-философские воззрения. Это результат влияния традиции рубежной литературы, где ситуация была примерно сходной. Так, Ф. Сологуб, не принадлежа ни к одному из имевшихся в России на тот момент теософских обществ, эзотерических кружков и пр., тем не менее, активно эксплуатировал в своем творчестве мистические мотивы, отсылки к «колдовскому» фольклору и языческой мифологии. Однако многие писатели и поэты (например, англичанин А. Мейчен) имели к оккультизму более близкое, личное отношение, что не могло не оказать влияния на их творчество. Можно сказать, что оккультная традиция давно и неуклонно проникает в художественную литературу.

Подобная ситуация возникла в литературе к XIX- н.ХХ вв. отнюдь не случайно и являлась результатом сложных процессов, приведших к серьёзным сдвигам в целом ряде сфер. Проблема взаимодействия этих

процессов с культурным полем тесно смыкается с проблемой литературной эпохи, и, в данном случае, смены этих самых эпох.

Предметом данной работы является анализ произведений Ф. Сологуба и А. Мейчена с целью выделения общей для обоих творивших на рубеже к XIX- нач. XX вв. авторов тематики, сходных изобразительных средств, а также сравнительной характеристики отличий в методах, стилевом и жанровом своеобразии их творений. Особенный интерес представляет то, что оба автора по совершенно различным причинам оказались в некотором роде недооценены отечественным литературоведением. В случае с Мейченом ситуация легко объяснима - относительно полный перевод его произведений на русский язык был осуществлен довольно поздно. Ввиду резкого расхождения тематики, идей и приёмов, которыми оперировала готическая, фантастическая и уж тем более герметическая литература с идеологическими ориентирами отечественной литературы и соответствующего раздела науки, «литература сверхъестественного» не издавалась массово в советский период и, следовательно, широкому читателю известна не была.

Точка зрения учёных того времени на вышеперечисленные виды литературы не может быть в полной мере адекватной материалу, опять же по причине концентрации на поиске идеологических особенностей, подчас без учёта художественной или какой-либо иной ценности произведений. Оживление научной деятельности в этом русле началось в 90-е годы XX века в связи с активным изданием многих ранее практически неизвестных в России авторов.

Лишь сравнительно недавно, в 2006 году, было осуществлено наиболее полное на сегодняшний день издание Мейчена - в двух томах (2006-2007 гг.)4. До этого момента его переводы существовали в основном в составе различных тематических сборников-антологий, либо однотомных

4 Мейчен, Артур. Сад Аваллона: избр. произв. - М., 2006. Мейчен, Артур. Тайная слава: избр. произв. - М., 2007.

изданий, содержание которых не могло в полной мере познакомить читателя

5

с творчеством писателя .

Соответственно, говорить о наличии крупных русскоязычных работ, посвященных творчеству Мейчена, на данный момент затруднительно, равно как и об освещении его трудов в каких-либо курсах истории зарубежной литературы6. Однако есть несколько статей и кратких обзоров в прессе7. Последние имеют малый объём и носят поверхностный популяризаторский характер.

Что касается Ф. Сологуба, проблема несколько иная. На первый взгляд его творчество и жизненный путь достаточно хорошо изучены и освещены отечественным литературоведением, но при внимательном рассмотрении картина драматически меняется. Достаточно вспомнить сказанные не более 10 лет назад тогдашним руководителем Пушкинского Дома, чл.-корр. РАН Н. Н. Скатовым (на Международной конференции «Федор Сологуб и мировая культура», в 2003 году, приуроченной к 140-летию со дня рождения писателя) слова о том, что мы только начинаем открывать для себя творческое наследие Ф. Сологуба. Это нелицеприятно, это выглядит и как упрек в сторону отечественного литературоведения, но, тем не менее, это правда. Достаточно вспомнить, что даже относительно жанрового определения ключевых творений Сологуба на данный момент не существует хоть сколько-нибудь устоявшегося мнения, и роман «Творимая легенда» различными исследователями классифицируется то как мистический роман, то как гротеск, то вовсе как роман-утопия. Кроме того, обозрение существующих работ, рассматривающих творчество Ф. Сологуба с позиций компаративистики, показывает очевидный уклон большинства исследователей в сравнение преимущественно с французскими авторами

5 Жители Ада (А. Меррит, Г.Ф. Лавкрафт, А. Мейчен). - М., 1993. Мейчен А. Белые люди. - М., 2001.

Антология мировой фантастики, т. 8. Замок ужаса. - М., 2003.

6 Толмачёв В.М., Зиновьева А.Ю., Косиков Г.К. и др. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. В 2 т. - М., 2007.

7 А. Сусид. Сад Аваллона/АЛ'теОи! СПб, 01/12/ 06, Д. Давыдов. Проза адепта// Книжное обозрение, № 40, В. Притула. Быть лидером// Слово, 30/11/07.

(Лиль Аданом, В. Гюго и др.). Работа М. Павловой, посвященная сравнению некоторых сюжетных ходов в «Мелком бесе» с перипетиями биографии О. Уайльда, выглядит приятным исключением на фоне общей не слишком хорошо объяснимой франкофилии.

Можно возразить, что франкофилия обусловлена той ролью, которую переводы Верлена и Гюго, сделанные Ф. Сологубом, сыграли в популяризации французской литературы в России. Но, если руководствоваться интересом автора к литературе той или иной страны, нельзя забывать, что ранние переводы Сологуба, относящиеся к 1878 году -это песни из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и трагедии «Король Лир» - произведения, принадлежащие английской литературе8. Кроме того, известно, что Сологуб поддерживал контакты с англичанином, переводившим его роман «Мелкий бес» на английский. Показательна реакция переводчика, Джона Курноса, на текст романа. В ноябре 1915 года он пишет Сологубу: «Для того, чтобы предупредить толкование книги в узком смысле, я решил объяснить в предисловии общечеловеческое значение типа, представленного в герое, настаивая на том, что ни один не-русский не должен льстить себя уверенностью, что он внешне свободен от передоновщины. <...> один очень известный валлийский писатель, обращавшийся за сведениями ко мне, справедливо отмечает, что Передонов мог бы вполне быть валлийцем»9.

Данная работа призвана восполнить недостаток сравнительных исследований работ Ф. Сологуба и англоязычных писателей. Для сравнения нами было выбрано творчество А. Мейчена. Подобный выбор частично продиктован интересным сходством между проблематикой и сложностью определения жанровой принадлежности творчества этих писателей. Также

8 Об этом см. в статье М.И, Дикман. Поэтическое творчество Ф. Сологуба// Сологуб Федор. Стихотворения / Вступ. статья, сост., подгот. текста и примеч. М. И. Дикман. - Л.: Сов. писатель. 1979 - С. 189: http://www.fsologub.ru/about/articles/articles 221 .html

9

Павлова М.М. Писатель-инспектор. Ф. Сологуб и Ф.К. Тетерников. - М., 2007. Эл. версия текста по адресу: http://www.fsologub.ru/o-sologube/pavlova_pisatel-inspektor-7.html

сказалось желание восполнить пробел, существующий в литературной аналитике направления мистической, «черной» литературы, о котором было сказано выше. И, наконец, в рамках неверифицируемой гипотезы, нам кажется интересным предположение, что тем самым «очень известным валлийским» писателем, которого упоминает переводчик в письме Сологубу, мог оказаться Мейчен. Читательская «всеядность» Мейчена, читавшего крайне много, но бессистемно, могла подвигнуть его одним из первых прочитать роман практически никому в Англии на тот момент не известного русского автора.

Актуальность и научная новизна настоящего исследования обуславливается отсутствием в современном отечественном литературоведении трудов, в которых производился бы комплексный анализ произведений А. Мейчена, а также работ, посвященных английской герметической прозе конца XIX - начала XX вв. в целом. Кроме того, данная работа планировалась как дополнение к своду исследований отечественных и зарубежных литературоведов, занимающихся творчеством Ф. Сологуба. Сравнение отдельных произведений Ф. Сологуба с соответствующим пластом творческого наследия А. Мейчена может оказаться крайне полезным для понимания общих черт мировой литературы рубежа XIX -XX вв. и диверсификации несомненно существующих между ними национальных отличий.

Творческое наследие обоих писателей изучается в данной работе с учётом связи с философскими, религиозными и эстетическими взглядами литераторов, которые нашли отражение в их творческих методах и со всей полнотой проявились во многих произведениях.

Соответственно, предметом данного исследования служит, во-первых, художественная проза А. Мейчена, в основном 1894-1907 гг.: сборник рассказов «Великий бог Пан» (The Great God Pan, 1894), роман «Три самозванца, или Трансмутации» (The Three Imposters or, The Transmutations, 1895), сборник «Пристанище душ» (The House of Soûls, 1906), и роман «Холм

грёз» (The hill of dreams, 1907), занимающий особое место в творческом наследии писателя. И, во-вторых, проза Ф. Сологуба (романы «Мелкий бес» (1905) и «Творимая легенда» (1907-1914)), как русский материал, отражающий специфику рубежного мировоззрения, и в некоторых аспектах восприятия бытия сходный с творчеством А. Мейчена.

Целью исследования является анализ художественной прозы А. Мейчена и Ф. Сологуба указанного исторического периода в компаративном контексте (с учётом всех художественно-эстетических и философско-религиозных метаморфоз). Такой анализ позволяет проследить взаимовлияние и взаимопроникновение культур в рамках общей социокультурной ситуации рубежа веков.

Попытка достижения продекларированной цели влечёт за собой необходимость выполнения ряда задач:

1. Проследить творческую эволюцию писателей на определённом этапе, в неразрывной связи с перипетиями их духовно-эстетических исканий.

2. Выделить ряд признаков, по которым творчество обоих писателей может быть соотнесено с эстетикой декаданса, алхимической, герметической и мифологической символикой как составными частями символики «рубежного» сознания.

3. Исследовать особенности поэтики ранних рассказов и романа «Холм грёз» Мейчена, а также особенности поэтики «Мелкого беса» и «Творимой легенды» Сологуба.

4. Изучить процесс трансформации традиций и сложившуюся таким образом синтетическую по своей природе систему художественного мышления писателей, объединяющую в общую структуру различные элементы религиозных, философских, мифологических, эстетических представлений.

4. Определить характер влияния оккультной традиции на творчество обоих писателей в контексте трансформации этих традиций

как вектора поиска новых художественных ресурсов, необходимых для преодоления декаданса и творческого освоения сферы бессознательного.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Выбранные для анализа произведения английского и русского писателей служат воплощением поэтики «рубежного сознания», составными частями которой являются интересующие нас алхимический, герметический и мифологический виды символики.

2. А. Мейчен и Ф. Сологуб - создатели типологически родственных художественных миров и систем, прошли сложные этапы развития в русле общих эволюционных процессов жанрового мышления эпохи.

3. В творчестве обоих писателей отчетливо проявилось влияние романтизма и готики, а также идей декаданса и эстетизма.

4. Особую роль в наследии этих авторов играет важный для литературы рубежа эпохи новый тип психологизма - описание болезненного, травмированного сознания, уже не на основе установки «поэта-пророка», имеющего право на священное безумие, но с учётом новейших для той эпохи представлений в области психологии. Объектом внимания авторов служат изменённые состояния сознания, причем, чтобы достичь особенно глубокого изображения душевной жизни своих героев оба используют как один из доминирующих онейрический хронотоп в сочетании с техникой психогеографии.

5. Близость раннего этапа творчества Мейчена к декадансу имеет относительный характер.

6. Рубежное мировоззрение Ф. Сологуба находило неизбежное выражение в мифологизации художественного пространства его произведений.

7. Типологическими признаками рубежного художественного сознания являются: мифологизация пространства художественного текста, высокая аллюзивность, размытость жанровых форм и синтетическая

природа произведений; характерная для рубежа эпох тематика и образность (эрос, танатос, творец и творчество, одиночество, познание тайн природы), стилистические эксперименты, особые типы психологизма и специфический хронотоп.

В основу исследования положены следующие методы: историко-литературный, культурологический, сравнительно-исторический.

Методологической и теоретической основой диссертации явились положения, сформулированные в трудах по исторической поэтике и сравнительному литературоведению А.Н. Веселовского, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, С. Аверинцева. A.M. Зверева, В.Н. Топорова, Е.М. Хализева, Л.Г. Андреева, Н.Т. Пахсарьян.

В области историко-литературного анализа данная работа опирается на труды по истории английской литературы XIX и XX веков отечественных ученых (Г.В. Аникин и Н.П. Михальская, Д.Т. Жантиева, Т.Н. Красавченко, В.И. Солодовник, А.Н. Горбунов, Е.И. Волкова, Б.А. Гиленсон, H.A. Соловьёва) и зарубежных (В. Вульф, А. Колинз, Э. Фаулер, Р. Фрай, Т.С. Элиот). Учитывается также ряд положений трудов зарубежных учёных, посвящённых общим закономерностями и основным проблемам литературного развития XX века (К. Блум, Д. Джаспер К. Фредерике, Э. Фуллер, В. Эванс).

Для русского материала особенно значимы работы Н.В. Богомолова, М.М. Павловой, A.B. Лаврова, В.А. Келдыша, А.Н. Николюкина, О. Ронена.

В культурном пространстве конца XIX - начала XX века мифологизация (или даже ремифологизация) сознания была одним из явлений, оказавших сильное влияние на литературный процесс, поэтому при исследовании богатой мифологической символики «Холма грёз» невозможно было обойти вниманием труды Е.М. Мелетинского, а также труды таких учёных как М. Элиаде10 и Дж. Кэмпбелл".

10 Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Академический Проект, 2000.

В более узком литературоведческом аспекте данная работа учитывает опыт мифокритики Ж. Дюрана и соответствующий подход к исследованию литературы с позиции структуры мифа, основанный на достижениях структурной лингвистики и структуралистской философии (Леви-Стросс, работы Р. Барта12 «структуралистского» периода (60-е гг. XX в.)). Также в отдельных положениях работы автор принимает во внимание культурологические и «антипсихиатрические» исследования М.Фуко.

Привлекался и ряд источников более общего характера по вопросам мифологии и культурологии (работы А.Ф. Лосева13, Ю.М. Лотмана14, О.М. Фрейденберг15, Н.С. Широковой16, А. Росс17, Р. Грейвза, Д. Фрэзера18, Т.

19 20 21

Роллестона , А. и Б. Рис , Ф. Кюмона , исследования по истории алхимии и

22 23 24

оккультизма (труды Фулканелли , А. Пуассона , И.И. Канонникова ,

25 26

В.Л. Рабиновича , несколько изданий энциклопедического характера ), а также непосредственно сами базовые труды по алхимии и другим оккультным наукам28.

Элиаде M. Оккультизм, колдовство и моды в культуре - К.: София, Гелиос, 2002.

11 Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой [Текст] / Дж. Кэмпбелл. - M.; К., 1997.

12 Барт, Р. Мифологии [Текст] / Р. Барт. - М.: Изд- во им. Сабашниковых, 2000. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика [Текст] / Р. Барт. - М., 1989.

13 Лосев А.Ф. Бытие, Имя, КосмоС. - М., 1993. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М., 1982.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1998.

14

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М., 1993. Лотман Ю.М. О русской литературе и искусстве / Под ред. Б.Ф. Егорова. - Ленинград. 1978.

15 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1997.

16 Широкова Н.С. Мифы кельтских народов - М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005.

17 Росс А. Повседневная жизнь кельтов в языческую эпоху. - СПб.: Евразия, 2004.

18 Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1983.

19

Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. - М.: Центрполиграф, 2004.

20 Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. - (История духовной культуры), 1999.

21 Кюмон Ф. Мистерии Митры. - СПб.: Евразия, 2000.

22 Фулканелли. Философские обители и связь герметической символики с сакральным искусством и эзотерикой Великого Делания. - М.: Энигма, 2003.

23 Пуассон А. Теории и символы алхимиков//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

24 Канонников И.И. Алхимия и современная наука//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

25 Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.: Наука, 1979.

26 Энциклопедия мистических терминов/ Авт.-сост. С Васильева и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: МИФ: ООО «Издательство ACT», 2001.

Энциклопедия оккультизма и мистики. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2000.

27 Гермес Трисмегист. Изумрудная скрижаль: http://apokrif.fullweb.ru/hermes/tablica.shtml

Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости //Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

Кроме того, использовались многочисленные интернет-источники, содержащие необходимые материалы о различных аспектах жизни и творческого пути А. Мейчена, главным из которых является английский сайт Общества Друзей А. Мейчена. Также использовались интернет-источники, специализирующиеся на сборе и систематизации материалов о жизни и творчестве Ф. Сологуба.

Научно-теоретическое значение работы связано с тем, что она затрагивает относительно новую для отечественной науки область исследования. Она анализирует эволюцию духовно-эстетических и связанных с ними творческих исканий, характерных для рубежной литературы и нашедших отражение в поэтике выбранных для исследования произведений, выявляет типологическую основу этих процессов.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученная в результате система выводов и наблюдений может быть пригодна для включения в лекционные курсы и спецкурсы по истории зарубежной (конкретно английской) литературы, курсы и спецкурсы по русской литературе рубежного периода и аналогичные курсы по культурологии и компаративному анализу текста. В курсах истории зарубежной литературы творчество Мейчена вовсе не представлено, творчество Сологуба зачастую

Св. Фома Аквинский. О камне философов и прежде всего о телах сверхнебесных. Об искусстве алхимии//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008. Теофраст Парацельс. Химическая псалтирь, или философское руководство//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

Артефий. О тайном искусстве и Камне Философов//Герметический венок из роз. - К.: «Пор-Рояль», 2008. Д. Гарланд (Хортулан). Компендиум алхимии или объяснение Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста// Герметический венок из роз.- К.: «Пор-Рояль», 2008.

Арнольд де Вилланова. Объяснение к комментарию Хортулана// Герметический венок из роз.- К.: «Пор-Рояль», 2008.

Б. Тревизанский. Особенный трактат о камне философов//Герметический венок из роз,- К.: «Пор-Рояль», 2008.

28 Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхейм. Магические труды («Об оккультной философии»)// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Х вв./под ред. И.Т. Касавина. - М.: Канон+, 1999.

Теофраст Парацельс. Об оккультной философии// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре Х1П-Х1Х вв./под ред. И.Т. Касавина. - М.: Канон+, 1999.

Джон Ди. Иероглифическая монада// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Х вв./под ред. И.Т. Касавина. - М.: Канон+, 1999.

Йозеф Гёррес. Магия как основа мира// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв./под ред. И.Т. Касавина. - М.: Канон+, 1999.

рассматривается в традиционном русле советского литературоведения, а «литература ужасов» освещена порой предвзято, косвенно и скупо.

Безоговорочно причислять «литературу ужасов» к области массовой культуры, подчёркивая сугубо развлекательный характер, означало бы отодвинуть на периферию научного знания интереснейший пласт произведений, гораздо более глубоких и сложных.

Мистическая тематика творчества многих авторов также освещена в соответствующих курсах (истории зарубежной литературы XVIII и XIX вв. либо в курсе рубежа этих веков). Однако раздел, посвященный родственной «чёрной литературе» готике (в основном, английской - А. Рэдклифф, X. Уолпол и др.), написан в рамках специфической оценочной парадигмы советского литературоведения, порой в неодобрительном ключе. Такой подход постепенно перестаёт быть генеральной линией при исследовании «неблагонадёжных» тем, в том числе и когда дело касается русской литературы. Творчество Сологуба в учебных курсах по русской литературе освещено подробно, однако опять же не настолько, чтобы затрагивать специфические аспекты поэтики романов, выбранных нами как материал для анализа.

Немалую роль в изменении литературоведческого подхода и расширении исследовательских горизонтов играют зарубежные исследования, изначально не связанные идеологически обусловленными тематическими табу . На данный момент актуальна компаративистика как подход к анализу общего характера рубежных явлений в рамках национальных литератур. В частности, сопоставление русской и английской культурных почв - довольно частая практика, в том числе и в отношении общей (не только англо-русской и русско-английской) проблемы перевода30.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Головина, Оксана Юрьевна, 2013 год

Библиография

Художественные тексты

1. Machen A. The Hill of Dreams: http://www.gutenberg.org/etext713969

2. Machen A. The Great God Pan: http://www.gutenberg.org/etext/389

3. Machen A. The House of Souls : http://www.gutenberg.org/etext/25016

4. Machen A. The angels of Möns: http://www.gutenberg.org/ebooks/14044

5. Machen A. Hieroglyphics: http://www.gutenberg.org/ebooks/40241

6. Machen A. The Secret Glory: http://www.gutenberg.org/ebooks/35637

7. Machen A. The Three Impostors: http://www.gutenberg.org/ebooks/35517

8. Machen A. The Terror: http://www.gutenberg.org/ebooks/35617

9. Machen A. Far Off Things: http://www.gutenberg.org/ebooks/35153

10. Мейчен А. Белые люди. - M., 2001.

11. Мейчен А. Сад Аваллона: избр. произв.- М., 2006.

12. Мейчен А. Тайная слава: избр. произв. - М., 2007.

13. Сологуб. Ф.К. Мелкий бес. М., 2007.

14. Сологуб Ф. Капли крови. Избранная проза. - М.: Центурион, Интерпракс (Серия «Серебряный век»), 1992.

15. Сологуб Ф. Творимая легенда. Роман. - М.: Современник, 1991.

16. Апулей. Золотой осёл. Античный роман. - М.: Худож. лит., 2001

17. Блэквуд Элджернон. Вендиго: Повести и рассказы; Несколько случаев из оккультной практики доктора Джона Сайленса: Рассказы. - М., 2005.

18. Гальфрид Монмутский «История бриттов». Вступительная статья А. Михайлова - М., - 1991.

19. Гюисманс Ж.-К. Наоборот: Роман. - М., 2005.

20. Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.Древне-ирландский эпос -М.-Л., 1961.

21. Исландские саги в 2-х томах. - Спб., 1999.

22. Кроули А. Лунное дитя, роман. - М., 2005.

23. Куинси Т. де. Исповедь англичанина, употреблявшего опиум. - М., 2000.

24. Мэлори Т. Смерть Артура. - М., 2007. Работы критиков и литературоведов

25. Борхес Х.Л. Артур Мэчен «Три обманщика»//Борхес Х.Л. Собрание сочинений в 4 т., т. 4. - СПб, 2006.

26. Давыдов Д. «Проза адепта»// «Книжное обозрение», №4.

27. Притула В. «Быть лидером»// «Слово», 30/11/07.

28. Сусид А. «Сад Аваллона»/ШтеОт СПб, 01/12/ 06

29. Стефанов Ю., Нестеров А. «Алхимическая тинктура Артура Мейчена»// Стефанов Ю.Н. Мистики, оккультисты, эзотерики. - М., 2006. -С. 271-314.

30. М.Ф. Шил. «Артур Мейчен»// Мейчен, Артур. Тайная слава: избр. произв. - М., 2007.

31. Academy. LXXII. March 16, 1907.

32. Dobson, Roger "The Hermit and the Mystic: Two who are One" in R В Russell, ed., Machenalia Vol.1, Tartarus Press 1990.

33. Games, Gwilym (ed). Machenology: Tributes to the Master of Mysteries, 2007. Offers a series of tribute essays from those who have admired his work.

34. Gawsworth J., Dobson R. The life of Arthur Machen. Leyburn: Tartarus Press for the Friends of Arthur Machen in association with Reino de Redonda, 2005.

35. Fox, Paul. «Eureka in Yellow: The Art of Detection in Arthur Machen's Keynote Mysteries». CLUES: A Journal of Detection 25.1 (Fall 2006).

36. Joshi, S T "Arthur Machen: The Mystery of the Universe" in The Weird Tale, University of Texas Press 1990.

37. Klassen, Lena. Arthur Machens phantastischer Raum: Raum und Stimmung als Grundlagen phantastischen Erzahlens. - Passau, 2000.

38. Miller, John. Arthur Machen's Stories: What Nightmares Are Made Of // Wall Street Journal, October 30, 2007.

39. Reynolds A., Charlton W. Arthur Machen. London: Richards Press, 1963.

40. Shiel M.P. Arthur Machen/ On Scholar Artistry ( The Writings of Arthur Machen)/ The Science, life and literature. London, 1950.

41. Sweetser, Wesley D. Arthur Machen. New York: Twayne Publishers, 1964.

42. Valentine, Mark. Arthur Machen. Bridgend: Seren Books, 1995.

43. Walter, Damien. Machen is the forgotten father of weird fiction //The Guardian, September 29, 2009.

Материалы по русской литературе:

44. Веселова O.H. Традиции Ф.М. Достоевского в символистских романах Ф.К. Сологуба "Тяжелые сны" и "Мелкий бес". Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Орёл, 2011.

45. Виноградова Е.А. Автор-герой-читатель в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1998.

46. Глинкина Н.А. Роман Ф.Сологуба «Творимая легенда»: Проблема художественного синтеза жизнеподобия и условности: Дис. канд. филол. наук. - Ульяновск: УГПУ, 2003.

47. Гиппиус 3. Отрывочное (О Сологубе) // Воспоминания о серебряном веке, -М„ 1993,-С. 94-101.

48. Голлербах Э.Ф. Из воспоминаний о Ф.К. Сологубе (1928 г.) // Русская литература. - 1990. - № 1. - С. 218-224.

49. Горнфельд А.Г. Федор Сологуб. Русская литература XX века (18901910): В 2-х т. М.,1917. Т.2.

50. Городецкий С. На светлом пути (Поэзия Ф. Сологуба с точки зрения мистического анархизма) // Факелы. - Кн. 2. - СПб., 1907. С. 191-207.

51. Гофман М. Ф. Сологуб // Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М. Гофмана. - Пб.-М., 1909. - С. 241-248.

52. Гуревич Jl. Оторванные души (О Л. Андрееве и Ф. Сологубе) // Литература и эстетика. - М., 1912. - С. 61-67.

53. Долгенко А. Н. Мифизация классического наследия в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» // Вестник ставропольского университета. -2006. -Вып. 45. С. 111-120.

54. Долгенко А.Н. Роман Федора Сологуба "Тяжелые сны" ¡Проблематика и поэтика. Дис. канд. филол. наук., Волгоград, 1997.

55. Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX -начала XX века. - Л., 1985.

56. Долинин А. Отрешенный. (Психология и творчество Федора Сологуба) // Заветы. - 1913. - № 7. - Отд. П. - С. 55-85.

57. Евдокимова Л.В. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Волгоград, 1996.

58. Ерофеев В. На грани разрыва. "Мелкий бес" Федора Сологуба и русский реализм // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. - М., 1990, -С. 79-100.

59. Иванова О. В. Ирония как стилеобразующее начало в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес": Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Москва, 2000.

60. Измайлов А. У Ф.К. Сологуба (Интервью) // Сологуб Ф. Творимая легенда.-Кн. 2.-М., 1991.-С. 225-233.

61. Ильев С.П. Архитектоника ранних романов Ф. Сологуба // Вопросы русской литературы. - Львов, 1989. - Вып. 2 (54). - С. 82-87.

62. Ильев С.П. Русский символистский роман. Аспекты поэтики.— Киев, 1991.

63. Исупов К.Г. Русская философия смерти (XVIII - XX вв.) // Смерть как феномен культуры: Межвузовский сборник научных трудов. - Сыктывкар, 1994.-С. 34-53.

64. Карамзина-Арциховская Е. О Федоре Сологубе как представителе психопатологического течения в современной русской художественной

литературе // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. - Вып. IV. - 1908. - С. 221-244.

65. Келдыш В.А. О прозе Сологуба // Сологуб Ф. Голодный блеск. - Киев, 1991,—С. 5-24.

66. Клейман Р.Я. Ранняя проза Федора Сологуба. - An Arbor, 1993.

67. Климентов А. Романтизм и декадентство. - Одесса, 1913.

68. Кретов П.В. Категория смерти и онтологический миф культуры русского символизма // Жизнь. Смерть. Бессмертие. - СПб., 1993, - С. 85-87.

69. Львова М.А. "Творимая легенда" Ф. Сологуба: Проблематика и поэтика. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Ярославль, 2000.

70. Минц З.Г. К проблеме «символизма символистов» // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. - Вып. «Труды по знаковым системам», № 21. -Тарту, 1987,-С. 104-118.

71. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Блоковский сборник, П1. - Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. - Вып. 459. - Тарту, 1979. - С. 76-120.

72. Минц З.Г. Об эволюции русского символизма // Блоковский сборник, VII. - Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. - Вып. 735. - Тарту, 1986.— С. 7-24.

73. Михайловский Б.В. Творчество Ф. Сологуба // Михайловский Б.В. Литература XX века. - М., 1939. - С. 283-289.

74. Нагорная H.A. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм: Дис. докт. филол. наук. - М., 2004.

75. Никитин В. О магии символов и мистике слова // Наука и религия. -1993,-№7.-С. 26-29.

76. О Федоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. СПб., 1911.

77. Павлова М. Из творческой предыстории «Мелкого беса» (Алголагнический роман Федора Сологуба) // De visu.— 1993.— №9. - С. 3054.

78. Павлова М. Между светом и тенью // Сологуб Ф. Тяжелые сны. - Д., 1990,-С. 3-16.

79. Павлова М. Писатель-инспектор: Федор Сологуб и Ф.К. Тетерников. -М.: Новое литературное обозрение, 2007.

80. Парамонов Б. Новый путеводитель по Сологубу // Звезда. - 1994, - №4, -С. 199-203.

81. Рублева Н.И. «Творимая легенда» Федора Сологуба как явление русского неореализма: Дис. . канд. филол. наук. - Вологда, 2002.

82. Саськова Т.В. Символистский «миф» о Достоевском // Традиции и новаторство русской прозы XIX века. - Горький, 1988. - С. 66-72.

83. Саськова Т.В. Пасторальные мечты у края бездны: цикл Ф. Сологуба «Свирель» // Пасторали над бездной. М., 2004.

84. Сергеев О.В. Поэтика сновидений в прозе русских символистов: Валерий Брюсов и Федор Сологуб: Дис. . докт. филол. наук. - М., 2002.

85. Сергеева Е.В. Проблемы мировоззрения и поэтика прозы Ф.К. Сологуба: Художественная космогония романов «Мелкий бес» и «Творимая легенда»: Дис. . канд. филол. наук. - Магнитогорск, 1998.

86. Силард JI. Поэтика символистского романа конца XIX - начала XX века (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века: Сборник статей ученых Ленинградского и Будапештского университетов. - Л., 1984. - С. 265-284.

87. Силард Л. Ф. Сологуб и наследие герметизма в России в начале XX века//На рубеже двух столетий. Сборник в честь 60-летия A.B. Лаврова. - М. -2009.-С.610.

88. Соболев Л. О Федоре Сологубе и его романе // Сологуб Ф. Творимая легенда, в 2-х кн. - Кн. 2. - М., 1991. - 260-279.

89. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX— начала XX века, - М., 1984.

90. Социально-культурный контекст искусства.— М., 1987.

91. Тальникова Д. «Символизм» или реализм (Ф. Сологуб, А. Белый) // Современный мир. - 1914. - № 4. - С. 121-149.

92. Тэффи H.A. Федор Сологуб // Воспоминания о серебряном веке. - М., 1993,-С. 80-93.

93. Удонова З.В. Из истории символистской прозы (о романе Ф. Сологуба «Тяжелые сны») // Русская литература XX века (Дооктябрьский период). -Тула, 1975.

94. Утехин Н.П. Альдонса и Дульцинея Ф. Сологуба // Сологуб Ф. Мелкий бес. -М., 1991.-С. 3-24.

95. Федоренко Е.О. Художественная система в творчестве Ф. Сологуба // Материалы XIX Всесоюзной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Филология. - Новосибирск, 1981. - С. 76-84.

96. Фомин А.Г. Ф. Сологуб // Русская литература XX века. Под ред. С.А. Венгерова. - Т. 2.-М., 1915.-С. 193-198.

97. Ходасевич В. Сологуб // Современные записки.— 1928.— № 34. - С. 347-362.

98. Черепанова М.А. "Творимая легенда" Ф. Сологуба в критических отзывах начала XX века//Ярославский педагогический вестник. Эл. версия: http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/13_3/

99. Чулков Г.И. Федор Сологуб // Сологуб Ф. Творимая легенда, в 2-х кн. -Кн. 2.-М., 1991.-С. 233-247.

100. Шестов JI. Поэзия и проза Федора Сологуба // О Федоре Сологубе: критика, статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. - СПб., 1911. - С. 58-71.

101. Щученко В.А. Символ как способ выражения культурного содержания: К вопросу о русских символистах // Русская культура: традиции и современность. - СПб., 1993. - С. 36-43.

102. Эллис. Русские символисты. - М., 1910.

103. Эсалнек А.Я. Типология романа. -М., 1991.

104. Якубович И.Д. Романы Ф. Сологуба и творчество Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования.— СПб., 1994.— С. 188-203.

105. Boura C.M. The heritage of symbolism. - London, 1943.

106. Brodsky P.P. Fertile fields and poisoned gardens: Sologubs debt to Hoffman, Pushkin and Hotorn // Essays in literature. - 1974. - № 1. - P. 96-108.

107. Ehre M. Fedor Sologubs «The petty demon»: The Eroticism, decadence and time // The silver age in russian literature.— London, 1992.— P. 156-170.

108. Marvick L.W. Aspects of the fm-de-siecle decadent paradox // Clio. - Fort Wayne, 1992.-Vol. 22, № 1. - P. 1-19.

109. Pierrot J. The decadent imagination, 1880 - 1900, - Chicago, 1981.

110. Weststejn W.G. Sologub and the Poetry of the Eighties // Культура русского модернизма. - M., 1993. - С. 365-377.

Работы по вопросам теории литературы

111. Аверинцев, С.С. «Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации» // Аверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции» - М., 1996.

112. Андреев Л.Г. «О литературно-художественных течениях XX века» // Сборник статей под редакцией Андреева Л.Г. - М., 1996.

113. Андреев Л.Г. «Актуальные проблемы зарубежной литературы XX века». -М., 1989.

114. Атарова К. Поэзия и правда / Radcliffe A. The Romance of the Forest. Austen J. Northanger Abbey. - M., 1983.

115. Бабичева M.E., Балашова И.Г., Постнякова T.B. Волшебные иллюзии зарубежной художественной литературы развлекательных жанров. - М., 2001.

116. Базилевский А.Б. Гротеск в литературе Восточной Европы // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.:ИМЛИ РАН . 2002.

117. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений. - М., 1996. - Т5.

118. Бахтин М.М. «Вопросы литературной эстетики. Исследования разных лет». -М, 1975.

119. Бахтин М.М. Формы времени и хронотоп в романе. / Литературно-критические статьи.-М., 1986.

120. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 340.

121. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965.

122. Бахтин М.М. Слово в романе / Вопросы литературы, 1965. №8.

123. Бахтин М.М. Автор и герой. К философской основе гуманитарных наук. - Спб., 2000.

124. Богомолов H.A. «Русская литература XX века и оккультизм», - М., 1999.

125. Вацуро В. Готический роман в России / Составление и подготовка текста по черновой рукописи Т. Селезнёвой. - М.: Новое литературное обозрение, 2002.

126. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1998.

127. Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988.

128. Демурова Н.М. Английская детская литература 1740-1970гг// Автореферат на соискание ученой степени доктора филологич.наук. -М.,1984.

129. Дубаков Л.В. Русская постмодернистская литература и оккультизм: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологич. Наук. - Ярославль, 2010.

130. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. - М., 2004.

131. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. // Курс лекций (1945-нач.1960гг.) -М., 1965.

132. Жирмунский В.М. Предисловие// Уолпол Г. Замок Отранто; Казот Ж. Влюбленный дьявол; Бекфорд У. Ватек. Л., 1967.

133. Зверев A.M. XX век как литературная эпоха // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века - М.: ИМЛИ РАН - 2002.

134. Зеленко Т.В. О понятии "готический" в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии - № 7. - 1978.

135. Зыкова Е.П. Джозеф Шеридан ле Фаню и готическая традиция в английской литературе//Дж. Шеридан Jle Фаню. Дядя Сайлас: роман; В зеркале отуманенном: Сб. рассказов. - М., 2004.

136. Иванов В.В. Поэтика // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). -М., 1991.-Т.5.

137. Ивашова В.В. Английская литература XX века. - М., 1967.

138. Ковтун E.H. Поэтика необычайного. - М., 1998.

139. Косиков Г. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон//Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. - М.:, 1993. - С. 5-62

140. Козлов A.C. Литературоведение Англии и США XX века. - М., 2004.

141. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика XX века. - М., 1994.

142. Лавкрафт Г.Ф. Ужас и сверхъестественное в литературе//Хребты безумия. - М., 2006.

143. Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М., 1978.

144. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М., 1993.

145. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.

146. Маркевич. Литературные роды и жанры // Он же. Основные проблемы науки о литературе.

147. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 2000.

148. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. - М., 1983.

149. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении. (1928). 2, 3 гл. III. Пункт «Проблема жанра». - М., 1928.

150. Медведева Н.Т. Миф как форма художественной условности / автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1984.

151. Михайлов A.JT. Средневековые легенды и западно-европейская литература. - М., 2006.

152. Михальская Н.П. История Английской литературы. - М., 2006.

153. Можаева А.Б. Мифы в литературе XX века: структура и смысл // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. - М.: ИМЛИ РАН. - 2002.

154. Можаева А.Б. Иносказательные формы в романе XX века // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. - М.: ИМЛИ РАН. - 2002.

155. Нестеров А. У.Б. Йейтс: Sub Rosa Mystica//Y.B. Йейтс. Роза алхимии. -М., 2002.

156. Огородникова В.П. Пространство и время: ощущение, концепция, реальность. - Спб.,1997.

157. Пахсарьян Н.Т. К проблеме изучения литературных эпох: понятия рубежа, перехода и перелома // Литература в диалоге культур-2. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2005. С. 12-17.

158. Пахсарьян Н.Т. К спорам о методологии изучения литературного произведения в социокультурном контексте // Литература в контексте культуры. Днепропетровск: Издательство ДГУ, 1993 (0, 3 п.л.). - В соавторстве с Л.Я.Потемкиной.

159. Пахсарьян Н.Т. Литературное высказывание о реальности и проблема художественного реализма // Филология в системе современного университетского образования. Материалы научной конференции 21-22 июня 2005. Выпуск 8. М.: Изд-во УРАО, 2006. С. 3 - 11 (0, 65 п.л.).

160. Пахсарьян Н.Т. Литературный персонаж как сюжет (роман Ж.К. Болоня «Шерлок Холмс и тайна литературы») // Вестник Университета

Российской Академии Образования. № 1 (27) = Материалы III Андреевских чтений, 2005. С. 265-274.

161. Пахсарьян Н.Т. Методологические проблемы современной истории литературы (литературные направления) // Франция и Украина. Тезисы международной конференции. Днепропетровск: ДГУ, 2003 (0,02 п.л.)

162. Пахсарьян Н.Т. Миф, пастораль, утопия: к вопросу о дифференциации и взаимодействии литературоведческих понятий // Миф. Пастораль. Утопия. Литература в системе культуры: материалы научного межрегионального семинара. Сборник научных трудов. Отв. ред. Ю. Г. Круглов. М.: МГОПУ, 1998. С. 12-24 (0,8 пл.).

163. Пахсарьян Н.Т. Романтизм и массовая литература в XIX столетии // Девятые международные Виноградовские чтения. Проблемы истории и теории литературы и фольклора. Сборник научных статей. М.: МГПУ, 2006 (0, 4 п.л.).

164. Пахсарьян Н.Т. Современная история литературы и проблемы терминологии // Филология в системе современного университетского образования. Материалы межвузовской научной конференции. Выпуск 6. М.: Издательство УРАО, 2003.

165. Пахсарьян Н.Т. Художественные ориентиры литературы XX века (реферат) Реферативный журнал. № 1. М.: ИНИОН РАН (0,5 п.л.).

166. Поспелов Т.Н. Типология литературных родов и жанров. // Поспелов Т.Н.Вопросы методологии и поэтики: сборник статей. - М., 1983.

167. Поспелов Т.Н. Введение в литературоведение / Изд. 2 доп. под редакцией Поспелова Т.Н. - М., 1983.

168. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. - М., 1990.

169. Прокофьев А.Г., Прокофьева В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик. - Оренбург. 2002.

170. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М., 19876.

171. Рассказов Ю. Теоретическая поэтика литературных произведений. -Краснодар, 1998.

172. Стефанов Ю. Вступительная статья «Скважины между мирами»// Блэквуд, Элджернон. Вендиго: Повести и рассказы. - М., 2005.

173. Сенник Ю.В. Система жанров в историко-культурном процессе. — М., 1972.

174. Тамарченко Н.Д.Жанр литературный // Литературоведческие термины. Вып.2. Коломна, 1992.

175. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. - М., 2001.

176. Тишунина Н.В. Западно-европейский символизм и проблемы взаимосвязи искусств. — Спб., 1998.

177. Тлостанова М.В. Гротеск в литературе запада // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века М.;ИМЛИ РАН 2002г.

178. Тодоров, Цветан. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. Наумова Б. - М., 1999.

179. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 2001.

180. Толмачев В.М. Зарубежная литература XX века. - М., 2003

181. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. - М., 1995.

182. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы // Пер. с англ. А. Зверева, В. Харитонова, И. Ильина. - М., 1978.

183. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1997.

184. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2002.

185. Armstrong, Paul В. The Phenomenology of Henry James. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1983.

186. Bachchan H.R. W.B. Yeats and Occultism. Dehli, 1965.

187. Bayer-Berenbaum L. The Gothic Imagination. London, 1982.

188. Bleiler, Everett. The Checklist of Fantastic Literature. Chicago: Shasta Publishers, 1948.

189. Cawelti, John G. Adventure, Mystery, and Romance. Chicago: University of Chicago Press, 1976.

190. Collins. AS. Modern English Literature of the 20 century. - London. Iniv. Futorial Press., 1956.

191. Dictionary of literary biography. Volume 36: British novelists, 1890-1929 modernists. - Detroit (Mich.): Gale, 1985.

192. Ellmann R. Yeats: the Man and the Masks, 1949

193. Flannery, Mary Catherine, Yeats and Magic: The Earlier Works. NY: Barnes & Noble, 1977.

194. Frye, N. Learning in Language and Literature. - Cambridge., 1963.

195. Frye N. Anatomy of Criticism, №4. Atheneum. - 1967.

196. Fowler, Alastair. A history of English Literature. - Cambridge, 1987.

197. Fowler, Alastair. Kinds of Literature. An introduction to the theory of Genres and Modes. Oxford, 1982.

198. Garrison, Joseph M., Jr. The Function of Terror in the Work of Edgar Allan Poe. American Quarterly 18 (1966).

199. Heller T. The Delights of Terror: An Aesthetics of the Tale of Terror. -University of Illinois Press, Baltimore, Maryland, U.S.A., 1987.

200. Hurley, Kelly. The Gothic Body: Sexuality, Materialism and Degeneration at the Fin de Siecle. Cambridge, 1996.

201. Jasper, David. Images of belief in Literature. - Mac Millan., 1984.

202. Macleod, Kirsten. Fiction of British Decadence: High Art, Popular Writing and Fin de Siecle. - NY, 2006.

203. Moore V. The Unicorn: William Butler Yeats's Search for Reality, 1954

204. Navarette, Susan J. The Shape of Fear: Horror and the Fin de Siecle Culture of Decadence. Lexington., 1997.

205. Norton O.S., Ruston P., Classical Myths in English literature., - N.Y., 1952.

206. Punter, David. The Literature of Terror. New York: Longman, 1980.

207. Raine K. Yeats the initiate: the essays on certain themes in the work of W.B. Yeats. Mountrath, 1986.

208. Righter, William, Myth and literature. London, 1975.

209. Simson Mark. The Russian Gothic Novel and its British Antecedents. -London, 1986.

210. Summers M. The Gothic Quest: A History of the Gothic Novel. L., 1938.

211. Tuck, Donald H. The Encyclopedia of Science Fiction and Fantasy. Chicago, 1974.

212. Twentieth-century literary criticism: Excepts from criticism of the works of novelists, poets, playwrights, short story writers, and other creative writers... -Detroit (Mich.): The Gale group, 1981.

213. Twitchell, James B. Dreadful Pleasures: An Anatomy of Modern Horror. New York: Oxford University Press, 1985.

214. Winthrop H. Variety of meaning in the concept of decadence // Philosophy & Phenomenology Researches. — 1971. —№ 3.— P. 510-526.

Литература по вопросам философии, религии и культурологии

215. Аквинский Фома. О камне философов и прежде всего о телах сверхнебесных. Об искусстве алхимии//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

216. Аквинский Фома. Об искусстве алхимии//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

217. Артефий. О тайном искусстве и Камне Философов//Герметический венок из роз. - К.: «Пор-Рояль», 2008.

218. Бержье Ж., Повель Л. Утро магов. Пер. с фр. - К., 1994.

219. Бондаренко Г.В. Мифология. Пространства Древней Ирландии. - М., 2003.

220. Валентин Василий. Двенадцать ключей мудрости //Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

221. Вилланова Арнольд де. Объяснение к комментарию Хортулана// Герметический венок из роз. - К.: «Пор-Рояль», 2008.

222. Гарланд Д. (Хортулан). Компендиум алхимии или объяснение Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста// Герметический венок из роз. -К.: «Пор-Рояль», 2008.

223. Гёррес Йозеф. Магия как основа мира// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Х вв./под ред. И.Т. Касавина. -М.: Канон+, 1999.

224. Ди Д. Иероглифическая монада// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Х вв./под ред. И.Т. Касавина. - М.: Канон+, 1999.

225. Зелигманн К. История магии и оккультизма. - М., 2009.

226. Йейтс. Ф. Розенкрейцерское просвещение. - М., 1999.

227. Канонников И.И. Алхимия и современная наука//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб, 2008.

228. Кюмон Ф. Мистерии Митры. - СПб., 2000.

229. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М., 1982.

230. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1998.

231. Макгрегор Мазере С.Л. Разоблаченная каббала С.Л. Макгрегора Мазерса. - М: Энигма. - 2009.

232. Натаф А. Мэтры оккультизма. - М., 2002.

233. Неттесхейм Г.К.А. фон. Магические труды// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Х вв./под ред. И.Т. Касавина. - М.: Канон+, 1999.

234. Парацельс Т. Об оккультной философии// Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Х вв./под ред. И.Т. Касавина. - М.: Канон+, 1999.

235. Парацельс Т. Химическая псалтирь, или философское руководство//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2008.

236. Предания и мифы средневековой Ирландии/под ред. Г.К. Косикова. -М., 1991.

237. Пуассон А. Теории и символы алхимиков//Книга алхимии: История, символы, практика. - СПб, 2008.

238. Рабинович B.J1. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.: Наука, 1979.

239. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. - (История духовной культуры), 1999.

240. Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. - М., 2004.

241. Росс А. Повседневная жизнь кельтов в языческую эпоху. - СПб., 2004.

242. Садуль Ж. Сокровища алхимиков. - М., 2000.

243. Стефанов Ю.Н. Мистики, оккультисты, эзотерики. - М., 2006.

244. Тревизанский Бернард. Особенный трактат о камне философов//Герметический венок из роз.- К., 2008.

245. Хоув Э. Маги Золотой Зари = The Magicians of the Golden Dawn: док. История маг. Ордена, 1887-1923. - М., 2008.

246. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1983.

247. Фулканелли. Философские обители и связь герметической символики с сакральным искусством и эзотерикой Великого Делания. - М., 2003.

248. Широкова Н.С. Мифы кельтских народов - М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005.

249. Шкунаев С. Вступительная статья // «Похищение быка из Куальнге». М., 1985.

250. Элиаде М.Аспекты мифа. - М., 2000.

251. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре - К., 2002.

252. Юнг К.Г. Психология и алхимия. - М., 2008.

Интернет-источники

253. Анзимиров А. Об ошибках в произношении иностранных имён и фамилий, 2008 г. - текст выложен в Библиотеке Я. Кротова по адресу: http://www.kxotov.info/lib_sec/02_b/bes/bessmert3.htm

254. «Артур Мейчен», статья в Википедии по адресу:

http ://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9C%D0%B 5 %D0%B9%D 1 %8 7%D0%B 5 %D 0%BD,_%D0%90%D 1 %80%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80

255. Кроули А. Кокаин. Недостойный. Флотские нужды. После грехопадения. Завещание Магдалены Блэр. Тексты рассказов в электронном виде по адресу: http://www.liber666.narod.ru/thelema.html

256. Литературная энциклопедия (в 11т., электронная версия): http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/

257. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925. - Электронная версия по адресу: http: //feb-web.ru/feb/slt/abc/

258. Сайт российского отделения Ordo Templi Orientis, Ложи «Убежище Пана»: http://oto.ru/cgi-bin/toc.pl?&mainpage.val

259. Сайт русского Герметического Общества: http://www.hermetic-rus.com/

260. Сайт «Друзей Артура Мейчена»: http://www.machensoc.demon.co.uk/

261. «Символы и знаки». Интернет-энциклопедия: http://sigils.ru/symbols/

262. Трисмегист Гермес. Изумрудная скрижаль: http://apokrif.fullweb.ru/hermes/tablica.shtml

263. Юнг К.Г. Об архетипе и в особенности о понятия Анима. Электронный текст в библиотеке сайта Юнгланд: http://www.jungland.ru/node/693

264. Статья «Arthur Machen» в англоязычном сегменте Википедии по адресу: http://en.wikipedia.org/wiki/ArthurJVIachen

265. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, электронная версия по адресу: http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/044/4433 3.htm

266. Сайт, посвященный Ф. Сологубу: биография, творчество, исследования: http://www.fsologub.ru/

Справочная литература

267. Большая литературная энциклопедия. / Красовский В.Е. и др. - М., 2003.

268. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Т.4, под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М., 2000.

269. Кельтская мифология (энциклопедия). - М., 2002.

270. Купер Дж. Энциклопедия символов, кн. IV. М., 1995.

271. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н. Николюкина. - М., 2003.

272. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М., 1987.

273. Мифологический словарь (под редакцией Е. М. Мелетинского). - М.,

274. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах под редакцией С.А. Токарева. - М., 1997.

275. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Под. Ред. И.Д. Тамарченко. - М.,2008

276. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. - М., 2005.

277. Словарь литературных терминов / ред. Тимофеев Л.И.; С.В. Тураев.

278. Художественное восприятие: основные термины и понятия (Словарь-справочник) / Ред.-сост. Н.В. Строганов. - Тверь, 1991.

279. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М., 2006.

280. Энциклопедия мистических терминов/ Авт.-сост. С Васильева и др. -М., 2001.

281. Энциклопедия оккультизма и мистики. - М., - 2000.

282. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2000.

283. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford University Press, 1998.

284. The Longman Dictionary of Pietic Terms / By J. Mayers, M. Sinms. - New York. London, 1989.

285. The World Book Encyclopedia. World Book, Inc. Chicago. 2006. - Vol.

1991.

P. 358.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.