Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Ипатова, Лиана Петровна

  • Ипатова, Лиана Петровна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 178
Ипатова, Лиана Петровна. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2006. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Ипатова, Лиана Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ТЕОРИЙ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ.

1.1. Факторы, влияющие на процесс религиозного обращения.

1.2. Стадии религиозного обращения.

1.3. Типологии религиозного обращения.

1.4. Типологии православной религиозности.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Общая теоретико-методологическая база.

2.2. Биографический метод как способ изучения религиозного обращения.

2.3. Методы проведения полевого исследования и анализа эмпирического материала.

ГЛАВА 3. ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН

3.1. Основания созданной типологии.

3.2. Типы религиозного обращения.

3.2.1. «Традиционный».

3.2.2. «Трагический».

3.2.3. «Ищущий».

3.2.4. «Интуитивный».

3.2.5. «Образцово-показательный».

3.2.6. «Протестный» или «бунтующий».

3.2.7. «Спасающийся».

3.2.8. «Детский».

3.3. Исследовательская триангуляция: сравнительный анализ с типологиями других исследователей.

3.3.1. Триангуляция с типами религиозного обращения.

3.3.2. Триангуляция с типами православной религиозности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России»

Изучение причин и следствий обращения в православие наших современников, отличительные черты православной религиозности в настоящее время интересуют многих. Подобная ситуация закономерна и во многом объясняется усилением влияния православных традиций на состояние культуры и духовной жизни всего российского общества. В 1990-е годы Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП) как институт приобрела значимый вес во внутренней жизни страны. В настоящее время ее рассматривают как одну из главных, если не главную, носительницу национальной культуры и нравственности.

Являясь важным для России 90-х годов феноменом, массовое религиозное обращение отразило в себе радикальное изменение постсоветского общественного сознания. К началу XXI века около 60% населения страны, еще недавно именовавшей себя страной «победившего атеизма», стали признавать себя верующими1. Возрождение православия в качестве доминирующего вероисповедания страны2, произошедшее в первой половине 90-х годов3, на эмпирическом уровне выражалось, прежде всего, в религиозном обращении (конверсии) наших прежде неверующих и/или нецерковных сограждан: многие вспоминали о том, что были крещены в детстве, многие - приходили к крещению в сознательном возрасте. Важно отметить, что большую часть новообращенных, - примерно две трети, - составили женщины.

В течение последних лет дискурс православия и его практики незаметно, но прочно вошли в нашу повседневность и существенно изменили контекст современной микросоциальности. Взаимоотношения с, Православной Церковью

1 См. Таблицу 5 Приложения 1,

2 В 2002 г. по данным Левада-Центра православными себя считали 57 % россиян, по данным ФОМ - 58% [88; 86]. В 2003 г. по результатам исследования РОМИР доля православных среди наших соотечественников составила 71% [80].

3 Динамику этого процесса см.: Приложение 1.: Таблицы 1-5; Дубин Б., 1999 [37]; Каариайнен К., Фурман Д., 2000 [48, с. 17, 19]; [88]. становятся последовательными и систематическими у многих наших соотечественников. Около 20 % из них посещают церковь в основные религиозные праздники, тем или иным образом постятся, возжигают Богу свечи и лампады, имеют дома религиозную литературу [35, 82]. Иначе говоря, каждый пятый россиянин, не просто считает себя православным, но достаточно серьезно относится к своей вере, обращается к Богу в тех или иных жизненных ситуациях и стремится больше о Нем узнать. Крещение, венчание и отпевание становятся нормальными или даже нормативными фактами биографии4. Таким образом, последнее десятилетие XX века в России можно назвать не только временем бурных политических и экономических перемен, но и временем значительных перемен в сфере духовной жизни.

Произошедшее в этот период признание ценности православного наследия напрямую связано с разрушением советского гранд-нарратива5. Во времена Советского Союза социальная идентичность большинства людей формировалась под влиянием коммунистической идеологии (даже в случаях диссидентства и контркультур). Распад СССР привел к исчезновению привычного политического режима, отходу в прошлое огромной эпохи советской культуры и повлек за собой потерю устойчивой идентичности в той или иной степени практически у всех граждан бывшей сверхдержавы. Социальная разобщенность и дезадаптация принимала угрожающие размеры6. В сложившихся обстоятельствах каждому требовалось заново и теперь уже самостоятельно определить свою систему ценностей и группу принадлежности.

4 По некоторым данным крещение и отпевание вновь стали нормативными уже в позднее советское время: «В этой связи интересен доклад председателя Совета по делам религий К.М. Харчева, сделанный для преподавателей ВПШ в марте 1988 г. "В настоящее время в Советском Союзе тенденции к снижению религиозности нет. Каждый год производится миллион отпеваний, это 20-30 % покойников, а отпевание, по-моему, наиболее достоверный показатель религиозности, так как при жизни человек врал, боясь потерять

Р' работу. 30 % младенцев крестят"». - Цеханская К.В., 2000 [112]; «.с 1966 г. по 1981 г. ежегодная численность школьников, принявших крещение, увеличилась примерно в 4 раза. И это при том, что регистрационная статистика отражала лишь часть реально совершаемых обрядов (см. Таблицу 16 Приложения 1)» - Локосов В., 2001 [51].

5 «.утверждение универсальных истин есть, по сути, "мета-нарратив", или "основополагающий нарратив" (т.е. глобальный нарратив), который на практике представляет собой ничто иное, как идеологию господствующих. групп, а поэтому не имеет эпистемологической ценности. Но такое утверждение еще не отвечает на вопрос, существуют ли в принципе универсальные моральные нормы». - Валлерстайн И. [18].

6 Например, по данным ВЦИОМ, «если в странах Запада в середине 80-х гг. 85-95 % респондентов было согласно с утверждением, что «людям можно доверять», то в России первой половины 90-х гг. так полагало не более 30 % опрошенных». Цит. по: Милюкова И.А., 2005 [60, с. 186].

Начался поиск социальных групп, обладающих «настоящими» ценностями. Участие в разнообразных политических, этнических, религиозных и иных общественных и культурных объединениях давало надежду на восстановление утраченного чувства связности и осмысленности мира (Стефаненко Т.Г., 2005 [103, с.285]). Осознание широкими слоями общества ценности своих культурных корней происходило на фоне роста значимости идентификации с семьей7 (Данилова Е.Н., Ядов В.А., 2004 [30, с.8]) и сопровождалось актуализацией этнической и конфессиональной принадлежности, тесно связанной с семейной традицией (Стефаненко Т.Г., 2005 [103, с.286]).

Постановка проблемы. Особенность религиозного обращения в исторической ситуации современной России состоит в том, что поведение новообращенных, - даже если они стремятся к глубокому освоению религиозной традиции, - еще долгое время находится под определяющим влиянием их доцерковного опыта. Неофиты просто не знают, как жить «по-другому». В процессе конверсии их светский/советский культурный бэкграунд (атеистический или агностический) проблематизируется и требует пересмотра в свете осваиваемых христианских ценностей. Тем не менее, вне зависимости от результатов подобного пересмотра прежний социальный опыт индивида продолжает оказывать влияние на ход его обращения и воцерковления. Кроме того, различные мотивации к религиозному обращению могут порождать различные способы / стратегии освоения православной культурной традиции.

Основная гипотеза диссертационного исследования предполагает, что тип религиозного обращения в определенной степени зависит от социального контекста и/или биографической ситуации индивида, а такэ/се от его предшествующего социального опыта. Направленная на верификацию основной гипотезы настоящая работа посвящена изучению социальных аспектов религиозного обращения.

7 В проекте Н.И. Лапина (1990 - 2002 гг.) «обнаружилось, что ценностное ядро и периферия на протяжении этого периода оставались весьма устойчивыми. К интегрирующему ядру стабильно относятся: порядок в обществе, семья, общение». - Старикова Е.Н., 2005 [102, с. 309].

В результате широкого признания православных ценностей со стороны государства и общества идентичность православного в настоящее время перестала быть маргинальной и исключительно религиозной8. Во многих случаях она также является формой социальной и гражданской идентичности человека, который, называя себя православным, таким образом, признает свою преемственность в отношении исторического наследия предшествующих поколений и периодов развития нашей страны.

Подобная ситуация в духовной жизни современной России дает исследователю религиозного обращения чрезвычайно богатый материал. Однако опасность состоит в том, что в этом богатстве легко «потеряться» и «утонуть». Исходный для нашего исследования вопрос: кого считать обратившимся в православие - не покажется тривиальным, если учесть, что, например, в 1998 г. среди опрошенных москвичей, самоопределившихся как православные, лишь 20% регулярно (не реже 1 раза в месяц) посещали богослужение, а 11% вообще считали себя неверующими (Локосов В., 2001 [51, с. 4]). К подобным результатам приводят практически все исследования, проводимые различными исследовательскими компаниями на разных выборках. Как видно уже из этих цифр, стать православным для многих не значит стать верующим и тем более - практикующим верующим. Следовательно, в таких случаях сложно говорить о «настоящем» обращении.

В рамках проводимого исследования под религиозным обращением понимается принятие новой для индивида социальной (религиозной) идентичности, сопровождающееся изменением его образа жизни благодаря привнесению в сферу его повседневности религиозных практик (молитв, постов, участия в богослужениях и др.). Практикующие верующие в православии обычно называются воцерковленными9. Наш интерес обращен именно к ним.

8 Так например, с 2002 года установилась традиция участия на главном пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя целой «делегации» официальных лиц: президента, премьер-министра, членов правительства, Государственной Думы, а также мэра Москвы и др. Уже один этот факт не оставляет сомнений в том, что религиозная, национально-гражданская и шире - социальная идентичности в современной России, по крайней мере, в рамках властной идеологии теряют былую независимость.

9 Воцерковленностъ в духовном смысле этого слова предполагает гораздо большее, чем исполнение нормативных религиозных практик и отнесение себя к какому-либо приходу. Она означает соответствие

Точной статистики о количестве воцерковленных православных верующих не существует, однако некоторые выводы можно сделать, комбинируя ряд различных показателей, которые можно назвать признаками воцерковленности. Например, известно, что присутствуют на богослужениях один раз в месяц и чаще 6-9% россиян (ФОМ, 2002; РОМИР, 2004; Левада-Центр, 2002 [86, 87, 88]), причащаются несколько раз в год и чаще 4-8% [86, 88], более или менее соблюдают расписание постов 6% [86], считают религию, веру очень важной для себя 8% [88]. Приведенные данные позволяют утверждать, что группа лиц, живущих полноценной (предписанной Церковью10) церковной жизнью реально составляет около 6-8%. Участницы настоящего исследования входят в эту малочисленную группу «практикующих» православных верующих.

Объектом диссертационного исследования являются воцерковленные верующие женщины в возрасте от 20 до 50 лет, принадлежащие к РПЦ МП, со стажем воцерковления (считая с момента обращения) не менее одного года.

Обоснование выбора объекта исследования. Женщины в качестве объекта исследования выбраны не случайно. С достаточной степенью устойчивости показателей православные делятся примерно на 40 % мужчин и 60 % женщин [27, 68]. В результате типичным православным верующим все исследователи называют именно женщину11. Важно заметить, что ссылка на «особенности женской психики» не может до конца объяснить преимущественно «женское лицо» современного православия, поскольку, например, среди мусульман - представителей другой «традиционной» религии -пропорция мужчин и женщин составляет уже один к одному (см. Таблицу 6 Приложения 1). Можно предположить, что наибольшую роль в деле возникновения православного тендерного «перекоса» сыграли такие факторы морали человека, его образа мысли и действий православным идеалам. В своем исследовании мы не беремся судить, насколько соответствуют участницы нашего исследования этому высокому критерию.

10 Здесь и далее слово «Церковь» будет писаться с заглавной (прописной) буквы, когда речь будет идти о Церкви как социальном институте (РПЦ МП), и с маленькой (строчной), когда оно будет использоваться как имя нарицательное в отношении каких-то конкретных храмов. Данные об уровне религиозности в различных половозрастных и социальных группах см. в Табл. 7-9. Приложения 1. как антицерковная политика советского государства, загонявшая религиозность «в подполье» приватной/женской сферы, а также Великая Отечественная война12, унесшая значительную часть мужского населения и подтолкнувшая овдовевших и осиротевших женщин искать утешения в Боге.

Аргументируя выбор возрастной категории респондентов, следует сравнить особенности обращения в ней с особенностями обращения самых религиозных возрастных групп: условно говоря, подростков и бабушек13. Из данных, приводимых в Таблице 10 Приложения 1. отчетливо видно, что стремление «жить по заповедям Божьим» (т.е. менять свой образ жизни в соответствии с вероучением) возрастает постепенно с увеличением возраста. Вместе с тем юношеская религиозность многими исследователями признается обратимой14. Именно поэтому религиозное обращение людей молодого и среднего возраста, в сравнении с тинэйджерами, можно считать более осознанным и имеющим более серьезные последствия в отношении всего дальнейшего хода их жизни. Обращение в старших возрастных группах, часто связывают с выходом на пенсию и одиночеством (отдаление детей, вдовство), т.е. с появлением массы свободного времени, которое побуждает человека к поиску новой ин-группы (Митрохин Н., 2004 [63, с. 44,45]). Предположительно, важную роль здесь также играют общее ухудшение здоровья и осознание приближения собственной смерти. Высокая степень социальной гомогенности

12 «В годы войны миллионы россиян пришли к вере. Не только мирное население, но и солдаты и даже военачальники, не боясь преследований, открыто посещали церковную службу, участвовали в молебнах и крестных ходах. В пасхальную ночь 1944 г. 30 церквей Москвы посетило 120 тыс., 60 храмов Подмосковья -20 тыс. человек. Почти во всех городах России число пришедших в пасхальные дни в храмы превышало их вместимость в 2-5 раз. .настоятель собора в одном из городов, занятых Советской армией, писал, что с сентября 1939 по январь 1940 г. число крещений возросло более чем в три раза. Крестили своих детей даже коммунисты и работники НКВД.»- Цеханская К.В., 2000 [112].

13 «.максимальный рост числа тех, кто называет себя верующими, за 90-е годы наблюдается не только среди пожилых россиян (где доля их увеличилась в 2,3 раза), но и, напротив, среди молодежи (в 1,9 раза).» t Дубин Б., 1999 [37, с. 32]; «.с 1990 по 1992 гг. рост религиозности происходит во всех возрастных группах, но при этом сохраняется общая тенденция к двум возрастным "пикам" религиозности - у более молодых и более пожилых (старше 60 лет) людей. Наоборот, среднее поколение менее религиозно (см. Табл. 11 в Приложении 1. - ЛИ.)» - Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е., 1995 [25].

14 См. регулярность посещения церкви и молитв в той же таблице; «Франсис с соавторами (Francis et al., 1983). заметили, что оценки религиозности уменьшаются с увеличением возраста респондента (в исследовании принимали участие 1715 школьников 11-17 лет)». - Фернхем А., Хейвен П., 2001 [107, с. 124]; «Согласно социологическому опросу, проведенному в 2000 году Государственным комитетом по делам молодежи РФ, около 44 % опрошенных в возрасте от 14 до 30 лет считают себя верующими. Реальное число верующих. составляет 15-17 %, при этом с увеличением возрастных показателей процент верующих уменьшается. Согласно тому же исследованию, верующими себя считают 80 % школьников» [126]. старших возрастных групп (пенсионеров) делает изучение вариативности религиозного обращения на их примере с теоретической точки зрения необоснованным. Напротив, группа верующих молодого и среднего возраста требует особого внимания, поскольку является включенным в различные виды социальной активности (гендерно-семейной, профессиональной, общественной, политической и т.д.) «ядром» православного сообщества.

Предмет диссертационного исследования - процесс религиозного обращения в православие современных женщин.

Целью настоящей работы является выявление социальных типов религиозного обращения среди воцерковленных православных женщин. Задачи исследования:

• проанализировать существующие теории религиозного обращения;

• сравнить разработанные на разном материале типологии религиозного обращения;

• изучить существующие исследования типов православной религиозности;

• провести полевое биографическое исследование религиозного обращения у современных православных воцерковленных женщин;

• проанализировать полученный биографический материал в целях выявления типологических закономерностей;

• сопоставить полученную в авторском исследовании типологию с типологиями других исследователей в целях обоснования универсальности или уникальности выявленных в ней закономерностей, а также в целях выявления ее возможных пробелов.

Степень разработанности темы. Несмотря на наличие в отечественной гуманитарной науке достаточно объемного корпуса исследований по социологии религии, специальных исследований, посвященных непосредственно теме религиозного обращения в православие в постсоветское время автору обнаружить не удалось. Такое положение дел объясняется, по всей вероятности, влиянием двух основных факторов: во-первых, фокусированием внимания исследователей на макроанализе современного православия, преимущественно на вопросах его влияния на общественное мнение и социально-политическую ситуацию в стране и, во-вторых, слабым развитием в российской социологии биографического метода, наиболее пригодного для изучения данной проблематики.

В современных исследованиях православной религиозности вопрос обращения рассматривается исключительно с точки зрения динамики отдельных статистических переменных, лишь отчасти отражающих этот сложный процесс. Например, могут приводиться данные о количестве крещаемых, о числе зарегестрированных церковных общин, об институциональном росте православных образовательных структур и т.п. В массовых опросах динамика религиозного обращения по стране фиксируется, прежде всего, через вопросы о конфессиональной принадлежности и замеры уровня воцерковленности. Последний пытаются определить через различные индикаторы, например, такие как посещаемость храмов, празднование религиозных праздников, соблюдение тех или иных религиозных обрядов и предписаний и т.п. Однако, несмотря на несомненную важность постоянного мониторинга религиозной ситуации в стране15, вопросы мотивации религиозного обращения, ее целей и последствий с точки зрения биографии обращающихся в настоящее время остаются нераскрытыми.

В мировой науке отсчет исследований религиозного обращения традиционно начинают с монографии американского психолога Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта» (1902). В целом психологию следует признать первой из гуманитарных наук, заинтересовавшейся феноменом религиозной конверсии. Ее исследование в рамках этой дисциплины связано с постановкой У. Джеймсом и 3. Фрейдом вопроса об индивидуальных психических особенностях, обуславливающих формирование религиозного сознания. В дальнейшем эту линию исследований продолжили такие психологи как К. Юнг, Э. Фромм, А. Нок (1933), М. Донахью (1985),

15 Постоянный мониторинг религиозной ситуации в современной России осуществляется такими организациями, как Левада-Центр, ФОМ, РОМИР, РНИСиНП, ИСПИ РАН и др.

В.Конн (1986), Л. Киркпатрик (1988), Ф. Хефелс (1999), Дж. Стренге (2000) и др.

Среди социологических исследований религиозного обращения наибольшей известностью пользуются работы Дж. Лофланда и Р. Старка (1965), Дж. Лофланда и Н. Сконовда (1981), Б. Килборна и Дж. Ричардсона (1988), Л. Рамбо (1993), М. Макгайра (1997).

Полновесные междисциплинарные («мета-аналитические») обзорные работы по теме принадлежат таким авторам как Д. Сноу и Р. Мачалек (1984), Э.Икенга-Метах (1987), Б. Килборн и Дж. Ричардсон (1988), А. Оксанен (1994).

Если рассматривать работы, посвященные конверсии, с точки зрения исследовательского фокуса, можно выделить несколько основных относительно самостоятельных направлений.

Изучение факторов религиозного обращения интересовало В. Пикетта (1928), Л. Киркпатрика (1988), Л. Рамбо (1993).

Выявление стадий религиозного обращения, понятого как достаточно продолжительный процесс вторичной ресоциализации, оказалось в фокусе внимания Дж. Лофланда и Р. Старка (1965), А. Типпетта (1977), Дж.Ричардсона (1980), С. Сириянена (1984), и Л. Рамбо (1993).

Непосредственно формулированием как отдельных типов, так и претендующих на законченность типологий религиозного обращения занимались Ф. Ньюман (1852), У. Джеймс (1902), Е. Кларк (1929), Р. Тоулэсс (1971), Дж. Скоби (1975), Дж. Лофланд и Н. Сконовд (1981), Б. Килборн и Дж.Ричардсон (1988), Л. Рамбо (1993), А. Мюсик и Дж. Уилсон (1995), М.Макгайр (1997), Б. Винер (2002).

Описание различных психо-социальных категорий православных верующих можно встретить в работах монахини Марии Скобцовой (1937), А.Морозова (2004), Н. Митрохина (2004), А. Митрофановой (2004).

На основе результатов массовых опросов ФОМ В. Чеснокова (2005) делит всех православных на типологические группы в зависимости от показателей степени их воцерковленности.

Обзор литературы по теме показывает, что, несмотря на достаточно глубокую теоретическую разработку темы религиозного обращения, существующую, прежде всего, в западной научной традиции, в настоящее время не существует специальных исследований, посвященный изучению этого вопроса на православном материале. С другой стороны, отечественные авторы, концентрируя свое внимание на типологизации православных верующих, уже не рассматривают вопросы, связанные с теоретическим осмыслением их религиозного обращения. Кроме того, за исключением В. Чесноковой, российские аналитики православия не опираются на результаты каких-либо эмпирических исследований, но предъявляют научному сообществу лишь свою экспертную оценку ситуации. Настоящее диссертационное исследование призвано на основе анализа полевых материалов изучить особенности протекания религиозного обращения в православие у женщин в современной России и тем самым отчасти восполнить указанные пробелы, существующие в современной научной литературе релевантной теме исследования.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования строится в традициях понимающей социологии. Выделение типов религиозного обращения отражает один из основных для качественного исследования способов анализа эмприрического материала. В методологическом плане он восходит к идеальным типам М.Вебера, которые представляют собой аналитические модели, созданные на основе выявления общего смысла, присущего ряду изучаемых конкретных случаев.

В целом работу можно отнести к исследованиям феноменологической традиции, идущей от А.Шюца, П.Бергера и Т.Лукмана. Одним из обоснований применения биографического метода для изучения религиозного обращения является положение А.Шюца о необходимости знания «биографической ситуации» другого ради достижения понимания его действий. Предложенный П.Бергером и Т.Лукманом подход к рассмотрению социальной реальности, предполагающий, что смыслы действий (в том числе и обращения) конструируются социально, составляет основную рамку интерпретации собранных эмпирических материалов.

Позаимствованная у символического интеракционизма и примененная по отношению к новообращенным идея «отраженного Я» (Ч.Кули, Г.Мид) помогает выявить социальную почву религиозной конверсии, заостряет внимание на ожиданиях (крещения, «более нравственного» поведения, воцерковления и т.п.) со стороны их социального окружения: значимых других и обобщенного другого.

Преемственность индивидуальных особенностей социального поведения до и после обращения осмысляется с помощью понятия габитуса П.Бурдье.

Конкретное эмпирическое исследование выполнено в парадигме качественной социологии. Комплексный подход к рассмотрению феномена религиозного обращения предполагает установку на изучение социальных контекстов и жизненного опыта конкретных людей. Как наиболее адекватный для достижения этих целей в исследовании применялся биографический метод. Сбор полевых материалов осуществлялся с помощью метода нарративного биографического интервью. Работа с текстами собранных интервью проводилась с применением методов нарративного анализа и социологического парафразирования.

Проверка валидности выделенных типов религиозного обращения осуществлялась в процессе триангуляции данных (сравнительное исследование письменных свидетельств обращения в православие) и исследовательской триангуляции (сравнительный анализ авторских типов с типами конверсии и религиозности других исследователей).

Эмпирическая и информационная база исследования. Всего в ходе эмпирической части диссертационного исследования было взято 30 биографических интервью с православными женщинами 20 - 50 лет со «стажем» воцерковления в среднем около 5 лет. Все они горожанки, проживающие в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Поскольку уровень образования не был критерием отбора, в этом отношении участницы исследования заметно отличаются друг от друга.

В качестве материала для сравнительного анализа было использовано 78 женских автобиографических письменных свидетельств обращения в православие. Все они были обнаружены автором в Интернете, на разных православных сайтах.

В качестве информационных источников, проясняющих культурный контекст обращения участниц исследования, были привлечены избранные тексты православной традиции.

Научная новизна присутствует в работе в нескольких аспектах.

1. Впервые с помощью биографического метода проведено исследование, посвященное изучению процесса религиозного обращения в православие у современных верующих женщин. Новизна избранного методологического подхода заключалась в том, что процесс религиозного обращения впервые рассматривался в контексте общей биографической траектории участниц исследования.

2. Новым также является примененный в работе комплексный подход к анализу различных аспектов религиозного обращения. Он предполагает выявление как социальных, так и психологических причин и следствий принятия православной идентичности, а также изучение взаимодействия в этом процессе социального контекста и личности.

3. Впервые с опорой на принципы «обоснованной теории» (Б. Глэйзер, А. Страус, 1967) на материалах эмпирического исследования проведено аналитическое конструирование типов религиозного обращения, наиболее характерных для современных православно верующих женщин.

4. На дополнительном корпусе биографических источников, взятых из Интернета, впервые была осуществлена верификация типологии религиозного обращения в православие. Благодаря этой процедуре выявленные типы претендуют на статус теоретического инструмента для социологического осмысления феномена религиозного обращения в целом.

5. Научная новизна присутствует в проведении сравнительного анализа авторской типологии с существующими в отечественной и зарубежной литературе типологиями религиозного обращения и православной религиозности.

Положения, выносимые на защиту:

• Существующие в литературе типологии религиозного обращения основаны, как правило, на выделении для каждого типа некоторой одной самодостаточной типообразующей черты. Социологический подход предполагает не только выделение подобного рода черт, но в первую очередь обнаружение их связи с тем или иным социальным контекстом.

• Смыслы, вкладываемые субъектом в свое религиозное обращение, не являются уникальными, или индивидуальными по своему происхождению, они постоянно социально вос/производятся и присутствуют в культуре за счет взаимного поддержания смыслов ее носителями.

• Культурно дифференцированная социальная реальность (пост)современного мира, рождает свои «проекции» христианской (православной) традиции в каждой из значимых социальных прослоек (научная интеллигенция, творческая интеллигенция, учителя, военные, рабочие и др.). Сформированная в период до обращения социальность субъекта, инкорпорированная в его габитусе, определяет способ его прочтения православной традиции.

• При изучении влияния социального контекста на процесс протекания религиозного обращения и воцерковления наиболее целесообразным является использование биографического метода. Применение индуктивных техник анализа интервью и принципов «обоснованной теории» Б. Глэйзера и А. Страуса позволяет в каждом случае выявлять основные черты, свойственные не только конкретному индивиду, но и определенному «социальному типу».

• В рамках перспективы деятеля обращение можно рассматривать как стратегию социальной адаптации, которую человек избирает, исходя из условий своей социальной / биографической ситуации как часть индивидуального биографического проекта.

• Типичные социальные / биографические ситуации, определяя поведение человека, задают типичные модели религиозного обращения.

Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования расширяют представление о социальной стороне феномена религиозного обращения и могут быть использованы в научно-исследовательской практике.

Во-первых, в исследовательских проектах, посвященных анализу форм религиозного обращения и религиозной э/сизни в различных конфессиях и деноминациях, выделенные типы могут играть роль теоретического инструментария.

Во-вторых, для дальнейших исследований, современного православия настоящая работа может служить как примером теоретической концептуализации актуального состояния поля, так и источником глубоких и достаточно труднодоступных биографических данных.

И, наконец, проведенное исследование целесообразно использовать в качестве учебного материала в курсах по социологии религии, а также по социологии культуры и духовной жизни.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Ипатова, Лиана Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Являясь неотъемлемой частью исторического пути развития российского государства и общества, православие в нашей стране имеет своих последователей практически во всех социальных стратах. Различаясь по своему габитусу и культуре, они несколько по-разному воспроизводят общезначимые для всех православных нормы и ценности.

Персональные истории обращения отражают в себе воздействие социальных факторов разного уровня: на макроуровне - общезначимых православных коллективных представлений; на мезоуровт - установок и ценностей, типичных для той социальной группы / страты, к которой человек принадлежит; на микроуровяе - того личного социального опыта, который предшествует конверсии.

Являясь традиционным для нашей страны вероисповеданием и претендуя, тем самым, на свою примордиальную заданность, православие, тем не менее, как и другие возможные метафизические идентичности, в настоящее время является свободно осуществляемым индивидуальным выбором.

Обращение нашего современника к вере после периода секулярной жизни не приводит к простому воспроизводству религиозности традиционного типа. Принудительная маргинализация Церкви Советским государством и выход православия из публичного пространства и пространства повседневности на семь десятилетий, повлекли за собой разрыв в трансляции образцов поведения, определяемого религиозной этикой, от старших поколений к младшим в масштабе страны. Не зная предписанного верой жизненного уклада в качестве привычного с детства «жизненного мира», современные верующие вынуждены осваивать наследие православной культурной традиции, постигать новый для них язык, практики, образ жизни самостоятельно, причем, как правило, во взрослом возрасте, когда основные установки и нравственные ценности личности уже сформированы.

Индивидуальные установки и ценности, влияющие на процесс обращения и воцерковления, являются результатом предшествующей социализации человека. Они тесно связаны с принятыми в его социальной среде способами социального действия и паттернами поведения, иначе говоря, с габитусом (или «инкорпорированным классом»). Восприятие Бога через призму типичных для той или иной социальной группы отношений (конформизм и патернализм традиционной культуры, субъект-объектные отношения, характерные для познающего субъекта (Декартовского типа), протестное и морально детерминированное поведение человека эпохи Модерна, и т.д.) приводит к появлению в индивидуальных историях конверсии типических черт.

В настоящей работе на материале биографических интервью и письменных личных свидетельств исследовалась взаимосвязь между формой протекания религиозного обращения и особенностями социального контекста субъекта конверсии. Фокус исследовательского внимания был направлен на выявление габитуса индивида как представителя того или иного социального «класса». Таким образом, за основания классификации типов религиозного обращения были взяты социальное происхождение индивида и его социальная идентичность.

Диссертационное исследование было выполнено в рамках парадигмы качественной социологии. Его основные задачи определялись феноменологической установкой «понимания» действий социальных субъектов с точки зрения их собственной перспективы. В этом смысле выделенные типы религиозного обращения представляют собой типологизацию и концептуализацию обыденного знания, существующего в окружающем нас

87 мире в форме повседневных рассказов о себе (самопрезентаций) .

87 «Объективные суждения суть лишь инструмент и метод преодоления уникальности конкретных ситуаций, приписывания им наших значений и смыслов, т.е. унификации и типизации ситуаций и объективации своих описаний в качестве квазикатегорий. Таким образом, научное знание есть «инобытие» тематизированного и проясненного повседневного опыта (здравого смысла).» -Абушенко В.Л., 2003 [2, с. 1277].

Проделанная работа позволила полнее описать избранное предметное поле - процесс религиозного обращения современных женщин в православие. Углубленное изучение данного поля проводилось с помощью серии нарративных биографических интервью. Когнитивное освоение, т.е. феноменологическое понимание и герменевтическое истолкование, собранных интервью привели к созданию серии идеальных типов религиозного обращения.

Возможность их применения в качестве работающих объяснительных моделей для нового материала проверялась в процессе триангуляции при анализе письменных свидетельств обращения в православие, взятых из Интернета. Смысл этого дополнительного исследования состоял в обосновании внешней валидности выделенных типов. Кроме того, данный этап работы привел к усложнению теоретического описания предмета: были обоснованы еще два самостоятельных типа, а также несколько подтипов в рамках прежде выделенных категорий.

Основным итогом диссертационного исследования является выявление и обоснование на эмпирическом материале восьми типов религиозного обращения, наиболее характерных для современных православных горожанок: 1) «традиционного», 2) «трагического», 3) «ищущего», 4) «интуитивного», 5) «образцово-показательного», 6) «протестного» или «бунтующего», 7) «спасающегося», 8) «детского». Опишем вкратце каждый из них.

Традиционный» тип религиозного обращения отличается от иных большей пассивностью субъекта, - по крайней мере, на стадии приобщения к православной культуре. Конверсия здесь обычно связана с влиянием третьих лиц. Ими могут быть: 1) родители и другие родственники, - в таком случае православная социализация совпадает с первичной социализацией; 2) школьные учителя, преподаватели вузов, руководители различных кружков и т.п. - они пробуждают интерес, затем их место патрона-руководителя обычно занимает священник; 3) друзья или иные знакомые сверстники - своим примером могут влиять как отдельные личности, так и группа принадлежности в целом (в случаях, когда воцерковление происходит коллективно и является феноменом групповой динамики). Для всех представителей «традиционного» типа большую роль играют опыты, переживаемые в группе.

Трагический» тип религиозной конверсии, как и следует из названия, связан с серьезной личной трагедией. Душевная боль от травмы в этом случае оказывается настолько сильной, что человек не в состоянии справиться с ней, принять сложившееся положение вещей. Вера, прежде всего в загробную жизнь и милосердие Бога, оказывается здесь по-настоящему спасительной -единственным способом примирить человека со сложившимися обстоятельствами, адаптировать его в новых пост-трагических условиях жизни.

Люди «ищущего» типа в религии, как, впрочем, и в других сферах, идут путем накопления знаний и непрестанных духовных поисков, вследствие чего, прежде чем прийти к православию могут, побывать в серии самых разных религиозных организаций. Обычно это отпрыски семей, относящихся к слою интеллигенции. Познание в качестве основной ценности в их биографиях обычно задается примером родителей. Обретение веры в Бога у этих людей континуально-длительно, связано с долгими раздумьями, чтением широкого круга релевантной литературы (обычно далеко превышающего рамки православной библиографии), а зачастую и с научными изысканиями. После обращения при достижении определенного уровня «погруженности в материал» православные «искатели» часто становятся преподавателями соответствующих дисциплин в различных учебных заведениях.

Интуитивный» путь конверсии означает наличие у человека в период до воцерковления: а) ощущения направляющего жизнь «водительства свыше», б) опыта чудесного, в) неосознанного расположения к Православной Церкви. В результате влияния перечисленных факторов раньше или позже человек приходит к сознательному религиозному обращению. С некоторыми различиями в своих проявлениях этот тип наиболее распространен, во-первых, среди людей искусства и гуманитарной интеллигенции и, во-вторых, среди открытого опыту чудесного «простого народа».

Основными чертами религиозного обращения представительниц «образцово-показательного» типа являются: 1) статус особого ребенка в детстве; 2) вызванное сознанием своей неординарности стремление быть лучшей во всем, перфекционизм; 3) активная работа по формированию своего высокоморального облика; 4) стремление к общественно значимым ролям, лидерству, желание задавать актуальный внутригрупповой дискурс, организовывать социальное пространство вокруг себя. С углублением процесса воцерковления достижительская установка меняет свою направленность с обретения социального признания на внутреннее самосовершенствование, расширение духовного опыта.

Протестный» или «бунтующий» путь обретения веры отличается: а) признанием привычного (с детства или в рамках собственной семьи) образа жизни в качестве негативного, неправильного и б) наличием у человека этапа борьбы со своими социокультурными «корнями» или со своим актуально существующим социальным положением через поиск альтернативных ценностей, образа и стиля жизни в (подростковом или взрослом) протестном поведении. Религиозное обращение происходит здесь как сознательный отказ от подобного рода «бунта» и возвращение к социально принятым формам поведения.

Представительницы «спасающегося» типа религиозного обращения, в отличие от приходящих к вере «трагически», «спасаются» уже не от актуальных для настоящего времени несчастий и бед, а от скрытых в бессознательном психических угроз. Проявляясь в приступах сильного страха смерти, они неотступно преследуют человека, начиная примерно с 5-7-летнего возраста. На основе проведенного исследования можно предположить, что сохранение характерной для детского возраста фобии в юношеском и более старшем возрасте связано, во-первых, с атеистическим семейным воспитанием, а также либо с отсутствием крепкой положительной эмоциональной связи между матерью (родителями) и ребенком, либо с отсутствием у человека значимой группы принадлежности, т.е. дружеских и прочих социальных связей.

Возникновению «детского» типа веры способствует знакомство с религиозными представлениями в раннем возрасте, а также наличие опыта одиночества и социальной изоляции со стороны значимых взрослых и сверстников. Эти условия заставляют ребенка искать выход своей потребности в коммуникации с Другим(и) и находить его за пределами социальной реальности. В таких случаях в сознании формируется постоянная связь с Богом, который мыслится некритически, совершенно реальным и притом всегда доступным для общения. Сохранению сложившегося типа веры во взрослом возрасте способствуют: 1) душевное и фактическое одиночество; 2) тяжелые условия и обстоятельства жизни; 3) некритический способ мышления, в ряде случаев связанный с низким уровнем образования.

Вполне оправданно полагать, что типичные конфигурации взаимосвязей религиозного и внерелигиозного биографического опыта имеют большее число вариаций, чем удалось отразить в настоящем исследовании. До некоторой степени это обстоятельство предзадано - собранные истории обращения отражают конкретное время и встроены в соответствующие ему социальные связи. Выделенные типы являются наиболее характерными именно для современного российского православия (а не для православия вообще). Если же сравнивать обнаруженные типы с основными сценариями религиозного обращения, существующими в неправославном российском религиозном контексте (например, у протестанток, письменные свидетельства которых также можно найти в Интернете), - в глаза бросится целая серия примечательных отличий. Вместе с тем, отличия эти в большей степени будут касаться не существования (у протестантов или представителей других конфессий) обозначенных типов как таковых, а степени их распространенности в том или ином религиозном сообществе. Значимыми окажутся различия, имеющие системный характер, идущие, либо от разницы в способах функционирования социальности в рамках той или иной религиозной культуры, либо от разницы состояния более широких социальных полей, в которую эти культуры включены.

На основе проведенного в исследовании «рейтинга» типов можно сделать предположение о наибольшей распространенности среди современных православных горожанок 1) «традиционного», 2) «трагического» и 3) «ищущего» типов религиозного обращения. Для сравнения: среди протестантских свидетельств, размещенных в Интернете [111], наиболее распространенными являются случаи 1) «трагического», 2) «мистического» (внезапное озарение) и 3) «протестного» типов конверсии.

Природа описанных типов оказывается двоякой: с одной стороны, они являются контекстуальными «слепками своей эпохи», а с другой -абстрактными концептами, претендующими на универсальность, той понятийной призмой, через которую можно рассматривать новый эмпирический материал. Об их применимости в качестве инструмента для анализа механизмов обращения в любую религию свидетельствует обнаружение в них общих черт в сравнении с типами конверсии других исследователей.

Общие теоретические выводы диссертационного исследования можно обозначить в следующих пунктах.

• Идентичность православного верующего в процессе обращения и воцерковления обретает индивидуальную конфигурацию. Она является результатом взаимовлияния осваиваемых православных ценностей и системы установок его Я-концепции и социальной идентичности, сформировавшихся в условиях исходной для него социальной среды. Типичные паттерны поведения (задающие индивидуальный режим действий, в том числе, на этапе вторичной социализации в церковном сообществе) являются укорененными в той системе социальных отношений, в которую человек был включен во времена своего детства88.

• Религиозное обращение является стратегией социальной адаптации и социального самоосуществления и имеет смысл в рамках индивидуального

88 Так, например, исследование психоаналитика Гэнсбауэра (Gaensbauer, 1982) показало, что «ранние годы жизни очень важны, но скорее не отдельными (пусть даже травмирующими) событиями, а целостным паттерном межличностных отношений (курсив мой - Л.И.)». См.: Первин, Л., Джон, О., 2000 [76, с. 139]. биографического проекта. Причины принятия этой стратегии для каждого типа различны. Они отталкиваются от внерелигиозного прошлого субъекта, типических особенностей его социальной / биографической ситуации и, обусловливая его религиозное настоящее, в каждом случае составляют основной смысл конверсии. Как правило, путь самоопределения в православии работает на разрешение проблем социальной адаптации индивида и предоставляет ему возможность позитивной, т.е. социально одобряемой самореализации в обществе.

• Обращение в православие ~ есть готовность субъекта разделить существующий в культуре смысл христианской веры и, таким образом, принять идентичность, ожидаемую и конструируемую со стороны Другого. Иначе говоря, общий смысл религиозной конверсии как «спасения» от различных затруднений на индивидуальном жизненном пути поддерживается и воспроизводится социально.

• Обращение может быть понято как вид социального действия ориентированного на социальное распознание. В случаях, когда обращение сопровождается воцерковлением, т.е. освоением корпуса религиозных практик и изменением образа жизни, оно может рассматриваться как репрезентация субъектом своей изменившейся социальной идентичности перед «лицом» Другого. к

I.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Ипатова, Лиана Петровна, 2006 год

1. Абелъс X. Романтика, феноменологическая социология и качественное социологическое исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 1. С.114-138.

2. Абушенко B.JI. Этнометодология // Социология: Энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. С.1276-1277.

3. Агафонова Е.В. Соотношение автора и нарратора в современном философском дискурсе (в контексте «смерти субъекта») // Социально-гуманитарное и политологическое образование. URL: <http://humanities.edu.ru/db/msg/8145>

4. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический поход (Фрагменты из «Авторитарной личности») // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 75-85.

5. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях. Автореф. дис. к.психол.н. СПб, 2000. URL: <http://ppf.herzen.spb.ru/kaf/kphlp/bakdisser.htm>

6. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Собкин B.C. (Ред.) Этнос. Идентичность. Образование. М.: РАО, 1998.

7. Бауман, Зигмунт. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

8. Белановский С.А. Глубокое интервью. Учебное пособие. М.: Николо-Медиа, 2001.

9. Белинская Е.П. Временные аспекты «Я»-концепции и идентичности // Идентичность. Хрестоматия. Сост. Л.Б. Шнейдер. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. С. 6-20.

10. Бергер, ПЛ. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. Пер. с англ. Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996.

11. Берто, Д. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Под ред. В. Воронкова и Е. Здравомысловой. СПб: ЦНСИ, 1997. С. 14-23.

12. Берто, Даниэль, Берто-Въям, Изабель. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений // Вопросы социологии. 1992. Том 1. №2. С. 106-121.

13. Болдырев А.И. Христианство как абсолютная революция // Волшебная гора. URL: <http://www.metakultura.ru/vgora/filosof/Bold.htm>

14. Брокмейер К, Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42. URL: <http://galapsy.narod.ru/PsyNarrative/Brockmeier.htm>

15. Булгаков С. Накануне (отрывок из непроизнесенной речи) // Библиотека Якова Кротова, URL: <http://www.krotov.Org/spravki/bibliog/1918naka.html#ftnl0>

16. Бурдье, П. Практический смысл. СПб: Алетейя, 2001.

17. Бурдье, П. Социология политики, М.: Socio-Logos, 1993.

18. Валлерстайн И. Глобальная культура спасение, угроза или миф? // Журнал «ПолИс». URL: <http://www.politstudies.ru/universum/dossier/01/wall02.htm>

19. Вебер, М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С.7,8.

20. Вера, религия, церковь. 16 авг. 2000 // Фонд «Общественное мнение». URL: <http://www.fom.ru/reports/frames/d001716.html>

21. ВеселковаН.В. Об этике исследования// Социологические исследования. 2000. № 8. С. 109-114.

22. Винер Б. Возвращение к вере предков. Конструирование современной этноконфессиональной идентичности // Диаспоры. 2002. №4. С. 206-226.

23. Волков В.В. "Следование правилу" как социологическая проблема // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 155-170.

24. Воронков В., Чикадзе Е. Ленинградские евреи: этничность и контекст // Труды ЦНСИ, № 5: Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы международного семинара. СПб.: ЦНСИ, 1997. С. 74-78.25.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.