Толерантная политическая культура как фактор противодействия этническому и религиозному экстремизму в современной России: на примере Оренбургской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат наук Телякаева, Альбина Фаргатовна

  • Телякаева, Альбина Фаргатовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Саратов
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 187
Телякаева, Альбина Фаргатовна. Толерантная политическая культура как фактор противодействия этническому и религиозному экстремизму в современной России: на примере Оренбургской области: дис. кандидат наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Саратов. 2015. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Телякаева, Альбина Фаргатовна

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Национально - религиозная составляющая политической культуры

§ 1.1. Понятие толерантной политической культуры: теоретический аспект

§ 1.2. Национальные элементы политической культуры

§ 1.3. Религиозный фактор в политической культуре народов России

ГЛАВА 2. Толерантная политическая культура как общественная основа преодоления этнорелигиозного экстремизма в современной России

§ 2.1. Этнический и религиозный экстремизм и его проявления в современных условиях

§ 2.2 Формирование толерантной политической культуры в процессе социализации молодежи

§ 2.3. Толерантная культура в политике государства по противодействию этнорелигиозному экстремизму

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толерантная политическая культура как фактор противодействия этническому и религиозному экстремизму в современной России: на примере Оренбургской области»

Введение

Современное развитие России и особенно отдельных ее регионов характеризуется нарастание сложных и острых процессов в сфере межнациональных и религиозных отношений. Нередко они превращаются в действия этнического и религиозного экстремизма, создавая угрозу безопасности граждан и даже политической стабильности государства. Одновременно с этим возрастает значение государственной политики по преодолению негативных и опасных для общества процессов. Важное место в такой политике принадлежит формированию, развитию и распространению политической культуры, основанной на взаимоуважении и взаимодействии народов и конфессий, на толерантности их взаимоотношений. Все это обуславливает актуальность исследования проблем толерантной политической культуры.

Российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм. Большинство экспертов сходятся в мнении о том, что в настоящее время произошел новый всплеск экстремистской деятельности молодежных группировок. В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что реальность сегодняшнего дня - рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых различных радикальных группировок и течений. Разрушают и подтачивают государство.1 Именно В.Путин стал инициатором принятия в декабре 2012г. «Стратегии государственной национальной политики», в которой рассматриваются основные направления предупреждения и преодоления этнорелигиозного экстремизма в нашей стране.2 По противодействию экстремизму принято большое число международных и российских норма-

'Путин В.В. Национальный вопрос. / Россия сосредотачивается. Ориентиры. Москва ОЛМА Медиа Групп 2012. С. 15.

2 Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"/ Гарант — Информационно-правовой портал. Дата обращения 26 апреля 2013 г.

тивно-правовых актов, проводится огромная государственная и общественная работа.

Мы рассматриваем экстремизм как идеологию и практику возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, которые базируются на радикальных способах борьбы в политическом процессе. Этнорелигиозный экстремизм можно определить как идеологию и практику возбуждения национальной или религиозной розни, которая базируется на радикальных способах борьбы за этнические и религиозные интересы в политическом процессе. Этнический и религиозный экстремизм выступают разновидностями этнорелигиозного экстремизма. Так как реальный экстремизм, действительно, угрожает государственной и личной безопасности, то в борьбу с ним вступает государство и его силовые структуры. Следовательно, - это процесс, безусловно, политический. Мы считаем, правомерным использование термина «этнорелигиозный экстремизм», так как в деятельности одних и тех же субъектов одновременно проявляется, как этнический, так и религиозный экстремизм . Вместе с тем как религиозный, так и этнический экстремизм проявляются самостоятельно в политическом процессе.

Специалисты называют много причин, объясняющих рост этнического и религиозного экстремизма в России: глобализацию, международный терроризм, распад СССР, многонациональный состав населения России, историю насильственного переселения народов, миграцию из стран ближнего зарубежья, неурегулированное законодательство в отношении мигрантов и экстремизма, пренебрежение опытом интернационального воспитания, который достаточно успешно использовался в СССР. Все эти факторы делают прогноз ситуации по эффективности борьбы с экстремизмом достаточно пессимистичным.

В научном и политическом дискурсе нет общей позиции по определению таких ключевых понятий, как этнос и нация. Дискуссия, которая шла в научном и политическом сообществе по поводу преимуществ примордиа-

листского и конструктивистского подходов в определении «нации», до сих пор не завершена. Поэтому проблема формирования полиэтнической нации (российской нации) как способа интеграции населения России в научном и политическом дискурсе остается не слишком популярной. Кризис мульти-кулыурализма в Европе активизировал дискуссию в отношении правомерности политики формирования толерантности в нашей стране. При этом ключевым вопросом научного анализа являются этнорелигиозные особенности Российской Федерации в сравнении с США и Западной Европой.

Проблема преодоления этнического и религиозного экстремизма обострилась в связи с ростом миграции, как внешней, так и внутренней в Ро-сии (Северный Кавказ). Следует отметить, что РФ находится на втором месте в мире (после США) по числу мигрантов. Рост мшрантофобии, который выявляется в ходе социологических опросов, - одна из серьезных причин для распространения этнорелигиозного экстремизма.

На наш взгляд, в дискуссии о причинах национального и религиозного экстремизма, в практической деятельности российского государства недостаточно внимания уделяется месту и роли толерантной политической культуры как определяющему фактору преодоления негативных явлений в межнациональных и межрелигиозных отношениях. Основное внимание традиционно уделяется деятельности правоохранительных органов и совершенствованию законодательства. Между тем, для предупреждения негативных явлений в этой сфере, акцент нужно делать на формирование толерантной политической культуры населения. В связи с этим проблема воспитания у молодежи уважения к культурным и религиозным различиям и правам человека является для большинства регионов современной России очень актуальной.

По мнению американского политолога Г. Алмонда, политическая культура - это система мнений, позиций, ценностей, господствующих в том или ином обществе или в той или иной социальной группе. Ценности, как известно, - это ядро политической культуры. Толерантную политическую культуру можно определить как совокупность устойчивых субъективных ориен-

таций в политике, базирующихся на терпимости в отношении представителей иных социальных, расовых, этнических и религиозных групп. В структуру политической культуры входят познавательные, ценностные, оценочные и эмоциональные ориентации, направленные на оценку политики, политической системы и ее элементов.

В связи с вышесказанным особое значение приобретают исследования, позволяющие выяснить значимость для населения этнической и конфессиональной идентичности, уровень толерантности к представителям различных этносов и конфессий, а также конфликтный потенциал в межконфессиональных и межнациональных отношениях.

Степень разработанности проблемы. Проблематика политической культуры общества на протяжении многих лет вызывает большой научный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане. Классические работы в этой области представлены такими авторами, как М. Вебер, Т. Пар-сонс, 3. Фрейд, Г. Алмонд, С.Верба, В. Розенбаум, С. Уайт.3

В настоящее время исследованию различных аспектов политической культуры посвящены многие работы российских ученых. Интерес к этой проблематике подогревается ее близостью к политическим процессам, происходящим в сфере межнациональных и конфессиональных отношений, в том числе негативного характера, в частности, экстремистских действий. В том случае существенно актуализируется проблема толерантности в политической культуре. Конечно, степень разработанности вопросов теории и практики политической культуры, состояния межнациональных отношений в современной России, проявление различных форм этнорелигиозного экстремизма, формирование и использование российским обществом и государством толерантной политической культуры неодинаково. Нередко в рамках

3 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 495-523. Parsons Т. Sociological theory and modem society N. Y. - L., 1967. P. 189-190.

Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному // Труды разных лет. Перевод с немецкого, книга 2. Тбилиси: Мерани, 1991. С. 175-406.

Almond Y. The intellectual history of the civic culture concept // On the Civic culture Revisited. Boston. 1980. № l.P. 162-187.

Rosenbaum W. Political culture. N.Y., 1975. P. 3-6.

White S. Political culture and soviet politics. N.Y. - L., 1979. P. 1-5.

какого — либо исследования разрабатывается совокупность разных аспектов диссертационной проблемы. Представим их через анализ научных трудов, наиболее близких нашему исследованию.

Г. Алмонд рассматривал функции политической культуры через функционирование политической системы. Практически большинство авторов, изучающих политическую культуру в нашей стране, признают значимость теории Г. Алмонда. И, действительно, его методологические подходы, с одной стороны, позволяют хотя бы теоретически дифференцировать политическую культуру и политический процесс, в основе которого политическое поведение акторов разного уровня, а с другой, - четко интерпретировать мотивы и ориентации, определяющие политическое поведение субъектов политики. Так, например И.В. Большаков, анализируя культуру политических акторов, сформулировал два типа политической культуры акторов в современной России: европейский, включающий в себя европейские ценности и компромиссные европейские политические практики, и евразийский, - основанный на евразийских ценностях и конфликтных практиках.4

У. Розенбаум, при изучении государств с фрагментарной и интегрированной политической культурой, впервые отметил, что они имеют тенденцию к усилению конфликтогенной ситуации в политическом пространстве, тогда как государства с интегрированной политической культурой чаще решают противоречия между этносами и конфессиями мирным путем. В политологическом дискурсе современной России так и не было достигнут консенсус по определению политической культуры. По-прежнему авторы диссертаций избирают либо субъективный психологический подход Г.Алмонда, либо нормативный подход, либо условно «синтетический», включающий в себя как субъективные ориентации, так и основанное на них поведение людей в политике.Так, например, С.И. Никулина при определении политической культуры практически предлагает отказаться от психологического подхода Г.Алмонда, хотя именно это направление позволяет количественно и

4 Большаков И.В. Культура российских политических акторов: вариант типолопгеации / Полис. №5.2011. С.104-115.

качественно измерить политическую культуру. По мнению С.И. Никулиной, в методологических основаниях Г.Алмонда имеется ограничение, связанное с тем, что поведение рассматривается в рамках «стимула - реакции», что, на ее взгляд, не позволяет исследовать собственную активность человека, с точки зрения воздействия внешней среды.5 A.A. Погорелов в своей диссертации рассматривает политическую культуру и как деятельность индивидов и социальных групп, и как способ реализации конкретных политических интересов людей. Однако при таком подходе крайне сложно дифференцировать политическую культуру и политический процесс. 6 Не соглашаясь ни с С.И. Никулиной, ни с A.A. Погореловым, скажем, что, на наш взгляд, подход Ал-монда позволяет исследовать воздействия внешней среды как с общетеоретической, так и с эмпирической точки зрения.

О.Н. Фомин определяет политическую культуру как пережитые, усвоенные и адаптированные политические знания, ставшие основой для деятельности, политического поведения, а политическое знание есть новое рационально освоенное понимание политической жизни социума - то, что может быть принято и усвоено и лишь после этого станет частью политической культуры.7 Да, это усвоенные, устойчивые политические знания.

Мы разделяем точку зрения Т.А. Алексеевой, которая основную трудность видит в осуществлении процесса перехода от индивидуального к коллективному уровню анализа политической культуры.8 Однако, данные социологических опросов позволяют выяснять как индивидуальные, так и усредненные коллективные ориентации граждан. В настоящее время политическая и правовая культура в Европе находится под двойным влиянием: с одной стороны на нее влияют ценности европейских стандартов ( либеральное

'Никулина С.И. Политическая культу ра молодежи Российской Федерации и её развитие в условиях реформ, автореферат дис.... канд. политических наук: 23.00.02./Никулина Светлана Ивановна. — Ниж. Нов. 2008.168 с.

6 Погорелов A.A. Политическая культу ра сотрудников органов внутренних дел в процессе обеспечения общественной безопасности в России: автореф. дис.... канд. политических наук: 23.00.02./ Погорелов Андрей Александрович. Пятигорск, 2009.23 с.

7 Фомин О.Н. Столкновение электоральных групп в пространстве Российской политической культуры / Вестник ПАГС, 2012. - С.80

8Ллексеева T.A. Стратегическая культура: эволюция концепции/ Полис. №5.2012.143 с.

влияние), а с другой, - требования «войны с терроризмом» ( ведет к усилению авторитаризма)9.

Многие диссертационные работы политологов и социологов посвящены проблемам политической социализации молодежи, которая, в свою очередь, является важнейшим механизмом противодействия экстремизму. Так, Г.Г.Гасанов в своем исследовании аргументированно доказывает, что диалог с «умеренными» представителями экстремистских течений с целью предотвращения их дальнейшей радикализации может предотвратить рост числа жертв среди молодежи, являющейся привлекательным объектом для политического манипулирования.10 Вместе с тем Д. Стивене в своей статье «Профилактика насильственного экстремизма» указывает на то, что финансовая поддержка «умеренных» исламистов, которая практикуется в Англии и Европе, может впоследствии привести к всплеску экстремизма. Нужно выяснять причины того, почему молодежь вступает в радикальные группировки.11

Авторы исследований нередко стоят на разных, даже на противоположных позициях. Так, П. Кандель, к примеру, уверен, что в развитом демократическом обществе идеи национализма не могут пустить глубокие корни, если не брать во внимание взаимоотношения мигрантов и коренного населения. (П. Кандель) . Однако известный этнолог Л. Дробижева с такой позицией не согласна. Очень важно установить связь между такими понятиями, как демократия, политическое участие, межэтнические взаимоотношения и уровень толерантности, - доказывают Дж. Берн и Д. Элазар14. Если существует противоречие между нацией и политическим режимом, то это приво-

9Miller W. Religion, Risk and Legal Culture: Balancing Human Rights against a 'Waron Terror 'The British Journal of Politics & International Relations. November 2011. Volume 13, Issue 4. P. 514.

10 Гасанов Г.Г. Политическое сознание молодёжи и этнополитическая ситуация в Республике Дагестан ав-

тореферат дис.... кандидата политических наук: 23 00 02/ Гасанов Гасан Гайдарович. -М.,2010.234 с.

"Stevens D. Reasons to be Fearful, One, Two, Three: The 'Preventing Violent Extremism' Agenda. The British Journal of Politics & International Relations -May 2011, Volume 13, Issue 2. P. 127-281.

13Кандель П. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире. // Полис, 1994. № 6. С. 2430.

"дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., Центр общечеловеческих ценностей, 2003. С. 11-14.

14Bertsch J. Power and policy in communist systems. N.Y. - Toronto, 1978. P. 67-87.

Elazar D.J. Cities of the prairie. The metropolitan frontier and American polities. N.Y. — L., 1984. P. 259-264.

дит к национализму (Р. Андерсон, В. Картер)15, а при слишком активном политическом участии народных масс в политическом процессе - к тоталитаризму (К. Пейтмен)16. Наше национальное самосознание, по мнению Н.С. Мухаметшиной, находится в кризисе, поскольку у нас наблюдается русский, башкирский, татарский и другой национализм, а необходимо созреть до гражданского национализма.17

Проблемой является и то, что принадлежность к религиозным объединениям, по мнению Лене Аагое, не всегда ведет к росту толерантности. Активность членов религиозных групп может сопровождаться и ростом нетолерантности. 18Хуге М. и Квинтелир Э. указывают на то, что некоторые ассоциации молодежи ведут к росту толерантности в их поведении, другие, напротив, - провоцируют нетолерантность и экстремизм.19Религиозные особенности развития русских в иноэтничной среде - малоизученное явление. Этнич-ность нередко выступает в форме религиозных убеждений, а религиозные

лл

установки имеют этническую окраску (C.B. Спасенкова).

В некоторых диссертационных работах показано, что конфликт цивилизаций на религиозной основе дополнился обострением конфликтов между культурами, что идет формирование цивилизационного сознания, что, например, рост влияния религии на политическую культуру в Татарстане наблюдается во всех социальных и возрастных группах, а ее влияние в этническом самосознании расширяется (Р.Н. Мусина, Р.Б. Тагиров, М.Н. Сулей-

15 Anderson R., Carter V. Human behavior in the social environment. N.Y., 1984. P. 17-213.

16Пейтмен К. Участие и демократическая теория. М.: Прогресс, 1970. С. 27-34.

17Мухаметшина Н.С. Национальные школы и формирование гражданской и этнической идентичностей. // Этнопанорама, 2007. №1-2. С. 27-31.

18Aaroe L. Does Tolerance of Religion in the Public Space Depend on the Salience of the Manifestation of Religious Group Membership. Political Behavior /December 2012, Volume 34, Issue 4. P. 585-586

19Hooghe M, Quintelier E., Do All Associations Lead to Lower Levels of Ethnocentrism? A Two-Year Longitudinal Test of the Selection and Adaptation. Model Political Behavior ,June 2013, Volume 35, Issue 2. P. 289 -290.

20Спасенкова C.B. Средства массовой информации как агент реализации этнической политики и формирования этнической толерантности. // Государственная национальная политика, межэтнические и этноконфесси-ональные отношения в Оренбуржье: проблемы формирования установок толерантного сознания: сборник материалов межрегиональной науч.-практ. конф. /под общ. Ред. Амелина В.В. — Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. С. 34-37.

л I

манова). Особую опасность представляет исламский фундаментализм в некоторых регионах Северного Кавказа (А.Р. Абдрашитова).22В последнее время опасность распространения радикального ислама возросла в Татарстане и Башкортостане. Растет число внутриконфессинальных конфликтов между представителями традиционного и радикального ислама. И хотя среди православных регионов поведенческие черты неверующих практически неотличимы от черт верующих (В.П. Семьянинов), в последние время наметилось противостояние между молодежными группировками, агрессивно защищающими православные ценности и критикующими церковь за связь с действующим политическим режимом.

Как установлено, ядром политической культуры является национальный характер, который и формирует ее (Н. Бердяев).24 В свою очередь, национальный характер составляет совокупность национальных стереотипов, и если различия между этими стереотипами будут определены недостоверно, то сам национальный характер не будет являться целостным понятием (Н. Дыокер, Н. Фрида).25 Личность можно описать по каким-то стереотипам, но это может быть неточным определением, так как стереотипы меняются гораздо быстрее, чем национальный характер (М. Миид).26 Г.В. Шешукова,27 изучая электорат Оренбуржья по самооценке населения, выделяет такие качества национального характера, как терпение, гордость за прошлое Родины, стремление защищать Отечество любой ценой, самоотверженность и некото-

21 Мусина Р.Н., Тагиров Р.Б. Религиозность и этничность населения в Республике Татарстан. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998. С. 188-189.

Сулейманова M.H. Синкретические черты мусульманской религии у башкир. // Христианство и ислам на ¡тубеже веков. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Оренбург, 1998. С. 186-188. " Абдрашитова А.Р. К проблеме проникновения исламского фундаментализма в Россию. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Оренбург, 1998. С. 159-162.

23 Семьянинов В.П. Православие и другие факторы формирования и развития русского национального характера. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. — Оренбург, 1998. С. 156-159.

2 Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской миссии XIX и начала XX века. // Русская идея. М., 1994. С. 204-206.

25Duijker Н., Friida N. National character and national stereotypes // Surveys of research in the social sciences, V.I, Amsterdam, 1960. P. 4-17.

26 Mead M. National character and the science of Anthropology // Culture and Social character. Ed. Lipsetand Low-enthal. N.Y., 1961. P. 15-26.

27Шешукова Г.В. Национальный характер как ядро политической культуры электората. // Этнопанорама. 2003. № 3-4. С. 25-30.

рые другие характеристики. Ряд авторов выявили тесную связь между национальным характером и состоянием политической ситуации в обществе (Т. Парсонс, В. Уайт).28

Тема мультикультурализма как вариант решения этнонациональных проблем современной России имеет большой диапазон мнений. В целом многие считают, что для России мультикультурализм возможен, если соблюдать права всех этносов и законы государства в целом (С.Р. Дерябина, В.А. Тишков, Т.А. Гапонова, C.B. Ляшко). Другие полагают, что крах мультикультурализма в Европе заставляет и политиков, и ученых пересмотреть концептуальные подходы к национальной политике в РФ.

В значительной части диссертаций, монографий и статей рассматриваются правовые проблемы преодоления различных форм экстремизма. И на протяжении последних лет исследователи отмечают слабую разработку дефиниции «экстремизм» как в международных, так и в российских правовых документах. Существуют теоретические сложности по разграничению понятий «терроризм» и «экстремизм.30 Можно согласиться с Э.В.Улезко, который в своей диссертации подчеркивает, что в национально-религиозной сфере экстремизм как политический феномен, обладающий широкой социальной

Д1

базой, возникает лишь на рубеже 80-х — 90-х годов XX столетия.

В настоящее время в РФ и ее регионах обострилась проблема формирования толерантной политической культуры. Оказалось, что семья несет в себе тендерную толерантность при правильном воспитании детей (И.М. Габ-

28Parsons T. Political and social structure. N.Y. - L., 1969. P. 28-34. White S. Political culture and soviet politics. N.Y. - L., 1979. C. 1-5.

29 Дерябина С.Р. Россия и опыт мультикультурализма: За и против. // Этнопанорама. 2005. № 1-2. С. 14-16. Тишков B.A. Политика этнического многообразия.// Этнопанорама. Оренбург 2002. № 3-4. С. 20-23. Гапонова T.A. Диалог культур как один из способов решения нравственно-этических проблем в глобализирующемся мире. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных науч.-практ. конф. Оренбург. Изд. ОГАУ, 2009. С. 88-90.

Ляшко C.B. Мультикультурализм как идея и практика. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гу манитарные аспекты. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Вып. 2., 4. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. С. 278-280.

30Щеблова В.В, Суркова И. Ю. Контртсррористические действия: мотивация, оценки, прогнозы// Полис. №3.2013. С.126-136

31Улезко Э.В. Противодействие экстремизму в этнорелигиозной сфере: проблемы и перспективы эволюции

государственной политики: автореф. дис____канд. политических наук: 23.00.02./Улезко Энрико Викторович.

Ростов на Дону, 2009.178 с.

дулгафарова). Это позволяет успешнее формировать этническую и религиозную толерантность. Толерантный и нетолерантный человек по-разному относится к одному и тому же явлению в обществе. (Г.В. Шешукова).33 В качестве основных факторов, влияющих на формирование толерантности, Голе-бовская Е.34 выделила образование и религию. Становление политической толерантности в России зависит от ряда факторов: глобализации, возрождения национального самосознания, становления рыночной экономики (Ю.Н. Дорожкин, Т.А. Пушкарева)35. Ю.С. Пивоваров обращает особое внимание на влияние широкого контекста многовековой российской истории на политическую культуру населения, легитимность власти и самоидентификацию общества36

Особое внимание наши ученые уделяют проблеме идентификации населения с российской нацией, населением своего региона и своего этноса37. Дискуссия активизировалась после принятия Стратегии государственной национальной политики.38 В 2011 г. под эгидой Российской академии наук был опубликован двухтомник «Политическая идентичность и политика идентичности»39. В нем в рамках политического и научного дискурса исследуются различные категории идентичности: политическая, национально-цивилизационная, религиозная и конфессиональная. Авторы этого солидного коллективного труда выявляют серьезные проблемы и противоречия россий-

з:Габдулгафарова И.М. Тендерная толерантность - востребованность российской семьи. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных науч.-практ. конф. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. С. 26-28.

33Шешукова Г.В. Позиции современных российских партий по национальному вопросу. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных науч.-практ. конф. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. С. 15-22.

3 Golebiowska Е. Individual value priorities, education and political tolerance. // Political behavior, 1995. — V. 17. №1.P. 23-35.

35Дорожкин Ю.Н., Пушкарева T.A. Региональные аспекты государственного регулирования этнокультурных процессов в республике Башкортостан. // Актуатьные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. С. 72-85.

36 Пивоваров Ю.С. «..И в развалинах век» //Полис. №6.2011. С. 16-22.

37Фадеева Л.А. Проблема идентичности в сравнительной политологии //Полис. №1.2011. С.134-139

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Телякаева, Альбина Фаргатовна, 2015 год

Список использованных источников и литературы

Законодательные акты и нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М., 2009 64 с.

2. Федеральный закон «Об обеспечении межнационального согласия»: ФЗ РФ от 19.05.1995 №82-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации 2012. №19. Ст. 2339

3. Федеральный закон «Об общественных объединениях». ФЗ РФ от 07.12.2012 №602-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2012.№ 21.Ст. 1930

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»»: ФЗ РФ от 21.07.2014 №230-Ф3//Собрание законодательства Российской Федерации 2014. №3 Ст. 4231

5. Федеральный закон «О национально - культурной автономии»: ФЗ РФ от 17.06.1996 №74 - ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 №24. Ст. 2837

6. Федеральный закон «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: ФЗ РФ от 19.12.2012. №1666-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №52. Ст.7477

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе «Укрепление единой российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»»: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718// Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 №35. Ст. 4509

8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв.Президентом РФ)

9. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»: ФЗ РФ от 31.05.2002 №62-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федера-

ции 2002 №22, ст. 2031; 2013. №27. Ст. 3477 (в ред.от 02.07.2013. № 185-ФЗ)

Ю.Указ Президента РФ от 07.05.2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №19. Ст. 2339 11.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. № 537), ст. 41

Монографии и статьи 1. Абдрашитова А.Р. К проблеме проникновения исламского фундаментализма в Россию. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998, 312 с.-С. 159-162.

2. Абдулатипов Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма. // Этнопанора-ма, 2002. - № 2. - С. 74-77.

3. Абдулатипов Р.Г. Роль гражданского общества в реализации концепции государственной национальной политики. // Этнопанорама, 2000. - № 3. -С. 12-18.

4. Абдулатипов Р.Г. Этнополитика: от Москвы до Кавказа. // Этнопонара-ма, 2002. - № 3-4. - С. 2-12.

5. Абрамова М.А. Молодежь Казахстана и России: трансформация системы ценностей. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008.-С. 126-136.

6. Агафонова H.H. Этничность и этническая идентичность народов Прикамья в условиях компактного биоэтнического расселения. // Этнопанорама, 2009.-№1-4.-С. 82-91.

7. Амелин В.В. Исследования этнической идентичности в Оренбуржье. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе: сборник под ред. В.В. Амелина, Оренбург: ОГАУ, 2007, 276 с. - С. 6-30.

8. Амелин B.B. Ксенофобия и проблемы повышения толерантности как противодействие экстремизму. // Противодействие экстремистской деятельности в России: проблемы теории и практики. Материалы заседания «круглого стола» по разъяснению Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. - Оренбург, 2006. - С. 4-10.

9. Амелин В.В. Состояние межэтнических отношений в Оренбуржье. // Эт-нопанорама, 2008. - № 1-2. - С. 84-85.

10. Амелин В.В. Этнические иммигранты и кризис идентичности. // Этнический фактор в многонациональном приграничнОхМ регионе: сборник под ред. В.В. Амелина, Оренбург: ОГАУ, 2007, 276 с. - С. 217-219.

11. Андерсон В. Возникновение общин. Официальный национализм. М.: Прогресс, 1998.

12. Аристотель «Этика; Политика; Риторика; Поэтика; Категории», Минск, Литература, 1998. 1391 с.

13. Архив СЦОМ, аналитический отчет «Состояние межнациональных и эт-ноконфессиональных отношений в Оренбуржье в условиях финансово-экономического кризиса». - 2009 г. - С. 7-19.

14. Ахиезер А. культурные основы этнических конфликтов.// Общественные науки и соврехменность. 1994.№4 с. 115-125

15. Барышная H.A. Нациестроительство: региональный уровень. Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.- 381с.

16. Белова Л.И. Культурные взаимодействия этносов: опыт Нижнего Поволжья. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 334-350.

17. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблехмы русской миссии XIX и начала XX века. // Русская идея. М., 1994. - С. 204-206.

18. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. С.Петербург: Талисман, 1994.-С. 86, 103, 121, 122.

19. Бляхер Л. Потребность в национализме или национальное самосознания на Дальнем Востоке России. // Полис, 2004. - № 3. - С. 44-55.

20. Богатуров А.Д. Кризис политики правого центра. //Независимая газета, 22. 03. 2011.-С. 1 и 11.

21. Богатуров А.Д. Кризис политики правого центра. //Независимая газета, 22.03.2011 года.-С. 9 и 11.

22. Боголюбов С.А. Политический экстремизм и правовые меры противодействия ему. // Политические партии и избирательные технологии: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Оренбург: ОГАУ, 2002. - С. 11-13.

23. Боташева А.К. Социально-экономические предпосылки развития экстремизма и терроризма. // Федерализм как ресурс развития Российской государственности 21 века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2008.-432 с. - С. 235-238.

24. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987

25. Бурматов В.Д. Православная церковь в Оренбуржье: современное состояние, некоторые проблемы и тенденции развития. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998, 312 с. - С. 182-186.

26. Буховец О.Г. О временных ресурсах постсоветского этнонационализма. // Полис, 2006. - № 2. - С. 138-146.

27. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, 808 с.

28. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - С. 602, 609, 626, 628.

29. Ветлугина Ф.А. Становление и развитие этнической идентичности. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 73-77.

30. Виноградова Э.М. Религия в современном массовом сознании. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998,312 с. - С. 223-226.

31. Воронцов B.C. К вопросу об этнической и гражданской идентичности жителей Удмуртии. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 324-329.

32. Габдулгафарова И.М. Тендерная толерантность - востребованность российской семьи. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. — С. 26-28.

33. Габдулгафарова И.М. Постижение мира ценностей через диалог культур. // Государственная национальная политика, межэтнические и этнокон-фессиональные отношения в Оренбуржье: проблемы формирования установое толератного сознания: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции /под общ. ред. В.В. Амелина. -Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. -С. 8-14.

34. Галин P.A. Особенности формирования трудовых ресурсов: демографический аспект. // Федерализм как ресурс развития Российской государственности 21 века: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2008. - 432 с. - С. 254-257.

35. Герасименко О. Иду на вы. Президент объявил войну экстремизму. // Российская газета. 17.02.2011 г. - С. 2.

36. Голуб Е.В. Роль позитивной этнической идентичности в формировании этнической толерантности. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. -С. 61-63.

37. Голуб Е.В. Формирование этнической идентичности подростков в условиях трансформирующегося Российского общества. // Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Сборник под ред. В.В. Амелина, 2011. - 286 с. - С. 69-76.

38. Голуб Е.В. Этническая идентичность в системе ценностных ориентаций школьников. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе: сборник под ред. В.В. Амелина, Оренбург: ОГАУ, 2007, 276 с.-С. 172-175.

39. Голуб Е.В. Этническая идентичность и этническая культура в условиях развития гражданского общества. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009.-С. 4-11.

40. Гомонова Т.А. Диалог культур как один из способов решения нравственно-этических проблем в глобализирующемся мире. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 88-90.

41. Гоптарева И.Б. Этнические конфликты в мультиэтнических федерация: проблемы решения. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 122-126.

42. Гончаров Д.В. Политический анализ закона «О противодействии экстремистской деятельности». // Противодействие экстремистской деятельности в России: проблемы теории и практики. Материалы заседания «круглого стола» по разъяснению Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. - Оренбург, 2006. - С. 27-31.

43. Гордеев Я. Национальный паритет и интернациональный перенос. Независимая газета, 06.08.2010. - С. 5.

44. Гордеев Я. Под знаменем национализма. //Независимая газета, 1.02. 2011,-С. 15.

45. Гордеев Я., Самарина А. Кавказ 2011-2012. //Независимая газета, 24.04. 2011.-С. 1,3.

46. Губогло М.Н. Религиозность, этничность и государственность. //Этнопанорама, 2000. - № 3. - С. 2-5.

47. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этноосоциологические очерки. М., 2003. - 764с.

48. Даль Р. Демократия и ее критики. Перевод с англ. под ред. М.В. Ильина. - М.: Рос. Полит. Энциклопедия, 2003. - 576 с. - С. 305.

49. Данилова И.А. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 85-88.

50. Дерябина С.Р. Истоки и причины кризиса идей мультикультурализма в современном мире. // Государственная национальная политика, межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбуржье: проблемы формирования установое толератного сознания: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции /под общ. Ред. В.В. Амелина. - Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. - С. 3-8.

51. Дерябина С.Р. Мультикультурализм как резерв становления и развития гражданского общества. // Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Амелина В.В. — Оренбург: Бузулукская типография, 2001. - С. 26-29.

52. Дерябина С.Р. Россия и опыт мультикультурализма: За и против. // Этнопанорама, 2005. - № 1-2. - С. 14-16.

53. Дерябина С.Р. Факторы этнической и гражданской идентичности в политике мультикультурализма. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе: сборник под ред. В.В. Амелина, Оренбург: ОГАУ, 2007, 276 с. - С. 128-132.

54. Диагностика толерантности в средствах массовой информации: сб. статей под редакцией В.П. Мальковой. М., 2002-352с.

55. Дорожкин Ю.Н., Пушкарева Т.А. Региональные аспекты государственного регулирования этнокультурных процессов в республике Башкортостан. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 72-85.

56. Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., Центр общечеловеческих ценностей, 2003. -376 с.-С. 11-14.

57. Дэнг Ф. Проблемы перемещенных лиц. // Этнопанорама, 2002. - № 2. -С. 46-48.

58. Захаров А.Е. Pluribus Unum. Очерки современного федерализма. М.: Московская школа политических исследований, 2003. - 192 с.

59. Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002-64с

60. Ибрагимов М., Мацузато К. Чужой, но лояльный: причины «нестабильной стабильности» в Дагестане. // Полис, 2005. - № 3. - С. 102-107.

61. Ибрагимова А.Ф. Национальный характер как фактор формирования политической культуры. Arbor vitae: сборник научных статей. - Вып. 2. -Оренбург. - Изд. Кострицина. - 2010. - С. 24-31.

62. Ибрагимова А.Ф. Причины молодежного экстремизма в современной России. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 82-85.

63. Игнатенко А. Закат политического ислама. //Независимая газета, 16.02.2011.-С. 1.

64. Казиин JT.H. Молодежь в обществе риска: социальные причины молодежного экстремизма. // Этнопанорама, 2006. - № 1-2. - С. 14-19.

65. Калиева А.Т. Этническая толерантность как ценность в системе межнациональных отношений. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. -С. 234-237.

66. Кандель П. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире. // Полис, 1994, №6. - С. 6-15.

67. Коваленко О.В. Демографическая ситуация в Оренбургской области. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе: сборник под ред. В.В. Амелина, Оренбург: ОГАУ, 2007,276 с. - С. 227-237.

68. Коновалов В.А. К вопросу о политической безопасности государства. // Труды Оренбургского института МГЮА - Оренбург, 2010. - С. 58-69.

69. Косач Г.Г Ислам в современном Российском регионе: Оренбургская область. // Пятые Большаковские чтения. - С. 343-348.

70. Коэн Р. Миграция внутри страны: мировой кризис, связанный с лицами перемещенными внутри страны. //Этнопанорама, 2002. - № 2. - С. 40-45.

71. Кудашева 10. Этнический фактор в политическом позиционировании Оренбургской области. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 167-174.

72. Кузнецов И.М. Тип этнополитических ориентации и дифференциация этнических групп. // Этнопанорама, 2002. - № 2. - С. 16-22.

73. Кузьмин A.C. Исламский фундаментализм на пороге XXI века. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998, 312 с. - С. 112-115.

74. Лебедева Н.М. Межкультурный диалог: проблемы этнокультурной компетентности. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе. - Оренбург, 2007. - С. 6-15.

75. Лебедева Н.М. Этническая толерантность в регионах России: теория и практика. // Этнопанорама, 2005. - № 1-2. - С. 2-13.

76. Лобанова О. Добровольно-националистические дружины. //Независимая газета,23.11.2010.-С. 5.

77. Лутцев М.В. Многонациональная Россия как уникальный опыт исторического сосуществования. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. -С. 196-204.

78. Лутцев М.В. Правый радикализм в современной России. // Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Сборник под ред. В.В. Амелина, 2011. -286 с. - С. 181-187.

79. Ляшко С.В. Мультикультурализм как идея и практика. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. — Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 278-280.

80. Макарова Г.И. Этнокультурная политика федерального Центра и Республики Татарстан: стратегии интеграции. Казань, 2009-242с.

81. Максимова О.Н. Этнические ценности как маркеры этнокультурных различий. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе: сборник материалов/ под общ. ред. В.В. Амелина. - Оренбург: изд. центр ОГАУ, 2007. - С. 164-167.

82. Максимова О.Н. Этнополитическая культура населения современного российского региона: проблема формирования концептуально-методологической основы. Этнопанорама, 2010. - № 1-2. - С. 81-83.

83. Малашенко А. Толерантность - это не измена вере. //Независимая газета, 7.12.2010 г.-С. 15.

84. Малькова В.К. Миграция, полиэтничность и пресса. // Этнопанорама, 2007.-№1-2.-С. 11-26.

85. Малькова В.К. Этничность и толерантность в современных российских СМИЮтнографическое обозрение. 2003.№5. с.135-147

86. Мальцев В. Башкирский джихад. // Независимая газета, 1.09.2010. - С. 5.

87. Мальцев В. Европа ополчилась против паранджи. // Независимая газета, 6.10.2010.-С. 5.

88. Мальцев В. Школы без креста. // Независимая газета, 28.04.2010. - С. 2.

89. Мартынова М.Ю. Роль поликультурного образования в повышении толерантности молодежи. // Этнопанорама, 2004. - № 2. - С. 2-13.

90. Масалимов Р.Н. Этничность в социально-политическом дискурсе. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 267-270.

91. Машенкова А.В. Русские мигранты в России - другие русские? // Этнопанорама, 2002. - № 2. - С. 51-58.

92. Медведко С.В. Христианско-мусульманские отношения как диалог культур. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998, 312 с. -С. 267-269.

93. Мельников А. Исламская революция кабинетного масштаба. //Независимая газета, 15.12. 2011. - С. 1.

94. Мельников А., Мальцев В. Нет пророка в чужом Отечестве. // Независимая газета, 1.12.2010.-С. 1.

95. Миронов Р.Г. Сущность федеративных принципов в организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел. // Федерализм как ресурс развития Российской государственности 21 века: материалы Все-

российской научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2008. -432 с.-С. 68-71.

96. Михайличенко Д.Г. О некоторых аспектах изучения идентичности славянских этносов в современном обществе. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 350-352.

97. Михайличенко Д.Г., Михайличенко А.Г. Современный индивидуализм и проблема этнической идентичности. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 355-359.

98. Мокин К.С., Барышная H.A. этнополитические исследование: концепции, методология, практика. Саратов, 2009-247с.

99. Мугиль Ю.В. Проблемы идентичности современной Российской молодежи. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе: сборник под ред. В.В. Амелина, Оренбург: ОГАУ, 2007, 276 с. - С. 149-151.

100. Мукомель В.И.Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии)// Социологические исследования. М., 2005.№2. с.56-66

101. Мусина Р.Н. и Тагиров Р.Б. Религиозность и этничность населения в Республике Татарстан. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998, 312 с.-С. 188-189.

102. Мухаметшина Н.С. Национальные школы и формирование гражданской и этнической идентичностей. // Этнопанорама, 2007. - № 1-2. - С. 27-31.

103. Мухаметшина Н.С. Патриотизм и национализм в российском измерении. // Этнопанорама, 2003. - № 3-4. - С. 34-38 .

104. Мухаметшина Н.С. Результаты деятельности и потенциал национально-культурных организаций по формированию толерантности в этнокультурной сфере регионального сообщества. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. -С. 4-11.

105. Навальнев В.М., Чернуха В.В. Оренбуржье: межнациональное единство и противоречия на рубеже веков. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 204-207.

106. Надршин Ф.М. Роль права в формировании межэтнической толерантности. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 211-216.

107. Назарова Ю. Государственно-конфессиональные отношения на Южном Урале в постсоветский период. Этнопанорама, 2010. - № 1-2. - С. 70-76.

108. Назарова Ю.В. Государственно-конфессиональные отношения на Южном Урале в постсоветский период. // Этнопанорама, 2010. - № 1-2. — С. 70-76.

109. Национально - этические процессы в региональном политическом пространстве: сб.статей под редакцией B.C. Слобожниковой, В.А. Трухано-ва: Саратов: Издательство ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2014. -448с.

110. Никитин В.И. Национальный вопрос и национальная политика России в начале 21 века. // Этнопанорама, 2001. - № 2. - С.2-7.

111. Никитин В.И. Национальный вопрос и национальная политика России в начале 21 века. // Этнопанорама, 2001. - № 2. - С. 2-7.

112. Никифоров О.Н. Русскость как лозунг современности. Независимая газета, 13.01.2011.-С. 3.

113. Нора П. История и память в эпоху господства идентичностей. // Этнопа-норама, 2010. - № 1-2. - С. 21-27.

114. Нуруллаев A.A. Ислам в политической жизни современной России. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998, 312 с. - С. 273-274.

115. Овчинский В. О патриотах и либералах. Интернет: темы дня, 29.12. 2010.

116. Омельченко Е.А. Самоидентификация современной московской молодежи: от кризиса идентичности к формированию гражданского самосознания. // Этнополитика, 2004. - С. 19-30.

117. Осипова Н.П. О мерах по противодействию национальному и религиозному экстремизму на территории Самарской области. // Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Амелина В.В. - Оренбург: Бузулукская типография, 2001. - С. 92-96.

118. Паин Э. Традиционализм-национализм-ксенофобия. Этнопанорама, 2004.-№ 1.-С. 11-18.

119. Паин Э.А. О причинах роста политического экстремизма. // Этнопанорама, 2002. - № 2. - С. 77-78.

120. Паина Л.И. Влияние воспитания этнической толерантности на снижение уровня конфликтного взаимодействия в молодежной среде. // Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Сборник под ред. В.В. Амелина, 2011. - 286 с. - С. 50-54.

121. Паина Л.И. Воспитание толерантности как механизма предупреждения этнических конфликтов. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. -С. 78-80.

122. Парфит Т. Самое жестокое село в России. РИА Новости, 4.04.2011.

123. Пейтмен К. Участие и демократическая теория, 1970.

124. Платон «Законы», М.: Мысль, 1999. - С. 163-177.

125. Полшкова Л.Б. Духовность как фактор формирования толерантности. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 155-160.

126. Пономарева З.Ф. Векторы формирования толерантности и интолерант-ности в среде современной молодежи. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 37-42.

127. Попов В. Кризис усугубил межнациональные трения. //Независимая газета, 18.10.2010.-С. 1 и 10.

128. Попова В.И. Проблема воспитания толерантности личности в современной многонациональной школе. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. -С. 160-166.

129. Проскурякова О.Л. Понятие этнической идентичности. // Этнический фактор в многонациональном приграничном регионе: сборник под ред. В.В. Амелина, Оренбург: ОГАУ, 2007,276 с. - С. 176-178.

130. Рагузин В.Н. Единство и взаимосвязь религиозных и национальных компонентов в демократическим переустройстве Оренбургской области как субъекте Российской Федерации. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Оренбург, 1998, 312 с. -С. 7-14.

131. Редакция. Фильтр для мигрантов. // Независимая газета, 20.10.2010. - С. 2.

132. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость// Россия реформирующаяся/ под.ред. Л.М.Дробижевой. М., 2002 с.213-244

133. Рудкевич Е.Ю. Новая Российская идентичность. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 270-272.

134. Рыбаковский Л.Л. Демографический кризис в России и пути его преодоления. // Этнопанорама, 2005. - № 1-2. - С. 26-36.

135. Савва М.В. Изучение латентного этапа сепаратизма: несколько первых вопросов. // Этнопанорама, 2000. - № 3. - С. 19-22.

136. Савельев В.В. Особенности самоидентификации «многонациональный народ Российской Федерации». // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 85-90.

137. Садовская Ю. Страховка от оппозиции. //Независимая газета, 15.03. 2011.-С. 11.

138. Самарина А. Бунт на Манежной площади. //Независимая газета, 30.12. 2010.-С. 1-2.

139. Самарина А. Возвращение политики на Манежную площадь. //Независимая газета, 13.12. 2010. - С. 1 и 3.

140. Самарина А. Эхо Манежной: синдром землячества. //Независимая газета, 29.12. 2011.-С. 3.

141. Самарина А., Садовская Ю. ФСБ зондирует общество. //Независимая газета, 11.04.2011 года.-С. 1 иЗ.

142. Семьянинов В.П. Православие и другие факторы формирования и развития русского национального характера. // Христианство и ислам на ру-

беже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998,312 с. - С. 156-159.

143. Сергеев В. Спаси Бог Россию от такой напасти. //Независимая газета, 10.02.2011.-С. 7.

144. Слухарь А. Этнонациональный конфликт в Чечне и Косово. // Полис, 2007.-№4.-С. 158-173.

145. Смирнова H.A. К вопросу о конфессиональном факторе в формировании этнокультурной идентичности русского народа. //Пятые Болыпаковские чтения. Оренбург, 2011. - С. 343-348.

146. Смирнова О. Проблемы этнической преступности и применение превентивных мер. // Противодействие экстремистской деятельности в России: проблемы теории и практики. Материалы заседания «круглого стола» по разъяснению Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. - Оренбург, 2006. - С. 10-16.

147. Современная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 1994.-296 с.

148. Современный политический экстремизм: понятия, истоки, причины, идеология проблемы, организация, практика, профилактика и противодействие. Руководитель Дибиров А.З., Сафаралиев Г.К. - Махачкала: Изд. Лотос, 2009. - 640 с. - С. 373-415.

149. Соловьев А.И. Культура власти. М., 1992. - С. 34-38.

150. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М.: Наука, 1994. -С. 10-11.

151. Спасенкова C.B. Средства массовой информации как агент реализации этнической политики и формирования этнической толерантности. // Государственная национальная политика, межэтнические и этноконфессио-нальные отношения в Оренбуржье: проблемы формирования установое толератного сознания: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции /под общ. Ред. В.В. Амелина. - Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. — С. 34-37.

152. Спасенкова C.B. Этноконфессиональные ценности русского населения в многонациональном Российском регионе. Сборник под ред. Амелина

B.В. - Оренбург, 2011. - С. 47-50.

153. Ставропольский Ю.В. психология этнокультурной идентичности. - Саратов: Издательство Саратовского университета. 2003. - 276с.

154. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2007-367с.

155. Сулейманова М.Н. Синкретические черты мусульманской религии у башкир. // Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998, 312 с. -

C. 186-188.

156. Суслов A.A. О необходимости новых политико-правовых подходов в рассмотрении понятия «национально-культурная автономия. // Этно-конфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург: ОГАУ, 2002. - С. 250-255.

157. Тарасюк Б. Украинцы в России: мифы и реальность. //Независимая газета, 14.02.2011.-С. 11.

158. Титаренко Л.Г. Актуальные вопросы развития национальной идентичности в республике Белорусь. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 90-95.

159. Тишков В.А. О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе. // Этнопанорама, 2006. - № 1-2. - С. 5-13.

160. Тишков В.А. Политика этнического многообразия. // Этнопанорама, 2002. - № 3-4.

161. Тишкова В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально - культурной антропологии. М., 2003 — 544с.

162. Тишков В.А. Россия - это нация наций. // Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Все-

российской научно-практической конференции. Под ред. Амелина В.В. - Оренбург: Бузулукская типография, 2001. - С. 6-9.

163. Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества. // Этнопанорама, 2007. - № 1-2. -С. 2-10.

164. Узбеков И.Г. Толерантность как основа устойчивого развития общества. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 34-36.

165. Усова Н.П. Адаптация молодежи к трансформационным процессам в постсоветский период. // Этнопонарама, 2004. - № 1. — С. 31-33.

166. Фадеичева М.А. Концептуальные основания политики РФ в сфере регулирования межэтнических отношений. // Этнопанорама, 2008. - № 1-2. -С. 8-11.

167. Фадеичева М.А. О пользе и вреде истории для жизни. Этнополитика глазами историка, или история глазами политолога. // Полис, 2004. - № З.-С. 178-181.

168. Фадеичева М.А. Концептуальные основания политики РФ в сфере регулирования межэтнических отношений. // Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Сборник под ред. В.В. Амелина. - Оренбург, 2011. - С. 9-14.

169. Федюнина С.М. Социокультурные различия и взаимодействия: концептуальные основания мультикультурализма в современном обществе. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2006.-232с.

170. Филимонова И.Ю. Межконфессиональные отношения и особенности региональной политики Оренбуржья. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межре-

гиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009.-С. 177-182.

171. Футулаев М. «Лесные братья» не спешат выходить из леса. // Независимая газета, 09.11.2010.-С. 5.

172. Фомин О.Н. Столкновение электоральных групп в пространстве Российской политической культуры / Вестник ПАГС, 2012. - С.80

173. Хабриева Т.Я. Ноционально - культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003 - 256с.

174. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. -235с.

175. Ципко А. Опасность племенного сознания. «Кодекс москвича» как признак духовной деградации. //Независимая газета, 11.08.2010. - С. 5.

176. Ципко А. Опасность племенного сознания. //Независимая газета, 11.08.2010.-С. 5.

177. Ципко A.C. Не свои. //Независимая газета, 18.01.2011. - С. 11.

178. Цуканов А.Л. Федерализм: глобальный подход к проблеме. // Полис, 2004.- №2. -С. 179-182.

179. Шарычева М.Э. Толерантность в современном сознании. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 222-228.

180. Шахнович М.М. Общее духовное образование. //Независимая газета, 3.11.2010. - С. 3.

181. Шаяхмстов Ф.Ф. Проблемы этничности и гражданское общество. Христианство и ислам на рубеже веков. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: ДИМУР, 1998. - 312 с. - С. 56-58.

182. Шешукова Г.В. Влияние процесса государственного строительства на рост политического экстремизма в России. // Противодействие экстремистской деятельности в России: проблемы теории и практики. Материалы заседания «круглого стола» по разъяснению Закона РФ «О противо-

действии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. - Оренбург, 2006.-С. 33-38.

183.Шешукова Г.В. Динамика межнациональных отношений в Оренбургской области. // Актуальные вопросы государственной национальной политики: теоретико-методологические, правовые и гуманитарные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Вып. 2., Ч. 1. - Уфа: БАГСУ, 2008. - С. 95-102.

184. Шешукова Г.В. Национальный характер как ядро политической культуры электората. // Этнопанорама. - 2003. - № 3-4. - С. 25-30.

185. Шешукова Г.В. Позиции современных российских партий по национальному вопросу. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 15-22.

186. Шешукова Г.В. Политическая культура электората Российского региона. Оренбург, 1997.-С. 112-113.

187. Шешукова Г.В. Предотвращение молодежного, национального и религиозного экстремизма. // Межкультурный диалог: воспитание толерантности и противодействие экстремизму. Материалы межрегиональных научно-практических конференций. Оренбург, изд. ОГАУ, 2009. - С. 92-100.

188. Шешукова Г.В. Роль и место социологических исследований в избирательном процессе современной России. Arbor vitae: сборник научных статей. - Вып. 2. - Оренбург, изд. Констрицина, 2010. - С. 24-31.

189. Шешукова Г.В. Формирование этнической и конфессиональной толерантности у студентов Оренбургских вузов. // Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Сборник под ред. В.В. Амелина, 2011. - 286 с. - С. 15-22.

190. Шешукова Г.В. Эволюционные процессы федеративного устройства России: политологический анализ. // Труды Оренбургского института МГЮА. - Оренбург. - С. 124-132.

191. Шнирельман В.А. Научный расизм и межэтнические отношения. // Эт-нопанорама, 2004. - № 1. - С. 78-84.

192. Шнирельман В.А. Проблемы современного расизма. // Этнопанорама, 2009. -№ 1-4.-С. 19-27.

193. Шумилова Е.А., Ходжаева Е.А. Особенности становления российской гражданской идентичности в современной России. М., 2006.-327с.

194. Щукин А.С. Экстремизм или протестные движения против социальной несправедливости: конституционно-правовые ограничения. // Противодействие экстремистской деятельности в России: проблемы теории и практики. Материалы заседания «круглого стола» по разъяснению Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. - Оренбург, 2006. - С. 23-27.

195. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - С. 8991.

196. Юшкова-Борисова Ю.Г. Россия и ее население. // Политические исследования. -2005. -№ 3. - С. 172-181.

197. Almond Y. Introduction: a functional approach to comparative politics // The politics of the developing areas. Princeton. 1960. - C. 5-8.

198. Almond Y. The intellectual history of the civic culture concept // On the Civic culture Revisited. Boston. 1980. 1. P. 162-187.

199. Anderson R., Carter V. Human behavior in the social environment. N.Y., 1984.-P. 17-213.

200. Armstrong J. Nations before nationalism. Chpel Hill, 1982. - P. 283-287.

201. Bauer R., Inkeles A., Kluckhohn C. How the Soviet system works. Cambridge, 1959.-P. 211-219.

202. Berelson В., Zazarsfeld P., Mc Phee W. Voting. A Study of opinion formation in a presidential campaing. Chicago, 1954, XIX. - P. 75-76, 147.

203. Bertsch J. Power and policy in communist systems. N.Y. - Toronto, 1978. -P. 67-87.

204. Bertsch Y., Values and Community in multinational Jugoslavia. N.Y., 1976. -P. 90-100.

205. Bollen K. Political democracy: conceptual and measurement traps // Studies in comparative international development. Spring, 1990. - V. 25. - № 1. - P. 7-24.

206. Brumberg J. and Brumberg A. Sovietish Heymland - an analysis Ethnic minorities in the Soviet Union. N.Y. - Z., 1968. - P. 274-277.

207. Bulliet R.W. The future of the Islamic movement. // Foreigh affair, november/december. - Vol. 72. - № 5. - 1993. - P. 38-44.

208. Converse P. Public opinion and voting behavior. // Handbook of political sei-ence, eds Jrunstein F., Polsby N. Reading (mass.), 1975. - P. 85-91, p. 113-121,p. 150.

209. Duijker H., Friida N. National character and national stertotypes // Surveys of research in the social sciences, V. I, Amsterdam, 1960. - P. 4-17.

210. Elazar D.J. Cities of the prairie. The metropolitan frontier and American polities. N.Y. - Z., 1984. - P. 259-264.

211. Faces in the crowd. Individual studies in character and politics. By Riesman D. and Glazer N. Yale, 1952, Forge village, 1965. - P. 743.

212. Golebiowska E. Individual value priorities, education and political tolerance. // Political behavior, 1995. - V. 17. - № 1. - P. 23-35.

213. Hale H.E. Ethnofederalism and state stability: a global analysis. // Актуальные вопросы. - Вып. 2. - Ч. 1. - Уфа, 2008. - 381 с. - С. 67-72.

214. Heisler М. Ethnic conflict in the World today: an introduction // The annals. -V. 433, September, 1977. - P. 1-5.

215. Horowitz D. Cultural mokements and ethnic change. // The annals. - V. 433, September, 1977.-P. 6-18.

216. Huckfeldt R., Sprague J. Political parties and electoral mobilization: political structure, social structure and the party canvass // American pol., sc. Review, 1992. Vol. 86.-P. 70-79.

217. Huntington S. The clash of civilizations. Foreign affairs, summer. - V. 72. -№3.- 1993.-P. 22-32.

218. Inkeles A. and Smith D. Becoming modern. Individual change in six developing couhtries. Cambridge (mass.), 1974. - P. 3-315.

219. Inkeles A. Introduction: on measuring democracy. // Studies in comparative international development, Vol. 25, Spring, № 1. - 1990. - P. 3-6.

220. Jaros D., Hirsch H., Fleron J. The malevolent leader: political socialization in an American sub-culture. The apsr. - V. 62, 2 june, 1968. - P. 564-575.

221. Jennings M. and Niemi R. The transmission of political values from parent to child. The apsr. -V. 62,1 march, 1968. - P. 169-183.

222. Jordan W. Some thonghts on ethnic conflict. // Ethnic conflict. - P. 317-323.

223. Jow D. and Stenner K. Electoral behavior: introduction to theories, methods and data. Canberra: australien consortium for political and social research, 1992.-P. 3-9.

224. Jrenstein F. A note on the ambignity of political socialization: definitions, criticism and stratigies of inguiry. // The civil revisited. Ed. Demond and Verba. Boston, 1980.-P. 190-197.

225. Jutman R. and Wrong D. David Riesman's typology of character. Culture and social character. The work of Reisman reviewed. Ed. by Zipset and zowenthal. N.Y.-Z., 1961.-P. 295-301.

226. Kecskemet P. David Riesman and interpretive sociology. // Culture and social character. The Work of David Riesman reviewed. Ed. By Zipset and Zowenthal Z., N.Y., 1961.-P. 3-15.

227. Mead M. National character and the science of Anthropology // Culture and Social character. Ed. Zipset and Zowenthal. N.Y., 1961. - P. 15-26.

228. Mule Rosa. Electoral behaviour in Italy European Journal of Political Rees-arch, 23.-1993.

229. Multon M. Assimilation in American life. - N.Y., 1964. - P. 24-38.

230. Nieuwbeerta P., Wittebrood K. Intergenerational transmission of political party preference in the Netherlands. Social science research 24, 1995. - P. 243261.

231. Ornstein J. Soviet language policy: continuity and change // Ethnic minorities in the Soviet Union. N.Y.-Z., 1968.-P. 121-137.

232. Parsons T. Sociological theory and modern society New York - London, 1967.-P. 189-190.

233. Parsons T., White W. The link between character and society/ // Culture and Social character. Ed. By Zipset and Zowenhal. N.Y., 1961. - P. 89-135.

234. Parsons T. Political and social structure. N.Y. - Z. - 1969. - P. 28-34.

235. Piaget J., Weil A. The developmentin children of the idea of Homeland and of relations with othe countries. // International Social Sience Bylletin. - 1951. -V.3.-P. 561-578.

236. Rosenau J. Citizen between elections. N.Y. - Z., 1974. - P. 26-34.

237. Rosenbaum W. Political culture. N.Y. - 1975. - P. 3-6.

238. Rudenshiold E. Ethnic dimensions in contemporary zatvien politics: focusing forus for change // Soviet studies. - V. 44. - № 4. - 1992. - P. 609-612.

239. Stagner R. Psychological aspects of international conflict. Belmont, 1969. — P. 52.

240. Verba S. Small groups and political behavior: a study of leadership. Princeton, 1961.-P. 39-50.

241. Wallas Y. The great society. A psychological analisis. N.Y., 1923. - P. 115138.

242. White S. Political culture and soviet politics. N.Y. - Z. - 1979. - C. 1-5.

243. Zambert R. Ethnic-racial relations in the United states in comparative perspective. Annals, AAPSS, Vol. 454, march, 1981. - P. 190-199.

244. Zandis D. and Boucher J. Themes and models of conflict/ // Ethnic conflict. -P. 18-29.

245. Zane R. Political man. N.Y., 1972. - P. 162-163.

246. Zipset S.M. Social structure and Social change. // Consensus and conflict. -N.Y., 1985.-P. 21-39.

247. Zipset S.M. Political man. The social bases of politics. N.Y., 1960. - P. 3037.

248. Zockerbie B. Prospective voting in presidential elections 1956-1988 // American polities guarterly, 1992. - V. 20, 3. - P. 308-317.

Диссертации и авторефераты диссертаций

1. Белеико Н.Г. Технологии проектирования толерантной социально - политической среды как фактора снижения напряженности в обществе: диссертация канд. полит.наук. Ростов-на-Дону, 2011. 144с.

2. Вехов И.В. Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля: диссертация канд.социол.наук. Санкт - Петербург, 2011. 243с.

3. Высоцкий A.B. Этнический фактор региональных конфликтов в контексте национальной безопасности России: диссертация канд.полит.наук. М., 2012. 220с.

4. Гасанов Г.Г. Политическое сознание молодёжи и этнополитическая ситуация в Республике Дагестан автореферат дис.... кандидата политических наук: 23 00 02/ Гасанов Гасан Гайдарович. -М.,2010.234 с.

5. Кетов А.Р. Идеология и политическая практика молодежного экстремистского движения в современной России: диссертация канд.полит.наук. Санкт-Петербург, 2011. 213с.

6. Коробов A.A. Миграционный фактор напряженности этнополитиче-ских отношений в Российской Федерации: дис... доктор полит.наук. Саратов, 2008 - 450с.

7. Мокин К.С. Стратегия адаптации этнических миграционных сообществ в поликультурной среде: дисс... доктор социол.наук. Саратов., 2007 — 310с.

8. Мухина O.B. Институционализация антиэкстремистской политики в регионах современной России: диссертация канд.полит.наук. Ростов-на-Дону. 2011. 148с.

9. Никулина С.И. Политическая культура молодежи Российской Федерации и её развитие в условиях реформ, автореферат дис. ... канд. политических наук: 23.00.02./Никулина Светлана Ивановна. - Ниж. Нов. 2008. 168 с.

Ю.Олифиренко Е.П. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления: диссертация канд.полит. наук. Черкеск. 2012. 224с.

11 .Пегашева М.А. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере этноконфессиональных отношений: диссертация канд.полит.наук. Саратов. 2011. 129с.

12.Погорелов A.A. Политическая культура сотрудников органов внутренних дел в процессе обеспечения общественной безопасности в России: автореф. дис. ... канд. политических наук: 23.00.02./ Погорелов Андрей Александрович. Пятигорск, 2009. 23 с.

13.Семченков A.C. Противодействие современным угрозам политической стабильности в системе обеспечения национальной безопасности России: диссертация доктор полит.наук. М., 2012. 304 с.

14.Топчиев М.С. Государственная политика регулирования конфессиональных отношений в поликультурном регионе: диссертация канд.полит.наук. Астрахань, 2011. 172 с.

15.Улезко Э.В. Противодействие экстремизму в этнорелигиозной сфере: проблемы и перспективы эволюции государственной политики: автореф. дис. ... канд. политических наук: 23.00.02./Улезко Энрико Викторович. Ростов на Дону, 2009. 178 с.

16.Фадеичева М.А. Этнополитические концепции этнонациональных общностей и индивидов (теоретико — методологический анализ): дис... доктор полит.наук. Екатеринбург, 2004.-311 с.

17.Яппаров А.Р. Кризис идентичности и политическое сознание транзитивного общества: дис....кандидат полит.наук. Саратов, 2004. - 174с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.