Томас Морли и становление мадригала в Англии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Петрова, Вера Игоревна

  • Петрова, Вера Игоревна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-ПетербургСанкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 266
Петрова, Вера Игоревна. Томас Морли и становление мадригала в Англии: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 266 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Петрова, Вера Игоревна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Мадригал как феномен ренессансной культуры в Англии конца XVI - начала XVII века

1.1 Жанровые признаки мадригала: Исторический ракурс, разновидности, национальные школы

1.2 Возникновение, развитие и угасание английского мадригала

1.3 Поэтические особенности итальянского мадригала

1.4 Своеобразие поэтического текста английского мадригала (культурный

контекст)

1.4.1 Особенности английской poesía per música

1.4.2 Петраркизм в Англии на пороге двух веков

ГЛАВА II. Английские антологии итальянского мадригала. Преломление традиций

2.1 Música Transalpina (1588)

2.2 Italian Madrigals Englished (1590)

2.3 Более поздние антологии (1597-98)

2.4 Влияние антологий на становление мадригала в Англии

ГЛАВА III. Т.Морли - родоначальник английского мадригала

3.1. Характеристика творчества Т.Морли в свете влияния итальянской музыкальной традиции

3.2 Балетто

3.3 Канцонетта

3.4 Мадригал

3.5 The Triumphs of Oriana

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Социально-экономическая ситуация в Италии (первая треть XVI века) и Англии (XVI век)

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Нотные образцы

ПРИМЕР 1. Т. Морли «Sing We and Chant It»

ПРИМЕР 2. Дж. Гастольди «L'innamorato»

ПРИМЕР 3. Т. Морли «You that Wont to My Pipes Sound»

ПРИМЕР 4. Т. Морли «Shoot False Love I Care Not»

ПРИМЕР 5. Дж. Гастольди «II Bell'umore»

ПРИМЕР 6. Л. Маренцио «А La Strada»

ПРИМЕР 7. Т. Морли «My Bonny Lass, She Smileth»

ПРИМЕР 8. Дж. Гастольди «La Sirena»

ПРИМЕР 9. Т. Морли «Flora Wilt Thou Torment Me?»

ПРИМЕР 10. Ф. Анерио «Flori Morir Debb'io»

ПРИМЕР 11. Т. Морли «Go Ye My Canzonets»

ПРИМЕР 12. Ф. Анерио «Gitene Canzonette»

ПРИМЕР 13. Т. Морли «Still It Frieth»

ПРИМЕР 14. Т. Морли «My Heart, Why Hast Thou Taken»

ПРИМЕР 15. Т. Морли «Arise, Get Up My Dear»

ПРИМЕР 16. Т. Морли «Farewell Disdainful»

ПРИМЕР 17. Т. Морли «Deep Lamenting»

ПРИМЕР 18. Т. Морли «Why Sit I Here Complaining»

ПРИМЕР 19. Дж. Кроче «Mentre la Bella Dafne»

ПРИМЕР 20. Т. Морли «Но! Who Comes Неге»

ПРИМЕР 21. Т. Морли «Live, Alas, This Tormenting»

ПРИМЕР 22. Т. Морли «I Follow, Lo, The Footing»

ПРИМЕР 23. Т. Морли «Arise, Awake Awake»

ПРИМЕР 24. Т. Морли «Adieu, You Kind and Cruel»

ПРИМЕР 25. Т. Морли «Hard by a Crystal Fountain»

ПРИМЕР 26. Дж. Кроче «Ove Tra L'herbe»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Томас Морли и становление мадригала в Англии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Проблемы становления и развития важнейших жанров светской вокально-хоровой музыки в культурной ситуации различных стран находятся в центре внимания музыковедческих исследований. Изучение особенностей формирования художественных тенденций и анализ причин их возникновения на определенном историческом этапе являются основными отраслями научного музыкознания.

В музыкальной практике XVI столетия особое место занимает жанр итальянского мадригала. Тончайшая передача широкого диапазона эмоций, чуткость в следовании за поэтическим текстом - это характерные черты, сделавшие мадригал своеобразным знаменем Ренессансной эпохи, отражением стремления к личностному высказыванию о самом Человеке, его индивидуальности. К концу XVI века итальянский мадригал пускает корни на всем европейском континенте, образуя сложный гибрид с местными музыкальными традициями.

Особенности претворения итальянского наследия в музыкальной культуре Англии конца XVI - начала XVII века во многом определяются фигурой одного из наиболее значительных музыкантов того времени, первым мастером английского мадригала - Томасом Морли. Деятельность Мор ли как композитора, ученого, издателя оказывает огромное влияние на современников, в большой степени обозначая стиль и пути развития английского мадригала. Именно на примере творчества Морли наилучшим образом можно проследить взаимосвязь английской и итальянской светской вокальной музыки. Тесное взаимодействие итальянских влияний, национальных особенностей и индивидуальных черт стиля в произведениях Морли важно не только с музыкально-теоретической точки зрения. Оно является отражением общей тенденции в английской культуре конца XVI столетия, испытавшей значительное воздействие итальянского искусства.

Мадригалы, баллетто и канцонетты Томаса Морли представляют богатейший материал для исследования, они притягивают современного музыканта своей особенной, неповторимой красотой, богатством и разнообразием художественных образов.

Английский мадригал и связанные с ним песенные формы составляют значительный пласт истории музыки, который пока недостаточно исследован отечественной наукой; внимание большинства исследователей приковано к более значимому (по их мнению) наследию Ренессанса - мессе, мотету, итальянскому мадригалу.

Сказанным определяется актуальность исследования: для более полного представления об эпохе Возрождения требуется освещение музыкальной культуры со всеми ее составляющими, включая особенности национального преломления идей Ренессанса, в данном случае английского, где, базируясь на итальянских моделях, была создана собственная самобытная мадригальная традиция.

Таким образом, проблемой данного исследования является развитие жанра мадригала в Англии рубежа XVI - XVII веков и неразрывно связанная с этим феноменом деятельность Томаса Морли.

Состояние и степень изученности проблемы

Круг научных работ, непосредственно связанных с проблематикой диссертации, невелик. Специальных работ на эту тему на русском языке не существует. Те упоминания о национальных школах мадригальных жанров, которые встречаются трудах ведущих специалистов, исследующих музыкальный Ренессанс (Р.И.Грубер, Т.Н.Ливанова, Т.Н.Дубравская, Н.А.Симакова), ограничиваются общими сведениями и не содержат развернутого анализа этих явлений. Особняком стоит диссертация Е.С. Кофановой «Трактат Томаса Морли "Простое и доступное введение в практическую музыку": Вопросы теории и практики», в которой, не фокусируясь специально на области английских мадригальных жанров, автор, тем не менее, рассматривает трактат и творчество Томаса Морли в

контексте английской и общеевропейской культуры рубежа XVI - XVII веков.

Особое значение для становления жанра английского мадригала имеет итальянская традиция, благодаря которой этот жанр и появился на берегах туманного Альбиона. В связи с этим весьма актуальны для данной диссертации работы Т.Н.Дубравской: «Итальянский мадригал XVI века», «Мадригал (жанр и форма)», в которых автор рассматривает и культурный контекст возникновения мадригала, и вопросы музыкального языка (прежде всего, проблемы фактуры, звуковысотности и ритма); особое внимание уделено музыкально-поэтическому синтаксису. Отмечая стилистические связи формообразования мадригала с фроттолой и мотетом, Т. Н. Дубравская указывает на появление новой тенденции, в которой «основным конструктивным принципом» становится контрастность1.

В музыкальном языке XVI века наибольшего внимания требует звуковысотная организация, и не случайно, что именно этому аспекту посвящены специальные работы. Особенно важны для нас труды Ю.Н.Холопова, как общего характера (раздел о модальном многоголосии в его исследовании «Гармония. Теоретический курс»), так и направленные на ренессансную гармонию (статья «Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке»). Немалый интерес представляют работы Т.Б.Барановой («Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории XVI-XVII веков»), Е.С.Ходоровской («Гармоническая структура многоголосия в музыке XVI столетия»).

Такое событие, как становление в новых культурных условиях ранее не присутствующего жанра, невозможно отделить от его естественного исторического контекста, от факторов явлений-предшественников, современников и последователей. Хотя английские мадригальные жанры имеют скорее гармоническую направленность, их специфику в полной мере

1 Дубравская Т.Н. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы - М., 1972. - вып. 2. - с. 76.

можно оценить лишь в сравнении с полифоническими светскими песнями. Последним посвящена статья Н.А.Симаковой «Многоголосная шансон и формы ее претворения в музыке XV - XVI вв.», которая раскрывает феномен светской песни во всей его рельефности и неоднозначности. Книга Н.А.Симаковой «Вокальные жанры эпохи Возрождения», где собраны все основные «соседи» мадригала (месса, мотет, многоголосная песня (chanson, Lied, Quodlibet)), позволяет яснее представить позицию интересующего нас жанра в общей истории музыкального языка.

Зарубежная библиография об английских мадригальных жанрах имеет вековую историю. Возрождение елизаветинской музыки было неотъемлемой частью английского музыкального «Ренессанса» двадцатого столетия, благодаря которому появились объемные нотные издания, почти полностью представляющие творчество композиторов этой эпохи. Судя по количеству работ, Эдмунд Феллоуз1 сделал для этого возрождения больше чем кто-либо другой. Первым появился его 36-томный труд «English Madrigal School»2, объединивший все известные нотные источники вокальных произведений a capella периода «Золотого века». В процессе работы над этим нотным изданием выходят в свет его книги: «English Madrigal Composers»3 и «English Madrigal Verse»4.

Конечно, интерес к английскому мадригалу существовал и до академического издания Феллоуза. Многие английские музыканты восхищались мадригальными жанрами, что было выражено в некотором количестве критических статей на эту тему и в издании отдельных нотных публикаций. Среди авторов критических работ стоит назвать Томаса Олифанта5, Эдварда Римбо1, а среди редакторов отдельных нотных изданий

1 Э. Феллоуз (Fellowes Е. 1870 - 1951) - Английский музыковед, издатель.

2 Fellowes Edmund Н. The English Madrigal School. - 36 vol. - London, 1913-24.

3 Fellowes Edmund H. The English Madrigal Composers. - Oxford, 1921. - 364 P.

4 Fellowes Edmund H. English Madrigal Verse. - Oxford, 1920. - 643 P.

5 Т.Олифант (Oliphant Th. 1799 - 1873) - Шотландский музыковед, издатель и каталогизатор. Сотрудник Британского музея. Основной труд посвящен мадригальным жанрам Елизаветинского времени: Oliphant Th. La Musa Madrigalesca. - London, 1837. - 338 P.

отметить Г. Аркврайта2 за его превосходное 25-титомное собрание под названием «Old English Edition»3. Также следует упомянуть ученых литературоведов, предметом изысканий которых стала поэзия елизаветинского мадригала - это Э. Арбер4 и Ф. Хезелтайн5.

Феллоуз впервые проверил всю уже изданную елизаветинскую мадригальную литературу, заново собрал партии в партитуры и проследил публикацию полученного материала в двух отдельных выпусках: один был создан для возможного практического исполнения (ноты), другой - для справочного материала (тексты). Он провел тщательное исследование биографий композиторов мадригала. Не будучи удовлетворенным простым сбором и сортировкой уже имеющегося материала, Феллоуз предпринимает попытку критического описательного исследования, которое было издано в виде книги под названием «English Madrigal»6 в 1925 году. Эта публикация на сегодняшний день остается важным источником информации о стиле, развитии и эстетической характеристике мадригальных жанров, выполняет задачу обособления елизаветинского мадригала от национальных народных песенных традиций и викторианских многоголосных песен, указывая на иные стилевые особенности английского мадригального письма.

Работы Феллоуза исключительны по объему рассматриваемого материала и достаточно информативны, но в них отсутствует детальный анализ предмета изучения. Эта проблема возникает из-за желания автора охватить как можно большее количество музыкального материала, а не подробно останавливаться на каком либо отдельном утверждении.

1 Э. Римбо (Rimbault Ed. 1816-1876) - Английский музыковед и издатель. Один из первых исследователей английской музыки. Создал перечень библиографических сведений о музыкальных и поетических изданиях, созданных в период XVI-XVII веков: Rimbault Ed. Bibliotheca madrigaliana. - London, 1847.

2 Г. Аркврайт (Arkwright G. 1864 -1944) - Английский музыковед. Издатель огромного количества английской вокальной музыки XVI-XVIII веков.

3 Arkwright G. Old English Edition. - 25 vol. - London and Oxford, 1889-1902.

4 Арбер Э. (Arber E. 1836-1912) - Английский ученый и издатель. Его издания Елизаветинских текстов • впревые сделали возможным их изучение для широкой публики: Arber Е. An English Garner. - vol. III. -Westminster, 1904. - 656 P.

5 Филип Хезелтайн (Warlock Peter [Heseltine Philip] 1894-1930) - Английский композитор, издатель и музыкальный критик. Сотрудник Британского музея. Одним из его основных интрересов было изучение литературы Елизаветинского времени, которое нашло отражение в книге: Heseltine Ph. The English Ayre. -London, 1926. - 142 P.

6 Fellowes Edmund H. The English Madrigal. - London, 1925. - 111 P.

Самый серьезный недостаток, общий для книг Феллоуза, - это тенденция рассматривать музыку как изолированное явление, отказ связывать английский мадригал с итальянской традицией, из которой он произрастал. Данная работа ставит своей целью устранить этот пробел.

Возможно, пренебрежение Феллоузом этим важным, даже основным аспектом рассматриваемой проблемы происходит частично из-за недоступности печатных изданий итальянских мадригалов на момент написания его книг, а также из-за отсутствия сколько-нибудь надежного исследования истории развития итальянского мадригала. Во всяком случае, один из лучших исследователей музыки Англии, профессор Р. Моррис1 указывает на эти причины в своей рецензии на книгу Феллоуза «The English Madrigal Composers».

«... ценность работы могла быть выше, пользуйся автор чаще методом сравнительного анализа, рассматривая весь период в целом и останавливаясь на таких особенностях которые кажутся существенными благодаря отличию их [мадригалов] стиля от великой континентальной традиции...

...если бы ученые Антверпена, Венеции и Рима сделали свою работу (мог он [Феллоуз] сказать) так же как я сделал мою, такая глава, возможно, была бы написана. Покажите мне издание - не хорошее издание, а вообще любое издание Маренцио, и я представлю вам некоторые интересные сравнения. В нынешних условиях - как я мог это сделать?»2.

Ситуация с недостаточной доступностью исследований итальянской музыки и нотных материалов изменилась приблизительно через тридцать лет. В 1949 году А. Эйнштейн3 завершил свой монументальный труд в 3-х томах «Italian Madrigal»4, начало которому было положено еще в 1921 году. До этого знакового издания поколения музыковедов обходили своим вниманием эволюцию итальянского мадригала, только фрагментарно

1 Р. Моррис (Morris, R(eginald) O(wen) 1886-1948) - английский исследователь, педагог, композитор. Профессор королевской консерватории в Лондоне.

2 Morris R.O. Reviews of books //Music & Letters. - 1922. - III. - pp. 110-11.

3 А. Эйнштейн (Einstein, Alfred 1880-1952) - американский музыковед немецкого происхождения. Преподавал в университетах Колумбии, Нью-Йорка, Принсетона.

4 Einstein A. The Italian Madrigal - Princeton, 1949. - 3 vols.

освещая отдельные особенности его развития. Можно выделить две основные причины того, что задача рассмотрения жанра в целом долгое время вызывала опасения ученых. Во-первых, определенную сложность составляет огромное количество нотного материала, который нужно было проанализировать и привести в вид современной партитуры. Во-вторых, распространившись на все столетие, история итальянского мадригала сопровождалась сложным литературным и социальным фоном, который было необходимо осветить для понимания жанра в комплексе. «Итальянский мадригал» - сложное исследование, иногда расплывчатое и неясно организованное, но знание Эйнштейном материала, широту его интересов можно справедливо назвать фантастическими.

Литература по тематике английского мадригала после книг Феллоуза была поразительно скромной. Среди значительных исследований можно отметить наводящую на размышления статью Эйнштейна «The Elizabethan madrigal and "Musica Transalpina"»1. Также общие положения о связях между итальянскими и английскими мадригалами намечает Э. Хельм2 в своей статье «Italian Traits in the English madrigal»3. Книга Б. Паттисона «Music and Poetry of the English Renaissance»4 хорошо демонстрирует взаимосвязь между искусством музыки и поэзии. В монографии А. Обертелло «Madrigali italiani in Inghilterra»5 переиздаются тексты всех переведенных итальянских мадригалов известных по елизаветинским печатным изданиям вместе с оригиналами, идентифицируются источники этих оригиналов и производится детализированный анализ английского мадригального стиха. У.Вудфилл6 сделал попытку монументального исследования, которое получило название «Musicians in English Society from Elizabeth to Charles I»1.

1 Einstein A. The Elizabethan Madrigal and "Musica Transalpina" // Music & Letters. - XXV - 1944. - pp. 66-77.

2 Э. Хельм (Helm, Everett (Burton) 1913-1999) - американский композитор и музыкальный критик. Ученик А. Эйнштейна.

3 Helm Е. Italian Traits in the English Madrigal // Music Review - VII - 1946. - pp. 26-34.

4 Pattison B. Music and Poetry of the English Renaissance. - London, 1948. - 220 P.

5 Obertello A. Madrigali italiani in Inghilterra. - Milan, 1949. - 546 P.

6 У. Вудфилл (Woodfill, Walter 1910-) - американский историк. Основная тема его исследований - история Англии XV-XVIII веков.

7 Woodfill W. Musicians in English Society from Elizabeth to Charles I. - Princeton, 1953. - 372 P.

Объект исследования: процессы, характеризующие светскую вокальную музыку Англии на рубеже XVI - XVII веков.

Предметом исследования является бытование мадригальных жанров в английском музыкальном искусстве рубежа XVI - XVII веков и деятельность Томаса Морли - композитора, теоретика, пропагандиста итальянской музыки в Англии.

Цель исследования:

Комплексное изучение мадригальных жанров в английской вокальной музыке конца XVI - начала XVII веков и особенностей преломления традиций итальянских мастеров.

Задачи исследования обусловлены обозначенной выше ситуацией в российском музыкознании. Практически не освещенные в отечественной науке, английские мадригальные жанры требуют разностороннего анализа.

Среди важнейших задач назовем следующие:

- обосновать культурно-исторические предпосылки возникновения итальянизированных жанров в английской музыкальной традиции;

- проследить взаимосвязь литературных тенденций и их музыкального воплощения в процессе адаптации жанров на новой национальной почве;

- рассмотреть процессы обновления известных жанров, проследить пути эволюции итальянских форм в новых культурных условиях;

- выявить характерные особенности английских мадригальных жанров, получившие закрепление в музыкальной традиции.

- проанализировать сочинения Томаса Морли с целью выявления степени их соответствия итальянским прототипам и нахождения факторов обновления жанров.

Исследование естественно опирается на фактологическую базу, имеющуюся в зарубежном музыкознании; таким образом, среди прочих задач в данной работе решается и такая:

- обобщить и донести до отечественного читателя данные (прежде всего исторические), накопленные западными учеными.

Материалом исследования выступает большой пласт светской вокальной музыки английского Ренессанса, в котором нашли преломление итальянские мадригальные жанры. Шесть сборников сочинений Т.Морли и изданная им антология английских мадригалов «The Triumphs of Oriana». Пять антологий итальянских мадригалов разных составителей, изданных в Англии в конце XVI века. Трактат Морли «А Plain and Easy Introduction to Practical Music».

Методология исследования опирается на историко-стилевой подход, интонационную теорию Б.Асафьева, а так же принцип комплексного изучения, соединяющего в себе теоретический, исторический, эстетический подходы к материалу. В различных аспектах данное исследование опиралось на следующие научные труды:

- исследования в области истории и теории музыки, посвященные итальянскому мадригалу и связанным с ним песенным формам (А. Эйнштейн, Т. Н. Дубравская Н. А. Симакова, Е. А. Бедуш);

- научные труды по проблемам формообразования (Б.Асафьев, Е. Назайкинский, Ю. Холопов, В. Цуккерман и др.);

- научные исследования специально направленные на изучение ренессансной гармонии (Ю. Н. Холопов, Т. Б. Баранова, Е. С. Ходоровской);

- монографии, посвященные жизни и творчеству английских мадригалистов (Э. Феллоуз, Дж. Керман, А. Эйнштейн);

- исследования литературоведов, предметом изысканий которых стала поэзия елизаветинского мадригала (Э. Арбер, Ф. Хезелтайн);

- трактат Т. Морли «Простое и доступное введение в практическую музыку».

Несмотря на небольшой временной период своего расцвета, английский мадригал, будучи порождением итальянского влияния, для правильного понимания требует хотя бы общего представления о музыкальной и литературной культуре Англии того времени в сравнении с культурной ситуацией Италии.

Важность сравнительного анализа как одного из подходов к изучению английского мадригала (сравнение с итальянскими образцами) не требует пространных объяснений, являясь очевидной. Нужно отметить, что подобный метод практически не применялся в прошлом, возможно, из-за того, что итальянское влияние казалось не требующим доказательств фактом, а потому почти полностью игнорировалось. Первым кто попытался исследовать английский мадригал с помощью этого метода стал профессор Дж. Керман1, который в своей книге «The Elizabethan Madrigal»2 последовательно суммирует факты соответствия некоторых сочинений английских композиторов сочинениям итальянцев. Историко-описательная по своей сути, эта работа, тем не менее, во многом определила направление исследования для данной диссертации.

В начале двадцатого столетия некоторые исследователи считали, что единственный уместный подход к эстетике любой производной формы искусства, которой английский мадригал несомненно является, это тот подход, который детально исследует заимствованные элементы и пытается изъять их из анализа, чтобы таким образом выявить индивидуальные черты вторичной формы. Данный метод достаточно часто использовался в работах посвященных елизаветинской поэзии3, которая также в большой степени

1 Дж. Керман (Kerman, Joseph 1924-) - американский музыковед и музыкальный критик. Профессор университета Калифорнии.

2 Kerman J. The Elizabethan Madrigal - New York, 1962 - 318 P.

3 Cm. Pattison B. Literature and Music in the Age of Shakespeare // Proceedings of the Royal Musical Association. -LX - 1933-34. pp. 67-80. Pattison B. Sir Philip Sidney and Music // Music & Letters. - XV - 1934. - pp. 75-81. Pinto V. The English Renaissance. - London, 1938. - 381 P.

является искусством производным от итальянских образцов. Несмотря на годами апробированную ценность данного метода, в диссертации он используется с осторожностью, так как несет в себе опасность создания слишком четких рамок для определения заимствованных и индивидуальных элементов, которые в реальной сфере взаимодействуя друг с другом видоизменяются и образуют новые черты.

Непосредственный анализ музыкальных предпосылок появления итальянизированных жанров в английской музыке предвосхищает исследование некоторых литературных условий их бытования. Всегда тесно связанные со своей текстовой составляющей, мадригальные жанры выводят на проблематику филологического характера. Различное отношение к текстам в двух странах неизбежно приводило к разности трактования структуры жанра, в связи с этим приходится учитывать семантику текстов и их поэтическое строение.

Достаточно подробно в работе освещаются условия бытования самих итальянских жанров в Англии. Без понимания места итальянских антологий в елизаветинской музыкальной жизни становится невозможным понимание причины, побудившей некоторых английских композиторов восторженно принять иностранное влияние.

Большое внимание в работе уделяется выявлению и сравнению сочинений итальянских и английских композиторов написанных на один текст. Чем больше музыкальная композиция смоделирована опираясь на известный образец, тем больше можно проанализировать отношение позднего композитора к предмету заимствования. В этом смысле неоценимую услугу оказывают переводы мадригалов итальянских антологий, использованные Томасом Морли для своих сочинений.

Будучи исторически достаточно объемным явлением, мадригал и близкие ему легкие вокальные жанры подвергались интенсивной эволюции в продвижении к Новому времени, и рассматриваются в диссертации диалектически: не только как стабильные жанры с закрепленными чертами,

но как изменяющиеся в условиях новых культурно-исторических характеристик формы.

Таким образом, мадригальные жанры исследуются в самом широком контексте с учетом новейших достижений в смежных областях отечественной и зарубежной науки.

Основные положения, выносимые на защиту: Актуализация итальянской мадригальной эстетики в эпоху уходящего «золотого века» в Англии - закономерное явление, обусловленное сходным характером исторических периодов двух стран (Италии 1530-х и Англии 1590-х), отстоящих друг от друга всего на шестьдесят лет. И в Италии, и в Англии эта эпоха характеризуется появлением новых прогрессивных тенденций в области философии и культуры, которые были связаны с интенсивно утверждавшимися принципами гуманизма. Будучи известными в Англии и ранее вышеозначенного срока, итальянские мадригальные жанры привлекли к себе пристальное внимание елизаветинцев только в начале 90-х годов XVI века, когда произошла смена привычного научного и бытового мировоззрения. Тенденции итальянизации английской музыки не сопряжены со сходными процессами, происходящими в литературной среде, хотя по времени они совпадают: вызванные к жизни общими предпосылками они существуют во многом параллельно, не находя взаимодействия друг с другом.

Развитие и обновление форм песенных жанров в елизаветинской Англии обусловлено как особенностями представления их итальянских прототипов в антологиях, так и отсутствием сформированной традиции творческого общения музыкантов и поэтов; Елизаветинцы не были готовы принять итальянскую эстетику, которая привнесла в музыку точное следование за поэзией, их интересовала музыка сама по себе. Таким образом, уходя от детального отражения текста, англичане ищут новые возможности формообразования, расширяют полифонические

эпизоды, привносят элементы инструментальной мелодики в вокальную композицию.

Становление английского мадригала в большой степени было определено влиянием личности Томаса Морли. Деятельность Морли в качестве теоретика, составителя антологий, пропагандиста итальянской музыки в Англии позволяет назвать его основателем английской мадригальной традиции. Значительное количество изданных сборников Морли дало импульс более поздним композиторам развивать новые для англичан жанры, во многом основываясь на его (Морли) понимании этого вида музыкального искусства. Благодаря стараниям Морли английский мадригал получил прочное основание, блестяще реализованное последующими поколениями композиторов.

Научная новизна исследования

- данная работа является первым исследованием на русском языке, освещающим проблематику английской вокальной музыки рубежа XVI -XVII веков в контексте взаимодействия английской и итальянской культур;

- выявляются причины появления мадригальных жанров в музыкальной культуре Англии, также рассматриваются особенности претворения этих жанров в новых условиях;

- в свете этой проблемы впервые проанализированы сочинения Томаса Морли, которые явились эталоном для более молодых английских композиторов, обратившихся к изучаемым жанрам;

- впервые предпринята попытка систематизировать легкие мадригальные жанры согласно жанровым признакам;

- прослежена степень соответствия английских сочинений их итальянским прототипам, рассмотрены пути обновления известных жанров;

- собранный в приложении музыкальный материал отражает зарубежные публикации мадригалов. Отечественные издания пока не содержат

достаточного количества нотных примеров английской хоровой миниатюры указанного временного периода. Те немногие образцы, которые вошли в сборники хоровой музыки, изданные А.В. Михайловым и П.П. Левандо, непросто поддаются идентификации, так как включают только русский текст и не содержат упоминания об источниках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Петрова, Вера Игоревна, 2011 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. -М.: Наука, 1988. -239 с.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - 2-е. изд. -Л.: Музыка, 1971. -376 с.

3. Асафьев Б.В. О народной музыке. - Л.: Музыка,1987. - 247 с.

4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. - Л.: Музыка, 1980. - 215 с.

5. Асланов Л.А. Культура и власть. Философские заметки. - Кн. 1. - М.: ИТРК, 2001.-496 с.

6. Баранова Т. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории ХУ1-ХУИ веков / Из истории зарубежной музыки. - М., 1980. - вып. 4. - с. 6-27.

7. Баранова Т.Б. Танцевальная музыка эпохи Возрождения // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4 / сост. Ю.Розанова, Р.Косачева. - М.: Музыка, 1982. - с. 8-35.

8. Башканова Е. О чем поет Кукуруку // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. -М.: МГК, 1999. - С. 47-57

9. Бедуш Е. Хит-парад XVI века: виланелла, канцонетта, балетто // Музыка и время - 2006. № 9. - С. 42-46

10. Бедуш Е. Песенные жанры итальянского возрождения: виланелла, канцонетта, балетто: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва. 2007. - 239 с.

11. Бедуш Е., Кюрегян Т. Ренессансные песни. - М.: Композитор, 2007. -424 с.

12. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. - М.: Юристь, 1996. -591 с.

13. Виппер Б.Р. Борьба течений в Итальянском искусстве XVI века (15201590). -М.: Академия наук СССР, 1956. - 369 с.

14. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2004. - 366 с.

15. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. - М.: Музыка, 1965. - 484 с.

16. Грубер Р.И. История музыкальной культуры, т.1 ч.2. - M.-JL: Гос. музыкальное издательство, 1941. - 1109 с.

17. Гудимова С.А. Музыкальная эстетика / С.А. Гудимова. - М.: Инион, 1999.-283 с.

18. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. - М., 1975. - 127 с.

19. Демченко А.И. Музыкознание эпохи Возрождения. - Саратов: Pan-Art, 2002. - 29 с.

20. Дубравская Т.Н. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы -М., 1972. - вып. 2. - с. 55-97

21. Дубравская Т.Н. Мадригал (жанр и форма). / кн. Теоретические наблюдения над историей музыки. М. 1978. - с. 108-126

22. Евдокимова Ю.К. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. - М.: Музыка, 1982. - 253 с.

23. Евдокимова Ю.К. Многоголосие Средневековья X-XIV века. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. иск. - М., 1984. - 48 с.

24. Евдокимова Ю.К. Полифония средних веков и эпохи Возрождения. - М.: ГМПИД985. - 59 с.

25. Евдокимова Ю.К. Учебник полифонии. Вып. 1 - М.: Музыка, 2004. -158 с.

26. Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып. 1. -М.: Музгиз, 1929. - 85с.

27. Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып. 2. -М.: Музгиз, 1936.-212с.

28. Иванов-Борецкий М. О ладовой структуре полифонической музыки // Вопросы теории музыки - М., 1970. - вып. 2. - с. 55-97.

29. История и современность / Сб. науч. тр. МГК им. П.И. Чайковского Ред.

- сост. Т.Н. Дубравская. - М.: МГК, 1990. - 146 с.

30. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / ред. Л.М.Брагина. - М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.

31. Ковнацкая Л. Г. Английская музыка XX века: Истоки и этапы развития. -М.: Сов. композитор, 1986. -213 с.

32. Конен В.Д. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса / кн. Этюды о зарубежной музыке. - М. 1968. - с. 28-40.

33. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки / В.Д.Конен; - М.: Музыка, 1997. - 640 с.

34. Кофанова Е.С. Трактат Томаса Морли «Простое и доступное введение в практическую музыку»: вопросы теории и практики. / Автореф. к. иск. М.: МГК, 2000.-32 с.

35. Культура эпохи Возрождения и Реформация / ред. В.И. Рутенбург - Л.: Наука, 1981.-267 с.

36. Кюрегян Т., Столярова Ю. Песни средневековой Европы. - М.: Композитор, 2007. - 208 с.

37. Ливанова Т. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. - М.: Музыка, 1981.-238 с.

38. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. - М.: Музыка, 1986. - Кн. 1. - 696 с.

39. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. - 623 с.

40. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения; Исторический смысл эстетики Возрождения / Лосев А.Ф. Сост. A.A. Тахо-Годи. - М.: М-Траст, 1998.

- 750 с.

41. Махрова Э.В. Музыкальная культура западно-европейского Средневековья и Возрождения. - Спб.: Веды, 1995. - 54 с.

42. Майкапар А. Музыкант елизаветинской Англии: статус, амбиции, контакты // Культура Возрождения и общество. - М.: Наука, 1986. - с. 219-231.

43. Методы изучения старинной музыки / Сб. науч. тр. МГК им. П.И. Чайковского; сост. Дубравская Т.Н. - М.: МГК, 1992. - 207 с.

44. Многоголосие средневековья, X-XIV вв. / Ю. Евдокимова. - 1983. - Вып. 1.-454 с.

45. Музыка эпохи Возрождения, XVI век / Т. Дубравская. - 1996. - Вып. 2. - 410 с.

46. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. В.П. Шестаков. -М.: Музыка, 1966. - 571 с.

47. Проблемы теории западноевропейской музыки (XII-XVII вв.) Сб. ст. / Отв. ред. к. иск. Ю.К. Евдокимова. - М.: Гос. муз.-пед. ин-т, 1983. - Вып. 65.-151 с.

48. Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до возрождения. - JL: Наука, 1987. - 174 с.

49. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - JL: Наука, 1976. -144 с.

50. Сабольчи Б. На распутье. Очерки о музыке XVII века // Музыка Венгрии. -М., 1968. - с.72-86.

51. Сапонов М.А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы / М.А. Сапонов. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 398 с.

52. Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга: История. Теория. Практика. - М. : Композитор, 2002. - 252 с.

53. Симакова H.A. Многоголосная шансон и формы ее претворения и музыке XV-XVI веков / кн.: Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки. - М.,1978 - с. 32-52.

54. Симакова H.A. Вокальные жанры эпохи Возрождения. - М.: Музыка, 1985.-360 с.

55. Симонова Э.Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo): Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва. 1997. - 239 с.

56. Типология и периодизация культуры Возрождения / ред. В.И. Рутенбург. -М., 1978.-280 с.

57. Ходоровская Е.С. Гармоническая структура многоголосия в музыке XVI столетия // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время. - Л.: ЛГИТМиК, 1989. - С. 84-107.

58. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. - СПб.: Лань, 2001. -496 с.

59. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. - СПб.: Лань, 2003. -544 с.

60. Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка. Практика. Аранжировка. Реконструкция. - М.: МГК, 1999. - С. 11-46.

61. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. - Аллегро-Пресс, 1994. - 173 с.

62. Arber Е. An English Garner, vol. III. - Westminster, 1904. - 656 P.

63. Arnold D. Croce and the English Madrigal // Music & Letters - XXXV -1954.-pp. 309-19.

64. Arnold D. Gastoldi and the English Ballett // Monthly Musical Record -LXXXVI - 1956. - pp. 44-52.

65. Bolle W. Die gedruckten englischen Liederbücher bis 1600 - Berlin, 1903. -284 P.

66. Bontoux G. La Chanson en Angleterre au temps d'Elisabeth - Oxford, 1936. -699 P.

67. Borren Ch. The Aesthetic Value of the English Madrigal // Proceedings of the Royal Musical Association - LII - 1925-26. - pp. 53-69.

68. Boyd M. Elizabethan Music and Musical Criticism - Philadelphia, 1940. -362 P.

69. Brennecke E. John Milton the Elder and his Music - New York, 1938. -224 P.

70. Brett Ph. Italian Madrigals Englished // Music & Letters. -Vol. 65, No. 1. -1984.-pp. 134-135.

71. Bridge F. Twelve Good Musicians. - London, 1920. - 144 P.

72. Brown H. Choral Music in the Renaissance // Early Music. - Vol. 6, No. 2. -1978.-pp. 164-169.

73. Bukofzer M. Changing Aspects of Medieval and Renaissance Music // The Musical Quarterly. - Vol. 44, No. 1. - 1958. - pp. 1-18.

74. Bukofzer M. The Gymel, the Earliest Form of English Polyphony // Music & Letters. - Vol. 16, No. 2. - 1935. - pp. 77-84.

75. Burney Ch. A General History of Music - New York, 1957. - vol. 2. - 1098 P.

76. Carpenter N. The Study of Music at the University of Oxford in the Renaissance (1450-1600) // The Musical Quarterly - XXXXI - 1955. - pp. 191-294.

77. Carpenter F. Thomas Watson's Italian Madrigals Englished 1590 // Journal of Germanic Philology. - 1899. - II. - pp. 323-58.

78. Chappell W. Old English Popular Music. - London, 1893. - 2 vols.

79. Charteris R. Newly Identified Italian Madrigals Englished // Music & Letters. -LXIII - 1982. -pp.276-80.

80. Collins D. Thomas Tomkins's Canonic Additions to Thomas Morley's 'A Plaine and Easie Introduction to Practicall Musicke' // Music & Letters - Vol. 76, No. 3- 1995.-pp. 345-355.

81. Collins H.C. Latin Church Music by Early English Composers // Proceedings of the Royal Musical Association. - XXXIX. - 1912/13. - pp. 71-72.

82. Cooke D. The Language of Music. - London, 1959. - 283 P.

83. Cox A.W. Elizabeth and Oriana // The Musical Times - Vol. 93, No. 1314 -1952.-pp. 368-369.

84. Cummings A. M. The Maecenas And The Madrigalist: Patrons, Patronage, And The Origins Of The Italian Madrigal. - American Philosophical Society, 2004. - 274 P.

85. Dart R. Morley's Consort Lessons of 1599 // Proceedings of the Royal Musical Association - LXXIV - 1947-48. - pp. 1 -11.

86. Dart T. The Triumphs of Oriana // The Musical Times. - Vol. 103, No. 1432 -1962.-p. 406.

87. Deford R. Musical Relationships between the Italian Madrigal and Light Genres in the 16th Century // Musica disciplina. - XXXIX - 1985. - pp. 107-68.

88. Deford R. The Influence of the Madrigal on Canzonetta Texts of the Late Sixteenth Century // Acta Musicologica. - Vol. 59, Fasc. 2. - 1987. - pp. 127151.

89. Einstein A. The Elizabethan Madrigal and "Musica Transalpina" // Music & Letters. - XXV - 1944. - pp. 66-77.

90. Einstein A. The Greghesca and the Giustiniana of the Sixteenth Century // Journal of Renaissance and Baroque Music. -1 - 1946-7 - pp. 19-32.

91. Einstein A. The Italian Madrigal. - Princeton, 1949. - 3 vols.

92. Einstein A. Italian Madrigal Verse, 1500-1600 // Proceedings of the Royal Musical Association - LXIII - 1937. - pp.79-95.

93. Einstein A. Vincenzo Galilei and the Instructive Duo // Music & Letters. - xviii - 1937.-pp. 360-68.

94. Einstein L. The Italian Renaissance in England. - New York, 1902. - 420 P.

95. Fellowes Edmund H. The English Madrigal. - London, 1925. - 111 P.

96. Fellowes Edmund H. The English Madrigal Composers. - Oxford, 1948. - 364 P.

97. Fellowes Edmund H. English Madrigal Verse. - Oxford, 1929. - 643 P.

98. Fellowes Edmund H. Orlando Gibbons. - London, 1951. - 109 P.

99. Fellowes Edmund H. William Byrd. - London, 1948. - 271 P.

100.Haar J. Essays on Italian Poetry and Music in the Renaissance, 1350-1600. -Berkeley, 1986.-245 P.

101. Hale J. England and the Italian Renaissance. - Blackwell, 2005. - 178 P.

102.Hamessley L. The Tenbury and Ellesmere Partbooks: New Findings on Manuscript Compilation and Exchange, and the Reception of the Italian Madrigal in Elizabethan England // Music & Letters. Vol. 73, No. 2. - 1992. -pp. 177-221.

103. Hamilton A. C. Recent Studies in the English Renaissance // Studies in English Literature, 1500-1900. - Vol. 9, No. 1. - 1969. - pp. 169-197.

104. Harran D. Verse in the Early Madrigal // Journal of the American Musicological Society - xxii. - 1969. - pp. 27-53.

105.Hartmann A. Battista Guarini and "II Pastor Fido" // The Musical Quarterly -Vol. 39, No. 3. - 1953 - pp. 415-425.

106. Hawkins J. General History of the Science and Practice of Music. - London, 1853.-963 P.

107. Helm E. Italian Traits in the English Madrigal // Music Review - VII - 1946. -pp. 26-34.

108. Irving J. Thomas Tomkins's Copy of Morley's 'A Plain and Easy Introduction to Practical Music' // Music & Letters - Vol. 71, No. 4 - 1990. - pp. 483-493.

109. Heseltine Ph. The English Ayre - London, 1926. - 142 P.

110. Jacobson D. Thomas Morley and the Italian Madrigal Tradition: A New Perspective // The Journal of Musicology. - Vol. 14, No. 1 - 1996. - pp. 80-91.

111.Kerman J. Elizabethan Anthologies of Italian Madrigals // Journal of the American Musicological Society. - IV - 1951. - pp. 122-38.

112.Kerman J. Master Alfonso and the English Madrigal // Musical Quarterly. -XXXVIII - 1952. - pp. 222-44.

113. Kerman J. The Elizabethan Madrigal - New York, 1962 - 318 P.

114. Kerman J. Morley and "The Triumphs of Oriana" // Music & Letters. - XXXIV - 1953.-pp. 185-91.

115. Le Huray P. Music and the Reformation in England: 1549-1660. - Cambridge, 1967.-454 P.

116. Meyer E. English Chamber Music. - London, 1946. - 318 P.

117. Morley Th. A Plain and Easy Introduction to Practical Music. / Harman Ed. -London, 1952.-326 P.

118. Murphy C.A. Thomas Morley Editions of Italian Canzonets and Madrigals, 1597-1598. - Tallahassee, 1964. - 347 P.

119. Obertello A. Madrigali italiani in Inghilterra. - Milan, 1949. - 546 P.

120. Oliphant Th. La Musa Madrigalesca. - London, 1837. - 338 P.

121. Page Ch. The English 'a cappella' Renaissance // Early Music. - Vol. 21, No. 3. -1993.-pp. 453-471.

122.Pattison B. Literature and Music in the Age of Shakespeare // Proceedings of the Royal Musical Association. - LX - 1933-34. - pp. 67-80.

123.Pattison B. Music and Poetry of the English Renaissance. - London, 1948. -220 P.

124. Pattison B. Notes on Early Music Printing // The Library - 4th ser., xix - 1938-9-pp. 389-421.

125. Pattison B. Sir Philip Sidney and Music // Music & Letters. - XV - 1934. - pp. 75-81.

126. Peacham H. The Complete Gentleman / ed. by G.S. Gordon. - Oxford, 1906. -261 P.

127. Pinto V. The English Renaissance. - London, 1938. - 381 P.

128. Pulver J. A Biographical Dictionary of Old English Music. - London, 1927. -537 P.

129. Pulver J. The English Theorists: XIII. Thomas Morley // The Musical Times. -Vol. 76, No. 1107 - 1935. - pp. 411-414.

130. Reese G. Music in the Renaissance. - New York, 1954. - 1022 P.

131. Rimbault Ed. Bibliotheca madrigaliana. - New York, 1847. - 88 P.

132. Roche J. The Madrigal. - London, 1972. - 167 P.

133. Ruff L., Wilson D. The Madrigal, the Lute Song, and English Politics // Past and Present. - XLIV - 1969. - pp. 3-51.

134. Saintsbury G. History of English Literature: Elizabethan Literature. - London, 1907.-472 P.

135. Scott D. Nicholas Yonge and his Transalpine Music // The Musical Times. -CXVI - 1975. - pp. 875-6.

136. Schipper J. Englishe Metrik, II. - Bonn, 1888. - 1064 P.

137. Shaw W. Thomas Morley of Norwich // The Musical Times. - Vol. 106, No. 1471 - 1965.-pp. 669-673.

138. Smith J. Music and Late Elizabethan Politics: The Identities of Oriana and Diana // Journal of the American Musicological Society. - 58 - 2005. - pp. 507-58.

139. Spink I. Walter Porter and the Last Book of English Madrigals // Acta Musicologica. - Vol. 26 - 1954. - pp. 18-36.

140. Steele R. The Earliest English Music Printing. - London, 1903.-108 P.

141. Strong R.C. Queen Elizabeth I as Oriana // Studies in the Renaissance. - Vol. 6 - 1959.-pp. 251-260.

142. Strunk O. Source Readings in Music History. - New York, 1950. - 919 P.

143. Teo K.-S. Chromaticism in the English Madrigal. - New York, 1989. - 342 P.

144. Uhler J. Thomas Morley's Madrigals for Four Voices // Music & Letters. - Vol. 36, No. 4 - 1955. -pp. 313-330.

145. Walker E. A History of Music in England. - Oxford, 1952. - 468 P.

146. Wells R. A Setting of Astrophil and Stella' by Morley // Early Music. - Vol. 6, No. 2-1978.-pp. 230-231.

147. Westrup J. L'influence de la musique italienne sur le madrigal anglais / Musique et Poesie au XVIe Siecle. - Paris, 1953. - pp. 129-38.

148.Woodfill W. Musicians in English Society from Elizabeth to Charles I. -Princeton, 1953. - 372 P.

Социально-экономическая ситуация в Италии (первая треть XVI века)

и Англии (XVI век)

В XVI веке итальянский Ренессанс достиг своего расцвета. Ценности и стилистика Ренессанса оказывают огромное влияние на все области культуры и все стороны жизни общества1. В условиях политического полицентризма основными проводниками этого влияния оказываются дворы правителей, привлекающих на службу философов, литераторов, художников, архитекторов, музыкантов и историков. Расцветает меценатство. Правители Милана, Мантуи, Феррары, Неаполя, Урбино и Римини оказывают щедрую поддержку деятелям культуры. В республиках Флоренции и Венеции возникает институт государственных заказов . Даже папскии двор не остается в стороне и тратит огромные средства на создание произведений искусства.

При этом расцвет культуры происходит на фоне весьма неблагоприятных событий для социально-экономической ситуации в Италии. 1494-1559 гг. - время опустошительных Итальянских войн, в этот же период на Апеннинском полуострове происходит борьба Франции и Испании за власть над Неаполитанским королевством и Миланским герцогством. В эти войны были вовлечены многие итальянские государства, преследовавшие и свои собственные политические и территориальные цели и не готовые к объединению. Я. Буркхардт так пишет об этом: «Действительно серьезные, глубоко горестные призывы к национальному чувству раздаются только в XVI в., когда уже было поздно, когда французы и испанцы заняли страну. О местном патриотизме можно сказать, что он выступает вместо этого чувства национального единства, но не заменяет его3». Война разрушает экономику

1 См. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / ред. Л.М.Брагина. - М.: Высшая школа, 1999.-с.72-74.

2 Подробнее о влиянии меценатства на появление мадригала в Италии в книге Э. Каммингса «Меценаты и мадригалисты» (Cummings А. М. The Maecenas And The Madrigalist: Patrons, Patronage, And The Origins Of The Italian Madrigal. - American Philosophical Society, 2004.)

3 Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. - М.: Юристъ, 1996. - с. 86.

Италии, из-за новых географических открытий и связанных с ними перемещений торговых путей страна теряет позиции на внешних рынках.

Увеличиваются социальные контрасты, разрыв между богатством и нищетой достигает небывалых масштабов. Неблагоприятные экономические и политические процессы порождают, с одной стороны, социальный протест, выражающийся в городских восстаниях и крестьянских бунтах; с другой стороны, абсолютистские формы правления, которые сопровождаются раздачей и продажей феодальных титулов, развитием бюрократического аппарата, возникновением широкого слоя чиновничества. Об этих сложных событиях Я. Буркхардт приводит такое свидетельство: «К началу XVI в., когда культура Возрождения достигла своей вершины и в то же время политические бедствия нации были уже предрешены как практически неизбежные, не наблюдалось недостатка в серьезных мыслителях, связывавших эти бедствия с великой безнравственностью. Речь совсем даже не об этих проповедниках покаяния, полагающих себя обязанными вопиять о худых временах, - их хватает во всяком народе и в любое время. Нет, сам Макиавелли посреди одного из самых важных своих рассуждений открыто заявляет: да, мы, итальянцы, по преимуществу безрелигиозны и дурны1».

В этих сложных, во многом переходных социально-экономических условиях в Италии утвердились идеалы Ренессанса - как эстетические, так и нравственные: ценность человеческой личности, национальное гуманистическое самосознание, представление о человеке как творце собственной судьбы. Главным отличием Чинквеченто от предшествующих этапов Возрождения стало проникновение Ренессанса во все сферы культуры: от науки и философии до архитектуры и музыки.

Не менее сложная социально-политическая, экономическая и духовная ситуация складывалась в XVI веке в Англии. В стране быстро развивается капитализм. Процесс первоначального накопления капитала сопровождался обезземеливанием массы крестьянства, секуляризацией и распродажей

1 Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. - М.: Юристъ, 1996. - с. 284.

церковных земель. Огромные масштабы принимает бродяжничество, создающее постоянное социальное напряжение в стране. Репрессии и законы, направленные против бродяг не решают проблемы, и с 70-х годов вводится налогообложение в пользу нищих1.

Бурно развивается производство и торговля. Дешевый рабочий труд делает английские товары конкурентоспособными. Но расширение внешней торговли сталкивается с испанским господством на море. Возникает пиратская война против Испании, осложненная династическими притязаниями испанского короля Филиппа II, мужа английской королевы Марии Тюдор. Этот брак влек за собой неизбежное сближение с Испанией, что нарушало планы и интересы купцов. Назревал конфликт между буржуазией и монархией, который был предотвращен смертью Марии Тюдор, и восшествием на английский престол королевы Елизаветы I.

Особенностью английского Возрождения является то, что оно совпало с Реформацией, которая была установлена правительственным указом Генриха VIII (1534)2. Вследствие этого события влияние католической церкви было ограничено, ее позиции как основного покровителя искусств и архитектуры подорваны. Это не могло не отразиться на характере английской культуры, которая во второй половине XVI в. приобрела отчетливо светский облик3.

Во время правления королевы Елизаветы I (1558-1603) вместе с общим подъемом экономики достигают наивысшего развития и идеи Ренессанса в Англии. В этот период английский флот покончил с морским владычеством Испании, что имело решающее значение для развития торговли и производства. В обществе находят отклик идеи национального объединения,

1 См. Асланов Л.А. Культура и власть. Философские заметки. - Кн. 1. - М.: ИТРК, 2001. - с. 315-322.

2 Имеется в виду «Акт о супрематии» - парламентский акт, принятый 3 ноября 1534 года, провозгласивший Генриха VIII (и его преемников) единственным верховным земным главой Церкви Англии (англ. Church of England и лат. Anglicans Ecclesia). В качестве главы Церкви Генрих VIII был вправе пользоваться «титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству верховного главы Церкви».

3 См. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / ред. Л.М.Брагина. - М.: Высшая школа, 1999. -с.219-222.

дворянство и буржуазия оказываются на этапе наибольшего равновесия сил1. Переживают подъем наука и философия. Появляется большое количество переводной литературы. Публикуются переводы античных авторов, а также современных испанских, французских, итальянских писателей.

Эти общие экономические и духовные интересы создали предпосылки для культурных связей Англии и Италии, выражавшихся не только в заимствовании идей, но и в адаптации произведений искусства, усвоении их черт и применении их в новой культурной традиции.

Необычайный подъем во многих областях мысли и творчества, который переживает Англия во второй половине XVI века, был, однако, сравнительно кратковременным явлением. Практически сразу после восшествия Якова I на английский престол (1603) началось сначала осторожное, но постепенно набирающее силу противостояние парламента и короля Англии. Уже в 1604 году, несмотря на добровольный отказ короля от своих прерогатив в сфере установления монополий и королевской опеки, парламент Англии не утвердил субсидии королю. В 1614 году парламент был распущен. Антагонизм между абсолютистскими претензиями Якова и парламентом Англии только усиливался. Хрупкое равновесие в обществе было потеряно, радость от военных успехов и открытия новых земель постепенно забывалась, как и воспоминания о счастливой эпохе, названной «золотым веком» Англии.

1 См. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / ред. Л.М.Брагина. - М.: Высшая школа, 1999.-с.225.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.