Торгово-экономические и культурные связи народов Чечни и Дагестана во второй половине XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мусаев, Ислам Лечаевич

  • Мусаев, Ислам Лечаевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Грозный
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 187
Мусаев, Ислам Лечаевич. Торгово-экономические и культурные связи народов Чечни и Дагестана во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Грозный. 2011. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мусаев, Ислам Лечаевич

Введение

Глава I. Экономические связи и торговые взаимоотношения 21 между народами Чечни и Дагестана в XIX — начале XX вв.

§ 1. Общее и особенное в развитии земледелия

§2. Роль скотоводства в хозяйственной деятельности народов

Чечни и Дагестана

§3. Кустарные промыслы

§4. Торгово-экономические связи

Глава II. Культурные взаимоотношения и взаимовлияния народов

Чечни и Дагестана в XIX - начале XX вв.

§ 1. Культурные связи

§2. Традиции гостеприимства и куначества

§3. Языковое разнообразие и терминологические заимствования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Торгово-экономические и культурные связи народов Чечни и Дагестана во второй половине XIX - начале XX вв.»

Предлагаемая тема актуальна, прежде всего, тем, что в свете все возрастающего интереса исторической науки к межнациональным отношениям, тем более к северокавказскому региону, не нашла до сих пор должного и специального монографического освещения в отечественной историографии.

Изучение характера торгово-экономических и культурных связей народов Дагестана и Чечни позволяет вскрыть исторические корни, причины и условия их сближения, а также прогрессивные последствия включения этих народов в состав России.

Учитывая то, что северокавказский регион в последние два десятилетия в новейшей истории России занимает особое место, исторический взгляд на прошлое проживающих здесь народов позволит научной интеллигенции и вообще историкам и общественности лучше осознать ментальные особенности, чаяния и проблемы этого региона.

Так же, как и другие народы страны, современные поколения кавказских горцев сохранили на себе печать исторического прошлого, свои ментальные и иные особенности, что позволяет провести параллели между их историческим прошлым и настоящим. Такой анализ будет способствовать глубокому осмыслению особенностей их развития на современном этапе.

С учетом сказанного актуальность предлагаемого исследования обусловлена тем, что оно призвано внести определенную лепту в анализ экономических и культурных взаимоотношений чеченского и дагестанских народов в XIX — начале XX века.

В историческом прошлом Чечня и Дагестан не представляли собой единой политически и экономически целостной территории, если не считать единое государственной образование — имамат, который объединял названные народы в период антиколониальной борьбы в 20— 50-х гг. XIX в. Однако добрососедские отношения между смежными народами имели место на протяжении всей истории, что обусловило ряд общих черт. Такие отношения были основаны на множестве взаимосвязанных экономических, торговых, культурных взаимовлияниях.

Кроме совместной антиколониальной борьбы в XIX в. у народов Чечни и Дагестана единая религия, что еще теснее сплачивала и объединяла эти народы в историческом прошлом.

Будучи экономически взаимосвязаны, народы СевероВосточного Кавказа поддерживали между собой тесные связи. Так, жители высокогорной зоны Дагестана приобретали зерно у жителей равнины. Высоко ценились у всех народов Северного Кавказа изделия кубачинских, кумухских и других мастеров Дагестана.

Аварцы и чеченцы, кумыки, кабардинцы и балкарцы, западные адыги, осетины отдавали своим кунакам на выпас скот. Жители ряда северокавказских аулов вместе трудились на полях и в горах, заготавливали сено, занимались рыбной ловлей в протоках Терека и на Каспийском море, особенно на острове Чечень. В процессе длительных общений горцы Северо-Восточного Кавказа перенимали друг у друга трудовые навыки ведения хозяйства.

На основе укрепляющихся торгово-экономических, политических, культурных и других связей между народами

Северо-Восточного Кавказа усиливалось и развивалось сотрудничество. В результате сложилось много общих черт в материальной и духовной культуре, развитию которой способствовали сравнительно одинаковые географические, экономические и социально-политические условия. В то же время достижения материальной и духовной культуры строго учитывали местные локальные особенности того или иного региона или местности. Это четко прослеживается в предметах хозяйственного и домашнего обихода, в национальной одежде и пище, в семейном быту.

Наряду с материальной культурой взаимовлияние народов Чечни и Дагестана заметно отразилось на их духовной культуре, что хорошо прослеживается в устном народном творчестве, в танцах, музыке.

О длительных и тесных контактах между народами Северного Кавказа свидетельствует также и лексикон кавказских народов. В каждом из них встречается очень много слов, заимствованных у близких и далеких соседей. К тому же народы Северо-Восточного Кавказа, как правило, владели языками своих соседей. Но особенно распространенными в описываемое время стали тюркские языки, и в частности кумыкский, на котором целый ряд правителей Дагестана и Чечни вели дипломатическую переписку.

Между Чечней и Дагестаном в течение длительного времени не существовало резко очерченных границ. С древнейших времен чеченцы жили в тесном единстве с аварцами и кумыками, что, естественно, привело к смешению пограничного населения. Все это благотворно сказывалось на взаимоотношения исследуемых народов, что подлежит научному анализу и чему посвящено предлагаемое исследование.

Степень изученности проблемы. Исследованию социально-экономических аспектов истории чеченского общества во второй половине XIX в. было посвящено несколько работ, в числе которых особого внимания заслуживает труд первого чеченского исследователя — историка и этнографа — У. Лаудаева, впервые опубликовавшего свой труд в «Сборнике сведений о кавказских горцах»1. В данной работе нашли отражение многие вопросы социально - экономической и культурной жизни чеченцев. Здесь также приводятся конкретные сведения

0 торгово-экономических и культурных взаимоотношениях чеченцев с соседними народами. Исследователь У. Лаудаев дал развернутый очерк истории и этнографии чеченцев в XIX в. и тем самым внес значительный вклад в научное исследование истории вайнахского народа.

Значительные сведения по теме нашего исследования относительно Чечни и Дагестана в XIX веке содержатся в трудах таких ученых, как А.П. Берже2, В.П. Пожидаев3 и др. В этих и других работах хорошо представлен разносторонний материал по общественному быту чеченцев, в том числе и о взаимоотношениях их с соседними народами Дагестана.

Аналогичные работы представлены также относительно народов Дагестана, которые способствуют пониманию

1 Лаудаев У. Чеченское племя. // ССКГ Тифлис, 1872. Вып. VI.

2 Берже А.П. Чечня и Чеченцы. (Тифлис, 1859); Берже А.П. Краткий обзор горских племен на Кавказе // Кавказский календарь на 1858. (Тифлис, 1857).

3 Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. Ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. Краткий историко-этнографический очерк. М., Л., 1926; Пожидаев В.П. Деревообделочное производство в ауле Унцукуль. Историко-этнографический очерк. (Махачкала, 1931). проблемы экономических и культурных особенностей и связей дагестанских народов4.

Вышеназванными трудами далеко не исчерпывается литература XIX в. относительно темы нашего исследования. Здесь также заслуживают внимания исследования таких авторов XIX века, как Броневский С. «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» в 2-х частях (М., 1823. 4.2); Руновский А. «Записки о Шамиле». (М., 1889); Семенов Н.С. «Туземцы Северо-Восточного Кавказа». (СПб., 1895); Смирнова U.C. «Семья и семейный быт народов Северного Кавказа». (М., 1983.); Фадеев Р. «Шестьдесят лет Кавказской войны». (Тифлис, 1860); Кох К. «Путешествие через Россию на Кавказский перешеек в 1837—1838гг.». (Владикавказ, 1967) и другие.

В советский период развития исторической науки исследователями была проведена значительная работа по разработке вопросов, связанных с проблемами социально-экономического развития Чечни и взаимоотношений с соседними народами Северного Кавказа и, в частности, с народами Дагестана в XIX в5. Относительно лингвистических взаимовлияний чеченцев и дагестанцев большая и плодотворная работа проведена профессором И.Ю. Алироевым6.

4Воронов II.И. Из путешествия по Дагестану. // ССКГ, Вып. 3 (Тифлис, 1870.); Норденстам И.И. Описание Антль-Ратля. // ИГЭД. М., 1958; Омаров А. Как живут лаки. // ССКГ. Вып. 3, Тифлис, 1870; Розен Р.Ф. Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. //ИГЭД, М., 1958 и др.

5 Авторханов А. Революция и контрреволюция в Чечне. Грозный, 1933; Гриценко Н. П. Социально-экономическое развитие Притеречных районов в XVIII — первой половине XIX в., (Грозный, 1961); Его же. Экономическое развитие Чечено-Ингушетии в пореформенный период (1861- 1900 гг.) Грозный, 1963:

6 Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. Грозный 1978.

Соответственно, дагестанскими исследователями также была проведена большая и плодотворная работа по исследованию социально-экономических и политических аспектов развития дагестанского общества в XIX — начале XX века и взаимоотношений его с соседней Чечней в области торгово-экономических и культурных факторов и т.д.

Исследования российских и местных историков, изучающих события Кавказской войны XIX века проливают свет на освещение тех или иных аспектов взаимоотношений двух соседних народов и их участии событиях того времени. В этом отношении обращают на себя внимание такие работы, как «Записки о Шамиле» Руновского А. М, 1860, «Книга воспоминаний Абдурахмана из Газикамуха», которая долгое время хранилась в РФ ИИАЭ ДНЦ РАН и издана в Махачкале в 1997 году. Заслуживает внимания работа секретаря Шамиля Мухаммед Тахира аль Карахи «Три имама». Махачкала, 1990, Хроника Мухаммед Тахира аль Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. Махачкала, 1998, а также работа пристава Шамиля в Калуге А. Руновского «Записки о Шамиле». М., 1989 и др. Все эти публикации способствуют воссозданию целостной картины событий того периода Кавказской войны, как внутри обществ, так и относительно взаимоотношений народов Чечни и Дагестана в первой половине XIX в.

Во второй половине XIX в. вышло капитальное исследование о народах Северного Кавказа известного российского юриста своего времени Ф.И. Леонтовича «Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа», вып. 2., Одесса, 1883. Наряду с названной работой большой интерес для нашего исследования представляет также капитальный труд Ковалевского М. М. «Закон и обычай на Кавказе», в 2-х томах, М., 1890.

Значительный вклад в изучении менталитета кумыков, их семейного и общественного быта в традиционном прошлом вносит работа Маная Алибека «Адаты кумыков» // Дагестанский сборник. Махачкала, 1927. Данная работа тем более представляет большой научный интерес, что кумыки традиционно граничат и даже проживают с чеченцами и соответственно имеют тесные многовековые торгово экономические и культурные взаимоотношения.

В 60-70-х годах XX столетия выходят работы известных кавказоведов7, в которых авторы прямо или косвенно касаются отдельных аспектов темы нашего исследования, однако в них отсутствует всесторонний анализ обозначенной нами проблемы исследования в соответствующих хронологических рамках.

В 70-80-х годах XX. столетия в Дагестане и Чечне были изданы тематические сборники научных статей8, в которых

Фадеев A.B. Из истории русско-чеченских связей. Вестник Московского Университета (ВМУ). Историко-филологическая серия, № 1, М., 1959; Калоев Б.А. Из истории русско-чеченских экономических и культурных связей, Журн. «Советская этнография», № 1, М., 1961; Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом, Орджоникидзе, 1963; Саламов A.A. Из истории взаимоотношений чеченцев и ингушей с Россией и великим русским народом// Известия ЧИНИИИЯЛ, т.З, вып. 1, Грозный, 1963; Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана, М. 1965; Чекменов С.А. К истории дружественных взаимоотношений между русскими и северокавказскими народами в конце XVIII — пер. пол. XIX в. // Труды КЧНИИ, вып. 6, Ставрополь, 1970; Гриценко Н.П. истоки дружбы,. Грозный, 1975; Ахмадов Я.З. Взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII в., Махачкала, 1977; Ахмадов Ш.Б. Экономические связи чеченцев и ингушей с Россией и народами Кавказа в XVIII в.// Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI - нач. XX в, Грозный, 1981 и др.

8 Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа (дооктябр. период), Сб. статей, Махачкала, 1977; Взаимоотношения- народов Чечено, Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI - начале XX в., Сборн. также нашли отражение некоторые вопросы, касающиеся торгово-экономических и культурных взаимоотношений между народами Дагестана и Чечни в XVIII — XIX вв.

Из числа работ советского периода понять степень развития культурных взаимосвязей и взаимовлияний народов Дагестана и Чечни способствует исследование Волковой Н.Г. «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XIX века». (М., 1974).

В постсоветский период стали выходить публикации и отдельные работы монографического характера, в которых исследуются вопросы, касающиеся экономических и культурных взаимоотношений в традиционных обществах народов Северного Кавказа. В этой связи необходимо отметить, что в 2006г. в Махачкале состоялась научно-практическая конференция на тему: «Исторические связи народов Дагестана и Чечни», тезисы докладов которого опубликованы (Махачкала, 2006).

Наряду с монографиями и научными статьями в последние годы вышло несколько работ обобщающего характера, в которых нашли отражение вопросы, касающиеся темы нашего исследования. В их числе имеются в виду обобщающие академические труды по истории народов Северного Кавказа: «История народов Северного Кавказа (конец XVIIIв.- 191 7г).» (Ответ, ред. А.Л. Нарочницкий) — М., «Наука» 1988; «История Дагестана с древнейших времен до наших дней», в 2-х томах. (Под ред. Османова А.И.) — Т.2. Махачкала, 2005.; Я.З. Ахмадова и Э.Х. Хасмагомадова «История Чечни в XIX - XX вв.». - М., 2005; «История Чечни

Статей, Грозный, 1981; Из истории взаимоотношений Дагестана с Россией и с народами Кавказа. Сборник статей, Махачкала, 1982. и др. с древнейших времен до наших дней» в 2-х томах. Т.1. (Отв. ред. Ахмадов Ш.Б.) — Грозный, 2008. и др.

Среди последних публикаций, материалы которых способствуют в большей мере раскрытию темы исследования, нужно отметить, издание: «Чеченская республика и чеченцы. Традиции и современность».// Материалы Всероссийской научной конференции. (М., Наука. 2006). В материалах данной конференции большого внимания заслуживает доклад Ахмадова Ш.Б. «Взаимоотношения чеченцев с народами Кавказа и Россией в прошлом», который содержит значительный фактический материал по торгово-экономическим, культурным и другим взаимоотношениям народов Чечни и Дагестана в прошлом.

В последние годы число исследований в русле заявленной нами прблемы пополняется, и в этой связи следует отметить одну из последних монографий, авторами которых являются Айларова С.А. и Тебиева Л.Т. «Культура и хозяйство: взгляд северокавказских просветителей (кон. ХУШ-ХГХ вв.)», Владикавказ, 2008.

Число исследований народов Северного Кавказа, в которых уделяется достаточное внимание, в том числе и вопросам торгово-экономических и культурных взаимоотношений исследуемых народов ежегодно увеличивается. В целом, эти и другие публикации в комплексе составили историографию по теме исследования.

Цель диссертационного исследования проведение комплексного анализа торгово-экономические и культурные связей народов Чечни и Дагестана в XIX — начале XX в.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

• исследовать общее и особенное в эволюции земледелия и землепользования в Дагестане и Чечне в исследуемый период;

• показать роль скотоводства в хозяйственной деятельности народов Чечни и Дагестана;

• раскрыть общие тенденции и отличительные черты в развитии кустарных промыслов Чечни и Дагестана;

• проанализировать роль торговых связей и их роль в экономической жизни Чечни и Дагестана;

• выявить исторические традиции в культурных связях Чечни и Дагестана;

• показать роль такого феномена как куначество для развития экономических и культурных связей Чечни и Дагестана;

• рассмотреть роль языковых заимствований народов Чечни и Дагестана в исследуемый период. Хронологические рамки исследования включают период со второй половины XIX до начала XX столетия. Их выбор обусловлен особенностями политического и социально-экономического развития страны. Выбор нижней грани исследования продиктован значительными переменами, произошедшими в хозяйственно-экономической жизни кавказских народов, после присоединения к Российской империи. Это в свою очередь повлекло за собой вовлечение народов Чечни и Дагестана в общероссийское рыночное пространство.

Верхняя граница определена февралем 1917 г., т.е. началом радикальных перемен, повлекших за собой трансформацию социально-экономических отношений.

Территориальные рамки исследования ограничиваются территориями Чечни и Дагестана.

Методологической основой исследования являются принципы объективности, историзма и научности в изучении документов и использовании фактов, исторического детерминизма, ключевой дефиниции, что означает взаимообз'словленность, последовательность, причинно-следственную связь событий, их рассмотрение в становлении и развитии. При этом исторические события и явления рассмотрены в причинно-следственной связи и во взаимодействии с основными социально-политическими процессами того времени. В целях изучения связи между историей жизни одного человека и общественно политическими процессами и воссоздания биографий применялись персонально-биографический и социально-психологический методы.

Источниковая база исследования с учетом того, что подобное исследование касающееся взаимоотношений народов Чечни и Дагестана, ранее не являлось предметом специального исследования, в ходе ее проведения были привлечены разнохарактерные источники.

Прежде всего по теме нашего исследования был привлечен материал из Государственных архивов Республики Дагестан, Республики Осетии — «Алания», частично и опосредованно Госархива Чеченской Республики, а также Рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН. Надо заметить, что после известных военных событий в предшествующие два десятилетия Государственный архив Чеченской Республики находился в разрушенном состоянии, однако сейчас идет процесс его восстановления и возрождения.

В фондах названных госархивов республик особый интерес для данного исследования представляют материалы, касающиеся уровня общественного развития, торгово-экономических и культурных взаимосвязей исследуемых народов, которые нашли отражение в отчетах, докладах и официальных документах губернаторов и других чиновников за разные годы. В числе этих документов следует назвать следующие: «Всеподданнейший отчет наместника Кавказа (1863—1871)». (Тифлис, 1871); «Дагестанская область. Свод статистических данных, извлеченных из Посемейных списков населения Закавказья». (Тифлис, 1890); «Отчеты начальника Терской области за 1900- 1906 гг.», изданные во Владикавказе в соответствующие годы. Разработке предлагаемой темы также способствовали обзоры Дагестанской области за 1892— 1899 гг., «Кавказские календари», изданные в Тифлисе в 1860, 1866, 1891 и другие годы.

Помимо архивного материалов важные сведения относительно разрабатываемой темы содержатся в материалах периодической печати соответствующего периода9.

В качестве важного источника по данной теме следует назвать «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» (АКАК), изданные в Тифлисе в 1866—1904 гг. (Т.1— XII). Материалы из Актов Кавказской археографической комиссии позволяют извлекать необходимые сведения и представлять их в сравнительно-сопоставительном плане анализа истории разных народов и областей Кавказа в исследуемый период.

Большим подспорьем при разработке данной темы служат публикации исследовательского характера по XIX

9 Газеты «Кавказ», «Живописная Россия», «Терские ведомости» и др. веку, авторами которых являются представители российской интеллигенции|().

Относительно некоторых публикаций XIX в. следует отметить, что в силу того, что подобного рода исследования наряду с анализом содержат значительную информацию относительно предлагаемой темы, подчас сложно бывает разграничить исследования от источников11.

Кроме того, в определенной мере источниковедческий материал по теме данного исследования был опубликован в советский период и, в частности, в сборнике документов: «Материалы по истории Дагестана и Чечни». (Сост. С.К. Бушуев, P.M. Магомедов), Махачкала, 1940 и т.д.

Значительный материал при разработке темы исследования был обнаружен в результате неоднократных экспедиционных поездок в пограничные районы Дагестана и Чечни, где в памяти народной непосредственно или опосредованно через прошлые поколения сохранилось достаточно сведений о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве между чеченцами и дагестанцами в

10 Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г. // ИРГО. СПб., 1884. Т. 20. Вып. 4. Ахвердов А.И. Описание Дагестана,-1804 // ИГЭД М., 1956. Берже А.П. Очерк «Кавказ» // Живописная Россия. 1883. Т. 9. Буцковский А. М. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних областей. // ИГЭД М., 1956. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану. // ССКГ Тифлис, 1870. Вып. 3. Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа // ССКГ. Вып. И. 1869. Гербер Г. Описание стран и народов вдоль Западного берега Каспийского моря — 1828. // ИГЭД М., 1956. Максимов Е. Чеченцы (историко-географический и статистико-экономический очерк). // «Терский сборник». Вып. 3. Владикавказ, 1893. и др.

11 В числе таких статей следует назвать: Мочульский Н. Война на Кавказе и Дагестане. // Материалы по истории Дагестана и Чечни. (Сост. Бушуев С.К., P.M. Магомедов) Махачкала, 1940. Норденстам М.И. Описание Антль-Ратля. // ИГЭД М., 1958. Розен Р.Ф. Описание Чечни И.Дагестана. 1830 г. // ИГЭД М., 1958 и др. историческом прошлом, традиции которого сохранились вплоть до 30-х годов XX века.

На территории Чеченской республики основные экспедиционные поездки в разные годы (2004—2009гг.) состоялись в Ножай-Юртовский, Шаройский, Итум-Калинский и Веденский районы. На территории Дагестана в качестве объектов исследования в первую очередь наш интерес представляли Гумбетовский, Ботлихский, Казбековский и Новолакский районы, которые исторически непосредственно граничили с Чечней. Кроме того, в ходе полевых исследований были задействованы информаторы — выходцы из вышеназванных районов, но в силу определенных обстоятельств, проживавшие в городах.

Приведенные выше полевые экспедиционные материалы наряду с архивными и ранее опубликованными материалами составили также источниковедческую базу предлагаемого исследования.

Научная новизна состоит в том, что представленная диссертация является первым в современной исторической литературе комплексным исследованием эволюции экономических и культурных связей народов Чечни и Дагестана в XIX — нач. XX вв.

Опираясь на массив исторических документов, автор подробно рассматривает общее и особенное в развитии основных отраслей хозяйственной деятельности региона: земледелия и скотоводства. В исследуемый период, в большинстве районов Дагестана наблюдался острый недостаток пахотных земель, и соответственно недостаток зерна, который возмещался покупкой их в Чечне. Вместе с тем, в диссертационном исследовании подчеркивается, что нехватка в горной местности пригодной для сельскохозяйственных нужд земли было характерно и для Чечни, и для Дагестана. Она имела для горцев особую ценность и, соответственно, покушение на земельную собственность, а также нарушение межевых границ являлось одним из важных источников конфликтов в горском обществе.

В диссертации показано, что широкое развитие в горных областях региона получило животноводство и, прежде всего овцеводство, что было обусловлено наличием большого количества горных пастбищ, прежде всего в Нагорном Дагестане, который торговал скотом, в том числе и с Чечней. Анализ документов, позволил автору сделать вывод о том, что в экономически более благополучных районах Северного Кавказа, в том числе в Чечне, уроженцы Дагестана, выполняли тяжелую физическую работу, нанимаясь батраками, пастухами и т.д. так как прокормить себя и свои земли на родине они не могли.

В исследовании подробно показано развитие ремесленного производства. Автор считает, что в каждом районе Чечни и Дагестана сложилась собственная специфика ремесленного производства. В Дагестане, с учетом ограниченности земельных ресурсов и, соответственно избытком рабочей силы, ремесленное производство развивалось более быстрыми темпами, чем в Чечне. В исследуемый период возникли и успешно развивались такие центры металлообработки как Гоцатль, Кази-Кумух, Кубачи, Амузги, Харбук, Чиркей и т.д., которые во второй половине XIX в. работали исключительно на рынок. В это же время в Чечне широкое развитие получило пчеловодство, сложилось войлочное и бурочное производство. Со второй половины XIX в значительное число дагестанцев в поисках работы уходили на Грозненские нефтяные промыслы. По мнению диссертанта ремесленное производство было той сферой, где наиболее ярко проявлялись экономические связи Чечни и Дагестана.

С опорой на большой комплекс исторических документов исследователь утверждает: культурные связи между народами Чечни и Дагестана находились на достаточно высоком уровне. Этому способствовали схожие природно-географические условия и близкая хозяйственная деятельность и торговля. Также культурный обмен происходил и в духовной сфере. В частности многие чеченцы получали мусульманское образование в Дагестане.

Подробно в диссертации освещается такие феномены, способствующие укреплению экономических и культурных связей горских народов, как куначество и гостеприимство, которые имели древние, веками выверенные опыт и-традиции, обусловленные социально-экономическими, торговыми, ментальными, морально-этическими, религиозными и другими факторами в жизни кавказских народов. Диссертант также утверждает, что гостеприимство способствовало унификации культурного, в том числе языкового обмена среди народов Чечни и Дагестана, а также содействовало терминологическому заимствованию в процессе межэтнической коммуникации.

Научная и практическая значимость Разработка предлагаемой темы будет иметь большую научно-практическую значимость в том плане, что изучение торгово-экономических и культурных взаимоотношений в историческом прошлом будет во многом способствовать экономической и политической стабильности не только между народами Чечни и Дагестана, но и на всем Северном Кавказе в настоящее время.

Добрососедские отношения между народами, тем более исторически проживающими на сопредельной территории, являются залогом успешных экономических и культурных взаимоотношений на современном этапе. Для этого необходимо научно воссоздать подобные отношения в историческом прошлом. К тому же в настоящее время велик риск лишиться исторических документов относительно межнациональных взаимоотношений и свидетелей в лице представителей старших поколений, которые непосредственно или опосредствованно через другие поколения могут помочь восстановить исторические реалии, в том числе и по данной теме.

В научном плане изучение экономических и культурных связей исследуемых народов будет существенным вкладом в исследование проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе, который может быть использован научной интеллигенцией других республик при разработке аналогичных проблем. Результаты данного исследования могут быть использованы при написании истории народов Дагестана и Чечни и составлении спецкурсов на гуманитарных факультетах ВУЗов Чечни и Дагестана. Отдельные положения исследования могут быть использованы при составлении школьных учебников и методических пособий с учетом национальных компонентов Чечни и Дагестана.

Апробация работы. Диссертация получила положительную оценку и рекомендована к защите на заседании кафедры истории Чеченского государственного университета. Основные положения диссертации изложены в 6 научных статьях, в том числе три статьи в реферативных ваковских журналах, а также в материалах Всероссийской научной конференции.

Структура диссертации соответствует цели и задачам работы и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мусаев, Ислам Лечаевич

Эти выводы также подтверждаются исследованиями, проведенными Волковой Н.Г., когда из 62 обследованных чеченских селений в 58 зафиксированы потомки дагестанских переселенцев и эти процессы происходили не только на плоскости, но и в горных областях.

По разным оценкам, на территории современной Чечни проживало около двадцати процентов представителей ассимилировавшихся народов и национальностей, сросшихся своими корнями в структуру этноса, приняв все характерные для первого атрибуты: язык, веру, культуру, обычаи, традиции, нравы и т.д.

Известно, также, что распространение ислама в Чечне происходило из Дагестана, в процессе которого еще теснее и глубже становились культурные связи между народами Чечни и Дагестана.

Главнейшими сельскохозяйственными культурами народов Дагестана и Чечни являлись просо, которое составляло почти единственную пищу горцев, а также рожь и ячмень, дающие небольшой урожай: рожь сам 3—4, ячмень — сам 6—8. В более умеренных полосах Дагестана сеяли овёс, горох и кукурузу в небольшом количестве. Пшеницу сеяли только в восточной половине Дагестана, но хорошие урожаи она давала редко. Большая часть дагестанцев получала от своих полей хлеба только на три месяца или на полгода, для остального времени они обменивали его в соседней Чечне. Местное население нуждалось в сырьевых сельскохозяйственных ресурсах, и особенно в зерновых Чечни. Как заметил русский офицер XIX в. Н. Мочульский «Гористая и скалистая природа дагестанских племён не изобиловала хлебом, а потому они меняли на чеченский хлеб свои произведения: фрукты, ковры, шёлк и прочее»306. Об этом же утверждал М. Н. Покровский, который писал, что

306 Материалы по истории Дагестана и Чечни. (Сост. Бушуев С.К., Магомедов P.M.) Махачкала, 1940. С.22.

Дагестан никогда не в состоянии был прокормиться своим хлебом», и считал Чечню «житницей Дагестана»^'07.

С учетом дефицита земли под пашни в некоторых обществах высокогорного Дагестана преобладающим занятием населения было скотоводство. Сравнительно-сопоставительный анализ развития этой отрасли показывает, что развитие скотоводства у исследуемых народов непосредственно зависело от природно-географических условий.

В плоскостных районах смежных народов Чечни и Дагестана преимущественную популярность получило разведение крупного рогатого скота и меньше - овцеводство. В результате производственной деятельности, связанной со скотоводством, происходил культурный взаимообмен между сопредельными народами Чечни и Дагестана. Этим же способом обеспечивался обмен трудовыми навыками, тем более что овечьи отары андийцев на летний период спускались на пастбищные угодья Ичкерии (Чечни).

Скотоводство, наряду с другими сферами деятельности, обеспечивало соответствующий товар для развития торгово-экономических взаимоотношений исследуемых народов.

Относительно экономических взаимосвязей также следует отметить, что между народами Северного Кавказа, в том числе и у исследуемых народов, исторически существовали разные формы связей, и не только в форме торговых, но и в предоставлении во временное пользование на определенных условиях пастбищных угодий или же отдавали скот на откорм.

307 Там же.

С учетом вхождения Чечни и Дагестана в состав России во второй половине XIX в., а также вступления во всероссийские рыночные экономические условия трансформируются характер экономического сотрудничества у исследуемых народов. Во второй половине XIX в. многие горцы спускались на равнину в поисках заработка, и работа на грозненских нефтяных промыслах было выгодным занятием для дагестанцев. В процессе такого взаимодействия также наблюдались взаимовлияния культур двух народов уже в новых исторических условиях.

Неравномерность развития сельскохозяйственной деятельности у двух соседних народов создавало условия для торгово-экономических и культурных взаимосвязей на почве не только торговых, но и взаимных производственных обменов, в технике и технологии сельскохозяйственного производства. Так, у народов Дагестана и Чечни достаточно, много общего в обычаях взаимопомощи, которые сложились на самобытной основе и трансформировались в связи с производственной необходимостью.

В горах Дагестана с учетом ограниченности земельных ресурсов и соответственно избытка рабочей силы ремесленное производство стало более популярным, чем в соседней Чечне. Так, возникли традиционные центры металлообработки, как Гоцатль, Кази-Кумух, Кубачи, Амузги, Харбук, Чиркей и др., которые во второй половине XIX века работали исключительно на рынок. И напротив, с учетом благоприятных природно-климатических условий в Чечне наряду с другими отраслями популярным стало пчеловодство. В Чечне сложилось также свое войлочное и бурочное производство; здесь производились арбабаши - истанги. В конце XIX в. чеченцы вообще перестали вывозить шерсть за пределы, предпочитая перерабатывать ее у себя. Мало того, из других областей закупали шерсть и использовали в коммерческих целях.

Развитию деревообработки и торговли деревом в Чечне способствовало наличие здесь лесных массивов в достаточном количестве. В соседнем Дагестане деревообработка пошла в своем развитии несколько в другом направлении, а именно в художественном, когда деревянные изделия стали инкрустировать благородными металлами. Такое производство наряду с металлообработкой, войлочным производством и другими видами кустарного производства со второй половины XIX в. носило товарный характер.

Ремесленное производство было той областью, где наиболее выражено проявлялись экономические и культурные взаимовлияния и связи между народами Чечни и Дагестана в историческом прошлом.

Взаимовлияние наблюдалось также в передаче умений и навыков в изготовлении изделий народного промысла (бурочное производство, арбабаши-истанги и т.д.), в семейно брачных отношениях (во взаимоотношениях между супругами или с близкими родственниками и супругами). Весь имеющийся материал позволяет делать вывод о глубоких корнях и широкой сфере культурного взаимовлияния чеченского и дагестанских народов.

Тесные связи между чеченцами и дагестанцами в период антиколониальной борьбы 20-50-х годов XIX века были обусловлены общими целями и интересами, а также задачами отстоять свою независимость и национальную идентичность.

Будучи экономически взаимосвязаны, народы Северного Кавказа поддерживали между собой тесные связи через торговлю, что также способствовало взаимопроникновению культур. Относительно торгово-экономических связей народов Чечни и Дагестана, надо заметить, что прилегающие районы Северного и Среднего Дагестана с экономическим и социальным строем Чечни имели ряд сходных черт. Но в силу сложившихся ириродно-географических условий горцы Дагестана в сравнении с горцами Чечни были менее зажиточны, что было связано с низком уровнем развития техники и слабой экономической базой. Горцы Дагестана испытывали нужду в сырьевых сельскохозяйственных ресурсах Чечни.

Разница в экономических возможностях сопредельных территорий Чечни и Дагестана способствовала углубленному развитию торгово-экономических взаимосвязей между двумя народами. Традиционно сложились торговые центры как в Дагестане, так и Чечне. Так, возникли рынки в Анди, Кизляре, Эндери, а на территории Чечни такие центры находились в селениях: Чечен - аул, Старый Юрт, Брагуны, Гудермес и др.

Торговля до 70-х гг. XIX в. носила в основном меновый характер, которая к концу века превратилась в денежную, что стало результатом развития рыночных отношений в регионе.

Дефицитным продуктом в меновой торговле чеченцев была соль, которую они получали из владений Шамхала Тарковского. Из Дагестана в чеченские аулы, кроме соли, поступали ювелирные изделия, металлическая посуда и т.д. Через Дагестан в Чечню шли восточные товары: шелковые ткани, пряности и т.д. Торгово-экономические и культурные связи способствовали взаимопроникновению и взаимообогащению культур народов Дагестана и Чечни в исследуемый период, чему в немалой степени способствовали рыночные процессы, происходившие в России и в орбиту которых в конце XIX в. втягивались народы Чечни и Дагестана.

Культурное взаимовлияние между народами Дагестана и Чечни в XIX- начале XX в. находилось на достаточно высоком уровне и проявлялось в разных областях: материальном и духовном. Культурному взаимовлиянию способствовали не только схожие природно-географические условия проживания, но и близкая друг другу хозяйственно-экономическая деятельность, которая способствовала передаче трудовых навыков, обмену навыков по совершенствованию техники производства и т.д. Наряду с торговым обменом в культурной жизни происходило также взаимовлияние, которое в том числе. выражалось и в духовной сфере. В частности, многие представители из Чечни получали мусульманское образование в Дагестане.

Значительный прогресс произошел в культурном обмене между дагестанскими и чеченским народами в период существования в 20-50-х годах XIX века военно-теократического государства — Имамат. Административные порядки, введенные имамом Шамилем в своем государстве, способствовали оттеснению адатных норм в регламентации общественных отношений и усилению роли шариата в обществе. Шариатские законы стояли гораздо выше адатных и соответственно введение их в обществе способствовало поднятию правосознания горцев Дагестана и Чечни на более высокий уровень.

Гостеприимство и куначество у вайнахских и дагестанских народов имеют древние, веками выверенные опыт и традиции, обусловленные социально-экономическими, торговыми, ментальными, морально-этическими, религиозными и другими факторами и условиями.

Гостеприимство способствовало унификации культурного разнообразия среди народов Чечни и Дагестана, а также содействовало терминологическому заимствованию в процессе межэтнической коммуникации. При этом жители на пограничной территории свободно общались друг с другом, чему также способствовали традиции гостеприимства.

Этикет и культура гостеприимства и куначества ставились выше законов кровной мести и тем самым они способствовали отводу мести хотя бы временно, после которого могло быть достигнуто примирение. Правила гостеприимства также распространялись на представителей других религий и верований.

Многовековые торгово-экономические связи и взаимоотношения не могли не сказаться на лингвистических заимствованиях и были обусловлены, в том числе культурными, ментальными, религиозными, географическими рамками дислокации и иными особенностями. В историческом прошлом заимствования наблюдались со стороны арабских, персидских и тюркских народов, которые наиболее часто обозначали свое присутствие в северокавказском регионе. Арабское присутствие при этом было наиболее последовательным, что имело религиозную подоплеку и соответственно заимствования от них были более выраженными.

Заимствования в терминах в значительной степени коснулись торгово-экономических отношений народов Чечни и Дагестана, посредством которых новые термины становились доступными и популярными среди широких слоев населения. Достижению этих же целей способствовали куначеские традиции между народами Чечни и Дагестана, посредством которых унифицировались не только культурные достижения смежных народов, но также происходили терминологические заимствования.

Значительное большинство собственных имен у чеченцев и дагестанцев имеют арабско-персидско-тюркское происхождение, что также было следствием культурного взаимовлияния у исследуемых народов.

175

Заключение

Подводя итоги из вышеизложенного, можно отметить, что торгово-экономические, политические, культурные и иные взаимоотношения народов Чечни и Дагестана в XIX — начале XX в. были обусловлены всем предшествующим ходом развития и сотрудничества между этими народами.

Между исследуемыми народами, так же как и другими народами Северного Кавказа, традиционно не было четко обозначенных территориальных границ и многие из них жили чересполосно и .вперемежку. Этим было обусловлено много общего в их экономическом и культурном развитии, в частности, в материальной и духовной культур.

Многие поселения на пограничной зоне между Чечней и Кумыкской плоскостью Дагестана были образованы выходцами из сопредельных народов. Так, переселенцы с горной Чечни в XVIII - XX вв. обосновывались в верховьях рек Акташ, Ярыксу, Аксай, Ямансу, у устья Сунжи. В плоскостной части Чечни на правобережье располагалась группа чеченских селений Кошкельды, Курчалой, Науруз-аул, Ноинберды, Ойсунгур, Истису, которые раньше представляли собой отселки от больших соседних кумыкских аулов. Естественными при таком тесном сотрудничестве были межнациональные браки и взаимовлияние культур, как в материальной, так и духовной областях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мусаев, Ислам Лечаевич, 2011 год

1. Ф. 2. Оп. 1 Д. 14; Ф. 21. Оп. 5. Д. 87; Ф. 71. Оп. 2. Д. 10; Ф. 72. Оп.2. Д. 1а; Оп.З. Д. 18; Ф.147. Оп. 3. Д. 65; Оп.5. Д.147; Ф. 379. Огі. 1. Д. 154; Д. 159а; Ф. 149. Оп. 1. Д. 30; Д. 217; Оп. 2. Д. 1; Д. 14; Д. 38.

2. Материалы Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра

3. Российской академии наук. Ф. 5. Оп.1. Д. 1658. Ф.І.Оп. 1. Д. 368. Ф. 3. Оп. 1.

4. Ф. 4. Оп. 3; Оп. 5; Ф. 5. Оп. 6; Ф. 6. Оп.7.1. Полевой материал

5. Полевой материал автора за 2004-2005 годы в Гумбетовский и Казбековский районы РД.

6. Материалы из ежегодных отчетов

7. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссией)

8. АКАК Т. 1. Тифлис, 1866 г.;

9. АКАК Т. П. Тифлис, 1868 г.;

10. АКАК. Т. III. Тифлис, 1869 г.;

11. АКАК. Т. IV. Тифлис, 1870 г.;

12. АКАК. Т. V. Тифлис, 1873 г.;

13. АКАК. Т. VI. Тифлис, 1875 г.;

14. АКАК. Т. VII. Тифлис, 1878 г.;

15. АКАК. Т. VIII. Тифлис, 1881 г.;

16. АКАК. Т. IX. Тифлис, 1883 г.;

17. АКАК. Т. X. Тифлис, 1885 г.;

18. АКАК. Т. XI. Тифлис, 1888 г.;

19. Джахиев Г. А. Из истории освободительной борьбы дагестанцев и чеченцевв 20-х гг. XIX в. // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Махачкала, 2006.

20. Дмитриев В.А. Способы преодоления насилия в традиционном обществе горских народов Северного Кавказа. //Адат. Традиции и современность. (Главный редактор и составитель Дмитриев В.А.) Тбилиси-Москва, 2003.

21. Загорский И. Восемь месяцев в плену у горцев // КС. Вып. 19. Тифлис, 1876.

22. Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним. // ССКГ Вып. 1. Тифлис, 1868.

23. Фадеев A.B. О некоторых социально-экономических последствиях присоединения Чечено-Ингушетии к России // Известия ЧИНИИИЯЛ. Вып. I. Т. I. Грозный, 1959.

24. Хасбулатов А.И. Дагестанские отходники в становлении грозненского нефтепромышленного района (конец XIX — начало XX в.) // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Махачкала, 2006.

25. Шигабудинов Д.М., Магомедов М.Д. Интеграционные процессы в экономике Дагестана и Чечни в 20-50-х гг. XIX в. // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Махачкала, 2006.

26. Яндаров X. Я. История чеченской письменности. // Записки Северо-Кавказского краевого Горского НИИ. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1928.

27. Ярычев Н. У. Толерантность в этнической культуре чеченцев и дагестанцев // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Махачкала, 2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.