Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Юй Аньдун

  • Юй Аньдун
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 210
Юй Аньдун. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2007. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Юй Аньдун

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Академический рисунок в художественно-педагогическом образовании советской и постсоветской России

1.1. Рисунок как учебная дисциплина в подготовке студентов в системе художественно-педагогического образования в советской и постсоветской России.

1.2. Традиции и инновации в обучении академическому рисунку будущих художников-педагогов в российских вузах.

Глава 2. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании Китайской Народной Республики

2.1. Становление художественно-педагогического образования в Китайской Народной Республике.

2.2. Академический рисунок в современном художественнопедагогическом образовании Китая.

Глава 3. Сравнительный анализ обучения академическому рисунку на факультете изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и в художественном институте Аньхойского педагогического университета

3.1. Содержание и методы обучения академическому рисунку российских и китайских бакалавров художественного образования.

3.2. Сравнительный анализ учебных рисунков российских и китайских студентов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ»

Общая характеристика работы

Диссертация посвящена исследованию и сравнительному анализу содержания и методов обучения академическому рисунку в высших художественно-педагогических заведениях России и Китая в период с середины прошлого века по настоящее время (1950-2006 г).

Актуальность исследования. В настоящее время в большинстве стран мирового сообщества происходят процессы бурного реформирования системы образования. Одной из важнейших задач создания единого образовательного пространства является сохранение и интеграция лучших образовательных традиций разных стран.

Художественно-педагогическое образование, эстетическое развитие подрастающего поколения, влияние искусства на все сферы жизнедеятельности - звенья одной цепи существования художественной культуры общества. Традиции всегда являлись прерогативой образования. Академический рисунок - это продукт развития художественной культуры, квинтэссенция академической формы образования в изобразительном искусстве Европы. Обучение академическому рисунку в системе художественно-педагогического образования имеет принципиальное значение в передаче, сохранении и развитии традиций обучения художественной грамоте в общеобразовательной школе, в овладении профессиональным мастерством будущих художников и педагогов изобразительного искусства. Сохранение и развитие традиций академического рисунка - это сохранение профессиональной художественной школы, которая в настоящее время утратила свое главенствующее положение в художественном образовании в большинстве стран западной Европы и Америки. В тоже время академическое рисование и другие системы обучения западной Европы получили широкое распространение в Китае еще в начале прошлого века. В настоящее время наряду с традиционной китайской живописью академический рисунок прочно завоевал позиции в художественном и художественно-педагогическом образовании КНР.

К.Ф. Юон пишет: « Международная ценность искусства тем большая, чем больше национального в человеческих образах и человеческого в национальных образах»1.

В последние годы сотрудничество в области науки, культуры и образования Китая и России получили новый импульс. Сравнительный анализ обучения академическому рисунку в России и Китае направлен на осмысление процессов интеграции в художественном образовании стран с различными культурами.

Все это дает основание считать проблему исследования актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Историей художественного и художественно-педагогического образования в России занимались такие ученые как А. В. Бакушинский, Э. М. Белютин, И. А. Бродский, И. В. Гинзбург, Н. М. Молева, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев. В своих работах авторы исследуют влияние европейской системы подготовки художников на становление русской художественной школы. Прослеживают преемственность лучших традиций советской школы академического рисунка с достижениями русских художников-реалистов, таких, как, А. П. Лосенко, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов, А. П. Сапожников, П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, Н. П. Крымов, К. Ф. Юон.

Академической системе обучения в художественных учебных заведениях России посвящены труды А. А. Дейнеки, Б. В. Иогансона, Д. Н. Кардовского, П. П. Кончаловского, П. Я. Павлинова, Н. Э. Радлова, Н. Н. Ростовцева, А. М. Соловьева, В. А Фаворского, П. П. Чистякова и др.

Современные проблемы академического рисунка как основы профессиональной подготовки художника и художника-педагога в России

1 Цит. по: Школа изобразительного искусства. - М.: Изобраз. искусство, 1965. - С. 145. 4 исследовали В. В. Бабияк, Э. М. Белютин, В. П. Зинченко, JI. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев и др.

Историей становления художественного образования в Китае занимались Чжэнь Жуй Лин , Чжан Дао Сэнь. Известный художник-педагог Сюй Пэй Хун много сил приложил для распространения европейской академической системы обучения в Китае, подчеркивал значение реалистического рисунка как основы обучения изобразительному искусству.

Влиянию русской академической школы на становление художественного образования в Китае, проблемам художественно-педагогического образования, исследованиями в области методики обучения рисунку в настоящее время занимаются Ли Су Цзе, Чжоу Пэн Хой, Ван Цзин Цзяо и др.

В этой связи интересна мысль H.H. Крамского: «Что ни говорите, а искусство не наука. Оно только тогда сильно, когда национально. Вы скажите, а общечеловеческое? Да, но ведь оно, это общечеловеческое, пробивается в искусстве только сквозь национальную форму. Я стою за национальное искусство, я думаю, что искусство не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития. И если когда-нибудь, в отдаленном будущем, России суждено занять такое положение между народами, то и русское искусство, будучи глубоко национальным, станет общечеловеческим»2. Возможно это «отдаленное будущее» наступило и этим объясняется интерес многих стран к искусству и художественному образованию России.

Необходимо отметить, что степень научной разработанности вопросов становления художественного образования, и, в частности, художественно-педагогического образования в России и Китае имеет существенное различие. Вопрос становления художественного образования в России в специальной

2 Цит. по: Школа изобразительного искусства. - М.: Изобраз. искусство, 1965. - С. 143. 5 литературе освещен гораздо полнее, чем история художественного образования в Китае.

Вплоть до настоящего времени сравнительный анализ в художественно-педагогическом образовании России и Китая не предпринимался исследователями.

Объект исследования. Художественно-педагогическое образование России и Китая.

Предмет исследования. Методика обучения академическому рисунку в художественно- педагогических вузах России и Китая.

Цель исследования. Сопоставить процессы развития высшего художественно-педагогического образования в Китае и в России для совершенствования методов обучения академическому рисунку.

Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

- исследовать академический рисунок как основу художественно-педагогического образования в России;

- раскрыть значение обучения академическому рисунку в высшем художе ственно- педагогическом образовании Китая;

- провести сравнительный анализ развития традиций академического рисунка в художественно-педагогическом образовании Китая и России на примере РГПУ им. А.И. Герцена и Аньхойского университета;

- выявить причины обуславливающие снижения уровня подготовки бакалавров, специализирующихся по живописи маслом в КНР;

- выявить факторы, способствующие повышению качества подготовленности бакалавров в КНР, специализирующихся по традиционной живописи Гохуа.

Гипотеза исследования. Изучение и сравнительный анализ программ и методов обучения в Герценовском и Аньхойском университетах позволяет выявить их особенности и совершенствовать процесс подготовки китайских и российских бакалавров с учетом специфики их специальностей.

Теоретико-методологической основой явились исследования:

- по философии и эстетике искусства;

- по истории художественного образования;

- по теории художественной педагогики;

- по культурологическому подходу в сравнительных педагогических исследованиях, который предполагает рассмотрение педагогического явления в контексте общечеловеческой и национальной культуры.

Методы исследования. В работе использованы теоретические методы исследования: сравнительно-исторический, изучение и анализ научных трудов по истории художественного образования и теории художественной педагогики, сравнительный анализ учебных программ по академическому рисунку и эмпирические методы - изучение и анализ педагогического опыта обучения студентов художественных факультетов педагогических вузов и колледжей, а также анализ результатов обучения - учебных рисунков. Научная новизна исследования состоит в следующем:

- впервые проведен сравнительный анализ обучения академическому рисунку в КНР и России;

- впервые на основе изучения российского опыта обучения академическому рисунку исследованы влияния академического рисунка на обучение живописи маслом;

- впервые обобщен опыт влияния школы академического рисунка на обучение традиционным видам изобразительного искусства Китая;

Источниками исследования явились труды по истории художественного образования и художественной педагогики Российских и Китайских ученых, статьи в научных сборниках и периодических изданиях, регламентирующие документы органов управления культуры и образования, учебно-методическая документация и методические фонды художественно-педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Курска, Магнитогорска, Аньхойского, Пекинского и др. университетов, а так же педагогическая практика. В ходе работы над диссертацией устраивались методические выставки с последующим обсуждением и анализом студенческих учебных рисунков.

Апробация исследования и внедрение результатов в практику. Чтение открытой лекции на тему: «Традиция и нынешнее состояние образования в академии им. И.Е. Репина» в Художественном институте Анхойского педагогического университета. ( Китай, 2004). Выступление на курсах повышения квалификации учителей провинции Аньхой на тему: «Российский академический рисунок» (Китай, 2005). Выступление с докладом на тему: «Художественное образование в вузах Санкт-Петербурга: история и современность» на конференции «Художественно-педагогическое образования в китайских вузах» (Китай, 2004). Организация методической выставки «Испытание традиции - учебные работы рисунка и живописи студентов российских художественно-педагогических вузов» (Китай, 2004).

Положения, выносимые на защиту:

- реализация многоуровневого художественного образования в России и Китае происходит с учетом культурных традиций и способствует формированию единого образовательного пространства;

- система обучения российскому академическому рисунку в современном художественно-педагогическом образовании Китая заняла прочное место, не смотря на влияние разнообразных художественных школ;

- обучение академическому рисунку в современном художественно-педагогическом образовании Китая оказывает положительное влияние на обучение традиционному китайскому искусству Гохуа.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории художественного образования новыми знаниями об особенностях использования академической системы обучения в художественно-педагогическом образовании Китая, в методологии сравнительного анализа систем обучения академическому рисунку в России и Китае и значении сохранения традиций академического рисунка в художественно-педагогическом образовании.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы на лекционных занятиях по педагогическим технологиям и методике обучения, выводы могут быть положены в основу составления учебных планов и программ, методических рекомендаций и пособий по рисунку для различных педагогических специальностей, использованы при формировании методического фонда учебных рисунков, выполнения наглядных пособий.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается совокупностью методов, адекватных цели и задачам исследования, апробацией результатов исследования в процессе учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельности соискателя.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, сопровождаемых постраничными примечаниями, заключения, библиографии, включающей публикации на русском и китайском языках. Текст диссертации дополняют фотографии учебных рисунков студентов факультета Изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена и Художественного института Аньхойского университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Юй Аньдун

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая изложенный материал, можно сделать следующие выводы. Система подготовки в области художественно-педагогического образования Китая является во многом сходной с художественным образованием в России, а предлагаемая этой системой последовательность и поэтапность освоения изобразительной грамоты лежит в основе как Российского, так и китайского художественно-педагогического образования. Традиционный академический рисунок сформировался в России ранее, чем в КНР, по этому в российской художественной педагогике уже сложилась стройная система обучения рисунку, а в китайском художественно-педагогическом образовании академический рисунок находится в стадии становления.

Можно констатировать, что в настоящее время в Китае отсутствует унифицированная система художественно-педагогического образования. Слияние и гибкое применение разных концепций на основе традиционной системы академического преподавания рисунка представляет собой основную учебную систему обучения рисунку в подготовке будущих учителей изобразительного искусства в Китае.

В высшем педагогическом образовании Китая считается, что обучение академическому рисованию дает возможность студентам более глубоко освоить историю европейского и национального искусства, что немаловажно для будущего педагога художественных дисциплин. Повышение профессиональной художественной квалификации крайне полезно в целях художественно-педагогического образования.

Становление системы художественно-педагогического образования в советской России осуществлялась последователями реалистической школы рисунка, которая господствовала в официальном искусстве этого периода. На современном этапе в России и в Китае осуществляется двухуровневая система подготовки специалистов высшей квалификации, которая обеспечивает возможность развития интегративных процессов в художественно-педагогическом образовании.

В настоящее время в России и в Китае осуществляется двухуровневая система подготовки будущего учителя изобразительного искусства, которая способствует развитию интегративных процессов в художественно-педагогическом образовании двух стран. В контексте двухуровневой системы образования рассматриваемое понятие «академический рисунок», можно определить следующим образом - это учебная дисциплина, которая раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости, воспитывает художественную культуру и дает знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

В высшем педагогическом образовании Китая считается, что обучение академическому рисованию дает возможность студентам более глубоко освоить историю европейского и национального искусства, что немаловажно для будущего педагога художественных дисциплин.

Традиционный российский академический рисунок сформировался в национальной культурной среде и связан с ней неразрывно. В области художественной педагогики, в свою очередь, сложилась стройная система обучения рисунку, которая имеет непосредственное отношение к данной культуре.

Таким образом, академический рисунок со всеми перечисленными особенностями оказывается вполне адекватным методом для традиционной китайской системы обучения. Он учит моделировать пластические особенности предметов, помогает постичь правила перспективы, законы анатомии и понять законы распространения света, что для традиционных классических задач является положительным дополнительным фактором.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что академический рисунок может являться основой профессионального педагогического образования в Китае. Что он позволяет заложить основу для традиционных видов изобразительной деятельности, обогатив их культурными изобразительными традициями западных школ, в частности, российской школой академического рисунка. При этом академический рисунок не является инородной системой учебно-методических приемов, и органично вписываются в традиционные китайские школы изобразительного искусства. Изучение методов преподавания в академической русской традиции позволяет обогатить школу традиционного китайского изобразительного искусства, не затрагивая ее самобытной основы при условии правильного методологического осмысления этого сложного художественного явления.

Обучение рисунку по специальности Гохуа имеет следующие функции: непосредственное введение студента в решение художественных задач; осознание студентами важности применения на первых этапах обучения методов реалистического рисования; усвоение основных академических приемов и учебных методик на первом этапе работы над традиционном рисунком Гохуа. Эти три функции приводят к разрешению проблемы качественной подготовки преподавателей общехудожественного образования.

Китайская художественная культура и национальная живопись Гохуа также имеет свою традиционную систему обучения молодых художников. В Гохуа изображается окружающая природа, отражающая привязанность людей к ней.

В высшем педагогическом образовании Китая считается, что обучение академическому рисованию дает возможность студентам более глубоко освоить историю европейского и национального искусства, что немаловажно для будущего педагога художественных дисциплин.

В китайских педагогических кругах идет широкая дискуссия, и существуют разные точки зрения на необходимость обучения академическому рисунку в китайском традиционном искусстве. В одних учебных программах обучения Гохуа используются методы академического рисунка, в других - полностью отсутствуют. Данная работа доказывает, что использование методов академического рисунка в традициойной школе Гохуа не подавляет самобытность, не разрушает традицию, но обогащает ее, в тоже время, приближает ее к достижениям мировой художественной культуры.

Повторим, что учебная работа по рисунку имеет специфические особенности и предполагает систематический курс обучения, который строится по принципу последовательного освоения изображения различных по сложности предметов. Элементарное обучение рисунку китайского художественно-педагогического образования основывается на традиционной академической учебной системе. В настоящее время в Китае отсутствует авторитетный учебник по методике преподавания академического рисунка.

Хотя в Китае не сформирована передовая система художественно-педагогического образования, получившая мировое признание, в настоящее время ведутся широкие практические исследования в этой области.

Использование академического рисунка в обучении Гохуа восполняет пробелы изобразительных умений в области китайской национальной живописи, что позволяет по-новому рассмотреть тему человека в сюжетах китайского Гохуа.

Обучение академическому рисунку студентов по специальности Гохуа отличается от обучения студентов выбравших в качестве специальности традиционную европейскую живопись.

В настоящее время в Китае достигнут консенсус по следующим пунктам: обучение рисунку как элементарный учебный этап художественного образования является необходимым процессом; признается, что каждая художественная специальность обладает своей спецификой; несмотря на использование разных методик основного художественного образования; применение преподавания традиционного академического рисунка в художественно-педагогическом образовании неизбежно.

Если говорить о кардинальных различиях, которые существуют между педагогическими системами преподавания академического рисунка в России и в Китае, то необходимо, прежде всего, обратить внимание на различие художественной культуры и художественной традиции этих стран, тесно связанных с различными мировоззрениями, верованиями и основополагающими религиозными течениями.

Сравнительный анализ рисунков студентов, которые обучаются Гохуа и рисунков студентов, которые обучаются только академическому рисунку, не может считаться вполне корректным. В этом случае необходимо учитывать существенные различия в постановке учебных задач. Поэтому мы выделили ряд параметров, которые дают относительную возможность сравнения традиционных рисунков Гохуа и собственно академических рисунков. С нашей точки зрения эти различия заключаются в следующем:

В академических рисунках необходимо отметить такие параметры как иллюзию пространства, тональный разбор, конструктивное построение, светотональную моделировку формы, фактуру, «иллюзию реальности».

В рисунках Гохуа - обозначение пространства, отсутствие тонального разбора, акцент на линейную пластику, отсутствие светотональной моделировки формы, драматургия условных линейно выраженных фактур, «осмысление реальности».

Эти различия слишком велики, что бы проводить сравнение по единым критериям, только академического рисования или только критериям традиционного рисунка Гохуа.

Поэтому для поведения сравнения в третьей главе были выработаны необходимые критерии, к которым относится:

- образное решение;

- острота передачи характеристики модели;

- мастерство выполнения в той или иной стилистики;

- переход от учебных к творческим задачам как характеристика одаренности учащегося.

Сравнительный анализ позволяет сделать основной вывод данного исследования. Предварительное обучение академическому рисунку учащихся, по специальности Гохуа способствует более глубокому проникновению в традиционные задачи этого вида искусства, сохраняя при этом самобытность, чистоту линии, пластику и уникальную традиционную форму выражения. Этот основной вывод исследования, полученный в результате тщательного анализа представленного материала, является существенным в первую очередь для художников-педагогов и может быть с нашей точки зрения успешно применен на практике.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Юй Аньдун, 2007 год

1. Авсиян O.A. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. - M.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.

2. Бабияк В.В. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII начала XX века - СПб.: Гиппократ, 2004.-296 с.

3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. - 165 с. ил.

4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. -192 с.

5. Белютин Э.М., Молева Н.М. Школа Антона Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX XX веков. - М.: Искусство, 1958. - 116 с.

6. Васильев A.A. История и теория развития художественного образования: Учеб. пособие. Краснодар: Просвещение, 2003. - 212 с. педагогических наук РСФСР, М:,1950.

7. Вельфлин Генрих Основные понятия истории искусств. — М.: Изд. В. Шевчук, 2002. 344 с.

8. Ю.Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во Академия пед. Наук РСФСР, 1950. - 150 с.

9. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя / Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических вузов: Сб. науч. тр. Свердловск: уральский рабочий, 1981.-С. 3-6.

10. Виноградова H.A. Китайская пейзажная живопись. М.: Б.и., 1923. - 75 с.

11. Власов В.Г. Программа преподавания художественных дисциплин в структуре Международного колледжа искусства реставрации «ИКАР» -Л.: ИКАР, 1991.-52 с.

12. Н.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

13. Гиппиус Г.-А. Очерки теории рисования, как общего учебного предмета с присовокуплением практического руководства для обучающихся сему искусству. СПб.: Типография военно-учебных заведений, 1844. - 384 с.

14. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / Отв. ред. В.А. Козырев. -СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.-411 с.

15. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1961. - 224 с.

16. Дубов В.А., Мартынов В.М., Уманская М.Г. История Российской Академии художеств: Теоретический курс. МЭГУ. Академия культуры и искусств. М.: МЭГУ, 2002. -176 с.

17. Ду Яньянь Развитие высшего педагогического образования в Китае Автореф. .дис. канд.пед.наук. 13.00.01 СПб. 2005. -21 с.

18. Изобразительное искусство в системе образования. Матер, республ. науч.-практич, конф. Витебск: Изд. ВГУ им. П.М. Машерова, 2001. - 160 с.

19. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX XX вв.: Хрестоматия / Авт. - сост. М.А. Верб. ~ Псков: ПОИПКРО, 2002. - 219 с.

20. Искусствознание и педагогика: Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сб научн. тр. Вып. 1. СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2004. - 270 с.

21. Китайское искусство: Принципы. Школы, Мастера /сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В.В. Малявина. М.: «ОАО Люкс»: «Издательство Астрель», «Издательство ACT», 2004. - 432 е.: ил.- (Кит. классика: новый переводы, новый взгляд).

22. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1981. 160 с.

23. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под. ред. проф В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. СПб.; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -392 с.

24. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учеб. пособие. СПб.: Лань, ТРИАДА, 2004. - 960 с.

25. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность,содержание, технологии: Матер, конф. / Ред. Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд. Рос. гос. пед. ун-та, 1995. - 285 с.

26. Медведев Л.Г. Критерий оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов / Учебное пособие. Алма-Ата; КазПИ имени Абая, 1990. 68 с.

27. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак пед ин-тов —М.: Просвещение, 1986. 159с., ил.

28. Михаленко Л.Б Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах. Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. -М., 1984.- 17 с.

29. Молева Н.М, Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог: М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1953. - 229 с.

30. Научно-методические основы обучения изобразительному искусству: Межвуз. сб. научн. тр. Омск: Изд. ОмГПУ, 2000 - 250 с.

31. Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения /Проблема провинциальной художественной культуры: Сб. научн. тр. Курск: Изд. Курского пед. унта, 1999. - 200 с.

32. Неменский Б.М. Культура искусство - образование: Цикл бесед./Моск. центр худож. культуры (и образования). - М.: Центр «ХКО», 1993. - 79 с.

33. Неменский Б.М. Педагогика искусства М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

34. Непомнящий В.М. и Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». М., Просвещение, 1978. — 119 с, ил.

35. Педагогический энциклопедический словарь. /Вед. ред. О.Д. Грикулова. -М.: БРЭ, 2003. 528 с.

36. Подготовка учителя на художественно-графическом факультете: Науч. докл. XXXIX Герценовские чтения. Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976.-64 с.

37. Приглашение к диалогу: Художник Борис Неменский и его друзья -ученики и соратники. М.: МИОО, 2003. - 236 с.

38. Примерные программы дисциплин общепрофессиональной и профильной подготовки бакалавра художественного образования (Федеральный компонент) /1-2. СПб.: Изд. РГПУ им А.И. Герцена, 2004. - Ч. 1. - 296 е., 4.2. - 296 с.

39. Примерные программы дисциплин подготовки бакалавра художественного образования /Федеральный компонент / Ч. 2. СПб.: Изд. РГПУ им А.И. Герцена, 2004. - 296 с.

40. Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. тр./ Отв. ред. В.Н. Масленников. Уфа: БГПИ, 1984. -118 с.

41. Проблемы художественного образования: Межвуз. сб. научн. тр. Омск: Изд. ОмГПУ, 1997. - 107 с.

42. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986. - 254 с.

43. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. H.H. Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.

44. Родионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста /Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). — СПб.: Образование,1994.-205 с.

45. Ростовцев H.H. Академический рисунок. Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. -3-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, Владос,1995. 239 е.: ил.

46. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1980. - 239 е., ил.

47. Ростовцев H.H. О педагогической деятельности и методах преподавания: Мемуар. записи. Омск: Издатель-полиграфист, 2002. - 247 с.63 .Ростовцев H.H. Развитие творческих способностей на занятиях203рисованием: Учебн. пособ. М.: Просвещение, 1987. - 174 с.

48. Свешников A.B. Индивидуальный подход при обучении академическому рисунку. //Методические рекомендации к проведению учебных занятий по изобразительному искусству в педагогическим институте и школе М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. - с 20-26.

49. Свешников A.B. Формирование творческой активности на занятиях академическим рисунком у акцентуированных личностей. // Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983.-с. 95-100.

50. Селиверстова Н.В. Взаимодействие традиционных и современных методов преподавания базовых специальных дисциплин в системе начального академического художественного образования. Автореф. .дис.канд пед. наук. 13.00.08. М.: 2004, - 24 с.

51. Советы мастеров. Живопись и графика. 2-е изд. / состав, и автор примеч. A.C. Зайцев. - Л.: Художник РСФСР, 1979. - 350 с.

52. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство,1989. - 225 с.

53. Солодухина В. А. О творческом методе преподавателя рисунка заслуженного художника России профессора К.И. Шебко. /Проблемы художественного образования. Межвуз. сб. науч. тр. — Омск: Изд. ОмГПУ, 1997.-С. 47-48.

54. Сотрудничество высших учебных заведений Китая и России в начале XXI века: итоги и перспективы: Матер. Росс.-Китайск. науч.-практич. конф. -СПб.: Изд. РГТТУ им. А.И. Герцена, 2005. 88 с.

55. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.,: Просвещение, 1981 - 175 с.ил.

56. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Оптина Пустынь: Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни Свято-Введенский монастырь, 2002. - 61 с. ил.

57. Унковский А.А. Рисунки-наброски Уч.-метод. пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1982. - 39 с. ил.

58. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960. -131 с. ил.

59. Хабачу А.Г. Педагогический рисунок в системе подготовки художника-педагога / Специальная и профессионально-педагогическая подготовка художника-педагога: Межвуз.сб.науч.тр. Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2006. - С.344-348.

60. Художественно-графический факультет. 50 лет (1941-1991) Юбилейный сборник. М.: Издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. -268 с.

61. Художественное образование: Содержание и методы обучения. Вып. 1. Сб. науч. т. /Под ред. Л.Б. Михаленко, C.B. Анчукова, С.С. Венцлава. СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2004. - 208 с.

62. Художники-педагоги история и современность: Сб. ст. /Научн. ред. О.А. Еремеев. - СПб.: Ин-т им. И.Е. Репина, 1991. - 88 с.

63. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М.: АПК и ПРО, 2001. -128 с.

64. Чень Чжень Вэй Китайская реалистическая живопись XX века Автореф. .дис.канд.исксствовед. 17.00.04. СПб. 2006. - 18 с.

65. Чистяков П.П. Письма, записные книжки. Воспоминания. М.: Искусство, 1953. - 592 с.

66. Шабанов Н.К. Художественно-педагогическая направленность в преподавании живописи и композиции. Курск, Изд. КГПУ, 1996. - 34 с.

67. Школа изобразительного искусства. Раздел «Рисунок». — М.: Изобраз. искусство, 1965. 208 с.

68. Школа изобразительного искусства: Вып. 2: 3-е изд., испр. доп. / А.Н. Буйнов, Е.М. Елизарова, Б. В. Иогансон. М.: Изобраз. искусство, 1986. -172 с.

69. Яшухин Я.П. Школа основа идейно-творческого воспитания художника-педагога// Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник научных трудов. -М.: МШИ им. В.И. Ленина. 1983. - С. 52-58., С 173.

70. Список литературы на китайском языке

71. Арнхейм Р. Мнение о художественном образовании, (перевод с английского). Издательство Ху Нань. 2003.

72. Бернард Джет. Учебная программа рисунка Йельского американского университета, (перевод с английского). Издательство Чжун Цинн. 1999.

73. Ван Цимин. Введение в рисунок. — Издательство Китай. 1996.

74. Ван Дагэнь. Образование художества.— Издательство ХПУ Китая. 2000

75. Вань Цзянь Цзюнь. Новая история Китайского образования. Издательство Образование пров. Гуанчжо, 2003. 103 с.

76. Гао Шэнкуй. Рисунок и обнаженная фигура. Издательство Тяньцзин. 2002.

77. Гу Пин. Введение в художественную педагогику. Издательство Цзянсу. 2005.

78. Гуо Шэнцзянь . Образование искусства. —Издательство Шанхай. 1999.

79. Даллин П. Теория и стратегия.— Издательство науки и просвещения. 2002. (перевод с английского).

80. Дин Илин. Ху Чжэмин. Курс по современному рисунку. — Издательство Китай. 1994.

81. П.Жэнь Гунсюнь. История искусства России.—Издательство Пекин. 2000.

82. Иностранное художество. — Издательство Китай. 1979.

83. Инь Шаочунь. Искусство и образование. Издательство Ху Нань. 2001. 14.Чень Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической историиобразования 20-ого века в Китае. Издательство Цин Хуа. 2005.

84. Инь Шаочунь. Мечта художественного образования. Издательство Ху Нань. 2004.

85. Иогансон Б.и другие. О мастерстве в живописи. — Издательство Шанхай. 1957. (перевод с русского)

86. Лид Г. Образование с помощью искусства, (перевод с английского). Издательство Ху Нань. 2004.

87. Пань Яо чан.История китайского художественного образования в новой эре. Издательство Китай. 2002. - 206 с

88. Сборники отличных диссертационных работ в предметах и художественном образовании во всем Китае. Издательство Ху Нань. 2003.

89. Смит. Словарь искусства, (перевод с английского). Издательство Саньлянь. 2004.

90. Си Цзинчжи. Художество в России и восточной Европе. — Издательство Китай. 2004.

91. Сунь Ишэн. Рисунок по представлению. — Издательство Хуацон.1986

92. Сунь.Цзиншэн. Художественная методика в школе.— Издательство Цзянсу 1987.

93. Сюй Цзнь. Цзнь Идэ. Исследование по рисунку. — Издательство Силэн.1986.

94. У Кэли Общество и культура современной России. —Издательство Шанхай.2001

95. Учебная программа обучения рисунку педагогического факультета Китайского художественного института. 2004.г

96. Учебная программа художественного института Столичного педагогического университета. Выдана учебной частью Столичного педагогического университета. 2002.

97. Фан Гуожуй. Плюрализм и слияние. — Издательство науки и просвещения. 2002.

98. Хуан Мэй. Художественное образование в Германии. — Издательство Хунань. 2000.

99. О.Хуан Цзусянь. От принципа к форме общее искусствоведение. Издательство Хунан. 2003.

100. Цянь Чу си. Теория и методика в обучении изобразительного искусства. Издательство высшего образования. 2000.

101. Чэнь Пэн. Искусство в России и в СССР 20-ого века. Издательство культуры и искусства. 1997.

102. ЗЗ.Чэн Хуаньчжан. Теория образования. — Издательство Шанхай. 2000.

103. Чень Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической истории образования 20-ош века в Китае. Издательство Цин Хуа. 2005.

104. Чэнь Пэн. Искусство в России и в СССР 20-ого века. Издательство культуры и искусства. 1997.

105. Зб.Чжан Даодун. Учебный процесс в теории искусства. Издательство Шаньси. 2001.

106. Чжэн Лугао. Основная техника в изобразительном искусстве.

107. Юань Юныыэн. Понимание о рисунке. Издательство Шанхай. 2002.

108. Юй Юанькан. Словарь китайской масляной живописи с иллюстрациями. -Издательство Ляонин. 2000.

109. Юй Юань канн. Иллюстрированный альбом истории китайской живописи маслом. Издательство Изобразительное искусство провинции Ляонина, 2000. 65 с.

110. Учебные программы по рисунку 1 .Учебная программа по предметам Столичного педагогического университета Китая учебная программа по рисунку художественного института. Учебная часть Столичного педагогического университета, июнь 2002 года:

111. Учебная программа по предметам Столичного педагогического университета Китая учебная программа по рисунку художественного института. (1 курс).

112. Учебная программа по предметам Столичного педагогического университета Китая — учебная программа по рисунку художественного института. (2 курс)

113. Учебная программа по предметам Столичного педагогического университета Китая учебная программа по рисунку художественного института. (3 курс)

114. Учебная программа по рисунку на педагогическом факультете Китайскогохудожественного института. 2004 год, электронный архив.

115. Учебная программа по рисунку на педагогическом факультете Китайскогохудожественного института. Общее образование в изобразительном искусстве.

116. Учебная программа по рисунку на педагогическом факультете Китайского художественного института. Образование по защите и анализу художественных коллекций.

117. Учебная программа по рисунку на педагогическом факультете Китайского художественного института. Образование по управлению и проекту зрения.

118. Учебная программа по рисунку факультета изобразительного искусства РГТГУ имени А.И.Герцена.

119. Учебная программа по рисунку Художественного института АГПУ Китая. 2005.1. Электронные источники:

120. Художественная летопись с 1949 по 1966. Китайская художественная образовательная сеть. http//www/cnart.cn

121. Шуй Тянь чжон. Китайское художественное досье. Сеть китайской ассоциации художников. http//www/caan.cn

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.