Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Саракаева, Аза Хамзатовна

  • Саракаева, Аза Хамзатовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Грозный
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 168
Саракаева, Аза Хамзатовна. Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Грозный. 2013. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Саракаева, Аза Хамзатовна

Введение.

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА.

1.1. Сущность и содержание культуры воспитания.

1.2. Характеристика воспитательных функций отдельных обычаев и традиций.

1.3. Характеристика семейного воспитания в чеченской народной педагогике.

1.4. Взаимоотношения семьи и общества в чеченской народной педагогике.

Глава П. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАНИЯ

В ЧЕЧЕНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

2.1. Понятия «г1иллакх» (этикет) и оьздангалла (нравственная культура) в этнопедагогике чеченцев.

2.2. Требования чеченского нравственного кодекса к молодежи.

2.3. Этнопедагогика чеченцев и национальная педагогическая культура в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения»

Постановка и актуальность проблемы. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т.к. в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций.

В условиях радикально-экономических, политических и духовных преобразований, происходящих в последние годы во всех сферах нашей действительности, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения.

Весьма очевиден и тот факт, что возрождение традиционной культуры воспитания в рамках отдельных этнических образований, в частности в Чеченской Республике, невозможно без национальной ориентации, учёта психолого-этнических особенностей чеченского народа, изучения богатого воспитательного опыта, накопленного на протяжении веков.

В наше время социальная роль национальной школы и национального образования заключается в том, что они строятся с учётом региональных особенностей территории обитания этносов, уникальности социокультуры, этнопсихологических особенностей населения. Такой подход к возрождению национальной школы будет способствовать передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовно-нравственных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев, что в конечном итоге, обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации.

Духовное богатство этноса всегда было связано с народной педагогикой, с духовно-культурными проповедями, нравственными идеалами, взглядами, представлениями, воспитательными установками. Поэтому передача подрастающим поколениям этих понятий, идей и опыта нравственного воспитания особенно актуализируется в наши дни, и решать эти задачи призваны учёные и школа.

Чтобы развить педагогические ценности народа, возродить лучшие традиции своей подлинной национальной культуры, необходимо вернуться к прошлой истории, раздвинуть границы познанного, представить всю картину забытого и познакомить молодое поколение с фактами, прошедшими в судьбе его народа.

Особенно это касается тех народов, на долю которых выпало слишком много бед и страданий. И в первую очередь им является такой народ Северного Кавказа, как чеченцы: за сравнительно короткий исторический период времени он несколько раз уничтожался и возрождался вновь.

Вайнахи - создатели особой цивилизации, о которой известно, что она утверждает, прежде всего, свободу человека, как самую высшую святыню, самую главную ценность» [16]. Эту цивилизацию известный русский этнолог Я.В.Чеснов связывает с тысячелетними этническими традициями воспитания подрастающего поколения.

По мнению Ф.Ю. Албаковой, исследование чеченской культуры до недавнего времени не носило системного характера. Это она связывает с целым комплексом причин. Во-первых, чеченцы долгое время рассматривались только в их сопряжении с другими народами Северного Кавказа, что отражается в доминировании обобщенного названия - «горцы», «горские народы», — постоянно встречающегося в специальных научных работах. При таком подходе не делалось почти никаких различий между многочисленными этносами Северного Кавказа: всем им приписывались общие характеристические черты; все они описывались, исходя из достаточно абстрактной модели, так называемого «северокавказского этноса». Данная установка была верна только в узких рамках решения достаточно абстрактной проблемы, имеющих очень опосредованное отношение к реальности. В то время как внутри этнические различия хорошо осознаются и учитываются народами Северного Кавказа в своей повседневной, хозяйственно-экономической и социокультурной жизни.

Во-вторых, во многих публикациях 60-70-х годов утвердился подход, согласно которому чеченцы расценивались как достаточно молодой этнос, обретший письменность в результате русификации. Поэтому глубинно-исторические процессы существования чеченцев практически не подверглись изучению. Только единицы этнографов пытались собрать, систематизировать и объективно описать чеченскую культуру [10].

По мнению профессора А.Д. Солдатенкова: «Незнание человеком своих корней или искаженное восприятие истории делает его нередко безразличным к судьбам народа, отечества, ведет к манкуртизации и, самое тревожное -делает историческое сознание уязвимым» [220].

Многое в духовном наследии чеченского народа, в их традициях свидетельствует о высоком моральном и социальном престиже семьи, о многообразии используемых в ней средств, методов народной педагогики.

Современные задачи воспитания, вытекающие из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание и средства воспитания личности. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из условий преодоления кризиса.

Таким образом, как бы ни определялась цель воспитания, духовно-нравственное воспитание личности всегда будет занимать ведущее место среди различных аспектов воспитательного процесса. Нравственность - это тот стержень, на котором образован человеческий род. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — одно из главнейших забот любого этноса во все времена. Его задача сделать достоянием каждого члена общества принципы и нормы морали, принятые в том или ином обществе, превратить их в глубокие нравственные убеждения и реальное поведение.

Проблема использования традиций и обычаев народной педагогики в воспитании детей и юношества нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого - П.П. Блонского, Я.С. Гогебашвили, Я.А. Коменского, И.Г. Пестолоцция, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, И.Я. Яковлева, просветителей и деятелей культуры Северного Кавказа А.Кешева, И.Крымшахалова, Ш.Ногмова, С.Усербиева, С.Хан-Герей и др.

Существенное значение в нашем исследовании заняли идеи современных ученых таких, как Ю.П. Азаров, Л.М. Архангельский, Н.И. Болдырев, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, В.Е. Гмурнов, Н.К. Гончаров, А.И. Каиров, В.А. Кан-Калик, Б.Т. Лихачев, Ш.А. Мирзоев, Т.Н. Петрова, Ю.П. Сокольников, А.Д. Солдатенков, Э.И. Сокольникова, И.В. Суханов, Я.И. Ханбиков, Л.Суслопарова, Я.В. Чеснов и др.

Особенности воспитания в семье и школе на традициях различных народов исследовались Б.А. Афанасьевым (якутов), Н.Б. Битиевой (чеченцев и ингушей), Г.С. Виноградовым (русских), Г.Н. Волковым (чувашей в связи с другими народами России), А.Ш. Гашимовым (азербайджанцев), Э.М. Магомедовым (дагестанцев), А.К. Минаровым (узбеков), А.П. Орловым (белорусов), X. Рахимовым (таджиков), С.С. Танкасаевой (бурятские обычаи), И.Я. Ханбиковым (татар), Хатаевым Э.Е.(осетин), А.Ф. Хинтибадзе (грузин), А.И. Шоровым (адыгов) и другими.

Актуальным для нашего исследования является материал о жизни чеченцев, который содержится в трудах таких авторов, как Ю.А. Айдаев, В.Х. Акаев, Ф.Ю. Албакова, И.Ю. Алироев, Ш.М.-Х. Арсалиев, М.Мамакаев, А.Д. Манкиев, Д.Д. Межидов, С.-М. Хасиев, З.И. Хасбулатовой и др. Изучение их работ позволило нам подойти к проблеме изучения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания подростков в современной чеченской семье на основе народных традиций и обычаев с позиции современного научно-педагогического знания.

При формулировке исходных параметров исследования мы учитывали, что духовно-нравственное воспитание молодежи в современной чеченской семье Чеченской Республике ранее мало изучалось, хотя общеизвестна самобытность семейных отношений и обычаев чеченского народа. Опора отдельных учителей-воспитателей на народные традиции в воспитании подрастающего поколения далеко не решает данной проблемы.

Таким образом, с учетом вышеизложенного был сделан выбор темы, проблема которой формулируется следующим образом: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы традиционного воспитания в чеченской народной педагогике? Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования является воспитательно-образовательный опыт и идеи чеченского народа, отражённый в духовной жизни, адатах, обычаях, обрядах, традициях, нравах, фольклоре, искусстве и литературе.

Предметом исследования являются идеи, и опыт воспитания молодежи на традициях и обычаях чеченского народа.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

- дать общую характеристику возникновения и развития чеченской народной педагогики, показать её структуру, сущность и предмет;

- раскрыть установившиеся в чеченской народной педагогике идеал, цель и содержание национальной педагогической культуры, основные требования нравственного кодекса к детям и молодёжи;

- проанализировать созданные народом основные средства воспитания молодежи, методы и приёмы педагогического воздействия на нее;

- разработать педагогические рекомендации по использованию материалов народной педагогики в процессе преподавания в школе курса «Вайнахская этика».

Методологической основой исследования является общефилософская теория о роли народа в создании духовной и материальной культуры; признание приоритета общечеловеческих ценностей; диалектические положения о сущности и движущих силах развития человека как личности, которые в процессе своего становления испытывает на себе влияние национальных традиций, обычаев и обрядов, всей духовной сферы этносоциума; общефилософские идеи влияния фольклора на духовную культуру народа, на своеобразие и самобытность культурных традиций разных этносов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературных и фольклорных источников;

- сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических и фольклорных материалов;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии и педагогической мысли народов нашей страны.

Источниковую базу исследования составляют:

- шедевры народного творчества горцев Северного Кавказа;

- чеченские сказки, пословицы и поговорки, предания и легенды;

- притчи, историко-героические, трудовые и колыбельные песни;

- труды зарубежных и отечественных ученых по истории, этнографии, этнологии и этнопедагогике горских народов Кавказа.

Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа:

1-й этап: 2004-2006 гг. - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме;

2-й этап: 2006-2009 гг. - анализ научной информации и подготовка материалов диссертации;

3-й этап: 2009-2012 гг. - систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическое наследие, опыт и идеи воспитания чеченского народа, как и других народов Северного Кавказа, содержат в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который успешно может быть реализован только при условии его внедрения в современную общественную и семейную воспитательную практику.

2. Коллективные представления народа об идеале совершенной личности складывались тысячелетиями. Это всестороннее и гармоническое развитие личности и выражалось в емком понятии формирования жизненно важных способностей человека во всех сферах его многообразной деятельности.

3. Содержание традиционной культуры воспитания чеченцев имеет много общего и отличительного от содержания традиционного педагогического опыта других народов Северного Кавказа, что позволяет утверждать о том, что этнопедагогическое наследие чеченцев представляет собой важнейший пласт национальной культуры.

4. Приемы и методы воспитания этнопедагогики чеченского народа, несомненно, очень эффективны. Нигде воспитание не имеет такой тесной связи с жизнью, как в народной педагогике. Таким образом, можно полагать, что этнопедагогическое наследие является важным инструментом в процессе социализации подрастающего поколения и служит социокультурным и нравственным ориентиром, позволяющим сформировать нравственный код.

5. Реализация в образовательных учреждениях в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса учебного курса «Вайнахская этика» будет способствовать формированию концептуальных социокультурных механизмов, целенаправленных на закрепление наиболее важных национальных обычаев, традиций и нравов как культурообразующих императивов.

Научная новизна исследования:

- поставлена и решена важнейшая проблема воссоздания целостной картины идей и опыта воспитания молодежи в чеченской народной педагогике, основанного на традициях и обычаях народа;

- научно обоснована специфика использования культурно-цивилизаторских факторов в традиционной педагогической культуре чеченцев посредством детального рассмотрения традиций и обычаев;

- охарактеризованы сложившийся в воспитательном опыте чеченского народа идеал совершенной личности, цель и содержание этнопедагогики чеченцев;

- выявлены факторы, методы, средства и отдельные приёмы педагогического воздействия на молодое поколение;

- дано аналитическое представление современного состояния взаимодействия теоретико-методологических положений этнопедагогики чеченцев и функционирования национальной педагогической культуры в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщённый и систематизированный опыт формирования нравственно целостной личности в народной педагогике представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих систему традиционной культуры воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель и задачи духовно-нравственного воспитания, его процесс, средства и методы педагогического воздействия, социализации личности и характеризует результаты освоения молодежью общественно-педагогического опыта человечества в процессе его предметно-практической деятельности и усвоения норм социально-этических отношений. Принципы и традиции чеченской народной педагогики в области воспитания подрастающего поколения отражают особенности духовной жизни чеченцев, их национального характера, единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека и включают побуждение к деятельности, индивидуализацию нравственного воспитания, развитие у воспитанников самодеятельности и самостоятельности.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в практике работы современной чеченской национальной школы, явиться основой спецкурса по народной педагогике чеченцев в обучении студентов педвузов, педучилищ, использоваться в системе повышения квалификации учителей, в обновлении содержания педагогического образования, в деятельности учителей и классных руководителей по повышению уровня духовно-нравственного воспитания современной молодёжи. Разработанные рекомендации предусматривают вооружение учителя опытом пропаганды идей народной педагогики среди родителей учащихся, всего населения. Исследование даёт возможность обогатить содержание образования по предметам культурологического цикла.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, длительностью и многоплановым характером исследования, многолетним опытом работы автора диссертационного исследования в качестве учителя химии и биологии, заведующего кафедрой естественнонаучного образования Чеченского республиканского института повышения квалификации работников образования.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования на науч^но-практических семинарах регионального, федерального и международного уровня. Основные положения данного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» (2007-2011 гг.); их апробация осуществлялась информированием научной и педагогической общественности о проводимых исследованиях через монографию, статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК для специальности «Педагогика»; тезисы выступлений на научных конференциях и семинарах различного уровня: «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2011»; «Детство, отрочество и юность научного знания» (Пенза-Шадринск-Ереван, 2011 г.); «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, 2011); «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (Москва, 2011); всероссийских конференциях: (IV Волковские чтения) «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве» (Улан-Удэ, 2011). Представленные в диссертационной работе материалы опубликованы в 12 печатных изданиях, две статьи из них напечатаны в ведущих рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации по специальности «Педагогика».

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 294 источника на русском языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Саракаева, Аза Хамзатовна

Выводы по второй главе:

1. Нравственная культура является существенным и обязательным для любой социальной системы моментом «производства человека», составляющим в свою очередь сущность общественного производства, общественной и семейной жизни.

2. Сегодня как никогда остро возникла необходимость возрождения нравственности, утраченной высокой духовности чеченского народа, так как с глубокой древности мерилом человеческих достоинств считалась его нравственная культура.

3. Анализ прогрессивных традиций чеченцев позволяет заключить, что идеалом воспитания является человек, закаленный физически, подготовленныйк труду, обладающий высокими нравственными качествами.

4. Целенаправленное использование устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения оказывает положительное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.

5. Прогрессивные национальные традиции являются сильнейшим культурным наследием. Как показала данная исследовательская работа, в семьях, где сохранились прочные связи с традиционной национальной культурой, у подрастающего поколения формируются более высокие нравственные ценности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народная педагогика является результатом коллективного творчества многих поколений, веками накопленный традиционный опыт воспитания. Научная и народная педагогика должны взаимодействовать при этом научная педагогика критически осваивает народный опыт. Согласно с положениями, вынесенными на защиту, гипотезой и задачами диссертационного исследования, основой народной педагогики можно считать трудовое воспитание. Одним из необходимых условий деятельности всех этнических общностей считается передача жизненного и практического опыта от поколения к поколению, от старшего к младшему. И здесь народы различаются между собой лишь в некоторых деталях: в средствах и способах воспитания, которые обусловлены специфическими особенностями хозяйства, географическими факторами, национальными особенностями и т.д. Но и они зависят от социально-экономического, культурного и политического развития, а также исторического пути, пройденного тем или иным народом, куда входят обычаи, традиции, психология, национальный характер и т.д.

Процесс реформирования современного общества и решения задач воспитания молодежи в Чеченской Республике выдвинули на первый план проблему возрождения прогрессивных традиций и обычаев народа в духовно-нравственном воспитании.

Традиции и обычаи чеченцев могут служить сегодня культурным национальным ориентиром, когда корректируются многие ложные идеалы.

Специфика воспитательного воздействия чеченских традиций и обычаев на подрастающее поколение заключается в том, что передача моральных норм, трудовых умений и навыков с их помощью осуществляется ненавязчиво в естественных отношениях воспитателей и воспитуемых, сами традиции и обычаи вплетены в нравственно-этические, бытовые и иные отношения между родителями и их детьми. Здесь нет надобности в длительных словесных поучениях. Ребенок все это видит сам, у него появляется естественный интерес, все сам пробует, включается в деятельность, помогая и подражая взрослым (отцу, матери, бабушке, дедушке, старшему брату, сестре), которые для него являются не только близкими людьми, но и образцами, эталонами поведения, выполнения тех или иных дел.

Важным моментом усвоения традиций подрастающим поколением в семье, объясняющим прочность их воздействия на поведение человека в течение всей взрослой жизни является то, что в основе этого процесса лежат большой силы положительные эмоции, чувства, привязанность к родным людям. Мальчик или девочка с младшего подросткового возраста, многократно наблюдая конкретные формы проявления уважения к старшим в семье, в определенный момент, без напоминания со стороны, начинают выражать знаки внимания и заботу по отношении к дедушке, бабушке и другим взрослым.

Пример и авторитет старших формирует у детей не только чувство человеческого достоинства, но и чувство национальной гордости.

Обычаи и традиции как средство воспитания подрастающего поколения обладают высокой силой воздействия на личность воспитуемого. «Здесь сама жизнь - школа воспитания, а обычаи и традиции - средство достижения целей воспитания. Дети, включенные в систему таких обычаев, воспитываются . незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребенок, формируемый подобным образом, усваивает практику честных поступков раньше, чем начинает понимать содержание понятия "честность"» [228].

Из сказанного следует, что очень важно воспитание подрастающего поколения на основе национальных традиций и обычаев. Нравственная ориентация человека на всю жизнь в значительной мере зависит от того, на каких традициях и обычаях основывалось его воспитание в детстве, становление в юности и молодости.

Качество подготовки личности к различным сферам жизни, направленность ее духовных интересов, стремлений, потребностей - все это во многом определено тем, какие традиции престижны в семье и обществе, то есть социальной среде, активно влияют на ее человеческое становление. Чеченцы убеждены, что именно традиции и обычаи делают людей тем, кем они являются в жизни - истоки нравственной сути человека следует искать в адатах семьи.

Обобщение опыта работ передовых учителей школ показывает, что правильное использование прогрессивных национальных традиций в решении воспитательных задач позволяет прививать учащимся такие нравственные качества, как патриотизм, трудолюбие, милосердие, гуманизм, скромность, уважительное отношение к окружающим.

Необходимость использования прогрессивных национальных традиций и обычаев в нравственном воспитании объясняется прежде всего тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей; в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость, выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества.

Прогрессивные традиции и обычаи - это высокохудожественное творение народа, его лучших талантов, в них сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа.

Повышение качества нравственной воспитанности детей, приобщенных к национальным традициям поведения и деятельности, реализуется не только в семьях, но и в школах при условии надлежащей педагогической работы по освоению учащимися этических традиций народа.

Сегодня правомерно различать два явления, связанные с этнопедагогической проблематикой:

1. Отношение современных практических педагогов к народной педагогике весьма положительно. Провозглашение, проговаривание ценности исповедания любви и уважения к народу не заставляет людей переживать укоры совести: многое ли, конкретное ли известно им о наполненности содержанием и смыслом тех явлений, которые называются народными. Да и само понятие «народ» за последнее десятилетие претерпело такие метаморфозы, в том числе и отрицательного свойства, что оно, уже не производит прежнего впечатления. У нарождающегося нового класса даже явно наблюдается презрительно ироническое отношение к трудовому народу -рабочим, крестьянам, учителям, ученым, врачам.

2. Распространено мнение, что народное воспитание и этнопедагогика -это одно и то же и что существует теоретическое этнопедагогическое знание, чей объект - народное воспитание и, собственно, практическая этнопедагогика, то есть то, что было, когда еще не существовала педагогика научная. Огромный фактический материал убеждает нас в том, что народное воспитание и народная педагогика сосуществуют и взаимодействуют с этнопедагогикой, с педагогикой общей и научной. И первым наставником народа был сам народ.

Выявление непреходящих, вечных педагогических ценностей, созданных народом, необходимо и для педагогической науки и для педагогической практики. В ходе изучения народной педагогики педагогическая наука познает свои корни и саму себя через сравнение научных и стихийно-эмпирических знаний, педагогическая критика получает проверенные опытом истории средства, методы, формы воспитания и т.д. Это критически усвоенное педагогическое наследие прошлого является неотъемлемой частью педагогической науки.

Современное функционирование народной педагогики чеченцев убедительнейшим образом доказывает, что народная педагогики - это естественная, природосообразная педагогика. В народной педагогике обучение неотделимо от воспитания, а воспитание от жизни, что прекрасно просматривается в традиционной культуре чеченцев.

В народной педагогике практически нет работы для интереса или реальной потребности, без личностного смысла, выкристаллизовавшегося во внутреннем пространстве личности.

Анализ воспитательных возможностей, средств и методов народного воспитания показал, что они сильны не научными аргументами и стройной системой доказательств, не обширными теоретическими обобщениями, а логикой быстрого, оперативного реагирования, надежной тактикой действия, включением ребенка в деятельность, результатами положительного воздействия на психику воспитуемых и идеями, отбираемыми и шлифуемыми народом в течение тысячелетий.

Обязательное присутствие в семейном воспитании элементов народной педагогики, о чем свидетельствуют учителя, - факт отрадный. Наше изучение семей, чьи дети обучаются у опрошенных педагогов, показали, что родители и родители родителей, пользуясь средствами народного воспитания (методами, ценностями), осуществляют данное заимствование, не задумываясь над тем, в народном или ином ключе воспитывается семьей ребенок. Это заимствование происходит стихийно, являясь естественным стилем организации жизни в семье. В процессе собеседования выявляется, что люди понимают, почему они поступают так, а не иначе. Обоснование их позиции по многим параметрам соприкасается с ценностными критериями теорий нравственного и эстетического направлений воспитания в педагогике.

И педагоги, и родители положительно оценивают содержательные особенности народного воспитания по двум причинам. Во-первых, по факту принадлежности воспитания народу. Все, что идентифицируется, с таким источником, как народ, полагается ценным, необходимым, целесообразным, сопряженным с высшими и житейскими смыслами жизни, истории. Во-вторых, свое положительное отношение к народному воспитанию опрашиваемые собеседники основывают на том факте, что цели, средства и специфика (из которых им известно немногое) процесса формирования в детях определенных личностных свойств более приближены к жизни, больше на нее влияют, больше помогают воспитуемому, чем другие педагогические системы. Иначе говоря, оказывается общепризнанным тот факт, что результативность народного воспитания выше, чем любого другого. Это естественно, ибо даже обучение в народной педагогике, народной дидактике представляет собой продолжение жизни, неотъемлемый ее элемент, а не что-то особое, специальное, искусственно придуманное и введенное.

Изучение состояния педагогических исследований в Чеченской Республике показало, что народное воспитание, народная педагогика чеченцев до сих пор не заняли места, соответствующего их роли в национальной культуре народа. Между тем и в настоящее время в любой семье воспитание детей в определенной степени происходит под воздействием народной педагогики, на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи, особенно если семья разделяет традиционные народные представления о прекрасном, должном, подобающем. Настоящее исследование имело целью восполнить этот недостаток: ослабленность внимания педагогической науки к этнопедагогическим объектам.

Оценивая ситуацию с состоянием представленности в этнопедагогике чеченцев основных понятий и явлений народной педагогики, следует констатировать, что в настоящем исследовании в этом направлении сделан следующий шаг: произведена классификация содержания данной проблематики. Необходим шаг второй - реагирование специалистов, изучение ими представленных в данной работе объектов, относящихся к сфере понятий и явлений национальной культуры воспитания. Она представляет богатейшую систему, включающую функции, факторы, методы, средства, приемы, формы воспитания. Кардинальной является проблема формирования совершенного человека, настоящего чеченца, предполагающая использование как комплексных форм жизнедеятельности воспитуемого, так и комбинированное воздействие на него.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Саракаева, Аза Хамзатовна, 2013 год

1. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня / Осетинские народные песни. -М.: Музыка, 1954.

2. Абаев В.И. Проблемы нартского эпоса / Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957.

3. Абазатов М.А. О вреде пережитков шариата и адатов в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления. Грозный, 1963. - 120 с.

4. Абдулвахабова Б.Л.-А. Детская одежда вайнахов XVII нач. XX вв. -Грозный, 1987.

5. Аветисян P.P. Аталычество как система воспитания горских народов Северного Кавказа : Дис. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. - 149 с.

6. Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания. Проблемы фольклора. М., 1975.

7. Айдамиров А. Долгие ночи. М., 1996. - 592 с.

8. Акаев В. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. - 128 с.

9. Албакова Ф.Ю. Символ в традиционной культуре вайнахов. ИППК МГУ. -М., 1998.

10. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры./ Центральная Азия и Кавказ. Швеция-Россия, 1994, №4(5).

11. Аленина P.A. Социальная природа традиций и их роль в жизни общества: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1976. 176 с.

12. Алиев А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968, - 290 с.

13. Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. Грозный, 1978.

14. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990. - 365 с.

15. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1974. 191 с.

16. Арсалиев Ш.И.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.:1. Прометей, 1998.

17. Арсалиев Ш.М.-Х. Использование национальной культуры в подготовке учителей начальных классов: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1993. 200 с.

18. Арсалиев Ш.М.-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы. -М., 1996. 131 с.

19. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие. -М., 1980. 368 с.

20. Асельдеров М.А. Воспитание трудящихся на передовых народных традициях. Махачкала, 1976.

21. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 182 с.

22. Ахмадов М. Нохчийн г1иллакх-оьздангалла. Грозный-СПб., 2002.

23. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Л.: Наука, 1985. - 184 с.

24. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987. -158 с.

25. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. -М.: АПО., 1995. 72 с.

26. Бгажников Б.Х. Адыгейский этикет. Нальчик, 1978.

27. Белинский В.Г. Полное собр. соч. Т. 2.

28. Бердяев H.A. Самопознание: (опыт филос. автобиограф.). М.: Книга, 1991.

29. Бердяев H.A. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. -М.: Мысль, 1990.

30. Березина Е.Я. Формирование этической культуры студентов пединститута: Дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1974, - 202 с.

31. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

32. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений. -М., 1993.

33. Бирагова И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике. Дис. канд.пед.наук. Владикавказ, 2001. - 164 с.

34. Битарова А.Т. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Дисс. . канд.пед.наук. -Владикавказ, 2002. - 182с.

35. Большой энциклопедический словарь // Под ред. А.М.Прохоров. М., 2000.

36. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России: Авт. дисс. канд. пед. наук. -М., 1997. 16 с.

37. Бочарова Н.Ю. Формирование педагогического мышления будущего учителя на основе межпредметных связей: Дисс. кан. пед. наук. М., 1989.-239 с.

38. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

39. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М., Наука, 1973. 280 с.

40. Бунич И. Хроника чеченской бойни или шесть дней в Буденновске. — СПб., 1995.

41. Бызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Авт. дисс. докт. псих. наук. СПб., 1996. - 35 с.

42. Варисов М., Карапетян Л. Национальные традиции и пережитки прошлого. Махачкала, 1957.

43. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.- 144 с.

44. Виноградов В.Б. Тайны минувших времен. М.: Наука, 1966.

45. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

46. Виситаев СБ. Культура и иллюзии (этнокультура и идеологическая борьба). Грозный, 1988. - 164 с.

47. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. - 264 с.

48. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. - 441 с.

49. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

50. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. Соч., в 6 т., Т.2. -М., 1982-1984.-504 с.

51. Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (проблемы происхождения). Грозный, 1991.

52. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа в X-XIII вв. СПб., 1994.-238 с.

53. Ган К.Ф. Экскурсия в Нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 г. / Известия Кавказского отделения русского географического общества. Т. XV, № 4, 1902.

54. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XVIII пер. пол. XIX в.// СЭ, № 1, 1964.

55. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1992. С. 44.

56. Гонтарева E.H. Культура и общественный быт Чечено-Ингушетии в дореволюционное время. Грозный, 1967.

57. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Педагогика, 1974.

58. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. — Нальчик, 1974.- 142 с.

59. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 319 с.

60. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

61. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: Исследование и тексты. М.: Наука, 1972. - 467 с. с ил.

62. Далгат У.Б. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом. -Орджоникидзе-Грозный, 1933.

63. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Изд. вост. лит., 1962.-206 с.

64. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978.-95 с.

65. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный, 1990. - 336 с.

66. Дашдамиров А. Нация и личность. Баку: Элм, 1976.

67. Демин М. Проблемы теории личности. М., 1977.

68. Джамбулатова З.Х. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920- 1940 гг.). Грозный, 1974. - 233 с.

69. Джикаев Ш.Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия. Орджоникидзе:1. Ир, 1972.- 160 с.

70. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дисс. канд. псих. наук. Л., 1982. - 161 с.

71. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. — СПб, 1871.

72. Духнович А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей. М., 1856.- 112 с.

73. Дьяченко Н.В. Преемственность в развитии культуры и культурный прогресс: Учебное пособие. Харьков, 1984. - 84 с.

74. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. - 276 с.

75. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. - 230 с.

76. Жирмунский В.М. Сказание об Альнамыше и богатырская сказка. М., 1962.

77. Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе. СПб. 1879.

78. Зиссерман А.Л. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). СПб., 1879.

79. Зуйков B.C. Формирование культурно-мифических архетипов русского национального самосознания: Дисс. канд.филос.наук. -М., 1995. 139 с.

80. Иваненков Н.С. Горные чеченцы. Владикавказ, 1910.

81. Иванов СМ. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни: Авт. дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 1996. - 17 с.

82. Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры в учебном процессе: Дисс. канд. пед. наук. Луганск, 1991. - 215 с.

83. Идрисова Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников (на материале республики Дагестан): Авт. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. - 17 с.

84. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1969. -237 с.

85. Инал-Ипа Ш.Д. очерки об Абхазском этикете. Сухуми, 1984.

86. Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. // Сб. сведений о кавказских горцах: Вып. 1. Тифлис, 1868.

87. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дисс. докт. пед. наук. -М., 1993.- 451 с.

88. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVII в. -М.: Наука, 1982. 544 с.

89. Казанов Х.М. Культура адыгов. Нальчик, 1993.

90. Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Сб. статей, сост. канд.филос.наук Халилов Х.М. - Махачкала, 1968. - 160 с.

91. Калмыков И.Х. Черкесы: Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974.

92. Калоев Б.А. Осетины. -М.: Наука, 1971. 357 с.

93. Калоев Б.А., М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. -М., Наука, 1979. 202 с.

94. Каменная летопись страны вайнахов. М., 1994. - 199 с.

95. Кан-Калик В.А. Педагогика как культура. М.: Магистр, 1991. - № 6.

96. Капиани М.З. От Казбека до Эльбруса (Путевые заметки). Владикавказ, 1884.

97. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря. / Русский Вестник. -М., 1860.

98. Карпов Ю.Ю. Женское и мужское в культуре нардов Кавказа (Тендерные стереотипы в прошлом и настоящем). -М., 2003.

99. Качала Я. Язык. Культура. Этнос. М., 1994.

100. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1980.

101. Кое-что о чеченцах: Чечня, Чеченский набег, Мансур, Шамиль, -Грозный, 1992. 48 с.

102. Козиев В.И. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Дисс. канд. псих. наук. Л., 1980. - 250 с.

103. Кон И.С. К проблеме национального характера. История и психология. -М., 1971.

104. Коновалов А.В. Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа: XVIII-начало XX века : Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2005.

105. Корнетов Г.Б. Становление воспитания как общественного явления. М. 1992.

106. Короткая М.Я. Шейх Мансур (Анапский эпизод из первых лет завоевания Кавказа) // Русская старина. СПб., 1914.

107. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа: Исследования и материалы. М.: Изд.вост.лит., 1961. - 250 с. с ил.

108. Костерин А. Письмо Н.С.Хрущеву // Северный Кавказ. Этнополити-ческие и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1966.

109. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. -Владикавказ, 1996. 248 с.

110. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Учебное пособие. -Владикавказ, 1996. 180 с.

111. Кочисов В.К. История становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии до 1917 года. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1997.-44 с.

112. Краснов А.И. Физическая культура и спорт в Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1963.

113. Краткий словарь по этике. М., 1965.

114. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Изд.АН СССР, 1960. - 520 с.

115. Крысько В.Г. Этнопсихология. Ч. 2. -М., 1992. 140 с.

116. Кубка Я. Сознание и его структура: методология исследования: Дисс. докт. филос. наук. -М., 1987. 298 с.

117. Кукушкин В.И. Понятия и структура национальной психологии: Дисс. канд. псих. наук. Л., 1974. - 178 с.

118. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917 1967 гг.) / Под ред. В.К. Горданова. - М., Наука, 1968. - 348 с.

119. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (1920 июнь 1941). Сост. В.Д. Дериглазова. - Грозный, 1979. - 244 с.

120. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1942-1980 гг.) — Сб. докладов и материалов, сост. Р.В. Завгородняя и др. Грозный 1985. -326 с.

121. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. -М., 1980.

122. Лаудаев У. Чеченское племя // Сб. сведений о кавказских горцах. СПб., 1887.

123. Лебедев О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков: Авт. дисс. канд. пед. наук. -М., 1992. 24 с.

124. Легенды и предания чеченцев и ингушей о смене язычества мусульманством. — Грозный, 1978.

125. Леонова О.В. Развитие нравственно-волевых качеств старшего дошкольника средствами народной педагогики: Авт. дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1996. 18 с.

126. Леонтович Ф.Е. Адаты кавказских горцев. Вып. I II. - Одесса, 1883.

127. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. - 300 с.

128. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту, 1974. - 219 с.

129. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1993. - 526 с.

130. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995.

131. Лунина Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников: Авт. дисс. канд. пед. наук. М., 1995. - 21 с.

132. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир.: 1968. - 568 с.

133. Макаренко A.C. Избранные произведения: В 3 т. Киев: Рад. Школа, 1985.

134. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. М., 1948.

135. Макатов И.А. Ислам и национальные традиции. Махачкала, 1981.

136. Малик JI.C. Народная игрушка русского Севера как средство социализации младших подростков: Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1994. - 152 с.

137. Мальсагов А.О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный, 1970.

138. Мамакаев М. Чеченский тайп (род) и процесс его разложения. Грозный, 1973.

139. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1998.

140. Манонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.-204 с.

141. Маркарян Э.С. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983.

142. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. - 285 с.

143. Мартемьянова Л.П. Этнос как референтная группа: Социально-философский анализ: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1991. 136 с.

144. Марьенко И.С. Нравственное становление школьника. М.: Новости, 1991.-528 с.

145. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры у адыгейских народов в XIX нач. XX в. (Этнографическое исследование). Автореф. диссерт. док.ист.наук. - М., 1983.

146. Мацейкеев Т.И. Народные традиции трудового воспитания подрастающего поколения и их использование в современных условиях: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1988. - 159 с.

147. Межидов Д.Д. Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992.

148. Межидов Д.Д. Мудрость обычая. Грозный, 1989.

149. Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992.

150. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 14 с.

151. Михайлов H.B. Нация как субъект культуры: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1994. 124 с.

152. Мищенко А.И., Мищенко JT.H., Шиянов E.H. Теоретико-методические основы формирования содержания педагогического образования. М.: МПГУ, 1991.-291 с.

153. Молдобаев К.К. Этносоциальная память: Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1995.- 130 с.

154. Морковин. В стране вайнахов. -М., 1969. 120 с.

155. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

156. Мукаева О.Д., Мукаева А.Н. и др. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. - 175 с.

157. Мунзук Т.М. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании: Дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1990.- 198 с.

158. Мусукаев А.Н. Об обычаях и законах горцев: Традиционные и общественные институты в советской исторической науке. Нальчик, 1986. - 156 с.

159. Мухина Б.С, Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спец курсу. -М.: МГПИ, 1985.- 103 с.

160. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. 4.1. 4. - Чебоксары, 1991.

161. Народы Кавказа. Т. 1. М, 1960.

162. Никишенков A.A. Традиционный этикет народов России (XIX начало XX в.).-ML, 199.

163. Николаев В.Л. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. -М., 1998. 178 с.

164. Ниязалиев Ш. О месте национальной психологии в формировании и развитии личности: Авт. дисс. канд. филос, наук. Л., 1972. - 23 с.

165. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Брокерским. М., 1823. - 465 с.

166. Новое и традиционное в культуре и быту пародов Чечено-Ингушетии/ Под ред. З.А. Мадаевой. Грозный, 1985. - 92 с.

167. Овлякулиев Е. Формирование национального самосознания (социально-философский анализ): Дисс. докт. филос. наук. -М., 1993. 405 с.

168. Овсянников-Куликовский Д.Н. Психология национальности. Петроград, 1922.

169. Осипова Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Дисс. докт. пед. наук. — М., 1988. 302 с.

170. Основы этнографии. М., 1968. - 339 с.

171. Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный, 1963.

172. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.1. Грозный, 1967.

173. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т.2. Грозный, 1972.

174. Ошаев Х.Д. В сердце Чечни. Грозный, 1928.

175. Ошаев Х.Д. Мотивы дружбы народов в чечено-ингушских исторических песнях. Орджоникидзе, 1960.

176. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Авт. дисс. канд. пед. наук. -М., 1972.

177. По Чечено-Ингушетии. Путеводитель. Грозный, 1962. - 172 с.

178. Попов А.Г. Традиции дружбы (к истории народов Чечено-Ингушетии). -Грозный, 1962.

179. Пословицы разных народов. Новосибирск: Кн.изд., 1959. - 280 с.

180. Поэзия Чечено-Ингушетии. Грозный, 1959.

181. Проблемы фольклора. М: Наука, 1978. - 237 с.

182. Пряникова В.Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников. -М.: Просвещение, 1987. 127 с.

183. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. -М., 2001.

184. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996. - 287 с.

185. Розанов В.В. Сумерки просвещения. -М., 1991.

186. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. -М., 1946. 631 с.

187. Рудь Ю.А. Об использовании некоторых воспитательных средствнародной педагогики в коммунистическом воспитании школьников // Вопросы педагогики высшей школы. Вып. 2. — М., 1975.

188. Сагалев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. — Новосибирск: Наука, 1988.

189. Саидов И.М. Чечено-Ингушские карлаги // Советская этнография, 1964, №2.

190. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое? Как они возникают? Что в них хорошего и что плохого? — Орджоникидзе, 1968. -137 с.

191. Самойлов К.И. Заметки о Чечне. Пантеон. Т.23, кн. 9. СПб. 1858.

192. Седова H.H. Этническое и социальное в мировоззрении личности: Дисс. докт. филос. наук. Волгоград, 1991. - 305 с.

193. Семенков В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе: Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1992. - 152 с.

194. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в

195. Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963.

196. Семенов Л.П. Ингушская и чеченская словесность. / Известия ЧИНИИ. Т. 1, вып. 3. Грозный, 1964.

197. Семенов Н.С. Туземцы Северо-Восточного Кавказа (правила вежливости у чеченцев). СПб, 1845.

198. Серсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965.

199. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. — М., 1997.

200. Силаева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Дисс. докт. пед. наук. М., 1995. - 423 с.

201. Силаева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. — М.: Магистр, 1995. 144 с.

202. Силистрару Н.В. Этнопедагогика молдаван. М., 1997.

203. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Грозный, 1986.

204. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность, М., 1997. - 223 с.

205. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., 1976. 160 с.

206. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика. Учебное пособие. -М., 1998.

207. Словарь по этике. -М., 1983.

208. Смирнов H.A. Восстание Шейха Майсура на Северном Кавказе. М., 1950.

209. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М., 1958.

210. Смирнов H.A. Шейх Мансур и его турецкие вдохновители // Вопросы истории. № 10. -М., 1950.

211. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1983. 233 с.

212. Современная зарубежная этнопсихология. М.: ИНИОН, ин-т им. Миклухо-Маклая, 1979. - 255 с.

213. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 228 с.

214. Соколов Э.В. Культурология. Очерки, теории культуры. Пособие для учащихся. -М.: Интерфакс, 1994. 272 с.

215. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993.-200 с.

216. Солдатенков А.Д. Патриотизм основа духовно-нравственного воспитания. -М.: МГОПУ, 1998.

217. Солдатенков А.Д. Поликультурное образование в многонациональной школе основа диалога культур и стабилизации общества. Психолого-педагогический сборник. Выпуск I. - М., 2000.

218. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания подростков. -М.: МГОПУ, 1998.

219. Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг. М.: Советский писатель. Москва, 1989.

220. Средневековые погребальные памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1985.-78 с.

221. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985. - 312 с.

222. Сто истин. Песни народов Северного Кавказа / Переводы Наума Гребнева. -М.: Современник, 1984. 545 с.

223. Студенецкая E.H. Одежда чеченцев и ингушей в XIX-XX вв. Грозный, 1985.

224. Сулейманов A.C. Топонимия Чечено-Ингушетии. Грозный-Нальчик, 1997.

225. Суслопарова Л. Семейные традиции. М., 1978.

226. Суханов Б.И. Обычаи и традиции и преемственность поколений. -М., 1976.

227. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-216 с.

228. Суханов И.В. Роль социальных традиций и обычаев в коммунистическом воспитании. Выпуск 1. / Известия Воронежского гос. пед. института. Т. 50.-Воронеж. 1965.

229. Сухомлинский В.А. Видение гражданина. -М., 1971.

230. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. Т.

231. М.: Педагогика, 1979. - 558 е., Т.2. - М.: Педагогика, 1980. - 383 е., Т.3. -М.: Педагогика, 1980. 440 с.

232. Сухомлинский В.А. К вопросу об организации школ-интернатов / Советская педагогика, 1988, № 12.

233. Тагирова Х.А. Воспитание у дошкольников дисциплинированности на основе идей педагогики народов Дагестана: Авт. дисс. канд. пед. наук. -М, 1996.-21 с.

234. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный, 1990.

235. Танклаева Э.Л. Идеи и опыт эстетического воспитания в северокавказской народной педагогике: Дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. - 139 с.

236. Тахтаев Б.Д. Методологические проблемы исследования традиций: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1993. 139 с.

237. Ткачев Г.А. Несколько слов о прошлой истории чеченцев. Владикавказ, 1914.-№9.

238. Толстой Л.Н. Казаки. Ленинград, 1969.

239. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (XIX конец XX вв.) Текст. / С.Б.Узденова // Диссертация на соискание доктора педагогических наук. Пятигорск, 1997. - 426 с. РГБ ОД, 71:99-13/27-5

240. Устное народное творчество вайнахов. Учебник для студентов вуза. -Грозный, 1977.

241. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Избр. пед. соч. -М., 1953.

242. Ушинский К.Д. Родное слово/Педс.соч. Т.1. -М.: Педагогика, 1988.

243. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. Соч. Т. 9. М., АПН. СССР.

244. Фарфоровский О.В. Чеченские этюды (из дневника этнографа). / Труды Ставропольской ученой Архивной комиссии. -М., 1912.

245. Фольклор и историческая этнография. -М.: Наука, 1983. 261 с.

246. Фольклор и этнография / отв. Ред. Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1970. - 254 с.

247. Хадарцев Э.И. Адатская проблема и задачи Краевого научно-исследовательского института // Революция и горец. 1928, № 1. С. 50

248. Хаджиев А.И., Яковлев Н.Б. Культура и письменность горских народов Северного Кавказа. Владикавказ, 1930.

249. Ханбиков Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966. - 126 с.

250. Харадзе Р.Д., Робакидзе А.К. К вопросу о нахской этнонимике. -Тбилиси, 1968.

251. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников: Дисс. канд. лед. наук. -М., 1993.-223 с.

252. Харузин Н.И. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей. Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888.

253. Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (XIX -нач. XX вв). М., 2007.

254. Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев "г1иллакх-оьздангалла". Назрань, 2007.

255. Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев. Назрань: Пилигрим, 2007.

256. Хасиев С.-М. О ценностной шкале чеченцев / Газета "Чеченец". -Грозный, 1990, № 1.

257. Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. Грозный, 1994.

258. Хасиев СЛ. К традиционному отсчету времени у вайнахов. Грозный, 1981.

259. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. - 132 с.

260. Хмель Н.Д. Теоретические основы формирования подготовленных учителей: Дисс. докт. пед. наук. Алма-Ата., 1986. - 376 с.

261. Хофман Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. -М., 1979. 158 с.

262. Христианович В. Горная Ингушетия. Ростов-на-Дону, 1928.

263. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики — СПб., 1989. №7. С 103-106.

264. Цаквинов Б. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961.

265. Цаллагова З.Б. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа: Авт. дисс. докт. пед. наук. М., 1997. - 43 с.

266. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М.: Магистр, 1997. -222 с.

267. Цаллагова З.Б. Этнопедагогический диалог культур. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001.- 196 с.

268. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: Дисс. канд. филос. наук. М., 1992.-208 с.

269. Чахкиев Б.А. Из культурного прошлого Чечено-Ингушетии во второй половине XIX нач. XX веков: Автореф. дис.канд. ист. наук. Тбилиси, 1986.-23 с.

270. Чеджемов С.Р. История педагогики и образования осетинского народа ХУШ-ХХ веков / С.Р. Чеджемов. 2003.

271. Чентиева М.Д. История Чечено-Ингушской письменности. Грозный, 1958.

272. Чеснов Я. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев./ Этнографическое обозрение, № 5. -М., 1994.

273. Чеснов Я. Чеченцем быть трудно / Независимая газета. М., 2.09.94.

274. Чеснов Я.В. Этнокультурный потенциал чеченской нации / Северный Кавказ: политические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996.

275. Чечено-ингушский фольклор. М., 1940.

276. Чеченские илли, песни. Грозный, 1959.

277. Чеченский фольклор. Грозный, 1990. - 592 с.

278. Чеченцы: история и современность. / Составление и общая редакция Ю.А. Айдаева. М., 1996. - 352 с.

279. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории АН СССР.

280. Институт этнографии. Л.: Наука, 1986. - 303 с.

281. Шавхелишвили А.И. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народом. Грозный, 1963.

282. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Авт. дисс. докт. пед. наук. М., 1997. - 36 с.

283. Шахбиев 3. Судьба чечено-ингушского народа. -М., 1996. 479 с.

284. Шерипов Д. Очерки о Чечне (этнографические сведения). Грозный, 1929.

285. Шиллинг Е.М. Ингуши и чеченцы // Религиозные верования у народов СССР. Т.2. - М.-Л., 1931.

286. Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дисс. докт. пед. наук. М., 1991. - 400 с.

287. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Краснодар, кн. изд., 1989.-334 с.

288. Штенберг Л.Я. Новые материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1929.

289. Эльмурзаев С.Ч. Чеченский фольклор. Т. 3. Грозный, 1964.

290. Этнические стереотипы поведения.// Под. ред. А.К. Байбурина. Л., 1985.

291. Этнознаковые функции культуры. / Отв. редактор Ю.В. Бромлей). М.: Наука, 1991.-233 с.

292. Эхаева P.M. Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике: Дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 2009 - 140 с.

293. Яковлев Н.Ф. Вопросы изучения чеченцев и ингушей. Грозный, 1927.

294. Яндаров А.Д. Правда против вымыслов // Голос Чечено-Ингушетии, 1990, 30 октября.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.