Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве: На материале кинематографа Ирана и России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Солтани Сейд Хассан

  • Солтани Сейд Хассан
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 176
Солтани Сейд Хассан. Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве: На материале кинематографа Ирана и России: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2003. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Солтани Сейд Хассан

J Введение.

Глава 1. «Влияние традиционного искусства Ирана на развитие национальной анимации».

Глава 2. « Фольклорные традиции в российской анимации».

ГлаваЗ «Традиционная образность и компьютерные технологии в анимации».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции национальной культуры и современные компьютерные технологии в анимационном искусстве: На материале кинематографа Ирана и России»

Изучение искусства анимации с присущим ему природным противоречием между реальностью и вымыслом неразрывно связано с исследованием культурных корней и национальных традиций.

Анимация изначально стремилась к народным истокам, устойчивым представлениям о мире, которые, пользуясь своими безграничными способностями к воплощению самых причудливых замыслов, она украшала и одушевляла, подобно древнейшему изобразительному искусству. Так же, как трудно понять истинную глубину произведения, ничего не зная о его творце, так невозможно оценить замысел анимационного фильма без глубокого проникновения в породившую его культуру.

Уже в первые годы своего существования, несмотря на некоторую гиперболизацию характерных элементов, мультипликация создала ряд произведений, выделяющихся своей приверженностью принципам национальной культуры. Режиссеры стремились осмыслить вековые национальные традиции, развивать возможности анимации в воспроизведении реальности и реального мира.

Мы твердо убеждены, что сегодня с помощью новых технологий в анимации открываются новые возможности распространения и развития национальных традиций, подобно тому, как в древности сказки и предания передавались из уст в уста. Обращение к народным истокам поможет нам правильнее понять свою собственную культуру. Многие полагают, что с развитием общества и внедрением новых технологий традиция постепенно исчезает и в конечном итоге перестает оказывать существенное влияние на человеческую жизнь. Сторонники такой точки зрения безоговорочно относят традицию к прошедшему, считая ее несовместимой с принципами современной цивилизации. В данной работе, вопреки этому мнению, мы попытаемся доказать, что устойчивые ценности традиционного искусства и его высокий культурный потенциал сохранились и продолжают свое развитие и в эпоху компьютерных технологий.

Традиции - это знания древних, передающиеся из поколения в поколение и наполняющиеся на протяжении эпох новыми значениями и смыслами. Это совокупность всего ценного в культуре, это живая плоть и кровь прошлого, текущая в жилах современной культуры. Мы убеждены, что прошлое вторгается в настоящее во имя будущего. Вот почему мы должны стремиться использовать традиции, благодаря которым и на основе которых нас ожидают новые свершения. Никакая революция в искусстве не может игнорировать традиции, так же как и традиции не способны существовать в отрыве от новаторства и эксперимента. В сфере культуры традиции являются основными накопителями и трансляторами социального опыта человечества, фактически аналог «культурных текстов», существующих в устной (фольклорной) форме и аккумулирующих в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы.

Анимация - искусство волшебников. Поэтому с первых же самостоятельных шагов она стремилась воплотить потаенные мечты зрителя, превращая его в соучастника экранного действия. Человеческое воображение интернационально по своей сути, и анимация, как никакое другое искусство, способно говорить на этом языке: изображение и движение - древнейшие формы человеческого самовыражения — лежат в основе искусства анимации, поэтому она легко воспринимается людьми любой национальности и цвета кожи. Обладая неограниченными возможностями воплощения самых смелых фантазий, анимация способна оживлять забытые легенды и народных героев, сближая их с современностью и новыми поколениями.

Исследователи считают, что анимация родилась задолго до возникновения кино. Ее начало относится к древнейшим временам первобытного искусства, когда первые художники в наскальных рисунках стали передавать движение. Подобные изображения встречаются в рельефах египетских гробниц, в пещерах Ласко во Франции и Альтамира в Испании.

Первобытный человек, имевший лишь опыт общения с себе подобными, и миром окружавших его вещей и животных, старался подражать природе. Подражал он им с помощью ритмичных движений своего тела и с помощью звуков. Затем движения и звуки сменили буквы и графические изображения.

Те изображения, что остались на стенах древних пещер, пожалуй, можно рассматривать как первую, еще почти инстинктивную, попытку графического воплощения человеческих мыслей и чувств.

Таким образом, долгий путь человека творящего к познанию окружающего мира начался с графического изображения. Постепенно оно обретало динамику, форму и прочие качества, которые уже могли характеризовать человека как творческую натуру. Изображения «пещерной живописи» эпохи Палеолита (II тысячелетие до н. э) вошли в историю искусства как первые графические произведения.

Мастерски нарисованная раненая дикая корова, чье изображение обнаружено в пещере Альтамира в Испании, - превосходный пример творческой самореализации людей этой эпохи, найденной ими для освоения окружающего мира.

Со временем графическое искусство стало приобретать самостоятельное значение и заняло достойное место среди других искусств. До сих пор художники используют графические приемы (линия, силуэт, ритм и т.д.), которые появились и утвердили себя еще в те, древние времена.

В это же время в странах Азии появились первые теневые спектакли, имеющие большое сходство с современной мультипликацией.

Анимация как таковая родилась на стыке двух искусств -кинематографа и графики. По мнению известного советского мультипликатора И.П. Иванова-Вано, она «добавляет к трем измерениям рисунка четвертое — возможность существования во времени и движение».*

Первый анимационный фильм был создан без камеры и без кинопленки. Причем если некий аналог пленки все же существовал, то ни о камере, ни об использовании фотопроцесса вообще не шла речь. По существу, движущаяся световая пантомима Рейно была усовершенствованной моделью стробоскопа, созданного Жозефом Плато. Уже , после широкого распространения покадровой съемки, канадский режиссер-аниматор Норман Мак-Ларен возродил метод Рейно, создав бескамерную анимацию. Фильмы Мак-Ларена кадр за кадром нарисованы прямо на пленке, тогда как творцы «нового поколения», двигая ключами 3D моделинга, создают виртуальную реальность в компьютерной мультипликации.

Особенности психологического восприятия кинозрелища заключаются в эмоциональном возбуждении, рожденном движением звукозрительных образов и в известном плане представляющем собой своего рода архаизм человеческой природы. Воздействие, в первую очередь, на эмоции человека — это психофизиологическая характеристика контакта зрителя с кинозрелищем. И чем традиционнее, «фольклорнее» произведение искусства, тем больше шансов у него на массовый успех.

Сравнительно молодая иранская мультипликация создала свой «большой стиль», опираясь на символику и декоративность древнего народного искусства. Иранские мультипликаторы черпают сюжеты своих фильмов из персидского фольклора, издавна стремящегося к облагораживанию духовного мира человека и воспитанию в нем нравственных принципов и чувства прекрасного. Создавая идеализированный мир своей мечты, древние иранские художники избегали изображения временного, стараясь обращать свои взоры к вечности и постижению божественного промысла. Мистическое, полное тайны иранское искусство создает свои «абсолютные узоры», опираясь на давние традиции книжной Иванов - Вано - «Кадр за кадром», М., Искусство, 1980, с.238 графики, миниатюры, древней персидской литературы и религиозных учений.

Иранская культура неоднократно сталкивалась с различными влияниями, как западными, так и восточными. В большинстве случаев, происходило вполне осмысленное заимствование иных традиций. Так, художники Школы Тебриз сочетали элементы китайского искусства с традиционными иранскими миниатюрами. А миниатюры школы Каджара включали в себя не только способы настенного изображения эпохи Сафавие, но и способы европейского классического изображения. Но всегда влияние западного искусства на иранских художников было ограниченным. В основном формирование эстетики иранской миниатюры происходило под влиянием собственных традиций символического беспредметного искусства.

Иранский художник всегда стремился изобразить мир своей мечты. Беря за образец окружающую действительность с ее светом, тенью, формами, красками, художник трансформировал ее, создавая идеальный мир своего воображения. Сегодня для объяснения художественных принципов такой живописи принято употреблять термин decoration (декоративная) или ornament (орнаментальная). Живопись в Иране на протяжении нескольких столетий, до середины 19 века, оставалась главным видом изобразительного искусства. Ее стремление подчинять реальность декоративному принципу оказывает сильное влияние на стилистику иранской анимации вплоть до сегодняшнего дня. Восприняла мультипликация и художественные принципы графики, в особенности, книжной иллюстрации и плакатного искусства.

История иранской анимации начинается с 60-х годов 20 века, когда при Министерстве культуры и изобразительных искусств Ирана сформировалась творческая группа художников, создавших национальную анимацию. Персонажи первых иранских мультфильмов родились под влиянием древнеиранской литературы, мифов, сказаний и легенд. Древняя история Ирана также часто служила источником сюжетов для анимационных фильмов. Как это свойственно восточному менталитету, исторические события и герои существуют в иранском искусстве как часть общей национальной мифологии, поэтому повествование о реальных исторических персонажах приобретает мифологизированную форму (как, например, в анимационном фильме Носратолла Карими «Царь - Джамшид»).

Стремление сочетать традиции древнего иранского искусства и новейшие достижения мировой анимации отличает лучшие мультипликационные фильмы иранских художников. Большинство из них проявляет несомненный интерес к интернациональной символике и проблематике. Именно такие произведения, опирающиеся на общечеловеческие ценности, представляют наибольший интерес для развития искусства анимации. В этом отношении удачным примером являются фильмы аниматора Нуреддина Заррин Келка («Узкие вежливые глаза», «Статуя свободы», «Влюбленный Амир Хамзе и грустная ослица»), сочетающего в своем творчестве последние достижения мировой графики и традиционные способы построения мультипликационного изображения.

Традиции древнего иранского изобразительного искусства (прежде всего, персидской миниатюры), несомненно, прослеживаются в анимационных фильмах Али Акбара Садеги («Я тот, который.», «Хафт шахр», «Голбаран»).

Творчество Фаршида Месгали и Ваджихолах Фард Могадцама опирается на мифологические представления иранского народа о вселенной. Этому подчинена стилистика работы Могадцама «Лили Лили Хозак», воспроизводящая природу в геометрических абстракциях.

Традиции кукольного театра лежат в основе картин Абдоллах Алиморада: мультипликационный сборник «Сказки базара», состоящий из нескольких коротких фильмов, опирается на нравоучительный иранский фольклор, воспроизводя оригинальную стилистику народного кукольного представления.

Повышенный интерес к прошлому, своей истории, к "эпической эпохе" своего существования выражает одну из важнейших тенденций современного развития искусства не только в Иране. В российской мультипликации также все чаще обнаруживается стремление вернуться к первоистокам русского искусства, типичное для переходных моментов в культуре и общественном устройстве государства. Именно во времена всеобщей потери национальной самоидентификации особенно остро встает вопрос о культурных корнях, преодолевающих время и формирующих, в конечном итоге, истинное направление к прогрессу.

Русские аниматоры никогда не забывали о том, что народные сказки и традиционный балаган, кукольные спектакли и мифы — это неисчерпаемый кладезь тем и сюжетов для их работы. Особенно охотно они использовали сказки, которые представляли для них огромный интерес с точки зрения сюжета и создания характеров. Русские народные сказки и фольклорные произведения имели большой моральный потенциал воздействия на зрителя, как ребенка, так и взрослого. Именно на этой основе были созданы значительные произведения искусства.

В начале 60-х годов в советском мультипликационном кино начинается процесс обновления образной и пластической основы мультфильма, расширение тематики и жанровых форм. Художники интенсивно экспериментируют, открывают новые приемы концентрации мысли в образе, обращаются к современным техникам и материалам.»*Активно развивается авторская анимация, давшая сильный толчок развитию и личностной интерпретации древних народных сказаний и символов.

Творчество классика российской анимации Ивана Иванова-Вано представляет собой, несомненно, уникальную форму сочетания традиционного народного искусства и современной анимации, традиций западноевропейского и русского искусства. Русские народные сказки, фольклорные сюжеты и герои наполняют его фильмы «Конек-Горбунок», «Гуси-лебеди», «Левша».

Включение сказок и мифов в пространство современности отличает

Волков А.А. Художники советского мультфильма. - М.: Советский художник, 1978. С. 12. фильмы Ф. Хитрука «История одного преступления», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка», «Человек в рамке», «Остров». Режиссер известен особым вниманием к традициям и образам народного фольклора, а также обращением к национальному искусству разных стран, что свидетельствует о поиске художником путей к сближению культур и разработке межнационального языка, присущего в большой степени именно анимации.

Фильмы Юрия Норштейна «Лиса и заяц», «Ежик в тумане» и «Сказка сказок», опирающиеся на фольклорные каноны и традиции мировой культуры, в конечном итоге выражают внутренний мир самого автора. Его творчество оказало наибольшее влияние на развитие авторской анимации в России, с ее тенденцией глубоко личностной интерпретации древних народных сказаний и символов.

Анимация 90-х годов в первую очередь связана с возвратом в сферу частной жизни, к религиозно-духовной проблематики. Наряду с повествовательной формой экранного ряда, на первый план выходят выразительные элементы, создающие в несюжетную поэтическую атмосферу.»*

Безусловно, обращение современных художников к мифу и народной сказке не является случайностью. В смутные времена экономических кризисов и нравственной неустойчивости нации именно возврат к проверенным временем истинам и испытанным идеалам помогает нации вновь обрести точку опоры и возродить духовное могущество. Интернациональный язык анимационного искусства, как никакой другой, способен выразить характерные черты национальной культуры, сохраняя для потомков ее неповторимое своеобразие и способствуя поиску путей межкультурного понимания. Являясь мощным средством воздействия на массовое человеческое сознание и обладая значительным арсеналом выразительных

Кривуля Н. Основные тенденции авторской анимации России 60-90-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения . М.: ВГИК, 2001. С. 100. средств, анимация способна взять на себя роль проводника между культурами и эпохами, способствуя сближению народов и распространению идей добра и взаимоуважения.

На современном этапе развития цифровых технологий, анимация -это не только фильмы, созданные в двух- и трехмерных графических программах. Это искусство сложнейших эпизодов космических войн и глобальных катастроф, трехмерных ландшафтов и магических объектов, а также инопланетных, доисторических, фантастических существ и всевозможных превращений. Кроме того, особое место занимает анимация и в создании компьютерных игр, рекламы, музыкальных клипов и оформлении телеэфира.

На сегодняшний день возможности компьютерной графики представляются поистине неограниченными. Воспринимаемый поначалу как инструмент, враждебный искусству, сейчас компьютер становится все более необходимой частью современного технологического процесса. Можно с уверенностью сказать, что компьютерная промышленность является самой динамично развивающейся отраслью в мире. При этом, оставаясь инструментом, компьютер способен представлять национальную культуру во всей ее полноте, способствуя взаимопроникновению различных фольклорных представлений и традиций.

Изобретение компьютера, по сути ставшее естественным продолжением технической революции второй половины двадцатого века, было не менее значимым, чем изменения политических и социальных структур, демографические проблемы или революция в образовании. Однако, как и всякое техническое изобретение, компьютер ставит перед человеком серьезные нравственные и этические проблемы, связанные с ощущением безграничного научного могущества науки и ответственностью создателя за свое изобретение.

Стремление прийти к гармоничному синтезу разновременных сюжетов и технологий различного уровня на протяжении многих лет отличает лучшие работы мультипликаторов всего мира. В диссертации мы рассмотрим, насколько разнообразно применение компьютерных технологий при создании фильмов, в основе которых лежат произведения народного творчества. Современные компьютерные программы позволяют делать фильмы в разной анимационной технике: рисованный мультипликат, плоская перекладка, сыпучие материалы и даже трехмерная анимация. При этом компьютерные технологии значительно расширяют изобразительные и технологические возможности и облегчают труд аниматоров и художников.

Техника определила и взаимоотношения традиционной и компьютерной графики. Известно, что этимологическое происхождение слова «графика» связано с рисунком линией, штрихом и точками. В свою очередь, графические компьютерные программы принципиально разделяются на два типа: векторные (в которых изображение строится линиями) и растровые (создающие рисунок с помощью точек). Таким образом, любое компьютерное изображение, каким бы сложным оно ни казалось, по своей сути, графично.

Вместе с компьютером возник совершенно новый вид искусства — мультимедиа, объединивший возможности двухмерной и трехмерной графики, озвученного кино и книги.

В эпоху современных технологий возможности компьютерной графики широко используются в кинофильмах, анимации, компьютерных играх и т.п. Кроме того, компьютерная графика положительно зарекомендовала себя на страницах различных газет и журналов. В настоящее время невозможно представить себе полиграфию без компьютерной графики. Само формирование компьютерных объектов, регулировка цветового баланса, создание любых цветовых и объемных эффектов делают изображение ярким и неповторимым.

В течение почти двадцати пяти лет компьютерная графика, когда-то бывшая в поле зрения Ограниченного количества людей, таких как инженеры и ученые, сейчас стала одной из необходимых областей современной жизни, особенно в производстве художественных фильмов, телевизионных сериалов, коммерческих реклам и в разных формах производства развлекательной продукции.

Художественная практика работы с двухмерной и трехмерной анимацией потребовала создания группы программ, учитывающих самые различные потребности художника, причем парадигма каждой программы ориентирована на технологический процесс, при котором ее интерфейс становится аналогом мастерской художника. Например, интерфейс Adobe Photo Shop содержит парадигму для работы фотохудожника, с набором инструментов для редактирования фотографий. Painter - это программа исключительно для художника-живописца или графика, Corel Draw рассчитан на потребности дизайнера.

Компьютер не только предоставляет широкий выбор технических возможностей и эффектов, но и позволяет предельно упростить и ускорить процесс набора и верстки. Для верстки разработаны специальные программы: Quark X press, Page Maker.

Возможности компьютерных технологий позволяют художникам применять в процессе съемок практически любые средства из арсенала мировой кинематографии. Мировая анимация 90-х годов обнаруживает явный интерес к крупномасштабным постановкам, наряду с методами традиционной мультипликации использующим современные компьютерные технологии. Таков полнометражный анимационный фильм Станислава Соколова «Чудотворец», созданный русскими аниматорами в сотрудничестве с английской студией ВВС.

При создании компьютерных мультфильмов молодые российские аниматоры часто обращаются к темам и произведениям народного творчества. Картина «Люляки» В. Федоровой и Н. Антиповой, фильм Марии Степановой «Свято» опираются на традиционные языческие представления народа об окружающем мире, в котором, наряду с реальными, присутствуют и фантастические персонажи.

Обращение к общечеловеческим проблемам и поиск адекватного воплощения на языке компьютерной анимации отличает фильм Елизаветы Скворцовой «Дождь», целиком сделанный на компьютере в стилистике традиционного русского изобразительного творчества.

В последние годы использование компьютерных технологий приобретает все больший размах не только в странах Европы и Америки, но и в анимации Востока. В стилистике плоской компьютерной анимации выполнена работа Нуредцина Зарина Келка «Пуд». Технические достижения мировой мультипликации и народные иранские мотивы успешно сочетаются и в грандиозном анимационном проекте под названием «Бог любит аистов».

В данной работе нам хотелось бы особенно подчеркнуть межнациональный язык анимационного искусства, в основе которого лежат, прежде всего, изображение и движение, а также способность анимации быть воспринятой людьми любой национальности или цвета кожи, ее широкие возможности распространения образов и символов древних культур и традиций. Обладая неограниченными возможностями воплощения самых смелых фантазий, анимация способна оживлять забытые легенды и народных героев, сближая их с сегодняшним днем и молодым поколением. Короткометражка или объемный шедевр, искусство традиционное или стремящееся к освоению новых технологий, всегда несет отпечаток мастерства своего создателя и, подобно зеркалу, отражает неповторимый колорит национальной культуры.

Мы твердо убеждены, что анимация и развитие новых технологий открывают широкие возможности международного распространения и развития культурных образов и традиций, внедряя в жизнь прекрасную идею «культурного диалога» между людьми разных национальностей. Несмотря на некоторые принципы новой «техногенной» цивилизации, ценности традиционного искусства и его высокий культурный потенциал сохранились и развиваются, продолжая оказывать существенное влияние на современное общество. Используя новейшие достижения в области искусства, художники-традиционалисты стремятся к гармоничному единству прошлого и будущего, закрепляя национальную культуру в новых технологических формах.

Данная диссертация состоит из трех частей. В первой части содержится анализ роли национальной культуры в истории мультипликации Ирана. Вторая часть посвящена исследованию значения фольклорных традиций в русской анимации. Наконец, в третьей мы рассмотрим проблему влияния компьютерных технологий на анимационное искусство и подведем итоги.

17

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Кино-, теле- и другие экранные искусства», Солтани Сейд Хассан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формируя и поддерживая культурные стереотипы и социальную мифологию, искусство является важнейшей основой культурной жизни народа, превращается в средство ведения диалога между различными цивилизациями. Вне всякого сомнения, в диалоге культур, помимо выдающихся учёных и мыслителей, немалую роль играют деятели искусства, выражающие в своём творчестве всё то, чем дышит и что чувствует народ. Именно искусство может открыть новые горизонты в отношениях Востока и Запада, так как никакая другая сфера человеческой деятельности не способна выразить идею в более доступной и убедительной форме.

Поскольку в любом диалоге, наряду с умением выражать мысль в слове, особое значение имеет умение слушать и зрительно воспринимать собеседника, владение словом, тип и качество воспринимаемой информации, новизна и творческий подход в подаче материала играют важную роль и в искусстве. Культурный диалог будет достигнут в том случае, если в нём, с опорой на предшествующий культурный и художественный опыт, примут активное участие деятели искусства, представляющие самые разные социальные общности.

Возможность диалога культур в различных формах и на различных уровнях должна быть тщательно проанализирована и изучена. Поскольку само понятие «диалог» имеет буквальное и переносное значение, то в первом случае мы имеем в виду организацию дискуссий и обмен мнениями по самым разным вопросам, а ко второму будут относиться усилия, направленные на сближение и достижение взаимопонимания, прилагаемые в культурной, художественной и научной сфере.

В конце двадцатого столетия господин Сейед Мохаммад Хатами, президент народа, создавшего великую ирано-исламскую цивилизацию, выступил в Организации Объединённых Наций с инициативой провозглашения первого года двадцать первого столетия годом «диалога культур»: «От имени Исламской Республики Иран предлагаю, чтобы ООН в качестве первого шага к сближению цивилизаций объявила 2001 год годом «диалога культур». Надеюсь, что вслед за этим будут сделаны необходимые шаги для достижения равенства и свободы во всём мире. Одними из наивысших достижений уходящего века являются признание необходимости и значения диалога, предупреждение применения силы, прогресс и взаимопонимание, достигнутые в культурной, экономической и политической сферах, а также укрепления основ свободы, справедливости и прав человека».

Еще философы Древней Греции понимали, что человек является частью социума, через взаимоотношения с другими людьми получая информацию о себе и своем месте в мире. Только воспринимая себя как часть единого целого, человек может постичь смысл этого целого, вникнуть в гармонию мироздания.

Сегодня электронные технологии в кинематографе и анимации способствуют быстрому сближению культур и наций, знакомя с историей и традициями других народов и помогая глубже вникнуть в особенности культурной жизни своей страны. Компьютер, наряду с прочими новейшими техническими средствами, обеспечил особые скорости распространения информации, оказав тем самым огромное и пока еще не до конца изученное воздействие на мировую культуру в целом.

Во взаимодействии культур, по существу, сталкиваются две культурные формы: общемировая культура, выступающая в настоящее время пока лишь в качестве тенденции, и национальная культура, имеющая многовековую историю и поэтому наиболее устойчивая и влиятельная. Каждая из них имеет свои особенности. Культура и искусство развиваются эволюционным путем, сохраняя свои национальные корни. Национальные культуры, опираясь на свое прошлое, обладают известной гибкостью, уверенностью в своих основах, которые укрепляются религиозными, историческими и национальными традициями.

Художник и искусство находятся в постоянном движении, подобно реке. Беря начало из родников прошлого, становясь полноводными, она спешит по руслу времени к блестящему и бесконечному будущему. Тот, кто хочет постичь радость и счастье завтрашнего дня, не должен в одночасье забывать о горестях и испытаниях, пережитых вчера, ибо тот, кто вчера переносил тяготы, не равен тому, кто завтра будет наслаждаться жизнью: первый, в конце концов, умирает, другой появляется на свет.

Жизнь не исчезает, она имеет свое продолжение, но, лишь опираясь на прошлое, она движется вперед. Художник, который не видит течения времени и не слышит гула шагов наступающей эпохи, глух и нем, и вместо того, чтобы идти в авангарде общества, едва поспевает за его неутомимым бегом. Новые времена властно требуют творчества и инициативы, и художник в своем творчестве, опираясь на испытанные и осмысленные нормы, рамки и образцы, должен дать простор разумному новаторству и инициативе, с тем, чтобы, оставаясь верным устоявшимся традициям прошлого, соответствовать ценностям, чаяниям и потребностям настоящих и будущих поколений.

Итак, только относясь с вниманием и почтением к прошлому во имя связи с будущим, художник может создавать искусство, исполненное новизны, динамичности и совершенства, уходящее корнями в народные традиции, так как мы уверены, что традиции, о которых идет речь в данной диссертации, не подвержены влиянию времени.

Художник, слепо и безоглядно подражающий искусству прошлого:

- не в состоянии, опираясь на свой вкус и выбор, предложить обществу новые художественные образцы, отвечающие требованиям эпохи;

- даже приобретая известность и пользуясь теми или иными благами, никоим образом не сможет повлиять на развитие художественного процесса;

- создавая произведения, отвлеченные от истинных проблем своего народа, он никогда не сможет собрать вокруг себя людей и стать глашатаем современности;

- копируя проверенные временем образцы искусства прошлого, он не способен усвоить новые, более высокие идеи и воздействовать на развитие искусства.

С другой стороны, художники, ежедневно поставляющие новые «товары» на «базар искусства» и пренебрежительно относящиеся к самой основе и истокам художественных традиций:

- не связывая свои познания, опыт и творческое разнообразие с современностью, общественной и национальной сферой, создают произведения, лишенные социальной опоры; заботясь лишь о развлекательности и потакании вкусам толпы, не оказывают никакого влияния на рост сознательности, достоинства и ответственности нации;

- предлагая свои «творения», они не учитывают влияния произведения искусства на внутренний мир человека, его огромное влияние на человеческое самосознание.

Нам хочется еще раз напомнить о необходимости гармоничного взаимодействия в искусстве новейших технологий и древних народных традиций. В данной работе мы стремились исследовать проблему взаимосвязи традиции древней национальной культуры и современности. Только гармоничный синтез новаторства и нравственных, художественных принципов народной культуры способен привести искусство к истинному прогрессу.

Сегодня мы находимся в самом начале длинного пути, завершением которого должны стать уважение к каждому человеку, взаимодействие и сотрудничество друг с другом посредством культурного диалога. И важнейшая роль в достижении межнационального взаимопонимания, несомненно, принадлежит искусству.

Настоящий Художник всегда несет в себе качества просветителя. Достижение межкультурного диалога легче всего достигнуть в том, что духовно объединят людей самых разных национальностей, что понятно представителям разных стран, так как основано на культуре и обычаях далекого прошлого, когда различия между людьми были минимальными. Древнее народное искусство в сочетании с методами новых технологий способно создать великолепные межнациональные связи и способствовать миру и взаимопониманию людей всех наций.

Многие современные философы и социологи считают настоящую эпоху временем визуализации, торжества изображения над словом. Видео, интерактивное телевидение, интернет, компьютерные библиотеки погружают современного человека в море визуальной информации, когда качество уступает количеству, лишающему человека возможности обрести нравственную устойчивость и равновесие. Вывески, неоновые рекламы, музыкальные клипы и комиксы отсылают нас к художественным принципам далеких эпох, когда информация о мире передавалась исключительно изобразительными средствами. Как некогда книгопечатание изменило сознание людей, веками воспитывающихся на образцах храмовой архитектуры, интернет неуклонно влияет на способы самоидентификации современного человека, познающего себя и окружающий мир через компьютерную картинку.

Анимация, основанная на принципе движущейся картинки, оказывается в числе искусств, способных серьезно повлиять на человеческое самосознание. Обладая межнациональным языком, она заключает в себе информацию о быте и культуре разных народов. Но лишь сохраняя нравственный заряд мирового традиционного искусства, она может претендовать на роль этического и эстетического проводника в сложном, переполненном разнообразной информацией, современном мире.

Без сомнения, использование компьютера, особенно графических и анимационных программ, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наряду с экономичностью расходов и времени, компьютерная техника существенно сужает спектр потенциальных художественных решений. Однако нельзя не признать, что, совершенствуясь в соответствии с потребностями мирового рынка, компьютерные программы создают благоприятные условия для развития искусства графических изображений.

Постепенное превращение компьютера из объекта и инструмента творчества в субъекта и соавтора, на наш взгляд, является наиболее многообещающей областью его применения в искусстве. Кроме того, именно компьютеру мы обязаны понятием "мультимедиа", суть которого в объединении всех потенциальных способов влияния на человеческое сознание.

Изобразительный язык анимационного искусства способен стать всеобщим языком разных культур и цивилизаций. С помощью компьютера современная анимация неуклонно расширяет поле своих возможностей, постепенно приобретая черты все более универсального и востребуемого искусства.

Новые технологические средства создают могущественные информационные и культурные связи, целью которых является эффективный обмен культурными ценностями с сохранением их национальной самобытности. Поэтому важнейшим в культурном диалоге должно стать взаимное уважение и внимание к разнообразию языков, расовых и религиозных различий. Только тогда мы сможем сохранить культурное богатство мира, в котором каждая национальная культура обретет подобающее ей место и будет защищена от культурной «агрессии» других народов.

148

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Солтани Сейд Хассан, 2003 год

1. Авксентьева В. В., Безклубенко С. Д. Традиции и новаторство советского киноискусства. - Киев: Наукова думка, 1989.

2. Арян Поор Я. Из Саба до Нима (История 150 лет персидской литературы). -Тегеран: Завар, 1992.

3. Асенин С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. М.: Искусство, 1974.

4. Асенин С. Иржи Трнка тайна кинокуклы. - М.: ВБПК, 1982

5. Асенин С. Мир мультфильма. Идеи и образы мультипликации социалистических стран. -М.: Искусство, 1986.

6. Асенин С. Мудрость вымысла. — М.: Искусство, 1983.

7. Асенин С. Пространство мультфильма. -Таллинн, Периодика, 1986.

8. Башляр Б. Грезы о воздухе. Опыты о воображении движения. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.

9. Веижер Н.Я. Сотворение фильма М.: Киноцентр,1990.

10. Волков А.А. Искусство мультипликации. Советское кино. 70-е годы. — М.: Искусство, 1984.

11. Волков А.А. Мультипликационный фильм. М.: Знание, 1974.

12. Волков А.А. Художники советского мультфильма. М.: Советский художник, 1978. С. 12. 3. 4. 5. 8. 9.

13. Володин В.А. Энциклопедия кино. М.: Академия, 2003.14. "Восток Запад. Диалог культур и цивилизаций": Материалы второй межвузовской научной конференции молодых ученых — М., Издательство Российского университета дружбы народов, 2000.

14. Гамбург Е. Пекарь. В. Художники ожившего рисунка. М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984.

15. Гарибпур Б. Анимация с первых шагов до зрелых Тегеран: Университет Искусства, 1998.

16. Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. Москва. Искусство. 1957.

17. Гинзбург С. Искусство мультипликации вчера, сегодня, завтра// Вопросы киноискусства, №13 М.: Наука, 1971.

18. Грей Б. Иранская живопись — Тегеран, 1990.

19. Горчук Ю.Я. История графики и искусства книги. М.: Аспент Пресс, 2000.

20. Гуревич М.Е. Покадровое чтение: литература и анимация.// Киноведческие записки, № 6, 1990.

21. Диалог цивилизаций: Исторический опыт и перспективы XXI века. -М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2002.

22. Донец JL, Малюкова Л. Таруса как центр российской анимации -Искусство и кино.—№ 9 М.: 1997.

23. Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М.: Проспект, 2002.

24. Засурский Я.Н., Вартанова Е. Л. 21 век: информация и общество. От кино до интернета. М.: Издательство Московского университета, 2000.

25. Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. М.: Искусство, 1980.

26. Иванов-Вано И.П. Мультипликация вчера и сегодня (в 4-х частях). М.: ВГИК, 1974-1977.

27. Иванов-Вано И.П. Особенности рисунка в мультипликации. // Мудрость вымысла. М.: Искусство, 1983.

28. Иванов-Вано И.П. Художники советского мультфильма — М.: Советский художник, 1978.

29. Иран: диалог цивилизаций. Материалы Научной конференции (Москва, апрель 2001г.) М.: Муравей, 2002.

30. Йусефзаде X. Пилбан № 6, Тегеран, 2002.

31. Кандинский В.В. О духовном в искусстве М.: Архимед, 1992.

32. Карей Д. Трансляция и культура. Об обществе и СМИ. Тегеран, 1997.

33. Каталог выставки к 70-летию со дня рождения Аркадия Тюрина — М.: Государственный литературный музей, 2003.

34. Клер Р. Кино вчера, кино сегодня — М.: Прогресс, 1981.

35. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры М.: Просвещение, 2000.

36. Кривуля Н. Роль некоторых технологий в создании рисованного анимационного кино. Проблемы современной аудиовизуальной культуры. — М.: ВГИК, 1998.

37. Кривуля Н. Основные тенденции авторской анимации России 60-90-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения . М.: ВГИК, 2001.С.100.40.51.55.

38. Кузнецов Г.В. Цвик В.Л., Юровский А .Я. М. «МГУ» - 2002

39. Культурное наследие Ирана на пороге XXI века. Материалы Международной конференции по фундаментальным проблемам Иранистики (философия, литература, искусство) М.: Институт философии Российской Академии Наук, 2001.

40. Культурология: Учебное пособие и хрестоматия для студентов. СПб.: Питер, 2003.

41. Курчевский В.В. Детское мультипликационное кино. М.: ВГИК, 1988.

42. Курчевский В.В. Изобразительное решение мультипликационного фильма. М.: ВГИК, 1986.

43. Кифа П. Слишком беликатные картинки // Как (журнал), № 2. 1997.

44. Лебедева Е. В., Черных Р. М. Искусство художника оформителя. — М.: Советский художник, 1981.

45. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры// Декоративное искусство, №2,1978.

46. Лотман Ю.М. О языке мультипликационных фильмов. Об искусстве. С. - Петербург" Искусство - СПБ, 1998.

47. Лотман Ю. М. Структура художественного текста ОБ искусстве. - С.Петербург: Искусство - СПБ, 1998.

48. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок. Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. ГМИИ им. Пушкина. Мат-лы науч. конф. (1975). М., Советский художник, 1976.

49. Мечты бодрствующего. Сборник разговоров и записей об анимации -Тегеран: Центр умное воспитание детей и молодых, 1998.

50. Молана-Хамид. Приход из модерна. Тегеран: Центр исследования СМИ, 1992.

51. Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и о своем искусстве. М.: Искусство, 1983.

52. Монетов В. М. Теледизайн и компьютерная технология // Т.К.Т (Техника кино и телевидения), № 10,2001.

53. Норштейн Ю.Б. Игольчатый экран// Искусство кино, №4, 1993.

54. Норштейн Ю.Б. Снег на траве // Искусство кино, №8,2002.

55. Норштейн Ю.Б. Просто искусство// Анимафильм, №5,1980.

56. Немировский Е. JI. Иван федоров и возникновение книгопечатания в Москве и на Украине // КомпьюАрт, № 9,2002.

57. Орлов A.M. Анимация в компьютерных играх// Мир ПК, N1,1993.

58. Орлов А. М. Виртуальная реальность М, 1997.

59. Орлов A.M. Духи компьютерной анимации. Мир электронных образов и уровни сознания. — М., МИРТ, 1993.

60. Орлов А.М. Задачи перестройки сознания и мультипликация//Кино -детям, вып. 3., 1988.

61. Орлов A.M. Компьютерная анимация: возвращение на Землю//Мир ПК, N9, 1993.

62. Орлов А.М. Компьютерный мир и его восприятие.// Техника кино и ТВ, №2,1995.

63. Орлов A.M. Мультафиша. К вопросу о методике составления программ.//Кино детям, вып.З., 1988.

64. Орлов A.M. Мультимедиа: магический аспект. Компьютерная графика, N2,1993.

65. Орлов A.M. Мультипликационный фильм и психология подростка.-Кино детям, кино - молодежи, вып. 3, 1989.

66. Орлов А.М. Некоторые проблемы эстетики анимационного фильма. М.: ВГИК, 1992.

67. Орлов A.M. Особенности эстетики компьютерного образа. Техника кино и ТВ, N12,1992.

68. Орлов A.M. Практика современных мультимедиа// Техника кино и ТВ, N12,1993.

69. Орлов А.М. Уровни сознания и компьютерная анимация// Компьютерная графика, №1,1993.

70. Орлов А.М. Эстетика "младенческих периодов" кинотехнологии//Техника кино и ТВ, N7,1994.

71. Пиотровский М. Б. Земное искусство небесная красота (искусство ислама). - СПб.: Славия, 2000.

72. Повелихина А.В., Ковтун Е.Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Аврора, 1992.

73. Петров А. Я не могу сказать, что становлюсь умнее с каждым фильмом // Киноведческие записки, Музей кино, № 52, 2001.

74. Полукаров В.Л. Телерадиореклама. М.: Инновационные технологии, 1998.

75. Пройдаков Э.М., Теплицкий Л. А. Англо-русский словарь терминов и сокращений по ВТ, интернет и программированию М.: СК пресс, 1998.

76. Пакназар С. Человек, технология и Будущий. Тегеран.: Веб (журнал), №13.2001.

77. Режиссеры и художники советского мультипликационного кино. М.: "Союзинформкино", 1984.

78. Романенко А. Р. Когда Луна вместе с Солнцем. М.: ТИД континент-пресс, 2002.

79. Ростоцкая М.А. Аспекты культуры: классика и современность. ВГИК, М. 2001

80. Рубинштейн АЛ. Художественная жизнь современного общества. М.: Проспект, 2002.

81. Садеги-Ирадж. Судьбу решительные моменты. Тегеран: Атие, 2001.

82. Садуль Ж. Всеобщая история кино. — М.: Искусство, 2001.

83. Сазонов А. П. Изобразительная композиция и режиссерская раскадровка рисованного фильма. М.: ВГИК, 1960.

84. Сазонов Н. В. Искусство Ирана М.: Издательство Государственного Музея Востока, 1994.

85. Сотворение фильма, или несколько интервью по служебным вопросам. -М.: Киноцентр, 1990.

86. CLOSE-UP. Историко- теоретический семинар во ВГИКе. 19961998.

87. Тейлор. Мифы и кулыура. Феникс, 2002.

88. Толстой Л. Н. Литература, Искусство. М.: 1978.

89. Ученов В.В., Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. -М.: Смысл, 1994.

90. Ученов В. В., Старых Н. В. История рекламы. М.: Юнити-дана, 1999.

91. Фомин В.И., Правда сказки кино и традиции фольклора. Москва. Материк. 2001.

92. Фролов М.И. Учимся на компьютере анимации. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

93. Финч К. Диснеевское искусство Тегеран: Мир иллюстрации, 2000.

94. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проспект, 2002.

95. Франсуа Л-Ж. Положение постмодерна. Тегеран: Гаме Но, 2001.

96. Хатами С. В человеке сосредоточены душа востока и разум запада — М.: Гуманитарий, 2001.

97. Харисон Ч., Вуд П. Искусство и мнения его деятелей (1900-1990) — Тегеран: Исаргаран, 1998.

98. Халас Д. Мастера анимации — Тегеран: Кинематографический центр Фараби, 1993.

99. Чередниченко С.И. История и теория рекламы. М., Московский гуманитарный университет, 1992.

100. Шарифзаде С. История иранской миниатюры. Тегеран, Хозее Хонар, 1996.

101. Шорохов Е. В., Лебедко В. К. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 3 М.: МШ У - Прометей, 1999.

102. Эстон X. Компьютерная анимация Тегеран, 1990.

103. Beyer Peter. Religion and Globalization, New York -1994

104. Boyer, Tradition as Truth and Communication, (Cambridge: Cambridge University Press, 1990).

105. Bill Readings, Introducing Leotard: Art and Politics (London and N. Y.: Rout ledge, 1991) p. 3.

106. Cooper J.C. An Illustrated Encyclopedia of Traditional Symbol's. Thames and Hudson/London, repr.1988

107. Denis Mc Quail, Mass Communication Theory: An Introduction, London and Beverly Hills: sage, 1987

108. Edward Shills, Tradition, Faber and Faber, London, 1981

109. Featherstone, Mike Nationalism, Globalization and Modernity. London — 1992

110. Hantington, Samuel The clash of Civilizations and the Remaking of World Order, Simon & Schuster, New York, 1996

111. Halas Jane Graphics In Motion, Novum Press, Munchen, 1981

112. Janet Wasko, Hollywood in the Information Age: Beyond the silver screen (Cambridge: Polity Press, 1994), ch.4.

113. John В Thompson, Ideology and Modern Culture: Critical Social Theory in the Eva of Mass Communication (Cambridge: Polity Press, 1991).

114. Julian Reade, Assyrian Sculpture, British Museum, 2000

115. Jongsuk Chay -Culture and international relations New York-1990

116. Laurel Brenda, Park Men. о The Art of Human — Computer Interface Design, ca: Addison - Wesley Publishing Co, 1991

117. Palfreman, Jon & Doran Swade. The Dream Machine: Exploring the computer Age/ London: BBC Books, 1991

118. Roland Robertson, Globalization: Social Theory and Global Culture (London and Newbury Park, Calif: Sage, 1992).

119. Название Режиссер Художник Год Студия

120. Царь Джамшид Н. Карйми А. Ахмадие Н. Ряхи П. теймури 1966 Культура и Искусство

121. Жизнь Н. Карйми А. Ахмадие П. Теймури 1967 Культура и Искусство

122. Семь городов А.А. Садеги А.А. Садеги 1971 Центр интеллектуального воспитания детей

123. Узкие вежливые глаза Н. Заррин Келк Н. Заррин Келк А. Никгол С.А.Асгарзаде 1982 Центр интеллектуального воспитания детей

124. Атал Матал Н. Заррин Келк Н. Заррин Келк 1982 Центр интеллектуального воспитания детей

125. Самые сильнейшие Н. Заррин Келк Н. Заррин Келк М. Джавхерйян 1975 Центр интеллектуального воспитания детей

126. Влюбленный Амир Хамзе и грустная ослица Н. Заррин Келк Н.Заррин Келк Н. Собхан Сарбанди 1977 Центр интеллектуального воспитания детей

127. Голбаран А.А. Садеги А.А. Садеги А. Надери 1972 Центр интеллектуального воспитания детей

128. Я тот, который А.А. Садеги А.А. Садеги А. Надери 1973 Центр интеллектуального воспитания детей

129. Ладья А.А. Садеги А.А. Садеги Н. Собхан Сарбанди М. Йагмайян 1974 Центр интеллектуального воспитания детей

130. Царь Цолнце А.А. Садеги А.А. Садеги Н. Собхан Сарбанди К. Моайеди 1975 Центр интеллектуального воспитания детей

131. Зал и Симург А.А. Садеги А.А. Садеги Н. Собхан Сарбанди 1977 Центр интеллектуального воспитания детей

132. Человек, который мешает В. Фарде Могаддам В. Фарде Могаддам Центр интеллектуального воспитания детей

133. Подражание В. Фарде Могаддам В. Фарде Могаддам Р.Насра Азадани 1979 Центр интеллектуального воспитания детей

134. Лили -Лили Хозак В. Фарде Могаддам В. Фарде Могаддам Ф.Тораби 1992 Центр интеллектуального воспитания детей

135. Рядом, вместе В. Фарде Могаддам В. Фарде Могаддам Ф.Тораби Ф. Бабаии М. Халадж 1992 Центр интеллектуального воспитания детей

136. Колыбельная Ашуры В. Фарде Могаддам В. Фарде Могаддам 1998 Центр интеллектуального воспитания детей

137. Свобода по-американски П. Калантари Талегани В. Фарде Могаддам 1980 Второй иранский государственный телеканал

138. Смотри Ф. Месгали Ф. Месгали 1975 Центр интеллектуального воспитания детей

139. Мальчик, губная гармоника и птица Ф. Месгали Ф. Месгали 1971 Центр интеллектуального воспитания детей

140. Сказки Базар А. Алиморад А. Алиморад С. А. Асгарзаде М. Халадж 1996 Центр интеллектуального воспитания детей

141. Попугай и Бакалейщик А. Алиморад А. Алиморад 1995 Центр интеллектуального воспитания детей

142. Прибытие в кукольный мир А. Алиморад А. Алиморад 1994 Центр интеллектуального воспитания детей

143. Белые крылья А. Алиморад А. Алиморад М. Р. Бахтяри 2002 Центр интеллектуального воспитания детей

144. Гора драгоценност ей А. Алиморад А. Алиморад 1994 Центр интеллектуального воспитания детей

145. Бахадор А. Алиморад А. Алиморад 2000 Центр интеллектуального воспитания детей

146. Название Режиссер Художник Год Студия

147. Рождество обитателей леса В. Старевич В. Старевич 1911 Ханжонкова

148. Веселые сцены жизни насекомых В. Старевич В. Старевич 1912 Ханжонкова

149. Гордские мыши и деревенские мыши В. Старевич В. Старевич 1912 Ханжонкова

150. Китай в огне Н. Ходатаев Ю. Меркулов З.Комисаренко Н. Ходатаев И. Иванов-Вано 1925 Государственный техникум кинематографии

151. Окна Сатиры В. Маяковский В. Маяковский 1925 РОСТА

152. Сенька -Африканец Ю. Меркулов Д. Черкес И. Иванов -Вано Ю. Меркулов Д. Черкес И. Иванов -Вано 1927 Межрабпом- Русь

153. Каток Ю. Желябужский И. Иванов- Вано Д.Черкес 1927 Межрабпом- Русь

154. Тараканище А. В. Иванов Н. Воинов А. В. Иванов Н. Воинов 1927 Совкино

155. Негритенок и обезьяна Н. И. Сац Н. и О. Ходатаевы В. иЗ. Брумберг 1927 Межрабпом- Русь

156. Самоедский Мальчик Н.иО. Ходатаевы В.иЗ. Брумберг Н. и О. Ходатаевых В.иЗ. Брумберг 1928 Совкино

157. Сказка о соломенном бычке В. Левандовский В. Левандовский 1927 Межрабпом- Русь

158. Обиженные буквы А. В. Иванов А. Пресняков А. Пресняков И. Сорохтин В. Твардовский 1928 Совкино

159. Почта С. Маршак М. и В. Цехановские М. Цехановский Б. Корнеев 1930 Ленфильм

160. Блэк Энд уайт И.Иванов Вано П. Амальрик И.Иванов -Вано .1 1932 Межрабпом- Русь

161. Сказка о царе Дурандае И.Иванов — Вано В. иЗ. Брумберг И.Иванов -Вано Б. Покровский 1934 Межрабпом- Русь

162. Название Режиссер Художник Год Студия

163. Новый Гуливер А. Птушко Ю. Швец А. Никулин 1935 Москинокомбинат

164. Золотой ключик А. Птушко Ю. Швец 1939 Мосфильм

165. Джябжа М. Пащенко Н. Верещагина В. Соколов 1939 Ленфильм

166. Конек -Горбунок И. Иванов — Вано А. Снежко-Блоцкая Л.Мильчин 1947 Союзмультфильм

167. Гуси -лебеди И. Иванов -Вано И. Иванов — Вано 1957 Союзмультфильм

168. Левша И. Иванов -Вано А. Тюрин А. Курицын М. Соколова 1946 Союзмультфильм

169. Времена года И. Иванов Вано Ю. Норштейн В. Наумов М. Соколова 1969 Союзмультфильм

170. Сеча при Керженце И. Иванов Вано Ю. Норштейн М. Соколова А. Тюрин 1971 Союзмультфильм

171. Сказание про игорев поход Н. Василенко Э.Кирич Киевнаучфильм

172. Истоия одного преступления Ф. Хитрук С. Алимов 1962 Союзмультфильм

173. Каникулы Бонифация Ф. Хитрук С. Алимов 1965 Союзмультфильм

174. Топтыжка Ф. Хитрук С. Алимов 1966 Союзмультфильм

175. Человек в рамке Ф. Хитрук С. Алимов 1966 Союзмультфильм

176. Фильм, фильм,фильм Ф. Хитрук В. Зуйков 1968 Союзмультфильм

177. Остров Ф. Хитрук В.Зуйков Э. Назаров 1975 Союзмультфильм

178. Лев и бык Ф. Хитрук В.Зуйков 1984 Союзмультфильм

179. Лиса и Заяц Ю. Норштейн Ф. Ярбусова 1973 Союзмультфильм

180. Ежик в тумане Ю. Норштейн Ф. Ярбусова 1975 Союзмультфильм

181. Сказка сказок Ю. Норштейн Ф. Ярбусова 1979 Союзмультфильм

182. Узорная сказка В. Белов В. Белов Киргизская кино студия

183. Игрушечная история Баз Лайтер 1995 Пиксар

184. Трещина (Abyss) ДЖ. Камерон 1989 Дисней-продакшн

185. Красавица и чудовище Гэри Трусдейл Кирк Уайз 1991 Дисней-продакшн

186. Название Режиссер Художник Год Студия

187. Чудотворец С. Соколов ЕЛиванова 2000 Кристмас фильм, S4C и ВВС

188. Догада С. Соколов С. Соколов 1977 Союзмультфильм

189. Бездомные домовые С. Соколов С. Соколов В. Дудкин 1982 Союзмультфильм

190. Рыбья упряжка С. Соколов С. Соколов Е. Ливанова 1983 Союзмультфильм

191. Старик и море А. Петров А. Петров 1999 Панорама

192. Корова А. Петров А. Петров 1989 Шар

193. Русалка А. Петров А. Петров 1996 Панарама, Дато

194. Люляки В. Федорова Н. Антипова В. Федорова Н. Антипова 2003 ВГИК

195. Аю Даг А. Соловьева Н.Варламова 2002 ВГИК

196. Свято М. Степанова М. Степанова Мастер-фильм

197. Хантыйская легенда В.Абрамчук В.Абрамчук 2000 OTRK " Югра "

198. Дождь Е. Скворцова Е. Скворцова 1999 ВГИК

199. Название Режиссер Художник Год Студия

200. Подожди пожалуй Е. Скворцова Е. Скворцова 2002 ВГИК

201. Солнце Египта Б. Иагмайян Ш. Харазми 2002 Хур

202. Пат А. А. Барутян А. А. Барутян 2000 Хур

203. Пуд Н. Заррин Келк Н. Заррин Келк 1998 Саба

204. Бог любит аистов С. Азарнежад 1999 Саба

205. Хафт Син С. X. Солтани Е. Файрузова Е.Файрузова 2003 ВГИК

206. Пиршество на лоне природы Реза Аббаси - 1612 гш

207. Отдыхающий Дервиш Реза Аббаси - 1610 г1. Хафт шахр А. А Садеги1. Голбаран А. А. Садеги

208. Самые сильнейшие Н. Заррин Келк1. Пуд Н. Заррин Келк

209. Узкие вежливые глаза Н.Заррин Келк

210. Солнце Египта Б. Иагмайян , Ш. Харазми

211. Гора драгоценностей Белые крылья А. Алиморад

212. Прибытие в кукольный мир Попугай и Бакалейщик1. А. Алиморад А. Алиморад1. А. Алиморад1. Гора драгоценностей1. Левша И. Иванов Вано1. Левша И. Иванов Вано

213. Каникулы Бонифация Ф. Хитрук1. Левша И. Иванов Вано1. Сеча при Керженце

214. И. Иванов Вано , Ю. Норштейн1. Фильм, фильм, фильм1. Ю. Норштейн1. Топтыжка Ф. Хитрук1. Старик и море1. А. Петровжик в тумане1.. Норштейн1. Чудотворец С. Соколов1. Аю-Даг1. А. Соловьева1. Аю-Даг1. А. Соловьевау -. <

215. Дождь Е. Скворцова Дождь Е. Скворцова

216. Свято М. Степанова Свято М. Степанова

217. Подожди пожалуй Е. Скворцова

218. Подожди пожалуй Е. Скворцова

219. Хафт Син С. X. Солтани Е. Файрузова

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.