Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Давыдова, Наталья Алексеевна

  • Давыдова, Наталья Алексеевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 237
Давыдова, Наталья Алексеевна. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ярославль. 2009. 237 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Давыдова, Наталья Алексеевна

Введение

Глава I. Специфика русского православного богослужебного пения

1.1. Исторический дискурс церковного пения в России

1.2. Музыкально-эстетический дискурс русского церковного пения )

1.3. Богословско-литургический дискурс православного пения

Глава II. Поиски "русского" стиля в композиторской хоровой духовной музыке (последняя четверть XIX - начало XX вв.)

2.1. Проблемы церковно-певческой практики в России на рубеже XIX - XX веков

2.2. Духовные циклы П. И. Чайковского в аспекте традиций православного русского пения

2.3. Интерпретация традиций православного русского пения в духовных циклах С. В. Рахманинова

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков»

Период конца XIX — начала XX веков занимает особое место в истории русской культуры и в истории православного» русского пения- и духовной музыки. Богослужебное пение в России имеет более чем тысячелетнюю историю. На пути своего развития оно преодолело ряд глубоких кризисов, один из которых обозначился в последней четверти XIX — начале XX вв., во многом явившись отголоском событий середины XVII века, когда под влиянием западно-европейской хоровой культуры была полностью сломана древнерусская богослужебно-певческая система, коренным образом изменился весь смысловой строй-православного пения:

Духовная музыка русских композиторов долгое время? рассматривалась лишь как феномен музыкального искусства. Сегодня мы имеем возможность изучать ее в контексте православной культуры, что является имманентным подходом по отношению к данному культурному явлению.

Актуальность исследования связана с тем, что сегодня такая,важная составляющая церковной жйзни, как богослужебное пение, вновь переживает глубокий кризис. Несмотря на то, что светское музыкальное образование в России находится на очень высоком уровне, многочисленные-проблемы в области церковного пения не находят разрешения.

Сопоставляя современную церковно-певческую практику с ситуацией рубежа Х1Х-ХХ веков, можно констатировать, что самые значимые, насущные проблемы этого периода стоят столь же остро в наше время, однако сегодняшняя ситуация усугублена объективными историческими обстоятельствами. В этом смысле обращение к православной певческой традиции и русской духовной музыке конца XIX — начала XX веков оказывается ценным культурно-историческим опытом, который многое дает для* понимания причин и сущности современной ситуации, что в свою1 очередь является необходимым условием для поиска путей решения сложившихся проблем.

Последняя четверть XIX — начало XX вв. стала моментом обострения, сплетения всех многовековых противоречий, разногласий и споров в области церковного пения, однозначного ответа1 на которые нет и на сегодняшний день. Что считать истинно русским стилем в церковном пении? В чем критерий церковности музыкальных произведений? Можно ли исполнять в концертах духовной музыки произведения, входящие в церковный обиход, и, напротив, можно ли допускать на клирос духовные сочинения светских авторов, не причастных в полной мере к церковной1 жизни?

Эти вопросы, выдвинутые современниками столетие назад, явились внешней стороной тех глубинных трансформаций' в богослужебном пении, когда на первое место в церковном- искусстве выдвинулась эстетическая^ составляющая, сам принцип музыкального оформления церковной службы, «составленной» из произведений разных авторов, перестал соответствовать сущности православного богослужения; сложный концертный стиль «церковно-музыкальных» сочинений вступил в противоречие, с духом церковности, а от певчих вместо владения ремеслом потребовалось мастерство вокалиста-исполнителя.

Цель диссертационного исследования — соотнесение русской духовной хоровой музыки последней четверти XIX — начала XX- вв. с традициями православного русского пения . на - примере духовно-музыкальных циклов П. Чайковского и С. Рахманинова.

В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи исследования:

- систематизировать представления об историческом пути формирования традиций православного русского пения и его музыкально-эстетическом своеобразии;

- обосновать богословско-литургический аспект традиционного русского богослужебного пения как элемента системы храмовых искусств; выявить причины обращения светских композиторов конца XIX — начала XX вв., II. Чайковского и С. Рахманинова, к написанию музыки для; церкви? и выявить причины «непопулярности» этих произведений в церковном обиходе; раскрыть закономерности развития; русской духовной музыки последней четверти XIX — начала XX вв. в контексте церковно-певческой практики этого периода;. проанализировать духовно-музыкальные циклы П. Чайковского и С. Рахманинова с позиции традиций церковного искусства; обобщить специфические: чертьъ музыкального; стиля духовно-музыкальных циклов ПГ Чайковского «и. С. Рахманинова*

Проблема исследования состоит в определении культурологического . смысла трансформации традиций православного пения; происходившей? в русской композиторской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX вв.

Объектом исследования является- духовная« музыка русских композиторов последней четверти XIX — начала XX вв.

Предмет исследования — интерпретация традиций православного русского пения в духовно-музыкальных циклах П. Чайковского и С. Рахманинова.

Хронологические рамки диссертации определены периодом с начала 80-х гг. XIX века до 1916 г. (в современном культурологическом знании это время часто определяется как рубеж веков):

Методология исследования опирается на анализ взаимосвязей и •взаимозависимостей в опыте духовной музыки. К числу теоретико-методологических. ориентиров: нашей работы принадлежат общенаучные методы, исследований- принятые в культурологии и искусствоведении: аналитический, синтетический и сравнительный методы.

В работе использован принцип междисциплинарного научного исследования с применением методов исторического, источниковедческого, богословско-литургического и, прежде всего, искусствоведческого анализа.

Искусствоведческий аспект исследования опирается на опыт и практику российских ученых, изучавших историю и теорию древнерусского пения и отечественной духовной музыки — Т. Владышевской, Н. Герасимовой-Персидской, А. Кандинского, М. Рахмановой,

В. Холоповой, Н. Плотниковой.

Богословско-литургический аспект опирается на святоотеческое наследие — труды Святого Дионисия Ареопагита, Святого Иоанна Дамаскина, Преподобного Максима Исповедника, современных исследователей — прот. Б. Николаева, Б. Успенского, Л. Успенского, М. Красовицкой.

Методологический инструментарий исследования связан с г опытом и практикой культурологических исследований, осуществленных на кафедре культурологии и журналистики ЯГПУ, в искусствоведческих и. культурологических работах и диссертациях Е. Ермолина, Н. Каровской, Т. Юрьевой, С. Овсянникова.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

- русская духовная музыка последней, четверти XIX — начала XX вв. отражает начавшийся в XVII в. процесс отхода от принципов каноничности и исихазма в церковном пении;

- особенности развития русской духовной композиторской музыки последней четверти XIX — начала XX вв. в значительной мере обусловлены контекстом церковно-певческой практики этого периода;

- духовно-музыкальные циклы П. Чайковского и. С. Рахманинова представляют оригинальные художественные интерпретации традиций православного русского пения;

- существует ряд специфических музыкально-выразительных приемов и средств, отличающих духовно-музыкальные циклы

П. Чайковского и С. Рахманинова.

Степень разработанности проблемы определяется в нескольких аспектах:

1. История русской музыки конца XIX - начала XX вв. стала предметом изучения многими выдающимися» исследователями, начиная с начала XX в., такими как Т. Ливанова, Е. Левашов, Т. Владышевская, О. Левашова, Т. Левая, А.,Кандинский.

2. История и теория русского церковного пения. Этот исследовательский» пласт в отечественной науке представлен с середины XIX — в первой четверти XX вв. в работах Е. Болховитинова, Д. Разумовского, В. Металлова, С. Смоленского,- Д. Аллеманова,

A. Преображенского, А. Кастальского, В. Зиновьева; в XX в. — в трудах Н. Финдейзена, И. Гарднера, Н. Успенского, М: Бражникова,

B. Протопопова, В. Холоповой; в*современной науке вопросамшстории и. теории русского церковного пения и> духовной' музыки посвящены работы-Т. Владышевской, Н. Герасимовой-Персидской, М. Рахмановой, Н. Гуляницкой, А. Конопота, Е. Лозовой, В. Мартынова, Н. Серегиной,

Н. Плотниковой. Кроме того, названные проблемы занимают достаточное место в трудах зарубежных исследователей: М. Велимировича, Р. Паликаровой-Вердейль, Ж. Тибо, С. Флороса, А. Идельсона, Г. Мейера, Н. Юсупова.

3. История русской культуры, отдельные ее направления разработаны в трудах Л. Гумилева, Н. Данилевского, Д. Лихачева, Л. Успенского, С. Аверинцева, Г. Вагнера; Т. Владышевской, И: Грабаря, Ю. Лотмана, В. Живова, И. Кондакова, Е. Ермолина, В. Лазарева, В. Колесова.

4. История культуры русского Средневековья являлась предметом' исследования многими учеными-медиевистами; такими- как В. Бычков, А. Гуревич, Л. Ионин, И.- Бусева-Давыдова, М. Плюханова.

5. Духовная музыка П. Чайковского и С. Рахманинова в контексте их творчества и эпохи рассматривалась в XX в. Б. Асафьевым, А. Кандинским, Ю. Келдышем, Л. Корабельниковой и современными исследователями — М. Рахмановой, Т. Владышевской. Таким образом, можно констатировать, что рассмотрение духовной музыки конца XIX — начала XX вв. происходило до настоящего времени, в основном, в сугубо музыковедческом аспекте, в то время как изучение этого культурного феномена с позиции церковного искусства пока не получило целостного освещения.

Источниками, послужившими базой исследования; явились нотные издания > произведений духовной музыки П. Чайковского и С. Рахманинова; опубликованные письма П. Чайковского, С. Рахманинова и их современников; периодические издания, хранящиеся в Государственном архиве Ярославской области, его Рыбинском-, филиале, Российской Государственной библиотеке; документы и материалы из Российской Государственной библиотеки, Российской Государственной библиотеки по искусству, Синодальной библиотеки Московского -Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Научная, новизна диссертационного исследования состоит в том, что: композиторское творчество последней четверти XIX - начала XX вв. в сфере духовной музыки введено в широкий контекст церковно-певческой практики этого периода; в опыте анализа духовной музыки П. Чайковского и С. Рахманинова совмещены культурологические, искусствоведческие и богословско-литургические подходы, что позволило учесть при изучении композиторских духовных циклов принципы церковного искусства.

Теоретическая значимость исследования определена: методологическими позициями данного исследования, основанного на принципе интегративного сочетания наук (искусствоведение, в частности, музыковедение, культурология, богословие, литургика, история), что позволило актуализировать анализ произведений русской духовной музыки в новом аспекте; обобщением и классификацией значительного по объему материала по церковно-певческому делу в России последней четверти XIX — начала XX веков и духовной музыке П. Чайковского и С. Рахманинова.

Практическая значимость исследования заключается в том, что диссертация дает возможность использования ее содержания при создании методологической основы- для изучения музыки, употребляемой в церковном обиходе. Материалы диссертации могут быть востребованы в учебных программах и курсах по церковному искусству, истории русской музыки и русского церковного^ пения; а также других дисциплин искусствоведческого и культурологического циклов; в краеведческой' деятельности.

Личный; вклад диссертанта состоит в выявлении ряда, традиций-церковного пения, с привлечением специфических религиозных источников,, в частности, святоотеческого наследия; в соотнесении духовной музыки» последней четверти^ XIX — начала XX вв. с православной певческой традицией и специальной культурно-исторической практикой исследуемого периода; в осуществлении подробного музыковедческо-литургического разбора циклов духовной музыки П. Чайковского и С. Рахманинова. Актуализирован эмпирический опыт церковно-певческой практики автора исследования.

Достоверность результатов. исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; комплексностью методологии, адекватной цели и задачам исследования; системным и полным обобщением теоретического и практического опыта исследования традиций православного пения в русской духовной музыке рубежа XIX — XX вв.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русские композиторы, начиная уже с середины XIX века, испытывали духовную потребность в обращении к традициям православного пения, актуализируя эту потребность в сочинении церковной музыки, равно как и в имплицитном введении обиходных напевов или их стилистических черт в свои светские музыкальные произведения.

2. Русская духовная музыка последней четверти ХЕК - начала XX вв. отразила процесс идеологического кризиса церковной жизни, повлиявшего на церковное пение, результатом которого явилась замена сакральных форм отправления церковных обрядов профанными, основанными на бытовых формах поведения священнослужителей и паствы.

3. Процесс трансформации православного пения органически предвосхитил рождение традиции композиторской интерпретации, определившей развитие русской духовной музыки.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования отражены в 5 публикациях, в том числе - одной, осуществленной в ведущем рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК РФ. Основные итоги исследования и положения диссертации поэтапно докладывались на заседаниях кафедры культурологии и журналистки ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в 20052009 гг., излагались в докладах и выступлениях автора на научной конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009); на VIII Международной, научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, Ивановский государственный университет, 2009); на региональных научно-практических конференциях: XI и XII Золотаревских чтениях, посвященных изучению историко-культурного наследия (Рыбинск, Рыбинский музей-заповедник, 2006, 2008).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава I «Специфика русского православного богослужебного пения»; Глава II «Поиски "русского" стиля в композиторской хоровой духовной музыке (последняя четверть XIX — начало XX вв.)»); заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, включающего 295 наименований; приложения, состоящего из схем четырех духовно-музыкальных циклов П. Чайковского и С. Рахманинова и нотных примеров. Общий объем работы - 241 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Давыдова, Наталья Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская духовная музыка последней четверти XIX — начала XX вв. в полной мере выявила смысл тех глубинных трансформаций в православном русском сознании, которые начались в середине ХУТГ в. Идеологический кризис в русском церковном пении, обозначившийся в последней четверти XIX века, явился, закономерным результатом двухсотлетнего процесса, начавшегося в: середине XVII века, когда произошел во многом насильственный слом православной певческой традиции. Многовековой традиционный опыт православного богослужебного пения на: Руси был связащ прежде всего; с живым опытом церковной жизни всего? русского^ общества. Совершенно справедливо^ с этой точки; зрения« в^ современном* культурологическом знании расцвет русской иконописи в XV в. связывают с: учением исихастов. Так же и расцвет древнерусского певческого искусства в ХУ-Х\Т вв., на наш. взгяд, не может быть в полной мере осмыслен , и истолкован вне этой связи.

В середине XVII в. поменялись не только внешние формы церковного пения-, изменилась самая: суть его. Внутреннюю духовную сущность древнерусского пения составлял живой мистический молитвенный; опыт: Польско-украинское партесное пение, пришедшее на смену старой традиции, имело иные эстетические основания и совершенно иной музыкальный язык - средства выразительности, формообразующие закономерности. Соборность и каноничность как условие истинности сменились ценностью индивидуального и единичного. Церковное пение постепенно начало переориентироваться на создание лирических, эпических, драматических художественных образов. Внутренний строй церковной музыки все более и более приобретал концертную направленность на слушателя.

Новая идеология: церковного искусства, и в частности пения, вызвала целый комплекс неизбежных проблем. Появление практики исполнения авторских композиций в ходе богослужения сделало невозможным-участие в пении прихожан, от певчих вместо соблюдения Устава и владения-ремеслом потребовалось исполнительское вокальное мастерство, качественно изменилась роль первого лица в хоре: место головщика занял регент. В связи с этим, в свою очередь, возникла проблема специального музыкального образования и соответствующих учебных заведений для подготовки огромного числа регентов и певчих. Свобода церковно-музыкального творчества и недостаточное1 число образованных специалистов в этой области породили бесконечную череду дилетантов, а смена стилевых направлений (украинско-польского, итальянского, немецкого) лишь давали новый- повод к такого рода «творческим» экспериментам.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. все обозначенные проблемы- заявили о себе1 с новой остротой, и причиной этому, как нам представляется, явился: целый ряд взаимосвязанных культурно-исторических факторов: во-первых, это-поиски родовой, национальной и религиозной самоидентификации, которую связывают, в конечном* итоге, с Православием и народностью (соборностью); во-вторых, велика роль, личностного фактора — во» всех сферах духовной жизни выдвигаются необыкновенно яркие фигуры. В области церковно-певческого дела можно указать целую плеяду выдающихся личностей, которые непосредственным образом определяли «судьбу» церковного пения в России в этот период.

Это крупнейшие исследователи древнерусского пения: Д. Разумовский, В. Металлов, С. Смоленский; композиторы, писавшие музыку для церкви: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Кастальский, П. Чесноков, А. Гречанинов; регенты Синодального хора: В. Орлов и Н. Данилин. Подобных примеров, можно достаточно найти и среди провинциальных деятелей церковного пения, таких как были, например, в Ярославской епархии В. Зиновьев и Н. Всеславинский. Во многом благодаря личности этих людей; стал возможен тот подъем, который происходил в. церковно-певческом искусстве на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Анализ церковно-певческой практики этого периода показывает, какое важное место в иерархии общественных ценностей, в государственной образовательной и социальной политике занимают в это время: проблемы в области церковно-певческого дела. Безусловно; первые по значимости фигуры в русской музыкальной культуре среди композиторов* обращавшихся к духовной музыке,. - это П. Чайковский и С. Рахманинов. Кульминацией «нового направления» и ярчайшим выражением нового стиля; духовнои музыки явились песнопения всенощного бдения С. Рахманинова;

Центральное противоречие кризиса рубежа, Х1Х-ХХ веков заключается; в том; что, с одной стороны, это» был период высочайшего расцвета исполнительского церковно-певческого; и церковно-композиторского искусства: С другой- стороны; этот -взлет в: исполнительском и композиторском* церковно-певческом искусстве отразил продолжение процесса отхода от принципов каноничности и исихазма в церковном пении.

В творчестве композиторов «нового направления» формируется- и утверждается новый стиль церковной музыки, который основывается на древнерусской монодии и ориентируется на. возрождение традиций православного русского пения. Усиление и акцентирование национальной доминанты в церковном пении и во всех других видах церковного искусства, этого периода, безусловно, составляет положительный аспект «нового) русского возрождения». Однако «новый русский стиль» в духовной музыке не решил задач, поставленных историей Русской Православной Церкви и, конкретно, церковного пения.

Композиторы «нового направления» применяют в своих произведениях традиционные стилистические приемы* древнерусского; богослужебного пения: основу мелодики составляет древний церковный распев, ритм близок словесному ритму церковной монодии, музыкальные формы часто определяются строением литургического текста, используется принцип антифонного пения. Но все эти приемы в произведениях «новой» церковной музыки трансформируются в сферу художественной выразительности, служат средствами создания художественного образа. Церковное пение утрачивает свое основное свойство — богослужебности, оно перестает быть молитвой, а становится художественным образом молитвы. В музыковедческой науке и в церковном обиходе появляется и закрепляется термин «церковная музыка», который стал применяться для авторских духовно-музыкальных сочинений, заменив термин богослужебное пение.

Этот процесс трансформации церковного пения и служения в подобие профессиональной концертной деятельности можно считать лишь одной из граней более всеобъемлющего и сложного процесса расцерковления жизни и сознания русского общества, явившимся одной из причин глобального кризиса русской культуры в начале XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Давыдова, Наталья Алексеевна, 2009 год

1. Воспоминания о П.И. Чайковском Текст.: Сборник. / Сост. Бортникова Е.Е., Давыдова К.Ю., Прибегина Г.А.; общ. ред. В.В. Протопопова. — Изд. 4-е, исправ. JL: Музыка, 1980. - 477 е.; 16 л. ил.; факс.

2. Воспоминания о C.B. Рахманинове Текст.: В.2-х томах. / Сост., ред., комм, и пред. 3. Апетян.- Изд. 4-е, доп. — М.: Музыка, 1973-1974. Т. 1. — 480 е., ил.

3. Воспоминания о C.B. Рахманинове Текст.: В.2-х томах./ Сост., ред., комм, и пред. 3. Апетян. Изд. 4-е, доп. - М.: Музыка, 1973-1974. - Т. 2. — 576 е., ил.

4. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах Текст. / Дионисий Ареопагит // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. / Пер. с др.-греч. Г.М. Прохорова. — Спб.: Алетейя, 2003. — С. 207-565. (Византийская библиотека).

5. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии Текст. / Дионисий Ареопагит // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. / Пер. с др.-греч. Г.М. Прохорова. Спб.: Алетейя, 2003. - С. 37-205. - (Византийская библиотека).

6. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии Текст. / Дионисий Ареопагит // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. / Пер. с др.-греч. Г.М. Прохорова. Спб.: Алетейя, 2003. - С. 567-735. - (Византийская библиотека).

7. Максим Исповедник. Творения: Аскетические и богословские трактаты Текст. / Максим Исповедник; Пер. с др.-греч., вступ. статья и комм. А.И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. - Кн. 1. - 354 с. - (Святоотеческое наследие).

8. Рахманинов, C.B. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном Текст.: Пер. с англ. / C.B. Рахманинов; Поел., пер., комм. В.Н. Чемберджи. М.: Радуга, 1992. - 256 с.

9. Рахманинов,. C.B. Всенощное бдение для- смешанного хора: без сопровождения. Соч. 37 Ноты. / C.B. Рахманинов; Статья А.Кандинского: М.: Музыка, 1989. - 78 с.

10. Рахманинов; C.B. Литературное наследие:; Воспоминания. Статьи. Интервью: Письма Текст.: В 3 томах. / C.B. Рахманинов; Сост.- ред., автор; вст. статьи, комм., указ. Апетян З.А. — М.: Советский композитор, 1978. — Т. 1. 648 с.

11. Рахманинов; С.В: Литературное наследие: Воспоминания. Статьи. Письма Текст.: В трех томах / C.B. Рахманинов; Сост.- ред., автор вст. статьи, комм., указ.- Апетян З.А. — М.: Советский композитор, 1980. Т. 2. Письма. - 583 е.; нот. ил.

12. Рахманинов, C.B. Литургия Святаго Иоанна Златоуста (для? четырехголосного; смешанного; хора) Ноты. / C.B. Рахманинов. Снб.: Северныйюлень, 19931 - 99 с.

13. Рахманинов C.B. Письма Текст. / C.B. Рахманинов; ГЦММК; Ред., вст. , статьям и? комментарии 3. Апетян. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. — 603 с.

14. Рахманинов, C.B. Письмо А.Д. Кастальскому, 6 июля 1910 г. Текст. / C.B. Рахманинов // Письма / Ред., вступ. статья и комментарии 3- Апетян. -М:: Госуд. Муз. Изд-во, 1955. С. 391.

15. Рахманинов, C.B. Письмо А.Д. Кастальскому, 19 июня 1910 г. Текст. / C.B. Рахманинов // Письма/Ред., вступ. статья и комментарии 3. Апетян.

16. М.: Госуд. Муз. Изд-во, 1955.- С. 389-390.

17. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни Текст. / Н.А. Римский-Корсаков. 8-е изд. - М.: Музыка, 1980. — 454с. с нот.;; портрет.

18. Указ; Св. Синода № 2988, 8 июня. 1797 г. «О запрещении петь концерты на запричастном стихе» Текст. // Церковно-гражданские постановления о церковном пении. — Харьков, 1878. С. 5.

19. Указ Св. Синода 14 февраля 1816 г., запрещающий, вводить рукописные сочиненияш церковное пение Текст. // Церковно-гражданские1 постановления о церковном пении. — Харьков, 1878. С. 9.

20. Чайковский, П.'И: Полное собрание сочинений:. Сочинения для хора: Без сопровождения;, Ноты. / П.И. Чайковский; В ступ, статья Л.З; Корабельниковой и; М:П. Рахмановой; прим: М.П. Рахмановой. — М.: Музыка, 1990. Т. 63. - 278 с.

21. Чайковский; П.И: Литургия Свягаго Иоаннам Златоуста для четырехголосного смешанного хора ор. 41 Ноты. / П.И. Чайковский. — М.: Изд-во Юргенсона, 1878. — 63 с.

22. Чайковский, П.И. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк Текст.: В 3-х томах. / П.И. Чайковский; Ред. и; прим.Жданова; В.А. и Жегина Н:Т.; Вст. статья^ Пшибышевского Б.С. М.-Л.: Academia, 1934. - Т. 1. (-1876-1878 гг.). - 643 е.; 6 л. ил.; с нот.; порт.; факс.

23. Чайковский, П:И. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк Текст.: В 3-х томах. / П.И Чайковский; Ред. и прим. Жданова В.А. и Жегина Н.Т.; Вст. статья Пшибышевского Б.С. М.-Л.: Academia, 1935. - Т. 2. (1879-1881 гг.) . - 676 е.; с нот.; порт.; факс.

24. Чайковский; П.И!; Переписка с Н.Ф. фон-Мекк Текст.: В 3-х томах. / П.И. Чайковский; Ред. и прим. Жданова В:А. и Жегина Н:Т.; Вст: статья Пшибышевского Б.С. М.-Л.: Academia, 1936. - Т. 3. (1882-1890 гг.). - 682 е.; 7 л. ил.; с нот.; порт.; факс.

25. Чайковский, П.И. Письмо к М.И. Чайковскому, 21 июня 1881 г. Текст. / П.И: Чайковский // Полное собрание сочинений. — М.: Музгиз, 1966.-Т. 10.-С. 148.

26. Чайковский, П.И. Письмо к А.Н. Шишкову, 27 февр. 1886 г. Текст. // Московские ведомости. — 1902. — № 50. — С. 4.

27. Чайковский, П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка Текст. / П.И. Чайковский; Том подготовлен Котоминым Е.В., Котоминой С.С., Синьковской H.H. М.: Музыка, 1979. -Том XVI-Б. — 279 с.

28. Антоний, митрополит Ленинградский и Новгородский. Из истории новгородской иконографии. Богословский подход Текст. / Митрополит Антоний // Богословские труды. — 1986. № 27. — С. 61-80.

29. Аллеманов, Д.В. Русское хоровое церковное пение Текст. / Д.В. Алеманов М.: Тов-во Я.А. Левенсон. — 1910. - 95 с.

30. Алфеев, П. О благоустроении церковного пения в приходских храмах Текст. / П. Алфеев // Церковные ведомости. 1890. - №3. - С. 77.

31. Архангельский, А. Духовенство и церковная музыка Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1912, ч.н. — № 18. -С. 358-360.

32. Архангельский, А. К вопросу о- введении- общего пения при богослужении Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1912, ч.н. - № 14-15. - С. 272-274; 292-298.

33. Архангельский, А. О церковном пении Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1912, ч.н. — № 3 - С. 36-40:

34. Архангельский, А. О церковности духовно-музыкальных сочинений Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1909, ч.н. - № 53.-С. 1015-1035.

35. Асафьев, Б.В: C.B. Рахманинов. Всенощная древних распевов Текст. / Б.В. Асафьев. // О хоровом искусстве: Сборник статей: / Сост. и комм. А. Павлова-Арбенина. — JL: Музыка, 1980. С. 59-62.

36. Афинский, М! Новые книги и музыкальные сочинения Текст. / М. Афинский // Хоровое и регентское дело. — 1909. — № 2 С. 28-29.

37. Беляев, В. О- «церковности» духовной музыки (По поводу статьи А. Никольского) Текст. / В. Беляев // Хоровое и регентское дело. 1910. -№7-8. -С. 171-185.

38. Бердяев, H.A. Русская* идея Текст. / H.A. Бердяев // Самопознание: Сочинения. / Сост., вступ. ст. и прим. М:А. Блюменкратца, 1997. — М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2003. С. 11-248. - (Антология мысли).

39. Бердяев, H.A. Самопознание: Сочинения Текст. / H.A. Бердяев; Сост., вступ. ст. и прим. М.А. Блюменкратца, 1997. М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2003. — 624 с. - (Антология мысли).

40. Богатенко, Я.А. Забытое искусство Текст. / Я.А. Богатенко // Музыка и жизнь.-1910.-№9.-С. 27-30; № 10.-С. 10-12.

41. Богатенко, Я.А. У позорного столба (вопрос о женском пении в церкви) Текст. / Я.А. Богатенко // Слово Церкви. 1916. - № 42. — С. 849852.

42. Бражников; М.В. Древнерусская теория музыки: По рукописным материалам XV-XVIII веков Текст. / М.В. Бражников. JL: Музыка, 1972. - 423 е.; факс.; нот. ил.

43. Бражников, M.B: Статьи о древнерусской музыке Текст. / М.В. Бражников. Л.: Музыка, 1975. — 120 е.; 4 л. нот. ил.

44. Бриллиантов, М. О женском пении Текст. / М. Бриллиантов // Слово церкви. 1916. - № 35. - С. 727-730.

45. Брянцева, В. C.B. Рахманинов Текст. / В. Брянцева. — М.: Советская музыка, 1962. 135 с.

46. Булгаков, С.Н. Православие Текст. / С.Н. Булгаков. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 365 с.

47. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения Текст. / С.Н. Булгаков; Подготовка текста и комм. BJ.B. Сапова; Послесл. K.M. Долгова. -М.: Республика, 1994. 414, 1. с. - (Мыслители XX века).1

48. Букреев, Н. К вопросу о церковности духовно-музыкальных сочинений.Текст. / Н. Букреев // Хоровое и регентское дело. 1910. - №' 4. -С. 83-89.

49. Бычков; В.В. Малая история византийской эстетики Текст. / В:В: Бычков. Киев: Путь к истине, 1991. - 407 е.; ил.

50. Бычков, В.В'. Русская средневековая эстетика: XI-XVII века Текст. / В.В. Бычков. М.: Мысль, 1992. - 637 е.; ил.

51. Вагнер, Г.; Владышевская, Т. Искусство Древней Руси Текст. / Г. Вагнер, Т. Владышевская. -М.: Искусство, 1993. — 254, 1. е.; ил.; цв. ил.

52. Введение христианства на,Руси: Ин-т философии АН СССР Текст. / .Отв. ред. Сухов А.Д. М.: Мысль, 1987. - 302 е.; илл.

53. Витошинский; Е.М- Ответ свящ. М.А. Лисицыну Текст.: / Е.М. Витошинский // Музыка и пение, 1095. № 1. - С. 4-11.

54. Витошинский, Е. Открытое письмо к русским духовным-композиторам« Текст.; / Е. Витошинский У/ Хоровое и регентское дело. — 1911. — №8; — G. 174-177.

55. Витошинский, Е.М. О церковности-духовно-музыкальных сочинений:: По поводу статьи А.В. Никольского Текст. / Е. Витошинский:// Хоровое и регентское дело. 1910. - № 2. - G. 25-30.

56. Витошинский, Е. Съезды хоровых деятелей Текст. / Е. Витошинский //Хоровое и регентское дело: --1.910».-№11.- С. 265-2701

57. Владимирский; Ф. О «новой» церковно-музыкальной литературе Текст. / Ф. Владимирский // Хоровое и регентское дело. — 1911. № 2. — С. 33-38. .

58. Владимирский; Ф; «Старое» иь «новое», в церковной музыке Текст. / Ф: Владимирский // Музыка и жизнь.- 1911. №11 - С. 17-19.

59. Владышевская, Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси Текст. / Т.Ф; Владышевская. — М.: Знак, 2006:-472 с. (Вклейка после с. 224);

60. Владышевская, Т.Ф.; Левашова О.Е.; Кандинский А.И. История' русской музыки Текст.: Учебник. / Т.Ф: Владышевская, О.Е1 Левашова, А.И. Кандинский; Под общ. ред. Е. Сорокиной и А. Кандинского. МГК. — Вып. 1.-М.: Музыка, 1999. 1559 с.

61. Вознесенский, И.И. Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви. Киевский распев Текст. / И;И: Вознесенский.- Выи. 1. Киев, 1888. - 146 с.

62. Вознесенский, И.И. Осмогласные распевы трех последних веков православной; русской церкви. Болгарский распев Текст. / И.И. Вознесенский.- Вып. 2. Киев, 1891. - 96 с.

63. Вознесенский, И.И. Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви. Греческий распев в России Текст. / И1И1Вознесенский;-Выш 31- Киев; 1893v 115 с.

64. Воскресенский, В.К. Отношение к местным церковным напевам в епархии и сельском приходе Текст. / В.К. Воскресенский // Ярославские епархиальные ведомости. 1916, ч.н. - № 24. - С. 473-479.

65. Воскресенский, В. Певческие листки для деятелей клиросного и общенародного пения в сельских приходах Текст. / В. Воскресенский // Приходская жизнь. 1915. - № 50. - С. 830:78. «Всенощная» Рахманинова Текст. // Раннее утро. 1915. - № 55. — С. 5.

66. Всероссийский съезд регентов церковных хоров и деятелей на поприще церковного4 пения Текст. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1908. - №31.-С. 1497-1501.

67. Всеславинский, Н.В. Дьячковские напевы и хоровое церковное пение Текст. / Н.В. Всеславинский // Ярославские епархиальные ведомости. -1909, ч.н. № 33. - С. 665-667.

68. Всеславинский, Н. Певческая литература общедоступного школьно-клиросного пения и музыкального самообразования Текст. / Н. Всеславинский // Ярославские епархиальные ведомости. 1916, ч.н. - № 8.-С. 138-140.

69. Всеславинский, Н.В. Проект певческих учреждений для Ярославской епархии Текст. / Н.В. Всеславинский // Ярославские епархиальные ведомости. 1911. - № 44. - С. 888-892.

70. Второй съезд хоровых деятелей. // Хоровое и регентское дело. 1909. - № 6. - С. 175-183.

71. Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, история и теория Текст.: В 2-х томах. / И.А. Гарднер. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2004, -Т.1.-495 с.

72. Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, история и теория Текст.: В 2-х томах. / И.А. Гарднер. М.: Издво Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2004. -Т.2. 527 с.

73. Гвоздецкий A.A. Поющее богословие Текст. / A.A. Гвоздецкий // Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений. — Вып. 1. — Спб.: СпбГУКИ, 2006.- С. 103-114. (Труды СпбГУКИ; Т. 171).

74. Герасимова-Персидская, H.A. Монодия как символ сакрального Текст. / H.A. Герасимова-Персидская. // Музыкальная академия. — 1994. -№4.-С. 158-161.

75. Гоголь, Н.В: Размышления о Божественной литургии Текст. / Н.В: Гоголь. СПб.: Русская симфония, 2006. — 128 с.

76. Голос сельского священника Текст. // Хоровое и регентское дело. — 1909.-№6.-С. 150-154.

77. Гольтинсон, М.А. Впечатления в храме Воскресения Христова Текст.: Исполнялись соч. П.И. Чайковского. / М.А. Гольтинсон // Колокол. — 1911. № 1446. — С. 3.

78. Гречанинов, А.Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений Текст. / А.Т. Гречанинов // Московские ведомости. — 1900. № 53. - С. 3-4.

79. Гречанинов, А.Т. По поводу моей статьи «О духе церковных песнопений» Текст. / А.Т. Гречанинов // Московские ведомости. 1900. -№73.-С. 3-4.

80. Грибоедов. Где же тормоз? Текст. / Грибоедов // Хоровое и регентское дело. 1909. - № 2. - С. 49-50.

81. Еригоров, А.; Урусов, Е. О духе церковной; музыки Текст.: / А. Еригоров; Е. Урусов // Московские ведомости: 1900: - № 59. - С. 3:

82. Еуляницкая; Н.С. Поэтика музыкальной; композиции: Теоретические аспекты русской духовной;музыки XX века Текст. / Н.С. Еуляницкая. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

83. Еуляницкая, Н.С. Русская музыка: становление тональной1 системы XI XX вв: Текст.: Исследование: / Н.С. Еуляницкая. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 384 с.

84. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991,-537 с.

85. До-ре-ми-соль. Несколько слов в защиту регентских, классов и о« средствах распространения истинного церковного пения Текст. // Русская музыкальная газета. 1896. - № 1. - Стб. 75-80.

86. Духовный концерт в? зале Синодального училища Текст. // Московские ведомости;,- 1897.' № 63. — С. 5.

87. Ермолин, Е.А. Символы русской культуры X-XVIII вв: Текст.: / Е.А. Ермолин. Ярославль: Я111У им. К.Д. Ушинского, 1998. - 116 с.

88. Живов, В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. Язык. Семиотика. Культура Текст. / В.М. Живов. —М.: Языки славянской культуры, 2002. — 760 с.

89. Забелин, И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях Текст. / И.Е. Забелин. — Ч. 2. М.: Языки русской культуры, 2000. -Т. 1. -521 с.

90. Заметки регента Текст.: // Хоровое и регентское дело. — 1909. № 1. -С. 13-14.

91. Зацепина^ Т.М. Традиции национальной певческой культуры в русской хоровой музыке (конец XIX-нач. ХХвв.). Дисс. канд. искусствоведения Текст. / Т.М. Зацепина. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1981. - 216 е.; прил. 97 с.

92. Зверева, С. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба.Текст. / С. Зверева. М.: Вузовская книга, 1999. — 240 е.; 9 ил. -(Русская^духовная музыка в документах и материалах).

93. Зиновьев, В. Об улучшении церковного пения Текст. / В. Зиновьев // Ярославские епархиальные ведомости. 1902, ч.н. - № 12. - С. 253-258.

94. Злотникова, Т.С. Человек — хронотоп — культура: Введение в культурологию Текст.: Курс лекций. / Т.С. Злотникова. Изд. 2-е, доп. и перер. - Ярославль: Изд-во «Александр Рутман», 2003. — 132 с.

95. Значение H.A. Римского-Корсакова в русской церковной музыке Текст. // Русская музыкальная газета. 1908. — С. 837-842.

96. Иванов, М.М. Московский съезд хоровых деятелей Текст. / М.М. Иванов // Новое время. 1910. - № 12345. - С. 2.

97. Из истории Московского синодального училища церковного пения. // Хоровое и регентское дело. 1911. - № 12. - С. 251-260.

98. Иконников, A.B. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. Текст. / A.B. Иконников. М.: Искусство, 1990. - 385 е.; ил.

99. Иконников, B.C. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории Текст. / B.C. Иконников — Киев, 1869.

100. Иоанн (Снычев), митрополит Петербургский и Ладожский. Русская симфония. Очерки русской историософии Текст. / Митрополит Иоанн. — СПб.: Царское дело, 2001. 494 с.

101. Каменецкий, А. К проекту певческих учреждений для Ярославской епархии Текст. / А. Каменецкий // Ярославские епархиальные ведомости. — 1911, ч.н.- № 50. С. 1014 - 1019.

102. Кандинский, А. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков. К вопросу об интерпретации памятника Текст. / А. Кандинский // С. Рахманинов. Всенощное бдение для смешанного хора без сопровождения. Соч. 37. -М.: Музыка, 1989. С. 73-78.

103. Каптерев, Н.Ф. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне Текст. / Н.Ф. Каптерев // Богословский вестник. 1908. - № 12. — С. 538-559; 1909. - № 1. - С. 24-44.

104. Каровская, Н.С. Феномен колокола в русской-культуре. Дисс. канд. культурологии Текст. / Н.С. Каровская. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. 200 с.

105. Кастальский, А.Д. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / А.Д. Кастальский // Русское слово. 1915. - № 54. - С. 6.

106. Кастальский, А.Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке Текст. /А.Д. Кастальский // Музыкальный современник. — 1915. № 2. — С. 31-45.

107. Кастальский, А.Д. Простое искусство и его непростые задачи: Мелос Текст. / А.Д. Кастальский. — Петроград, 1918. Кн. 2.

108. Касторский, А. К вопросу об улучшении церковно-певческого дела Текст. / А. Касторский // Русская музыкальная газета. — 1902: № 4. — Стб. 108-110.

109. Кашкин, Н.Д. О церковном пении в России Текст. / Н.Д. Кашкин // Московские ведомости. 1899. - № 271. — С. 4.

110. Кашкин, Н.Д'. П.И. Чайковский и его церковные композиции Текст. / Н.Д: Кашкин // Душеполезное чтение. — 1903. №12. - С. 678-687.

111. К вопросу о съезде провинциальных церковных регентов Текст. // Русская музыкальная газета. 1905. - № 42. - Стб. 1014-1015.

112. Келдыш, Ю.В. Рахманинов и его время Текст. / Ю.В. Келдыш. — М.: Музыка, 1973. 470 с.

113. Ко второму Регентскому Съезду Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. - № 4. - С. 89.

114. Колесов, В.В. Древняя Русь: наследие в слове.* Добро и зло Текст.: В 5-ти книгах. / В.В. Колесов. Кн. 2-я. — СПб.: Филологический факультет СПГУ, 2001.-304 с.

115. Компанейский, Н.И. Заупокойная литургия в< день кончины» Чайковского Текст. / Н.И. Компанейский // Русская музыкальная газета. -1902. № 44. - Стб. 1068-1073.

116. Компанейский, Н.И. «Задостойник» Турчанинова и «Достойно» -Чайковского Текст. / Н.И. Компанейский // Русская музыкальная газета. —1902. № 18-19. - Стб. 514-519.

117. Компанейский, Н.И. Концерт Придворной певческой капеллы Текст. / Н.И. Компанейский // Русская музыкальная газета. 1905. - № 2.

118. Компанейский, Н.И. Много званых, но мало избранных Текст. / Н.И. Компанейский //Русская музыкальная газета. — 1906. №13. - Стб. 335-340.

119. Компанейский, Н.И. Не пора ли поставить точку? (ответ Кастальскому) Текст. // Русская музыкальная газета. 1903. - № 12. — Стб. 344-351.

120. Компанейский, Н.И. По поводу протеста композиторов духовной музыки Текст. / Н.И. Компанейский // Русская музыкальная газета. — 1906. -№40.-Стб. 879-882.

121. Концерт Синодального хора в Дрездене Текст. // Русская музыкальная газета. 1911. - № 30-31. — Стб. 611-616.

122. Концерт Синодального- хора памяти C.B. Смоленского Текст. // Хоровое и регентское дело. 1910. - № 2. - С. 49-51.

123. Корабельникова, JI. Письма к Чайковскому: диалог с эпохой Текст. / JI: Корабельникова // Советская музыка. 1990.,№ 6 - С. 103-114.

124. Красовицкая, М.С. Литургика Текст.: Курс лекций. / М.С. Красовицкая. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1997. — 232 с.

125. Краткий отчет о деятельности Синодального училища церковного пения за 1903-1904 учебный год Текст. // Русская музыкальная газета. — 1904. № 27-28. - Стб. 644-647.

126. Краткое объяснение православных богослужений Текст. / Репринтное издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры. М.: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1990. - 95 с.

127. Кругликов, С.Н. О русских духовных сочинениях: Краткий исторический очерк и современное положение духовной музыки в России Текст. / С.Н. Кругликов // Современные Известия. 1884. - № 267. - С 2-3.

128. Кудрявцева, Т.Н. Христианская символика Текст. / Т.Н. Кудрявцева // Светильник. 2000. - № 1. - С.85-101.

129. Куров, H.H. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / H.H. Куров // Раннее утро. 1915. - № 57. - С. 6.

130. Кюи, Ц.А. Рецензия на Литургию Чайковского Текст. / Ц.А. Кюи // Голос. 1882. - № 71. - С. 2.

131. Лазарев, В.Н. История византийской живописи Текст.: В 2-х книгах. / В:Н. Лазарев. — Кн.,1. М.: Искусство, 1986; — 329 е.; ил.

132. Лазарев В.Н. История,византийской живописи Текст.: В 2-х книгах. / В:Н. Лазарев. Кн. 2. - М.: Искусство, 1986: - 597 е.; ил.

133. Ларош, Г.А. Горькая правда. (О русской церковной музыке) Текст. / Г.А. Ларош // Хоровое и регентское дело. 1913. - №11. - С. 177-183.

134. Ларош, Г.А. Музыкальные очерки. Литургия Чайковского Текст. / Г.А. Ларош // Русский вестник. 1880. - № 1. - С. 416-427.

135. Левенсон, О .Я. О литургии Чайковского. Текст. / О.Я. Левенсон // Русские ведомости. -1880. № 324. - С. 1-2.

136. Левенсон, О.Я. Из области музыки Текст. / О.Я. Левенсон. М.: А.И. Мамонтов и К0, 1885. - С. 210-212.

137. Лисицин, М. Духовный концерт дирижера* Зилоти. Литургия Рахманинова Текст. /М. Лисицын//Колокол. — 1911. № 1501.-С. 3.

138. Лисицин, М.А. Имеющему уши.Текст. / М.А. Лисицын // Русская музыкальная газета. 1904. - № 8. - Стб. 208-209; № 9. - Стб. 235-237.

139. Лисицин, М.А. Концерт Синодального хора (исполнялась литургия Рахманинова) Текст. / М.А. Лисицын // Колокол: 1911. - №1488. - С. 2.

140. Лисицин, М.А. О- православии и «божественности» в церковном пении Текст.: /М.А. Лисицын//Колокол. -1911. № 1505.-С. 3.

141. Литургические песнопения для четырехголосного- смешанного? хора П.И. Чайковского Текст.: // Московские ведомости. — 1881. № 3. — С. 4-5. 165; Литургия Рахманинова. // Русская музыкальная газета: — 1911. -№ 13/14.-Стб. 251-256.

142. Литургия Чайковского в экстренном:собрании Московского отделения РМО Текст.: // Московские ведомости. 1880. - № 351. — С. 3.

143. Максимов, Д. Из записной книжки регента Текст.: / Д. Максимов // Хоровое и регентское дело. — 1909. С. 154.

144. Малков, Н.П. Концерты Московского синодального хора в Дрездене Текст. / Н.П. Малков // Русская музыкальная газета. — 1911. № 30-31. — Стб. 611-616.

145. Мартынов, В.И. История богослужебного пения Текст.: Учебное пособие. / В.И. Мартынов. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994.-240 с.

146. Металлов, В.М". Очерк истории православного церковного пения в России-Текст. / В.М: Металлов. — Изд. 2-е, исправл. и доп. Москва: И.Н. Кушнерев и К°,' 1896. — 136 е.; табл.

147. Металлов, В.М: Синодальное училище церковного пения в его прошлом-и настоящем* Текст. / В.М. Металлов. — М.: Н. Бердоносов, Ф. Пригорин и К0, 1911.- 149 с.

148. Милин. Заметка из церковно-приходской жизни Текст. / Милин // Хоровое и регентское дело. 1909. - № 2. - С. 26.

149. Миловский, О. Мечты о мерах к поднятию церковно-певческого.дела в приходе Текст. / О. Миловский //Ярославские епархиальные ведомости. — 1916: № 17. - С. 315-317.

150. Михайлов, Б. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Осмысление литургического пространства храма Текст. ./ Б. Михайлов // Светильник. 2000. - № 1. - С. 65-84.

151. Народное пение в храмах Текст. // Хоровое и регентское дело: — 1909. № 10. - С. 249-250.

152. Настольная книга священнослужителя Текст. / Русская Православная Церковь: Изд-во Московской Патриархии, 2001. Т. 4. — 814 с.

153. Нефедьев, Н. По поводу нового течения в православной церковной музыке (ответ М.А. Лисицину) Текст. / Н. Нефедьев // Колокол. — 1911. -№ 1508.-С. 3.

154. Николаев, Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения Текст. / Б. Николаев. — М.: Общество древнерусской музыкальной культуры, 1995. — 300 с.

155. Никольский, А. Концерт Синодального хора Текст. / А. Никольский // Хоровое и регентское дело. 1909. - С.25; 28; 89;112; 115; 160; 290; 292; 314; 362.

156. Никольский; А.В. Крюковая система, ее смысл и значение Текст. / А.В. Никольский // Хоровое и регентское дело: — 19121.--№>3: С.41-47; № 4. - С. 65-72.

157. Никольский; А.В. Куда мы идем?!? Текст.' / А.В. Никольский '// Хоровое и регентское дело. — 1911. №5. — С. 115-1191

158. Никольский, А.В: П.И. Чайковский как духовный композитор Текст. / А.В. Никольский // Музыка и жизнь. 1908: - № 10: - С. 6-9; №11. - С. 4-7:

159. Никольский; А.В: С.В: Смоленскиши; его роль г вшовом направлении^ церковной;музыки Текст. / А.В: Никольский // Хоровое и регентское дело. 1913. - № 10.-С. 151-156. :

160. Новое произведение С. Рахманинова1 (Литургия Св. Иоанна Златоуста) Текст.//Утро России. 19Ш: - №289: — С. 6.

161. Нужды современного монашества Текст. // Церковные ведомости. -1909.-№21.-С. 5-8.

162. Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 г. Текст. // Русская музыкальная газета: 1895. - № 1-2.— Стб. 826.

163. Общее в православном храме пение. Текст. // Ярославские епархиальные ведомости. — 1883, ч.н. № 13. — С. 261-263.

164. Общество любителей церковного пения в Москве Текст. // Церковные ведомости: 1886. - № 19. - С. 3.

165. Одоевский, В.Ф. О лучшей постановке общего церковного пения Текст. / В.Ф. Одоевский // Церковные ведомости. — 1891. № 52. — С. 3.

166. О присутствии П.И. Чайковского в Киево-Софийском соборе при исполнении во время Литургии его «Херувимской» Текст. // Киевлянин. -1891.-№280.-С. 2.

167. О съезде провинциальных церковных регентов Текст. // Русская музыкальная газета. 1905. - № 39. - Стб. 913-918.

168. Отчет о курсах церковного пения в Ярославле в 1891 году Текст. // Ярославские епархиальные ведомости. 1892, ч.н. - № 6. — С. 138-175.

169. Отчет о летних регентско-учительских курсах в Москве Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. - № 7-8. - С. 226-241.

170. О церковном пении Текст.: Сборник статей. / Сост. О.В. Лада. — М.: Талан, 1997. 159 с.

171. О'церковном пении Текст. // Русский листок. — 1893. № 61. — С. 2.

172. Панченко, A.M. Русская история и культура: Работы разных лет Текст. / A.M. Панченко. СПб.: Юна, 1999. - 520 с.

173. Первый всероссийский съезд регентов церковных хоров и деятелей на поприще церковного пения Текст. // Музыка и жизнь. 1908. - № 6. — С.4-9; №7. - С. 7-13; №8. - С. 4-11.

174. Плотникова, Н.Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX вв. Дисс. канд. искусств. Текст. В 2-х томах. / Н.Ю. Плотникова. М.:МГК им. П.И. Чайковского, 1996. — 264 е.; прил. 166 с.

175. По вопросу о восстановлении древнерусского пения Текст. // Христианское Чтение. 1885. - № 3-4. - С. 458-500.

176. По духовным концертам* Текст. // Хоровое и регентское дело. 1913. - № 4. - С. 64-67.

177. Попов, Г.О. К'вопросу о церковном пении Текст. / Г.О: Попов // Ярославские епархиальные ведомости. 1916, ч.н. - № 20. — С. 381-382.

178. Поселянин, Е. Церковь и искусство Текст. / Е. Поселянин // Прибавления к Церковным ведомостям. — 1902. № 17. — С. 269-273.

179. Преображенский, А. Краткий очерк истории церковного пеншь в России Текст. / А. Преображенский // Русская музыкальная газета. — 1907. -№ 2. С. 1-40.

180. Преображенский, A.B. Культовая музыка в России Текст.: Российский Институт Истории Искусств. Вып. 2. / A.B. Преображенский. -Л.: AKADEMIA, 1924. 123 с. - (Русская музыка).

181. Преображенский, A.B. О литургии Чайковского Текст. / A.B. Преображенский // Русская музыкальная газета. 1897. - №. — Стб. 629.

182. Преподобный Иоанн Дамаскин и Седьмой Вселенский Собор Электронный документ., (advan.narod.ru /lib/soch/damaskl.htm).

183. Приселков, М.Д. Очерки- по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. Текст. / М.Д. Приселков. Спб., 1913. - 9 с.

184. Преобразование- Московского Синодального училища Текст. // Хоровое и регентское дело. 1914. - № 7-8. - С. 136-138.

185. Прокофьев, Г.П. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / Г.П. Прокофьев / /Русские ведомости. 1915 .- № 60. - С. 5.

186. Прокофьев, Г.П. «Всенощное бдени» Рахманинова Текст. / Г.П. Прокофьев // Русская музыкальная газета. -1915. -№14. — Стб. 260-261.

187. Протопопов, C.B. О художественном элементе в православном церковном пении. Мысли, наблюдения и исторические справки Текст. / C.B. Протопопов. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Лавра, 1901. - 82 с.

188. Разумовский, Д.В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. Теория и практика Текст. / Д.В. Разумовский. М., 1886.

189. Разумовский, Д.В. О пении в церковно-приходских школах Текст. / Д.В. Разумовский // Прибавления к Церковным ведомостям. 1888: - № 22. - С. 592-597.

190. Разумовский, Д.В. Патриаршие певчие дьяки и поддъяки и Государевы певчие дьяки Текст. / Д.В. Разумовский. — Издание Н.Ф. Финдейзена, 1895. — 93 с.

191. Разумовский, Д.В. Церковно-русское пение Текст. / Д.В. Разумовский // Труды первого археологического съезда в Москве. М., 1871. - Т.2. — С. 444-466.

192. C.B. Рахманинов Текст.: Альбом. / ГЦММК им. М.И. Глинки; Сост. Рудаковой Е.; Общ. ред., вст. статья и тексты Кандинского А. 2-е изд. — М.*: Искусство, 1988. — 187 е.; ил.; порт.; факс.

193. Рахманова, М.П. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности Текст. / М.П. Рахманова // Советская музыка. 1990. - № 6. - С. 67-74.

194. Re, si, sol. «Литургия» Чайковского Текст. // Современные известия. -1881.-№21.-С. 1-2.

195. Рецензия на исполнение Литургии Чайковского Текст. // Московские ведомости. 1880. - № 351. - С. 3.

196. Рецензия на исполнение Литургии Чайковского Текст. // Русские ведомости. — 1881. №8. - С. 1-2.

197. Рецензия на первое исполнение «Литургии» Рахманинова Синодальным хором под управлением Данилина Текст. // Русская-музыкальная газета. 1911. - № 13. - Стб. 342-344; № 14. - Стб. 366-368.^^^ ' /

198. Ручьевская, Е. Петр Ильич Чайковский Текст.: Популярная монография. / Е. Ручьевская. — Изд. 3-е, перер: Л.: Музыка, 1985: - 104 с.

199. Смоленский, C.B. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца« Александра: Мезенца Текст. / C.B. Смоленский. Казань: Тип. Императорского Унив-та и типо-лит. Н. Данилова, 1888;

200. Смоленский, C.B. Значение XVII века1 и. его кантов: и« псальмов? в® области современного церковного пения и так. называемого/ «простого« напева» Текст. / C.B. Смоленский //Музыкальная:старина: 1911.:—Вып: 5.-С. 47-102.

201. Смоленский, C.B. Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 году Текст. /C.B. Смоленский // Русская музыкальная газета. 1895. - № 12. - Стб: 826:

202. Смоленский, C.B. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии Текст.! / C.B. Смоленский // Русская музыкальная: газета. — 1904. №15. — Стб: 400401.

203. Смоленский, C.B. Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и «азбуки певчей» Александра Мезенца Текст. / C.B. Смоленский. — Казань: Изд-во »Импер-го Универ-та, 1887.- 19 с.

204. Смоленский, C.B. О литургии П.И. Чайковского ор. 41 Текст. / C.B. Смоленский // Русская музыкальная газета. — 1903. № 42. — Стб. 991-998.

205. Смоленский, C.B. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения (Краткое предварительное сообщение) Текст. / C.B. Смоленский. — Спб.: тип. М.Д. Рудометова, 1899. — 77 е.; с ил.

206. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Текст. / Митрополит Филарет. СПб., 1883. - Т.З. - С. 476-480.246.' Современные нужды церковно-певческого дела Текст. // Ярославские епархиальные ведомости. 1909. - № 40. — С. 818-821.

207. Соколова, O.Hi C.B. Рахманинов (1873-1943) Текст. / О.И. Соколова.

208. М.: Музыка, 1987. — 3-е изд. 157, 3. е., [64] л. ил. — (Русские и советские ; композиторы):

209. Соловцов, А. C.B. Рахманинов Текст. / А. Соловцов. Изд. 2-е, доп. — М.: Музыка, 1969. - 175 с.

210. Соловьев, Н.М. П.И. Чайковский как духовный композитор Текст. / Н.М. Соловьев // Наставления и утешения святой веры христианской. -Одесса, 1903. С. 941-951.

211. Стасов, В.В. Письмо протоирея Д.В. Разумовского к В.В. Стасову Текст. / В.В. Стасов // Русская музыкальная газета. — 1895. № 11. — Стб. 643-647.

212. Стоглав Электронный документ. (www.wiki.ru / history / russia / detai / php).

213. Тальберг, H. История Русской Церкви Текст. / HJ. Тальберг. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. — 924 с.

214. Третий; Всероссийский Съезд Хоровых Деятелей в Москве Текст. // Хоровое и регентское дело. 1910; - № 7-8. - С. 185-190;

215. Труды первого; всероссийского съезда регентов; и деятелей на поприще: церковного; пения: тексты; докладов,, прений- и постановлений Текст. / Вст. статья A.B. Никольского. М., 1908.

216. Урусов, Г. Четвертое певческое собрание Общества любителей Церковного пения Текст. / F. Урусов // Русский листок. 1893. - № 18. — С. 2.

217. Успенский, Б.А. Семиотика искусства Текст.: / Б.А. Успенский. М.: Языки русской культуры, 1995. - 357 е., [28] л. ил. — (Язык. Семиотика. Культура).

218. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви Текст.; / Л.А.Успенский. — М.: Изд-во Западно-Европейского экзархата: Московский Патриархат, 2001. 474 с.

219. Успенский, Н.Д. Древнерусское певческое искусство Текст. / Н.Д. Успенский. 2-е изд., доп. - М.: Советский:композитор, 1971. - 624 е.; ил.; нот. прим.

220. Успенский, Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства Текст.: с историко-теор. коммент. / Н.Д. Успенский. 2-е изд., доп. - JL: Музыка, 1971. - 354 е.; ил.; нот.

221. Ухтомский, A.A. О церковном пении. Статья первая Текст. / A.A. Ухтомский. // Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. — Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. С. 353-369.

222. Ухтомский, A.A. Доклад на 1-м Всероссийском съезде-православных старообрядцев Текст. / A.A. Ухтомский // Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. - С. 370-387.

223. Финдейзен, Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века Текст. / Н. Финдейзен. Вып. 1. - M.-JL: Государственное изд-во; музеектор, 1928. - Т. 1. — 103 с.

224. Флоренский, П.А. Иконостас Текст. / Священник Павел Флоренский // Сочинения в 4-х томах. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. М.: Мысль, 1996. - Т. 2.- С. 419-526. (Философское наследие. Т. 124).

225. Флоренский, П.А. Моленные иконы Преподобного Сергия Текст. / Священник Павел Флоренский // Избранные статьи по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. - С. 245-276.

226. Флоренский, П.А. Обратная перспектива Текст. / Священник Павел Флоренский // Избранные статьи по искусству. — М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 7-72.

227. Флоренский, П.А. Православие Текст. / Священник Павел Флоренский // Сочинения в 4-х томах. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. М.: Мысль, 1994. - Т. 1. - С. 638-662.- (Философское наследие).

228. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи Текст. / Павел Флоренский. — М.: ACT, 2005. — 633', [7] с. -(Philosophy).

229. Флоренский, П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия Текст. / Священник Павел Флоренский // Избранные статьи по искусству. — М.: Изобразительное искусство, 1996. — С. 217-244.

230. Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств Текст. / Священник Павел Флоренский // Избранные статьи по искусству. — М.: Изобразительное искусство, 1996.-С. 199-215.

231. Флорестан (Держановский В.В.) «Всенощная» Рахманинова Текст. // Утро России. 1915. - № 69. - С. 5.

232. Фуга. Доля певчих Текст. // Хоровое и регентское дело. — 1909. № 4-5. - С. 86-88.

233. Фуга. Как поют в монастырях Текст. // Русская музыкальная)газета. — 1907. № 48. - Стб. 1109-1112.

234. Херувимская песнь № 3 П.И. Чайковского Текст. // Русская музыкальная газета. 1904. - № 44. - Стб. 1019-1191.

235. Холопова, В.Н. Русская музыкальная- ритмика Текст. / В.Н. Холопова. М.: Советский композитор, 1983. — 281 с.

236. Хроника Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. - № 5. - С. 111112.

237. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII Текст. / Под ред. В.В. Бычкова. М.: Ладомир, 1996. - 560 е.; 152 с. ил.

238. Церковная музыка Текст. // Большая энциклопедия в 62 томах. — М.: Терра, 2006. Т. 57. - С. 277-278.

239. Чайковский, М.И. Жизнь П.И: Чайковского Текст.: В 3-х томах. / М.И. Чайковский. -М. Лейпциг, 1901. - Т. 2. - 689 с.

240. Чайковский, П.И. Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России. / П.И. Чайковский. М.: П. Юргенсон; напечатано в Лейпциге, 1875. — 80 е.; с нот.

241. Чайковский, П.И. О русской церковной музыке Текст. / П.И. Чайковский // Пастырский собеседник.- 1899: № 7-8. — С. 9-12.

242. Четвертый съезд регентов. // Хоровое и регентское дело. 1912, № 7/8. -С. 138-146.

243. Шабалина Л.К. Религиозная музыка и проблемы родовой дифференциации искусства Текст.; / Л.К. Шабалина // Культура — Религия — Церковь: Всерос. научная конф. — Новосибирск: Новосиб. Гос. консерватория, 1992.— С. 17-26.

244. Шмеман, А. Евхаристия. Таинство Царства Текст. / А. Шмеман. М.: Паломник, 2006. - 310 с.

245. Шмеман, А. Исторический путь Православия Текст. / А. Шмеман.,-Изд:.3-е. Париж, 1989^ — 389 с.

246. Palikarova-Verdeil, Raina. La musique byzantine chez les bulgares et les russes Текст. / Raina Palikarova-Verdeil. Copenhague. — 1953. - 249 p., 21 tabelles. - (Monumenta Musicae Byzantinae).

247. Thibaut, J.-B. La musique byzantine chez les slaves Текст. / J.-B. Thibaut // Tribune de St.-Gervais. Paris. - 1904. - Mai-juin.

248. Yousoupoff, N. Histoire de la musique en Russie. Première partie. Musique sacrée Текст. / N. Yousoupoff. — Paris, 1867.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.