Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Хань Мо

  • Хань Мо
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 183
Хань Мо. Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2019. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хань Мо

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Преемственность традиций как закономерность исторического развития музыкальной культуры

и педагогики

1.1. Практика обучения музыкально-исполнительскому

искусству в современном Китае

1.2. Влияние западноевропейских традиций на формирование

русской фортепианной школы

1.3. Национальное и интернациональное в русской музыкальной культуре и педагогике

1.4. Традиции русской фортепианной педагогики в деятельности

её ведущих представителей

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование влияния традиций русской фортепианной школы на практику музыкально-исполнительского обучения в Китае

2.1. Педагогическая модель адаптации традиций русской фортепианной педагогики к практике обучения

китайских учащихся

2.2. Констатирующий эксперимент

2.3. Формирующий и контрольный эксперименты

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современном мире происходит глобализация не только экономико-политических, но и социокультурных процессов, включая сферы художественного творчества и образования. Тенденция к взаимопроникновению музыкальных культур Запада и Востока, характерная для постиндустриального общества, способствовала созданию благоприятных условий для их продуктивного взаимодействия.

В сфере образования, в том числе, музыкального, расширились интегративные процессы взаимопроникновения и адаптации к новым условиям национальных музыкально-образовательных парадигм. На фоне стремительно расширяющихся контактов между представителями музыкальной культуры и педагогики разных стран начала формироваться «метасистема образования», имеющая наднациональный статус. Этот процесс достаточно выпукло проявил себя во взаимодействии музыкального образования России и Китая.

Упрочению взаимосвязей национальных музыкальных школ России и Китая способствуют массовые «культурные обмены», в которых участвуют студенты и преподаватели различных музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений этих стран. За последние десятилетия этот процесс превратился в устойчивую и постоянно усиливающуюся тенденцию.

Такой культурный обмен происходит на фоне возрастающего интереса китайского общества к русской музыке, к творчеству П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева и других русских композиторов. Эта тенденция проявляется и в среде китайских студентов и аспирантов, обучающихся в российских консерваториях и на музыкальных факультетах педагогических университетов. Можно говорить о возрастающем влиянии русского фортепианного искусства в совокупности

составляющих его сторон (композиторское творчество, педагогика, исполнительство) на развитие китайской национальной фортепианной школы.

Настало время для полномасштабного «перевода» российской музыкально-эстетической и фортепианно-педагогической модели, её методологии и методики в музыкальные учебные заведения Китайской Народной Республики, а также для передачи музыкально-педагогической эстафеты китайским специалистам, получившим и получающим музыкально-педагогическое образование в современной России.

В связи с этим возникает ряд противоречий, требующих разрешения на научно-теоретическом и практическом уровне:

- противоречие между возрастающими потребностями китайского общества в области музыкального образования и недостаточным количеством высокопрофессиональных кадров;

- противоречие между давно назревшей необходимостью создания разветвленной структуры китайского музыкального образования, обеспечивающей его преемственность (начальный - средний - высший уровень) и существующей музыкально-образовательной действительностью;

- противоречие между сложившейся практикой обучения музыкантов-педагогов и исполнителей в Китае и недостаточно разработанной теоретико-методологической базой и методическим обеспечением процесса преподавания музыки (в частности, фортепиано).

Данные противоречия составляют ядро проблемы: возможно ли в ближайшей перспективе обеспечить качественное преобразование структуры и содержания музыкально-педагогического и музыкально-исполнительского образования в КНР на основе «интернационализации» российской музыкально-педагогической парадигмы и её «локализации» в практике обучения музыке в учебных заведениях Китая?

Решение этой проблемы лежит в обращении к традициям российского музыкального образования в области фортепианной педагогики, которые, в силу своей всеобщности и универсальности, могут быть с успехом использованы в национальной системе музыкального образования Китая. Отсюда - актуальность данного исследования.

Объект исследования - процесс музыкально-исполнительского обучения учащихся и студентов китайских учебных заведений.

Предмет исследования - интернационализация традиций русской фортепианной школы и их адаптация к условиям музыкально-педагогической действительности КНР.

Цель исследования. Создание концепции музыкально-исполнительского образования в музыкальных учебных заведениях Китая, опирающейся на классические традиции российской системы обучения игре на фортепиано. Разумеется, речь идет не о простом копировании российского опыта, а о возможности его трансформации и адаптации к реальным условиям музыкально-педагогической практики, сложившейся в музыкальных учебных заведениях КНР.

Задачи исследования.

- Проанализировать феномен русской фортепианно-педагогической школы, определить основные этапы и стадии её становления и развития, выявить тенденции к её интернационализации.

- Рассмотреть особенности влияния российского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы в XX - начале XXI века.

- Разработать в контексте традиций российской школы пианизма теоретико-методологические и методические подходы к работе с учащимися музыкальных учебных заведений КНР;

- Проверить их целесообразность и эффективность в ходе соответствующего опытно-экспериментального исследования.

Гипотеза исследования. Повышение эффективности профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов возможно при обращении к традициям, выработанным российской школой пианизма с учётом следующих положений:

1. Российская музыкально-педагогическая школа, впитав и творчески переработав западноевропейские музыкальные традиции и естественно отражая идейные установки, художественные традиции и педагогические взгляды русских музыкантов, является не только глубоко национальным по своему содержанию феноменом, но обладает значительным интернациональным потенциалом, дающим возможность его «переноса» и локализации на любой инонациональной почве.

2. Исторический анализ генезиса и развития российской пианистической школы даёт возможность рассматривать её как методологический прообраз, прототип или модель аналогичного процесса, протекающего сегодня в китайском фортепианном искусстве, что позволяет создать «дорожную карту» модернизации китайского музыкально-исполнительского образования в соответствии с логикой, общими закономерностями и основными этапами эволюции указанной модели.

3. Для решения поставленных задач должна быть разработана репертуарная стратегия, отражающая диалектику историзма и преемственности традиций в творчестве русских композиторов, усилиями которых создавалась российская школа пианизма. Учебный репертуар, построенный в соответствии с названной выше стратегией, позволит наполнить новым содержанием исполнительскую подготовку китайских пианистов, приблизит их к высокохудожественному исполнению произведений русских композиторов. Важно отметить при этом, что до настоящего времени проблема «репертуарной политики» не

рассматривалась в данном аспекте в процессе взаимодействия фортепианного искусства Китая и России.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам формирования традиций русского фортепианного искусства и педагогики посвящено большое количество трудов российских ученых (А.Д. Алексеев, Баренбойм Л.А., Цыпин Г.М., Сухова Л.Г., Слуцкая Л.Е., Федорович Е.Н., Мариупольская Т.Г., Юдин А. П. и др.). В трудах названных авторов традиции русской школы пианизма рассматриваются с разных позиций в соответствии с научными взглядами исследователей. Так, если в диссертационной работе А.П. Юдина «Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX в.» подчеркивается национальная составляющая русской музыкальной педагогики, то в диссертации Л.Г. Суховой «Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы» ставится вопрос о взаимовлиянии европейских и российских национальных музыкально-педагогических традиций. Ряд исследований китайских авторов также посвящён изучению традиций русской музыкальной педагогики в проекции на проблемы музыкального образования КНР (Лю Юйтун, Лю Минхуэй и др.). Диалог культур, сравнительный анализ музыкальной педагогики России и Китая стали предметом исследований Су Цзюнь, Вань Хань, Цзян Вэйцян. Анализу современного состояния музыкального образования в КНР посвящены работы Сяньюй Хуан, Ван Цянь, Лю Цин, Хоу Юэ и других китайских исследователей. Наиболее «созвучными» представленному исследованию можно назвать диссертацию Хуан Пин, в которой рассматривается влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы.

Методологической основой исследования явились работы в области исторического музыкознания (Б.В. Асафьев, А.Н. Серов, В.В. Стасов, М.С. Каган и др.); труды специалистов в области методологии

музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, А.И. Щербакова и др.); исследования в области истории и теории фортепианного искусства и педагогики (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Г.М. Цыпин, А.В. Малинковская, Т.Г. Мариупольская, А.П. Юдин и др.); теоретические и методологические подходы к обучению, сформулированные известными дидактами (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.И. Скаткин, В.А. Сластенин и др.).

Методы исследования: анализ литературы в области исторического музыкознания, музыкальной культуры и педагогики, фортепианного искусства, психологии творчества; обобщение прогрессивного педагогического опыта; эмпирические методы: педагогические наблюдения, анкетирование, интервью, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования:

- проведён анализ взглядов ученых на проблему формирования традиций российского фортепианного искусства и педагогики; выявлено общее и различное в их взглядах; выделены аспекты, имеющие актуальность в современной системе музыкально-исполнительской подготовки учащихся;

- показана органичная взаимосвязь фортепианно-педагогических традиций европейской и российской школ пианизма; изучен алгоритм взаимодействия этих традиций, указывающий на возможность их интернационализации и локализации в условиях китайской фортепианной культуры;

- даны педагогические рекомендации и установки, соответствующие основным учебно-образовательным целям и задачам музыкально-исполнительского обучения в КНР;

- выявлены педагогические условия, способствующие преодолению трудностей, связанных с интерпретацией музыкальных произведений русских композиторов XIX - XX вв. китайскими учащимися-пианистами.

Теоретическая значимость исследования. В теоретическом аспекте проанализирован ряд вопросов, связанных с возможностью использования особенностей исторического процесса формирования традиций российской пианистической школы в условиях музыкально-исполнительской подготовки студентов музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений КНР. Уточнены базовые закономерности, присущие процессам взаимодействия разнонациональных музыкальных культур. Выявлены и систематизированы факторы, оптимизирующие процесс музыкально-исполнительского освоения фортепианной музыки русских композиторов китайскими студентами.

Практическая значимость исследования. Выявлены педагогические установки, направленные на повышение качества музыкально-исполнительской подготовки учащихся китайских музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений на базе изучения традиций русской школы пианизма. Разработаны учебно-методические подходы, обеспечивающие адекватность процессов осознания учащимися художественного содержания музыкальных произведений русских композиторов. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания фортепиано, а также в лекционных курсах «История фортепианного искусства и педагогики», «Методика обучения игре на фортепиано».

Личный вклад соискателя:

- выявлены и проанализированы этапы развития русского фортепианного искусства как музыкально-педагогической парадигмы, внутреннее содержание которой позволяет экстраполировать его на процесс развития китайской фортепианной школы;

- определены составляющие музыкально-педагогического процесса, определяемые логикой развития российской школы пианизма и направленные на создание у китайских учащихся представлений о

художественном содержании произведений композиторов России; уточнены цели, методы, организация и педагогические условия музыкально-исполнительского обучения этих учащихся; оптимизирован изучаемый репертуар;

- разработан комплекс методических рекомендаций, основанных на методических установках известных российских педагогов-пианистов и направленных на создание у учащимся художественно оправданной интерпретации, отражающей особенности российской школы пианизма;

- доказана эффективность предложенной методики, подтверждено, что она обеспечивает повышение художественно-смыслового уровня интерпретаторских решений китайских учащихся-пианистов.

Достоверность исследования обеспечена следующими положениями:

а) соответствием теоретико-методических установок автора современным концепциям в области фортепианного искусства и педагогики;

б) адекватностью научно-исследовательских позиций автора диссертации сущности и природе исследуемых проблем;

в) согласованностью методологии работы с целями и задачами, объектом и предметом исследования;

г) апробацией основных положений исследования в ходе обучающего эксперимента.

Исследование проводилось на кафедре Музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» г. Москвы, Детской музыкальной школы им. Цзян Цзе (г. Пекин), Центральной Китайской Консерватории.

Исследование включало три этапа.

На первом этапе, охватывавшим период с 2015 по 2016 гг., проводился анализ научной литературы, связанной с тематикой исследования; уточнялись цель, задачи, объект, предмет исследования; дорабатывалась гипотеза; проводились педагогические наблюдения. Содержанием второго этапа, проводившегося в течение 2016 и 2017 гг., являлась разработка теоретических основ исследования, продолжение педагогических наблюдений и экспериментальная работа (обучающая фаза педагогического эксперимента). Результатом третьего этапа, охватывавшего 2017 и часть 2018 гг., явилось завершение теоретической и экспериментальной работы, включавшей педагогическое

интервьюирование, анкетирование, педагогический эксперимент и оформление результатов проведённого исследования.

Апробация и внедрение результатов проведённого исследования происходило: а) в ходе экспериментальной работы; б) в ходе преподавания фортепиано в ДМШ имени Цзян Цзе, г. Пекин, Китай, в) в процессе преподавательской работы в Пекинской консерватории, г) в выступлении на II Международной научно-практической конференции «Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве-2017» (17-18 октября 2017 г.) Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»; д) в опубликованных статьях по теме исследования; е) на заседаниях кафедры Музыкально-исполнительского искусства Московского педагогического государственного университета. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ДМШ имени Цзян Цзе (г. Пекин, Китай), а также в Пекинской консерватории.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В фортепианном искусстве и педагогике современной России сохраняют своё значение традиции русской исполнительской школы, сформированные в Х1Х-ХХ вв. такими выдающимися пианистами, как А.Г. Рубинштейн, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, В.В. Софроницкий, М.В. Юдина, а также другими мастерами.

2. Российское фортепианное искусство и педагогика формировались под влиянием и в тесном взаимодействии с европейскими музыкально-исполнительскими и педагогическими традициями, в результате чего была создана российская национальная школа пианизма, завоевавшая всемирное признание.

3. Обладая собственным мощным потенциалом дальнейшего развития, эта школа обладает способностью к интернационализации и локализации своих установок и принципов в любой инонациональной, в частности, китайской музыкальной культуре.

4. Приобщение китайских учащихся к искусству интерпретации музыкальных произведений российских композиторов невозможно без «погружения» этих учащихся в ментальные основы художественного мышления русских музыкантов, в особенности духовной составляющей русского искусства. Для этого, помимо понимания преемственных связей творчества российских композиторов разных периодов развития российской музыкальной школы, необходимо приобщение китайских учащихся к пониманию философско-мировоззренческих аспектов, наиболее полно выраженных в трудах И. Ильина, В. Соловьева, Н. Бердяева, Е. Трубецкого, В. Зеньковского, В. Розанова, и других русских философов.

5. Значительную роль в приобщении китайских учащихся к художественно-полноценному освоению произведений русских композиторов играет репертуарная стратегия, позволяющая показать

учащемуся реальный исторический процесс развития российского искусства.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Преемственность традиций как закономерность исторического развития музыкальной культуры и педагогики

1.1. Практика обучения музыкально-исполнительскому искусству в современном Китае

Современные тенденции развития мировой музыкальной культуры обусловлены глубинными процессами взаимного проникновения и обогащения национальных культур разных стран и народов. Тенденции интернационализации просматриваются в таких компонентах музыкальной культуры как композиторское творчество, исполнительство и педагогика. Художественно-творческие и музыкально-педагогические парадигмы, сложившиеся в Европе, Америке и России, а также других регионах мира дают «всходы» на новой для них инонациональной почве, принося невиданные ранее плоды.

Процесс такого сближения в области фортепианного исполнительства и педагогики происходил на протяжении XX века и интенсивно происходит в наши дни между Россией и Китаем. Этот процесс протекал неравномерно, порой прерываясь, но непременно возобновляясь на качественно новом уровне (достаточно провести почти полувековую параллель от блистательного пианизма Лю Шикуня до яркого артистизма Ланг Ланга и других современных китайских пианистов, получивших профессиональное образование в России, Америке и Европе).

Хронологической точкой отсчета этого сближения, как известно, явилось начало XX века в связи с деятельностью представителей русской интеллигенции, эмигрировавших из России в Китай после революции 1917 года. В некоторых городах Китая (прежде всего, Харбине) довольно часто стала звучать фортепианная музыка в исполнении русских профессионалов

и любителей. Причём фортепиано как универсальный инструмент, обладающий широким диапазоном возможностей от аккомпанемента до сольного исполнительства, завоёвывало все большее признание китайской публики. Нетрудно предположить, что в основе процесса проникновения русской школы пианизма в музыкальную культуру Китая лежит глобально обусловленная тенденция к сближению крупнейших цивилизаций Запада и Востока и возникновению новых политических, экономических и социокультурных связей.

Глубокий анализ влияния русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы представлен в исследовании Хуан Пин. В её работе рассматривается исполнительская и педагогическая деятельность таких российских пианистов как Б. Захаров, А. Черепнин, С. Аксаков, З. Прибыткова, Б. Лазарев, Е. Левитин, которые непосредственно участвовали в работе китайских музыкальных учебных заведений. При этом важно отметить, что если Б. Захаров, будучи пианистом-виртуозом, вёл большую концертно-просветительскую работу, то А. Черепнин указывал на необходимость создания в Китае

собственной композиторской школы.

В приведенном исследовании рассматриваются этапы становления фортепианного искусства Нового Китая до и после т.н. «культурной революции». Так, в период с 1954 по 1960 гг. в высших музыкальных учебных заведениях Китая работали Д. Серов, А. Татулян и Т. Кравченко, внёсшие значительный вклад в разработку и внедрение методического обеспечения процесса обучения студентов. Начало периода «Реформ и открытости» было ознаменовано новой волной сближения российской и китайской пианистических школ. В короткие сроки были сформированы группы молодых китайских пианистов для продолжения обучения в музыкальных вузах России. В настоящее время эта практика становится всё более масштабной и перспективной.

Таким образом, можно говорить об исторически сложившемся влиянии русской фортепианной школы на фортепианную школу Китая в различных аспектах. Во-первых, русские пианисты пробудили огромный интерес в китайском обществе к академическому фортепианному искусству. Во-вторых, русские пианисты принимали и принимают непосредственное участие в профессиональной подготовке китайских пианистов. В-третьих, российская система музыкального образования во многом явилась образцом для аналогичной системы китайского музыкального образования.

Как и в России, в Китае есть музыкальные учебные заведения разных уровней (школы, колледжи, университеты и консерватории). Кроме того, после нескольких лет т.н. «культурной революции», музыкальное воспитание активно внедряется в систему общеобразовательных школ КНР. Его главной задачей является доступность музыкального искусства массовому образованию детей. Важным моментом в этом процессе является творческое развитие личности каждого ребёнка, независимо от материальных возможностей его родителей.

Провозглашённый руководством страны всеобщий характер музыкального воспитания школьников в Китае закономерно поставил вопрос о профессиональной подготовке большого числа учителей музыки, которых должны были готовить специально создаваемые музыкально-педагогические факультеты при целом ряде китайских университетов.

Одновременно и параллельно с развитием системы массового музыкального воспитания в общеобразовательных школах в Китае создавалась и создается сейчас система специального профессионального музыкального образования, целью которой является воспитание профессиональных музыкантов, в частности, исполнителей по специальности фортепиано.

Для этого создана сеть музыкальных школ и других учреждений, готовящих творчески одаренных детей к будущей профессиональной исполнительской деятельности в области академического фортепианного искусства. Популярность фортепианного обучения в Китае в настоящее время настолько велика, что многие родители готовы оплачивать обучение своего ребёнка на фортепиано, даже в рамках домашнего репетиторства, несмотря на сложные материальные обстоятельства.

В настоящее время в методологии и методике фортепианного обучения в Китайской народной республике ещё не выработана единая система требований к подготовке профессиональных пианистов-исполнителей. То, что однозначно решено русской историей и теорией фортепианного искусства и педагогики ещё в XIX веке, достаточно робко внедряется в практику фортепианного обучения китайских учащихся. Так, до сих пор не найдена единая позиция по вопросу о том, что первично в обучении - выработка технического мастерства или развитие творческих способностей. Как известно, русская музыкальная и, в частности, фортепианная школа выступает за неразрывное единство этих двух подходов. В китайском же фортепианном искусстве и педагогике зачастую преобладает мнение о первичности технической подготовки, что приводит к гипертрофии изучения инструктивного материала.

В китайском фортепианно-исполнительском образовании явно недооценена роль воспитательной работы педагога в процессе индивидуальных занятий с учеником. В русской школе пианизма эта особенность ярко отражена в деятельности выдающихся мастеров фортепианного искусства и педагогики, которые наряду с узкопрофессиональными вопросами заботились о воспитании моральных качеств своих питомцев, об их широком кругозоре в мире искусства, профессиональной эрудиции, высокой духовности.

Говоря о духовности и связанными с этим духовными ценностями, нельзя не признать, что в основе педагогических систем России и Китая лежат национальные особенности мировоззрения. Многое в организации и содержании учебной работы российских и китайских педагогов зависит от изучения их философских и мировоззренческих позиций. Достаточно высокий уровень технической оснащенности современных китайских исполнителей, как и яркий артистизм многих из них, зачастую оставляет «за кадром» внешне благополучной интерпретации то глубинное содержание музыки, которое трудно передать словами, но необходимо уловить, воспринять, прочувствовать исполнителю. Это, если можно так сказать, тот «невидимый подтекст», который не может быть зафиксирован в нотном тексте, но хранится поколениями русских пианистов в русле духовных традиций, основанных на базисных ценностях русской национальной культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хань Мо, 2019 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: учебное пособие. - М.: Прометей, 1990.-186 с.

2. Абдуллин, Э.Б. О повышении теоретического уровня научных исследований в области педагогики музыкального образования // Преподаватель. 1999, N 4. С. 20-24.

3. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

4. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., Музыка, 1978. - 288 с.

5. Алексеев, А.Д. Русская Фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества. - М., Изд. Академии наук СССР, 1963. - 378 с.

6. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. -М.: Музыка. Чч. I и II - 1988 г. - 415 с. Ч. III - 1982 г. - 286 с.

7. Алексеев, А.Д. Русские пианисты. - М. - Л., 1948. - 314 с.

8. Асафьев, Б.В. М.И.Глинка. - Л., 1978. - 312 с.

9. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. - Л., Музыка, 1971. - 376 с.

10. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начало XX века. - Л.: Музыка, 1979.-342 с.

11. Балакирев, М.А. и Стасов, В.В. Переписка. Т.1. - М., Музыка, 1970. - 487 с.

12. Балакирев, М.А. и Чайковский, П.И. Переписка / Предисловие и примечания С.Ляпунова. - Спб., Изд. Ю.Г. Циммермана, 1912. -100 с.

13. Балакирев, М.А. Исследования и статьи. - Л., Музгиз, 1961 -445 с.

14. Баренбойм, Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн: В 2-х т. - Л., Музгиз. Т. 1 - 1957 - 455 с., т. 2 - 1962. - 492 с.

15. Баренбойм, Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн. - М., Музыка, 1982. - 278 с.

16. Барсов, Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки. - Л., Музыка, 1968. - 66 с.

17. Белозерцев, Е. П. «О национально-государственном образовании в России». - «Педагогика», 1998, № 3

18. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - М., Искусство, 1994. - 436 с.

19. Берков, В.О. Гармония Глинки. - М.-Л., Музгиз, 1948. - 252 с.

20. Благой, Д.Д. О традициях и традиционности // Традиция в истории культуры: сб. статей / АН СССР. - М.: Наука, 1978. - С.28-36.

21. Бузони, Ф. Путь к фортепианному мастерству. - М.: Музыка, 1973. - 95 с.

22. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков. Дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствов., С. Петербург, 2008. - 188 с.

23. Ван Хань. «Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур». - Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - М., 2012. - 21 с.

24. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3. -М., Музыка, 1962. - 50 с.

25. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М., 1997. - 573 с.

26. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М.Хентовой. - М.- Л., Музыка, 1966.- 315 с.

27. Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А.А.Орловой. - М., Музгиз, 1955. - 429 с.

28. Глинка, М.И. Сборник материалов и статей / Под ред. Т.Н.Ливановой. - М.-Л., Музгиз, 1950. - 392 с.

29. Глинка, М.И. Автобиография. Заметки об инструментовке. -Л., Музгиз, 1937. - 36 с.

30. Гольденвейзер, А. Б. Сб. «Пианисты рассказывают», вып. 2. -92 с.

31. Гордеева, Е.М. Композиторы «Могучей кучки». - М., Музыка, 1985. - 288 с.

32. Гордеева, Е.М. М.И.Глинка - исполнитель. - М., Музыка, 1966. - 110 с.

33. Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной технике. - М., Музгиз. 1961. - 224 с.

34. Даргомыжский, А.С. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. - Спб., 1921. - 182 с.

35. Загурский, Б.И. М.И. Глинка. - М.-Л., Музгиз, 1948. - 172 с.

36. Зеньковский, В.В. История русской философии. -Академический Проект, Раритет, 2001. — 880 с.

37. Ильин, И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. - М., 1993. - 366 с.

38. История философии: Запад-Россия-Восток: учебник для студентов вузов. -М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шигалина, 1995. - 477 с.

39. К 150-летию Московского отделения Русского музыкального общества. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - 200 с.

40. Каган, М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 415 с.

41. Каиров, В.М. Традиции и исторический процесс. - М., 1994. -188 с.

42. Канн-Новикова, Е.И. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском. - М., Музыка, 1976. - 128 с.

43. Кашкин, Н.Д. Избранные статьи о М.И. Глинке / Ред.- сост. А.А.Орлова. - М., Музгиз, 1958. - 192 с.

44. Коган, Г.М. Вопросы пианизма. - М., Сов. Композитор, 1968. - 461 с.

45. Коган, Г.М. Работа пианиста. - М., 1963. - 42 с.

46. Коган, Г.М. У врат мастерства. - М., 1977. - 177 с.

47. Корто, А. О фортепианном искусстве. - М., Музыка, 1965. -363 с.

48. Краевский, В.В. Методология педагогической науки: Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов. - М., 2001. - 244 с.

49. Курганская, О.А. «Обучение игре на фортепиано в России: этапы и стадии». - Дис..........канд. пед. наук, М., 2008. - 187 с.

50. Кюи, Ц.А. Избранные статьи. - Л., Музгиз, 1952. - 691 с.

51. Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862-1962) / Под ред. Г.Г. Тигранова. - Л., Музгиз, 1962. - 415 с.

52. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Академия, 2005. - 352 с.

53. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., Педагогика, 1981. - 186 с.

54. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. - М., Знание, 1974. - 64 с.

55. Ливанова, Т.Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. - М., Музгиз, 1951. - 100 с.

56. Ливанова, Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века. -М,: Музгиз, 1952.-532 с.

57. Лосский, Н.О. История русской философии. - М., Советский писатель, 1991. - 480 с.

58. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.). - Искусство, 1994. — 484 с.

59. Львова, Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 3050-х годов («Московская пианистическая школа») - их принципы и методы образования: автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1988. - 16 с.

60. Лю Минхуэй. «Педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторический подготовки педагога-музыканта» - дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук, М., 2017. - 217 с.

61. Лю Цин. «Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае». - Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - СПб, 2008 - 23 с.

62. Лю Юйтун. «Традиции российской педагогики и актуальные задачи музыкального воспитания и образования на современном этапе». - Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - М., 2011. -229 с.

63. Малинковская, А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование. - М., Музыка, 1990. - 191 с.

64. Мариупольская, Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): дис. ... д-ра пед.наук. - М., 2002. - 318 с.

65. Машевский, Г.П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А.С.Даргомыжского. - Л., Музыка, 1976. - 64 с.

66. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976. - 254 с.

67. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. -М., 1963. - 92 с.

68. Мильштейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М., Сов. Композитор, 1983. - 266 с.

69. Московская консерватория (1866 - 1966) / Ред.: Гинзбург, Л.С., Кандинский, А.И., Николаев, А.А., Протопопов, В.В., Туманина, Н.В. - М., Музыка, 1966. - 726 с.

70. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., Музыка, 1972. - 384 с.

71. Натансон, В.А. Прошлое русского пианизма. - М., Музгиз, 1960. - 290 с.

72. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

73. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала ХХ века. - М., Искусство, 1991. - 396 с.

74. Николаев, А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М., Музыка, 1980. - 112 с.

75. Николаева, А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. - М., 2003. - 350 с.

76. Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 63 с.

77. Одоевский, В.Ф. Статьи о М.И. Глинке. М., Музгиз, 1953. -100 с.

78. Орлова, А.А. Летопись жизни и творчества М.И.Глинки. - Л., Музыка, 1978. - 288 с.

79. Пекелис, М.С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. Т. 1. - М., Музыка, 1966. - 549 с.

80. Пекелис, М.С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. Т. 2. - М., Музыка, 1973. - 441 с.

81. Пекелис, М.С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. Т. 3. - М., Музыка, 1983. - 337 с.

82. Пискунов, А.И. История педагогики и образования: Учебное пособие. - М., Сфера, 2001. - 512 с.

83. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -СПб., Кристалл, 2001. - 873 с.

84. Праслова, Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века. -диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 2007. - 387 с.

85. Протопопов, В.В. М.И.Глинка. - М.-Л., Музгиз, 1949. - 72 с.

86. Рапацкая, Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века». - М., Владос-пресс, 2001. - 383 с.

87. Рубинштейн, А.Г. Лекции по истории фортепианной литературы. - М., Музыка, 1974. - 112 с.

88. Савшинский, С.И. Пианист и его работа. - М., Классика - XXI, 2002. - 244 с.

89. Сафонов, В. И. Новая формула: Мысли для учащих и учащихся на фортепиано. - М., Планета музыки, 2017. - 32 с.

90. Сафонов, В.И. Он шел своим путем // Музыкальная жизнь -2002. - № 2. - С. 32-36.

91. Сафонов, В.И., Тумаринсон, Л.Л., материалы к биографии В.И. Сафонова в зарубежных архивах // Фортепиано. - № 2. - 2007. - С. 11-14.

92. Серов, А.Н. Избранные статьи. Т. 1, М- Л., 1950. - 627 с.

93. Слуцкая, Л.Е. Становление и трансформация педагогических и художественно-эстетических парадигм в системе современного

музыкального образования. - Автореф. дис.............доктора пед.

наук - М., 2013. - 465 с.

94. Смирнов, М.А. Русская фортепианная музыка. - М., Музыка, 1983. - 340 с.

95. Соловьев, В.С. Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. Н.И. Цимбаева. - М., Современник, 1991. - 525 с.

96. Стасов, В.В. Избранные статьи о М.И. Глинке. - М. Музгиз, 1955. - 356 с.

97. Стасов, В.В. Соч., т. 4.- М., 1956. - 422 с.

98. Су Цзюнь. «Тенденции современного общего музыкального образования детей в России и Китае (в аспекте сравнительной педагогики» - «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», №10, Курск, 2013. - 8 с.

99. Сухова, Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы. -Дис.........доктора пед. наук. - М., 2005. - 385 с.

100. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - Л., 1947. - 355 с.

101. Терентьева, Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие: В 2-х ч. - СПб., «образование», 1994. - 67 с.

102. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни. - М., Институт русской цивилизации, 2011. - 656 с.

103. Федорович, Е.Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном

образовании: диссертация ... доктора педагогических наук: -Екатеринбург, 2001. - 374 с.

104. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство. - М., 1965. - 516 с.

105. Хомяков, А.С. Соч. в 2-х т. - М., Московский философский фонд Издательство «Медиум», 1994. - 591 + 479 с.

106. Хопрова, Т.А. и Красногородцева, Г.В. Александр Сергеевич Даргомыжский. - Л., Музгиз, 1959. - 95 с.

107. Хоу Юэ. «Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития». - Дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствов. -СПб, 2009. - 183 с.

108. Хуан Пин. «Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы». -Автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. - СПб, 2008. - 20 с.

109. Хуан Сяньюй. «Система музыкального образования в Китае» -Вестник СПбГУКИ - 2012, № 2 - 5 с.

110. Цзян Вэйцян. «Перспективы педагогики сотворчества в музыкально-педагогических вузах России и Китая на современном этапе социокультурного развития». - Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - М., 2017. - 21 с.

111. Цыпин, Г.М. Исполнитель и техника. - М., 1999. - 185 с.

112. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб., 2001. - 320 с.

113. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984. - 176 с.

114. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994. - 374 с.

115. Чайковский, П.И. Музыкально-критические статьи. - М., 1953. - 368 с.

116. Чинаев, В. П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII - XX веков: дисс. ... д-ра искусствоведения. - М., 1995. - 234 с.

117. Шлифштейн, С.И. Даргомыжский. - М., Музгиз, 1960. - 42 с.

118. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. - М.: Музыка, 1971. - 70 с.

119. Юдин, А.П. Балакирев и художественно-идеологические основы отечественного музыкального образования // Музыкальное образование в прошлом и настоящем: историко-теоретические и методические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Ред.-сост. Г.М.Цыпин. - М., 2004. - 21 с.

120. Юдин, А.П. Исторические предпосылки формирования современного фортепианного педагогического репертуара // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов: Сборник научных трудов. - М., 1998. - 16 с.

121. Юдин, А.П. М.И. Глинка и русская музыкальная педагогика // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов. Вып. 8. - М., 2002. -18 с.

122. Юдин, А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века. - Дис.......доктора пед наук, М., 2004. - 407 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.