Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Дианова, Наталья Федоровна

  • Дианова, Наталья Федоровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 143
Дианова, Наталья Федоровна. Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2004. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Дианова, Наталья Федоровна

Введение.

РАЗДЕЛ I. Традиционная детская субкультура и ее изучение в контексте современного культурологического знания.

1.1. Генезис категории «традиционная детская субкультура».

1.2. Содержание традиционной детской субкультуры.

1.3. Основные функции традиционной детской субкультуры.

РАЗДЕЛ II. Традиционная детская субкультура в контексте современной культуры Кубани.

2. 1. Традиционная детская субкультура Кубани: социальные и демографические особенности.

2.2. Научно-исследовательские* и образовательные учреждения Кубани и их роль в решении проблем пространства традиционной культуры детей.

2.3. Проблемы и перспективы сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе»

Актуальность исследования. Политические, экономические, социальные и культурные изменения в Российской Федерации конца XX — начала XXI в. вызвали ряд сложнейших проблем, затронувших многие аспекты жизни общества, в том числе и духовно-культурный.

Одной из основных функций любого общества является воспитание молодого поколения, формирование гармонично развитой личности. От этого, на наш взгляд, во многом зависит и состояние культуры государства. Для дальнейшего его развития актуализируется необходимость передачи новым поколениям накопленного социального и духовного опыта, активное вовлечение человека в социокультурные отношения.

Будущее Кубани - субъекта Южного федерального округа Российской Федерации - связывается с детьми, их культурой, интеллектом, образованием, сохранением культурных традиций в целом и традиционной детской субкультуры в частности.

Исследование проблем детских, молодежных и иных субкультур в Российской Федерации еще недостаточно нашло свое отражение в историческом и культурном пространстве России, многие проблемы традиционных детских субкультур остаются за рамками официальных, общественных и научных интересов.

Предположение о том, что традиционная детская субкультура Кубани является особой сферой культуры российского общества, имеет под собой достаточно серьезные основания и не может быть сведено к констатации того, что она обладает определенным набором культурных характеристик.

К сожалению, российская культура на рубеже веков утратила функции духовно-нравственного самоопределения человека, механизмы культурной преемственности поколений деформировались, а резкие ценностно-нормативные изменения и их неопределенность самым негативным образом сказались на культуре молодого поколения кубанцев.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена: необходимостью определения места и роли традиционной детской субкультуры в жизни ребенка и общества; важностью реализации через традиционную детскую субкультуру высоких духовных ценностей традиционной культуры казаков Кубани; потребностью критического осмысления теоретических разработок и практической деятельности в области пространства культуры детей; отсутствием культурологических исследований, вскрывающих современное состояние и перспективы сохранения и развития традиционной детской субкультуры кубанского региона; практической неизученностью данной проблемы.

Состояние теоретической разработанности темы исследования.

Несомненно, эта работа потребовала изучения многих материалов: трудов отечественных философов, культурологов, историков и социологов; деятельности Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор» и его подразделений; Научно-исследовательского центра народной культуры Кубани; опыта педагогов-теоретиков и педагогов-практиков; работ регионоведов; полевых исследований, публицистики и др.

Проблема изучения традиционной детской субкультуры в современной науке до сих пор не получила широкого специализированного исследования. Однако следует заметить, что в той или иной степени она затрагивалась в работах как зарубежных авторов (определенный вклад в изучение проблемы детской субкультуры внесли М. Мид, Й. Хейзинга и др.1), так и отечественных ученых советского исторического периода. Одним из первых российских ученых был Г. С. Виноградов - известный советский фольклорист, этнограф, литературовед. Он разработал и составил программу по собиранию этнографических и фольклорных материалов. В двадцатые годы прошлого столетия вышли его книги «Народная педагогика. Отрывки и наброски», «Детский фольклор и быт. Программа наблюдений»1, в которых он охватил почти все жанры детской устной словесности, все стороны детского быта и культуры. Фундаментальный труд Г. С. Виноградова -«Русский детский фольклор. Игровые прелюдии» - посвящен детской прозе: считалкам, коротким стишкам и т. д.

Известный знаток детской литературы и популяризатор детского фольклора О. И. Капица в 1927 г. в книге «Детский фольклор» показал необходимость и важность изучения такого раздела детской культуры, как школьный фольклор, который является редким видом детского творчества и культуры.

Одним из первых, кто изучал мир ребенка еще в XIX в., был и Е. А. Покровский: главные его труды - «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России» и «Детские игры, преимущественно русские»4. В целом, их можно рассматривать как этнопедагогические работы.

Профессор И. С. Кон в монографии «Ребенок и общество»5 проанализировал возрастные категории, особенности социализации девочек и мальчиков, рассмотрел специфику родительских функций в разных культурных обществах.

Психологическим и педагогическим аспектам исследования традиционной детской субкультуры в отечественной науке были посвящены и другие работы И. С. Кона, а также труды Д. Б. Эльконина и др.6

1 Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Отрывки и наброски. - Иркутск, 1924; Он же. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений. - Иркутск, 1925.

2 Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1930.

3 Капица, О.И. Детский фольклор. - Л., 1928.

4 Покровский, Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. Он же. Детские игры, преимущественно русские. - СПб., 1994.

3 Кои И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

6 Кон, И. С. В поисках себя. - М., 1984. Он же. Дружба: Этико-психологический очерк. -М., 1987; Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989 и др.

Отдельные теоретические аспекты традиционной субкультуры были освещены в работах российских ученых - А. К. Байбурина, Jl. Н. Виноградовой, Н. И. Толстого1.

Историческое осмысление проблем традиционной субкультуры кубанского казачества осуществили Н. И. Бондарь, О. В. Матвеев, Н. И. Кирей, JI. Н. Кропачева и др.2

В контексте исследуемой темы нужно отметить важность обобщающих исторических работ таких региональных ученых, как И. И. Алексеенко, Н. И. Бондаря, А. И. Манаенкова, В. И. Лях, В. Е. Науменко, Н. Г. Пугачевой. Все они рассматривали культуру Кубани не только как часть российской культуры, но и как смысловую универсалию, развивающуюся во времени и пространстве3.

1 Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб, 1993; Виноградова, JI.H. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) //Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. — М., 1981; Толстой, Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славяноведению, мифологии и этнолингвистике. -М., 1995 и др.

1 Матвеев, О. В. Слово о кубанском казачестве. - Краснодар, 1995; Кирей, II. И., Бондарь, Н. И. Праздник нового года. - Краснодар, 1985; Бондарь, Н. И. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского казачества. Календарные праздники и обряды конца XVIII - начала XX вв. - Л., 1989; Кропачева, Л. Н. Святки как часть традиционной календарной обрядности славянского населения Кубани // Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения. - Краснодар, 1992 и др.

3 Алексеенко, И.И. Наказание голодом: Кубань, 30-е гг. //Родная Кубань. - 2002. — № 3. -С. 33 - 36. Он же. Историческая наука на новом этапе развития //Наука Кубани. - 1997. -№ 1. - С. 23 — 25. Он же. Для тех, кто любит край и дорожит Отчизной //Кубанские новости. - 2000. - 26 апреля. — С. 3; Бондарь, Н. И. Народная песня - памятник истории и культуры. - Краснодар, 1979; Он же. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского казачества. Календарные праздники и обряды конца XV - XX вв. -Л., 1989 и др.; Манаенков, А. И. Наш адрес - Советский Союз. - М., 1974; Он же. Развитие культуры современного села. - Краснодар, 1981. Он же. Роль интеллигенции в системе региональной культуры //Культура в современном информационном пространстве. -Краснодар, 1997; Лях, В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. -Краснодар, 1997; Науменко, В. Е., Фролов, Б. Е. Регалии кубанского казачества. -Краснодар, 2001; Пугачева (Недвига), Н. Г. Кубанское казачество: религия, образ жизни, культура. - Краснодар, 1997 и др.

Социокультурным исследованиям различных проблем традиционной детской субкультуры восточнославянского населения Кубани были посвящены труды Г. С. Александрова, Н. И. Бондаря, С. А. Жигановой и др1.

После некоторого перерыва в настоящее время теоретические и полевые исследования в регионе активизировались. Данная тенденция явно прослеживается в работах сотрудников Научно-исследовательского центра народной культуры Кубани - В. В. Воронина, И. Г. Гавриловой, 10. Н. Бахмет, С. А. Жигановой, А. Н. Мануйлова, О. Н. Фоменко, Г. П. Ушаковой и др.

Научные исследования молодых российских ученых Э. А. Куруленко, Г. л

В. Брындиной, В. А. Шонина, А. А. Батуры и др. показали некоторые общие закономерности истории культуры кубанского региона, дали ряд интересных наблюдений о некоторых особенностях детской культуры в пространстве России на рубеже XX - XXI вв., определили поиск культурных обоснований для разрешения конфликтов между поколениями.

Среди новейших публикаций необходимо отметить уникальный полевой материал, представленный в серии научных публикаций краеведческого характера, И. И. Бойко, С. И. Иванова, Н. К Пархоменко и др., а также в научных статьях традиционных «Кубанских литературно - исторических чтений»3.

1 Александров, Г. С. Народные подвижные игры кубанского казачества. - Краснодар, 1997; Бондарь, Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные труды. -Краснодар, 1999; Жиганова, С.А. Песенная традиция Кубани и дети. Колыбельные песни //Традиционная культура и дети. — Краснодар, 1994 и др.

2 Куруленко, Э. А. Творчество в пространстве культуры детства: Автореф. дисс. доктор культурологии. - СПб, 1999; Брындина, Г. В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе: Автореф. дисс. канд. культурологии. - СПб., 1999; Шонин, В. А. Эстетическое воспитание в сельском социуме: региональный аспект: Автореф. дисс. канд. культурологии. - Краснодар, 2000; Батура, А. А. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные функции: Автореф. дисс. канд. философ, наук. - Краснодар, 2000 и др.

3 Бойко, И. И. Ставьте ушки на макушки - есть кубанские частушки //Народное творчество. - 2002. -№ 4. - С. 49 - 51; Иванов, С. И. Песни Кубанских станиц: Сб. песен. - Краснодар, 1998; Пархоменко, Н. К. Русские песни казаков Дона и Кубани. - Краснодар,

В отечественной публицистике последнего десятилетия XX в. и начала нового, XXI в. нашлось место для освещения, к сожалению, только некоторых проблемных аспектов традиционной детской субкультуры. В частности, интересны статьи Ю. И. Кужель «Кукла требует игры», А. И. Абросимовой «Создал человек игрушку.», И. М. Агаевой «Кукла А нгелочек» и «Кузьма и Демьян - покровители семейного очага и ремесел» и некоторые другие1.

Пониманию вопросов федеральной и региональной культурной политики в области детства на рубеже XX - XXI вв. помогают законодательные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также нормативные материалы Краснодарского края2.

1998; Кубанские литературно - исторические чтения (см.: 1999-2003 гг. ежегодные выпуски) и др.

1 Кужель, Ю. Кукла требует игры //Декоративное искусство. - 1999. - № 1-3. - С. 12-13; Абросимова, А. И. Создал человек игрушку.//Балет. - 2002. - № 1. - С. 30 - 34; Агаева, И. М. Кукла «Ангелочек» //Народное творчество. - 2002. - № 4. - С. 45 - 47; Она же. Кузьма и Демьян — покровители семейного очага и ремесел //Народное творчество. - 2001. -№ 4.-С. 27-29.

Федеральный Закон от 24.07. 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802; Федеральный Закон от 28. 06. 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. — № 27. — Ст. 2503; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05. 2002 № 363 «О программе "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 гг.)" Федеральной целевой программы "Молодежь России" (2001-2005 гг.)» //Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 2002. - № 23 - Ст.2170; Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 гг.» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 28. - Ст. 2887; Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. .№ 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья, физического развития детей, подростков и молодежи» //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. -№ 1 (ч. 2.) - Ст. 39; Постановление главы администрации Краснодарского края от 18 июля 2001 г. № 1102 «О создании городской межведомственной комиссии по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //Краснодарские известия. -2001. - 28 июля. - С. 6; Постановление главы администрации Краснодарского края от 4 августа 1998 г. № 445 «О защите нравственного здоровья населения Краснодарского края» //Кубанские новости. - 1998. - 11 августа. - С. 2; Постановление главы администрации Краснодарского края от 25 июня 1996 г. № 273 Положение «О государственном финансировании мероприятий молодежной политики и финансовой поддержке

Отдельные вопросы традиционной детской субкультуры на рубеже XX -XXI вв. освещались молодыми учеными на научно-практических конференциях разного уровня. В частности, на Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и соискателей «Транснациональные проблемы культуры XXI в.» (Краснодар, 2002 г.), Всероссийской научной конференции с международным участием «культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конец XIX - начало XXI в.») (Омск, 2003 г.), Международной научной конференции «Культура и образование в информационном обществе» (Москва - Краснодар, 2003 г.), Всероссийской научной конференции «Народная культура: личность, творчество, досуг. (Этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга)» (Омск, 2003 г.) и др. Важным, пожалуй, знаковым моментом мы считаем такое обращение молодых ученых к отечественной истории культуры . желание не только знать культурные корни, но и дать им научную оценку, является показателем развития молодой научной мысли России.

Таким образом, можно констатировать, что при существующем широком круге публикаций о Кубани исследуемого периода в целом и ее культуре в частности затрагиваются в той или иной мере некоторые проблемы данной работы. Тем не менее комплексного научного исследования по ней не создано. Этими обстоятельствами и обусловлены выбор и основные направления диссертационного исследования. деятельности молодежных и детских общественных объединений» //Информационный бюллетень Законодательного собрания Краснодарского края. - Краснодар, 1996. - № 13. — С. 40 - 49; Закон Краснодарского края «О культуре» //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. - Краснодар, 2001. - № 20 (50) - Ч. 2. -С. 18 — 26 и др.

Объектом исследования является духовная сфера традиционной детской субкультуры Кубани как важнейшая составляющая современной культуры региона.

Предмет исследовательской работы - закономерности развития традиционной детской субкультуры Кубани, сущность и содержание процессов ее сохранения и трансляции.

Цель исследования состоит в изучении традиционной детской субкультуры Кубани с точки зрения культурологического знания.'

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие «традиционная детская субкультура Кубани», ее содержание, структуру и функции;

- охарактеризовать традиционную детскую субкультуру Кубани в исследуемый период;

- проследить трансформацию функциональных аспектов региональной детской субкультуры в конце XX - начале XXI столетий;

- выявить состояние традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе.

Методологическая основа н методы

Методологическую основу настоящей исследовательской работы составляет научное наследие ведущих отечественных культурологов, историков, этнографов; труды современных зарубежных и российских ученых по проблеме эволюции методов ' и методологических подходов в исследованиях культуры; работы по истории культуры России и Кубани, а также материалы научных конференций и дискуссий.

Для решения поставленных задач были использованы методы теоретического анализа: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирование.

Для полноты рассмотрения проблемы автором привлекались и другие методы научного исследования: исторический, логический, метод терминологического анализа. В полевой работе активно применялись методы наблюдения, опроса, интервьюирования.

Научная новизна диссертационной работы определяется поставленными задачами и состоит в следующем:

- уточнены понятия «субкультура», «детская субкультура», «традиционная детская субкультура Кубани», «детство» и др.;

- дана характеристика состояния традиционной детской субкультуры Кубани в исследуемый период;

- выявлены региональные функциональные особенности традиционной детской субкультуры на рубеже XX - XXI вв.;

- определено состояние и перспективы развития традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические позиции, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке отдельных аспектов региональной культурной политики в области детства; в учебном процессе образовательных учреждений Российской Федерации и на Кубани; в работе учреждений культуры, центров народного творчества и национальных культур.

На защиту выносятся положения:

1. Традиционная детская субкультура Кубани на рубеже XX - XXI вв. изменилась и представляет собой систему ценностных идей и принципов различных социальных групп.

2.Гармонизация федеральных и региональных компонентов культурной политики в области детства на современном этапе есть главное условие оптимизации сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани.

3.Традиционная детская субкультура рассматриваемого региона нуждается в социальной, психологической и культурной защите от агрессивных тенденций зарубежной культуры.

4.Необходим системный подход в изучении проблем детства и традиционной детской субкультуры Кубани современного исторического периода.

5.Позитивные результаты культурно-образовательной политики в области традиционных культур и традиционной детской субкультуры Южного федерального округа обеспечат принятие положительных решений Правительством Российской Федерации и местными органами власти и управления по социальным, образовательным и культурным вопросам кубанского региона.

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы осуществлялись в выступлениях на научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Православие и культура» (г. Краснодар, 2000 г.), региональной научно-практической конференции молодых ученых (г. Краснодар, 2000 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Российская культура XXI в. глазами молодых ученых» (г. Краснодар, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, докторантов и соискателей «Транснациональные проблемы культуры XXI в.» (г. Краснодар, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Культура. Социум. Творчество» (г. Омск, 2003 г.) и др.; в педагогическом коллективе СОШ № 10 г. Горячий ключ (1999 г.); на заседаниях кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (г. Краснодар, 2001 - 2003 гг.).

Структура исследования состоит из введения, двух разделов с шестью подразделами, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Дианова, Наталья Федоровна

Выводы подраздела следующие:

1. Несмотря на большое количество законодательных актов, мы не можем утверждать, что все культурные интересы и культурные права российских детей учтены.

2. Законодательная база в пространстве традиционной субкультуры детей, как на федеральном, так и на местном уровне еще не совершенна и требует серьезнейшего отношения.

3. Ученые, научно-исследовательские и общественные организации Кубани вносят значительный вклад в изучение проблем истории и культуры казаков и региона в целом, однако целенаправленных научных исследований духовной сферы традиционной детской субкультуры не предпринималось.

3. 3. Проблемы и перспективы сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани на современном этапе

С 90-х гг. XX в. научная мысль новой России, к сожалению, еще не достаточно обращалась к осмыслению процессов, происшедших в субкультурах нашего государства. Однако новые образования отечественной культуры (Центры детского творчества, детские компьютерные клубы и др.) ясно отражают те социальные и демографические изменения, которые закрепились в особых чертах поведения, мировоззрения, языка детей Российской Федерации, в том числе и у детей Кубани.

Особые жизненные устремления детей отвечают их порыву к ценностным исканиям, обретению смысла жизни и своего места в ней. Молодое поколение - дети XXI в. - воплощают в себе новую историю и новую культуру России. И от того, насколько много или мало мы будем уделять внимания (личностного, государственного, правового и др.) детям, их здоровью, культуре, образованию, досугу, настолько и ощутимы будут культурные результаты.

В данной проблематике еще много неисследованного, неизученного, а это дает нам основания для дальнейшей серьезной научной работы.

Для развития любой культуры, ее движущей силой, по нашему убеждению, являются поколения. На динамику взаимоотношений между поколениями впервые указала М. Мид. Она отметила, что оценивать культуру того или иного народа надо с точки зрения той «роли, которую в ней играют старшее и младшее поколения - отцы и дети, деды и внуки»1.

По М. Мид культура разграничивается на три типа: постфигуративную, в которой дети учатся у своих предшественников; конфигуративную, в которой дети учатся у сверстников; префигуративную, в которой взрослые учатся у своих детей, и отражающую время, в котором мы живем.

1 Мид, М. Культура и мир детства. - М., 1989. - С. 51.

108

Подтверждением этой концепции может служить российская история, когда искусство, наука, культура, созданные до 1917 г., в 20-е гг. XX в. были объявлены буржуазными и запрещались. В том числе сильнейшему гонению подверглись религия, традиционные верования, народный фольклор и т. д. Нарушение этих запретов грозило высылкой или арестом: люди поневоле вынуждены были молчать. В результате сознательного разрушения, игнорирования созданных ранее культурных ценностей, был утрачен механизм естественной культурной преемственности между поколениями.

Кроме того, миграционные потоки и исход сельского населения, особенно молодого в город, где не всем были доступны различные социально-культурные возможности, а также возникновение в 90-х гг. XX в. множества корпоративных образований, приведших к резкому расслоению российского социума и изменению общественного сознания - все это привело к том, что мир детей и мир детской культуры разделился не только внутри семьи, но и в обществе.

Семья и семейные традиции на Кубани, как и в целом по Российской Федерации в исследуемый период претерпели резкие изменения: городские и сельские в большинстве своем стали неполными, социально разграниченными, с прожиточным уровнем ниже среднего, с невысоким уровнем интеллектуального и личностного развития.

Социальное выталкивание ребенка из семьи и отсутствие понимания его со стороны общества привело к противоречиям во многих процессах развития детей: психическом, физическом, воспитательном, образовательном, культурном. Мировые и отечественные психологи -ученые и практики — уже давно доказали, что на процесс развития ребенка сильное влияние оказывает детская субкультура, под которой понимаются специфические нормы поведения и культурные ценности, помогающие детям приобретать определенный социальный статус и адаптироваться в современном мире культуры.

Мы, родители все примерно знаем о существовании детской субкультуры, но всегда возмущаемся «языком» ребенка, его прической, поведением, которые не свойственны, по нашему мнению, ни нашим взглядам, ни нашей культуре. К сожалению, мы не только не заботимся о современной детской субкультуре, но мы и не сохраняем традиционной детской субкультуры, которая всегда была основой детского мира кубанского ребенка, его культурной матрицей, позволявшей сохранять моральное и нравственное здоровье многим поколениям казаков, помнить историю своей малой родины, трепетно передавить культурные традиции детям.

Результаты нашего исследования показали: кубанская традиционная детская субкультура на рубеже XX — XXI вв. все-таки продолжала сохраняться и отдельные ее направления передавалась новым поколениям. Почему? Да потому, что важнейшим звеном в сохранении культуры, культурных традиций, с нашей точки зрения, осталась семья, особенно сельская. И если семью рассматривать как своеобразный культурный социум, то можно утверждать, что именно семья сегодня может и должна стать хранительницей национальной культуры. Возрождение традиционной отечественной культуры россияне, в том числе и кубанцы, в первую очередь также связывают с семьей.

Между тем, для Кубани на рубеже XX - XXI вв. характерны: демографическое неблагополучие, резкое снижение продолжительности жизни, рост смертности новорожденных, сокращение рождаемости (например, вклад последнего десятилетия XX в. в общее увеличение численности населения Кубани составил 39, 1 %, т. к. примерно каждый десятый житель мигрировал в Краснодарский край. Однако коэффициент рождаемости в крае в целом снизился на 29, 0 %, а коэффициент смертности увеличился на 39, 0 %. За 1990 - 1999 гг. в крае умерло 717 тыс. человек, тогда как родилось 510 тыс. человек)1, социальное сиротство при живых родителях, снижение ценности семейных отношений (отсутствие любви и эмоциональных связей между поколениями, социальная неготовность родителей к появлению ребенка, большое количество нежеланных и брошенных детей)1, неравномерность экономической динамики Краснодарского края в период с 1990 по 2002 гг. , проблемы миграционных процессов (см., например, Постановление региональных властей «О мерах по усилению госконтроля и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края», постановление ГУВД края, связанное с подготовкой технико-экономического обоснования пунктов временного размещения мигрантов при РОВД и конвойных подразделений и др.)3и т. п.

Все это привело к такому положению, что у большинства современных кубанских детей нарушены нормальные социально-культурные связи, искажено нравственное сознание, повышена эмоциональная восприимчивость, отсутствует потребность в познании, общении, учебе, какой-либо деятельности.

Однако даже при таком удручающем положении вещей мы не имеем права соглашаться с ситуацией и уходить от проблемы, перекладывая все вопросы на государство или время.

В русской культурной традиции дети - чада Божии. Младенец - как слово Божие, через него жизнь освящается, через него сбываются надежды родителей. Выдающиеся мыслители России - Н. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, Н. О. Лосский, Л. Н. Толстой, П. Флоренский - рассматривали См.: А. Н. Редько. Эволюция демографических процессов на Кубани // Rambler: /srch. short=6&words

1 См.: Семья в России: Стат. сб. /Госкомстат России. - М., 1996 (дан материал о Краснодарском крае).

2 См.: Экономика Краснодарского края 1990 - 2002 гг. // http:// afrika.ru / news /2002/04/22.htm

3 hUp://ekonomy. Kuban .info/ macroekonomy / analysis / publications ub3 htm ребенка как маленькую копию взрослого человека, через которую в своих трудах они раскрывали генезис русской культуры.

Утверждая величайшую социальную и культурную значимость семьи, мы убеждены в том, что дети - это полноправные члены социума, органично адаптированные к нему. Именно им предстоит осваивать, развивать и передавать новым поколениям те культурные ценности и то культурное наследие, которое еще сохранилось в недрах семьи.

Именно в пространстве семьи у ребенка активно организуются эмоциональный внутренний мир и внутренняя культура, которые потом, чуть позже непременно проявятся в большом мире культуры взрослых. Мы убеждены, что именно в семье закладывается тот фундамент высокой культуры, помогающий гармонизировать отношения детей с родителями, детей со сверстниками, детей с обществом и позволяющий во взрослой жизни успешно выполнять социально-культурные функции.

Однако современный процесс ранней социализации разрушает исторически сложившиеся в России, а особенно на Кубани, традиционные внутри семейные отношения. Нестабильность положения и острые локальные конфликты на Кавказе, резкое расслоение на бедных, богатых и очень богатых, некоторая неоднозначность поведения родителей, потоки беженцев и переселенцев, проникновение различных религиозных конфессий, экономические и социальные кризисы, привлекательность богатой и беспечной жизни у моря, близость «блестящей» заграничной жизни и многое другое - все это мешает регулировать межличностные отношения, трансформирует человеческие и культурные ценности, рождает в семье состояние враждебности и непонимания. Ребенок теряет ощущение семейной теплоты и добра, выходит на свободу улицы, где работают уже совсем другие законы общения и культуры, где на прочь забываются национальные и культурные корни.

Таким образом, осознавая, что традиционная детская субкультура Кубани за последнее время трансформировалась не в лучшую сторону, и стремясь сохранить ее культурные основы, мы пришли к пониманию необходимости разработки основных положений региональной концепции ее сохранения и развития, смысл которой — создание в регионе социально-культурной среды, благоприятно действующей не только на современное развитие детей, но и создающей все необходимые условия для определения основных направлений разработки программ развития mpaduifuomtoii детской субкультуры.

Мы надеемся, что концепция или отдельные ее положения могут послужить базой для определения основных направлений региональной культурной политики в области пространства детства.

Принимая во внимание, что общепринятое определение категории «концепция» - это система идей и представлений о современном состоянии рассматриваемого объекта и его тенденциях - мы, в первую очередь, обращаем внимание на недостаточность федеральных и особенно местных правовых и законодательных актов, непосредственно касающихся проблемы «культура и дети». В то же время мы не можем отрицать того, что в Российской Федерации и на Кубани принимаются различные культурные программы для детей, однако программы заканчиваются, а законы остаются навсегда.

Заниматься всеми вопросами традиционной детской субкультуры Кубани, с нашей точки зрения, должен Координационный Совет, который может быть создан при департаменте культуры Администрации Краснодарского края, или краевом Научно-исследовательском центре народной культуры Кубани, поддерживаемый региональными властями, казачеством, высокопрофессиональными кадрами культуры и образования.

Мы предлагаем следующее:

- Реализация положений нашей концепции развития и сохранения традиционной детской субкультуры Кубани невозможна без экспертной оценки ее состояния. Мы считаем, что научно-исследовательская деятельность, методологическая основа и методика исследуемого вопроса должна более активно рассматриваться учеными Кубани. Именно их научные работы могут дать объективную картину и ответить на многие актуальнейшие вопросы.

- Осуществить комплексное социологическое исследование на тему «Традиционная детская субкультура Кубани».

- Задача сохранения традиционной детской субкультуры и пропаганда ценности детства не могут быть решены без серьезной кадровой политики. Необходимо сохранить педагогический опыт лучших кубанских учителей и преподавателей - регионоведов. В соответствии с современными требованиями модернизировать их деятельность и сделать максимально соответствующей культурным интересам и потребностям детей разных возрастных и социальных групп, являющихся носителями традиционной детской субкультуры Кубани.

- Принимая во внимание основные идеи нашей концепции, мы считаем, что вся система образовательных учреждений края должна быть сориентирована на наполнение предметов гуманитарного цикла проблемными аспектами регионоведения, в том числе тематическими разработками вопросов традиционной детской субкультуры.

- Учитывая многонациональные особенности Кубани, и базируясь на совокупности ряда этических принципов, в городе и на селе организовать культурно-образовательные и досуговые центры, в которых бы, используя различные формы работы, можно было создать культурную среду для развития детей в направлении традиционной детской субкультуры.

- Современная жесткая отгороженность детей от семьи привела к разрыву традиционных культурных связей между поколениями. Ускоренный процесс взросления еще более разделил детей и родителей, увел от традиционной культуры российского общества. Мы также считаем необходимым открытие досуговых центров выходного дня для родителей и детей, где бы внедрялась программа всеобуча по вопросам истории и современности традиционной культуры Кубани.

- Используя возможности региональных телевизионных компаний, средств массовой информации и сети Интернет совместно с социальными, культурными, педагогическими учреждениями и общественными организациями в среде детей проводить целенаправленную культурологическую информационную деятельность.

- Необходима активная разработка и внедрение вариативных моделей организации и распространения положительного опыта традиционной детской субкультуры Кубани.

- Организация и проведение ежегодных региональных и всероссийских научно-практических конференций по проблемам сохранения и возрождения традиционной детской субкультуры и ее культурных ценностей. В рамках научных форумов проводить фестивали детской культуры. Всесторонне поддерживая традиционную детскую субкультуру, учредить премии, стипендии для творческих и одаренных детей.

- Создание современных и мобильных объектов новой практики обучения традиционной детской субкультуре Кубани, способствующих всестороннему развитию ребенка, его творческо-эстетических способностей, стремлению к самообразованию и самоопределению в вопросах культуры.

- Мы считаем, что на основе выше обозначенных предложений концепции все же самым главным является разработка дополнений к законам Российской Федерации и Законодательного Собрания Кубани, связанные с вопросами и проблемами культуры детей.

- В ежегодных докладах губернатора Краснодарского края необходимо освещать не только состояние культуры края в целом, но и детской субкультуры, ее проблем и перспектив развития. Федеральные и региональные культурные программы должны быть больше переориентированы на детей.

Таким образом, выше обозначенные компоненты концепции являются попыткой наметить пути сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани.

Перед российским обществом, перед всеми жителями Кубани встал крайне важный вопрос о будущем наших детей, о нравственном и духовном его здоровье, о состоянии конституционных прав ребенка на приобщение к культуре своего народа, к культуре России.

Ценность опыта, приобретенного нами в ходе научного исследования проблем традиционной детской субкультуры Кубани, позволяет сделать следующие выводы:

1. Традиционная детская субкультура Кубани на рубеже XX - XXI вв. представляла собой многомерную систему связей ребенка с миром взрослых в историко-культурном плане.

2. Традиционная детская субкультура занимает подчиненное место относительно традиционной культуры кубанского казачества, но вместе с тем, обладает самостоятельностью, поскольку ее основные культурные ценности передаются детьми молодому поколению через устное творчество, игры и др.

3. Традиционная детская субкультура Кубани в исследуемый период менялась во времени и пространстве, имела активно развивающейся эмоционально-ценностный аспект, являвшийся условием гармонизации мира культуры детей и взрослых.

4. Устранение негативных факторов регресса развития традиционной детской субкультуры кубанского региона возможно при усовершенствовании отношений взрослых к культуре детей и обеспечении ребенку большего игрового пространства, что позволит не утратить социокультурного своеобразия характеристик детства.

5. Динамика современной модели традиционной детской субкультуры Кубани на рубеже XX - XXI вв. подвижна, однако, к сожалению, не оказывает активного позитивного влияния на развитие личности ребенка и его вхождение в мир и культуру взрослого человека.

6. Междисциплинарный подход к понятию «традиционная детская субкультура» как культурологической категории, исследование и раскрытие которой могут дать целостную картину о закономерностях формирования личности ребенка на Кубани XXI в.

Заключение

Анализ феномена традиционной детской субкультуры Кубани на рубеже XX - XXI вв. выявил необходимость его изучения в контексте междисциплинарного подхода: знания социальных общностей и социальной психологии детства; уважения ■ истории, культуры и народных традиций; понимания ценностных отношений в семье и детском сообществе; анализа условий и механизмов проявления способностей ребенка к милосердию и жестокости и др.

Раскрытие уникальности традиционной детской субкультуры и ее проблем исследуемого исторического периода на Кубани отмечено особым драматизмом и трансформацией. С нашей точки зрения, этому способствовали:

1. Международные, федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти внесли большую долю демократии и юридической свободы, что, с одной стороны, является положительным явлением, но с другой стороны практически лишили права ребенка на игровое пространство: в городах и в селах Кубани резко сократились детские игровые и спортивные площадки, дворы и Дома культуры, которые давали детям возможность игрового общения со сверстниками.

2. Отсутствие глубоких духовных связей родителей со своими детьми, снижение рождаемости, нежелание молодых людей вступать в официальные брачные отношения.

3. Повышение комфортности условий современной жизни, уровня потребления высококачественных бытовых товаров, увеличение спектра досуга и развлечений взрослых и детей.

4. Социальное сиротство и детская беспризорность, ранняя криминализация детских сообществ и детская наркомания.

5. Нравственно-духовное неблагополучие и тревога в российском обществе в результате системного кризиса 90-х гг. XX в.

Эти проблемы традиционной детской субкультуры Кубани имеют экономические, юридические, политические и социальные причины. К важному и более существенному компоненту мы относим культурные причины, которые сегодня могут стать сигналом к научному переосмыслению культурной политики местной власти в пространстве культуры детства.

Мы высказываемся за необходимость междисциплинарного подхода к проблеме детства, традиционной детской субкультуре как особым культурологическим категориям, с помощью которых возможно создание целостной картины о закономерностях становления личности ребенка и его культуры на Кубани. Такое понимание предмета научного рассмотрения выдвинуло на первый план нашего исследования, именно с культурологических позиций, рассмотрение следующих категорий и понятий: «детская субкультура», «традиционная детская субкультура», «традиционная детская субкультура Кубани», «культура детства» и др., которые явились основополагающими.

Современная специфика развития традиционной детской субкультуры на Кубани состоит еще и в том, что ребенок, как ее носитель и создатель, изначально выступает как представитель двух больших социально-культурных общностей - взрослых и детей. Сочетание же воздействий мира взрослых разных национальностей и мира ребенка создали уникальную культурную ситуацию перспектив развития традиционной детской субкультуры Кубани. Однако семейные отношения и детские сообщества, к сожалению, как показало исследование еще не нашли общего языка в передаче и принятии традиционного культурного наследия кубанских казаков.

Историко-культурологический анализ также показал, что эволюция семьи на Кубани осуществилась в направлении изменения семейных ценностных ориентаций взрослых и статуса ребенка: от полного подчинения воле родителей - к отношениям паритетности и детоцентризму. Данная ситуация не способствует сохранению традиционной детской субкультуры Кубани, она лишь позволяет активному формированию и развитию в регионе новому (чаще всего американизированному) виду детской субкультуры, хотя отдельные аспекты еще сохраняются: детский фольклор (считалки, дразнилки, страшилки и др.), детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, современные «приколы»), отдельные подвижные игры, некоторые виды военно-спортивных соревнований, детские языковые перевертыши, наделение прозвищами сверстников и взрослых, детская магия, суеверия и др.

Традиционная детская субкультура Кубани, обладая серьезным воспитательным, историческим и культурным потенциалом, могла бы играть значительную роль в регионе в поиске новых направлений развития отечественной культуры XXI в. Однако в силу резких изменений исторического развития российского общества в 90-е гг. прошлого столетия, этого пока не произошло.

Настоящее положение и проблемы исследуемой темы дали нам возможность разработки концепции сохранения и развития традиционной детской субкультуры Кубани, обратить большее внимание местных органов власти на вопросы культуры детства и определить основные направления региональной культурной политики по отношению к детям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Дианова, Наталья Федоровна, 2004 год

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. Подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002 -2005 гг.)»;- Федеральная целевая программа «Жилище на 2002 2010 гг.». Непрограммная часть «Культура»;

3. Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. - № 4. - Ст. 260.

4. Постановление Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 105-СФ «О составе комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. - № 5. - Ст. 462.

5. Федеральный Закон от 25.06. 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. -№26. -Ст. 2519.

6. Федеральный Закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. - № 22. - Ст. 2031.

7. Федеральный Закон от 16. 04. 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. - № 17. - Ст. 1643.

8. Федеральный Закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. -№ 18. - Ст. 2206.

9. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. -№ 26. - Ст. 3172.

10. Федеральный Закон от 24.07. 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. - № 31. - Ст. 3802.

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20.02.1997 г. «О проекте федерального закона

12. О казачестве» //Собрание законодательства Российской Федерации. -1997.-№9.-Ст. 1057.

13. Федеральный Закон от 10.12.1995 г. № 195- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. - №50. -Ст. 4872.

14. Федеральный Закон от 28. 06. 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. - № 27. -Ст. 2503.

15. Федеральный Закон от 11.09.1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организация» НО благотворительности, грантах и стипендиях. М., 1998. - С. 7-19.

16. Указ Президента Российской Федерации от 30.12. 1999 г. № 1740 «О внесении изменений и дополнений в акты Президента Российской127

17. Федерации по вопросам казачества» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. - № 1 (часть 2). - Ст. 103.

18. Указ Президента Российской Федерации от 27.01.1998 № 1425 «О Государственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. - № 48. - Ст. 5924.

19. Указ президента Российской Федерации от 24.04. 1998; 448 « Об утверждении Устава Кубанского войскового казачьего общества» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. - № 18. -Ст. 2017.

20. Указ Президента Российской Федерации от 06.01. 1996 «О государственной поддержке Российского фонда культуры» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 2. - Ст. 71.

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 № 191 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 г. //Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2002. - № 4-С. 16-18.

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 195 «О детском доме семейного типа» //Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. -№13. Ст. 1251.

23. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002 2005 гг.» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 28. - Ст. 2887.

24. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

25. Устав (Основной закон) Краснодарского края //Законодательное Собрание Краснодарского края. Краснодар, 1997. - 32 с.

26. Постановление Главы администрации Краснодарского края от 10 авг. 2001 г. № 1247 «О мерах по защите нравственного, духовного и физического здоровья подрастающего поколения» //Краснодарские известия. 2001. - 22 авг. - С. 2 - 3.

27. Постановление Главы администрации Краснодарского края от 24 декабря 2001 г. № 2094 «О мерах по профилактике наркомании среди молодежи» //Краснодарские известия. 2001. - 26 декабря. - С. 5.

28. Постановление Главы администрации Краснодарского края от 18 июля 2001 г. № 1102 «О создании городской межведомственной комиссии по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» //Краснодарские известия. 2001. - 28 июля. - С. 6.

29. Постановление Главы администрации Краснодарского края от 4 августа 1998 г. № 445 «О защите нравственного здоровья населения Краснодарского края» //Кубанские новости. 1998. - 11 августа. - С. 2.

30. Закон Краснодарского края «О культуре» //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. Краснодар, 2001. -№ 20 (50), Ч. 2. - С. 1.8 - 26.

31. Закон Краснодарского края «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. Краснодар, 1998. - № 27. - С. 7 - 25.

32. Закон Краснодарского края «Об охране здоровья населения Краснодарского края» //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. Краснодар, 1997. - № 20. - С. 16 - 52.

33. Александров, С. Г. Дневник полевых исследований. Краснодар, 1997.— 55 с.

34. Александров, С. Г. Народные подвижные игры кубанского казачества. -Краснодар, 1997. 83 с.

35. Антология исследования культуры. СПб, 1997. - 324 с.

36. Археология и этнография Северного Кавказа. Краснодар, 1999. - 190 с.

37. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб, 1993. - 214 с. Бернштам, Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -XX вв.-Л., 1988.-232 с.

38. Бигдай, А. Д. Песни кубанских казаков: Т.1, 2. Краснодар, 1992. Бондарь, Н. И. Народная песня - памятник истории и культуры. -Краснодар, 1979. - 29 с.

39. Бондарь, Н. И. Тематика и мировоззренческая основа традиционных гаданий кубанских казаков //Проблемы археологии и этнографии Северного Кавказа. Краснодар, 1989. - 57 с.

40. Бондарь, Н. И. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского казачества. Календарные праздники и обряды k.XV XX вв. - Л., 1989.- 142 с.

41. Бондарь, Н. И. Традиционная культура кубанского казачества: Избранные труды. Краснодар, 1999. - 148 с.

42. Виноградов, Г.С. Страна детей: Избранные труды по этнографии детства. М., 1999. - 320 с.

43. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. - 212 с. Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 1. /Ред. - сост.: М. Е. Галецкий, А. Н. Соколова. - Майкоп, 2002. - 198 с.

44. Гришин, В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде //Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. -М., 1996.-253 с.

45. Грос, К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. - 242 с.

46. Гуревич, П. С. Проблемы субкультуры в современной западнойсоциологии. М., 1987. - 134 с.

47. Гуревич, П. С. Культурология. М., 1994. - С. 153 - 165.132

48. Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей //Традиционная культура: природа, общество, человек. Вып. 1. Краснодар, 1994. - 231 с.

49. Елеонская, Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994. - 156 с.

50. Зеньковский, В. В. Психология детства. М., 1996. - 348 с.

51. Из дореволюционного прошлого кубанского казачества // Сборникнаучных трудов. Краснодар, 1993. - 231 с.

52. Каган, М. С. Философия культуры. СПб, 1996. - 416 с.

53. Казачьи сказки / В пересказе В. Ковтуна. Волгоград, 1992. - 174 с.

54. Козлов, А. И. Возрождение казачества: история и современность. Р-н1. Д., 258 с.

55. Кон. И. С. Ребенок и общество. М., 1988. - 269 с. Кон, И. С. В поисках себя. - М., 1984. - 335 с.133

56. Кубанские народные сказки и легенды. Краснодар, 2001. - 57 с. Кубанские научные беседы: трудовое воспитание младших школьников. -М., 1998.-36 с.

57. Кубанские станицы: Этнографические и культурно-бытовые процессы на Кубани.-М., 1967.-356 с.

58. Кубанский краевед. К 200-летию Краснодара. Краснодар, 1990. - 253 с. Кукушкина, Е. И. Мировоззрение, познание, практика. - М., 1989. - 299 с.

59. Куценко, И. Я. Кубанское казачество. Краснодар, 1990. - 178 с. Леви-Стросс, К. Структурная антропология. - М., 2001. - 512 с. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. - 174 с.

60. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. - 448 с. Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992. - 158 с. Лукин, Ю. А. Федеральная культурная политика в России. Сб. документов с 1991 - 1999 гг. - М., 2000. - 140 с.

61. Лях, В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. -Краснодар, 1997. - 448 с.

62. Лях, В. И., Денисов, Н. Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Краснодар, 1997. - 156 с. Лях, В. И., Денисов, Н. Г. Художественная культура Кубани. Краснодар, 2000. - 300 с.

63. Лях, В. И. Основные понятия культурологии (Тезаурус). Краснодар, 2002. - 86 с.

64. Магомедов, А. А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь, 1999. - 246 с.

65. Манаенков, А. И. Развитие культуры современного села. Краснодар, 1981.-36 с.

66. Матвеева, С. Я. Субкультуры в динамике культуры. М., 1987. - 148 с. Матвеев, О. В. Слово о Кубанском казачестве. - Краснодар, 1995. - 464 с.

67. Меня зовут Кубань /Сост. Г. И. Шулякова. Краснодар, 2002. - 70 с. Мид, М. Культура и мир детства. - М., 1989. - 430 с. Мир детства в традиционной культуре народов СССР. 4.1.-Л., 1991. -186 с.

68. Мир детства в традиционной культуре народов СССР. Ч. 2. Л., 1991. -192 с.

69. Недвига, Н. Г. Кубанское казачество: религия, образ жизни, культура. -Краснодар, 1977. 318 с.

70. Омельченко, Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. -261 с.

71. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб., 1999.-288 с.

72. Орлова, Э. А. Современная городская культура и человек. М., 1987.-214с.

73. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. //Под общей редакцией В. Н. Ратушняка. Краснодар, 1996. - 656 с.135

74. Подросток в неформальной среде. М., 1991. - 79 с.

75. Сатир, В. В. Вы и ваша семья. М., 1998. - 312 с.

76. Спенсер, Г. Воспитание: Умственное, нравственное и физическое

77. Перевод с англ. М. А. Лазаревой. М., 2003. - 288 с.

78. Сухомлинский, В. А. О воспитании. М., 1985. - 272 с.

79. Сухомлинский, В. А. Письма к сыну. М., 1987. - 95 с.

80. Тернавский, Н. А. Региональные особенности традиционной ипрофессиональной культур кубанского казачества конца XVIII начала

81. XX вв. // Транснациональные проблемы культуры XXI в. Москва -Краснодар, 2002. - С. 124 - 131.

82. Тимощенко, С. А. Современное бытование заговоров черноморскихказаков на Кубани // Первые Кубанские литературно-историческиечтения. Краснодар, 1999. - С. 117 - 121.

83. Ткаченко, П. И. Кубанские пословицы. М., 1999. - 222 с.

84. Толстой, Н. И. Избранные труды. Т. 1. М., 1997. - 520 с.

85. Толстых, А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988. - 125 с.

86. Толстых, А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности.1. СПб, 2000.-288 с.

87. Фельдштейн, Д. И. Психология современного подростка. М., 1987. -236 с.

88. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. - 192 с. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные труды. - М., 1995. - 368 с.

89. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов. М.- Екатеринбург, 2002.-492 с.

90. Фром, А. Азбука для родителей, или как помочь ребенку в трудной ситуации. М., 1996. - 320 с.

91. Хейзинга, Й. HOMO LUDENS. В тени завтрашнего дня. М., 1992. - 458 с.

92. Чередникова, М. П. Современная детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской мифологии. Ульяновск, 1995. - 142 с.

93. Честных, Ю. Н. Открыть человека. М., 1991. - 206 с.

94. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л., 1986.- 304 с.

95. Чурсина, В. И. Фольклор славян Кубани: историко-культурологический анализ. Краснодар, 2003. - 262 с.

96. Шиллер, Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1955. - 431 с.

97. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6.-М., 1957.-357 с.

98. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников. М, 1990. - 144 с.

99. Шептун, С. В. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар, 1995.-С. 346-462.

100. Щербина, Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 1, 2. -Краснодар, 1992. 736 с.

101. Эльконин, Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. -М., 1957.-24 с.

102. Этнография имен /Отв. ред. В. А. Никонов. М., 1971. - 263 с. Этнография детства: Сб. фольклорных и этнографических материалов /Отв. ред. Г. М. Науменко. - М., 1998. - 390 с.138

103. Этнография детства: Сб. фольклорных и этнографических материалов /Отв. ред. Г. М. Науменко. М., 1998. - 390 с. Этнографическая карта Кавказского края. - СПб, 1991. - 27 с. Этнознаковые функции культуры / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. - М., 1991. -223 с.

104. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999. - 332 с.1. АВТОРЕФЕРАТЫ. ДИССЕРТАЦИИ

105. Батура, А. А. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные функции: Автореф. дисс. канд. философ, наук /КГУКИ. Краснодар, 2000. - 24 с.

106. Данилова, М. И. Индивидуализм: история и современность (философско-культурологический анализ): Автореф. дисс. .докт. философ, наук /РГУ Р-н-Д. - 2001. - 61 с.

107. Каверина, Н. А. Моделирование концептуального пространства русской культуры (теоретическая проблема): Автореф. дисс. канд. философ, наук /Мордовский гос. ун-т. Саранск, 2002. - 17 с.

108. Нагой, А. А. Культура региона и культурная политика в России в 90-е гг. XX в.: Автореф. дис. канд. культурологии /КГУКИ. Краснодар, 1999. -22 с.

109. Павлютина, Н. Г. Воспитание исторического самосознания младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук /КубГу Краснодар, 1998.20 с.

110. Солодовникова, Е. П. Территориальные аспекты информации и принципы библиографирования краеведческой литературы: теоретико-методическое исследование: Дисс. канд. пед. наук /КГУКИ -Краснодар, 2001. 160 с.

111. Слуцкий, А. И. История книжного дела на Кубани: проблемы формирования книжного фонда региона: Дисс.канд. пед. наук /КГУКИ. Краснодар, 2000. - 230 с.

112. Шенкао, Г. X. Имя как социокультурный феномен: Автореф. дис.доктора философ, наук /Карачаево-Черкесский гос. технолог, ин-т. Нальчик, 2002. - 44 с.

113. Шонин, В. А. Эстетическое воспитание в сельском социуме: региональный аспект: Автореф. дис.канд. культурологии / КГУКИ. -Краснодар, 2000. 19 с.1. ПУБЛИЦИСТИКА

114. Абросимова, А. В. И создал человек игрушку. // Балет. 2002. - № 1. -С. 30 - 34.

115. Агаева, И. С. Кукла «Ангелочек» //Народное творчество. 2002. -№ 4. -С. 45-47.

116. Агаева, И. С. Кузьма и Демьян покровители семейного очага и ремесел //Народное творчество. - 2001. - № 4. - С. 27 - 29.

117. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире //Вопросы психологии. 2002. - № 1.-С.З-16.

118. Алексеенко, И. И. Историческая наука на новом этапе развития //Наука Кубани. 1997. - № 1. - С. 23 - 25.

119. Алексеенко, И. И. Для тех, кто любит край и дорожит Отчизной //Кубанские новости. 2000. - 26 апреля. - С. 3.

120. Апажева, С. Традиции и обычаи индикаторы пассионарности //Литературная Кабардино - Балкария. - 2002. - № 4. - С. 159 - 164. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля //Рубеж. - 1992. - № 2. - С. 51 - 69.

121. Денисов, Н. Г. Спасите красоту! Культура и власть //Советская Кубань. -1990.- 16 ноября.-С. 3.

122. Денисов, Н. Г. Мир ценностей и молодежная политика //Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1998. - № 3. - С. 3 - 8.

123. Денисов, Н. Г. Духовно возродить Россию //Кубанские новости. 2000. -30 сентября. - С. 2.

124. Иванова, Ю. Игра в бирюльки //Праздник. 2001. - № 4. - С. 24 - 26.

125. Колмыков, В. «Прогноз мой пессимистически страшен» (О народнойигрушке) //Народное творчество. 2001. - № 4. - С. 39 - 41.

126. Коренева, Т. Мехонос, коза и кукла Купала (Обрядовая кукла русскогонарода) //Народное творчество. 2001. - № 6. - С. 46-47.

127. Кужель, Ю. Кукла требует игры. //Декоративное искусство. 1999. - №1.3.-С. 12-13.

128. Куклы из мочала //Народное творчество. 2002. - № 6. - С. 40 - 43. Кулюкина, А. Кукла живая, рукотворная, народная//Народное творчество. - 1998. - № 6. - С. 42 - 44.

129. Манаенков, А. И. Роль интеллигенции в системе региональной культуры //Культура в современном информационном пространстве: наследие и современность. Краснодар, 1997. - С. 37 - 42.

130. Манаенков, А. И. Человек счастливой судьбы //Кубань сегодня. 2001. -17 августа. - С. 3.

131. Никитина, И. Д. Поселенческая и экономико-инфраструктурная карта Краснодарского края //Известия высших учебных заведений СевероКавказского региона. 1996. - № 2. - С. 54 - 57.

132. Сибирев, В. А. Штрихи к портрету поколения 90-х //Социологические исследования. 1998. -№ 3. - С. 106-117.

133. Тютюнников, Б. Я. Играем свадьбы //Советская Кубань. 1989. - 26 ноября. - С. 4.

134. Якушина, Е. В. Подростки в Интернете: специфика информационного воздействия //Педагогика. 2001. - № 4. - С. 45 - 62.142

135. МАТЕРИАЛЫ ФОЛЫСЛОРНО ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНИ

136. ФЭЭ 1993. Кассета 380. Информаторы Е. М. Апанощенко, В. К. Ветох (станица Ленинградская).

137. ФЭЭ 1994 - 2. Кассета 665. Информаторы П. И. Сущина, Е. А. Гладкова (станица Калоджинская).

138. ФЭЭ 1999. Кассета 1771 - ГМ - 3. Информаторы А. И. Голикова, К. А. Голикова (станица Геймановская).

139. ФЭЭ 1993. Кассета 431 - КР - 11. Информаторы Е. Ф. Демиденко, О. Н. Фоменко (станица Крыловская).

140. ФЭЭ 1996. Кассета 956 - HP - 98. Информатор И. А. Демченко (станица Новорождественнская).

141. ФЭЭ 1991. Кассета 174. Информатор А. М. Светличкова. (станица Баракаевская).

142. ФЭЭ 1995. Кассета 731. Информатор П. П. Сокол (станица Петровская).

143. ФЭЭ 1993. Кассета 502. Информатор А. П. Власова (станица Даховская).

144. ФЭЭ 1998. Кассета 1774. Информатор С. Д. Дейкин (станица Скобелевская).

145. ФЭЭ 1995. Кассета 856. Информатор Ю. Н. Бахмет (станица Смоленская).

146. ФЭЭ 1995. Кассета 815. Информатор М. Д. Панфилова (станица Григорьевская).

147. ФЭЭ 1995. Кассета 16. Информатор Н. X. Деряга (станица Азовская). ФЭЭ - 1993. Кассета 459. Информаторы М. П. Лобода, Е. Е. Жукова и др. (станица Севастопольская).1. ИНТЕРНЕТ САЙТЫ

148. Демакова, И. Д. Отношение взрослых к миру детства /Пространство детства: проблемы гуманизации //http:rero.uni.udm.ru/print/demakova 2/glava 4.htm. 24.01.2001.

149. Щепанская, Т. Б. Урбаноантропология. Субкультуры //http: poehaly. narod. ru/ subcult.htm. 26.03.2003.

150. Щепанская, Т. Б. Молодежная культура: семиотика и стили //http: www. poehaly. narod. ru/youth/htm. 28.03.03.

151. Редько, A. H. Эволюция демографических процессов на Кубани // Rambler: /srch?short=6&words

152. Большой словарь иностранных слов в русском языке. М., 1998. - 784 с. Гик, Е.Я., Рассказова, И. А. Игры. Энциклопедия. - М., 2000. - 127 с. Гуревич, П. С. Субкультура //Культурология. XX в. Словарь. - СПб, 1997.-С. 450.

153. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. -М., 2002.-736 с.

154. Жабрева, А. Русский костюм. Библиографический указатель книг и статей на русском языке //Кунсткамера: Этнографические тетради. -СПб, 1993. Вып. 2 -3. - С. 429 - 456.

155. Кто есть кто сегодня на Кубани: Справочник / Сост. и ред. В. М. Шейферман. Краснодар, 2002. - 383 с.

156. Народы России. Энциклопедия. М., 1994. - 479 с.

157. Virtual Culture. Identity and Communication in Cybersociety /Ed. Stiven G. Jones, Univ. Of Tusla: London, Sage publ., 1997.

158. The Machine in Me. An Anthropologist Sits Among Computer Engineers. Gary Lee Downey, Virginia Tech, USA. L.: Routledge, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.