Традиционная культура и актуальные тенденции в формировании графического языка современного плаката региона Ближнего Востока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Аззи Руа Ахмад

  • Аззи Руа Ахмад
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 268
Аззи Руа Ахмад. Традиционная культура и актуальные тенденции в формировании графического языка современного плаката региона Ближнего Востока: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова». 2018. 268 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Аззи Руа Ахмад

Введение

Глава 1. Мировое культурное наследие и истоки символических образов в современном графическом дизайне ближневосточного региона

1.1. Зарождение письменности и символика графического языка

1.2. Символика древних культур и цивилизаций, востребованная в современных визуальных коммуникациях стран Ближнего Востока: словарь образов

1.3. Язык, знаково-символическая коммуникация и мультикультурное пространство Ближнего Востока

Глава 2. Формирование современной школы графического дизайна Ближнего Востока (на примере Сирии)

2.1. Анализ культурной и исторической ситуации в Сирии в первой трети ХХ века. Предпосылки возникновения и распространения плаката как одного из видов визуальной коммуникации

2.2. Новаторские разработки в области графического дизайна в творчестве Абделькадера Арнаута. Визуализация идеи в плакате посредством геометрической абстракции и типографики

2.3. Дамасский университет: появление педагогической системы обучения в области графического дизайна и актуальные проектные методики

Глава 3. Графический язык современного сирийского плаката

3.1. Современное искусство и обновление средств художественной выразительности в современном плакате Сирии

3.2. Визуальная метафора как способ интерпретации содержания

3.3. Инсталляция и ее роль в проектировании плаката

3.4. Символизм образов как универсальный графический язык

Заключение

Библиография

216

Введение

Актуальность социального плаката как жанра графического дизайна, отличающегося быстротой, яркостью и честностью отклика на события, происходящие в мире, сегодня чрезвычайно высока. Данный жанр осваивает интернет-пространство, заполняет его, активно воздействуя на социум - так же, как это происходило на протяжении всего ХХ века, но в пределах реального городского пространства.

Первоочередное свойство плаката - его доступность: возможность обращения к аудитории, к множеству людей. Во времена главенства печатной графики эта задача решалась посредством тиража. Сегодня ситуация выглядит иным образом: плакат (обращение), опубликованное в социальных сетях, оставаясь, по сути, в единственном экземпляре, оказывается «растиражированным» за счет просмотров и откликов пользователей. Можно предположить, что человек в данном случае становится носителем плаката - его реакцию на тему и изображение, «запечатленный образ», остающийся в памяти, следует считать «оттиском» первого плаката, а в совокупности - тем самым множеством экземпляров. Когда-то они расклеивались по городу, теперь пестрят в Интернете, а особо емкие, отражающие настроение дня, мы носим в себе - столько, сколько для нас будет актуальна данная информация.

«Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе», - говорит один из героев повести Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту»1 в конце книги. В экранизации, снятой режиссером Франсуа Трюффо (1966 г.), последние сцены фильма символичны - как отсылка к идее сохранения культурной памяти именно через человека, через его сознание. Мы видим людей, которые прогуливаются по берегу реки и пересказывают друг другу книги, чтобы не забыть ни одного слова. «Это люди-книги», - поясняет вновь прибывшему один из членов общины. Характер современного

Брэдбери, Р. 451 по Фаренгейту. Фантастическая повесть / Р. Брэдбери. - М.: Иностранная литература. - 1956. - С

информационного культурного поля таков, что все связи между отдельными звеньями (текстами, изображениями) осуществляются через человека. Именно он, как чувствительная струна, реагирует на все поступающие в его сознание слова и образы. Виртуальная среда остается хранилищем, но носителем, способным эмоционально обрабатывать информацию, остается человек.

Современная конфликтная социально-политическая ситуация в Сирии формирует определенные требования к художественному сообществу. Любое высказывание должно быть точным, актуальным, беспристрастным и одновременно образным, метафоричным с точки зрения визуального языка. Запрет на несанкционированную расклейку плакатов в городе, а также тот факт, что передвижение по улицам может быть опасно само по себе, привели к тому, что социальные сети взяли на себя роль актуального информационного пространства.

Плакат как жанр графического дизайна «вывешивается» сегодня на иных поверхностях - на страницах пользователей и социально активных групп. При таком доступе к изображению, о котором печатный плакат и не мог мечтать, на первый план выходит именно язык символов - как универсальный, доступный для понимания обширной аудитории. Речь идет не только об исторически сложившихся системах коммуникации (знаки, символы древних культур и цивилизаций), проявляющих себя в современном плакате, но и об образах, которые продуцирует современная культура. По своему характеру они могут быть разделены на два типа: элементы популярной массовой культуры и те, что являют собой свидетельства современной истории военного конфликта.

Традиционно актуальная современная школа графического дизайна рассматривается в пределах культур (этнических общностей), объединенных общим подходом к передаче информации и ее аналитической обработке. При таком подходе уникальные методики проектирования, принадлежащие авторам, чья мировая известность не настолько высока, оказываются исключенными из глобального культурного поля. То же касается и стран, очевидный для обывателя «бренд» которых лежит в иной области, нежели графический дизайн.

Исправляя данную ситуацию, исследователи точечно стремятся раскрыть национальные школы графического дизайна, ввести новых авторов в мировую историю графического дизайна.

Регион Ближнего Востока обладает уникальной культурой. Это как и традиционный, сложившийся с древнейших времен «генотип», так и аспекты современной истории, богатые перекличками с образно-графическим языком прошлого и разного рода попытками интеграции европейских открытий в области искусства.

Каждая цивилизация, культура характеризуются своим уникальным символическим словарем, сформировавшимся на основе религиозных и мистических учений - символ появляется там, где знание должно быть зашифровано.

Культура современной Сирии является наследницей прошлых цивилизаций и государственных образований Востока (шумеро-аккадского царства, Иордании, Ливана, Палестины, Турции, Египта и Ирана). Следовательно, можно говорить о том, что современное искусство Сирии развивается в контексте данных культур.

Символический словарь современной сирийской визуальной культуры обогащался и расширялся за счет всего мирового наследия, что является отражением изначальной многоконфессиональности Сирии. Поэтому представляется целесообразным, обрисовывая истоки формирования современной визуальной культуры Сирии, обратиться как к традиционной символике Ближнего Востока, так и к другим этносам и конфессиям (христианство, буддизм и пр.). Следует отметить, что первая глава диссертации написана на основе лекционного курса «Этнографическая символика», читаемого автором на кафедре визуальных коммуникаций Дамасского университета: педагогический опыт свидетельствует об интересе студентов к мировому культурному наследию и его активном включении в проектную деятельность.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная культура и актуальные тенденции в формировании графического языка современного плаката региона Ближнего Востока»

Актуальность исследования

Данная диссертация ставит задачей выявить закономерности развития и обогащения образно-символического языка сирийского плаката второй половины ХХ - начала XXI века. Именно плакат обладает уникальной способностью чутко откликаться на изменения стиля, общественно-политические коллизии - он является отражением события, камертоном времени, эмоциональным откликом прежде всего, а потом уже формой, содержащей некую важную (текстовую) информацию.

Важное значение для работы над диссертацией имело изучение проектной методики и педагогических программ кафедры визуальных коммуникаций Дамасского университета. Плакат как тип задания в современной художественной образовательной системе носит приоритетный характер.

Острый и самобытный язык современного плаката возник на основе образно-символического словаря древности, педагогической и творческой системы приверженца модернизма, основателя кафедры визуальных коммуникаций Дамасского университета Абделькадера Арнаута и военно-политических событий последних лет, спровоцировавших художников и дизайнеров на активное предъявление своей гражданской позиции.

Центральной темой исследования является выявление моментов внедрения этнографической символики в объекты графического дизайна, связи художественной абстракции и языка символов в визуальных коммуникациях, расширения символического словаря за счет актуальных современных свидетельств и образов.

Состояние изученности вопроса

Осмысление традиционного этнокультурного материала и практического опыта в дизайне плаката, выявление методов проектирования и средств художественной выразительности, присущих данному жанру графического дизайна в различные стилевые эпохи, а также философско-искусствоведческий анализ таких определений и терминов, как «символизм», «метафора», «символ», предпринимались многими исследователями, теоретиками и

практиками.

Среди публикаций можно выделить несколько тематических групп, также различающихся и по жанру представленного материала.

Историко-философский и этнокультурный анализ традиционной символики Ближнего Востока находит отражение в работах Аль-Альуан Фарук Махмуд аль-Дейна «Абстракция и искусство доисламской эпохи», Али Акбара Велаяти «Исламская культура и цивилизация», И.П. Вейнберга «Человек в культуре Древнего Ближнего Востока». Первая книга является важным исследованием не только для понимания значения символики Востока, но и для осознания характера творчества Абделькадера Арнаута, его идей по популяризации геометрической абстракции через наследие орнаментальной культуры ислама. Велаяти рассматривает предпосылки генезиса исламской цивилизации, историю развития наук, архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, каллиграфии. Его труд носит не только описательный характер, автор выявляет причины тех или иных изменений в культуре, опираясь на социально-политические и религиозные факторы. Вейнберг рассматривает этнокультурный материал с позиции человека как творца культуры и ее важной составляющей части, того, для кого она в конечном итоге создается.

Также представляется важным понимать взаимосвязь между этнокультурной символикой и мифом, поскольку ее значение тесно связано с мифологией Древнего Востока. Данный спектр проблем рассмотрен в монографиях и публикациях следующих авторов: Али Фадель Абд Аль-Уахеда - «Шумерская мифология и история», Самуэля Хука - «Мифология Ближнего Востока» (исследуется понятие мифа в отношении различных цивилизаций Востока и их литературного наследия), Н.В. Грачевой - «Устойчивые мифологемы Восточного Средиземноморья 11-1 тыс. до н. э. в истории культурной диффузии на Древнем Ближнем Востоке».

Особый интерес представляют труды Валерии Гонзалес, доктора искусствоведения, лектора наиболее престижных европейских университетов,

признанного специалиста по искусству ислама. В ее работах рассматриваются как философские и эстетические категории, так и визуальные аспекты культуры Ближнего Востока. Она затрагивает вопросы становления арабской каллиграфии, формирование характера письма, рассматривая письменность как междисциплинарный процесс, на который оказали влияние не только утилитарные и внешние стилистические факторы, но и исторические и религиозно-философские (публикация «Эстетика ислама»). Геометрия, понятие красоты в архитектуре, связь архитектуры и каллиграфии - особенность ее работ заключается в желании включить основную тему в общий культурный и исторический поток, выявить предпосылки формирования предмета исследования.

Проблемы общемировой истории графического дизайна, ее периодизации и стилистической классификации скрупулезно и точно проанализированы в монографии Филиппа Меггса «История графического дизайна». Но, к сожалению, монография оставляет за рамками исследования актуальный современный опыт ближневосточной культуры, ограничиваясь древнейшей историей - причастностью арабского мира к возникновению и формированию письменности.

Центральная часть исследования, посвященная творчеству основателя кафедры визуальных коммуникаций Дамасского университета Абделькадера Арнаута и педагогическим программам школы, основывается на работе автора с архивом Арнаута, на интервью с педагогами школы, личных беседах с коллегами (автор также является одним из педагогов университета) и текстовом материале, главную часть которого составляют публикации самого Арнаута и интервью с ним. В 2017 году в издательстве Khatt Books была выпущена первая монография о творчестве Арнаута («Абделькадер Арнаут: дизайн как визуальная поэзия»)2, автором которой стала молодой искусствовед, исследователь истории графического дизайна Ближнего Востока Ясмина

2 Abdulkader Arnaout: Designing As Visual Poetry // ideabooks.nl URL:

https://www.ideabooks.nl/9789490939113-abdulkader-arnaout-designing-as-visual-poetry (дата обращения: 3.05.2018).

Нахаби Таан. Книга напечатана на двух языках (арабском и английском), содержит большое количество иллюстративного материала: Ясмина в течение года работала с архивом художника.3 Информативен и сайт Арнаута, созданный его сыном, где наследие мастера структурировано хронологически и снабжено биографическими материалами.

Задачи диссертации требовали систематического обращения и к таким авторам, как Карл Юнг, Сьюзан Лангер (понятие символа в психологии и понятие символа в философии), к публикациям о природе метафоры (Е.Ю. Мягкова «Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования»; Дж. Миллер «Образы и модели, уподобления и метафоры»; Д. Лакофф, М. Джонсон «Метафоры, которыми мы живем»).

Цель и задачи исследования

Целью является исследование тенденций формирования графического языка современного плаката региона Ближнего Востока на примере сирийского графического и специфики сложения школы графического дизайна в Сирии, обобщение творческого опыта, накопленного на базе кафедры визуальных коммуникаций Дамасского университета. Анализ образно-графических и знаково-символических средств художественной выразительности в таком жанре графического дизайна, как плакат, выявление основополагающих элементов современного визуального языка, направленных на возрождение сирийской национальной культуры. Этим целям соответствуют следующие основные задачи:

- систематизация этнокультурных символов, оказавших влияние на формирование языка визуальных коммуникаций в графическом дизайне Сирии в контексте региона Ближнего Востока;

- анализ творческого наследия ведущих художников и дизайнеров, выявление специфики их проектно-художественных методов и наиболее актуальных приемов в дизайне плаката;

3 Yasmine Nachabe Taan introduces pioneering Arab designers through her books // lau.edu.lb: The Lebanese

American University. 28.08.2017. URL: http://www.lau.edu.lb/news-events/news/archive/chair_of_design_department_int (дата обращения: 3.05.2018).

- анализ методики преподавания педагогических программ кафедры визуальных коммуникаций Дамасского университета;

- определение наиболее характерных для современного плаката приемов и средств образной выразительности.

Объект исследования

Плакат как жанр графического дизайна в аспекте стилистических изменений в искусстве и культуре и социально-политической ситуации Сирии в контексте региона Ближнего Востока.

Предмет исследования

Взаимодействие традиционной культуры и актуальных тенденций в формировании графического языка современного плаката Ближнего Востока на примере сирийского графического дизайна и специфики формирования школы графического дизайна в Сирии. Образно-графические и знаково-символические средства художественной выразительности в плакате, влияние этнокультурной символики и нестабильной социально-политической ситуации на формирование визуального языка в современном графическом дизайне.

Границы исследования

Обусловлены предметом исследования. В качестве визуально-символической базы, давшей впоследствии начало различным формам письменности и сохранения информации, привлекается наследие мировой культуры с древнейших времен (ХХУП-ХХУ тыс. до н.э.). Преимущественно анализируется творческое наследие современных сирийских дизайнеров-графиков XX - начала XXI века, а также особенности современной сирийской школы графического дизайна.

Методы исследования

Предлагается историко-искусствоведческий и этнокультурный анализ произведений графического дизайна. Исследование средств художественной выразительности проводится сквозь призму знаково-символической системы различных культур и религиозно-мистических моделей.

Для определения характера визуального языка современного плаката

Сирии были введены термины: визуальная (предметная) метафора, дигитальная инсталляция, символизм изображения (как метод, позволяющий «прятать» за сюжетом или элементами композиции необходимую информацию).

Научная новизна и результаты исследования

В работе впервые рассмотрена сфера графического дизайна Сирии в контексте социально-исторического развития: исследуется влияние традиционной культуры Востока и других этносов, олицетворяющих собой далекое прошлое, и современных технологий, активно оказывающих воздействие на визуальную культуру современности. Также особый интерес представляет проецирование непредсказуемой и жесткой реальности непосредственно на сам процесс творчества. Визуальный материал был собран непосредственно во время написания диссертации - стиль исследования сознательно напоминает по характеру репортаж. В работе рассматриваются незнакомые широкому кругу исследователей аспекты образования педагогической системы, формирования школы на базе факультета визуальных коммуникаций Дамасского университета, авторские приемы и методы работы как ключевой фигуры диссертации, Абделькадера Арнаута, так и его учеников и выпускников кафедры последнего поколения.

В работе обобщен материал, касающийся традиционной символики Древнего Востока. Изучена связь традиции и современности, выявлены формы ее перехода в стилистику современной графической культуры. Сформулированы методы проектной работы в свете национальных особенностей графического дизайна Сирии. Выявлена специфика работы с актуальной информацией в условиях кризисных ситуаций, определены наиболее важные средства художественной выразительности современного плаката, являющегося центральным средством коммуникации, на котором происходит отработка профессиональных навыков.

Плакат как жанр графического дизайна рассмотрен в круге проблем, касающихся формирования современной педагогической системы.

Впервые в рамках данного исследования проанализированы учебные

программы кафедры визуальных коммуникаций Дамасского Университета и выявлена их связь с педагогической системой Абделькадера Арнаута, обобщен творческий и преподавательский опыт выпускников кафедры. Автором предпринят опыт исследования не извне, а непосредственно изнутри школы (Руа Аззи Ахмад прошла через нее как ученик и преподаватель). Сформулированы проектные принципы школы: эмоциональность как фактор, определяющий качество работы, степень погруженности художника и дизайнера в проблематику задания; абстрактное, образно-символическое видение как способ интерпретации содержания; этнокультурный символизм как показатель сохранения традиций Ближнего Востока; обучение профессии с опорой на современные технологии и актуальные, востребованные формы современного графического дизайна.

На защиту выносятся

1. Образование национальной школы графического дизайна Сирии на основе этнокультурных символов Востока, европейских традиций модернизма и современной педагогической практики, где активно применяется техника коллажа и дигитальной инсталляции.

2. Периодизация и развитие школы графического дизайна Сирии (на основе реорганизации художественных факультетов Дамасского университета).

3. Преемственность традиций школы и ее ведущие мастера.

4. Визуально-графический язык современного графического дизайна Сирии.

Практическая значимость

Материал данной диссертации может стать основой лекционных и практических занятий на кафедре визуальных коммуникаций Дамасского университета. Тема имеет несомненное педагогическое значение, автор диссертации (о чем подробно рассказывается во второй главе) проводила лекционные и практические занятия со студентами на кафедре визуальных коммуникаций Дамасского университета.

Также данное исследование может быть полезным в профессиональной

деятельности как обращение к основам современной графической культуры.

Сохранение традиционной и новейшей культуры - залог будущего развития профессии. Исследование должно найти применение как научный материал для построения современной теории графического дизайна. Диссертация, с привлечением практического опыта профессоров кафедры визуальной коммуникации Дамасского университета, может быть преобразована в учебное пособие.

Апробация работы проводилась на нескольких лекционных занятиях со студентами МГХПА им. Строганова в рамках лекционного курса «История графического дизайна», читаемого научным руководителем исследователя Лаврентьевой Е.А. на кафедре коммуникативного дизайна. Часть материалов диссертации (авторская программа исследователя) доложены и обсуждены на конференции «Материал. Технология. Форма», проводившейся 18 мая 2018 года в МГХПА им. Строганова.

Глава 1. Мировое культурное наследие и истоки символических образов в современном графическом дизайне ближневосточного региона

1.1. Зарождение письменности и символика графического языка

С древнейших времен человек пытался выражать свои эмоции и запечатлевать свое видение мира на стенах пещер, в которых он обитал, будь то события прошедшей охоты, битвы или магические ритуалы. Главной целью было представить и выразить в динамике само событие и нарисованных существ с расчетом передать информацию на сегодня и на будущее.

Через графику примитивных рисунков людям казалось возможным сохранить актуальность и реальность сюжета и даже обеспечивать его повторение снова со всеми элементами и разнообразием. Характерные черты этих графических изображений демонстрируют наивность художника, который их рисовал, простоту инструментов, используемых в работе в попытках копирования окружающего мира. У некоторых первобытных «граверов» были и особые культовые или социальные функции - к примеру, изображение тотема предназначалось для защиты и оберега помещения или человека, живущего в нем.

Другие графические изображения напоминали о значительных событиях (битвах, удачной охоте на крупную дичь) (илл. 1.1). Важно заметить, что практически во всех первобытных графических изображениях автор оставлял след используемых им инструментов.

Охотники и художники палеолитического периода верили в то, что графическая «приватизация» изображения животного или прошедшей охоты будет имитировать их власть над данными животными и событиями - не с метафизической точки зрения, а именно как реальную собственность, которую можно увидеть, потрогать, то есть в некотором роде употребить (илл. 1.2). Первым этапом в изобразительной технологии обмена информацией были натуралистичные образы объектов, нередко пытающиеся передать движение -увеличением количества ног, затем мизансцены охоты с изображением

действующих персонажей и, наконец, мультиплицированные абстракции, поясняющие суть изображения без привязки к натуральной фигуративности.

В пределах этого динамического стиля были выполнены графические изображения в пещере Фонт Де-Гаум, где можно увидеть старательно нарисованные головы и глаза животных, а также запечатленные художником способы охоты (илл. 1.3). Стоит упомянуть изображения охоты на мамонта путем его загона в охотничью яму-ловушку.

Первобытные люди верили, что с отображением успешной охоты на стенах пещер удача будет сопутствовать им и в последующих охотах. В графических упражнениях того времени художники полагались на свою зрительную память, свои ощущения предмета или события, которым были свидетелями.

Нередко в то время изображались и магические символы, используемые для защиты от злых духов, сглаза или просто как оберег; часто в этом качестве фигурирует изображение поднятой ладони, что сохранилось в традициях стран Ближнего Востока.

В первобытной культуре африканских племен цвета играли роль магических провозвестников как добра, так горя и проклятия; разные цвета имели разный духовный, сакральный и волшебный смысл. Цвета иногда указывали и на эмоциональный потенциал картины. Художники часто занимались магией и играли роль жрецов в древнем обществе. Цвета усиливали символику информации в невербальном (образном) послании.

Первобытные формы религии эксплуатировали искусство в целом и живопись в частности как предмет, помогающий урегулированию отношений как в самом социуме между людьми, так и между социумом и окружающим его миром (тотемами, божествами и силами природы). В древних общинах и племенах графические рисунки выражали традиции народов, высшие моральные ценности общества, статусы и обычаи. Кроме того, рисованные знаки отождествляли символы социальной значимости: защищенность,

неприкосновенность, сакральность, иерархические отношения4 (илл. 1.4).

Графическое изображение всего ранее упомянутого играло связующую роль между поколениями одного народа или племени, не давая традициям и этическим ценностям, устоявшимся в общине, исчезнуть и забыться. Старательное изображение фигур животных на древних рисунках в пещерах делалось для их идентификации, опознания и отличия от других животных.

Но чтобы рассказать всю историю охоты, мало было одной картинки -надо было рисовать серию. Вот охотники напали на след, загнали зверя, вот они возвращаются с добычей - даже спустя тысячи лет, не зная языка древних людей, легко понять наскальные «комиксы». Емкость визуальной информации и независимость от языка - главные достоинства пиктографии, по-настоящему оцененные только в ХХ веке. Мгновенное считывание жизненно важно для перегруженного информацией современного мира. Слабое место пиктограмм -относительная сложность формы и не всегда достаточная четкость сообщения.

«Пиктографические знаки каждый раз придумывались заново авторами посланий, но узнаваемость их как объектов реального мира позволяла понять смысл сообщения».5

Древние художники старались передать характер и натуру нарисованных животных через четкие линии и фазы движения и для этого намеренно увеличивали некоторые размеры и контуры своих картин, усиливали их цветовую гамму. Все это делалось для получения максимального визуального эффекта.

Древние африканские ярко раскрашенные маски и эмблемы, казавшиеся на первый взгляд некоторым европейским археологам лишь ценными музейными экспонатами и декоративными предметами искусства, по сути являются религиозно-магическими символами, имеющими глубокий метафизический смысл, олицетворяющими понятия жизни, смерти, науки и

4 Семешкина, Т.В. Роль ассоциативного мышления в архитектуре и дизайне. Автореферат дисс. канд. искусствоведения / Т.В. Семешкина. - Саратов. - 2016. - С. 11.

5 Гордон, Ю. Буквы от А до Я / Ю. Гордон. - М.: Студия Артемия Лебедева. - 2006. - С. 13-14.

знания для древних народов, их создавших (илл. 1.5).

Многие археологи на сегодняшний день утверждают, что данные предметы имели только определенные социальные, духовные, представительские функции и никаких декоративных задач не решали.

К примеру, деревянные древние маски в Африке символизировали двери первобытных жилищ, а резные столбы входа самого жилого помещения приобщали хозяина к осознанию окружающего мира и оберегали его от физических и духовных опасностей.

У коренных народов Северной Америки, красных индейцев, мы также можем видеть иероглифические надписи, нарисованные в порядке, напоминающем сегодняшнюю театральную постановку; мультипликация символа напоминает порядок ритуалов.

Графические изображения в древнем Египте

Даже обычному человеку нетрудно отличить древнеегипетские графические изображения от любых иных древних рисунков и настенных надписей благодаря их визуальной самобытности и художественной уникальности. Эти изображения предшествуют по форме древнеегипетским иероглифам, использованным в формировании письменности.

Графический древнеегипетский рисунок строится по схеме вертикальных линий, выпуклых либо вырезанных в камне или глине, окрашенных минеральными красками в живописном каноническом стиле.

Примечательная особенность данного искусства заключается в символической выразительности рисунков, так как их главная цель - передача не копии реального персонажа или предмета, а чувства и смысла представленного сюжета, подчеркивающего значение и информационную цель произведения.

Часто графические изображения такого типа сопровождаются пояснительными иероглифическими надписями, уточняющими смысл и дух картины.

В изображениях человека голову, ноги и ступни рисуют в боковом

положении, а лицо в анфас. Персонажи в древнеегипетских графических изображениях располагаются рядом друг с другом, но по размерам они имеют разный масштаб в зависимости от социального положения.

Основные виды техники древнеегипетских графических изображений:

1. Выпуклость корпуса изображения (Bas-reliefs) (илл. 1.6).

2. Втопленные линии и рельеф изображения (илл. 1.7), обычно на каменной плоской поверхности (Reliefs en сгеих).

3. Настенные цветные рисунки.

4. Рисунки на папирусном основании.

То есть различаются рельеф, граффити и живопись.

Вера древних египтян в возрождение тела и души усопшего и его воскресение после смерти повлекла за собой ряд ритуальных обычаев. Интерьеры усыпальниц и храмов украшались яркими картинами и графическими изображениями, напоминавшими о прошлой жизни умершего, описывавшими все важные события и блага былой жизни. В погребальные камеры помещались все предметы, необходимые в то время для жизни, и любимые предметы умершего, все это делалось с той целью, чтобы в час возвращения к жизни воскресший чувствовал себя уютно и в домашней обстановке (илл. 1.8).

Иероглифические надписи высекались на обелисках, усыпальницах и на стенах храмов, придавая им уникальный вид; графический облик древнеегипетских иероглифов демонстрирует высокий профессионализм художников и их тонкий вкус.

Со временем в Египте развиваются новые формы иероглифического письма - так, были придуманы иератический (священный) и демотический (простонародный) виды иероглифов, они уже не имели прежней связи с идентичной семантикой и четкости изображения деталей. Новшества были связаны с необходимостью упрощения древней иероглифической системы общения. В связи с ростом территории государства, развитием торговли, распространением религии и потребности в новой информационной форме

заключения договоров и личных сообщений и были стилизованы иероглифы.

Памятники графической информации в древней Месопотамии

Народы Месопотамии представляют собой смесь семитских и восточноарийских народов, последние иммигрировали в Междуречье примерно 6000 лет назад, и к 4000 году до нашей эры здесь была основана древнейшая цивилизация в мире - Шумерское царство.

Первые произведения искусства шумеров были найдены в районе Эль-Убейд на берегу реки Тигр, это были изящно раскрашенные керамические изделия. Можно сказать, что живопись и графика зародились за тысячи лет до нашей эры именно в Месопотамии. По найденным разрисованным предметам, высеченным узорам и скульптурам сразу становится понятно, какого высокого уровня мастерства в искусстве достигли древние жители Междуречья.6

Шумерское искусство было основой своеобразной информационной школы в Месопотамии; последующие цивилизации Междуречья сохранили дух шумерского искусства. Месопотамский стиль регионально самобытен и имеет много характерных отличий от других регионов искусства, это касается и графической техники.

Из древнейших находок в Эль-Убейде найдены фрагменты керамической посуды с графическими изображениями львов, борющихся с быками, нарисованными в уникальном стиле, это изображение часто повторяется на всех этапах Месопотамской цивилизации, является одной из самых любимых тем для художников Междуречья и, в известном смысле, культурным архетипом информационного значения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Аззи Руа Ахмад, 2018 год

Литература

43. Айман, Х. Сирийский кинематограф и экранизации национальной литературы / Хамада Айман // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - № 170.

44. Аль-альуан, Фарук Махмуд аль-Дейн. Абстракция и искусство доисламской эпохи. Магист. дисс. / Фарук Махмуд аль-Дейн Аль-альуан. - Багдад. Институт изобразительного искусства. - 1997.

45. Аль-Руми, М. Абделькадер Арнаут: Учитель, человек и художник / Мохаммед Аль-Руми // Альтора. - 1992. - № 8914. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

46. Аль-Уахед, Али Фадель Абд. Шумер мифология и эпопея / Али Фадель Абд Аль-Уахед. - Дамаск: Аль-Ахали. - 1999.

47. Арнаут, А. Политическая революция / Арнаут Абделькадер // Альтора. - 1998. -№ 9115. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

48. Арнаут, А. / Арнаут Абделькадер // Альтора Альтакафи. - 1998. - № 111. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

49. Арнаут, А. / Арнаут Абделькадер, его творчество // Аль-Талейя. - 1971. - № 257. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

50. Арнаут, А. Рассказ появился рано / Абделькадер Арнаут// Альусбуа Альараби. -1967 г. - № 241. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

51. Арнаут, А. Как читать картину / Абделькадер Арнаут // Альвахдта. - 1960 г. - № 134. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

52. Арнаут, А. Жажда рисовать, или почему мы рисуем / Абделькадер Арнаут // Альвахдта. - 1960. - № 134. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

53. Арнаут, А. Мне грустно рисовать сегодня только потому, что я рисовал вчера / Арнаут Абделькадер // Журнал общественности. - 1961. - № 141. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

54. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Архитектура-С. - 2007. - 392 с.

55. Базун, А. Интервью с Абделькадером Арнаутом / Ахмед Базун // Альмоукеф Альадаби. - 1974. - № 345. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

56. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учеб. пос. для студентов вузов / Г.П. Бакулев. - М.: Аспект Пресс. - 2005. - 176 с.

57. Белошейкина, В.В. Оптические иллюзии в искусстве и дизайне / В.В. Белошейкина // Академический вестник Урал НИИПроект-РААСН. - 2011. - № 4. - С. 92-95.

58. Бергер, А. Видеть значит верить. Введение в визуальную коммуникацию.

Учеб.-метод. пособие / А. Бергер. - М.: Вильямс. - 2005. - 275 с.

59. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. - СПб.: Питер. - 2001. -864 с.

60. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция; Республика. - 2006. - 269 с.

61. Бойчук, А.В. Оп-арт: мотивы и истоки / А.В. Бойчук // Сборник IMPART-2014. Невозможные объекты и оптические иллюзии в современном искусстве и дизайне. - 2014. -С. 39.

62. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация / В. Борев, А. Коваленко. - М.: Наука. - 1986. - 200 с.

63. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - М.: Политиздат, 1988.- 490 с.

64. Брэдбери, Р. 451 по Фаренгейту Фантастическая повесть / Р. Брэдбери. - М.: Иностранная литература. - 1956. - 152 с.

65. Быльева, Д.С. Роль политической рекламы в современном обществе / Д.С. Быльева // Общественные и гуманитарные науки. - 2016. - № 2. - С. 104-108.

66. Бычков В.В. Эстетика: Учеб. для гуманитар. направлений и специальностей вузов России / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2006. - 572 с.

67. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. -М.: Наука. - 1991. - 271 с.

68. Вершинская, О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество / О.Н. Вершинская. - М.: Наука. - 2007.

69. Вершинская, О.Н. Информационное неравенство как социальная проблема / О.Н. Вершинская // Информационное общество. - 2001. - Вып. 4. - С. 45-50.

70. Вирильо, П. Информационная бомба: стратегия обмана. Пер. с фр. / П. Вирильо. - М.: ИТДГК «Гнозис», фонд «Прагматика культуры». - 2002.

71. Выготский, Л. Мышление и речь. Сборник / Л. Выготский. - М.: ACT. - 2008. -

668 с.

72. Гаврилов, А.А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества / А.А. Гаврилов // Молодой ученый. - 2002. - № 8. - С. 152-155.

73. Гегель, Г.В.Ф. Символическая форма искусства. Эстетика. Т. 2 / Г.В.Ф. Гегель. -М.: Искусство. - 1969. - 326 с.

74. Геннеп, А. Обряды перехода / А. Ван Геннеп. - М.: Вост. лит. РАН. - 2002. -

198 с.

75. Геродот. История в девяти книгах. Т. 1-2. / Геродот. - Москва. - 1888.

76. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации. Учеб. пособие / О.Л. Гнатюк. -М.: КНОРУС. - 2010. - 256 с.

77. Гордон, Ю. Буквы от А до Я / Ю. Гордон. - М.: Студия Артемия Лебедева. -2006. - 596 с.

78. Горелов, Н.И. Невербальные компоненты коммуникации / Н.И. Горелов. - М.: Наука. - 1980. - 104 с.

79. Грачев, М.Н. Средства коммуникации как инструмент преобразования социально-политической действительности / М.Н. Грачев // Вестник РУДН. Сер. Политология. - 2001. - № 3. - С. 88-103.

80. Гуляев, В.И. Города-государства майя / В.И. Гуляев. - М.: Наука. - 1979. - 303

с.

81. Дайксель А., Брандмейер К., Глинтерник Э. Товарный знак в Европе и России / А. Дайксель, К. Брандмейер, Э. Глинтерник. - М.: Славия. - 2002. - 128 с.

82. Джаффе, А. Символизм изобразительных искусств. Книга «Человек и его символы» (Карл Густав Янг и группа ученых), переведенная Самиром Али / Анила Джаффе.

- Багдад. - Публикации Министерства культуры и информации. - 1984.

83. Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления / Ф. Джеймисон // Логос. - 2000. - № 4. - С. 63-77.

84. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - М.: Черо: Юрайт. - 2000. - 344 с.

85. Дуран, Г. Антропология. Символы и мифы, их формирование / Гильбер Дуран.

- Бейрут: Мажед-универс. Корпорация распространения информации. - 2006. - 296 с.

86. Дьякова, Е.Г. Социокультурные аспекты и национальные модели решения проблемы информационного неравенства / Е.Г. Дьякова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 1 (73). - С. 17-27.

87. Дьякова, Е.Т., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности / Е.Т. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. - Екатеринбург: УрО РАН. -1999.

88. Дюпон, Л. Реклама. 1001 совет / Люк Дюпон. - Минск: ПОППУРИ. - 2008. -

288 с.

89. Еляков, А.Д. Информационный тип социального неравенства / А.Д. Еляков // Социс. - 2004. - № 8.

90. Жадова, Л.А. Архитектура или дизайн? Или дизайн-архитектура? // Л.А. Жадова / Техническая эстетика. - 1978. - № 5. - С. 18.

91. Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии

информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций / Л.М. Землянова. -М.: Изд-во МГУ. - 1999. - 120 с.

92. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации / В Н. Иванов, М.М. Назаров // Социс. - 2003. - № 10. - С. 20-29.

93. Ильин, В.И. Поведение потребителей / В.И. Ильин. - СПб.: Питер. - 2000. -

224 с.

94. Истрин, В.А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин. - М.: Наука. -1965. - 600 с.

95. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. - М.: Изд. Д. Аронов. - 2001. - 96 с.

96. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм. -2004. - 527 с.

97. Кассирер, Э. Философия символических форм. Издание в трех томах. Том 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга». - 2002. - 280 с.

98. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ. - 2000. - 608 с.

99. Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. 3-е изд. / В.Б. Кашкин. - М.: ACT, Восток-Запад. - 2007. - 256 с.

100. Ковалева, И.В. Роль рекламы в развитии регионального туристического маркетинга / И.В. Ковалева // Вестник Алтайского ГАУ. - 2010. - № 3. - С. 121-123.

101. Колосов, A.B. Визуальные коммуникации в социально-политических процессах / А.В. Колосов // Вестник РУДН. Сер. Политология. - 2006. - № 1 (6). - С. 81-87.

102. Корытникова, Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества / Н.В. Корытникова // Социс. - 2007. - № 2. - С. 85-93.

103. Кропотов, С. Знаки экономики и экономика знаков / С. Кропотов // Издание Немецкого культурного центра им. Гете. - 1994.

104. Лаврентьева, Е.А. Текст и контекст в графическом дизайне / Е.А. Лаврентьева. - М.: МГХПУ им. Строганова. - 2008.

105. Левада, Ю. Люди и символы. Символические структуры в общественном мнении / Ю. Левада // Мониторинг общественного мнения. - 2001. - № 6. - С. 7- 13.

106. Леви-Брюль, Л. Функции мышления в низших обществах. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. - М.: Издательство МГУ - 1980. - 296 с.

107. Лейбниц, Г.В. Избранные философские сочинения / Г.В. Лейбниц. - М.: Изд. Кушнерев и К. - 1908. - 364 с.

108. Леонтьев, A.A. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. / А.А. Леонтьев. -

М.: Смысл. - 1997. - 365 с.

109. Малашок, П.В. Влияние рекламы и СМИ на формирование мотивации к занятиям физкультурой и спортом студентками экономического вуза / П.В. Малашок // Вестник Кемеровского РЭУ - 2016. - С. 7-10.

110. Мальвер, А. Наука и религия / А. Мальвер. - М-Пг.: Госиздат. - 1923. - 176 с.

111. Мальковская, И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) / И.А. Мальковская // Социс. - 2007. - № 2. - С. 76-85.

112. Мелетинский, Е. Клод Леви-Строс и структурная типология мифа / Е. Мелетинский // Вопросы философии. - 1970. - № 7.

113. Мелларт, Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока / Дж. Мелларт. - М.: Наука. - 1982. - 149 с.

114. Моль, А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. / А. Моль. - М.: Прогресс. -1973. - 405 с.

115. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире / М.М. Назаров. -М.: УРСС. - 2002. - 239 с.

116. Науменко, Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т.В. Науменко // Социс. - 2003. - № 10. - С. 39-46.

117. Негодаев, И.А. Информатизация культуры / И.А. Негодаев. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга». - 2003. - 320 с.

118. Ньюман, Н. Вопрос-ответ / Н. Ньюман // METRO. - 25.07.2017. - С. 10.

119. Опенков, М.Ю. Развитие визуального мышления и компьютерная революция. Когнитивная эволюция и творчество / М.Ю. Опенков. - М.: ИФРАН. - 1995.

120. Парч С. Пауль Клее / С. Парч. - М.: Арт-родник. - 2004. - 96 с.

121. Плотинский, Ю.М. Визуализация информации / Ю.М. Плотинский. - М., 1994.

122. Покровский, Г.И. Архитектура и законы зрения / Г.И. Покровский. - М.: Изд. АА СССР. - 1936. - 52 с.

123. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. - М.: Наука. -1979. - 232 с.

124. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ванлер». - 2001. - 656 с.

125. Рассел, Б. История западной философии. Том 1. Древняя философия. Пер. Заки Нажиб Махмуд / Бертнард Рассел. - Каир: Комитет авторинга, перевода и публикации. -1967.

126. Рэнд, П. Искусство дизайнера / Поль Рэнд. - М.: Студия Артемия Лебедева. -2017. - 288 с.

127. Рэнд, П. Мысли о дизайне / Поль Рэнд. - СПб.: Питер-пресс. - 2016. - 96 с.

128. Семешкина, Т.В. Роль ассоциативного мышления в архитектуре и дизайне. Автореферат дисс. канд. искусствоведения / Т.В. Семешкина. - Саратов. - 2016.

129. Сиддик, И. Понятия и слова в современной философии / Иосиф Сиддик. -Арабский книжный дом, Ливия и Тунис. - 1980.

130. Смолина, Н.И. Традиции симметрии в архитектуре / Н.И. Смолина. -М.: Стройиздат. - 1990. - 344 с.

131. Соколов, A.B. Общая теория социальной коммуникации. Учеб. пос. / А.В. Соколов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. - 2002. - 461 с.

132. Тавокин, Е.П. Информация как научная категория / Е.П. Тавокин // Социс. -2006. - № 11. - С. 3-10.

133. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - М.: Изд-во политической литературы. - 1989. - 573 с.

134. Тарабиши, Г. Общественность по-прежнему остается рабом привычки / Георгий Тарабиши // Альвахдта. - 1962. - № 243. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

135. Ткачев, В.Н. Архитектурный дизайн / В.Н. Ткачев. - М.: Архитектура-С. - 2006.

- 350 с.

136. Ткачев В.Н., Семешкина Т.В. Ассоциации в архитектуре и дизайне / В.Н. Ткачев, Т.В. Семешкина. - М.: МГСУ - 2011. - 223 с.

137. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В. Топоров. - М., 1995.

138. Ушакова Т. Жюстина Фавар в театре и изобразительном искусстве. Искусство Франции XV-XVI вв. / Т. Ушакова // Аврора. - 1975. - С. 51-52.

139. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. Пер. с англ. / Ф. Уэбстер. -М.: Аспект-Пресс. - 2004. - 400 с.

140. Фалес, Аристотель. Искусство поэзии / Аристотель Фалес (перевел с греческого, объяснил и понял тексты Абдул Рахман Бадави). - Бейрут: Дом культуры. - 1973.

141. Филатова, О.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пос. / О.Г. Филатова.

- М.: Гардарики. - 2006. - 303 с.

142. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб.: Наука. - 2000. - 347 с.

143. Хаким, Р. Философия искусства для Сьюзан Лангер / Ради Хаким. - Багдад: Дом общественных культур. - 1986.

144. Халил, С. Абделькадер Арнаут между римским Востоком и серой реальностью / Сафия Халил // Альтора. - 1977. - № 4352. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

145. Чугунов А. Перспективы развития в России «информационного общества»

(социальный портрет российской интернет-аудитории по данным социологических опросов) / А. Чугунов // Полис. - 2002. - № 5. - С. 146-157.

146. Шамшин, Л.Б. Аудиовизуальная культура. Культурология. XX век. Энциклопедия. Том 1 / Л.Б. Шамшин. - СПб.: Университетская книга. - 1998.

147. Шарден, Тейяр де П. Феномен человека / Пьер Тейяр де Шарден. - М.: Прогресс. - 1965. - 178 с.

148. Шариф, Г. Абделькадер Арнаут. Как он думает? / Гази Шариф // Альхаят Альташкирия. - 1992. - № 1211. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

149. Шарков, Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). Учебник / Ф.И. Шарков. -М.: РИП-Холдинг. - 2005. - 246 с.

150. Эко, У. Семиотика и языковая философия / Умберто Эко (перевод Ахмед Аль-Самай). - Бейрут: Арабская организация по переводу. - 2005.

151. Элиаде, М. Мифы: мечты и секреты / Мирча Элиаде. - Дамаск, публ. Министерства культуры. - 2004.

152. Юнг, К-Г. Подход к бессознательному (в книге: Человек и его символы) / Карл Густав Юнг и группа ученых (перевод Самир Али). - Багдад: Министерство культуры. -1984.

153. Якобсон, С. До философии. Месопотамия. Изд. Генри Франкфорт и др. Перевод Жабра Ибрахим Жабра / Соркелд Якобсон. - Багдад. - 1960.

154. Яковлев, И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций / И.П. Яковлев. - СПб.: Авалон, Азбука-классика. - 2006. - 240 с.

155. Актуальные проблемы теории коммуникации. Сб. науч. тр. / СПб.: Изд. СПб ГПУ. - 2004.

156. Информационное общество: сб. / М.: ACT. - 2004. - 507 с.

157. Основы теории коммуникации (под ред. М.А. Василика) / М.: Гардарики. -2005. - 615 с.

158. Сборник IMPART-2014. Невозможные объекты и оптические иллюзии в современном искусстве и дизайне. - 2014.

159. Социальная коммуникация в XXI веке: теория, практика, технологии / СПб., 2001. - 300 с.

£

160. <^JlaJI ^ЛаЛ ¿jljg ^-IO^JI ^Jjb .^^jb

i^^oi u^iaJI i^^oi Яго1^2012 ^ .p 27 (Ядзи А. История

графического дизайна. / Ахмед Ядзи. - Дамаск: Университет, факультет изящных искусств. -2012.

161. Brzezinski Zb. Between Two Ages. America's Role in the Technotronic Era. N.Y.,

162. Lissitsky El, Arp H. Die Kunstismen / El Lissitsky, Hans Arp. - München-Leipzig, Eugen Rentsch Ferlag. - 1925. (Reprint 1990.)

163. Megs, Philip B. A History of Graphic Design. 3-rd edition / Philip Megs. - New York. - 1998.

Прочие материалы

164. Абдалла, Мусса Флора. Интервью по телефону / Мусса Флора Абдалла. Современная сирийская журналистка. Дата интервью 15.03.2018.

165. Аззам, Т. Анкета / Таммам Аззам. Современный сирийский дизайнер и художник. Дата заполнения 05.04.2018.

166. Алам-Эддин, С. Анкета / Суния Алам-Эддин. Кандидат наук, преподаватель Дамасского университета искусств, кафедры визуальных коммуникаций. Дата заполнения 05.04.2018.

167. Аль-Абдалла, М. Интервью по телефону / Мона Аль-Абдалла. Сирийская актриса и танцовщица (р.1960). Дата интервью 15.06.2018

168. Аль-Атраш, М. Интервью по телефону / Мамдух Аль-Атраш. Сирийский актер и режиссер (р.1945). Дата интервью 15.06.2018

169. Аль-Зуэби, С. Анкета / Саусан Аль-Зуэби. Кандидат наук, старший преподаватель Дамасского университета искусств, кафедры визуальных коммуникаций. Дата заполнения 05.04.2018.

170. Аль-Исами, К. Интервью по телефону / Кусай Аль-Исами. Сирийский режиссер (р. 1991). Дата интервью 30.06.2018.

171. Альмуалем, К. Анкета / Кусай Альмуалем. Современный сирийский дизайнер. Дата заполнения 05.04.2018.

172. Аль-Хатиб, А. Анкета / Ашраф Аль-Хатиб. Современный сирийский дизайнер. Дата заполнения 05.04.2018.

173. Арнаут, А. Пепел на холодном полу. Проект рукописной книги / Абделькадер Арнаут. - Архив А.Арнаута. - 1980-е гг. (Перевод Аззи Руа Ахмад.)

174. Ваннус, А.Н. Анкета / Абдель Насер Ваннус. Кандидат наук, старший преподаватель Дамасского университета искусств, кафедры визуальных коммуникаций. Дата заполнения 05.04.2018.

175. Энтаби, И. Интервью / Ихсан Энтаби. Кандидат наук, профессор. Факультет изобразительных искусств Университета Дамаска. Дата интервью 29.05.2008.

(илл 1.5) Стгоигзация антропоморфных изображений

(или 1.7) - Техника прорезного рисунка на колоннах. Др. Египет

(плл 1.8) - Живопись погребатъных камер в Др. Египте

А Phoenician в Ancicnl Greek Etruscan D Classical Greek Е Roman

< А ЯД А А mi шш А

Л В в

А А | >ЭС X Г CG

Д А I D -

Ъ з^эез ЕИ |

Г Л I 3 4 3 ф I F

и в | й в Н

© ® 00 о <3>

% 1 1 I I IJ

sk >i л ^■MSSMMI ч! к К

С Л • Л L

> Ч W\ W. Ш м М •"

ч 1 ЧМИИ N N

1 о J on О

? 1 Г f 1Л П Р

г 1 1 1 Л\М

? 1 ? ! Q I

(илл 1.9) Этапы трансформации алфавита от клинописного финикийского до латыни

xbcôejrçebij KLcnvjopqRs

N "в »» }J K. AJU I U UTTO J ÔCQC^CIOCJCIG^CîtJ mCO VIT клас

covqueiti popuL,uor»ooc;Tat OTjXoetiMia^qu 1Ö6 utnuö'Xi

>3O0eSTcr>ILlll.CI^XJR,«JLOeTîUJia

fCJXVC|ZY OCJO *т^ооши^

(илл 1.15) Римский унциальный алфавит

À-.

p V^ Äti «i *

e . A ."y ■

J| IS* i.

-,_______

; Ьл jÄ&nNS*^*» •

t^a xaí

т - * m

Тт I , ---' ''

_______Ф* W» v?

V,i« 4<Utuiii><(< Mi Utk t

(илл 1.16)

(юл 1.17)-Арабские шрифты в орнаменте мебели

арабской вязи (илл 1.19)- Орнамент в стиле «Аль-Сульс»

(тол 1.24) -Графические изображения, высеченные на цилиндрической печати

(илл 1.29) - Фреска на севере Сирии, на холме Пакрас

(илл 1.30) - Настенная роспись в домах селения Чатал-Хююк. Турция

(илл 1.31)- Погребальная оградка.(г. Салхал, Сирия)

(илл 1.35) - Космическая символика в изображении Древа жизни

(или 1 36) - Плита с погребального саркофага вождя Пакалы.(майя, Др. Мезоамернка)

(илл 2.1 )

II

(илл 23)

(илл 2.5)

(илл 2.6)

(илл 2.39) обложка учебника «Устройство н конфигурация двигателя»

(илл 2.41) Театрализованное

представление ансамбля «Каир» в Дамаске. 1968 год

(илл 2.59) 2 Курс 1-й семестр. Проект 1.

(илл 2.62) 4 Курс . 1-й семестр. Проект 3.

(hjiji 2.64) 3 Kypc 2-h ceMecTp FIpoeKT 1.

Being refugee is NOT a choice

(илл 2.70)

(илл 2.71)

(илл 3.1) Дамаск. 2017 г

Gifts for Syrian Children i

kinder

Bomb American, ilt is made from Play-Doh

(илл 3.3) Киндер-сюрприз.2018 г

( илл 3.5)

сирийских детей погибли в море. 2015

JER и 3 АХЕ.М IS Р А. Е ST I N Е' S CAPITAL

( илл 3.2) Палестина. 2018г

Body Organs of Over 20.000 Syrians Sold in Six Years

( илл 3.4) Карта Сирии. 2017г

(илл 3.6) 1 Тодножие креста. 1987г

( илл 3.7) Мать мучеников.(8/3/2018г)

(илл 3.11) Кисть. 1988г

в а $ ^

( илл 3.8) Афиша Фестиваля изобразительных искусств. Пальмира 2008 г

( илл 3.10) Шестая выставка молодых сирийских художников. 2006 г.

х 1 ¿л

1 1 1! I г

(илл 3.12) Кисть( 1). 2018г

( илл 3.17) «Крик» 2013 ( илл 3.18) «Статуя Свободы»

(тыл 3.20) дорожные знаки

(илл 3.23) «Меч Омейядов»

(илл 3.25) «Меч Омейядов»

(илл 3.27) моря 2011 г

(илл 3.24) «Знание-радость»

(илл 3.26) «Музыка» , 2011г

(илл 3.28) афиша Национального музея Дамаска 2011 г

(илл 3.35) (илл 3.36)

(илл 3.40)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.