Традиционное религиозное мировоззрение ненцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Лар, Леонид Алексеевич

  • Лар, Леонид Алексеевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 172
Лар, Леонид Алексеевич. Традиционное религиозное мировоззрение ненцев: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Санкт-Петербург. 1999. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лар, Леонид Алексеевич

Введение

Глава 1. Мир богов и духов в традиционном мировоззрении ненцев

Глава 2. Божества и духи Верхнего мира

Глава 3. Средний мир и его обитатели

Глава 4. Нижний мир и его обитатели

Глава 5. Ненецкие шаманы

Глава 6. Шаманские ритуальные атрибуты

Глава 7. Камлание шамана

Глава 8. Духи-покровители и духи-помощники шаманов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционное религиозное мировоззрение ненцев»

Среди явлений, изучаемых этнографической наукой, давний и непрекращающийся интерес вызывает сибирский шаманизм. Шаманизм - один из самых ранних форм религии, сложившийся в глубокой древности и был широко распространен в племенных культурах. Он занимал видное место в религиозной жизни многих народов мира еще в средневековье, и представлял собой сложное явление. Следы его обнаружены во всем мире, включая очень удаленные части обеих Америк, Сибирь, Австралию, Азию, северную Европу и Африку. Системы шаманизма весьма разнообразны, но все они связаны некоторыми общими чертами. У народов Сибири и Севера, в частности, у ненцев, оно бытовало вплоть до начала нашего столетия. Пережитки его оказались очень живучими и сохранились вплоть до наших дней.

Ненцы занимают обширную территорию от Белого моря на западе до низовьев реки Енисей на востоке. Западной границей традиционного расселения ненцев являются притоки реки Мезень и река Несь. Южной границей массового расселения ненцев являются реки Пеза, Сула, Печора, Щучья, Полуй, верховья реки Надым, водораздел между реками Пуром и Аганом, нижнее течение реки Таз, низовья Енисея между Игаркой и Дудинкой. Северной границей является берег Северного Ледовитого океана. Территория, заселенная ненцами, полностью входит в Россию и распределяется между тремя автономными округами.

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на ЗападноСибирской равнине, в нижнем течении Оби. На территории округа основную группу ненцев составляют тундровые, говорящие на тундровом диалекте. Вторая группа ненцев населяет таежную зону, и говорят на особом диалекте ненецкого языка, имеющее значительное отличие от диалекта тундровых. Расселение лесных ненцев проходит верховье реки Пур и Таз. Тундровые ненцы ведут сложившийся веками образ жизни, который сохранил многие свои черты до настоящего времени. Они занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. У лесных ненцев материальная культура мало, чем отличается от тундровых, однако имеет много общего с хантыйской. Основным занятием лесных ненцев является рыболовство и охота.

Как показывают историко-этнографические исследования, шаманизм являлось органической частью всего комплекса духовной жизни народов Сибири и Севера. Главной целью шаманизма является лечение тела и рассудка. Его используют также для гадания и для обеспечения хорошей охоты и процветания рода, семьи. Служителями данного культа - шаманами становились, как правило, люди исключительной и особой одаренности. Их роль в жизни своего общества сложна и противоречива. Они выполняли функции народных целителей, педагогов, поэтов, артистов. Настоящие шаманы хорошо разбирались в психологии человека, а в своей практике умело пользовались секретами народной медицины. Главное, они являлись хранителями религиозно-философского мировоззрения народов Севера, активно поддерживавшими национальные традиции и обычаи.

С проведением коллективизации началась антирелигиозная кампания, в ходе которой шаманы были объявлены врагами Советской власти. В эти годы многие служители культа были отправлены в тюрьму. Репрессивные, жестокие меры привели к постепенному исчезновению шаманства с исторической сцены, по крайней мере, его открытых проявлений. Данная проблема еще не получила должного освещения в научной литературе и требует более полного изучения.

Многие меры, предпринимаемые новой властью на севере Ямало-Ненецкого, Ненецкого автономного и Долгано-Ненецкого автономных округов, проводились без учета психологии и обычаев коренного населения, без должной оценки силы традиций, в частности, религиозных верований. Шаманизм считался лишь свидетельством отсталости и невежества. Результатом борьбы с шаманством стало разрушение целостной системы религиозно-философских, морально-этических и народно-медицинских знаний, что привело к обесцениванию национальной культуры и способствовало утрате многих традиционных мировоззренческих ориентиров.

Шаманизм как явление имеет много различных определений, порой противоречащих друг другу, профессионально изучающие этот феномен ученые согласны в том, что в основе его лежит особого рода мировоззрение, миропонимание и мироощущение, выраженное в верованиях, мифологии и культе. Одна из главных черт этого мировосприятия - вера в духов (анимизм). В отличие от магических обрядов, основанных на вере в возможность непосредственного воздействия на объект, шаманское действо непременно предполагает веру в наличие существ, которых принято называть духами. Духи, помогающие шаману, имеют много форм, включая животных, птиц, насекомых, рыб, растения или духов умерших. Каждый дух выполняет специальную функцию и помогает шаману выполнять его обязанности.

Особенность шаманизма состоит не только в представлениях о духах, сколько в своеобразии отношений к сверхъестественному миру, который мыслится близким к человеку, теснейшим образом связанным с его повседневной жизнью. Как явление стадиальное, шаманизм, видимо, был некогда присущ всем культурам, составляя важнейший этап в истории человечества, связанный с осмыслением Вселенной, созданием единой картины мира, определением в ней места человека. Вселенная, в понимании шамана, считается живым организмом, которое подчиняется законам собственного бытия. Человечество и другие формы жизни рассматриваются как часть великого целого. Шаманизм объясняет социальные явления через мифы, которые, прежде всего, являются образным средством выражения важнейших концепций архаического мировоззрения. В отличие от мифов о творении и сотворении земли, космос шамана не появился из "ничего", а образовалась из чего-то живого.

Шаманские ритуалы были одним из самых заметных проявлений религиозной жизни аборигенных народов Сибири и Европейского Севера. О шаманах, и проводимых ими обрядах писал почти каждый исследователь, путешественник или миссионер, которого судьба занесла на Север и дала возможность хотя бы мельком увидеть столь необычайный для европейцев быт «туземцев» этого края. Есть в литературе и сообщения о шаманстве и верованиях ненцев. Подавляющее большинство исследователей хорошо видело наиболее типичную особенность шаманства - применение методов экстатического общения со сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых лиц, которым приписывалось способность такого общения. Эта бросающаяся в глаза черта шаманства настолько характерна, что шаманские обряды и верования без особых затруднений замечались, описывались и правильно классифицировались исследователями.

Наиболее ранние известия относятся к XVI в. Английский путешественник Ричард Джонсон, побывавший в 1556 г. среди ненцев, описывал шаманский сеанс, на котором ему разрешили присутствовать. Он наблюдал призывания духов под звуки бубна, описывал особую одежду шамана и удивившие его «фокусы». На его глазах ненецкий «заклинатель» уколол себя мечом, но раны на теле не оказалось. Затем шаман раскалил на огне меч и проколол им себя так, что конец меча вышел из спины, и Джонсон мог ощупать его пальцем. Потом шаман обвязал свою шею веревкой и дал ее концы двум мужчинам; после этого шамана накрыли длинным одеянием. Мужчины стали тянуть веревку, каждый в свою сторону, и вскоре шум упавшего на котел с кипящей водой тяжелого предмета возвестил присутствующим, что голова, плечо и левая рука «кудесника» были отсечены веревкой. Тем не менее, через некоторое время шаман, живой и невредимый, предстал перед участниками обряда.1 Отдельные сведения о верованиях и, в частности, шаманстве ненцев были собраны в XV1 в. нидерландской экспедицией.2

Об особенностях религиозных традиций ненцев сообщали и исследователи, соприкоснувшиеся с этим северным народом в конце ХУШ в. - участники Академической экспедиции 1769-1774 гг. П С. Паллас, И.Г. Георги, В.Ф. Зуев, И. Лепехин.3 Но основательный сбор этнографических материалов начался лишь в прошлом веке, главным образом, во второй его половине Х1Х в. Наиболее заметным публикациям, содержащим сведения о религии ненцев и, конечно же, о шаманстве относятся записки разных по своим занятиям людей, проявивших живой интерес к обычаям и верованиям немногочисленного северного народа. Среди них стоит отметить сведения о шаманстве ненцев у Ф. Белявского,4 В. Иславина,5 архимандрита Вениамина,6 М.А. Кастрена,7 А. Шренка,8 Ю.И. Кушелевского,9 П.И. Третьякова,10 К.Д. Носилова,11 C.B. Максимова,12 А. Ордынского.13 Все эти работы не утратили своей научной ценности, и к ним будет неизменно обращаться каждый исследователь религиозных воззрений и обрядов ненцев.

Новыми сведениями о миросозерцании и религиозной деятельности ненцев обогатили науку работы, вышедшие в свет в нашем столетии. Из дореволюционных публикаций следует упомянуть

1 Михайловский В.М. Шаманство. М., 1892. С. 98-99

2 Ван-Линсхотен Г. Нидерландская экспедиция к северным берегам России в 1594-1595 //Записки по гидрографии, T. XXXIX, вып. 3. 1915.

3 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 3. Спб., 1799; Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири ХУШ века (1771-1772). Труды Института этнографии АН СССР. Т. 5) M-JI. 1947; Лепехин И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства. Ч. 4. Спб., 1805; Паллас ПС. Путешествия по разным провинциям Российской империи. Ч. LLL 1-я половина. Спб. 1788.

4 Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М. 1833.

5 Иславин В. Самоеды в домашнем и общественном быту. Спб., 1847.

6 Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские. //Вестник Императорского Русского Географического общества. Ч. 14. 1855. См. также: Васильев В.И., Гейденрейх Л.Н. Тундра Канинская. М, 1977, С. 68-78

7 Кастрен М.А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири. //Магазин землеведения и путешествий. Т. 6, М. 1860.

8 Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России в 1837 году. Т. 1. Спб. 1855

9 Кушелевский Ю.И. Северный полюс и земля Ямал. Спб., 1868

10 Третьяков П.И. Туру ханский край, его природа и жители. Спб. 1871

11 Носилов К.Д. О самоедах. //Православный благовестник (далее ПБ), 1894; его же: Плясовая изба самоедов //ГШ, 1898; его же, Могила шамана. //ПБ, 1898.

12 Максимов C.B. Год на Севере. М. 1890

13 Ордынский А. Сибирские шаманы. ТГВ. 1875, № 35 интересную работу Б. Житкова.14 А также практически неизвестную даже специалистам книгу выдающегося отечественного ученого - археолога, антрополога, этнографа и географа С.И. Руденко, впоследствии прославившегося раскопками Пазырыкских курганов скифской эпохи на Алтае.15 В Санкт-Петербурге филиале архива Российской Академии Наук хранится рукопись С И. Руденко о ненцах и обских уграх. После смерти С И. Руденко была напечатана его работа «Угры и ненцы Нижней Оби», 16 в которой имеются важные сведения о религиозных верованиях этих народов.

Обзор публикаций советского периода правомерно начать с небольшой, предназначенной для массового читателя, но весьма содержательной статьи Р.П. Митусовой,17 а также книги и статьи работавшего долгие годы на севере Архангельской области Л.Н. Гейденрейха.18 Затем появляются публикации этнографов, по долгу своей профессии обязанных уметь наблюдать, и правильно фиксировать, то, что увидел, - Л.В. Костикова,19 Г А. Старцева,20 Г.Д. Вербова.21 К сожалению, богатые материалы, собранные Г.Д. Вербовым, остались достоянием архива Кунсткамеры; лишь отдельные его записи были опубликованы Е.Д. Прокофьевой и Л.В. Хомич.22

Уникальные сведения о верованиях ненцев приведены в работе A.A. Попова,23 отголоски архаического мировоззрения сохранены в эпических песнях ненцев, опубликованных З.Н. Куприяновой.24 Весомый вклад в исследование религиозных традиций ненцев принадлежит Л.В.

1,1 Житков Б. Полуостров Ямал. Спб., 1913.

15 Руденко С.И. Инородцы нижней Оби. Спб., 1914 г.

Rudenko S.I. Die Ugrier und die Nenzen am unteren Ob// Acta Ethnographica (Budapest), 1972. T. 21, Fase. 1-2.

17 Мшусова Р.П. Год среди лесного народа. //Вокруг Света. № 11, 1929

1S Гейденрейх Л.Н. Канинские самоеды. //Советский Север, № 4,5. 1930; его же. Канинская тундра. Архангельск, 1930

19 Костиков Л.В. Боговы олени в религиозных верованиях хасово. //Этнография. М-Л. 1930. № 1-2

20 Старцев Г. А. Самоеды (ненча). Л. 1930

21 Вербов Г.Д. Пережитки родового строя у ненцев. //СЭ. 1938 № 2

22 Прокофьева Е.Д Материалы по религиозным представлениям энцев. //Сб. МАЭ. М-Л. 1953. Т. Х1У; Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев //Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л. 1977. (Сб. МАЭ. Т. ХХХШ)

23 Попов A.A. Енисейские ненцы (юраки) //Изв. РГО. 1944. Т. ХХУ1. Вып. 2-3

Хомич, известному специалисту по этнографии ненцев. Л.В. Хомич опубликовала целую серию работ, в которых рассматриваются различные аспекты религиозных воззрений и культовой практики ненцев, включая многообразные проявления шаманства 25

В.И. Васильеву принадлежит статья об анимистических представлениях энцев и енисейских ненцев.26 Из зарубежных ученых наиболее заметный вклад в изучение архаической культуры ненцев сделали финские лингвисты М.А. Кастрен, которого с полным основанием можно причислить к российскому научному миру, и Т В. Лехтисало.27 Для понимания особенностей шаманства у ненцев особенно важна работа ТВ. Лехтисало о сложном ритуале посвящения.28 К сожалению, в ней очень немного данных относящихся к традициям ненцев и собранных самим автором «в поле»; статья основана на сравнительных материалах, почерпнутых из работ других авторов. Публикации по частным вопросам верований ненцев принадлежат перу венгерских специалистов П. Хайду и Л. Гальди.29

Таким образом, уже к концу Х1Х в. был собран столь обширный материал о религиозном мировоззрении и обрядности ненцев, что ссылки на него появляются в ряде обобщающих работ. Так, ненецкий материал присутствует в первой крупной работе о шаманстве, в которой это явление рассматривается как общее для всех культур человечества на раннем этапе исторического развития, - некогда широко известной, а

24 Эпические песни/Под ред. З.Н. Куприяновой. М. 1965

25 Хомич Л.В. Ненцы. JI. 1966.; О некоторых предметах культа надымских ненцев //Сб. МАЭ. Л. 1971. Т. ХХУГТ. и др.

26 Vasiljev V.l. Animistic Notions of the Enets and the Yenisei Nenets // Shamanism in Siberia. Budapest 1978

27 Caslren M. A Reiseerinnerungen aus den Jahren 1838-1844 (Hrsg. Von Schieftier). St. Petersburg, 1853; его же. Wörterverzeichnisse aus den samojedischen Sprachen (Bearbeitet von A Schiefher). St. Petersburg, 1855; его же. Samojediselie Volksdichtung (Ed. T. Lehtisalo) // Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. Vol. 83,1940 ; Castren M.A. -Lehtisalo T.V/ Samojedische Sprachmaterialen ( Gesammelt von MA. Castren und T. Lehtisalo, hrsg. Von T. Lehtisalo) // Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. Vol. 122, 1960; Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Juraksamojeden // Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. Vol. 90,1947

28 Lehtisalo T. Der Tod und die Wiedergeburt des künftigen Schämen //Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. Vol. 48, #2, 1937

29 Hajdu P. The Classification of Samojed Shamans //Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Budapest, 1968; его же. The Nenets Shaman Song Its Text // Shamanism in Siberia. Budapest, 1978; Galdi L. On some Problems сегодня незаслуженно забытой книге В.М. Михайловского.30 Ненецкий материал использован и в обобщающем труде Д.К. Зеленина об онгонах у сибирских народов.31 Воззрения ненцев привлекли внимание и тео л о га-теорети ка патера В. Шмидта, который решился истолковать их с точки зрения своей концепции, изначальности веры в единого Бога и посвятил им отдельный том в своем многочисленном исследовании. Наконец, сведения о шаманстве ненцев включены в обобщении работы Е.Д. Прокофьевой о шаманских бубнах и шаманском костюме.33

Вместе с тем собранных материалов до сих пор недостаточно. Жизнь каждого народа так богата и разнообразна, что даже очень внимательный наблюдатель открывает для себя лишь отдельные сферы деятельности людей иной культуры. И ненцы в этом отношении не исключение. Отдавая должное достоверности и точности сообщений разных авторов, в том числе этнографов о религиозных воззрениях и ритуальной практике ненцев, мы должны помнить при этом, что для ряда авторов пребывание среди ненцев было кратковременным, а в таких условиях и опытный исследователь пройдет мимо многих важных явлений и не избежит поверхностных взглядов.

Об этом хорошо сказал доктор О. Финш, побывавший на Ямале: «По истине, ни один еще исследователь не проник в сущность религии туземцев, так как ни один не присутствовал на их религиозных торжествах. Это ясно и видно из того, что почти каждый путешественник дает противоречивые сведения, смотря по тому, что ему рассказывали».34 Люди, писавшие о ненцах, как правило, не знали ненецкого языка и зависели от переводчиков, следовательно, of Versification in Samojed Shamanistic Songs //Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. См. также; Simoncsics P. The Structure of a Nenets Magic Chant //Shamanism in Siberia. Budapest, 1978.

30 Михайловского В.М. Шаманство. M. 1892, C. 14-17, 22,31, 56, 98-102.

31 Зеленив Д.К Культ онгонов в Сибири. M-J1. 1936

32 Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Bd. III Die Samojede. Munster in Westfalen, 1931. S. 340-384

33 Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны //Историко-этнографический атлас Сибири. M-JI. 1961; ее же. Шаманские костюмы народов Сибири //Религиозные представления и обряды народов Сибири в XI Х-начале XX века. (Сборник Музея антропологии и этнографии.) T. XXVII, JI. 1971

34 Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. М. 1882, С. 489 не были полностью самостоятельны в своих заключениях и оценках. В. Иславин писал в свою бытность; «Для основательного изучения нравов и обычаев всякого народа, первое и необходимое условие - знать его язык; иначе судишь о предметах по одним лишь внешним признакам, невольно впадаешь в ошибки, и о виденном и слышанном нередко делаешь ложные выводы и заключения».35

И, наконец, на рассказ того или иного наблюдателя о ненцах могло в какой-то степени повлиять и предвзятое отношение к чужой и «примитивной» культуре. Об этом очень хорошо сказал свыше ста лет назад В.М. Михайловский: «Кроме препятствий, созданных условиями быта самих нецивилизованных народов, существуют еще более серьезные причины, долгое время устранявшие возможность правильной разработки этнографических фактов. Как собиратели этнографических материалов, так и ученые, занимавшиеся их обработкою, относились до последнего времени к своему предмету с различными предубеждениями: они не обладали сознательным стремлением к объективному пониманию (иных) верований взглядов.; они никак не могли проникнуть достаточно глубоко в своеобразное и чуждое нашим понятиям миросозерцание этих детей природы»36

В связи с этим в науке по-прежнему ощущается потребность и в новых материалах, и в новых попытках осмыслить накопленные сведения. Кроме того, сегодня, когда образ жизни ненцев, и других северных аборигенных народов, утратил многие прежние черты, возможность пополнить знания об их традиционных культурах становится все более ограниченной, и надо спешить, чтобы сберечь хотя бы для науки драгоценные крупицы сведений об архаических воззрениях обитателей тайги и тундры, сохранивших почти до наших дней древнейшие представления человечества.

35 Иславин В. Самоеды в домашнем и общественном быту. Спб. 1847. С. 103

36Михайловский В.М. Шаманство. М. 1892. С. 1.

В последнее десятилетия задача исследования традиционных культур малых народов Севера и Сибири приобрела и особое общественное значение, так как у самих аборигенных народов интерес к своему культурному наследию стал глубоким и осознанным. Теперь многие представители этих народов видят свое будущее в теснейшей связи с сохранением культурных традиций, в том числе и отражающих привычное отношение к окружающему человеку миру, к иным формам жизни. Крушение официальной идеологии Советского Союза, отрицавшей социальную ценность религии и подчеркивавшей необходимость борьбы с ней, открыло простор для возрождения религиозных исконных традиций. Повсеместно возрос интерес и к опыту народной медицины, включая и шаманские (ритуальные) способы лечения.

Таким образом, задача ввести в научное использование новые материалы о ненецких шаманах и сделать их достоянием по возможности более широкого круга самих носителей этнических традиций и их соседей, представляющих другие народы России, актуальна как никогда раньше.

Предлагаемая работа является попыткой расширить наши представления о религии ненцев. Автор сосредоточил свое внимание на ненецком шаманизме, так как шаманская практика была главной сферой религиозной жизни ненцев, и отражала в ритуальных действиях важнейшие концепции традиционного мировоззрения народа. Все, что делает шаман, основано на идеях и традициях его культуры, поэтому изучение шаманства ненцев есть по существу исследование их представление о мире религии. В частности, автор считает одной из своих задач выявление теологических основ ненецкого шаманства, которые из-за отсутствия письменности не были зафиксированы в какого-либо рода документах, а передавались из поколения в поколение в устной форме.

Автор опирается, преимущественно на свои материалы, собранные в условиях полевой этнографической работы в 1986-1997 годы. Полученные в ходе полевых работ источники можно разделить на две категории:

Мифы и легенды, различные предания и произведения других жанров фольклора; они нередко содержат конкретные данные по шаманским верованиям и обрядам, представляющие больший интерес. Информация, исходящая от самих шаманов, камлающих в наши дни или камлавших в прошлом, истолкование и объяснение ими конкретных различных верований и обрядов, типов камлания, символики шаманских бубнов и ритуального костюма, сакральной терминологии, профессиональной лексики.

Для изучения ранних представлений о мироздании, чрезвычайно важен фольклор в целом - сказки, предания, эпос, песни. Мифы, отражающие идеи, лежащие в основе ненецкого шаманства, записаны автором в разные годы и в разных районах Ямала. С разложением мифологической картины мира то, во что некогда свято верили, не исчезло бесследно, но сохранились в устном народном творчестве. Они свидетельствуют о том, что устная традиция сохранила представления о человеческом роде, уходящие в первобытное мировоззрение оленеводов, охотников и рыбаков.

К числу подобных пережитков прошлого, чрезвычайно ценных для науки, относятся и многие обычаи, обряды и ритуалы, отражающие древние космологические представления. Значения этнографических свидетельств для понимания архаического мировоззрения человечества поистине трудно переоценить. Сложность заключается в том, что все это требует первоочередного анализа, особого подхода и постановки специфических проблем.

Шаманизм в силу своей сложности и многогранности может изучаться с разных сторон и различными методами. При этом культурологический подход (он же этнографический, ибо для этнографии шаманство, есть, прежде всего, явление культуры) может сочетаться с рассмотрением шаманства с позиции психологии религии или социальной психологии. Автор в своей работе стремился неуклонно следовать требованиям испытанного, оправдавшего себя и в этнографии, и в фольклористике, сравнительно-исторического метода исследования. Этот метод предполагает сравнительное изучение шаманизма по некоторым его элементам и компонентам, особенно в области культов и обрядов, ритуального реквизита шаманов и так далее. При таком подходе обнаруживаются весьма убедительные свидетельства исторических связей, которые могут служить и достоверным источником для решения ряда вопросов истории культуры и этнической истории народов Сибири.

Шаманизм представляет собой целостное единство религиозных представлений и культовой системы, социальных отношений и института служителей культа, а также психологии, фольклора и искусства. Каждый из этих компонентов имеет свою внутреннюю структуру, все они между собой были взаимосвязанными и взаимодействующими. Поэтому автор стремился дать характеристику ненецкого шаманства, как одно из элементов традиционной культуры и быта, его места и значения в народной жизни, рассмотреть социальную роль шаманов, их положение в обществе, влияние на общественную жизнь. Трудности в определении уровня развития и структуры шаманизма у ненцев, как и у других народов начинаются с первых же шагов его изучения.

Опираясь на достижение предшествующих исследований, автор данной работы поставил своей целью попытаться понять мировоззрение своего народа через свое внутреннее восприятие и осветить традиционное миропонимание ненцев. По теме диссертации имеется ряд публикаций (список прилагается). Основные положения и выводы докладывались и обсуждались на Международных, Всесоюзных и региональных конференциях в городах Якутске, 1992; Москве, 1993, 1999; Будапеште, 1993; Таллине, 1994; Тобольске, 1994; 1995; 1996; Нара, 1995; научных сборниках: г. Томск, 1994; Томск, 1995; в периодической печати: г. Москва, 1992, 1993, 1994, 1995 гг.

Актуальность темы обусловлена, по нашему мнению, научной и познавательной ценностью культурного наследия, необходимостью его дальнейшего объективного и всестороннего изучения и осмысления. Говоря о собирании, публикации и анализе материалов религиозных воззрениях ненцев, шаманского устного творчества исследователями, учеными, мы должны помнить при этом, что не все встречались с шаманами, и информацию о них собирали от знатоков традиций и обычаев. Цель работы заключается в том, чтобы все это систематизировать, обобщить, рассмотреть и оценить конкретно-исторические сведения, раскрывающие и характеризующие духовные факторы общественного развития народа.

В задачи исследования входит расширить существующие представления о религии ненцев, воссоздать забытые, ставшие достоянием прошлого формы шаманства.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является специальным исследованием шаманизма ненцев, где раскрываются функции шаманов и их деятельность. Дана характеристика шаманизма как одного из элементов традиционного культуры и быта. В ходе рассмотрения организационной структуры шаманов отмечены особенности, присущие только ненецким шаманам.

Автор выражает искреннюю благодарность за ценные советы и замечания, высказанные в период подготовки рукописи д.и.н. Ч.М. Таксами, к.и.н. А.Д. Дягтеревой, д.т.н. В.Р. Цибульскому.

Глубокую благодарность и признательность автор приносит д.и.н. В Н. Басилову, оказавшему помощь своими советами и указаниями в

16 процессе всей работы над рукописью, за компетентную консультацию по вопросам, касающимся шаманизма.

За оказанную помощь в сборе полевых материалов, автор весьма признателен информаторам: Вануйто Хобка, 1917 г.р., Ярсалинская тундра; Вэнго Хобде, 1917 г.р., Сюнайсалинская тундра; Мандакову Гаврилу Егоровичу, 1925 г.р.; Пуйко Геннадию Алексеевичу, 1935 г.р.; Салиндер Енара, 1924 г.р.; Тэсидо Люнчи, 1940 г.р.; Турутиной Полине Гилевне, 1937 г.р.; Худи Нюдихасово, 1926 г.р.; Худи Ятти Николаевичу, 1938 г.р.; Худи Ярколава, 1926 г.р.; Хороля Светлане Николаевне, 1935 г.р.; Хороля Отто Андреевичу, 1920 г.р.; Яптик Явлада Халевичу, 1935 г.р.; Худи Тосана Едейчевичу, 1930 г.р.; Вануйто Мивку, 1911 г.р.; Окотетто Хон, 1907 г.р.; Окотетто Владимиру, 1962 г.р.; Вануйто Александру Хобковичу, 1962 г.р.; Яптик Юрий Майкович, 1958 г.р.; Сэротетто Нине, 1928 г.р.; Яд не Александру Сергеевичу, 1938 г.р.; Окотетто Ярочи, 1928 г.р.; Хороля Отто Андреевич, 1920 г.р. и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Лар, Леонид Алексеевич

Заключение

Религиозная система ненцев представляют большой интерес для науки, изучающей далекое прошлое человечество. В них проявляет себя чрезвычайно архаическое по своей сути мировоззрение, сложившееся в ту далекую эпоху, когда у человека не было никаких основания отделять себя от природы: низкий уровень технических достижений просто не позволял людям отгородиться от окружающего мира.

Взгляды на мир, свойственные самобытным культурам аборигенных народов Европейского Севера и Сибири, уже давно привлекли к себе пристальное внимание ученых. Здесь, в северной части Евразии, благодаря особенностям природной среды, сохранились в силе древнейшие виды хозяйственных занятий - охота, рыбная ловля, в некоторой степени собирательство (так называемое присваивающее хозяйство). В этих условиях вплоть до недавнего времени продолжали жить и древние формы общественных отношений, и религиозные воззрения, зародившиеся, вероятно, уже в каменном веке.

Изложенный в нашей работе материал убедительно показывает, что взгляды на мир, сохранившиеся в архаической культуре ненцев, вовсе не были примитивными. Напротив, современного человека может поражать сложность представлений об окружающем мире, о Вселенной, о способах поддерживать хорошие отношения с духами и божествами. Образ матери-Земли, дающей жизнь всему в мире, является своего рода философским обобщением древнего человека, размышлявшего о первопричинах бытия. В то же время в мировоззрении ненцев явственно преобладает мужское созидательное начало, утвердившееся, видимо, в более поздний период, - возможно, с освоением оленеводства, одной из форм производящего хозяйства.

В Ямало-Ненецком округе ненцы еще ведут прежнюю кочевую, охотничью жизнь, они в известной степени соблюдают старые обычаи и сохраняют старые верования. Но старые люди, видя, что молодежь уходит в города, поселки, не желают сообщать им священные предания. Со смертью старых людей навсегда исчезает религиозные верования. Можно надеяться, что этот материал позволит уточнить, углубить, а в некоторых вопросах и обогатить наши знания о шаманизме ненцев. Данная работа охватывает далеко не все стороны шаманизма ненцев, не все его конкретные проявления в религиозной жизни народа. Те данные, которыми мы сегодня располагаем, показывают, что ненецкий шаманизм представляет собой древнюю политеистическую религию с развитым культом. Он сложился естественным путем в рамках архаического дуалистического мировоззрения, на почве олицетворения и почитания стихийных сил природы.

Изучение ненецкого шаманизма требует от нас большой исследовательской работы. Поэтому при выявленном огромном фактическом материале для написания данной работы не позволили полно представить все о традиционном религиозном мировоззрении ненцев. Собранные полевые материалы позволили рассмотреть фигуру самого шамана, проанализировать их категории, описать структуру камлания и т.д. Вопрос об обучении молодых шаманов и категориях, известных ранее в специальных исследованиях, получает дополнительное освещение на основе нового материала. Наиболее известными были в основном три категории ненецких шаманов: Выду'тана, Я'нянгы тадебя и Самбдорта Наши полевые материалы помогли выявить еще несколько категорий шаманов: Ял'тана, Тэлтана, Илтана и т.д. Новой является разделение шаманов на группы: мал'тадебя - шаман без бубна, си'мя - шаман, имеющий бубен без подвесок, янумта - шаман, прошедший практику. Социальная роль ненецких шаманов характеризовалась их участием в самых различных культовых обрядах.

Дать всеобъемлющий очерк традиционной религии ненцев -задача, которую автор не осмелился бы поставить перед собой. Главная трудность здесь не в разнообразии верований и культовой практики ненцев, а в ограниченности фактических данных. К сожалению, имеющиеся в литературе сведения о религиозных взглядах и традициях ненцев отрывочны, зачастую поверхностны. Поэтому даже весь в совокупности литературный материал, при его величайшей научной ценности, не дает возможности создать полную и безукоризненно точную картину религиозного миросозерцания и основанной на нем культовой деятельности ненцев. Таким образом, остро стоит вопрос о необходимости расширения источниковедческой базы.

Задача дальнейшего исследования состоит как в поисках новых источников информации, так и в более углубленном теоретическом осмыслении шаманизма. Необходимо подчеркнуть, что к изысканиям в области ненецкого шаманизма все еще не привлечен в должной мере шаманские песни и молитвы, хотя этот богатейший источник сведений заслуживает особого внимания.

Хочется подчеркнуть, что к изысканиям в области ненецкого шаманизма все еще не привлечен в должной мере шаманский фольклор, хотя этот богатейший источник сведений заслуживает серьезного внимания. Представления о Вселенной, потустороннем мире, сверхъестественных существах, душе и смерти, о посредничестве цщланов между богами и людьми - все это и многое другое отражено в устном творчестве, исходящем, в частности, и из шаманской среды. Особенность шаманского фольклора состоит в том, что он не имеет своих четких границ и существует в общих рамках народного устного творчества. Собирание произведений фольклора могло бы оказаться полезным для изучения шаманства.

В настоящее время среди ненцев еще сохраняются легенды о шаманах, об их камланиях и жертвоприношениях. К сожалению, этот

135 фольклорный жанр чаще всего представлен обрывками, фрагментами, соединенными с другими жанрами устного творчества. Влияние современной культуры с ее техническими достижениями, повсеместным школьным обучением, специализированной медициной, и, главное, с мощными и вездесущими средствами массовой информации - все это не оставляет места для взглядов на мир, сложившихся совсем в других условиях жизни. Тем ценнее для нас сегодня каждый обнаруженный впервые факт, тем важнее поиски новых, неизвестных науке сведений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лар, Леонид Алексеевич, 1999 год

1. Басилов В.Н. Шаманство //Религиозные верования. Сводэтнографических понятий и терминов. М. 1993

2. Басилов В.Н., Что такое шаманство? //ЭО. 1997. № 5

3. Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М. 1833

4. Ван-Линсхотен Г. Нидерландская экспедиция к северным берегам

5. России в 1594-1595 г. //Записки по гидрографии. 1915. Т. ХХХ1. Вып. 3

6. Васильев В.И.) Vasiljev V.l. Animistic notions of the Enets and the Yenisei

7. Nenets// Shamanism in Siberia. Budapest, 1978

8. Васильев В.И. Проблемы формирования северо-самод и йских народностей. М. 1979

9. Васильев В.И. Гейденрейх Л.Н. Тундра канинская. М. 1977

10. Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские //Вестник Императорского

11. Русского Географического общества. 1815. Ч. 14

12. Вербов Г.Д. Пережитки родового строя у ненцев //СЭ. 1938. № 2

13. Гейденрейх Л.Н. Канинская тундра. Архангельск. 1930

14. Гейденрейх Л.Н. Канинские самоеды//Советский Север. 1930. №4-5

15. Георги И Г. Описание всех обитающих в Российском государственародов. Спб. 1799. Ч. 3

16. Гулевский АН. Традиционные представления о собственности тундровых оленеводов России (конец Х1Х-ХХ вв.), Этнографический очерк. М. 1993

17. Грачева Г.Н. Погребальные сооружения ненцев устья Оби. //Религиозные представления и обряды народов Сибири в Х1Х-начале XX вв. Л. 1971

18. Головнев A.B. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург. 1995

19. Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М. 1970

20. Евладов В.П. По тундрам Ямала к Белому острову. Тюмень. 1992

21. Едемский М.Б. Канин. // Изв. Гос.ГО. Т. 63. Вып. 2-3

22. Евсюгин А.Д. Ненцы Архангельских тундр. М. 1979

23. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск. 1988

24. Житков Б.М. Полуостров Ямал. Спб. 1913

25. Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. М.-Л. 1936

26. Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири ХУШ в. (1771-1772). М.-Л. 1947.

27. Иванов С В. Скульптура народов Севера и Сибири. Х1Х-первая половина XX в. Л. 1970

28. Костиков Л.В. Боговы олени в религиозных верованиях хасово. //Этнография. М.-Л. 1930, № 1-2

29. Кузнецов Е. О верованиях и обрядах самоедов. ТГВ. 1868. № 1 Кушелевский Ю.И. Северный полюс и земля Ял мал. Спб. 1868 Лар Л.А. Шаманы и Боги. Тюмень. 1998

30. Лар Л.А. Шаманы Верхнего и Нижнего миров. // Шаманизм, как религия: Реконструкция, генезис, Якутск, 1992

31. Лар Л.А. Пантеон богов в религии ненцев Ямало-Ненецкого округа. //Традиционные культуры и среда обитания, М. 1993 Лар Л А. Традиционное, духовно-нравственное и эстетическое воспитание ненецких детей. //Сб. Педагогика и школа, Тобольск, 1994

32. Лар Л.А. Основные черты современной религии ненцев. //Народы Северо-западной Сибири, Вып. 1, Томск, 1994

33. Лар Л.А. Ненцы: шаманы и связь с богами. // Космос Севера, Тюмень, 1996

34. Лар Л.А. Философские размышления о шаманизме ненцев. // Культурноенаследие Азиатской России, Тобольск, 1997

35. Лар Л.А. Бубен шамана. //Северные просторы, № 3-4, Москва, 1992

36. Лар Л.А. Тадибе театр одного актера. //Стерх, № 1(5), Спб. 1994

37. Лар Л.А. Боги моего народа: языческая религия ненцев полуострова1. Ямал. // Мир1. Севера, № 1, Москва, 1997

38. Лар Л.А. Нум творец Вселенной. //Мир Севера. № 3, М. 1998

39. Лар Л.А.) Lar L.A. Shaman in Nents Folklore: abstracts Shamanism and

40. Folklore. Nara Japan., 1995

41. Лепехин И. Дневные записки путешествия по разным провинциям

42. Российского государства. Спб. 1805. Ч. 1У

43. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев), Томск. 1998

44. Митусова Р.П. Год среди лесного народа. //Вокруг света. 1929. № 11

45. Михайловский В.М. Шаманство. М. 1892

46. Максимов C.B. Год на Севере. М. 1890

47. Носилов К.Д. О самоедах. //ПБ. 1894

48. Носилов К.Д. Могила шамана. //ПБ. 1898а

49. Носилов К.Д. Плясовая изба самоедов. //ПБ. 18986

50. Ордынский А. Сибирские шаманы. ТГВ. 1875, № 37

51. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Спб. 1788. Ч. Ш. 1-я половина

52. Попов A.A. Енисейские ненцы (юраки). //Изв. РГО. 1944. Т. ХХУ1. Вып. 2-3

53. Прокофьева Е.Д. Материалы по религиозным представлениям энцев. //Сб. МАЭ. М.-Л. 1953. Т. Х1У

54. Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны. //Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л. 1961

55. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири. //Религиозные представления и обряды народов Сибири в Х1Х начале XX века. Л. 1971. (Сб. МАЭ. Т. ХХУП). Руденко С.И. Инородцы нижней Оби. Спб. 1914

56. Руденко С.И.) Rudenko S.I. Die Ugrier und die Nenzen am unteren Ob //Acta Ethnographica. Budapest. 1972. T. 21. Fase. 1-2 Самоеды. Природа и люди России. М. 1901

57. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М. 1976

58. Старцев ГА Самоеды (ненча). Л. 1930

59. Токарев С.А. Ранние формы религии. М. 1990

60. Третьяков П.И. Туруханский край, его природа и жители. Спб. 1871

61. Терещенко Н.М. Русско-ненецкий словарь. Л. 1950

62. Терещенко Н.М. Ненецкий эпос. Л. 1990

63. Хомич Л.В. Ненецкие предания о сихиртя. //Фольклор и этнография. Л. 1970

64. Хомич Л.В. О некоторых предметах культа надымских ненцев. //МАЭ. Л. 1971. Т. ХХУП

65. Хомич Л.В. Представления ненцев о природе и человеке. //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л. 1976

66. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев. //Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л. 1977. (Сб. МАЭ. Т. ХХХШ)

67. Хомич Л.В.) Khomic L.V. Classification of Nenets Shamans // Shamanism in Siberia. Budapest/1978

68. Хомич Л.В. Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев. //Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л. 1979

69. Хомич Л.В. Коллекция МАЭ по этнографии ненцев. //Собр. МАЭ. Л. 1980 Хомич Л.В. Шаманы у ненцев //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л. 1981

70. Черепанов И. Летопись Сибирская тобольского ямщика. Рукопись. Тобольск. 1760

71. Шренк А. Путешествие к северо-востоку Европейской России в 1837 году. Спб. 1855, Т. 1

72. Эпические песни. //Под ред. З.Н. Куприяновой. М. 1965

73. Castren M.A. Reisseerinnerungen aus den Jahren. 1838-1844. Spb. 1853

74. Castren M.A. Wörterverzeichnisse aus den Samojedishen Sprachen

75. Nordische Reisen und Forschungen. Spb. 1855. Bd. 8

76. Castren M.A. Samojedische Volksdichtung //Memories de la Society Finno0ugrienne.1940 Vol. 83

77. Castren M.A., Lehtisalo T V. Samojedische Sprahmaterialen // Memories de la Society Finno-Ougrienne. 1960. Vol. 122

78. Galdi L. On some Problems of Versification in Samoyed Shamanistic Songs //Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Budapest. 1968141

79. Hajdu P. The Classification of Samoyed Shamans // Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Budapest. 1968

80. Schmidt W. Der Ursprung der Gottesidee. Bd. 111. Die Samojede. Munster in Westfallen. 1931

81. Simoncsics P. The Structure of a Nenets Magic Chant //Shamanism in Siberia. Budapest. 19781421. Сокращения

82. Изв. РГО Известия Русского географического общества

83. ПБ Православный благовестник

84. Сб. МАЭ Сборник Музея антропологии и этнографии1. СЭ Советская этнография

85. ТГВ Тобольские губернские ведомости

86. Тр. ИЭ Труды института этнографии

87. ТФ ГАТО Тобольский филиал государственного архива Тюменской области

88. ЭО Этнографическое обозрение

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.