Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья: Проблемы генезиса и исторической реконструкции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Макаров, Геннадий Михайлович

  • Макаров, Геннадий Михайлович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 173
Макаров, Геннадий Михайлович. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья: Проблемы генезиса и исторической реконструкции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Казань. 2004. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Макаров, Геннадий Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАР ВОЛГО-КАМЬЯ.

1.1. Древняя эпоха.

1.2. Средневековая эпоха.

1.3. Новое время.

ГЛАВА II

ШАЛМЕИ И НАТУРАЛЬНЫЕ ТРУБЫ.

2.1. Пастушьи дудки татар-кряшен.

2.2. Пастушьи дудки татар-мишарей.

2.3. Волынки — сурнай, шыбыр, кубыз, бызгы.

2.4. Натуральные трубы.

ГЛАВА III

ФЛЕЙТЫ.

3.1. Продольные флейты казанских татар (по полевым материалам юго-восточных районов Татарстана).

3.2. Продольные флейты-кураи татар-мишарей.

3.3. Продольные флейты-кураи татар-кряшен.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья: Проблемы генезиса и исторической реконструкции»

В настоящее время в общественном сознании активизировались обусловленные общественными закономерностями развития интересы к этническому музыкально-эстетическому наследию, к решению проблем исторической преемственности в культуре и возрождению традиционных ценностей (Баллер, 1987). В результате для татарской культуры актуализировалась проблема научного изучения, реставрации и практического освоения видов и типов народных инструментов, которые относились к различным историческим эпохам и уже полностью исчезли из музыкального быта. К инструментам, которые необходимо изучить в научном, искусствоведческом плане, а также вернуть в арсеналы современной художественной культуры татарского народа, относятся: и традиционные духовые инструменты.

В 90-е годы XX века в научных трудах музыковедов Татарстана (АЛ. Маклыгин, В.Р. Дулат-Алеев, Л.В. Бражник, З.Н. Сайдашева) предметом целенаправленных исследований становится история развития традиционного искусства татар и других народов, Поволжья в эпоху становления новоевропейских форм культуры (уход старых форм: или их адаптация, приход новых явлений). Объектом изучения становятся и более ранние периоды истории музыкального искусства (З.Н. Сайдашева, Ш.Х. Монасыпов, Н.Ю. Альмеева, В.И. Яковлев, Р.Ф. Халитов).

Исходной точкой таких исследований является, как правило, период преобразований в татарской культуре, когда позднее средневековье сменилось «новоевропейским временем» (2-я половина XIX века), и далее изучаются судьбы этнического искусства в XX веке. Очевидно, что решение этой большой проблемы связано с необходимостью комплексного рассмотрения генезиса татарской культуры, в том числе и этнической инструментальной культуры татар, причем не только в новом времени, но и в древности и средневековье, с учетом исторической изменчивости социальной структуры и этнической дифференциации общества в разные исторические эпохи.

Предлагаемая работа посвящена исследованию староэтнической страты татарского традиционного инструментального искусства татар Волго-Камья; Из всего многообразия старотатарского инструментария выделена группа аэрофонов, в изучении которых акцент сделан на» вопросах их генезиса в древности и развития в XIX - XX вв. Эта тема инспирирована массой новых данных, накопившихся в процессе полевой работы автора в течение 70—90-х годов XX столетия и. первых лет XXI века, а также в процессе обобщения уже опубликованных данных. Научная картина, вырисовывающаяся в результате полевой работы, а также полученных результатов^ лингвистического, историко-сравнительного анализа терминов по музыкально-инструментальной культуре народов Волго-Камья; позволяет сделать множество выводов по истории ? культуры как татарского этноса, так и Средневолжского региона в целом. Отсутствие специальных обобщающих работ по татарским аэрофонам также делает актуальным такое исследование.

Опыт исторической интерпретации татарских инструментов частично присутствует в работах инструментоведов. Тем не менее есть. все основания говорить о необходимости дальнейшей разработки и инструментоведением, и исторической культурологией проблем традиционной инструментальной культуры татар в общем контексте этнических культур- Волго-Камского региона различных периодов истории.

При моделировании процессов формирования татарского традиционного инструментария, происходивших в древности; средневековье и новом времени в. полиэтническом и поликультурном пространстве Волго-Камья на стыке этнических культур индоиранских, финно-угорских, тюркских, восточнославянских народов, встают вопросы об их генезисе и развитии в различные исторические эпохи. Принципы классификации-татарских аэрофонов нуждаются в значительном;уточнении с точки зрения современной органологии; что в сочетании с культурологическими критериями способствовало бы культурной идентификации явлений традиционной инструментальной культуры татар.

В работе рассматриваются процессы исторических изменений инструментальной культуры татар Волго-Камья, происходившие при смене культурного и социально-экономического уклада жизни в период древности, средневековья и нового времени. Процессы, происходившие в переходные периоды, не могли не привести к полной или частичной утрате к концу XX века традиций игры на народных инструментах, в том числе и аэрофонах.

В качестве предмета исследования мы выделили изучение органофонических свойств и исторической судьбы культуры грифных духовых инструментов с одинарно бьющими язычками, типа шалмеев и волынок (сурнай, шыбыр, бызгы), натуральных труб (быргы, сур; карнай), а также открытых и свистковых продольных флейт (нугай курай; купше курай, сыбызгы) как явлений староэтнического искусства татар Волго-Камского региона.

Для решения поставленной задачи потребовалось тщательное, углубленное и комплексное исследование материалов по истории формирования культуры нового времени и далее «вглубь» веков -переходного периода от позднего средневековья к новому времени, изучение изменений функций староэтнической (общинной) культуры татар, а также конструкций инструментов, музыкально-стилевого содержания традиционного репертуара, исполнительских приемов, сопутствующей терминологии и проведение их сравнительного анализа. Поэтому важным условием для достижения поставленных целей стало изучение инструментов через призму культурных традиций этнических, этнотерриториальных групп народа с учетом хронологии смены социально-экономических формаций и их влияния на формирование обновленных: историко-стилевых пластов культуры.

Публикаций о генезисе и истории формирования аэрофонов татар в контексте историко-культурного развития татар немного. Лучше обстоят дела с публикациями по этнографическому описанию функций и изучению конструкций духовых инструментов казанских татар нового времени. Однако такие же инструменты татар других этнографических групп Волго-Камского региона продолжали оставаться недостаточно изученными как с инструмен-товедческих, так и с общих культуроведческих позиций. Объектом данного исследования стали явления татарского традиционного искусства, связанные с духовыми инструментами казанских татар, татар-кряшен, татар-мишарей.

Изучение язычковых аэрофонов татар в: новое время началось в XVIII веке и связано с именем академика Г.Миллера, который лаконично описывает характерный для татарского населения Поволжья середины XVIII века «инструмент татарская волынка, которая по-татарски называется сурнай» (Миллер, 1791. С. 80). Упоминает «сурнай» (как вариант шалмея «одинарной жалейки») в татарской бытовой культуре и видный просветитель XIX. века Каюм Насыри в толковом словаре татарского языка (Насыри, 1895).

Исследованию татарских продольных флейт (кураев) посвятили свои работы сравнительно небольшое число музыковедов и любителей-энтузиастов. Значительный вклад в изучение курая внесли такие деятели отечественной музыкальной культуры, как первый татарский композитор и ученый-фольклорист С.X. Габяши (Габяши, 1931), который в рукописном отчете о фольклорной экспедиции описал три типа продольных флейт-кураев и привел нотные записи исполняемых наигрышей;

Сбору материалов о курае татар посвятил свои труды энтузиаст ку-райного искусства, любитель-фольклорист И.Мусин (Мусин, 1946, 1949). Им была собрана уникальная коллекция кураев с соответствующей краткой паспортизацией каждого экземпляра. Однако предпринятая И.Мусиным попытка привлечь внимание партийных организаций и государственных учреждений культуры к проблеме возрождения и усовершенствования курайного искусства татар осталась безответной:

Обобщенное описание и классификацию видов курая татар из коллекции

И. Мусина опубликовал музыковед М.Н. Нигмедзянов (Нигмедзянов, 1978. С.266 - 297). Им также даны расшифровки наигрышей на «коротком» курае, исполненные народным кураистом Х.Бакировым (Нигмедзянов, 1976. С. 157 -159).

Изучение язычковых инструментов с органологических позиций, в частности инструмента сурнай как явления татарской этнической, бытовой культуры, связано с публикациями этноинструментоведа Р.Ф. Халитова: Открытием, не известным ранее в этномузыкологии, стало описание Р.Ф. Халито-вым сохранившихся в живой памяти народа пастушеских видов сурная (Халитов; 1991). Характерные свойства конструкции бытового сурная были; описаны им на основе этнографических исследований: Исследовательские работы Р.Ф.Халитова ознаменовали новый этап собственно научного познания этнических инструментов. В его работах(Халитов, 1980, 1987, 1991) народные инструменты татар впервые рассматриваются как целостное явление в традиционной культуре. Значимость и новизна результатов работы усиливается благодаря наличию полевых этнографических материалов по бытовой инструментальной культуре татар, записанных автором в 1970 - 1980 годах. При освещении вопросов по изучению старотрадиционных видов курая основной научной; целью автора было рассмотрение особенностей конструкции кураев казанско-татарской этнографической группы, являющейся основной нациеобразующей группой татарского народа.

Качественно новым этапом в осмыслении музыкальной культуры татар, а также остальных народов Волго-Камья явились исследования В.И.Яковлева (Яковлев, 1984, 1991, 1999, 2001), в которых обобщен опыт изучения традиционных инструментов региона, сделан значительный шаг к пониманию истории формирования инструментов тюркских, финно-угорских народов края через сравнительный анализ морфологии народных инструментов;

Разработке проблем историко-стилевой стратификации; изучению и идентификации музыкальных инструментов татар прошлых исторических эпох посвящены и публикации автора данного нсспецръытя. (Макаров, 1986,

1991, 1993, 1994). В них рассматриваются, в первую очередь, вопросы практической реставрации, восстановления и возвращения уже исчезнувших исторических инструментов татарского народа, а также изучаются особенности стилевых пластов татарской музыки нового времени.

Небольшие популярные статьи и инструкции по изготовлению и усвоению особенностей исполнительских навыков на инструменте казан курае (татарский вариант блокфлейты из алюминиевых или дюралевых трубок) были опубликованы в журнале «Ялкын» в 1960-е годы; а позже и отдельной брошюрой, мастером и исполнителем* на курае Ифратом Хисамовым (Хиса-мов, 1983). Его деятельность по распространению и популяризации этого вида курая в; самодеятельном творчестве была весьма плодотворной. Ныне дело, начатое И: Хисамовым, продолжает педагог и исполнитель И. F.Алмазов (Алмазов, 1997). Его книга «Курайда уйнау сабаклары» («Уроки игры на курае») успешно применяется в различных образовательных учреждениях;

Свою точку зрения, касающуюся традиционной инструментальной музыки татар, высказала и P.A. Исхакова-Вамба. По ее мнению, «.вопрос об инструментальной музыке татар из-за недостатка ее записей может быть только поставлен, так как эта область еще ждет своего полного и глубокого исследования» (Исхакова-Вамба, 1997. С.231). Очевидно, что автор в этом высказывании задевает одну из самых болевых точек татарского этноинструментове-дения, ибо музыкальное содержание является основным: стержнем инструментального искусства.

В последние годы изыскания в области татарского народного инструментального! искусства заметно расширились, появились новые работы, посвященные различным вопросам татарского традиционного инструментария, в том числе работы С.М.Хабибуллина о занятиях с детскими фольклорными ансамблями, М.З. Сайфутдинова о практике изготовления и навыках игры на духовых инструментах, А.А.Аминева о проблемах исполнительской практики на татарских народных инструментах, Р.А.Халитова о создании и применении оркестровых вариантов татарских народных инструментов, И:Ш. Кадырова о традиционных инструментах сибирских татар.

Таким образом, благодаря исследованиям и практической; деятельности вышеупомянутых авторов была охвачена проблема изучения продольных флейт по материалам этнической культуры казанских татар. Труды этих ученых и практиков содержат обширный материал и ряд существенных наблюдений и выводов.

Вместе с тем недостаточно изученными остаются инструментальные традиции и традиционный репертуар татар-мишарей и татар-кряшен. Вне поля зрения ученых находятся и оригинальные звукоподражательные ор-нитоморфные; наигрыши, изображающие характерные повадки* лебедей, журавлей, имеющие параллели в инструментальной музыке; этносов региона, возможно, на общей мифологической почве.

В рамки задач автора настоящей работы впервые вошли вопросы, не охваченные вышеназванными) исследователями, а именно вопросы изучения диалектных и; локально-территориальных разновидностей духовых инструментов татар - татарских аэрофонов, а также вопросы их генезиса и исторической реконструкции.

Важным компонентом своей работы автор считает углубление и расширение полевой базы исследований, их географии за счет периферийных этнических групп татар. Оперирование материалами, репрезентативными для всех территорий расселения волго-уральских татар, несомненно; выводит исследование на другой порядковый уровень и способствует формированию качественно нового представления об изучаемом предмете: созданию более объективной научной картины развития традиционного инструментария в общеэтническом масштабе. Именно такой подход существенно расширяет представление о типичности тех или иных видов рассматриваемых инструментов, позволяет уточнить особенности репертуара, прикладные и художественные функции этих инструментов в этнокультуре. Особое значение нами было придано сбору преданий; поверий, биографических сведений о мастерах-изготовителях и исполнителях, записям диалектной лексики и терминологии, связанной с изучаемыми инструментами. Необходимо было выявить исполнителей - народных «профессионалов», носителей традиции самого старшего поколения, для сбора у них устных сведений о конструкции уже исчезнувших из быта старинных инструментов, для: более подробного выяснения; музыкально-исполнительских особенностей техники игры, свойств музыки исполняемого репертуара, уточнения видов и типов инструментов.

Для реализации этого замысла впервые в татарской этноорганологии был поставлен следующий комплекс исследовательских задач:

- дать анализ истории развития традиционных музыкальных инструментов народов У рало-Поволжья в XIX - XX вв. по историческим, фольклорным, литературным и научным источникам;

- представить аналитическое описание материалов собственных полевых этнографических экспедиций; сохранившихся инструментальных традиций, творчества отдельных народных музыкантов;

- воссоздать общую историческую картину функционирования в различных стратах традиционного искусства татар;

- осмыслить исторические связи инструментального искусства татар Поволжья в контексте Волго-Камского, шире - Центральноазиатского этнокультурного круга;

- изучить этнотерриториальные особенности инструментальной культуры казанских татар, мишарей, кряшенской этноконфессиональной группы;

- проанализировать музыкальное содержание традиционных наигрышей;

- провести сравнительно-исторический и сравнительно-типологический анализ традиционных духовых музыкальных инструментов этносов, населяющих Урало-Поволжье;

- проанализировать названия традиционных инструментов в; связи с изменениями социально-экономического положения, этнической, этнокультурной истории татар;

- подойти к решению базовых принципов исторической реконструкции приемов игры на старинных духовых инструментах для исполнения традиционных музыкально-поэтических произведений, соответствующих определенным этническим и историческим стилям музыки;

- выяснении», особенности, формы возрождения и функционирования традиционных духовых инструментов в современной; культуре (в быту, фольклорной, самодеятельной, профессионально-исполнительской, учебно-педагогической практике);

- сделать специальные переложения произведений старой этнической музыки (в основном песенного репертуара, записанного во время экспедиций) для исполнения их на таких инструментах, как нугай курай, сыбызгы, с учетом возможности их освоения профессиональными и самодеятельными музыкантами, а также применения в музыкально-педагогической практике.

Основным историческим временем; в рамках которого рассматривается функционирование в традиционно-бытовой культуре народов Волго-Камья музыкального инструментария, являются XIX - XX века.

Территориально работа охватывает Волго-Камский регион. Рассматривая явления > инструментальной: культуры татар, мы учитывали • наличие в ней нескольких этнокультурных комплексов, сложившихся в ходе исторического развития: прикамский (казанско-татарский и кряшенский), приуральский (нагайбакский), окско-сурский (мишарский). Необходимо оговориться, что на этих территориях живут интересующие нас этнические, этно-конфессиональные группы татар. Это казанские татары, татары-мишари; исповедующие ислам, а также кряшены и нагайбаки, исповедующие православное христианство. Самобытные черты традиционной музыкальной культуры этих подгрупп татар предопределили, необходимость отдельного рассмотрения ряда инструментов;

В названном регионе в типологически близких условиях живут представители трех крупных языковых групп: финно-угорской (марийцы, мордва, удмурты), тюркской (татары, чуваши), славянской (русские). Этот регион с древнейших времен является зоной исторически длительных и интенсивных межэтнических, межкультурных, межконфессиональных контактов.

В работе анализируются материалы, собранные автором у казанских татар в Татарстане; у мишарей в Горьковской, Пензенской областях, в Мордовии; у кряшен в Татарстане, Башкортостане; у нагайбаков в Челябинской области.

В своем исследовании мы опирались на концептуальные положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке в области этнологии, этно-инструментоведения, этномузыковедения, сравнительного языкознания; В процессе исследовательского поиска активно применялись идеи и выводы, содержащиеся в трудах европейской (К.Закс, Э.Хорнбостель), российской (И.В.Мациевский), региональной (Н.И.Бояркин, О.М;Герасимов,

B.И.Яковлев, Ш.Х.Монасыпов, Р.Ф.Халитов) этноорганологии, а также в трудах, посвященных изучению аэрофонов в культурах тюркских народов (Ф.М.Кароматов, Т.С.Вызго, Б.Ш.Сарыбаев, С.А.Абдуллаева, Р.Ф.Зелинский, Н.Н;Абубакирова). Нами были приняты теоретические положения таких исследователей, как Э.С. Маркарян, Э. А. Балл ер, А.Х.Халиков, Д.М.Исхаков, Х.Х.Хасанов, Р.Г.Ахметьянов, Ф.С.Баязитова; Ю.Г.Нигматуллина.

Среди используемых методологических принципов важное место отводится принципу историзма. Согласно этому принципу, явления культуры не могут быть поняты вне связи с обстоятельствами места и времени их функционирования, а также вне связи с историей их возникновения (Барг, 1987.

C.З). Именно в таком аспекте исследуются традиционные духовые инструменты татар в системе культуры народов Волго-Камья, т.е. как возникающие, изменяющиеся, развивающиеся «эволюционирующие» или исчезающие «ин-волюционирующие» (исходя из уровня и стадии развития материальной и духовной культуры народа), функционирующие в определенной социокультурной, этнической среде.

В процессе исследования использовались методы сравнительно-исторического, сравнительно-этнографического, социологического, сравнительно-лингвистического направлений этнологии.

Методологический аппарат науки составляют ее основные понятия. Последние организуют и систематизируют исследуемый материал, образуют исходный пункт И; вместе с тем способы его истолкования (Могилышцкий, 1989. С. 4). В данном исследовании основными понятиями выступают такие категории, как «традиционные народные музыкальные инструменты», «традиционно-бытовая этнокультура» («традиционная народная культурно-бытовая практика»), «этноинструментальная культура», а также «историческое этноинструментоведение», впервые введенное В.И.Яковлевым (Яковлев, 2001. С. 11).

Категорию «этноинструментоведение» в научный оборот ввел инст-рументовед И.В.Мациевский. При этом он отметил, что этноинструментоведение как наука только лишь формируется; и, как отмечают зарубежные ученые О.Эльшек и Э.Штокман, представляет собой «молодую научную дисциплину», в которой методология, научный аппарат, общие принципы, задачи, цели недостаточно ясны и четко не выработаны (Мациевский, 1980. С. 143 -144).

Основной аналитической базой настоящего исследования стали следующие источники:

Материалы по традиционному музыкально-поэтическому и инструментальному искусству, собранные автором в музыкально-этнографических экспедициях за 30' с лишним лет: в 1969-1983 гг. по личной инициативе, в 1984 - 2004 гг. проводимых в рамках научных программ Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова (ИЯЛИ) и Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (КГК). В результате ежегодных музыкально-этнографических экспедиций было охвачено более 300 селений на всей территории проживания этнических групп татарского народа. Во время поездок было записано на магнитофонные ленты свыше двух тысяч напевов, в том числе свыше ста инструментальных наигрышей, отснято около сотни фотопленок, собраны разнообразные сведения о традиционных музыкальных инструментах, данные об их изготовителях и исполнителях, истории сел, обрядах и праздниках.

Большую роль в раскрытии сути изучаемых явлений, научного анализа и практической реставрации инструментов, отдельных исполнительских приемов сыграли лексические материалы. по этническим инструментам, зафиксированные в русско-татарских, татарско-русских, иноязычных словарях, упоминаниях и описаниях в этнографической литературе XVIII - начала XX веков.

В процессе работы над диссертацией изучались архивные материалы и источники, содержащие сведения по музыкальной этнографии и диалектной лексике казанских татар, кряшен и мишарей, народов Волго-Камья. Варианты названий разновидностей аэрофонов татар сурнай, шыбыр, кубыз, кузак, бызгы, пугай курай, сыбызгы, пай были рассмотрены в контексте культурных традиций народов Волго-Камья, Центральной Азии и Восточной Европы.

Важными источниками стали исторические, этнографические, инст-рументоведческие, этноинструментоведческие,, литературные труды. Их анализ позволил проследить историю изучения и развития традиционных духовых инструментов не только татар, но и многих других народов Волго-Камья. Была выявлена и обобщена ценная информация о конструктивных, функциональных, иных характеристиках традиционных духовых инструментов, исходя из этнической принадлежности и ареала их бытования.

Данные настоящего исследования могут быть полезны при составлении учебников и пособий по игре на традиционных аэрофонах татар, а также других народов Волго-Камского региона. Основные выводы исследования были использованы при подготовке курса «Татарская? традиционная музыкально-инструментальная культура» для студентов музыкальных учебных заведений;

При разработке проблем изучения традиционных этнических инструментов татар существенную роль сыграло сотрудничество с кафедрой татарской музыки Казанской государственной консерватории. В рамках учебной программы в консерватории автором разработан и читается лекционный курс «Татарская традиционная музыкально-инструментальная культура» (19922004 гг.). Опыты по реконструкции и практическому использованию старотрадиционных инструментов татар проводились в фольклорном ансамбле «Сурнай» (с 1986 года), в детском ансамбле «Ак калфак» (с 1994 года) и при составлении программ ансамбля старинной татарской музыки, организованного на кафедре традиционного исполнительского искусства Казанской консерватории.

По теме исследования опубликовано более 30 научных и научно-популярных статей, автор выступил также с докладами на республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге (1985, 1995, 1999), Измире (2002), Алма-Ате (1986), Казани (1992, 1993, 1994), Йошкар-Оле (2003).

16

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Макаров, Геннадий Михайлович, 2004 год

1. Абдуллин, 1959: Абдуллин А!ХЛататрское народное музыкальное творчество //

2. Музыкальная культура Советской Татарии. - М.: Музгиз, 1959. - 25 — 73.

3. Абдуллин, 1976: Абдуллин^ Я.Г. Татарская просветительская мысль(Социальная природа и основные проблемы). —Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. -320 с.

4. Алмазов, 1997: Алмазов И:Г. Курайда уйнау сабаклары. - Казан, 1997.—245 б.

5. Алмазов, 1999: Алмазов И.Г. Курай в музыкальной школе // Материалынаучно-практической конференции «Татарские музыкальные инструменты: традиции и современность». -Казань, 1999. - С . 14 — 16.

6. Абдулнасырова; 1997: Абдулнасырова Д.А. К проблеме звукоидеала втатарской народной скрипичной традиции // Вопросы инструментоведения.

7. Сборник рефератов. — Санкт-Петербург: Российский институт историиискусств, 1997. - Вып. 3: - 109 - 113.

8. Абдулнасырова, 1999: Абдулнасырова Д.А. К вопросу о традиционноминструментальном многоголосии (на материале татарской скрипичной музыки) // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы. —

10. Абдулнасырова, 2000: Абдулнасырова Д.А.. Традиционная скрипичнаятрадиция: модус культуры и музыкальный феномен. Автореф. дне. канд. искусствоведения. - Санкт-Петербург, 2 0 0 0 - 28 с.

11. Алендер; 1979: Алендер ИЗ. Музыкальные инструменты Индии - М . : Наука,1979^-С. 19.

12. Алъмеева, 1986: Альмеева Н.Ю. Песенная культура татар-кряшен: жанроваясистема и многоголосие. Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Ленинград, 1986;-18 с:

13. Алъмеева, 1993: Альмеева Н.Ю. Песенная традиция молькеевских кряшен//

14. Молькеевские кряшены, -Казань, 1993. - С, 98 - 116.

15. Альмеева; 1998: Альмеева Н.Ю. Гетерофонная фактура (Опыт анализаархаического многоголосного пения татар-кряшен) // Судьбы традиционной культуры. Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. — СПб., 1998.-С. 195-219.

16. Альмеева, 1999: Альмеева Н.Ю. Обрядовый, фольклор в этнокультурномконтексте (к вопросу о региональной: этномузыкологии) // Музыкальная наука Среднего Поволжья. Итоги и перспективы; Материалы юбилейной^ научной конференции. - Казань, 1999. - 64 - 67.

17. Аппаков, 1876: Аппаков М: Рассказы крещеных татар д. Тавелей и

18. Алексеевского выселка Лмашевского прихода Чистопольского уезда опроисхождении кереметей // Известия по Казанской епархии.- 1876.- № 11.

19. Аппаков, 1877: Аппаков М. Святочные игры у крещеных татар Казанскойгубернии.- Казань, 1877. - 28 с.

20. Ахметьянов, 1981: Ахметъянов Р.Г. Общая лексика духовной* культурынародов Среднего Поволжья; - М:: Наука, 1981.- 144 с.

21. Ахметьянов, 1989: Ахметьянов Р.Т. Общая лексика материальной культурынародов Среднего Поволжья. - М.: Наука, 1989. - 200 с.

22. Ахметзюанова, 1996: Ахметэюанова Н.В. Башкирская инструментальнаямузыка (Наследие). - Уфа, 1996. - 128 с,

23. Бабур, Б.г.: Бабур Захир-ад-дин Мухаммад. Бабурнаме. - Ташкент: Главнаяредакция энциклопедий. Б.г. - 464 с.

24. Баллер, 1989: Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М . :1. Наука, 1987.-224 с.

25. Барг, 1987: Барг М. Л. Эпохи и идеи. Становление историзма. — М., 1987.240 с.

26. Бахтияров, 1943: Бахтияров В. Письменные воспоминания о традиционнойкультуре татар-мишарей Симбирской губернии второй половины XIX века.

27. Казань, 1943 (Рукопись на тат. яз. хранится в личном архиве археографа1. М.И.Ахметзянова).

28. Баязитова, 1971: Баязитова Ф.С. Керэшен йолалары // Казан утлары.1970.-№7.

29. Баязитова, 1986: Баязитова Ф.С. Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении. - М.; Наука, 1986. - 248 с.

30. Баязитова, 1997: Баязитова Ф.С. Керэшеннэр. Тел узенчэлеклэре Ьэм йолаижаты. - Казан, 1997. - 248 б.

31. Бектеева, 1902: Бектеева Е.А. Нагайбаки (Крещеные татары Оренбургскойгубернии) // Живая старина. - Вып. 2. - 1902.

32. Беляев, 1962: Беляев В. Очерки по истории музыки народов СССР. Вып.1.

33. Музыкальная культура Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и

34. Узбекистана - М . : Госмузиздат, 1962. - 300 с.

35. Беляев, 1929: Беляев Гэурлэ. Керэшеннэргэ татар-гарэп сузлэрен ацлатыречен сузлек, - Казан: Яцалиф, 1929.-31 с.

36. Беляев, 1929: Беляев Гэурлэ. Питрэй бабай / Беренче адымнар (шигырьлэржыентыгы). - Казан: Яцалиф, 1929. - 40 с.

37. Березгин, 1914: Словарь татарского языка с начертанием слов русскими буквами с повторением их по-татарски и с переводом на русский язык /Составил и издал И.П.Березгин. - Уральск: Уральскоя обл. тип., 1914. - 113.

38. Бигамрде, 1980: Бигамрде Ч. Дева. Индийская музыка, - М.: Музыка, 1980.208 с.

39. Булатов, 1974: Булатов А.Б. Некоторые материалы о ногайско-татарских отношениях в прошлом // Материалы по татарской диалектологии. — Казань, 1974.-С. 186,190.

40. Бусыгин, 1966: Бусыгин Е.П. Русское население Среднего Поволжья.

41. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1966. - 402 с,

42. Бусыгин..., 1992: Бусыгин Е.П., Яковлев В.И. Сравнительная характеристикамузыкальных инструментов казанских татар и кряшен. / Этнос и его подразделения. Часть вторая. Этнические и этнографические подгруппы в.

43. Волго-Уральском регионе, - М., 1992. - G.42 - 50.

44. Быт и верования, 1878: Быт и верования татар Синбирской губернии в 1783году (Из записок уездного землемера Мильковича)// Известия по Казанской епархии. - 1878; - 462;

45. Борынгы татар эдэбияты, 1963: Борынгы татар эдэбияты. —Казан: Татар,кит. нэшр., 1963: - 580 б,

46. Бояркин,. 1981: Бояркин Н.И. Народное музыкальное искусство // Мордва.

47. Историко-этнографические очерки. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. - 264-273.

48. Бояркин, 1983: Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. —

49. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. - 182 с.

50. Бояркин, 1984: Бояркин И. Я. Инструментальная музыка мокша-мордовскогокалендарного праздника «Кштимань куд» // Семейные обряды мордвы (традиции и инновации). - Труды. - Вып: 76. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.-С.77-87.

51. Бояркин, 1986: Бояркин НИ Инструменты и инструментальная музыка вмордовской свадьбе // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов.- Таллин: Ээстираамат, 1986.-С. 39-47.

52. Бояркин, 1988: Бояркин Н.И. К проблеме взаимосвязей марийской и мордовской традиционной инструментальной музыки //Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. - Йошкар-Ола: Марийский научноисследовательский институт, 1988; - 59 - 68. #)

53. Бояркин, 1989: Бояркин КИ. Мордовские инструментальные наигрыши наорнитоморфную тему / Традиционная музыка народов Поволжья^ и

54. Приуралья. Вопросы теории и истории. - Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова;

56. Бояркин, 1989: Бояркин Н.И. О некоторых принципах изучения музыкальныхинструментов археологических памятников волжских финнов // Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики.

57. Материалы научного семинара. -Астрахань, 1989i - G. 28 — 33:

58. Бояркин, 1995: Бояркин Н.И: Феномен традиционного инструментального'многоголосия (на. материале мордовской музыки): Автореф. дис. докт. искусствов. наук. - GaHKT-Петербург, 1995. - 38 с.

59. Бражник, 2002: Браж:ник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональныхсистемах. На примере тюркских и финно-угорских народов^ Поволжья и

60. Приуралья /казанская консерватория/. - Казань, 2002. - 283 с.

61. Вайда, 1983: Вайда! Г.К. Роль русской интеллигенцииt в становлениитатарской музыкальной культуры / Взаимовлияние ш взаимообогащение культур народов CGGPJ -Казань, 1983: - G. 282-285.

62. Валеев, 1969: Валеев Ф:Х. Орнамент казанских татар, — Казань, 1969.-204 с.

63. Васильев; 1905: Васильева M.Ai Рождественские праздники В: крещенотатарской деревне/ТИзвестия по Казанской епархии. - 1905; - № 2, 3:

64. Витевский, 1878: Витевский В.Н. Нагайбаки (татары), их песни ... //

65. Оренбургский листок. - 1878:-№ 14-I9J 23-38, 43^ 45^ 46, 48^ 49i

66. Витевский; 1882: Витевский В1Н. Нагайбаки// Волжско-Камское слово. —1882: -№72 , 74; 80, 138П44.

67. Верткое, 1975: Верткое К.А. Русские народные музыкальные инструменты;-Л . : Музыка, 1975. -280 с.

68. Воробьев,. 1967: Воробьев Н.И. Расселение и численность // ТатарьгОреднего

69. Поволжья и Приуралья. - М;: Наука; 1967. - G. 41 - 42:

70. Воскресенский, 1894: Воскресенский А. Русско-татарский словарь с предисловием о произношении и этимологических изменениях татарских слов. 1. Казань, 1894.-284 с.

71. Вызго, 1980: Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.

72. Исторические очерки. -М. : Музыка, 1980. - 192 с.

73. Вызго..., 1962: Вызго Т.С., Петросянц А.И. Узбекский оркестр народныхинструментов - Ташкент, 1962.

74. Габяши, 1931: Габяши Халык сэнгатен ейрэну экспедициясенец хисабы,1931 ел (Отчет экспедиции по изучению народного творчества, 1931 г.). —

75. Научный архив Отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ. Ф. 60, оп. 1, ед. хр.11.

76. Габяши, 2000: Габяши Отчет экспедиции по изучению народноготворчества // Султан Габяши: Материалы и исследования /Сост., вступит, статья Г.Б.Губайдуллиной/. - Казань, 2000. - 71-110.

77. Гаврилов, 1874: Гаврилов Б.Г. Погребальные обычаи и поверьястарокрещеных татар // Известия по Казанской епархии. - 1874. - № 9.

78. Герасимов, 2000: Герасимов О.М. Народные музыкальные инструментымари: традиции и современность: Автореф. дис. докт. искусствов; наук. —

79. Санкт-Петербург, 2000. - 42 с.

80. Герасимов, 2000: Герасимов О.М. Народные музыкальные инструментымари. - Йошкар-Ола, 1996. - 224 с.

81. Гмелин, 1777: Гмелин Г. Путешествие по России в 1769-1770 гг. - СПб.,1777.-361 с.

82. Гордеев, 1967: Гордеев Ф.И. Балтийские и иранские заимствования в марийском языке - ПМН (Происхождение марийского народа; материалы научной сессии, проведенной Map НИИ ЯЛИ 22-25 декабря 1965 года). - Йошкар1. Ола, 1967.

83. Гордеев, 1970: Гордеев Ф.И. О поздних сарматских заимствованиях в восточно-финских языках // Вопросы финно-угроведения. — Вып. V. — 1970. 1. 8-14.

84. Гордеев, 1977: Гордеев Ф.И. Иранизмы в языках восточных финно-угров итюрков. STIFU-I. - Таллин, 1975. - 78-80 (цит. по кн.: Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы XIX — XX веков. - Саранск, 1977.

85. Гыйлащев, 1989: Гыйлащев Р. Г. Геслэ Ьэм ятаган (Татар халык музыка уенкораллары) // Казан утлары. - 1989. - № 8.

86. Диалектологический словарь, 1969: Диалектологический словарь татарскогоязыка / Под ред. Л.Т. Махмутовой. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1969. - 643 с.

87. Даулей, 1902: Даулей Р.П. Святки у крещеных татар Мамадышского и Лаишевского уездов // ИОАИЭ. - 1902. - Т. XVIL - Вып. 2.

88. Дулат-Алеев, 1999: Дулат-Алеев В.Р. Текст национальной культуры: Новоев|j ропейская традиция в татарской музыке /Казанская гос. консерватория/. - Казань, 1999.-245 с.

89. Идегэй, 1988: Идегэй, Татар халык дастаны. - Казан, 1988. - 256 б.

90. Имханицкий, 1987: Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. -М.: Музыка, 1987. - 190 с.

91. Исанбаев, 1978: Яслибаев //./f, Лексико-семантическая классификация татарских заимствований в марийском языке / Вопросы марийского языка. 1. Йошкар-Ола, 1978. • ' Исанбэт, 1959: ИсанбэтН.Татар халык мэкальлере. Оч томда. - 1 т. - Казан, 1959.-915 6.

92. Исанбэт, 1970: Исанбэт Н. Татар халык табышмаклары. - Казан, 1970.568 б.

93. Исхаков, 1997: Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997. - 248 с. • '

94. Исхаков, 1998: Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологаческий взгляд на историю волго-уральских татар XV - XVII вв.). - Казань, 1998. - 276 с.

95. Исхакова-Вамба, 1976: Исхакова-Вамба Р.А. Народные песни казанскихтатар крестьянской и городской традиции, - Казань, 1976. - 128 с.

96. Исхакова-Вамба, 1978: Исхакова-Вамба РА. О пекотот^ых связях народноймузыки казанских татар с арабской культурой // Музыкальная фольклористика /Ред.-сост.: А.А.Банин, - Вып. 2. -М. , 1978. - 298 - 315.

97. Исхакова-Вамба, 1997: Исхакова-Вамба РА. Татарское народноемузыкальное творчество: Традиционный фольклор. - Казань: Таткнигоиздат, 1997.-264С,

98. История татарской..., 1984: История татарской литературы. Т. 1.

99. Средневековый период. - Казань: Таткнигоиздат, 1984, - 568 с, (на тат. яз.)

100. К заговорам..., 1878: К заговорам крещеных татар // Известия по Казанскойепархии. -1878. -№2,

101. Казанская история, 1954: Казанская история /АН СССР. Институт русскойлитературы. Подготовка текста, вступит, статья и прим. Г.Н:Моисеевой/. —

102. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. - 164.у

103. Кадыров, 1999: Кадыров И.Ш. Музыкальные инструменты сибирских татар ///Материалы республиканской научно-практической конференции «Татарские народные музыкальные инструменты: Традиции и современность». - Казань, 1999. - 31 - 42 (на тат. яз.)

104. Кандалый, 1988: Кандалый Габделдэ1саббар. Стихотворения и поэмы. —

105. Казань, 1988. - 559 с. (на тат. яз.)

106. Кароматов, 1972: Кароматов Ф.М. Узбекская инструментальная музыка(Наследие), - Ташкент: Изд. лит. и искусства им, Г. Гуляма, 1972. - 360 с.

107. Катаное, 1898: Катаное Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 1 июня 1897года по 20 августа того же года в Белебеевский и Мензелинский уезды

108. Уфимской губернии. - Казань, 1898. - 39 с.

109. Катаное, 1899: Катаное Н.Ф. Исторические песни казанских татар.

110. Казань: Типо-лит. имп. ун-та, 1899. - 35 с.

111. Катаное, 1900: Катаное Н.Ф. Народные способы лечения у башкир икрещеных татар Белебеевского уезда // ИОАИЭ, 1900, т. XVI, вып. 1.

112. Келдыш. 1983: Келдыш Ю.В. История русской музыки, Т,1. - М,: Музыка,1983.-384 с.

113. Ключарее, 1986: Ключарев А.С. Татар халык жырлары. - Казань: Тат. кит.нэшр., 1986.-488 6.

114. Кодекус куманикус, 1981: Кодекус куманикус - цит. по кн;: Источникидревнетюркскои и татарской литературы (Учеб. пособие). - Казань: Изд-во

115. Казан, ун-та, 1981. - 40 (на татар, яз.)

116. Кондратьев, 1999: Кондратьев М.Г. Об общих компонентах музыкальнопоэтических систем Поволжья и Приуралья // Музыкальная наука Среднего

117. Поволжья. Итоги и перспективы (Материалы юбилейной научнойконференции, Казань, 20 июня 1996 г.). - Казань, 1999. - G. 59 - 63.

118. Конрад, 1972: Конрад Н.И. Средние века в исторической науке:. Запад, и

119. Восток. -М. , 1972. -С. 11- 103.

120. Кошелее, 1985: Кошелее В.В. Нагайбакские гусли. Опыт комплексногоисследования // Искусство Татарстана: Пути становления. - Казань, 1985, 1. 39-53,

121. Лихачев, 1979: Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд.1. Л., 1979.-С. 30.

122. Магавин, 1970: Магавин М. Кобыз и копье. Повествование о казахскихакынах и жырау XV-XVIII вв. (пер. с казах. П. Косенко). - Алма-Ата: 1. Жазушы, 1970.

123. Макаров, 1989: Макаров Г.М; Заметки о песенной традиции татар-нагайбаков(По следам экспедиций) // Традиционная музыка народов Поволжья иг

124. Приуралья. Вопросы теории и истории. —Казань, 1989. — 90—101.

125. Макаров, 1991: Макаров Г.М. Домбра татар Среднего Поволжья // Страницыистории татарской музыкальной культуры. - Казань, 1991. - 6 - 26.

126. Макаров, 1993: Макаров Г.М. Пути восстановления старотрадиционныхмузыкальных инструментов татар // Национальная жизнь и межнациональное взаимодействие: Тез. докл. - Казань, 1993. - 147-148.

127. Макаров, 1999: Макаров Г.М. Происхождение волынки волго-камского типа- шыбыр, сурнай, кубыз - у татар Поволжья// Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре; К 70-летию Альгирдаса Вижинтаса.

128. Материалы международной конф. (Санкт-Петербург, 29 ноября — 2 декабря1999т.) - СПб;, 1999. - 83 - 85.

129. Макаров, 1999: Макаров ГМ^ Танбурист Джагфар ас-Сафари (середина XVIII- 1831) //Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия.

130. Региональная науч.-практ. конф. Альметьевск, 23 - 25 ноября 1999 г.

131. Альметьевск, 1999.-С. 135-138.

132. Макаров; 1999: Макаров Г.М. К истории татарской музыкальноинструментальной культуры (XVIII - XIX вв.) // Материалы науч.-практ. конф; «Татарские музыкальные инструменты: традиции и современность». 1. Казань, 1999.-С. 49-59 .

133. Макаров; 1999: Макаров Г.М; Традиционные кураи в татарской музыкальнойкультуре Альметьевского регионаi(бассейн рек Зай и Шешма) //Из истории

134. Альметьевского региона. -Альметьевск, 1999.-С, 141-173;

135. Макаров, 1999: Макаров Г.М. К вопросу об изучетт татарского музыкальноинструментального искусства позднего средневековья // Музыкальная наука

136. Среднего Поволжья. Итоги и перспективы (Материалы юбилейной; научной *конференции Казанской гос;консерватории). -Казань, 1999. - С . 80-85.

137. Макаров, 2000: Макаров Г.М. Султан Габяши и народная музыка // Султан

138. Габяши: Материалы и исследования /Сост., вступит. статья

139. Г.Б.Губайдуллиной: - Казань, 2000. - 140- 156.

140. Маклыгин, 2000: Маклыгин А:Я: Музыкальные культуры Среднего Поволжья.

141. Становление профессионализма /Казанская гос. консерватория/. - Казань,2000.-311 с.

142. Максимов, 1876: Максимов Остатки язычества в современных верованияхкрещеных татар Казанской губернии. - Казань, 1876. — 30 с.

143. Маркарян, 1983: Маркарян Э.С. Теория" культуры и современная наука(Логико-методологический анализ). —М.: Мысль, 1983. —284 с.

144. Материалы по татарской:.., 1978: Материалы по татарской диалектологии.

145. Вып. 4: Образцы текстов. - Казань, 1978. (на тат. яз.)

146. Матвеев, 1896: Матвеев СМ. Свадебные обычаи и обряды крещеных татар

147. Уфимской губернии. /ИОАИЭ- Т. XIII. - Вып. 5 - Казань, 1896. - 39 с.

148. Матвеев, 1899: Матвеев СМ. Погребальные и поминальные обычаистарокрещеных татар Уфимской губ. - ИОАИЭ. - Т. XV. - Вып. 3. - Казань, 1899.-35 с.

149. Матвеев, 1910: Матвеев СМ. О крещеных инородцах Уфимской епархии.

150. Доклад миссионерскому съезду в г. Казани по вопросу о христианскомпросвещении инородцев Уфимской епархии. - Уфа, 1910. - 57 с.

151. Мациевский, 1983: Мациевский И.В. Формирование системноэтнофонического метода в органологии / Методы изучения фольклора. — Л., 1983.-С. 54-63 :

152. Мациевский; 1993: Мациевский KB: Традиционная инструментальная'музыканародов Европы: и Азии: перспективы исследовательского сериала и консолидация этноинструментоведов? / Вопросы инструментоведения.

153. Санкт-Петербург, 1993. - 28 - 35.

154. Миллер; 1791: Миллер Г.Ф: Описание живущих в Казанской губернииязыческих народов, якото черемис, чуваш и вотяков. - СПб., 1791; - 80.

155. Милли моннар; 2002: Народные мелодии. Тюрко-татарские напевы / Авторсост. F.MiMaKapoB. -Казань: Магариф, 2002^ -207 с; (тат.яз.)

156. Могильницкий; 1989: Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории.-М: : Высш. шк, 1989.'- 175 с.

157. Мокший; 1977: МокшинН.Ф: Этническая.история мордвы XIX - XX веков. —

158. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. -279 с.• Монасыпов, 1977: Монасыпов Ш:Х. Сызьшып мои чыкканда// Казан утлары. - 1977.-№2.-С. 158.

159. Монасыпов, 1978: Монасыпов' UIJC. Исторси; формирования^ татарскойсмычковой; культуры // Музыкальная культура:народов. Поволжья: Сборник: трудов гос. муз;-пед: ин-та им. Гнесиных. Вып. 41. -М. , 1978; - 38'- 53;

162. Монасыпов; 1989: Монасыпов UIJC. Проблемы транскрипции?: татарскихпротяжных инструментальных наигрышей:// Традиционная музыка народов

163. Поволжья: Hi Приуралья; Вопросы теории И5 истории: - Казань: ИЯЛИ? им^

164. Ибрагимова КФАН АН СССР^ 1989 - 39-49 .

165. Мусин, 1946: Мусин И. Курай тавышы // Совет эдэбияты.- 1946. - №5.

166. Мусин, 1949: Мусин И. Музыкаль фольклорыбыз турында // Кызыл

167. Татарстан.- 1949. - 19 окт.

168. Мусин, 1952: Мусин И. Опись коллекции старинных народных духовыхмузыкальных инструментов «курай» // Архив Отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Фонд Ш 55 - Казань, 1952.

169. Мухамедова, 1972: Мухамедова Р.Г. Татары-мишари: Историкоэтнографическое исследование. -М. , 1972. -248 с.

170. Мухамедова, 310: Мухамедова Р./^. Татары // Народы Поволжья и Приуралья.

171. Историко-этнографические очерки / Отв. ред. Р.Г.Кузеев. - М.: Наука, 1985.-310с.

172. Мухаметшин, 1977: Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: Историкоэтнографическое исследование материальной культуры. — М.. 1977. - 184 с.

173. Нагайбаки, 1995: Нагайбаки (Комплексное исследование группы крещеныхтатар-казаков): Сб. статей / Отв. ред. и сост. Д. М. Исхаков. -Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АНТ, 1995. - 145 с.

174. Лдклдэи татари, 1895: Насыри К. Лэ1щэи татари. Т. 1, - Казан, 1895. - 226б. (тат. яз., араб, графика)

175. Лдкщэи татари, 1896: Насыри К. Лэ1щэи татари. Т.2. - Казан, 1896. - 106б. (тат. яз., араб, графика)

176. Насыри, 1878: Насыри К. Татарско-русский словарь, -Казань, 1878, - 120 с,(тат. яз., араб, графика)

177. Насыри, 1911: Насыри К. Полный русско-татарский словарь. - Казань:1. Сабах, 1911.-263 с.

178. Нигматуллина, 1997: Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций висторическом развитии татарской и русской литератур. - Казань: Фэн, 1997. -192 с. ь 1.'

179. Нигмедзянов, 1967: Нигмедзянов М.Н. Народная музыка (очерк) // Татары

180. Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1967. - 442 - 480.

181. Нигмедзянов, 1970: Нигмедзянов М.Н Татарские народные песни. — М.: Сов.композитор, 1970. - 184 с.

182. Нигмедзянов, 1978: Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальныеинструменты // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. (Ред.-сост. А.А.

183. Банин). - М.: Сов. композитор, 1978. - 266 - 297.

184. Нигмедзянов, 1982: Нигмедзянов М.Н. Народные песни волжских татар(исследование). -М. : Сов. композитор, 1982. - 135 с.

185. Нигмедзянов, 1984: Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни, — Казань:

186. Таткнигоиздат, 1984. -240 с.

187. Никольский, 1920: Никольский Н.В. Конспект по истории народной музыки ународностей Поволжья. — Казань: Первая гос. тип., 1920, - 72 с.

188. Нуриева, 1999: Нуриева И.М. Музыка в обрядовой культуре завятскихудмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления. —

189. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999.-272 с.

190. Остроумов, 1876: Остроумов НП. Первый опыт словаря по выговорукрещеных татар Казанской губернии. - Казань, 1876. - 145 с.

191. Остроумов, 1892: Остроумов Н.П. Татарско-русский словарь. — Казань,1892.-246 с.

192. Павлов, 1971: Павлов Ф.77. Чувашские гусли (пер, на рус. яз. Н. Павлова) //

193. Собр. соч. в двух томах. Том II. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1971. - 246250.

194. Императорского русского археологического общества. - Вып.2; - Т.VIII.1909.-С. 133-281.

195. Рашидова, 1992: Рашидова Д. Ученый-музыкант, поэт и историк Дарвиш

196. Али Чанги // Культура Среднего Востока — развитие, связи и взаимодействия;- Ташкент: Фан, 1992. - G.51 - 69.

197. Риттих, 1870: Риттих А. Ф. Материалы для этнографии России. Казанскаягуберния. - Ч. 1 - 2. - Казань, 1870. - 225 с.

198. Розеншилъд, 1978: Розеншилъд К.К. История зарубежной музыки. Вып. 1. Досередины XVII века. - М,: Музыка, 1978. - 544 с.

199. Романов, 1991: Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемытипологии. -М. : Наука, 1991. - 192 с.

200. Русско-афганский словарь: Русско-афганский словарь, - М.: Гос. изд-воиностр. и нац. словарей, 1955.

201. Русско-бенгальский словарь, 7Р56,* Русско-бенгальский словарь. —М.,1966.

202. Русско-мокшанский словарь, 1951: Русско-мокшанский словарь / Сост.

203. Г.Потапкин, А.К. Имеряков — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1951.- 688 с.

204. Русско-удмуртский словарь, 1956: Русско-удмуртский словарь /Ред. холл.

205. В,М;Вахрушев и др. - М ; : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956. - 1360 с.

206. Русско-чувашский словарь, 1971: Русско-чувашский словарь /Под редакцией

207. ИЛ. Андреева и Н.П. Петрова. -М, : Сов. энцикл., 1971. - 893 с.

208. Рыбаков, 1897: Рыбаков Г. Музыка и песни уральских мусульман// Записки Императорской Академии наук. XIII сер. - Т.2, №2. - СПб, 1897.- 325364.

209. Сарыбаев, 1978: Сарыбаев Б.Ш. Казахские музыкальные инструменты. —ф) Алма-Ата: Жалын, 1978. - 174 с.

210. Салманович, 1978: Салманович М.Я. Румыны//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Летне-осенние праздники. - М.: Наука, 1978.-С. 244-245.

211. Севортян. 1978: Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков(Общетюркские и межтюркские основы на букву Б). - М.: Наука, 1978. 350 с.

212. Серошевский, 1993: Серошевский В:Л. Якуты. Опыт этнографического иссле^^ дования. - М., 1993. - 714 с.

213. Софийский, 1891: Софийский И.М. О киреметях крещеных татар из деревни

214. Тавели Чистопольского уезда Казанской губернии //Труды IV археол. съезда.1. Т. П.-Казань, 1891:-12 с.

215. Славяно-татарский словарь, 1910: Славяно-татарский словарь. Пособие кчтению Евангелия, Часослова и Псалтири. Издание Православного миссионерского общества. -Казань, 1910. - 175 с.

216. Tarlaba§i, 1984: Tarlaba§i В; 0z 9algimiz kaval (Istanbul teknik Universitesi,>|{> Turk Devlet Konservatuan, Ogretim gerevlisi). - Istanbul, 1984. - 151c. (на тур. яз.)

217. Татар халкыныц.... 1985: Татар халкыньщ музыка уен кораллары (Эзешчэнсэнгать коллективлары ечен методик кулланма) /Тез. Р.Г.Гыйлажев. - Казан, 1985.-22 6.

218. Толковый словарь..., /Р7Р.* Толковый словарь татарского языка. В трех томах.

219. Т. 2. - Казань, 1979. - 728 с. (на тат. яз.)

220. Троянский, 1833: Троянский А. Словарь татарского языка и некоторых употребительных в нем речений арабских и персидских, собранных трудами и тщанием учителя татарского языка в Казанской г семинарии священника

221. Александра Троянского. - Т . 1. -Казань, 1833, -629 с. (рус. и араб, графика)

222. Троянский, 1835: Троянский Ai Словарь татарского языка:.. - Т. 2. - Казань,1835: - 340 с. (рус и араб, графика)

223. Троянский, 1840: Троянский А. Краткая татарская грамматика священника

224. Александра Троянского, - Казань, 1860. - 236 с.

225. Туишева, 1996: Туишева А-Народные мелодии - народу / Сост. А, Туишсва.

226. Казань: Дело, 1996. - 40 с, (на тат. яз.)

227. Уразманова, 1990: Уразманова Р.К. Обряд сорэн у народов Среднего

228. Поволжья и Приуралья (конец XIX - начало XX вв.) // Историческаяэтнография татарского народа. -Казань, 1990. - 94 - 110.

229. Утыз-Имдни, 1985: Утыз-Имэни Габдерэхим Шигырьлэр, поэмалар (Тез: Д:

230. Шарипов).-Казан; Тат, кит. нешр., 1985. -399 б.

231. Фаминцын, 1890: Фаминцын А. Гусли - русский народный музыкальныйинструмент. Исторический очерк с многочисленными рисунками и нотными примерами. - СПб., 1890. - 136 с.

232. Филиппов, 1915: Филиппов Г.А. Татарско-чувашские девичьи хороводы в

233. Тетюшском, Цивильском уездах Казанской губернии (с приложением нот)// Инородческое обозрение, кн. 10. - Казань, 1915. - 752 - 760.

234. Фитрат, 1993: Фитрат Габдрауф. Узбек классик музикасива унинг тарихи.- Тошкент,. 1993! - 44. (на узбек, яз.)

235. Хабибуллин, 1999: Хабибуллин СМ. Детский фольклорный ансамбль //

236. Материалы научно-практической конференции «Татарские музыкальныеинструменты: традиции и современность», - Казань, 1999: - 17 - 21.

237. Халиков, 1969: Халиков А. ^ Древняя история Среднего Поволжья. - М.:1. Наука, 1969;-396 с.

238. Халиков, 1973: Халиков АХ. Происхождение татар Поволжья и Приуралья.1. Казань, 1973.-160 с.

239. Халиков, 1991: Халиков А. X. Основы этногенеза народов Среднего Поволжьяи Приуралья, Ч. 1. Происхождение финноязычных народов /Учеб. пособие/.

240. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 108 с.

241. Халитов, 1980: Халитов Р.Ф. К изучению татарского народногоинструментария // Музыка и современность. - Казань, 1980. - 117 - 125.

242. Халитов, 1980: Халитов Р.Ф. Татарские народные духовые инструменты //

243. Музыка и современность. - Казань, 1980. - 126 - 143.

244. Халитов, 1987: Халитов Р.Ф. Татарские народные музыкальныеинструменты: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - Ташкент, 1987.26 с.

245. Халитов, 1991: Халитов Р. Ф. Татарские духовые инструменты. - Казань,1991.-42 с.

246. Халъфин, 7 7<?5.'Jia^ b^Mw Татарский словарь. Ч. I - I I , 1785 г. (рукописьхранится в Научной библиотеке КГУ).

247. Хасанов, 1977: Хасанов X. Формирование татарской буржуазной нации.

248. Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. -328 с.

249. Хисамов, 1983: Хисамов И.Н. Курайда уйнарга ейрэн. - Казан, 1983. - 32 б.

250. Чувашско-русский словарь: Чувашско-русский словарь /Под ред. М.И.

251. Скворцова. -М. : Русский язык, 1982. - 712 с.

252. Чокрый, 1996: Чокрый Гарифулла бине Гали. Габделкаюм эл-Насыри //

253. Цдэби мирас. - Казан, 1996. - Б. 59 - 60.

254. Юсупов, 1974: Юсупов Ф.Ю. Урта диалектный нагайбек сейлэшеурнвклэреннэн «Нагайбак туе» // Материалы по татарской диалектологии. 1. Казань, 1974.-С. 207.

255. Юсупов, 1967: /Ос>7/ов7".5. Верования и их пережитки // Татары Среднего

256. Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1967. - 342 - 372.

257. Яковлев, 1984: Яковлев В.И. Волынка у поволжских народов // Музыкальныйфольклор и творчество композиторов Поволжья. Сб. тр. ГМПИ им.

258. Гнесиных. Вып. 73. -М. , 1984. - 75 - 83.

259. Яковлев, 1991: Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструментынародов Среднего Поволжья. - Казань, 1991. - 116 с.

260. Яковлев, 1999: Яковлев В.И. Этноинструментоведение как научная и учебнаядисциплина // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы.

261. Материалы юбилейной научной конференции Казанской гос. консерватории,-Казань, 1999. - 120 - 123.

262. Яковлев, 2001: Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты

263. Волго-Уралья. Историко-этнографическое исследование. - Казань: Изд-во

264. Казан, ун-та, 2001. - 320 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.