Трансформация "человека потребляющего" при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Батюта, Екатерина Анатольевна

  • Батюта, Екатерина Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 177
Батюта, Екатерина Анатольевна. Трансформация "человека потребляющего" при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Екатеринбург. 2008. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Батюта, Екатерина Анатольевна

Введение. С.

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования потребления.С.

1.1 Понятие потребления: основные парадигмы исследования.С.

1.2 Антропологическое «смещение» анализа потребления: от общественного потребления к потребителю.С.

Глава 2. Эволюция общества как трансформация потребления и потребителя.С.

2.1. Потребление как фактор развития производства в индустриальном обществе. Разумное общество и рациональный потребитель.С.

2.2. Общество массового потребления и массовый потребитель.С.

2.3 Имитационная культура постиндустриального общества. Символическое потребление и формирование компетентного потребителя. С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация "человека потребляющего" при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу»

Актуальность исследуемой темы определяется новой ролью потребления и потребителя в современном обществе.

Постиндустриальное общество - это общество массового потребления, I или общество изобилия. Потребление стало ядром социальной структуры. Если еще полвека назад на первый план внимания выходило производство (прежде всего материальное производство), то сейчас центральное место занимает именно потребление, а рыночные технологии представляют собой технологии борьбы за потребителя. Реалии жизни заставляют произвести как переоценку потребления и его роли в обществе, так и «человека потребляющего».

Наступает время, когда символический и информационный аспект поиска, присвоения, использования и утилизации товаров, услуг и культурных предметов нацеливает прежде всего на антропологические приоритеты, на кардинальные изменения человека, который лишается своей классической экономической сущности «нуждающегося» и приобретает новые свойства.

Знание о потребителе должно стать важнейшей составляющей науки о человеке, о возможностях его достойной и благополучной жизни. В России, как частный уровень исследования потребителя и его культуры, так и степень философского осознания их ценности не являются пока предметом усиленного внимания. Философский анализ потребления и потребителя в условиях динамизма и нестабильности является важным элементом антропологического измерения современности.

Степень разработанности проблемы. Потребление долгое время не являлось самостоятельной темой философского анализа. В традиции, идущей от античной философии, потребление связывалось с этической проблематикой блага, счастья, справедливости и предполагало проповедь умеренности, разумного контроля потребностей, ограничения (Платон, Аристотель, Эпикур, школы киников, стоиков и др.). В средневековой философии потребление относилось к низменной стороне человеческой жизни, считалось недостойным, подлежало самоограничению (Августин, Альберт Великий, Бонавентура и др.). В новоевропейской философии внимание обращается на человеческие потребности и выдвигается идеал «разумного эгоиста», отказывающегося от удовлетворения части своих потребностей (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Мандевиль, А. Шефтсбери, И. Бентам и др.). Потребление признается стороной экономической деятельности человека и общества и отождествляется с воспроизводством типа человека, соответствующего типу общества. Формируется дихотомия «производство - потребление». Потребление служит стимулом развития производства, а через него — общества. Тем не менее, представление о потребителе остается представлением об «экономическом человеке» - рациональном субъекте системы общественного воспроизводства (К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П. Сорокин и др.).

Центральными темами потребление и человек-потребитель становятся в работах Т. Веблена и Э. Фромма. Основной пафос этих исследователей направлен на обоснование противоречия «человек подлинный - человек субъект (ориентированный на бытие)» и человек неподлинный (ориентированный на обладание)».

В XX веке потребление становится исследовательской проблемой социологии, культурологии, маркетинга, этнографии, социальной психологии. Изучаются вопросы поведения потребителей: как рациональное поведение ( Дж. Бьюкенен, Л. Вальрас); как эффективное потребление (Я. Корнай, Г. Саймон, Н. Смелзер); как культурное потребление (Р. Коуз, Г. Саймон, Е. Чирикова и др.). Потребление предстает как социокультурный феномен с новой конституирующей ролью в формировании общественных отношений. Этот подход наиболее заметен в работах по экономической социологии и социологии потребления (B.B. Радаев, A.B. Шевчук, Д. Беккерт, М. Ноллерт, С.С. Ярошенко и др).

В исследованиях маркетингового стимулирования и рекламы выделение множества взаимосвязанных локальных субъектов потребления выступает фундаментом для разработки и реализации маркетинговых и рекламных стратегий различных разновидностей (Т. Амблер, Р.Д. Блэкуэлл, Т. JI. Коллинз, Ф. Котлер, П. У. Миниард, Д.В. Энджел, Ч. Сэндидж, и др.).

На основе обобщения данных этих частных областей, философское осмысление потребления и потребителя оформляется в трех тенденциях:

1) Потребление составляет ядро современного общества и определяет его сущность. Истоками формирования концепций такого рода послужили «теория постиндустриального общества» Д.Белла, «технотронная концепция» З.Бжезинского, «зрелое общество» Д. Габора, «постсовременное общество» Ж.Ф.Лиотара, «новое индустриальное общество» Дж. Гэлбрейта. Внимание исследователей фокусируется на двух трактовках потребления. «Рыночный» подход к потреблению и потребителю представляет их в качестве движущих сил развития общества (А. Турен, Д. Тапскотт, И. Масуда, П. Дракер, Д. Мартин, Г. Молитор, и др.). Противопоставление общества традиционного и современного выявляет различие потребления в них (Э. Тоффлер, А. Кинг, Д. Несбит, М. Маклюэн, Ж. Эллюль, JI. JIapyni, М. Постер и др.). Проблемы развития общества потребления в России стали предметом исследований, представленных трудами И.С. Мелюхина, Д.В. Иванова, Р.И. Цвылева, H.A. Иванова, Л.В. Скворцова, и др. Основной вывод анализа таков: потребление задает цели и ориентиры общества, обеспечивая его стабильность и формируя социальную структуру. Человек-потребитель в этом случае - противоречивое соединение рационалистичного субъекта и манипулируемого объекта социального взаимодействия, «актор» и «фактор» современного общества.

2) Потребление отличается наличием собственной сущности и создает собственную «потребительскую» онтологию. Начало такому подходу положили философская антропология, в которой «неукорененность», «открытость» человека вынуждает людей преодолевать биологическую недостаточность через социально-культурные средства воспроизводства своей жизни, в частности, через потребление (А. Гелен, М. Шелер, X. Плеснер, Х.-Э. I

Хенгстенберг и др.). Потребление — это способ конструирования пространства бытия человека и смыслов его существования. Оно задает основные способы поведения человека, обусловливая его новую, «свободную» сущность. Однако человек-потребитель утрачивает самостоятельность и господство над самим собой, что отмечают представители экзистенциализма и герменевтических концепций (Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, Э. Гуссерль, Г. Гадамер, П. Тиллих и др.).

3) Потребление представляет собой некий медиатор (особую «виртуальную» сферу жизнедеятельности человека и общества) и создает «симулятивную реальность». Потребление наделяет предметы природного мира особым символическим смыслом, позволяющим человеку создавать отношения с другими людьми на основе имитации природных и социальных явлений, проектировать и конструировать таким способом свою жизнь. Потребление, превращаясь в деятельность по «переводу» явлений и вызовов естественного мира на язык нужд и запросов человека-потребителя, приобретает знаковый характер и стимулирует создание мира культуры. Такая идея выносится в центр внимания в трудах Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, У. Эко, А. Крокера, Д. Кука и др. Среди российских авторов подобного подхода придерживаются A.B. Гулыга, JI.K. Зыбайлов, В.И. Ильин, В.А. Кутырев, А.Я. Пучков, В.П. Фуре и др.

При исследовании потребления необходимо учитывать и воздействие на человека системы средств массовой коммуникации. Включение СМИ в процесс потребления приводит к формированию «одномерного» и излишне управляемого человека (Г.Маркузе, П.Лазарсфельд, Р.Мертон, М. Маклюэн, Ю.Хабермас, Б.А. Грушин, Б.М.Фирсов, Ю.А. Шерковин, и др.).

Однако представления об излишней управляемости современного человека преодолеваются в конце XX века. В этом ключе человек рассматривается как сознательный манипулятор символическими значениями товаров и услуг. Он целенаправленно использует их для создания и поддержания идентичности или стиля жизни (П. Бурдье, 3. Бауман, Ж. Бодрийяр, Р.У.Белк, Р. Бокок, С. Браун, А. Венкатеш и др.). В отечественной науке эти характеристики потребителя представлены в трудах И.В. Алешиной, Д.И.Баркан, И.Н. Герчиковой, В.И. Ильина, A.A. Овсянникова, М.Н. Римашевской, Б.А. Соловьева и др.

Психологические особенности «человека потребляющего» выражаются в потребительских нарративах и дискурсах, отражающих развитие потребностей, интересов, желаний, скрытых бессознательных импульсов. «Погружение» в психологическую сферу рисует потребителя как обитателя гиперреальности (имитационной, символической среды), «общества спектакля», природа которого совпадает с характером как актера на сцене, так и зрителя. Этот взгляд нередко встречается в литературе постмодернистской традиции (И. Гейбриел,"Ф. Джеймисон, Г. Дебор, Р. ДюГей, Д. Коупленд и др.).

Особый блок в исследовании составили переведенные автором диссертационного исследования журнальные работы англоязычных исследователей потребления, представляющие мультидисциплинарный подход к изучению потребителя, сформировавшийся в последнее десятилетие (С. Кэмпбел, А.Ланг, Е.Леопольд, С. Лури, Д. Слейтер, А. Уорд, М. Фезерстоун, А.Ф. Фират, Е. Хиршман, С. Фергюсон и др.).

Несмотря на многоаспектные направления изучения потребления, тематика, затрагивающая реконструкцию развития потребления, изменения его роли и места в обществе под философско-антропологическим углом зрения, а именно как параллельный процесс эволюции потребления и трансформации (смены типов) потребителя, выбранная в качестве специальной проблемы философско-антропологического исследования, недостаточно разработана и не представлена в целостном виде.

Главной исследовательской проблемой в этой области следует считать вопрос о том, каким образом изменение потребления, его роли и места в обществе сопряжено с изменением «человека потребляющего». Цель и задачи исследования. Диссертационная работа ставит целью рассмотреть, каким образом изменяются типы «человека потребляющего» в процессе изменения сущности, роли и места потребления при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Представить теоретико-методологические основания исследования потребления, рассмотрев основные парадигмы исследования;

2. Выявить особенности антропологического «смещения» анализа потребления от общественного потребления к потребителю;

3. Определить специфику потребления в индустриальном обществе и соответствующих ему типов потребителя;

4. Осуществить анализ общества массового потребления и выявить особенности типов потребителя в нем;

5. Выявить характерные признаки постиндустриального общества, определить место и роль потребления в этом обществе и формирующиеся новые типы потребителя.

Таким образом, предметом исследования выступает динамика потребления как смена социально-культурных типов человека-потребителя. Методологические и теоретические основы исследования

Перенос акцента исследования с общественного потребления как фактора производства на «человека потребляющего» предполагает антропологию в качестве теборетико-методологической основы анализа темы. Однако классический вариант философской антропологии (М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен, Э. Кассирер и др.) уже не достаточен для эффективного анализа современности. Поэтому речь идет о своеобразных модификациях антропологического подхода, учитывающих наработки культурной и социальной антропологии, социальной философии, постмодернизма.

Предпосылочную часть исследования составили работы по поведению потребителя (М. Соломон, А. Венкатеш, А. Фират, В Ланг, Д. Озанн, В. И. Ильин, И.В. Алешина и др.), а также теории менеджмента, маркетинга, рекламы и психологии потребителя.

Анализ потребителя невозможно осуществить без учета специфики современного состояния общества в целом и потребления в нем. В этом отношении наиболее значимыми явились труды теоретиков социального конструктивизма и постмодернизма, среди которых особо следует отметить концепции Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Ж.-Ф. Лиотара.

Основным методом исследования является типологический, также используются методы дискурсивного анализа и социально-типологические методы.

Научная новизна диссертационного исследования:

- Впервые динамика потребления и изменение его места и роли в обществе рассматривается с антропологической точки зрения - как изменение типов потребителя;

- Впервые содержательно определены основные парадигмы исследования потребления и «человека потребляющего»;

- Впервые представлен сравнительно-типологический анализ потребления, его места и роли в разных типах общества: индустриальном, обществе массового потребления, постиндустриальном и формирующемся информационном;

- Впервые выявляются культурно-исторические типы потребителя и дается их сравнительный анализ;

- Вводится и обосновывается новое понятие «компетентный потребитель» как нарождающийся основной тип потребителя информационного общества;

- Впервые потребление рассматривается как творческий процесс самореализации человека, преодолевается отрицательный стереотип понимания потребителя и потребления;

- Вводится в научный оборот отечественной философии пласт переведенной автором англоязычной литературы по проблемам потребления.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование современного потребления и потребителя возможно только на основе междисциплинарной парадигмы, вовлекающей методологические установки, законы, ценностные предпочтения и терминологию целой иерархии смежных дисциплин — от эмпирической психологии и тактического менеджмента до философии и теории культуры.

2. В современности происходит антропологический «сдвиг» в анализе потребления, характеризующийся смещением исследовательского интереса от общественных параметров потребления как фактора материального производства к особенным свойствам человека-потребителя.

3. В индустриальном обществе вторичный по отношению к производству характер потребления обусловливал доминирование рационального типа потребителя, осуществляющего свою деятельность на основе логически и прагматически обоснованного выбора.

4. В массовом обществе потребление реабилитируется и признается важнейшей стороной жизни, но оно подчиняется законам «рыночной стихии» и порождает несамостоятельного, нерационального потребителя-обывателя, служащего объектом манипулирования для рыночных сил. 5. Постиндустриальное и формирующееся информационное общество производит несколько новых типов «человека потребляющего», среди которых выделяются «символические манипуляторы», сознательно оперирующие вещами-знаками, и новый, нарождающийся тип -«компетентный потребитель», использующий потребление для самореализации и творческого самовыражения. Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования состоит в попытке включения понятий «потребитель» и «потребление» в область философского исследования, а также в обобщении и вычленении философско-антропологических идей из многочисленных частных теорий поведения потребителя, культурной антропологии, социологии потребления. Кроме того, в работе представлены некоторые социокультурные измерения взаимоотношений потребителя и потребления, выявлена специфика формирования «новых» потребностей человека.

Практическая значимость исследования предполагает возможность , использования при создании принципов корпоративных стратегий, маркетинговых исследований, выработке «философии» рекламы. Кроме того, идеи и выводы работы могут применяться в образовательной деятельности в высших учебных заведениях в курсах философии и культурологии, а также при подготовке специализированных курсов для студентов различных специальностей (менеджмент, маркетинг, социально-культурный сервис и туризм, реклама, связи с общественностью и др.).

Апробация работы представлена в материалах автора, опубликованных в коллективной монографии, в ряде научных и публицистических статей, в учебных и учебно-методических пособиях. Часть положений работы была представлена на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях в 2002-2007 гг. в г. Екатеринбурге. Материалы исследования используются автором при чтении дисциплин «Основы рекламы», «Культурная антропология» и «Рекламоведение» на факультете социальной психологии и социологическом факультете Гуманитарного университета.

Структура и объем работы отражают логику раскрытия поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Батюта, Екатерина Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная жизнь, движимая потреблением, базируется на целом созвездии идей о человеке, его сущности, экономическом и социальном благополучии. Потребительская культура человека предполагает, что развитие потребительских практик - это «прогресс», и утверждает, что человек живет, чтобы увеличить свое материальное благополучие и обогатить свой жизненный опыт как можно большим количеством разнообразных вещей и удовольствий. Эти верования поощряют «сверх-потребление» как стиль жизни, ибо они провозглашают мир бесконечной свободы без естественных ограничений и моральных барьеров для деятельности человека.

Выбирая такую свободу, человечество перестраивает мир, где природа I старого» человечества должна быть побеждена. Поддержку сверхпотреблению оказывает законы, его провоцируют политическая система, СМИ и административные органы.

Как любое сложное явление, современное потребление - многогранный феномен и требует точного определения. В широком смысле это использование и уничтожение множества вещей, в корпоративном смысле - это использование различных предметов в производстве товаров и услуг для «потребителя». Не всякое потребление вредит, но большая часть научной литературы настаивает, что потребление это нездоровое и опасное для человека и природы явление. Между тем, потребитель остается основным элементом как экономической, так и политической, и социальной системы современности и необходимо отличать не только негативный, но и позитивный аспект этого явления.

Отрицательное» сверхпотребление возникает когда (1) люди (индивидуально или коллективно) превращают потребление в цель само по себе, а не в средство достижения иных, более высоких целей, (2) там, где экономическая и юридическая системы не могут эффективно распознать будущие расходы и траты, (3) там, где они не в состоянии воспитать будущее поколение в духе компетентного потребления.

На самом деле иллюзии, создаваемые торговцами, стали новой религией. Подпитывая грезы и желания материального спасения здесь и сейчас, корпорации старательно создают «потребителя», идеальную маркетинговую модель человека, отвергающего традиции, сосредоточенного на немедленном воздаянии, погрязшего в прихотях и желании новых вещей. Иметь больше вещей, и каждый раз новых, стало не просто тем, чего нам хочется, но тем, что нам необходимо. Идея возрастания благосостояния стала центральной для нашей идентичности и нашей безопасности, и мы зависимы от нее.

Эта коллективная зависимость глубоко укоренилась. Когда защитники окружающей среды требуют ограничить потребление - и бизнес, и потребители одинаково противодействуют. У потребителя такие большие возможности удовлетворять свои желания с помощью вещей, что любое предложение их ограничить встречает явную озабоченность, депрессию, гнев и даже панику.

Отчасти это происходит из-за большого давления рекламы, и это воздействие начинается с детства. Даже если рекламируемый продукт не запоминается, остается настроение: есть нечто, что удовлетворит твою потребность, нужно только купить это. Даже если люди не покупают продукт, они покупают консюмеризм, бесконечно повторяя идею, что есть товар, решающий все их проблемы, и что их существование станет полноценным и удовлетворенным, только если они купят правильные вещи. Иррациональная природа этой зависимости от потребления приводит к тому, что человек «свекрхиндивидуализируется», сосредоточивается только на себе и исключается из сообщества. Желание владеть и потреблять все больше и больше — также источник несправедливости во всем мире. Средний гражданин капиталистического мира примерно в 8 раз богаче, чем житель развивающегося мира, и в противовес всем сказкам о «прогрессе» это благоденствие бело достигнуто отнюдь не путем технологических и культурных инноваций. Путь «роста и прогресса» через потребление остается главным принципом потребителей, корпораций и правительства.

В иррациональной зависимости от потребления возникает и коллективная слепота - смешение понятий «лучше» и «больше». В идеальных маркетинговых видениях конкуренция — наличие альтернатив для покупателя и продавца, которые сохраняют доходы на определенном уровне и разумно размещают ресурсы. Однако сегодня крупные корпорации диктуют, в каком направлении будет развиваться мировой бизнес, вызывая негативные нравственные последствия.

Основной строительный материал современной теории человека -иррациональный, заинтересованный только в себе действующий персонаж, максимизирующий свои потребительские предпочтения. Создание оптимальной новой «культуры желаний» будет делом долговременным. Индивид уже становится окружен иллюзиями-посланиями, закрепляющими доминирование прихотей. Формирование культурной компетенции потребителя может стать спасением от сложностей современного потребительского мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Батюта, Екатерина Анатольевна, 2008 год

1. Arnold, S. J., Fischer, E. Hermeneutics and Consumer Research / S. J. Arnold, E. Fischer // Journal of Consumer Research 1994 - № 21 (June). - P. 55-70. -Режим доступа к журн.: http://www.journals.uchicago.edu/JCR/home.html

2. Baudrillard, J. Simulations / J. Baudrillard New York: Semiotext(e), 1983. - P. 102

3. Bauman, Z. Consuming life. / Bauman, Z. // Journal of Consumer Culture.: SAGE Publications. 2001. - Vol.1 - P. 9 -29

4. Berg, L. The Low Literate Consumer/ L. Berg //International Journal of Consumer Studies 2007. - Vol. 31. - Issue 4 .- P. 418 July 2007)

5. Best, S., Kellner D. postmodernist theory: Critical Interrogations. N.Y.: the Guilford Press, 1991. - C. 111-145

6. Best, S., Kellner, D. Postmodern Theory/ S. Best, D. Kellner. N.Y.: The Guilford Press, 1991.-324 p.

7. Bocock R. Comsumption. London: Routledge, 1993. - P. 30-661 l.Bourdieu, P. Sociology in question / P. Bourdieu London: Sage, 1993. - Режим доступа http://gold.ac.uk/ slater/consumer/bibliob.htm

8. Bourdieu, P.The forms of capital, в J.G. Richardson (ed.), Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education, Greenwood Press, 1986 P. 241258.

9. Campbell, C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism / C. Campbell Oxford: Basil Blackwell, 1987. - P. 18-21

10. Even-Zohar, I. Factors and Dependencies in Culture: A Revised Draft for Polysystem Culture Research.// Canadian Review of Comparative Literature . -1997 . Vol. XXIV. - Number 1 (March). - P. 15-34.

11. Featherstone, M. Consumer Culture and Postmodernism / M. Featherstone. -London: Sage, 1991 P. 48-55

12. Ferguson, H. Watching the World Go Round: Atrium Culture and the Psychology of Shopping. London: Routledge, 1992.

13. Fournier, S., Mick D. S. Rediscovering Satisfaction / S. Fournier, D. S. Mick, // Journal of Marketing 1999. №, 63 (October) - P. 5-23 .

14. Giddens, A. The constitution of society/ A. Giddens. Cambridge: Polity Press, 1984.-P. 45-46

15. Holt, D.B. Why Do Brands Cause Trouble? A Dialectical Theory of Consumer Culture and Branding / D.B. Holt // Journal of Consumer Research 2002. - №29 (June). - P. 70-90. - Режим доступа к журн.: http://www.journals.uchicago.edu/JCR/home.html

16. Janus, N. Cloning Consumer Cultures: How International Marketing Sells the Western Lifestyle. -N.Y.: Cultural Survival Quarterly, 2002-2003

17. Lebergott, S. Pursuing happiness: American consumer in the XXth centuiy / Lebergott, S. NY: Sage, 1993

18. Maffesoli, M. The Time of Tribes / Maffesoli, M. Thousand Oaks, CA: Sage. -1996

19. Mick, D. G., Buhl, С. A Meaning-Based Model of Advertising Experiences / D. G. Mick, C. Buhl / Journal of Consumer Research 1992. - №19 (December) - P.317.338. Режим доступа к жури.:http://www.journals.uchicago.edu/JCR/home.html

20. Reich, R. The Work of Nations/ Reich, R.- N. Y.: Sage, 1991.

21. Schlosser. Boston: Houghton Mifflin, 2001 34.Slater, D. Consumer Culture and Modernity / D. Slater. - Cambridge: Polity Press, 1997 - P. 234-236

22. Small, R. G. Dead Men Walking: From Baudelaire to Bauhaus and Beyond / R. G.

23. Small // Consumption, Markets and Culture, 2002 - Vol. 5 (1). - P. 13-19 36.Swidler, A.Culture in Action: Symbols and Strategies // American Sociological Review . - 1986. - №51 (April). P. 273-286.

24. Wallendorf, M. Literally Literacy / M. Wallendorf // Journal of Consumer Research 2001. - № 27 (March), 505-511. - Режим доступа к журн.: http://www.journals.uchicago.edu/JCR/home.html

25. World Development Report, 1993. N.Y.: Oxford University Press, 1993

26. Yakhlef, A. Mapping the Consumer-Subject in Advertising / A. Yakhlef // Consumption, Markets and Culture. 1999. - № 2. - Vol.2. - P. 129-145

27. Аристотель. Сочинения в четырех томах / Аристотель М.: Мысль, 1978. -Т.4.-687 с.

28. Бандура, А. Теория социального научения / Пер. с англ. под ред. H. Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

29. Бауман, 3. Возвышение и упадок труда / 3. Бауман //Социологические исследования. 2004 - № 5 - С.77- 85.

30. Беккер, К. Словарь тактической реальности: Культурная интеллигенция и социальный контроль / К. Беккер; (Пер. с англ. О. Киреева). М.: Ультра. Культура, 2004. - 224 с.

31. Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Состав, предисл. и примеч. JI.B. Полякова. М.: Има-пресс, 1990. - 288 с.

32. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака: Пер. с франц. С.Н. Зенкина / Ж. Бодрийяр М.: Библион-Руская книга, 2003. - 272 с.

33. Бодрийяр, Ж. Система вещей: Пер. с франц. и вступит, статья С.Н. Зенкина / Ж. Бодрийяр М.: Рудомино, 2001. - 218 с.

34. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть: Пер. с франц. С.Н. Зенкина / Ж. Бодрийяр М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

35. Бурдье, П. практический смысл /Пер. с франц.; общ. ред. и послесл. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. - Режим доступа: http//yanko.lib.ru/books/cultur/bourdieu-all.htm

36. Бурдье, П. Структура, габитус, практика: пер. с франц. Н.А. Шматко / П. Бурдье //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — Т.1. — № 2. - С.125-166

37. Бурдье, П. Начала: пер. с франц. Н.А. Шматко / П. Бурдье M.: Socio-Logos, 1994.-272 с.

38. Бурдье, П. Социология политики: Пер. с фр. Н.А. Шматко/ П. Бурдье М.: Социо-Логос, 1993 - 336 с.

39. Вебер, М. Избранные произведения / Пер. с нем., сост. и общ. ред. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гойденко; коммент. А.Ф. Филиппова М.: Прогресс, 1990.-808 с.

40. Веблен, Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С.Г. Сорокиной; под общ. ред. В.В. Мотылева / Т. Веблен. М.: Изд-во «Прогресс», 1984 - 363 с.

41. Веллмер, А. Модели свободы в современном мире / А. Веллмер // Социологов Социология. Антропология. Метафизика: Выпуск 1. М.: Прогресс, 1991.-С.11-38

42. Гоффман, Э. Символы классового статуса / Э. Гоффман // Логос. 2003. - № 4-5 (39). - С. 42-53

43. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И Даль: В 3 т.- М.: Русский язык, 1980. Т. 3.

44. Де Грааф, Дж. Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру /Дж. Де Грааф, Д. Ванн, Т.Х. Нэйлор (Пер. с англ. Н. Макарова). М.: Ультра. Культура, 2003 -392 с.

45. Дебор, Г. Общество спектакля / Пер. с франц. С. Офертаса и М. Якубович -М.: Логос, 1999.-224 с.

46. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина М.: Институт экспериментальной социологии; СПб., Алетейя. 1998. -288 с.

47. Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. М.: Издательство «Ad Marginem», 2000. - 511 с.

48. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / Пер. с англ.- М.: Наука, 1993.-432 с.

49. Джохадзе, И. Homo faber и будущее труда / И. Джохадзе // Логос. 2004. - № 6 (45).-С. 3-21

50. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избранные труды / О.Г. Дробницкий. М.: Гардарики, 2002. — 524 с.

51. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр. А. Н. Ильинского; под ред. В. А. Базарова. М. : Мысль, 1994. - 399 с.

52. Иванов, Д.В. Постиндустриализм и виртуализация экономики// Журнал социологии и социальной антропологии, 1998,- Т. 1, вып. 1. — Режим доступа к журн.: http//www.soc.pu.ru/ publications/jssa/1998/l/a8.html

53. Игнатова, Н.Ю. Человек взрослый: философско-антропологический анализ / Н.Ю. Игнатова. Нижний Тагил: НТИ УГТУ-УПИ, 2005. - 118 с.

54. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества// «Полис». 1997. - №4 - Режим доступа к журн.: http//www.politstudies.ru/ arch/authors/23 5 .htm

55. Иноземцев, B.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии?/ В.Л. Иноземцев. // Вопросы философии. 1998. -№ 9. - С. 27-37

56. Кастельс, М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория. - 328 с.

57. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/Пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана-. М.: ГУ ВШЭ, 2000.-608 с.

58. Кларк, Д. Б. Потребление и город, современность и постсовременность /Д.Б. Кларк // Логос. 2002. - № 3 (34). - С. 1-30

59. Кропотов, C.JI. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида: монография / С.Л. Кропотов. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 1999. - 408 с.

60. Кузнецов, В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в./ В.Н. Кузнецов и др. М.: Политиздат, 1986. - 400 с.

61. Ларошфуко, Ф. Максимы и моральные размышления; Мемуары/ Ф. де Ларошфуко; Из мыслей / Б Паскаль; Из характеров или кравов нашего века / Ж. Де Лабрюйер: пер. с фр./сост. и примеч. В. Вербицкого. М.: РИПОЛ классик, 2005. - 560 с.

62. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье: время, труд культура Запада / Пер. с фр. C.B. Чистяковой, Н.В. Шевченко. Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 2002. - 327 с.

63. Лебон, Г. Психология масс //Психология масс: Хрестоматия / Ред.-сост., предисл. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ -М», 2001.-С. 5-115

64. МакЛюэн, М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / Пер. с англ. А. Юдина. К.: Ника-Центр, 2003. - 432 с.

65. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии: пер. с нем. М.: Издательство политической литературы, 1988. -Т.1.-891 с.

66. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., предисл. и примеч. А. Юдина. М.: REFL-book, 1994-С. 368 с.

67. Миллер, С. Психология игры /Пер. с англ. B.C. Сысоева. СПб.: Университетская книга, 1999. - 320 с.

68. Мосс, М. Социальные функции священного: Избранные произведения / Пер. с фр. под общ. ред. И.В. Утехина. СПб.: Евразия, 2000. - 448 с.

69. Мясникова, Л.А. Чувственность и духовность // Жизненные миры философии: Сб. науч. ст./ Под ред. В.А. Лоскутова, В.В. Скоробогацкого, Л.А. Мясниковой / Л.А. Мясникова. Екатеринбург: ОАО «Полиграфист», 1999.-С. 56-67

70. Плотников, В. И. Польза, Полезность// Современный философский словарь/ под общей ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. - С. 524

71. Пучков, А.Я. Имитационная реальность: онтогносеологический анализ: Монография / Рос. филос. о-во и др. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2005. - 252 с.

72. Радаев, В.В. Социология потребления: основные подходы /В.В. Радаев // Социс 2005. - №1 - С. 8 -28

73. Рамштедт, О. Актуальность социологии Зиммеля / О. Рамштедт // Социологический журнал. 1994. - № 2. - С. 53-64.

74. Скотт, А. Дж. Культурная экономика в городах /А.Дж. Скотт // Логос. 2002. - № 3 (34). - С. 1-26

75. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

76. Статт, Д. / Пер. с англ. С. Егорова, Б. Орлов. СПб.: Питер, 2003. - 446 с.

77. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка/ М. Фасмер: в 4-х т-СПб.: Терра Азбука , 1996. - Т. 4. - С.96

78. Филиппов, А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности/ А.Ф. Филиппов // Вопросы философии. -1998 № 8. - Режим доступа к журн.: ЬЯр/Лухулу.гс.гг^Б.ги/ гс/РЫз1огу.Ы:т

79. Фоксол, Г., Голдсмит, Р, Браун, С. Психология потребителя в маркетинге / пер. с англ. Под ред. И.В.Андреевой.- СПб.: Питер, 2001. 352 с/

80. Фромм, Э. Иметь или быть. Величие и ограниченность теории Фрейда: Пер. с англ. Н. Войскунской, И. Каменкович и др.; сост., автор предисл. П.С. Гуревич. М.: ООО "Фирма "Издательство ACT", 2000.-448 с.

81. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Пер. с англ. М.Б. Левина М.: ОАО «Издательство ACT»: ОАО «Люкс», 2004. - 349 с.

82. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? Пер. с нем. -М.: Издательство «Весь мир», 2002. 144 с.

83. Харт, К. Постмодернизм / Пер. с англ. К. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.-272 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.