Трансформация концепции "Москва - Третий Рим" в русском православном старообрядчестве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Товбин, Кирилл Михайлович

  • Товбин, Кирилл Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 160
Товбин, Кирилл Михайлович. Трансформация концепции "Москва - Третий Рим" в русском православном старообрядчестве: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2006. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Товбин, Кирилл Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.

1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ОБЗОР.

1.1. Общий обзор источников.

1.2. Анализ основных исследовательских работ по данной теме.

2. СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ТРЕТЬЕГО РИМА.

2.1. Сакрализация государства на Руси: от рефлексии - к персонификации (I и II этапы).

2.2. Оформление концепции «Москва-Третий Рим» (III этап).

2.3. Появление самодержавных доктрин (IV этап).

3. РУССКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО КАК НОСИТЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ ТРЕТЬЕГО РИМА.

3.1. Раскол. Староверческая «контрреволюция».

3.2. древлеправославие в имперскую и советскую эпохи.

3.3. современное старообрядчество и концепция третьего рима.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация концепции "Москва - Третий Рим" в русском православном старообрядчестве»

Актуальность темы исследования. Современное глобалистическое распыление национальных ценностей вызывает как реакцию осмысление места России в мире, путей её развития, национального исторического опыта. Многие исследователи подчёркивают, что современный политический, экономический, социальный, национальный и духовный кризис России - следствие модернистского уклонения от традиционного идейного пути, начиная с XVII века. Соответственно, встаёт задача исследования досекулярной, домодернизационной русской идентичности. В этом контексте актуальной для исследования становится тема старообрядческого «контрмодернизма» - развития в условиях модерна традиционной русско-православной идентичности.

Общественное мнение долго считало, что старообрядчество - противник развития страны и сторонник консервативного замыкания на национальном историческом опыте. В данном исследовании старообрядчество предстаёт в ином ракурсе - как хранитель традиционных основ русско-православной национальной идентичности. Одно из отражений русской православной идентичности -концепция «Москва - Третий Рим» - было задействовано и трансформировано в культурном и интеллектуальном наследии старообрядчества. Современный поиск духовного положения России между Востоком и Западом, обществами традиционными, модернистскими и постмодернистскими существенно обогатится от прикосновения к старообрядческому традиционализму.

В данной работе проведено философское исследование трансформации в русском православном старообрядчестве концепции «Москва - Третий Рим» (для этого рассматриваются сущность концепции, причины её формирования, этапы становления, проявления в истории). Концепция «Москва - Третий Рим» и русское староверие исследуются в философско-религиоведческом и историко-философском ракурсах.

Ключевая проблема заключается в том, чтобы прояснить роль старообрядчества в хранении и развитии русской идентичности (конкретно - концепции Третьего Рима) в посттрадиционных условиях.

Объектом исследования является старообрядчество в ракурсе трансформации и реализации концепции «Москва - Третий Рим». Предмет исследования - религиозно-философские основания поэтапного становления и трансформации в староверии концепции «Москва - Третий Рим».

Степень разработанности проблемы. Собственно философских исследований, посвященных проблеме русской православной идентичности в старообрядчестве, нет. Темы Третьего Рима и старообрядческого контрмодернизма разрабатывались в более широком контексте исторических и культурологических исследований. Прежде всего, это монография Н.В. Синицыной «Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции», в которой проводится историко-филологическое исследование данной проблемы, причём акцент ставится на текстологическом анализе концепции. Н.В. Синицына комплексно исследует духовные и мировоззренческие аспекты формирования концепции Третьего Рима и факторы, повлиявшие на это.

И.А. Кириллов в монографии «Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма» подходит к изучению старообрядческой трансформации концепции Третьего Рима с конфессионально-богословской позиции, однако элементы философского анализа у него присутствуют. В большей степени Кириллов анализирует современное ему старообрядчество, отражающее -по его мнению - досекуляризационный русский уклад и особенности мышления, в этом ключе И.А. Кирилловым и затрагивается концепция «Москва - Третий Рим».

Кроме того, изучение концепции «Москва - Третий Рим» в контексте русской православной идентичности проводилось многими учёными. Особое внимание взаимозамисимости православной религиозности, русской ментальности и политических процессов уделили в своих исследованиях философы Н.Н. Алексеев, В.Д. Бакулов, Н.А. Бердяев, Ф.И. Гиренок, В.В. Розанов, П.Н. Савицкий, B.C. Соловьёв, Ф.А. Степун, Н.С. Трубецкой, религиоведы В.В. Зеньков-ский, Г.В. Флоровский, литературоведы A.JI. Гольдберг, B.JI. Комарович, Д.С. Лихачёв, М.Б. Плюханова.

Общее философское и религиоведческое исследование старообрядчества проводилось А.Г. Дугиным, С.А. Зеньковским, Ф.Е. Мельниковым, В.П. Рябу-шинским, М.О. Шаховым. Сюда же следует отнести работы историков и экономистов, соприкасавшихся с темой староверия: Н.Ф. Каптерёва, А.В. Карта-шёва, В.В. Керова, Б.П. Кутузова, П. Паскаля, Д.Е. Раскова. Отдельные этнографические и культурологические аспекты староверия рассматривались Ю.В. Гагариным, В.Ф. Миловидовым, А.Е. Катунским, В.Г. Карцевым, Н.М. Никольским, А.П. Щаповым. Более подробно вопросы историографии освещены в специальной главе «Историко-философский и источниковедческий обзор».

Цель исследования - философско-религиоведческое осмысление роли древлеправославия в сохранении, развитии и трансформации концепции «Москва - Третий Рим»; исследование смыслового наполнения концепции Третьего Рима староверами (сравнимо с дораскольным пониманием русской идентичности).

Задачи: провести обзор источников и основных исследований проблем русского самоосмысления, старообрядчества, концепции Третьего Рима; поэтапно проследить становление концепции «Москва - Третий Рим» в русской мысли IX - XVI вв., выявить движущие силы, религиозную и политическую подоплёки этого процесса; исследовать обращение староверов к концепции Третьего Рима как религиозно-традиционалистическую реакцию на секуляризацию России, начиная с XVII в.; рассмотреть этапы, формы и особенности трансформации староверами концепции Третьего Рима; раскрыть проблемы современной идентичности староверов в связи с постепенной потерей духовной идентичности в мире современных ценностей «открытого общества», Постмодерна.

Методологическая основа работы. Методология исследования формируется на пересечении нескольких теоретико-методологических оснований. Во-первых, автор отталкивается от философии русских евразийцев, обусловливавших развитие духовности России территориальными факторами, в первую очередь - «срединностью» России (П.Н. Савицкий), положением между различными природными, культурными и ментальными мирами (Г.В. Вернадский, Н.С. Трубецкой). Поскольку духовность - сила геополитическая, «территориальная», хранителем духовности является не какой-то слой, класс или страта населения, а весь русский народ, особенно - его сегменты, не подвергавшиеся методичному воздействию западной (модернистской) идейности (Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой). По мнению евразийцев, с Раскола XVII в. Россия разорвана на две рассогласованных части (Н.Н. Алексеев, JI.H. Гумилёв). При том ведущей является модернистская социальная верхушка, чуждая интересов и духовных нужд большинства населения. Хранителями традиционной русской идентичности является народ и его «авангард» - русские староверы (Н.Н. Алексеев), динамично развившие русскую идентичность в условиях натиска и торжества европейского Модерна. Соответственно, согласно евразийской логике, духовное наследие древлеправославия является одним из ценнейших хранилищ национальной идентичности (Н.Н. Алексеев).

Во-вторых, автор опирается на концепцию «археоавангарда» Ф.И. Гирен-ка1: устремление к высоким социальным и духовным идеалам будущего в опоре на традиционную идентичность и её контрсекулярные формы эпох Модерна и Постмодерна. Согласно Гиренку, русские староверы сохранили заряд христианской традиционной духовности, воплощающийся в приоритете бытового бытия над бытием политическим, в сочленённости всех сфер бытия. Особенно актуален такой подход сейчас, поскольку Постмодерн разрушает бытовое бытие современного человека, отрывая его от истинных, почвенных ценностей и переводя его в плоскость бытия поверхностного, политического, «дизайна поверхностей». Староверы, по Гиренку, «замкнули» православно-национальный курс русской мысли внутри вселенского христианства, вплетя языческое наследие в христианское самоосмысление. Староверие представляется несекуляризо-ванным осколком древнерусской духовности, но не замороженным, а динамичным, и исследовательское обращение к старообрядчеству равносильно обращению к источнику традиционной духовности России.

На формирование методологии повлияла и позиция старообрядческого философа М.О. Шахова, считающего древлеправославие традиционалистиче-ским «ответом» на секуляризационный «вызов» европейского Модерна. По его мнению, староверы не просто уклонились от натиска Модерна, но выработали собственную позицию отношений с западнизмом на уровне повседневности, особенно в решении политического и социального вопросов. Согласно Шахову, духовное наследие староверов, особенно XVIII-XIX вв., является примером хранения традиционно-православной идентичности в условиях модернистского нивелирования почвеннических ценностей. Помимо этого, проведённый Шаховым анализ основных философских произведений старообрядчества позволяет исследовать интеллектуальное наследие староверческих начётчиков с помощью современного научного терминологического аппарата.

Исходя из этого, синтетическую методологию автора можно характеризовать как евразийско-традиционалистическую, рассматривающую процессы за-паднизации и прозападной модернизации России как вырывание российской идентичности из традиционных рамок с последующим разрушением российской духовной самобытности. С разрушением традиционных религиозных ценностей российской цивилизации ослабевает и сопротивляемость инокультур-ным духовным началам, что в перспективе может нивелировать российскую ментальную самоидентичность и привести к распаду России, территориальному и социальному.

Научная новизна работы заключается в следующем: Представлена концепция «Москва - Третий Рим» как одно из наиболее ярких отражений русской православно-традиционной идентичности, должное

1 Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. - М.: Аграф, 1998; Гиренок Ф.И. Ускольвнимание к которому может положительно отразиться на политическом, духовном и культурном строительстве в России и в определении Россией своих геополитических интересов.

Показано русское православие как одна из важнейших основ формирования самоосмысления русского народа, концепция Третьего Рима - как одно из наиболее ярких проявлений русского православного миропонимания, соотношения власти и духовности, понимания места России в мировом историческом процессе.

Показано русское православное старообрядчество как носитель концепции «Москва - Третий Рим», традиционно-православной русской идентичности в условиях секуляризационного, модернистского натиска западной духовности.

Отмечено, что с XVII века концепция «Москва - Третий Рим» находила различные формы воплощения не в официальных государственных концепциях, а в русской ментальности; наиболее развёрнутый вид концепция Третьего Рима приняла в старообрядческом мировоззрении и духовном наследии.

Выяснено значение идейного наследия старообрядческих писателей для русского самоосмысления, а старообрядческого мировоззрения - как ключа к исследованию своеобразия российской культуры, её духовного места между Востоком и Западом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Русская традиционная православная идентичность со временем структурировалась и идейно оформлялась, проходя от неоформленного самоощущения первых веков христианства на Руси до создания собственно концепции Третьего Рима. На этот процесс влияли различные политические и духовные факторы, но, в целом, русская традиционная идентичность сформировалась как противостояние западной духовности (понимаемой как апостасийная) и как ощущение ношения вселенско-православной миссии русским народом.

2. Концепция «Москва - Третий Рим» содержит основные аспекты традиционно-православной идентичности: симфония власти и духовности (подчизающее бытие. М., 1994; Гиренок Ф.И. Явъ и грезы бесконечного тупика // Социум. - 1992. — № 5. - С. 53-77. нённости всех сфер бытия религиозной системе ценностей) в лице государя и Церкви; самоощущение русского народа как хранителя духовной ответственности за весь мир; неразрывность, сочленённость всех сфер бытия под предикативным господством религиозной нравственности.

3. Раскол XVII века стал не столько социальной или политической проблемой, сколько активизацией секуляризационного натиска Запада на российскую духовность, и часть русских (староверы) не только воспротивилась этому идейному напору на мировоззренческом, социальном, политическом и философском уровнях, но осуществила проект «контрсекуляризации» - традицио-налистического отзыва на модернистский натиск Запада. «Контрсекуляризаци-онный» проект динамично просуществовал почти четыре века и действует и до сих пор.

4. Старообрядцы (древлеправославные христиане) сохранили и развили основные аспекты концепции Третьего Рима, приспособив их к новым историческим условиям. Появились и новые знаковые нюансы идентичности, отражавшие развитие православия на русской почве в условиях натиска Модерна -например, идея Града Китежа.

5. Современное старообрядчество - реальный фактор российской общественной жизни, и поиск традиционной российской идентичности обогатится от исследовательского прикосновения к феномену староверия, сохранившего русскую традиционную идентичность неповреждённой и развивающейся в условиях торжества Модерна.

Теоретическая значимость работы заключается в представлении старообрядческого мировоззрения как аккумуляции русской православно-традиционной идентичности. Мировоззрение староверов может стать ценным для исследователя в современной геополитической и духовной мировой обстановке.

Осмысление и восприятие традиционных основ русской идентичности может привести к пересмотру преходящих ценностей и западнических стереотипов, губительных для российской цивилизации; в социальном плане - может привести к осмыслению перспектив гармоничного и справедливого жизнеустройства и политического строительства в современной светской России.

Данное диссертационное исследование может быть использовано религиоведами различного профиля, исследователями старообрядчества, православной культуры и философии, истории Церкви, представителями различных конфессиональных организаций. Это является практической значимостью работы.

Источниковая база представлена'.

1. древнерусской литературой (опубликованными источниками) от «Голубиной книги» и «Слова о Законе и Благодати» митр. Илариона до сочинений Иоанна Грозного и И.С. Пересветова,

2. опубликованными произведениями староверов XVII-XXI вв.: инока Авраамия, протопопа Аввакума, дьякона Фёдора, Игнатия Соловецкого и «соловецких сидельцев», священника Никиты Добрынина, протопопа Лазаря, инока Сергия (Семёна Крашенинникова) - XVII в.; анонимного автора «Щита веры», Алексия Самойловича (наиболее вероятного автора «Меча духовного»), братьев Денисовых, Евфимия, Ивана Филиппова - XVIII-XIX вв.; Н.А. Клюева, Ф.Е. Мельникова, В.П. Рябушинского - начало XX в. и советский период; А.В. Езерова, М.О. Шахова, А.В. Панкратова, А.В. Антонова - современность.

Более подробно обзор источников также дан в главе «Историко-философский и источниковедческий обзор».

Апробация работы. Материалы отдельных глав данного исследования излагались на различных конференциях: Международная студенческая научная конференция «Сибирь - Дальний Восток: региональная идентичность на пороге XXI века» (Южно-Сахалинск, 5-7 мая 2001 г.); Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество как историко-культурный феномен» (Белоруссия, Гомель, 27-28 февраля 2003 г.); Региональная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки и современность» (Комсомольск-на-Амуре, 15-16 марта 2003 г.); четыре региональных конференции «Философские чтения» (Южно-Сахалинск, 2002-2005 гг.); Региональная научно-практическая конференция «Роль православия в возрождении духовного самосознания населения Дальневосточного региона» (Южно-Сахалинск, 23 апреля 2004 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук (Киров, 15-16 февраля 2006 г.); IX Международная научно-практическая конференция «Власть и властные отношения в современном мире» (Екатеринбург, 30-31 марта 2006 г.); Международная научная конференция «Вызовы глобализации в начале XXI века» (Санкт-Петербург, 14-15 апреля 2006 г.); Региональная научно-практическая конференция «Международный терроризм и международная преступность» (Волгоград, 31 мая 2006 г.); Международная научная конференция «Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово, 29-31 августа 2006 г.).

Материал был также апробирован как часть лекционных спецкурсов «Евразийская геополитика», «Философия политики» и курса «Философия», прочитанных в Сахалинском государственном университете, Южно-Сахалинском филиале Тихоокеанского государственного экономического университета, Ба-лаковском филиале Саратовского государственного социально-экономического университета, Балаковском филиале Саратовской государственной академии права.

Структура диссертационного исследования определяется логикой разворачивания проблемы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Товбин, Кирилл Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, концепция «Москва - Третий Рим» отражает средневековое ментальное самоощущение русского православного народа как последнего хранителя истинного христианства - Последнего Рима, после духовного разложения которого неминуемо ожидался апокалиптический этап мировой истории. Становление этой концепции охватывает период с IX до XVI века. Условный I этап

- развитие мессианической рефлексии, её теоретическое обоснование. Эсхатологическим, всемирно-христианским значением наделяются все политические и духовные процессы, происходящие на Руси. На II этапе становления концепции Третьего Рима более чётко проявляется мысль о том, что сущность власти

- ответственность за судьбы всех христиан в государстве; православные каноны и нормы поведении являются сущностью государства, а политика - атрибутом, происходит совмещение понятий «верные» и «подданные», «русские» и «православные». На III этапе под влиянием внешне- и внутриполитических и духовных процессов, пропускаемых сквозь русское православное сознание, мессианическая рефлексия теоретизируется, возникает собственно концепция «Москва - Третий Рим». Подчёркивается, что Русь - последнее хранилище истинной веры, преграда на пути мирового апостасийного процесса. Следовательно, на первое место выдвигается проблема сохранения православного благочестия. Главная фигура, которая участвует в хранении православно-канонических норм поведения, морали, быта - царь. Царь облекается катехони-ческим значением, однако, не априорным, зависящим от его деятельности. На последнем (IV) этапе с концепцией Третьего Рима происходит смысловая метаморфоза. Появляются доктрины власти, говорящие об априорной святости самодержавия, его безусловной духовности. Если раньше власть мыслилась как путь к святости, теперь она - сама святость. Появляется и несакральная апологетика самодержавия. Церковь становится атрибутом властвования, сакральное пытаются привязать к политическому, переворачивая смысл концепции Третьего Рима.

Церковный раскол XVII в. стал той самой эсхатологической катастрофой, на отдаление которой была нацелена концепция «Москва - Третий Рим». В самом старообрядчестве концепция Третьего Рима стала возрождается и трансформируется, учитывая факт победы апостасийных сил и падение Последнего Рима, наступление времени апокалиптического. Первый этап трансформации староверами концепции Третьего Рима отмечается, прежде всего, первичным разделением староверия на два мировоззренческих лагеря. Первая идейная общность состояла из «контрреволюционеров», пытавшихся изменить ситуацию, отрицавших полное вступление России на эсхатологический путь, полную безблагодатность бытия; Третий Рим для них - перспектива духовного возрождения, сакральная альтернатива курсу власти, с которой велись тщетные переговоры о необходимости православной «реакции». Второй лагерь - будущие беспоповцы - отрицают возможность реанимации Святой Руси по причине наступления необратимого апокалиптического этапа истории. Для них мир полностью лишился благодати, власть не свята ни в проявлениях, ни по природе, не имеет никаких духовных ориентиров и священной силы, следовательно, опасна в духовном отношении. Третий Рим для них - образец соборности, общинной жизни по традиционно-христианским образцам во враждебном еретическом окружении; основное направление делается в сторону православной идентичности на общинном уровне.

Второй этап трансформации концепции Третьего Рима приходится на время сосуществования староверов с духовно враждебной им Российской Империей (затем - СССР). Третий Рим окончательно ассоциируется с древлеправо-славными общинами, хранящими дораскольный духовный, мировоззренческий и бытовой уклад. Этот период отмечается созданием поповцами и беспоповцами собственный идейных и богословских доктрин на основе православного традиционализма. Проходит конфессиональное и доктринальное оформление староверческих согласий, очерчиваются сходства и расхождения в вероучениях, рамки допустимости совместных действий. Поповцы не отрицают начало апо-стасийного этапа, но не считают мир полностью безблагодатным, они пытаются полностью сохранить богослужебную и бытовую традиционность Святой Руси. Беспоповцы окончательно убеждаются в полной безблагодатности мира и, следовательно, в невозможности адекватной реанимации дораскольных норм бытия. Концептуализируются положения о духовном антихристе, невозможности полноценного совершения Таинств и сохранения истинного священства. В силу этого беспоповцы создают оригинальные философские и богословские построения, нацеленные на оправдание и объяснение возможности жизни верных в условиях невозможности полноты православной традиции. При этом традиция не модернизируется, но развивается: учение о духовном причастии, исповеди, браке, богослужении, духовенстве и пр.; все изменения максимально, насколько возможно, прикрепляются к православной традиции, отклонения от которой считаются вынужденными, «печальными». Возникает и распространяется также наиболее радикальное направление староверия, оценивающее любые контакты с внешним миром как препятствие к спасению - нетовцы (бегуны, Спасово согласие).

Особым проявление «третьеримской» идентичности староверов в имперскую эпоху следует назвать хозяйственную деятельность. Стремление обеспечить закрытость бытия своих общин, фундаментально-православная идентичность, сакрализация хозяйственного процесса - проявления осознания себя Третьим Римом, последними хранителями истинного христианства.

Староверами в XVIII веке заново осмысливается миф о Граде Китеже. Скрытый от греховного мира город истинной праведности становится основным символом староверия. Старообрядческий фольклор пропитывается этим мифом, влияя на личностное отгорожение от апостасийной действительности в сферу православно-традиционалистической идентичности.

Советская власть староверами оценивалась изначально неоднозначно: поддерживалась народность, ориентация на народную культуру, сохранившую, по мнению староверов, православную идентичность на ментальном уровне, курс большевиков против западной, «буржуазной» культуры. Поддерживалось также отделение новообрядческой Церкви от государства, введение принципа конфессионального равноправия. Однако атеистическая установка большевиков, партийность, восстановление абсолютистских тенденций, «красный террор» постепенно заставили староверцев оценить коммунистическую власть как очередное проявление апокалиптических тенденций. Старообрядческие общины жёстко локализуются, но сохраняются.

Современное старообрядчество переживает глубочайший духовный кризис, связанный с распадом вероисповедальной самоидентичности. Идейность Постмодерна, поддерживающая радикальные меньшинства и доктрины, содействует выхолащиванию смыслового центра старообрядческой идентичности, хранившей образ традиционной русской идентичности. Староверие на современном этапе переживает духовный кризис, превращаясь в стиль, «историко-этнографический заповедник». Распадается старообрядческий быт (построенный как богослужение), выдержавший имперское и советское давление, семейные связи, мировоззренческие и педагогические установки, традиционная этика.

Однако древлеправославие до сих пор ещё сохраняет основы традиционной русской православной идентичности, одним из ярких проявлений которой является концепция «Москва - Третий Рим». И в этом ключе староверие обязательно должно быть в поле зрения исследователя, нацеленного на разработку в современных условиях необходимого идеологического фактора национальной идентичности - Русской Идеи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Товбин, Кирилл Михайлович, 2006 год

1. Опубликованные источники.

2. Аввакум, протопоп. Обличение о изменении иноческаго чина одежды и клабука и свидетельство во Истории о белом клабуке // Памятники старообрядческой письменности. СПб.: РХГИ, 2000. - С. 331-333.

3. Августин Аврелий. Исповедь // Лабиринты души: Августин Аврелий. Исповедь; Паскаль Б. Письма к провинциалу. Симферополь: Реноме, 1998. -С. 21-207.

4. Виноград Российский. -М.: Церковь, 1992. 112 с.

5. Возвещение от сына духовнаго ко отцу духовному // Памятники старообрядческой письменности. СПб.: РХГИ, 2000. - С. 231-254.

6. Вторая челобитная царю Алексею Михайловичу о вере // Материалы по истории раскола за первое время его существования. Т. 3. Ч. 3. Акты, относящиеся к истории Соловецкого мятежа / Ред. Субботин Н.И. М.: Изд-во Т. Рис., 1878. - С. 159-164.

7. Голубиная книга (Из сборника Кирши Данилова) // Оксенов А.В. Народная поэзия. Былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, повести. СПб., 1908. С. 304-311.

8. Денисов С. Соловецкое разорение // Русь православная. 2002. - № 62. -С. 4.

9. Диаконовы ответы. Нижний Новгород, 1906. - 451 с.

10. Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой // Материалы по истории раскола за первое время его существования / Ред. Субботин Н.И. М.: Изд-во Э. Лисснера и Ю. Романа. - 1889. - С. 110155.

11. Житие протопопа Аввакума, написанное им самим // Хрестоматия по древнерусской литературе. / Сост. Фёдорова М.Е., Сумникова Т.А. М.: Высшая школа, 1985. - С. 224-239.

12. Задонщина // Изборник. (Сборник произведений литературы Древней Руси.) / Сост. и ред. Дмитриев Л.А., Лихачёв Д.С. М.: Худ. лит., 1969. - С. 190-198.

13. Иван Грозный. Первое послание Курбскому // Послания Ивана Грозного. / Ред. Лихачёв Д.С, Лурье Я.С. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 300356.

14. Иван Грозный. Послание Полубенскому // Послания Ивана Грозного. / Ред. Лихачёв Д.С, Лурье Я.С. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - С. 375378.

15. Игнатий Соловецкий. Челобитная царю Фёдору Алексеевичу // Памятники старообрядческой письменности. СПб.: РХГИ, 2000. - С. 213-245.

16. Иларион, митрополит. Слово о Законе и Благодати. М, 1991.

17. Из редакции «Домостроя» Стефана Вонифатьева // Домострой. М.: Худ. лит, 1991.-С. 23-56.

18. Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. -Казань, 1857.- 143 с.

19. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Русский перевод. М, 1993. - 126 с.

20. Меч духовный // ОР РГБ. Ф. 98. Ед. хр. 671.

21. Нил Сорский. Устав о скитской жизни. Загорск: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. - 74 с.

22. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси: XI начало XII века. - М, 1978. - С. 220-244.

23. Поморские ответы. М, 1911. - 572 с.

24. Послание Дмитрия Грека толмача новгородскому архиепископу Геннадию (Повесть о новгородском Белом Клобуке) // Осколки. 2004. - № 1. -С.З.

25. Послание Филофея, старца Псковского Елеазарова монастыря к дьяку Михаилу Мунехину // Православный собеседник. Кн. II. Казань, 1861. -С. 80-107.

26. Прения с греками о вере Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова // Христианское чтение. Ч. II. СПб.: Изд-во СПб ДА, 1883. - С. 540-644.

27. Сборник правительственных сведений о раскольниках. В 4-х частях / Ред. Кельсиев В.И. Лондон: Вольная русская типография, 1860-1862.

28. Сказание о князьях Владимирских // О, Русская земля! Сборник / Ред. Грихин В.А. -М.: Сов. Россия, 1982.-С. 107-115.

29. Собрание постановлений по части раскола / Ред. Кельсиев В.И. Лондон: Вольная русская типография, 1863.

30. Третья челобитная (пространная) царю Алексею Михайловичу о вере // Материалы по истории раскола за первое время его существования. Т. 3. Ч. 3. Акты, относящиеся к истории Соловецкого мятежа / Ред. Субботин Н.И.-М.: Изд-во Т. Рис., 1878.-С. 165-181.

31. Филофей Псковский. Послание к царю и Великому Князю Ивану Васильевичу всея Руси // Сокровища древнерусской литературы: Красноречие Древней Руси. М., 1987. - С. 220-223.

32. Четвёртая челобитная о вере соловецких иноков // Материалы по истории раскола за первое время его существования. Т. 3. Ч. 3. Акты, относящиеся к истории Соловецкого мятежа / Ред. Субботин Н.И. М.: Изд-во Т. Рис., 1878.-С. 182-211.

33. Щит веры. Саратов, 1912. - 638 с.2. Книги

34. Derrida J. Positiones. Paris: Aiseberg, 1972. - 254 p.

35. Kristeva J. Polilogue. Paris: Grant, 1977. - 276 p.

36. Pascal P. Awakum et les debuts du Rascol. La crise religieusse au XVII-e sie-cle en Russie. Paris: Librairie ancienne honore Champion, 1938. - 475 p.

37. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. - 327 с.

38. Алыииц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. - 248 с.

39. Анисимов Е.А. Дыба и кнут: Политический сыск и русское общество в XVIII веке. М.: Наука, 1999. - 438 с.

40. Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. РнД.: Изд-во РГУ. - 352 с.

41. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Логос, 1997. -334 с.

42. Бердяев Н.А. Русская Идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М.: Сварог и К0, 1997. - 492 с.

43. Биффи Дж. Я верую: Краткое изложение католического вероучения. -Милан: Editoriale Jaca Book, 1990. 204 с.

44. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. - 349 с.

45. Булгаков В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991. - 478 с.

46. Вейз-мл. Дж.Э. Времена постмодерна: Христианский взгляд на современную мысль и культуру. М.: Лютеранское Культурное Наследие, 2002. -256 с.

47. Вернадский Г.В. Московское царство. Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 2000.-367 с.

48. Вернадский Г.В. Русская история. М.: Аграф, 2001. - 389 с.

49. Гагарин Ю.В. Старообрядцы. Сыктывкар: Коми книжн. изд-во., 1973. -175 с.

50. Геллер М.Я. История Российской империи. В 2 тт. Т. 1. М.: МИК, 2001. -481 с.

51. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М.: Аграф, 1998.-365 с.

52. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994. 323 с.

53. Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. -СПб.: РХГИ, 2001.- 1045 с.

54. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М.: ACT, 2003. - 392 с.

55. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Аграф, 1997. - 352 с.

56. Де Фрис В. Православие и Католичество: Противоположность или взаимодополнение? Брюссель: Жизнь с Богом, 1992. - 154 с.

57. Дебор Г.-Э. Общество Спектакля. М.: Логос, 2000. - 402 с.

58. Дугин А.Г. Философия войны. М.: Яуза, 2004 - 256 с.

59. Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки по истории политических идей Древней Руси до конца XV в. СПб., 1889. - 458 с.

60. Ефимов Н.И. Русь Новый Израиль: Теократическая идеология своезем-ного православия в допетровской письменности. - Казань, 1912. - 352 с.

61. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.-276 с.

62. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1.4. 1.-Л.: ЭГО, 1991. -399 с.

63. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: Духовные движения семнадцатого века. М.: Церковь, 1995. - 378 с.

64. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. - 294 с.

65. Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Битва за Россию. Саратов: Приволжкое кн. изд-во, Православно-патриотическое общество Георгия Победоносца, 1994. - 120 с.

66. Иоанн, митр. Русская Симфония. Очерки русской историографии. СПб., 1998.-373 с.

67. Каптерёв Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексий Михайлович. В 2 тт. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. - 645 е.; 669 с.

68. Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 тт. Т. 1. М., 1993.-488 с.

69. Карцов В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. Калинин: Наука, 1971. - 184 с.

70. Катунский А.Е. Старообрядчество. М.: Политиздат, 1972. - 239 с.

71. Кимелёв Ю.А. Религии: Систематический очерк. М.: Nota Bene, 1998. -327 с.

72. Кириллов И.А. Третий Рим: Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914. - 414 с.

73. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект-Пресс, 1994.-400 с,

74. Козлов Н.С. Развитие общественно-политической и философской мысли в эпоху русского средневековья IX XVI вв. - М.: Изд-во МГУ, 1961. — 332 с.

75. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: Изд-во КГУ, 1991.-245 с.

76. Комарович B.JI. Китежская легенда. М., JL: Наука, 1936. - 275 с.

77. Лелотт Ф., иером. Решение проблемы жизни: Христианское мировоззрение. В 5 чч. Ч. III. От Христа до нас. Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. -57 с.

78. Лелотт Ф., иером. Решение проблемы жизни: Христианское мировоззрение. В 5 чч. Ч. IV. Человек по замыслу Божию. Брюссель: Жизнь с Богом, 1959.-59 с.

79. Лелотт Ф., иером. Решение проблемы жизни: Христианское мировоззрение. В 5 чч. Ч. V. Социальные проблемы. Брюссель: Жизнь с Богом, 1959.-64 с.

80. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV -начала XVI века. М.-Л.: Наука, 1960. - 472 с.

81. Макарий (Булгаков), митр. История русской Церкви в 7 кн. Кн. IV. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - 411 с.

82. Малинин В. Старец Елеазарова манастыря Филофей и его послания. -Киев, 1901.-390 с.

83. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М.: Мысль, 1969.-256 с.

84. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 тт. Т. 2, ч. 1. -М.: Прогресс Культура, 1994. - 523 с.

85. Мельников Ф.Е. В защиту старообрядческой иерархии. Блуждающее богословие. Об именословном перстосложении. Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства Храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2002. - 368 с.

86. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул: Лествица, 1999. - 462 с.

87. Мельников Ф.Е. О безбожнических и христианских догматах, таинствах и обрядах. Барнаул: Изд-во БЮИ, 2000. - 384 с.

88. Мельников Ф.Е. О старообрядческом священстве до митрополита Амвросия. Большой Камень: Изд-во Братства Аввакума, 1998. - 25 с.

89. Мельников Ф.Е. Спутник религиозника-христианина. Барнаул: Лествица, 1999.-170 с.

90. Моисеева Г.Н. Валаамская беседа памятник русской публицистики середины XVI века. - М.; Л., 1958. - 424 с.

91. Мякотин В.А. Протопоп Аввакум: Его жизнь и деятельность. СПб.: Товарищество «Общественная Польза», 1894. - 387 с.

92. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1985. - 448 с.

93. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Аспект Пресс, 2000.-258 с.

94. Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902. - 559 с.

95. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо, 2002. - 347 с.

96. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акрополь, 1995. - 327 с.

97. Подмазов А.А. Церковь без священства. Рига: Лиесма, 1973. - 181 с.

98. Покровский Н.Н. Власть и общество: Сибирь в XVII веке. Новосибирск: Наука, 1992. - 255 с.

99. Пругавин А.С. Неприемлющие мира, М., 1918.

100. Пругавин А.С. Старообрядчество во 2-й половине XIX в. Очерки из новейшей истории раскола, М, 1904.

101. Рябушинский В.П. Русский хозяин. М.: ACT, 1998. - 441 с.

102. Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. М.: Изд-во И.М. Машистова, 1908. - 377 с.

103. Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV -XVI вв.). М.: Индрик, 1998. - 569 с.

104. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV XVII вв.: Подвижники русской церкви. - Новосибирск: Наука, 1991. - 378 с.

105. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря / Сост. Вургафт С.Г, Ушаков И.А. М.: Церковь, 1996.-318 с.

106. Успенский Б.А. Царь и патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и её русское переосмысление). М.: Языки русской культуры, 1998.-223 с.

107. Фукуяма Ф. Великий Разрыв. М.: ACT, 2003. - 474 с.

108. Шафаревич И.Р. Духовные основы российского кризиса XX века. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2001. - 362 с.

109. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М.: Изд-во РАГС, 2001. - 367 с.

110. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М.: Третий Рим, 1998 -218 с.

111. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. - 274 с.

112. Шмеман А, прот. Исторический путь Православия. М, 1993. - 367 с.

113. Шмурло Е.Ф. История России 862 1917 гг. -М.: Аграф, 1997. - 536 с.

114. Щапов А. П. Земство и раскол. СПб, 1862. - 162 с.

115. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Наука, 1994. - 423 с.

116. Юрганов A.J1. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.-478 с.3. Статьи

117. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство // Мир России Евразия: Антология.-М.: Выс.шк., 1995.-С. 176-189.

118. Алексеев Н.Н. Советский федерализм // Мир России Евразия: Антология. -М.: Выс.шк., 1995.-С. 154-175.

119. Андриан, еп. Старообрядчество как часть общенациональной культуры // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. - С. 17-22.

120. Бакулов В.Д. Метаморфозы содержания учения Филофея «Москва третий Рим» в контексте политико-правовой идеологии его времени // Философия в пространстве культуры: Россия и Запад / Ред. А.Н. Ерыгин. -РнД., 2001.-С. 24-43.

121. Бердяев Н.А. Душа России // Русская Идея: Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2002. - С. 289-317.

122. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М., 1990. С. 120-145.

123. Бердяев Н.А. Смысл истории // Философия истории в России: Хрестоматия / Сост. Овчинников Г.К. -М.: Логос, 1996. С. 180-217.

124. Брянцев М.В. Концепция труда в расколе // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. Гомель: Изд-во ГГУ,2003.-С. 33-35.

125. Генон Р. Кризис современного мира // Избр. произв. -М.: Беловодье,2004.-С. 149-300.

126. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» // ТОДРЛ. Т. XXIX/ Л.: Наука, 1974.-С. 68-97.

127. Гольдберг А.Л. К предыстории идеи «Москва Третий Рим» // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. - М.: Наука, 1976.-С. 111-116.

128. Дубровский A.M., Кочергина М.В. Хозяйственная деятельность старообрядческих общин Ветки-Стародубья в конце XVIII первой половине XIX века // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. - Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. - С. 71-74.

129. Ершова О.П. К вопросу об историографии раскола (вторая половина XIX в.). B.C. Соловьёв о проблеме старообрядчества // Боровский краевед. Вып. 3.-Боровск, 1991.-С. 3-8.

130. Зеленевский В.А. Злонамеренное и мистическое в судьбах раскола // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. -Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. С. 78-85

131. Зеньковский С.А. Учение отцов Пустозерских // Патриарх Никон. Протопоп Аввакум: Сборник / Сост. Десятников В.А. М.: Новатор, 1997. - С. 299-332.

132. Зызыкин М.В. Строитель Святой Руси // Патриарх Никон. Протопоп Аввакум: Сборник / Сост. Десятников В.А. М.: Новатор, 1997. - С. 217237.

133. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Раскол как явление русского самосознания.) // Патриарх Никон. Протопоп Аввакум: Сборник / Сост. Десятников В.А.- М.: Новатор, 1997. С. 387-416.

134. Карсавин Л.П. Социализм и Россия // Мир России Евразия: Антология.- М.: Выс.шк., 1995. С. 293-297.

135. Кауппала П. Влияние старообрядческих идей на революционную идеологию // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры: Сб. науч. докл. Петрозаводск, 1994. - С. 42-47.

136. Керов В.В. Англо-американская историография модернизационных аспектов старообрядчества и вопрос о религиозном рационализме Старой Веры // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. - С. 94-108

137. Керов В.В. Формирование старообрядческой концепции «труда благого» в конце XVII начале XVIII в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Выпуск 4. - Боровск: Музей истории и культуры старообрядчества, 1995. - С. 40-44.

138. Клюев Н.А. Владимиру Кириллову // Клюев Н.А. Стихотворения и поэмы. -М.: Худож. литер, 1991. С. С. 178-179.

139. Клюев Н.А. Разруха // Клюев Н.А. Погорелыцина. Петрозаводск, 1993. -С. 88-97.

140. Кляус B.JI. К вопросу о трансформации обрядовых традиций старообрядцев Забайкалья в XX веке // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. - С. 118-122.

141. Кремлёва И.А. Старообрядчество // Русские: Энциклопедия / Ред. Александров В.А., Полищук Н.С. М.: Наука, 1997. - С. 630-728.

142. Кублицкий А.Г. Старообрядчество в борьбе за независимость // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. - С. 136-139.

143. Кутузов Б.П. Почему стало возможным проведение на Московской Руси в сущности антицерковной реформы // Старообрядчество: история, культура, современность. Выпуск 5. Боровск: Музей истории и культуры старообрядчества, 1996.-С. 12-17.

144. Лихачёв Д.С. Россия никогда не была Востоком. (Об исторических закономерностях и национальном своеобразии: Евразия или Скандославия?) // Раздумья о России. СПб.: Логос, 1999, С. 34-46.

145. Лихачёв Д.С. Сочинения царя Ивана Васильевича Грозного // Избр.раб. в 3 тт. Т. 2. Л.: Худож.лит., 1987. - С. 280-297.

146. Макиндер Х.Дж. Географическая ось истории // Классика геополитики, XX век. / Сост. Королёв К. М.: ACT, 2003. - С. 7-32.

147. Мальцев А. Краткая формула веры у староверов-странников // Старообрядчество: история, культура, современность. Выпуск 5. Боровск: Музей истории и культуры старообрядчества, 1996. - С. 60-65.

148. Мень А., прот. Владимир Сергеевич Соловьёв // Мировая духовная культура, Христианство, Церковь. М., 1995. - С. 137-139.

149. Плюханова М.Б. О национальных свойствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры. Т. 3. -М., 1996. С. 370-381.

150. Плюханова М.Б. О традициях Софийских и Успенских церквей в русских землях до XVI в. // Лотмановский сборник. М., 1997. - С. 376-491.

151. Погодин М.Н. Пётр Первый и национальное органическое развитие России // Пётр Великий: pro et contra. М.: РХГИ, 2001. - С. 201-216.

152. Покровский Н.Н. Новые находки произведений крестьянской литературы Урала и Сибири XVIII века // Вопросы истории книжной культуры. М.: Наука, 1975.-С. 51-57.

153. Поляков Л.В. Россия и Пётр // Пётр Великий: pro et contra. М.: РХГИ, 2001.-С. 660-673.

154. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // Философия истории в России: Хрестоматия / Сост. Овчинников Г.К. М.: Логос, 1996. - С. 2527.

155. Расков Д.Е. Новые сведения о московских старообрядцах-предпринимателях // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VIНПК. М., 2002. - С. 45-48.

156. Расков Д.Е. Принципы ведения торговли у старообрядцев: на материалах Выговской пустыни // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. - С. 239-247.

157. Рындзюнский П.Г. Церковь в дворянской империи. // Русское православие: вехи истории. / Ред. Клибанов А.И. М.: Политиздат, 1989. - С. 263320.

158. Савицкий П.Н. Евразийство // Мир России Евразия: Антология. - М.: Выс.шк., 1995.-С. 83-96.

159. Савицкий П.Н. Подданство идеи // Мир России Евразия: Антология. -М.: Выс.шк., 1995.-С. 67-72.

160. Соловьёв B.C. О русском народном расколе // Сочинения в 2 тт. Т. 1 М.: Правда, 1994.-С. 180-205.

161. Соловьёв B.C. Панмонголизм // Соловьёв B.C. Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. - С. 810-812.

162. Соловьёв B.C. Русская идея // Русская Идея: Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2002. - С. 227-256.

163. Степун Ф.А. Идея России и формы её раскрытия. // Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 210-220.

164. Степун Ф.А. Москва Третий Рим // Степун Ф.А. Чаемая Россия. - СПб.: РХГИ, 1999.-С. 356-386.

165. Степун Ф.А. Мысли о России // Степун Ф.А. Чаемая Россия. СПб.: РХГИ, 1999.-С. 34-56.

166. Сувчинский П.П. Сила слабых // Мир России Евразия: Антология. - М.: Выс.шк., 1995.-С. 47-56.

167. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, XX век. / Сост. Королёв К. М.: ACT, 2003. - С. 144-126.

168. Трубецкой Н.С. Мы и другие // Классика геополитики, XX век: Сборник. -М.: ACT, 2003.-С. 106-125.

169. Хомяков А.С. О старом и новом // Русская Идея: Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2002. - С. 112-129.

170. Шафаревич И.Р. Взгляд на русскую историю // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Черновская Ю.В. Минск: Харвест, 1998.-С. 386-391.

171. Шафаревич И.Р. Русофобия // Есть ли у России будущее? Публицистика. -М.: Сов.писатель, 1991. С. 389-486.

172. Шмурло Е.Ф. Пётр Великий в оценке современников и потомства // Пётр Великий: pro et contra. М.: РХГИ, 2001. - С. 531-547.

173. Юркин И.Н. О так называемом «старообрядческом капитализме» // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. -Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. С. 291-295.

174. Юхименко Е.М. Правительственная политика «борьбы с расколом» и история старообрядческого движения XVII начала XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Выпуск 9. - М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2002. - С. 2-5.

175. Юхименко Е.М. Старообрядческая столица на Севере России // Неизвестная Россия: к 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. М, 1994.-С. 137-141.

176. I Всеукраинская конференция старообрядцев // Старообрядецъ. -2001.-№23.-С. 9.

177. Агеева Е.А. Старообрядческий род Килиных // Старообрядецъ. 2001. -№23.-С. 13-14.

178. Аксаков К.С. Россия // Молва. 1857. - № 2. - С. 48-61.

179. Андреев И.Л. Великий Раскол: истоки и смысл // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. - № 6. - С. 2-13.

180. Антонов А.В. Старообрядчество и новое мышление // На пути к свободе совести: Сб. статей. М.: Прогресс, 1989. - С. 55-60.

181. Антонов А.В. Царский путь // Родина. 1998. - № 1. - С. 17-18.

182. Антонов С. У града Китежа // Старообрядецъ. 2004. - № 31. - С. 11-12.

183. Байбурова Р. Русские в допетровскую эпоху // Наука и жизнь. 2000. - № З.-С. 16-23.

184. Бакулов В.Д. Доктрина Филофея Псковского «Москва Третий Рим» как видообразование положительной утопии // Научная мысль Кавказа. Приложение. - 2002. - № 15. - С. 10-18.

185. Бакулов В.Д. Утопизм как превращенная форма выражения социального идеала // Вестник Российского философского общества. 2002. - № 4. - С. 130-134.

186. Бел-ский С. Отражения в озере // Духовные ответы. Вып. 15. М.: Изд-во Тверской старообрядческой общины храма свт. Николы Чудотворца, 2001.-С. 43-70.

187. Беляева Н.П. Липоване // Русь православная. 1999. - № 2. - С. 3-4.

188. Брагин М.Ю. Уголок России на краю земли // Латинская Америка. 2004. - № 6. - С. 22-23.

189. Варунин П. Староверы Эстонии как пример интеграции // Старообрядецъ. -2002.-№26.-С. 8.

190. Василькова В. Где дом там и родина? // Старообрядецъ. - 2002. - № 26. -С. 9.

191. Воронова Л., Филатов С. Церковь достоинства. Старообрядческая альтернатива: взгляд со стороны // Старообрядецъ. 2001. - № 22. - С. 1,6.

192. Выйти из катастрофы: Круглый стол // Родина. 1992. - № 8-9. - С. 114122.

193. Гиренок Ф.И. Явь и грезы бесконечного тупика // Социум. 1992. - № 5. -С. 53-77.

194. Гловели Г.Д. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С. 106-122.

195. Головатенко А. Московское общество и церковный раскол XVII в. // Преподавание истории в школе. 1995. - № 2. - С. 50-58.

196. Гошкодеря Ф.Е. История России и судьбы христиан // Белая Криница. -1999.-№7.-С. 8-12.

197. Гошкодеря Ф.Е. Русская семья в Орегоне // Старообрядецъ. 2004. - № 31.-С. 20-21

198. Дугин А.Г. Старообрядчество и русская национальная идея: Доклад на «Аввакумовских чтениях» 13.03.98. (Москва, музей Маяковского.) // Русь православная. 1998. - № 32-33. - С. 5.

199. Евстафьев М. Старообрядцы Аляски // Старообрядецъ. 2003. - № 29. -С. 1,8-11.

200. Езеров А.В. О наших недостатках. (Немощь современного старообрядчества.) // Остров веры. 2001. - № 4. - С. 8.

201. Иконников-Галицкий А. Вечерний свет русского православия // Новая Россия. 1997. -№3.- С. 67.

202. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Иоанн Васильевич Грозный // История. 1997. - № 4. - С. 194-212,

203. Кантор В.К. Русская империя и православие // Октябрь. 2002. - № 7. - С. 160-172.

204. Карташёв А.В. Смысл старообрядчества // Церковь. 1992. - № 2. - С. 19.

205. Керов В.В. «Время купли наступает.» Роль коррупции в сохранении и возрождении старой веры в России XVIII первой половине XIX веков // Старообрядецъ. - 2005. - № 33. - С. 20-22.

206. Керов В.В. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII XIX веках // Отечественная история. - 2001. - № 4. - С. 18-40.

207. Керов В.В. Община и хозяин: Роль общины в хозяйственной системе старообрядчества// Старообрядецъ. -2001 23. - С. 1, 4.

208. Кириллов И.А. Новое счастье // Старая Русь. 1912. - № 1. - С. 11-13.

209. Клюев Н.А. Красный набат // Москва. 1987. - № 11. - С. 26-28.

210. Клюев Н.А. Письма к Н.Ф. Христофоровой-Садомовой // Север. 1994. -№9.-С. 117-139.

211. Клюев Н.А. Порванный невод // Москва. 1987. - № 11. - С. 28-32.

212. Клюев Н.А. С родного берега // Москва. 1987. -№11.- С.22-26.

213. Корнилий, митрополит Московский и всея Руси. Стояние в свободе: Из выступления на Всемирном русском народном соборе 2006 г. // Старообрядецъ. 2006. - № 36. - С. 4.

214. Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века: трагическая ошибка или диверсия // Церковь. 1992. - № 1. - С. 42-51.

215. Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия // Остров Веры. 2001 - № 2. - С. 1-11.

216. Мельников Ф.Е. Старообрядчество и обрядоверие // Церковь. 1909. - № 13-14.-С. 24-43.

217. Манцев С. Мы и мир сей // Старообрядецъ. 2005. - № 32. - С. 1-2.

218. Моррис Р.А. Старообрядческие общины в Северной Америке // Белая Криница. 2002. - № 2-3. - С. 34-38.

219. Никамуро Ё. Староверы глазами японцев // Русь православная. 1999. -№ 10-11.-С. 8.

220. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. От Третьего Рима к Третьему Интернационалу (о русском мессианизме) // Рубежи. - 1998. - № 3-4. - С. 17-21.

221. Павел М., Александр С. Миссионерство и проповедь // Русь православная. 1999.-№ 51-52. - С. 6.

222. Панкратов А.В. Мечты об иерократии и факты истории // Старообрядецъ. -2003.-№27.-С. 1,3, 11.

223. Парилов О. Западное влияние и Церковный раскол // Православное слово (Нижний Новгород). 1998. - №№ 18, 19, 20. - С. 10, 11, 13.

224. Подвойский Д.Г. Старообрядцы и русский капитализм // Человек. 2005. - № 5. - С. 20-36.

225. По М. Изображение концепции «Москва Третий Рим» // Ad Imperio. -2000. - № 2. - С. 66-69.

226. Расков Д.Е. Старообрядческая традиция и Постмодерн // Философия хозяйства. 2004. - № 2. - С.111-124.

227. Расков Д.Е. Старообрядчество: картина мира и хозяйственный стиль // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2002. - № 3-4. - С. 76-79.

228. Рощин М. Старообрядчество и труд. // Грани. 1994. - С. 168-175.

229. Рудаков С.В. Африкан с берегов Сеймы // Старообрядецъ. 2002. - № 26. -С. 18-19.

230. Рудаков С.В. Наши за Дунаем // Старообрядецъ. 2004. - № 31. - С. 1317.

231. Рудаков С.В. Поморцы Латвии // Старообрядецъ. 2005. - № 32. - С. 1113.

232. Русские барбудос: Старообрядцы часовенного согласия в Уругвае // Старообрядецъ. 2005. - № 33. - С. 23.

233. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство // Север.- 1994.-№ 9, № 10.-С. 140-157, С. 121-141.

234. Соболевская А.А. Духовные истоки старообрядческого предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. - № 8. - С. 87-105.

235. Соболевская А.А. Предпринимательский дух в России // Альманах Центра общественных наук МГУ. 1998. - № 8. - С. 146-174.

236. Соловьёв Е.Е. Там, где Рим Второй пал, а Третий где?!. (Морское путешествие к истокам.) // Белая Криница. - 2002. - № 2-3. - С. 93-95.

237. Софроний (Липолит), архиеп. Орегон. Соединённые Штаты Америки // Русь православная. 1999. - № 2. - С. 6.

238. Станкевич Г.П. Старообрядчество в Древней Руси // Старообрядецъ. -2003.-№27.-С. 2.

239. Успенский Б.А. Европа как метафора и как метонимия (применительно к истории России) // Вопросы философии. 2004. - № 6. - С. 13-21.

240. Фефелов К.С., свящ., Гашкова Н. Николаевск на Аляске // Русь православная. 1999. - № 2. - С. 5.

241. Щапов А.П. О причинах происхождения и распространения раскола, известного под именем старообрядства, во второй половине XVII и первой половине XVIII столетия // Православный собеседник. 1857. - Ч. 3/4. -С. 629-689, 857-891.

242. Юхименко Е.М. Керженец и Выг // Старообрядецъ. 2002. - № 26. - С. 20-21.

243. Ресурсы всемирной электронной сети (Интернет)

244. Авраамий. Вопрос и ответ // http://starover.boom.ru/avraamiyl.html 26.08.06.

245. Авраамий. Свидетельство о последнем времени // http://starover.boom.ru/avraamiy3.html 26.028.06.

246. Алексей Самойлович. Книга, называемая Меч Духовный // http://starover.boom.ru/mechspiritual 1 .html 04.08.06.

247. Башилов Б. Тишайший царь и его время // http://www.politic.donetsk.ua/Masson/text018.shtml 22.05.06.

248. Виноград Российския земли. // http://starover.boom.ru/sdenisov.html 15.07.06.

249. Выговское сочинение в защиту моления за царя // http://starover.boom.ru/kovylinu.html 26.09.06.

250. Голубиная Книга// http://books.swarog.ru/books/Osource/Oruss/gIubin/glubl.php 12.09.06.

251. Донесение митрополита Платона Св. Синоду о просьбе московских старообрядцев // Правила учреждения единоверия 1800 года // http://starover.boom.ru 26.07.06.

252. Дугин А.Г. Метафизика Опричнины // http.7/www.pravaya.ru/leftright/472/2526?print~l 26.08.06.

253. Дугин А.Г. Мы Церковь Последних Временъ // Радио Духовный Антихрист // http://rda.evrazia.org/cerkov.shtml 12.08.06.

254. Дугин А.Г. Никола Клюев пророк секретной России // Радио Духовный Антихрист // http://rda.evrazia.org/finis 15 .shtml 12.08.06.

255. Дугин А.Г. О Третьемъ Риме // Радио Духовный Антихрист // http://rda.evrazia.org/3-rom.shtml 12.08.06.

256. Дугин А.Г. Преодоление Запада // Библиотека евразийской литературы // http://evraz-info.narod.ru/38.htm 22.08.06.

257. Дугин А.Г. Социально-политическое и геополитическое значение Раскола. (Выступление на Аввакумовских чтениях.) // Арктогея // http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=l 126 3.08.06.

258. Дугин А.Г. Старообрядчество и русская национальная идея // Радио Духовный Антихрист // http ://rda. е vrazia.org/i dea. shtml 12.06.06.

259. Евфимий. Титин // http://starover.boom.ru 26.08.06.

260. Евфимий. Цветник. Избранные главы // http://starover.boom.ru 26.08.06.

261. Езеров А.В. Православный легитимизм как он есть // Лестовка // http://portal-credo.ru/authors/lestovka/index.php?status=txt&id=:l 1 15.07.06.

262. Зеньковский С.А. Русское мессианство // http://apocalvpse.orthodoxy.ru/review/1969.htm 01.05.06.

263. Иларион Киевский, митрополит. Слово о Законе и Благодати // Золотая философия // http://philosophy.allru.net/perv27.html 12.07.06.

264. Исповедание о вере, предложенное от согласия неприемлющих попов // http://starover.boom.ru 26.08.06.

265. Керов В.В. Старообрядческое предпринимательство: «мифы» и «легенды» англо-американской историографии // http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB5/kerov.htm 15.08.06.

266. Клюев Н.А. Гагарья судьбина // http://nk-poety.narod.ru 19.09.06.

267. Книга, называемая Летописец //http://deriava.pskov.ru/cat/ maallsubkit/922/ 26.07.06.

268. Корнев С. Духовная суверенность // http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/suveren.html 26.08.06.

269. Лазарь. Роспись вкратце нововводным церковным раздором. // http://starover.boom.ru/Lazar.html 25.08.06.

270. Первое послание преподобного Нила Сорского // http://stnil.narod.ru/posl 121 .htm 15.08.06.

271. Перевезенцев СБ. История русской философии XV-XVI вв. // http://www.portal-slovo.ru 26.08.06.

272. Пересветов И.С. Большая челобитная государю Иоанну Васильевичу // http://old-rus.narod.ru/07.html 10.09.06.

273. Пересветов И.С. Малая челобитная государю Иоанну Васильевичу // http://old-rus.narod.ru/07.html 10.08.06.

274. Покровский Н.Н. Русская Православная Церковь в освоении Сибири // http://www.zaimka.m/religion/pokrovskyl.shtml 23.07.06.

275. Платонов О.А. Терновый венец России. // http://www.rus-sky.org/history/Hbrary/plat8/plat8-4.htm# Toe 19719555 28.07.06.

276. Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // http://deriava.pskov.ru/cat/cattema/catcattemaall/catcatteinaallsub/catcatte-maallsubkit/922/ 26.08.06.

277. Савицкий П.Н. Евразийская концепция русской истории // Библиотека евразийской литературы // http://evraz-info.narod.ru/85.htm 12.07.06.

278. Суханов Арсений. О чинех греческих вкратце // http://starover.boom.ru/arseniychini.html 26.08.06.

279. Феодор, диакон. О познании антихристовой прелести // http://starover.boom.ru/diakonFeodor4.html 26.08.06.

280. Феодор. Эпистолия // http://starover.boom.ru/epistoliyFeodora.html 26.08.06.

281. Шахов М.О. Проблемы современного старообрядчества // http://semeyskie.narod.ru/sovr sh.html 24.08.06.

282. Штепа В. Младоверие // http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/mladover.html 26.08.06.

283. Штепа В. Третьи римляне // http://pobeda.inache.net/3rome.html 20.07.06.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.