Трансформация монтажа как выразительного средства в кинематографе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Фунтикова, Светлана Александровна

  • Фунтикова, Светлана Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 150
Фунтикова, Светлана Александровна. Трансформация монтажа как выразительного средства в кинематографе: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2011. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Фунтикова, Светлана Александровна

СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................

Глава Монтаж в проблемном пространстве эстетики........................18

1.1. Монтаж как выражение художественного замысла..........................„18

1.2. Монтаж как средство создания художественного кинообраза...............28

1.3. Критика киномонтажа как способа воссоздания реальности..............43

Глава 2. Эволюция монтажных принципов

в художественном кино................................................................................55

2.1. Изменение эстетического аспекта монтажа

в кинематографе первой половины XX века..........................................................55

2.2. Эстетические тенденции развития киномонтажа

во второй половине XX - начале XXI вв..................................................................78

Глава 3. Поэтика киномонтажа

в творчестве С.М. Эйзенштейна и A.A. Тарковского...........................95

3.1. Эстетические особенности монтажной теории С.М. Эйзенштейна.........95

3.2. Эстетический аспект теории монтажа A.A. Тарковского...................по

Заключение..........

.................................................................126

Список использованной литературы и других источников................130

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация монтажа как выразительного средства в кинематографе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется ролью кинематографа

в искусстве ХХ-ХХ1 вв., когда он в условиях нарастающей глобализации,

продолжает определять эстетическую культуру индивида, оказываясь при

этом выразителем различных эстетических тенденций и образных систем.

Указанные тенденции столкнулись в кинематографе уже на начальной стадии

его формирования, а во второй половине XX в. этот конфликт стал предметом философской рефлексии.

Рождение кинематографа было связано с новым этапом художественного прогресса, поскольку его специфика определяется не только развитием технических приемов, но и во многом обусловленных ими художественных средств. Именно в 20-е годы XX в. специфическим средством выражения этого нового искусства стали считать монтаж, и с тех пор ведется спор о его не только техническом, но и эстетическом потенциале, поскольку ни одно из выразительных средств в кино не претерпевало такого изменения. Открытие монтажа в кинематографе и осознание его формообразующей роли не могло не привести к поискам прототипов в других, более ранних, видах искусства. Можно утверждать, что, будучи ключом к эстетике «важнейшего из искусств», монтаж - пусть в скрытом виде - существовал испокон веков, являясь неотъемлемым и важным элементом процесса создания художественного произведения.

Понятие «монтаж» многозначно и отражает различные грани этого феномена. Монтаж - это не просто техническая сборка фильма в единую композицию, и не только способ экранного отражения действительности. Монтаж - специфический способ организации культурного бытия, который взял на вооружение кинематограф и пользуется им в самых разнообразных художественных целях. В первую очередь, монтаж, - всеобщий принцип смыслообразования, а лишь во вторую - одно из главных выразительных средств кинематографа. Киномонтаж определяет форму кинообраза не

только

извне, являясь формообразующим началом, но выступает еще и средством упорядочивания общего смыслового контекста, и способом организации и развития его содержания.

Кинематограф занимает особое место в культуре в качестве наиболее зрелищного и массового вида искусства, который воздействует на глубинные психологические структуры человека. Существенным моментом киноискусства является монтаж, благодаря которому на экране воссоздается и трансформируется художественный образ. Понять, каким образом средствами киномонтажа осуществляется художественное моделирование мира в соответствии с художественным замыслом постановщиков фильма -актуальная задача эстетического анализа.

На протяжении XX столетия эстетические, философские, психологические, культурологические аспекты монтажа проявляются на фоне напряженных организационно-творческих экспериментов и художественных поисков. И сегодня комплекс вопросов, связанных с выразительным потенциалом монтажа, сохраняет эстетическую значимость. Их изучение и оценка перспектив представляются актуальными как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Особенность предлагаемого диссертационного исследования заключается в том, что более перспективным, согласно автору, является анализ киномонтажа как самостоятельного эстетического феномена, у которого своя сущность и роль в киноискусстве. Об этом свидетельствует и само эстетическое понятие «искусство монтажа». Тем не менее, до сих пор монтаж рассматривали лишь в качестве одного из выразительных средств кинематографа, наряду с его другими художественными возможностями и преимущественно с искусствоведческой точки зрения.

Исходя из этого, в данном исследовании предпринята попытка обобщения теоретико-эстетических подходов к проблеме киномонтажа, которые рассматриваются в динамике их становления и развития.

Использование методологического потенциала современной эстетики позволило осмыслить логику и механизмы преломления различных образных систем в теории и практике киномонтажа в широком культурно-историческом контексте.

Полученные в ходе исследования выводы и рекомендации, помимо вопросов, непосредственно затрагивающих киномонтаж, способствуют дальнейшему изучению вопросов теории кино.

Степень научной разработанности проблемы.

Кинематографический процесс, безусловно, явление многогранное: к нему по-разному обращаются критика и теория, эстетика, философия и искусствоведение. То же касается актуальных вопросов в теории киномонтажа.

Так, в начале XX в. классики российского кинематографа Д. Вертов, Л. Кулешов, В. Пудовкин, американский режиссер Д. Гриффит создали первые теории монтажа, в которых дается классическая трактовка роли и возможностей субъекта в процессе монтажа, взаимосвязи движения и времени на экране1. Эти же аспекты нашли свое отражение в теории кинорежиссера С.М. Эйзенштейна, одного из основоположников и пропагандистов теории и практики монтажного кино, который утверждал, что киноискусство воздействует через принцип монтажа. И в этом плане, как говорит В.А.Куренной: «В такой области, как философия кино, работы наших соотечественников вообще являются стандартом»2. К 50-60-м гг. XX в. новая волна режиссеров - А. Тарковский, Ж.-Л. Годар, П.П. Пазолини, Ф. Феллини и др. - создают теорию и практику монтажа нового типа, что позволяет говорить о различии классической и неклассической теории монтажа, через которые артикулируется классическая и неклассическая эстетика в целом.

1 Вертов, Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М, 1966. 327 е.; Кулешов, Л. Кадр и монтаж. М.: Искусство, 1961. 88 е.; Кулешов, Л. Монтаж сюжета. [М., 1928]. 16, [1] е.; Пудовкин, В. Избр. статьи. М.: Искусство, 1955. 464 с.

Куренной, В.А. О какой современной философии мирового уровня может идти у нас речь?: интервью Интернет-журналу фонда «Идеология» 15 июня 2007 г. //Электронный ресурс. Точка доступа: www.russ.ru

В философско-эстетическом плане определяющими для нас явились работы А. Базена, Б. Балаша, В. Беньямина, А. Бергсона, 3. Кракауэра, М. Мерло-Понти, Я. Мукаржовского, М. Хайдеггера3 и др. Особое место в анализе философских аспектов кино занимает фундаментальная работа «Кино» Ж. Делеза4, в которой различаются несколько школ в теории монтажа не только методологически, но и во многом культурно-исторически. Ж. Делез предлагает представить кинематограф в терминах «образа-движения» и «образа-времени», и выдвигает новый язык для размышления о кино. Кинематограф им рассматривается не с точки зрения эстетической проблематики, а относится к сфере собственно философии.

Ряд вопросов по эстетике кино рассматривается в работах отечественных теоретиков Б.Б. Андреева, О.В. Аронсона, Ю.Б. Борева, В.В.Бычкова, Е.М. Вейцмана, Ю.М. Лотмана, Н.Б. Маньковской, A.C. Мигунова, Т.А. Сычевой, Ю.М. Тынянова, H.A. Хренова и др5. Некоторые специалисты, изучавшие понятие «монтаж», подтверждают и нашу точку зрения о том, что монтаж переступает рамки собственно кинотворчества. Вместе с тем, эстетика позволяет рассмотреть феномен киномонтажа иначе,

3 Базен, А. Эволюция киноязыка //Сюжет в кино. М., 1965. 331 е.; Базен, А. Что такое кино? М., 1972. 383 е.; Бсташ, Б. Видимый человек. М., 1925. 112 е.; Балаш, Б. Культура кино. М.-Л., 1925. 96 е.; Бенъямин, В. Маски времени: эссе о культуре и литературе [Masken der Zeit: Essays zur Kultur und Literatur]. СПб.: Симпозиум, 2004. 478 е.; Бергсон, А. Творческая эволюция /пер. с франц. М., 1999. 408 е.; Кракауэр, 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности /пер. с нем. М., 1974. 423 е.; Мерло-Понти, М. Кино и новая психология. СПб., 2006. С. 97-122; Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства /пер. с чешек. М., 1994. 606 с.

4 Делёз, Ж. Кино /пер. с франц. М., 2006. 622 с.

5 Андреев, Б.Б. Эстетический феномен исполнительского мастерства в советском кино: автореф. дис. ... д-ра филос. наук ...09.00.04 М., 2004. 42 е.; Андреев, Б.Б. Эстетика кино: учеб. пос. М.: МГУК, 1988. 64 е.; Аронсон, О.В. Возвращение философии. Логика кино по Жилю Делёзу //Киноведческие записки. 2000. № 46. С. 62 - 67; Аронсон, О.В. Метакино. М.:Ад Маргинем, 2003. 264 е.; Борее, Ю.Б. Эстетика. М., 1969. 250 е.; Бычков В.В. После «КорневиЩа». Пролегомены к постнеклассической эстетике //Эстетика на переломе культурных традиций. М., 2002. С. 25-61; Вейцман, Е.М. Очерки философии кино. М.: Искусство, 1978. 232 е.; Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973. 140 е.; Маньковская, Н.Б. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма) /Рос. акад. наук: Ин-т философии. М., 1995. 220 е.; Маньковская, Н.Б. Саморефлексия неклассической эстетики //Эстетика на переломе культурных традиций /Рос. акад. наук: Ин-т философии. М., 2002. С. 5 - 24.; Маньковская, Н.Б. Хронотипологические этапы развития неклассического эстетического сознания //Новая философская энциклопедия /Рос. акад. наук: Ин-т философии. М., 2010. С. 68-89; Мигунов, A.C. Маргинальность в эстетике и искусстве //Эстетика на переломе культурных традиций /Рос. акад. наук: Ин-т философии. М., 2002. С. 94-118; Мигунов, A.C. Эстетические проблемы комплексного анализа художественного образа дис. ... канд. философ, наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1976; Сычева, Т.А. Кинематограф XX века в киноэстетике Жиля Делеза //Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М.: ИФ РАН, 2008. Вып. 3. С. 233-246; Тынянов, Ю.М. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 е.; Хренов, H.A. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 536 с.

определить его место в социокультурном и эстетическом пространстве. В этом плане большое значение для нас имели работы Б. Балаша, Вяч.Вс. Иванова, К.Э. Разлогова, А.Г. Раппопорта, Р.И. Салганика, Ю.Н. Тынянова6 и др.

При соотнесении понятия киномонтажа с проблемой организации художественного пространства и времени большое значение имели работы О.В. Аронсона, Р. Барта, М.М. Бахтина, A.A. Гука, П.А. Флоренского и др.7

Анализ специальной литературы, вышедшей в первые десятилетия XX в., дает возможность представить, как шло развитие теоретической мысли в кинематографе. В 10-е - 30 гг. XX в. происходит активное осмысление выразительных возможностей нового искусства, определение сути кинематографа, выявление специфики монтажа. В это время выходит ряд работ по эстетике, социологии и теории кино: книги Н.Д. Анощенко, С.Д. Васильева, Р. Гармса, J1. Деллюка, JI.B. Кулешова, Б.С. Лихачева, Л. Муссинака; сборник статей «Поэтика кино» (под редакцией Б.М. Эйхенбаума); работы Р.И.Егиазарова, М. Левидова, А. Пиотровского, С.А. Тимошенко, A.B. Трояновского и др8. Позднее Д.Г. Лоусон9, Р.Споттисвуд,

6 Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1969. 328 с; Иванов, Вяч. Вс. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины XX в. //Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино: сб. ст. М: Наука, 1988. С. 119-149; Разлогов, К.Э. Монтажный и антимонтажный принципы в искусстве экрана//Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино: сб. ст. M: Наука, 1988. С. 23-3; Раппопорт, А.Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа//Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино: сб. ст. М.: Наука, 1988. С. 14-23; Салганик, Р.И. Рекомбинации как творческий прием в искусстве, науке и природе //Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино сб. ст. M: Наука, 1988. С. 5-14; Тынянов, Ю.М. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.

Аронсон, О.В. Философские основания анализа кинематографического пространства: автореф. дис... канд. философ, наук...24.00.01. М, 1997. 30 е.; Аронсон, О.В. Язык времени //Делёз, Жиль. Кино /пер. с франц. М.: Ад Маргинем, 2006. С.11 - 36; Барт-, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 е.; Барт, Р. Третий смысл //Строение фильма (некот. проблемы анализа произведений экрана). M.: Радуга, 1984. 279 е.; Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 380 е.; Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1975. 504 е.; Гук, A.A. Видиохронотоп: формирование нового способа экранного творчества //Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. 2009. №1 (27). С. 57-64; Флоренский П.А. Иконостас. M.: Искусство, 1994. 256 с.

8 Анощенко, Н.Д. Общий курс кинематографии. Т. 3 М.: Теа-кинопечать, 1930. 620 е.; Васильев, С.Д. Монтаж

кино-картины. M.: Теа-кинопечать, 1929. 96 е.; Гармс, Р. Философия фильма. Л., 1927. 192 е.; Деллюк, Л. Фотогения кино/пер. с франц. М.,1924. 124 е.; Деллюк, Л. В дебрях кинематографа/пер. с франц. М.-Л.Д924. 159 е.; Кулешов, Л.В. Искусство кино. Мой опыт. М.: Теа-кинопечать, 1929; Поэтика кино: сб. ст./под ред. Б.М Эйхенбаума. M.- Л., 1927; Левидов, М. Человек и кино. Эстетико-социологический этюд. М., 1927; Лихачев, Б.С. Кино в России 4.1. 1896-1913. М.-Л.: Academia, 1927. 212 е.; Муссинак, Л. Рождение кино/ пер. Л.: Academia, 1926. 200 е.; Пиотровский, А. Кинофикация искусств. Л., 1929; Пиотровский, А. Художественное течение в современном кино. М., 1928; Тимошенко, С.А. Искусство кино и монтаж фильма.

Г.Аристарко и JT. Кьярини10 вносят свой вклад в изучение киноискусства, в частности киномонтажа, в эстетическом, социологическом, историческом аспектах.

Неоценимый вклад в осмысление феномена киномонтажа внесли великие режиссеры разных исторических эпох: Д. Вертов, Ж.-Л. Годар, Л.В. Кулешов, В.И. Пудовкин, A.A. Пелешян, М.И. Ромм, A.A. Тарковский, Ф. Феллини, С.М. Эйзенштейн11.

Активное изучение вопросов монтажа продолжалось в последние десятилетия XX - нач. XXI вв. Практика киномонтажа и его творческие возможности исследовались в эстетике, искусствоведении, психологии. Так, в современных работах А.Г.Соколова, Г.А.Поличко, Н.И.Утиловой, И.Б.Шубиной монтаж проанализирован с технической и творческой точек зрения12.

Для исследования вопросов теории и практики киномонтажа в творчестве С.М. Эйзенштейна и A.A. Тарковского потребовалось как изучение собственно их трудов, так и рассмотрение работ киноведов, эстетиков, философов, искусствоведов, культурологов, которые представляют и/или характеризуют деятельность двух великих мастеров. Среди них - О.В. Аронсон, В .И. Божович, И.В. Вайсфельд, В.В. Виноградов, И.Г. Грюнвальд, Н.М. Зоркая, Б.Б. Нижний, O.K. Клейменова, О.В. Красноярова, М.И. Ромм,

Опыт введения в теорию и эстетику кино. Л., 1926. 74 е.; Трояновский, A.B., Егиазаров, Р.И. Изучение кинозрителя (по мат. исслед. театр.мастерской). М.-Л., 1928. 98 с.

Лоусон, Д.Г. Фильм - творческий процесс, или Язык и структура фильма. М., 1965. 468 с.

Spottiswoode, Raymond. A Grammar of the Film: an Analysis of Film Technique. - Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1973. 328 е.; Аристарко, Г. История теорий кино/пер. с итал, М., 1966. 354 е.; Кьярини, Л. Сила кино /пер. с итал. М., 1955. 256 с.

Вертов, Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966. 327 е.; Годар, Ж.-Л. Страсть между черным и белым: фотоальбом. 1991. 68 е.; Кулешов, Л. Кадр и монтаж. М.: Искусство, 1961. 88 е.; Пудовкин, В. Избр. статьи. М.: Искусство, 1955. 464 е.; Пелешян А. А. Дистанционный монтаж (Из творческого опыта) //Вопр. киноискусства. М., 1974. Вып. 15; Ромм, М.И. Возвращаясь к «монтажу аттракционов»//Ромм М.И. Избр. соч. в 3-х тт. Т.1. Теория. Критика. Публицистика. М.: Искусство, 1980. 575 е.; Тарковский, А. Лекции по кинорежиссуре //Искусство кино. 1990. № 7. С. 105-112; № 8. С. 103-113; № 9. С. 101-108; № 10. С. 83-91; Феллини, Ф. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания. М.: Искусство, 1968; Эйзенштейн, С.М. Монтаж /сост., автор предисл. и коммент. Н.И. Клейман. М.: Музей кино, 2000. 591 с.

Соколов, А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. М., 1997. 207 е.; Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео: учеб. М., 2000. 207 е.; Поличко, Г.А. Монтаж как главный принцип экранного мышления [Глава 5.] //Киноязык, объясненный студенту: (художественно-педагогич. диалоги). М., 2004// Электронный ресурс. Точка доступа: edu.of.ru/attach/17/31178.doc; Утилова, Н.И. Монтаж: учеб. пос. для студ. вузов. М., 2004. 167 с.

Д.А. Салынский, C.B. Симонян, O.E. Суркова, С.А. Филиппов, С.И. Фрейлих, Р.Н. Юренев и др.; среди зарубежных авторов - А. Бон, О. Булгакова, Д.Дж.

13

Менард . В рамках кинотеории и киномонтажа особое внимание обращено на работы современных киноведов и искусствоведов - Н.И. Клеймана, К.Э. Разлогова, М.Б. Ямпольского, С.А. Филиппова, H.A. Хренова14.

Аронсон, О.В. Метакино. М, 2003. 264 е.; Божович, В.И. Поэтическое слово и экранный мир Тарковского//Мир и фильмы Андрея Тарковского /сост. A.M. Сандлер. M.: Искусство, 1990. 400 е.; Вайсфельд, И. В. Теоретическое наследие Эйзенштейна и вопросы изучения киновосприятия //Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971; Виноградов, В.В. Теории Эйзенштейна в контексте постмодернистской стратегии. //Киноведческие записки: 2004. № 68. С. 109-116; Зоркая, Н.М. Конец//Мир и фильмы Андрея Тарковского./Мскусство. 1990. С. 189-196; Нижний, Б.Б. На уроках режиссуры .М.Эйзенштейна. M., 1958. 202 е.; Клейменова, O.K. Композиционные построения изобразительного ряда в исторических фильмах С.Эйзенштейна и А.Тарковского: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2001.

16 е.; Красноярова, О.В. Диалогичность экрана С.М. Эйзенштейна: дис. ... канд. искусствоведения. Иркутск, 2000. 179 е.; Ромм, М.И. Вопросы киномонтажа: Из стенограмм лекций, прочит, на режиссер, фак. с сент. по ноябрь 1955 г.: [На правах рукописи] /Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. каб. каф. кинорежиссуры. М., 1959. 85 е.; Салынский, Д.А. Культурные ассоциации как действенные факторы в фильмах А.Тарковского: о многохронотопной структуре фильмов Тарковского//Теория и практика кино-науч.-практич.конф. аспирантов; мат. выст. М.: ВГИК, 1992. С. 8 - 14; Салынский, Д.А. Особенности построения художественного мира в фильмах Андрея Тарковского: автореф. дис, ...канд. искусствоведения М., 1997. 24 е.; Симонян, C.B. Сергей Михайлович Эйзенштейн о природе искусства: автореф дис канд философ, наук 09.00.04. М„ 2009. 16 е.; Суркова, O.E. Книга сопоставлений: Тарковский - 79: диалоги. М. «Киноцентр», 1991. 238 е.; Филиппов, С.Л.Теория и практика Андрея Тарковского//Киноведческие записки 2002. № 56. С. 41 - 74; Фрейлих, С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учеб для вузов M Академ, проект; Фонд «Мир», 2009. 509 е.; Юренев, Р.Н. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы Метод Ч 1 - 1898 - 1929.303 е.; Ч. 2. - 1930 - 1948. М„ 1985; Bohn, Anna [Бон Анна]. Film und Macht: zur Kunsttheorie Sergei M. Eisensteins. 1930 - 1948. München, diskurs film Verlag Schaudig & Ledig GbR, 2003. vol. 16; Bulgakowa, O. Sergej Eisenstein: drei Utopien. Architekturentwbrfe zur Filmtheorie [Теория как утопический проект]. Berlin: Potemkin-Press, 1996. S. 31-108.//Электронный ресурс.Точка доступа //http:magazines russ nr Spottiswoode, R. A Grammar of the Film: an Analysis of Film Technique. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1973. 328 p.; Менард, Д. Дж. Физика кино. Анализ теории Тарковского «давление времени» на основе философии Жиля Делёза //Анализ теории Тарковского «давление времени» на основе философии Жиля Делёза /пер. с англ. //Восток: альманах. 2005. Вып. 11/12 (ноябрь - декабрь): Точка доступа-http://www.situation.ru/app/j_art_l 010.htm

Клейман Н.И. Кадр как ячейка монтажа//Вопросы киноискусства. М.: Наука, 1969. Вып. 11. С 72-80-Формула финала: ст., выст., беседы. М„ 2004.; Он же. Н. И. Только пятнадцать кадров//Искусство кино! 1976. № З.С. 81-95; Он же. Формула финала: ст., выст., беседы. М., 2004. 447 е.; Клейман, Н. И. Что моделирует искусство Эйзенштейна//Формула финала: ст., выст., беседы. М.: Эйзештейн-центр, 2004. С. 153 - 164; Разлогов, К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М.: Искусство. 1982. 158 с ■ Разлогов К. Э. Первый век нашего кино. М.: Локид, 2009. 720 е.; Филиппов, С.А. Два аспекта кинояз^ка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино //Киноведческие записки. 2001. № 54. С. 254-276; 2001. № 55. С. 149-196; Филиппов, С.А. Кино: мистификация физической реальности//Киноведческие записки: 1997. № 32. С. 43-51; Филиппов, С.А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. М.: Клуб «Альма Анима», 2006. 208 е.; Хренов H. А Кинореабилитация архетипической реальности. М„ 2006. 704 е.; Он же. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 536 е.; Ямполъский, М.Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. // Киноведческие записки (Прилож.). М, 1993.; Он же Кино тотальное» и «монтажное» //Искусство кино. 1992. № 7. С. 130 - 146; Он же. Эйзенштейновский «синтез» //Ускользающий контекст. Русская философия в постсоветских условиях: антология. М., 2002. С. 77-104; Он же. Язык - тело - случай: Кинематограф и поиски смысла. М., 2004. 376 с.

Отдельные вопросы киномонтажа были исследованы в диссертациях на соискание степени кандидата искусствоведения Л.П. Волковой (М., 1975 г.)15, О-В. Иорданиди (М., 2004 г.)16, Г.К. Манько (М., 1984 г.)17, Н.Н.Милева (М., 2003 г.)18. Одна из самых значительных искусствоведческих научных работ, посвященных монтажу, - докторская диссертация А.Г. Соколова-Дворникова «Монтаж и экранное мышление» (М., 1993 г.)19.

Для понимания некоторых аспектов - содержательных и функциональных - зарубежного и отечественного кинематографа для автора имели значение труды культурологов и философов - С.М. Арутюняна, С.А. Вельской, М.Г. Макиенко, А.Ю. Моисеева, Т.В. Постниковой, С.П. Сагатчук, Л.А.Худяковой и др.20 Для уточнения различия классической и неклассической парадигмы в философии, искусстве и культуре в целом были проанализированы работы Е.В.Мареевой21.

В ходе рассмотрения ключевых вопросов специфики искусства и его места в социокультурном пространстве изучались работы А.А. Аронова, Л.Н.

Волкова, Л. П. Монтаж как выразительное средство художественного фильма: автореф. дис. ...канд. искусствоведения/Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. М., 1975. 15 с.

Иорданиди, О.В. Монтажная выразительность исторического документального кино: автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2004. 26 с.

Манько, Г.К. Роль монтажа в формировании художественного времени фильма: автореф. дис. ...канд. искусствоведения / ВНИИ киноискусства. М., 1984. 23 с.

Милее, H.H.. Эволюция киноизображения: Движение камеры и внутрикадровый монтаж: их роль и значение в строении образной структуры фильма: дис.... канд. искусствоведения. - М., 2000. 216 с.

Соколов-Дворников, А.Г. Монтаж и экранное мышление: автореф. дис. ... докт. искусствоведения. - М., 1993. * 32 с.

20 Арутюнян, С. М. Семиотические границы в искусстве (культурологический анализ) [моногр.]. М., 2007. 318 е.; Вельская, С.А. Проблемы цвета в экранных искусствах: дис. канд. ... философ, наук. М., 1999. 115 е.; Макиенко, М.Г Художественное пространство и время: автореф. дис. ... канд. филос наук . м':, 2011. 23 е.; Моисеев, А. Ю. Концепции художественного творчества в современной эстетике кино: автореф. дис. канд! философ, наук. М., 2007 14 е.; Постникова, Т.В. Антропология киноискусства: философский анализ проблемы репрезентации реальности: дис. ... канд. философских наук. М., 2007. 187 е.; Сагатчук, С.П. Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века (на примере творчества В.М.Шукшина): автореф. дис. ... канд. философ наук. М., 2009. 22 е.; Худякова, Л. А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2000. 22 с.

Мареева, Е.В. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пос. М., 2008. 448 с; Mapeee, С.Н., Мареева, Е.В., Арсланов, ВТ. Философия XX века (истоки и итоги). М., 2001. 464 е.; Mapeee, С.Н., Мареева, Е.В. История философии. М., 2004. 480 е.; Мареева, Е.В. Культурология. Теория и история культуры учеб' пос. М„ 2008. 448 с.

Воеводиной, И.В.Малыгиной, В.И.Межуева, A.A. Пелипенко, В.А.Ремизова, М.Я. Сарафа, Т.Н.Суминовой, А.Я.Флиера, М.М. Шибаевой и др.22.

Но имеющаяся специальная литература и диссертации позволили сделать вывод об отсутствии исследований, в которых рассматривалась бы проблема трансформации киномонтажа во взаимосвязи с его осмыслением у выдающихся теоретиков и практиков киноискусства XX в.

Объект исследования - монтаж как выразительное средство в кинематографе.

Предмет исследования - трансформация теории и практики монтажа в киноискусстве.

Цель исследования - выявление эстетических особенностей трансформации монтажа во взаимосвязи с его осмыслением у выдающихся теоретиков и практиков киноискусства XX в.

Задачи исследования:

- уточнить понятие монтажа как культурно-эстетического феномена -всеобщего принципа смыслообразования и формы выражения художественного замысла;

- показать особенности формирования художественного образа в кино методом монтажа;

- проанализировать теоретико-художественные концепции, отрицающие решающую роль монтажа в создании кинообраза;

- определить основные этапы развития киномонтажа в первой половине XX в., которые обнаруживают его характерные эстетические параметры;

22 Аронов, A.A. Вклад России в мировую культуру: биографический энцикл. словарь. M., 2002. 246 е./ Воеводина, Л.Н. Мифология и культура: учеб. пос. М., 2002. 112 е.; Малыгина, КВ. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности: [моногр.] М.: МГУКИ, 2005. 282с.; Межуев, В.И. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 е.; Пелипенко, A.A. Искусство в зеркакле культурологии. СПб.: История Нестор, 2009. 318 е.; Ремизов, В.А. Социальная экология культуры личности: [моногр.]; МЧС РФ, Акад. гражд. защиты. М.:[МЧС РФ], 2004. 163 е.; Сараф, М.Я. Культурная инновация. Голицино, 2010; Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М., 2006. 480 е.; Суминова, Т.Н Ноосфера: поиски гармонии. М., 2005. 448 е.; Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пос. М.: Академический Проект, 2000. -496 е.; Шибаева, М.М. Введение в философию культуры (западно-европейская мысль о культуре). М.: МГУКИ, 1998; Шибаева, М.М. Культура в «зеркале» русской мысли. М.: МГУКИ, 2001. 249 с.

- выявить возможности монтажа во второй половине XX- начале XXI вв., с которыми связано противоборство двух подходов к организации кадров;

- представить теорию и практику киномонтажа С.М. Эйзенштейна с точки зрения выражения в них принципов классической эстетики;

- рассмотреть теорию и практику киномонтажа A.A. Тарковского с точки зрения выражения в них основных установок неклассической эстетики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили исторический и диалектический подходы к предмету и объекту исследования. Для последовательного и продуктивного осуществления цели и задач исследования важное значение имели принципы философско-эстетического анализа - единство логического и исторического подходов, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика общего, особенного и единичного, а также сочетания диахронного и синхронного подходов, позволяющие рассматривать монтаж как общекультурную установку, а в кинематографе как метод.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фунтикова, Светлана Александровна, 2011 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреев, Б.Б. Эстетический феномен исполнительского мастерства в советском кино: автореф. дис. ... д-ра филос. наук по спец-ти 09.00.04[Текст]/ Андреев Борис Борисович. - М., 2004. - 42 с.

2. Андреев, Б.Б. Эстетика кино: учеб. пос. для студентов специальности «Режиссура видеофильма» [Текст]/Б.Б. Андреев; Моск. гос. ун-т культуры. - М.: МГУК, 1988. - 64 с.

3. Анощенко, Н.Д. Общий курс кинематографии. Т. 3 [Текст] /Н.Д. Анощенко. - М.: Теа-кинопечать, 1930. - 620 с.

4. Аристарко, Г. История теорий кино [Текст] /Г.Аристарко; пер. с итал. Г. Богемского. - М., 1966. - 354 с.

5. Аронов, A.A. Вклад России в мировую культуру: биографии, энцикл. словарь [Текст] /Аронов Аркадий Алексеевич/ Межд. пед. акад.; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М: Профиздат, 2002. - 246 с.

6. Аронсон, О.В. Возвращение философии. Логика кино по Жилю Делёзу [Текст] /Олег Аронсон//Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 2000. - № 46. - С. 62 - 67.

7. Аронсон, О.В. Метакино [Текст]/Олег Аронсон. - М.: Ад Маргинем, 2003. - 264 с.

8. Аронсон, О.В. Философские основания анализа

кинематографического пространства: автореф. дис..... канд. философ, наук.

по спец-ти 24.00.01 [Текст] /Аронсон Олег Владимирович. - М., 1997. - 30 с.

9. Аронсон, О.В. Язык времени [Текст] /Олег Аронсон //Делёз, Жиль. Кино /пер. с франц. - М.: Ад Маргинем, 2006. - С.11-36.

10. Арутюнян, С. М. Введение в семиотику кино [Текст] //Арутюнян Славик Мравович. -М.: МГУКИ, 2007. - 108 с.

11. Арутюнян, С. М. Семиотические границы в искусстве (культурологический анализ): дис. ... докт. философских наук по спец-ти 24.00.01 [Текст] /Арутюнян Славик Мравович. - М., 2008. - 417 с.

12. Арутюнян, С. М. Семиотические границы в искусстве (культурологический анализ) [Текст] /Арутюнян Славик Мравович. - М., 2007.-318 с.

13. Базен, А. Что такое кино? [Текст]/пер. с франц. В. Божовича /Андре Базен. -М.: Искусство, 1972. - 383 с.

14. Базен, А. Эволюция киноязыка [Текст] /Андре Базен/ пер. с франц. В. Божовича //Сюжет в кино: сб. ст. /сост. И. Вайсфельд. - М.: Искусство, 1965. Вып. 5.-331 с.

15. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] /Ролан Барт /пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989.-616 с.

16. Барт, Р. Третий смысл [Текст] /Ролан Барт //Строение фильма (некот. проблемы анализа произведений экрана) /сост., предисл. К. Разлогова; коммент. М. Ямпольского. - М.: Радуга, 1984. - 279 е.: ил.

17. Балаш, Б. Видимый человек: очерки драматургии фильма [Текст] /Бела Балаш /пер. с нем.- М.: Всероссийский пролеткульт, 1925. - 112 с. [Републикация: Киноведческие записки. 1985. № 25].

18. Балаш, Б. Кино: становление и сущность нового искусства [Текст] /Б. Балаш /под общ. ред.Р. Юренева. - М.: Прогресс, 1968. - 328 с.

19. Балаш, Б. Культура кино [Текст] /Бела Балаш.; пер. с нем.; под ред. и с предисл. А. Пиотровского. - М.-Л.: Госиздат, 1925. - 96 с.

20. Балаш, Б. Разговор с Эйзенштейном, автором Потемкина [Текст] /Бела Балаш //Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 1995. -№27.-С. 70-71.

21. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] /М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 380 с.

22. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] /М.М. Бахтин - М.: Худож. лит-ра, 1975. - 504 с.

23. Белъская, С.А. Проблемы цвета в экранных искусствах: дис. канд.... философ, наук 24.00.01 [Текст] /Вельская Светлана Александровна. -М., 1999.- 115 с.

24. Бенъямин, В. Маски времени: эссе о культуре и литературе [ Masken der Zeit: Essays zur Kultur und Literatur] [Текст] /Вальтер Беньямин; пер. с нем. и фр.; сост., предисл. и примеч. А. Белобратова. - СПб.: Симпозиум, 2004. - 478 с.

25. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память [Текст] /Анри Бергсон. - Мн.: Харвест, 1999. - 1408 с. (Сер. «Класс, философ, мысль»).

26. Бердяев, Н. Философия свободы. Смысл творчества. [Текст] /Николай Бердяев. - М.: Изд-во «Правда», 1989. - 607 с. (Из истории отеч. филос. мысли).

27. Божович, В.И. Поэтическое слово и экранный мир Тарковского [Текст] /В.И. Божович. //Мир и фильмы Андрея Тарковского /сост. A.M. Сандлер. - М.: Искусство, 1990. - 400 с.

28. Борее, Ю.Б. Эстетика [Текст] /Юрий Борев. - М.: Политиздат, 1969.-250 с, ил.

29. Булгакова, О. Теория как утопический проект /Оксана Булгакова: Электронный ресурс //Точка доступа http://magazines.russ.ru/nlo/2007/88/bu3.html

30. Бычков, В.В. После "КорневиЩа". Пролегомены к постнеклассической эстетике [Текст] /В.В.Бычков //Эстетика на переломе культурных традиций /отв. ред. Н.Б.Маньковская; Рос. акад. наук: Ин-т философии.- М., 2002. - С. 25-61.

31. Бычков, В.В. Художественно-эстетическая культура XX века [Текст] /Виктор Васильевич Бычков. - М.: Академкнига, 2006. - 607 с. (Сер. «Исторический лексикон»).

32. Бычков, B.B. Эстетика: учебник [Текст] /Бычков Виктор Васильевич. - М.: Гардарики, 2004- 556 с.

33. Вайсфелъд, И. В. Андре Базен и современное киноискусство [Текст] /И.В. Вайсфельд //Базен, А. Что такое кино? /пер. с франц. В. Божовича. -М.: Искусство, 1972. - С. 147-171.

34. Вайсфелъд, И. В. Теоретическое наследие Эйзенштейна и вопросы изучения киновосприятия [Текст] /И.В. Вайсфельд //Художественное восприятие: сб. ст. /под ред.Б.С. Мелаха. - Л.: Наука, 1971. - С. 226-232. (Науч. совет по истории мировой культуры. Комиссия комплексного изучения художественного творчества).

35. Васильев, С Д. Монтаж кино-картины [Текст] /Васильев Сергей Дмитриевич. - М.: Теа-кинопечать, 1929. - 96 е.: график.

36. Вейцман, Е.М. Очерки философии кино [Текст] /Е.М. Вейцман. -М.: Искусство, 1978. - 232 с.

37. Вертов, Д. Статьи. Дневники. Замыслы [Текст] /Дзига Вертов; ред., составит. С. Дробашенко. - М.: Искусство, 1966. - 327 с.

38. Виноградов, В.В. Теории Эйзенштейна в контексте постмодернистской стратегии [Текст] /Владимир Виноградов. //Киноведческие записки: историко-торетич. журнал. - 2004. - № 68. - С. 109-116.

39. Внутских, А.Ю. Философия отбора: Онтологические, гносеологические, методологические и историко-философские аспекты: автореф. дис. ... докт. философ, наук по спец-ти 09.00.01 [Текст] /Внутских Александр Юрьевич. - Пермь, 2006. - 48 с.

40. Воеводина, JI.H. Мифология и культура: учеб. пос. [Текст] /Воеводина Лариса Николаевна. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. - 316 с.

41. Воеводина, JI.H. Социальная мифология: учеб. [Текст] /Воеводина Лариса Николаевна. - М.: МГУКИ, 2008. - 112 с.

42. Волкова, JJ. П. Монтаж как выразительное средство художественного фильма: автореф. дис. ...канд. искусствоведения [Текст] /Волкова Людмила Петровна /Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. - М., 1975. -15 с.

43. Гармс, Р. Философия фильма [Текст] /Р.Гармс / пер. с нем.; под ред. и с предисл. С.С. Мокульского. - Л.: Academia, 1927. - 192 с. (Из сер. «Теория и история кино»).

44. Годар, Ж.-Л. Страсть между черным и белым: фотоальбом /Жан-Люк Годар. - М., 1991. - 68 с.

45. Грюнвалъд, И.Г. Эстетика времени в творчестве Андрея Тарковского [Текст] /Грюнвальд Ирина Георгиевна: автореф. канд. дис. философ, наук по спец-ти 09.00.04. - М., 1995. - 16 с.

46. Гук, А.А. Видиохронотоп: формирование нового способа экранного творчества [Текст] /А.А.Гук //Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств.- 2009. - №1 (27). - С. 57-64.

47. Делёз, Ж. Кино. Кино 1. Образ - движение. Кино 2. Образ - время [Текст] /Жиль Делез /пер. с франц. В.Скуратова.- М.: Ад Маргинем, 2006. -622 с.

48. Делла Волъпе, Г. Кино и современный человек //Кино Италии: Неореализм [Текст] /Гальвано Делла Вольпе; пер. с итал.: сост., вступ. ст. и комм. Г. Д. Богемского. - М.: Искусство, 1989. - С.238-241.

49. Деллюк, Л. Фотогения кино [Текст] /Луи Деллюк /пер. с франц. -М.: Новые вехи, 1924. - 124 с.

50. Деллюк, Л. В дебрях кинематографа [Текст] /Луи Деллюк.; пер. с франц. Е. Тараховской; ред. А. Эфрос. - М.-Л.Д924. - 159 с. (Сер. «Всемирная литература»).

51. Добротворский С. Энди Уорхол - изобретатель кинематографа [Текст] /Сергей Добротворский //Сеанс. - 1995. - № 11. - С. - 50-69.

52. Ждан, В.Н. Эстетика фильма [Текст] /В.Н. Ждан. - М.: Искусство, 1982. - 375 е., ил.

53. Забродин, В. Гротеск и аттракцион [Текст] /Владимир Забродин //Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 1992. - № 16. -. С. 118-136.

54. Зайцева, Л. А. Некоторые особенности монтажа художественного фильма [Текст] /Зайцева Лидия Алексеевна /Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. отд. Каф. киноведения - М., 1965. - 55 с.

55. Зоркая, Н.М. Конец [Текст] /Нея Зоркая //Мир и фильмы Андрея Тарковского /сост. А.М.Сандлер. - М.: Искусство, 1990. - С. 189-196.

56. Иванов, Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР [Текст] /Вяч.Вс.Иванов. -М.: Наука, 1976. - 298 с.

57. Иванов, Вяч. Вс. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины XX в. [Текст] /Вяч.Вс.Иванов. //Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино: сб. ст. /сост. М.Б. Ямпольский. - М.: Наука, 1988. -С. 119-149.

58. Иорданиди, О.В. Монтажная выразительность исторического документального кино [Текст] /Иорданиди Ольга Владимировна: автореф. дис. ... канд. искусствоведения по спец-ти 17.00.03. - М., 2004. - 26 с.

59. Кино Италии: Неореализм [Текст] /пер. с итал.; сост., вступ. ст. и комм. Г. Д. Богемского. -М.: Искусство, 1989. -431 е., [8] л. ил.

60. Кассирер, Э. Философия Просвещения [Текст] /Э. Кассирер. - М.: РОСПЭН, 2004. - 400 с.

61. Клейман, Н.И. Кадр как ячейка монтажа [Текст] /Наум Ихильевич Клейман //Клейман, Н.И. Формула финала статьи, выступления, беседы. -М.: Эйзенштейн-центр, 2004. - С. 254-289.

62. Клейман, Н. И. Только пятнадцать кадров [Текст] /Наум Ихильевич Клейман //Искусство кино. - 1976. - № 3. - С.81-95.

63. Клейман, Н. И. Формула финала: статьи, выступления, беседы/Наум Ихильевич Клейман. - М.: Эйзенштейн-центр, 2004. - С.41-85.

64. Клейман, Н. И. Что моделирует искусство Эйзенштейна [Текст] /Наум Ихильевич Клейман //Формула финала: ст., выст., беседы. - М.: Эйзенштейн-центр, 2004. - С. 153-164.

65. Клейменова, O.K. Композиционные построения изобразительного ряда в исторических фильмах С.Эйзенштейна и А.Тарковского: автореф. дис. ... канд. искусствоведения по спец-ти 17.00.03 [Текст] /Клейменова Ольга Константиновна. - М., 2001. - 16 с.

66. Козлов, JI.K. Воздействие искусства и искусство воздействия // Кино: методология исследования [Текст] /Леонид Козлов. - М.: Искусство, 1984.-287 е., 32 ил.

67. Козлов, Л.К. Монтаж аттракционов и проблема эстетического воздействия кинообраза [Текст] /Леонид Козлов //Из творческого наследия С.М.Эйзенштейна. - М., 1982. - С. 91-102.

68. Кракауэр, 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности [Текст] /Зигфрид Кракауэр /сокр. пер. с англ. Д.Ф.Соколовой. -М.: Искусство, 1974. - 423 с.

69. Красноярова, О.В. Диалогичность экрана С.М. Эйзенштейна: дис. ... канд. искусствоведения по спец-ти 17.00.03 [Текст] /Красноярова Ольга Валентиновна. - Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2000. - 189 с.

70. Кулешов, Л. Кадр и монтаж [Текст] /Лев Владимирович Кулешов. - М.: Искусство, 1961. - 88 е.: ил. - (Б-ка кинолюбителя: Кн. 1).

71. Кулешов, Л. Монтаж сюжета [Текст] /Лев Владимирович Кулешов. - [М., 1928]. - 16, [1] с. - (Заочные курсы при ЦСОДСК. Отдел сценаристов. Лекция 5, урок 11-12).

72. Куренной, В.А. О какой современной философии мирового уровня может идти у нас речь?: интервью Интернет-журналу фонда «Идеология» //Электронный ресурс. Точка доступа: www.ideologiya.ru

73. Куренной, В. А. Философия фильма: упражнения в анализе [Текст] /В.А.Куренной. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 232 с.

74. Къярини, Л. Сила кино [Текст] /Луиджи Кьярини; пер.с итал. Ю. Лисовского, И.Петрова, Г.Авенариуса. - М.: Изд-во иностранной лит-ры, -1955.-256 е.; ил.

75. Левидов, М. Человек и кино. Эстетико-социологический этюд [Текст] /М.Левидов. -М.: Кинопечать, 1927.

76. Линдгрен, Э. Искусство кино. Введение в киноведение /пер. с англ. [Текст] /Э. Линдгрен. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1956. - 192 с.

77. Лихачев, Б. С. Кино в России 4.1. 1896-1913 [Текст] /Б.С.Лихачев. - М.: Л.: Academia, 1927. - 212 с.

78. Лотман, Ю.М. Диалог с экраном /Ю.М. Лотман, Ю.Г. Цивьян. -Таллинн: Александра, 1994. - 257 с.

79. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст] / М.Ю. Лотман. - Таллин: Ээсти Раамат, 1973. - 140 с.

80. Лоусон, Д.Г. Фильм - творческий процесс, или Язык и структура фильма [Текст] /Д.Г. Лоусон. -М.: Искусство, 1965. - 468 с.

81. Макиенко, М.Г. Художественное пространство и время: автореф. дис. ... канд. филос наук ... 09.00.04 [Текст] /Макиенко Максим Геннадьевич. М.:[МГУКИ], 2011.-24 с.

82. Малыгина, КВ. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности: [моногр.] /Малыгина Ирина Викторовна. - М.: МГУКИ, 2005. 282 с.

83. Манъко, Г.К Роль монтажа в формировании художественного времени фильма: автореф. дис. ...канд. искусствоведения / ВНИИ киноискусства [Текст] /Манько Галина Кирилловна. - М., 1984. - 23 с.

84. Маньковская, Н.Б. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма) [Текст] /Н.Б.Маньковская; Рос. акад. наук: Ин-т философии. - М., 1995. - 220 с.

85. Манъкоеская, Н.Б. Саморефлексия неклассической эстетики /Н.Б.Маньковская //Эстетика на переломе культурных традиций [Текст] /отв. ред. Н.Б.Маньковская; Рос. акад. наук: Ин-т философии. - М., 2002. - С. 5-24.

86. Манъкоеская, Н.Б. Хронотипо логические этапы развития неклассического эстетического сознания [Текст] /Н.Б.Маньковская //Новая философская энциклопедия/ Рос. акад. наук: Ин-т философии. - М., 2010. -С. 68-89.

87. Мареев, С.Н. и др. Философия XX века (истоки и итоги) [Текст] /С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г.Арсланов. - М.: Академический проект, 2001.-464 с.

88. Мареев, С.Н. и др. История философии (общий курс) [Текст] /С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический проект, 2004. - 480 с.

89. Мареева, Е.В. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пос./3-е изд. перераб. и доп. [Текст] /Е.В. Мареева-М.: Экзамен, 2008.-448 с.

90. Медынский, С. Е. Компануем кинокадр [Текст] /С. Медынский. -М.: Искусство, 1992.-256 с.

91. Межуев, В.И. Идея культуры. Очерки по философии культуры [Текст] /В.И.Межуев. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

92. Менард, Д. Дж. Физика кино. Анализ теории Тарковского «давление времени» на основе философии Жиля Делёза [Текст] /Дэвид Джордж Менард /пер. с англ. Цалия Кацнельсона (31 авг. 2003 г.) //Восток: альманах. - 2005. - Вып. 11/12 (ноябрь - декабрь). Точка доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_l 010.htm

93. Мерло-Понти, М. Кино и новая психология [Текст] /М. Мерло-Понти; пер. М. Ямпольского. - СПб., 2006. - С. 97-122.

94. Метъюс, П. Погружаясь в реальность. Андре Базен вчера и сегодня [Текст] /П.Метьюс; пер. С. Ишевская //Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 2001. - № 55. - С. 142-148.

95. Мигунов, A.C. Маргинальность в эстетике и искусстве [Текст] /A.C. Мигунов //Эстетика на переломе культурных традиций /отв. ред. Н.Б.Маньковская /Рос. акад. наук: Ин-т философии. - М., 2002. - С. 94-118.

96. Мигунов, A.C. Эстетические проблемы комплексного анализа художественного образа: дис. ... канд. философ, наук [Текст] /A.C. Мигунов. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1976. - 176 с.

97. Милев, Н. Н. Эволюция киноизображения: Движение камеры и внутрикадровый монтаж: их роль и значение в строении образной структуры фильма: дис. канд. искусствоведения по спец-ти 17.00.03 [Текст] /Милев Николай Неделчев. - М., 2000. - 216 с.

98. Моисеев, А. Ю. Концепции художественного творчества в современной эстетике кино: автореф. дис. канд. философ, наук по спец.- ти 09.00.04 [Текст] /Моисеев Андрей Юрьевич. -М., 2007. - 14 с.

99. Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино: сб. ст. [Текст] /АН СССР. Совет по истории мировой культуры; сост. М.Б. Ямпольский; отв. ред. Б.В. Раушенбах. -М.: Наука, 1988.-236, [2] с.

100. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства [Текст] /пер. с чешек. В.А.Каменской /сост. и коммент. Ю.М. Лотмана и О.М. Малевича/Ян Мукаржовский. - М.: Искусство, 1994. - 606 с. (История эстетики в памятниках и документах).

101. Муссинак, Л. Рождение кино [Текст] /Л.Муссинак. - Л.:Academia, 1926.-200 с.

102. Мюнстерберг, X. Фотопьеса: Психологическое исследование (главы из книги) [Текст] /X. Мюнстерберг //Киноведческие запис: историко-теоретич. журнал. - 2001. - № 48. - С. 259.

103. Нижний, Б. Б. На уроках режиссуры С.М.Эйзенштейна [Текст] /Б.Б.Нижний. - М.: Искусство, 1958. - 202 с.

104. Ницше, Ф. Рождение трагедий из духа музыки, или Эллинство и пессимизм [Текст]/ Фридрих Ницше. //Сочинения: В 2 т. Т.1. /Ф.Ницше, сост., ред. К.А.Севосьян-М. Мысль, 1990.-С. 47-151.

105. О Тарковском: сб. ст. [Текст] /сост. и предисл. М.А.Тарковская.-М.: Прогресс, 1989. - 400 е., ил.

106. Пелешян, А. А. Дистанционный монтаж (Из творческого опыта) [Текст] /А.А.Пелешан //Вопр. киноискусства. - М., 1974. - Вып. 15.

107. Пелипенко, А.А. Искусство в зеркале культурологии [Текст] /Пелипенко Андрей Анатольевич. - СПб.: История Нестор, 2009. - 318 с.

108. Пелипенко, А. А. Культура как система [Текст] /А. А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. - М.: Языки рус. культуры, 1998. - 376 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

109. Петровская, Е.В. Фотогения и фотографичность [Текст] /Елена Владимировна Петровская //Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 2000. -№ 47. - С. 144-148.

110. Петровская, Е.В. Семиотика в противовес абстрактному кино. (О кн. Вяч. Вс. Иванова «Эстетика Эйзенштейна») [Текст] /Елена Петровская// Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 1999. - № 44. - С.238-244.

111. Поличко, Г.А. Монтаж как главный принцип экранного мышления. [Глава 5.] /Г.А.Поличко. //Киноязык, объясненный студенту: (художественно-педагогические диалоги). (Главы из кн. Часть 3) - М., 2004// Электронный ресурс. Точка доступа: edu.of.ru/attach/17/31178.doc

112. Постникова, Т.В. Антропология киноискусства: философский анализ проблемы репрезентации реальности [Текст] /Постникова Татьяна Владимировна: дис. ... канд. философских наук по спец-ти 09.00.13 - М., 2007.- 187 с.

113. Поэтика кино: сб. ст. [Текст] /под ред. Б.М. Эйхенбаума. - М -Л..; Кинопечать, 1927. -

114. Пудовкин, В. Избр. статьи [Текст] /Всеволод Пудовкин. - М.: Искусство, 1955. -464 с.

115. Разлогов, К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности [Текст] /Кирилл Эмильевич Разлогов. -М.: Искусство. - 1982. - 158 с.

116. Разлогов, К.Э. Монтажный и антимонтажный принципы в искусстве экрана [Текст] /Разлогов Кирилл Эмильевич. //Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино: сб. ст.; АН СССР. Совет по истории мировой культуры; сост. М.Б. Ямпольский; отв. ред. Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1988.-С. 23-31.

117. Разлогов, К. Э. Первый век нашего кино [Текст] /Кирилл Эмильевич Разлогов. - М.: Локид, 2009. - 720 е., ил.

118. Разлогов, К.Э. «Язык кино» и строение фильма [Текст] //К.Э. Разлогов. Строение фильма. - М., 1984. - С. 5- 24.

119. Раппапорт, А.Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа. //Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. [Текст] /А.Г.Раппапорт: сб. ст.; АН СССР. Совет по истории мировой культуры; сост. М.Б. Ямпольский; отв. ред. Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1988.-С. 14-23.

120. Раушенбах, Б. Заключительное выступл.: мат. I Междунар. чтений, поев, творчеству А.Тарковского /Б.Н. Раушенбах //Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 1992. - № 14. - С. 150-158.

121. Рейсц, К. Техника киномонтажа [Текст] /Карел Рейсц /под ред. Комитета Британ. киноакадемии; предисл. Торолда Диккинсона; пер. с англ. Н.Д.Даниловой и Ю.Л.Шер; общ. ред. и вступ. ст. Сергея Юткевича. - М.: Искусство, 1960. - 296 с.

122. Ремизов, В.А.Социальная экология культуры личности: монография [Текст] /В.А. Ремизов; МЧС РФ, Акад. гражд. защиты. М.:[МЧС РФ], 2004.- 163 с.

123. Ромм, М.И. Возвращаясь к «монтажу аттракционов» //Ромм М.И. Избр. соч. в 3-х тт. Т.1. Теория. Критика. Публицистика [Текст] /Михаил Ромм. - М.: Искусство, 1980. - 575 с.

124. Ромм, М.И Беседы о кино [Текст] /Михаил Ильич Ромм. - М.: Искусство, 1964. - 365 е., ил.

125. Ромм, М.И. Вопросы киномонтажа: Из стенограмм лекций, прочит, на режиссер, фак. с сент. по ноябрь 1955 г.: [На правах рукописи] / Михаил Ильич Ромм /Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. каб. каф. кинорежиссуры. -М., 1959. -85 с.

126. Ромм, М.И. Драматургия кино и вопросы композиции сценария фильма [Текст] //М.И. Ромм. Избр. соч. в 3-х тт. Т.З.- М.: Искусство, 1982.

127. Ромм, М.И. Монтажная структура фильма [Текст] /Михаил Ильич Ромм: [учеб. пос. по спец. «Кинорежиссура худож. фильма»] ; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии - М.: ВГИК, 1981. - 85 с.

128. Русская философия: энциклопедия [Текст]. - М.: Алгоритм, 2007. -736 с.

129. Сагатчук, С.П. Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века (на примере творчества В.М.Шукшина): автореф. дис... канд. философ, наук по спец. 09.00.04 [Текст] /Сагатчук Светлана Петровна. - М.:МГУКИ, 2009. - 22 с.

130. Садулъ, Ж. Всеобщая история кино [Текст] /Жорж Садуль; пер. с франц., общ ред. и вступит, ст. С.Юткевича /Т. 1-2. Т.1 изобретение кино. 1832 - 1897. Пионеры кино (от Мельеса до Патэ). 1897 - 1909. - М.: Искусство, 1958. - 610 с.

131. Салганик, Р.И. Рекомбинации как творческий прием в искусстве, науке и природе [Текст] /Р.И.Салганик //Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино: сб. ст.; АН СССР. Совет по истории мировой культуры; сост. М.Б. Ямпольский; отв. ред. Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1988. - С. 5-14.

132. Салынский, Д. А. Канон Тарковского [Текст] /Д.А. Салынский. //Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 2002. - № 56. - С. 6^40.

133. Салынский, Д.А. Культурные ассоциации как действенные факторы в фильмах А.Тарковского: о многохронотопной структуре фильмов Тарковского [Текст] /Д.А.Салынский. //Теория и практика кино: науч.-практич.конф. аспирантов; мат. выст. -М.: ВГИК, 1992. - С. 8-14.

134. Салынский, Д.А. Особенности построения художественного мира в фильмах Андрея Тарковского: автореф. дис. ...канд. искусствоведения [Текст] / Салынский Дмитрий Александрович. - М., 1997. - 24 с.

135. Самутина, Н. Мельес жив, или Магия перевода [Текст] /Н.Самутина //Синий диван. - 2005. - № 7. - С.95-119.

136. Сараф, М.Я. Культурная инновация [Текст] /Сараф М.Я. Голицино, 2010.

137. Силади, А., Ковач, А. Б. Меж двух миров: личность. Духовный путь Тарковского [Текст] /Акош Силади, Андраш Балинт Ковач// Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал-2002. -№ 56. - С. 75-84.

138. Симонян, C.B. Сергей Михайлович Эйзенштейн о природе искусства [Текст] /Симонян Сусанна Вачаговна: автореф. дис. ... канд. философ, наук по спец-ти 09.00.04. - М., 2009. - 16 с.

139. Соколов, А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео [Текст] /А.Г.Соколов: учеб. Ч. 1-я. - М., 2000. - 207 е., ил.

140. Соколов-Дворников, А.Г. Монтаж и экранное мышление: автореф. дис. ... докт. искусствоведения по спец - ти 17.00.08 [Текст] /Алексей Георгиевич Соколов-Дворников /НИИ культуры. - М., 1993. - 32 с.

141. Сорокина, В.Н. Монтаж в кино и его философское осмысление в 20 - 30гг. XX века [Текст] /В.Н.Сорокина. //Виртуальное пространство культуры: мат. науч. конф. 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: СПб. философ, об-во, 2000. - С.42-45.

142. Соссюр, de Ф. Труды по языкознанию [Текст] /Ф. де Соссюр/пер. с франц; под ред. А. А. Холодовича. - М.: Прогресс, 1977. - 696 с.

143. Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) [Текст] /Суминова Татьяна Николаевна. - М., 2006. -480 е., ил.

144. Суминова, Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии [Текст] /Суминова Татьяна Николаевна). - М., 2005. - 446 е., ил. (Технологии культуры).

145. Суркова, O.E. Книга сопоставлений: Тарковский - 79: диалоги [Текст] /Ольга Суркова. - М.: «Киноцентр», 1991. - 238 с.

146. Сычева, Т.А. Кинематограф XX века в киноэстетике Жиля Делеза [Текст] /Т.А.Сычева //Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда - М.: ИФ РАН, 2008. -Вып. З.-С. 233-246.

147. Тарковский, A.A. Встать на путь [Текст] /Андрей Тарковский // Искусство кино. - 1989. - № 2. - С. 109-130.

148. Тарковский, A.A. XX век и художник /Андрей Тарковский //Искусство кино. - 1989. - № 4. - С. 88-106.

149. Тарковский, A.A. Запечатленное время [Текст] //Андрей Тарковский: начало... и пути: воспоминания, интервью, лекции, статьи /сост. М. Ростоцкая. - М., ВГИК, 1994. - С. 45-67.

150. Тарковский,А А. Зачем прошлое встречается с будущим? [Текст] /Андрей Тарковский: беседу с кинорежиссером ведет и комментирует О.Евгеньева //Искусство кино. - 1971. - № 11. - С.96-101.

151. Тарковский, A.A. Дневники//Киносценарии [Текст] /Андрей Тарковский.- 1995.-Вып. 1.-С. 127- 136.

152. Тарковский, A.A. Лекции по кинорежиссуре [Текст] /Андрей Тарковский //Искусство кино. - 1990. - № 7. - С. 105-112; № 8. - С. 103-113; №9.-С. 101-108; № 10.-С. 83-91.

153. Тарковский, A.A. [Когда фильм окончен. Говорят режиссеры «Мосфильма] [Текст] /Андрей Тарковский. -М., 1964. - С. 137-171.

154. Тарковский, A.A. Уроки режиссуры [Текст] / A.A. Тарковский.: учеб. пос - М., 1993. - 92 с.

155. Тимошенко, С.А. Искусство кино и монтаж фильма. Опыт введения в теорию и эстетику кино [Текст] /Семен Тимошенко. - Л.: Academia, 1926. -74 с.

156. Трояновский, А. В. Изучение кинозрителя (по мат. исследований театральной мастерской) [Текст] /A.B. Трояновский, Р.И. Егиазаров. - М.-Л., 1928.-98 с.

157. Тынянов, Ю.М. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] /Ю.М.Тынянов/ подотовка изд. и коммент. Е.А.Тоддеса; ред. А.П.Чудакова-М.: Наука, 1977. 576 с.

158. Утилова, Н.И. Монтаж [Текст] / Наталья Ивановна Утилова: учеб. пос. для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 167, [3] е.: ил., табл. - (Телевизионный мастер-класс).

159. Утилова, Н.И. Природа аудиовизуального творчества: Язык и образная система телевидения: автореф. дис.... д-ра искусствоведения по спец-ти 17.00.03 [Текст] /Н.И.Утилова. - М., 2003. - 36 с.

160. Феллини, Ф. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания /Фередерико Феллини. - М.: Искусство, 1968. - С. 220.

161. Фелонов, Л.Б. Монтаж в немом кино / Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Каф. режиссуры худож. фильма. - Ч. 1-2. - М., 1973-1978. -Ч. 1 : Фильмы Люмьера и Мельеса/ Фелонов Лев Борисович - 1973. - 91 с.

162. Фелонов, Л.Б. Монтаж как художественная форма [Текст] /Фелонов Лев Борисович: [учеб. пос. / Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Науч.-исслед. каб. Каф. кинорежиссуры. - М., 1966. - 162 е.: граф.

163. Фелонов, Л.Б. Проблемы и тенденции современного монтажа [Текст] / Фелонов Лев Борисович / Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Каф. режиссуры худож. фильма. - М.: ВГИК, 1980 (вып. дан. 1981). - 67 е.: ил.

164. Филиппов, С.А. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино [Текст] /Сергей Филиппов// //Киноведческие записки: историко-теоретич.журнал. - 2001. - № 54.-С. 254-276.

165. Филиппов, С.А. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино [Текст] /Сергей Филиппов // //Киноведческие записки: историко-теоретич.журнал. - 2001. -№55.-С. 149- 196.

166. Филиппов, С.А. Кино: мистификация физической реальности [Текст] /Сергей Филиппов //Киноведческие записки: историко-теоретич.журнал. - 1997 - № 32. - С. 43-51.

167. Филиппов, С.А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства [Текст] /Сергей Филиппов. - М.: Клуб «Альма Анима», 2006. - 208 с.

168. Филиппов, С.А. Теория и практика Андрея Тарковского// Киноведческие записки: историко-теоретич.журнал [Текст] /Сергей Филиппов. - 2002. -№ 56. - С. 41-74.

169. Фланаган, М. К эстетике «медленного» в современном кинематографе /Метью Фланаган (Matthew Flanagan) /пер. В. Карнаух //Интернет-журнал Cineticle. - 2010-2011 - Вып.№4. //Электронный ресурс. [Точка доступа http://www.cineticle.com/tema/207-k-estetike-medlennogo.html]

170. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов [Текст] /А.Я.Флиер.: учеб. пос - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

171. Флоренский, П.А. Иконостас [Текст] /Павел Флоренский; подгот. текста и коммент. А.Г.Дунаева. - М.: Искусство, 1994. - 256 с.

172. Флоренский, П.А. Собр. соч. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии [Текст] /Павел Флоренский. - М.: Мысль, 2000. - 446с. [1] е.: ил. (Сер. «Философское наследие», Т. 131).

173. Фрейлих, С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского [Текст] /С.И. Фрейлих: учеб. для вузов. - М.: Академ. Проект; Фонд «Мир», 2009. - 509 с.

174. Фунтикова, С.А. Духовные поиски А. Тарковского и их преломление в киномонтаже (к 75-летию художника) [Текст] /С. А. Фунтикова //Прошлое и будущее России в опыте социально-философской мысли: сб. науч. ст. /МГУКИ; каф. философии и религиоведения. - М., 2007. -С. 110-116.

175. Фунтикова, С.А. Киномонтаж и его философское осмысление [Текст] /С.А. Фунтикова //Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. -2010. -№ 1. - С. 71-74.

176. Фунтикова, С.А. Киномонтаж как способ отражения культурной динамики [Текст] /С.А. Фунтикова //Культура в контексте гуманитарного знания: в 2-х т. Т. 2. Эстетика и семиотика культуры: междунар. науч. конф. 27 марта 2007 г., посвящ. 40-летию каф. теории культуры, этики и эстетики МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 41-45.

177. Фунтикова, С.А. С.М.Эйзенштейн о монтаже в кино: столкновение культурных парадигм [Текст] /С.А. Фунтикова //Культурная политика в условиях модернизации российского общества: междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 20-21 ноября 2008 года): сб. ст. молодых ученых. 4.1. / МК РФ; МГУКИ; НИИ. - М., 2008. - С. 94-98.

178. Фунтикова, С.А. Эволюция монтажных принципов в художественном кино: эстетический аспект [Текст] /С.А. Фунтикова //Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 250-254.

179. Хайдеггер, М. Происхождение произведения искусства [Текст] / Мартин Хайдеггер //Вестник Московского государственного университета. -1986.-Сер. 7. - № 3. - С.62.

180. Хайдеггер, М. Исток художественного творения [Текст] /Мартин Хайдеггер //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX- XX веков. Трактаты. Статьи. Эссе /под ред. Г.К.Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 264-312.

181. Хренов, H.A. Кино. Реабилитация архетипической реальности [Текст] /Николай Хренов. - М.: Аграф, 2006. - 704 е., ил.

182. Хренов, H.A. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов [Текст] /H.A. Хренов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008.-536 е.: ил.

183. Худякова, Л. А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций: автореф. дис. ... канд. филос. наук ... 09.00.04 [Текст] /Худякова Людмила Анатольевна. - СПб., 2000. - 22 с.

184. Шибаева, М.М. Введение в философию культуры (западноевропейская мысль о культуре) [Текст] /Михалина Михайловна Шибаева. -М.: МГУКИ, 1998.

185. Шибаева, М.М. Культура в «зеркале» русской мысли [Текст] /Михалина Михайловна Шибаева. - М.: МГУКИ, 2001. - 249 с.

186. Эйзенштейн, С. Выступление на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии [Текст] //С. М. Эйзенштейн. Избр. произв. в 6-ти тт. Т. 2. - М., 1964. - С. 120-126.

187. Эйзенштейн, С. и др. /С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г.Александров. Заявка //Киноведческие записки. 1977. - № 48. - С. 168.

188. Эйзенштейн, С. М. Избр. произв. в 6-ти тт. Т. 1-6. [Текст] /Сергей Михайлович Эйзенштейн. -М.: Искусство, 1964 - 1971.

189. Эйзенштейн, С. Метод. GRUNDPROBLEM. [Текст] /Сергей Михайлович Эйзенштейн. Том первый. - М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2002. - 494 е., ил.

190. Эйзенштейн, С. Метод. Тайны мастеров. [Текст] /Сергей Михайлович Эйзенштейн. Том второй: ст. и этюды. - М.: Музей кино; Эйзенштейн- центр, 2002. - 687 е., ил.

191. Эйзенштейн, С. Монтаж /Сост., автор предисл. и коммент. Н.И.

Клейман [Текст] /Сергей Михайлович Эйзенштейн. - М.: Музей кино, 2000. -591 е., ил.

192. Эйзенштейн, С. Набросок предисловия к «Методу» [Текст] /С.М. Эйзенштейн// Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 1992. -Вып. 14. - С. 27-30.

193. Эйзенштейн, С. Неравнодушная природа [Текст] /Сергей Михайлович Эйзенштейн. Том первый. Чувство кино. - М.: Музей кино; Эйзенштейн- центр, 2004. - 687 е., ил.

194. Эйзенштейн, С. Неравнодушная природа. Том второй. О строении вещей [Текст] /Сергей Михайлович Эйзенштейн. - М.: Музей кино; Эйзенштейн- центр, 2006. - 623 е., ил.

195. Эйзенштейн, С. Мысли к киноконгрессу в Сарразе: выст. на творческом совещ. 1935г. [Текст] /Сергей Эйзенштейн //Киноведческие записки: историко-теоретич. журнал. - 1997/1998. -№ 36/37. - С. 49-54.

196. Эстетика на переломе культурных традиций /отв. ред. Н.Б.Маньковская; Ин-т философии РАН. - М., 2002. - 227 с.

197. Юренев, Р.Н. Краткая история советского кино [Текст] /Р.Н.Юренев. - М., 1979. - 286 с.

198. Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства [Текст]/ Р.Н.Юренев. - М.: Изд. Центр «Академия», 1997. 286 е., [2] е.: ил. - В надзаг.: Гос. ком. РФ по кинематографии.

199. Юренев, Р.Н. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Ч. 1 - 1898 - 1929. [Текст] /Р.Н.Юренев; ВНИИ киноискусства - М., 1985. 303 е.:

ил.

200. Юренев, Р.Н. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Ч. 2. - 1930 - 1948. [Текст] /Р.Н.Юренев. - М., 1985.

201. Юренев, Р.Н. Эйзенштейн о монтаже [Текст] /Р.Н.Юренев: [учеб. пос.]. - М.: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова, 1998. -192 с. (Сер. «Памятники кинематографической мысли»).

202. Ямпольский, М.Б. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменолистики [Текст] /Михаил Ямпольский; прилож. к жур. «Киноведческие записки»; НИИ киноискусства; Центральный музей кино; Международная киношкола. - М., 1993. - 215 с. (Сер. «Из истории киномысли»).

203. Ямпольский, М.Б. Кино «тотальное» и «монтажное» [Текст] /М.Б.Ямпольский //Искусство кино. - 1982. - № 7,- С. 130-146.

204. Ямпольский, М.Б. Эйзенштейновский «синтез» [Текст] /М.Б.Ямпольский //Ускользающий контекст. Русская философия в постсоветских условиях: антология. - М.: Ад Маргинем, 2002. - С. 77-104.

205. Ямпольский, М.Б. Язык-тело-случай. Кинематограф и поиски смысла [Текст] / Михаил Ямпольский. - М: Новое литературное обозрение, 2004.-376 с.

ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

206. Bohn, Anna [Бон Анна]. Film und Macht: zur Kunsttheorie Sergei M. Eisensteins. 1930 - 1948. [Текст] /Anna Bohn. - München, diskurs film Verlag Schaudig & Ledig GbR, 2003. - vol. 16.

207. Bulgakowa, O. Sergej Eisenstein: drei Utopien. Architekturentwbrfe zur Filmtheorie [Теория как утопический проект]; [Текст] /О. Bulgakowa.-Berlin: Potemkin-Press, 1996. - S. 31-108. //Электронный ресурс. Точка доступа: http://magazines.russ.ru

208. Spottiswoode, R. A Grammar of the Film: an Analysis of Film Technique [Текст] /Raymond Spottiswoode. - Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1973. - 328 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.