Трансформация образа художника: от Возрождения к постмодерну: Философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Семенищева, Ольга Александровна

  • Семенищева, Ольга Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 162
Семенищева, Ольга Александровна. Трансформация образа художника: от Возрождения к постмодерну: Философско-культурологический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Саратов. 2005. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Семенищева, Ольга Александровна

• ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Феномен образа художника: проблема формирования

§1. Понятие «образ художника»: опыт комплексного анализа.

§2. Формирование основных черт образа художника в европейской культуре

Возрождение и эпоха романтизма).

Ф ГЛАВА II. Процесс трансформации образа художника: философско-культурологические основания

§1. Образ художника и XX век: метаморфозы авангарда и постмодерна.

§2. Способы трансформации образа художника.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация образа художника: от Возрождения к постмодерну: Философско-культурологический анализ»

Актуальность темы исследования. Исследование проблем искусства, художественного творчества, личности художника не теряет своей актуальности независимо от социокультурной ситуации, государственного строя, идейного состояния эпохи. Этап современной культуры не является исключением. Однако в процессе необратимых изменений во всех ее сферах названные проблемы вызывают потребность в новом осмыслении.

В условиях формирования нового типа культуры - визуального, экранного, массмедийного, глобализирующегося ее варианта особое место принадлежит проблеме образа, осмысление которого в постмодернистской философии привело к ее новой трактовке, выдвижению на первый план идеи симулякра.

В связи с этим в формирующейся неклассической парадигме смещается содержание привычных категорий. В свете сказанного понятие «образ художника» представляет особый интерес для исследования.

Следует сказать, что данное понятие широко используется и анализируется в определенных, достаточно узкоспециальных областях знания, преимущественно в филологических, литературоведческих, искусствоведческих работах. Но, как представляется, существует возможность вывести данное понятие на уровень философско-культурологического обобщения, поскольку оно концентрированно фокусирует в себе происходящие в культуре процессы.

В отечественной литературе была высказана мысль о недостаточной изученности проблемы эволюции образа художника в истории культуры. Но в данной работе акцент сделан на исследовании процесса трансформации, то есть коренного изменения, превращения, преобразования образа художника в ключевые для европейской культуры периоды. Поскольку искусство как явление культуры наиболее ярко характеризует ее состояние, образ художника концентрированно содержит качественные изменения, происходящие в ней.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексный характер данного исследования предполагает использование источников различных областей научного знания. Философское осмысление понятия «образа» начинается в античной мысли (Платон, Аристотель), продолжает свою историю в работах средневековых мыслителей, феноменологической традиции, исследованиях философов XX века1. В философских трудах обнаруживаются классическая и неклассическая стратегии понимания образа.

В работах по психологии также уделено большое внимание данному понятию. В.Д. Балин, Д.В. Колесов, Б.Ф. Ломов, Е.Б. Перелыгина, К.-Г.Юнг и другие2 рассматривают проблему образа в связи с процессами перцепции, отражения, восприятия.

Эстетическому и искусствоведческому исследованию художественного образа посвящены работы А.А. Акоповой, В.А. Грехнева, В.А. Левидова, л

Н.Л. Лейзерова .

Философско-культурологический анализ эпох Возрождения, романтизма, авангарда и постмодерна проводятся на основе трудов по

1 Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья) В 2-х т Т 2 СПб РХГИ, 2002 - 635 е., Аристотель Метафизика Ростов-на-Дону Феникс, 1999 - 608 е., Бердяев Н А. Философия свободы. Смысл творчества М . Правда, 1989 -607 с , Гуссерль Э Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Т 1 М Дом интеллектуальной книги, 1999 - 336 с ; Делез Ж Платон и симулякр // НЛО №5 (1993) С 45-56, Костина О В Онтология коммуникации Саратов Изд-во Сарат ун-та, 2004 - 156 с, Мыслители Греции От мифа к логике Сочинения М ЭКСМО-Пресс, Харьков Фолио, 1998 - 832 с , Платон Собрание сочинений в 4-х т Т2 М Мысль, 1993 - 528 с, ХайдеггерМ Работы и размышления разных лет М Гнозис, 1993 - 464 с, BaudnllardJ Simulacies et Simulation P Galilee, 1981 -235 p. Балин В Д Психическое отражение элементы теоретической психологии СПб Изд-во С -Петерб ун-та, 2001 - 376 с , Колесов Д.В. Человек и толпа Москва-Воронеж, 2001 -464 с , Ломов Б Ф Методологические и теоретические проблемы психологии М Наука, 1999 -349 с, Юнг К Г Психологические типы / Юнг К Г Сознание и бессознательное СПб Университетская книга, 1997 С 189-284

3 Акопова А А Эстетический идеал и природа образа Ереван Изд-во HAH РА, 1994 -223 с, Грехнев В А Словесный образ и литературное произведение Н Новгород Нижнегородский гуманитарный центр, 1997 - 200 с , Левидов А М Автор-образ-читатель Л Изд-во Ленинградского университета, 1983 - 350 с; ЛейзеровНЛ. Образность в искусстве М Наука, 1974 - 208 с истории культуры, эстетике, философии, искусствоведению. Для характеристики культуры эпохи Возрождения использовались работы ^ JI.M. Баткина, Н.А. Бердяева, П.М. Бицилли, К. Бурдаха, Э. Гарэна, В.П. Головина, А.Ф. Лосева, М.Н. Соколова, А.Е. Чучина-Русова4.

Основные черты идейного и культурного содержания эпохи романтизма раскрываются в трудах философов-романтиков В.Г. Вакендродера, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля3, отечественных и зарубежных исследователей Ю.Б. Борева, Н.Я. Берковского, В.В. Ванслова, И.Ф. Волкова, М. Вудманси, М.С. Кагана, О.А. Кривцуна, Б. Рассела 6. На основе данной литературы были определены характерные черты образа # художника, подверженного дальнейшим изменениям в последующие эпохи.

Вопросы теории и практики авангарда, его различий с модернизмом и постмодернизмом нашли свое отражение в исследованиях Н.А. Бердяева, В.В. Бычкова, В. Велыпа, П. Козловски, И.С. Куликовой, А.Б. Оливы,

4 Баткин JT М Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления М Искусство, 1990 - 413 с, БаткинJTM. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности М Наука, 1989 -272 с, Баткин JIM Итальянское Возрождение Проблемы и люди М РГГУ, 1995 — 488 е., Бицилли ПМ Место Ренессанса в истории культуры СПб Мифрил, 1996 - XVI+256 е., Бурдах К Реформация Ренессанс Гуманизм М. РОССПЭН, 2004 - 208 с, Гарэн Э. Проблемы искусства Возрождения М Прогресс, 1986 - 392 с , Головин В П. Образ художника в новеллах итальянского Возрождения Опыт анализа социальной психологии // Вопросы искусствознания С 297305, Лосев АФ Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1998 - 750 с, Чучин-Русов АЕ Единое поле мировой культуры Кн 1 Теория единого поля М Прогресс-Традиция, 2002 -664с

3 Вакендродер В Г Фантазии об искусстве. М. Искусство, 1977 - 263 с , Фихте И Г Соч в 2-х т. Т 1 СПб Мифрил, 1993.- 687 с; ШеллингФ Система трансцендентального идеализма Л Соцэкгиз, 1936 - 479 с , Шлегель Ф Эстетика Философия Критика В 2-х тТ1 М Искусство, 1983 -479с

6 Борев Ю Б Эстетика В 2-х т Т 2. Смоленск. Русич, 1997 - 640 с , Берковский Н Я Романтизм в Германии СПб Азбука-классика, 2001 - 512 с; Ванслов В В Эстетика романтизма М • Искусство, 1966 - 403 е., Волков И.Ф Романтизм как творческий метод / Проблемы романтизма М Искусство, 1971. С. 19-62, Вудманси М Гений и копирайт // НЛО №48 (2/ 2001) С 35-48, Каган М С. Эстетика как философская наука СПб Петрополис, 1997 - 544 с , Рассел Б Мудрость Запада М Республика, 1998 - 479 с п

B.М. Полевого, А.Е. Чучина-Русова, А.Е. Якимовича Эстетика и философия постмодернизма рассматривалась на основе работ Р. Барта, Б. Гройса, о

C. Корнева, В. Курицына, Н.Б. Маньковской, М. Фуко . Характеристика особенностей экранной культуры представлена в работах Н.А. Кирилловой, Е.В. Листвиной, Э. Тоффлера, У. Эко и др.9

Помимо этого, на протяжении всего исследования широко использовался искусствоведческий материал, фрагменты художественных произведений, которые содержали анализ и наблюдения'самих художников, имеющих отношение к поставленной проблеме 10.

Объект исследования — проблема художественного творчества в контексте культуры Возрождения, романтизма, авангарда и постмодерна. п

Бердяев И А Кризис искусства М СП Интерпринт. 1990 - 48 с , Бычков В В Авангард // Новая философская энциклопедия Т 1 М Мысль, 2000 С 27-34. Велып В «Постмодерн» Генеалогия одного спорного понятия // Путь 1992 №1 С 109-133; Козловски П Миф о модерне Поэтическая философия Эрнста Юнгера М Республика, 2002 - 239 с , Куликова И С Философия и искусство модернизма М Политиздат, 1980 -272 с, «Терминал» авангарда Интервью с Акилле Бонито Оливой // Художественный журнал №21 С 28-30, Полевой ВМ Двадцатый век Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира М Советский художник, 1989 - 456 с , Якимович А К Искусство XX века Эпистемология картин мира // Искусствознание 1/98 С.226-255, Якимович А К Художник и слово // Искусствознание 2/1999 С 275-289

8 БартР Избранные работы Семиотика Поэтика М Прогресс, 1999 - 615 с, Бодрийар Ж Заговор искусства // Художественный журнал №21 С 7-8; Бодрийар Ж Злой демон образов // Искусство кино №1992 №10 С 64-70, Гройс Б. Воля к отдыху // Художественный журнал №21 С 24-26, Корнев С «Сетевая литература» и завершение постмодерна//НЛО №32 (4/1998) С 29-45, Курицын В К ситуации постмодерна//НЛО 1995 №11 С 197-223, Маньковская Н Б Эстетика постмодернизма. СПб . Алетейя, 2000 -347 с, ФукоМ Что такое автор9//Лабиринт. Эксцентр 1991 №3. С 25-43

9 Кириллова Н Б Медиакультура от модерна к постмодерну М Академический проект. 2005 - 448 с, Листвина Е В Современная социокультурная ситуация сущность и тенденции развития Саратов. Изд-во Саратов, ун-та, 2001 - 168 с , Тоффлер А Третья волна М ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999 - 261 с , Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры Саратов Изд-во Саратов ун-та, 2003 - 220 с , Эко У От Интернета к Гутенбургу // НЛО №32 (4/1998). С 5-14,

10 Андреева Е Энди Уорхол сегодня и навсегда // НОМИ №5 / 40/ 2004 С. 19-21, Гофман ЭТА Крейслериана / Изб пр вЗт ТЗ. М. Художественная литература, 1962. - 519 е., ДолгополовИВ Мастера и шедевры В 3-х т ТЗ М Изобразительное искусство, 1988 -784 с, Емельянова Т П О некоторых социально-психологических особенностях восприятия романтизма русской читающей публикой 20-30-х XIX в / Романтизм: эстетика и творчество Тверь, 1994 С.61-67, Уальд О. Избр пр-ия в 2-х т Т1 М Гослитиздат, 1960 -399 с

Предметом исследования является творческая личность, способы формирования и трансформации ее образа в указанных художественных системах.

Цель исследования - философско-культурологическое осмысление процесса трансформации образа художника в этапные для европейской культуры эпохи.

Для достижения указанной цели предполагается решить ряд следующих задач:

• обоснование возможности осмысления понятия «образ художника» в рамках философско-культурологического знания;

• исследование условий формирования и модификации образа художника в ренессансную и романтическую эпоху;

• установление моментов качественного изменения образа художника в ходе развития художественной культуры XX века;

• определение способов трансформации образа художника Теоретическая и методологическая основа исследования. Данное исследование использует комплекс подходов с ориентацией на научно-рациональную философскую традицию. В то же время применяются методы постклассической философии. Феноменологический, герменевтический, структуралистский и поструктуралистский подходы позволяют выявить специфику понятия «образ художника» и разработать его концептуально.

Комплексный характер представленной работы предполагал также использование элементов общенаучной методологии и методологии гуманитарных наук. В частности, были применены элементы культурно-антропологического и историко-типологического описания, компоративистика и искусствоведческий анализ.

Новизна диссертационного исследования. 1. Впервые образ художника анализируется через комплекс онтологического, гносеологического, коммуникативного, семиотического, социального и аксиологического аспектов.

2. Сформулировано авторское определение образа художника как конструкта, характеризующего изменения в сфере взаимодействия искусства и общества.

3. Реконструирована концепция трансформации образа художника в категориальном выражении «образ творца - образ бунтаря - образ провокатора - имидж».

4. Выведены и содержательно обоснованы способы, реализующие трансформацию образа художника: гносеологический, семиотический, способ коммуникации, способ социального взаимодействия и способ ценностной ориентации.

5. Выделена основная особенность трансформации образа художника в эпоху постмодерна, проявляющаяся в замене его имиджем.

Положения, выносимые на защиту.

1. Рассмотрение трансформации образа художника в культуре последних столетий от Возрождении до постмодерна предполагает философско-культурологический анализ понятий «образ» и «образ художника». В рамках комплексного подхода к исследованию понятия «образ» выделяются онтологический, гносеологический, семиотический и коммуникативный аспекты, которые дополняются при рассмотрении концепта «образ художника» аспектами социальным и аксиологическим.

2. Философско-культурологический анализ требует в первую очередь прояснения онтологических и гносеологических оснований исследуемого феномена. Согласно онтологическому аспекту, образ художника характеризуется как достаточно целостная конструкция, в которой сочетается и конкретное, и обобщенное представление о творческой личности определенного этапа культуры. На его формирование влияет как образ человека, так и представления о личности, принятые в той или иной культуре. В гносеологическом аспекте наиболее важным представляется проблема соотношения научного и обыденного восприятия творческой личности, возможность ее адекватного постижения на протяжении исторического развития культуры.

3. Сама система функционирования искусства и его значение в жизни общества позволяют говорить о социальном, коммуникативном и аксиологическом аспектах образа художника. Их содержание определяется способами взаимодействия художника и зрителя, связью творца и художественного произведения, наделением особой ценностью того и другого, или отказом от нее.

4. Процесс формирования экранной культуры, ее визуальный характер обеспечивает особую актуальность образного мышления и способствует тому, что личность художника постепенно утрачивает реальные черты и становится неким символом в культуре, приобретает знаковое содержание. В данном случае реализует себя семиотический аспект образа художника, который обеспечивает такую символизацию благодаря «зазору» между отражаемым предметом и результатом отражения.

5. В качестве механизма, обеспечивающего глубинную трансформацию самой бытийной сущности образа художника, выступает наличие ряда способов (а именно, гносеологический, семиотический, способ коммуникации, способ социального взаимодействия и способ ценностной ориентации). Основное содержание этой трансформации заключается в том, что в ситуации современной художественной культуры художник сам

Ф рассматривается как произведение искусства. Художник как творец произведения искусства исчезает, и сам становится только образом.

6. Образ художника представляет собой формирующийся в сфере взаимодействия искусства и общества конструкт, обладающий собственной бытийной сущностью, ценностным наполнением, знаковой природой, коммуникативным и познавательным потенциалом, который реализуется на протяжении развития культуры и фокусирует в себе наиболее значительные ее трансформации. Эпоха Возрождения является тем периодом в развитии культуры, когда сформировались основные черты образа художника, отраженные через ряд указанных аспектов: художник рассматривается как автор, свободная артистическая личность, ^ обладающая особой ценностью в обществе и культуре. Завершающая этап формирования образа художника романтическая эпоха представила его модификацию, внеся новые грани — художника-бунтаря, художника-безумца.

7. Трансформация образа художника связана с двумя характерными явлениями культуры XX века — авангардом и постмодерном. Авангард, подвергая сомнению идею творчества, ценность художественной личности и всей культуры в целом, представил фигуру художника-провокатора. В # свою очередь эпоха постмодерна, которая утверждает смерть Автора, отсутствие границ между творцом и зрителем, способствует тому, что образ художника заменяется его имиджем, формирующимся с помощью новых информационных возможностей, тогда как реальная его личность постепенно исчезает.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования могут представлять научный интерес для специалистов в области культурологии, эстетики, искусствоведения, литературоведения; методический материал может выступать как основа для изучения историко-культурных процессов. Материалы диссертации могут иметь практическое значение: способствовать Ф формированию интереса к сфере современного искусства, использоваться в разработке новых специальных дисциплин и служить основой для традиционных курсов по эстетике, культурологии, теории искусства. Также некоторые выводы могут быть полезны в вопросах культурного планирования, осуществления грамотного прогнозирования процессов художественного общения в условиях современной культурной действительности, формирования зрительской аудитории и повышения ее художественного вкуса.

Структура работы способствует последовательному решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех ^ параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Семенищева, Ольга Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование имеет комплексный характер, поскольку оно основано на таких областях научно-гуманитарного знания, как философия, культурология, эстетика, история, искусствоведение.

С помощью общенаучного понятия образа был выделен ряд аспектов, характеризующих содержание понятия «образ художника», а именно -онтологический, гносеологический, социальный, коммуникативный, семиотический и аксиологический. Помимо выделенных аспектов, было представлено определение понятия «образ художника». Он представляет собой формирующийся в сфере взаимодействия искусства и общества конструкт, обладающий собственной бытийной сущностью, ценностным наполнением, знаковой природой, коммуникативным и познавательным потенциалом, который реализуется на протяжении развития культуры и фокусирует в себе наиболее значительные ее трансформации.

В характеристике указанных аспектов проявились проблемы сущности личности творца, его места в культуре и взаимоотношения с социумом. Поскольку для анализа были избраны ключевые, переломные в культурном смысле эпохи - Возрождение, романтизм, авангард, постмодерн — эти проблемы получили собственную трактовку, обеспечивающую трансформацию образа художника.

Соответственно данным аспектам был проведен философско-культурологический анализ художественных систем Возрождения, романтизма, авангарда и постмодерна, то есть, начиная с момента выделения личности художника до современного этапа культуры. В философско-культурологическом анализе проводился анализ общекультурных установок эпохи, которые нашли отражение в эстетических воззрениях и затем проявились в художественной практике. Но все анализируемые уровни, так или иначе, получили определенное отражение в образе художника. Он становится как бы их своеобразным фокусом, концентрирующим в себе и философские идеи, и общественные отношения, и особенности художественного творчества.

При анализе культуры эпохи Возрождения были представлены следующие ее основные черты - антропоцентризм, гуманизм, универсализм. Данные характеристики нашли свое отражение в эстетических положениях эпохи. Она представила следующий образ творца - божественного гения, универсальную личность, артистизм и виртуозность которой рождает вечные художественные ценности.

В эпоху романтизма философия и художественная культура были связаны наиболее тесно. Доведя до предела некоторые культурные установки Ренессанса, культура романтизма уже содержала в себе потенции для их трансформации, что также нашло отражение в образе художника, представленном данным периодом. Среди сравнительно новых черт образа художника выделяется мистическая трактовка личности творца и проявление бунтарства.

Эпоха авангарда, подставив под сомнение способ существования европейской культуры в целом, породила в искусстве множество направлений самого радикального свойства. Этот радикализм всей культуры выявил одну из самых характерных черт образа художника — художника-провокатора.

Культура постмодерна, ее всеядность, плюрализм, отсутствие бинарности, деперсонализация, исчезновение личности позволяют говорить о замене образа имиджем, а художественного творчества — арт-практиками, в которых ведущее место принадлежит зрителям.

Таким образом, образ художника претерпевает свою трансформацию вместе с изменениями культуры, и различные его грани становятся наиболее яркими и актуальными.

Соответственно данным аспектам были структурированы все изменения, произошедшие в художественной практике и, исходя из них, можно обозначить способы этой трансформации. Это следующие способы: гносеологический, семиотический, способ коммуникации, способ социального взаимодействия и способ ценностной ориентации.

Указанные способы обеспечивают глубинную трансформацию самой бытийной сущности образа художника. Ее понимание заключается в следующих положениях:

- с момента выделения личности художника возникла потребность в его образе, что вообще характерно для самой сущности феномена искусства как творения образов. Так сама возможность творения произведений искусства вызвала потребность в творении собственного образа

• - художественная практика различных культурных этапов значительно изменила отношение к творчеству и у самого творца, и у общества, что можно видеть на примере анализа данных эпох, соответственно, менялся и образ художника

- арт-практика XX века интенсивно развивала два основных направления, одно из них проявлялось в стремлении приобщить к процессу создания художественного объекта зрителя и нивелировать фигуру творца, другое, наоборот, заключалось в тотальности и доминировании арт-деятеля в творческом процессе. Объединившись, эти тенденции привели к тому, что художник стал восприниматься как произведение искусства. Так буквально были реализованы артистические устремления и идеи жизнестроительства ф художников прошлого.

Современная культурная реальность требует нового осмысления вечных проблем, среди которых вопросы, связанные с бытием искусства и творчества, занимают особое место. Привычное выражение «образ художника» приобретает новое качество - способность концентрированно содержать в себе особенности той или иной культурной эпохи. В то же время, эта формула обладает серьезным потенциалом для появления новых исследований, посвященных проблеме восприятия художников прошлого в современной культуре, формирования и существования национального образа художника в условиях глобализации, сочетания в нем традиционных и современных представлений о творческой личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Семенищева, Ольга Александровна, 2005 год

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Автономова Н.С. Возвращаясь к азам // Вопросы философии. 1993. №3. С. 17-22

3. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. №3. С. 135-140

4. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.

5. Акопова А.А. Эстетический идеал и природа образа. Ереван: Изд-во НАНРА, 1994.-223 с.

6. Андреева Е. Энди Уорхол: сегодня и навсегда // НОМИ. №5 / 40/ 2004. С.19-21

7. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья). В 2-х т. Т.2. СПб.: РХГИ, 2002. 635 с.

8. Аристотель. Метафизика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.

9. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. 176 с.

10. БалинВ.Д. Психическое отражение: элементы теоретической психологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 376 с.

11. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. 384 с.

12. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1999. -615 с.

13. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. 64 с.

14. Батай Ж. Литература и зло. М.: Изд-во МГУ, 1994. 166 с.

15. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.-272 с.

16. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. -488 с.17,18

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.