Трансформация сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Овчинникова, Марина Николаевна

  • Овчинникова, Марина Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 180
Овчинникова, Марина Николаевна. Трансформация сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2012. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Овчинникова, Марина Николаевна

Введение.

Глава 1. Личность Е. Ю. Кузьминой-Караваевой в контексте религиозных и философских исканий рубежа веков

1.1. Становление творческой личности Е.Ю. Кузьминой-Караваевой

1.2. «Предстояние» (от «Скифских черепков» к монашескому деланию).

1.3. «Монашество в миру» как модель жизни и творчества.

1.4. Образ лирической героини в стихотворениях 1930 - 1940-х гг.

Глава 2. Сакральные жанры в поэтическом творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в 1930-1940-е годы

2.1. Традиции псалма и их трансформация в творчестве

Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.

2.2. Стихотворения-молитвы «На смерть» в творчестве А. Блока, М. Цветаевой, Е. Гуро, Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.

2.3. Традиции и новаторство в поэзии, живописи и иконописи

Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии).

Глава 3. Трансформация житийного и мистериального канона в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой

3.1. Жития в изводе Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (Книга «Жатва Духа», 1927 г.).

3.2. Актуализация мистериального жанра в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в 1930-1940-гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой»

Несмотря на то, что феномен русской культуры конца XIX - начала XX вв., именуемый Серебряным веком, - явление достаточно изученное, открываются и возвращаются имена, которые ещё недавно были причислены ко второму и третьему эшелону поэтов и писателей рубежа веков. Нельзя по достоинству оценить русскую поэзию начала XX в., зная только А. Ахматову, А. Блока, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, нужно иметь представление и о других авторах, творчество которых не пользуется широкой известностью, но которые внесли свой вклад в историю русской лирики.

К таким менее известным широкому читателю авторам «разломной эпохи» можно отнести Е.Ю. Кузьмину-Караваеву (Елизавету Пиленко, Е.Ю. Скобцову. Мать Марию), поэта, религиозного философа, публициста, художника, монахиню. По справедливому замечанию Д. Дюришина, «второстепенные писатели <.> часто гораздо более показательны, чем первостепенные, потому что они осуществляют преемственность межлитературных ценностей более прямолинейно» [43, с. 212]. Следовательно, без их произведений картину русской литературной жизни рубежа XIX - XX вв. едва ли можно назвать полной.

О людях, подобных Е.Ю. Кузьминой-Караваевой по разнообразию талантов, степени осмысления исторической действительности, кругозору, A.A. Блок писал: «Русскому художнику нельзя и не надо быть «специалистом». Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте, тем более прозаик о поэте, и поэт о прозаике <.>. Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга - философия, религия, общественность, даже политика. Вместе они и образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры» [21, с. 175].

Открывая Международную конференцию (2011 г.) «Духовное наследие матери Марии (Скобцовой). Настоящее и будущее церкви», посвящённую 120-летию со дня рождения Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, о. Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства и ректор Свято-Филаретинского монастыря, отметил, что «память о матери Марии жива, а сама преподобномученица становится для нас, по мере того как мы знакомимся с её наследием, всё более близкой и дорогой: «Мать Мария для всех нас человек знаковый, она не просто осуществила своё служение, она открыла новые пути <.> она заново показала, что может сделать человек, настроенный жертвенно, действующий с большой любовью» [71]. По словам о. Георгия, «соединение всего лучшего, что было накоплено иноческой и монашеской традицией, созерцательной и деятельной, с современными потребностями жизни церкви и мира, этот новый синтез смогла осуществить мать Мария. Она была добрым плодом нашей русской истории, расцвела и открылась, находясь в особой атмосфере жизни - эмиграции <.>. Но она плоть от плоти русский человек, которым может гордиться русская церковь, без которого уже невозможно представить себе историю Православия XX века» [71].

Мать Мария для XX в. — знаковая фигура, своего рода знамение времени, пророческое по своей природе. А пророчество, как известно, по своей сути есть творчество в чистом виде, характерный признак которого наряду с возвещением воли Божьей - новизна» [71], - так оценила творческую личность матери Марии магистр богословия из Свято-Филаретинского института Л.В. Крошкина.

Творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой было несправедливо забыто, её книги убраны на дальние полки и в архивы. Во многом это произошло из-за яркой биографии неординарной личности, которая «затмила» славу поэта, художника. Членство в партии эсеров, дружба с поэтами, которых не жаловало советское литературоведение, - всё это повлияло на то, что творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой заняло периферийные позиции. Можно говорить о том, что Е.Ю. Кузьмина

Караваева, как и ещё один из поэтов рубежа веков А. Добролюбов, стали «жертвой собственной биографии» [47, с. 304].

Первая книга её стихов «Скифские черепки» вышла в 1912 г., когда Е.Ю. Кузьмина-Караваева была участницей литературного объединения «Цех поэтов». Несмотря на опеку мэтров (А. Блока, С. Городецкого), об особенном, ни на кого не похожем стиле её произведений тогда писали многие. Известны отклики на её сборники многих деятелей культуры того времени: Н. Гумилёва, А. Блока, который посвятил Лизе Пиленко два стихотворения, как пишет В.И. Новиков, «два эталонных верлибра» [79, с. 161]. Своеобразным положительным откликом на литературное творчество юной поэтессы можно назвать обложку к первому сборнику её стихов, выполненную С. Городецким.

При жизни Е.Ю. Кузьминой-Караваевой её произведения не переиздавались. Лишь после выхода на экраны художественного фильма Сергея Колосова «Мать Мария» (1982 г.) в нашей стране начали появляться сначала биографические очерки о ней, о ее дружбе с А. Блоком, об участии во Французском Сопротивлении, а затем публикации отдельных стихотворений в газетах «Комсомольская правда» и «Семья» [72, с. 9]. Первое издание её избранных трудов было предпринято на родине издательством «Советская Россия» в 1991 г. Этот сборник избранных произведений за всё послереволюционное время стал запоздалой данью уважения к жизненному и гражданскому подвигу поэта и монахини матери Марии. Благодаря Федеральной целевой программе «Культура России» в 2001 - 2004 гг. выходят в свет сборники «Жатва Духа», «Равнина русская», «Красота спасающая». В это же время телевизионный канал «Культура» посвящает ей одну из своих передач цикла «Библейские сюжеты». Режиссёр В. Эпштейн в 2007 г. создаёт многосерийный фильм «Не будем проклинать изгнание», в котором упоминается об эмигрантской жизни матери Марии. В 2000 г. Кс. Кривошеина открывает сайт «Мать Мария» (Mere Marie), который также даёт возможность познакомиться с жизнью и творчеством Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.

Как и должно быть, первыми предприняли попытку увековечить имя легендарной соотечественницы жители Анапы, земляки Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, установившие в 1991 г. к 100-летию со дня рождения поэтессы бронзовый крест на гранитной глыбе, у основания которого выбиты стихотворные строки, принадлежащие матери Марии: Нет, Господь, я дорогу не мерю, Что положено, то и пройду [2, с. 192].

Установлен памятник в сквере у Морского вокзала, так как до 1917 г. этот сквер носил имя генерала Д.В. Пиленко, деда Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, а на берегу моря стоял дом, в котором жила семья Пиленко. Девяностые годы XX в. не располагали к мыслям о духовности, и, тем не менее, это духовное прорывалось через думы о хлебе насущном и политические распри. Это были первые попытки вернуть на родину память о славной дочери нашего народа, с опозданием, но воздать ей по заслугам. Тогда о матери Марии в стране почти ничего не было известно или известно очень мало.

В конце 80-х гг. появляются первые серьёзные исследования творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Условно можно выделить два периода в изучении творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: первый - до 90-х гг. - ограничивался аналитическим обзором биографии и воспоминаний о встречах Е.Ю. Кузьминой-Караваевой с современниками, русскими богословами и священниками, с которыми Е.Ю. Кузьмина-Караваева, как человек искренне верующий, не могла оказаться вне общения. Н. Бердяев, Г. Флоренский, о. Сергий Булгаков, о. Сергий Гаккель вспоминают о её философских, религиозных исканиях и настроениях. Мемуары и биографические очерки Д. Десанта, К. Кривошеиной, К. Мочульского, Г.П. Струве, А.Н. Шустова, Е.Г. Эткинда раскрывали неординарную личность монахини - участницы Французского

Сопротивления, погибшей в фашистском концлагере. О творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой говорилось в контексте её декадентских взглядов в начале творческого пути и затем об их изменениях в сторону религиозных. Большинство учёных рассматривали взаимоотношения Е.Ю. Кузьминой-Караваевой и А. Блока, акцентируя внимание на влиянии личности знаменитого символиста на судьбу молодой поэтессы.

В конце 1980-х гг. появляются первые научные исследования литературного творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. М.В. Юрьева в диссертации «Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой» (2005 г.) рассматривает ранний сборник «Скифские черепки», С.Н. Бунина в докторской диссертации «Поэты маргинального сознания» (2007 г.) посвящает одну из глав творчеству Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Т.В. Емельянова в кандидатской диссертации «Типология жанра мистерии в английской и русской драматургии первой половины XX в. (Ч. Уильяме, Дороти Сэйерс, К. Фрай, Е.Ю. Кузьмина-Караваева)» (1998 г.) анализирует мистерию матери Марии «Анна». Агиография матери Марии стала областью научных интересов магистра богословия Свято-Филаретинского института JI.B. Крошкиной. Исследованию живописи и рисунков матери Марии посвящены работы Г. Беневича, A.C. Сытовой, Кс. Кривошеиной.

16 января 2004 г. было принято решение Священного Синода Вселенской Патриархии в Константинополе о канонизации матери Марии. В 2012 году в Риге на доме по ул. Элизабетес, 21, где родилась Лиза Пиленко, была установлена памятная доска, посвящённая Святой матери Марии. В течение пяти лет жители Риги собирали на неё средства, но, к сожалению, нужную сумму удалось собрать уже после юбилейной даты. Открытие памятной таблички с барельефом приурочили к 80-летию со дня принятия матерью Марией монашеского пострига.

Актуальность исследования художественной системы Е.Ю. Кузьминой-Караваевой связана с повышенным вниманием современной науки к жанровым трансформациям и механизмам функционирования устойчивых культурных моделей в новейшей литературе, с необходимостью возможно более полного воссоздания истории литературы Русского Зарубежья. Кроме того, возросшая за последние годы потребность современного общества обрести устойчивую систему нравственных ценностей, стремление к восстановлению духовных ориентиров делают актуальным обращение к творчеству Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.

Актуальность обусловлена также возрастающим интересом читателей и литературоведов к современной женской поэзии, представленной именами О. Седаковой, Е. Шварц, В. Павловой, М. Гейде И др.

Основными источниками в диссертационном исследовании при характеристике историко-литературного контекста творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой явились философско-эстетические труды виднейших представителей эпохи русского культурного ренессанса: Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, Д. Мережковского, В. Розанова, В. Соловьева, Г. Федотова, П. Флоренского, С. Франка и др., а также поэтическое наследие эпохи: творчество А. Блока, М. Волошина, Е. Гуро, В. Хлебникова, М. Цветаевой.

Кроме того, широко использовался материал мемуарного характера: книги о. Сергия Гаккеля «Мать Мария», Д. Десанти «Встречи с матерью Марией: неверующая о святой», Е. Обойминой «Свет земной любви. Е. Кузьмина-Караваева. Мать Мария», Е.А. Омельченко «Из моих воспоминаний о встречах с Е.Ю. Кузьминой-Караваевой», Ф.А. Степуна «Портреты», А. Угримова «Воспоминания о матери Марии».

Методологические принципы исследования. Исходя из методологических идей М.М. Бахтина о единстве духовного пространства гуманитарных наук, мы сочли возможным выполнить диссертацию на стыке нескольких научных областей: философии, литературоведения, культурологии, богословия. Теоретической основой послужили фундаментальные труды по теории жанра М.М. Бахтина и H.JI. Лейдермана. В исследовании лирических жанров мы опирались на работы M.JI. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковского, Б.О. Кормана, определивших методику анализа поэтического текста. Принципиально важным для определения исследовательского инструментария лирических жанров стало обращение к трудам С.И. Ермоленко и Т.А. Ложковой. Методологической основой исследования сакральных жанров явились работы ведущих культурологов и литературоведов: С.С. Аверинцева, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова, В.В. Лепахина, Д.С. Лихачёва, A.M. Любому дрова, а также работы Э.М. Афанасьевой, И.В. Козлова, A.B. Маркова, A.B. Третьякова и др.

Несмотря на достаточно освещенные в литературоведении отдельные аспекты творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, его нельзя признать всесторонне изученным. «Слабым звеном» в исследовании литературного наследия матери Марии остаётся эмигрантский период (1930-1940-е гг.) и, в частности, влияние религиозных взглядов матери Марии (в 1932 г. она принимает постриг) на её творчество.

Особенностью творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой Г.И. Беневич считает «точное и яркое» воспроизведение «пройденного ею духовного пути, установку на соединение христианства и творчества» [16, с. 82]. Исходя из этого, мы стремились рассмотреть сакральные жанры в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой 1930-1940-х гг. в контексте взаимодействия традиционализма и модернизма.

Цель данного диссертационного исследования - выявление механизма трансформации в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой канонических жанровых моделей под воздействием индивидуального опыта человека трагического XX в., исследование взаимодействия поэтики сакральных жанров с приёмами обостренной экспрессивности.

Цель исследования достигается последовательным решением ряда конкретных задач: определить специфику религиозно-философских взглядов Е.Ю. Кузьминой-Караваевой и их воплощение в её художественном творчестве;

- рассмотреть сакральные жанры в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в аспекте литературных связей с традицией;

- исследовать трансформацию художественной традиции, ее индивидуально-личностное преломление; наметить историко-литературный контекст, в котором осуществлялось творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой;

- сделать вывод о сути этико-эстетической концепции человека и мира в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.

Объектом исследования являются сакральные жанры в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.

Предмет исследования - трансформация сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в 1930-1940-е г. XX в., механизмы обновления канонических моделей, способы взаимодействия традиционных принципов и приемов с инновационными, собственно «лирическими» способами выражения авторской концепции мира и человека.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые системно рассматриваются сакральные жанры в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой 1930-х - 1940-х гг. в контексте традиций и новаторства, выявляются изменения функций канонических жанров в ходе эволюции всей художественной системы Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, намечается ближайший историко-культурный контекст творчества данного автора, а также его рефлексия в поэзии конца XX - XXI вв.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании механизма жанровых трансформаций в аспекте традиций (канона) и новаторства.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при уточнении закономерностей развития литературного процесса в XX в. и создании более полной картины творчества поэтов русского зарубежья первой волны эмиграции.

Результаты исследования могут быть применены в вузовских лекционных курсах по поэзии Серебряного века, посвященных историко-литературному процессу рубежа веков, в соответствующих спецкурсах и семинарах. Материалы диссертации могут быть использованы в школьной практике преподавания русской литературы конца XIX - начала XX вв. в филологических классах, классах гуманитарного профиля и в элективных курсах в общеобразовательных школах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, в котором формулируются цель, задачи, методология исследования, трех глав и заключения. Первая глава рассматривает логику формирования творческой личности Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в контексте исторических событий и духовных исканий первой трети XX в. Во второй главе прослеживается своеобразие лирической героини в таких жанрах, как псалмы и стихи-молитвы (панегирики); обращение к опытам матери Марии в живописи позволяет уточнить, какие именно грани личности воплотились в образе героини стихов, а какие выразились в других формах творческой деятельности. Третья глава рассматривает трансформацию жанров жития и мистерии в связи с подчинением их структуры новой задаче самовыражения и жизнетворчества. Заключение подводит итоги исследования, намечает перспективы дальнейшего изучения процессов актуализации канонических жанров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Овчинникова, Марина Николаевна

Заключение

Рубежные годы ХХ-ХХ1 веков стали в России временем, когда настроением неблагополучия и предчувствием катастроф были охвачены все, но по-разному представляли себе модель жизненного поведения в ситуации тотального кризиса. Устоять и не потерять себя в страшное апокалипсическое время удавалось немногим. Одной из ярких фигур, сумевших с достоинством пронести свой Крест, взятую на себя непомерную тяжесть бед и страданий слабых духом, отчаявшихся и растерявшихся, стала Е.Ю. Кузьмина-Караваева. Памятные даты, связанные со 120-летием Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, 80-летием со дня принятия пострига под именем матери Марии, заставили общественность, литературоведов, православных людей по-новому взглянуть не только на жизненный путь человека удивительной судьбы, но и переосмыслить этапы творческого пути поэтессы (1930-1940-е гг.), религиозного философа, публициста, художника, соотнося их с контекстом духовных исканий рубежа ХХ-ХХ1 веков.

С ранних лет увлечённая вопросами бытия, но не быта, Е. Пиленко стремилась к познанию смысла жизни, обращаясь за ответами к таким разным людям, как Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и поэт А. Блок. Интерес к живописи, поэзии, истории приводит Е. Пиленко на исторический факультет Высших Бестужевских курсов. Посвящённая в археологические открытия (в 1903 г. профессор Петербургского университета Н.И. Веселовский производил археологические раскопки курганов на территории джеметинской усадьбы) и под влиянием общего интереса поэтов, художников, философов к Востоку, Е.Ю. Кузьмина-Караваева рано почувствовала свою сопричастность к минувшим векам, к истории родной анапской земли:

Потомок огненосцев-скифов -Я с детства в тягостном плену[2, с. 30].

Желание постичь истоки национального духа в прошлом ведут к возникновению в творчестве начинающей поэтессы темы скифства. Поэма «Скифские черепки» (1912 г.) наполнена образами «курганной царевны», «каменных баб», курганов, хранящих память её предков. Но в тоже время стихотворения поэмы не сводятся только к реконструкции быта и верований предков славян. Уже в первом сборнике юной поэтессы появляется образ «огнём палимой» души, и этот огонь Е.Ю. Кузьмина-Караваева пронесёт через всю жизнь. Страстность, мятежный характер приводят лирическую героиню к богоборческим мотивам, которые с новой силой вспыхнут в 1930-1940-е годы в эмиграции.

Синкретизм языческого и православного контекстов в «Скифских черепках», дихотомия «земля - иная обитель» перерастёт в размышления о вечных «библейских» вопросах: о человеке, о жизни, о времени, о Боге, о вечности - и приведёт Е.Ю. Кузьмину-Караваеву к сборнику «Руфь» (1916 г.). Моавитянка Руфь, избранная теперь в качестве «модели» личности, будет, в отличие от «курганной царевны», олицетворять собой покорность, преданность, самопожертвование, ставшие доминантой жизнетворчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Путь на высоты, в «мир горний» - ключевая содержательная идея этого периода творчества.

Перейти от интереса к истории в «Скифских черепках» к библейской истории в «Руфи», а затем к метаистории, Е.Ю. Кузьминой-Караваевой помогает монашеский постриг. Мать Мария по-своему понимала монашеское служение: не аскеза, не жизнь в монастырской келье в ежедневном молитвословии, а монашество «в миру», близкое западному типу монашеского делания. Социальная работа, направленная на облегчение участи страждущих, - вот что станет основным делом её жизни в эмиграции.

Взору Е.Ю. Кузьминой-Караваевой открываются такие смыслы, которые послужили импульсом для художественного обобщения, прочно вошли в контекст её творчества. По мере освоения новых пластов культурного знания, все большим страданием окрашивается её творчество, расширяется диапазон её духовных интересов.

Материнская любовь ко всем людям - главная тема стихотворений этого периода. Путь матери Марии - это путь Богородицы, принимающей всех и помогающей всем. Подобно Страдалице в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», мать Мария выбирает «материнский» путь - путь со-страдания, со-распинания.

Стихотворения этого периода (после «поэтического затишья» 1920-х годов) вновь демонстрируют читателю страстность «мятежной монахини», израненную душу, болящую болями тысяч соотечественников, попавших в тяжкие условия существования за рубежами своей родины. Пафосность, предельно усиленный богоборческий мотив, наметившийся в «Скифских черепках», станут определяющими в творчестве 1930-1940-х годов. Возвращаются и мотивы камня с изменённой, приращённой семантикой: камень - тело, измученное смертельной усталостью хождения по путям, «где смерть многообразна» [2, с. 125]; огонь - духовное горение, внутренний жар, «огневая крылатость», символ духовной мощи человека. Наполненные новым смыслом, ключевые мотивы творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой одновременно сохраняют основную семантику и в то же время, наполняясь новым содержанием, демонстрируют изменившееся мироощущение, эволюцию лирической героини.

В процессе исследования нами выявлены основные сакральные жанры, к которым обращается Е.Ю. Кузьмина-Караваева в 1930-1940-е годы: псалмы, молитвы, жития, мистерии. Во многом сохраняя канон жанра, отталкиваясь от традиций древнерусской литературы, мать Мария наполняет их обострённой эмоциональностью человека катастрофической эпохи. Трагедии первой половины XX в. показали, что события Ветхого Завета, о которых Е.Ю. Кузьмина-Караваева пишет в «Руфи», разыгрываются в настоящем. Борьба Добра и Зла достигла такого накала, что современнику переживаемое время видится преддверием Судного Времени. Пророчески звучат слова Е.Ю.Кузьминой-Караваевой: О, племя роковое, нет пророчеств, -Лишь наша жизнь пророчит неустанно -И сроки близятся, - и дни короче. Приявший раб поёт Тебе: Осанна! [2, с. 175] Псалмы, молитвы отражают личные, интимные переживания поэта. В житиях и мистериях закреплены взгляды на особый путь монашства и жизнестроительную стратегию, которая может быть взята на вооружение теми, кто потерял опору, оторвавшись от родины. Этим обусловлено сопряжение мифологизма с дневниковым характером творчества Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Выработанная творческая стратегия оказалась продуктивной. Так, современная поэтесса О. Седакова считает, что поэзия - «это интимное дело. Даже более интимное <.> чем то, о чём расскажешь на исповеди. Это вообще не с кем обсуждать. Тут ты совсем одинок. При всём множестве разниц, это область твоего личного решения, в которой никто не поможет и не посоветует» [70, с. 433]. Подобное понимание роли поэзии обнаруживается в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой.

За структурными изменениями сакральных жанров последовали изменения, связанные с наполнением традиционных жанров новыми функциями: мистерии материи Марии продолжили пафос её публицистических статей, только теперь перед нами публицистика в лицах. Жития становятся своего рода проповедями, указывающими один из путей спасения, путь на Высоты. Таким образом, при актуализации сакральных жанров в творчестве Е.Ю. Кузьминой-Караваевой происходили не только композиционные изменения, но и, что гораздо существеннее, менялись их функции: псалмы отражали глубоко личностное восприятие конкретных исторических и политических событий, служили целям саморефлексии, выполняли роль лирического дневника; жития и мистерии превращались в жанры взволнованной, религиозно насыщенной публицистики.

Синтетический характер творчества позволил сопоставить поэтическое творчество и живопись матери Марии. Зная и почитая традиции, сохраняя основную гамму монументальной древнерусской живописи, Е.Ю. Кузьмина-Караваева и в живописи не боится идти своим путём, используя новые, а также давно забытые техники (энкаустика, темпера, вышивка, инкрустация икон жемчугом и самоцветами), что говорит о прикладном характере картин и вышивок-облачений. Так, по нашему мнению, Е.Ю. Кузьмина-Караваева стремилась представить своё видение образов Господа и Богородицы. Зная, что цель иконы не в индивидуальном понимании изображённого на ней образа, мать Мария не хочет оставаться бесстрастной и отстранённой, а пытается донести до нас внутренний огонь и напряжение, которыми наполнены и ее стихи 19301940-х годов. Не противореча друг другу, а скорее дополняя и отражая сложные духовные поиски Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, исповедальный характер «Руфи» корреспондирует с «авангардными» по живописному исполнению библейскими образами, в то время, как страстный, пламенный характер лирической героини 1930-1940-х годов смиряется тяготением к иконописи, фрескам, на которых изображены традиционные для православия сюжеты: «Пресвятая Троица», «Рождество Христово», «Богоявление», «Преображение Господне» (1930-е гг.) и др.

Православие на Руси всегда играло определяющую роль в формировании жизненных ценностей, являясь основным фактором формирования русской духовной культуры. Русская литература всегда была связана с христианским учением, духовно-ценностным ядром отечественной словесности всегда было Православие с его духовно-реалистическим опытом, эстетикой и символикой. Мировидение, сложившееся под влиянием этой традиции, стало основополагающим фактором национальной культуры. Так и эстетическая доминанта поэтической личности Е.Ю. Кузьминой-Караваевой основывается на чувственно-эмоциональном и христианском отношении к миру, осознании и освоении исторической истины и современной правды в нерасторжимом единстве мысли и вечной жертвенной любви. Творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой демонстрирует возможность синтеза личностного самовыражения, соотносящего проблемы времени с надвременными, вечными религиозными истинами. Творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой отличается высокой степенью духовной свободы, обретённой в результате долгих мучительных исканий, сложных интеллектуальных размышлений, внутренней сосредоточенности. Духовная поэзия Е.Ю. Кузьминой-Караваевой становится частью жизнетворческого сценария, реализующего «монашество в миру» - монашества, не пренебрегающего грешными и отверженными, не ставящего своей целью спасение лишь личной души. Впитав импульсы модернистских исканий в культуре Серебряного века, творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой продемонстрировало возможность модернизации сакральных жанров, органичного слияния «памяти жанра» с духовными запросами современного человека.

В работе приводились примеры из поэтического творчества авторов рубежа ХХ-ХХ1 вв., свидетельствующие о продолжении линии актуализации сакральных жанров. Более системное и полное исследование обозначенной тенденции может послужить одним из направлений дальнейшего исследования диалектики традиций и инноваций в современной литературе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Овчинникова, Марина Николаевна, 2012 год

1. Кузьмина-Караваева, Е.Ю. Избранное / Е.Ю. Кузьмина-Караваева. М.: Сов. Россия, 1991.-448 с.

2. Кузьмина-Караваева Е.Ю. Равнина русская: Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма / Е.Ю. Кузьмина-Караваева. СПб.: Искусство - СПб, 2001. - 767 с.

3. Кузьмина-Караваева Е.Ю. (Мать Мария). Жатва духа: Религиозно-философские сочинения / Е.Ю. Кузьмина-Караваева. СПб.: Искусство - СПб, 2004. - 566 с.

4. Абуталиева, Э.И. Мемуарно-автобиографическая проза русского зарубежья 1920 1950-х гг. как миф о России / Э.И. Абуталиева / Чинновский сборник - II. Русско-латышские литературные контакты. Выпуск 3; Daugavpils Universitate, 2008. - 280 с.

5. Аксаков, И.С. Стихотворения и поэмы / Вст. вт. А.Г. Дементьева, К.С. Калмановского. JL: Сов. пис. - 1960. - 298 с.

6. Алексеев, М.П. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский 5-е изд., испр. и доп. - М.: Академиа, 1999. - 461с.

7. Антология странничества. Краткое справочное издательство / сост. В. Синкевич. СПб, 2007. - 125 с.

8. Апокрифы Древней Руси / сост., предисл. М. Рождественской. СПб.: Амфора, 2002.-239 с.

9. Асмус, В.Ф. Владимир Соловьёв / В.Ф. Асмус. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.- 208 с.

10. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. Перевод с немецкого / Э. Ауэрбах. -М.: Прогресс, 1976. 560 с.

11. Афанасьева Э.М. «Молитва» в русской литературе XIX века // Русская стихотворная «молитва» XIX века: Антология. Томск, 2007.

12. Афанасьева Э.М. «Отче наш.» в русской лирике XIX века» // Вестник ТГПУ. 2004. - Вып. 3 (40). Серия: гуманитарные науки (филология). -136 с.

13. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Издание Московской патриархии, 1992. - 1372 с.

14. Барковская, Н.В. Поэзия «серебряного века»: учеб. пособие. Изд. 3-е, дополненное. Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010.-194 с.

15. Барковская, Н.В. Поэтическая книга в новом формате // Лирическая книга в современной научной рецепции: монография / отв. ред. О.В. Мирошникова. Омский гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 257 с.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского / М.М. Бахтин. -изд. 4-е. М.:Советская Россия, 1979. 320 с.

17. Беневич, Г.И. Мать Мария. Духовная биография и творчество / Г.И. Беневич. СПб.: ВРФШ. - 2003.- 321 с.

18. Бердяев, H.A. Русская идея / сост., вступ. ст. и примеч. М.А. Блюменкранца. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2004. - 616 с.

19. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М: Республика.АСТ, ACT Москва, Хранитель. - 412 с.

20. Блок, A.A. Собрание сочинений: в 9 т. / Александр Александрович Блок. М - Л.: ГИХЛ, 1962.- Т. 3. Стихотворения и поэмы 1907- 1921.- 595 с.

21. Блок, A.A. Собрание сочинений: в 9 т. /. Александр Александрович Блок. М- Л.: ГИХЛ, 1962. - Т. 6. Последние дни императорской власти. Статьи. - 424 с.

22. Блок, A.A. Собрание сочинений: в 9 т. / Александр Александрович Блок. -М.-Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 7: Автобиография. Дневники 1901-1921.- 544 с.

23. Булгаков, С. Н. Апокалиптика и социализм Собр. сочинений: в 2 т. Избранные статьи / Сост., подгот. Текста, вступ. Ст. и примеч. И.Б. Роднянской / С.Н. Булгаков. М.: «Наука», 1993. - Т. 2. - 750 с.

24. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 5 т. / Иван Алексеевич Бунин. -М.: Правда, 1956. Т. 2. - 423 с.

25. Бунина, С.Н. Поэты маргинального сознания в русской литературе начала XX века: дисс. д-ра филол. наук: 10.01.01 / Светлана Николаевна Бунина. М., РГБ. - 2007г.

26. Быков Д. Мать Мария / Д. Быков // Дилетант. 2012. - № 5. - 100 с. -С. 86.

27. Волошин, М. Собрание сочинений: в 3 т. / Максимилиан Волошин. -М.: Эллис Лак, 2000, 2003. Т. 1: Стихотворения и поэмы 1899-1926. -608 с.

28. Гайденко, П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс - Традиция, 2001. - 472 с.

29. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века / P.A. Гальцева. М.: Наука, 1991.-208 с.

30. Гаспаров, М. Избранные статьи / М. Гаспаров. М.: Новое литературное обозрение, 1995. - 480 с.

31. Гейде, М. Слизни Гаротты / М.Гейде. М.: АРГО - РИСК; Тверь: Колонна, 2006. URL. http://www.vavilon.ru/texts/geide2.html (обращение к ресурсу 03.03.2012).

32. Гиляровский, В. Собрание сочинений: в 4 т. / Владимир Гиляровский. М.: Правда, 1989. - Т. 1. - 480 с.

33. Головчинер, В.Е. Эпическая драма в русской литературе XX века: монография. Томский гос. пед. ун-т. - Томск, 2007. - 320 с.

34. Гумилёв, Н.С. Письма о русской поэзии / Н.С. Гумилёв. М.: Современник, 1990. - 383 с.

35. Гуро, Е. Г. Осенний сон. Пьеса в 4 картинах / Е.Г. Гуро. СПБ.:1. Сириус, 1912.-57 с.

36. Давыдов, Д. «Псалмы» Г. Сапгира и современное состояние традиции стихотворного переложения псалмов (из заметок о поэтике Г.В. Сапгира). Фрагменты статьи / Д. Давыдов. URL. http://seredina-mira.narod.ru/ddosapgire.html/ (обращение к сайту 15.03.12).

37. Давыдов, Д. Возможность интерпретации / Д. Давыдов // Книжное обозрение. 2006, № 29/30, 24 июля. - 96с.

38. Десанта, Д. Париж. Встречи с матерью Марией: неверующая о святой / пер. и перер. Т. Викторова. СПб.: Алетейя, 2011. - 208 с.

39. Дубинская, A.C. Эпитафия И.Ф. Анненского: отголоски традиции / A.C. Дубинская // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2001. - № 1. - 230 с.

40. Дунаев, М.М. Православие и русская литература / М.М. Дунаев. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Христианская литература. - 2003. Ч. 5. - 784 с.

41. Дырдин A.A. Проза Леонида Леонова: метафизика мысли. Монография / А.Дырдин. М.: Издательский дом «СИНЕРГИЯ», 2012. - 294 с.

42. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы / Д. Дюришин. -М.: Прогресс, 1979. -318 с.

43. Емельянова, Т.В. Типология жанра мистерии в английской и русской драматургии первой половины XX века (Ч.Уильямс, Дороти Сойрес, Фрай, Е. Ю. Кузьмина-Караваева): дис. канд. филол. наук: 10.01.05 / Татьяна ВикторовнаЕмельянова. М, 1999. - 189 с.

44. Ермоленко, С.И. Религиозное чувство М.Ю. Лермонтова в лирическом выражении / С.И. Ермоленко // 15-16 октября 2009 г. / Науч. ред.: д. ф. н., проф. С.И. Ермоленко. Отв. ред. д. ф. н., проф. Т.А. Ложкова / Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 254 с.

45. Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной) / Исслед. и подгот. текстов Т.Р. Руди. / Отв. редактор Р.П. Дмитриева. -СПб., Наука. 1996. - 237 с.

46. Иванова, E.B. Один из «тёмных» визитёров // Прометей. (Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей») М.: Молодая гвардия. 1980. № 12. - 424 с.

47. Ильин, И.А. О русской идее. Сборник произведений русских мыслителей / И.А.Иванов. М.: 2004. - 505 с.

48. История всемирной литературы / Е.М. Мелетинский, А.Н.Робинсон, JI.3. Эйдлин / отв. ред. П.А. Гринцер. в 9 т. - М.: Наука, 1984. - Т. 2. -672 с.

49. История русской словесности. Часть II. (История литературы с эпохи Петра В. До Пушкина) / сост. В.В. Сиповский. 4-е изд. - С.Петербург. Издание Я. Башмакова. - 1911. - 332 с.

50. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве (живопись) / В.В. Кандинский. Петроград, 1912, Л., 1989. 1992. - 108 с.

51. Кандинский, В.В. О понимании искусства. Стихотворения и статьи 1910-1920-х годов / В.В. Кандинский // Знамя. 1999. - № 2. - С. 101122.

52. Карпенко Д. Мария Парижская неудобная святая Электронный ресурс.: Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/buntarka-ili-svyataya/ (обращение к ресурсу 10.01.2011)

53. Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы II-III Международных научных конференций / отв. редактор и составитель А.Г. Лысов. -Даугавпилс, 2008. 231 е.

54. Козлов, И.В. Книга стихов Ф. Н. Глинки «Опыты священной поэзии»:проблемы архитектоники и жанрового контекста: автореферат дис. кандид. фил. наук: 10.01.01 / Козлов Илья Владимирович: УрГУ им. A.M. Горького. Екатеринбург, 2006. - 23 с.

55. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения: Учебное пособие. Изд. 3-е. - Ижевск: Издательство ИУУ УР, 2003. -88 с. . . .

56. Краткие сведения о праздниках Православной Церкви и сказания о житии особенно чтимых святых. Репринтное издание. М.: Современник, 1991. - 206 с.

57. Кривошеина, К. И. Святые эмигранты // Независимая газета. 2004. -7 апреля.

58. Крошкина, J1.B. Экклезиологические взгляды прмц. Марии (Скобцовой) на материале агиографических текстов.

59. Крошкина J1.B. Возрождение агиографических традиций в житиях преподобномученицы Марии Парижской (Скобцовой). http://www.sfi.ru/statja/vozrozhdenie-agiograficheskoi-tradicii-v-zhitijakh-prepodobnomuchenicy-marii-parizhskoi-skobcovoi/

60. Круглов А.В. На службе миру на службе Богу / А.В. Круглов // Душеполезное чтение. - 1902, октябрь. - С. 186-193.

61. Куликова, Р. Помогательный псалом / Р. Куликова // Славянка. Православный женский журнал, июль-август 2008. 112 с.

62. Лаку-Лабарт, Ф. Молитва / Ф. Лаку-Лабарт // Иностранная литература. 1999.-№ 12.-С. 130-131.

63. Лейдерман, Н.Л. Теория жанра: Научное издание / Н.Л. Лейдерман; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. - 904 с.

64. Лепахин, В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, икона и иконописцы / В. Лепахин. М.: 2002. - 736 с.

65. Ликвинцева, Н. Церковь и жертва: свидетельства матери Марии. Доклад на международной конференции «Духовное наследие матери

66. Марии» (Скобцовой). Настоящее и будущее Церкви» / Н. Ликвинцева. URL. http://adam-a-nt.liveiournal.com/684759.html (обращение к ресурсу 20.02.2012).

67. Лихачев, Д.С. История русской литературы X-XVII веков / Д.С. Лихачев. М.: Просвещение, 1979. - 462 с.

68. Ложкова, Т.А. Система жанров в лирике декабристов / Т.А. Ложкова. -Екатеринбург, 2005. 342 с.

69. Луцевич, Л.Ф. Религиозно-метафизическая поэзия О. Седаковой: сборник статей к 70-летию проф. Ф.П. Фёдорова. / Даугавпилсский университет. Даугавпилс, 2009. - 656 с.

70. Мать Мария (Е.Ю. Кузьмина-Караваева). И суд велит гореть в огне // Семья, 1989. -№7.-16 с.

71. Мать Мария (Скобцова). Красота спасающая: живопись, графика, вышивка / автор-составитель К.И. Кривошеина. СПб, Искусство -СПб, 2004. - 204 с.

72. Мать Мария. Прозрение в войне. Мать Мария. Стихотворения, поэмы, мистерии, воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк / Е.Ю. Кузьмина-Караваева. Paris : La presse française et etrangere, 1947. - 167 c.'

73. Марков Г.Б. Переложение псалмов в русской поэзии: семантика названий. Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы II-III Международных конференций / отв. ред и сост. А.Г. Лысов / Г.Б. Марков. - Даугавпилс, 2008. - 231 с.

74. Мень А. История религии. Собрание сочинений: в 6 т. / А. Мень. М.: Слово, 1998.-Т.1.-216 с.

75. Мудрое слово Древней Руси (XI-XVII вв.): Сборник / Сост., вступ., ст., подгот. древнерус. текстов, пер. и коммент. В.В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1989.-464 с.

76. Непомнящий, А.Н. Е.Ю. Кузьмина-Караваева: латгальский эпизод / А.Н. Непомнящий // In memoriam: Александр Григорьевич Лысов / сост., отв. Ред. A.A. Дырдин. Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 303 с.

77. Новиков, В.И. Александр Блок / В.И. Новиков: сер. биогр.; вып. 1258. М.: Молодая гвардия, 2010. 364 с.

78. Отечник, или краткое собрание изречений святых отцов о жизни христианской, составленное на основании трудов епископа Игнатия (Брянчанинова). -М.: МПО «МЕТТЭМ», 1991. 120 с.

79. Православное и духовное возрождение России. Екатеринбург: Пироговъ, 2003. - 416 с.

80. Павлова В. Линия отрыва. Книга стихотворений / В.Павлова. СПб.: Пушкинский фонд, 2000. - 48 с.

81. Павлова, В. Ручная кладь / В. Павлова. М.: Захаров. - 2006. - 318 с.

82. Павлова, В. Вездесь: Стихи. 2000 2002 гг / В. Павлова. - М.: Захаров, 2002.- 108 с.

83. Плюханов, Б.В. Мать Мария. Автор Липатов А.Т. Мать Мария: служение

84. Богу и Отечеству. URL: http://pravmisl.ru/index.php?option=com content &task=view&id=269

85. Покаяние. Двухт. изд. Екатеринбург, Филантроп, 2007. - Т. 1. - 384 с.

86. Пономарёв, Е. Жанр житийной биографии в литературе русской эмиграции / Е. Пономарёв Е. // Вопросы литературы, № 1, 2004. 383 с.

87. Православные молитвы на все случаи жизни. М.: Эксмо, 2004. - 128 с.

88. Прохоров Г.С. Мотив небесной жены в раннехристианской литературе и русском духовном стихе. / Филологические чтения: 1998. Сборникпамяти М.С. Бодрова / Г.С. Прохоров: сб. науч. тр. / Даугавпиллский пед. ун-т. DPU izdevnieciba «Saule», 2000.

89. Пунаев, С. Нам ли весить замысел господний? Историософия М. Волошина / С. Пунаев // Родина. 1996, № 2. - 88 с. - С. 13.

90. Разживин, А.И. Русская псалтирная поэзия 18 века / А.И. Разживин. -Елаб. гос. пед. ун-т. Елабуга. - 2006. - 206 с. . .

91. Ржанникова JI. Эпитафия поэзия памяти / JI. Ржанникова // Похоронный дом. - 2003. - № 3. - с.12.

92. Родник жемчужин: Персидско-таджикская классическая поэзия / сост. М.-Н. Османов; предисл. М. Дробышева. Душанбе: Маориф, 1986. -446 с.

93. Русакова, А. А. Символизм в русской живописи / A.A. Русакова. М.: Белый город, 2001.- 327 с.

94. Русская литература XX XXI веков: направления и течения: сб. науч. тр. - Вып. 12 / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2011. -264 с.

95. Сапгир, Г. Псалмы (1965-1966). Русская поэзия 1960-х годов. В книге Сапгир Г.В. Избранное. М. - Париж - Нью-Йорк: Третья волна, 1993. URL: http://www.ruthenia.ru/60s/lianozovo/sapgir/psalmy/index.htm

96. Священник Павел Флоренский: собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1996. - Т. 2. - 878 с.

97. Семиотика и авангард: Антология / под ред. сост. Ю.С. Степанов, Н.Я. Фатеева, В.В. Вещенко, Н.С. Сиротин. - М.: Академический проект; Культура, 2006. - 1168 с.

98. Тагильцев A.B. Поэтика лирического цикла: «Венок мёртвым» и «Северные элегии» Анны Ахматовой / A.B. Тагильцев: уч.пос. / Урал, гос. пед. ун-т. 80 с.

99. Толкование Библии, или комментарий на все книги святого писания.- Стокгольм. 1987. - 2199 с.

100. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: избранное / В.Н. Топоров. М.: Прогресс -Культура, 1995. - 624 с.

101. Третьяков, A.B. Сакральные архаические жанры и их актуализация в рассказах Е.И. Замятина 1910-х годов: автореферат канд. фил. наук: 10.01.01/ A.B. Третьяков / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. -22 с.

102. Трубецкой. Е. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках / Е.Трубецкой. Сибирь XXI век, Новосибирск, 1991. - 112с.

103. Турскова. Т.А. Новый справочник символов и знаков / Т.А. Турскова. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 798 с.

104. Успенский, Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский: издательство Западно-европейского экзархата. Московский патриархат, 1989. 476 с.

105. Файнштейн, М.Ш. "Вновь лира зазвучала." / Предстательницы муз: русские поэтессы XVIII века / Сост. Гёпферт Ф., Файнштейн М. -Wilhelmhorst: Verlag F. К. Gopfert, 1998. 271 с.

106. Федосеева, E.H. Диалогическая основа русской лирики первой трети 19 века: Автореферат дис. докт. филол. наук: 10.01.01 / E.H. Федосеева.- Моск. гос. обл. ун-т. М.: 2009. - 42 с.

107. Федотов, Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам / Г.П. Федотов. М.: Прогресс; Гнозис, 1991. - 192 с.

108. Федотов. Г.П. К «Жатве Духа» // Современные записки / Г.П. Федотов. 1928. - № 35. - С. 66.

109. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов. М.:

110. Московский рабочий, 1990. 269 с.

111. Флоренский. П. Иконостас. Избранные труды по искусству / П.Флоренский. / СПб.: Мифрия. Русская книга. 1993. - 420 с.

112. Флоренский, П. Слово и Дух: антология русской духовной поэзии / П.Флоренский. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2005. -928с.

113. Флоровский. Г. Пути русского богословия / Г.П. Флоровский. -Вильнюс, 1991.-600 с.

114. Ханзен-Леве. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм / А. Ханзен-Лёве. СПб.: Академический проект, 2003.-816 с.

115. Хлебников В. Творения. Скуфья Скифа. Мистерия / В. Хлебников / -М.: 1986.-723 с.

116. Цветаева, М.И. Стихотворения. Поэмы / М.И. Цветаева. М.: Худ. лит., 1989.-445 с.

117. Целан, П. Псалмы. (Перевод с немецкого. Вст. Н. Малевич). Джазовая импровизация на тему псалма для философа и девяти переводчиков / П. Целан. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/1999/12/celan.html. (обращение к сайту 18.12.2011).

118. Чернышов, М. Жанр молитвы в русской и английской поэзии XIX в. / М. Чернышов: сбор, научных трудов. Екатеринбург. - 2004. - С. 263275.

119. Чуковский, К. А. Блок как человек и поэт / К.А. Чуковский. Пг., изд-во т-ва А.Ф. Маркс, 1924. - 144 с.

120. Цит. по: Шабанов, Д. Приношение / Д.Шабанов // Провинциал. -2009.-№4.-12 с.

121. Шилов, К. (XX век сам по себе). Петров-Водкин К. Петроградская мадонна / К. Шилов // Искусство. 2002. - № 19. - С. 11-12.

122. Шмаина-Великанова, А.И. Внехрамовая литургия матери Марии / А.И. Шмаинова-Великанова. URL: Сайт Свято-Филаретовского института. http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubrid=303&artid=2619

123. Эткинд. Е.Г. Звание человека. Проза о стихах / Е.Г. Эткинд. СПб.: Знание, 2001.-448 с.

124. Юрьева, М.В. Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: диссертация канд. филол. наук: 10.01.01/ Марианна Владимировна Юрьева. М.: РГБ, 2005. - 178 с.

125. Swoboda, М. The Furnace Play and the Development of Liturgical Drama in Russia / M. Swoboda // The Russian Review. 2002. - № 12; 61(2). - C. 220-234.-C. 225.152

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.