Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика: на этнокультуре народов Южного Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Магарамова, Бела Керимовна

  • Магарамова, Бела Керимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 238
Магарамова, Бела Керимовна. Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика: на этнокультуре народов Южного Дагестана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2010. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Магарамова, Бела Керимовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУЖЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА.

§1.1. Степень изученности педагогической наукой трудового потенциала воспитания в народной педагогике.

§1.2. Зарождение и развитие трудового воспитания в педагогической культуре народов Южного Дагестана (лезгин, агулы{ев, рутупъцев, цахурцев).

§1.3. Традиционные факторы, средства, формы и методы социализации подрастающих поколений в педагогической культуре народов Южного

Дагестана.

§1.4. Идеал труженика в педагогической культуре народов Южного

Дагестана.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЕЗГИНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА.

§2.1. Формы и методы этнопедагогизации трудового воспитания старшеклассников на уроке и во внеклассной работе.

§2.2. Взаимосвязь и взаимопроникновение трудового и нравственного воспитания старшеклассников в семье и школе.

§2.3. Критерии и показатели сформированности морально-этического облика старшеклассника - идеального труженика по результатам опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика: на этнокультуре народов Южного Дагестана»

Актуальность исследования. Утрата духовных, исторических и нравственных ценностей своего народа приводит молодое поколение к духовно-нравственной деградации. В таких условиях неоценимую значимость приобретает переосмысление педагогических и этнических традиций, самой сущности воспитательного потенциала, присущей народной педагогике, которая в своем историческом развитии прошла долгий путь - от незнания к знанию.

Во все времена у всех народов одной из основных проблем педагогики являлась забота о воспитании полноценного человека - духовно, нравственно, физически и эстетически сформированного настоящего труженика. В настоящее время в условиях отсутствия в стране четкой социально-экономической политики по целенаправленному освоению природных ресурсов для обеспечения стабильности экономики особое значение приобретает возрождение и применение прогрессивного традиционного опыта воспитания труженика, веками созданного и сконцентрированного в региональных и национальных культурах народов России. Обращение к данной теме особенно актуально в условиях катастрофической безработицы и незанятости подавляющего большинства современного молодого поколения общественно-полезным и государственно-значимым производительным трудом.

Исследования показывают, что у подрастающего поколения отсутствуют элементарные знания, умения и навыки, позволяющие осваивать сельскохозяйственные угодья, работать в производстве продуктов народного хозяйства. Сказывается многолетняя моральная и материальная недооценка настоящих тружеников, деформация десятилетиями налаженной системы подготовки профессиональных специалистов первичного звена. Все это привело к тому, что у молодого поколения упрочились потребительские интересы, стремление к праздности и безделью.

Известно, что национальные черты труженика формируются по мере усвоения им культурно-исторического опыта нации, трудовых традиций семьи, ближайшего окружения, а затем через непосредственное обучение и активное общение в своей национальной среде.

Обращение к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному и трудовому воспитанию подрастающего поколения, обогащает его жизненный потенциал, позволяет более остро почувствовать ребенку свою принадлежность к национальным истокам.

Значительный интерес для решения данной проблемы в Республике Дагестан представляют исследования этнографов С.Ш.Гаджиевой, С.С.Агашириновой, М.И.Ихилова; философов, историков и краеведов А.К.Алиева, Р.М.Магомедова, Б.И.Гаджиева,А.Р. Бамматовой; дагестанских ученых-педагогов А.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоева, Т.Г.Саидова, Р.М.Пашаевой, Б.Б.Шейховой, З.Я.Якубова и др.

Однако, не умаляя достоинств названных авторов, надо отметить, что они специально не рассматривали проблему воспитания труженика в педагогической культуре народов Южного Дагестана.

Южный Дагестан - это часть Республики Дагестан, охватывающая низменную, предгорную и высокогорную зоны, т.е. историческую территорию лезгин, табасаранцев, агульцев, рутульцев, цахурцев. Здесь сформировалась национально-региональная система формирования труженика, выработаны традиции, правила, нормативные установки, по которым оценивалась состоятельность человека, прежде всего как труженика, способного прокормить своим честным и добросовестным трудом, профессиональными знаниями, умениями и навыками не только себя, но и свою семью. Важным требованием народной педагогики является формирование личности, готовой вносить вклад на пользу общества и людей ближайшего окружения. Материалы о регионально-национальных особенностях воспитания труженика со всеми социально ценимыми в нем качествами до сих пор не нашли должного отображения ни в педагогической науке, ни в практике школьного воспитания.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в ряде других нормативных документах государства по вопросам образования и воспитания подрастающих поколений подчеркивается необходимость интеграции личности в национальную и мировую культуру. Важность обращения в процессе формирования подрастающих поколений к духовно-педагогическому наследию народа признается и в выступлении В.В.Путина на заседании Государственного Совета 26 декабря 2006г. «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России»[153].

Однако в школьной воспитательной практике выявляется явное противоречие между требованием современного общества к профессиональному становлению настоящего труженика и отсутствием научно обоснованной системы освоения национально-регионального опыта формирования морально-этического, эстетического и физического облика труженика, позволяющей сегодня реализовать как общие, так и специальные знания и ужения в комплексе с традиционным опытом.

Выявленные социально-педагогические противоречия и практика воспитания труженика свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в педагогике лезгиноязычных народов Южного Дагестана.

С учетом вышеизложенного исследования, проблема сформулирована следующим образом: каковы общие и специфические тенденции, условия и факторы формирования труженика в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана и пути их оптимального применения в современной педагогической практике.

Выбор старшего школьного возраста в исследовании объясняется особой значимостью данного периода развития личности, называемого в психологической науке «вторым, духовно-нравственным рождением» растущего человека. Формирование личности в данном возрасте для всей последующей жизни ее имеет большое значение. Психолого-педагогическая наука, как и народная педагогика, подчеркивает важность учета особенностей характера и потребностей развития личности в ранней юности (16-17 лет) и руководствуется ими в воспитании юношей и девушек: «В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения», утверждает В.А. Крутецкий [109].

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость опыта и идей воспитания труженика в педагогической культуре лезгиноя-зычных народов Южного Дагестана и важное значение юношеского возраста во всей последующей жизни личности определили выбор темы исследования: «Трудовое воспитание старшеклассников на народном опыте формирования труженика» (на этнокулътуре народов Южного Дагестана).

По данным демографических исследований [8], общая численность лезгиноязычных народов (агульцев, лезгин, рутульцев, табасаранцев, цахур-цев), проживающих на своей исторической этнической территории в 9 административных районах (Агульский, Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хив-ский) Республики Дагестан составляет более 200 тыс. человек. Кроме того, внутри Дагестана в городах, поселках городского типа, а также на территории Дербентского, Кизлярского, Хасавюртовского районов проживает более 110 тыс. представителей лезгиноязычных народов.

Численность лезгин в Республике Азербайджан превышает 170 тыс. человек.

По данным Министерства образования и науки Республики Дагестан, в районах проживания народов лезгинской группы функционирует более 260 общеобразовательных школ, в старших (9-10-11 ) классах которых обучается около 28 тысяч учащихся.

Необходимо, очевидно, принять во внимание и то важное обстоятельство, что этническая система воспитания, в том числе и формирование труженика на народном опыте, является общим духовно-педагогическим достоянием всех народов региона, между которыми социально-экономические и духовно-культурные связи в течение долгих веков являются тесными и стабильными.

Лезгиноязычные народы генетически родственны между собой, имеют языковую близость, общую историческую судьбу и единую духовную культуру с незначительными локальными особенностями, что в основном связано со специфическими условиями природно-географической среды и влиянием культур соседних народов. Наличие многовековых прочных культурно-экономических связей между всеми лезгиноязычными народами, очевидно, обусловило общность их народной педагогики, главными факторами, средствами которой являются единые традиции, сходство фольклора, близость семейно-социального уклада этих народов.

Объект исследования — прогрессивный опыт воспитания человека-труженика, отраженный в историко-культурном наследии лезгиноязычных народов.

Предмет исследования - содержание, формы и методы воспитания старшеклассников на народном опыте формирования труженика, отраженной в педагогической культуре лезгиноязычных народов.

Цель исследования - раскрыть специфику воспитания труженика у народов Южного Дагестана и выявить оптимальные пути применения народного опыта в трудовом воспитании современных старшеклассников.

Гипотеза исследования. Процесс трудового воспитания старшеклассников будет эффективным и результативным в плане реализации социально-личностных целей, интересов, если:

- творчески использовать в нем прогрессивный опыт традиционного формирования труженика, накопленный лезгиноязычными народами (лезгинами, агульцами, рутульцами, табасаранцами, цахурцами) за свою историю и гармонически сочетать его с воспитательной практикой современной национальной школы;

- формирование личности старшеклассника происходит в активной, развивающей его способности, качества характера трудовой, нравственной, интеллектуальной деятельности, учитывающей общественные и его личные интересы, цели жизни;

- в формировании старшеклассника как важнейший фактор его духовно-нравственного становления имеют место традиционные виды и формы добровольного безвозмездного труда на благо джамаата (микросоциума) и отдельной семьи;

- процесс воспитания четко ориентирован на самовоспитание и нравственно-трудовое самоопределение личности старшеклассника в жизни.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Дать общую характеристику воспитанию труженика и его содержанию в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана.

2. Раскрыть и охарактеризовать имеющиеся в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана средства, формы, методы, приемы воспитания труженика.

3. Выявить компоненты-составляющие морально-этического, физического и эстетического облика труженика в педагогической культуре лезгиноязычных народов Южного Дагестана.

4. Определить педагогические условия функционирования народного опыта формирования труженика в современной практике трудового воспитания учащихся в школах Южного Дагестана.

Методологической основой исследования явились следующие положения: детерминированность возникновения и формирования этнопедаго-гических идей и методов воспитания экономическими, политическими, социокультурными факторами развития общества; закономерности развития этнопедагогической культуры и особенность ее проявления у разных народов: обусловленность своеобразия этнопедагогической культуры народа его образом жизни, характером и содержанием выполняемой им трудовой деятельности; взаимосвязь и взаимовлияние этнопедагогических культур разных народов, в особенности живущих в одних и тех же социо- и этнокультурных условиях; особенности и подход использования педагогического опыта народа в воспитательной работе современных учебных заведений; аксиологический подход к воспитанию, признающий этнопедагогические ценности народа как важнейшую составляющую его материальной и духовной культуры.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие: сущность педагогического процесса ( Амонашвили Ш,А., Ю Бабанский Ю,К., Вульфов Б.З., Каперов П.Ф., Лихачев Б.Т, МакаренкоА.С, Никандров Н.Д., Равкин З.И., Смирнов С.А, Сухомлинский В. А., Ушин-ский К.Д, Яковлев В.А. и др.); историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса ( Богуславский В.М., Бори-сенков В.П., Вульфсон В.Я., Волков Г.Н., Корнетов Г.Б, Макаев В.В, Маль-кова 3.3, Семенов В.Д, Супрунова JI.JI, Фрадкин Ф.А, Шоров И.А. и др.); роль национальной педагогической культуры ( Арабов И.А, Батчаева Х.Х.-М, Бгажноков Б.Х, Бузаров К.И, Джанибеков А.Э, Калмыков Б.Х, Керейтов Р.Х, Кидирниязов Д.И, Курмансеитова А.Х, Кочисов В.Г, Магомедов А.М, Мирзоев Ш.А, Саидов Т.Г, Семенов К.Б, Тамбиев Б.Н, Тарасюк В.Н., Уз-денова С.Б, Шоров И.А и др.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, литературных и фольклорных источников; литературы и диссертационных работ по проблеме сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических материалов; трудов дореволюционных и современных авторов по этнографии и педагогической мысли народов нашей страны.

Источниковую базу исследования составляют:

1. Устное творчество лезгиноязычных народов Южного Дагестана: сказания, пословицы и поговорки; предания и притчи, легенды, героические, трудовые и колыбельные песни, характеризующие облик труженика.

2. Труды зарубежных, российских и дагестанских исследователей по истории, этнографии, культурологии и педагогической мысли народов Дагестана.

3. Материалы по истории лезгиноязычных народов Южного Дагестана, этнографии и краеведению, документально-художественная литература, психо лого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебно-методическая литература.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2002-2004 гг.) изучалась и анализировалась литература по философии, психологии, педагогике, фольклору, этнографии, эт-нопедагогике и этнокультуре народов Северного Кавказа; изучалось состояние использования традиционного горского воспитания в семьях, джамаатах лезгиноязычных народов; велись систематические целенаправленные беседы с родителями, старейшинами джамаата о традиционном воспитании; через анкетирование и устные опросы, беседы со старшеклассниками выявлялось знание ими трудовых, нравственных традиций народа, их отношение к этнокультуре в целом; изучались и подвергались педагогическому анализу трудовые традиции, праздники, фольклор о труде и труженике лезгиноязычных народов; изучался опыт Ленинкентской, Камышкутанской этнокультурных гимназий.

Второй этап (2004-2006 гг.) посвящался главным образом организации, проведению опытно-экспериментальной работы: проводилась разъяснительно-подготовительная работа по участию в эксперименте с учителями базовых школ, родителями и старейшинами, носителями педагогической мудрости народа; ставились перед ними цели и задачи предстоящей работы, определялись их функции в ней; формировалась опытно-экспериментальная система воспитания труженика, основанная на интеграции актуального опыта народной педагогики с практикой школьного воспитательнообразовательного процесса, проводилась апробация итогов опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (2006-2009гг.) анализировались итоги опытно-экспериментальной работы и исследования в целом; вносились необходимые коррективы в исследование; продолжалась апробация исследования; его результаты, итоговые положения внедрялись в работу ряда школ региона; шло окончательное оформление диссертации.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась в 2002-2008 гг. на базе Хновской СШ Ахтынского района, Ку-рахской СШ Курахского района, СШ №21 г. Дербента. Частично работой были охвачены также Кумухская СШ Курахского района, Тпигская СШ Агульского района, Сыртычская СШ Табасаранского района и Дербентский педагогический колледж. Широкая экспериментальная база положительно сказалась на достоверности, объективности полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в опытно-экспериментальном обосновании и определении критериев и показателей сформированности нравственно-трудовой воспитанности старшеклассников на опыте народной педагогики лезгин, агульцев, рутульцев, цахурцев, табасаранцев; в обосновании роли и значения традиционного добровольного и безвозмездного труда для формирования духовно-нравственной основы единства интересов личности и общества в трудовой сфере; в раскрытии и обосновании преимущества дагестанской народной педагогики для раннего включения ребенка в посильную трудовую деятельность как важного условия самоопределения личности в жизни в раннем юношеском возрасте.

В исследовании раскрыты социально-педагогические условия гармоничной интеграции актуального опыта и преимуществ народной педагогики лезгиноязычных этносов, имеющих генетическую и духовно-культурную общность, с практикой воспитательно-образовательной работы современной национальной школы Дагестана. В исследовании также выявлена и обоснована необходимость сохранения и развития идей традиционного безвозмездного добровольного труда в условиях все более расширяющейся монополии рыночных отношений, подрывающих духовно-нравственные основы трудовой деятельности как главного фактора формирования труженика.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических основ, путей, условий интеграции опыта народной педагогики с образовательно-воспитательной практикой современной дагестанской национальной школы, исходя из ее потребностей в совершенствовании всей системы воспитательной деятельности в условиях падения уровня ее в образовательных учреждениях страны.

В исследовании определены и экспериментально подтверждены преимущества народной педагогики, способствующие совершенствованию, обогащению и гуманизации содержания процесса формирования нравственно зрелого, социально активного труженика, осознающего труд как свой человеческий и гражданский долг.

Исследование в целом ориентировано на решение социально-педагогического противоречия, заключающегося в том, что, с одной стороны, существует настоятельная потребность дагестанской национальной школы в повышении эффективности воспитательного процесса, с использованием надежных факторов ее достижения, с другой - наличием в традиционной педагогике дагестанских, в том числе лезгиноязычных народов, ценнейшего опыта формирования труженика-созидателя, не ставшего еще достоянием образовательных учреждений.

Исследование теоретически обосновывает педагогические пути интеграции народного опыта формирования в единстве нравственно зрелого молодого человека и добросовестного труженика и практически претворяет данный опыт в жизнь и педагогическую деятельность базовых учреждений образования.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические рекомендации, разработанные по результатам исследования, позволяют педагогам, воспитателям, в первую очередь учителям региональных культуроведческих предметов совершенствовать воспитательный процесс по формированию у старшеклассников важнейших морально-трудовых качеств, присущих дагестанскому национальному характеру. Необходимость упрочения преемственных связей семьи и школы на основе единого подхода к этнокультурным ценностям усиливает действенность духовно-педагогического наследия народа как одного из ведущих факторов формирования личности гуманистической ориентации. Результаты, положения, методические решения диссертации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ, в процессе подготовки и повышении квалификации учителей.

Апробация исследования и внедрение результатов. Основные результаты и положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики Даггоспедуниверситета в 2007-2008 гг. и на секторе культуры и искусства народов Дагестана Дагестанского научно-исследовательского института педагогики в 2006 и 2007 гг.

Кроме того, с итогами опытно-экспериментальной работы были ознакомлены педколлективы Хновской, Курахской, Кумухской средних школ и СШ №21 г. Дербента, которые служили экспериментальной базой исследования.

Диссертант принимала активное участие в работе научно-теоретических и научно-практических конференций по проблематике диссертации, проведенных в Дагпедуниверситете, Дагестанском научно-исследовательском институте педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Экспериментально разработанная система трудового воспитания старшеклассников дагестанской национальной школы, основанная на интеграции опыта народной педагогики народов Южного Дагестана (лезгин, агульцев, рутулъцев, табасаранцев, цахурцев) по социализации личности в трудовой, нравственной, интеллектуальной деятельности с образовательновоспитательной практикой, теорией воспитания современной национальной школы.

2. Оптимальные пути, методы и условия внедрения семейной и общественной (джамаатской) форм народной педагогики в деятельность образовательных учреждений по формированию морально зрелого, сознающего труд своим человеческим и гражданским долгом труженика, умеющего гармонично сочетать в своей жизнедеятельности личные и общественные интересы.

3. Духовно-нравственный потенциал народного опыта трудового воспитания: идеи гуманизма, солидарности, взаимопомощи, добровольного безвозмездного труда на общество и на отдельных его членов, как важный фактор формирования у старшеклассников подлинно гражданского отношения к своим трудовым обязанностям.

4. Критерии и показатели сформированности у старшеклассников необходимых морально-этических, физических, гражданских качеств, трудовых, экологических умений и знаний по итогам опытно-экспериментальной и воспитательной работы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Магарамова, Бела Керимовна

Выводы по П главе:

Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы, его результатов показывает, что: а) народная педагогика лезгин, агульцев, рутульцев, цахурцев, табасаранцев обладает значительным потенциалом нравственно-трудовой подготовки старшеклассников к жизни в современных условиях; б) в продолжающемся глубочайшем упадке уровня трудового воспитания, связанного с деградацией и резким сужением общественного сектора промышленного и сельскохозяйственного труда, а также прекращением деятельности школьных производственных объединений, народный опыт трудового воспитания становится уникальным фактором формирования у старшеклассников качеств и черт настоящего труженика; в) помимо урочной и внеклассной работы создание и функционирование социально-педагогической среды, состоящей из школы, семьи и мудрых представителей джамаата (сельского микросоциума) в высокой мере способствует наилучшему овладению старшеклассниками ценностями народной культуры труда; г) интеграция уникальных педагогических истин, являющихся итогом многовековых поисков народной педагогики, с достижениями теории и практики формирования труженика-гражданина (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) и руководство мудрым учением классиков педагогики (Г.И.Песталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и- др.) - это требующий творческого подхода, но окупающий все труды, надежный путь совершенствования трудового воспитания старшеклассников дагестанской национальной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящие в стране за последние годы социально-политические, экономические и культурные перемены глубоко и всесторонне влияют на цели, содержание образовательно-воспитательной деятельности российской школы.

Достижение этих высоких и благородных целей тесно связано с деятельностью семьи и школы по воспитанию нравственно зрелых, всесторонне подготовленных к труду молодых граждан страны, завтрашних строителей подлинно демократического государства.

Патриотизм, гражданские качества личности проявляются не только при защите Родины, а также в созидательном труде на благо родного народа.

Добросовестный труд, осознаваемый личностью как высокий гражданский долг, в такой же мере героичен и важен для общества и родного очага человека, как и подвиг во имя свободы и независимости Отчизны. Гражданские, патриотические, нравственные качества личности формируются главным образом в трудовой деятельности, в которой гармонично сочетаются личные и общественные интересы человека. В этом смысле большие воспитательные возможности предоставляет традиционный добровольный безвозмездный труд на общество и на отдельного его члена (семьи), который основан на гуманистических традициях солидарности, взаимопомощи, содружества.

В сфере формирования личности, как и в других областях жизни, важно сохранять преемственные связи между традициями и инновациями, ибо это- служит наилучшему решению актуальных проблем, выдвигаемых нашим переломным временем.

Укрепление духовных связей времен и поколений, передача подрастающим поколениям тысячелетнего опыта предков, прежде всего в труде и гуманной морали, - это само по себе представляет собой ценнейший воспитательный процесс.

Как справедливо считает выдающийся писатель-гуманист Ч.Айтматов, «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».

В наше время, когда подлинные нравственные и духовно-педагогические ценности нередко подменяются ложными, выдуманными, важно оценивать воспитательный опыт народа с позиций выдающихся педагогов Я.А.Коменского, Д.К.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, рассматривавших народную педагогику как прочный и благородный фундамент научной педагогики, как источник высоких педагогических истин, добытых настойчивыми поисками в течение веков.

Большое общественно-педагогическое значение, на наш взгляд, имеет практическая педагогическая деятельность А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского как пример творческого использования народной педагогики в конкретных исторических условиях, как образец формирования гражданина-патриота, морально зрелого и социально активного труженика, исходя из социального заказа своего времени.

К.Д.Ушинский в своих сочинениях многократно подчеркивал национальный характер воспитания. Он утверждал: « Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-нибудь другое» [174].

Национальное воспитание в формировании человека имеет принципиальное значение, ибо он должен вырасти как сын (дочь) своего народа, имеющего свои национальные черты характера, менталитет, жизненные ценности, близкие к общечеловеческим, но имеющие свою специфику, неповторимую уникальность.

Воспитательная система любого народа трансформировалась, претерпела большие изменения, однако изменившиеся традиции, черты быта все же сохраняют национальную специфику, что необходимо учитывать и реализовать в процессе воспитания, становления личности.

В этой связи М.Г. Тайчинов, видный ученый-педагог, считает, что «задачей школы становится подготовка всесторонне развитой личности гражданина, принадлежащего к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, природно-географическому региону». [171].

У каждого народа, живущего на своей этнической территории в Российской Федерации, в той или иной мере сохранилась своя национальная система воспитания, зарождение которой относится к очень древним временам.

Этническая система социализации подрастающих поколений у близкородственных по происхождению, духовной и материальной культуре лезгиноязычных народов развивалась в единых для всех этносов духовно- культурных, социально-политических условиях, обогащалась за счет одних и тех же факторов - соприкосновения с восточной и западной цивилизациями, представленными в регионе проживания этих народов в разное историческое время арабо-мусульманской и русской культурой.

Эта система воспитания, как и педагогическая культура народов Дагестана и всего Северного Кавказа носит название традиционного горского воспитания.

Общность целей, факторов, средств, методов, сложившихся в воспитании у всех народов Северного Кавказа, повышает социально-педагогическую значимость этнопедагогических исследований, выполняемых в том или ином регионе, республике.

Результатами таких исследований, имеющих не локальное, а общерегиональное значение, могут пользоваться национальные школы всех северокавказских народов.

Сегодня существует и активно функционирует целая отрасль педагогической науки - этнопедагогика, предметом изучения, теоретического осмысления которой является народная педагогика. В создание и развитие этой тесно связанной с массовым воспитательным опытом народов Российской Федерации науки внесен вклад Г.Н.Волкова, который народную педагогику определил как «педагогику национального спасения».

Философски глубоко и верно размышляя о роли народной педагогики в судьбах народов, особенно малочисленных этносов, в том числе и депортированных в годы Второй мировой войны в Среднюю Азию и Сибирь северокавказских народов, ученый приходит к важному выводу о том, что каждый народ сохраняет себя собственной, этнической системой воспитания.

Это великая духовно-нравственная истина, которая требует бережного отношения к духовно-педагогическому наследию каждого народа в многонациональном и поликультурном государстве, независимо от его численности.

Первостепенно. необходимым условием сохранения духовной культуры, уникальной воспитательной системы народа, по нашему убеждению, является глубокое осознание г самим народом роли этнокультуры, ее передачи подрастающим поколениям, чтобы сохранить свою самобытность, национальный характер, мировосприятие и противостоять духовному недугу - ассимиляции в обществе и мире, подверженным процессам глобализации.

В документах ЮНЕСКО, международной организации по проблемам науки, культуры и образования, членом которой является и Российская Федерация, подчеркивается значимость учета «этнических, национальных, региональных культурных особенностей» в образовательном процессе.

Признание значимости роли массовой педагогической, культуры, сложившейся в течение веков, на государственном уровне требует расширения и углубления применения уникальных возможностей и преимуществ традиционного горского воспитания в работе национальной школы.

Формирование личности подрастающего человека в отрыве от родной духовной культуры, как показывает жизнь, способствует маргинализации ее, что затрудняет ее приобщение к общечеловеческой культуре, раскрытие заложенных в ней задатков способностей, основ моральных качеств.

Маргинализация даже малой части подрастающего поколения, отрыв ее от родных духовных корней чреваты возникновением больших социальных проблем, неспособностью личности самоопределиться в жизни.

Очевидно, в этой связи не следует забывать высказывания выдающегося революционного демократа, литературного критика В.Г.Белинского о том, что «кто не принадлежит Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

Приобщение к ценностям национальной духовной культуры закладывает прочные основы для усвоения личностью богатств общероссийской, в первую очередь, собственно русской и общечеловеческой культуры, без овладения которыми человек не в состоянии реализовать себя максимально.

Следует не забывать то важное обстоятельство, что подавляющее большинство дагестанских отцов и матерей, сами сформировавшиеся под воздействием семейной и джамаатской педагогики, своих детей, естественно, готовят к труду, общению, сохранению природы, любви к Родине, главным образом опираясь на знания, умения, усвоенные в своей родительской семье и социальном окружении, т.е. в джамаате.

Экспериментальная работа полностью подтвердила выдвинутое гипотетическое положение о том, что родители, хорошо владеющие народной педагогикой, в большей мере испытывают потребность в овладении научно-педагогическими знаниями и умело сочетают их с традиционными методами, факторами воспитания детей в семье.

Дети, растущие в таких семьях, более самостоятельны, трудолюбивы, легко строят контакты со сверстниками, инициативны, отличаются дисциплинированностью, доброжелательным поведением.

Анализ результатов исследования приводит нас к выводу о том, что педагогической основой, на которой должны строиться взаимоотношения семьи и школы, их совместная воспитательная работа, должна стать интеграция актуального народного воспитания, что является преимуществом, сильной стороной семейной педагогики, и теоретических основ, новейших достижений науки о формировании человеческой личности, что является стержнем всей образовательно-воспитательной деятельности школы. Родители, сельский джамаат наилучшим образом могут вносить свой вклад в содружество сил, формирующих человека, когда они выступают не как потребители, а полнокровные участники этой в высшей степени важной в социальном и личностном отношении деятельности.

Что касается трудового воспитания подрастающих поколений, то, несомненно, использование богатейшего народного опыта в этом аспекте служит укреплению духовно-нравственной основы процесса формирования труженика-созидателя, осознающего труд как свою духовную потребность и гражданский и человеческий долг.

С учетом современных социальных потребностей исследованная нами проблема имеет большую перспективу. Значимость ее в условиях дальнейшей демократизации общества является весьма актуальной, т.к. формирует личность гражданина этого общества.

И дальнейшее исследование роли, методов использования, интеграции в воспитательный процесс национальной школы традиционного труда, несущего идеи духовности, гуманизма, для возрождения и развития трудового воспитания имеет большое значение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Магарамова, Бела Керимовна, 2010 год

1. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: стабильность, целостность // Возрождение, 1995, №2. - С. 8-9.

2. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала, 1995. -336 с.

3. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - 95 с.

4. Агаширинова С.С.Материальная культура лезгин XIX- начало XX вв., М.: Наука, 1978.

5. Акиншин А.В. Мудрость народов: Пословицы и поговорки народов Востока.-М., 1961.-410 с.

6. Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века: Сб. науч. ст-ей. Самара: Самарский уни-т, 2002, Вып. 2. - 161 с.

7. Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. Челябинск: Изд -во ЧГПУ, 2003. - 310 с.

8. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. - 198 с.8 а. Алиева В.Ф. Население Дагестана на рубеже веков. Махачкала: Юпитер, 1999. - 232 с.

9. Алиева Б.Ш. Духовно-нравственные аспекты традиционного воспитания детей в дагестанской семье // Махачкала, Вестник Дагестанского научного центра РАН, 2006, №24. С. 26-28.

10. Алиева Б.Ш. Традиционное воспитание дагестанской семьи: ис-торико-культурологические и духовно-нравственные аспекты // Научная мысль Кавказа. Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Ростов-на-Дону, 2006, №6. - С.197-210.

11. Алиева С.Т. Патриотическое воспитание детей средствами инте-гративных форм народного творчества. Автореф. дис.канд. педаг. наук. -Махачкала, 2004, 8 с.

12. Алиев И.И. Влияние реформ в России на национальную культуру и этническую психологию ее народов // Этнодиалоги: Московское эхо Кавказа. М.: Этносфера, 1997. - 210 с.

13. Алкадари Гасан. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. Махачкала: Юпитер, 1994. - 170 с.

14. Асельдеров А.Г. Воспитание учащихся на передовых традициях. Махачкала, 1976. - 128 с.

15. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания// Новое педагогическое мышление / Под редакцией А.В. Петровского. М., 1989.-С. 206-220.

16. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1982. - 350 с.

17. Афанасьева Т.М. Семья сегодня. М.: Знание, 1977. - 90 с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 198 с.

19. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. - 116 с.

20. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. — М.: Школьная пресса, 2003. — 144 с.

21. Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании школьников Автореферат дисс. канд. пед. наук на соискание ученой степени. -М.,2001. -22 с.

22. Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев. Автореферат дис. .доктора пед. наук. М., 2001. - 283 с.

23. Бестужев-Лада И.В.: История твоих родителей:. М.: Просвещение, 1988, 112 с.

24. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования-. Ростов-на-Дону, 2003. - 253 с.

25. Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. трудов. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 3-16.

26. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на-Дону: Учитель, №2, 1999.-256 с.

27. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1997. - 20 е.

28. Борликов Г.М. Экологическая направленность этнопедагогики калмыков // Педагогика, 2001, №9. С.52-57.

29. Боровиков Л.И. Основные концепции воспитания в XX веке // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи,. 2000, №5. с. 18-27.'

30. Борытко М.Н. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград, 2001. - 180 с.

31. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера. Автореферат дис. .докт. пед. наук. — М., 1996. 45 с.

32. Бугай Н.Ф. Общеобразовательная школа: этнокультурный компонент // Мат. Всероссийск. научно-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. М.: РАО, 2001.-С.42-45.

33. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

34. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в современной отечественной педагогике // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. научных трудов. Волгоград: Перемена, 2004.-С.139-149.

35. Вейденбаум Е.Т. Священные рощи и деревья у кавказских народов // Известия КОИРГО. Т. V. Тифлис, 1878. - 425 с.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001. - 161 с.

37. Волков Т.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учебн. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.

38. Волков Т.Н. Этнопедагогика как педагогика межнацион. гармонии // Матер. Всероссийск. научно-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16 -17 ноября 1999. М.: РАО, 2001. - С. 206-209.

39. Волков Т.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары, 1970. - 112 с.

40. Волков Т.Н. Этнопедагогика как педагогика национ. школы и семьи. // Магистр, 2001, №1. С. 16- 21.

41. Волков Т.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. - 441 с.

42. Волков М.И., Байбородов JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учебн. пособие для студентов, высш. учебн. заведений. -М.: Владос, 2000. 250 с.

43. Вопросы воспитания: теория и практика вузов. Материалы для учителей, преподавателей, студентов. Вып. 9. / Сост. JI.H. Кленовская, В.В. Айрапетова, А.Ю. Гранкин. Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2002. - 212 с.

44. Воропаев М.В. Теоретические основы построения типологии воспит. систем: Автореферат дис.д-ра пед. наук. — М., 2003. 26 с.

45. Воротилов В.А., Борисов Р.Ф., Мутагиров Д.З. и др. Россия в XXI веке: конституционное устройство обновленной страны СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000, 464 с.

46. Воспитание как социокультурный феномен: Материалы Всероссийск. научн.-практ. конф. 24 апреля 2003 ч. I. 104 е., ч.Н. - 162 с.

47. Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры: Материалы обл. научн.-практ. конф. педагогов дополн. обр. — Волгоград 29 мая 2001. -Волгогр. Изд-во ВГИПКРО, 2002. 163 с.

48. Воспитание учащейся молодежи: проблемы, исследования, перспективы: Сб. материалов третьей регион, научно-практ. конф. 18-19 апеля 2002. Владивосток: МГУ им. Г.И. Невельского, 2002. - 138 с.

49. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений / Под ред-ей JI.B. Кузнецовой. М.: Школьная пресса, 2002. - 144 с.

50. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / Под редакцией Селивановой П.Л. Калуга, 2000. - 216 с.

51. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов /Под редакцией В.А. Березиной, О.И. Волжиной. М.: Вентона-Графф, 2002. - 384 с.

52. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.Н. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования, 2002, №1. 294 с.

53. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. - 294 с.

54. Гамзатова Г.К. Теория и история декоративно-прикладного искусства. Махачкала, Изд-во ДГПУ, 2005. - 239 с.

55. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Махачкала. - 1999. - 220 с.

56. Гасанов З.Т. Социально-педагогич. основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. -145 с.

57. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.- 390с.

58. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика. Махачкала, 1998. — 338 с.

59. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика, 1991, №9. С. 21 -24.

60. Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика, 2003, №5. С. 18- 26.

61. Гасанова 3.3. Воспитание детей в духе патриотизма и веротерпимости в семье: Дисс. канд. педаг. наук. Махачкала, 2008. - 157 с.

62. Гасанова 3.3. Роль семьи в этнической и межэтнической социализации детей // Материалы Всероссийск. научн.-практической конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости». -М.: РАО, 2001. -С.132 -136.

63. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.-367 с.

64. Глинман И.З. Теория и методика воспитания: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Владос-Пресс, 2002. 176 с.

65. Горшкова В.В. Воспитание в контексте синергетической методологии // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 36 -47.

66. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 гг.» от 11 июня 2005 г., №422.

67. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии, 1994, №3. С.38 -49.

68. Гребенников И.В., Ковинько JI.B. Хрестоматия по этике и психологии сем. жизни. М.: Просвещение, 1986.' — 271 с.

69. Голованова Н.Ф. Социализация-школьников как явление педагогическое. // Педагогика, 1998, №5. С. 42-46.

70. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988.-258 с.

71. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. Нальчик, 1974. - 142 с.

72. Гончаров Н.Ф. Подвигнут я тобою: Слово о матери. Л.: Детская литература, 1988. - 143 с.

73. Дадов И.А. Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнацион. отношений в условиях двуязычного образования (На примере Кабардино-Балкарской Республики). Автореферат дис.канд. педаг. наук. Владикавказ, 2001. - 26 с.

74. Далгат У.Б. JI.H. Толстой и Дагестан. Махачкала: Дагучпедгиз, 1970.- 149 с.

75. Джон Кехо. Подсознание может все. Минск, 2004. - 104 с.

76. Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика, 1999,№1. -С.З -9.

77. Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. М.: Гос.НИИ семьи и воспитания, 1998. - 208 с.

78. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Педагогика, 2002, №10. С. 51 -57.

79. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М.: Прометей, 2002. - 71 с.

80. Дубинин Н.Н. Что такое человек. М., 1983. - 151 с.

81. Дубовицкий И.В. Под крышей дома твоего. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987. - 114 с.

82. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. -М.: Самшит-издат., 2002. 176 с.

83. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М.: Планета, 2003. - 63 с.

84. Евтушенко С.В. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности. М., 2002. - 36 с.

85. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюм - ГУ, 2003. - 215 с.

86. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Омега, 2005.-С.4.

87. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования). — М.: Исследоват. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 34 с.

88. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Классный руководитель, 2005, №5. С. 70 -79.

89. Закон Республики Дагестан о культуре. Махачкала, 2001.- 28 с.

90. Закон Республики Дагестан «О личной и общественной нравст- • венности». Махачкала, 2001. — 32 с.

91. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Под редакцией А.Ф. Малышевского. М.: Просвещение, 1992.-288 с.

92. Идрисова Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников (На примере Республики Дагестан). Автореферат дис.канд. пед. наук. -М., 1995. — 24 с.

93. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

94. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1967. —367 с.

95. Калейдоскоп внеклассных мероприятий: Методическое пособие для тех, кто работает с детьми / Сост. С.В. Хохлова. Ставрополь, 2003. — 218 с.

96. Каргина М.И. Проблема социализации подростков // Восп. школьников, 2003, №4. С.34 -43.

97. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования, 2003, №1.- С. 109-115.

98. Козлова Г.Н. Воспитание в системе отечественной общеобразовательной средней школы (первая половина XX века): Автореферат дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2002. - 34 с.

99. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -216с.

100. Констатиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - 204 с.

101. Коран.-М.: Наука, 1993.-311 с.

102. Крупская Н.К. Пед.Соч.;т. 2, 1958. -С. 119.

103. Коменский Я.А. Избр. пед. сочин. М., 1955.

104. Курбанов Р.С. Формы политической интеграции многоэтнического региона (на примере республик Северо-Восточного Кавказа). СПб, 2000.-21 с.

105. Кузьмин М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации // Труды Института национальных проблем образования министерства образования Российской Федерации, М., 1993. Вып. I. С.5-20.

106. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

107. Кукушкин B.C. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2002. — 320 с.

108. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика, 1998, №6. С. 3 -10.

109. Кутеева О.Г., Редя Г.П., Смирнова Н.Ф. Планирование воспитательной работы на основе личностно ориентированного подхода // Классн. руководитель, 2001, №1. С. 53 -69.

110. Липский И.А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 48-53.

111. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1988.-238 с.

112. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика, 1993, №2. С. 2428116. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей России в XIX и XX веках. Самара: СИУ, 1997. -314 с.

113. Лихачев Б.Т. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. / Волгоград: Перемена, 2000. -148 с.

114. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков, ПГПИ, 2000. — 186 с.

115. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2004. — 128 с.

116. Магомедов P.M. Обычаи, традиции народов Дагестана: Дагуч-педгиз, Махачкала, 1994. 182 с.

117. Магомедова З.М. Этнопедагогические аспекты культуры межнационального общения // Материалы Всероссийской научно-практич. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16-17 ноября 1999. М.: РАО, 2001. - С. 222 -223.

118. Магомедова Б.И. Афористическая педагогика народа: Актуальный потенциал нравственно-этического воспитания учащихся // Модернизация образования. Махачкала, 2008, №1. - С.58 -60.

119. Магомедова Б.И. Смысл и цель афористической педагогики — формирование духовно здоровой нравственно зрелой личности // Сб. материалов научно-практической конференции, г. Избербаш, 25 апреля 2008.358-364 с.

120. Магомедова Б.И. Традиционный этикет как средство нравственно-этического воспитания учащихся // Материалы научно-практической конференции. Г. Избербаш, 25 апреля 2008. С. 379- 384.

121. Майорова Н.П. Самостоятельность и инициатива старшеклассников в труде // Педагогика, 1990, №9. С. 39 -41.

122. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М.: Изд-во АПН, 1984.-385 с.

123. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

124. Маллаев Д.М. Патриотическое воспитание граждан России // Материалы Всероссийск. научно-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» 25 -26 ноября 2003. -М.: РАО, 2007. -С. 61 -66.

125. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова 3.3. Воспитание детей в духе патриотизма, дружбы народов в семье. -М., 2008. 144 с.

126. Мануйлов Ю.С. // Средовой подход в воспитании. М., Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. службы, 2002. - 156 с.

127. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана: Учебник для 4 кл. Махачкала, изд-во «Лотос». 2009. -160с.

128. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: Монография. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. -256 с.

129. Мирзоев Ш.А. Патриотический потенциал народной педагогики// Материалы Всероссийск. научно-практ. конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» 16- 17 ноября 1999. М-.: РАО, 2001.-С. 224-225.

130. Мирзоев Ш.А. Программа по курсу «Подготовка девушёк к жизни». Махачкала: Учпедгиз, 1994. - 46 с.

131. Морозова Н.А. Обобщенное представление современных российских концепций воспитания // Кл. руководитель, 2002, №5. С. 31 -69.

132. Мудрик А.В. Социализация // Российская педагогическая энциклопедия, Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 359 -361.

133. Мукаева О.Д., Мукаева Н.Д. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997. - 175 с.

134. Назаревич А.Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана. -Махачкала, 1958. 312 с.

135. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века, 1997. М.: МИРОС. - 140 с.

136. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества // Педагогика, 1998, №7. - С. 36 -42.

137. Национальная доктрина образования Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее проф. образование-2000. -№11. С. 4-13.

138. Новиков С.Г. Воспитательные идеалы и ценности в исторической перспективе // Известия Волгоград, государств, педагогического университета, 2004, №1 (06). С. 10-1 105.

139. Омаров А.А. Как живут лаки. -Сборник сведений о кавказских горцах.-Тифлис, 1870.

140. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издание 15-е, исправленное. М.: Русский язык, 1984. - 491 с.

141. Омаров С.М. Основы народной педагогики Дагестана. / Под редакцией Б.М. Багандова. Махачкала, 2000. - 112 с.

142. Орлова В.П. Народные традиции и проблемы современного воспитания // Сов.педагогика, 1989,№ 7. С. 106-111.

143. Плотин М.М. Социальное воспитание школьников. М.: Изд-во Института педагогики социальной работы, 2003. - 197 с.

144. Плотин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика, 1994, №3. С. 36- 40.

145. Планирование воспит. работы в классе: Метод, пособие. М.: Сфера, 2000. - 134 с.

146. Панин Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Махачкала, 1996. - 112 с.

147. Полонский В:М. Словарь, по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. - 510 с.

148. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция / И.А. Колесникова, Л.С. Наговкина, Е.Н. Барышникова. СПб, 1994. - 408 с.

149. Путин В.В. О государственной поддержке традиционной народной культуры в России // Вестник образования, январь 2007. 5 с.

150. Родителям о детях: вечны ли вечные ценности / Ред. и составление О.Г. Свердлова М.: Знание, 2002. - 191 с.

151. Рожков М.И. Стратегия и модели воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2004. - С. 130 -138.

152. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М'.: Мысль, 1994.148с.

153. Савзиханова М.А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации: Автореферат дис.канд. пед. наук. Махачкала, 2007. - 18 с.

154. Саидбаев Т.С. Ислам, образование, воспитание: источники взаимосвязей. М.: Труды института национ. проблем образования МО РФ, 1993. - С. 5 -20.

155. Сборники сведений о кавказских горцах. Тифлис, Выпуски I-III, 1869-1870.

156. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. - 210 с.

157. Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Становление мужчины. М.: Тандем, 1998. - 320 с.

158. Стельмахович.М.И.Семейная педагогика- заслон бездуховности// Сов. педагогика, 1989, № 7. С. 116-119.

159. Сафронова Е.Н. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность. Волгоград: Перемена, 2003. - 180 с.

160. Слово о Дагестане. Махачкала, 1967. - 42 с.

161. Смолин О.Н. Российская национальная доктрина образования: рацион, концепция // Педагогика, 1999, №7. С. 7 -14.

162. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М.: Педагогика, 1968.-301 с.

163. Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения:

164. В 3-х т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1981. - 640 с.

165. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Педагогика, 1975.-С. 28-41.

166. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М.: Педагогика, 1990.-312 с.

167. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-Киев, 1987. 312 с.

168. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика, 1999, №2. С. 30 -36.

169. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика, 1993, №2.-С. 38-42.

170. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М.: Наука, 1981.- 183 с.

171. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. сочинения в 6 т.,Т. 1.-М., 1988.-С. 128 -136.

172. Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. -М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.

173. Филонов Г.Н. Воспитание в российском обществе: тенденции, теории и практика. М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000. - 198 с.

174. Филонов Г.Н. Воспитание: традиции и современность // Педагогика, 2003, №7. С.14 -20.

175. Ханбиков Я И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Сов. педагогика, 1986, № 6.

176. Цаллагова З.Б. Афористическая этнопедагогика. М., 1996.138 с.

177. Цаллагова З.Б. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа. -Дис. докт. пед. наук.-М., 1996. -220 с.

178. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. АН СССР. Институт этнографии. JI., 1986. - 303 с.

179. Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Автор дис. канд. пед. наук, М., 1997. 16 с.

180. Шадриков Д.Н. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.193 с.

181. Швеммер В.Г. Этнокультурная школа как открытая воспита-тельн. система. // Восп. Школьников, 2003, №4. С. 7- 14.

182. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис.докт. пед. наук. -М., 1991. 32 с.

183. Энгельс Ф.Диалектика природы. К. Маркс и Ф.Энгельс О воспитании и образовании. М.Политческая лит-ра. 1935.

184. Якубов З.Я. Педагогическая мудрость народа // Народное образование, 1995, №2. С. 23- 27.1. ПРОГРАММАэтнопедагогизации трудового воспитания старшеклассниковрекомендации для педагогов) I. Теоретическая часть

185. Овладение этнопедагогической теорией

186. Изучение педагогических трудов А.С.Макаренко («Педагогическая поэма», «Лекции для родителей», статьи и выступления) и В.А.Сухомлинского («Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Лекции для родителей», «Письма сыну»).

187. Г.Н.Волков как видный теоретик российской этнопедагогическойнауки.

188. Этнопедагогика» Г.Н.Волкова как программа этнопедагогизации образовательно-воспитательного процесса в национальной школе.

189. Сущность концепции этнопедагогизации содержания образования национальной школы, выдвинутой и обоснованной Г.Н.Волковым.

190. Народная педагогика» Ш.А.Мирзоева важное руководство для педагога в этнопедагогизации воспитательного процесса в дагестанской национальной школе.

191. Программы, учебники, учебно-методические пособия, разработанные Ш.А.Мирзоевым (уч. для 4-го кл.), Т.Г.Саидовым (для 10—11 кл., для 2 -3 кл.; методические пособия и руководства для учителя). «Основы народной педагогики Дагестана» С.М.Омарова.

192. Этнопедагогические работы, статьи дагестанских ученых-педагогов 3.М.Магомедовой, З.Я.Якубова и др.1. П. Практическая часть

193. Ознакомление с опытом работы педагогических коллективов Ленин-кентской и Камышкутанской гимназий этнокультурного профиля, где уже втечение ряда лет успешно решается проблема этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

194. Участие старшеклассников в подготовке и проведении народных трудовых праздников («Цуькверин сувар», «Эвелцан», «Арбаяр», «К1ару» и др.».

195. Закладка старшеклассниками фруктовых садов, лесных участков на память родному селу и школе; благоустройство сельских территорий, дорог, родников силами старшеклассников и др.

196. Заключительный школьный праздник «Я — труженик», на котором подводится итог всей работы по становлению личности тружеником.

197. ТРУДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ лезгиноязычных народов

198. В трудовом воспитании подрастающих поколений большую роль играют традиционные трудовые праздники, в которых ярко выражены идеи прославления созидательного труда и добросовестного труженика.

199. Будучи интегративными средствами народного воспитания, трудовые праздники демонстрируют социальную значимость и эстетику труда, красоту и величие жизненных целей людей труда.

200. В переводе словосочетание означает «первая пахота», «национальная пахота» («Эвел» — «начало», «цан» «пахота» — лезг.).

201. Говоря о празднике лезгиноязычных народов «Эвелцан», мы хотим подчеркнуть роль народного творчества в утверждении величия труда в жизни общества, что является ведущей идеей этого праздника.

202. Воспитательная значимость этого трудового народного торжества также не подлежит сомнению.

203. Большой и всесторонний воспитательный потенциал данного праздника, который сохраняет свою актуальность и для наших детей, требует его исследования.2. «Цуысверин сувар» («Праздник цветов»).

204. Это старинный молодежный праздник, который приурочивался ко времени окончания весенне-полевых работ в горах.

205. В празднике активное участие принимают школьники: выступают с концертами, проводят спортивные соревнования и др.

206. Воспитательное воздействие праздника на учащихся различных возрастов огромно, благотворно. «Праздник цветов» представляет собой, на наш взгляд, удачный пример развития интегративных форм воспитания подрастающих поколений в народной педагогике.

207. Важным моментом празднования трудовых успехов жителей района является общественная оценка труда каждого добросовестного труженика.

208. Праздник «Цуькверин сувар» проводится на альпийской поляне «Че-пер сув».3. «К1ару» (Этимология названия народного праздника не установлена).

209. Праздник проводится в конце мая начале июня, когда главные земледельческие работы позади и труженики могут позволить себе отметить свой напряженный труд за праздничным столом.

210. Хотя организаторы праздника кюринские лезгины, но на празднике присутствуют жители агульских, табасаранских, азербайджанских сел, а также лезгины Хива, Кураха, даже агульские даргинцы.

211. Атмосфера на празднике способствует завязыванию дружеских, кунацких отношений между жителями, живущими в разных концах Южного Дагестана.

212. Праздник ценен как прославлением труда, так и укреплением взаимоотношений дружбы, сотрудничества между народами региона.

213. СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ о роли труда в реализации человеком своих способностей «Упорный труд ведет к достижению жизненных целей»

214. Одной из важнейших целей нашего труда было то, чтобы не только облегчить заботы родителей по ведению хозяйства, но и доставить им удовольствие, связанное с нашим добросовестным трудом.

215. В школе учителя часто просили нас рассказать о том, как организован труд в нашем семейном коллективе. Наши товарищи по учебе приходили в наш сад, знакомились с плодами нашего труда.

216. Джамал Мутагиров человек, который благодаря феноменальному трудолюбию достиг своих жизненных целей.

217. Я думаю, я убежден, что труд, ясность цели, упорство в ее достижении те качества личности, которые помогут реализовать в жизни свои способности, талант.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.