Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бороздин, Юрий Афанасьевич

  • Бороздин, Юрий Афанасьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 134
Бороздин, Юрий Афанасьевич. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курск. 2001. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бороздин, Юрий Афанасьевич

Введение

Глава I Методологические и теоретические основы трудового воспитания детей в педагогическом наследии К.Д. Ушинского.

§ 1 К.Д. Ушинский о сущности и значении трудовой деятельности.

§ 2 Задачи, средства и условия успешности трудового воспитания в учении К.Д. Ушинского.

Глава 2 Роль труда в содержании педагогического процесса (на материале учебных книг К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»).

§ 1 Направленность учебных текстов «Родного слова» на овладение детьми знаниями о трудовых процессах, на воспитание трудолюбия.

§ 2 Идея воспитания учащихся в труде и для труда в

Детском мире».

§ 3 Ценностные основы труда в учебниках

К.Д. Ушинского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского»

Актуальность исследования. В настоящее время вполне очевидна фундаментальная зависимость перспектив российского общества и государства от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в системе образования. Школа - не просто общество в миниатюре, это завтрашнее, будущее общество, но вызревающее уже сегодня. Здесь формируются способности юных граждан к созидательной деятельности, вырабатываются жизненно важные практические навыки, нравственные позиции, правила поведения и другие контуры российской жизни в ближайшем будущем.

Курс на усиление практической ориентации общего среднего образования намечен в законодательных документах последних лет (Федеральная программа развития образования, 1999 г.; Национальная доктрина образования, 2000 г.; Стратегия модернизации содержания общего образования, 2001 г.). Основным результатом деятельности образовательных учреждений должны стать выпускники, обладающие ключевыми компетентностями в различных сферах общественной жизни. Так, компетентность в сфере социально-трудовой деятельности предполагает «умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самореализации».*

Как видно, «образовательный модернизм» весьма прагматически рассматривает проблему подготовки школьной молодежи к труду и профессиональному самоопределению. В такой ее постановке заметна попытка отказа от трудового воспитания: ведь воспитание - это прежде всего «работа» со смыслами, ценностями, системой отношений человека, с его духовно-нравственной, эмоциональной, рефлексивной сферами. В таком случае ценностно-нравственная под" Стратегия модернизации содержания общего образования // Управление школой. 2001. - №30(8- 15 авг.). (Л 5. готовка подрастающих поколений к трудовой жизни будет отдана на откуп рыночной стихии, где главной движущей силой выступает личный интерес, стремление к выгоде, в том числе к выгодной продаже своего труда и даже своей личности на рынке товаров и услуг.

Однако русская духовность, воспитанная православной и мирской культурами, рассматривает труд как святую обязанность и проявление человеческого, нравственного начала жизни. Русский национальный характер содержит установки, противостоящие индивидуализму, предприимчивости как ловкости, которые исстари воспринимались большинством как нечто чуждое, инородное. И школа должна сохранять и крепить в подростковой и молодежной среде русскую национально-культурную ментальность. Тогда молодые люди будут не просто усваивать трудовые и профессиональные знания, умения, нормы поведения, но и подходить к ним с нравственных позиций, заданных русской национальной традицией и закрепленных школой. Они смогут противостоять отрицательным тенденциям, характерным для нашего формирующегося рынка. Из их среды выйдут предприниматели и менеджеры, для которых честность, порядочность, радение об общем благе - непременные составляющие нормальной рыночной деятельности.

Разумеется, жизненные реалии, в которых окажутся бывшие школьники, могут существенно изменить установки и отношения, привитые в семье и школе. Но тем актуальнее задача укрепления социально-трудового воспитания в школе и вне ее на основе собственных культурных традиций, укорененных в нашем национальном менталитете.

Научно-методические и практические подходы к освоению образованием и воспитанием богатств национальной культуры разработаны H.H. Пироговым, К.Д. Ушинским, Н.Ф. Бунаковым, М.И. Демковым, П.Д. Юркевичем, С.А. Ра-чинским, H.A. Ильиным, В.В. Зеньковским и другими отечественными мыслителями. Наибольший интерес в этом плане представляет творческое наследие «отца русской педагогики» - К.Д. Ушинского.

Педагогическая система К.Д. Ушинского ориентировала школу на серьезное и систематическое постижение действительного уклада и устроения народной культуры, форм и механизмов ее преемственности, охватываемых понятием «традиция»; на выстраивание такого содержания образования и таких форм педагогического взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивое воспроизведение основ национальной культуры, в том числе народной культуры труда. Содержащиеся в теоретических работах и учебниках К.Д. Ушинского задачи и средства воспитания у детей внимательного и ответственного отношения к родному - родной земле и труду на ней, родному языку, родному народу и его истории рассмотрены в дореволюционный период в трудах П.П. Блонского, Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, В.А. Волкович, П.И. Девина, М.И. Демкова, В.Е. Ермилова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Маккавейского, О. Мильчевского, JI.H. Модзалевского, М.М. Рубинштейна, Н.В. Чехова и других педагогов (9; 11; 14; 15; 23; 24; 27; 36; 51; 54; 56; 75; 102).

В 1950-е и последующие годы вместе с обращением официальной идеологии к идеям русской народности публикуются результаты исследований Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынского, В.Я. Струминского, , А.И. Иванова и других педагогов, посвященные изучению биографии и творческого пути К.Д. Ушинского (49; 52; 89; 32). В работах Б.Г. Ананьева, В.В. Зеньковского, И. А. Френкеля и других авторов проанализированы философско-антропологические основания педагогического учения К.Д. Ушинского (2; 30; 97). Целостному осмыслению сути и значения творчества Ушинского посвящены исследования В.Я. Василевской, Н.К. Гончарова, Г.Д. Ивановой, Д.О. Лордкипанидзе (12; 20; 31; 49). В работах этих авторов, а также в публикациях

P.A. Лопатникова, K.H. Миротворцева, A.B. Плеханова, С.М. Соколовского анализируются идеи К.Д. Ушинского о трудовом воспитании (48; 55; 69; 86).

Время показало, что труды К.Д. Ушинского являются подлинной педагогической энциклопедией, не утратившей своей актуальности и в наши дни и помогающей найти ответ на злободневный вопрос современности: как, входя в жизнь общечеловеческую, не растерять ценностей своей культуры? К плодотворным в этом отношении идеям К.Д. Ушинского обращаются исследователи, разрабатывающие методологические и ценностные основы современной педагогики (Е.П. Белозерцев, О.В. Долженко, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, А.Г. Пашков, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); проблемы подготовки и профессионального воспитания учителя (И.Ф. Исаев, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымова, A.B. Репринцев, Н.К. Шабанов и др.); формы и методы применения идей и учебных текстов К.Д. Ушинского в педагогическом процессе современной школы (Н.И. Лифинцева, H.A. Петру к, Л.В. Чернова, Ю.И. Юдин); вопросы духовно-нравственного, эстетического, физического воспитания (С.С. Куломзина, В.И. Ильченко, С.Б. Каменецкая, Л.А. Терещенко).

Материалы исследований показывают, что очень многое в мыслях и практических указаниях К.Д. Ушинского остается непревзойденным, требующим нового прочтения и непредвзятого осмысления. Эти усилия должны быть обращены и к идеям К.Д. Ушинского о воспитании в труде и для труда, которые пока остаются за пределами исследовательского интереса ученых.

С учетом изложенного выбрана тема исследования: « Трудовое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского».

Проблема исследования состоит в выявлении и обобщении идей К.Д. Ушинского, представляющих концептуальные основы трудового воспитания, а также способов воплощения идеи труда в учебных книгах педагога.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

Предмет исследования - взгляды и представления К.Д. Ушинского о сути и педагогическом значении труда, о задачах и средствах трудового воспитания учащихся и их отражение в учебниках для первоначального обучения «Родное слово» и «Детский мир».

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- проанализировать философско-антропологические взгляды К.Д. Ушинского на сущность труда и трудового воспитания;

- выявить содержащиеся в педагогической системе К.Д. Ушинского научно-методические основы воспитания трудолюбия и привычки детей к труду;

- раскрыть содержание трудовой составляющей учебных книг К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» и его роль в трудовом воспитании учащихся;

- охарактеризовать духовно-нравственные и ценностные основы труда, вошедшие в учебники К.Д. Ушинского.

Методологическую основу исследования составляют положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к культурному наследию прошлого, о деятельностной и творческой природе человека, о зависимости понимания природы и сущности воспитания от понимания природы и сущности человека, а также идеи философской антропологии, идея органичной целостности материального и духовного бытия мира человека, идеи культурологического, аксиологического и системного подходов к изучению историко-педагогических явлений.

Основными методами исследования выступили ретроспективно-теоретический анализ источников, систематизация взглядов и идей

К.Д. Ушинского в области трудового воспитания, методы художественного анализа текста, научная интерпретация социально-педагогических фактов.

Источники исследования: труды К,Д. Ушинского; работы отечественных педагогов, психологов и философов, занимавшихся изучением наследия К.Д. Ушинского; публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам трудового воспитания школьников; издания периодической печати, посвященные творчеству К.Д. Ушинского.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 19972001 годов.

На подготовительном этапе (1997-1998 гг.) изучалась источниковедческая база исследования, проводился теоретический анализ философской, педагогической и историко-педагогической литературы, определялась библиографическая база исследования.

На втором этапе (1998-1999 гг.) изучались первоисточники, архивные и другие материалы, анализировались взгляды К.Д. Ушинского на проблему труда и трудовою воспитания, их воплощение в текстах учебных книг педагога.

На заключительном этапе (2000 -2001 гг.) обобщались основные результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялись апробация результатов исследования и литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения: • «Труд» - одно из фундаментальных и многогранных понятий педагогического учения К.Д. Ушинского. Труд выступает единственно достойной человека целью жизни и доступным ему счастьем, обязанностью исполнения воли Божьей и служения Отечеству и ближним, средством самообеспечения человека и источником его свободы и независимости, условием душевного спокойствия, духовно-нравственного возвышения и творческого осуществления человека и поэтому должен быть его главным «воспитателем».

Трудом не может считаться активность, несовместимая с человеческим достоинством в связи с безнравственностью ее целей, а также из-за чрезмерного физического и психического напряжения, не оставляющего сил и времени для мыслей и забот идеального духовного порядка.

• Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

Для воспитания уважительного и любовного отношения к труду необходимо вырабатывать у питомцев школы серьезный взгляд на жизнь и на труд как ее основу; уважать детский труд - замечать, ценить и одобрять умственные и физические усилия ребенка.

• К важнейшим средствам приучения детей к труду К.Д. Ушинский относил игры с элементами несложного труда; практические работы или занятия ручным трудом, огородничеством, садоводством, ремеслами; учение, осуществляемое как самостоятельный умственный труд ребенка, сопряженный с его мыслительными усилиями; семейную и общинную трудовую среду, элементы которой желательно воспроизводить в педагогическом процессе народной школы. Вспомогательными средствами трудового воспитания в учении К.Д. Ушинского выступают принуждение, подражание и соревнование.

• Успешное воспитание трудолюбия детей и их привычки трудиться обеспечивает ряд условий или правил, разработанных К.Д. Ушинским: посильносгь труда; обновление и усложнение содержания труда; перемена и чередование видов труда; постепенное сосредоточение внимания и сил ребенка на определенной деятельности, которая станет трудом его жизни.

• Вместе с тем К.Д. Ушинский не считал, что трудовое воспитание осуществляется только в процессе выполнения трудовых функций: успешное достижение его задач рассматривалось педагогом как воплощение в жизненном опыте воспитанников норм и ценностей традиционной крестьянской культуры и христианской веры.

• Учебные книги К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» раскрывают содержание и смыслы различных видов труда; сообщают практически важные сведения трудового характера; показывают пользу растений, животных, минералов, природных процессов и значение труда как главного фактора выявления, применения и умножения этой пользы; характеризуют социальные аспекты трудовой деятельности.

• Содержание учебников способствует воспитанию трудолюбия и приучению учащихся к труду посредством: органического единства естественнонаучных и художественных текстов, что помогает слиянию рассудка, воображения и чувств ребенка в формировании уважительного и любовного отношения к труду; связи с природными явлениями и временами года, что актуализирует красоту родной природы, событийность и праздничность труда на земле и усиливает его привлекательность; обращения к детским чувствам удивления и благоговения, что помогает увидеть в обыденных трудовых делах «промысел Божий о мире и о человеке»; включения в тексты приемов, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся и способствующих становлению учения ребенка его трудом (актуализация жизненного опыта детей, проблемное изложение, обращение к сравнениям и противопоставлениям и др.)

• «Родное слово» и «Детский мир» утверждают духовно-нравственные и ценностные основы груда, укорененные в православном мировоззрении. К ним относятся идеи труда как долга человека и средства его духовно-нравственного совершенствования, как способа улучшения земли и природы, как общеполезного дела; этические нормы ведения хозяйственных дел - регулирование имущественных отношений на основе принципа любви, нестяжательство и бережливость, честность в делах, справедливость в оплате труда и др.; личностные качества, достойные труженика - трудолюбие, прилежание, упорство, терпение, приподнятое состояние духа, практичность, деловитость.

Научная новизна и теоретическое значение работы:

- систематизированы идеи К.Д. Ушинского о человекотворческой сущности труда и его педагогическом значении;

- охарактеризованы задачи и средства трудового воспитания по Ушинско-му и условия его успешного осуществления;

- выявлены особенности учебных книг К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир», способствующие воспитанию уважения, любви и привычки учащихся к труду;

- раскрыты духовно-нравственные и ценностные основы труда, содержащиеся в учебниках К.Д. Ушинского.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в моделировании, становлении и развитии воспитательной системы русской школы. Материалы исследования найдут применение в преподавании курса «История образования и педагогической мысли»; при разработке программ спецкурсов и спецсеминаров по истории отечественной педагогики, а также соответствующих учебно-методических пособий; в процессе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходной методологической основой; использованием широкого круга трудов К.Д. Ушинского и работ, посвященных изучению его творческого наследия; применением совокупности взаимодополняющих методов, соответствующих предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации отражены в публикациях автора, докладах и сообщениях на всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах, на заседаниях кафедры социальной педагогики и методики воспитания КГНУ. Материалы исследования вошли в содержание интегрированного спецкурса «Педагогика К.Д. Ушинского», который читается в КГПУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бороздин, Юрий Афанасьевич

ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ

1. В соответствии с принципом связи обучения с постоянно расширяющейся детской жизнью «Родное слово» и «Детский мир» раскрывают смысл и содержание различных видов трудовой деятельности человека и связанных с ними ремесел; значение отдельных орудий труда, действий и операций в целостном трудовом процессе; пользу, которую приносят людям растения, животные и минералы; роль труда как главного условия выявления, применения и умножения этой пользы; социальные аспекты трудовой деятельности человека.

Родное слово» ориентировано в основном на ознакомление детей с трудовыми процессами и лежащими в их основе явлениями, на расширение и углубление представлений учащихся о сути и значении повседневных трудовых дел, на формирование осознанного и прочувствованного отношения младших школьников к труду и связанным с ним знаниям и умениям. «Детский мир» больше внимания уделяет естественнонаучным знаниям и способам их применения в труде человека, обобщающим мировоззренческим и нравственным идеям о значении труда в жизни человека и общества, общественному разделению труда и связи товаропроизводителей, региональным особенностям хозяйственно-трудовой деятельности людей и влияющим на них факторам.

2. Решению указанных образовательных задач служат естественнонаучные, исторические и художественно-публицистические тексты (статейки, статьи, рассказы), художественные произведения и отрывки из них, народные сказки, песни, пословицы, поговорки, афоризмы и загадки. Содержание учебных книг помогает воспитанию в детях трудолюбия и привычки к труду посредством:

- соединения понятийно-логических конструктов с художественно-поэтическими образами, что способствует слиянию ума, воображения и чувств ребенка в его любовном и уважительном отношении к труду;

- связи с природными явлениями и временами года, содержащими немало семейных и сугубо детских радостей, которые вместе с красотой родной природы актуализируют событийность и праздничность крестьянского труда и тем усиливают его привлекательность для ребенка;

- обращения к эмоциональной сфере учащихся, в первую очередь к чувствам удивления и благоговения, что помогает «увидеть» в повседневных трудовых делах «промысел Божий о мире и о человеке», любовнее и бережнее отнестись к природе, животным и растениям и к труду по уходу за ними.

3. В качестве методов работы с текстами учебных книг, кроме чтения, пересказа, переписывания, беседы и заучивания, К.Д. Ушинский рекомендовал использование иллюстративного материала, обращавшего внимание детей на важнейшие знания и умения трудового характера; проведение несложных опытов, наблюдений и экскурсий. В содержание и форму изложения многих статей, написанных самим К.Д. Ушинским, заложены приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: сопряженность материала с жизненным опытом детей и с ранее изученным; обращение к сравнениям и противопоставлениям, к анализу и обобщениям; проблемное изложение материала (в основном в статьях "Детского мира"). Эти методические приемы будят мысль ученика и удерживают ее в сос янии трудового напряжения, давая школьнику посильную, интересную и полезна работу, что способствует становлению учения трудом ребенка.

4. Важными мировоззренческими идеями, содержащимися в учебных книгах К.Д. Ушинского, являются:

- идея об активно-преобразовательной роли труда по отношению к окружающему миру и к самому человеку, которая раскрывается в научных статьях и художественных текстах, показывающих, как своим трудом человек постигал смысл и истину мироздания, улучшал природу и использовал ее силы, обогащался знаниями и опытом, овладевал свободой и нравственностью;

- идея труда как общеполезного дела - служения людям посредством улучшения общественного благосостояния, просвещения и воспитания людей, улучшения окружающей среды и создания условий для развития свободного труда, самого человека и духовно-нравственного строя его жизни.

5. В учебниках раскрывается ценностное ядро труда, которое делает труд духовно-созидательным союзником человеческой жизни, а не только средством достижения материального благополучия. Его образуют: долг человека перед Богом, долг гражданина, долг семьянина; этические нормы ведения хозяйственных дел - регулирование имущественных отношений на основе принципа любви и осуждение посягательства на чужую собственность, нестяжательство и бережливость, честность в делах и справедливость в оплате груда; качества - признаки проявления силы духа человека - трудолюбие, прилежание, упорство, терпение, приподнятое состояние духа, христианская вера, а также активность, практичность, деловитость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическое учение К.Д. Ушинского содержит глубоко продуманную и целостную систему трудового воспитания юных граждан России. В ее основе - высокая идея труда как единственно достойная человека цель жизни и доступное ему счастье; как долг человека перед Богом, предками и современниками; как бескорыстное служение Отечеству по внутреннему побуждению; как средство самообеспечения человека и источник его свободы и независимости; как условие духовно-нравственного возвышения и творческого осуществления человека. Такое понимание труда построено Ушинским «на камне» христианского вероучения и ориентировано одновременно на «земные» и «небесные» цели трудовой деятельности, на то, чтобы человек и его жизнь с помощью труда стали гармоничнее и ближе к идеалам добра, справедливости, истины.

Жизнь человека, по Ушинскому, - это наполнение его души трудом. Поэтому цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы дать, точнее, помочь подыскать человеку труд, а также средства для его выполнения. При уяснении этого сегодня важна неоднократно повторяемая Ушинским мысль о том, что педагогические усилия, помогающие человеку найти труд, дающий жизнь душе, должны учитывать социальное и имущественное положение воспитанника: «Для людей бедных, которым жизнь уже сама по себе задает довольно работы, дело воспитания состоит только в том, чтобы заставить их полюбить труд ради труда и подготовить их к нему. Для людей обеспеченных дело воспитания сложнее: оно должно развить их так, чтобы они сами могли найти себе бесконечно прогрессивный труд в жизни, - а это не легко» (95, т. 10, с. 500).

Врастание человека в труд лежит на путях воспитания трудолюбия и уважения к труду вместе с привычкой трудиться, «.любовь же и привычка к труду есть именно та почва, на которой могут успешно развиваться все добрые качества» (95, т. 3, с. 638).

Зерно труда как свободной и излюбленной душевной деятельности коренится в свободной воле человека. Поэтому трудовое воспитание должно дать простор воле ребенка расти и усиливаться, сосредоточивая при этом душевную деятельность воспитанника в сферах производительных, добродетельных, полезных дел и одновременно отвлекая ее от непроизводительных или даже вредных занятий.

Этому помогают детские игры с элементами несложного труда, постепенно переходящие в полноценный труд, реализуемый, однако, в форме игры; практические работы или занятия ручным трудом, огородничеством, садоводством и др.; учение, осуществляемое как самостоятельный умственный труд ребенка, сопряженный с его мыслительными усилиями; окружающая ребенка трудовая среда (семейная, общинная, школьная), в том числе целенаправленно создаваемая педагогами.

Успешное воспитание трудолюбия детей и их привычки трудиться обеспечивает ряд условий или правил, разработанных К.Д. Ушинским. К ним относятся: посильность трудового напряжения, то есть соответствие требований, которые предъявляет труд к человеку, наличным силам и возможностям воспитанника; прогрессивное обновление и развитие труда - постепенное усложнение применяемых в труде знаний и умений, обогащение труда мыслью или соединение физического и умственного труда; чередование видов труда, благоприятствующее развитию всех душевных сил личности; постепенное, по мере взросления воспитанника, уменьшение разнообразия видов трудовых занятий, сосредоточение внимания и сил ребенка на определенной деятельности, которая станет трудом его жизни.

Эти же средства и условия трудового воспитания К.Д. Ушинский требовал применять при подготовке учителей для народных школ.

Но К.Д. Ушинский не считал, что трудолюбие и привычка к труду воспитываются исключительно в процессе выполнения трудовых функций, хотя это и немаловажно. Успешное достижение задач трудового воспитания рассматривалось Ушинским как воплощение в жизненном опыте воспитанника христианской религии* и традиционной крестьянской культуры, как итог духовно-нравственной жизни личности.

Организации такой внутренней, душевной жизни детей школьного возраста способствовали учебные книги К.Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир». «Самое замечательное в них, - писал В.В. Зеньковский, - это умение приблизиться к ребенку, умение войти в мир его интересов и чувств, - а в то же время детские книги, написанные Ушинским, неповторимы в смысле глубокой пронизанности их стихией России» (30, с. 69).

Учебники К.Д. Ушинского знакомят детей с трудовыми процессами и лежащими в их основе явлениями, сообщают практически важные сведения трудового характера; развивают наблюдательность детей и направляют их внимание на объекты окружающей жизни, помогают в обыденных делах увидеть высокие значения и смыслы; развивают речь детей и их владение родным языком (многие исконно русские слова и речевые обороты имеют трудовое происхождение); удерживают детскую мысль в состоянии трудового напряжения и развивают природное стремление ребенка к познанию; соединяют рассудок с воображением и чувствами, «переплавляя» их в любовное отношение к труду; ут Современник Ушинского, великий англичанин Томас Карлейль писал: «.тот, кто хочет честно трудиться, должен глубоко веровать. Кто на каждом шагу ждет одобрения света, кто не может обойтись без сочувствия толпы и собственное убеждение приноравливает к мнению людей, тот жалкий слуга внешности; какую работу ни дайте ему, он всякую плохо исполнит. Всякий такой человек ежедневно содействует общему падению. Всякая работа, исполненная верждают ценностные основы труда, укорененные в христианском мировоззрении.

При этом учебные книги К.Д. Ушинского, как и его теоретические работы, указывают на то, что требованиям душеполезности и богоугодности более всего отвечают те виды трудовой деятельности, которые составляют содержание крестьянского труда. Отдельные исследователи (Н.К. Гончаров, Г.Д. Иванова, Д.О. Лордкипанидзе) усматривают в этом недооценку Ушинским труда в сфере промышленного производства и упрекают его в отсталости. Однако внимательное прочтение работ К.Д. Ушинского показывает, что суть в другом - педагог считал крестьянскую трудовую культуру тем духовным корнем, который веками питал могучее дерево российской жизни и обеспечивал его жизнестойкость и плодовитость.

Именно крестьянский груд, тесно смыкаясь с православной духовностью, способствовал сохранению и воспроизводству среды, семьи, трудовой общины и самого человека. Духовно-нравственное ядро крестьянского труда помогало сохранять важные черты нашего менталитета - умение строить искренние человеческие отношения с другими людьми и средой обитания; умение понимать других, сочувствовать, сострадать и помогать им и одновременно ограничивать, обуздывать себя, свою гордыню; по-людски относиться ко всему живому на земле и к ней самой; неприятие исключительно материальных ориентиров бытия, порывы к вечному и «горнему», благоговение перед великим и святым, сдержанность и скромность, коллективизм, нестяжательство и бескорыстие*.

Кроме того, такой труд более других соразмерен человеку - открыт «умному деланию» и созерцанию, общению с Богом и природой. А его синкретизм таким образом с точки зрения внешнего блеска, только злит людей и порождает новые беды" (37, с. 20). Бескорыстие не в смысле нелюбви к богатству вообще (какой русский не жалуется на свою бедность и не мечтает о материальном благополучии?), а в смысле глубокого внутреннего беспокойства но поводу совместимости богатства и служения богу. обеспечивает включенность в деятельностный процесс физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, социальных и других сил личности труженика и тем самым - разностороннее развитие человека.

Отсюда понятна очевидная для К.Д. Ушинского социальная и педагогическая ценность крестьянской трудовой культуры, посредством которой дети и подростки осваивали накопленный и отшлифованный многими поколениями духовно-нравственный строй жизни, русскую национальную культуру и мен-тальность. Ведь трудовой потенциал каждого народа представляет собой сложное сочетание физических и творческих способностей, знаний, навыков, опыта, и также духовных и нравственных ценностей, культурных установок, обычаев и традиций. И миссию народной школы, педагогики Ушинский видел в бережном сохранении и трансляции духовно-нравственной составляющей трудовой культуры русского народа.

Тем самым Ушинский разъясняет нам, что причины нынешней экономической отсталости не только в слабости капиталистических отношений, в плохом владении рыночными методами управления хозяйством, в старой привычке к феодальному принуждению, но прежде всего - в механическом копировании в российской практике западноевропейских форм организации труда, в насилии над национальным характером отношения к труду, в забвении многовековых трудовых традиций и этических норм, выработанных русским крестьянством. На важность этих факторов указывает, например, опыт Японии, где «экономическое чудо» случилось в результате соединения традиционной крестьянской трудовой культуры (в японском варианте) с новейшими достижениями науки и техники. Но эта возможность нами, увы, безвозвратно упущена.

Да и поздно ориентироваться на экономическое процветание - его пик уже пройден так называемыми развитыми странами. Экономизм как мировоззрение и экономический рост как цель - бесперспективны, так как они с неизбежностью ведут к планетарной экологической катастрофе. В этих условиях единственная сфера спасения и бытия России в мире - внеэкономическая -культура, наука, образование.

Принципиально важно видеть, - пишет Ю.А. Васильчук, - что страны и регионы, отстающие в развитии экономики, далеко не всегда лишь «второгодники», повторяющие и с опозданием присваивающие уже пройденное, уже выработанное для них лидерами процесса. Они могут играть свою, особую роль, внося свой, не менее важный вклад в сокровищницу ценностей человечества, в процесс возвышения человека. Увидеть и понять это великое и святое, создаваемое каждым народом, то есть его историческую миссию - единственный путь к действительному самопознанию человечества. Это не только труднейшая и благороднейшая задача современной науки, но и надежный ориентир для политических решений» (13, с. 6-7).

Материальной и моральной основой эффективного научно-культурно-образовательного производства может стать общественное хозяйство, построенное на идеях «сверхэкономизма» (С.Н. Булгаков). Последний, не отрицая самого хозяйства, выступает против нравственной бесконтрольности экономики и порабощения духа хозяйственно-экономическими проблемами. Такая экономика ориентируется не на стремление к эффективности ради эффективности, к прибыли ради прибыли, к развитию хозяйства ради хозяйства, но на цель, лежащую вне экономики и вне хозяйства как такового (например, спасение биосферы, укрепление человеческой солидарности и взаимопомощи, освоение космоса, развитие фундаментальной науки и др.). Эти принципы не препятствуют развитию рыночных отношений. Напротив, именно на их основе возможно появление «благочестивых» предпринимателей и купцов, пекущихся не только о собственном интересе, но и о благе других, всей России. Именно такие принципы дают возможность избежать социальной ненависти, зависти к преуспевающим, с одной стороны, а с другой - предохранить общество от разрастания социальных язв и умножения обездоленных.

Трудовая педагогика К.Д. Ушинского, пронизанная православной трудовой этикой, в полной мере соответствует идеалу сверхэкономизма и поэтому ждет своего часа*.

Этот час приближают школы, в которых осуществляется творческое постижение духовного своеобразия России и русского человека в контексте мировой цивилизации, восстанавливается чувство национального достоинства, интегрируется прагматическое и нравственно-духовное знание, бережно выращиваются нравственно-эстетические ценности, высокие духовные потребности и душевность воспитанников, их широкий кругозор, коллективизм вместе с деловитостью и умелостью. Воспитательными системами таких образовательных учреждений (Курская православная гимназия, Замостянская средняя школа Суджанского района и Зоринская средняя школа Обоянского района Курской области, а также ряд школ в других регионах) реализуется идея труда, созвучная мыслям К.Д. Ушинского. Здесь труд не сводится к набору технологий и не рассматривается просто как способ добывания средств для комфортного существования, но выступает философией жизни педагогов и детей, ценится как нечто святое и исцеляющее, как высшая форма самосуществования человека.

Надо полагать, что в процессе становления массовой общеобразовательной школы с воспитательной системой, ориентированной на духовно-нравственное развитие учащихся и основанной на позитивных традициях образа жизни и культуры народа, - а они сформированы в значительной степени православием, - практическое значение идей К.Д. Ушинского в области трудового воспитания будет осознано и востребовано в полной мере. Как подмечено Г. Кершенштейнером, «.настоящие истины всегда, словно духи, выходят из своих могил и бродят, и беспокоят сердца людей, пока они, наконец, не находят освобождения и покоя в осуществлении реальной жизни» (38, с. 46).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бороздин, Юрий Афанасьевич, 2001 год

1. Ананьев Б.Г. Ушинский - великий русский психолог // Сов. педагогика. - 1945.-№ 12.-С. 98-111.

2. Ананьев Б.Г. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. - № 2. - С. 3-14.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX века -начала XX века. М.: Педагогика, 1990. - 412 с.

4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1990. - 382 с.

5. Архив К.Д. Ушинского: /Сост. и подг. к печати В.Я. Струминский.-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959-1962. Т. 1-4.

6. Т.1. Материалы редакторской деятельности К.Д. Ушинского в «Журнале Министерства народного просвещения» (1860-1861) и статьи его по вопросам школы и воспитания в Англии и Франции середины XIX в. 480 с.

7. Т.2. Статьи и материалы К.Д. Ушинского периода его редакторской деятельности в «Журнале Министерства народного просвещения» (1860-1861) по вопросам германского воспитания и русской школы середины XIX в.- 464 с.

8. Т.З. Материалы и варианты «Педагогической антропологии».- 536 с.

9. Т.4. Ранние работы первого десятилетия научно-педагогической деятельности К.Д. Ушинского (1846-1856). 720 с.

10. Баранов П.А. Мысли К.Д. Ушинского о значении религии в деле воспитания (Очерк из истории русской педагогики) // Нар. образование. 1897.-Кн. 11, нояб.-С. 15-32.

11. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. - 461 с.

12. Библиографический указатель трудов и литературы о жизни и деятельности К.Д. Ушинского / Сост.: Е.П. Андреева, Г.А. Казанская, H.A. Рут; науч. ред. А.И. Пискунов М.: Гос. науч. б-ка им. К.Д. Ушинского, 1985. -485 с.

13. Блонский П.П. Место К.Д. Ушинского в истории русской педагогики // Педагогический листок. 1915. - Кн. 2. - С. 92-102.

14. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.-412 с.

15. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред.

16. B.З. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1953. - 320 с.

17. Василевская В.Я. Учение Ушинского о воспитании // Куломзина

18. C.С. Наша церковь и наши дети.-М., 1993.-С. 148-187.

19. Васильчук К).А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. - № 1. - С. 5-26.

20. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В.З. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1958. - 632 с.

21. Волкович В.А. Национальный воспитатель Константин Дмитриевич Ушинский. СПб. - М.: Т-во М.О. Вольф, 1913. - 235 с.

22. Ганелин Ш.И. Ушинский и средняя школа // Советская педагогика. -1945.-№ 12.-С. 68-76.

23. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин: Книгоизд-во «Слово», 1923. - 420 с.

24. Гончаров И. Школа отживающая и восходящая // Народное образование. 1993. - № 1. — с. 12-17;-№6. -С. 36-40.

25. Гончаров И.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М: Педагогика, 1974. - 272 с.

26. Гончаров Н.К. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского начало новой эры в педагогике // Советская педагогика. - 1968. - № 1. - С. 9-20.

27. Громыко М.М., Булгаков A.B. О воззрениях русского народа. М.: Паломникъ, 2000. - 542 с.

28. Девин П. Реформа общеобразовательной школы по плану Уши некого//Школа и жизнь. 1916.-№37.-С. 1-8.

29. Девин П. И. Значение Ушинского в истории педагогики // Советская педагогика . 1937. - № 2. - С. 93-96.

30. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. -М.: Изд-во К. Тихомирова, 1898. 481 с.

31. Демков М.И. К.Д. Ушинский, его жизнь и педагогические труды // Демков М.И. История русской педагогики. Ч.Ш. - М., 1909. - С. 360-392.

32. Дыои Д. Школа и общество. М., 1924. - 175 с.

33. Ермилов В.Е. Идеалы воспитания. К.Д. Ушинский. М.: Издания тв-ваИ.Д. Сытина, 1906.-28 с.

34. Зенченко Н.С. Идея трудового воспитания и политехнического обучения в историческом развитии // Учен. зап. Ленингр. пед.ин-та им. А.И. Герцена. 1970. - Т. 377. - С. 268-277.

35. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1993. - 224 с.

36. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский // Педагогика. 2001. - № 6. -С. 67-71.

37. Иванова Г.Д. К.Д. Ушинский о роли и значении труда в воспитании // Известия АПН РСФСР. 1957. - Вып. 89. Из истории русской педагогики. -С. 129-148.

38. Иувеналий, архиепископ Курский и Рыльский. К.Д. Ушинский и православие // Народное образование. 1994. - № 9-10. - С. 112.

39. Калашников А.Г. Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего. М.: Работник просвещения, 1924. - 118 с.

40. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. -376 с.

41. Каптерев П.Ф. Педагогические идеалы и взгляды К.Д. Ушинского // Образование. 1885.-№ 1.-С. 1-27.

42. Каптерев П.Ф. Ушинский об общественных и антропологических основах воспитания // Русская школа. 1895. - № 12. - С. 65-73.

43. Карлейль Т. Этика жизни. Трудиться и не унывать. СПб.: Вестник знания, 1905. - 75 с.

44. Кершенштейнер Т. Понятие о трудовой школе // Новые идеи в педагогике. Сб. № 12. Трудовая школа. СПб., 1913. - 76 с.

45. К.Д. Ушинский и современная школа. Материалы Все-росс. конференции, г. Курск, 21-24 февраля 1994 г. Курск: Изд-во КГПИ, 1994. - Ч. I. - 348 е.; Ч. II. - 390 с.

46. К.Д. Ушинский и современность: Сб. науч. тр. ЛГГ1И им. А.И. Герцена / Ред. В.Н. Лип ник. Л., 1975. - 158 с,

47. К. Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Под общ. ред. Е. Белозерцева. -М.: Роман-газета, 1994. 192 с.

48. Коваль Т.Б. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. - С. 55-69.

49. Корсакова Е. Голос из семьи // Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб., 1 896. - С. 57-66.

50. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. Пер. с нем. М.: Центр вальдорфской педагогики, 1992. - 32 с.

51. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети: Пер: с англ. М.: Мар-тис, 1993. - 190 с.

52. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.).- СПб: Изд-во Фроловой Т.А., 1999. 394 с.

53. Листова Т.А. Традиции трудового воспитания в деревне // Русские. -М., 1997. С. 116-138.

54. Лопатников P.A. Идеи трудового воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского И Из истории развития педагогических идей. Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 1974. - С. 80-96.

55. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1950.- 368 с.

56. Люстрицкий В.Ф. Очерк деятельности К.Д. Ушинского и его взгляд на общественное воспитание.- Казань: Типолитография В.М. Ключникова, 1882.- 43 с.

57. Маккавейский Н. К.Д. Ушинский и его педагогические идеи. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1896.-98 с.

58. Медынский E.H. История русской педагогики. М.: Учпедгиз, 1936.—346 с.

59. Меньшиков В.М. Сначала надо очнуться // Народное образование.-1994.-№ 9.о.~ С. 103-111.

60. Мильчевский О. О «Труде» г. Ушинского, помещенном в Журнале Министерства народного просвещения за июль 1860 г. // Русский педагогический вестник 1860-Т. 4, ноябрь-№ 11- Отд. 10.-С. 250-255.

61. Миротворцев К.Н. К.Д. Ушинский о воспитательном значении труда// Труды Воронеж, гос. ун-та, 1947, т. 14, вып. 2. Материалы по истории русской культуры.-С. 178-184.

62. Модзалевский Л.Н. О народности в воспитании по Ушинскому // Русская школа.- 1895.-№ 12.-С.74-81.

63. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. СПб., 1911.- 360 с.

64. Наторп П. Развитие народа и развитие личности. СПб.: Изд-во газ. «Школа и жизнь», 1912 - 149 с.

65. Непознанный Ушинский. Хрестоматия научно-христианкой педагогики / Сост. и предисл. В.И. Ильченко, К.В. Деревянко Луганск: «Пресса», 1998.-304 с.

66. Никитин И.С. Сочинения.- М.: Художественная литература, 1980642 с.

67. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога.-М.: Школа-Пресс, 1994 192 с.

68. Остроградский А.Н. Предисловие к материалам для тома III «Педагогической антропологии» // К.Д. Ушинский. Материалы для «Педагогической антропологии», том Ш, и материалы для биографии,- СПб., 1908.- С. V IX.

69. Остроградский В.Г1. Константин Дмитриевич Ушинский // Остроградский В.П. и Семенов Д.Д. Русские педагогические деятели М.: Типография г-ва И.Д. Сытина, 1909.-С. 35-68.

70. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ. Москва, 13-16 авг. 2000 г.- М., 2000.88 с.

71. Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. По случаю 25-летия со дня кончины К.Д. Ушинского (21 декабря 1870г. 21 декабря 1895 г.) - СПб.: Общественная польза, 1896.- 120 с.

72. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избр. пед. произв.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- Т.2.- С. 193-379.

73. Пинкевич А.П. Педагогика- Т.2. Трудовая школа- М.: Работник просвещения, 1925 -236 с.

74. Пистрак М.М. Школа и фабрика // На путях к новой школе- 1922, № 2.-С. 48-61.

75. Плеханов A.B. К.Д. Ушинский о роли труда в воспитании // Школа и производство 1966.-№ 1.-С. 9-14.

76. Плеханов A.B. К.Д. Ушинский о воспитании потребности в труде: К 150-летию со дня рождения // Школа и производство 1974.- № 2 - С. 3-8.

77. Познанский Н.Ф. К истории трудового воспитания в дореволюционной России // Учен. зап. Саратов, ун-та им. Н.Г. Чернышевского.- 1925.- Т. 3-Вып. З.-С. 1-12.

78. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей Изд. 6-е,- Спб., 1910371 с.

79. Редкин П.Г. Избранные педагогические сочинения / Сост. и авт. вступит, статьи проф. В.Я. Струминский М.: Учпедгиз, 1958.-314 с.

80. Ривес С.М. Учение К.Д. Ушинского о методах нравственного воспитания // Ученые записки Моск. пед. ин-та им. В.И. Ленина 1946.-т. XXXIII-С. 68-85.

81. Рубинштейн М.М. Жизнь в понимании К.Д. Ушинского // Вестник воспитания-1915.-№ 1- С. 68-89.

82. Рубинштейн М.М. Основы трудовой школы Иркутск, 1920 - 84 с.

83. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах.- 2-е изд.- Иркутск, 1922,- 304 с.

84. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия / Сост. и авт. вступ. статьи С.В. Перевезенцев- М.: Роман-газета, 1994.- 240 с.

85. Русская школа. Создателям русской национальной школы. Вып. 1. -М.: Роман-газета, 1993. 111 с.

86. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников // Великий русский педагог К.Д. Ушинский.-Минск, 1974.-С. 14-16.

87. Седов Л. Ушинский о воспитании // Вестник воспитания. 1901. -№ З.-С. 1-35.

88. Семенов Д.Д. Сочинения и педагогические идеи К.Д. Ушинского // Русская школа. 1895. - № 7-8. - С. 28-47.

89. Синицкий Л.Д. Трудовая школа. Ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом. М.: Госиздат, 1922. - 187 с.

90. Скоморохов Н.Я. Вопросы нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского // Уч. записки Ростов. н/Д. педаг. и учит, ин-та. -1947.Вып. 1. С. 57-71.

91. Смирнов В.З. Вопросы связи школы с жизнью и народности воспитания в прогрессивной русской педагогике XIX в.// Советская педагогика. 1961. ~№ 1.-С. 89-99.

92. Соколовский С.М. К.Д. Ушинский о труде и его роли в развитии и воспитании личности // Сб. науч. тр. Яросл. пед. ин-та им. К.Д. Ушинского, 1972.- Вып. 97. О педагогическом наследии К.Д. Ушинского. С. 95-98.

93. Соколовский С.М. К.Д. Ушинский о труде и его роли в развитии и воспитании личности человека // Вопросы истории педагогики: Сб. науч. трудов НИИ общей педагогики АПН СССР / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М, 1973. -С. 22-28.

94. Соловьев B.C. Экономический вопрос с нравственной точки зрения //Соч. в 2-х тт. Т.1. - М.: Изд-во «Мысль», 1990. - С. 406-440.

95. Сгруминский В.Я. Проблема воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. -М.: Учпедгиз, 1953. С. 7-52.

96. Стуканов Л.А. К.Д. Ушинский о роли труда в формировании личности //Вопросы истории педагогики. Томск: Изд-во Томск, гос. пед. ин-га, 1975. - С. 36-40.

97. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 439 с.

98. Тихомиров Д.И. Значение К.Д. Ушинского для народной школы // Педагогический листок. 1896. -№1. - С. 275-293.

99. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994.96 с.

100. Учебные книги К.Д. Ушинского и современная школа: материалы всеросс. науч.-практ. конф. г. Курск, 19-21 февраля 1997 г. Курск: Изд-во КГПУ, 1997.-262 с.

101. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / Редкол.: A.M. Нголин (гл. ред.), E.H. Медынский, В.Я. Струминский (Вступит, статьи В. Струминско-го и Е. Медынского, сост. и гтрим. В.Я. Струминского). M.-JI.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952.

102. Т. 1. Ранние работы и статьи 1846-1856 гг. 740 с. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. -656 с. Т. 3. педагогические статьи 1862-1870 гг. - 692 с. Т. 4. Детский мир и Хрестоматия. - 680 с.

103. Т. 5. Методические статьи и материалы к «Детскому миру». 592 с. Т. 6. Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. Родное слово, книга для учащихся. - 448 с. Т. 7. Родное слово. Год третий. Руководство к преподаванию по «Родному слову». - 358 с.

104. Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. 776 с. Т. 9. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. - 628 с.

105. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». 668 Т. 11. Материалы биографические и библиографические. - 728 с.

106. Фребель Ф. Воспитание человека // Пед. соч. в 2 т. М., 1913 - Т. 1. -С. 39-359.

107. Френкель И.А. Проблема воспитания и развития в психолого-педагогических исследованиях Ушинского // Сов. педагогика. 1955. - №12. -С. 74-83.

108. Цветков И.М. Воспитание трудолюбия у детей (по Ушинскому) // Ученые записки Ярославского пед. ин-та, 1948. Вып. 13. - С. 103-129.

109. Цветковский ЮЛО. Мысли К.Д. Ушинского о воспитательно-образовательном значении родной природы и родного слова // Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб, 1896. ~ С. 169-182.

110. Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского: Всерос. научно-практ. конференция. Курск, 22-24 февраля 1995 г. / Отв. ред. А.Г. Пашков и др. - Курск: Изд-во ЮПИ, 1995. - 306 с.

111. Чехов H.Ei. Народное образование в России с 60-х гг. XIX века. М.: Польза, 1912.- 180 с.

112. Чехов Н.В. Национальное воспитание по К.Д. Ушинскому //Педагогический листок. 1915. - Кн. 2. - С. 102-113.

113. Янжул E.H. Труд ручной в школах // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. СПб., 1901. - Т. XXXIIIA. - С. 953-955.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.