Трудовое воспитание в русской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Андреева, Людмила Геннадьевна

  • Андреева, Людмила Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Андреева, Людмила Геннадьевна. Трудовое воспитание в русской народной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 2001. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Андреева, Людмила Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В

РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

1.1. Идеал трудового воспитания в русской народной педагогике.

1.2. Задачи (составные части) воспитания добросовестного отношения к труду в русской народной педагогике.

Глава II. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В

РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

2.1. Средства трудового воспитания.

2.2. Методы трудового воспитания.

Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ В ПРОЦЕССЕ

СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трудовое воспитание в русской народной педагогике»

Актуальность исследования. В условиях радикальных экономических, социально-политических и культурных преобразований последнего десятилетия XX века в государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания и социализации подрастающего поколения. Весьма очевиден и тог факт, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, учета психолого-этнических особенностей русского народа, изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания. Трудно не согласиться с Д.СЛихачевым, утверждавшим, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Даже в XXI веке мы должны не забывать о национальных особенностях и должны быть озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний1.

Исследования ученых показывают, что каждая нация накопила исторически обобщенный опыт воспитания, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии, менталитета. Игнорирование закономерностей воспитательной практики народа приводит к извращению национального самосознания. В связи с этим важность этнопедагогических исследований очевидна.

Национальная школа на современном' этапе призвана стать государственным учебным заведением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультуры. Одной из целей национальной русской школы является адекватная самореализация

1 См.: Лихачев Д.С. Попики древнерусской литературы. Л., 1979, с.352-357. подрастающего поколения в семейно-бытовой, профессиональной, добро'творческой и других видах деятельности. Национальная модель воспитания в России не совпадает с государственной. Последняя в значительной мере ориентирована на опыт, традиции, менталитет народов западных стран и США, что совершенно недопустимо. Западная культура, индивидуалистическая по своему содержанию, направленная на духовную обособленность, независимость индивида от мнения, целей и задач большинства, является полной противоположностью русской коллективистской по своей сути. Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма русская народная педагогика признает ведущими идеями следование трудовым традициям, гражданственность, соборность, чувство долга, послушание, свободные, гуманные отношения между людьми. В возрождении современной русской национальной школы необходимо учитывать ведущие идеи народной педагогики. Актуальным для современной педагогики является воспитание терпимости к воззрениям личности, в том числе религиозным верованиям. Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью приобретает особую актуальность в современных условиях. Школа испытывает острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающего поколения готовности и умения активно и сознательно грудиться на благо общества и семьи, противостоять асоциальным влияниям, вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию. Накопленный русской народной педагогикой опыт трудового воспитания и социализации подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущей личности от разрушающего воздействия современных российских средств массовой информации, пропагандирующих стремление к наживе, безнравственность, бездуховность, преступность.

Воспитательный опыт показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных особенностей, этнопсихологических стереотипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания. При этом авторитарность в воспитании, психологическое давление на личность, нежелание менять ошибочно выбранную стратегию в формировании личности приводят к духовному перерождению нации. Попытки механически заменить установившиеся гуманистические ценности другими недуг к проявлению таких низменных качеств человеческой натуры, как алчность, стяжательство, приспособленчество, халатность, бесхозяйственность, насилие, стремление "делать деньги" любыми средствами. Сиюминутная выгода заставляет не думать о том, как будут жить следующие поколения. Это не увеличивает благосостояние общества, не способствует развитию культуры, утверждению духовности.

Основные черты национального воспитания раскрыты еще К.Д.Ушинским, указавшим на необходимость тесной связи воспитания с жизнью народа, его трудом, политическими и культурными потребностями. Прогресс страны, общества педагог связывал с развитием просвещения, культуры, науки, формированием духовности. В решении этих задач, по его глубокому убеждению, призвана принять участие школа, опирающаяся на идею народности в общественном воспитании. Успех воспитания подрастающего поколения он не мыслил без опоры на достижения народной педагогики. Взгляды К.Д.Ушииского на национальное воспитание разделял П.Ф.Каптерев. Он характеризовал народность в воспитании как развитие у подрастающего поколения не только национальных, но и общечеловеческих черт, приобщение к общечеловеческим ценностям. Историк В.О.Ключевский показал, что отличие народных взглядов на воспитание подрастающего поколения от научных состоит в том, что знания, передаваемые народом детям, предназначаются для того, чтобы научить их жить в мире и гармонии с окружающим миром. Эти знания были востребованы молодежью, потому что в их основе был труд.

Являясь целью и средством воспитания, труд, по словам современного этнопсдагога Г.Н.Волкова, выступал венцом всей воспитательной системы, а воспитание в труде - основной проблемой всех народов1. Труд являлся средством достижения гармонии, природно-биологического, социального и духовного баланса в развитии человека, а воспитание в труде - способом естественного, природосообразного воспитания, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.

О возрастающем интересе к русской народной педагогике свидетельствует тот факт, что ей стали уделять внимание в новейшей словарно-справочной и учебной литературе по педагогике. Так, в учебниках и учебном пособии, созданном, В.З.Вульфовым и В.Д.Ивановым2, имеются главы (разделы) о сущности и ведущих идеях народной педагогики. Весомый вклад в развитие национальной русской школы и народной педагогики внес В.Д.Семенов-1.

11ародная педагогика обобщает многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-жономической целесообразности. В этой педагогике ведущей является идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество.

Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками

1 См.: Полков Г.И. Этнопсднгогика. Чебоксары. 1974, с.205.

2 См.: Вульфон Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики, М., 1999. См.: Семенов В.Д. Социальная педагогика. Екатеринбург, 1995. является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания русских мало изучены. Невелико количество публикаций и по общим проблемам русской народной педагогики. В дореволюционный период были изданы исследования А.Духновича, В.И.Водовозова, Д. Булгакове ко го и Г.Пинчука, Н.Л.Покровского, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. В советский период особенности русской народной педагогики изучались недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты, этнические особенности воспитания. Справедливости ради надо отметить, что в 20-е годы народную педагогику исследовал географ и этнограф Г.С.Виноградов. Ом раскрыл ее сущность как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику "совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении").

Вопросы народной педагогики в 80-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: Б.Апашев (Киргизия), В.А.Арутюнян (Армения), В.Д.Афанасьев (Якутия), Г.Н.Волков (Чувашия), А.Ш.Гашимов (Азербайджан), М.Б.Гуртуева, Ю.С.Кимов (Кабардино-Балкария), М.О.Загазежев (Северная Осетия), А.Э.Измайлов (Киргизия), З.К.Меретукова (Карачаево-Черкесия), Ш.А.Мирзоев, З.Якубов, Р.М.Пашева (Дагестан), В.Д.Семенов (Екатеринбург), К.Б.Семенов (Карачаево-Черкесия), Е.Е.Хатаев, Х.Х.Хадиков (Северная Осетия), Я.И.Ханбиков (Татарстан), А.Ф.Хинтибидзе (Грузия), С.М.Шакарян (Пятигорск), И.А.Шоров (Адыгея).

Характеристика воспитания в труде как основы народного воспитания нашла отражение в исследованиях Г.Н.Волкова1. Содержание, средства и методы трудового воспитания частично рассмотрены С.М.Шакарян2. В журналах и вузовских сборниках по проблемам русской народной педагогики публиковались статьи Г.И.Батуриной, В.Г.Григоровой, Т.Ф.Кузиной, Г.Луниной, Е.Л.Христовой. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания в русской народной педагогике.

Проблемы народной педагогики, в том числе трудового воспитания, нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике.

Анализ литературы о трудовом воспитании в русской народной педагогике позволил выявить ее пробелы и недостатки в исследовании рассматриваемой проблемы:

1. Отсутствует полнота состава и достаточная разработанность идеала, цели, содержания, средств и методов трудового воспитания.

2. Не рассмотрены сущность и общие тенденции процесса социализации личности в труде.

3. Имеют место устаревшие методологические подходы в

1 См.: Полков Г.11. Этноиедшогика. Чебоксары, 1974.

2 См.: Шакаряи С М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск, IW8. характеристике литературных памятников как источников народной педагогики вообще, трудового воспитания в частности.

4. Не выявлены возможности творческого использования традиций трудового воспитания русской народной педагогики в современной семье и школе.

Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики трудового воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, I посвященных проблеме трудового воспитания, а также необходимость использования национальных традиций русской народной педагогики в целях повышения эффективности национальной ориентации современного воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: " Трудовое воспитание в русской народной педагогике".

Проблема исследования: выявление содержания, характера и своеобразия трудового воспитания в русской народной педагогике.

Объект исследования: педагогическая культура русского народа, отраженная в его многовековом опыте и раскрытая в произведениях фольклора, обычаях, традициях.

Предмет исследования: ценностные ориентации в процессе трудового воспитания и социализации личности в русской народной педагогике.

Цель исследования: охарактеризовать сущность, содержание и процесс формирования качеств личности труженика в русской народной педагогике.

Задачи исследования:

- раскрыть идеал, цель, задачи и содержание трудового воспитания как проявление педагогической мудрости народа;

- выявить и проанализировать созданные народом основные средства, методы и приемы трудового воспитания;

- рассмотреть важнейшие средства и способы социализации подрастающего поколения в процессе трудовой деятельности;

- показать актуальность традиций народной педагогики в трудовом воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.

Методологические основы исследования:

- аксиологический подход к воспитанию, в том числе признание человека наивысшей ценностью в обществе;

- допустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных и духовно-нравственных ценностей;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

- конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

- связь объективного и субъективного, логического, исторического и современного, раскрытие прогностического значения результатов исследования. Использовались также культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, идей, теорий.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Б.З.Вульфов, П.Ф.Каптерев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, I [.Д.Микандров, З.И.Равкин, Г.К.Селевко, С.А.Смирнов, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, В.Л.Вульфсон,

Г.Н.Волков, Л.Н.Гончаров, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Д.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, В.Д.Семенов, Л.Л.Супрунова, Ф.А.Фрадкин, И.А.Шоров).

При изучении вопросов педагогической психологии автор опирался на труды Ь.Г.Ананьева, В.В.Белоуса, В.В.Давыдова, Н.Д.Левитова, А.И.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова, Л.Д.Столяренко.

Использованы следующие методы исследования: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный методы; теоретический анализ и синтез; наблюдение; изучение документации; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в педагогической науке выявлены и охарактеризованы идеал, цель, задачи, содержание, средства и методы трудового воспитания подрастающего поколения, нашедшие отражение в мифах, былинах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх, учительной литературе Древней Руси и Русского государства. Установлено, что народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имеют гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности русского народа. Охарактеризованы составные части (задачи) формирования добросовестного отношения к труду в народной педагогике: понимание необходимости трудиться и готовность трудиться результативно, добросовестно, с полной отдачей сил; вносить в свой труд смекалку, изобретательность, применять знания и опыт, накопленный многими поколениями; чувство хозяина, бережливость; умение работать в коллективе, сотрудничать, оказывать помощь, вносить посильный вклад в общее дело, развивать идеи соборности как национальной особенности коллективного труда. Выявлена специфика средств и методов непосредственного педагогического действия (игра, труд, досуговая деятельность, искусство, участие в общественной жизни, общение с родителями, взрослыми, традиции и христианская религия, беседа, упражнение и приучение, пример, убеждение, поощрение и наказание). Раскрыты средства и способы социализации личности в труде в условиях семьи и общины (образ жизни, детская воспитательная среда, народные праздники и гуляния, ремесленное учениЧество, трудовые семейные династии, общественное мнение, гостеприимство, свадьба, похороны и др.). Выявлены отличительные особенности процесса интеграции подрастающего поколения в общество у русского народа и некоторых этнических групп России. Показана самобытность педагогической культуры русского народа.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный в народной педагогике педагогический опыт трудового воспитания детей представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих фундамент системы трудового воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель, задачи трудового воспитания, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и социализацию личности в груде в условиях семьи и общины, а также результаты процесса трудового воспитания, характеризующиеся своей гуманно-демократической направленностью.

Практическая значимость исследования. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1998-1999) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ материалов. На втором этапе (2000-2001) осмысливался и обобщался полученный материал, проводилась апробация результатов и оформлялся текст диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Представление народа об идеале трудового воспитания как формировании совершенного человека с высоким уровнем общественного сознания, готового и умеющего трудиться на благо семьи и своего народа, вносящего в свой труд смекалку, инициативу, творчество, ловкость и умение, добросовестно относящегося к своим трудовым обязанностям, создающего ценное и прекрасное своими руками, человека-носителя культурно-этнических ценностей, прогрессивных обычаев, традиций коллективистского труда.

2. Специфика содержания трудового воспитания в русской народной педагогике.

3. Характеристика созданных народной педагогикой основных средств, методов и приемов педагогического воздействия семьи и общины на детей с целью развития у них умения трудиться, трудолюбия, добросовестного отношения к труду в единстве с воспитанием других ценных качеств и свойств личности.

4. Раскрытие сущности выявленных народной педагогикой специфических национальных черт, средств способов социализации личности в труде.

5. Целесообразность использования традиций трудового иоспитания русской народной педагогики в возрождении национальной школы, национальной системы трудового воспитания, в повышении уровня воспитанности русских.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета в 19992001 гг., на конференциях по итогам научной работы в том же университете в 1999, 2000, 2001 гг. Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского педагогического университета, Армавирского государственного педагогического института.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Андреева, Людмила Геннадьевна

Результаты исследования свидетельствуют о том, что процессу социализации способствовала детская воспитательная среда, где через игры, забавы, самостоятельные трудовые объединения мальчики и девочки знакомились с общественными и гражданскими обязанностями, соблюдением национальных обычаев и традиций. Выступая реальным регулятором развивающегося самосознания, детская воспитательная среда формировала коллективизм, сотрудничество, творческое единение детей, ответственность, готовность вносить свой вклад в общее дело.

Педагогической традицией Руси считалось активное участие детей в общественной жизни общины. Выполняя посильные поручения, дети помогали в организации приема гостей, гуляний. Свадьба являлась социальной школой подготовки к созданию семьи. Похоронный обряд укреплял в детях мысль о важности помощи нуждающимся, взаимной выручки, поддержки. В ходе исследования была выявлена роль церкви в трудовом воспитании. Выполнение обязанностей прихожан (соблюдение постов, посещение проповедей, исповедь в грехах, участие в благотворительной деятельности) способствовало выработке терпения, умения соотносить свои желания с требованиями христианской морали, в том числе развитию трудолюбия, бережливости.

Проведенное нами исследование показывает, что педагогическая культура русского народа была высокой, а сложившиеся традиции жизненными. Эмпирически созданная народом система целей, задач, средств и методов педагогического воздействия и социализации личности отражала * логику воспитательной деятельности и свидетельствовала о созидательной роли народа в процессе воспитания, в том числе в формировании коллективистских основ личности труженика, добросовестно относящегося к своим трудовым обязанностям.

В процессе исследования выявлено, что в условиях развивающегося кризиса актуальным становится использование трудовых традиций народной педагогики, опора на духовные и культурные ценности, заложенные в произведениях народного творчества. Неоспоримо важным для современной действительности становится формирование таких нравственных качеств, как чувство долга перед своим народом, соблюдение трудовой чести и достоинства, трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам труда, бережное, хозяйственное отношение к природе.

Знание основ народной мудрости о воспитании личности в труде, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимо родителям и учителям, поскольку они обогащают их педагогическую культуру, а также способствуют правильному пониманию роли семьи, общества в воспитании детей.

Проведенное исследование не претендует на полноту изучения рассматриваемой проблемы. На наш взгляд, для современной педагогики и практики воспитания представляется важным дальнейшее углубленное изучение особенностей воспитания и социализации личности девочек, развития творчества в труде, использование положений народной педагогики в современной школе и семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования показали, что в русской народной педагогике основой формирования нравственно целостной личности выступал труд. Духовные ценности народа, отраженные в устных и письменных памятниках народного творчества и выступающие как коллективная помощь в воспитании подрастающего поколения, свидетельствуют о том, что труд для русских являлся основной формой жизнедеятельности, а трудолюбие - ведущим духовно-нравственным качеством. В ходе своего исторического развития народ выработал представление об идеале воспитания человека труда, выступающем ценностным ориентиром и стимулом нравственного развития личности: «добрый молодец» - труженик, борец за справедливость и счастье народа, I защитник обездоленных, гуманная личность, он трудолюбив, терпелив, свято чтит наказы старших и память предков; «умница-красавица» - умелая хозяйка, мать, воспитательница своих детей, помощница мужа в его трудах праведных.

Исследованы источники трудового воспитания в докапиталистический период: мифы, былины, предания, легенды, сказы, сказки, пословицы и поговорки, песни, игрушки и др. Герои фольклорных произведений выступают носителями высокой нравственности, гуманизма, стремления к воле, трудолюбия, коллективистских начал, направленных на объединение народа для созидательной деятельности. В результате анализа опыта воспитания, раскрытого в этих источниках, выявлены и охарактеризованы следующие составные части (задачи) формирования добросовестного отношения к труду:

- выработать понимание необходимости трудиться и готовность трудиться на благо семьи, общества;

- сознательно поддерживать дисциплину в труде, добросовестно относиться к своим обязанностям.

- использовать смекалку, изобретатеяьйость в работе;

- прилежно относиться к своим обязанностям, быстро и ловко справляться с поставленной трудовой задачей;

- сформировать коллективистские качества личности, умение сотрудничать, оказывать взаимную помощь;

- выработать у подрастающего поколения хозяйственный подход к труду, бережное отношение к рабочему времени, природным ресурсам;

- научить детей доводить начатое дело до конца, последовательно и планомерно решать производственные задачи;

- применять знания, многовековой эмпирический опыт народа в труде;

- добиваться высокого качества труда, гордиться его результатами.

Таким образом, содержание формирования добросовестного отношения к труду в русской народной педагогике раскрывается в духе общечеловеческой морали и выступает как конкретная программа трудового воспитания. Она характеризуется гуманистической, патриотической направленностью, отражает национальные особенности жизнедеятельности русских и свидетельствует о высокой педагогической культуре народа.

Анализ источников устного народного творчества позволил выявить и охарактеризовать сложившиеся в опыте народной педагогики средства и методы педагогического воздействия, формирующие сознательное отношение к труду. Средством педагогического воздействия народ считал игру как одну из форм постепенного вовлечения детей в производственную деятельность семьи, в процессе которой ребенок выступал как самостоятельная личность, активно самовыражающаяся и самоутверждающаяся в мире общественных отношений. Народ осуждал азартные игры, считая их нравственным злом, способствующим развитию алчности, жадности, тунеядства. Особенностью использования этого средства воспитания является приоритет коллективных игр, совместное участие в игре девочек и мальчиков.

Тесная связь трудового воспитания с жизнью проявлялась в том, что народ рассматривал труд как ведущее средство педагогического воздействия. Оценивая труд как источник развития ума, физической силы, эстетического вкуса, народ считал конечным этапом формирования трудолюбия умение молодежи трудиться в полную силу, творчески и сознательно относиться к своим трудовым и гражданским обязанностям, подчинять личные интересы целям и задачам семьи, общества.

Педагогическая мудрость народа проявилась в использовании досуговой деятельности для выработки у детей творческого отношения к труду, передачи секретов мастерства. Совместное с взрослыми проведение свободного от работы времени еще больше сплачивало общину и служило для детей школой социализации.

Народ высоко ценил воспитательную силу изобразительного, декоративно-прикладного искусства, музыки, пения. В произведениях фольклора, художественном творчестве отражался нравственный идеал трудового народа, стремление к созидательной деятельности на благо семьи и общества. Произведения народного творчества создавались коллективно и являли собой связь и преемственность поколений. В сказках, былинах, пословицах, поговорках, песнях, играх, игрушках отразилась многовековая история, воспитательный опыт народа.

Гуманно-демократическая направленность взглядов народа на сущность и процесс трудового воспитания проявилась в активном вовлечении детей в общественно полезный труд, общинную помощь особо нуждающимся. Большим воспитательным потенциалом обладал бескорыстный труд на благо общины, связанный с уборкой урожая, строительством и ремонтом домов, церквей. Народ развивал в растущем человеке потребность заботиться о ближнем.

Для выявления творческой индивидуальности, формирования представлений о трудовой деятельности семьи, в развитии устойчивого интереса к труду, сплочении подрастающего поколения народ использовал педагогическое общение. Родители передавали детям свой трудовой опыт, знакомили иХ с произведениями устного народного творчества, отражавшими взгляды народа на трудолюбие, коллективизм, сотрудничество. Педагогическое общение народ использовал для передачи эмпирических знаний. В народном сознании высоко ценились культура речи, красота слова.

Источником и средством трудового воспитания выступали традиции -элементы духовно-нравственного наследия предков, связанные с трудовым воспитанием подрастающих людей. Трудовые традиции передавались из поколения в поколение и сохранялись в различных социальных группах длительное время. Традиции культивировали добросовестное отношение к труду, бережливость, ответственность за свою землю. Соблюдались обычаи гостеприимства, коллективного труда, соборности. Выработке ответственности за результаты своего труда способствовала церковь.

К числу наиболее распространенных методов трудового воспитания народная педагогика относила беседу и убеждение. Они применялись народом для выработки у детей осознания нравственной обязанности вносить посильный вклад в производительный труд на благо семьи и общества, формирования умения применять в труде знания, следовать трудовым традициям предков. Воздействие словом способствовало раскрытию отрицательного отношения к труду, внушению детям важности этических норм, обязанностей человека. В беседах раскрывались значение понятий: трудолюбие», «честность», «добросовестность», «качество труда», «бережливость» и др. Широко использовались словесные средства эмоционального воздействия на детей: благопожелания, клятвы, проклятия.

Действенным методом трудового воспитания, способствовавшим выработке умений и навыков труда, народ считал приучение и упражнение, каждодневные трудовые поручения, обслуживающий труд способствовали осознанию ребенком важности личного трудового вклада. В ходе активного участия в трудовой жизни семьи у детей вырабатывались умения, навыки и привычки труда. Немаловажная роль в трудовом воспитании отводилась положительному примеру. Использовался отрицательный пример, наглядно и образно показывавший, к чему ведет лень, тунеядство, воровство. Для стимулирования трудолюбия народ применял поощрение. Наивысшей формой похвалы в трудовом воспитании являлось всенародное признание трудолюбия и мастерства. Поощрялись только хорошие, полезные для семьи и общины дела. Для пресечения лени, пренебрежительного отношения к труду использовались наказания, в том числе и телесные. Они формировали страх, подавляли волю, вызывали озлобленность и агрессию. Наиболее эффективным считалось наказание стыдом. Русская народная педагогика не использовала труд в качестве метода наказания

Таким образом, исследование показало, что система средств и методов трудового воспитания отличалась своеобразием, отражавшим особенности бытия этноса. Вместе с тем нами выявлена общность взглядов на средства и методы трудового воспитания у русского и других народов, населявших Россию, в равной доле обладавших богатейшим гуманистическим потенциалом. Это обусловлено сходными условиями окружающей среды, длительным совместным проживанием и постоянным взаимодействием, ориентацией традиций на духовно-нравственные идеалы.

Исследование показало, что одной из важнейших задач трудового воспитания народ считал поэтапную интеграцию подрастающего поколения в трудовую жизнь семьи, общины, коллектива. Народная педагогика широко использовала педагогическое общение, знакомство с произведениями устного народного творчества, систематическое выполнение ребенком трудовых обязанностей в семье, общине, соблюдение норм и правил трудовых отношений, социальных установок церкви и властей.

Средствами социальной адаптации являлись образ жизни семьи и общины, традиции, народные праздники, трудовые династии и др. Видами социальной деятельности в народной педагогике выступали участие детей, подростков в общественно полезной работе, производительный труд на благо семьи и коллектива, общины, артели, выполнение обрядов, имевших общественную значимость, жизнедеятельность в гармонии с природой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Андреева, Людмила Геннадьевна, 2001 год

1. Алмазов Б.Н., Семенов В.Д. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1989. - 148 С.

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса-Мн.: Университетское, 1990. 560 С.

3. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная лит., 1984.- 176 С.

4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Художественная лит., 1957. - 240 С.

5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. - М.: Педагогика, 1985. - 363 С.

6. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. -М.: Сов. Россия, 1986. 366 С.

7. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. - 203 С.

8. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика, 1999, №6, с.19-25.

9. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX века. М., 1988.

10. Борисова Е. Мудрость народной педагогики // Народное образование, 1998, № 9-10, с.74-77.

11. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Авт. вст. статей и ком. В.П.Аникин, Д.С.Лихачев, Т.Н.Михельсон. М.: Дет. лит., 1989. -638 С.

12. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Академия, 1999. - 440 С.

13. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика. 1983. - 144 С.

14. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К.Бабанский и др. Под ред. В.ИЖуравлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 С.

15. Виноградов В. Народная педагогика // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1926, Вып. I.

16. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика, 1989, №7, с.98-103.

17. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд., 1974.380 С.

18. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. - 168 С.

19. Восхождение к гармонии / Сост. Р.М.Карпанова. М.: Молодая гвардия, 1986. - 381 С.

20. Все народы едино суть / Сост. Н. В. Снннцына. М.: Молодая гвардия, 1987, - 684 С.

21. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. -М.: Изд-воУРАО, 1999. 616 С.

22. Голосовкер Я.Д. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 С.

23. Горький М. Собр. Соч. в 30-ти т., Т.24.

24. Гумилев JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994. - 336 С.

25. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. -446 С.

26. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: ОЛМА-Пресс, 1997. -614 С.

27. Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика, 1989, №3, с.33-37.

28. Детская литература. Под ред. Е.Е.Зубаревой. М.: Просвещение, 1989. -399 С.

29. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. М.: Современник, 1980. -444 С.

30. Домострой. М.: Сов. Россия, 1990. - 304 С.

31. Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.М. Прокофьев. -М.: Просвещение, 1988. 478 С.

32. Древнерусская литература. М.: Аст. Олимп, 1997. - 605 С.

33. Древнерусские предания (XI-XVI вв.) / Сост. В.В.Кусков. М.: Сов. Россия, 1982. - 368 С.

34. Жили-были: произведения русского устного народного творчества для детей / Сост. В.Калугин. М.: Молодая гвардия, 1988. - 367 С.

35. Забылин М. Русский народ, его обряды, предания, суеверия и поэзия. -М., 1880. -607 С.

36. Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов средней Азии и Казахстана. М.; Педагогика, 1991. - 256 С.

37. Измайлова А.Б. Феномен «запуки» в традиционной русской педагогике//Педагогика, 1997, №6, с. 98-102.

38. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. Саратов: Надежда, 1993.-320 С.

39. Карамзин Н.М. Предания веков / Сост. Г.П.Макогоненко. М: Правда, 1989. - 768 С.

40. Ключевский В.О. Курс русской истории. 4.1. Москва-Петроград, 1923. - 464 С.

41. Ключевский В.О. Очерки н речи. Второй сборник статей. М., 1913.- 156 С.

42. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-пресс, 1998. - 304 С.

43. Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре. Л.: Наука, 1948.124 С.

44. Колпакова Н.П. Песни и люди. Л.: Наука, 1977. - 135 С.

45. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. -Казаны Изд-во Казан, ун-та, 1991. 186 С.

46. Корнетов Г.Б. Цнвнлнзацнонный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. -М., 1994. -265 С.

47. Котенька-коток. Русские народные детские песенки. М.: Дом, 1994.-224 С.

48. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997.- 144 С.

49. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. - 328 С.

50. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. 165 С.

51. Краткий словарь по философии. Под ред. И.В.Блауберга. М.: Политиздат, 1982. - 431 С.

52. Краткий философский словарь. Под ред. А.П.Алексеева. М.: Проспект, 1998. - 400 С.

53. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на- Дону: Феникс, 2000. - 448 С.

54. Легенды. Предания. Бывалыдины / Сост. Н.А.Криничная. М.: Современник, 1989. - 287 С.

55. Ляховская Л.П. Секреты домашнего кондитера. М.: Дом, 1993. -215 С.

56. Лунина Г. Народные традиции жизнерадостности // Народное образование, 1998, №9-10, с.77-79.

57. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России IX нач. XX века. - М.: Форум, 1998. - 584 С.

58. Макаев В. Аксиологический аспект движения к гуманной педагогике // Учитель, 1994, №15-16, с.З.

59. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования Н Технология развития педагогического творчества. -Ставрополь: Ставропольская лаборатория по проблемам НОПТ, 1994, с.74-82.

60. Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 С.

61. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество. Детство / Сост. В.П.Аникин. М.: Худож. лиг., 1991. - 589 С.

62. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорю! / Сост. А.А.Разумов. М., 1958. 350 С.

63. Мудрое слово древней Руси (XI XII вв.). М., 1989.

64. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.-240С.

65. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М.: Высш. шк., 1983. - 303 С.

66. Макарцева Н.Н. Дух ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика, 1998, №1, с.81-86.

67. Медведева М. Не реликт, а средство воспитания (фольклор как часть педагогики народного воспитания) // Нар. образ., 1995, Ш5, с. 115-118.

68. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований//Педагогика, 1995, №5, с.44-49.

69. Народные русские легенды А.Н.Афанасьева. Новосибирск: Наука, 1990. - 270 С.

70. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. Л.: Лениздат, 1983. -446 С.

71. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. Педагогика, 1990, №9, с.41-47.

72. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика, 1989, №7, с. 106-111.

73. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Под ред. Э.Д.Днепрова. М.: Педагогика, 1989. - 479 С.

74. Очерки истории культуры славян. М.: Просвещение, 1996. - 463 С.

75. Очерки русской культуры XVI в. 4.1. Материальная культура. Под ред. А.В.Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 384 С.

76. Очерки русской культуры XVI века. 4.2. Духовная культура. Под ред. А.В.Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 445 С.

77. Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1. Материальна культура. Под ред. А.В.Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 445 С.

78. Очерки русской культуры XVII века. 4.2. Духовная культура. Под ред. А.В.Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 344 С.

79. Панкеев И. А. Тайны русских суеверий. М.: Яуза, 1998. - 199 С.

80. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996. - 603 С.

81. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 С.

82. Педагогическая антропология: Учебное пособие. Авт. и составитель В.М.Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 С.

83. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977. -100 С.

84. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993. - 93 С.

85. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Просвещение, 1985. - 190 С.

86. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.1. М., 1993, Т.2. - М., 1999.

87. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Вавилова М.А., Василенко В.А., Игнатов В.И. М.: Высшая школа, 1987. -511 С.

88. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Н.И.Кравцова. М: Просвещение, 1971. - 447 С.

89. Русское устное народное поэтическое творчество. Под ред. Н.И.Кравцова, С.Г.Лазутина. М.: Высшая шк., 1983. - 448 С.

90. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. - 335 С.

91. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Ю.Г.Круглов. Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1987. - 655 С.

92. Русский фольклор / Сост. В.Аникина. М.: Худож. лит., 1985. -367 С.

93. Семенов В.Д. Социальная педагогика. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1995. - 265 С.

94. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика на примере адыгского» балкарского, карачаевского народов. -Майкоп: АГУ, 2000. - 307 С.

95. Ситаев В.А., Маранов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб, пособие. Под ред. В.А.Сластенина. М.: Просвещение, 2000. - 216 С.

96. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебн. Пособие для студентов пед. уч. завед. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 С.

97. Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли. Под ред. В.В.Макаева. Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 1998. - 94 С.

98. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В.Лехина. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954. - 853 С.

99. Слуховский МИ. Из истории книжной культуры России. М.: Просвещение, 1964. -241 С.

100. Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России / Сост. и авт. вступ. ст. С.С.Дмитриева. М.: Правда, 1989. - 768 С.

101. Стельмахович М.И. Семейная этнопедагогика заслон бездуховности // Советская педагогика, 1989, №7, с. 116-119.

102. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). М: Педагогика, 1990. - 268 С.

103. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. -М: Сфера, 1995. 160 С.

104. Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность.-М.: РАО, 1995. 137 С.

105. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о воспитании коллективизма // Страницы истории педагогики (Выпуск 10-й). Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 1998, с.97-99.

106. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. ■ Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. 152 С.

107. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Ассоциац. «Народная педагогика», 1993. - 131С.

108. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Советская педагогика, 1989, №7, с. 103-106.

109. Энциклопедия русских праздников / Сост. В.Воскобойников, Н.Голь. СПб.: Респекс, 1997. - 444 С.1U. Энциклопедия народной мудрости / Сост. В.Воскобойников. СПб.: Респекс, 1997. 420 С.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.