Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Тихомандрицкая, Ольга Алексеевна

  • Тихомандрицкая, Ольга Алексеевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 22
Тихомандрицкая, Ольга Алексеевна. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Москва. 2000. 22 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Тихомандрицкая, Ольга Алексеевна

Актуальность темы. Важность исследования процесса социализации обусловлена теми глобальными переменами, которые произошли за последние десятилетия в нашей стране. Они затронули различные стороны жизни общества, в том числе привели к изменению ценностно-нормативной структуры общества. В связи с этим встает ряд вопросов, непосредственно связанных с процессом социализации: как изменились за последнее время приоритеты ценностей, предлагаемых обществом индивиду, каковы особенности личностных систем ценностей, насколько они отличаются от воспринимаемой субъектами системы социальных ценностей. Все эти вопросы являются актуальными не только для социальных психологов, но и для социологов, социальных работников, педагогов.

При этом особый интерес вызывает юношеский этап социализации, поскольку именно старшеклассники оказываются наиболее "чувствительными" к происходящим социальным переменам (Е.П.Авдуевская, 1993, В.С.Собкин, П.С.Писарский, 1993). Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием, значимых новообразований. Научные данные дают основания констатировать, что специфика социальной ситуации развития человека в юношеском возрасте характеризуется интенсивным формированием ценностных ориентации как фундаментального психологического новообразования, детерминирующего образование и развитие наиболее значимых личностных структур (Л.И.Божович, 1979, Л.С.Выготский, 1984, М.Р.Гинзбург, 1994, И.В.Дубровина, Б.С.Круглов, 1983, В.Д. Ермоленко, 1984, И.С. Кон, 1989 , Х.Ремшмидт, 1994, А.С.Шаров, 1986 и др.).

В 'этот момент "сходится" развитие двух сфер жизнедеятельности человека -.чонально-мотивационной и когнитивной, и основанием для этого выступают • сти как смысловые образующие. Этому этапу социализации принадлежит , ;.зное осмысление действительности и построение образа мира.

Значимым моментом становления личности в юношеском возрасте является осознание подростком самого себя, формирование самоотношения в рамках Я-концепции (Р.Бернс, 1986, Й.С.Кон, 1989, А.М.Прихожан, Н.ИГуткина, 1987,

Д.И.Фельдпггейн, 1996 и др.). Самоотношение как индикатор смысла собственного "Я" для индивида (В.В.Столин, 1983, С.Р.Пантелеев, 1991) активно задействовано во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения старшеклассника к миру - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом, в прогнозировании своей социальной эффективности, планировании будущего и самореализации.

В представленном исследовании изучались факторы становления личностной системы ценностей на юношеском этапе социализации. Предполагается, что результат процесса социализации определяется как "внешними", так и "внутренними" факторами. "Внешние факторы" социализации прежде всего проявляются в требованиях, предъявляемых к личности со стороны общества и тех социальных групп, в рамках которых происходит усвоение социального опыта индивидом. Эти требования могут заключаться, в частности, в следовании нормам и ценностям, принятым в социуме. При этом, восприятие социальных ценностей, значимость их для субъекта будут определять формирование ценностной системы личности. "Внутренними" факторами социализации выступают различные индивидуальные особенности и личностные образования, связанные с формированием ценностной системы человека. К таким личностным образованиям, влияющим на ход социализации, может быть отнесена Я-концепция. Этот факт подчеркивается во многих работах, посвященных изучению ценностно-нормативной социализации (Е.П.Авдуевская, С.А. Баклушинский, 1995, И.С. Кон, 1980, A.M. Прихожан, 1978). В качестве "внутреннего" фактора в представленной работе рассматривается эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции - самоотношение личности.

В исследовании предпринимается попытка изучения взаимосвязи личностных ценностей старшеклассников, во-первых, с их представлениями о "внешних" факторах социализации - социальных ценностях ( идеальные ценности общества и групповые ценности) и, во-вторых, с "внутренним" фактором - самоотношением старшеклассников.

При этом, в работе под ценностями понимаются представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Ценности выступают критериями выбора и оценки человеком своих действий, а также оценки других людей и событий. Таким образом, ценности выступают как критерии и ориентиры, по которым человек строит свое отношение к миру. Основным содержанием ценности является тип цели, которую она выражает. В зависимости от цели ценности составляют 10 универсальных "мотивационных типов", определяющих направленность конкретных действий индивида и более широко всю его жизнедеятельность. Такое понимание ценностей исходит из теории универсального содержания и структуры ценностей Ш.Шварца и У.Бияски, послужившей одним из теоретических оснований работы (S.H.Schwartz, W. Biisky 1987, S.H. Schwartz, W. Bilsky 1990, S.H.Schwartz 1992).

В качестве групповых ценностей рассматриваются ценности школьного класса, как основной формальной группы для старшеклассников. Выбор ценностей школьного класса обусловлен тем, что сама эта группа находится на "пересечении" двух важных для юношеского возраста институтов социализации - школы и группы сверстников. Кроме того, был изучен еще один ценностный фактор - представления об идеальных ценностях, "эталонах должного" (А.В.Мудрик, 1997). В этих ценностных представлениях отражается то, к чему должен быть устремлен человек в соответствии с идеальными требованиями общества.

В качестве "внутреннего" фактора, связанного со становлением личностной системы ценностей, в диссертационном исследовании изучается самоотношение, представленное как эмоционально-оценочный компонент it-концепции подростков. Самоотношение может быть рассмотрено как индикатор смысла собственного "Я" для индивида (В.В.Столин 1983, С.Р.Пантилеев 1991). Иными словами, самоотношение выступает как эмоционально-ценностное отношение субъекта к себе, за которым стоит смысл "Я". В работе изучается глобальное самоотношение и основные его составляющие - самоуважение и аутосимпатия. Самоуважение выступает в целом как оценочный компонент, связанный с "социальной желательностью "Я". Аутосимпатия представляет собой эмоциональное отношение субъекта к своему "Я", переживание самоценности, самопринятия, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Эти компоненты интегрируются в общее чувство положительного или негативного отношения к себе - глобальное самоотношение.

Целью исследования стало изучение взаимосвязи ценностных представлений и самоотношения на этапе ранней юношеской социализации.

В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучение личностных, групповых и идеальных ценностных представлений старшеклассников.

2. Сравнение значимости различных видов ценностей и ценностных мотивационных блоков в представлениях старшеклассников.

3. Изучение самоотношения и выявление взаимосвязи самоотношения и ценностных представлений.

4. Изучение особенностей личностных ценностных представлений у старшеклассников с разным уровнем самоотношения.

5. В качестве дополнительной была поставлена задача частичной адаптации и проверки методики Ш.Шварца на российской выборке старшеклассников.

Теоретической и методической основой работы послужили: подход к изучению процессов социального познания, разрабатываемый на кафедре социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством Г.М.Андреевой; теория универсального содержания и структуры ценностей Ш.Шварца и У.Билски; концепции самоотношения личности (Р.Берне, В.В.Столин, С.Р.Пантилеев). В исследовании использовались методика изучения ценностных представлений Ш.Шварца и опросник самоотношения В.В.Столина, С.Р.Пантилеева.

Предметом исследования явились различные виды ценностных представлений (представления о личностных ценностях, ценностях школьного класса и идеальных ценностях общества), а также самоотношение, как эмоционально-оценочный компонент Я-концепции старшеклассников.

Объектом исследования выступили ученики десятых и одиннадцатых классов московских школ, в возрасте от 15 до 17 лет. Всего в исследовании приняло участие 200 человек.

В работе были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Существуют взаимосвязи между личностной, групповой и идеальной иерархиями ценностных представлений старшеклассников.

2. В ранней юности преобладает высокий уровень глобального самоотношения, при этом самоуважение старшеклассников будет более значимым компонентом, чем их аутосимпатия.

3. Существует взаимосвязь между самоотношением и ценностными представлениями старшеклассников, причем самоотношение связано прежде всего с ценностями, ориентирующими на достижение социального статуса и престижа.

4. Старшеклассники с высоким и низким уровнем самоотношения по-разному оценивают для себя значимость ценностей.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования.

1) Впервые рассматривается взаимосвязь личностных ценностей старшеклассников с их представлениями о "внешних" (идеальные ценности общества и ценности школьного класса) и "внутренним" (самоотношение) факторами социализации.

2) Новым является также установленная в исследованиии взаимосвязь двух смысловых структур личности - самоотношения, как выразителя смысла "Я" для субъекта, и ценностей, как выразителей смысла социального мира.

3) Получены новые эмпирические результаты, описывающие представления старших школьников о социальных и личностных ценностях и их взаимосвязях в условиях радикальных социальных изменений, происходящих в нашем обществе. Тем самым выявлены основные цели, служащие руководящими принципами жизни современных старшеклассников.

4) Адаптирована методика Ш.Шварца для изучения ценностных представлений, что позволило получить новые данные о распределении ценностей в универсальные мотнвационные блоки, характеризующие смысловое содержание ценностей у российских старшеклассников.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в работе, могут быть положены в основу прогнозирования социального поведения современных старшеклассников, выявления их ориентаций на будущее. Все это является основанием для психологического обеспечения деятельности учреждений на разных уровнях системы образования. В частности, на основе полученных данных могут быть сформулированы конкретные рекомендации, направленные на совершенствование психологической работы со старшеклассниками в рамках школьной психологической службы. Полученные в работе результаты могут быть также использованы в лекционных и семинарских занятиях по психологии, при подготовке психологов, ориентированных на консультативную работу со старшеклассниками. Отдельно следует отметить возможность использования адаптированного варианта методики изучения ценностей Ш.Шварца в практической работе психологов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В представлении подростков существует обобщенный образ системы ценностей, некоторый образец (стандарт) восприятия их иерархии, вне зависимости от того, будут это личностные, групповые или идеальные ценности. Наиболее значимыми при этом для старших школьников являются идеальные ценности (социальные "эталоны должного"), тогда как представления о ценностях школьного класса имеют для них меньшее значение.

2. В юношеском возрасте преобладает высокий уровень глобального самоотношения, то есть общее чувство "за свое Я" преобладает по сравнению с чувством "против своего Я". При этом высокий уровень отношения к себе на основе социально-нормативных 1фитериев (самоуважение) представлен среди старшеклассников более широко, чем высокий уровень эмоционального принятия своего Я (аутосимпатия).

4. Существует взаимосвязь между самоотношением и содержанием ценностных представлений старшеклассников, это самоотношение связано прежде всего с ценностями, ориентирующими на социальные достижения. Уровень глобального самоотношения и его составляющих - самоуважения и аутосимпатии, связан со значимостью для старшеклассников определенных ценностей.

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными научно-методологическими принципами, применением апробированного инструментария, достаточно большим объемом выборки, соблюдением правил проведения опросов, использованием аппарата математической обработки данных.

Апробация работы проведена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Материалы диссертационного исследования были представлены на II Всероссийской научной конференции по психологии (Ростов-на-Дону, 1997), на научном семинаре в Хельсинкском университете (1998). Материалы диссертации были использованы в совместном российско-финском исследовании в рамках Договора о сотрудничестве между Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова и Хельсинкским университетом (1998), при чтении спецкурса "Социальная установка" для студентов кафедры социальной психологии МГУ, в ряде курсовых и дипломных работ, выполненных под руководством автора.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения с выводами, списка литературы, включающего 211 наименований, из них 67 на английском языке, и 13 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 143 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации»

В первой главе "Основные факторы социализации в юношеском возрасте" рассматриваются особенности юношеского этапа социализации, ценности и самоотношение как факторы и как результаты процесса социализации.

В первом параграфе дается общая характеристика юношеского периода социализации. Представлены подходы к изучению социализации в юности, упоминается проблема активности субъекта социализации, рассматриваются особенности функционирования основных институтов социализации в юношеском возрасте - семьи, школы и группы сверстников. Обосновывается значимость ценностей для формирования самоопределения, Я-концепции, мировоззрения подростков, одновременно подчеркивается и тот факт, что сами новообразования активно включаются в процесс социализации, в формирование личностной системы ценностей старшеклассников.

Во втором параграфе дается интерпретация понятий и освещаются основные подходы к изучению ценностей. В этой части работы обсуждается содержание категорий "ценность", "ценностная ориентация", "ценностность", "ценностное представление", "ценностное сознание", "ценностное переживание" и "ценностное отношение". Рассматривается соотношение социальных и личностных ценностей, их роль в процессе социализации, организация ценностей и других ценностных образований в определенные системы - иерархии.

В подходах к изучению ценностей выделяется социологический, представленный в двух вариантах: структурно-функциональный подход и натуралистический психологизм.

В структурно-функциональном подходе (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Ф.Знанецкий, А.Маршалл, В.Парето, В.Томас, и др.) ценности выступают как продукты культуры, а человек следует им, исходя из того "набора" ценностей, которые имеются в обществе. Природа ценностей обусловлена в основном природой общества. Другим социологическим вариантом решения проблемы ценностей, является натуралистический психологизм (Дж.Дьюи, И.Льюис, Р.Перри, Г.Спенсер и др.), где мир ценностей рассматривается с позиции индивида и предстает как функция его биологической природы, реализация прежде всего витальных потребностей.

Своеобразный вариант биологизаторского истолкования проблемы представлен в психологическом подходе фрейдизма и неофрейдизма (А.Адлер, Г.Салливан, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни). В этих теориях понятие "ценность" очень близко понятию "потребность", а природа ценностей в большой степени связана с потребносгной сферой личности, в свою очередь не исключающей влияния на нее общества.

Другой подход к изучению природы ценностей в психологии можно сформулировать, как некое активное взаимодействие личности и общества, личности и мира, как выработанное личностью отношение к миру и всему тому, что его составляет. Такой подход к рассмотрению ценностей предполагает более глубокую трактовку природы ценностей, чем только обусловленную потребностной сферой личности или условиями существования общества. В этом случае ценность выражается как смысл существования человека (А.ГАсмолов, Б.С.Братусь, фДВасилюк, Д.А.Леонтьев, В.В.Столин, Г.Олпорт, В.Франкл и др.).

В параграфе также подробно рассмотрена теория универсального содержания и структуры ценностей Ш.Шварца и У.Билски, где ценности выступают как представления людей о целях, служащих руководящими принципами их жизни (S.H.Schwartz, W.Bilsky, 1987, S.H.Schwaxtz, W.Bilsky, 1990, S.H.Schwartz,1992). Эта теория включает в себя и синтезирует основные идеи рассмотренных ранее подходов. Кроме того, утверждается существование универсальных ценностных типов (мотивационных блоков). Для доказательства этого предположения по проекту Ш.Шварца были предприняты исследования более, чем в 20 странах мира (в том числе и в России), была разработана опросная методика, включающая в себя 58 ценностей и девятибалльные шкалы для оценки значимости этих ценностей. В диссертационной работе проводится анализ основных достоинств и некоторых недостатков этой методики.

В третьем параграфе рассматривается самоотношение как компонент

Я-концепции личности. Прежде всего дается общий обзор основных подходов к пониманию Я-концепции в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделяется описанию структуры Я-концепции, рассматриваются уровневые (иерархические) структуры "Я" (Р.Бернс,1986, И.С.Кон,1978, И.И.Чеснокова,1977, В.В.Столин, 1983). Я-концепция в большинстве работ определяется как состоящая из когнитивных компонентов (представлений индивида о себе или образов Я) и эмоциональных компонентов, оценок Я, влияющих на третий компонент - поведение человека. Это дает возможность рассматривать Я-концепцию как трех-компонентный аттиттод или как систему установок на себя (Р.Берне,1986, Ф.Райс, 2000, А.А.Реан, ЯЛ.Коломинский, 1999, и др.). В качестве эмоционального компонента Я-концепции выступает самооценка или самоотношение личности.

Отмечается, что на сегодняшний момент не существует сколько-нибудь четкого и однозначного понимания самооценки и самоотношения ни в отечественной, ни в зарубежной психологии. В работе рассматривается соотношение понятий самооценка" и "самоотношение". В целом все подходы к самоотношению представлены двумя полюсами: первый - самоотношение есть производная от частных самооценок личности и второй - самоотношение есть независимое образование, отличное от самооценки. Отдельной проблемой представляется соотношение эмоционального и ценностного (оценочного) компонентов в самоотнощении личности. Большинство исследователей признают в самоотношении и оценочный и эмоциональный компонент (С.Р.Пантилеев, 1991, Е.Т.Соколова, 1989, В.В.Столин, 1983, И.И.Чеснокова, 1977, M.Rosenberg, 1979). Многие авторы подчеркивают стремление каждого индивида поддерживать позитивное самоотношение и соответственно направлять самооценочные процессы для достижения этого результата (J.Raynor, D.McFarlin, 1986; S.Taylor, J.Brown, 1988; L.Kahle, R.Kukla, D.Klingel 1980, A.Tesser, 1988). Особой проблемой, традиционно представленной в социальной психологии, является рассмотрение влияния самоотношения человека на межличностные отношения. Тесно связан с этой проблемой вопрос о генезисе позитивного самоотношения личности.

Обобщая взгляды разных авторов, утверждается, что самоотношение может быть рассмотрено как установка на себя или ее эмоционально-оценочный компонент и как некое чувство в адрес своего "Я", непосредственно данное субъекту. Кроме того самоотношение может быть рассмотрено как выражение смысла "Я" для субъекта, являясь, таким образом, одним из смысловых образований личности. Последний подход характерен для отечественных исследований самоотношения (В.В.Столин 1983, 1985, С.Р.Пантилеев, 1991). Смысл "Я" представлен субъекту не просто в виде некоторого общего чувства одобрения или неодобрения, а обладает внутренней структурой, в которой выделяются следующие измерения: аутосимпатия, самоуважение, самоинтерес и "ожидаемое отношение к самому себе" (В.В.Столин 1983, 1985). Эти измерения интегрируются в общее чувство положительного или негативного отношения к себе - глобальное самоотношение. Позднее была разработана более детальная схема строения самоотношения: с помощью факторного анализа были выделены три основные модальности: самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение. Каждая из модальностей в свою очередь содержит определенные аспекты: саморуководсгво, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность "Я" (самоуважение); самопривязанность, самоценность, самопринятие (аутосимпатия); внутренняя конфликтность и самообвинение (самоуничижение) (Пантилеев, 1991). В диссертационной работе отмечается, что проблема эмоционально-ценностного отношения к себе или самоотношения, является достаточно многоплановой. При этом, ее изучение может быть сконцентрировано непосредственно на самоотношении как внутриличностном образовании (его природе, особенностях структуры, механизмах взаимосвязи его компонентов и т.д.), так и в более широком контексте - на взаимосвязи личности и социума. В первом случае такой ракурс рассмотрения проблемы самоотношения удовлетворяет общепсихологическим знаниям, во втором - в большей степени интересен социальной психологии личности. В частности, самоотношение может быть рассмотрено в связи с процессом социализации, с особенностями социальной идентичности, ролевой позицией, положением индивида в группе, особенностями групповых норм и т.д.

В работе уделяется особое место проблеме формирования самоотношения, в связи с этим, подчеркивается значимость юношеского возраста для формирования целостного самоотношения личности. "Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. "оперативная самооценка" начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности" (Прихожан, Гуткина, 1987, с.79).

Таким образом, в работах, направленных на изучение самосознания, формирование образа Я и в целом Я-концепции человека, особое внимание уделяется влиянию ценностных структур, усвоению ценностей индивидом в процессе его социализации. С другой стороны, во многих работах, связанных с изучением социализации, становлением ценностной структуры личности, подчеркивается значимость для этих процессов сферы самосознания человека, в частности, его Я-концепции. Эта взаимосвязь ценностной структуры личности и одного из компонентов Я-концепции - самоотношения, их особенностей на юношеском этапе социализации, становится предметом рассмотрения нашей работы. и

Во второй главе "Эмпирическое изучение ценностей и самоотношения в юношеском возрасте" представлена общая структура и организация диссертационного исследования, описан методический инструментарий, представлены данные, полученные в ходе исследования, проведены анализ и обсуждение полученных результатов.

В первом параграфе обосновывается программа исследования: формулируются проблема, цель и задачи; определяются объект, предмет, гипотезы исследования, описываются процедура исследования и используемые в работе методики. Дня изучения представлений о личностных ценностях, ценностях школьного класса и идеальных ценностях (эталонах должного) использовалась методика Ш.Шварца с различными инструкциями. Для изучения самоотношения применялся опросник самоотношения В.В.Столина, С.Р.Пантилеева. Для обработки полученных в исследовании данных использовался пакет статистических программ SPSS: применялся факторный, корреляционный и дисперсионный анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Второй параграф содержит описание, анализ и итоговое обсуждение полученных результатов. Вначале были изучены иерархии личностных, групповых и идеальных ценностей старшеклассников, проведено их сопоставление, выявлены основные цели, на которые в большей степени ориентируются старшие школьники.

Исследование показало, что для современных старшеклассников наиболее значимыми являются "общечеловеческие" ценности (свобода, здоровье, любовь, дружба, мир на Земле), а также ценности, связанные с достижением благополучия и осмысленностью собственного существования (насыщенность жизни, успех, профессионализм, целеустремленность и др.). В то же время наименее значимыми оказались духовные ценности, ценности конформности и традиций (духовность, благочестие, религиозность, послушание, умеренность, смирение, традиции и др.), а также ценности "власти" (власть, социальная власть). В целом наиболее значимыми для современного подростка являются ценности изменения, преобразования и индивидуалистические ценности (направленные на достижение личных интересов). Менее значимыми явились, соответственно, ценности "сохранения" (направленные на стабильность и неизменность личности и общества) и ценности, выражающие интересы группы, общества (коллективистические ценности). Тем самым в иерархии ценностей старшеклассников отразились как собственно возрастные задачи и новообразования ранней юности (самоопределение, становление мировоззрения), так и особенности современного общества (отсутствие стабильности, направленность на изменения, ориентация на индивидуализм).

Эти моменты проявились также и при изучении мотивационных ценностных блоков, объединяющих разные ценности, связанные единой мотивационной целью.

Наиболее значимыми для современных старшеклассников оказались такие мотивационные блоки личностных ценностей как: "достижение", "саморегуляция", "благосклонность" и "самоориентация". Наименее значимыми -"власть", "конформность" и "традиции". Значимость мотивационных блоков показывает приоритетность жизненных ориентиров старшеклассников. Следовательно, основными целями на юношеском этапе социализации являются: "достижение личного успеха посредством проявления компетентности и профессионализма" (мотивационный блок достижение); "достижение независимости и автономности" (саморегуляция); "поддержание позитивных отношений с близкими людьми и повышение их благополучия" (благосклонность); "стремление добиться самопонимания и самопризнания" (самоориентация).

Кроме личностных ценностных представлений подростков в исследовании изучались и их представления о социальных ценностях: групповых (представления о ценностях школьного класса) и идеальных (представления об идеальных ценностях общества).

При изучении групповых ценностей (ценностей школьного класса) наиболее значимыми мотивационными блоками оказались: "достижение", "стимулирование", "гедонизм", "саморегуляция", "самоориентация". Менее значимые мотивационные блоки групповых ценностей - "конформность" и "традиции".

Для идеальных ценностей общества ( эталонов должного) наиболее значимыми мотивационными блоками у старшеклассников являются: "достижение", "самоориентация" (универсализм), "благосклонность" и "стимулирование". Менее значимые - "власть", "традиции" и "гедонизм".

Таким образом, вне зависимости от типа ценностных представлений наиболее значимым для старших школьников является мотивационный блок "достижение", включающий ценности, которые ориентируют их на "достижение личного успеха путем проявления профессионализма и компетентности и получение тем самым социального одобрения". Менее значимыми ценностными мотивационными блоками являются: "конформность", "власть", "традиции". Таким образом, наименее значимыми для подростков выступают ценности, ориентирующие их на " самоограничение" (конформность), на "достижение власти и господства над людьми в обществе" (власть) и на "уважение и поддержание обычаев, традиционных идей" (традиции).

Помимо этого были выявлены значимые различия в оценках, даваемых подростками личностным, групповым и идеальным ценностям. Большинство идеальных ценностей (эталонов должного) оцениваются старшеклассниками выше, чем те же самые ценности для группы (школьного класса) и для себя лично. Т.е. значимость идеальных ценностей общества в представлении подростков выше, чем групповых и даже личностных. В то же время групповые ценности (нормы школьного класса) оцениваются старшеклассниками ниже, чем личностные, следовательно, для социализации современных старшеклассников школьный класс перестает играть значимую роль.

В исследовании также сопоставлялись иерархии личностных, групповых и идеальных ценностей старшеклассников. Было выявлено, что в целом система личностных ценностей (иерархия личностных ценностей) совпадает с иерархией групповых и идеальных ценностей. Наибольшее сходство установлено между иерархией личностных и идеальных ценностей. По-видимому, социум "задает" упорядоченность ценностных приоритетов через "эталоны должного", которые отражаются в субъективной реальности старшеклассника. В представлении старших школьников существует обобщенный образ системы ценностей, некоторый образец, стандарт в восприятии иерархии ценностей, вне зависимости от того, будут это личностные, групповые или же идеальные ценности. Таким образом, подтвердилась первая гипотеза исследования о взаимосвязи иерархий личностных, групповых и идеальных ценностных представлений у старшеклассников.

В качестве "внутреннего" фактора, с которым, по нашим предположениям, связаны личностные ценности, рассматривался эмоционально-ценностный компонент Я-концепции старшеклассников - их самоотношение. Важно было выяснить с какими ценностями связано самоотношение старшеклассников и какую роль играет глобальное самоотношение и его компоненты (самоуважение и аутосимпатия) в определении значимости тех или иных ценностей для юношей и девушек. С этой целью: 1) проводилось изучение самооотношения и взаимосвязей его компонентов у старшеклассников; 2) изучалось с какими личностными ценностями связано глобальное самоотношение и его компоненты и, наконец, 3) изучалась значимость ценностей в зависимости от уровня самоотношения, самоуважения и аутосимпатии старшеклассников.

В работе была установлена значимая взаимосвязь между глобальным самоотношением и его компонентами. Самая высокая корреляция получена между глобальным самоотношением подростков и их самоуважением (г =0,71, при р< 0,05). Чуть меньшая корреляция существует между глобальным самоотношением и аутосимпатией (г= 0,60, при р< 0,05). И, наконец, между самоуважением и аутосимпатией корреляция не установлена (г= 0,34, при р< 0,05).

Полученные результаты показывают, что общее , глобальное самосггношение в юношеском возрасте в большей степени связано с самоуважением, чем с аутосимпатией. Следовательно, уровень глобального самоотношения в юношеском возрасте будет зависеть в большей степени от ориентации подростка на внешние, социальные факторы, определяющие чувство успешности собственного Я подростка (социальное сравнение, отношение к достижениям подростка со стороны других людей и т.д.), нежели от чувства расположенности к себе, самоприязни и самопринятия.

Эти результаты были подтверждены и данными, полученными при изучении распределения уровня глобального самоотношения, самоуважения и аутосимпатии у респондентов. Было установлено, что высокий уровень глобального самоотношения, т.е. общее чувство "за свое Я" преобладает по сравнению с чувством "против своего Я". Большинство старшеклассников имеет высокий уровень самоуважения, но низкий уровень аутосимпатии. Это может быть обусловлено спецификой социальной ситуации развития в ранней юности. Новая ситуация требует от старшеклассников большей компетентности, самостоятельности, независимости и, таким образом, социальная успешность и приспособленность приобретают смыслообразующий характер. Тем самым, подтверждается вторая гипотеза исследования.

Следующая группа результатов свидетельствует о наличии взаимосвязи между самоотношением личности и ее ценностными представлениями. Глобальное самоотношение в ранней юности в большей степени связано с личностными ценностями, выражающими интересы индивида (индивидуалистическими ценностями) и практически не связано с ценностями, выражающими интересы группы (коллективистическими ценностями). Так, более высокая степень связи глобального самоотношения установлена с ценностями, направленными на достижение таких мотивационных целей как "осуществление независимых действий" (саморегуляция), "достижение социального статуса, престижа и господства над людьми" (власть), "достижение личного успеха посредством проявления профессионализма и компетентности" (достижение). В меньшей степени глобальное самоотношение связано с ценностями, "ориентированными на стабильность, безопасность и гармонию общества, семьи и самого индивида" (безопасность), "ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы" (конформность), и, наконец, "повышение благополучия близких людей" (благосклонность). Глобальное самоотношение в юношеском возрасте не связано с ценностями, направленными на стимулирование (состязание), на самоориентацию, на традиции и на гедонизм.

Самоуважение старшеклассников взаимосвязано с теми же ценностями, что и глобальное самоотношение. Единственным отличием является то, что самоуважение не связано с ценностями из мотивационного блока "благосклонность". Следовательно, самоуважение подростков не связано с такой мотивационной целью как "повышение благополучия близких людей".

Аутосимпатия взаимосвязана с ценностями, направленными на достижение в первую очередь таких мотивационных целей как "достижение социального статуса, престижа и господства над людьми" (власть), "достижение полноты жизненных ощущений" (стимулирование), "получение удовольствия, чувственного наслаждения, наслаждения жизнью" {гедонизм). Кроме этого, аутосимпатия имеет взаимосвязь с ценностями мотивационного блока "безопасностьа, следовательно, со "стремлением к стабильности, гармонии общества, семьи и самого себя; с "достижением успеха" (достижение) и "независимости" (саморегуляция). Не установлена взаимосвязь аутосимпатии с ценностями, направленными на конформность, традиции, самоориентацию и благосклонность. Из полученных результатов видно, что даже переживание старшим школьником чувства расположенности или нерасположенности к себе (аутосимпатия), связано в первую очередь с его ориентацией на социальный статус, престиж и только после этого - на получение полноты жизненных ощущений и удовольствий. Эти данные говорят о том, что в юношеском возрасте отношение к собственному "Я" складывается на основе переживаний и оценок своих социальных достижений (достижение статуса, престижа, социальной успешности и т.д.). Это может быть обусловлено задачами социализации на данном возрастном этапе, необходимостью жизненного самоопределения и самореализации. Таким образом, подтверждается гипотеза о существовании взаимосвязи между самоотношением старшеклассников и их ценностными представлениями, прежде всего направленными на социальные достижения.

Следующая группа результатов относится к выявлению взаимосвязи между ценностными представлениями и уровнем самоотношения старшеклассников. Полученные результаты показали, что для старшеклассников с высоким уровнем глобального самоотношения более значимыми по сравнению с их сверстниками с низким уровнем глобального самоогношения являются ценности, входящие в мотивационный блок "власть" и направленные, соответственно, на такую мотивационную цель, как "достижение социального статуса, престижа и господства над людьми". Другими словами, старшеклассники с высоким уровнем глобальным самоотношением в большей степени, чем их сверстники с низким глобальным самоотношением, ориентируются на достижение социального успеха и социального превосходства. Следовательно, существует разная степень направленности старшеклассников на социальные достижения и стремление к доминированию. Тем самым, уровень глобального самоотношения задает определенную ориентацию личности на будущее, выступает основой для ее самоопределения.

Большинство расхождений в оценке личностных ценностей старшеклассниками с разным уровнем самоуважения наблюдается для тех ценностей, которые входят в мотивационный блок "саморегуляция". Для старшеклассников с высоким уровнем самоуважением более значимой, чем для их сверстников с низким самоуважением, является такая мотивационная цель, как "независимость мыслей и действий". Таким образом, юноши и девушки с высоким уровнем самоуважения в большей степени направлены на достижение независимости, а также ориентированы на творчество и развитие собственной личности.

Старшеклассники с высоким уровнем аутосимпатии более высоко оценивают, по сравнению с их сверстниками с низким уровнем аутосимпатии, ценности, входящие в мотивационный блок "стимулирование" (или иначе "полнота жизненных ощущений"). При этом, ценности "стимулирования" направлены на достижение следующей мотивационной цели : "новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности".

Все эти данные показывают, что высокий уровень глобального самоотношения, самоуважения и аутосимпатии взаимосвязан со значимостью для подростков определенных ценностей, ориентирующих их, соответственно, на достижение социального статуса, независимость мыслей и действий, а также на получение полноты жизненных ощущений. Таким образом, подтвердилась четвертая гипотеза исследования.

В заключении работы на основании полученных результатов были сделаны следующие выводы:

1. В ценностной системе современных старшеклассников отразились, с одной стороны, изменения, произошедшие в социуме, с другой - возрастные задачи, стоящие на этапе юношеской социализации. В большей степени современные старшеклассники ориентированы на достижение личного успеха путем проявления профессиональной компетентности и получение тем самым социального одобрения. Незначимыми для подростков являются ценности, направленные на социальную власть и на конформность, наименее значимыми - ценности, связанные с поддержанием традиций. В качестве основных жизненных ориентиров старшеклассники в большей степени выбирают ценности "изменения" и "индивидуалистические" ценности.

2. В представлении подростков существует обобщенный образ системы ценностей, некоторый образец, стандарт восприятия иерархии как социальных, так и личностных ценностей. Существующий "образец" восприятия системы ценностей, по сути своей - социальный консенсус, дает возможность личности адаптироваться к требованиям общества и различных социальных групп, тем самым осуществлять процесс социализации. Доказательством этого является также и тот факт, что идеальные ценности общества оказываются более значимыми для старшеклассников, чем личностные ценности и ценности школьного класса.

3. В юношеском возрасте преобладает высокий уровень глобального самоотношения, т.е. общее чувство "за свое Я" преобладает по сравнению с чувством "против своего Я". При этом ведущим содержанием самоотношения старшеклассников является самоуважение - отношение к себе на основе социально-нормативных критериев, в то время как аутосимпатия является менее значимым компонентом самоотношения. Большинство старшеклассников имеет высокий уровень самоуважения, но низкий уровень аутосимпатии.

4. Между самоотношением старшеклассников и содержанием их ценностных представлений существует взаимосвязь. Самоотношение связано прежде всего с ценностями, ориентирующими юношей и девушек на социальные достижения (статус, престиж, социальный успех). Кроме того, уровень глобального самоотношения и его компонентов (самоуважение и аутосимпатия) связан со значимостью для старшеклассников определенных ценностей, ориентирующих их, соответственно, на достижение социального статуса, независимость мыслей и действий, а также на получение полноты жизненных ощущений.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Роль семьи в самоопределении старшеклассников// Современная семья: проблемы и перспективы. Тезисы докладов научно-практической конференции 11-14 октября 1994 года. Ростов-на-Дону, 1994, с.34-36.

2. Методика изучения ценностей Ш.Шварца и У.Билски. //"Методы психологии" Материалы II Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. Ростов-на-Дону, 1997. с.234-236

3. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. /7 Вестник МГУ. Психология. 1997, № 4, с.31-41 (в соавторстве с Г.М.Андреевой, К.Хелкама, Е.М.Дубовской, Т.Г.Стефаненко).

4. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекты) // Мир психологии. 1999, №3, с.80-90 (в соавторстве с Е.М.Дубовской).

5. Предисловие // О.А.Гулевич, И.К.Безменова "Атгитюды и их взаимосвязь с поведением". Реферативный обзор. М.: РПО, 1999, с.3-13

6. Ценности современного подростка // "Школьный психолог". Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". 1999, № 13 (61),с.10.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.