Ценностные аспекты социализации молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Прокоп, Анна Владимировна

  • Прокоп, Анна Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 187
Прокоп, Анна Владимировна. Ценностные аспекты социализации молодежи: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1997. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Прокоп, Анна Владимировна

Введение 1

Глава 1 Социально-философские аспекты социализации молодежи

§1 Молодежь как важнейший объект социально-философского анализа 17

§2 Особенности социализации молодежи России 47

Глава 2 Ценности как элементы социализации молодежи

§1 Проблема ценностей и ценностных ориентации в социальной философии 110-136 V

§2 Социально-философский анализ перспектив развития ценностных ориентации молодежи России 136

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностные аспекты социализации молодежи»

Актуальностьисследования проблемы формирования ценностного сознания молодежи в процессе ее социализации связана прежде всего с происходящими кардинальными изменениями во всех сферах жизни нашего общества. Смена стратегических целей, крушение прежней идеологии и системы общественных ценностей приводят к состоянию дезориентации молодого человека в окружающем мире, к опустошенности и разорванности его сознания.

Перемены, происходящие в нашем обществе масштабны и драматичны. Распад мировой системы социализма и процессы суверенизации бывших республик СССР, угроза распада самой России, этнические конфликты, переросшие в отдельных регионах в гражданскую войну, растущие контрасты между богатством и бедностью - таковы реалии нашей жизни. Все это привело к коренному изменению представлений об обществе, в котором мы живем, смене его ценностных ориентаций, нравственных устоев и социальных парадигм. В этих условиях разрушается привычная уверенность в будущем, переосмысливается прошлое, меняются модели поведения в настоящем, личность утрачивает прежнюю убежденность в своей причастности к большим социальным общностям и группам, стоит перед задачей переосмысления представления о своем положении в системе общественных связей.

Философы, политологи, социологи отмечают своеобразный ценностный вакуум в общественном сознании, связанный с разрушением ценностно-нормативных оснований культуры. Резкая смена мировоззренческих ориентиров повлияла на смысловую интерпретацию понятий "свобода", "патриотизм", "демократия", "отечество" и других категорий, без которых нельзя обойтись, выстраивая программу личной жизнедеятельности и осознавая цели развития общества.

В наибольшей степени этот процесс повлиял на молодое поколение, яркой характеристикой которого является моральный и правовой релятивизм, эрозия норм и образцов поведения, которые еще недавно считались единственно верными. Нигилистически отрицается значение опыта предыдущих поколений, что выражается в многочисленных проявлениях контркультурной активности.

Необходимость изучения этих процессов сегодня обусловлена не только глубоким культурным кризисом и быстрыми темпами социокультурных изменений в нашем обществе, но и деформацией самого механизма передачи ценностей. Это связано с изменением типа социальной регуляции, и переходом от тоталитарного к демократическому типу регуляции общественных отношений. Исследование становящегося типа социальной регуляции побуждает к рассмотрению целого ряда принципиальных вопросов. Готов ли к самостоятельному выбору норм и ценностей современный молодой человек? О каких альтернативах выбора можно говорить сегодня? Какие ценности старших поколений принимает сегодняшняя молодежь? Какие общественные институты обеспечивают социализацию молодежи, и в каких специфических формах она происходит сегодня? Является ли современная молодежь действительно новым поколением, способным изменить в лучшую сторону облик нашего общества и стать субъектом этого изменения?

В то же время, несмотря на всю сложность и противоречивость сегодняшней социально-политической ситуации, неизбежно возникают предпосылки для формирования нового социального типа личности, во многом отличающегося от того, который был доминирующим в предыдущие годы.

Поиск оптимальных путей развития общества непосредственно связан с культурным вкладом в его основной резерв - молодое поколение. Объективная потребность включения молодежи в систему динамично меняющихся социальных отношений обуславливает, в конечном итоге, необходимость и актуальность изучения ее ценностного сознания. Молодежь в возрасте от 14 до 29 лет представляет сегодня значительную часть (более

20% ) трудоспособного населения России1 Молодые люди составляют большинство предпринимателей, менеджеров, брокеров, арендаторов, других представителей новых социальных групп. В последнее время произошло омолаживание "структур" власти, многие молодые деятели возглавляют новые общественные и политические организации. События последних лет отчетливо показали, что молодежь может реально влиять на общественно-политическую и духовную жизнь страны. Сила этого влияния в значительной мере определяется степенью осознания и принятия молодыми людьми новых идей, ценностей, норм. Практика свидетельствует, что молодежь более спокойно, чем старшее поколение пережила крушение прежней идеологии.

Среди молодых людей много активных сторонников проведения демократических преобразовании рыночной экономики.

Есть все основания утверждать, что именно в молодежной среде формируется тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем. Молодежь - это, образно говоря, барометр, который позволит прогнозировать ценностные параметры будущего общества.

1 Молодежь России (Статистический сборник) М., 1990. Стр. 6, стр. 120.

Обращение к вопросу о ценностном сознании молодежи вызвано также возросшей теоретической актуальностью познания природы и структуры ценностного сознания как такового.

Степень разработанности проблемы .Проблема ценностей является объектом социальных и гуманитарных наук (социальной философии, социологии, культурологии, политологии и других), каждая из которых выделяет свой аспект, уровень изучения. Зарубежными и отечественными исследователями написано немало работ о молодежном сознании. Однако, социальные перемены происходят так быстро, что требуют концептуализировать, а иногда и пересмотреть некоторые устоявшиеся представления. Классические западные схемы анализа социализации молодежи не подходят для нашей страны, нуждаются в переосмыслении в связи с социально-культурными особенностями России.

В последнее десятилетие наша социальная философия основывается на новых подходах к анализу взаимодействия поколений. Эти подходы развиваются в работах И.С. Кона, И.К. Кучмаевой, И.Т. Левыкина, М.И. Бобневой, М.Ф. Черныша, М.Н. Топалова. В работах этих авторов отмечается, что молодежная культура носит селективный характер. Выбор молодых падает на те ценности и стили поведения, которые помогают им определить свой особый социальный статус.

На Западе понятие "культура юных" впервые выделяется Т.Парсонсом и ассоциируется с развитием юношеских оппозиционных ценностей по отношению к миру взрослых.1

В современной западной социологии наиболее распространенными являются следующие подходы к проблемам молодежи:

- антропологический, включающий в себя попытки исследовать молодежь методами социальной психологии, психоанализа (З.Фрейд, Л.Фойер, Л Шелефф ).2

- культурологический подход^ в основе которого лежит теория поколений Л.Маннгейма, изложенная в его работе "Проблема поколений", и рассматривающая социальные явления, в том числе и молодежные, под углом зрения социологии. Американский антрополог М.Мид, основываясь на идеях Маннгейма, формирует свою точку зрения и выделяет три типа культур: постфигуративную, в которой дети учатся главным образом у своих предков; кофигуративную, в которой и дети и взрослые учатся на равных; и префигуративную, в которой взрослые учатся также у своих детей.3

1 T.Parsons. The social systems/Free press. 1951. №4

2 Лейбин B.H. Фрейд и современная западная философия. Москва. Политиздат. 1990.

3 М.Мид Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. Москва. Просвещение. 1988.

- интеграционистический подход, заключающийся в попытках синтезировать в разных сочетаниях два предшествующих подхода (Розенмайер), и создать более адекватную - философскую социальную теорию молодежи.1

В рамках упомянутых подходов, нашими учеными (К. Абул ьхановой-Сл авской, Г.Андреевой,

Л.Архангельским, В.Бочаровой, Л.Буевой, С. Голод, С.Иконниковой, И.Кон, Б.Лисиным, В Лисовским, В.Ольшанским, А.Петровским, Д.Фельдштейн, Е.Шороховой, В.Щердаковым, Д.Элькониным) был сформулирован системный взгляд на проблему развития личности. Преодолев известный биологизм Фрейда, но следуя традиции психоанализа, наши исследователи рассматривают процесс социализации личности в ее непосредственном взаимодействии с социумом.

Культурологический подход к вопросу о социализации молодежи развивают такие российские социологи как В.Бакшутов, В.Боровик, С.Григорьев, В.Добреньков, В.Журавлев, С.Иконникова, И.Ильинский, Л.Коган, В.Криворученко, С.Кугель, В Левичева, В.Лисовский, В.Луков, В.Нимеровский, Ю.Ожегов, Е.Слуцкий, В.Харчева, В.Чурбанов, А.Шендрик.

Весомым вкладом, обогатившим интеграционистический подход в социологии молодежи, оказались труды наших соотечественников С.Быковой,

1 Буржуазная социология на исходе XX века - критика новейших тенденций. Ин-т социологических исследований. АН СССР. Москва. 1986.

В.Васильева, А.Капто, Е.Катульского, А.Кулагина,

A.Колесникова, Е Леванова, В.Мансурова, М.Маршака,

B.Мордковича, Б.Павлова, Л.Рубиной, Н.Слепцова, В.Староверова, И.Слепенкова, Ф.Филиппова, С.Фролова, В.Шубкина. Предметом анализа здесь явились тенденции формирования молодых пополнений рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, их социальное положение, трудовая и общественная активность, а также часто возникающие несоответствия профессионального статуса и квалифицированной подготовки, уровня образования и материального обеспечения, формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решений - словом, фундаментальные противоречия, определяющие характер отношений молодежи и общества. Был не только глубоко проанализирован процесс включения молодых людей в общественную жизнь, но и прослежено меняющееся поведение этой когорты, вариативность этого процесса во времени.

Автору диссертации важно было исследовать понятие ценностного сознания как каковое. В развитие этого понятия большой вклад внесли такие западные философы, как Р.Лотце, Ф.Брентано, А.Мейнонг, К.Эренфельс. Наиболее законченный вид оно приобрело в теории американского философа Р.Б.Перри, который понимал под ценностью любой продукт любого интереса, интерпретировал ее, по сути, как продукт субъективной эмоциональной активности индивида. К данной концепции примыкают эмотивистские интерпретации ценностного сознания, согласно которым его главная функция состоит в выражении вовне определенных эмоциональных состояний индивида, стремящегося оказать воздействие на поведение других людей. Например, Ч.Стивенсон, М.Шелер и Н.Гартман рассматривали ценностное сознание как априорное эмоциональное созерцание особых идеальных качеств-ценностей. Шелер, даже ввел в аксиологию понятие "чувство ценности". Д.Дьюи предложил прагматическую концепцию ценностей, где любой человек рассматривается в системе отношений «средства-цели». Своеобразная натуралистическая концепция, обосновывающая возможность эмпирической проверки истинности ценностного сознания, была разработана американским философом и логиком Н.Решером. Он определяет ценность как элемент сознания или лозунг, используемый для рационализации действия путем развертывания позитивной установки в отношении предполагаемого полезного состояния вещей. Н.Решер, считает, что нельзя провести четкого различия между суждением ценности и суждением факта.

Наиболее впечатляющий социально философский анализ проблемы ценностей содержится в трудах известных российских мыслителей - Василевского В.А., Дробницкого О.Г. Кагана М.С.,Кона И.С., Коршунова A.M., Любимовой Т.Б., Пенькова Е.М., Ручки А.А., Тугаринова В.П. Большинство из этих авторов рассматривают ценность в контексте системного анализа человеческой деятельности, то есть в контексте культуры, как важного компонента механизма социального регулирования, при помощи которого общество на любом этапе своего развития направляет и координирует социальное поведение своих членов Цели и задачи исследования . Цель исследования -выявление ценностных аспектов социализации молодежи - предполагает решение следующих задач:

- конкретизировать понятие молодежи, соотнеся его с понятием поколения;

-рассмотреть общие социально-философские аспекты социализации молодежи, обратив особое внимание на специфику социализации российской молодежи; проанализировать социально-философские подходы к проблеме ценностей;

- выявить эффективность имеющихся в нашей и зарубежной социальной философии методологических подходов к анализу ценностных аспектов специфики процесса социализации молодежи;

- исследовать соотношение ценностных элементов культуры общества в целом и особенностей молодежной культуры, рассмотреть социализацию молодежи как форму ее адаптации к системе норм и ценностей общества; проанализировать изменение ценностного сознания и поведения молодежи в условиях интенсивной социокультурной динамики России последних десятилетий.

Объектом исследования является молодежь.

Предметом исследования являются ценностные ориентации молодежи в процессе социализации, а также их динамика.

Источниковая база диссертации. Для решения поставленных задач привлечен широкий круг источников из сферы социальной философии, а также работы по культурологии и социологии.

Научная литература по теме диссертации включает произведения зарубежных и отечественных авторов на русском и английском языках. Это труды О.Конта, К. Клакхона, Р. Лотце, К.Маннгейма, Т.Парсонса, Л.Шелеффа, Л.Фойера, М.Мид, Ч.Бидуэлла. Весомым вкладом в изучение вопроса о преемственности поколений явились труды наших соотечественников. И.Бестужева-Лады, В.Боряза, В.Воловика, А.Грибакина, Е.Донченко, А.Здравомыслова, Е.Карсаевской, И.Кона, М.Кучмаевой, А.Кулагина, Л.Когана, О.Раковской, А.Старикова, М.Титмы, В Чупрова. В исследовании проблемы ценностей автор опирался на работы О. Дробницкого, М. Кагана, В. Тугаринова, В. Бакирова, Л. Василенко, В. Власовой, А. Зотова, Н. Кузнецова, а также на социологические исследования, проведенные институтом социально - политических исследований, институтом философии РАН.

Большую группу источников составляют статьи по теме диссертации в журналах "Социологические исследования", "Вопросы истории", "Философская и социальная мысль", охватывающие отрезок времени с конца 70-х до начала 90-х годов.

Научная новизна 1. В работе акцентированы ценностные аспекты социализации молодежи в рамках поколенческого подхода: определено понятие молодежи, охарактеризовано ценностное сознание молодежи, определены тенденции развития ценностных ориентаций молодежи, сделаны предположения относительно будущего молодого поколения России, внесены предложения по ускорению социализации молодежи.

2. Показано резкое обострение противоречий в ценностных ориентациях, связанное со специфическими особенностями социального положения молодежи, с характером ее включения в систему социальных отношений. Молодые люди особенно остро ощущают усиливающееся несоответствие между провозглашенными целями и несовершенством правового, хозяйственного и управленческого механизмов в их практической реализации. Наиболее остро это проявляется в реализации планов молодежи, связанных с образованием и профессиональным самоопределением. С одной стороны, отмечается высокая, во многом завышенная оценка молодежью возможностей приобретения образования и овладения профессией в нашей стране, с другой, выявляется ряд объективных и субъективных факторов, существенно ограничивающих эти возможности для многих групп молодых людей.

3. Показано, что для современной молодежи характерен более утилитарный подход к вопросам общественной и личной жизни: более жесткая детерминация трудовой активности личными интересами. В подобной тенденции есть и позитивное начало, связанное с готовностью молодого поколения конструктивно участвовать в объективных социальных преобразованиях.

В течение десятилетий социализма в нашей стране нарастала тенденция неравномерного, зависимого от взрослых развитие молодежи, ей отводились преимущественно маргинальные, исполнительские, второстепенные, вспомогательные позиции, что отражалось не только на ее материальном и социальном положении, но и на моральном самочувствии. Это приводило к усилению всех форм зависимости молодых людей от родительского поколения, к заданности, предопределенности жизненного пути молодежи социальным и материальным статусом родителей.

Для современного поколения молодежи характерны две основные тенденции: а) экономическая пассивность, неготовность к труду в новых экономических условиях, б) высокие стандарты потребления, часто рассчитанные на нетрудовые доходы. Широко распространено социальное иждивенчество, запоздание, а то и отсутствие чувства социальной ответственности.

4. Автор выделяет две различные группы молодежи - довольно легко и быстро определяющуюся в жизни, а также группу, которая сложно ориентируется в новых условиях. К первой относится молодежь с высшим экономическим и юридическим образованием, знанием иностранных языков и персонального компьютера, так как именно эти качества пользуются сейчас особым спросом на рынке труда. В эту группу попадают также молодые люди, обладающие талантами организаторов и посредников. Новые профессии - менеджеров, брокеров, торговых агентов, коммивояжеров, рекламных агентов, высококвалифицированных секретарей - референтов, легко ими осваиваются.

Вторую группу формируют молодые люди со средне специальным образованием, а также высшим гуманитарным, медицинским, инженерным образованием, молодые женщины имеющие малолетних детей и - особая группа - молодые инвалиды.

Автор утверждает, что в ценностном сознании и поведении молодежи находят отражение все противоречия нынешнего этапа социального развития, и, главным образом, превращение обогащения в высшую жизненную ценность.

Практическое и теоретическое значение диссертации состоит в том, что ее фактический материал и теоретические выводы могут быть использованы в научной работе и вузовском преподавании курсов философии, социологии, культурологии, а также при подготовке различных спецкурсов по названным дисциплинам.

Апробация работы проводилась на семинарах по философии на экологическом факультете Российского Университета Дружбы Народов, рукопись была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии и культурологии, а также на кафедре социальной философии РУДН.

По теме диссертации опубликованы статьи:

1. "Приобретение социального статуса в жизненном цикле человека и процесс социализации личности (на примере французского общества) // Муниципальное управление в России; становление и адаптация зарубежного опыта. /Сборник/ Волгоградский институт управления. Волгоград. 1995 г., стр. 96 - 100.

2. "Восток - Россия - Запад (Философские проблемы национального цивилизационного выбора) "// Волгоградский государственный технический университет. Волгоград. 1996 г. стр. 44 - 49.

3. "Маргинализация молодежи как социальный феномен". М. 1997.36 стр. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН N 52227 от 10.01. 97.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Прокоп, Анна Владимировна

Результаты исследования показывают, что появилась группа людей, оправившихся от социальной неопределенности. Они нашли опору в гуманизме, центром мировоззрения которого является человек. Таким образом, они ориентированы сразу на два ряда ценностей - самосознание и служение надличностным интересам. К сожалению, большая часть молодежи индифферентна к ценностям активной преобразовательной деятельности. В иерархии ценностей снизился статус духовного, падает значимость саморазвития, трудового образования, общественной деятельности. Происходит маргинализация и иррационализация мира молодых. Отчасти это связано с тем, что общество в своем деструктивном состоянии вытесняет молодых из различных сфер социального реформирования.Ценностные ориентации молодежи могут сформироваться лишь в том случае, если она будет включена в активную производительную деятельность, потребительская же деятельность без деятельности производительнои, преобразовательной, не может выступать достаточным условием социализации. Кроме того, естественным следствием социокультурного и экономического кризиса является ухудшение социального положения молодежи, ухудшение ее материального положения, нарастание невостребованности обществом.

При изменении условий жизни могут происходить довольно существенные изменения в ценностных ориентациях в плане возрождения созидательной направленности. Напротив, падение жизненного уровня, размыв или утрата социального статуса вызывают рост неудовлетворенности различными сторонами жизни, формируют потребительские ориентиры. Данные обстоятельства актуализируют необходимость незамедлительной разработки и осуществления социальной молодежной политики. Ключевой момент -реализация всего комплекса нужд и потребностей в сфере образования, воспитания, труда и профессиональной подготовки, здоровья социального обеспечения, культурного развития. Только в этом случае молодежь состоится как органичный субъект общества.

Способствовать развитию позитивных тенденций и нейтрализации негативных проявлений в молодежной среде можно с помощью социальной политики государства, активного воздействия на условия жизни. Необходимо осуществить радикальное социально-экономическое реформирование общества, направить максимум усилий на практического построение правового государства, организовать государственный и молодежный контроль за строгим исполнением положений «Закона о молодежи». Молодежь рассчитывает на социальную защиту в период перехода к рыночным отношениям. Учет этих выводов мог бы способствовать более эффективной социальной адаптации молодого поколения.

Исходя из культурологических и исторических особенностей России, при формировании составляющих духовного возрождения личности молодого человека, применительно к российскому менталитету следует учесть появление новых ценностей, рожденных в условиях кардинальных общественных перемен. Необходимо приобщение к тем достижениям мировой культуры и цивилизации, которых мы долго были лишены. А также необходимо возвращение к отечественным духовным традициям, к идеалам свободы, миролюбия и «всечеловеческой» справедливости.

Таким образом, решение стратегических задач развития России зависит от нахождения на исторической арене сил, способных стать полноценным субъектом позитивных преобразований. И молодежь является именно такой силой. Как реально существующая социальная группа, крупная и относительно целостная, с присущими ей специфическими социально-демографическими характеристиками, определенным статусом, многоролевыми функциями, молодежь отличается от других групп и общностей в силу того обстоятельства, что в ее временных границах происходит становление деятельного начала человека вообще.

Направленная деятельность молодых людей в значительной степени определяется ценностными ориентациями, формирующимися в процессе становления личности молодого человека. Как показали исследования, социализация, протекая на фоне реформирования самого общества, отражает всю противоречивость и сложность настоящего момента. Какую сферу не избрать в качестве объекта изучения, раскрывается мозаичная, противоречивая картина ценностных ориентаций, детерминируемых различными факторами, специфическое воздействие на установку ценностных приоритетов в условиях кардинальных изменений материальных и духовных отношений.

Как уже отмечалось, в эпоху мощных и глубинных потрясений, когда в обществе происходят значительные сдвиги, нарушается традиционная культурная стратификация, обесцениваются культурные традиции, на первый план выходит проблема ценностей. В диссертации показано, что колоссальные изменения характеристик социокультурного бытия требуют изменений теоретико-методологических подходов к его исследованию. В связи с этим концептуализировано и проанализировано понятие «поколение» динамика и распределение межпоколенных отношений. Сделан вывод о неадекватности некоторых прежних политических представлений изменившимся социокультурным характеристикам бытия.

В условиях, когда основные институты социализации молодого поколения (семья, школа, СМИ) перестали создавать в полном объеме необходимые условия для эффективного включения молодежи в общественные отношения, ценностной сфере сознания молодежи присуща эрозия норм и образцов поведения.

Следует отметить, что по отношению к миру взрослых молодежная культура носит селективный характер, молодежь выбирает те ценности, которые помогают ей справиться наилучшим образом с ее противоречивым статусом. В соответствии с этой целью должны формироваться нормативные требования, предъявляемые обществом к молодежи на современном этапе. В совокупности они определяют социальное содержание критериев ее развития и должны находить воплощение в социальной политике общества.

Конечно, невозможно обозначить полный веер тематик исследования аксиологических изменений сознания в процессе социализации. В данной работе была предпринята попытка разработать некоторые из них. Развитие ценностного мира ставит новые задачи, привносит новые проблемы, что влечет необходимость исследования. Совершенствования, углубление надежности конкретных методик. Важное теоретического и методологическое значение для исследования процесса формирования ценностных ориентаций молодого человека в процессе его социализации имеет анализ ценностей. Подчеркнем, что ценность нельзя ограничивать понятием значимости., полезности. Ценности понимаются как явления духовного порядка, отсюда рассмотрение ценностных ориентаций как духовного феномена. Они не просто фактор детерминации, а глубинное, сущностное основание личности. Это основа ее активности, механизм самоорганизации духовного мира. Таким образом, перспективы дальнейшего развития и разработки целого ряда проблем и категорий, методов исследования открывают перед автором горизонты последующих работ над выбранной проблематикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор для анализа именно аксиологического аспекта социализации вызван уникальностью современного кризисного состояния общества, которое обуславливает быстротечную динамику в ценностном мире. Кризисность настолько убыстряет изменения в такой мало подверженной модификациям сфере, как аксиологическое сознание, что в исследовательской перспективе упустить такое специфическое положение дел было бы непоправимо. Мир ценностей изменяется, но это не свидетельствует о полном уничтожении старых ценностей, правильнее было бы говорить о переходе от строго идеологизированного к плюральному состоянию, отмечается разнообразие ценностных позиций.

В аксиологическом разрезе кризиса общества наблюдается процесс ценностной социализации,

V V V связанный с де- и ресоциализациеи, принимающей зачастую драматическую окраску. В частности, заметно понижается значимость целевых ценностей, таких как жизнь, свобода, повышается активность ближнецелевых и средственных понятий.

Исследование ценностных аспектов социализации молодежи позволяет выделить ряд типологических характеристик ценностного мира молодых людей, тенденций их изменений: а) вес индивидуальных и общественных ценностей (семья, любовь, личный успех, материальное обеспечение, здоровье), б) нарастание индивидуального как закономерный итог всего предыдущего этапа развития российского общества, как факт снятия господствовавшего ранее суррогата коллективного, не отвергая, однако, коллективного вообще. Сочетание личных и общественных интересов остается непреходящей ценностью. Таким образом, взаимодействие индивидуального и коллективного - это один из способов развития индивидуальности, неповторимости молодого человека. В то же время, процесс индивидуализации может привести к поляризации, противопоставлению интересов личного и общественного, что чревато конфликтами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Прокоп, Анна Владимировна, 1997 год

1.1. Абульханова-Славская К. А. Типология ответственности личности, //социально-психологические и социологические аспекты изучения общественного мнения. Ташкент, изд-во гос. у-та, 1989,142 стр.

2. Авалиани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси, 1989,182 стр.

3. Андреева Г.М. Современные аспекты проблемы ценностей в социальном познании. М. Прогресс, 1974,415 стр.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. Прогресс, 1968,339 стр.

5. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М. Мысль, 1985,158 стр.

6. Анисимов С.Ф. Моральные ценности и личность. М. Мысль, 1994,161 стр.

7. Архашельский A.M. Социально-этические проблемы теорий личности. М. Просвещение, 1974,221 стр.

8. Асеев В.Г. О соотношении объективной важности и субъективной значимости событий. // Истины и ценности на рубеже ХХ-ХХ1 в.в., М., 1992,140 стр.

9. Бакиров B.C. Личность в системе социальных отношений.// Проблемы научного исследования и практики преподавания социологии. Киев. Гос. пед. инт, 1991,139 стр.

10. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков. Выща школа, 1988,149 стр.

11. Баллер Э.А. Преемственность в развитиии культуры. М. Наука, 1969,294 стр.

12. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М. Прогресс, 1987,160 стр.

13. Батенин С.С. Человек и его история. Л. Гос. унт, 1976,295 стр.

14. Бейнс Д. Тайная наука физического и духовного преобразования человека, (пер. с англ. яз.), Дубна, "Феникс", 1994, 168 стр.

15. Бессонов Б.Н. Назначение человека., М., Рос. Ак. Гос. Служба при през. России, 1995,104 стр.

16. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: размышление о некоторых социальных проблемах молодежи. М. Прогресс, 1984,207 стр.

17. Бестужев-Лада И.В. Какая ты, молодежь ? М.

18. Московский рабочий,1988,109 стр.

19. Бестужев-Лада И.В. Наш молодой современник. М. Политиздат, 1988,269стр.

20. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением М. Просвещение, 1988,111 стр.

21. Бидуэл Ч. Молодежь в современном обществе. // Американская социология. М. Просвещение, 1972,392 стр.

22. Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М. Наука, 1978,311 стр.

23. Бобров В.В. Проблемы развития личности в системе гуманистических ценностей. //Человеческая ориентация социального, в 2-х кн. Новосибирск, РАН,1992,187 стр., 186 стр.

24. Боровик B.C., Мухачев В.И. Общественно-политическая активность молодежи. М. Политиздат, 1978,96 стр.

25. Боряз В.И. Молодежь. Л. Наука, 1973,155^стр.

26. Боряз В.И. Методологические проблемы исследования молодежи. Л. Гос. пед. ин-т,1971,134 стр.

27. Брюнетьер Ф. Источники пессимизма. Одесса, 1894,31 стр.

28. Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. М. Просвещение, 1971,134 стр.

29. Буржуазная социология на исходе XX века: критика новейших тенденций. М. АН СССР ин-т соц. исследов. 1986,294 стр.

30. Буржуазная социологическая литература в России второй половины XIX начала ХК вв. М. Просвещение, 1984,224 стр.

31. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л.1. Наука, 1975,159 стр.

32. Бычко А.К. критический анализ философских концепций молодежного бунтарства. Киев. Гос. у-т,1985,150 стр.

33. Василенко Л.И., Ермолова В.Е. Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М. Прогресс, 1990,495 стр.

34. Взаимоотношения поколений в семье. М. Прогресс, 1977,190 стр.

35. Виндельбанд В. О свободе воли. М. Прогресс, 1984,131 стр.

36. Витаньи И. Общество, культура, социология. М. Прогресс,1984,288 стр.

37. Вичев В. Мораль социальная психика. М. Прогресс, 1978,357 стр.

38. Власова В.Б. Традиция как форма преемственности культуры.// Культура и цивилизация. М. АН СССР ин-т филос.,1984,139 стр.

39. Власова В.Б. Человек ценности, потребности, интересы. М. АН СССР ин-т философ., 1984,59 стр.

40. Вонсовский C.B. Научное творчество и взаимодействие поколений в науке. // Научное творчество: особенности и актуальные проблемы. Свердловск. Наука,1984,134 стр.

41. Воловик В.И. Преемственность поколений. М. Знание, 1973, 64 стр.

42. Всемирный конгресс по проблемам молодежи. Барселона.1. ЮНЕСКО, 1985,129 стр.

43. Вступление новых поколений в трудовую жизнь в условиях политических и социально-экономических реформ. М. РАН,1992,159 стр.

44. Вуколов Л.И. Поговорим об истинных ценностях. М./'Просвещение", 1992, 191 стр.

45. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. т.З. М. Просвещение, 1977,215 стр.

46. Горелов A.A. Древо духовной жизни. М., "Аргус", 1994, 172 стр.

47. Грибакин AB Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск. Гос. у-т, 1985,199 стр.

48. Гуманитарные ценности современной культуры. М, ' Просвещение, 1988,148 стр.

49. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. Гос. у-т,1979,263 стр.

50. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Общество и личность. М. Высшая школа, 1962,52 стр.

51. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Проблемы человеческой свободы. Львов. Гос. у-т, 1967,248 стр.

52. Демин М.В. Проблемы теории личности. М. Высшая школа, 1977,240 стр.

53. Дмитриева С.И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. Л.Гос. у-т, 1989,138 стр.

54. Дмитрук М.А. Миры внутри нас. М., "Знание", 1992, 204 стр.

55. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М. Политиздат,1978,272 стр.

56. Донченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности. Л. Гос. у-т, 1989,381 стр.

57. Донченко E.H. Социальная пассивность молодежи: зондаж проблемы. Киев. Наукова думка, 1989,138 стр.

58. Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия в 5-и томах,т.5, М., 1970,462 стр.

59. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.

60. Просвещение, 1983,228 стр.

61. Духовная жизнь общества и структураобщественного сознания. М. Высшая школа, 1988,154стр.

62. Духовная жизнь общества: состояние проблемы^ управления . М. РАН,1992,105 стр.

63. Еремин Ю.В. Миф о конфликте поколений. М. Знание, 1973,64 стр.

64. Железное Ю.Д. Человек в природе и обществе. М., МИЭПУ, 1995, 86 стр.

65. Жизненные пути одного поколения. М. РАН, ин-т социол., 1992,184 стр.

66. Жизненный путь молодого поколения. Таллинн. Ээсти Раамат, 1983,222 стр.

67. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллинн. 1985,370 стр.

68. Жилина Л.Н. Потребности, культурные к потребности и ценностные ориентации личности: социологический аспект. М. АОН, 1988,220 стр.

69. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. ( опыт анализа ценностных и политических ориентаций). М. Просвещение, 1980,247 стр.

70. Зборовский Г.Е. Социальные проблемы формирования молодежи. Свердловск,Гос. у-т, 1989,129 стр.

71. Зборовский Г.Е. как стать незаменимым. Свердловск, 1989,135 стр.

72. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.1. Политиздат, 1986,222 стр.

73. Золотов A.B. Способности, ценностные ориентации, поведение: критерии гармонизации.// Молодая смена: социальный аспект школьной реформы. Кишинев,Штиинца,1989,156 стр.

74. Игитханян Е.Д. Методические проблемы изучения социальных перемещений между поколениями. М. Просвещение, 1984,33 стр.

75. Истины и ценности на рубеже XX и ХХ1 вв. М. РАН,1992,245 стр.

76. История и современные проблемы общества и человека. Волгоград, "Перемена", 1995,197 стр.

77. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л. Гос. у-т,1990,74 стр.

78. Карсаевская T.B. Социальная детерминация фаз человека. // Соотношение биологического и социального в человеке. М. Наука, 1975,168 стр.

79. Качан М.С. Проблема взаимодействия познавательного и ценностного сознания. // Наука и ценности. Л. Гос. у-т,1990,74 стр.

80. Клима Д. Гармония, Гармоническая личность: гроздья истины. Кишинев.Штиинца,1990,174 стр.

81. Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Возрождение идеала. М.1. Прогресс, 1990,269 стр.

82. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. Просвещение, 1979,175 стр.

83. Кон И.С. Окрытие "Я". М. Политиздат, 1978,336 стр.

84. Кон И.С. Страх перед законами истории. М. Политиздат, 1958,231 стр.

85. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.у М. Высшая школа, 1987,179 стр.

86. Кон И.С., Иконникова С.Н. Молодежь как социальная категория. М. Просвещение, 1970,164 стр,^

87. Конт О. Дух позитивной философии. Спб. Спб. у-т,1910,371 стр.

88. Краснухина Е.К. Социум как жизнь. // Конференция "Социальное бытие, человеческое бытие". Спб., 1993, стр. 16-17.

89. Краткий очерк истории социологии. М. АН СССР, ин-т социол., 1990,642 стр.

90. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. * Свердловск,Гос. у- т,1992,152 стр.

91. Кузнецова В.В. Человек в контексте социальных форм жизнедеятельности. Саратов, Из-во пед. ин-та, 1995, 169 стр.

92. Кузмин В.А. Молодежь на пути в XX1 век. М. Содружество, 1992,287 стр.

93. Куповская Д.И. Ценностная позиция молодежи и пути ее формирования. // Идейно-воспитательная работа в условиях ускорения. Минск, Наука и техника, 1988,254 стр.

94. Куприянов П.А. Общество, культура, цивилизация, личность. Орел, Военный институт правительственной связи., 1995, 124 стр.

95. Кууси П. Этот человеческий мир. ( пер. с англ. яз.) М. Прогресс,1981, 368 стр.

96. Кучеренко A.B. Жизненные планы молодежи. Киев, Наукова думка, 1989,164 стр.

97. Кучмаева И.К. Проблемы культурного наследия в философской теории и практике современного Запада. М. Просвещение, 1989,140 стр.

98. Кучмаева И.К. Ступени самосознания. М. Просвещение, 1992,200 стр.

99. Кучмаева И.К. Субкультурные объединения молодежи. М.

100. Просвещение, 1989,155 стр.

101. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М. Прогресс, 1978,174 стр.

102. Статьи в периодических изданиях.

103. Алексеева В.Г. Место ценностных ориентаций в 17 построении типологии личности. // Социологические исследования, 1980, № 1,34-43.

104. Антонов A.A. К вопросу о периодизации поколений. // Философские науки,1973,№ 4,61-64.

105. Аршавский А.Ю. Антиобщественные направления в молодежной среде: опыт регионального прогноза. // Социологические исследования, 1990, №4,21-34.

106. Астауров В. Л. Социальные и биологические факторы развития человека. // Вопросы философии,1972,№ 9,95-125.

107. Бакурадзе О.М. Истина и ценность. // Вопросы философии, 1966 № 7,45-48.

108. Балакина И.Ф. Проблеме ценностей внимание исследователей. // Вопросы философии. 1965, № 9,152-157.

109. Бачинин В.А. Процесс нравственного освоения действительности и ее отражение в памятниках культуры. //Философские науки, 1980,147-149.

110. Бекеш 3. Социальное неравенство и молодежь. // Философская мысль,Киев, 1989,10-19.

111. Быкова С.Н. Молодежь России между бедностью и нищетой. // Социологические исследования, 1991, № 9,62-88.

112. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении.v II Социологические исследования, 1993,№ 4,46-55.

113. Витгенштейн Л. Культура и ценности. // Человек, 1990,97-150,1991,№ 6,89-96.

114. Вишняк А.И. Социальные проблемы советской молодежи. // Философская и социологическая мысль,Киев,1989,№ 8,3-10.

115. Гареев Э.С. Молодежь индустриальной России. // Социологические исследования, 1993,№ 2,123126.

116. Гише Д. Создание ценностей и человеческий прогресс. // Вопросы философии, 1984,№ 3,58-72.

117. Гордон И. А. Динамика социально-профессионального состава поколений. // Социологические исследования, 1986,№ 3,96-100.

118. Головных Т.Л. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания. // Философские " науки,1989,№6,25-29.

119. Голубковская Н.Я., Молодежная субкультура и система ценностей. // Социологические исследования, 1991,№ 1,54-63.

120. Горшенин В. Молодежь вне игры. // Человек и закон, 1992,72 74.219. 2.19. Давыдов Ю.К. Контркультура и кризис * социализации молодежи в условиях общества потребления. // Социологические исследования, 1977,№ 3, 21-27.

121. Донченко Е.А. Пассивность молодежи: зондаж проблемы. // Социологические исследования,1989,№ 8,32-34.

122. Донченко Е.А. Молодежь: истоки нигилизма и социальной апатии. // Философская и социологическая мысль,Киев,1989,№ 9,13-22.

123. Дубин Б. Молодежь как проблема. // Горизонт,1992,№ 3,38-43.

124. Золотухина-Аболина Е.В. 0 специфике высших * духовных ценностей. // Философские науки,1987,№ 4,1118.

125. Зубец О.П. Особенности нравственной жизни. // Новое в науке, технике, жизни. Серия "Этика", 1987,№ 6,36-38.

126. Зубец О.П. Мораль потребителя: истоки, проявления, критика. Серия "Этика", 1985,№ 4,41-44.

127. Китаев С.Л. Кто мы такие? // Социальные исследования, 1988,№ 1,64-67.

128. Клюкин В. Молодежь: грани социальной зрелости. //"Правда", 1980,20 июня.

129. Кон И.С. Является ли перестройка делом молодежи. // Философская и социологическая мысль, Киев,1989,№ 1,85-90.

130. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. // Социологические исследования, 1978,№ 3,76-86.

131. Кон И.С. Студенчество на Западе как социальная группа. // Вопросы философии, 1971 ,№ 9,67-77.

132. Кон И.С. Молодежь и общество. // Магистр, 1992,№ 1,1-4.

133. Кравченко Е.И. Творя и познавая себя. // Социологическиеисследования, 1993, № 11,58-66.

134. Круглый стол. Жизненный путь личности. // Вопросыфилософии, 1982,№ 8,149-151.

135. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. // Социологические исследования, 1994,№ 5,3-9.

136. Левичева В.Ф. Молодежь и политический плюрализм. //Философские науки,1990, № 10,65-73.

137. Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая категория. // Философские науки,1974,№ 3,59-65.

138. Москалева Е. Поколение парвеню. Россия,1992,9 октября.

139. Плахотный А.Ф. Проблема ответственности в творчестве Ж.П. Сартра. // Харьковский вестник, 1991,№ 354,75-80.

140. Плахотный А.Ф. Ответственность личности как общечеловеческая ценность. // Харьковский вестник,1991,№ 354,75-80.

141. Половинка И.И. Формирование социально-зрелой личности. // Социологические исследования,1991,№ 3,5458.

142. Пронина Е. Поколение кто это? //Учительская газета, 1992,2 января.

143. Раковская O.A. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство. // Социологические исследования, 1985,№ 1, 43-44.

144. Раковская О.А. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени. // Социологические исследования,1985 № 3,43-52.

145. Ручкин Б. Вечные ценности у молодежи в цене. // Поиск, 1993,16 декабря.

146. Слепенков И.М. Социология молодежи. // Социологические исследования, 1993,№ 3,130-132.

147. Смелзер Дж. Социология // Социологические исследования, 1990№ 11,12, 1991 № 1,2,3,6,8,9,11, 1992 № 1,2,4,5,8,10, 1993 № 2,3,5,6.

148. Цуркану В.В., Сиволобов С.А. Куда уходит молодежь ? //

149. Социологические исследования, 1991, № 8,66-70.

150. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего 30-летия. // Социологические исследования, 1994, № 6,50-58.

151. Чупров В.И. Какое будущее у России: молодежь готова к риску. // Рабочая трибуна, 1992,9 октября.

152. Штаерман Е.М. 0 повторении истории. // Вопросы истории, 1965, № 7,3- 20.

153. Шубкин В.И. Молодежь России: аспирация и реальность. // Социологические исследования, 1994, № 7, 156-158.

154. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений. //

155. Социологические исследования, 1992, № 2,47-60. З.Литература на иностранных языках.

156. A nation at risk. The imperative for educational reform // Communications of the ACM, 1983, №4, Vol.26, 470.

157. Bergmann C. Realism / A critique of Brentano and Meinong. Wisconsin press, 1967.

158. Bond I.J. Reason and value, Cambridge univ. Press, 1983.

159. Brandt W. The will for a new age. // Socialist affaires. 1989. № 1,2,6-9.

160. Carlson I. Ideals at the future. // Socialist affaires, 1989, №1,2,14-16.

161. Darkendorf R. The new liberty. Survival and justice in a changing world. London, 1975.

162. Fisbin H. Plus d'individualiste et pourtant de solidarite'// La Nouvelle revue sosialiste, 1989, №6, 95-103.

163. Goldsteing L. Social psychology. №4, 1980

164. Hartmann H.Psychoanalysis and moral values. N.Y., Int Univ. Press. 1960.

165. Hebb P.O., Tompson W.R. The social significance of animal studies. // Handbook of social psychology. 2-nd ed. London, 1971.

166. Klukhohn C. Value and value orientations in the theory of action // In T. Parsons and E.A. Shill (Eds). Towards a general theory of action, Cambridge, Harvard un. Press, 1951.

167. Lalond M. La valeur du temps.// Revue europ. des sciences sosiales. Genieve, 1991, T. 29, № 90, 79-96.

168. Mead M. Childhood in contemporary. Ghicago, 1956.314. Mead M. Family, №4, 1965.

169. Stevenson Ch. Values and Morals. Dordrecht etc. Cop. 1978.

170. Stevenson Ch. Facts and Values, Studies in critical analysis. New Haven, London. 1964.

171. Parsons T. The social sistem.// Free Press, №4, 1951.

172. Parsons T. American sociology. Perspectives, problems, methods. Ed. By T. Parsons. N.Y. Basic Books, 1968.

173. Parsons Т., Smelser N. Economic and Society. A study in the integration of economic and social theory. London. 1956.

174. Parsons T. Essays in sociological theory, The Free Press, 1954.

175. Parsons T. Family. Socialization and integration process, London, 1956.

176. Parsons T. Structure and progress in modern societies, N.Y., Free press, 1965.

177. Parsons T. The structure of social action. 1961.

178. P.Perry. Vocational education and training in the S.U. Report of the BACIE delegations visit 5-23 may, London, 1963.

179. P.Perry. British association for commercial and industrial education. London, 1963.

180. Wilson. E.O. Lumsden Ch. Genes. Mind end Culture. The Revolutionary Process. // Harvard univ. Press, 1981.4. Диссертации

181. Бочаров М.П. <Общечеловеческие ценности личности>.

182. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.Москва, Российская Академия наук, 1992,160 стр.

183. Зинченко Ю.Г. <Социальное и индивидуальное " в ценностном мире> Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, СПб. Гос. у-т, 1992, 175 стр.

184. Копылова В.Ю. <Ценности в кризисном v обществен Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Москва, МГУ,1993, 142 стр.

185. Курганова Н.И. <Ценностное сознание молодежи: сущность, структура, тенденции развития>. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, Российская Академия наук, 1993, 150 стр.

186. Мачикина H.A. "Формирование ценностных ориентаций личности студента". Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Новосибирск, Гос. технический у-т, 1993,169 стр.

187. Токмакова Л.В. "Ценностные ориентации молодежи". Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Москва, Российская Академия наук, 1993, 135 стр.

188. Уфимцева М.Д. "Поколение как объект социально-философских исследований". Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, Гос. пед. ин-т, 1989, 118 стр.

189. Шевырногова Л.А. "Преемственность поколений в поступательном развитии общества". Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, Гос. пед. ин-т, 1981, 181 стр.

190. Шилов В.Н. "Социальные ценности ( фипософско- социологический анализ)". Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Киев, Киевский гос. у-т, 1992, 324 стр.5. Авторефераты.

191. Бубнов Ю.А. "Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках российской молодежи". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, МГУ, 1992, 21 стр.

192. Валиева С.И. "Фактор времени в воспитании всесторонне развитой личности". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ташкент, Гос. пед. ин-т, 1985, 24 стр,

193. Демин А.Н. "Прогнозирование жизненного пути в структуре регуляции поведения". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Москва, Гос. пед. ин-т, 1991, 17 стр.

194. Зубец О.П. "Темпоральные особенности нравственной жизни". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, МГУ, 1984, 18 стр.

195. Краснопевцева Е.И. "Социально-философское исследование системы потребления личности". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, МГУ, 1990 18 стр.

196. Яковлев В,П. "Социальное время". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на Дону, Гос. у-т, 1980, 35 стр.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.