Ценностные ориентации русской и западной культур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Черницкая, Майя Борисовна

  • Черницкая, Майя Борисовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 200
Черницкая, Майя Борисовна. Ценностные ориентации русской и западной культур: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижний Новгород. 2004. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Черницкая, Майя Борисовна

Введение.3t

Глава 1. Ценности: проблема обоснования в русской и западной культурах.17

§ 1 Сущность и классификация ценностей в западной философии.17

§ 2 Статус и система ценностей в русской культуре.49

Глава 2. Ценностные архетипы и жизненные ориентиры русской и западной культур.75

§ 1 Воспроизводство общечеловеческих ценностей в контексте западной культуры.75

§ 2 Ценностно-нормативные компоненты русского менталитета.99

Глава 3. Кризис и переоценка ценностей западной и русской культур.126

§ 1 Переосмысление либеральных ценностей в западной культуре.126

§ 2 Традиционализация и модернизация ценностей в русской культуре.155

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностные ориентации русской и западной культур»

Актуальность исследования

Настоящее диссертационное исследование связано с проблемой обоснования сущности, статуса и системы ценностных ориентаций, а также явлений их трансформации в контексте двух культур, русской и западной. Актуальность темы обусловлена, на наш взгляд, ее вечностью.

Ценности, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражаются для каждого человека (разного уровня и типа образованности) в системе «вечных вопросов» человеческого бытия. Кто я, зачем пришел в этот мир, каково мое место в нем, каков смысл моей жизни, на основании каких ценностей я должен делать выбор своего жизненного пути, определить цели и смысл своей деятельности, выбрать средства их достижения. Эти вопросы существуют в той или иной мере для каждого человека, не только для индивидов, но и для общественных субъектов. Они имеют «общечеловеческую» основу, и в этом сложность их решения.

Принято считать, что теория ценности как особая отрасль философского знания возникла во второй половине XIX столетия. И действительно, в это время появилась так называемая «философия ценности», названная впоследствии «аксиологией». Однако ценностное отношение и стремление его теоретически постигнуть возникли задолго до этого.

Уже древнегреческая философия была необычайно аксиологична. Классической формулой античной аксиологии являлось выражение: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Важно также и другое определение: «Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и несуществованию несуществующих»1.

Начиная с античной философии вплоть до наших дней ценностная проблематика не утратила своей актуальности как для отдельной личности, так и для общества в целом. Напротив, обрела в своем генезисе более глубокую общезначимость.

Так, «ценность, - по мнению Н.О. Лосского, - есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка»2.

Кроме того, «ценностное освоение мира осуществляется каждым новым поколением народа с опорой на опыт ценностного отношения прошлых поколений, зафиксированных культурой»3.

Новоевропейская философия продолжила исследование ценностной сферы. Это выразилось прежде всего в попытке представителей баденской школы неокантианства Г. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Риккерта противопоставить нравственное, эстетическое, религиозное видение мира его механистическому, биолого-физиологическому рационалистическому истолкованию доминирующего в тот период позитивизма. Выдвинутое неокантианством противопоставление наук о природе и наук о культуре как противопоставление фактичности научного опыта и ценностей как особой формы предметности, представленной в культуре, впервые определили культуру как автономное бытие ценностей.

Видение вещей с точки зрения аксиологической значимости пронизывает любую культуру.

1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 375.

2 Цит. по: Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. № 1. С. 91.

3 Субетто А.И. Разум и антиразум. СПб., 2003. С. 80.

Люди и общества отличаются друг от друга не только внешними проявлениями в поведении, но и всем смыслом своего существования. Ценности же как некие сущности, на наш взгляд, позволяют понять эти различия. Вырастая из данности жизненного мира, каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии свойственны каждой культуре. Однако каждый тип культуры обладает своей интерпретацией и своей логикой воспроизводства этих ценностей.

Так, несмотря на различия в системах и классификациях ценностей русской и западной культур, есть нечто общее, объединяющее и ту, и другую культуры, некая общая шкала общезначимых (общечеловеческих), по - другому, христианских ценностей (морального долга, любви, свободы, труда).

В то же время, смысл культуры, позволивший Западу осуществить движение человека к Богу посредством логики развития как постоянной нацеленности на поиск нового качества в смысловом пространстве между Богом и Человеком, характерно отличает западноевропейского человека от русского. Русская культура, отдавшая приоритет вере перед знанием, обозначила предпочтение ценностно-рациональных установок в противовес целерациональным западным, аффектных ценностей перед ценностями действия, направленности на внутренние духовные переживания, а не на завоевание внешнего предметного мира.

Этот спор между верой и знанием, традицией и инновацией не утратил актуальности и на сегодняшний день. Напротив, человечество в процессе самопознания постоянно ищет и обновляет способы решения этого спора.

Попытка раскрыть и сопоставить духовные ценности русской и западноевропейской культур, проанализировать динамику их развития и изменения актуальна еще и потому, что одна культура не может не быть открыта перед инокультурными элементами. «Настоящие ценности культуры, - по замечанию Д. Лихачева, - развиваются только в соприкосновении с другими культурами»1.

Согласно П.Я. Чаадаеву, подобно тому, как человек осознает себя в качестве принадлежащего человеческому роду только «глядя, как в зеркало, в другого человека», так же и культуры могут понять себя только путем диалога, общения и сравнения с другими культурами2.

По мнению Шубарта, историю русской души и духа нельзя представить себе без оглядки на Запад, без строгого сравнения с ним. Пытаясь уяснить противоположный для себя образ европейца, русские надеялись обрести ясность и относительно самих себя.

Если европеец посмотрит на русских, а потом на самого себя, он должен показаться себе в новом свете. В сравнениях такого рода заключена непреходящая ценность: через русское он может познать себя до конца, включая и специфику своей западной семьи. То, что выглядело обычным, становится особенным. То, что казалось само собой разумеющимся, становится сомнительным. Это пробуждает само сознание, способное проникнуть до самых потаенных глубин3.

Актуальность данного исследования проявляется еще и в том, что мы попытались учесть немаловажный факт, что время, эпоха

1 Цит. по: Кадочникова Н.В. О роли вербальных средств в межкультурных коммуникациях // Культурология. Философия. История: Сб. трудов аспирантов. Н. Новгород, 2003. С. 101.

2 Щеглова JI.B. Национальный культурный проект в идейном мире П.Я. Чаадаева // Вестн. Моск. ун-та. 2000.№ КС. 36.

Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. С. 33. также диктуют свой подход к формированию и явлениям трансформации ценностных ориентиров в культуре. И эти явления в русской и западной культурах носят различный характер. Попытки переоценки ценностей в западной культуре связаны прежде всего с переосмыслением либеральных ценностей (ценностей разума, инновации, рационализма). Что же касается России, то это страна, в которой очень сложно и противоречиво переплетаются уступки новым культурным запросам и стремление к поиску культурных резервов и вспомогательных «сакральных» ресурсов, коими как раз и является обращение к традиционным ценностям.

Полагаем, что данное диссертационное исследование поможет соотнести высокие абстрактные теории ценностей с современным миром, полным неразрешимых проблем и конфликтов. Более того, на современном этапе развития культур становится все более очевидно, что духовные ценности и ценностное сознание вообще являются той решающей силой, основываясь на которой можно разрешить политические, экономические, социальные проблемы.

Степень разработанности проблемы

Рассматриваемая нами тема исследования нашла заметное отражение в работах мыслителей разных эпох и цивилизаций.

Первые попытки определения и анализа сущности ценностей, поиски их классификации, а также понимание полярности ценности и антиценности были сделаны еще в эпоху античности. В этой связи заслуживают упоминания такие философы, как Платон, Аристотель, Диоген.

Западноевропейская аксиология конца XIX века отчасти возродила, отчасти заново открыла понятие «ценность». Большой вклад в развитие философии ценности внесли представители баденской школы неокантианства Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер. Следует также отметить, что теоретическое пространство для достижений будущей аксиологии было открыто Кантом. Самой смелой попыткой немецкого мыслителя в истории философии явился поиск ценностной сферы в нравственной деятельности, что позволило разграничить царство ценности и природное бытие, сферу морали и сферу индивидуальных интересов. Это, в свою очередь, разделило мир ценностей на ценности безусловные, абсолютные, объективные, не зависящие от желаний, интересов и целей субъекта (долг, мораль), и относительные субъективные, обусловленные нашими потребностями и интересами.

Проблема выбора между абсолютным и относительным является ведущей в рамках данного исследования. Вопрос о диалектике абсолютного и относительного, универсального, общезначимого и индивидуального в ценностном сознании приобретает особую значимость в современном мире. Ведь ценности как важнейшие компоненты человеческой культуры укоренены в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, а также в его диалоге с другими людьми, другими культурами. Этот диалог ориентирован не только на сущее, но и значимое, нормативно-должное.

Послекантовская философия значительно расширила область исследования ценностных систем благодаря субъективистским теориям ценности Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, Р. Траппа; теории полезности Г. Спенсера; психологическим теориям К. Эренфельса, Дж. Крейбига, А. Мейнонга, Дж. Сантьяны; натуралистическому подходу Р. Перри, Дж. Дьюи; субъективно-идеалистическому подходу

М. Шелера; объективистской теории фон Кучера, Н. Гартмана; рассмотрению ценностной сферы в свете лингвистической точки зрения X. Лейси.

В отечественной философии внимание к вопросу исследования ценностных ориентаций было уделено начиная с 60-х годов XX столетия. Заслуживают упоминания такие имена отечественных мыслителей, как В.Б. Ольшанский, О.Г. Дробницкий, И.С. Кон, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов, Л.Х. Джаванян, И.А. Аракслян, В.А. Василенко, Л.Н. Столович.

Как западноевропейская, так и отечественная мысль в рамках осмысления ценностной проблематики была выражена также сторонниками психологического направления: Б.В. Раушенбах, Н.З. Чавчавадзе.

На современном этапе рассмотрение ценностной сферы связано с именами таких философов, как Н.С. Кузнецов, Н.С. Розов, С.П. Мамонтов, В.П. Кожевников.

Как западную, так и русскую аксиологическую мысль в вопросе осмысления ценностных ориентаций объединяет спор между абсолютным и относительным, нравственно должным и субъективным, что в свою очередь переходит в русской культуре в проблему выбора между духовными и материальными ценностями, а также между ценностями вообще и человеческими потребностями.

Специфика ценностной интерпретации в русской культуре, таким образом, отличается от западноевропейской тем, что в большей степени склоняется к абсолютному, должному, выраженному в «объективистской аксиологии». Поэтому специфика понимания ценностей культуры в России во многом была и остается связана с их противопоставлением ценностям Запада, что выразилось во взглядах

Н. Бердяева, В. Трубецкого, С. Булгакова, П. Флоренского, Г. Рачинского, противопоставившим свою философию концепциям западнически настроенной элиты: Ф. Степун, Б. Яковенко, А. Белый, Г. Шпет.

Постсовременная эпоха ценностного исследования связана с явлениями трансформации ценностей. Вопрос о переосмыслении либеральных ценностей Запада связан с именами М. Бубера, Г. Марселя, А. Вебера, Э. Фромма, А. Тоффлера, X. Ленка, Т. Стоуньера.

Значительный вклад в переоценку ценностей рационализма внесли французские структуралисты Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, М. Фуко.

Проблема трансформации ценностей в России была осмыслена такими мыслителями, как П. Сорокин, Н.И. Лапин, А.Ю. Зудин, П. Вайль, А. Генис, Г.Г. Дилигенский, П.Н. Милюков, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.П. Кобляков, Ш.Ю. Немков, Л.Ф. Новицкая, В.Н. Шубкин, Е.П. Яценко, А.С. Ахиезер, А.И. Солженицын, В.М. Зубец, И. Вощин, И.Г. Яковенко, В.П. Федотова, Г. Менджерницкий, С. Петкова, Н.Е. Покровский, Р. Дарендорф, Г.А. Аванесова.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования является ценностная сфера русской и западной культур.

Предмет диссертационного исследования - ценностные ориентации двух культур: их сущность, статус, классификация, а также явления их трансформации.

Цели и задачи исследования

Исходя из состояния разработанности проблемы, ее и актуальности как в отечественной, так и западной философии, направленность нашего анализа отображает то, что объединяет все конструктивные подходы в определении сущности ценностей, их статуса и классификации. А это, по нашему мнению, прежде всего развитие человеческого потенциала, ориентированного на поиск смысла духовно-ценностных ориентаций людей, обществ, культур.

На сегодняшний день исследования в области ценностей культуры не привели к формированию единой позиции в понимании различных аспектов данной проблемы. По справедливому замечанию В.П. Тугаринова, ходячее представление, что из разных классификаций надо выбирать какую-либо одну, несостоятельно. Кроме того, каждая из культур обладает сложным, неповторимым и самобытным характером своих ценностных систем.

Поэтому целью данного исследования является представить:

1) системный анализ ценностной проблематики как на Западе, так и в России, заключающийся в раскрытии понятия, сущности ценности с точки зрения разных философских концепций;

2) классификацию культурных ценностей;

3) отобразить прикладной характер общезначимых ценностных ориентаций, а именно специфику их воспроизводства в русской и западной культурах, способ их влияния на формирование национального характера, менталитета, образа жизни;

4) системный анализ явлений кризиса и переоценки ценностей русской и западной культур, выразившийся в переосмыслении либеральных ценностей на Западе, а также явлениях традиционализации и модернизации в России.

Методологическая база диссертационного исследования

При обобщении большого теоретического материала мы стремились к всестороннему охвату различных точек зрения и их системной организации, учитывая полярные мнения по вопросу исследования, и опирались на принципы полярности, объективности и системности.

Метод сравнительного анализа позволил выявить и сопоставить различные подходы к объекту исследования как в рамках рассмотрения каждой из культур, так и в ходе сравнения двух культур между собой; проанализировать динамику изменений в осмыслении человеком ценностных ориентаций культуры.

Научная новизна работы

Осуществленные в диссертационной работе исследования открывают новые варианты осмысления такой вечной темы, как ценностные ориентации культур. Впервые в российской философии культуры проведен не просто системный анализ ценностной сферы двух культур, но и их сравнительный анализ, в рамках которого выявлено и доказано следующее:

1. Склонность западноевропейской философии ценности к «субъективистской аксиологии».

2. Приоритет «объективистской аксиологии» в отечественной мысли.

3. Изучена специфика процесса воспроизводства общезначимых ценностей в западной и русской культурах, их прикладной характер, имеющий выражение в формировании национального характера, ментальности.

4. Изучены явления кризиса и переосмысления либеральных ценностей на Западе.

5. Исследованы тенденции к либерализации и демократизации ценностей в России в их сложном и противоречивом переплетении с явлениями традиционализации ценностных основ культуры.

Положения, выносимые на защиту

1. Благодаря неокантианству возникает определение культуры как автономного бытия ценностей. Факт и ценность противопоставляются друг другу, а аксиологическая размерность бытия отмежевывается от познавательно-когнитивной размерности. «Мир ценностей» отделяется от «мира явлений», подобно кантовскому делению на «царство целей» и «царство средств», т.е. сферу морали и сферу индивидуальных интересов.

2. В своем осмыслении ценности человеческой природы, человеческого бытия, индивидуальной свободы, свободы выбора личности, ценности Истины, Красоты, Добра западная аксиологическая мысль склоняется к субъективистскому подходу. Западная философия признает ценности личности, ее свободы, автономности по отношению к государству и любой инстанции, посягающей на ее независимость.

3. Советская аксиология рассматривает ценности в качестве формы сознания, нормы, цели, идеала, понятия установки, выбора, эмоции, чувства, единства субъективного и объективного. А это, в свою очередь, неотделимо от поиска характера взаимоотношений между человеческой природой, человеческими потребностями и должным, абсолютным, от проблемы взаимоотношения материального и духовного в культуре. Наблюдается склонность отечественной мысли к «объективистской» аксиологии.

4. Западноевропейская культура отдала приоритет этико-гносеологическим ценностям, этике познания, где знание о Боге превращается в меру веры в него. Перевод высшей нравственности из области потустороннего в область посюстороннего - личности - стал религиозно-нравственным стержнем либерализма. В западном менталитете мораль, долг, совесть выступают как части разума и являются рациональными понятиями. В русской культуре они несут иррациональное начало, поскольку идут от сердца и не подвластны волевому акту разума.

5. Ограниченно-этические атрибуты Бога явились первичными в русской традиционной культуре, которая выбрав «веру сердцем», отвергла размышление как путь познания Бога. При таком представлении о Боге главной целью человека является выживание как борьба против зла за победу добра. Смысл деятельности определяется не результативностью, достижением цели, а стремлением к воплощению нравственных идеалов независимо от личной выгоды.

6. Любое культурное явление имеет свою оборотную сторону. Европейская цивилизация с ее приоритетом человеческого разума, индивидуализма, рационализма в какой-то момент исчерпала свой потенциал, положив начало своему кризису, ощущению «заката Европы», пессимизму. Это выразилось в переосмыслении либеральных ценностей.

7. Процесс приобщения русской культуры к ценностям индустриального и постиндустриального общества носит противоречивый и сложный характер. С одной стороны, это стремление к освобождению личности, к уходу от традиции в пользу инновации. С другой стороны - стремление к поиску культурных резервов и вспомогательных «сакральных» ресурсов, коими как раз и являются ценности традиции.

Теоретическая и практическая значимость работы

Осуществленные в диссертации исследования обладают теоретической ценностью для работы в области формирования фундаментальных основ ценностного сознания общества и человека русской и западной культур в рамках их диалога, открытости русской культуры перед инокультурными элементами. Значимость данного исследования проявляет себя особенно явно в современный период, характеризующийся усилением роли взаимодействия культур.

Исследование в области духовных ценностей культур имеет значимость и в сфере других наук, направленных на разрешение политических, экономических, социальных проблем.

Работа представляет ценность в качестве комплексного исследования ценностной сферы сразу двух культур и открывает возможность по-новому осмыслить проблему ценностных ориентаций общества, личности в контексте соприкосновения и сравнения с другой культурой.

Процесс осознания бытия ценностей, а также динамики ценностных изменений играет важную роль в становлении личности и формировании самосознания человека и всей культуры.

Материалы диссертации, содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы в педагогической практике, в частности, в преподавании соответствующих тем курсов теории и истории культуры, фундаментальной философии, философской антропологии, социальной философии, этики и других философских и культуроведческих дисциплин.

Структура исследования

Диссертация изложена на 199 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы включает в себя 187 наименований, в том числе 18 наименований на ^ иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Черницкая, Майя Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение ценностных ориентаций русской и западной культур, безусловно, не исчерпывается рамками настоящего исследования. Обозначенная проблематика, без сомнения, является обширной и многогранной, вследствие чего многие проблемы остались в стороне и требуют более глубокого рассмотрения.

Тем не менее в настоящем исследовании мы попытались осуществить анализ ключевых моментов в теории ценности как особой отрасли философского знания. Были рассмотрены различные подходы в определении статуса, сущности, системы и классификации ценностей духовной культуры как в России, так и на Западе.

Решающий шаг в развитии исследования ценностной сферы был сделан неокантианством. Это выразилось в попытке противопоставления нравственного, эстетического, религиозного видения мира его механистическому, биолого-физиологическому рационалистическому истолкованию.

Кроме того, поиск ценностной сферы в нравственной деятельности был осуществлен еще Кантом и явился самой смелой попыткой в философии разграничить царство ценности и природное бытие. В дальнейшем идеи о различии между «долгом» и «желанием», объективным и обусловленным существованием ценностей дали толчок тому, что все многообразие наличных в западной философии теорий и концепций ценностного было сведено к двум основным аксиологическим направлениям: «аксиологическому объективизму» и «аксиологическому субъективизму».

В ходе анализа различных подходов в исследовании природы, сущности и классификации духовных ценностей была выявлена склонность западноевропейской мысли к «субъективистской аксиологии». На Западе учение о ценностях в первую очередь сопряжено с телеологической перспективой: весь мир существует ради ценности личности. Личность есть и цель, и ценность одновременно, обладающая свободой выбора, автономностью по отношению к государству, правом на самоопределение, а также самостоятельный творческий поиск высших нравственных идеалов. Хотя добро и зло заданы изначально, переживание единства с Богом вовсе не является иррациональным. Отношения человека и Бога переживаются в западной культуре как путь рационального познания Бога разумом. Этика абсолютизации веры в Бога переходит в этику познания, где знания человека о Боге превращаются в меру веры в него. Не отменив религиозных принципов, мораль как свойство разума осуществляет переход из сферы сакрального в область посюстороннего, из сферы познания верой, в область познания разумом. Соответственно, личность в западной культуре воспринимается не через категории добра и зла, идущие от веры, а через способность к знаниям, инновациям.

Приоритет инновационных ценностей в культуре стал принципом европейского духа, нашедшим свое выражение в интерпретации ценности любви, свободы, права, труда, предпочтении целерациональной деятельности индивида. С одной стороны, на примере Запада история предоставила уникальный случай относительно-органического превращения традиционного общества в современное с доминированием инновации над традицией. С другой стороны, столь масштабная переоценка ценностей, освобождение человеческой индивидуальности, противопоставившее прежней религии новую веру, сделали современную западную культуру, ее ценности объектом аналитической интеллектуальной критики.

Нигилизм, пессимизм, «гибель» ценности человеческой личности, разочарование в либеральных ценностях, ощущение «заката Европы» -след в культуре, оставленный эпохой Модерна. Однако жизнь не стоит на месте, и новые инновационные идеи Постмодерна преодолевают кризисное состояние личности, культуры в целом. Это преодоление во многом основано на принципе усиления и усложнения межкультурных взаимодействий, на активном переосмыслении понятия и роли «другого», а также активной включенности в объективно существующее мировое культурное многообразие.

Что касается исследования ценностного в русской культуре, то в рамках данной работы была выявлена склонность отечественной мысли к «объективистской аксиологии». Поэтому на современном этапе специфика понимания и познания ценностей культуры в России во многом связана с их противопоставлением ценностям Запада. Власть веры, осмысление реальности через православные традиции и нормы противопоставлены власти разума, рациональности, последовательности логической мысли и «холодному научному мышлению». Отсюда и противопоставление ценностной рациональности целевой рациональности, аффективных ценностей -ценностям действия. Преобладание в культуре ограниченно-этических (в отличие от западных этико-гносеологических) атрибутов Бога позволило русскому человеку осуществить путь к Богу через «веру сердцем», а не размышление как познание Бога. При таком представлении о Боге главной целью человека является выживание как борьба против зла за победу добра, стремление уйти от сущего к идеалу, должному. Смысл деятельности человека определяется не результативностью, достижением цели, а стремлением к воплощению нравственных идеалов добра, правды, справедливости, любви как служения государству, независимо от личной выгоды. Поскольку Россия, в отличие от Запада, не пережила процесса перехода высшей нравственности из области потустороннего в область посюстороннего -личности, то коллективные ценности доминируют над индивидуальными в русской культуре, сфера духовного заметно доминирует над сферой материальных ценностей.

Тем не менее, поскольку в настоящем исследовании мы четко придерживаемся мнения о том, что одна культура не может не быть открыта перед инокультурными влияниями, нам удалось проанализировать явления динамики ценностных изменений в культуре. В условиях открытости и приобщения к ценностям западного индустриального общества подверглось изменениям традиционное сознание российского человека. Ориентация на параметры западноевропейской модернизации постепенно уносит в прошлое концепт должное/сущее, а также уверенность в том, что всякое новое -зло, а добро — лишь идущее из глубины веков.

Несмотря на инновационные тенденции, приобщение русской культуры к ценностям индустриального общества носит противоречивый и сложный характер. С одной стороны, это стремление к освобождению личности, к уходу от традиции в пользу инновации. С другой стороны - стремление к поиску культурных резервов и вспомогательных «сакральных» ресурсов, коими как раз и являются ценности традиции.

Таким образом, данное исследование показало, что видение вещей с точки зрения аксиологической значимости пронизывает обе культуры. При этом как западная, так и русская культура имеют свое уникальное неповторимое понимание природы и сущности ценности, свою логику воспроизводства общезначимых ценностей в культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черницкая, Майя Борисовна, 2004 год

1. Абишева, А.К. О понятии «ценность» Текст. / А.К. Абишева // Вопросы философии. 2002. № 3.

2. Аванесова, Г.А. Цивилизационные и социокультурные параметры преобразований современной России Текст. / Г.А. Аванесова // Культура в современном мире. 2001. Вып. 6.

3. Анисимов, С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности Текст. / С.Ф. Анисимов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. 2001. № 1.

4. Анисимова, С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности Текст. / С.Ф. Анисимова // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. 2001. № 1.

5. Антонов, М. На переломе Текст. / М. Антонов// Москва. 1988. №3.

6. Апресян, Р.Г. Идейные истоки Новоевропейского понятия «мораль» Текст. / Р.Г.Апресян // Вестник Моск. ун-та. 2001. № 1.

7. Аристотель. О частях животных Текст. /Аристотель М.:Мысль, 1937. - 390 с.

8. Аристотель. Сочинения : В 4 т. Текст. / Аристотель М. :Мысль, 1976. - 830 с.

9. Ахиезер, А.С. О специфике современного философствования (взгляд из России) Текст. / Ахиезер А.С // Вопросы философии. 1998 . № 2.

10. Ю.Бенедиктов, Н.А. Русские святыни Текст. / Н.А. Бенедиктов. Н.

11. Новгород: Ниж. гос. ун-т им. Лобачевского , 1998. 193 с. 11.Бердяев, Н.А. Бунт и покорность в психологии масс Текст. / Н.А. Бердяев // Интеллигенция. Власть. Народ. - М.: Наука, 1993.- 310 с.

12. Бердяев, Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Филос. общ-во СССР , 1990. - 240 с.

13. Бердяев, Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Правда 1989. - 607 с.

14. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет , 2000. - 389 с .

15. Бронский, М.В. Философский анализ научного статуса аксиологии. Текст. / М.В. Бронский. Н. Новгород: Изд. Моск. ин-та экономики , менеджмента и права, 2001.- 340 с.

16. Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры Текст. / Л.П. Буева // Вопросы философии. 1996. № 2.

17. Вайль, П., Генис, А. 60-е. Мир советского человека. Текст. / П. Вайль, А.Генис. М.: Новое литературное обозрение , 1996. - 358 с.

18. Василенко, В.А. Ценность и ценностные отношения Текст. / В.А. Василенко // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966.261 с.

19. Васильчук, Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека Текст. / Ю. Васильчук // Мировая экономика и международные отношения. 1997 . № 9, №10.

20. Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры. Текст. / А. Вебер.- СПб.: Университетская книга, 1999.- 564 с.

21. Вебер, М. Избранные произведения. Текст. / М. Вебер.- М.: Прогресс, 1990. 804 с.

22. Визгин, В.Г. Философия Ницше в сумерках нашего сегодня Текст. / В.Г. Визгин // Ф. Ницше философия в России Сб. ст. СПб.: Русский Христианский гуманитарный ин-т, 1999. - 312 с.

23. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше : история новой философии вее связи с общей культурой и отдельными науками Т. 2. Текст. / В. Виндельбанд. М.: Канон - Пресс , 1998. - 494 с.

24. Виндельбанд, В. Прелюдии. Текст. / В. Виндельбанд.- СПб., 1904.

25. Воробей, Ю.Д. Как жить: по закону, по совести? Текст. / Ю.Д.Воробей. // Вестник Моск. ун-та. 2000. № 2.

26. Вощин, И. Солидаризм: Рождение идеи. Текст. / И. Вощин .-Франкфурт-на-Майне, 1969. 250 с.

27. Выжлецов, Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития Текст. / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1996. № 1.

28. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса. Текст. / Б.П. Вышеславцев .- М.: Республика, 1994. 367 с.

29. Гараджа, В.И. Мораль и религия. Текст. / В.И. Гараджа// Вопросы философии. 1996. № 2.

30. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук: Философия духа Т. 3. Текст. / Г. Гегель.- М.: Мысль, 1977. 469 с.

31. Грант, Дж-П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее Текст. / Дж-П. Грант // Новая технократическая волна на Западе.- М.: Наука, 1986. 386 с.

32. Григорьев, А.А. Искусство и нравственность. Текст. / А.А. Григорьев.- М.: Искусство, 1986. 290 с.

33. Гусейнов, А.А. Между знанием и ценностями Текст. / А.А. Гусейнов // Философские науки. 2001. № 2.

34. Гусейнова, Н.М. Джереми Рифкин новый пророк глобализма Текст. / Н.М. Гусейнова // Культура в современном мире. 2001. Вып. 2.

35. Давыдов, А.П. Проблема медитации в европейской культуре. Запад и Россия Текст. / А.П. Давыдов // Общественные науки исовременность. 2000. № 6.

36. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Текст. / Н.Я. Данилевский.-М.: Книга, 1991.-573 с.

37. Дарендорф, Р. Мораль, институты и гражданское общество Текст. / Р. Дарендорф // Путь 1993. № 3.

38. Дарендорф, Р. Письмо польскому другу Текст. / Р. Дарендорф // Путь. 1995. № 3.

39. Деменев, А.Г. Духовные основы оптимизма (Исследование творчества Е.П. Аквилонова) Текст. / А.Г. Деменев // Философские науки. 2000. №4.

40. Джаванян, J1.X., Аракслян, И.А. О соотношении социальной и ценностной ориентации личности Текст. / JI.X. Джаванян, И.А. Аракслян И.А.// Образ жизни и ценностные ориентации личности. -Ереван: Изд. АН АрмСССР , 1979.- 329 с.

41. Дилигенский, Г.Г. Российские архетипы и современность Текст. / Г.Г. Дилигенский // Куда идет Россия: Сб. ст.- М.: Интерцентр, 1997. 365 с.

42. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Текст. / Диоген Лаэртский.- М.: Мысль, 1979. 620 с.

43. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. Текст. / Ф.М. Достоевский.- Л.: Наука, 1973.- 598 с.

44. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 20. Текст. / Ф.М. Достоевский.- Л.: Наука, 1980.- 432 с.

45. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 24. Текст. / Ф.М. Достоевский.- Л.: Наука, 1980. 518 с.

46. Достоевский, Ф.М. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. Текст. / Ф.М. Достоевский.- М.: Гослитиздат, 1957.-610 с.

47. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя Текст. / Ф.М. Достоевский.//

48. Поли. собр. соч.: В 30 т. Т. 21. -Л.: Наука, 1980.- 551 с.

49. Достоевский, Ф.М. Из записных книжек. 1860-1881 Текст. / Ф.М. Достоевский.// Записные книжки. М.: Мысль, 2000. - 80 с.

50. Достоевский, Ф.М. О русской литературе. Текст. / Ф.М. Достоевский.- М.: Современник , 1987.- 398 с.

51. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. Текст. / О.Г. Дробницкий М.: Политиздат, 1967.- 351 с.

52. Дробницкий, О.Г. Человек, его отношение к окружающему миру и проблема ценности Текст. / О.Г. Дробницкий // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. М.: Ин-т философии Акад. наук СССР, 1966. - 220 с.

53. Дружинин, В.Ф. Рационализм, иррационализм Pro et Contra Текст. / В.Ф. Дружинин // Вестник Российского философского общества. 2001. № 2.

54. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. Текст. / Д. Дьюи.-Берлин, 1922.- 189 с.

55. Ермичев, А.А. Ладья у подножия креста. О проблеме разума у П.Я. Чаадаева Текст. / А.А, Ермичев // Вопросы философии. 2000. №12

56. Жукоцкий, В.Д. Народнические корни ленинизма Текст. / В.Д. Жукоцкий // Вопросы философии. 2001. № 12.

57. Здравомыслов, А.Г., Ядов, В.А. Отношения к труду и ценностные ориентации личности Текст. / А.Г. Здравомыслов , В.А. Ядов // Социология в СССР: В 2 т.- М.: Мысль, 1966.- Т. 2 511 с.

58. Зубец, В.М. Два типа ценностных изменений Текст. / В.М. Зубец // Философские науки. 2000. № 4.

59. Зудин, А.Ю. Истоки перемен: культурная трансформация «позднесоветского» общества Текст. / А.Ю. Зудин // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 4.

60. Каган, М.С. Философия культуры. Текст. / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

61. Кадочникова, Н.В. О роли вербальных средств в межкультурных коммуникациях Текст. / Н.В. Кадочникова // Культурология. Философия. История: Сб. трудов аспирантов. Н. Новгород: Изд-во НГАСУ, 2003. - 150 с.

62. Кальвин, Ж. Наставление в христианской вере. Текст. / Ж. Кальвин. М.: Изд-во Рос. гос. гуманитарного ун-та, 1997. - Т. 1. -578 с.

63. Кант, И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума Текст. / И. Кант // Соч. в 6-ти томах. М.: Мысль, 1965. Т. 4(1). - 544 .

64. Киселев, Г.С. Постмодерн и христианство Текст. / Г.С. Киселев // Вопросы философии. 2001. № 12.

65. Кобляков, В.П., Немков, М.Ю., Новицкая, Л.Ф. Нравственность и преобразования в России Текст. / В.П. Кобляков, М.Ю. Немков, Л.Ф. Новицкая // Человек и духовно-культурные основы возрождения России: Сб. ст. СПб.: Изд-во С.-Петербург ун-та, 1996. 288 с.

66. Кожевников, В.П. Концепция русской культуры. Текст. / В.П.

67. Кожевников. М.: Изд-во гуманитарного ин-та, 1999. - 278 с.

68. Кожевников, В.П. Методологические основы культурологи. Текст. / В.П. Кожевников. М.: Изд-во гуманитарного ин-та, 1999. - 227 с.

69. Кожевников, В.П. Модель русской культуры. Текст. / В.П. Кожевников. М.: Изд-во гуманитарного ин-та, 1996. - 238 с.

70. Кожевников, В.П. Теория русской культуры. Текст. / В.П. Кожевников. М.: Петровск. акад. наук и искусств, 1995. - 196 с.

71. Кон, И.С. Социология личности. Текст. / И.С. Кон. М.: Политиздат. 1967. - 383 с.

72. Кузнецов, Н.С. Человек: потребности и ценности. Текст. / Н.С. Кузнецов. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1992. 145 с.

73. Кузьмина, Т.А. Человеческое бытие как «ничто» Текст. / Т.А. Кузьмина // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. - 294 с.

74. Лапин, Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. Текст. / Н.И. Лапин. М.: Наука, 1996. - 288 с.

75. Лэйси, X. Свободна ли наука от ценностей. Ценности и научное понимание Текст. / X. Лэйси. М.: Логос, 2001. - 358 с.

76. Ленк, X. Размышления о современной технике. Текст. / X. Ленк. -М.: Аспект-пресс, 1996. 181 с.

77. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна. Текст. / Ж.Ф. Лиотар. -СПб.: Алетейя, 1998. 159 с.

78. Лютер, М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526. Текст. / М. Лютер. Харьков: Око. 1994. - 350 с.

79. Макарычев, М.С. Свобода личности в философии П.А. Флоренского Текст. / М.С. Макарычев // Свобода мысли и культура: Сб. статей. Н.Новгород, 1996. - 300 с.

80. Мамонтов, С.П. Основы культурологии. Текст. / С.П. Мамонтов.

81. М.: Изд-во РОУ, 2001.-271 с.

82. Марков, А.П. Российская ментальность и ценности рыночной экономики Текст. / А.П. Марков // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. - 288 с.

83. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Госполитиздат, 1955. Т. 3. - 630 с.

84. Менджерницкий, Г., Петкова, С. Трансформация российской культуры Текст. / Г. Менджерницкий, Г. Петкова // Культура в современной мире. 1999. Вып. 3.

85. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Текст. / П.Н. Милюков. М.: Прогресс. Культура, 1994.-Т. 2, ч. I. -527 с.

86. Миронов, В. Известный футуролог о неизбежности прогресса Текст. / В. Миронов // Независимая газета. 1994. 7 июня.

87. Миртов, Д.П. Учение Лотце о духе человеческом и Духе абсолютном. Текст. / Д.П. Миртов. СПб., 1914.

88. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Личность как предмет философского познания. Текст. / А.Т. Москоленко, В.Ф. Сержантов. Новосибирск: Наука, 1984. - 277 с.

89. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Смысл жизни и личность. Текст. / А.Т. Москоленко, В.Ф. Сержантов. Новосибирск: Наука,1989. 202 с.

90. Мотрошилова, Н.В. Вл. Соловьев и Ф. Ницше Текст. / Н.В. Мотрошилова // Ф. Ницше философия в России Сб. ст. СПб.: Русский Христианский гуманитарный ин-т, 1999. - 312 с.

91. Мур, Дж. Принципы этики. Текст. / Дж. Мур. М.: Прогресс,1990. 326 с.

92. Ницше, Ф. Поли. собр. соч. Текст. / Ф. Ницше. М., 1910. - Т. 9.

93. Ницше, Ф. Собр. соч. в 2-х тТекст. / Ф. Ницше. М.: Рипол Классик, 1997. - Т. 2. - 863 с.

94. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Текст. / Ф. Ницше. М.: СП «Интербук», 1989. - 301 с.

95. Перри, Р.Б. Проблема ценности в философии. Текст. / Р.Б. Перри. М.-Л.: Наука, 1966. - 261 с.

96. Платон. Сочинения: В 3 т. Текст. / Платон. М.: Мысль, 1971. -Т.З.-Ч. 1.-687 с.

97. Покровский, Н.Е. Одиночество и аномия Текст. / Н.Е. Покровский // Автореф. дис. д.с.н. М.: МГУ, 1996.

98. Попов, Е.В. Введение в культурологию. Текст. / Е.В. Попов. -М.: ВЛАДОС, 1996.-335 с.

99. Прозерский, В.В. Критический очерк эстетики эмотивизма. Текст. / В.В. Прозерский. М.: Республика, 1983. - 266 с.

100. Прозерский, В.В. Проблема ценности и оценки в философии Дьюи Текст. / В.В. Прозерский // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. - 261 с.

101. Рассел, Б. Какие мотивы человеческого поведения влияют на политику? Нобелевская лекция Текст. / Б. Рассел, У. Черчилль // Избранные страницы. М.: Наука, 1998. - 295 с.

102. Рашковский, Е. Постмодерн: культурная революция иликультурная контрреволюция? Текст. / Е. Рашковский // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 7, № 9.

103. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. Текст. / Г. Риккерт. СПб., 1911. - 413 с.

104. Риккерт, Г. Философия истории. Текст. / Г. Риккерт. СПб., 1908.

105. Риккерт, Г. Ценности жизни и культурные ценности Текст. / Г. Риккерт. М.: Логос, 1912- 1913. Кн. 1 и 2. - 660 с.

106. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире. Текст. / Н.С. Розов. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. 292 с.

107. Россман, В. Разум под лезвием красоты Текст. / В. Россман // Вопросы философии. 1999. № 12.

108. Синеокая, Ю.В. Восприятие идей Ф. Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение Текст. / Ю.В. Синеокая // Ф. Ницше философия в России Сб. ст. СПб.: Русский Христианский гуманитарный ин-т, 1999. - 312 с.

109. Ш.Солженицын, А.И. Исчерпание культуры?: Выступление на «круглом столе» Российской Академии наук 24 сент. 1997 г. // http:www.chat.ru/-teljonok/Solgenitsin.htm.

110. Солженицын, А.И. Как нам обустроить Россию? Текст. / А.И. Солженицын. М: Правда, 1990. - 45 с.

111. Солженицын, А.И. Красное колесо. Текст. / А.И. Солженицын // Наш современник. 1990. № 11.

112. Солженицын, А.И. Речь в Гарварде. Текст. / А.И. Солженицын // Публицистика. Т.1. Ярославль: 1995. - 390 с.

113. Соловьев, B.C. Сочинения: В 2-х т. Текст. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1990. -Т.1.-894 с.

114. Соловьев, B.C. Чтения о богочеловечестве. Текст. / B.C.

115. Соловьев. СПб.: Худож. лит., 1994. - 526 с.

116. Соловьев, Э. Ю. Цвет трагедии Текст. / Э.Ю. Соловьев II Новый мир. 1968. № 9.

117. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика. Текст. / П. ^ Сорокин // Главы из книги. Библиография трудов П. Сорокина /

118. Науч. ред. Ю.В. Яковец. М.: Наука, 1999. - 286 с.

119. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. Текст. / П. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

120. Спенсер, Г. Основание науки о нравственности. Текст. / Г. Спенсер. СПб., 1880.

121. Степун, Ф. Бывшее и несбывшееся. Текст. / Ф. Степун. М.-СПб.: Совм. изд. Прогресс-Литера и Алетейя, 1995. - 649 с.

122. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории ^ эстетической аксиологии. Текст. / Л.Н. Столович. М.:1. Республика, 1994. 463 с.

123. Столович, Л.Н. Природа эстетической ценности. Текст. / Л.Н. Столович. М.: Политиздат, 1972. - 271 с.

124. Стоуньер, Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики Текст. / Т. Стоуньер // Новая технократическая волна на Западе. М.: Наука, 1986. - 435 с.

125. Субетто, А.И. Разум и антиразум. Текст. / А.И. Субетто. СПб.: Петровск. акад. наук и искусств, 2003.- 146 с.

126. Сумерки богов. Текст. / М.: Политиздат, 1989. 396 с.

127. Татищев, В.Н. Избранные произведения. Текст. / В.Н. Татищев.1. Л.: Наука, 1979. 464 с.

128. Титов, В.А. Мораль познающая. Текст. / В.А. Титов. М.: Знание, 1988.-63 с.

129. Тлостанова, М.В. Нюансировка инаковости в постмодернистскихэпистемах Текст. / М.В. Тлостанова // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 3-4.

130. Толстой Л.Н. Война и мир. Текст. / Л.Н. Толстой. М.: Худож. лит., 1964.-Т. 3-4.-647 с. ^ 131.Тоффлер, А. Футурошок. [Текст] / А. Тоффлер. - СПб.: Лань,1997. 461 с.

131. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме. Текст. / В.П. Тугаринов. Л.: ЛГУ, 1969. - 124 с.

132. Федотова, В.Г. Анархия и порядок. Текст. / В.Г. Федотова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 144 с.

133. Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. Текст. / В.Г. Федотова. М.: Наука, 1991. -132 с.

134. Философия техники в ФРГ. Текст. / М.: Знание, 1989. 270 с.

135. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии Текст. / 3. Фрейд //Я и Оно. -М.: Эксмо-Пресс, 1998. 1040 с.

136. Фромм, Э. Духовная сущность человека Текст. / Э. Фромм // Философские науки. 1990. № 8.

137. Фромм, Э. Душа человека. Текст. / Э. Фромм. М.: Республика, 1992.- 429 с.

138. Фромм, Э. Иметь или быть. Текст. / Э.Фромм. М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

139. Фромм, Э. Психоанализ и религия Текст. / Э.Фром // Сумерки * богов. М.: Политиздат, 1990. - 396 с.

140. Фромм, Э. Психоанализ и этика. Текст. / Э. Фромм. М.: Республика, 1993. - 414 с.

141. Фромм ,Э. Человек для себя. Текст. / Э.Фромм. Минск: «Коллегиум», 1993. - 253 с.

142. Хилл, Т.И. Современные теории познания. Текст. / Т.И. Хилл. -М.: Прогресс, 1965. 533 с.

143. Ценностные ориентации в межкультурным диалоге Текст. // Панорама культурной жизни. 1995. № 10.

144. Чаадаев, П.Я. Поли. собр. соч. и избранных писем. Текст. / П.Я. Чаадаев. М.: Наука, 1991.- Т. 1. - 798 с.

145. Чаадаев, П.Я. Полн. собр. соч. и избранных писем. Текст. / П.Я. Чаадаев. М.: Наука, 1991. - Т.2. - 671 с.

146. Чаадаев, П.Я. Статьи и письма. Текст. / П.Я. Чаадаев. М.: Современник, 1989. - 621 с.

147. Чавчавадзе, Н.З. Культура и ценности. Текст. / Н.З. Чавчавадзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1984. 171 с.

148. Черницкая, М. Б. Ценностные ориентации русской культуры Текст. / М. Б. Черницкая // Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность: Материалы докл. VIII межвуз. конф. по культурологии. Н. Новгород, 2002. - 140 с.

149. Черницкая, М. Б. Ценностные ориентации западной культуры Текст. / М. Б. Черницкая // Проблемы взаимодействия этнических культур история и современность: Материалы докл. VIII межвуз. конф. по культурологии. — Н Новгород, 2002. 140 с.

150. Черницкая, М. Б. Социокультурные изменения и развитие общества Текст. / М. Б. Черницкая // Человек и асимметрия социальных изменений: Сб. науч. трудов: Межвуз. науч.-практ.конф. Н. Новгород, 2002. - 208 с.

151. Черницкая, М. Б. Русский национальный характер Текст. / М. Б. Черницкая // Культурология. Философия. История: Сб. трудов аспирантов. Н. Новгород: Изд-во НГАСУ, 2003. - 150 с.

152. Черницкая, М. Б. Образовательный процесс как вид социокультурной деятельности Текст. / М. Б. Черницкая // Законы педагогической сферы общества: Материалы докл. VI Междунар. Нижегород. Ярмарки идей, 31 академич. симп. Н. Новгород, 2003. - 468 с.

153. Черницкая, М. Б. Общечеловеческие ценности в русской и западной культурах Текст. / М. Б. Черницкая // Культура и антикультура: Материалы докл. IX межвуз. конф. по культурологии. Н. Новгород, 2003. - 300 с.

154. Чухина, JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Текст. / JI.A. Чухина. Рига: Зинатне, 1991. - 303 с.

155. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. Текст. / А. Швейцер. -М.: Прогресс, 1992. 572 с.

156. Шелер, М. Положение человека в космосе Текст. / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. Сб.пер. с англ., нем. фр. - М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

157. Шердаков, В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности Текст. / В.Н. Шердаков // Вопросы философии. 1996. № 2.

158. Шпенглер, О. Закат ЕвропыТекст. / О. Шпенглер. М.: Наука, 1993.-Т.1.-584 с.

159. Шубарт, В. Европа и душа Востока. Текст. / В. Шубарт. М.: Альм. «Рус. идея», 1997. - 446 с.

160. Шубкин, В.Н. Система образования и воспроизводство новыхэлит Текст. / В.Н. Шубкин // Этика успеха. 1994 Вып. № 3.

161. Шугуров, М.В. Праздная толерантность: постмодернистский сценарий /Текст. / М.В. Шугуров // Общественные науки и современность. 2003. № 5.

162. Щеглова, JI.B. Национальный культурный проект в идейном мире П.Я. Чаадаева Текст. / JI.B. Щеглова // Вестн. Моск. ун-та. 2000. № 1.

163. Экономцев, И.Н. Духовность и творчество Текст. / И.Н. Экономцев // Вопросы философии. 1996. № 2.

164. Эстетика Ренессанса: В 2 т. Текст. / Сост. В.П. Шестоков. М.: Искусство, 1981. - Т. 1. - 495 с.

165. Яковенко, И.Г. Эсхатологическая компонента российской ментальности Текст. / И.Г. Яковенко // Общественные науки и современность. 2000. № 3.

166. Яковлева, JI.E Бытие национальной традиции в философии Текст. / JI.E. Яковлева // Вестник Моск. ун-та. 2002. № 4.

167. Яценко, Е.П. Модернизация и национальная культура Текст. / Е.П. Яценко // Культура в современном мире. 1999. № 4.

168. Buber, M. Das Problem des Menschen. Text. / M. Buber. -Heidelberg, 1948. 310 s.

169. Eisler, R. Worterbuch der philosophischen Begriffe. Text. / R. Eisler. Berlin, 1930 Bd. Ill S. 516; Philosophisches Worterbuch begrundet von Heinrich Schmidt. Stuttgurt, 1957 (рус. пер. Философскийсловарь. М., 1961).

170. Glissant, Е. Poetics of Relation. Text. / E. Glissant // Trans. B. Wing. Ann Arbor, 1990. 410 s.

171. Hartmann, N. Ethik. Text. / N. Hartmann. Leipzig, 1926. - 377 s.

172. Kutchera von, F. Grandlagen der Ethik. Text. / Kutchera von F. -Berlin, 1982 Итальянское издание: Fondamenti dell Etica. Milano, 1991. 380 s.

173. Lotze, H. Mikrokosmos. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit. Versucheiner Anthropologic Text. / H. Lotze. -Leipzig, 1923, sechste Auglage. Bd. 1 - 480 s; Bd. 3 - 496 s.

174. Marcel, G. Etre et avoir. Text. / G. Marcel. Paris, 1935. -323 s.

175. Meinong, A. Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie Text. / A. Meinong. Graz, 1923. - 310 s.

176. Pagden, A. The genenis of «governance» and Enlightenment conceptions of cosmopoliten world order Text. / A. Pagden // International Social Science Journal. 1998. - № 55.

177. Perry, R.B. General Theory of Value. Its Meaning and Basic Principles Construed in Terms of Interest. Text. / R.B. Perry. N.Y; L., 1926. - 760 p.

178. Perry, R.B. Realms of Value. Text. / R.B. Perry. Cambridge: Harvard University Press, 1954. - 511 p.

179. Rose, M.A. The Post-Modern and the Post-Industrial. A Critical Analysis Text. / M.A. Rose. Cambridge, 1991. - 494 p.

180. Santayana, G. The Sense of Beauty. Being the Outline of Aesthetic Theory. N.Y., 1955. - 388 p.

181. Scheler, M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Text. / M. Scheler. 400 p.

182. Scheler, M. Die Wissenformen und die Gesellschaft. Probleme einer

183. Soziologie des Wissens. Text. / M. Scheler. Leipzig, 1926. - 450 s.

184. Trapp, R.W. Nicht-klassischer Utilitarismus Eine Theorie der Gerechtigkeit. Text. / R.W. Trapp. - Frankfurt a.m; 1970. - 350 s.

185. Weber, M. Wirtschaft und Gemeinschaft. Text. / M. Weber. Koln, 1964. - 440 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.