Ценностный подход в исследовании литературного творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, доктор филологических наук Попова, Елена Васильевна

  • Попова, Елена Васильевна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 326
Попова, Елена Васильевна. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: дис. доктор филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Москва. 2004. 326 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Попова, Елена Васильевна

Введение.

Глава I. Философские предпосылки аксиологического метода в литературоведении

§ 1. Категория «ценность» в западноевропейской философии и ее значимость для современных гуманитарных исследований.

§ 2. Ценностная ориентация русской философии.

§ 3. Статус категории «ценность» в эстетической концепции

М. М. Бахтина.

§ 4. Критерий ценности в современной научной парадигме.

Глава II. Аксиологическое содержание литературоведческих понятий

Глава III. Национальные ценности в их преломлении отечественной философией и литературой.

§ 1. Национальный идеал.

§ 2. Историческое прошлое России и национальное достоинство.

§ 3. Русская душа и этические абсолюты русского самосознания.

§ 4. Экзистенциальные ценности.

§ 5. Ценностная ориентация русской интеллигенции второй половины XIX - начала XX века.

Глава IV. Проблема художественной ценности.

§ 1. Эстетическое и художественное.

§ 2. Истина, Добро и Красота как инвариантные признаки художественности.

§ 3. Критерии художественной ценности.

§ 4. Риторические формы в литературе и проблема художественной ценности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностный подход в исследовании литературного творчества»

Актуальность темы исследования. Методология исследования литературного творчества в последние десятилетия активно обновляется. Актуализировавшийся сегодня путь интеграции гуманитарных наук был предсказан М.М.Бахтиным: «Наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры проходит на границах отдельных областей ее, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике»1. Это суждение является перспективным и многообещающим. В частности, синтез литературоведения и аксиологии открывает широкие возможности постижения природы литературного творчества.

Аксиологический подход известен таким гуманитарным наукам, как философия, эстетика, социология, психология, этика, культурология, где критерий ценности признается как универсальный в анализе любых явлений антропологического порядка. Сегодня представляется насущным, при опоре на философскую теорию ценности, теоретическое обоснование ценностного подхода в исследовании литературного творчества. Для этого имеются все необходимые предпосылки. И прежде всего - достаточная изученность аксиологической природы культуры в целом и, в частности, искусства.

С.Л.Франк рассматривал культуру «как совокупность идеальных ценностей».2 Андрей Белый писал: «История культур становится историей проявленных ценностей»3. Питирим Сорокин утверждал: «Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»4. Такое понимание культуры поддерживает современная аксиология. Д.А.Леонтьев рассматривает художественную культуру как «форму существования ценностей»: «Культура есть именно реализовавшаяся, осуществленная, воплощенная ценность»5. М. С. Каган строит всю свою теорию аксиосферы, исходя из того, что культура представляет собой мир ценностей, а искусство «необходимо включает в свою образную ткань аксиологическую составляющую<.> Художественная информация содержит мощный эмоционально-интеллектуальный заряд, в котором адекватно выражено ценностное отношение художника к миру», а «художественное творчество можно рассматривать как непосредственный «язык ценностей».6 На ценностях держится мировая культура и, в частности, отечественная литература.

Представления о ценностях являются основой духовного существования человека. Это высшие запросы и устремления человека, идеальные образования, проявляющиеся как двигатель человеческого поведения, как внутренние целевые ориентиры личности.

Однако особенность современной ситуации заключается в том, что глобальный «антропологический кризис» рубежа XX-XXI веков затронул и сферу ценностей, которые оказались перед угрозой редукции и даже тотального уничтожения. Философия .прагматизма, утверждающая, что современный мир не нуждается в духовных измерениях, властно овладевает сознанием человека. Не менее драматична ситуация в искусстве, где произошла радикальная переоценка ценностей, а по сути - освобождение от ценностей, которые хранились и приумножались человеком столетиями. Под влиянием эстетической концепции Ф.Ницше и его последователей, в частности, Х.Ортеги-и-Гасета, за пределы искусства вытесняется все «человеческое», отвергается классический канон Истины, Добра и Красоты, благословляется курс на «дегуманизацию искусства». В связи с этим в современном литературоведении актуализировалась проблема художественной ценности. Размытость критериев художественности в современной литературе отрицательно сказывается на ее качестве. Рассмотрению инвариантных признаков художественности в настоящей работе уделено значительное внимание.

Особую остроту приобретает проблема ценности в научном познании в связи с опытом решительного отказа от ценностей такой концепции гуманитарной мысли второй половины XX века, как деконструктивизм, который в западной культуре представлен именами М.Фуко, Ж.Деррида, Р.Барта, Ю.Кристевой. Философия деконструкции - это своего рода апология скептицизма; она не поклоняется человеку и не признает автора; перо деконструктивиста десакрализует и человека, и литературу, и мир в целом, лишая его ценностных опор. Радикальная настроенность деконструктивизма на освобождение исследовательской мысли от ценностей вполне согласуется с современным кризисом ценностного сознания в областях морали, религии, политики, искусства.

Обозначенная ситуация в современной аксиосфере подчеркивает особую значимость достижений аксиологической науки, которые могут быть использованы литературоведами в качестве методологической базы.

Культурно-исторический масштаб аксиологического /ценностного/ подхода определяется той ролью, какую играли и играют ценности в жизни человека, в исторических судьбах народов и в истории культуры. Человек живет в мире ценностей. М.М. Бахтин неоднократно повторял: «В абсолютной ценностной пустоте невозможно никакое высказывание, невозможно само сознание»7. Это имеет прямое отношение и к литературному творчеству, и к тем, кто занимается его изучением.

Аксиологический подход оказался на острие споров об объективности и субъективном факторе в научных исследованиях. В современных литературоведческих дискуссиях по проблемам перестройки и обновления методологии присутствует настороженное отношение к аксиологическому компоненту в научных исследованиях. Ценностные суждения нередко рассматриваются как угроза объективному характеру научного знания. На счет аксиологии записывается «субъективистский произвол и своеволие», что на самом деле не имеет никакого отношения к аксиологии и свидетельствует о необходимости теоретического обоснования взаимосвязи аксиологии и литературоведения, определения роли и границ аксиологического познания в нашей науке. Аксиологический подход предполагает в высшей степени ответственное отношение к изучаемому объекту и направлен исключительно на осмысление его ценностных характеристик, которых, как показало наше исследование, огромное множество. Проблема оценки, безусловно, существует, но все же находится на периферии как аксиологии, так и научного познания вообще. Сегодня не надо доказывать значимость личностного фактора в науке; и ценностное отношение нельзя исключить из специфики гуманитарных наук (о специфике «наук о духе» и их отличии от «наук о природе» писали В.Дильтей и Г.Риккерт).

Какой бы строгой ни была установка ученого на «объективность», его ценностное сознание прочитывается из научного текста независимо от того, хочет того автор или нет. Равно как дает о себе знать ценностный релятивизм, даже если автор открыто не позиционирует его. Так или иначе, но ценностные предпочтения и ориентиры участвуют в научном познании. К области оценивания литературных явлений более прямое отношение, нежели собственно наука, имеют литературная критика и эссеистика. В скрытом виде ценностное отношение присутствует и в выборе материала исследования, и в установлении 'иерархической принадлежности автора и произведения, и в определении культурно-исторической значимости текста, и в процессе интерпретации; наконец, «говоря о каком-то произведении «это не литература», мы как раз и даем произведению подобную ценностную характеристику»8. Однако оценочное отношение (в имплицитном или эксплицитном варианте) выступает как зависимое от решения задач исследовательского характера, где главным признается весомость аргументов и логика доказательства.

Сложность проблемы заключается в том, что литературоведение находится на стыке требуемой' от любого ученого беспристрастности, внеоценочности - и неустранимой в гуманитарных науках причастности субъекта познания предмету изучения, который аксиологически не нейтрален. В.Дильтей и неокантианцы не без оснований характеризовали объект гуманитарных наук как «отнесенный к ценности». Этой позиции придерживается и современная аксиология: «В познании социокультурных объектов невозможна та степень «отключения», самоабстрагирования субъекта из процесса и продукта познания во имя получения объективной истины, какая необходима и возможна в науках о природе. Само «понимание» и «осмысление» познаваемых явлений и процессов - операции, имманентные «наукам о духе» /или «о культуре»/,- есть проявления ценностного к ним отношения, идет ли речь об исторической науке, социологии или литературоведении»9. В целом разделяя эту позицию, подчеркнем, что ценностное отношение в деятельности литературоведа присутствует, но не доминирует и не может доминировать в силу природы научного знания.

Аксиологический подход не сводим к проблеме оценки в научном познании, его главная цель - исследование феномена ценности в литературном творчестве, его объект - литературное произведение, соотносимое с миром ценностей и обладающее ценностной значимостью.

Совокупность проблем аксиологического свойства, естественно, нуждается в научном обсуждении. И данная работа является попыткой ответа на ряд актуальных вопросов методологии современного литературоведения.

Разработка ценностного подхода применительно к изучению художественной литературы и рассмотрение историко - литературных явлений в свете аксиологии - это актуальнейшая задача современного литературоведения, имеющая важное социально- культурное значение.

Об актуальности темы свидетельствует Постановление президиума

РАН «Об утверждении основных направлений фундаментальных исследований» от 1 июля 2003г., № 233. Пункт 8.7 гласит: «Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в ю современном осмыслении».

Таким образом, актуальность темы диссертации определяется: активизацией диалога гуманитарных» наук, в котором есть место синтезу аксиологии и литературоведения; необходимостью обновления методологии литературоведения путем экспликации ценностного критерия в анализе историко-литературных явлений; насущностью теоретического обоснования ценностного подхода в литературоведении, определения его роли и границ в научном познании; недостаточной изученностью ценностного потенциала художественной литературы в свете аксиологии; возможностью открыть неизученные пласты литературного творчества, связанные с универсальными, национальными и локальными ценностями, с духовными приоритетами автора и ценностными идеями эпохи; проблемами определения критериев художественной ценности; перспективой трансляции ценностей классической литературы в современное общество и влияния на формирование ценностного сознания читателя.

Степень разработанности проблемы. Проблема ценностного подхода в литературоведении в значительной степени предопределена уровнем аксиологически ориентированной философии и тем вкладом, который внесли в разработку концепции ценности Г.Лотце, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Г.Мюнстерберг, И.Кон, М.Шелер, Э.Фромм, В.Франкл, М.Хайдеггер, Н.Гартман, а также представители русской философской мысли: Вл.С.Соловьев, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, С.Л. Франк, А.Белый, П.А.Сорокин и др. В последние десятилетия аксиологические исследования активизировались в России. Среди тех, кто способствовал продвижению теории ценности на отечественной почве,

B.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, Г.П.Выжлецов, Л.Н.Столович,

C.Ф.Анисимов, М.С.Каган, Ю.Н.Давыдов, Д.А.Леонтьев.

В сочинениях многих аксиологов привлекает внимание факт заинтересованного обращения к литературным произведениям, что свидетельствует о том, что художественная словесность является важным источником знаний о ценностях. Ярким образцом ценностного анализа литературного творчества является книга Н.О.Лосского «Достоевский и его христианское миропонимание»/1945/.

Особое значение для литературоведения представляет эстетическая концепция М.М.Бахтина, в которой категория «ценность» является стержневой и имеет методологический статус. М.М.Бахтин ввел понятие «ценность» в терминологический оборот литературоведения и широко использовал его при анализе историко-литературных явлений. Высокий уровень аксиологического мышления ученого и его глубинное понимание ценностного начала в составе литературного творчества позволяют утверждать, что М.М.Бахтин заложил фундамент аксиологического подхода в литературоведении. «Ценностный подход» определяется М.М.Бахтиным как «ценностно осмысливающая эмоционально-волевая установка»11. И хотя в трудах М.М.Бахтина мы не находим развернутого теоретического обоснования ценностного подхода, эстетические исследования самого ученого-философа находились именно в этом русле.

Эстетика как философия искусства, наиболее близко стоящая к литературоведению, чаще обращается к аксиологическому рассмотрению художественных явлений, что может быть своего рода ориентиром для литературоведения. Один из представителей отечественной эстетической аксиологии Л.Н.Столович утверждает: «Аксиологический подход необходим для исследования эстетических и художественных явлений, обладающих

10 ценностной природой». И хотя в своей работе «Природа эстетической ценности» Л.Н.Столович ограничивает аксиологический подход определением ценностных параметров эстетического и художественного, сегодня, на продвинутом этапе аксиологической мысли, можно идти дальше и глубже, изучая мир внеэстетических ценностей, детерминирующих прежде всего содержание, а также форму произведений.

Аксиологической природе литературного творчества уделено внимание в монографиях Ю.Б.Борева/ «Искусство интерпретации и оценки».М. ,1981/, А. В. Гулыги /«Эстетика в свете аксиологии». СПб., 2000/, в работе Т.Б.Любимовой «Аксиологическое построение произведения искусства» /сб. «Эстетические исследования: методы и критерии». М.,1996/, а также в многочисленных общетеоретических исследованиях по аксиологии, где иллюстративным материалом являются произведения словесного творчества.

Неверным было бы утверждать, что ценности, имеющие многовековой опыт осмысления в философии и искусстве, были не замечены литературоведением. Исследования, например, нравственных аспектов в

I 3 художественной литературе, безусловно, носили аксиологический характер , но точнее было бы сказать - отчасти, поскольку это осуществлялось на имплицитном уровне, нецеленаправленно и без опоры на теорию ценности. Вплоть до последнего времени литературоведение отстраненно относилось к теории ценности и не включало опыт этой отрасли философии в сферу своей деятельности.

Только в середине 90-х годов к проблеме интеграции литературоведения и аксиологии вплотную подошел И. А. Есаулов. Он заявил о необходимости аксиологического подхода исследователя к предмету своего изучения - русской культуре, и в частности - русской литературе, аксиологическая направленность которой проявилась в одном из первых памятников литературы - в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, где четко разграничены ве"|Хозаветная и христианская системы ценностей.14 Мысль исследователя ищет систему аксиологических координат, оказавшую воздействие на поэтику русской литературы, а возможно, и определившую ее поэтику.

В последние годы активизировалось внимание к ценностям в художественной литературе. В качестве примера назовем статью А.Б. Есина «О ценностной системе А.Т.Твардовского («Василий Теркин»)» / Русская словесность, 1995, № 5/. Речь идет о прочных житейских ценностях, которые были на фронте опорой национального духа и благодаря которым выжил и победил русский народ. Другой пример, свидетельствующий о сближении литературоведения и аксиологии, - монография К.Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» /М., ИМЛИ РАН, 2001/. Здесь отчетливо заявлено о ценностном подходе к явлениям культуры. Ценностно ориентированный анализ позволяет автору рассмотреть художественное воплощение фундаментальных ценностей в национальных литературах Северного Кавказа. Среди работ аксиологического характера назовем также книгу Т.А. Касаткиной «Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций» /М., 1996/ и докторскую диссертацию Э.Л.Афанасьева «Русская литература рубежа XVIII-XIX вв.: переломный этап национального самопознания (аксиология и поэтика)» / ИМЛИ им.А.М.Горького РАН, 2002/.

Значительный шаг в сближении аксиологии и литературоведения сделан В.Е.Хализевым в «Теории литературы» /третье изд. - 2002 /, где понятие «ценность» введено в терминологический аппарат литературоведения. О значимости аксиологического компонента в названном учебнике свидетельствуют выделенные параграфы: «Эстетическое в свете аксиологии», «Миф в аспекте аксиологии», «Персонаж и его ценностная ориентация».

Аксиологический принцип просматривается и в «Теории литературы» американских ученых Р.Уэллека и О.Уоррена (первое изд. - 1949). Приведем несколько фрагментов, по которым можно судить об уровне значимости ценностного фактора для авторов учебника: «Мы должны соотносить произведение с системой ценностей эпохи, в которую оно создано, и вместе с тем - всех последующих эпох». Обращаясь к истории литературы, авторы утверждают, что ее «можно написать, только согласовав ее с переменными системами ценностей, которые абстрагируются из самой же истории».

Размышляя о требованиях к «великому» в искусстве, американские коллеги считают обязательным «воплощение ценностной ситуации, но поскольку произведение представляет собой «определенную ценностную систему», в анализе его существует опасность «релятивного» подхода, неизбежный итог которого - «анархия ценностей, точнее, отказ от шкалы ценностей»15. При всей весомости категории «ценность» в американской «Теории литературы» нет оснований говорить о целенаправленном исследовании аксиологической составляющей и ее роли в литературном творчестве. Специальных работ по методологии ценностного анализа в зарубежном литературоведении нам установить не удалось.

Итак, тенденция к сближению аксиологии и литературоведения уже обозначилась, но еще не получила активного развития, несмотря на все имеющиеся для того предпосылки и культурно-историческую значимость. В литературоведении не в полной мере используется потенциал аксиологической науки, не исследована функция категории «ценность» в создании художественного произведения и остается недооцененным аксиологический фактор в теоретической поэтике и литературном процессе. Обращение к заявленной теме обусловлено недостаточной исследованностью многоплановых связей между аксиологией и литературоведением, наличием нерешенных проблем на стыке этих гуманитарных наук, а также обилием аксиологически значимого материала, который, с нашей точки зрения, необходимо ввести в научный обиход литературоведения. Сказанное можно резюмировать следующим образом: методология ценностного подхода в литературоведении нуждается в систематической разработке.

Объектом исследования являются литературоведение и аксиология.

Предмет исследования - ценностный подход к изучению литературного творчества как результат интеграции аксиологии и литературоведения.

Цель исследования: изучение аксиологического фактора в литературном творчестве и методологическое обоснование значимости и перспективности ценностного подхода в литературоведении.

Достижению данной цели служит постановка и решение следующих задач:

- исследование философских предпосылок аксиологического метода в литературоведении;

- рассмотрение категории «ценность» в западноевропейской философии, изучение аксиологических теорий XIX-XX веков и их значимости для литературоведческих исследований;

- изучение ценностной ориентации русской философии и ее связей с русской литературой;

- выяснение статуса категории «ценность» в эстетической концепции М.М.Бахтина;

- рассмотрение аксиологического компонента литературоведческих понятий и его идейно-эстетической функции;

- выявление истоков и ценностного потенциала русской литературы XIX-XX веков, отразившей ценности русской духовности;

- изучение основных ценностных идей русской философии и особенностей их художественного воплощения в русской литературе;

- обсуждение проблемы художественной ценности, определение инвариантных признаков художественности /критериев художественной ценности/;

- систематизация многоплановых связей между аксиологией и литературоведением;

- обобщение опыта аксиологических наблюдений в русском литературоведении;

- уточнение методологического статуса категории «ценность» применительно к литературоведению.

Гипотеза исследования. Предполагается, что интеграция аксиологии и литературоведения - это путь обновления методологии литературоведческих исследований, позволяющий обогатить науку. Ценностно ориентированный анализ дает возможность изучать художественное произведение как структуру, элементы которой обусловлены совокупностью аксиологических факторов. Изучение внеэстетических ценностей в художественной литературе /онтологических, религиозных, этических, ментальных, экзистенциальных, гражданских и др./ позволяет значительно расширить представление о мире ценностей, зафиксированных аксиологией.

Значимость концепта «ценность» особенно велика в определении критериев собственно художественной ценности, необходимых для оценки качества артефакта и осмысления его причастности /непричастности к искусству.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

-философская теория ценности, обобщившая опыт аксиологических наблюдений за длительную историю человеческой цивилизации, создавшая учение о природе ценностей, их месте в исторической реальности и индивидуальном сознании16;

-философские работы Вл.С.Соловьева, в том числе по проблемам этики, эстетики и литературного творчества17;

-эстетическая концепция М.М.Бахтина, в которой категория

18 ценность» имеет методологическии статус ;

-работы современных авторов, развивающих теорию ценности и систематизирующих научно-философский опыт своих предшественников19; -труды по методологии гуманитарных наук20; -исследования по эстетике и эстетической аксиологии21. Методы исследования: научное описание, культурно-исторический анализ, имманентный и контекстуальный подходы.

Научная новизна исследования. По мнению автора, новизна работы заключается в следующем:

- исследованы многоплановые связи аксиологии и литературоведения, опыт аксиологической науки включен в сферу литературоведческих дисциплин, что позволяет расширить методологические возможности литературоведческого исследования;

- эксплицировано аксиологическое ядро в философско-эстетических и литературоведческих трудах, анализирующих историко-литературные явления прошлого и настоящего;

- изучена аксиологическая природа литературного творчества, показана значимость аксиологического компонента в узловых литературоведческих понятиях;

- обоснован методологический статус категории «ценность» в литературоведческих исследованиях;

- на материале русской, литературы XIX-XX веков показаны возможности ценностного подхода в изучении системы духовных ценностей отечественной литературы, отразившей русское национальное самосознание и ценностные приоритеты писателей;

- в свете аксиологии проанализированы проблемы художественно-эстетической ценности, сформулированы инвариантные признаки /критерии/ художественной ценности.

Проведенное исследование, по нашему мнению, находится в русле современного направления в литературоведческой науке, о новизне которого говорит авторитетный ученый Ф.Ф.Кузнецов: «Новый подход к осмыслению художественного наследия гениев русской литературы, формирующийся сегодня, - это подход прежде всего ценностный, бытийный, онтологический. Конкретный историзм остается нашим руководящим исследовательским принципом, но он недостаточен. Аксиология, понимаемая как теория ценностей, и в первую очередь духовных ценностей, - вот то новое в современном научном постижении великого наследия русской литературы, что с особой силой и отчетливостью проявляет себя в последнее время»22.

Теоретическая значимость исследования заключается и в том, что ценностный подход интерпретируется в нем как применимый к изучению не только русской литературы, но и широкого круга других историко-литературных явлений.

Практическая значимость работы. Ценностный подход в исследовании литературного творчества - это способ трансляции ценностей в современное российское общество. Аксиологическое видение литературных явлений ученым, критиком, учителем способно оказать влияние на формирование ценностного сознания читателя, его духовности и эстетической восприимчивости.

В научной сфере теоретическое осмысление ценностного подхода может быть использовано для дальнейшего изучения функционирования ценностей в литературном процессе.

Данное исследование может быть полезно для литературной критики как эксплицирование определённой системы координат в оценке художественных достоинств произведения / артефакта.

В школьном преподавании целенаправленное и вместе с тем свободное от прямолинейности и навязчивости изучение ценностей художественной литературы позволит выработать у молодого человека представления о ценностях высшего порядка в различных областях человеческой жизни /духовной, моральной, социальной, эстетической и др./.

В вузовской работе данное исследование может быть использовано в качестве пособия по курсам: Литературоведение и аксиология; Духовные ценности русской литературы; Проблема художественной ценности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1 .Исследование многоплановых связей между аксиологией и литературоведением - актуальная задача современного литературоведения. Универсальность ценностного критерия в гуманитарных исследованиях. Аксиология как философская база ценностного подхода.

2.Терминологический аппарат, сложившийся в литературоведении, имеет аксиологическое содержание. Основные понятия теоретической поэтики и литературного процесса ценностно детерминированы. Результаты наблюдений позволяют сделать вывод: аксиологическое начало литературного творчества требует адекватного научного метода изучения, каким является ценностный подход. Отсутствие противоречий между научностью и ценностным подходом, их взаимодополняющий характер и единство.

3.Фундамент аксиологического метода исследования литературного творчества заложил М.М.Бахтин. Категория «ценность» является стержнем его эстетики и имеет в работах ученого методологический статус.

4.Духовные ценности как основные слагаемые содержания литературы. Важность аксиологического взгляда на ценностные основы национальной жизни в условиях кризиса национальной идентичности.

5.Оценка качества текста, его причастности/непричастности к искусству возможна и плодотворна на основе универсальных критериев ценности.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 21 публикации. Общий объем опубликованных работ по теме исследования составляет 28,4 п/л.

По теме исследования сделаны доклады на Международных конференциях:

- «Образование и культура в пост-коммунистических странах» -Лондонский университет, Великобритания, 1998 . Тема - «Ценностный подход в изучении литературы»;

-27-я Международная конференция по проблеме ценностей -Центральный университет Миссури, США, 1999 /виртуальное участие/. Тема - «Ценностный подход в литературоведении как путь к духовному возрождению России»;

- 10-я Международная бахтинская конференция - Гданьский университет, Польша, 2001. Тема - «Статус категории «ценность» в эстетической концепции М.М.Бахтина»;

- «Русское литературоведение в новом тысячелетии» - Москва, 2003. Тема - «Аксиологическая природа литературы и пути ее изучения».

В течение последних пяти лет читается спецкурс для студентов филологического факультета «Ценностный подход в изучении литературы» /Северо-Осетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова, г.Владикавказ/.

Структура диссертации. В соответствии с поставленной целью и задачами исследования диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Ее общий объем - 326 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Попова, Елена Васильевна

Заключение

Начиная эту работу, мы исходили не только из понимания актуальности темы в условиях кризиса ценностного сознания и кризиса культуры; мы исходили прежде всего из аксиологической природы литературного творчества и необходимости обоснования адекватной методологии ее исследования.

Опыт литературоведческой науки показывает, что ценностный потенциал русской, западноевропейских и других национальных литератур не был обойден вниманием, поскольку ценности имманентны литературному творчеству. Но исследования не опирались на научно обоснованный метод. Достижения аксиологической науки и методология М.М.Бахтина в исследовании словесного творчества убедительно свидетельствуют о том, что имеются серьезные основания для философско-теоретического оформления ценностного подхода к изучению художественной литературы. Эти основания и были актуализированы в настоящей работе, что, в свою очередь, позволило эксплицировать аксиологическое содержание важнейших литературоведческих понятий, оценить аксиологический фактор в литературном процессе и на примере русской литературы показать действенность ценностного подхода, его возможности в осмыслении субстанциальных основ национального самосознания.

Аксиологический взгляд на художественную деятельность позволил, как нам кажется, конкретизировать и дифференцировать эстетическое и художественное, вычислить «идеальные нормы» искусства, его инвариантные признаки. Критерий ценности играет решающую роль в уяснении качества артефакта и определении его причастности / непричастности к искусству.

Таким образом,

- теория ценности (аксиология) является методологической основой ценностного подхода в литературоведении;

- ценностный подход нацелен на изучение ролевой функции категории «ценность» в литературном творчестве;

- ценностный подход адекватен предмету изучения - художественной литературе;

- ценностный подход универсален и может быть применен к любым историко-литературным явлениям;

- ценностный подход формирует представления о духовных основах бытия и сущностных свойствах искусства;

- цённостный подход - это способ трансляции ценностей в современный мир и способ формирования ценностного сознания современного человека.

Ценностный подход к литературному творчеству, органичный аксиологической природе искусства, не только не отрицает традиционные методы и подходы, но напротив - естественно вписывается в утвердившуюся методологию литературоведения, обновляя ее, вытесняя устаревшие позиции, заполняя осознаваемые сегодня пробелы. В истории науки какие-то методы и подходы теряют актуальность, другие оказываются бесперспективными; обновление - неизбежный исторический процесс. В изменившейся общественной ситуации последних двух десятилетий, когда угроза «антропологической катастрофы» становится реальностью, а силы противодействия ей ищут пути спасения, когда аксиологическая мысль достигла такого уровня, что ее уже нельзя не замечать, когда категорией «ценность» измеряют сущность и качество многообразных явлений в гуманитарных науках, - в этих условиях проблема ценностного подхода к изучению литературного творчества становится важнейшей проблемой современного литературоведения."

Универсальность ценностного подхода в том, что он вписывается как в типологическое направление исследований, так и конкретно-историческое. Если типологический путь ведет к нахождению сходного, родственного, общего в литературных явлениях, то те же цели могут быть поставлены в работах аксиологического характера, например: типология ценностей русской литературы, этические (эстетические) абсолюты романтизма (реализма), нигилистические тенденции постмодернизма и т.д. Конкретно-историческое направление, изучающее характер индивидуальных явлений в определенный исторический период, только обогатится, когда ценности найдут место в ряду традиционно изучаемых объектов (аспектов).

Социологическое направление в литературоведении, изучающее срез общественного сознания, отразившегося в творчестве писателя, работало в основном в русле социально-политической ценностной оппозиции "прогрессивное - реакционное" и не уделяло должного внимания широкому спектру ценностных ориентаций личности и общества, в то время как именно здесь сосредоточены проблемы, интересующие исследователей аксиологического метода.

Сравнительно-историческое изучение литературы, ориентирующееся на типологические схождения и контакты, связи, влияния, заимствования, а также эволюцию художественных форм и эстетических установок, без ущерба для своей репутации могло бы пополниться важнейшим для искусства топосом - ценность, составляющим основу сюжетов и мотивов, эстетических взглядов пиcaтeляj литературных течений и направлений. Именно общность представлений об эстетической ценности и ценностях иных формирует художественные течения, направления, методы.

Последователи культурно-исторического метода, интересующиеся генезисом литературного творчества, его корнями (ментальность, общественная среда, исторические условия) и правдой жизни, запечатленной в произведении, вполне успешно могут включить ценностный фактор в состав тех сил, которые детерминируют художественное произведение и запечатлеваются в нем.

Опыт биографического подхода свидетельствует о том, как близко находятся ценности автора от того биографического материала, который рассматривается исследователем как источник творчества. И все же события жизни писателя не находят такого отражения в творчестве, как отражаются ценности, прежде всего ценности! - образующие личность художника, его неповторимый духовный мир. Они выстраивают судьбу писателя (поэта), именно они являются мощным импульсом творчества, генератором художественных идей и образов.

Проблематичным является пересечение ценностного подхода и структурализма. В модели научного анализа структурализма нет такого объекта исследования, как ценности. Но вместе с тем, если следовать за высокоавторитетным философом-теоретиком французского структурализма Р. Бартом, который утверждает, что структурализм исследует «пути смыслообразования»1, то и здесь возможны интересные открытия, поскольку смыслы рождаются из ценностных предпочтений автора, объективированных в структуре художественного текста.

Совместимость ценностного подхода с традиционной методологией не означает, что он в ней растворяется. В каких-то исследованиях, пересекаясь с другими подходами, он может доминировать. Но при осознанной установке с опорой на богатейший философско-теоретический опыт аксиологии и ценностную природу художественного творчества он может выступать в качестве самостоятельного и равноправного по отношению к другим методам. Все предпосылки для этого имеются.

Феномен ценности, становясь объектом рефлексии литературоведа, дает возможность открыть неизученные пласты литературного творчества, связанные с универсальными и локальными ценностями, с духовными приоритетами автора, с ценностными идеями эпохи. Взгляд на художественную литературу как форму существования ценностей (универсальных и национальных) выводит исследователя на философский уровень осмысления художественных явлений и решает проблемы, на которые традиционные подходы не были ориентированы. Находя и акцентируя ценностные смыслы литературных произведений, исследователь получает возможность трансляции ценностей искусства в современное общество, а по сути, влияет на формирование ценностного сознания современного человека, его представлений об основах человеческого бытия.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Попова, Елена Васильевна, 2004 год

1. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья 1 // Новый мир. 1988. №7.-С. 210-220.

2. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья 2 // Новый мир. 1988. № 9. - С. 227 - 239.

3. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Выпуск II.- М.: Т-во Мир,1913. 230с.

4. Академические школы в русском литературоведении / Отв. ред. П.А.Николаев.- М.: Наука, 1975. 516 с.

5. Анисимов С. Ф. Введение в аксиологию. Учебное пособие для изучающих философию. М.: Современные тетради, 2001 - 128 с.

6. Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под ред.А.А.Тахо-Годи. -М.: МГУ, 1978.-С.15-164.

7. Афанасьев Э.Л. Русская литература рубежа ХУШ-Х1Х вв.: переломный этап национального самосознания (аксиология и поэтика): Дисс. . докт. филол. наук. М.,2002.

8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: Пер. с фр./ Сост., общ. ред. и вст.ст. Г.К.Косикова .- М.: Прогресс, 1989.- 615 с.

9. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 1005 с.

10. Бахтин М. М. Литературно критические статьи / Сост. С.Бочаров и В.Кожинов. -М.: Худож.лит.,1986. -543 с.

11. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов.Россия, 1979.316 с. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.-444 с.

12. Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники: Ежегодник,1984-1985. Публ. и вступ. зам. С.Г.Бочарова, примеч. С.С.Аверинцева. -М.: 1986. С.80-160.

13. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т./ Ред. С.Г.Бочаров, Л.А.Гоготишвили.- М.: Русские словари, 1996. Т. 5. 731 с.

14. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 541 с.

15. Белая Галина. «И речка, вероятно, еле билась, затвердевая в каменномгробу.»//Хранить вечно. Оттепель. Приложение к «Независимой газете». 1999. - №6. 29 сент.

16. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР. Т.7.1955.- 738 с.

17. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост.,вступ.ст. и прим. Л.А.Сугай. М.: Республика, 1994.-528 с.

18. Бенедиктов Н. А., Макарычев С. П., Шаталин Е. Н. Русская идея: Очерк развития отечественной философии.- Н. Новгород: Изд-во Нижегородск. универс.,1993. 130 с.

19. Бердяев Н. А. Русская идея //О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.- С.43-271.

20. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.- М.: Мысль, 1990.- 220 с.

21. Бердяев Н. А. Сочинения. / Сост., вступ. статья и прим. А.В.Гулыги.- М.: Раритет, 1994,- 416 с.

22. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Изд -во МГУ, 1990 (репринт, изд.).-256 с.

23. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.480 с.

24. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. -383 е.

25. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. -2000. N° 5. -С.51-62.

26. Бессонов Б. Н. Судьба России: Взгляды русских мыслителей. М.: Луч, 1993.-252 с.

27. Блок А. А. Дневник / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А.Л.Гришунина.- М.: Сов.Россия, 1989.- 512 с.

28. Блок А. А. Ирония // Блок А. А. Искусство и революция. М., 1979. - С. 116-120.

29. Блок А. А. Искусство и революция / Сост. и примеч. Л.Асанова. М.: Современник, 1979.- 384 с.

30. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.- 64 с.

31. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения

32. Медного всадника». М.: Советский писатель, 1981. - 399 с.

33. Бродский И. А. Сочинения Иосифа Бродского. Т.6. СПб.: Пушкинский фонд, 2000.-456 с.

34. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. -1996. №2.- С.3-9.

35. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) //Вехи. Из глубины /Сост. и подгот. текста А.А.Яковлева. М., 1991,- С.31-72.

36. Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной церкви. М.: ТЕРРА, 1991.-413 с.

37. Ван дер Беркен Уильям. «Святая Русь» в русской литературе XIX века: за и против //Русская литература XIX века и христианство.- М., 1997.

38. Вейнингер О. Пол и характер. М.: ТЕРРА, 1992. - 480 с.

39. Великовский С. В поисках утраченного смысла. М.: Худож.лит.,1979. -293с.

40. Вехи. Из глубины: Сб. /Сост. А.А.Яковлева. М.: Правда, 1991. - 606 с.

41. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками / Пер. А. И. Введенского. В 2 т. СПб.: 1913. — 480 (I) е., 390 (II) с.

42. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи.- СПб.: Изд-во Д.Е.Жуковского, 1904.- 374 с.

43. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980.360 с.

44. Виноградов И. А. Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. -М.: Сов. писатель, 1972. 424 с.

45. Волошин М. Лики творчества / Сост. В.А.Мануйлов, В.П.Купченко, А.В.Лавров. Л.: Наука, 1989. - 848 с.

46. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987.-344 с.

47. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры СПб.: Изд-во СПб. университета, 1996. - 150 с.

48. Высшие ценности /Сост. А.Гусейнов.- М.: Молодая гвардия, 1971.- 190 с.

49. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст. сост. икоммент. В.В.Сапова. М.: Республика, 1994. - 368 с.

50. Гайденко П. Д. С. Мережковский: апокалипсис «всесокрушающей религиозной революции» //Вопросы литературы. 2000. № 5. - С. 98-126.

51. Гартман Н. Эстетика / Пер с нем. М.: Изд-во Иностр. лит.,1958. - 692 с.

52. Гаспаров М. JI. Голос культурной традиции //Вопросы литературы. -1991. №11-12. -С. 181-182.

53. Гаспаров М. JL Избранные труды: В 3 т. Т. 2: О стихах. М.: Языки русской культуры, 1997. - 504 с.

54. Гвардини Р. Конец Нового времени. Попытка найти свое место // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США -М.-СПб., 2000. С. 169-228.

55. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968 - 1973.

56. Гинзбург JI. Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. - 408 с.

57. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола: Уч. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. - 267 с.

58. Горн В. Наш сын и брат: Проблемы и герои прозы В.Шукшина. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1985. 206 с.

59. Григорьев А. А. Искусство и нравственность / Вступит, ст. и коммент. Б.Ф.Егорова. М.: Современник, 1986. - 351 с.

60. Григорьев А. А. Литературная критика. М.: Худож. лит., 1967. - 632 с.

61. Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. -СПб.: Алетейя, 2000. 447 с.

62. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.:Соратник,1995.- 308 с.

63. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994.- 314 с.

64. Гуревич П.С. Ценность и культура // Культурные ценности: прошлое и современность. М.,1988. - С. 8-20.

65. Гуревич П.С. Человек и статус ценности // Гуманистические ценности современной культуры. М., 1988. - С.6-11.

66. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология -М.: Мартис, 1998.-510 с.

67. Даль В. И. Подвиг. Прощение // Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. С. 513.

68. Дильтей В. Собр.сочинений : В 6 т./ Под общ. ред. А.В.Михайлова,

69. С.Н.Плотникова.Т.1. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории / Пер. с нем. М.: Дом интеллектуал, кн.,2000. -762с.

70. Добролюбов Н. А. Литературная критика: В 2 т. Т. 1. Л.: Худож. лит., 1984.-398 с.

71. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. Т. 10.-518 с. Т. 14.-511 с. Т.22. - 408 с. Т. 26. - 520 с.

72. Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. Вып.З / Ответ, ред. В.Н. Захаров. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. - 512 с.

73. Ерофеев В. Кризис вербального искусства или бессилие современного слова //Постмодернисты о посткультуре. Интервью с современными писателями и критиками/ Сост. С.Ролл. М.: ЛИА Р.Элинина, 1988. -195 с.

74. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: Изд. ПетГу, 1995. 288 с.

75. Есаулов И. А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия //Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1994.- С.378-383.

76. Есаулов И. Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры //Вопросы литературы. 1992. № 1. - С. 148-170.

77. Есйн А.Б. О ценностной системе А.Т.Твардовского («Василий Теркин») // Русская словесность. 1995. № 5. - С.34-38.

78. Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентаций // Филологические науки. 1994. № 5-6. - С. 10-19.

79. Делез Ж. Ницше / Пер. с фр., послесловие и коммент. С.Л.Фокина. -СПб.: Axioma, 2001. 181 с.

80. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики: Пер. с нем./ Вступ. ст., сост., пер. и коммент. Ал. В. Михайлова.- М.: Искусство, 1981.-448 с.

81. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-406 с.

82. Золотухина-Аболина Е. В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки, 1987, № 4. С. 11-18.

83. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т 6(П) / Сост. и коммент. Т.Ю.Лисицы. -М.: Русская книга, 1996.- 672 с.

84. Ингарден Р. Исследования но эстетике. М.: Иностранная лит., 1962. -572 с.

85. История новейшей русской литературы (1848-1892гг.) А. М. Скабичевского. II изд. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1893.-488 с.

86. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 3. -М.: Изд-во Акад. худож. СССР, 1967. 1008 с.

87. Каган М. С. Философия культуры СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

88. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.

89. Каган М. С. Эстетика как философская наука.- СПб.: Петрополис, 1997544 с.

90. Камю А. Бунтующий человек / Пер. с фр. М.:Политиздат, 1990.

91. Кант И. Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф.Асмуса и др. М.: Мысль, 1963- 1966. Т. 2. 1964. - 511 с. Т. 4(1) - 1965. - 544 с. Т. 5. - 1966. - 564 с.

92. Кантор В. «Средь бурь гражданских и тревоги. .»Борьба идей в русской литературе 40-70-х годов XIX века. М.: Худож. лит., 1988. - 302 с.

93. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. М.: Наследие, 1996.-333 с.

94. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. - 367 с.

95. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966.- 376 с.

96. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания / Пер. с англ.-СПб.: Академический проект, 1999. 240 с.

97. Колесов В. В. Жизнь происходит от слова. СПб.: Златоуст, 1999. -368 с.

98. Котельников В.А. Восточнохристианская аскетика на русской почве //Христианство и русская литература СПб., 1994. - С.89-127.

99. Котельников В. А. Русская идея как философская и историко-литературная тема // Русская литература. 1990, № 4. - С. 112-119.

100. Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной / Владимир Котельников. М.: Прогресс-плеяда, 2002. -383 с.

101. Кузнецов Ф.Ф. В начале было Слово // Литературная газета. 2004. №1,14.20 янв.

102. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. -1996. № 2. -С.31-35.

103. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. — 1996. №4 С.15.26.

104. Литературоведение как проблема. Труды Научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». М.: Наследие, 2001. - 600 с.

105. Лихачев Д. С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1981. - 70 с.

106. Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. - 206 с.

107. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. - 776 с.

108. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.

109. Лосев А. Ф., Тахо-Годи М. А. Эстетика природы. Киев: Collegium, 1998.-242 с.

110. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Советский писатель, 1990. -318 с.

111. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.

112. Лосский Н. О. Избранное / Вст. ст., сост., подгот. текста и примеч. В.П. Филатова. М.: Правда, 1991. - 622 с.

113. Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.-478 с.

114. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

115. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. -270 с.

116. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб.: Искусство, 1997. - 399 с.

117. Лотце Г. Микрокозм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. /Пер с нем. 4.1-3. М.: Солдатенков, 1866-1867.

118. Лотце Г. Основания практической философии / Пер. с нем.- СПб.: 1882.-86 с.

119. Любимова Т. Б. Аксиологическое построение произведения искусства // Эстетические исследования: методы и критерии: Сб.ст. М., 1996. -С.88-105.

120. Ляликов Д., Роднянская И.,Чаликов В. Дж. Гарднер о нравственности литературы // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.-СПб., 2000. - С. 576-614.

121. Максимов А.Н. Философия ценностей. -М.:Высшая школа, 1997. -175 с.

122. Мандельштам О. Э. Слово и культура: Статьи. М.: Советский писатель, 1987.-320 с.

123. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.-СПб., 2000. -С.249-289.

124. Марксистско-ленинские критерии ценности в литературе /Ю.Б.Борев, Г.М.Фридлендер, В.Р.Щербина и др.; Отв. ред. Д.М.Урнов; АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. М.: Наука, 1986. - 317 с.

125. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999.-380 с.

126. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГУ, 1994. - 133 с.

127. Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция //Вопросы философии. -1991. № 1. С. 106 - 159.

128. Михайлов А.В. Предисловие к публикации Ф.Ницше «По ту сторону добра и зла» // Вопросы философии. 1989. № 5. - С.113-122.

129. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чеш. М.: Искусство, 1994. - 605 с.

130. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты //Труды по знаковым системам, УП /Ученые записки Тартуского гос. университета. Вып. 365. Тарту, 1975.

131. Муравьев В. Н. Внутренний путь // Вопросы философии. 1992. № 1.- С. 102-110.

132. Наука и ценности: Сб.ст./ АН СССР. Сиб.отд. Ин-т истории, филологии и философии; Отв. ред. А.Н.Кочергин.- Новосибирск: Наука, 1987.-240с.

133. Наука о литературе в XX веке: (История, методология, литературный процесс): Сб. ст./ РАН.ИНИОН. Центр гуманит. науч.-инф. исслед. Отдел литературоведения; Редкол.: Ревякина А.А.(отв. ред. и сост.) и др.-М., 2001.-376 с.

134. Николаев П.А., Курилов А. С, Гришунин A. JI. История русского литературоведения: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1980.-349 с.

135. Ницше Ф. Из наследия (Вступит, ст. и сост. Ю.Н.Давыдова) // Иностранная литература. 1990. №4. - С. 186 - 197.

136. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна; Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. - 829(1) е., 829(11) с.1350 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528 с.

137. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). -М.: Мысль, 1976. 431 с.

138. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. -М.: Прогресс, 1989. 560 с.

139. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства //Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.-СПб., 2000. - С.312-348.

140. Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. М.: Гослитиздат, 1955-56.-Т.1.-390 с. Т.З. -570 с.

141. Платон. Соч.: В 3 т. / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. Пер. с древнегреческого. Т. 1. М.: Мысль, 1968. - 623 с.

142. Поиск. 2003.- № 35(745), 29 августа.

143. Померанц Г.С. Страстная односторонность и бесстрастие духа. М.-СПб.: Университетская книга, 1998. - 617 с.

144. Поспелов Г. Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

145. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во МГУ, 1965.-360 с.

146. Постмодернисты о посткультуре. Интервью с современными писателями и критиками / Сост.С.Ролл. -М.: ЛИА Р.Элинина, 1988. 195 с.

147. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 622 с.

148. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

149. Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. - 260 с.

150. Проблемы вечных ценностей в русской культуре и литературе XX века:

151. Сб. науч. трудов, эссе и комм./ Чеч.-инг. гос. ун-т им. Л.Н.Толстого. -Грозный, 1991.-320 с.

152. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Художественная литература, 1962. Т. 10.-486 с.

153. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр. -М.: Academia Центр. Медиум, 1995. - 411 с.

154. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер.с нем. СПб.: Образование, 1911.-195 с.

155. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем. М.: Республика, 1998. - 410 с.

156. Роднянская И.Б. Художественность// Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интельак, 2001.- С.1178.

157. Розанов В. В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. - 605 с.

158. Розанов В. В. Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990. - 635(1) е., 710(11) с.

159. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2001. - 608 с.

160. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. - 384 с.

161. Русская идея / Сост. и авт. вступ. ст. М.А.Маслин; комм. Р.К.Медведевой. М.: Республика, 1992. - 494 с.

162. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2 т. / Редкол.: Зись А.Я. и др. Сост. В.М.Пискунов.- М.: Искусство, 1994.

163. Русская интеллигенция. История и судьба / РАН. Науч. совет по ист. мир. культ.; Редкол.: Лихачев Д.С. (ответ, ред.) и др. -М.: Наука, 1999. -423 с.

164. Русское подвижничество / Pop. акад. наук; Науч. совет по истории мировой культуры; Сост. Т. Б. Князевская.- М.: Наука, 1996.- 571 с.

165. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе: Сб: / Пер./вст. ст. Р.А.Гальцевой, И.Б.Роднянской; примеч. С.С.Аверинцева и др. М.: Политиздат, 1991 -365с.

166. Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США / Ответ, ред. и сост. Р.А.Гальцева.- М,- СПб.: Университетская книга, 2000.- 640с.

167. Сартр Ж. -П. Что такое литература? Слова / Пер.с фр. Минск: Попурри, 1999.-448 с.

168. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. - М., 1989.- С. 319-344.

169. Синеокая Ю.В. Библиография работ о философии Ф.Ницше, вышедших в России с 1892 по 1998 гг.// Фридрих Ницше и философия в России. -СПб., 1999.-С. 296-309.

170. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках / Сост. Е.Покусаева. М.: Худож. лит., 1972.-544 с.

171. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. - 608 с.

172. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. JL И. Тимофеева, С. В. Тураева. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

173. Снигирева Б. А. и Подчиненов А. В. Русская идея как художественный феномен : Учебное пособие по спецкурсу. Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 2001.-104 с.

174. Солженицын А. И. Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика.- Екатеринбург: У-Фактория,1999.- С. 752.

175. Соловьев В. С. Литературная критика /Сост.и комм. Н.И.Цимбаева. М.: Современник, 1990.- 421 с.

176. Соловьев В. С. О лирической поэзии. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского //Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения / Сост, вступ. ст., коммент. Н.И.Цимбаева. -М., 1991.-С. 85-110.

177. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т./ Сост, общ. ред. и вст. ст. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги; Примеч. С.Л.Кравца и др. М.: Мысль, 1990. - 892(1 )с., 822(П) с.

178. Соловьев В. С. Соч.: В 2 Т./ Сост. и подгот. текста Н.В.Котрелева.- М.: Правда, 1989. 687(1) е., 735(П) с.

179. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество,- М., Политиздат, 1992.-543с.

180. Спиридонова И. А. Степан Разин Василия Шукшина //Русская литература. 1990. № 4. - С.18-31.

181. Срезневский И. И. Подвиг // Материалы для словаря древне-русского языка. Т.2. Вып. 3.-СПб.,1900.-С.1032-1033.

182. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академии, проект, 2001. - 990 с.

183. Столович JI. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

184. Столович JI. Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -271с.

185. Страхов Н. Н. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском //Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. -СПб., 1883.-С. 179-322.

186. Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 20001. - 196 с.

187. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

188. Титаренко А. И. Классическая этика Абсолюта (вместо предисловия) // Н.О.Лосский . Условия абсолютного добра. М., 1991. - С.5-22.

189. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 45. Путь жизни. М., 1956. — 600 с.

190. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т.30. Произведения, 1882-1898. М., 1951.-605 с.

191. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: ACT, Фолио, 2000. - 650 с.

192. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд. Ленингр. унта, I960. - 156 с.

193. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1968.-124 с.

194. Тульчинский Г.Л. Проблемы осмысления действительности. СПб.: Изд-во Лен. ун-та, 1986. - 175 с.

195. Уитмен У. Избранные произведения. Листья травы. Проза / Пер. с англ.

196. М.: Худож. литература, 1970. 415 с.

197. Уэллек Р., Уоррен 0. Теория литературы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.-325 с.

198. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х тт. Т.1. / Сост., вступ. ст., примеч. БойковаВ.Ф.-СПб.: София, 1991.-351 с.

199. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М., 1990. - С.403-443.

200. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: В 2 т. М.: Правда, 1990.-839 с.

201. Флоровский Г. В. Пути русского богословия //О России и русской философской культуре. М., 1990. - С.272-378.

202. Франк С. JI. Смысл жизни // Вопросы философии.- 1990. № 6. С.68-131.

203. Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 608 с.

204. Франк C.J1. Духовные основы общества / Сост. П.В.Алексеев. — М.: Республика, 1992. -510 с.

205. Франк СЛ. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию СЛ.Франк.-М.: Г.АЛеман и С.М.Сахаров, 1917.- 252 с.

206. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер с англ. и нем./ Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А.Леонтьева. М.: Прогресс,. 1990. - 368 с.

207. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с нем. М.: Республика, 1994. - 447 с.

208. Фромм Э. Душа человека / Перевод. М.: Республика, 1992. - 430 с.

209. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. М. Прогресс, 1977.-487 с.

210. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

211. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.

212. Хализев В. Е. Ценностная ориентация М. М. Бахтина и его духовная драма//Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. -1995. № 6. С. 5-20.

213. Хализев В.Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории литературной критики / Сб. ст. под ред. П.А.Николаева и

214. Л.В.Чернец. М., 1980. - С.49-93.

215. Христианство и русская литература. Сб.ст./Рос.акад. наук. Ин-т рус. лит.- СПб.: Наука, 1994. 395 с.

216. Христианство и русская литература. Сб.ст./Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит.- СПб.: Наука, 1996. 358 с.

217. Христианство и русская литература / Сб. 3. СПб.: Наука, 1999.- 397с.

218. Христианство и русская литература / Сб.4. СПб.: Наука, 2002 - 535с.

219. Хсю Ф.Л.К. Базовые американские ценности и национальный характер // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/ Под ред. А.А.Бялика. М.: Смысл, 2001. - 555 с.

220. Цвейг С. Ницше// Цвейг С. Казанова; Фридрих Ницше, Фрейд: Пер с нем.- М.: Интерпресс, 1990. 254 с.

221. Чаадаев П. Я. Сочинения / Сост., подгот. текста, примеч. Ю.В.Проскуриной. М.: Правда, 1989. - 655 с.

222. Человек и его ценности : Сб, тезисов сов. философов / Отв. ред. Гуревич П.С.; Ред.-сост. Руднева Е.Г.; АН СССР, Ин-т философии. М.: 1988. -138 (1ч.) е., 145(П ч.) с.

223. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. М.: Гослитиздат, 1955. - 223 с.

224. Шайтанов И. Русское интервью Исайи Берлина //Вопросы литературы. -2000. №5.- С. 127-167.

225. Шаповалов В. Ф. Россиеведение. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ФАИР ПРЕСС, 2001. - 576 с.

226. Шаховской Д. И. Письма о Братстве // Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.-СПб., 1992. - С. 174-230.

227. Шелер М. Избранные произведения / Под ред. Денежкина А.В. М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

228. Шеллинг Ф. В. Философия искусства / Пер. с нем. Под общ. ред. М.Ф.Овсянникова. СПб.: Алетейя, 1996. - 496 с.

229. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. -СПб.: Изд-во СПб. Университета, 1992. 183 с.

230. Шкловский В. Б. Тетива. О несходстве сходного. М.: Советский писатель, 1970.-375 с.

231. Шукшин В.М. Вопросы самому себе: Сб. ст./ Сост. Л.Н.Федосеева

232. Шукшина. М.: Молодая гвардия, 1981. - 256 с.

233. Эстетические ценности в системе культуры: Сб. науч. ст. / АН СССР. Ин-т философии. Науч. совет по пробл. эстетики. М.,1986. - 151 с.

234. Эрн В.Ф. Сочинения.-М.: Правда, 1991.-576 с.

235. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. М.: Изд. группа Прогресс, Универс, 1994. - 336 с.

236. Юнг К. Г. Собр. соч.: В 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке / Пер. с нем. М.: Ренессанс, 1992. - 311 с.

237. Ясперс К. Ницше и христианство / Пер. с нем. Т.Ю.Бородай. М.: Медиум, 1994.-115 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.