Церковная живопись конца XIX - начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Гусакова, Виктория Олеговна

  • Гусакова, Виктория Олеговна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 339
Гусакова, Виктория Олеговна. Церковная живопись конца XIX - начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2004. 339 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гусакова, Виктория Олеговна

Введение 3

Глава 1. Осмысление церковного искусства в конце XIX - начале XX вв. 23

Глава 2. Церковная живопись Виктора Васнецова. «Религиозно-национальный стиль» 45

Глава 3. Церковная живопись художников «круга Виктора Васнецова» 99

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Церковная живопись конца XIX - начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи»

Особенностью русской культуры была религиозная направленность, которая на протяжении веков проявляла себя по-разному, в большей или меньшей степени, но никогда не угасала. Конец XIX в. отмечен активным интересом к своим национальным корням и, как следствие, возрождением отечественных традиций. Истоки и природу русского духа видели в православии. Государственная власть способствовала росту национального самосознания, которое определялось как религиозное. Активное строительство и последующее оформление храмов на рубеже XIX-XX вв. можно рассматривать как одну из сфер внутренней политики Российской империи того времени.

Обращение к отечественным традициям на стенах новопостроенных храмов потребовало творческого преобразования византийских и древнерусских ценностей в свете политических и общественных интересов. Идеи «соборности» в русской философии рубежа XIX-XX вв. и образы святых в храмах должны были способствовать сплочению русского народа, в котором произошел раскол на интеллигенцию и простой люд.

С торжеством процесса секуляризации, начавшегося в XVIII в. примат религиозности в русском искусстве уступил место идейности. На рубеже XIX - XX вв. духовная установка обрела иные формы. Живопись в храмах была призвана выразить не учение Церкви, а высшие идеалы общества. Демократизация искусства, господство реалистических тенденций, классицистические традиции академической школы, увлечение художников живописью итальянского ренессанса наложили отпечаток на церковное искусство. В 1899 г. историк Н.В. Покровский писал: «В целой истории нашего церковного искусства едва ли возможно указать такую эпоху, когда оно находилось бы в столь неопределенном положении, как в настоящее время - на самом исходе XIX столетия»1.

Сегодня мы наблюдаем похожую ситуацию в религиозном искусстве. После октябрьской революции процесс формирования нового стиля церковной живописи, сочетавшего богословские каноны с национально-патриотическими идеями общества, был прерван на долгие годы. Проясняя положение в области храмовой живописи на рубеже XIX-XX вв., можно внести ясность в современную картину религиозного искусства. Главным для современных исследователей искусства и художников является определение стилистических особенностей. Сегодня эта сфера русского искусства мало изучена.

Настоящая диссертация является первым комплексным исследованием русской церковной живописи конца XIX - начала XX вв.

Впервые в данной работе храмовая живопись указанного периода рассматривается как одно из направлений монументального искусства, которому дается стилистическое обоснование и условное название «религиозно-национальный стиль». Диссертация посвящена не монографическому исследованию, а комплексному изучению целого явления в русском искусстве конца XIX - начала XX вв.

В ходе работы подробное освещение и новую оценку получили церковные работы Виктора Васнецова. Определен круг его последователей. Раскрыты факты биографий малоизвестных ранее

1 Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства./ Сообщение Н.В. Покровского. - СПб., 1899. С. 1. художников Н. Харламова, Ф. Райляна, В. Отмара, Н. Шаховского. Дана характеристика их творчеству.

Актуальность данного исследования состоит в выявлении характерных тенденций церковной живописи конца XIX - начала XX вв., объединении их под названием «религиозно-национальный стиль» и определении места и роли изучаемого явления в русском искусстве.

В конце XIX столетия эталоном русского храмового искусства стала художественная манера Виктора Васнецова, сложившаяся во Владимирском соборе в Киеве. Живопись Васнецова распространилась по всей Российской империи. В ней видели идеальный вариант изобразительного воплощения церковных и государственных идей. Работавшие рядом с ним, художники были воодушевлены искусством мастера, учились у него, заимствовали приемы его письма. Среди них можно назвать имена Фомы Райляна (совместная работа с Виктором Васнецовым в соборе Александра Невского в Варшаве), Фирса Журавлева, Николая Шаховского, Валерьяна Отмара (совместная работа с Виктором Васнецовым в храме Воскресения в Петербурге) и Николая Харламова (работал в обоих указанных храмах).

В современных трудах по искусствознанию мало информации по теме диссертации.

Период конца XIX - начала XX вв. вошел в историю под названием «Духовного ренессанса». Русская культура этого времени развивалась л под знаком «нового религиозного сознания» , на формирование которого оказывали влияние философы и богословы: В. Соловьев, отец

2 В. Зеньковский. История русской философии. - Харьков: Фолио; М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- С. 728.

Сергий Булгаков, отец Павел Флоренский, князь Е. Трубецкой3. Их труды наиболее полно освещают религиозно-национальные чаяния русского общества.

Для рассмотрения церковных произведений необходимо учесть религиозные каноны и догматы. Целесообразным оказалось обращение к письменным исследованиям историков и представителей духовенства. Информативные выдержки их статей и заметок содержат сборники «Православная икона. Канон и стиль»4 и «Богословие образа. Икона и иконописцы»5. Особого внимания заслуживают труды исследователей начала XX в. (профессора Н.В. Покровского, инока Григория (Круга), иконописца и историка Леонида Успенского) и наших современников (протоиерея Александра Салтыкова, архимандрита Макария (Веретенникова)). Особо нужно отметить книгу JI. Успенского «Богословие иконы Православной церкви»6, изданную на основе курса иконоведения, читанного в Париже. В ней ученый попытался осмыслить иконописный канон с древних времен вплоть до XX в., используя свой опыт иконописца и реставратора. Многие выводы Успенского о живописи Васнецова стали полезными для данной диссертации.

Церковную живопись нельзя рассматривать отдельно, вне архитектурной формы, в которой она находится. Для выяснения

3 Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология /Сост. Н.К. Гаврюшина. -М.: Прогресс культура, 1993; Флоренский П. (священник) Избранные труды по искусству. - М.: Искусство, 1996; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1,2. -М.: Правда, 1990.

4 Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа /Сост. А. Стрижев. -М.: Паломник, 1998.

5 Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. /Сост. А.Н. Стрижев. - М.: Паломник, 2002.

6 JI. Успенский Богословие иконы Православной церкви. - Переяславль.: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. стилистических тенденций, господствующих на рубеже XIX-XX вв., у автор обратился к трудам исследователей архитектуры: Б.М. Кирикова и Е. И. Кириченко8. Особое внимание заслуживает книга В.Г.

Лисовского «Национальный стиль» в архитектуре России»9, на страницах которой подробно изложен богатый материал об особенностях архитектуры рассматриваемого периода.

Большое значение при анализе церковного искусства рубежа XIX

XX столетий имеют научные разработки ученых, в которых отразилось новое осмысление христианского искусства (об этом явлении речь пойдет в первой главе). Для уяснения тематики исследований и последовательности изложения научных концепций историков необходимо обратиться к следующим книгам. Методы Ф.И. Буслаева и

Н.П. Кондакова подробно осветил Е.К. Редин в изданиях: «Ф.И.

Буслаев. Обзор трудов его по истории и археологии искусства»10 и

Профессор Никодим Павлович Кондаков. К 30-летней годовщине его учено-педагогической деятельности»11. Е.К. Редин являлся автором рецензий на теоретические исследования церковного искусства того 11 времени . О научной деятельности самого Е.К. Редина писали профессор Н.Ф. Сумцов13 и А.И. Белецкий14. Оба издания вышли

7 Б.М. Кириков. "Русский стиль" в архитектуре XIX в. /История и культура славянских стран /Под ред. В.В. Мавродина. - М., 1972. - С. 73-78; Памятник "русского стиля" //Ленинградская панорама. - 1983. - № 10. - С. 33-35; Храм Воскресения Христова (к истории "русского стиля" в Петербурге) //Невский архив. Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб., 1993. - С. 204-245.

8 Е.И. Кириченко. Архитектурные теории XIX века в России. - М.: Искусство, 1986; Русская архитектура 1830-х-1910-х годов.-М.: Искусство, 1978.

9 В.Г. Лисовский. "Национальный стиль" в архитектуре России. - М.: Совпадение, 2000.

10 Е.К. Редин. Ф.И. Буслаев. Обзор трудов его по истории и археологии искусства. - Харьков., 1898.

11 Е.К. Редин. Профессор Н.П. Кондаков. - СПб, 1896.

12 Е.К. Редин. Критический разбор научных исследований. - Харьков, 1902.

13 Н.Ф. Сумцов. Человек золотого сердца. - Харьков, 1909.

14 А.И. Белецкий. Е.К. Редин как историк византийского искусства. - Харьков, 1910. посмертно и посвящены личности ученого и его неутомимой деятельности.

В советское время интерес к исследователям церковного искусства рубежа веков затих и снова возник в 80-е годы XX столетия. Здесь наибольшего внимания заслуживают книги московских ученых И.Л. Кызласовой «История изучения византийского и древнерусского искусства в России. (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков; методы, идеи, теории)»15 и Г.И. Вздорнова «История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век»16. В первой представлен развернутый анализ и полный список теоретических разработок Буслаева и Кондакова, вторая охватывает многие аспекты изучения церковных древностей в XIX в.

Необходимую информацию удалось почерпнуть в сборнике «Никодим Павлович Кондаков.1844-1925. Личность, научное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения»17. В основу книги положены материалы Юбилейной конференции и выставки, состоявшихся в Русском музее в ноябре 1994 г. Сегодня это наиболее полное изложение фактов из жизни и научной деятельности ученого. Последним изданием, посвященным памяти Н.П. Кондакова, с приложением полной

1 St библиографии его трудов, стал сборник «Воспоминания и думы» . В книге содержатся воспоминания об ученом его современников.

15 И.Л. Кызласова. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков; методы, идеи, теории). - МГУ, 1985.

16 Г.И. Вздорнов. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. - М.: Искусство, 1986.

17 Никодим Павлович Кондаков. Личность, научное наследие, архив. К 150-литию со дня рождения. - СПб.: Издательство ГРМ, Palace Edition, 2001.

18 Кондаков Н.П. Воспоминания и думы /Сост. И.Л. Кызалова. - М.: "Индрик", 2002.

Все перечисленные выше издания хорошо характеризуют научную деятельность историков рубежа XIX-XX вв., предоставляют необходимые факты их жизни, выявляют преемственность теоретических воззрений, но не дают единого анализа всего процесса изучения церковного искусства. В настоящей диссертации явление рассматривается целостно.

О поисках и попытках возрождения византийских и древнерусских традиций в церковном искусстве в середине XIX в., предпринятых князем Г.Г. Гагариным, изложено в книге А.В. Корниловой «Григорий Гагарин. От романтизма к русско-византийскому стилю»19. Исследование Корниловой стало полезным для данной диссертации, так как в нем подробно рассмотрен период, который во многом определил искания художников единого стиля в церковной живописи на рубеже XIX-XX вв.

Научной литературы о жизни и творчестве Н. Харламова, Ф. Райляна, ВА. Отмара и Н. Шаховского практически не существует, тогда как их вдохновителю - Виктору Васнецову посвящено большое количество исследовательских трудов. Интерес к монументальным произведениям художника возник при его жизни и не угасает по сей день. В литературе зафиксированы церковные произведения Васнецова, им дана краткая характеристика. Глубокого исследования этой стороны творчества художника не существует.

Первые отзывы о церковной живописи Васнецова появились в конце 90-х гг. XIX в., сразу после окончания росписи Владимирского собора в Киеве. В 1898 г. в газете «Русские ведомости» было прямо заявлено о

19 А.Г. Корнилова. Григорий Гагарин. От романтизма к русско-византийскому стилю. - М.: Искусства, 2001. новизне явления: «Лицевые изображения на его стенах (.Владимирского

20 собора - В.Г.) свидетельствуют о новом течении» . Незамедлительно отреагировал известный критик В.В. Стасов. В своем журнале «Искусство и промышленность» он положительно оценил работу Васнецова в Киеве и отметил отсутствие четко выработанных «непоколебимых» и «неизменных» типов святых21. Стасов справедливо считал, что изображения святых должны быть «предметом выработанного убеждения, укрепившегося внутреннего творчества -для художника, и предметом веры - для зрителей и молящихся»22. Меткое замечание критика указало на особенность русской церковной живописи - постоянство выработанных иконографий.

Одновременно со статьей Стасова газета «Московские ведомости» опубликовала текст книги А. Соболева «Живопись В.М. Васнецова во л л киевском соборе» , где восхищенный автор описал убранство храма, никак его не анализируя. Спустя четыре года журнал «Мир искусства» отметил «оригинальный и гармоничный характер внутренней отделки»24 собора.

Высочайше учрежденный в 1900 г. Комитет попечительства о русской иконописи объявил церковную живопись Васнецова образцовым примером храмового искусства. Первоначально общественное мнение касалось только изобразительных качеств живописи. Первым обратил свое внимание на идейную сторону росписи писатель и журналист B.JI. Дедлов. Он писал: «.Васнецов

20 Русские ведомости. - 30 ноября 1898. - № 270.

21 В. Стасов. Виктор Михайлович Васнецов и его работы. / Искусство и промышленность. -1898, -№ 1-2.-С. 175.

22 Там же. С. 176.

23 А. Соболев. Живопись В.М. Васнецова в киевском соборе. - М., 1898.

24 Мир искусства. - 1902. - № 11. - с. 2. изобразил веру активную, святую силу»25. Впервые рассмотреть церковную живопись Васнецова в контексте русского искусства XIX в. попытался А. Бенуа26. Его характеристики отличаются импульсивностью и эмоциональностью. Прояснить острые формулировки Бенуа и указать на идейный смысл росписи была призвана статья Д. Философова «Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа»27.

Философов писал: «. в эпоху безвременья является Васнецов и создает живопись Владимирского собора, которая, что там не говори Стасов и Бенуа, является замечательнейшим событием в истории русского искусства, замечательнейшей попыткой после 200-летнего разрыва снова подойти к народу и поискать у него, в его церковных традициях, сил и средств для объединения двух столь мало понимающих друг друга лагерей»28.

Первую монографию о творчестве Васнецова написал А.И. о

Успенский . Книга вышла в свет при жизни художника в 1906г. и подробно осветила его деятельность в киевском соборе и церкви в Гусь Хрустальном. Автор монографии был членом Комитета попечительства о русской иконописи, принимал активное участие в издании Лицевого иконописного подлинника, состоял товарищем председателя Церковно-археологического отдела при Обществе любителей Духовного просвещения. Его мнение было авторитетным в русском обществе,

25 B.JI. Дедлов. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. - М., 1901.

26 А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. - М.: Республика, 1995.

27 Д. Философоф. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа. //Мир искусства. - 1901. - № 10.-С. 217-233.

28 Там же. С. 228

28 А.И. Успенский. Виктор Михайлович Васнецов. - СПб., 1906. поэтому положительные отзывы ученого способствовали росту популярности нового «церковного стиля».

В светских кругах васнецовская живопись получила полное признание. Росписи Васнецова не подвергались анализу. В отзывах превалировал эмоциональный аспект. Православная Церковь не высказала единого мнения касательно * «васнецовского стиля». Большая часть священства не одобрила нововведения Васнецова. Показательной явилась точка зрения иеромонаха Дамиана. Критикуя восторженную статью о Владимирского соборе профессора Н.И. Петрова, о. Дамиан заметил несоблюдение церковных канонов в живописи Васнецова. Он считал, что храмовое убранство должно призывать верующего к молитве, а не к эстетическому созерцанию30. Бытовали и положительные отзывы. щ Примером может служить статья иерея И. Ясинского31, в которой церковная живопись Васнецова поставлена в один ряд с древнерусским наследием.

Пролить свет на историю создания и последующей росписи утраченных храмов помогли следующие издания: «Новый православный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Варшаве. 1894-1912»32 и «Храм памятник. Строен в 1910-1911 гг.»33. Обе книги снабжены описательным текстом, ф содержат иллюстрации внутреннего убранства. Последняя представляет

30 Иеромонах Дамиан. Недостатки русской иконописи и средства к их устранению. Историко-критический очерк. //О Церковной живописи. Ч. 1-2. - СПб.: Общество Василия Великого, 1898. -С. 35-90.

31 Иерей И. Ясинский. В.М. Васнецов и его творчество. //Нива. - 1914. - № 43. - С. 1-3.

32 Новый православный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в Варшаве. 1894-1912. /Сост. К. Молчанов. - Б.М., Б.Г. собой богатое издание Высочайше учрежденного Комитета по строительству храма, известного как «Спас на водах». В ней приведены документы и фотографии строительства, оформления и освящения собора. Наряду с черно-белыми снимками, в книге присутствуют цветные иллюстрации внутреннего убранства, среди которых работы Васнецова.

После октябрьского переворота церковные работы Васнецова не подвергались глубокому анализу. Интерес к художнику возник на рубеже 50-60-х гг. и затронул другие сферы его творчества. 1962 г. вышло в свет самое большое на сегодняшний день исследование Н. Моргунова и Н. Моргуновой-Рудницкой «Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество»34. Использование архивных документов, переписки и мемуарной литературы позволило авторам подробно изложить фактический материал и составить развернутый каталог произведений Васнецова, включая работы для храмов с указанием их местонахождения.

После продолжительного перерыва исследователи снова обратились к Васнецову. Теперь интерес ученых был направлен в сторону религиозной тематики.

В 1990-м г. в Москве состоялась научная конференция, посвященная творчеству Виктора Васнецова, на которой прозвучал доклад И.В. Плотниковой «О религиозной живописи Васнецова во Владимирском

33 Храм-памятник. Строен в 1910-1911 гг. Издание Высочайше утвержденного Комитета по сооружению храма /Сост. по поручению Комитета С. Смирнов. - Петроград, 1915.

34 Н. Моргунов, Н. Моргунова-Рудницкая. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и твлрчество. -М.: Искусство, 1962. соборе»35. Впервые после революции 1917 г. «живописный стиль» Васнецова был обоснован, как его желание объединить в храме противоположные лагеря - интеллигенцию и народ. Автор попыталась выявить особенности росписи киевского собора: «выражение национального идеала», «портретно-реалистический подход к материалу», «привлечений летописей, житий, священного писания,

36 церковных песнопении, фольклора, археологических экспонатов» . Эти определения подходят к последующим церковным работам Васнецова.

Большой вклад в изучение монументального искусства художника внесли работы московского искусствоведа Н. Ярославцевой. В своих

Ч 7 статьях автор рассмотрел произведения Васнецова в контексте историко-философских исканий конца XIX в. Особой заслугой исследователя стало собрание писем Васнецова и некоторых документальных свидетельств его современников, опубликованных в книге «Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников» .

В 1993 г. Г.К. Вагнер опубликовал свою книгу о религиозной живописи «В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX - начала XX века»39. В главе,

35 И.В. Плотникова. О религиозной живописи Васнецова во Владимирском соборе. //Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926. Сборник материалов научной конференции, состоявшейся в сентябре 1990 года. - М.: Издательство ГТГ, 1994. - С. 47-62.

36 Там же. С. 95.

37 Н. Ярославцева. "Я ищу лик Христа." Неизвестный Виктор Васнецов. //Советский музей. -1991. - № 2. - С. 44-53; Царица Небесная, женщина земная. Образ Богоматери в творчестве Виктора Васнецова. //Советский музей. - 1991. - № 4. - С. 44-55.

38 Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. /Вступмт. ст. Н. Ярославцевой. - М.: Искусство, 1987.

39 Г.К. Вагнер. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX - начало XX века. - М.: Искусство, 1933. посвященной Васнецову, исследователь уделил внимание поискам «Мирового Христа». Вагнер полагал, что Пантократор в куполе Владимирского собора еще не «мировой Христос», но «русский .Даже не столько русский, сколько славянский»; манеру исполнения росписей исследователь назвал «васнецовским стилем» или христианизированным фольклоризмом»40.

Внимание искусствоведов в основном концентрировалось на анализе росписей Владимирского собора. Это объясняется тем, что в Киеве сложился индивидуальный почерк художника, определивший церковный стиль живописи того времени.

Еще одним исследованием церковных произведений Васнецова, затронувшим роспись киевского собора и осветившим работу в других храмах, стала статья из сборника петербургского искусствоведа Н.С. Кутейниковой «Религиозная живопись В.М. Васнецова (Некоторые аспекты изучения и материалы биографии)»41. Появление сборника свидетельствует о неугасающем интересе к религиозной стороне творчества художника.

Последним, крупным изданием, посвященным Васнецову, стала книга «Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы»42. Это первое, полное собрание писем художника, критических статей о нем, отзывов и просто суждений современников. JI. Короткина, автор вступительной статьи и составитель книги, собрала большое количество документов о жизни и творчестве Васнецова, многие из них опубликованы впервые.

40 Там же. С. 94.

41 Н.С. Кугейникова. Религиозная живопись В.М. Васнецова (Некоторые аспекты изучения и материалы биографии). //Мозаика. К истории художественной жизни России второй половины XIX - начала XX века. - СПб., 1997.

42 Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы /Сост. JI.B. Короткина. - СПб.: АРС, 2004.

Книга богато иллюстрирована. Для настоящей работы это издание стало полезным источником информации о взглядах Васнецова на предмет религиозного искусства.

Помимо личных писем Васнецова, необходимыми источниками для диссертации стали воспоминания Н.А. Прахова (сына А.В. Прахова) и М.В. Нестерова43.

Церковные работы Харламова, Райляна, Отмара, Шаховского и Журавлева практически остались вне поля зрения исследователей. В конце XIX в. слава старшего мастера затмила их труд. Имена художников лишь упоминаются в дореволюционных изданиях, таких как опубликованные документы о строительстве и оформлении храмов или отзывы на роспись новопостроенной церкви. Часто в виду краткости информации, такие издания не подписывались.

Из всех вышеуказанных художников больше внимания в дореволюционной литературе уделено Николаю Харламову, а именно периоду его жизнедеятельности в иконописной школе села Холуи. Это связано с деятельностью Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. Одной из главных задач Комитета стало повсеместное открытие иконописных школ в целях распространения национальных традиций русского искусства.

Некоторая информация о деятельности Харламова в иконописной школе села Холуи и местных храмах изложена в статье историка В.Т.

43 Н.А. Прахов. Страницы прошлого. Очерки воспоминания о художниках. - Киев, 1958.; М.В. Нестеров. Давние дни. Встречи и воспоминания. - М.: Искусство, 1959.; Письма. Избранное. /Под ред. А.А. Русаковой. — Л.: Искусство, Ленингр. Отд., 1988.; Воспоминания. /Под ред. А.А. Русаковой. - М.: Советский художник, 1989.

Георгиевского44 и отчете Н. Кондакова45 после посещения Владимирской губернии.

В советской время Харламов, Райлян, Отмар были забыты. Шаховской и Журавлев приобрели известность как художники-жанристы.

В 1963 г. петербургский исследователь А.Н. Савинов издал альбом о ^ Журавлеве с вступительной статьей46, где осветил многие факты жизни и творчества художника, но по идеологическим причинам не затронул его работы в храме Воскресения в Петербурге.

С увеличением интереса в 1990-х гг. к церковному искусству рубежа XIX - XX вв. наметились робкие шаги в сторону изучения малоизвестных художников. Наряду с исследованием творчества крупных мастеров, работавших в сфере религиозного искусства (В.М.

Васнецов, М.А. Врубель, М.П. Нестеров), ученые стали обращать внимание на тех, кто долгое время оставался в тени славы известных живописцев. Опубликованных трудов о них очень мало. Сегодня вопросами монументального церковного искусства в России занимается Н.С Кутейникова. В 1990 г. в сборнике «Монументальное искусство (теория, история, современная практика)» была напечатана её статья «Из истории монументальной живописи России конца XIX - начала XX века. В.В. Беляев (Материалы к биографии художника)»47. Три года спустя в сборнике «К истории изобразительного искусства XVII-XX вв. Новые материалы, тенденции» появилась статья «Общество

44 В.Т. Георгиевский. Школа иконописания в селе Холуи Владимирской губернии. //Искусство и художественная промышленность. - 1899. - № 11. - С. 851-866.

45 Н.П. Кондаков. Современное положение русской народной иконописи. - СПб., 1901. 48 Ф.С. Журавлев. /Вступит, ст. А.Н. Савинов. - М.: Изогиз, 1963.

47 Н.С. Кутейникова. Из истории монументальной живописи России конца XIX - начала XX века. В.В. Беляев. //Монументальное искусство России. — Л., 1990. - С. 34-44.

Возрождения художественной Руси (1915-1917) К истории художественной жизни России»48.

Заслугой исследователя стало провозглашение имен Николая Харламова и Фомы Райляна, не звучавших в советском искусствознании.

Наряду с Н.С. Кутейниковой, данные о Харламове, связанные с организацией мастерской монументальной живописи в стенах Академии художеств в начале XX в., представила Т.В. Воробьева49.

Избранные факты о жизни и творчестве Харламова и Шаховского, связанные с оформлением храма Воскресения в Петербурге, присутствуют в альбоме Г.П. Бутикова «Музей - памятник «Спас на крови»50.

В 1994 г. П.Ю. Климовым была написана диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Монументальная живопись М.В. Нестерова, а в 1996 г. - диссертация М.С. Семановой «Творчество В.В. Беляева (1867-1928) и русская религиозная монументальная живопись конца XIX-начала XX вв.». Авторы ставили монографические задачи исследования, но уделили должное внимание характеристике эпохи и поискам нового стиля в церковной живописи. Настоящая диссертация направлена на комплексное изучение целого направления в монументальной живописи конца XIX - начала XX вв.

48 Н.С. Кутейникова. Общество Возрождения художественной Руси (1915-1917). К истории художественной жизни России. //К истории изобразительного искусства XVII-XX веков. Новые материалы, тенденции, концепции. - СПб., 1993. - С. 72-78.

49 Т.А. Воробьева. К истории мастерской религиозной живописи в Академии Художеств. //Наследие и современность (Искусство России). - СПб, 1992. - С. 32-39.

50 Г.П. Бутиков. Музей-памятник "Спас на крови". - СПб, 2000.

Последним изданием по вопросам строительства и оформления православных храмов за границей является книга В. Черкасова-Георгиевского «Русский храм на чужбине»51, в которой обрисована историческая картина рассматриваемого периода и дана характеристика русской церковной архитектуры, включая церковь во имя Марии Магдалины в Дармштадте.

Выбранная тема исследования сегодня мало освещена в научной литературе.

Плодотворные результаты принесло изучение документов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, отделе рукописей Государственного Русского музея и российской Национальной библиотеки, Научно-исследовательском архиве Российской Академии художеств. Найденные биографии малоизвестных мастеров и их переписка позволили прояснить многие факты жизни и творчества, обозначить круг интересов художников, значительно расширить представление о задачах церковного искусства того времени. Знакомство с фондами художника В.В. Беляева и историка В.Т. Илларионова (Георгиевского) дало дополнительные, ранее неизвестные, сведения о деятельности Харламова. Они впервые приводятся в данной диссертации. Переписка Харламова с Беляевым и Георгиевским, хранящаяся в отделе рукописей Русского музея, и с графом И. Толстым, находящаяся в отделе рукописей Российской Национальной библиотеки, подробно освещает их мнения на предмет церковной живописи конца XIX столетия.

51 В. Черкасов-Георгиевский. Русский храм на чужбине. - М.: Паломник, 2003.

В фондах художников П.П. Чистякова и А.Н. Бенуа были обнаружены письма Райляна, в которых художник писал о росписи в соборе святого Александра Невского в Варшаве.

Полезным для данного исследование стало ознакомление с фондом архитектора Г.И. Котова из архива Академии художеств. Эти документы дали новую информацию о русской посольской церкви в ^ Вене, в оформлении которой принимал участие Харламов. Фонд содержит несколько писем архитектора к В. Васнецову и Н. Харламову.

Сопоставление сведений, полученных из разных источников, способствовало раскрытию судеб малоизвестных художников. Установленные факты их жизнедеятельности приведены в приложениях. Не все мастера работали в церковной сфере. Архивные материалы свидетельствуют, что только Н. Харламов всю жизнь щ посвятил служению религиозному искусству. Работы художников, посвященные светской тематике, не являются предметом данного исследования и рассматриваться не будут.

Кратко обозначенная выше историческая обстановка в русском церковном искусстве в конце XIX - начале XX вв. позволяет выдвинуть круг задач, входящих в контекст настоящего исследования:

1. Выявление теоретической основы для сложения нового стиля церковной живописи начиная со второй половины XIX в. вплоть до начала XX вв. Роль Академии Художеств в этом процессе.

2. Определение круга вопросов в изучении отечественного церковного наследия русскими учеными рубежа XIX - XX вв.

3. Выяснение основных положений в трактовке христианского искусства на рубеже веков и формулировка требований к новому стилю церковной живописи.

4. Анализ и характеристика церковных произведений Виктора Васнецова;

5. Сравнение работ Виктора Васнецова с византийскими, древнерусскими и западноевропейскими памятниками для определения самостоятельной творческой линии художника, как основы для сложения «религиозно-национального стиля» в русской церковной живописи. Введение нового понятия «религиознонациональный стиль» применительно к русской церковной живописи конца XIX - начала XX вв. Обоснование и характеристика стиля.

6. Раскрытие неизвестных ранее фактов биографии художников Николая Харламова, Валерьяна Отмара, Николая Шаховского, Фирса Журавлева и Фомы Райляна; исследование сохранившихся памятников церковного искусства, уточнение датировок. ц 7. Выявление самостоятельной творческой линии и степени воздействия художественной манеры Васнецова на творчество Н. Харламова, Ф. Райляна, В. Отмара, Н. Шаховского и Ф. Журавлева. Введение и обоснование понятия «художники школы Васнецова»

8. Определение в произведениях Н. Харламова, Ф. Райляна, В. Отмара, Н. Шаховского и Ф. Журавлева заимствований из византийской и древнерусской иконописи, мотивов народного искусства, приемов академической школы, как составляющих компонентов «религиозному национального стиля» в церковной живописи.

9. Изучение особенностей новых иконографий в церковной живописи рубежа XIX-XX вв.

10. Определение взаимосвязей между теоретическими разработками ученых и их практическим воплощением в церковной живописи вышеуказанных художников.

Настоящее исследование основано на архивно-историческом, иконографическом изучении сохранившихся памятников русского церковного искусства конца XIX - начала XX вв. Для выявления особенностей религиозной живописи этого времени использованы сравнительный и аналитический методы. В качестве вспомогательного материала для сравнения произведений художников конца XIX -начала XX вв. с работами древних мастеров в диссертации приводятся прориси, исполненные автором. Исследование снабжено иллюстрациями, среди которых присутствуют фотографии сделанные автором. В виду утраты большого количества памятников основной акцент анализа церковной живописи делается на её стилистических особенностях.

23

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Гусакова, Виктория Олеговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиозность и народность всегда были определяющими признаками русской культуры. После реформ императора Петра I в XVIII в. на русскую почву внедряются западные тенденции, которые сильно повлияли на форму, но не исказили содержание русского искусства. В XIX в. возник интерес к своему наследию, который первоначально имел романтическую природу. С течением времени возвращение к забытым традициям было востребовано обществом. Активно шла работа по открытию и изучению средневековых памятников искусства. Вновь обретенное отечественное достояние воспринималось по-разному, часто недооценивалось, а иногда отвергалось. В середине XIX столетия шел процесс накопления фактических знаний о памятниках отечественного искусства, его сменил период осмысления и признания ценности древнерусской живописи, наблюдались попытки возродить православную традицию создания единого храмового ансамбля.

В конце XIX в. в стране сложилась напряженная ситуация. Примирить народ, успокоить общественные волнения должно было искусство. Особые надежды государственная власть возлагала на религиозное искусство. Православный храм был не только «домом молитвы», но и местом сплочения народа. Убранство церквей не только освещало Священное Писание, но выражало национально-патриотические идеалы времени. Догматы и каноны Средневековой Руси не удовлетворяли всем духовным потребностям общества второй половины XIX - XX вв. Возникла необходимость в новом церковном искусстве, которое создавалось под контролем Императорской фамилии и официальных представителей власти. Этот факт определил его идейную направленность. Новая храмовая живопись была нацелена на выражение не только христианского учения, но и нравственно-патриотического идеала.

Практическое создание нового стиля религиозной живописи сопровождалось теоретическим исследованием. Результатом совместной работы художников и ученых стал «религиозно-национальный стиль» церковной живописи в конце XIX - начале XX вв.

Первая попытка воссоздать единый стиль в русском религиозном искусстве на основе византийских и древнерусских традиций была предпринята князем Г.Г. Гагариным в середине XIX столетия. Проведя большую исследовательскую работу, Гагарин в своих теоретических трудах стремился обосновать «русско-византийский стиль» и определить его стилистические особенности. Практическим выражением идей Гагарина стали росписи Никольской церкви в Мариинском дворце, в которых глубокое духовное содержание средневековых образов выражено средствами классической академической школы. Заслуга Гагарина заключается в том, что он один из первых высказал идею о национальной основе новой церковной живописи.

Для эпохи конца XIX в. богословские догматы и изобразительные приемы средневековья были неприемлемы. Идейная направленность определяла пути развития искусства, в том числе и религиозного. Оптимальный вариант церковной живописи представил Виктор Васнецов на стенах Владимирского собора в Киеве. Его «стиль» росписей удовлетворял религиозным требованиям Православной церкви, отвечал национально-патриотическим интересам общества и государства, соответствовал теоретическим концепциям и эстетическим взглядам на религиозное искусство со стороны ученых.

На основе изучения и сопоставления теоретических концепций выдающихся ученых Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Е.К. Редина, Д.

Тренева, Н.В. Покровского можно сформулировать основные требования к новой церковной живописи конца XIX — начала XX вв.

1) Главной проблемой стало создание новой изобразительной формы, которая должна была выразить эстетические, этические и богословские идеи времени.

2) Средствами для создания новой формы должны были стать достижения византийского, древнерусского и западного искусства. Последний компонент использовался для совершенствования собственных навыков; в художественном произведении мог предстать только в переработанном виде.

3) Образы святых новой храмовой живописи конца XIX-XX вв. должны быть исполнены национальной «религиозности» и «эпичности». Эти две черты были названы Ф. Буслаевым особенностями русского искусства на протяжении всей его истории.

4) Художник был обязан соблюдать художественную правду в изображении святого или связанного с ним события. Во второй половине XIX в. русское общество будоражили сомнения и разочарование. Зритель нуждался в достоверном показе сюжета. В светском искусстве религиозные темы стали трактоваться как исторические события (картины И.Крамского, В. Поленова, Н. Ге). Проникновение этой тенденции в церковное искусство очевидно. Здесь поощрялась творческая инициатива живописца.

5) Внутреннее убранство храмов конца XIX - начала XX вв. должно в изобразительной форме прославлять Землю Русскую. Отправной точкой на пути развития новой церковной живописи стала роспись Владимирского собора в Киеве. Автор программы росписи А.В. Прахов стремился показать в интерьере собора всю историю России в лицах святых князей, подвижников и чудотворцев. Традиция изображать на стенах храмов местночтимых святых и представителей царских династий восходит к византийскому (собор Сан-Витале в Равенне - изображение императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитой; собор святой Софии в Константинополе - изображение царственных представителей династий македонинов и Комнинов) и древнерусскому искусству (Киевский Софийский собор - изображение княжеской семьи Ярослава Мудрого). Как правило, это связывалось с деятельностью изображаемых по постройке храма. В конце XIX в. эта тенденция приобрела другое значение. Многообразие святых в убранстве храма демонстрировало всю историю страны, начиная с её принятия Православия. Поэтому сюжеты «Крещения Князя Владимира» и «Крещение Руси» расположены у входа в храм. Это обозначало начало истории Святой Руси.

Общепризнанным выразителем всех религиозно-общественных требований в церковной живописи стал Виктор Васнецов.

Художественную манеру Васнецова и его последователей целесообразно обозначить условным названием «религиозно-национальный стиль», основываясь на двух определяющих критериях русского храмового искусства того времени: религиозности и национальности. Одним из первых, кто сформулировал эти две особенности, был Н.П. Кондаков.

Последователей Васнецова в церковной живописи конца XIX -начала XX вв. можно объединить «кругом Виктора Васнецова». Сюда относятся имена Н. Харламова, Ф. Райляна, Н. Шаховского, В. Отмара, Ф. Журавлева, А. Рябушкина, В. Беляева, Н. Бодаревского. В настоящем исследовании изложены ранее неизвестные факты биографий и творческой деятельности первых пяти художников.

Стилистический анализ работ Виктора Васнецова и его последователей в православных храмах позволил сформулировать основные черты «религиозно-национального стиля» в русской церковной живописи конца XIX - начала XX вв.

1. Главное особенностью содержания нового стиля стало преобладание эстетического начала над этическим и этического над богословским в изображениях святых и сюжетов Священного Писания.

2. Выражение национально-патриотических идеалов в образах святых.

3. Возможность творческого проявления художника в разработке иконографии. Включение в композицию разных атрибутов, повествовательных деталей, элементов архитектуры (преимущественно русской) и пейзажа для узнаваемости образа.

4. Сознательная замена иконописной трактовки формы на реалистическую. Отступление от иконописных канонов и замена их на приемы картины (прямая перспектива, портретно-натуралистическая трактовка ликов и фигур, разнообразные ракурсы, наличие динамики в постановке святых).

5. Достижение монументальности образов за счет изображения в рост и понижения линии горизонта. Решение проблем передачи уплощенного пространства изобразительными средствами монументального панно, а не средневековой стенописи.

6. Внесение человеческих переживаний и настроений в общий строй церковной живописи. Стремление трактовать религиозный сюжет как историческое событие.

Акцентируя внимание молящегося на передачи человеческих чувств, художники низводили святых до земных персонажей. Такие изображения часто представляли не моленные образа, а «лучших людей страны».

7. Украшение композиций орнаментами и декоративными деталями. Икона приобретала характер декоративного панно или иллюстрации.

8. Возможность эволюции «стиля». Разработка иконографических типов и использование новых изобразительных приемов в церковной живописи конца XIX- начала XX вв. рассматривалось как естественное развитие искусства.

На основе перечисленных признаков можно сделать вывод, что «религиозно-национальный стиль» был эклектичен и включал византийские и древнерусские иконописные традиции, мотивы народного искусства, академические приемы классического рисования и построения композиций. В его канву входили изобразительные нововведения модерна и западные тенденции в переработанном виде под «русский национальный тип». Не следование традициям определенной эпохи, а набор разновременных мотивов и приемов определял характер церковной живописи рубежа XIX-XX вв.

В виду стилистического многообразия в церковной живописи рассматриваемого периода творческая свобода художника не ограничивалась. Это не только позволяло разрабатывать новые иконографические типы, но и давало каждому живописцу выработать собственный почерк. Все художники «круга Васнецова» следовали «религиозно-национальному стилю», но каждый из них в большей или меньшей степени обладал своей художественной манерой (Н. Харламов, А. Рябушкин, В. Беляев). В их живописи очевидно преобладание какого-либо компонента «религиозно-национального стиля»: византийского и древнерусского - у Харламова и Райляна, классицистического - у Отмара и Шаховского. Никому из них не удалось достичь духовной глубины и изобразительной красоты васнецовских образов. Эпическое величие, строгая религиозная недоступность одних образов и милосердное сострадание других, отсутствие рафинированной красоты, широта творческого мышления художника выделяют работы Васнецова в общей картине церковной живописи. Основной темой религиозного творчества мастера стало прославление Земли Русской, её великой истории и непоколебимой веры. Именно эта тема стала духовным содержанием «религиозно-национального стиля» в русской церковной живописи конца XIX - начала XX вв.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гусакова, Виктория Олеговна, 2004 год

1. Антонов А.А., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Т.1. СПб.,1994.; Т.2,3. СПб., 1996.

2. Апокрифы Древней Руси. СПб.: Амфора, 2002.

3. Ашешова А.Н. К изучению внутреннего мозаичного убранства храма Спаса на крови //Церковная археология. Вып. 4. СПб., 1998. - С.17-19.

4. Белецкий А.И. Е.К. Редин как историк византийского искусства. -Харьков, 1910.

5. Бенуа А. История русской живописи в XIX в. М.: Республика ,1995.

6. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1996.

7. Богдан В.-И. Т. Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века (к вопросу об эволюции русской исторической живописи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 1995.

8. Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология /Сост. А. Н. Стрижев. М.: Паломник, 2002.

9. Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1889 года. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1889.

10. Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1890 года. Вып.1,2,3. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1890.

11. П.Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1891 года. Вып.1,2,3. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1891.

12. Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1892 года. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1892.

13. Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1894 года. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1894.

14. Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1896 года. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1896.

15. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1-2. Лейпциг, 1970.

16. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб.: Лига Плюс, 2001.

17. Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М.: Благовест, 1997.

18. Бутиков Г.П. Музей Исаакиевский собор. Лениздат, 1991.

19. Бутиков Г.П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб., 2000.

20. Бухарев И. (Протоиерей). Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы (История их изображений). М., 1901.

21. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.

22. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991.

23. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси //Эстетика. -1998. №1. - М.: Знание, 1988.

24. Вагнер Г.К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников середины XIX начала XX вв. - М.: Искусство, 1993.

25. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.

26. Васнецов В.М. Киевский Владимирский собор. Т.1. Киев, 1896.

27. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986.

28. Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы /Сост. JI.B. Короткина. СПб.: АРС, 2004.

29. Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников /Сост. и вступит, ст. Н. Ярославцевой. -М.: Искусство, 1987.

30. Воробьева Т.А. К истории мастерской религиозной живописи в Академии Художеств //Наследие и современность (Искусство России). СПб., 1992. - С.32-39.

31. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде. 1893-1896. СПб., 1897.

32. Гаевский В.М. Русские школы живописи //Россия в её прошлом и настоящем. М., {Б.Г.}. - С.1-8.

33. Гагарин Г.Г. Строителям русских церквей. СПб., 1892.

34. Георгиевский В.Т. Школа иконописания в селе Холуе Владимирской губернии //Искусство и промышленность. 1899. -№11. - С.851-866.

35. Гладкова Д., Пастон Э. Две работы Виктора Васнецова //Русская галерея. 2001. - №1. - С48-51.

36. Гнедич П. Последние картины В. М. Васнецова (Страницы записной книжки литератора) //Художественные сокровища России. 1905. -№12. - С.166-170.

37. Голубинский Е.Е. История иконостаса //Православное обозрение. -1872. №2.

38. Голубинский Е.Е История русской церкви. Т.1,2. СПб., 1907.

39. Григоров Д.А. Русский иконописный подлинник //Записки Императорского Русского археологического общества. Т.З. СПб., 1877.

40. Грищенко А. О связях русской живописи с Византией и Западом XIII XX вв. Мысли живописца. - М., 1913.

41. Грищенко А. Русская икона как искусство живописи. М., 1917.

42. Гудыменко Ю.Ю. Тимофей Андреевич Нефф (1804-1876). Жизнь и творчество. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2000.

43. Дедлов В.Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901.

44. Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря. СПб.: Palace Editions, 2002.

45. Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М.: Наука, 1975.

46. Журнал и отчет Императорской Академии художеств за 1902-1903 гг. СПб., 1904.

47. Залевская В.Е. Заметки о русском храмовом зодчестве. СПб.: Приход Благовещенской Пискаревской церкви. Санкт-Петербургская епархия русской православной церкви. Московский патриархат, 2003.

48. Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX в. Каталог выставки. СПб.: Издательство ГРМ, 2000.

49. Икона. Секреты ремесла /Сост. А.С. Кравченко, А.П. Уткин. М., 1993.

50. Иконостас /Сост. и ред. A.M. Лидова. М.: Прогресс-традиция, 2000.

51. Инок Григорий (Круг). Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе. М.: Аксиос, 2002.

52. Иовлева Л.И. Виктор Михайлович Васнецов. Л.: Художник РСФСР, 1964.

53. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу. М.: Изобразительное искусство, 1994.

54. История иконописи. М., 2002.

55. Карпова Т.Л. Портрет в мире русской духовной культуры 18601870-х гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1993.

56. Карпова А.Н. О восприятии древнерусскими людьми западноевропейского искусства (проблемы взаимодействия православия и католичества) Материалы научной конференции «Православие в истории России». СПб., 1999.

57. Кено М. Икона. Окно в вечность. Минск.: Белосток, 2001.

58. Киевский Владимирский собор. Альбом фотографий с росписей русских художников. Т1. Киев, 1916.

59. Кириков Б.М. Памятник «русского стиля» // Ленинградская панорама. 1983. - №10. - С.33-35

60. Кириков Б.М. «Русский стиль» в архитектуре XIX в //История и культура славянских стран / Под ред. В.В. Мавродина. М., 1972. -С.73-78.

61. Кириков Б.М. Храм Воскресения Христова (К истории «русского стиля» в Петербурге) //Невский архив: Историко-краеведческий сборник. СПб., 1993.

62. Е.И. Кириченко. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986; Русская архитектура 1830-х-1910-х годов. М.: Искусство, 1978.

63. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886.

64. Кондаков Н.П. Воспоминания и думы /Сост. И.Л. Кызласова. М.: «ИНДРИК», 2002.

65. Кондаков Н.П. Записка об издании Лицевого иконописного подлинника по древним образцам. СПб., 1899.

66. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. М.: Паломник, 1999.

67. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Исторический иконографический очерк. СПб., 1905.

68. Кондаков Н.П. О научных задачах истории древнерусского искусства. СПб., 1899.

69. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. 1901.

70. Кондаков Н.П. Путешествие на Синай в 1881 году. Из путевых заметок. Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882.

71. Корнилова А.В. Григорий Гагарин. Творческий путь. М.: Искусство, 2001.

72. Кутейникова Н.С. Из истории монументальной живописи России конца XIX начала XX века. В.В. Беляев. (Материалы к биографии художника) //Монументальное искусство (теория, история, современная практика). - Л., 1990. - С. 34-44.

73. Кутейниикова Н.С. Мозаика. К истории художественной жизни России второй половины XIX начала XX века. - СПб., 1997.

74. Кутейникова Н.С. Общество возрождения художественной Руси (1915-1917). К истории художественной жизни России //К истории русского изобразительного искусства XVIII-XX вв. Новые материалы, тенденции, концепции. СПб, 1993. - С.72-78.

75. Кутейникова Н.С. Творцы красоты //Санкт-петербургская панорама. 1993. - №5. - С.29-35.

76. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков; методы, идеи, теории) М.: Издательство МГУ, 1985.

77. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971.

78. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М.: Наука, 1978.

79. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М.: Искусство, 1986.

80. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. -М.: Искусство, 2000.

81. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М.: Совпадение, 2000.

82. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства (Сообщение Н.В. Покровского). СПб.: Столичная скоропечатня, 1899.

83. Лихачев Д. Культура Руси. М-Л., 1962.

84. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображение Богоматери в произведениях итало-греческихиконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. СПб., 1911.

85. Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас (снимков). 4.1,2. СПб.,1906.

86. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. Л.: Искусство, 1981.

87. Лихачева В.Д. Некоторые особенности перспективной системы византийской живописи и икона «Сошествие святого Духа на апостолов» //Палестинский сборник. Вып. 25 (86). Византия и Восток. Л.: Наука, 1971.

88. Макаревский М.И. Храм-памятник в Санкт-Петербурге, 300-летие царствования Дома Романовых. СПб., 1911.

89. Мартыновский А. О иконописании //Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология /Сост., общ. Ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. -М.: Прогресс, 1993. С.71-100.

90. Молчанов К. Новый православный собор во имя благоверного великого князя Александра Невского в Варшаве. 1894-1912. -Варшава, Б.г.

91. Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1962.

92. Мухин В. Церковная культура Санкт-Петербурга. СПб.: Типография «Иван Федоров», 1994.

93. Неклюдова М.К. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков. - М.: Искусство, 1991.

94. Нестеров М.В. Воспоминания /Под ред. А.А. Русаковой. М.: Советский художник, 1989.

95. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М.: Искусство, 1959.

96. Нестеров М.В. Письма. Избранное. /Под ред А.А. Русаковой. JL: Искусство, Ленингр. Отд., 1988.

97. Никодим Павлович Кондаков. 1844-1925. Личность, научное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. СПб.: Palace Editions, 2001.

98. О церковной живописи. Сборник статей. Ч. 1-2. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998.

99. Панов Н. Виктор Михайлович Васнецов //Живописное обозрение. -1905. №2. - С.49.

100. Пастон Э. Он первый из художников снова обратился к украшению жизни //Декоративное искусство СССР. 1984. - «2. -С.37-42.

101. Плотникова И.В. О религиозной живописи Васнецова во Владимирском соборе //Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926. Сборник материалов научной конференции, состоявшейся в сентябре 1990 года. М.: Издательство ГТГ, 1994. - С.47-62.

102. П.М. Русская церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Вене //Искусство и художественная промышленность. 1899. - № 9-10. -С.735-741.

103. Погодин М.П. Год в чужих краях. М., 1844.

104. Погодин М.П. Месяц в Риме //Московитянин. 1842. - №20.

105. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001.

106. Покровский Н.В. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб., 1901.

107. Покровский Н.В. Лицевой Сийский иконописный подлинник. Вып.1. СПб., 1894.

108. Покровский Н.В. Материалы для истории русского иконописания. -СПб., 1904.

109. Покровский Н.В. Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря XII века. СПб., 1887.

110. Покровский Н.В. Об иконопочитании //Нижегородский Новгородский Церковно-Общественный Вестник. 1910. - № 25, 26, 27, 28.

111. Ш.Покровский Н.В. Определение Стоглава о святых иконах (речь, произнесенная на годичном акте академии 17 февраля текущего года). Б.М., Б.Г.

112. Покровский Н.В. Основные начала православно-русского иконописания //Православно-русское слово. 1903. - №3. - С. 17-24.

113. Покровский Н.В. Отзыв на Лицевой Апокалипсис Буслаева. -СПб., 1900.

114. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. -СПб.: Лига Плюс, 2000.

115. Покровский Н.В. Практические меры к улучшению нашего иконописания //Православно-русское слово. 1902. - №2. - С.99-106.

116. Покровский Н.В. Церковно-Археологический музей СПбДА. -СПб.: Синодальная типография, 1909.

117. Покровский Ф.И., Глубоковский Н.Н. Академик Никодим Павлович Кондаков. СПб., 1911.

118. Попов А.Н. Иконописание. СПб., 1849.

119. Поселянин Е. Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон. Книги 1,2. М.: Отдых христианина, 2002.

120. Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа /Сост. А.Н. Стрижев. М.: Паломник, 1998.

121. Прахов А.В. Киевский Владимирский собор. К истории его постройки. Киев, 1896.

122. Прахов А.В. Открытие фресок Киево-Кирилловской церкви XII в., исполненное А.В. Праховым, действительным членом Русского археологического общества. СПб., 1883.

123. Прахов Н.А. Страницы прошлого. Очерки воспоминания о художниках. Киев, 1958.

124. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.

125. Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя Святого Благоверного князя Александра Невского в Варшаве с объяснительной запиской Н.В. Покровского. СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1900.

126. Редин Е.К. Ф.И. Буслаев. Обзор трудов его по истории археологии и искусства. Харьков, 1898.

127. Редин Е.К. Заметки по христианской иконографии. Харьков, 1894.

128. Редин Е.К. История искусства и русских художественных древностей. Харьков, 1902.

129. Редин Е.К. Критико-библиографические заметки по истории и археологии искусств. Харьков, 1902.

130. Редин Е.К. Критический разбор научных исследований. Харьков, 1902.

131. Редин Е.К. Материалы для византийской и древнерусской иконографии. М., 1893.

132. Редин Е.К. Материалы к истории византийского и древнерусского искусства. СПб., 1902.

133. Редин Е.К. Профессор Никодим Павлович Кондаков. К 30-летней годовщине его учебно-педагогической деятельности. СПб., 1896.

134. Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII в. СПб., 1856.

135. Рождественский Н.В. О значении Киевского Владимирского собора в русском религиозном искусстве //Вера и церковь. Книги 1,4. М., 1900.

136. Руднев В. И мастерство и вдохновение //Санкт- Петербургская панорама. 1993. - №5. - С.26-28.

137. Русская икона. Сборник 1. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1914.

138. Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира /Под ред. Г.Ю. Стернина. М.: Наука, 1991.

139. Савинов А.Н. Фирс Сергеевич Журавлев. 1836-1901 //Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX в. Т.1 /Под ред. А.И. Леонова. М.: Искусство, 1962.-С. 131-148.

140. Сарабьянов Д. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Советский художник, 1980.

141. Сарабьянов Д. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989.

142. Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. Кн. 1,2. -СПб., 1849.

143. Семанова М.С. В.В. Беляев о религиозной живописи в высшей художественной школе //Из творческого опыта (История и современность). Сборник научных статей. СПб., 1998. - С.61-65.

144. Семанова М.С. Творчество В.В. Беляева (1867-1928) и русская религиозная монументальная живопись конца XIX-начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1996.

145. Семанова М.С. Национальное своеобразие религиозной живописи В.В. Беляева (к постановке проблемы) //Искусство и религия (история и современность). СПб., 1996. - С.79-82.

146. Семанова М.С. Николай Васильевич Покровский. О церковной живописи конца XIX начала XX века //Искусство и православие (Россия, XI-XX века). - СПб., 1997. - С.38-43.

147. Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб.: Наука, 1994.

148. Сикорский И.А. Богоматерь в художественных воспроизведениях Рафаэля и Васнецова. Киев, 1905.

149. Смирнов С.Н. Храм памятник. Строен в 1910-11. - Петроград: Издательство Высочайше Учрежденного Комитета по сооружению храма, 1915.

150. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. СПб., 1898.

151. Снессорева С. Санкт-Петербургский первоклассный общежительный женский монастырь. История. Описание. 4.1,2. -СПб., 1887.

152. Собко Н.П. Словарь русских художников с древних времен и до наших дней. СПб., 1893-1899.

153. Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в киевском соборе. М., 1898.

154. Собор Святого Князя Владимира в Киеве. Киев: Изд. С.В. Кульженко, 1905.

155. Стасов В. Виктор Михайлович Васнецов и его работы //Искусство и художественная промышленность. 1898. - №1-2.

156. Стасов В.В. Избранные сочинения.Т. 1-3. М.: Искусство, 1983.

157. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства Н.В. Покровского. Одесса: Типография А. Шульца, 1887.

158. Сумцов Н.Ф.(Профессор). Человек золотого сердца (О профессоре Егоре Кузьмиче Редине). Харьков, 1909.

159. Тарабукин Н. Смысл иконы. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001.

160. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. М.: Прогресс-культура, 1995.

161. Типология русского реализма второй половины XIX века /Ответственный редактор Г.Ю. Стернин. М.: Наука, 1979.

162. Тренев Д.К. Несколько слов о древней и современной иконописи. М., 1905.

163. Тренев Д.К. Несколько слов о современном иконописании. Реферат. М., 1901.

164. Тренев Д.К. О русской иконописи по поводу вопроса о ней в Государственной Думе. М., 1910.

165. Тренев Д.К. Русская иконопись и её желаемое развитие. М., 1902.

166. Удралова Н.В. Некоторые направления в русской монументальной храмовой живописи второй половины XIX-XX века //Памятникирусской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция. М.: Наука, 1994. - С.205-218.

167. Успенская Е. «Сотруднику моему по постройке» //Санкт-Петербургская панорама. 1993. - №5. - С.22-23.

168. Успенские М.И. и В.И. Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения. Святой Алимпий. Андрей Рублев. СПб.: Синодальная типография, 1901.

169. Успенский А.И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906.

170. Успенский А.И. Значение иконописного подлинника в современной церковной живописи. Реферат. М., 1901.

171. Успенский А.И. Изображение Богоматери. М.: Издание С.Т. Большакова, 1905.

172. Успенский А.И. Иконописание в России до второй половины XVII в. //Золотое руно. 1906. - №7-8.

173. Успенский А.И. Подлинник иконописный. М., 1898.

174. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы. Т. 1-4. М., 1913-1916.

175. Успенский JI.A. Богословие иконы православной церкви. — Переяславль: Издательство Братства во имя св. блг. князя Александра Невского, 1997.

176. Филимонов Г.Д. Иконописный подлинник. Новгородская редакция по софийскому списку конца XVI в. М., 1873.

177. Филимонов Г.Д. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Филимонова. М., 1874.

178. Философов Д. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа //Мир искусства. 1901. - №10. - С.217-233.

179. Фирс Сергеевич Журавлев. Альбом /Вступит. Ст. А.Н. Савинов. -М.: Изогиз, 1963.

180. Флоренский П. (священник) Избранные труды по искусству. М.: Искусство, 1996.

181. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.Т. 1,2. М.: Правда, 1990.

182. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990.

183. Храм-памятник. Строен в 1910-1911 гг. Издание Высочайше учрежденного Комитета по сооружению храма /Сост. По поручению комитета С. Смирнов. Петроград, 1915.

184. Художник (Ф. Львов). Воспоминания об Академии художеств //Русская старина. 1880. - Октябрь. - С.385-416.

185. Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М.: Паломник, 2003.

186. Царице моя Преблагая. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Описание. Тропари. Молитвы. СПб.: Сатис, 2004.

187. Шаталина Л. «Страшный суд» Виктора Васнецова //Художник. -1990. №4. - С.55-61.

188. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга: история и современность. -СПб., 1994.

189. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М.: «Прогресс-Традиция», 2000.

190. Ярославцева Н. Бога надо выстрадать //Слово. 1998. - №4. -С.82-86.

191. Ярославцева Н. Творчество В.М. Васнецова в 70-90-е годы XIX века. Формирование и развитие стиля //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1987.

192. Ярославцева Н. Царица Небесная, женщина земная. Образ Богоматери в творчестве Виктора Васнецова //Советский музей. -1991. №4. - С.44-55.

193. Ярославцева Н. «Я ищу лик Христа.» Неизвестный Виктор Васнецов //Советский музей. 1991. - «2. - С.44-53.

194. Ясинский И.И. (иерей). Виктор Михайлович Васнецов и его творчество. Очерк //Нива. 1914. - №43. - С. 1-3.

195. Документы по росписи Федоровского государева собора № 72 Устав Общества преемственного возрождения художественно-бытовой Руси.

196. Научно-библиографический архив Академии художеств Фонд 7 Посольский храм в Вене Опись 39 мая 1894 г. 14 августа 1897 г. №1 Планы церкви, иконостаса, наброски архитектурных деталей Фонд 14 Беляев Василий Васильевич Опись 1

197. Тетрадь с библиографией по христианской иконографии и истории

198. Религиозная живопись в Высшей школе

199. Письма академику живописи В. Беляеву от Н.Н. Харламова До 1917 г. № 163 Эскизы Н.Н. Харламова.

200. Начало XX в. № 164 Эскизы, наброски, кальки и шаблоны Н.Н. Харламова

201. Фонд 43. Павел Александрович Шиллинговский.1940-1941 гг. № 19. Письмо Поляка М.Я. к Шиллинговскому П.А.

202. Фонд 112 Чистяков Павел Петрович31 мая 1902 г. № 286 Расписка о получении денег за исполнение образа святого Филиппа для Нечаева-Мальцева Ю.С.8 марта 1910 г. № 274 Копия прошения Райляна Ф. Президенту Академии художеств

203. Копия письма Валерьяна Отмара к Павлу Петровичу Чистякову № 332 Копии писем Фомы Райляна к Павлу Петровичу Чистякову Фонд 122 Георгиевский Василий Тимофеевич

204. Письма Николая Харламова к Василию Тимофеевичу Георгиевскому

205. Фонд 137 Бенуа Александр Николаевич20 сентября 1910 г. № 1451 Письмо Райляна Фомы Родионовича, издателя журнала» Свободным художествам» Бенуа Александру Николаевичу

206. Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки Фонд 290 Заволокин П.Я.

207. Райлян Фома. Автограф-запись на память А.Н. Волжину 20 октября 1915 г., Петроград

208. Фонд 781 Толстой Иван Иванович1192 Прахов Адриан Викторович. Письма к Ивану Ивановичу Толстому1356 Харламов Николай Николаевич, преподаватель художественной школы. Письма Ивану Ивановичу Толстому

209. Николай Харламов. К 140-летию со дня рождения художника. -СПб., 2003. 16 с. - Деп. В НИО Информкультура Российской гос. б-ки, № 3360.

210. Фома Райлян. Избранные аспекты биографии. СПб., 2003. -10 с. - Деп. В НИО Информкультура Российской гос. б-ки, № 3361.

211. Иконография «Спас Благое Молчание». Возникновение и развитие //Макариевские чтения. Русская культура XVI века -эпоха митрополита Макария. М.: «Можайск-Терра», 2003. -С.412-418.

212. Этические и эстетические взгляды А.А. Иванова (на опыте анализа картины «Явление мессии») //Макариевские чтения. Русская культура XVI века эпоха митрополита Макария. - М.: «Можайск-Терра», 2003. - С.419-433.

213. Мастерская Церковной живописи в Академии художеств: история и современность. //Университетские Петербургские чтения. 300 лет Северной столице. Сб. статей /Под ред. Ю.В. Кривошеева, М.В. Ходякова. СПб.: Изд-во «Знаменитые универсанты», 2003. - С.328-333.

214. Игровой метод в проведении уроков по мировой художественной культуре. Учебно-методическое пособие. -Спб.: КРАК, 2004.

215. Православный словарь церковного искусства. СПб.: Лита, 2004.1. Находятся в печати:

216. Мозаики Харламова в храме Воскресения в Петербурге (К вопросу изучения древнерусского наследия в конце Х1Х-начала XX вв.) //Академия художеств и Православная церковь. СПб.:

217. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, 2004.

218. Статьи по церковному искусству для издания: Большой энциклопедический словарь по изобразительному искусству. Т.5.

219. Большой церковный словарь изобразительного искусства и архитектуры.1. АВТОРСКИЕ ДОКЛАДЫ

220. Церковная живопись Петербурга конца XIX-XX вв. Научная конференция «Петербург в мировой культуре». Санкт-Петербургский государственный университет. Апрель. 2003.

221. Изучение русского средневекового искусства в конце XIX -начале XX вв. Научная конференция «Проблемы социально-политической истории и культуры средних веков». Санкт-Петербургский государственный университет. Ноябрь. 2003.

222. Изображения воинства в русском религиозном искусстве. Международная научная конференция «Чтения по военной истории». Санкт-Петербургский государственный университет. 2004.

223. Икона и картина в культурно-историческом контексте. Международная конференция «История и культура». Санкт-Петербургский государственный университет. 12-16 апреля.2004.

224. Славянские традиции в православной культуре. Кирилло-Мефодиевские чтения. Санкт-Петербургский государственный университет. 11-14 мая. 2004.173

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.