Циклы в державной динамике России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Саперкин, Сергей Александрович

  • Саперкин, Сергей Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Набережные Челны
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 144
Саперкин, Сергей Александрович. Циклы в державной динамике России: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Набережные Челны. 2015. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Саперкин, Сергей Александрович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИКЛИЗМА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

1.1. Понятие «социальный цикл»

1.2. Классификация социально-исторических циклов

1.3. Социальные функции циклов

ГЛАВА 2. ЦИКЛИЗМ КАК МЕГАФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

2.1. Военные циклы отечественной истории

2.2. Политические циклы

2.3.Циклы в смене элит

2.4. Циклы динамики Государства Российского

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Циклы в державной динамике России»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Циклизм выступает одновременно и важнейшей концепцией (парадигмой, метапаттерном) объяснения исторического процесса (включая российский), и реальной формой становления социальности, проявляющейся в различных странах, на уровне человечества в целом. Исходя из указанных предпосылок, актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:

- неопределенностью (многозначностью) понятия «социальный цикл», не всегда точной демаркацией его содержания от физических и биологических циклов;

- отсутствием универсального определения категории «социальный цикл» в гуманитарном познании и необходимостью его выработки;

- наличием значительного количества циклических зависимостей, выявленных в отдельных сферах общественной динамики (экономической, политической, культурной), трудностью их экстраполяции на социальную систему в целом;

- недостаточной разработанностью вопроса о функциях (роли) циклических зависимостей в становлении социальных структур;

- применительно к России особую опасность вызывает цикл «образование - распад государства». Государственным органам, обычным людям требуется информация, способствующая продлению периодов существования державы в интегральном состоянии, нейтрализации (сокращения) ее дез-интеграционных фаз;

- наличием цикла вооруженной интервенции Запада против России, реализующегося в начале каждого столетия. Необходимость его купирования (снятия) или заблаговременной подготовки к негативным последствиям — задача как ученых-теоретиков, так и государственных структур;

- потребностью разобраться во взаимодействии циклов разной природы (военных, экономических, политических, элитарных) в формировании за-

кономерностей отечественной истории;

- необходимостью найти механизмы предотвращения циклически воспроизводящейся конфликтности российского исторического процесса в системах «власть - народ», «верхние эшелоны — низы элиты», «интеллигенция -власть», «западники - почвенники (антизападники)» и др.

В целом комплекс указанных теоретических и практических вопросов, тесно пересекающих друг с другом, говорит о высокой степени актуальности рассматриваемой проблематики.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Наличие различных циклов (от смены дня - ночи, времен года, фаз Луны и др. — в природе до смены правящих династий — в социуме) фиксировалось обыденным сознанием людей как в первобытности, так и в более сложно организованном родовом и классовом обществах. Однако теоретическое осмысление данного феномена наступило далеко не сразу.

Изучение социального циклизма как идеи «вечного возвращения», повторения сходных фаз социальной динамики начинается еще с мыслителей Др. Востока (Ч. Сяосун и др.). Оно продолжается в античности (Полибий, Ктесий и др.), занимая там господствующее положение. Проходит через труды средневековых теологов (Бл. Августин, Иероним, И. дель Фьоре) и арабских историков (А. аль-Маварди, Ибн Халдун), эпоху Возрождения (Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Ф. Патрици). Присутствует в Новое время (XVII-XVIII вв.) у У. Мойла, утверждавшего: смена форм правления отражает «общий цикл зарождения и разложения всех государств»1. Завершается в фундаментальной работе Дж. Вико «Основания новой науки об общей природе наций» . (Хотя отдельные проявления такой позиции встречаются у представителей эпохи Просвещения — И.Г. Гердера, И.Г. Фихте, в творчестве мыслителя XIX в. Ф. Ницше). На базе подобной трактовки циклизма раскрывались

1 Цит. по: Семенов Ю.И. Философия истории. - М.: Старый сад, 1999. - С. 66.

2 См.: Логинов A.B. Теория циклов в политических учениях IV- начала XIX века// Экономическая история. - 2012. - № 3.

отдельные исторические закономерности. Однако она носила статический характер, не учитывала элемент динамики исторического процесса (наличие прогрессистских моментов), не имела серьезных гносеологических оснований (ибо базировалась преимущественно на эмпирии).

В XVIII-XIX вв., в условиях острой конкуренции с линеарно-прогрессистским видением прошлого и будущего, циклизм вынужденно трансформируется. Он берет за основу идею универсальности цикла «рождение - жизнь - смерть» не только для биологических, но и для «социальных организмов» (обществ). Отсюда вырастают концепции «локальных цивилизаций (культур)» (Ж. де Гобино, Г.Рюккерт, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский - в XIX в., П.Сорокин, Ф. Бэгби, О.Шпенглер - в XX в.), возникающих из-за космического «пассионарного толчка» и гибнущих через 1200 лет «этносов и суперэтносов» (Л.Н. Гумилев) и тому подобные по главной идее теоретические построения. Данный циклизм фактически отождествлял закономерности развития природы и общества, что не всегда находило подтверждение на практике.

В XX в. в изучении социального циклизма наметился ряд подходов. Во-первых, к синтезу природных и социальных циклов для описания универсальной динамики общественных систем. На Западе в этом направлении работали Э. Брикнер, А. Шустер, А. Дуглас и др., в России - СССР - А. Чижевский, Л.С. Берг, В.И. Вернадский, отчасти - Л.Н. Гумилев.

Во-вторых, выявление значительных по продолжительности (30-50 лет и более) циклов социально-экономической динамики: от волн конъюнктуры до смены технологических укладов (Н.Д. Кондратьев3, С. Кузнец, Й. Шумпе-тер и др.). Однако указанные ученые работали преимущественно с исторической макродинамикой, касавшейся России лишь косвенно или частично. Такие труды выходят в нашей стране и до сих пор4.

Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: Экономика, 2002.

4 См.: Гринин JI.E., Коротаев A.B. Циклы, кризисы, ловушки современной Мир-системы: Исследования кондратьевских, жугляровских и вековых циклов, глобальных кризисов,

В-третьих, активно изучались и политические циклы в различных странах (например, США)5. Они тоже носили локальный характер, почти не затрагивали СССР-Россию.

В конце XX в. - начале XXI вв. в России начинается активное исследование циклов именно отечественной социальной динамики, вызванное крахом СССР, строительством новой государственности с 1992 г. Оно проходит как в теоретическом аспекте (работы Ю. И. Семенова, П.К. Гречко, В.В. Иль-

А _ 7

ина, К.Е. Рыбака0), так и в практическом (исследования A.C. Панарина , С.Ю. Глазьева, Д.С. Львова и др.). Делаются и попытки проследить циклы отечественной истории с опорой на синергетику8.

Однако, несмотря на несомненный интерес, циклизм отечественной истории изучен недостаточно по ряду аспектов. Во-первых, нет единой методологической платформы для познания такой специфической динамики. Во-вторых, нет какой-либо дисциплины, где мог бы изучаться социальный циклизм как самостоятельное явление. В-третьих, в рамках изучаемых наукой циклов не всегда разделены его субъективные (действия исторических персон) и объективные (закономерности социума) составляющие. В-четвертых, исследования циклов часто замкнуты на конкретные сферы социального бытия и не рассматривают его системно.

Объект исследования - державная динамика России как социально-историческое явление.

мальтузианских и постмальтузианских ловушек. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

5 См.: Шлезингер - мл. A.M. Циклы американской истории. - М.: Прогресс, 1992.

6 Семенов Ю.И. Философия истории. - М.: Старый сад, 1999; Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М.: Логос, 1995; Ильин В.В. Философия истории. - М.: Изд-во МГУ, 2003; Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе. М.: ИФ РАН, 1996; Рыбак К.Е. Циклизм в истории России. Автореф. дис. канд. филос. наук, спец. 09.00.11. М.: Изд-во МГТУ, 2001.

7 Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе. М.: ИФ РАН, 1996; Панарин A.C. Россия в циклах мировой истории. - М.: Изд-во МГУ, 1999; Глазьев С.Ю. Благосостояние и справедливость: как победить бедность в богатой стране. - М.: БСГ, 2003; Львов Д.С. Вернуть народу ренту. Резерв для бедных. - М.: ЭКСМО, 2004.

8 Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкнй Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М.: Наука, 1997; Малинецкнй Г.Г. Проект «Россия». Анализ проблемы в синергетическом контексте//Компьютерра. 2009. № 1-2.

Предмет исследования: циклические закономерности державной динамики России в ходе ее естественно-исторического развития.

Цель работы: выявление природы циклических изменений в державной трансформации России.

Реализация поставленной цели предполагала решение блока взаимосвязанных задач:

- дать авторское определение понятия «социальный цикл»;

- раскрыть характер социальной циклики, формы ее проявления на уровне научного познания и социальной практики;

- уточнить функции социальных циклов;

- выявить виды социальных циклов в отечественной истории, касающихся ее военной, политической сфер, динамики воспроизводства элит;

- установить соотношение частных и универсальных циклов российской истории;

- оценить эвристический потенциал циклизма как объемной объяснительной платформы в социальном познании.

Гипотезой исследования выступает предположение, согласно которому чередование державных форм в естественноисторической эволюции России подчиняется зависимостям факторным, проступающим с разной периодичностью в зависимости от конъюнктуры.

Теоретико-методологические основы диссертации обусловливались предметом, характером источниковой базы, способами идейного моделирования реалий. Последовательно использовались традиционные приемы познания - анализ, синтез, сравнительный анализ, индукция, дедукция, традук-ция, восхождение от абстрактного к конкретному. Анализ и синтез применялись для выявления конкретных циклов социально-исторической динамики России в отдельных сферах развития общества (военной, политической, элитарной) - с одной стороны; установления универсальных циклов российской ритмодинамики - с другой. Сравнительный анализ - для сопоставления различных циклов отечественной истории. Восхождение от абстрактного к кон-

кретному - с целью обоснования перехода от выделенных в теории сущности и видов циклов к их реальным проявлениям в прошлом России.

Модель «точки бифуркации», выдвинутая в рамках синергетики, использовалась для выявления в отечественной истории циклов перехода от состояний хаоса, распада, кризиса государственного организма к порядку, централизации. Социобиология применялась для поиска комплексных причин воспроизводства конфликтных ситуаций в России (например, через биосоциальный механизм агрессии). Системный подход служил такой познавательной цели, как выявление универсальных циклов отечественной истории, воспроизводящихся на каждом ее этапе.

Подобная комбинация методов сделала исследование социального цик-лизма и его роли в отечественном историческом процессе комплексным, а извлекаемую из такого анализа полезную информацию наиболее достоверной.

Содержательная база исследования - принципы историчности, объективности, полноты, конкретности, всесторонности рассмотрения. Достоверность квалификаций, оценок обеспечена логически сбалансированным удостоверением идей, их опытной обоснованностью. Диссертация отвечает требованиям паспорта специальности 09.00.11 — социальная философия.

Информационная база работы — труды классиков социальной философии, эвристические схемы, фактический материал, зафиксированные в общеисторическом наследии.

Основные результаты исследования и их новизна.

1. Дано авторское определение понятия «социальный цикл». Показаны его отличия от иных видов циклов: существующих в физическом и биологическом мирах. Осуществлена классификация социальных циклов на базе соотношения в них реальности и научного познания на конкретно-исторические и концептуально-научные. Выделены универсальные и локальные (ситуативные) циклы.

2. Рассмотрены функции социального циклизма. Они выявляются как в

целом, комплексно, так и на двух уровнях - теоретическом (научном) и практическом. Опровергается распространенная в современном гуманитарном познании идея: циклизм, диктуемое им восприятие времени и социума якобы исключительно застойно, нацелено на воспроизводство одного и того же общества, связано только с государствами Востока. Показано, что функции циклизма многообразны, сочетают консерватизм и динамику, касаются и европейской цивилизации (где так же существуют циклические модели прошлого, будущего). Они своеобразно проявляются в России, которую нельзя однозначно отнести к Востоку или Западу в цивилизационном отношении.

3. Выявлены конкретные циклы, протекающие в следующих сферах российского общества: военной, политической, элитарной. Показано, что они тесно влияют друг на друга. Военные циклы стимулируют расширение и/или распад страны, ее переход к авторитаризму/демократии в политической сфере, приход к власти той или иной элиты. Демонстрируются универсальные циклы динамики государства российского, постоянно воспроизводящиеся в ходе его становления: расширение - сжатие территории; периодические (в начале и конце столетия) обострения социальной борьбы; «поиск столицы»; перманентная актуализация общих негативных факторов при смене поколений политической элиты; форсмажорный цикл; власть — безвластие.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальный цикл определен следующим образом: протекающая в обществе специфическая форма воспроизведения состояний, при которой развитие объекта происходит либо в замкнутой, либо в спиралевидной форме при условии, что оно опирается, детерминируется, корректируется сознанием людей, а каждый конкретный цикл порождает новый. Установлено, что на практике циклы различной природы (физические, биологические, социальные) тесно переплетаются друг с другом, образуя предпосылки для воспроизводства тех или иных исторических ситуаций. Однако в теории целесообразно осуществить демаркацию указанных видов циклов. Социальные циклы обладают следующими специфическими свойствами: (а) продолжительность

измеряется преимущественно в абстрактных понятиях («век», «эпоха», «поколение», «эра» и т.п.); (Ь) редко редуцируемы к точным цифровым диапазонам (сравним периоды возвращения к Земле кометы Галлея и проведения экономических реформ); (с) подвержены значительному влиянию субъективного начала; (с1) преобладание содержания над формой (продолжительностью); (е) сокращение длительности периодов из-за сознательного вмешательства в их становление деятельности людей, государственных, транснациональных структур.

Множество циклов разделено на конкретно-исторические (проявляющиеся в природно-социальной действительности) и концептуально-научные (выявленные в рамках различных теорий). Осуществлена классификация последних на основе принадлежности к концепциям исторической динамики. Теория социальной эволюции порождает организмические циклы (рождение - жизнь-гибель); прогресса - циклы смены в паре прогресс/регресс; цивили-зационный подход - добавляет к органицизму модель «вызов-ответ»; мир-системный подход — смену внутренних (воспроизводство структуры мир-экономики с ядром и периферией) и внешних (типов мир-экономики) циклов; историческая глобалистика - идея чередования «волн глобализации»; синергетика - постоянное воспроизводство в любых системах последовательно воспроизводящихся фаз «хаос - точка бифуркации - порядок».

Установлено наличие: а) универсальных циклов, постоянно воспроизводящихся на протяжении истории какой-либо страны; (Ь) локальных (ситуативных), проявляющихся только в отдельные периоды прошлого при определенных условиях.

2. Выделены следующие функции социального циклизма. (а) инновационная (каждый цикл порождает неизбежный кризис, который создает в обществе условия для фундаментальных перемен), опровергает фаталистические трактовки прошлого и будущего; (Ь) консервативная (сохранение в социуме элементов предыдущего общественного порядка, приемлемых современностью, а также - запреты на некоторые стратегии поведения, почерпну-

тые из деяний предшественников); (с) алармистская (возможность на базе знания динамики социального цикла предотвратить некоторые негативные тенденции в развитии общества); (с1) прогнозно-планирующая (на основе цикла можно предвидеть развитие социума в некоторых аспектах, корректировать его становление); (е) системная (влияние циклических зависимостей из одной сферы общества на другие); (0 стабилизирующая (цикл устанавливает полезный для социума порядок реализации трендов его становления, уравновешивает здесь консервативные и реформационные начала); (]) управленческая (информация о циклах повышает степень контроля развития социальных процессов); (к) интегративная (циклизм объединяет в систему закономерности функционирования физического, биологического, социального миров, а также - усилия ученых-представителей разных наук для его познания); (1) методологическая (знание циклов позволяет специалистам лучше упорядочивать исторический материал).

К научно-теоретическим функциям циклизма относятся: алармистская, прогнозно-планирующая, методологическая. К практическим — инновационная, консервативная, стабилизирующая, системная, управленческая, интегративная. Указанные функции дополняют друг друга.

3. На базе анализа военной истории России XVI — XX вв. выявлен ряд циклов: (а) наличие страны или их группы, с которыми России приходится воевать для решения геополитических задач; (Ь) уменьшение в XVIII -XIX вв. количества войн по направлению «Россия - Запад» с одновременным увеличением их интенсивности; (с) Россия чаще обороняется на Западе и наступает на Востоке; (ё) Россия перманентно выступала «амортизатором» европейской политики, уничтожающим государство-гегемон в Европе.

В политической истории постоянно воспроизводится цикл «возрождение, территориальное расширение - распад страны». В XVII - XX вв. в начале и конце столетия страну ждали повторяющиеся внутренние конфликты («Смуты»), гражданские войны.

В отечественной истории заметен цикл поиска столицы как города, в

наибольшей степени символизирующего страну и отвечающего решаемым ей задачам. В Киевской Руси эту роль играл Киев, затем, с ХУв., - Москва, в ХУШ-ХХ вв. - Петербург, с 1918 г. — снова Москва. Вмещается ли в подобную цикличность еще один город - покажет время. Однако ясно, что и в данном процессе проявляются определенные циклические зависимости.

Показаны факторы, приводящие на протяжении столетий к циклу негативного воспроизводства отечественной политической элиты: (а) тяготение к наследственной передаче власти при игнорировании воли народа; (Ь) политарный характер управленческой системы (правитель единолично и бесконтрольно распределяет чиновников на места, блага, награды, привилегии); (с) принцип конформизма (согласие с начальником - условие продвижения по служебной лестнице); (с!) «двойные стандарты» при получении административных должностей (неформальные, групповые правила выше формальных, установленных законом); (е) низкий уровень образования руководящего звена и других чиновников; (1} объединение бюрократов в группы по принципу «свой - чужой»; 0) стремление власти к чрезмерному использованию насилия внутри страны и за ее пределами.

«Форсмажорный цикл», в рамках которого раз в 200 лет происходит резкое усиление государства, его институтов для противодействия внешней угрозе. Оно подавляет народ, личность. Однако в результате задача, во имя которой прилагались усилия, либо не решается (Ливонская война проиграна), либо приводит к последующей Смуте, гражданской войне, ослаблению или гибели государства.

Чрезмерное усиление государства (как показал опыт начала XVII и XX вв., особенно 1917-1919 гг.), часто приводит в российском обществе к исчезновению государственной власти, состоянию безвластия, войны «всех против всех», как ее называл Т. Гоббс. Следовательно, цикл «власть - безвластие» — тоже один из универсальных для России, имеющий тенденцию к сокращению последней фазы (переход от СССР к РФ свершился быстро и преимущественно мирно).

Выделение универсальных циклов в истории России, проявляющихся в каждом ее периоде, не закончено в работе, должно быть продолжено в рамках различных гуманитарных дисциплин. Отсюда констатируется: циклическая модель имеет высокий эвристический потенциал в объяснении отечественной истории.

Теоретическое значение исследования. Полученные автором результаты имеют определенное содержательное, методологическое значение, позволяют оформлять реалистичную картину державной динамики России согласно ритмическим зависимостям. Рефлексия внутренней циклики есте-ственноисторических трансформаций народно-государственной организации отечества в качестве позитивного итога имеет выработку адекватного представления ее генезиса и статуса.

Практическое значение исследования. Использование предлагаемых автором моделей, рекомендаций, резюмирующих выводов оптимизирует толкование социально-исторических отечественных реалий. Результаты поиска, ориентированные на социальные технологии, могут найти дополнительное применение в преподавании - подготовке, чтении специальных и общих курсов по социальной философии, политической социологии, философии истории.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных наук Набережночелнинского института (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Основные положения исследования раскрывались на научных конференциях, симпозиумах: «Ломоносовские чтения» (МГУ, 2012); «Шаг в будущее» (МГТУ, 2013); «Рождественские чтения» (Нижний Новгород, 2011); «Киреевские чтения» (Калуга, 2010). По теме работы выпущено 14 статей общим объемом 6,5 п.л.

Структура работы обусловлена целями, задачами, принятым способом изыскания. Диссертация включает введение, 2 главы, заключение, список цитируемых источников, насчитывающий 165 наименований.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИКЛИЗМА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

1.1. Понятие «социальный цикл»

Циклическая динамика - постоянный спутник развития общества. Наличие разнообразных повторяющихся ситуаций в его истории заставляет задуматься об их закономерностях. Об объективности циклизма применительно к экономическим процессам достаточно точно сказано К.Жугляром: периодически возобновляющиеся «кризисы, как болезни, являются одним из условий существования обществ, где господствуют торговля и промышленность. Их можно предвидеть, смягчить, отсрочить до определенного момента, облегчить возобновление экономической деятельности; но отменить их, несмотря на самые различные приемы, до сих пор не удавалось»9. Данное положение можно перенести с экономической сферы на социум. Здесь проявляются многочисленные циклы, которые можно до определенной меры контролировать, но нельзя, несмотря на возрастающую мощь человечества, нейтрализовать. Как справедливо отмечал П. Сорокин, «...великая симфония социальной жизни «исчисляется» множеством раздельных процессов, каждый из которых течет волнообразно, сменяется в пространстве и времени и происходит одновременно в пространстве и времени, периодически и не периодически, после длительных или коротких интервалов»10.

Интерес к циклизму проявляет и социальное познание. Как указывает A.A. Игнатенко, в современной науке существуют два «полюса» теоретизирования относительно закономерностей развития общества. «Один из них связан с представлением о линейном характере общественного развития (история предстает как некое магистральное направление общественного про-

9Цит. по: Гринин JI.E., Коротаев A.B. Циклы, кризисы, ловушки современной Мир-системы. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - С. 6.

10Цит. по: Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 133-134.

гресса), другой - с представлением о нелинейности, цикличности, волновом характере развития общества»11. Конечно, подобное представление, редуцирующее модели социальной динамики в гуманитарном познании к линейно-прогрессистской и циклической, упрощенное. Такой подход игнорирует его коэволюционные, спиралевидные и иные проявления, не сводимые в чистом виде к линейным, циклическим зависимостям. Однако ясно, что при изучении общества нельзя обойтись без подробного теоретико-методологического анализа циклизма как одной из его типичных форм.

Идея циклизма как важного типа природной и общественной динамики находила отражение в трудах мыслителей древности: Гераклита, Гесиода, Платона, Аристотеля, Полибия и др. Она присутствует в древнекитайской и древнеиндийской философии, художественной литературе. В целом языческий циклизм черпал представления о социальной цикличности из эмпирических оснований: смены форм правления в древнегреческих полисах (демократическую - на олигархическую, ее — на охлократическую, последнюю — на демократическую и т.д. - у Платона, Аристотеля, царской власти на тиранию, ее - на аристократию - олигархию — демократию - новую царскую власть — у Полибия); перехода регионального доминирования в Средиземноморье от одной державы к другой (схема Ктесия, где власть переходила по своеобразному кругу«Ассирия -Мидия - Персия - Македония»). Христианство же еще в Ветхом Завете начинает подводить под циклизм не эмпирические, а теоло-гическо-мировоззренческие основания. Его субъектами становятся абстрактные сверхъестественные сущности: Бог, человеческий род, поколения и т.д. Скажем, в книге Екклесиаста читаем: «Род приходит, и род уходит, а земля пребывает во веки. ... К тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». Отсюда вывод: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Любое новое - повторе-

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Саперкин, Сергей Александрович, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Августин Бл. О граде Божием. - М.: ACT, 2000. - 1296 с.

2. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. - М.: Экономика, 1999.-428 с.

3. Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.-496 с.

4. Антология Мировой Философии. Т. 1. 4.1. — М.: Мысль, 1969. -

736 с.

5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: Прогресс, 1993.-608 с.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999. - 956 с.

7. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 330-342.

8. Бердяев H.A. Смысл истории. — М.: Мысль, 1990. - 174 с.

9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геополитические императивы. - М.: Международные отношения, 1998. — 256 с.

10. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. - М.: Наука, 1986.-256 с.

11. Боден Ж. Метод легкого познания истории. — М.: Наука, 2000.-412

с.

12. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. - М.: «Наука», 1978.-360 с.

13. Бродель Ф. Динамика капитализма. — Смоленск: Полиграмма, 1993.- 125 с.

14. Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. Первая: Пространство и история. - М.: Изд-во Сабашниковых, 1994. - 405 с.

15. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. - М.: ACT, 2003. - 444 с.

16. Валлерстайн И. После либерализма. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

-256 с.

17. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 368 с.

18. Виппер Р. Кризис исторической науки. - Казань: Госиздат, 1921. -

39 с.

19. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — М.Киев: ИСА, 1994.-656 с.

20. Ворожейкина Т.Е. Глядя назад: возможные альтернативы в развитии перестройки //Общественные науки и современность. -2005. - № 5. - С. 17-22.

21. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. — СПб.: Наука,

1993.-480 с.

22. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - 320 с.

23. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.-704 с.

24. Глазьев С.Ю. Благосостояние и справедливость. Как победить бедность в богатой стране. - М.: БСГ-пресс, 2003. - 192 с.

25. Гобозов И.А. Введение в философию истории. — М.: Гуманитарное знание, 1993. - 307 с.

26. Гражданская война в России: перекресток мнений. - М.: Наука,

1994.-377 с.

27. Гринин Л.Е., Коротаев A.B. Циклы, кризисы, ловушки современной Мир-системы: Исследования кондратьевских, жюгляровских и вековых циклов, глобальных кризисов, мальтузианских и постмальтузианских ловушек. Отв. Ред. С.Ю. Малков. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 480 с.

28. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. — М.: Логос, 1995. —

144 с.

29. Гречко П.К. Социальная теория современности. - М.: РУДН, 2008. -271 с.

30. Гулыга A.B. Искусство истории. - М.: «Современник», 1980. - 288

с.

31. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. - 1991. - № 2-3. - С. 19-36.

32. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». - М.: Ин-дрик, 1993.-328 с.

33. Гурьянова A.B. Ключевые парадигмы современной эпистемологии истории: классика, опыт исторической рефлексии и ситуация «пост -». - Самара: Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, 2008. - 344 с.

34. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Наука, 1991. - 430 с.

35. Делез Ж. Логика смысла. - М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-480 с.

36. Демин М.В. Война и вооруженная борьба. — М.: Ира-пресс, 2001. —

320 с.

37. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. - М.: Наука, 1976.-315 с.

38. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991.-416 с.

39. Жуков Е.М., Барг М.А., Черняк Е.Б., Павлов В.И. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. — М.: Изд-во «Наука», 1979. — 330 с.

40. Журов Ю.В. Проблемы методологии истории. - Брянск: Издательство Брянского госпедуниверситета, 1996. - 144 с.

41. Земцов Б.Н. Методология исторического анализа общественных систем: Учебное пособие по курсу истории. - М.: Изд-во МГТУ, 1993. - 72 с.

42. Зверев А.Г. Сталин и деньги. — М.: Алгоритм, 2012. - 272 с.

43. Зимин A.A. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. -М.: Мысль, 1991. - 286 с.

44. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб: Петербургское Востоковедение, 2002. - 224 с.

45. Из глубины. Сборник статей о русской революции. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-298 с.

46. Ильин В.В. Мир GLOBO: Вариант России. - Калуга: Полиграф -Информ, 2007. - 252 с.

47. Ильин В.В. Философия истории. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 380 с.

48. Ильин В.В. и др. Первая десятилетка России новейшего времени: куда, как, к чему? (Размышления о происходящем). - М.-Калуга: Эйдос, 2012.-232 с.

49. Иллюстрированная история СССР. М.: Мысль, 1987. - 509 с.

50. Иноземцев B.JI. Капитализм, социализм или постиндустриальные общества? // Коммунист. - 1991.- № 4. - С. 32-40.

51. Исаев A.B. Великая Отечественная альтернатива. 1941 в сослагательном наклонении. - М.: Яуза, 2011. - 288 с.

52. Историки античности. - Т. 1. - М.: Правда, 1989. - 624 с.

53. Кареев Н.И. Теория исторического знания. - СПб: Типогр. М.М. Стасюлевича, 1913. - 320 с.

54. Каримский A.M. Философия истории Гегеля. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-270 с.

55. Клаузевиц К. О войне. — М.: Изд. корп. «Логос», 1997. - 448 с.

56. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. — М.: Наука, 1980. —

487 с.

57. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1997. - 285 с.

58. Керсновский A.A. история русской армии. В 4 т. Т. 1. - М.: Голос, 1992.-304 с.

59. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 1.-М.: Мысль, 1993. - 572 с.

60. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: Экономика, 2002. - 525 с.

61. Козин Н.Г. Познание и историческая наука (Эмпирический и тео-

ретический уровни знания и познания и историческая наука). - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. - 150 с.

62. Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М.: Соцэкгиз, 1936. - 266 с.

63. Конт О. Дух позитивной философии. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. —

256 с.

64. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1993. - 441 с.

65. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. - М.: Чарли, 1994. -800 с.

66. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. - М.: Наука, 1974. -

447 с.

67. Кудряшов С., Олейников Д. Оккупированная Москва // Родина. -1995.-№5.-С. 11-19.

68. Кроче Б. Теория и история историографии. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 192 с.

69. Круглый стол «Риск исторического выбора в России» // Вопросы философии. - 1994. - № 5. - С. 3-22.

70. Культурология. XX век. Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с.

71. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб: Макет, 1995. — 316 с.

72. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. - М.: Прогресс, 1992.-376 с.

73. Логинов A.B. Теория циклов в политических учениях IV- начала XIX века// Экономическая история. 2012. № 3. С. 62-71.

74. Логинов A.B. Концепция цикличности в истории политической мысли // Европейский журнал социальных наук. — 2011. - № 6. — С. 252-260.

75. Логинов A.B. Исследование социальной политики государства (на примере России) с использованием концепции политического цикла // Гуманитарий.-2010.-№ 2.-С. 36-48.

76. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Республика, 1991.

- 528 с.

77. Любимов Ю.В. Глобализационные процессы в прошлом // Историческая психология и социология истории. - 2008. — № 2. - С. 113-135.

78. Львов Д.С. вернуть народу ренту. Резерв для бедных. — М.: Алгоритм, 2004. - 256 с.

79. Лукиан из Самосаты. Избранное. - М.: Изд. Худ. лит., 1962. —

514 с.

80. Мабли Г.Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. — М.: Наука, 1993.-414 с.

81. Макиавелли Н. История Флоренции. - Л.: Наука, 1973. - 320с.

82. Малинецкий Г.Г. Проект «Россия». Анализ проблемы в синергети-ческом контексте. // Компьютерра. - 2009. - № 1-2. - С. 16-22.

83. Маркузе Г. Одномерный человек. - M.: RELF-book, 1994. - 368 с.

84. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

85. Мейер Э. Теоретические и методологические вопросы истории. Философско-исторические исследования. — М.: Изд-во Сытина, 1904. — 67 с.

86. Методологические и философские проблемы истории. — Новосибирск: Наука, 1983. - 350 с.

87. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. — М.: Прогресс, 1995. - 464 с.

88. Мизес Л. Теория и история. Интерпретация социально - экономической эволюции. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 295 с.

89. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. - М.: Международные отношения, 1984. — 440 с.

90. Научное наследие Н.Д. Кондратьева и современность. Тезисы докладов Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева. Ч. 2. Прогнозирование и моделирование циклического развития экономики. - М.-СПб: Дело, 1992. - 101 с.

91. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. — М.: Международные отношения, 2003. - 536 с.

92. Нейсбит Дж. Китайские мегатренды: 8 столпов нового общества. — М.: Астрель, 2012. - 315 с.

93. Нефедов С.А. Петр I: блеск и нищета модернизации //Историческая психология и социология истории. - 2011. - № 1. - С. 47-74.

94. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. - М.: Наука, 1974. - 520 с.

95. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.

96. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М.: Academia, 1999.-640 с.

97. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М: Ити Технологии, 2003. - 944 с.

98. Одиссей. Человек в истории. 2000. - М.: Наука, 2000. - 368 с.

99. Ортега-и-Гассет X. История как система. // Вопросы философии. -1996.-№ 6.-С. 71-78.

100. Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М.: Независимая газета, 1993.-298 с.

101.Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. - М.: Изд-во МГУ, 1999.-288 с.

102. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. - М.: Изд-во МГУ, 1996.-297 с.

103. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. — 1989. -№ 9. - С.4-15.

104. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. - М.: Наука, 1993.-430 с.

105. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Высшая Школа, 1993.-736 с.

106. Пилипенко Н.В. Необходимость и случайность. - М.: Высшая школа, 1965. - 230 с.

107. Померанц Г.С. Иррациональное в политике // Вопросы философии. - 1992.-№ 4. - С. 16-21.

108. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. - 1992. -№ 10.-С. 65-75.

109. Поппер К. Нищета историцизма. - М.: Прогресс—VIA, 1993. - 187

с.

110. Про А. Двенадцать уроков по истории. - М.: Российск. гос. гума-нит. ун-т, 2000. - 336 с.

111. Радов А. Каким будет новый правитель России. Образ Белого Царя: психологический портрет будущего правителя России. - М.: ACT, 2007. -191 с.

112. Раппопорт X. Философия истории в ее главнейших системах. — СПб: Изд-во О. Поповой, 1898. - 220 с.

113. Россия и СССР в войнах XX века: статистическое исследование. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 608 с.

114. Реформы и контрреформы в России. - М.: Изд-во МГУ, 1996. —

520 с.

115. Риккерт Г. Философия истории. - СПб: Изд. Д.Е.Жуковского, 1908.-320 с.

116. Рыбак К.Е. Циклизм в истории России. Автореф. дис. канд. филос. наук, спец. 09.00.11. М.: Изд-во МГТУ, 2001. - 24 с.

117. Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время. В поисках утраченного. -М.: «Языки русской культуры», 1997. - 800 с.

118. Свечин A.A. Постижение военного искусства // Российский Военный Сборник. Вып. 15. - М.: Русский путь, 1999. - 696 с.

119. Семёнов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество. - 1997. -№ 1. - С. 156-217.

120. Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. - М.: Старый Сад, 1999. - 380 с.

121. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск: «Курсив», 1996. - 526 с.

122. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.-432 с.

123. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. — М.: Правда, 1989.-768 с.

124. Солоневич И.Л. Народная монархия. - Мн.: Лучи Софии, 2011.504 с.

125. Солженицын А.И. Россия в обвале. - М.: ACT, 2008. - 150 с.

126. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.-543 с.

127. Социологическая энциклопедия. Т. 2. - М.: Мысль, 2003. — 863 с.

128. Стоун Л. Будущее истории // THESIS. - 1994. - № 4. - С. 159-174.

129. Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.

130. Тойнби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

131. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ACT, 2002. - 557 с.

132. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. - М.: Издательство «Весь мир», 2000. - 296 с.

133. Трельч Э. Историзм и его проблемы. - М.: Юрист, 1994. - 719 с.

134. Уилсон Д. История будущего. - М.: ACT, 2007. - 286 с.

135. Февр Л. Бои за историю. - М.: Наука, 1991. - 557 с.

136. Философия власти. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 560 с.

137. Философия истории. Антология. — М.: Аспект-пресс, 1994. — 351 с.

138. Философия истории: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2001. — 432

с.

139. Философия эпохи постмодерна. — Минск: Красико-принт, 1996. —

208 с.

140. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. —

430 с.

141. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. - СПб: Златоуст, 1995. - 703 с.

142. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2004.

-588 с.

143. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. - 603

с.

144. Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки по теории и методологии истории. -М.: КомКнига, 2006. - 392 с.

145. Чазов Е.И. Как уходили вожди. Записки главного врача Кремля. -М.: Алгоритм ЭКСМО, 2012. - 240 с.

146. Чижевский A.A. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. -М.: Мысль, 1995. - 770 с.

147. Шлезингер - мл. A.M. Циклы американской истории. - М.: Прогресс, 1992.-609 с.

148. Шубин A.B. 1937. АнтиТеррор Сталина. - М.: Яуза: Эксмо, 2010. —

352 с.

149. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М.: Мысль, 1993. - 663 с.

150. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект-Пресс, 1996.-340 с.

151. Эрн В.Ф. Сочинения. - М. : Правда, 1991. - 414 с.

152. Янков В.А. Эскиз экзистенциальной истории // Вопросы философии. - 1998. - № 6. - С. 3-30.

153.Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. - М.: Экономика, 1993.-418 с.

154. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. —

527 с.

155. Яковлев H.H. 1 августа 1914 года. - М.: Москвитянин, 1993. — 316

с.

156. Aron R. 28 Lectures on Industrial Society. - L.: Roulege and Keagan, 1968.-350 P.

157. Block M. Feudal Society. Vol. 1. - Chicago: Chicago University Press, 1974.-324 P.

158. Clarke A. Profiles of the Future: An Inquiry into the Limits of the pos-

©

sible - N.Y.: Penguin Press, 1967. - 434 P.

159. Coomaraswamy A. (Ed.) Essays in Post-Industrialism: A Symposium of Prophecy Concerning the Future of Society. - L.: Penguin, 1914. - 524 P.

160. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. — Wash.: The Drax Press, 1983. - 513 P.

161. Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Larabee E., Meyersohn R. (Eds.). Mass Leisure Glencoe (111.).- L.: Roulege, 1958. - P. 363385.

162. Rozak T. Where the Wasteland Ends: Politics and Transcendence in Postindustrial Society. -N.Y.: Penguin Press, 1972. - 423 P.

163. Toffler A. The Third Wave. - N.Y.: Penguin Press, 1980. - 350 P.

164. Wallerstein I. The Present State of the Debate on World Inequality. Origins and Perspective of World Systems. -Montreal: Roulege, 1975. - 320 P.

165. Weber E. Apocalypses: Prophecies, Cults and Millennial Belief through the Ages. - Toronto.-Roulege, 1999. - 320 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.