Творческое чтение в системе начального литературного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Якимов, Игорь Анатольевич

  • Якимов, Игорь Анатольевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 193
Якимов, Игорь Анатольевич. Творческое чтение в системе начального литературного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Якимов, Игорь Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ.

1.1. Идеи творческого чтения в педагогике XIX - XX веков.

1.2. Творческое чтение в современных методиках, программах и учебных пособиях.

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧИТАТЕЛЯ-МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

2.1. Творчество читателя в процессе освоения литературного произведения.

2.2. Особенности восприятия литературного произведения младшим школьником.

2. 3. Вторичные художественные образы в процессе творческого чтения.

2. 4. Направленность младшего школьника на создание вторичных художественных образов.

ГЛАВА 3. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ.

3. 1. Методика первичного знакомства с текстом и работы по словесному развёртыванию образов литературного произведения на уроках творческого чтения.

3.2. Методика работы с изобразительными вторичными образами.

3.3. Музыкальные вторичные художественные образы как способ освоения литературного произведения.

3.4. Диалогичность методики работы с театральными вторичными художественными образами.

3.5. Итоги эксперимента по применению методики творческого чтения в начальной школе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое чтение в системе начального литературного образования»

Приобщение детей к чтению, формирование квалифицированного читателя - проблемы неизменно актуальные не только для педагогики, но и для общества. В настоящее время наблюдается кризис чтения в связи с современной социокультурной ситуацией. Для человека книга всегда оставалась для человека «окном» в мир, через которое он постигает нравственные и эстетические ценности. Отсутствие возможности общения через это «окно» с миром сокращают возможности личности социализироваться, перенимать защищённостью от агрессивной среды и одиночеством.

Исследователи (Е.И. Голубева (37), Т.Б. Грязева (33), И. Кириллова (49), Л.П. Михайлова (37), В.П. Чудинова (37) констатируют спад интереса к чтению и особенно к чтению классической литературы. Статистика свидетельствует - сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают - 37%. У 14% россиян художественных книг дома нет вообще. Что касается круга чтения, то первое место занимают детективы (17%), на втором месте - исторические романы и повести (12 %), любовные романы выбирают 8%. По уровню чтения Россия опустилась на 7 место в мире (101). Учителя всё чаще сталкиваются с читателями «по необходимости», которые читают сначала для отметки на уроке, а затем и в аттестате. Растёт «вторичная» неграмотность, многие школьники знакомятся с литературными произведениями через сборники пересказов и кратких изложений. Проблема возвращения читателя к литературе становится всё более и более актуальной.

Интерес к чтению у детей младшего школьного возраста ещё достаточно высок. Тенденция к его снижению наблюдается у учащихся средней школы. В качестве одной из серьёзных причин утраты интереса к чтению можно назвать неправильно заложенные основы читательской культуры, слабые навыки работы с книгой, неумение получать удовольствие от общения с ней, а это - задачи начальной школы. Одновременно происходит и угасание творческого потенциала детей (Л.П. Печко), которое связано с обеднением диапазона творческих действий, а также резким сужением количества и качества чувственных впечатлений и сенсорно-гармонической активности.

В отечественной психологии значительное внимание уделяется исследованию творческого развития детей и, в частности, учащихся начальных классов. Подвижность восприятия, импульсивность, наличие необходимых предпосылок теоретического мышления, умственная активность являются характерными возрастными психологическими особенностями младших школьников. Широко обсуждаются и анализируются условия и показатели развития учеников начальной школы (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

Среди зарубежных исследований наибольший интерес представляет концепция стадиального развития детей Ж.Пиаже, экспериментальные работы К.Тейлор, Д.Тэкэкс, Е. П.Торренса.

Изучение творческих способностей детей тесно связано с анализом их развития в контексте различных видов деятельности (Н.А.Ветлугина, И.В.Дубровина, В.Т.Кудрявцев, А.А.Мелик-Пашаев, Л.Ф.Обухова, Ю.А.Полуянов, К.В.Тарасова, В.Б.Синельников, С.М.Чурбанова и др.).

Интерес к литературному образованию младших школьников в значительной степени усилился в последнее десятилетие. В педагогическом сообществе укоренился новый взгляд на начальное звено, его теперь справедливо рассматривают не только как подготовительный этап, предшествующий получению среднего образования, но и как возраст, которому свойственна осмысленная познавательная деятельность. При определении задач чтения как процесса в настоящее время в большей степени подчёркивается не только его прикладное значение (для получения знаний в разных научных областях), но и возможный потенциал чтения художественной литературы для эстетического развития. Оставаясь в достаточной степени актуальным и прагматичным, отошёл на второй план процесс борьбы за скорость чтения, уступив место работе, направленной на понимание художественного произведения. Постепенно из практики преподавания уходит авторитарная педагогика навязывания взглядов и суждений, рассчитанная на «среднего» ученика и позволяющая мыслить и творить в пределах традиционных рамок «разбора» произведения.

Изменения в подходе к знакомству с литературным произведением в начальной школе произошли как на формальном, так и на содержательном уровне: в название учебного предмета «чтение» добавлено слово «литературное», по-новому звучат и названия программ: «Литературное чтение» В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой (28), «Чтение и начальное литературное образование», Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой (14), «Чтение и литература» О.В. Джежелей (38), «Азбука словесного искусства. Литературное образование» Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко (119), «Начальное литературное образование» В.А. Левина (65), «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской (58). Анализ программ по литературному чтению, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, выявил, что в большинстве из них к традиционному «объяснительному» чтению механически добавлены творческие задания и теоретические сведения о литературных родах и жанрах.

В качестве целей начального литературного образования авторы современных программ декларируют формирование навыка чтения, обретение способов и приёмов работы с текстом, приобщение детей к литературе через введение литературоведческого анализа текста, акцентируют полноценное восприятие художественного произведения, чувствование и понимание образного языка, которое обеспечивает глубокое понимание содержания произведения, формирование устойчивого желания читать доступную литературу. В конце списка целей и задач в некоторых программах говорится о необходимости речевой творческой деятельности на основе чтения, об усвоении различных способов творческой интерпретации художественного текста, о развитии творческих способностей учеников.

Приходится констатировать, что большинство программных руководств по чтению недооценивает психологическую готовность младших школьников к глубокому пониманию литературных произведений, поскольку в них предусмотрены лишь объяснения и логический анализ, при этом игнорирующие эстетическую природу литературного произведения. Дети на уроках чтения в начальной школе вынуждены заниматься многократным перечитыванием и пересказыванием, отрабатывая прежде всего навыки чтения. Круг вопросов учителя (а их он черпает из вопросов, приведённых после текста в существующих учебных пособиях) сводится к выяснению имён персонажей, последовательности событий, к составлению плана произведения. Практически никогда типовая беседа не затрагивает образного мира, который складывается у ученика и помогает ему понять идеи автора на эмоциональном уровне, уяснить авторскую систему духовно-эстетических ценностей и тех образных представления, которые рождаются в сознании реципиента. То есть познавательно-оценочная функция остаётся за рамками беседы.

Данный подход не оправдан, прежде всего, с точки зрения психологии младшего школьника, для которого слово - не просто «символ», обозначающий конкретный предмет или действие, но и образ, цвет, звук (тон), вызывающий определённое настроение и соответствующую реакцию. Различные сочетания слов рождают в сознании ребёнка свои оттенки чувств, переживаний и откликов (реакций), из которых будет выстроен совокупный образ художественного произведения. Слова никогда не передают безусловно точно те переживания и настроения, которые зарождаются и формируются в нашем сознании. Образы, под влиянием прочитанного, возникают на основе глубоко индивидуальных впечатлений и переживаний.

Для ребёнка, в силу особенностей его психики, высоко желание действенно отозваться на всё то, что ему сообщается, с чем он знакомится, о чём читает, высока его потребность активно, творчески завоёвывать себе знания. Чтение развивает, если в нём, кроме процесса буквосложения, будет присутствовать момент внешнего выражения впечатлений от прочитанного.

Необходимость разработки методики начального литературного образования, в которой функциональный аспект разумно и обоснованно сочетался бы с творческим выражением впечатлений читателей от прочитанного, отсутствие в настоящее время соответствующего методического аппарата обусловили актуальность исследования и определили его тему: «Творческое чтение в системе начального литературного образования».

Объектом исследования является творческое чтение как фактор развития читателя-младшего школьника.

Предмет исследования - приёмы творческого чтения, направленные на развитие младшего школьника в процессе освоения литературного произведения.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить потенциал методики творческого чтения школьников на этапе начального литературного образования.

Гипотеза исследования - литературно-художественное развитие младших школьников будет более эффективно, если изучение литературных произведений осуществлять по методу творческого чтения, который подразумевает:

- использование новых приёмов, направленных на активизацию творческой деятельности читателя в процессе освоения литературного произведения;

- создание вторичных словесных, музыкальных, изобразительных, театральных образов, реализующих художественные впечатления читателя от прочитанного;

- анализ продуктов творческой деятельности ребёнка-читателя, способствующий более глубокому пониманию литературного произведения;

- интегративный характер творчества учащихся, позволяющий рассматривать литературное произведение с разных позиций и способствующий всестороннему развитию читателя.

Задачи исследования заключались в том, чтобы:

- выявить природу творческой деятельности читателя-младшего школьника как оптимальной формы взаимодействия с литературным произведением;

- описать психологические особенности процесса освоения литературного произведения младшим школьником;

- выявить потенциальные возможности создания читателем вторичных образов при изучении литературного произведения;

- определить педагогическую эффективность обсуждения вторичных (словесных, изобразительных, музыкальных и театральных) художественных образов для более полного понимания изучаемого произведения;

- разработать принципы и описать методические приёмы творческого чтения младших школьников.

Методологической основой исследования стали:

- педагогические и дидактические идеи С.И. Абакумова, Ц.П. Бал-талона, В.Г.Белинского, В.Н. Водовозова, JI.H. Толстого, И.И. Трояновского, К.Д. Ушинского в области литературного образования;

- концептуальные идеи развития личности, содержащиеся в трудах JI.C. Выготского, A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Б.М. Теплова;

- концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова;

- концептуальные идеи A.A. Потебни, повлиявшие на развитие лингвистической науки и культурологи;

- методологические идеи М.М. Бахтина, доказательно считавшего, что понимание литературного текста носит активный и творческий характер.

Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по проблемам исследования, педагогическое наблюдение над читательским развитием школьников, педагогический эксперимент по раскрытию творческих возможностей процесса чтения, анализ многолетнего педагогического опыта работы с младшими и старшими школьниками, осмысление собственной педагогической деятельности, анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- теоретически обоснованы возможности и дидактический потенциал методики творческого чтения школьников на этапе начального литературного образования;

- разработана методика работы со вторичными художественными образами в процессе постижения литературного произведения;

- синтезированы компоненты музыкального, изобразительного и театрального искусства, впервые совокупно использованные в педагогической практике на уроках литературы в начальной школе;

- модифицированы дидактические основы творческой работы с лирическими и прозаическими произведениями.

Теоретическая значимость исследования:

- выявлены способности создания младшими школьниками вторичных художественных образов в процессе постижения литературных произведений разных видов и жанров;

- определена структура работы со изобразительными, музыкальными и театральными вторичными художественными образами на уроках литературы;

- впервые исследованы способы и формы взаимодействия разных видов искусств (словесное и изобразительное искусство, музыка, театр) в работе со школьниками при изучении литературного текста;

- обоснована методика работы со вторичными художественными образами;

- разработана модель творческого чтения.

Практическая значимость исследования. Метод творческого чтения во всех его модификациях может быть использован в практике преподавания начального курса литературы в 1-4 классах общеобразовательных школ, специализированных школ с гуманитарным уклоном, а также может найти применение в практике работы школ полного дня.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием современных дидактических, научно-методических и психологических концепций, экспериментальной проверкой предлагаемых методов и педагогических приёмов в многолетней педагогической деятельности соискателя в общеобразовательных учебных учреждениях.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы на учебных занятиях в начальных классах средней школы, начиная с 1997 года, выступлений на научно-педагогических конференциях и семинарах, проводимых Департаментом образования г. Москвы, Окружным методическим центром ЮЗАО, при обсуждении полученных результатов на заседаниях лаборатории литературы Института художественного образования РАО.

Этапы исследования.

На первом этапе исследования (1997- 1999) определены условия в образовательной среде для реализации потребности ребёнка выразить свои художественные впечатления от прочитанного и сформулированы задачи учителя - руководителя детского чтения.

На втором этапе исследования (2000-2002) описаны условия возникновения у детей вторичных художественных образов (музыкальных, изобразительных, театральных) при знакомстве с литературным произведением, сформулированы принципы работы с ними на уроках литературы в начальной школе.

На третьем этапе исследования (2003-2006) составлены учебники по литературе для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы (в соавторстве с Ивановой Э.И.), разработана программа начального литературного образования. Апробировались приёмы вербальной, зрительной и звуковой рефлексии, формирования представлений, получаемых учеником от чтения. Были описаны прикладные приёмы творческого чтения, разработана методическая модель творческого чтения.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в трёх общеобразовательных школах г. Москвы: НОУ СОШ "Про-мо-М", ГОУ СОШ № 59 имени Н.В. Гоголя и ГОУ СОШ № 646. В общей сложности в экспериментальной работе было заняты около 400 учеников из 12 начальных классов. Основная часть работы - педагогический эксперимент - осуществлялся в 1-4х классах НОУ СОШ "Промо-М" при содействии учителей Михайловой Л.А., Дядьковской М.Ю., Семёновой И.В.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс постижения литературного произведения предполагает активную творческую деятельность, в ходе которой читатель создаёт на основе авторского текста вторичные образы, отражающие его индивидуальное видение. Многообразие вторичных образов (словесных, музыкальных, изобразительных, театральных) позволяет постигать художественный мир с разных сторон, создавая в результате полноценный, многогранный, синтезированный образ.

2. Создание музыкальных, изобразительных и театральных вторичных образов при изучении литературного произведения способствует развитию художественного восприятия, расширяет палитру творческой деятельности младших школьников.

3. Критериями динамики литературно-художественного развития младшего школьника, характеризующими активную творческую деятельность в процессе постижения литературного произведения, являются:

- эмоциональность восприятия,

- активность создания вторичных художественных образов,

- способность к трансформации художественного образа,

- полнота восприятия,

- адекватность восприятия,

- обоснованность оценки художественного образа. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Якимов, Игорь Анатольевич

Выводы по третьей главе

При новом подходе предметом изучения литературы в школе должно стать художественное произведение как эстетическая реальность в неразрывном единстве формы и содержания. Это ведёт к изменению характера дея-1 ельнис I и у ченика и у чи 1 еля на у риле, 1 ак как 1 еки I художественного произведения, осмысливаемый как эстетическая реальность, предполагает творческое восприятие. Поэтому де>иельнос1ь ученика и учшеля на уроке должна (лрошьем на оениье психологической концепции искусства, в которой искусство понимается как взаимосвязь и единство процесса художественного восприятия, механизмов процесса художественного творчества во взаимодействии с психологическими и эстетическими аспектами художественного произведения.

Таким образом, при истинно эстетическом изучении художественного произведения доминирующей должна стать творческая деятельность ученика в процессе изучения учебного материала, включающего многоаспектный анализ художественного произведения.

Проведённая научно-исследовательская и практическая работа позволила сформулировать принципы творческого чтения, основанные на психологических особенностях школьника младшего возраста, особенностях эстетического восприятия ребёнка, с одной стороны, и специфики художественного образа детской книги с другой.

Исследование подтвердило эффективность и достоверность заложенных в разработанную концепцию принципов:

- принцип активизации воображения (приёмы работы с литературным произведением, предлагаемые читателю-младшему школьнику должны активизировать основу творческих способностей - воображение, развивать чувственную активность и способствовать сохранению эмоциональной целостности переживаний ребёнка, идущих от его эстетических реакций на прочитанное);

- принцип сотворчества (творческое чтение направлено на рождение у читателя собственных мыслей, возбуждаемых интенциями автора, предполагает включённость читателя в художественный мир, изображённый писателем, возможность проживать все перипетии, сопереживать героям произведения);

- принцип активной деятельности (творческое чтение предполагает реализацию деятельностного подхода при освоении литературного произведения в роли читателя-филолога, читателя-художника, читателя-композитора, читателя-актёра; в процессе создания вторичных художественных образов происходит активное приятие и глубокое понимание художественного мира произведения);

- принцип учёта двусторонней связи (произведение и образное мышление связаны бинарной связью: образный мир произведения наталкивает читателя на создание субъективных образов произведения, пробуждает фантазию, эмоции, активизирует память; с другой стороны, активное образное мышление помогает полнее воспринять произведение);

- принцип диалога (в ходе обсуждения между учениками и учителем результатов творческой деятельности читателя создаётся полноценный, многогранный, синтезированный образ произведения).

Разработанные на базе вышеперечисленных принципов приёмы творческого чтения предполагают активную деятельность ученика читателя в разных сферах: искусство слова, музыка, изобразительное искусство и театр. Разнообразная творческая деятельность по созданию вторичных художественных образов на этапе выражения впечатлений от прочитанного, позволяет ученикам глубже понять художественный мир произведения. При обсуждении с детьми результатов творческой работы в сознании читателя создаётся многогранный, полноценный, синтезированный образ произведения.

Организуя практическую работу, учитель имеет возможность выбирать творческие приёмы исходя из изучаемого произведения, выстраивать их порядок с учётом индивидуальных особенностей класса, степени сложности выполнения и демонстрации заданий. Выбранные приёмы должны эффективно работать на главную задачу творческого чтения - помочь ребёнку глубоко освоить художественный мир произведения. Чередование и комбинация словесных, музыкальных, изобразительных и театральных приёмов несомненно будет способствовать созданию обстановки новизны педагогического процесса. Разнообразие способов работы определяет возможность переключения видов деятельности, что является важным в процессе обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Разработанная модель творческого чтения, основанная на активной творческой деятельности читателя, создающего на основе авторского текста вторичные образы, позволяет глубже постигать художественный мир произведения с разных сторон и создавать в результате полноценный, многогранный, синтезированный образ произведения. Навык создания вторичных (словесных, музыкальных, изобразительных и театральных) образов позволяет ребёнку в самостоятельной работе с текстом произвольно направлять своё внимание на личные эмоциональные ощущения, которые возникают в результате прочитанного, определять их и осмысливать; улавливать, различать и понимать эмоциональные состояния действующих лиц произведения, сопереживать им или отвергать их.

2. Организованные в рамках методики творческие формы деятельности по созданию музыкальных, изобразительных и театральных вторичных образов при изучении литературного произведения дают возможность для раскрытия и реализации собственного творческого потенциала каждого ребёнка, расширяют палитру творческой деятельности младших школьников, развивают художественное восприятие, формируют интерес к литературе как особому способу отражения жизни при помощи слова.

3. Учёт психологических особенностей младших школьников позволяет опираться на эмоциональную сферу не только на этапе первичного восприятия произведения, но и во всей дальнейшей работе с текстом.

4. В процессе освоения литературно-художественных произведений и создания на их основе вторичных образов изменяются следующие личност-но-творческие характеристики:

- растёт эмоциональность восприятия через возбуждение фантазии, актуализацию личных жизненных ассоциаций и идентификацию себя и других людей с героями произведений;

- углубляется полнота и адекватность восприятия;

- возрастает активность в работе по созданию вторичных образов;

- совершенствуется способность к трансформации художественного образа;

- усиливается обоснованность оценки художественного образа.

5. Воображение, формируясь в художественной деятельности ребёнка, проявится впоследствии не только в каком-либо виде искусства, но и в любой другой профессии. Способность к самовыражению, активность ассоциаций, приобретённые в процессе творческого чтения важны для формирования навыка принятия решений в будущем, мобилизации и комбинации опыта в новые структуры, для нахождения новых связей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Якимов, Игорь Анатольевич, 2007 год

1. Абакумов С.И. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. JL: Брокгауз-Эфрон. 1925. 136 с.

2. Адамович Е.А. Объяснительное чтение в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1954. 272 с.

3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.: Вла-дос, 2004. 128 с.

4. Асафьев Б.В. Речевая интонация. JL: Музыка, 1965.

5. Балталон Ц. и В. Воспитательное чтение. М., 1911.

6. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов. М.: «Искусство», 1979.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

8. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. Улан-Удэ, 1966. 116 с.

9. Беленькая Л.И. Ребёнок и книга. О читателе восьми девяти лет. М.: «Книга», 1969. 167 с.

10. Беленький Г.И. Опасные тенденции в трактовках содержания литературного образования// Педагогика. 1996, №4. С. 37-40.

11. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. В 2-х т. М.: Гослитиздат, 1959.516 с.

12. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

13. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Москва-Воронеж, 1997. 576 с.

14. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование// Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. М.: Просвещение, 2002. С. 183-197.

15. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение , 1967. 196 с.

16. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская H.H. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. 215 с.

17. Воспитание сказкой. Методические рекомендации по работе с литературной сказкой в школе и библиотеке. (Составитель Иванова Э.И.) М., АПН, 1987. 152 с.

18. Воспитание творческого читателя. М.: Просвещение, 1981. 212 с.

19. Воюшина М.П. Программа по литературе. Спб.: Специальная литература, 1997. 112 с.

20. Воскресенская А.И. Книга для чтения в 3 классе. М., 1961.

21. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

22. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

23. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.

24. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М., 1960.

25. Вяхирева Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников: Монография. Балашов: Издатель Николаев, 2000. 116 с.

26. Галахов А.Д. О программах преподавания русского языка с церковнославянским и словесности в гимназиях// История литературного образования в российской школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 92-118.

27. Горецкий В.Г. О путях и способах повышения качества уроков объяснительного чтения художественных текстов// Вопросы методики чтения. М., 1964. С. 52-64.

28. Горецкий Г.В., Л.Ф. Климанова. Литературное чтение для II-IV классов четырёхлетней начальной школы// Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. М.: Просвещение, 2002. С. 154170.

29. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений//Начальная школа, 2000, №11 С.19-25.

30. Граник Г.Г., Концевая JI.A. Восприятие школьниками художественного текста// Вопросы психологии. 1996, № 3. С. 43-52.

31. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение. Родное слово// Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. М.: Просвещение, 2002. С. 213-229.

32. Грехнева Г.М., Корепова. Родное слово. Учебник русской словесности для 1(2) класса. М.: «Центр гуманитарного образования». 1995. 376 с.

33. Грязева Т.Б. Библиотека. Читающий ребенок. Современное информационное пространство// Читающий ребенок в современной информационной среде. Ярославль, 2002. С. 38-42.

34. Гузеев В.В. Матрица разнообразия способ определения компетентности педагогов/ Директор школы, 2006, № 8. С. 12-19.

35. Гуткина Э.И. Дети и стихи: Методическое пособие. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2005. 160 с.

36. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 554 с.

37. Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов. Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Голубева Е.И., Чуди-нова В.П., Михайлова Л.П. М., 2001.

38. Джежелей О.В. Чтение и литература // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. М.: Просвещение, 2002. С. 171182.

39. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М, 1914.

40. Досычева Е. Творческое чтение и письменные работы учащихся на второй ступени// Педагогическая мысль, 1922, №3-4.

41. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления// Психология мышления. Под ред. Матюшкина A.M. М., 1965. С. 86-234.

42. Жупанин С.И. Эстетическое воспитание младших школьниковсредствами пейзажной лирики. Автореферат дисс. Киев, 1973. 42с.

43. Занков JT.B. О начальном обучении. М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. 200 с.

44. Запорожец A.B. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения// Труды всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М.: Учпедгиз, 1949. С. 234-247.

45. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником//Дошкольное воспитание, 1948, № 9, с. 34-41.

46. Изволенская JI.H. Методика формирования умения составлять план. //Начальная школа, 1990, №12. С.31-34.

47. Итоги работы начальной школы в 1936-1937 году. НКП, 1937.

48. Качурин М.Г. Об изучении художественного произведения на первом этапе литературного образования (1-3 классы)// Учёные записки Лени-градского педагогического института. Т. 416. Выпуск V. Л. 1971. С. 5982.

49. Кириллова И. Что читают наши дети: О книгоиздании для детей и подростков. // Библиотечная газета. 2002, № 6. С. 3.

50. Козырева A.C. Виды работы над тестом на уроках чтения //Начальная школа, 1990, №3. С.67-68.

51. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа, 2000, №11. С.6-13.

52. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа, 1981, №5. С.20-23.

53. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 1999.

54. Кубасова О.В. Литературное чтение// Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. М.: Просвещение, 2002. С. 198212.

55. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа, 1985, №12. С. 30-34.

56. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа, 1991, №9. С. 26-31.

57. Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996. 117 с.

58. Кудина Г.Н. Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методические разработки. 1 класс. М., 1990.

59. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Просвещение, 1988.

60. Кудряшова Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., Просвещение, 1981.

61. Лай В. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. СПб, 1914.

62. Левидов A.M. Автор образ - читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. 350 с.

63. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1992. 56 с.

64. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: Лайда, 1994. 192 с.

65. Левин В.А. Начальное литературное образование// Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. М.: Просвещение, 1998. С. 207-244.

66. Левина Е.Р. Психология восприятия художественной литературы. М., 1989.

67. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1958.324 с.

68. Лейтес Н.С. К вопросу о возрастных особенностях школьников // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т.5. М.: Просвещение, 1967. С. 9-57.

69. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 280 с.

70. Лейбсон В.И. Искусство вдумчивого чтения// Воспитание культуры чтения школьников. М., 1971. С.92-103.

71. Леонтьев A.A. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1981.215с.

72. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. 112 с.

73. Литературное чтение и творчество. Автор-сост. Э.Э.Кац. 2 кл. М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. 360с.

74. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 128 с.

75. Лукенс Г. Ступени развития в процессе рисования (H.Lukens. Die Entwicklungsstufen beim Zeichnen.) Zeit («Время»), No 11, 1897.

76. Львов M.P. О характере вопросов и заданий к текстам// Вопросы методики чтения. М., 1964. С.32-48.

77. Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста// Вопросы детской литературы. М.: Детгиз, 1955. С.208-232.

78. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа,1981, №3. С.27-31.

79. Малинина В.И. Понимание образной речи детьми младшего школьного возраста. Дисс. М., 1954. 200 с. Машинопись.

80. Маршак С.Я. Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания. М.: Советский писатель, 1964. 584 с.

81. Менегетти Антонио. Учебник по мелолистике. М., ННБФ «Онтопсихоло-гия», 2004.

82. Минькова В.Н. Достучаться до сердца ребенка: Работа на уроках чтения с лирическими стихотворениями// Начальная школа. 2000. №11. С.26-30.

83. Михайлова А.Я. Ребёнок в мире театра, 2004. 208 с.

84. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, 1976. 224 с.

85. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанногомладшими школьниками// Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965. С.27-32.

86. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.

87. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М. 1984. 202 с.

88. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. М.: Аркти, 1997. 64 с.

89. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности»// История литературного образования в российской школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 119-126.

90. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. 48 с.

91. Павлов И.П. Проба физиологического понимания симптомологии истерии. Поли. собр. соч., т.Ш, кн. 2. M.-JL, 1951. 213 с.

92. Паустовский К.Г. Золотая роза. М.: Советский писатель, 1983. 368 с.

93. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. М.: "Советская Энциклопедия", 1968.

94. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 658 с.

95. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988. 176 с.

96. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Вита-Пресс, 2003. 224 с.

97. Потебня A.A. Мысль и язык. Полн. Собр. Соч. Т. 1. Гос. изд. Украины, 1926.

98. Потебня A.A. Эстетика и поэзия. М.: Искусство, 1976. 614 с.

99. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение. 1998. 624 с.

100. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14). В двух частях. Часть 1. М., Просвещение, 2002,320 с.

101. Россия разучилась читать// Книжное Обозрение. 2005, № 209. С.9-10

102. Редозубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 427 с.

103. Румянцев Н.Е. Эстетическое воспитание в начальной школе. 1913.

104. Розетт И.М. Психология фантазии. Минск: Из-во БГУ, 1977. 312 с.

105. Рубакин H.A. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. 264 с.

106. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, 1946. 394 с.

107. Рубцова П.А. Какие элементы литературного произведения выделяются детьми// Книга детям. 1929, №4-5, с. 8-17.

108. Рыбников H.A. Детские рисунки и их изучение. M.-JL, 1926.

109. Рыбников H.A. Язык ребёнка. М.: Гос. изд-во, 1926.

110. Сандалова Э.Ф. Воспитание эмоционального восприятия в процессе обсуждения книг с учащимися 5-6 классов// Книги детям. М.: Дет. Лит. 1972. С.80-94.

111. Светловская H.H. О некоторых нерешённых проблемах чтения. //Начальная школа,1965, №7. С.28-32.

112. Светловская H.H., Джежелей О.В. Внеклассное чтение// Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. М.: Просвещение, 2002. С.245-251.

113. Селли Дж. Педагогическая психология. М., 1912.

114. Сели Дж. Очерки по психологии детства. М., 1904.

115. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения// Вопросы методики чтения. М., 1964. С. 24-32.

116. Смирнов П.П. Работа над художественным произведением (логические и сензитивные моменты). Доклад. Вестник воспитания. М., 1917, №1. С.140-153.

117. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений в школе. М.-Л., 1928.

118. Стратен В.В. Творческое чтение// Родной язык в школе. 1924, №5. С. 104-110.

119. Стрельцова JT.E., Тамарченко H.Д. Азбука словесного искусства. Литературное образование// Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. М.: Просвещение, 1998. С. 176-206.

120. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1974. 288 с.

121. Темнова В.10. Радость детей: Читательские впечатления в детском рисунке// Детская библиотека: Традиции, духовность, возрождение. СПб.: ОДБ, 1998. С. 44-48.

122. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР, 1947, №11, Отделение педагогики, с. 7—29.

123. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. М.: Школьная библиотека, 2004. 248 с.

124. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. 544 с.

125. Тумим Г.Г. Живые группы. Пособие при постановке работ для развития речи. Прг., 1915.

126. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: Едиториал УРРС, 2003. 264 с. с.158-159.

127. Тэкэкс Д. Одарённые дети. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 376 с.

128. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.

129. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.:Учпедгиз, 1953-1954. Т.Н. Вопросы обучения. 735 с.

130. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. 4.1. Министерство образования российской Федерации. М.: Центр образовательного законодательства Минобразования России: Институт новых образовательных систем. 2004. 221с.

131. Флёров Вс.А. Как не надо учить читать// Чтение в начальной школе. М., 1949. С. 255-264.

132. В. Харциев. Психология художественного творчества в применении к воспитанию// Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков, 1911.

133. Хоменко О.О. Понимание художественного образа детьми младшего школьного возраста/ Учёные записки (Харьк. Гос. пед. ин-т), 1941. VI, стр 151-156. Наукр. яз.

134. Хундадзе Ф.С. О роли фантазии и ассоциации в эстетическом восприятии детей дошкольного и школьного возраста. Автореферат дисс. Тбилиси, 1949. 18с.

135. Цетлин Е.В. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки// Начальная школа. 1981, № 2. С. 24-25.

136. Цыбина J1. "Полюбуйся, весна наступает."// Начальная школа: Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". 1998, № 10. С. 2.

137. Чтение в начальной школе// Сборник трудов методистов конца XIX и начала XX века. Сост. С.П. Резодубов. М.: Учпедгиз, 1949. С. 49-86.

138. Шапошникова E.H. О некоторых недостатках уроков чтения// Начальная школа. 1975,36. С. 19-22.

139. Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе: Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ. СПб.: Композитор, 2000. 244 с.

140. Шереметевский В.П. Слово в защиту живого слова в связи с вопросом об объяснительном чтении. Сочинения. М., 1887.

141. Школяр JI.B., Школяр В.А. и Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе. М.: Академия. 2001. 232 с.

142. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно// Начальная школа, 1995, №10. С.20-24.

143. Щепетова H.H. Методика чтения в начальной школе. М.: Просвещение, 1950. 220 с.

144. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

145. Юдина Е. Поэтическая музыка: примеры творческих занятий// Начальная школа: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1996, апр., №13, с. 1-3.

146. Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования / Рос. гос. дет. б-ка; Сост. Голубева Е.И., Чудинова В.П. М., 2003. 112 с.

147. Якиманская И.С. Образное мышление и его место в обучении// Советская педагогика. 1968. №12. С. 62-71.

148. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.

149. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 86 с.

150. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1958.

151. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа, 1985, №2. С. 50-54.

152. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа, 1985, №1. С. 53-57.

153. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа, 1990, №1. С. 20-26.

154. Янковская-Байдина A.B. Объяснительное чтение художественных произведений в 4 классе. М.: Учпедгиз, 1959. 156 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.