Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Козодаев, Павел Игоревич

  • Козодаев, Павел Игоревич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 235
Козодаев, Павел Игоревич. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тамбов. 2005. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Козодаев, Павел Игоревич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

1.1. Творческое саморазвитие как предмет исследования.

1.2. Педагогические аспекты функций любительского театрального искусства

1.3. Сущность и структура творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства.

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ТВОРЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО

ИСКУССТВА.

2. 1. Характеристика исходного уровня сформированности творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства

2.2. Технология обучения студентов творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства.

2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по творческому саморазвитию студентов средствами любительского театрального искусства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства»

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в социально-экономической, духовной жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему адекватно подходить к разрешению сложных жизненных проблем, активно и творчески реагировать на возникновение неоднозначных социальных ситуаций. Интегративной способностью личности, позволяющей ей изменять различные способы самоорганизации, создавая при этом новые условия для собственной жизнедеятельности, является способность к творческому саморазвитию. Эта способность направлена на построение личностью собственной стратегии жизни, где творчество выступает основным способом реализации данного процесса.

В настоящее время в обществе все более укрепляется идея о том, что образование должно стать ещё и механизмом саморазвития личности, реализации её творческих возможностей, в связи с чем возрастает роль вуза в создании развивающей среды, которая могла бы инициировать развитие индивидуальности, способностей, помогающих личности студента творчески решать профессиональные задачи, отказываясь от привычных схем, штампов и стереотипов. Именно поэтому сегодня закономерным явлением выступает возрастающий интерес исследователей к поиску возможностей, методов и средств творческого саморазвития, способных интегрировать в едином образовательном процессе развитие и взаимодействие духовно-нравственных, творческих и профессиональных качеств личности.

Между тем, разрабатываемые в психолого-педагогических исследованиях идеи о необходимости единства творческого саморазвития личности и профессионального обучения не всегда находят свое проявление на практике, а вводимые в образовательный процесс вуза инновации недостаточно учитывают личностное стремление студенческой молодежи к индивидуально-творческому самовыражению, к доказательству личностной значимости и неповторимости.

Таким образом, актуальность настоящего исследования продиктована насущными потребностями педагогической науки и практики в обосновании теоретических предпосылок и возможностей практического применения в образовательном процессе вуза таких средств, которые наряду с профессиональным обучением могли бы способствовать интенсивному самопобуждению студента к творческому, созидательному преобразованию собственной личности, обеспечению его внутреннего личностного роста.

Одной из сфер человеческой жизнедеятельности, эффективно влияющей на творческое саморазвитие личности, является искусство. Данная сфера связана с поисками человеком разных форм и способов самовыражения, воплощения себя; она предоставляет человеку возможности и средства самореализации, способы нахождения собственной индивидуальности.

В педагогических исследованиях неоднократно отмечались возможности позитивного взаимодействия образования и искусства (Е.Ю.Аронова, И.Ф.Гончаров, В.А.Ильев, М.С.Каган, М.И.Кряхтунов, А.Н.Малюков, А.А.Мелик-Пашаев, Д.С.Лихачев, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.), рассматривались различные функциональные системы искусства, определяющие его духовно-творческую направленность (Ю.Б.Борев, А.Л.Вахеместа, Л.Б.Дондурей, Ю.А.Лукин, А.Н.Медведев, С.Н.Плотников, Л.Н.Столович и др.), теоретически обосновывались средства и способы творческой активизации личности в различных видах искусства (В.А.Монастырский, НЛ.Рыбина, И.А.Хвостова и др.).

Наиболее интегративным видом искусства, объединяющем в себе различные средства и способы творческого самовыражения, нашедшим эффективное применение в психолого-педагогической практике, является театр. Его ведущие идеи - свобода, раскрепощенность, спонтанность человека связаны с понятием и состоянием творчества. Источником этого состояния выступает драматическая ситуация, которая способна мобилизовать все силы человеческой личности.

Художественно-творческая и педагогическая деятельность выдающихся мастеров российского театра советского периода (Е.Б.Вахтангов, А.А.Гончаров,

Ю.А.Завадский, 'М.О.Кнебель, В.Н.Немирович-Данченко, А.Д.Попов, Л.А.Сулержицкий, К.С.Станиславский, Г.А.Товстоногов, М.А.Чехов и др.) дала основание для появления понятия «театральная педагогика». В настоящее время театральная педагогика является одной из значимых дидактических подструктур педагогической науки, нашедшей свое развитие в трудах Ю.П.Азарова, О.С.Булатовой, Л.С.Выготского, А.П.Ершовой, В.А.Кан-Капика, Н.Д.Никандрова, А.К.Подгорной и др.

Между тем, театр многогранен, как сама жизнь, и на данный момент обладает достаточным спектром неизученных проявлений, способных принести пользу для научных исследований и педагогической практики. В том числе до настоящего времени не исследовался любительский аспект театрального искусства, способный стимулировать творческое саморазвитие личности в условиях студийной театрально-педагогической среды через процессы специально организованной, целенаправленной, творческой деятельности с учетом природной уникальности развития каждой личности.

Данный аспект обусловливает актуальность определения значимости и места любительского театрального искусства как особого вида художественно-творческой деятельности человека в структуре вузовского образовательного процесса, как возможного эффективного средства творческого саморазвития студентов. Вместе с тем, теоретический опыт, накопленный в области позитивного влияния средств любительского театрального искусства на личность студента, до настоящего времени недостаточно востребован педагогической практикой.

В связи с этим возникает противоречие между потенциальными возможностями любительского театрального искусства для творческого саморазвития личности студента и неразработанностью научно-теоретических и технологических основ процесса творческого саморазвития средствами любительского театрального искусства.

Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы теоретические предпосылки, педагогические условия и технология эффективного творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства.

Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования - процесс творческого саморазвития студентов в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — процесс творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом нами сформулированы задачи исследования:

1. Выявить функциональные компоненты любительского театрального искусства и их педагогические аспекты; определить сущность и структуру творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства.

2. Разработать критерии, показатели и уровни сформированности творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства.

3. Опираясь на результаты исследования, разработать и апробировать технологию обучения студентов творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства.

4. Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, эффективно способствующих творческому саморазвитию студентов средствами любительского театрального искусства.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства будет эффективен, если:

- раскрыта сущность и структура творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства на основе индивидуально-творческого подхода;

- реализована совокупность следующих педагогических условий: актуализация ценностного отношения к любительскому театральному искусству; создание мотивационно-стимулирующего фона для творческого саморазвития студентов; расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента с целью повышения его личностной активности и самостоятельности; моделирование (средствами любительского театрального искусства) сценических аналогов будущих переживаний, позитивно влияющих на развитие эмоциональной сферы личности студента; инициирование рефлексивной деятельности студента, способствующей осознанию причин, блокирующих и активизирующих процесс творческого реагирования на возникновение изменений в театрально-драматической ситуации.

- разработана и реализована технология обучения студентов творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий о личности как многофункциональной, саморазвивающейся системе, субъекте творче ского процесса и высшей ценности общества; о сущности саморазвития как механизме реализации гуманистических принципов образования; идеи творчества как способа саморазвития; идеи системного, культурологического, индивидуально-творческого подходов к проблеме творческого саморазвития личности в их интегральном и взаимодополняющем сочетании; положения личностно ориентированного образования, имеющие целью создание условий для полноценного проявления и саморазвития творческих качеств личности.

Теоретической основой исследования служат педагогические, психологические и эстетические концепции, касающиеся:

• общих закономерностей педагогического процесса в высшей школе, моделей личности специалиста, соответствующих образовательных технологий (С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев, В.И.Загвязинский, И.Ф.Исаев, В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, Н.Е.Мажар, Л.Н.Макарова, А.К.Маркова,

Н.Д.Никандров, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, Е.Н.Шиянов и др-);

• проблем личностного саморазвития в контексте целей, содержания и средств образования (Т.М.Давыденко, ЛЛ.Дорфман, В.Д.Иванов, М.И.Кряхтунов, Л.Н.Куликова, О.И.Лапицкий, А.Н.Малюков, В.Г.Маралов, В.А.Петровский,

B.В.Сериков, Т.А.Стефановская, П.И.Третьяков, Г.А.Цукерман и др.);

• творчества как способа эффективного саморазвития и профессионально-личностной самореализации (В.С.Библер, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, Т.В.Кудрявцев, КЯ.Лернер, А.М.Матюшкин, Л.С.Подымова, Я.А.Пономарев, Н.Ю.Посталюк, П.В.Симонов, Е.Л.Яковлева и др.); творческого саморазвития как интегрального явления (В.И.Андреев, Т.В.Галузо, М.М.Гумерова, Г.А.Медяник, Н.Ш.Чинкина, И.А.Шаршов и др.); проблем самоактуализации и творческого саморазвития в зарубежных исследованиях (Т.Грининг, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.Штерн и др.);

• исследований театрального искусства как способа самопознания и самораскрытия личности (П.Брук, Л.С.Выготский, Е.Гротовский, П.М.Ершов, М.О.Кнебель, А.П.Ленский, В.И.Немирович-Данченко, К.С.Станиславский, Л.А.Сулержицкий, М.А.Чехов и др.);

• функциональной системы искусства (Ю.Б.Борев, А.Л.Вахеместа, Ю.В.Давыдов, Л.Б.Дондурей, АЛ.Зись, Ю.А.Лукин, А.Н.Медведев, Н.Ф.Овсянников, С.Н.Плотников, Э.В.Соколов и др.); построения моделей художественной деятельности и их функциональных структур (М.С.Каган,

C.Х.Раппопорт, Л.С.Столович и др.); выявления функций искусства, определяющих направленность специфической художественной деятельности (В.А.Монастырский, Н.Я.Рыбина, Т.В.Сазонова, И.А.Хвостова и др.);

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов:

- теоретического исследования (анализ философской,'психолого-педагогической, искусствоведческой литературы);

- эмпирического исследования (анкетирование, беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов и этапов их творческого становления, констатирующий и формирующий эксперимент, самооценка, тестирование, изучение опыта участия Студенческого театра ТГУ им. Г.Р.Державина в театральных фестивалях, экспертная оценка);

- статистические методы обработки экспериментальных данных, табличное представление уровней сформированности творческого саморазвития по индивидуальным матрицам студентов.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал Студенческий театр Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина.

В эксперименте на различных стадиях участвовали студенты 1-5 курсов ТГУ им. Г.Р.Державина. Всего исследованием было охвачено 212 студентов.

Организация исследования проводилась в несколько этапов.

Первый этап (1998-2000 гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; определение теоретико-методологических оснований исследования; определение системы функциональных компонентов любительского театрального искусства, выявление их педагогических аспектов, целенаправленно влияющих на творческое саморазвитие студентов вуза; обоснование содержания, сущности, структуры, критериев и показателей оценки сформированности творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства.

Второй этап (2000-2003 гг.) — разработка методики и проведение констатирующего эксперимента; определение педагогических условий, способствующих творческому саморазвитию студентов вуза средствами любительского театрального искусства, разработка соответствующей технологии обучения данному процессу; проверка эффективности технологии и выделенных условий в ходе формирующего эксперимента.

Третий этап (2003-2005 гг.) — анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка основных теоретических выводов и методических рекомендаций по проблеме исследования; оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлены функции ЛТИ и их педагогические аспекты, целенаправленно влияющие на процесс творческого саморазвития студентов (креативно-развивающая, ориентационно-гуманистическая, воспитательно-личностная, информационно-образовательная, коррекционно-психологическая, рефлексивная, компенсационная);

- определена сущность творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства, обоснованы его структурные компоненты (ценностно-смысловой, индивидуально-творческий, эмпатийно-комму-никативный, рефлексивно-регулирующий);

- дана критериальная характеристика фрагментарного, конструктивного, автономного уровней сформированное™ творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства;

- обоснована и апробирована технология обучения студентов вуза творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства;

- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации процесса творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства;

Теоретическое значение полученных результатов исследования состоит в следующем:

- обоснованы понятия «любительское театральное искусство» (ЛТИ) и «творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства»; осуществлено их исследование в условиях действующего образовательного учреждения как самостоятельного целостного явления;

- выявлены теоретико-методологические основания обучения творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства как фактора, способствующего творческой самореализации личности студента;

- полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области поиска эффективных средств творческого саморазвития студентов.

Практическая значимость исследования определяется следующим:

- элементы предлагаемой технологии могут быть использованы как при разработке спецкурсов «Педагогическое мастерство», «Актерский тренинг», «Мастерство телевизионного журналиста», различных программ, факультативов и альтернативных технологий подготовки будущего специалиста, так и в процессе преподавания актерского мастерства на театральных факультетах средних специальных учебных заведений;

- материалы исследования могут быть положены в основу учебно-методических разработок по использованию средств любительского театрального искусства в общеобразовательных школах гуманитарного профиля, в системе дополнительного образования детей и юношества, в системе учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

• Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства - это креативный, осознаваемый, целенаправленный процесс реализации собственных потенциальных возможностей, способствующий становлению личности студента в духовном освоении окружающего мира и протекающий в специфических условиях театрально-педагогической среды.

• Структура творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства представлена совокупностью структурных компонентов: ценностно-смыслового, индивидуально-творческого, эмпатийно-комму никативного, рефлексивно-регулирующего, опосредованных влиянием функциональной системы ЛТИ, включающей креативно-развивающую, ориентаци-онно-гуманистическую, воспитательно-личностную, информационно-образовательную, коррекционно-психологическую, рефлексивную и компенсационную функции.

• Оценка уровней сформированности творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства возможна по следующим критериям и показателям:

- ценностное отношение к творческому саморазвитию (степень включенности в процесс освоения любительского театрального искусства; осознание целесообразности творческого саморазвития личности; познание собственной психофизической природы);

- самореализация в актерском творчестве (уровень владения актерской техникой; самостоятельность в решении творческих задач; степень активности в творческом самовыражении);

- эффективность сценического взаимодействия с партнерами (владение способами диалогического общения; наличие личностно-эмоционального опыта взаимодействия; способность к сопереживанию);

- степень саморегуляции (способность к самопознанию себя через партнера; адекватность самооценки; проявленность импровизации в сценических условиях).

• Технология обучения студентов вуза творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства включает диагностико-подготовитель-ный, познавательно-инструментальный, интегративный и аналитико-оце-ночный этапы, каждый из которых, осуществляя преемственность предыдущего, реализует конкретные цели и задачи с учетом выявленных педагогических условий.

• Эффективность процесса творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства обеспечивается следующими педагогическими условиями:

- актуализация ценностного отношения к любительскому театральному искусству;

- создание мотивационно-стимулирующего фона для творческого саморазвития студентов;

- расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента с целью повышения его личностной активности и самостоятельности;

- моделирование сценических аналогов будущих переживаний, позитивно влияющих на развитие эмоциональной сферы личности студента;

- инициирование рефлексивной деятельности студента, способствующей осознанию причин, блокирующих и активизирующих процесс творческого реагирования на возникновение изменений в театрально-драматической ситуации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на Международных (Тамбов, 2001; 2002; 2004; Липецк, 2004), Всероссийских (Тамбов, 2003; 2004; Воронеж, 2004; Санкт-Петербург, 2005), региональных (Тамбов, 2004) конференциях; на Международных (Сочи, 2001; 2002), Всероссийских (Москва, 1998; 1999; Тамбов, 2000; Кострома-Щелыково, 2002; 2004) фестивалях любительского театрального искусства.

Обсуждение материалов исследования проводилось на заседаниях кафедры общей педагогики Института педагогики и социальной работы, кафедры актерского искусства, кафедры социально-культурной деятельности Академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина.

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Козодаев, Павел Игоревич

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Теоретическое обоснование сущности и структуры творческого саморазвития студентов вуза средствами любительского театрального искусства позволило нам установить следующую совокупность критериев и соответствующих им показателей:

- ценностное отношение к творческому саморазвитию (степень включенности в процесс освоения любительского театрального искусства, осознание целесообразности творческого саморазвития личности, познание собственной психофизической природы);

- самореализация в актерском творчестве (уровень владения актерской техникой, самостоятельность в решении творческих задач, степень активности в творческом самовыражении);

- эффективность сценического взаимодействия с партнерами (владение способами диалогического общения, наличие личностно-эмоционального опыта взаимодействия, способность к сопереживанию);

- степень саморегуляции (способность к самопознанию себя через партнера, адекватность самооценки, проявленность импровизации в сценических условиях).

Сформулированные нами критерии и показатели позволили произвести измерение творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства и выделить три уровня сформированности данного процесса: фрагментарный, конструктивный, автономный.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, определивший исходный уровень сформированности компонентов творческого саморазвития у студентов, показал, что большинство из них находятся на фрагментарном уровне данного процесса. Исходные результаты позволили нам выявить педагогические условия, способствующие эффективному творческому саморазвитию студентов средствами любительского театрального искусства. К таковым мы отнесли:

1. актуализацию ценностного отношения к любительскому театральному искусству;

2. создание *мотивационно-стимулирующего фона для творческого саморазвития;

3. расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента с целью повышения его активности и самостоятельности;

4. моделирование (средствами любительского театрального искусства) сценических аналогов будущих переживаний, позитивно влияющих на развитие эмоциональной сферы личности студента;

5. инициирование рефлексивной деятельности студента, способствующей осознанию причин, блокирующих и активизирующих процесс творческого реагирования на возникновение изменений в театрально-драматической ситуации.

На основании данных констатирующего этапа эксперимента и выявленных педагогических условий мы разработали технологию обучения студентов творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства.

Данная технология направлена на качественное преобразование и творческую самореализацию студентами собственных внутриличностных механизмов, помогающих им решать жизненно важные проблемы различной степени сложности. В практическом выражении технология обучения студентов творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства предполагает последовательное освоение студентами закономерностей процесса специфического актерского существования на сценической площадке и коллективного творческого взаимодействия, стимулирующих развитие индивидуально-творческих, эмпатийно-коммуникативных и рефлексивно-регулирующих способностей.

Осуществление процесса обучения студентов вуза творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства на основе разработанной нами технологии составило содержание формирующего эксперимента. Технологичность данного процесса заключалась в планировании определенных действий в соответствии с установленными взаимосвязями компонентов творческого саморазвития, выявленными педагогическими условиями и применением форм и методов театральной педагогики для получения необходимого результата.

Технология обучения студентов творческому саморазвитию предусматривала последовательное развитие всех структурных компонентов данного процесса, повышение уровней их сформированности и осуществлялась поэтапно. Основными этапами выступили: диагностико-подготовительный этап; познавательно-инструментальный этап; интегративный этап; аналитико-оценоч-ный этап. Каждый из этапов осуществлял преемственность предыдущего, реализуя конкретно обозначенные дидактические задачи.

В ходе обучения студентов экспериментальной группы творческому саморазвитию, при их вовлечении в процесс освоения любительского театрального искусства у них происходила переоценка собственных личностных качеств, повышалась мотивация к развитию творческих способностей. Возникновение психологически устойчивого климата межличностных отношений в группе сопутствовало самораскрытию студентов навстречу друг другу, снятию психофизических зажимов, освобождению от закомплексованности. Овладение студентами актерской техникой способствовало познанию собственной психофизической природы как инструмента творчества, повышая, тем самым, степень когнитивной и технологической готовности к их творческой самореализации в процессе постановки учебного спектакля. Сценическая практика моделирования аналогов будущих переживаний расширяла эмоциональный опыт студентов, увеличивала степень личностной проявленности эмпатийных способностей. Организация различных форм рефлексивной деятельности качественно повысила у студентов способность к самоорганизации и саморегуляции поведения, способствовала выработке в личности студента адекватной самооценки.

При осуществлении технологического цикла обучения студентов творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства нами была проверена выделенная ранее совокупность всех педагогических условий.

Полученные в ходе исследования данные подтвердили их положительное влияние на данный процесс.

Анализ результатов опытно-эксперименталвдой работы выявил повышение уровней сформированности всех показателей -творческого саморазвития у студентов экспериментальной группы. Это выразилось в практическом приращении соответствующих знаний, умений и навыков, способствующих саморазвитию индивидуально-творческих, эмпатийно-коммуникативных и рефлексивно-регулирующих способностей студентов. В итоге у значительного большинства из них произошло существенное повышение личностного уровня творческого саморазвития.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует об эффективности разработанной нами технологии обучения студентов творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства и подтверждает гипотезу настоящего исследования.

168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на общность мыслей отечественных и зарубежных авторов о том, что феномен саморазвития природообусловлен и универсален в способности проявлять себя в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в данной диссертационной работе мы актуализировали возможность творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства.

В контексте данного предположения нами было проведено аналитическое исследование, направленное на изучение основополагающих категорий развития, саморазвития, творческого саморазвития личности; теоретически обоснованны и экспериментальным путем апробированы средства любительского театрального искусства, влияющие на эффективность данного процесса.

В ходе реализации теоретико-аналитической и опытно-экспериментальной работы нами были осуществлены следующие действия:

1. Проанализированы философские и психолого-педагогические источники, связанные с различными аспектами развития личности. При подробном рассмотрении данных работ мы пришли к выводу, что их объединяет целостное, системообразующее начало, которым является феномен саморазвития. В связи с этим, в настоящей диссертации осуществлено теоретическое доказательство диалектического единства родовых понятий «развитие личности» и «саморазвитие личности». Исходя из общих закономерностей перехода развития в состояние «самопроцесса» и на основе анализа различных толкований и интерпретаций понятия «саморазвитие», предлагаемых исследователями, нами выявлены процессуальные характеристики данного феномена. К основным особенностям процессуальной стороны саморазвития личности мы отнесли: осознанность в отношениях личности; целенаправленность; постоянство и непрерывность в самодвижении; целостность во взаимодействии функциональных компонентов личности; креативность в качественном проявлении.

Характеристика креативности позволила нам выйти на дальнейшее рассмотрение личностного саморазвития с позиций творчества, уточняя и видоизменяя данное понятие до «творческого саморазвития». В итоге анализа наиболее важных процессуально-сущностных аспектов саморазвития личности мы в рабочем порядке определили «творческое саморазвитие личности» как* креативный, осознаваемый, целенаправленный процесс собственных преобразований, протекающий в целостной многоаспектной системе межличностных отношений.

2. Учитывая цели и задачи настоящего исследования, связанные с творческим саморазвитием студентов вуза и их дальнейшей профессиональной самореализацией, нами в работе теоретически обоснована возможность практического осуществления идеи синтеза педагогики и искусства посредством встро-енности в систему вузовского образовательного процесса учебно-творческой деятельности театральных объединений и студенческих театров, создающих положительные предпосылки для творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства.

В связи с этим, в настоящем исследовании осуществлено построение понятия «любительское театральное искусство» как особого вида художественной деятельности человека, охватывающего первоначальный этап формирования и становления творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами. В соответствии с педагогическими аспектами, целенаправленно влияющими на творческое саморазвитие личности студента, конкретизирован состав функциональных компонентов ЛТИ: креативно-развивающая функция, ориентационно-гуманистическая функция, воспитательно-личностная функция, информационно-образовательная функция, коррекционно-психологическая функция, рефлексивная функция, компенсационная функция. «Средства любительского театрального искусства» определены в работе как совокупность специфических театральных способов и форм самовыражения, опосредованных влиянием функциональной системы ЛТИ и целенаправленных на творческое саморазвитие личности студента.

3. На основании проведенного теоретического исследования нами сформулированы основные принципы (принцип гармонизации, принцип индивидуализации, принцип психологической безопасности, принцип опосредованности), уточняющие специфику творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства.

Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства нами трактуется как креативный, осознаваемый, целенаправленный процесс реализации собственных потенциальных возможностей, способствующий становлению личности студента в духовном освоении окружающего мира и протекающий в специфических условиях театрально-педагогической среды.

Выявлены сущность и содержание исследуемого процесса, определены его структурные особенности, обусловливающие взаимосвязь ценностно-смыслового, индивидуально-творческого, эмпатийно-коммуникативного, рефлексивно-регулирующего компонентов в цикле последовательно сменяющихся стадий его движения (адаптационно-тренинговая стадия, креативно-развивающая стадия, стадия творческого взаимодействия, результативная стадия).

4. Проведенное исследование позволило нам сформулировать критерии и соответствующие им показатели, которые дополняют и систематизируют общую характеристику творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства. К таковым мы отнесли: ценностное отношение к творческому саморазвитию (степень включенности в процесс освоения любительского театрального искусства, осознание целесообразности творческого саморазвития личности, познание собственной психофизической природы); самореализацию в актерском творчестве (уровень владения актерской техникой, самостоятельность в решении творческих задач, степень активности в творческом самовыражении); эффективность сценического взаимодействия с партнерами (владение способами диалогического общения, наличие личностно-эмоционального опыта взаимодействия, способность к сопереживанию); степень саморегуляции (способность к самопознанию себя через партнера, адекватность самооценки, проявленность импровизации в сценических условиях).

Целостное представление совокупности предложенных нами критериев и показателей сделало возможным измерение данного процесса и позволило выделить следующие уровни сформированности творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства: фрагментарный; конструктивный; автономный.

На основании проведенных нами измерений и анализа исходного уровня сформированности творческого саморазвития у студентов вуза выявлены педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению данного процесса: актуализация ценностного отношения к любительскому театральному искусству; создание мотивационно-стимулирующего фона для творческого саморазвития; расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента с целью повышения его активности и самостоятельности; моделирование сценических аналогов будущих переживаний, позитивно влияющих на развитие эмоциональной сферы личности студента; инициирование рефлексивной деятельности студента, способствующей осознанию причин, блокирующих и активизирующих процесс творческого реагирования на возникновение изменений в театрально-драматической ситуации.

5. Разработана технология обучения студентов творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства, осуществление которой составило основное содержание формирующего эксперимента. Реализация данной технологии происходила на базе Студенческого театра Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина в экспериментальной группе, сформированной в результате диагностического отбора студентов, участвующих в творческом конкурсе и впоследствии составивших творческий коллектив театра.

В процессе реализации технологии обучения студентов творческому саморазвитию нами применялись специфические театральные формы, приемы и методы, составившие единую систему действий, целенаправленную на поэтапное освоение компонентного состава данного процесса, на развитие личностных качеств студентов, соответствующих каждому компоненту, на создание позитивных предпосылок для творческой самореализации в их будущей профессиональной деятельности.

6. На заключительном этапе формирующего эксперимента были произведены уровневые замеры творческого саморазвития студентов, которые выразили прирост всех критериев и соответствующих им показателей в экспериментальной группе. Полученные результаты дали достаточно достоверную информацию и убедили нас в целесообразности выбора и использования средств любительского театрального искусства при обучении студентов творческому саморазвитию.

Итоги проведенного исследования свидетельствуют об эффективности разработанной технологии и о положительном влиянии педагогических условий на процесс обучения студентов вуза творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства, тем самым подтверждая положения выдвинутой нами гипотезы.

Предложенный теоретический и экспериментальный материал позволяет, на наш взгляд, продолжить поиск эффективных путей интеграции и взаимодействия сфер образования и искусства в контексте творческого саморазвития личности. Перспективным представляется решение вопросов модификации и адаптации разработанной нами технологии обучения творческому саморазвитию средствами любительского театрального искусства для конкретных категорий будущих специалистов (психологов, педагогов, журналистов), для учебно-профильных классов образовательных школ, системы учреждений дополнительного образования детей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Козодаев, Павел Игоревич, 2005 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 229 с.

2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психоло-гическая концепция С.Л.Рубинштейна. М., 1989. - 243 с.

3. Аверьянов А.И. Творчество как узнавание другого // Творчество как фактор формирования личности. Тамбов, 2001. - С.46-49.

4. Ананьев Б.Г. Основные характеристики человека и его развития // О проблемах современного человекознания. М., 1977.-С. 187-211.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980. - Т. 1. - 504 с.

6. Андрачников С.Г. Пластические тренинги. Выразительность. Фантазия. Образ. (Теория и практика сценической школы) — М., 2000. 56 с.

7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: в 2-х кн. Кн. 1 Казань, 1996. - 568 е.; Кн. 2 - Казань, 1998. - 320 с.

8. Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 1999. - 182 с.

9. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979.-456 с.

10. Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 153 с.

11. Анциферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития. -М., 1987.-278 с.

12. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000. - 256 с.

13. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5. — М., 1997. - 731 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. 423 с.

15. Бегидова С.Н. Теория и практика профессионально-творческого развития личности в процессе подготовки специалиста физической культуры и спорта: Автореф. д-ра пед. наук Майкоп, 2000. - 33 с.

16. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.Воронеж, 1997.-304 с.

17. Бенкендорф С.А. Импровизация как элемент актёрского и режиссёрского мастерства // Мастерство режиссёра / Под общ. ред. Н.А.Зверевой. М.: ГИТИС, 2002.-С 27-35.

18. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. - 607 с.

19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. - 192 с.

20. Богданова Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования: Автореф. д-ра пед. наук. -СПб., 2000.-49 с.

21. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. А.М.Прохорова. — М., СПб., 2000.- 1456 с.

22. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997. № 4. - С. 11-17.

23. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988. - 496 с.

24. Брук Питер. Пустое пространство. Секретов нет. / Пер. с англ. — М., 2003. -376 с.

25. Брук Питер. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью. / Пер. с англ. СПб. - М., 1996. - 270 с.

26. Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2001. - 240 с.

27. Бурмистрова Т.А. Траектории личностно-профессионального развития в среднем возрасте (на примере учителей инновационных школ): Автореф. канд. псих. наук. -М., 2001. -23 с.

28. Буткевич М.М. К игровому театру: Лирический трактат. М., 2002. - 702 с.

29. Ван-Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее (Как развить свой творческий потенциал). Минск, 1996. - 97 с.

30. Васильев Ю.П. Воспитание способности учащихся к творческой самореализации в процессе обучения в лицее: Дис. канд. пед. наук. Самара, 1998.-162 с.

31. Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореф. канд. псих. наук. М., 1997. -24 с.

32. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М., 2002. - 256 с.

33. Вахеместа A.JL, Плотников С.Н. Человек и искусство. Проблемы конкретно-социологических исследований искусства. М., 1968. - 196 с.

34. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. Избр. пед. сочинения. М., 1987.-481 с.

35. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. М., 1999. - 85 с.

36. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000. - 200 с.

37. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1982. - 336 с.

38. Водейко Р.И., Мазо Т.Я. Как управлять собой: Психофизическая саморегуляция. Минск, 1983. - 147 с.

39. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. - 387 с.

40. Галузо Т.В. Педагогическая систематика и оценка значимости стимулов мотивации творческого саморазвития студентов в обучении: Автореф. канд. пед. наук. Казань. 2001. - 22 с.

41. Гильманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Автореф. д-ра пед. наук. Казань, 1996. - 48 с.

42. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. -М.,-Л., 1967.-154 с.

43. Гиппиус С.В. Поэтапные требования к курсу «Практические основы актёрского мастерства». JL, 1976. - 124 с.

44. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994. -163 с.

45. Горбатюк E.JI. Возможность личностного саморазвития студента технического вуза в поисковых подходах к обучению: Дис. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1999.- 186 с.

46. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.-СПб., 1994.- 192 с.

47. Гребенкин А.В. Сценическое движение. Пособие для руководителей театральных студий и школ искусств. М., 2003. - 127 с.

48. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988.-№4.-С. 161-167.

49. Гройсман A.JI. О системе психорегулирующих воздействий в театральной педагогике // Практическая психология, 1998. № 6. - С. 59-68.

50. Гройсман A.JI. Медицинская психология: Лекции для врачей слушателей курсов последипломного образования. - М., 1996. — 104 с.

51. Гротовский Ежи. От Бедного театра к Искусству-проводнику / Пер. с польск. М., 2003. - 351 с.

52. Гумерова М.М. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учащихся в условиях учебно-творческой деятельности: Автореф.канд. пед. наук. — Казань, 2001. 22 с.

53. Давыдов В.В. О двух основных путях развития мышления школьников // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. — Тбилиси, 1971.-С. 686-687.

54. Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. М., 1994.- 128 с.

55. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Дис. канд. псих. наук. СПб., 1995. - 178 с.

56. Джинждихашвили Н.Я. Искусство и прогресс (Философско-социологи-ческий анализ). М., 1975. - 287 с.

57. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.-с. 247.

58. Докутович Б.Н. Актёр и роль. Некоторые режиссерские уроки Ю.А.Завадского. М., 1983. - 125 с.

59. Дроздикова JI.H. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения: Дис. канд. пед. наук.-Казань, 1999.- 169 с.

60. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). М.: Искусство, 1972. - 351 с.

61. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. М., 1992. - 287 с.

62. Завадский Ю.А. Поиск, который мы ведём // Наш друг телевидение. -М., 1978.-С. 135-148.

63. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. - 159 с.

64. Зверева Н.А. Конфликт и взаимодействие // Мастерство режиссера. М., 2002.-С. 19-27.

65. Зверева Н.А. Метод действенного анализа и актёрская индивидуальность // Мастерство режиссёра. М., 2002. - С. 399-412.

66. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. -296 с.

67. Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. - 181 с.

68. Ильев В.А. Организация учебных занятий по законам театрального искусства // Совершенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режиссеров любительских театров. — Тамбов, 1995. С. 4-6.

69. Ильясова Р.Х. Народное художественное творчество: Любительский театр XVIII XX вв. - Тамбов, 2002. - 291 с.70.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.