Творчество Игоря Северянина: аксиологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Паутова, Олеся Александровна

  • Паутова, Олеся Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Тверь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 194
Паутова, Олеся Александровна. Творчество Игоря Северянина: аксиологический аспект: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тверь. 2006. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Паутова, Олеся Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Творчество И. Северянина в контексте эпохи.

1.1. Ирония и лиризм как поэтические установки И. Северянина.

1.2. Политическая лирика И. Северянина.

ГЛАВА 2. Система нравственных ценностей в творчестве Игоря Северянина.

2.1. Любовная лирика И. Северянина.

2.2.Воплощение нравственных ценностей в «грезовом царстве»

И. Северянина.

2.3. Тема Родины в лирике И. Северянина.

ГЛАВА 3. Эстетические идеалы И. Северянина.

3.1. Поэтика оценочных значений.

3.2. Цветопись и светопись в лирике И. Северянина.

3.3. Концепт луны и солнца в творчестве И. Северянина.

3.4. Ритмико-синтаксическое и мелодическое своеобразие лирики И.Северянина.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Игоря Северянина: аксиологический аспект»

Диссертационная работа посвящена исследованию аксиологии творчества Игоря Северянина - учению о ценностях жизни и человека, содержании внутреннего мира личности и ее ориентаций.

Игорь Северянин — один из известнейших русских поэтов начала XX века. По мнению одного из самых объективных критиков творчества Игоря Северянина, представителя старшего поколения символистов, поэта В.Я. Брюсова, «И. Северянин — истинный поэт: лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими чертами заставить читателя увидеть то, что он рисует, и тонкий ироник, подмечающий все смешное».1

Своеобразие стихов Северянина, вызывавших при жизни неоднозначное отношение как критиков, так и собратьев по перу, было, прежде всего, связано с его словотворчеством. Но большинство поэтов серебряного века в поисках новых эстетических норм исходили из того, что «в поэзии слово — все. Оживленное слово - вот результат творчества поэта; оживить слово — вот его л задача» (Брюсов). Именно этим объясняется «тонкое гурманство», «страсть к утонченным стихам», а также «строф нарядное убранство» — черты творчества, которые сам поэт ценил высоко.

Принципиально важным при анализе поэтического текста является положение о том, что поэтический текст - сложно построенный смысл. Все элементы его суть элементы смысловые, то есть слова, предложения и высказывания в художественной структуре оказываются связанными сложной системой соотношений. В результате подобных отношений у единиц поэтического текста вскрывается неожиданное, вне стиха невозможное, новое семантическое содержание (Л.А. Новиков, Ю.М. Лотман и др.).

В поэтическом языке творческой личности находит «выражение оценки изображаемого мира со стороны писателя, его отношения к

1 Брюсов В. Игорь Северянин //Критика о творчестве И. Северянина. М., 1916. С.10

2 Брюсов В. Синтетика поэзии // Проблемы поэтики. М. - Л., 1925. С. 15 действительности, его миропонимания». Среди ценностей человеческого бытия и культуры при всем их разнообразии чаще всего выделяются три или четыре высших, центральных: Вера (или Бог), Добро, Красота и, не всегда, Истина (иногда еще Свобода), как считает Г.П. Выжлецов.4 По мнению В. Соловьева, эти абсолютные ценности соответствуют ипостасям Святой Троицы, которые в его философии предстают как Дух (субъект и носитель Блага), Разум (субъект и носитель Истины) и Душа (субъект и носитель Красоты)5. Причем, в духовной жизни людей, действительно, достаточно отчетливо проявлены религиозная, нравственная, эстетическая (и художественная), а также познавательная составляющие. В культуре в целом обнаруживаются как бы ее разные стороны, грани. В отдельные исторические периоды (или у отдельных групп населения) может доминировать что-то одно. Ценностные установки Игоря Северянина позволяют глубже понять его творческие искания, охарактеризовать масштаб художественного мира поэта и роль художника в литературном процессе.

Познание мира в поэтическом мышлении проходит через познание языка. Именно стихотворная, ритмико-мелодическая речь создает возможность для творческого диалога субъекта с языком, и в этом процессе совершается в буквальном смысле открытие языка, его системы и его возможностей. Анализируя особенности поэтического языка Игоря Северянина, следует учитывать то, что сам поэт признает законом своего творчества. С одной стороны, он заявляет:

Я—северянин,

И фиорды Норвежские - моя мечта. Где мудро, просто, но и гордо Живет царица Красота.

3 Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. С. 114

4 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С.35

5 Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С.281

А с другой стороны:

Пускай критический каноник Меня не тянет в свой закон, Ведь я лирический ироник: Ирония—вот мой закон.6 Именно последним высказыванием поэта объясняется явный вызов условностям, звучащий в его стихах, а также «ряд изысканных сюрпризов в капризничающих словах».

Но не только скандальная слава увековечила его имя в русской поэзии. Мэтры отечественной литературы — К. Фофанов, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт, К. Чуковский не просто заметили поэта Северянина, но и предвещали ему большое поэтическое будущее. В 1916 г. в Петрограде вышла в свет книга критических разборов творчества И. Северянина.

К сожалению, поэтическая жизнь Северянина в России после его вынужденного отъезда в Эстонию в 1918 году оборвалась почти на четверть века. Негативная оценка эгофутуризма прозвучала в известной резолюции ЦК РКП «О Пролеткультах» (1920), где среди всего прочего заявлялось: «Футуристы, декаденты, сторонники враждебной идеалистической философии и, наконец, просто неудачники, выходцы из рядов буржуазной публицистики и философии стали кое-где заправлять всеми делами в пролеткультах (.). ЦК добивается того, чтобы (.) были устранены буржуазные влияния».7 Критические отзывы на лирику Северянина в советские годы были, как правило, резко негативными, крайне односторонними и штампованными. Критерием оценки служил, прежде всего, классовый подход.

6 Игорь Северянин. Стихотворения и поэмы. М., 1990. С. 13. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием страниц.

Терехина В., Шубникова-Гусева Н. За струнной изгородью лиры //Игорь Северянин. Царственный паяц. СПб., 2005. С. 23

Лишь в 1975 году выходит первое советское издание стихов Северянина с предисловием В. Рождественского. Но отечественное литературоведение замалчивало имя Игоря Северянина еще десять лет. Статьи и исследования о Северянине в научной периодике начали появляться с середины 80-х гг. XX века, то есть, со времени начала «перестройки». В 1987 году деятели отечественной и мировой культуры (в т.ч. и представители русского зарубежья) отметили важную дату — 100-летие со дня рождения Игоря Северянина. Этот год был ознаменован множеством публикаций биографического и научного характера в журнальной периодике, а в Череповце (городе детства и отрочества Северянина) и Херсоне состоялись научные конференции, посвященные творчеству поэта.

Внимание к «русскому Уайльду» становится все более интенсивным, о чем говорит хотя бы тот факт, что за минувшее пятилетие по творчеству Северянина защищено несколько кандидатских диссертаций и написаны весьма продуктивные для понимания особенностей его творчества работы. Среди исследователей творчества И. Северянина новейшего времени следует назвать Ю. Бабичеву, М. Шаповалова, Л. Городницкого, В. Гусева, М. Гаспарова, К. Исупова, В. Кошелева, Ж.-К. Ланна (Швейцария), С. Исакова, Р. Крууса (Эстония), В. Адамса, Е. Иванову, В. Сапогова и других ученых.

Кроме того, в современной науке о языке специальному изучению подвергались лишь особенности словообразования И. Северянина. Словообразовательным окказионализмам Игоря Северянина посвящены следующие работы: Р.Ф. Брандт «О языке И. Северянина» (1916), М.М. Игнатьева «Поэтический язык И. Северянина» (1995), Л.В. Малянова «Функционально-стилистические исследования языка; русской литературы серебряного века (поэтические неологизмы И. Северянина)» (1998), Т.Н. Коршунова «Семантико-деривационная структура и функционирование новообразований в художественных произведениях И. Северянина» (1999),

М.В. Ходан «Лексико-семантические средства выражения авторской экспрессии в поэтическом языке Игоря Северянина» (2003).

В последнее время опубликовано несколько работ литературоведов, в которых исследуются отдельные стороны поэтического творчества Игоря Северянина. Так, А.Е. Секриеру в своей диссертации «Художественный синтез в творчестве И Северянина» (1998) рассматривает поэтический стиль И. Северянина как частное проявление стиля эпохи и раскрывает взаимосвязи поэзии Северянина с различными видами искусства (театром, кино, эстрадой, музыкой, живописью) на фоне широкого культурного и литературного контекста.

Диссертация В.Г. Макашиной «Мирра Лохвицкая и Игорь Северянин. К проблеме преемственности поэтических культур» (1999) -исследование, посвященное изучению локальной проблемы влияния творчества Мирры Лохвицкой на поэзию И. Северянина. В диссертационной работе С.А. Викторовой «Игорь Северянин и поэзия серебряного века (творческие связи и взаимовлияния)» (2002) рассматривается связь творчества И. Северянина с основными литературными течениями серебряного века, а К.А. о

Волохова (1999) изучает эволюцию творчества И. Северянина. Большинство литературоведческих работ посвящено взаимосвязям творчества Игоря Северянина с поэзией и культурой Серебряного века. Тем не менее, можно заключить, что творчество И. Северянина не получило всестороннего изучения ни в литературоведении, ни в лингвистике, тем более что в XX веке произведения поэта не были оценены по достоинству и прочитаны должным образом. Поэтому исследование такого малоизученного аспекта, как художественная аксиология творчества Игоря Северянина, является весьма актуальным.

В последние годы многогранная и сложная проблема аксиологии художественного творчества рассматривается не только в традиционных

8 Волохова К.А. Эволюция творчества И.Северянина: Дисс. .к-та фил. наук.—М, 1999.—188 с. аспектах: логическом (Н.Д. Арутюнова, И.И. Ивин), функционально-семантическом (Е.М. Вольф, Н.М. Лукьянова, Т.В. Маркелова, М.А. Ягубова), функционально-грамматическом (Г.А. Золотова, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, В.В. Лопатин, Т.В. Шмелева, А.Н. Шрамм), функционально-стилистическом (Ш. Балли, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Т.Г. Винокур, Л.А. Новиков, И.А. Стернин, В.И. Шаховский), национально-культурном (Ю.Д. Апресян, А. Вержбицкая, Ю.С. Степанов, А.Д. Шмелев), но и в свете получивших широкое распространение когнитивных, прагматических (Ю.Д. Апресян, В.Г. Гак) и текстовых исследований (В.П. Григорьев, Е.И. Диброва, В.В. Леденева, Т.С. Монина, О.Г. Ревзина, Г.Я. Солганик). Предпринимаются попытки системного изучения оценочных единиц, функционирующих в рамках дискурсов разного типа (Л.Т. Елоева, А.Ю. Кузнецов, О.И. Рыбальченко, О.В. Новикова). Значимость этих исследований детерминирована важностью сферы аксиологии в национальном, культурном, языковом сознании говорящей личности.

В последнее время аксиологический подход, предполагающий рассмотрение явлений в соотношении с теми или иными ценностными категориями, обретает все большее влияние на литературоведение. В стремлении исследовать многомерность, многоаспектность литературного процесса современное литературоведение все чаще обращает внимание на неразрывную связь аксиологии и художественного творчества.

Итак, актуальность и научная новизна диссертации определяются общим исследовательским интересом современного отечественного литературоведения к аксиологическому подходу; наследию Северянина, к его творчеству, недостаточно изученному на фоне предшественников и в контексте поэзии серебряного века. Предпринятое нами исследование - первая работа, в которой раскрывается аксиологический аспект изучения творчества Северянина в литературоведении.

Материалом исследования послужили основные сборники И. Северянина, такие как: "Громокипящий кубок", "Ананасы в шампанском", "Златолира", "Victoria Regia", "Поэзоантракт", "Тост безответный", «За струнной изгородью лиры», "Creme des Violettes", "Puhajogi", "Вервена", "Менестрель", "Медальоны", "Миррелия", «Puhajogi» - Эстляндские поэзы, «Вервена»: Поэзы 1918-1919 - 1920, "Фея Eiole", "Соловей", "Классические розы", "Адриатика".

Предметом исследования является художественная аксиология творчества Игоря Северянина (идейные, нравственные, эстетические, творческие, онтологические ценности) и средства ее воплощения: поэтика, лексико-синтаксическое своеобразие лирики.

Цель данной работы заключается в исследовании системы социальных, нравственных и эстетических ценностей поэта, в свете традиции русской лирики и новаторства творчества Северянина.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач: проанализировать аксиологический аспект творчества Северянина; рассмотреть автобиографичность его лирики; выявить доминанты в системе ценностей; проследить эволюцию системы ценностей в творчестве Игоря

Северянина; определить социальные приоритеты И. Северянина; описать идейно-тематическое своеобразие его творчества; проанализировать нравственные ценности поэта; раскрыть эстетические идеалы Игоря Северянина; установить особенности поэтического языка как средства выражения системы ценностей; определить функциональную значимость цветописи и светописи в творчестве поэта; выявить особенности лексико-синтаксического строя поэзии Игоря Северянина; установить соотношение преемственности традиции и новаторства в творчестве Северянина; проследить связи Северянина с футуризмом на эстетическом и лексико-синтаксическом уровнях; проследить эволюцию творчества Игоря Северянина. Методологическую базу диссертационного сочинения составили философские и теоретико-литературные исследования B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.И. Иванова, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева,

A. Белого; труды М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова, Ю.М. Лотмана,

B.В. Виноградова, Г.О. Винокура, В.М. Жирмунского, Л.И. Тимофеева, Н.И. Харджиева, В.В. Кожинова и других ученых, а также современные работы по философии, эстетике.

Методы исследования: в работе были использованы историко-генетический, типологический, системный методы.

Теоретическое и практическое значение работы: Филологический анализ художественного произведения формирует творческую языковую личность, развивает чувственно-интеллектуальное восприятие художественного текста, способствует этическому и эстетическому воспитанию нации. Выводы диссертационного исследования, касающиеся аксиологии творчества Северянина, могут быть использованы при дальнейшем изучении лирики поэта, а также в курсах по анализу художественного текста как студентов-филологов, так и учащихся профильных классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Результаты работы могут быть полезны в чтении курса по истории русской литературы XX века, в подготовке и проведении семинаров, посвященных творчеству Игоря Северянина.

Гипотезой, положенной в основу диссертационной работы, является положение о том, что лирика Игоря Северянина глубока по содержанию на всех текстуальных уровнях, определена динамично развивающейся моделью системы ценностей. Творчество Северянина имело три этапа развития: от утверждения индивидуализма («эго») через постижение Родины как одной из высших ценностей поэт приходит к христианской аксиологии.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и практические результаты были изложены в докладах, представленных на научно-практических конференциях ТвГУ, и в публикациях, осуществленных в ряде сборников статей и материалов научных конференций ТвГУ.

Поставленные в работе задачи определили её структуру: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении аргументируется актуальность избранной темы, определяются цели и задачи диссертационного исследования, указывается новизна работы, мотивируется выбор материала, называются основные методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Паутова, Олеся Александровна

Результаты исследования лирики Северянина в контексте эпохи показали, что многие поэтические тексты можно определить как жанр автопсихографии, где художник слова в образной форме дает осмысление своих творческих установок либо этапов своей биографии. Автопсихография раскрывает самопознание духовной жизни в ее динамике, отражает диалектику внутреннего мира автора — ипостаси его души - сущностные характеристики его личности, связанные с различными периодами жизни, для которых характерно определенное мировосприятие, самовыражение и оценка.

Эта позиция автора, которую называют авторской модальностью, обусловливает системность аксиологических средств в поэтических текстах, детерминирует особый способ их организации, соответствующий гармонии ценностных ориентации человека, позитивно-негативное отношение к предметам и реалиям объективного мира. В формировании этого отношения и создании на его основе поэтической картины мира принимают участие семантические доминанты творчества. Анализ стихотворений позволяет увидеть в языке оценок Игоря Северянина особый, никому более не свойственный индивидуальный сплав лирического переживания (ценитель) и иронического отношения (критик) к окружающему миру, который обусловлен этапами человеческой и творческой биографии.

Ирония является ключом к пониманию творчества поэта, то есть ирония становится мировоззренческой категорией, романтическую природу которой подчеркивает сам поэт. Ирония близка сатире, так как ее основу составляет критическая оценка, но она менее прямолинейна и категорична, часто окрашена чувством сострадания, сожаления, грусти. Ирония не направлена на искоренение пороков, она не морализует, а лишь констатирует несоответствие субъективных представлений (оценок) объективному положению вещей, обнажая нелепость, абсурдность, парадоксальность ситуации, несоответствие формы и содержания. В отличие от юмора и сатиры, ирония больше апеллирует к умственному акту оценки, к рассуждению, способна выразить более широкую гамму чувств, чем сатира: от доброй или грустной усмешки до горького, едкого, злого сарказма. (A.A. Потебня164)

Таким образом, ироническая оценка отражает особенности мировоззрения Игоря Северянина, является семантической доминантой его поэтического мира, формирует его поэтическое речемышление.

Но не только ирония является ключом к пониманию творчества Игоря Северянина, но и, отмечаемый многими критиками, лиризм. Какие бы маски не надевал поэт, он ценен по своей сути. Тревога о людях, о любви, о России - вот истинные темы его творчества, его ценностные ориентиры.

Северянин как творческая языковая личность проходит три этапа создания поэтических текстов: первый этап - классических, но не всегда самобытных и оригинальных стихов, таких, как «Звезда и дева», по отношению к которым сам поэт настроен весьма критично: «Стихотворение хотя и бездарное, на мой взгляд, .- однако написано с соблюдением всех «лучших» традиций. для слуха обывателя.»165 («Уснувшие весны»);

164 Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 324

165 Северянин И. Стихотворения и поэмы. М., 1990. С. 380

172 второй этап - эгофутуризм, поиски своего «я», словотворчество и формотворчество, многочисленные стилизации под «куртуазную», изысканную поэзию, вызванные к жизни дисгармоничностью поэтического и человеческого «эго» поэта; третий этап - этап «классических роз», период зрелости, мудрости и расцвета «русского духа» поэта (уже за пределами Родины). Здесь нет манерности и пафоса, а есть сквозной лирический сюжет, отразивший процесс становления поэта, осознания им своего избранничества и миссии.

Ценностные ориентации поэта, реализуемые языком его оценок, позволяют с помощью лингвистических наблюдений объединить два первых этапа творчества, подчеркивая в них лирическое и ироническое начало в текстах, а также взаимодействие лирики и иронии; третий же этап характеризуется еще и лиро-эпическим началом, система ценностей поэта здесь меняется столь сильно, что позволяет говорить о «двух» Игорях Северяниных.

Неповторимость «интуитивного» северянинского взгляда на мир, его свежесть, ликующие-наивные интонации, «игра» в пошлость и вычурность, «маска» гения, соотнесенность с традициями классической поэзии, вытекающие из анализа текстов этапа эгофутуризма и поэзоконцертов, позволяют подчеркнуть имплицитность оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина. Этому способствует и, обусловленная контрастами, биография автора.

Объектом оценки на раннем этапе творчества выступают природа и человек, которые сквозь призму индивидуального поэтического мировосприятия Северянина представлены как диссонанс: мир природы конкретен и способен персонифицироваться, мир человека - это мир грез аперсонификации.

В послереволюционный период творчества (20 — 30-е годы) Игорь Северянин обращается к своей личности, к проблемам взаимоотношения личности и мира, мира человека и мира природы, поэтому его стихи приобретают иное звучание. Объектом оценки становится человек в окружении природы и людей, оценивается и само отношение между человеком и обществом.

Критики отмечают, что в 1922 - 23 годах его творческие установки претерпели существенные изменения — преобразовывается тональность его произведений, существенно обновляется стилевая манера. В его поэзии появляется та простота, которая считается обязательной приметой высокого искусства.

В Эстонии изменились обстоятельства его существования — изменились и творческие интонации. Появилась потребность говорить о том, что оставалось за пределами его творческого внимания в прежние годы. В связи с этим по-новому высветились те грани таланта поэта, которые прежде были в тени.

Его лирический герой, оказавшись среди озерной тишины, в полной мере обрел самого себя, личность, которой уже не надо было ориентироваться на вкусы публики, демонстрировать ее искусство.

В эстонский период творчества у Северянина наряду с мотивом обретения себя, мотива воспоминаний, «бегства» в свое прошлое, отрочество и юность, появляется почти отсутствующая ранее тема любви. Образ женщины — лирической героини 10-х годов XX века нарочито размыт, принципиально условен, даже если речь идет о конкретной женщине («Марионетка проказ», «Годами девочка.» и др.). Лицо ее скрывается под маской «утонченности», как правило, внешней, а не внутренней, и она привлекательна не своей неповторимостью, а лишь соответствием определенным канонам.

В 20-30-е годы образ женщины «в шоколадной шаплетке», светской кокетки и жеманницы, претерпел интересные изменения. В них отразилась динамика ценностей как элемент художественного мира поэта, реализуемый в оценочных средствах идиостиля: от иронического отношения к капризерке и эксцессерке автор переходит к преклонению перед настоящей женщиной, естественной и строгой, умеющей ценить чувство, воплотившейся в лирическом образе женщины-жены.

Образ лирической героини Игоря Северянина многогранен и многолик, демонстрирует целую гамму ценностных отношений поэта: любовно-лирических, иронически-насмешливых, горько-иронических, зло иронических и даже сатирических. На разных этапах творчества эти отношения не остаются неизменными, пересекаются и взаимодействуют друг с другом, отражая образ салонной прелестницы - «в голубом тюльбэри», куртизанки - «крошечной грешницы» мисс Лилль, гурманки, «ненаглядной Эсточки», грезерки - «королев королевы» и многих других.

Он обрел в Эстонии свое собственное лицо, а не новое, как подчеркивают многие критики. Однако жизнь его в Эстонии была не столько новой вехой его жизни и творчества, сколько естественным развитием и ростом и души, и таланта поэта. Творчество Северянина проникнуто гедонистической идеей наслаждения бытием. Но если в молодости поэт славил активное участие в этом процессе, то позднее воспевал любование и тихие радости жизни.

Как поэта его вдохновлял весь образ эстонской жизни. Увлеченный рыбалкой, он проводил время, наблюдая и любуясь окружающей неброской красотой и предаваясь размышлениям.

Интересно трактуется тема Родины, дотоле практически отсутствовавшая. Условно ее можно разделить на три части: новая родина -Эстония, столь милая сердцу поэта своей красотой, тишиной и уединенностью. Сюда же органически вплетается тема рыбалки, в которой образ удочки - внутренний идеал поэта, превыше всего ценящего неспешную созерцательность бытия. В мировосприятии поэта в эстонский период творчества природа и человек сливаются, трансформируются в один символ хорошего — ситуацию рыбной ловли на обожаемой поэтом реке.

Сама Россия - двулика. С одной стороны, в середине 1920-х гг. появляется образ дракона, от которого она должна освободиться ради потомков и образ «крылатой», сказочной страны, где вечный май и вечный праздник, куда поэт стремиться вернуться.

Именно в 20- 30-е годы в лирике Северянина появился новый образ — образ Родины, который заставил критиков говорить о «новом», «истинном» Северянине.

Анализ изобразительных средств поэтического творчества И. Северянина в их системе дает соответствующим образом организованный фактический материал, характеризует мировоззренческую модель мира поэта. В художественном тексте, который рассматривается как закрытая система сложной внутренней организации, все элементы находятся в тесном взаимодействии и ориентированы авторской точкой зрения на передачу определенной эстетическо-познавательной информации.

Из проведенного нами исследования лирики И.Северянина можно сделать вывод о том, что цвет и свет играют важнейшую роль в его поэзии. В стихотворениях Игоря Северянина цветообозначения несут большую смысловую нагрузку.

В зависимости от задачи поэта цвета выполняют различные функции: живописную (пейзажную), экспрессивную, психологическую, символическую, эстетическую.

Из положительных в эмоциональном отношении цветов в стихотворениях И.Северянина можно считать голубой (синий), золотой, сиреневый. Белый, черный, розовый - цвета, символика которых сложна и многогранна. Отрицательным в творчестве поэта является красный цвет, который ассоциируется с кровью, страданием, что является традиционным для христианской символики.

В целом стихия света и употребление цветов в его стихотворениях является порождением творческой воли, а не произвольным использованием.

Символика света и цвета говорит о достоинствах поэзии Северянина, об ее художественной ценности. Символика черного и белого цветов осознается во многих стихотворениях как ценность одновременно и эстетическая, и нравственная. Причем поэт во многом отступает от традиционной символики, создавая свою собственную оригинальную концепцию, особенно это касается нравственной ценности света. Символическое значение белого цвета нетрадиционно для русской литературы: белый цвет - символ страстной любви, земной грешной жизни вместо традиционного символа святости, божественности. Но нельзя говорить о полном отходе Северянина от традиции, так как поэт во многих стихотворениях использует традиционную символику (например, символика дня и ночи, света как музы, истинного творчества, красный цвет - символ крови и др.).

Что же касается света, то И.Северянин также своеобразно переосмысливает его символику и создает глубоко личностную картину бытия. Стихия света и цвета создает ту внутреннюю глубину северянинской поэзии, которая роднит ее с живописью. «Многие стихотворения характеризуется виртуозной образностью. Еще современников поэта восхищала живописность северянин-ских образов и картин», - пишет А. П. Черников.166

Знаменательным в творчестве Северянина является то, что в поздних стихотворениях поэт утверждает превосходство света над цветом. Близость к смерти и вследствие этого к переходу в бесконечность, торжество духа над плотью определяют в конечном счете «попрание» цвета светом. Такое отношение цвета к свету принципиально важно для понимания произведений поэта, т.к. выводит нас на философский уровень. Свет - это предел эволюции и идеальное состояние мира. Поэтому мироощущение поэта отождествляется со свечением.

То количество световых слов, приоритет белого над черным придает стихотворениям поэта внутреннее свечение. Блок (в своей статье 1905 года

166 Черников А.П. Серебряный век русской литературы. Калуга.1998. С. 427

177

Слова и краски») писал: «Действие света и цвета освободительно. Оно улег-чает душу, рождает прекрасную мысль».167 Это «освободительное» действие света и цвета Северянин воплотил в своей поэзии.

В лирике Северянина эстетическую ценность имеет и звукопись. Игорь Северянин является как преемником, так и новатором в этой сфере. Используя разнообразные размеры, до него почти не применявшиеся, Северянин смело вводил новые и, комбинируя их, изобрел ряд стихотворных форм: гирлянда триолетов, квадрат квадратов, миньонет, дизель и прочие.

Есть у Северянина и зачатки новой рифмы, возникшей и укрепившейся в практике Маяковского и его литературных соратников (Хлебников, Пастернак, Асеев). Это - рифмы неравносложные, рифмы с отсечением заударных согласных и рифмы, сочетающие звонкие и глухие согласные. Непосредственное впечатление от лучших стихов Северянина - это новизна интонационно-мелодической системы.

Эстетические ценности (цвет, свет, звук, образная система) являются важными составляющими в аксиологии Северянина.

Художественная аксиология в качестве ключевого звена исследования позволяет выявить внутренние закономерности творческой индивидуальности писателя, оценить его роль и значение в истории культуры.

В стихотворениях мы находим размышления автора о двух системах ценностей (классовой и общечеловеческой), о путях развития России и ответственности интеллигенции, о столкновении цивилизации и духовности. В качестве ценностных ориентиров, сформированных логикой художественной мысли автора, предстают великая эволюция в противовес революционному максимализму, человеческая жизнь, мир и сострадание, которым в эпоху мировых катаклизмов нет альтернативы, свобода понимается как единственно возможное состояние для творческой личности.

Блок A.A. Собр. соч.: в 6 т. / A.A. Блок. М.,1980. Т. 5. С.324

В зрелые годы творческие поиски Северянина проникнуты философскими мотивами, его мировосприятие отвергает классовый или социальный подход к «вечным» ценностям добра и зла, правды и неправды, природы и человека. Нравственность становится для него единственным мерилом ценности окружающей действительности.

Доминантой в системе ценностей является также любовь, которая выступает в различных ипостасях: любовь к Родине, к женщине, к природе, к человеку, к жизни и т.д. Любовь дает возможность более чутко почувствовать мировые законы, течение человеческой жизни и трагичность существования человека в этом мире.

В художественной аксиологии Игоря Северянина большое значение имеют онтологические ценности, творческие. Религиозное отношение к поэзии, поэтическому слову проявляется в понимании Северяниным назначения поэзии, поэта - оно же состоит в том, чтобы открыть глаза читателям на то, что им не дано видеть (поэт, в отличие от других людей, способен чувствовать внутренние законы мира).

Кроме того, поэт предупреждает о грозящей опасности («Я к человечеству взываю из запустья: - Внемлите: борется Антихрист со Христом!» («Второе пришествие» С.78, 1920г.)), показывает правильный путь, жизненные принципы, которыми должен руководствоваться человек, чтобы не нарушать Гармонии в мире и в себе («Стихи в ненастный день», «Поэза состраданья», «Завет», «Не завидуй другу»).

Проанализировав художественную аксиологию Игоря Северянина, мы можем сделать вывод об эволюции творчества поэта, подтверждая выдвинутую нами гипотезу, что творчество Северянина имело три этапа развития: от утверждения индивидуализма («эго») через постижение Родины как одной из высших ценностей поэт приходит к христианской аксиологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав ряд произведений, мы можем говорить о существовании в творчестве И.Северянина сложнейшей аксиологической системы, которая требует детального рассмотрения и дальнейшего изучения.

Языковое сознание личности, народа, эпохи отражается в текстах поэта как наиболее яркого выразителя национальной индивидуальности, оригинального интерпретатора фактов культуры, расширяющего представление о языковой «картине мира» России предреволюционного и первых послереволюционных десятилетий. Описание языкового портрета автора актуально, ибо является неотъемлемой составной частью языкового портрета нации в переломную (как в нашем случае) эпоху ее социально-экономического и культурного развития. Язык оценок раскрывает индивидуальный способ осмысления картины мира, ценностные ориентации автора и выражается стратегией использования слова в высказывании. Языковые средства интерпретации семантики оценки формируют индивидуальный творческий стиль автора, несущий обязательный автобиографический отпечаток. Выявление этих средств и их описание дают представление о неисчерпаемых возможностях слова в поэтическом тексте, «преображенных» оценивающим субъектом — «лириком» и «ироником» Игорем Северяниным. Наблюдения над языком оценочных метафор и индивидуально-авторских неологизмов поэта освещают некоторые аспекты языка лирической и иронической поэзии начала первой трети XX века.

Многоаспектность оценочного значения и его субъективное начало позволяют говорить о языке оценок поэта как о важнейшей составляющей художественного речемышления, объективированного в языковых средствах индивидуального поэтического языка.

Содержание понятийного смысла ценности формируется сложным взаимодействием трех составляющих: объекта оценивания как предмета потребности субъекта; самой ценности - идеала должного, опирающегося на «вечные», культурно-исторические или личностные представления о норме и стандарте бытия; говорящего-социума как субъекта, выразителя мнения о ценности объекта и одновременно носителя знаний о мотивах и основаниях этой ценности.

О высшей степени субъективности этого смысла свидетельствуют концепты «добро», «зло», «норма», свойственные человеку как индивидууму и социуму одновременно. Субъективное одобрительное или неодобрительное отношение объективируется в речевой деятельности взаимодействием языковых средств, «разбросанных» по различным уровням языковой системы: лексическому (талант - гений, любить - ненавидеть), словообразовательному (народище - народец, народишко), фразеологическому (птицы высокого полета — птица низкого полета), синтаксическому (Я считаю, что X— хороший / плохой; Х- хороший / плохой), лексико-стилистическому (оценки-метафоры типа: Эта ягода-яблочко-гном (И. Северянин)).

Индивидуально-авторские неологизмы детерминированы не только приемом эпатажа как наиболее эффективным способом овладения вниманием публики, но и стремлением Игоря Северянина к экспрессивному воздействию на читателя.

К единицам высшего уровня относятся система духовных ценностей языковой личности, ее базовые установки и ориентиры. Такие эмотивные потребности, как любовь и ненависть, радость и гнев, надежда и сомнение, восхищение и возмущение, превознесение и пренебрежение могут становиться ключевой установкой автора, интенцией, определяющей отбор художественных средств для воплощения поэтического мира. Формы проявления прагматикона (языка оценок) для каждой личности индивидуальны и своеобразны. Это и жанр, предпочитаемый создателем (для Северянина - лирическое стихотворение, а также многочисленные европейские жанры - рондель, кензель, квинтилла и др., не являющиеся специальным предметом анализа, но свидетельствующие, на наш взгляд, о значительном культурном багаже поэта - владении жанрами французской, испанской поэзии); и индивидуально-авторское словотворчество. Выбор слова в качестве средства эстетического и эмоционального воздействия также относится к способам репрезентации прагматикона.

Создание «полного портрета» языковой личности, системное описание ее идиостиля чрезвычайно трудно из-за сложности объекта исследования, необходимости соотношения синхронии и диахронии, полноты охвата всех созданных данной личностью текстов. Поэтому изучение аксиологии Игоря Северянина в его творчестве как характеристики индивидуального поэтического мира и его языкового выражения является предметом наблюдений в данной работе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Паутова, Олеся Александровна, 2006 год

1. Северянин И. Стихотворения (вступ. статья В.А. Рождественского). Л.: Сов. писатель. 1979

2. Северянин И. Стихотворения (вступ. ст. В.А. Кошелева). М.: Советская Россия, 1988.-463 с.

3. Северянин И. Сирень моей весны. Кемерово: Книжное издательство, 1989.-222 с.

4. Северянин И. Ручьи в лилиях: Поэзы 1896 1909 гг. (вступ. ст. и примеч.

5. B.А. Кошелева) // Русская литература. 1990. - № 1. - С. 68 - 98.

6. Северянин И. Из стихотворений 1918 1930 гг. (публ. Ю. Шумакова) // Знамя. 1990. №3. С. 58-63.

7. Северянин И. Стихотворения из цикла «XX в.: поэт и время» (вступ. ст. В. Грекова). М.: Молодая гвардия, 1990. 239 с.

8. Северянин И. Стихи (предисл. В. Рабиновича) // Человек. 1992. № 1.1. C. 187-189.

9. Северянин И. Тост безответный. М.: Республика, 1999. 543 с.

10. Северянин И. Избранное. Смоленск: Русич, 2000. 528 с.

11. Северянин И. Избранное (вступ. статья М. Латышева). М.: Терра. 1999 П.Северянин И. Кубок: стихотворения, поэмы (вступ. статья В.Гусева).1. М.: Книга. 1990

12. Северянин И. Сочинения (предисловие С.Исакова, коммент. Р.Крууса). Таллинн: Ээстираамат. 1990

13. Северянин И Ананасы в шампанском: поэзы (послесловие ВШирокого). М.: Книга. 1991

14. Северянин И Сгахоторения. Поэмы (вступ. статья ВА Кошелева, ВА Сапошва). Архангельск: Вологда 1988

15. Северянин И Стихотворения и поэмы 1918 1941 гг. (послесловие Ю,Шумакова).1. М: Современник. 1990

16. Северянин И Стихотворения (вслуп. статья и грим. ЕВМвановой). М.: ОЛМА-ПРЕСС.2000

17. Северянин И. Избранное (вслуп. статья МАШаповалова). М: ТОО «Люмош». 1995

18. Северянин И Классические розы Медальоны: стихи (вслуп. статья ЮВБабичевой). М: Худож. литература. 1991И

19. Андриянова О.Л. Новые архивные материалы И. Северянина // Литературная Россия. 1986. - 6 июня. - С. 18.

20. Анчугова Т. Брюсов и И. Северянин // Брюсовский сборник. Ставрополь. 1977. С. 32-50.

21. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (синонимичные средства языка). М.: Наука, 1971. -366 с.

22. Апресян Ю.Д. Опыт теории антонимов // Структурно-математические методы моделирования языка: Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Киев, 1988. -4.1.

23. Ахметова Г. Д. Тайны художественного текста: каким может быть лингвистический анализ. М.: Магистр, 1997. 213 с.

24. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.-534 с.

25. Бавин С, Семибратова И. Игорь Северянин // Судьбы поэтов серебря-ноговека. М.: Книжная палата, 1993. С. 353 - 363.

26. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.1975

27. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. — 502 с.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1979. 423с.

29. Белый А. Символизм. Книга статей. М.: Мусагет. 1910. — 633 с.

30. Белый А. Поэзия слова. Пб.: Эпоха. 1922. — 135 с.

31. Белый А. и др. Как мы пишем. JL: Издательство писателей в Ленинграде. 1930.

32. Бердяев H.A. Самопознание. Мемуары. М.: ДЭМ. 1990. 334 с.

33. Блок A.A. Собр. Соч.: в 6Т. М. 1980

34. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск: Изд-во Томск, пед. инс-та, 1994. — 210 с.

35. Бондаренко В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория. М.:Наука, 1983.-212 с.

36. Бородина М.А., Гак В.Г. К типологии и методики историко-семантических исследований. Л. 1979

37. Брюсов В. Далёкие и близкие. М.: Скорпион, 1912. С. 201- 202.

38. Брюсов В. Игорь Северянин // Критика о творчестве И.Северянина.М.: Пашуканис, 1916. С. 9 - 26.

39. Брюсов В. Синтетика поэзии // Проблемы поэтики. М.-Л.: Земля и фабрика, 1925.-С.9-30.

40. Василевская И.А. "Он тем хорош, что он совсем не то, что думает о нем толпа пустая .": к 50-летию со дня смерти И. Северянина // Русский язык в школе. -1991. № 6. - С. 47 - 52.

41. Викторова С.А. Игорь Северянин и поэзия серебряного века (творческие связи и взаимовлияния): Дисс. к-та фил. наук. — Ярославль, 2002. — 217с.

42. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: ВШ, 1991. 238 с.

43. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959.-655 с.

44. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Акад. Наук СССР, 1963. 255 с.

45. Виноградова В.Н. Игорь Северянин // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995. -С. 100-131.

46. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: ВШ, 1991. 447 с.

47. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990.-451 с.

48. Волохова К.А. Эволюция творчества И.Северянина: Дисс. .к-та фил. наук.—М.: Институт мировой лит-ры А.Горького. —1999. — 188 с.

49. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 379 с.

50. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.- 139 с.

51. Гегель Г.-В. Ф. Наука логика: В 3 т. М.: Мысль, 1970 1972.

52. Гегель Г.-В. Ф. Сочинения: В 12 т.М.: Госиздат. Т.1. 1929. 368 с; Т.2.-1934.- 683 с.

53. Георгиев Ф.И., Петровичева Л.Ф. Проблема противоречия. М.: ВШ, 1969. -214с.

54. Гинсбург Л.Я. О лирике. М. 1997

55. Городницкий Лазарь. О бессмертье своем не забочусь. (Рассказы, очерки, эссе об И. Северянине). Hannover: Alexpress, 1999. 122 с.

56. Горшков А.И. Русская стилистика: Учебное пособие / А.И. Горшков. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001. -367 с.

57. Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале русской поэзии. М.:Наука, 1979.-343 с.

58. Гринцер П.А. Основные категории классической индийской поэтики.

59. М.: Наука, 1987.-311 с. 59.Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1966. 266 с.

60. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. Пг.: Мысль, 1923. С. 108 109, 172-174.

61. Гусев В. Ирония, риск и талант И.Северянина // Литературная Россия. 1989.-27 октября. С. 22.

62. Гуткевич С. "И землю русскую целуя . (о жизни И.Северянина в городе Кохтла-Ярве) // Литературная Россия. 1986. - 21 марта (№ 12). -С. 24.

63. Дмитревская И.В. К вопросу о противоречащих и противоположных понятиях // Логико-грамматические очерки. М.: Высшая школа, 1961.

64. Долгополое Л.К. На рубеже веков. О русской литературе к. 19 — н.20 вв. Л.: Советский писатель, 1977. 364 с.

65. Дрыжакова E.H. В волшебном мире поэзии. М. 1978

66. Жемчужный И.С. Игорь Северянин (1887-1941г): Личность и судьба поэта // Филология. Краснодар: Philologica, 1996. № 9. - С. 35 - 39.

67. Жинкин Н.И. Проблема эстетических форм // Художественная форма: сб.ст.М., 1927.

68. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-404 с.

69. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Сов. писатель, 1975. 664 с.

70. Иванов-Разумник Р.В. "Мороженое из сирени" // Творчество и критика. Пб.:Колос, 1922.-С. 173 178.

71. Игнатьев И.В. Футуристы и футуризм. Игорь Северянин // Петербургский глашатай. 1912. - № 2. -11 марта. - С. 1 - 2.

72. Игнатьева М.М. Варианты слов в поэтическом тексте (на материале произведений Игоря Северянина) // Функциональная лингвистика: Итоги и перспективы. Материалы конференции. Ялта, 2002. — с. 89 -91.

73. Игнатьева М.М. Поэтический язык И. Северянина // Вестник РУДН.

74. Серия лингвистика. 1995.-№ 2.

75. Игорь Северянин. Царственный паяц Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб.: Росток, 2005. 640 с.

76. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1983

77. Исаков С. И. Северянин и Эстония (к 100-летию со дня рождения поэта) //Таллинн. 1987. № 3. - С. 79 - 86.

78. Исупов К.О. О жанровой природе стихотворного цикла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школе и в вузовском изучении литературы: Тезисы докладов Республиканской научной конференции. Донецк, 1977. С. 163 - 165.

79. Йорданов X. И. Северянин в Болгарии // Русско-болгарские фольклорные и литературные связи. Л., 1977.Т. 2.-С. 141 156.

80. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

81. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М, 1993.

82. Кедров К. "Грезофарс" И. Северянина: к 100-летию со дня рождения // В мире книг. 1987. № 5. - С. 65 - 66.

83. Клаус Г. Сила слова (гносеологический и прагматический анализ языка). М:Прогресс, 1967.-215 с.

84. Ковалевская Е.Г. Анализ текстов художественных произведений. Л.: ЛГПИ, 1976.-53 с.

85. Кожевникова H.A. Очерки истории языка русской поэзии XX в. М.: Наука, 1995.

86. Кожевникова H.A. Словоупотребление в русской поэзии нач. 20 в. М.: Наука, 1986.-251 с.

87. Кожин А.Н., Крылова O.A., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. 223 с.

88. Коркина Е. Георгий Шенгели об И. Северянине // Таллинн. 1987. № 3. —С. 89-92.

89. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М., 1991

90. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.,1990

91. Коршунова Т.Н. Семантико-деривационная структура и функционирование новообразований в художественных произведениях И. Северянина: Дисс. .к-та фил. наук. Орел, 1999. - 248 с.

92. Коссек Н.В., Костюк В.Н. Сильное и слабое отрицание в русском языке //Проблемы структурной лингвистики. 1980. М., 1982. с. 50 - 62.

93. Критика о творчестве И. Северянина (статьи и рецензии). М.: Пашуканис, 1916.—159 с.

94. Круус Р. "Дачное" в творческой биографии И. Северянина //Литературный процесс и развитие русской культуры 18-20 вв. Таллинн, 1985.-С. 77 -78.

95. Круус Р. Новые данные о жизни и творчестве И. Северянина // Уч. записки Тарт. университета. 1986.—Выш 683.—С. 79 82.

96. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худ. литература, 1974. -258 с.

97. Лесневский С.С. Гул забвения и славы // Лесневский С. Я к вам приду: поэты, поэзия, время (сборник статей). М.: Советский писатель, 1982. — С. 40-50.

98. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.

99. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М. 1982

100. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-271 с.

101. Лотман Ю.М» Внутри мыслящих миров (человек — текст — семи-осфера — история). М.: Язык русской культуры, 1996. 447 с.

102. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. Спб.: Искусство, 1996. 846 с.

103. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Ю. Лотман. Избр. статьи в3.х томах. Таллинн: Александра. Т. 1.1992. 479 с.

104. Лохвицкая М.А. Стихотворения. Т.1- 5.СПб., 1900 -1904.Т.5

105. Ляпина Л.Е. Лирический цикл как художественное единство // Проблемы целостности художественного произведения. Воронеж, 1976.

106. Макашина В.Г. Мирра Лохвицкая и Игорь Северянин. К проблеме преемственности поэтических культур: Дисс. . к-та фил. наук.— Новгород, 1999.-172 с.

107. Максимов Л.Ю. Язык и композиция художественного текста // Русский язык. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1983.124 с.

108. Мальгин А. "И землю русскую целуя!" (страницы жизни поэта И. Северянина) // Неделя. 1987. 23-29 марта. - С. 12,14.

109. Маяковский В. Поэзовечер И. Северянина // Новь. 1914. № 152.23декабря. С. 4.

110. Межиров А. "За струнной изгородью лиры" (к 100-летию со дня рождения И. Северянина) // Литературная газета. 1987. 13 мая. -С. 5.

111. Миллер E.H. Природа лексической и фразеологической антонимии. Саратов: Изд-воСаратов, ун-та, 1990.-221 с.

112. Михайловский Б.В. И. Северянин // Михайловский Б.В. Литература 20 в. М.: Учпедгиз, 1939. С. 346 - 349.

113. Мукаржовский Ян. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве //Структурализм "за" и "против": сб.ст. М.: Прогресс, 1975. С. 160-180.

114. Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 603 с.

115. Начарова М. "Иронизирующее дитя" (о книге

116. И. Северянина "Стихотворения и поэмы") // Литературная Россия. 1991.19 июля.-С. 20.

117. Некрасова Е.А. Сравнения. Языковые процессы современной художественной литературы. Поэзия. М., 1977.

118. Неретина С.С. Тропы и концепты. М.: ИФРАН, 1999. 275 с.

119. Новиков Л.А. Избранные труды в 2 томах. М.: РУДН, 2001.

120. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. М.: Русский язык, 1979. 252 с

121. Новиков Л.А. Поэтическое противоречие // Вестник РУДН, серия Лингвистика. 2002. № 3.- с. 121- 135.

122. Новиков Л.А. Противоречие как художественный прием //Филологический сборник: (к 100-летию со дня рождения академика Виноградова В.). М., 1995.

123. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М.: ВШ, 1982. — 272 с.

124. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988. -300 с.

125. Новикова М.Л. Анализ языка литературных произведений // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. 2003. № 5. - С. 193 - 198.

126. Об Игоре Северянине: Тезисы докл. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения И. Северянина. — Череповец, апрель, 1987. — 76 с.

127. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. 263 с.

128. Паперный З.С. Будетляне // Паперный З.С. Единое слово. М.: Сов. писатель, 1983. С. 258 - 295.

129. Петров М. "Рад каждому, кто рад мне" (о судьбе и творчестве И. Северянина) // Труд. 1989. - 16 июля.

130. Пинаев С.М. Игорь Северянин (1887-1941) // Над бездонным провалом в вечность. (Русская; поэзия серебряного века). М.: Уникум-центр, Поматур, 2001. -С. 178 198,

131. Пинаев СМ. Об Игоре Северянине // Русская литература серебряного века (под ред. В.В. Агеносова). М.: Про-пресс, 1997. с. 312 -323.

132. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Харьков. 1905.

133. Потебня A.A. Мысль и язык. Спб., 1863.

134. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 622 с.

135. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: ВШ, 1990. — 344 с.

136. Проблема цвета в психологии. М. 1993

137. Русская литература серебряного века (под ред. В. Агеносова). М.: Про-Пресс, 1997.-351 с.

138. Редькин В.А. Русская поэма 1950 1980-х годов: Жанр. Поэтика. Традиции. Тверь. 2000.

139. Редькин В.А. Русский национальный характер как литературоведческая категория.// Проблемы национального самосознания в русской литературе XX века: сб. научных трудов. Тверь. 2005. С. 1836

140. Редькин В.А. A.A. Ахматова, Н.С. Гумилев и духовный реализм в русской поэзии XX века// Творчество Н. Гумилева и А. Ахматовой в контексте русской поэзии XX века: сб. ст. Тверь. 2002. С.3-15

141. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской; литературе: сб. ст. Даутавпилс, 1980. — С. 90 97.

142. Секриеру А.Е. Художественный синтез в творчестве И. Северянина: Дисс. к-та фил. наук. -М.: МПГУ, 1998. 169 с.

143. Стилистика русского языка./ Под ред. Н.М. Шанского. JL: Просвещение, 1989.-222 с.

144. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991

145. Суховский В. "Я не мал никогда" (к 50-летию со дня смерти И.Северянина) // Литературная Россия. — 1991. — 20 декабря. С. 15.

146. Телия В.Н. Метафора в языке и тексте. М., 1988.

147. Томашевский Б.В. Стих и язык. М: Гослитиздат, 1959. 371 с.

148. Томашевский Б.В; Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект пресс,1996.-334 с.

149. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. -547 с.

150. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.: Советский писатель, 1965.-301 с.

151. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура худ. текста и типологии композиционных форм. М.: Искусство, 1970. 223 с.

152. Формаков А. Встречи с И. Северяниным // Звезда. —1965. № 3; -1969. -№3.

153. Харджиев Н.И.Статьи об авангарде: в 2Т. М., 1998

154. Ходан М.В. Лексико-семантические средства выражения авторской экспрессии в поэтическом языке Игоря Северянина: Дисс. .к-та фил. наук—М., 2003. 169 с.

155. Ходасевич В.И. Игорь Северянин и футуризм // Русские ведомости. — 1941- № 98. 29 апреля. - С. 3. и № 100.-1 мая. - С. 2.

156. Ходасевич В. И. Северянин "Громокипящий кубок"//Утро России. —1913:-№ 63. 16 марта. - С. 6.

157. Храброва Н. Роса оранжевого часа (О Северянине) // Огонек. — 1986.-№29. -С. 18-20.

158. Черников А.П. Серебряный век русской литературы. Калуга.1998.

159. Цветаева M. Об искусстве. M., 1991.- С.413

160. Целостность литературного произведения и проблемы его анализа:межвузов, сб. науч. трудов. — Донецк: ДГУ, 1991. —168 с.

161. Циклизация литературных произведений. Системность и целостность: межвуз. сб. науч. трудов. Кемерово: КГУ, 1994. - 104 с.

162. Чуковский К.И. Эго-футуристы // Футуристы. Пг.: Полярная звезда, 1912.-С. 3-26.

163. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, 1984.-270 с.

164. Шанский Н.М: Лингвистический анализ стихотворного текста. М.: Просвещение, 2002. 222 с.

165. Шаповалов М.А. Король поэтов. М.: Глобус, 1997. 157 с.

166. Шаповалов М.А. Король поэтов. Путь И. Северянина // Литература в школе. -1992. № 5-6. - С. 14 -19.

167. Шаповалов М.А. Северянин и Брюсов: к 100-летию со дня рождения И. Северянина // Север. 1987. - № 6. - С.107 - 109.

168. Шкловский В. О заумном языке. 70 лет спустя // Русский литературный авангард. Материалы и исследования. Университет Тренто, 1990.

169. Шкловский В. О поэзии и заумном языке // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка, 1-2. Петроград, 1919.

170. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М, 1977.

171. Шумаков Ю. "Вам, театра соратники" // Таллинн. 1987. - № 4. -С. 86 -89.

172. Шумаков Ю. Из воспоминаний об И. Северянине // Звезда. 1965. -№ 3. -С. 190- 198.

173. Шумаков Ю. И. Северянин в Девичьем монастыре // Ревель. -1991. -№ 1. -С. 13-29

174. Шумаков Ю. И. Северянин в Эстонии // Таллинн. 1985. - № 4. -С. 99 -107.

175. Шумаков Ю. О России петь — что весну встречать (Из воспоминаний об И. Северянине) // Нева. 1967. - № 8. - С. 179 - 180.

176. Шумаков Ю. Поэт на эстраде (О Северянине) // Нева. 1989. -№12.-С. 198-201.

177. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. JL: Сов. писатель, 1969. 551 с.

178. Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М: Прогресс, 1975 С. 193 - 230.

179. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. - 460 с.

180. Якобсон P.O. Язык и бессознательное. М., 1996.1.I

181. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — 607 с.

182. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 Т. М., 1978

183. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. — Ростов на Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1971. 167 с.

184. Гальперин И.Р. Лингвистика текста // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). М., 1984. С. 153.

185. Квятковский А. Словарь поэтических терминов. М.: Гос. изд. ин. и нац. словарей, 1940. 240 с.

186. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1972. 314 с.

187. Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. 658 с.

188. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.-685 с.

189. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. 1987.-752 с.189. 41. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. М.: Русский язык. 1984. 384 с.

190. Новиков Л. А. Поэтический язык // Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1997.

191. Ожегов С.И., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. 2-е изд. М., 1994.

192. Словарь литературоведческих терминов (ред.-сост. Л.И. Тимофеев и СВ. Тураев). М.: Просвещение, 1974. 509 с.

193. Словарь современного русского языка: в 17 Т. М., Л. 1951

194. Словарь русского языка: в 4 Т. М.: 1957-1961.

195. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. Л.: Наука, 1971.-856 с.

196. Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999.

197. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 Т. М., 1986

198. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия: т.1 -1960, т. 4-1967.

199. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФА-М, 2000. - 576 с.

200. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большаяроссийская энциклопедия, 1998. 685 с.1.

201. Abel С. Uber den Gegensinn der Urworte// Sprachwissenschaftliche Abhandlungen. Leipzig, 1885.

202. Boronowski Eugenie. Igor Severjanins Leben und Weltblick in seinem dichterischen Werk. Munster, 1978. - 303 c

203. Brekle H.E. Semantik. München, 1972. - 144 c

204. Buhler K. Sprachtheorie. Die Darstellungsfunktion der Sprache. -Stuttgart, 1965.-434 c.

205. Frege G. Uber Sinn und Bedeutung // Zeitschrift für Philosophie undphilosophische Kritik. 1892. - Bd. 100.

206. Muller J. Das zuklische prinzip in der lyrik // Germanisch — Romanische Monatsschrift. 1932. - № 20.

207. Muller W. Uber den Gegensatz in der deutschen Sprache// Zeitschrift für deutchen Wortforschung. 1963. -Bad. 19.-Heft 1/2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.