Творчество К. Хэмптона и английская драматургия 70-80-х гг. XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат наук Елкина, Людмила Петровна

  • Елкина, Людмила Петровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 1989, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 220
Елкина, Людмила Петровна. Творчество К. Хэмптона и английская драматургия 70-80-х гг. XX века: дис. кандидат наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Москва. 1989. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Елкина, Людмила Петровна

содержание

введение

з

Глава X. "ВТОРАЯ" РЕАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА (интертекстуальное пространство драматургии К.Хэмптона, или новые явления в философии языка, литературе и театре) 12

1. Современное лингвистическое мышление. ... 14

2. Игра "голосов": литературный текст о себе . . 24

3. "Антитеатр" и "театр как таковой" .... 42 Глава 2. "РАСХОДЯЩИЕСЯ КРУГИ": ЭСТЕТИКА ДРАМАТУРГИИ

ХЭМПТОНА (пьеса "Филантроп").....56

1. Три века в структуре одной драмы. .... 56

2. Один век истории драматического характера в шести

' персонажах К.Хэмптона.......102

Глава 3. ПОЛИТИКА В ДРАМАТУРГИИ И РИТУАЛ НА СЦЕНЕ (пьеса

1. Молчащее слово: пьеса "Дикари" в контексте английской политической драматургии .... 114

2. Говорящее действо: пьеса "Дикари" в контексте европейского "ритуального" театра .... 137

Глава 4. РАЗВИТИЕ ГЛАВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПАРАДИШЫ

м

'Дикари")

114

ДРАМАТУРГИИ К.ХЭМПТОНА

153 174 179 203

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ПРИМЕЧАНИЯ . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество К. Хэмптона и английская драматургия 70-80-х гг. XX века»

ВНЩШЕ

Данное исследование посвящено определению художественной специфики творчества одного из наиболее значительных английских драматургов двух последних десятилетий. Кристофер Хэмптон уже имеет сложившуюся репутацию талантливого мастера традиционных реалистических драм, ироничного исследователя нравов университетской Англии, скрупулезного автора документальных историко-биографических пьес (он даже приобретает "драматургическое амплуа" создателя произведений о знаменитых писателях, получает и выполняет заказы).

В соответствии с проведенным Л.Пиранделло распределением современных драматургов на два типа, Хэмптона обычно относят к "историкам" (не "философам"), которые "описывают мужчину или женщину и что для них характерно просто ради удовольствия описания, рассказывают о событии ... просто ради удовольствия рассказа...

Одна из главных задач данной работы - доказать, что Кристофер Хэмптон - не тот, за кого его принимают, и не тот, за кого он себя выдает.

Прославленным мистификатором английского театра считается, конечно же, Гарольд Пинтер, который открыто носит маску "обманщика" и преуспевает в вовлечении в игру "неверифивдро-ванности" внесценической реальности и "нетоадественности самому себе" (non-identity) облика автора. ("Похвала и оскорбления адресуются некоей Пинтеру. - Я не знаком с этим человеком."2).

Кристофер Хэмптон исполняет ту же роль, но с таким вку-

сом и изяществом, что это никому не приходит в голову. Никто, как он, не бывает столь доверителен в объяснении своих художественных замыслов и целей, внимателен к каждому высказанному о его произведениях мнению, дотошен в приведении доказательств правдивости событий его пьес. Хэмптон создает впечатление очень тактичного и добросовестного автора, который не может позволить себе шутить со зрителем.

В своих произведениях Хэмптон проявляет "режиссерский" дар, превращая их в "актеров" под масками. В большую драматургию он входит с пьесой "Филантроп" (1970), написанной в самом традиционном для английской сцены жанре "комедии нравов", умело завуалировавшем сложную игровую структуру, и восторженно встреченной критикой за точность наблюдения и воспроизведения университетской среды. В следующую драму Хэмптон осмеливается ввести элементы "тотального театра" Арто, что по тем временам считается в Англии неслыханным экспериментаторством (комедиант выглядывает из-под маски). Но доминирующая структура традиционной "драмы идей" (главный сюжет пьесы) вновь скрывает игровые черты произведения, вводя в заблуждение даже такого тонкого исследователя, совершившего "открытие "театра абсурда", - М.Эсслина, который воспринимает "Дикари" как талантливую политическую пьесу.

Но неудовольствие и подозрения, вызванные драмой в пантере" самих политических драматургов ("Хотелось бы, чтоб Хэмптон обратился к своей теме или как хороший пропагандист, или как художник, а не с некоей неопределенной позиции между ни-

о

ми"°) вынуждают Хэмптона позаботиться об утеплении своей репутации. Он создает камерную бытовую пьеску о трех персонажах "Развлечения", не претендумцую на использование новых драма-

тургичеовж ж театральных идей; эта драма окончательно утверждает за Хэмптоном "роль" традиционного автора. Когда несколько лет спустя он "выходит" на сцену с пьесой, открыто театральной, не скрывающей своей внесценической нереферентнос-ти, это уже не может пошатнуть сложившееся мнение.

Между тем, Кристофер Хэмптон, действительно, очень тра-диционен, но его традиционность особого свойства. На протяжении двадцати лет творчества он не создает ни одной пьесы, стилистически повторяющей другую; и в нем сосуществуют все драматические форш, развивающиеся на английской сцене с момента знаменитой постановки 1956 года. Стиль "рассерженных", положивший начало возрождению английского театра, открывает и драматургию Хэмптона; "адаптация" для сцены чужого текста (один из самых популярных драматических жанров Англии восьмидесятых) ее (пока) завершает. Между ними создаются историко-биографи-ческие и социально-психологические драмы, "комедия нравов", политическая пьеса в технике "фринджа", телевизионный киносценарий. Это ни в коей мере не следование моде, а, напротив, утверждение статуса уже сложившейся к моменту создания драмы Хэмптона традиции той или иной художественной структуры.

Пь е са" рас с ерженных" "Когда ты в последний раз видел мою | мать?" пишется, когда это драматическое направление уже исчерпано (двенадцать лет спустя после постановки "Оглянись во гневе" Дж.Осборна); исторзт>-биографическая драма "Полное затмение" создается, когда многие исторические произведения для сцены уже поставлены, и весьма напоминает все ту же драму "сердитых"; политическая пьеса "Дикари" появляется, когда интерес к социально-политическим проблемам начинает угасать и включает элементы, ставящие под сомнение ее идеологичность, и

т.д. Это постоянное намеренное отставание Хэмптона от общего движения английской драматургии» использование уже существующих готовых форм и структур без каких-либо признаков подражания и заимствования; неявное, но настойчивое введение внутреннего комментария делает Хэмптона историком английской драмы, но совсем в ином, по сравнению с Пиранделло, понимании.

Хэмптон находится не внутри, а в стороне от потока драматургии, держа зеркало (перефразируя известное изречение) не перед природой, а перед литературой. Его пьесы - это произведения филолога, изучающего чужие тексты, позволяющего литературе (театру) осмысливать свое бытие. Таким образом, Хэмптон создает "пьесы о пьесах", "театр о театре", воплощая в своей драматургии черты новейшего восприятия художественного творчества, которое великолепно описано Дж.фаулзом: "Serious modern fiction has only one subject: the difficulty of writing serious modern fiction. First, it has fully accepted that it is only fiction, and therefore has no business at all tampering with real life or reality. Second. The natural consequence of this is that writing about fiction has become a far more important matter than writing fiction itself. It's one of the best ways you can tell the novelist nowadays. Third and most important ... at the creative level there is in any

case no connection whatever between author and text ... The

4

deaonstructivists had proved that."^

Это влечение литературного текста к замкнутости, "закрытости", к самоотражению и самоописанию и одновременно к отказу от собственной уникальности, к размытости своих границ, к слиянию с огромным текстовым пространством (что предполагает отрицание индивидуального авторства) отличает произведения пи-

сателей с современным филологическим мышлением. К их числу и принадлежит К.Хэмптон. Утверждение Фаулза о невозможности пи-

с

сать по-старому "в эпоху Алена Роб-Грийе и Ролана Барта" и его частые ссылки на деконструктивистов; ирония Дж.Барта по отношению к авторам "proper novels", не признающим того, что их сочинения - лишь новые редакции уже существующих текстов; заявление Федермана о реальности событий и персонажей романа лишь на том основании, что они сделаны из слов, и деление страниц крестом из имени Ж.Дерриды указывают не столько на влияние теорерических работ на художественные (и наоборот), , сколько на стирание границ между ними, на формирование новой/ лингвистической ментальности.

Принадлежность К.Хэмптона к литературной эпохе Р.Барта и Ж.Дерриды, мета/интертекстуальность как естественный способ существования его произведений определяют содержание и структуру диссертационной работы. Обусловленность эстетических принципов драматургии Хэмптона новейшими представлениями об отношении "язык/сознание - мщ>", предполагает включение в работу анализа основных идейных моментов философии языка XX века, имеющих самое непосредственное отношение к современной литературной практике (глава I, часть I). Изложение их имеет характер исторического экскурса, что позволяет проследить закономерность движения к формированию новой картины языка (от раннего неопозитивизма к "лингвистической философии", от структурализма к деконструктивизму). Особое внимание уделяется концепциям Витгенштейна и Дерриды, которые легли в основу не одного художественного произведения (Хандке, Фрейн, др.). Введение в исследование раздела, посвященного новым тенденциям в современной прозе, определяется двумя основными причинами:

яркой иллюстративностью прозаического материала в ©писании "текстуажзированной реальности" и специфическим отноиением Хэмптона к литературно^ тексту. Английский драматург противостоит современной театральной тенденции : "антилитературности", которая выражается в превращении драматического текста в один из малозначительных элементов сценической постановки и в уничтожении уникальности роли автора, коллективном сочинении сценариев актерами. Самодостаточность, обособленность, "несплетенность" с другими элементами спектакля драматического текста, скрытые формы, завуалированность его "театрализации" (например, ребусное построение пьесы "Филантроп" может остаться незамеченным зрителем), принципы внутритекстовой игры, не выходящей за рамки литературного текста, обуславливают определенную близость произведений Хэмптона (особенно ранних) с сочинениями современной прозы (глава I, часть 2).

Традиционность отношения Хэмптона к сценической роли драматического текста никоим образом не препятствует воплощению в его произведениях черт нового лингвистического мышления и игровых театральных приемов, что "вписывает" его творчество в контекст не столько английского театра (где в начале 70-х годов господствовала политическая драма, чья дидактичность и морализаторство были противопоказаны игре), сколько в контекст европейского (глава I, часть 3).

Структура диссертационной работы, соблюдая принцип подобия объекту исследования, определяется и главным игровым композиционным приемом творчества Хэмптона, воплощащим идею ин-тер/метатекстуальности. Условно он может быть представлен как сходящиеся и расходящиеся круги. Первая глава строится по принципу сужения контекста: современное восприятие отношения

"язык - мир" - общелитературная ситуация - драматургия/театр; вторая - по принципу его расширения: от драматического текста пьесы Хэмптона "Филантроп" к интертекстуальному щюстранству театральной традиции; третья - от английской политической драматургии к политическому сюжету драмы Хэмптона "Дикари" и от европейского ритуального театра к ее ритуальному сюжету. Общая структура работы предполагает движение от внешних кругов к центру, от широкого контекста к хронологическому, ограниченному рамками творчества Хэмптона анализу основной художественной парадигмы его произведений (глава 4).

В критической литературе определение места Хэмптона среди драматургов-"историков" (в понимании Пиранделло) не только привело к ложным интерпретациям его произведений, но и обусловило сравнительное отсутствие интереса к его творчеству. Так, театральная критика, ослепленная страстью поиска новаторов на известной своим стойким консерватизмом английской сцене, оставила одного из них незамеченным. Здесь сыграла свою роль традиционность мышления самих критиков, узнающих сценический эксперимент только в откровенной, обнаженной театральности, в приемах техники Брехта, Арто, Беккета,и так легко введенных в заблуждение обманчивой реалистичностью драм Хэмптона.

Поэтому в то время, как существуют отдельные монографии о Бонде, Стоппарде и других, Хэмптону посвящается несколько

страниц описательного характера в общих исследованиях английс-

6

КОГО театра (J.Elsom "Post-war British Theatre" , J.Taylor

n

"Inger and After. A Guide to a lew British Drama"' ж др.). Известный театральный критик П.Хейман в работе "British Theatre since 1956"8 отводит Хэмптону место в разделе, посвя-

щешом авторам натуралистической драмы, завершая эту часть книги сожалениями о тех препятствиях, которые "душат экспериментальный театр в этой стране".

Что касается критической литературы по проблемам английской драматургии 70-80-х, то существующие исследования посвящены или отдельным узким аспектам ее развития, не имеющим прямого отношения к проблематике данной работы (например, А. Дейвис подробно описывает историю "альтернативного" английско го театра в "other Theatres"10, а П.Девисон - использование элементов популярного театра в постановках и текстах авторских драм (Contemporary Drama and the Popular Dramatic Iradi-ft 1 i

tion in England) ), или представляют собой краткие хроники-пересказы новых пьес, не беспокоясь об их теоретическом осмыслении.

В советском литературоведении теоретические исследования в области английского театра очень малочисленны, а интерес к Хэмптону проявляется очень немногими. Н.А.Соловьева в работе

то

"Английская драма за четверть века" дает краткий хронологи-

то

ческий анализ его драматургии, Ю.Г.Фридштейнхо в предисловии к библиографическому указателю ограничивается рассмотрением проблемы "художник и общество" в творчестве Хэмптона. В двух других работах, посвященных английскому театру, а именно, в книгах В.Г.Бабенко "Драматургия современной Англии"14 и А.Г. Образцовой "Современная английская сцена"^, Хэмптон или не упоминается вообще (в первой), или же автор исследования удов летворяется анализом одной из его пьес. Книга В.Г.Бабенко изучает английскую драму XX века с точки зрения (традиционно существующих драматических жанров, а работа А.Г.Образцовой является кратким очерком репертуара сцены Англии 70-х гг.

- II -

Идейные посылки и методологические принципы данной диссертационной работы гораздо в большей степени определяются представлениями и приемами зарубежных и отечественных специалистов по философии языка, теории литературы, культурологии (обзор и анализ этих работ представлен в первой главе16), опираются также на теоретические исследования и комментарии самих деятелей театра (Арто, Гротовского, Жене, Пинтера, Бар-кера, Брентона и др.).

Таким образом, необходимость и актуальность диссертации обусловливаются отсутствием работ, осмысливающих новейший, но уже достаточно продолжительный период в развитии английской драмы, принесший на сцену иные тенденции и имена, ограниченностью методологической базы отечественных теоретических работ по современной драматургии и, прежде всего, несправедливостью и неверностью оценки творчества очень талантливого и самобытного автора Кристофера Хэмптона.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Елкина, Людмила Петровна, 1989 год

1. (259, с. 118)

2. (227, с. 29)

3. (219, с. 237)

giiicok mtepaitph

It>aMH K.lBmTQHa

1. Hampton Chr. Abie's Will. - L., 1979. - 64 p.

2. Hampton Chr. Les liaisons dangereuses. - L., 1986. - 103 p

3. Hampton Chr. The Philanthropist.- L., 1970. - 78 p.

4. Hampton Chr. Savages. - L., 1974. - 86 p.

5. Hampton Chr. Tales from Hollywood. - L., 1982. - 95 p.

6. Hampton Chr. Total Eclipse. - L., 1981. - 76 p.

7. Hampton Chr. Treats. - L., 1976. - 64 *p.

8. Hampton Chr. When did You Last See My Mother? - L., 1967. 60 p.

H. HpoBSBeire^g a^p^mCTg rcpaiaaTTDroB Toex nocaejraax fleciyrmieTHfl

9. Arden J. Sergeant Musgrave's dance. - L.; 1961. - 104 p.

10. Ayckbourne A. Absent Friends. - L., 1975. - ^5 p.

11. Ayckbourne A. Absurd Person Singular. - L., 1974. - 72 p.

12. Ayckbourne A. A Chorus of Disapproval. - L., 1986.- 95 p.

13. Ayckbourne A. Confusions. - L., 1977. - 68 p.

14. Ayckbourne A. How the Other Half Loves. - L., 1978. - 115p

15. Ayckbourne A, Season's Greetings. - L., 1982. - 85 p.

16. Barker H. She Love of a Good Man. All Bleeding. - L., L., 1980. - 106 p.

17. Barker H. Stripwell Claw. - L., 1977. - 230 p.

18. Barker H. That Good between Us. Credentials of a Sympathizer. - L., 1980. - 98 p.

19. Barker H. Victory: Choices in Reaction. - L., 1983. - 63 p

20. Barnes P. The Bewitched. - L., 1974. - 148 p.

21. Barnes P. The Ruling Class. - L., 1369. - 114 p.

22. Bond E. Bingo. - L., 1974. - 69 p.

23. Bond E. The Bundle or lew Harrow Road to the Deep North - "L., 1978. - 98 p.

24. Bond E. The Wool and we Come to the River. - L., 1976.

P-

25. Bond E. Lear. - L., 1972. - 88 p.

26. Bond E. The Sea. - L., 1973. - 65 p.

27. Bond E. The Woman. - L., 1979. - 143 p.

28. Brenton H, Bloody Poetry. - L., 1976. - 82 p*

29. Brenton H. The Churchill Play. - L., 1974. - 90 p.

30. Brenton H. Hitler Dances. - L., 1982. - 76 p.

31. Brenton H. Magnificence. - L., - 1972. - 89 p.

32. Brenton H. Play for Public Places. - L., 1972. - 103 p.

33. Brenton H., Hare D. Pravda. A Fleet Street Comely. - L. 1985. - 124 p.

34. Edgar D. The Natioal Theatre. - L., 1973. - 94 p.

35. irayn M. loises off. - L., 1983. - 149 p.

36. Gray S. Quotemain's Terms. - L., 1982. - 71 p.

37. Gray S. Wise Child. - L., 1968. - 84 p.

38. Griffiths T. Comedians. - L., 1976. - 99 p.

39. Griffiths T. Real Dreams. - 1987. - 106 p.

40. Hare D. Teeth'n'Smiles. - L., 1976. - 92 p.

41. McGrath D. Plugged in to History. - L., 1976. - 92 p.

42. Mercer D. After Haggerty. - L., 1970. - 92 p.

43. Mercer D. Duck Song.- L., 1974. - 77 p.

44.Nichols P. Bom in the Gardens. - L., 1980. - 74 p.

45. lichols P. A Day in the Death of Joe Egg. - 1., 1967. -87 p.

46. Nichols P. The National Health or Nurse Norton's Affair. -L., 1970. - 109 p.

47. Nichols P. A Piece of my Mind. - L., 1987. - 90 p.

48. Nichols P. Privates on Parade. - L., 1977. - 109 p.

49. Osborne I. The Entertainer. - L., 1957. -89p.

50. Osborne I. Look back in Anger. - L., 1957. - 96 p.

51. Osborne I. A Sense of Detachment, - L., 1973. - 60 p.

52. Osborne I. Watch it Come down. - L., 1975. - 57 p.

53. Pinter H. Plays. 4 V. - L., 1976^81.- 256, 248, 247, 296 p.

54. Poliakoff St. Hitting Town and City Sugar. - L., - $976. - 76 p.

55. Shaffer P. Amadeus. - L., 1980. - 122p.

56. Shaffer P. Equus. - L., 1973. - 105 p.

57. Shaffer P. The Royal Hunt of the Sun. - L., 1982. - §6 p.

58. Stoppard T. After Magritte. - L., 1971. - 47 p.

59. Stoppard T. Enter a Free Man. - L., 1963. - 71 p.

60. Stoppard T. The Fifteen Minute Hamlet. - L., 1976. - 16 p.

61. Stoppard T. Jumpers. - L., 1972. - 91 p.

62. Stoppard T. Night and Day. - L., 1978. - 94 p.

63. Stoppard T. Rosencrantz and Guildenstern are Dead. -C,L., 1967. - 68 p.

64. Storey D. In Celebration. - L., 1969. - 103 p.

65. Storey D. The Farm. - L., 1973. - 94 p.

1. Другие художественные тексты

66. Adamov A. Théâtre. 4 t. -P., 1965-68. - 237,181, 289, 275 p.

67. Beckett S. Endgame and Act without Words. - N.Y., 1958. -91 p.

6@. Beckett S. Play and Two Short Pieces for Radio. - L., 1964. - 78 p.

69. Beckett S. Three Hovels. - N.Y., 1965. - 497 p.

70. Beckett S. Waiting for Godot. - L., 1964. - 94 p.

-71. Beckett S. Watt. - P.,1558. -278 p.

____________________e ste, W ■

72. Barth J. Lost in the Fun House. Fiction for Print, Tape, Live Voice. - N.Y., 1968. - 201 p.

73. Barth J* The Tidewater Tales. - N.Y., 1987. - 655 p.

74. Butor M. La modification. Suivi de réalisme mythologique de Michel Butor par Michel Leiris. - P., 1965. - 312 p.

75. Coover R. The Baseball Ass&ciation, inc. J.Henry Waigh, prop. - N.Y., 1968. - 242 p.

76. Coover R. A Night at the Movies or You Must Remember This.

- N.Y., 1987. - 187 p.

77. Cortazar J. Rayela. - Buenos Aires, 1963. - 635 p.

78. Drabble M. The Realms of Gold. - L., 1975. - 326 p.

79. Drabble M. A Smmer Bird-cage. - L., 1971. - 216 p.

80. Dryden J. Four Comedies. - Chicago, 1967. - 367 p.

81. Eisendle H. Jenseits der Vernuft oder Gespräche Uber den menschlichen Verstand. - Salzburg, 1976. - 153 S.

82. Fowles J. The French Lieutenant's Woman. - Boston, 1969.

- 467 p.

83. Fowles J. Mantissa. - Boston, - 1982. - 192 p.

84. Genet J. Les bonnes. - P., 1963. - 92 p.

85. Genet J. Les nègres. - P., 1959. - 181 p.

86. Genet J. Les paravents. - P., 1976. - 287 p.

87. Gilbert W.S. Plays by W.S.Gilbert. - Cambridge, 1982. -189 p.

88. Handke P. Kaspar. - L., 1972. - 99 p.

t

89. Handke P. Publikumsbeschimpfung und andre Sprechetücke. - Prankfurt, 1967. - 95 S.

90. Ionesco E. Théâtre. 4t. -P., 1962-64. - 323, 252, 304, 336 p.

91. Kühn D. Ausflüge im Fesselballon. - Frankfurt, 1971. -192 S.

92. Late Victorian Plays. 1890-1924. - L., 1968. - 506 p.

93. Nabokov A. Despair. - f.Y.,1966. - 222 p.

94. Nabokov A. Transparent Things. - N.Y., 1972. - 104 p.

95. Pinget P. Passacaille. - P., 1969. - 132 p.

96. Pirandello L. Naked Masks. - N.Y., 1963. - 486 p.

97. Restoration Plays from Dryden to Farquhar. - N.Y., 1950. 559 p.

98. Robbe-Grillet A. La jalousie. - P., 1957. - 218 p.

99. Roth G. Der Wille zur Krankheit. - Frankfurt, 1973. -121 S.

100. Sardou V. Divorçons! - P., 1894. - 185 p. 101.Shepard S. Angel City and Other Plays. - K.Y., 1976. -245 p.

102. Shepard S. Seven Plays. - L., 1985. - 336 p.

103. Sollers Ph. Nombres. - P., 1968. - 127 p.

104. Sorentino G. Aberration of Starlight. - N.Y., 1980. '211 p.

105. Wellershoff D. Ein Gedicht von der Freiheit. - Frankfurt 1977. - 94 S.

106. Wycherly W. The Plays of W.Wycherly. - Cambridge, 1982. 491 p.

107. Борхес Х.Л. Проза разных лет. - M., 1972. - 660 с.

108. Мольер S.-Б. Комедии. - М., 1972. - 660 с.

109. Пиранделло.Л. Обнаженные маски. Театр. - М.-Л., 1932. -513 с.

1У. Работы о произведениях К.Хэмптона

110. Clurman Н. Theatre // Nation (N.Y.),1974, March 16. -P. 14.

111. Esslin M. Document of a Passion // Plays and Players (L.), 1968, N 2. - P. 18-20.

112. Esslin M. In Search of "Savages" // Theatre Quaterly (L.), 1973, N 12. - P. 19-23.

113. Hampton's "Savages" at the Royal Court Theatre //Theatre Quarterly (L.), 1973, N 12. - P. 23-30.

114. Hayman R. Innovation and Conservatism // Hayman R. British Theatre since 1955 (Oxford),1979. - P. 45-80.

115. Nightingale B. Pair Swap // New Statesment (L.), 1973, Oct. 3. - P. 29.

116. Nightingale B. Sour Gripes // New Statesman (L.), 1976, РеЪг. 13. - P. 15.

117. Marcus P. A New Voice // London Magazine (L.), 1966, N 6. - P. 33-34.

118. Plays and Players. - L., 1986, N2.-46 p.

119. Taylor J.R. The Legacy of Realism // Taylor J.R* The Second Wave (L.), 1971. - P. 78-206.

120. Frussler S. Sympathetic Satire // Tribune (L.), 1970, Aug. 21 - P. 11.

121. Wardie J. Documentary Polemic // Times (L.), 1973, April 13. - P. 35.

122. Wardie J. Maladies of Youth // Times (L.), 1970, Aug.

12. - P. 10.

123. Wardie J. With Respect // Dimes (L.), 1970, Aug. 4. -P. 19.

124. Соловьева H.A. Современная молодежная драма // Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века. (1950-1979). Ч. П, (М.), 1982. - С. 3-28.

125* Фридштейн Ю.Т. Английская драматургия на пороге 70-х // Современная английская драматургия (1976-1980). Ч. I, (М.), 1980. - С. 3-32.

У. Литература по истории и теории драмы и театра

126. Abel L. Metatheatre. - N.Y., 1963. - 143 р.

127. Artaud A. Collected Works. 4 t. - L., 1968-74. - 246, 240, 255, 233 p.

128. Aspects of Drama. - Boston, 1962. - 270 p.

129. Bentley E. Bernard Shaw. - L., 1950. - 256 p.

130. Bermel A. Artaud's Theatre of Cruelty. - N.Y., 1977. -120 p.

131. Bonnefoy C. Conversations with Eugene Ionesco. - L., 1970. - 280 p.

132. Brown bf English Drama from 1660-1760. - New Haven, 1981. - 240 p.

133. Brenton H. Petrol Bombs through the Proscenium Arch //

Theatre Quarterly (L.), 1975, N 17. - P. 32-35.

th

134. Brereton G. French Comic Drama. From the 16 to the 18th Century. - L., 1973. - 312 p.

135. Brustein R.S. The Theatre of Revolt. An Approach to the Modern Drama. - Boston; Toronto, 1964. - 435 p.

136. Burns 1. Theatricality. A Study of Convention in the

Theatre. - L., 1976. - 242 p.

137. Cioranescu A. Le masque et le visage. Du baroque espagnol au classicisme français. - Genève, 1983. - 611 p.

138. Colby D. As the Curtain Rises. - L., 1978. - 103 p.

139. Contemporary Dramatists. - L.; N.Y., 1977. - 304 p.

140. Contemporary Theatre. - L., 1962. - 208 p.

141. Craig G. On the Art of the Theatre. - L., 1912. - 296 p

142. Dace L. Modern Theatre and Drama. - H.Y., 1973. - 200 p

143. Davies A. Other Theatres. The Development of Alternative and Experimental Theatre in Britain. - L., 1987. -

209 p.

144. Davison P. Contemporary Drama and Popular Dramatic Tradition in England. - L., 1982. - 193 p.

145. Dennis N. Pintermania // Review of Books (N.Y.), 1968, N 21. - P. 36-39.

146. Dort B. Théâtres. -P., 1986. - 296 p.

147. Le drame d'avant-garde et le théâtre. - Warsaw, 1979. -204 p.

148. Eliot T.S. Essay on Elizabethan Drama. - N.Y., 1956. -178 p.

149. Elsom J. Post-war British Theatre« - L., 1976. - 228 p.

150. Esslin M. Pinter. The Playwright. - L., 1982. - 288 p.

151. Esslin M. The Theatre of the Absurd. - N.Y., 1964. -344 p.

152. Fanchette J. Psychodrama et théâtre moderne. - P., 1971 - 347 p.

153. Fergusson F. The Idea of a Theatre. -Princeton, 1968. -240 p.

154. Forestier G. Le théâtre dans le théâtre: Sur la scène

française du SYII-e s. - Genève, 1981. - 385 p.

155. Gaskell R, Drama and Reality: the European Theatre since Ibsen. - L., 1972. - 171 p.

156. Gassner J. Directions in Modern Theatre and Drama. -N.Y., 1965. - 457 p.

157. Genet J. Lettres à Roger Blin. - P., 1966. - 69 p.

158. Gilman R. The Making of the Modern Drama. - N.Y., 1974.

- 292 p.

159. Goldman M. Actor's Freedom. Towards a Theory of Drama. -N.Y., 1975. - 180 p.

160. Grotowsky J. Toward a Poor Theatre. - L., 1976. - 218 p.

161. Hayman R. British Theatre since 1955. - Oxford, 1979. -228 p.

162. Hayman R. Eugene Ionesko. - L., 1976. - 194 p.

163. Hayman R. Theatre and Anti-theatre. New Movements since Beckett. - L., 1979. - 272 p.

164. Hoy G. The Hyacinth Room. An Investigation into the Nature of Comedy, Tragedy and Tragicomedy. - L., 1964. -317 p.

165. Hunter P. The Power of Dramatic Form. - N.Y., 1974. -212 p.

166. IWnesco E. Notes and Counter Notes. - L., 1964* - 183 p.

167. Itsin C. Stages at the Revolution. - L., 1980. - 213 p.

168. Iyer K.B. Kathakali. The Sacred Drama of Malabar. - L., 1955. - 136 p.

169. Jung K.G. Aspects du drame contemporain. - Geneve, 1948.

- 233 p.

170. Kenner H. Samuel Beckett. - Berkley, i960. - 208 p.

171. Kit chin J. W J Midc entury Drama. - h., 1960 ^ ~232 p„ t

___________________..7» • I

172. Kowzan J. Littérature et spectacle. - P., 1975. - 240 p.

173. Krutch J.W. "Modernism" in Modern Drama. - I.Y., 1962.

- 138 p.

174. Lenson D. Achille's Choice.Examples of Modern Tragedy. -Princeton, 1975. - 178 p.

175. Levitt P.M. A Structural Approach to the Analysis of Drama. - P., 1971. - 119 p.

176. Lipmann S.H. Metatheatre and the Criticism of the Comedia // MLN (Baltimore), 1976, N 2. - P. 231-246.

177. Mandach A. Molière et la comédie de moeurs en Angleterre (1660-1668). - P., 1946. - 128 p.

178. Maruoka Daiji. Noh. - Osaka, 1980. - 128 p.

179. Le masque. Du rite au théâtre. - P., 1985. - 310 p.

180. McBride R. Aspects of the 17 French Drama and Thought,

- L., 1979. - 190 p.

181. Modem Drama. - L., 1983, N 3. - 58 p.

182. Moestrup J. The Structural Pattern of Pirandello's work,

- Odense, 1972. - $94 p.

183. Nelson R.J. Play within Play. The Dramatists' Conception of His Art. Shakespeare to Anouilh. - New Haven, 1958. -182 p.

184. Nettleton G.H. English Drama of the Restoration and Eighteenth Century (1642-1780). - N.Y., 1968. - 366 p.

185. Nicolas H.P. Handke. Theatre and Anti-theatre. - L., 1971. - 196 p.

186. Nicoll A. English Drama. A Modern View-point. - L., 1968.

- 184 p.

187. Nicoll A. A History of English Drama 1660-1900. t 1. -Cambridge, 1955. - 462 p.

^ 188. Micoll A. Masks, Mimes and Miracles. Studies in tht

Popular Theatre. - L., 1931. - 402 p.

189. Micoll A. The World of Harlequin. A Critical Study of the Commedia dell'arte. - L.; N.Y., 1963. - 242 p.

190. Orestein G.F. The Theatre of Marvelous. Surrealism and the Contemporary Stage. - N.Y., 1975. - 315 p.

191. Pavis P. Voix et images de la scène: Essais de semiolo-gique théâtrale.Lille, 1982. - 225 p.

192. Plays and Players. - L., 1972, N5.-74 p.

193. Pronko L.C. Avant-garde: the Experimental Theatre in Prance. - Los Angeles, 1962. - 226 p.

194. Pronko L.C. Theatre: East and West. Perspectives toward a Total Theatre. - Berkley, 1967. - 230 p.

195. Rawlence Ch. Political Theatre and the Working Class // Media Politics and Culture (L.), 1979. - P. 325-340.

^ 196. La relation théâtrale. - Lille, 1982. - 166 p.

197. Roose-Evans J. Experimental Theatre (from Stanislavsky to Brook). - L., 1984. - 210 p.

198. Schechner R. Performative Circumstances from the Avantgarde to Rsmlila. - Calcutta, 1977. - 337 p.

199. Schevartz J.A. The Commedia dell'arte and its Influence on the French Comedy in the 17th Century. - P., 1933. -119 p.

200. Semiotics of Drama and Theatre: new Perspectives in the Theory of Drama and Theatre. - Philadelphia, 1984. -548 p.

201. Simard R. Postmodern Drama: Contemporary Playwrights in America and Britain. - N.Y., 1984. - 163 p.

К

202. Smith S.A. Masks in Modern Drama. - L., 1979. - 237 p.

203. Sontag S, Approaching Artaud // The lew Yorker (N.Y.), 1973, N 37. - P. 31-50. t 204. Sorell W. The Other Pace. The Ma к in the Arts. - L., 1973. - 240 p.

205. Steiner G. The Death of Tragedy. - N.Y., 1961. - 354 p.

206. Styan J.L. The Dark Comedy. The Development of Modern Comic Tragedy. - L.; N.Y., 1962. - 303 p.

207. Taylor J.R. Anger and After. - L., 1962. - 287 p.

208. Taylor.J.R. D.Mercer Talks to J.R.Taylor // Plays and Players. (L.), 1965, H 7. - P. 18-22.

209. Etude littéraire. -P., 1980; N 3. - 571 p.

210. Themes in Drama. Drama and Symbolism, t 4. - Cambridge, 1982. - 264 p.

211. Tynan K. Show People: Profiles in Entertainment. - N.Y., 1979. - 311 p.

212. Ubersfeld A. Lire le théâtre. - P., 1977. - 309 p.

213. Valency M. The End of the World. - N.Y., 1980. -469 p.

214. Yates Pr.A. Theatre of the World. - Chicago, 1969, -218 p.

215. Анарина Н.Г. Японский театр Но. - M., 1984. - 211 с.

216. Аникет А.А. История учений о драме. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М., 1967. - 455 с.

216. Аникет А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма. - M., 1980. - 643 с.

218. Аникет А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. - M., 1983. - 288 с.

219. Арто А. О балийском театре // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации (1.), 19857 - G. 231-240.

220. Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. - M., 1981.

- 143 с.

221. Барро 1.-I. Размышления о театре. - М., 1963. - 302 с.

222. Брехт Б. 0 театре. - М. I960. - 351 с.

223. Брюсов В.Я. Ненужная правда // Собр. соч., т. 6 (М.), 1975. - С. 62-74.

224. Гейне Г. 0 французской сцене // Собр. соч., т. 7 (М), 1958. - С. 235- 307.

225. Евреинов H.H. Испанский театр. - Пб., 19X2. - 52 с.

226. Евреинов H.H. Театр для себя. 3 т. - ,16., 1915-17. -209, 223, 233 с.

227. Евреинов H.H. Театр как таковой. - Берлин, 1923. - 117 е.

228. Евреинов H.H. Театрализация жизни. - Пб., 1922. - 15 с.

229. Зингерман Б.й. Очерки по истории драмы XX в. - М., 1979.

- 392 с.

230. Малявин В.В. Театр Востока Антонена Арто // Восток -Запад. Исследования. Переводы. Публицистика. - М., 1985.

- С. 213-230.

231. Манн Т. Опыт о театре // Собр. соч., т. 9. (М.), I960.

- С. 379-422.

232. Мейейхольд В.Э. О театре. - СПб., 1913. - 184 с.

233. Миклашевский и. Comedia deli »arte или театр итальянских иыг: комедиантов о ХУХ, ХУЛ и ХУШ столетий.- Пб., 1917. -

179 с.

234. Образцова А.Г. Современная английская сцена. - М., 1978.

- 245 е.

235. Соловьева H.A. Английская драма за четверть века. 2.4.

- Mt, 1982. - 84, 90 е.

236. Театральное пространство. Материалы научной конференции. М., 1979. - 481 с.

237. Хализев B.C. Драма как род литературы. - М., 1986. -259 с.

II. Исследования тто теории литературы, лингвистике. Зж-лососбии. КУЛЬТУРОЛОГИИ.

238. Barthes R. Essais critique. - P., 1970. - 64 p.

239. Barthes R. S/Z. - P., 1970. - 280 p.

340. De la metaphisique à la rhétorique. - Bruxelles, 1986. 208 p.

241. Deconstruction and Criticism (H.Bloom, Paul de Man, Jaque Derrida...). - L., 1983. - 256 p.

242. Derrida J. L'écriture et la différence. - P., 1967. -436 p.

243. Eliade M. Le myth de l'eternel retour: archetypes du répétition. - P., 1975. - 187 p.

244. Eliade M. Le sacré et le profane. - P., 1965. - 186 p.

245. Fiedler L. Collected Works, t 2. - N.Y.^ 1971. - 435 p.

246. Frye N. Anatomy of Criticism. Four Essays. - N.Y., 1967. - 383 p.

247. Genette G. Figures of Literary Discourse. - N.Y., 1982. 303 p.

248. Genette G. Palimpsestes: la littérature au secondc degré. - P., 1982. -467 p.

249. Hartman G.H. Saving t&e Text: Literature, Derrida, Philosophy. - L., 1982. - 184 p.

250. Hassan I.H. The Dismemberment of Orpheus. Toward a post modern Literature. - Madison, 1982. - 315 p.

251. Hassan I..и. Paracriticism: Seven Speculations of the Times. - Urbana, 1975. - 184 p.

252. Huizinga J. Homo ludens: a Study of the Play Element in Culture. - Boston, 1933. - 220 p.

253. Hume D. Essays; Literary, Moral and Political. - L., 1870. -557 p.

254. Jung K. Modern Man in Search of a Soul. - L., 1976. -288 p.

255. Jung K. The Spirit in Man, Art and Literature. - L., 1966. - 168 p.

256. Kermodé I. The Genesis of Secracy: on the Interpretation of Narrative. - Cambridge, 1979. - 169 p.

257. Kristeva J. Bakhtine, le mot, le dialogue et le roman

il Critique (P.), 1967, Г 23. - P. 438-465.

258. Kristeva J. La révolution du langage poétique. L'avant-garde à la fin du 19-e siècle. - P., 1974. - 645 p.

259. Leitch V.B. Deconstructive Criticism. An Advanced Introduction. - H.Y., 1986. - 290 p.

260. Lentricchia F. After the New Criticism. - Chicago, 1960; 212 p.

261. Lévi-Strauss С. Mythologique. L'homme nu. t 4« -P.» 1971. - 688 p.

262. Lévi-Strauss C. La voie des masques. 2 t. - Genève, 1975. - 141, 147 p.

263. Man Paul de. Blindness and Insight .Essays in the Rhetho-ric of the Contemporary Criticism. - N.Y.,1971. - 189 p.

264. Megill A. Prophets of Extremity: Nietzsche, Heidegger, Foucault, Derrida. - Berkley, 1985. - 399 p.

265. Modernism: Challenges and Perspectives. - Chicago,1986; - 347.

266. Morier H. Dictionnaire de poétiqu* et de rhèthorique; -

P., 1975. - 1210 p.

267. Myth and Literature. Contemporary Theory and Practice.

- Lincoln, 1966. - 391 p.

268. Read H. Icon and Idea. - Cambridge, 1955. - 161 p. ¡269. Righter W. MythTand Literature. - L., 1975. - 274 p.

270. Romanticism, Modernism, Postmodernism— - L., 1980. -193 p.

271. Russel B. An Inquiry into Meaning and Truth. - L., 1962

- 332 p.

272. Saussure F. Cours de linguistique generale. - P., 1978.

- 504 p.

273. Schwartz S. The Matrix of Modernism: Pound, Eliot and Early 20-th Centure Thought. - Princeton, 1985. - 235 p

274. Semiotics. An Introductory anthology. - Bloomington, 1975. - 331 p.

275. Thiher A. Words in Reflection: Modem Language Theory and Postmodern. . Fiction. - Chicago, 1985. - 247 p.

276. Turner Y. From Ritual to Theatre. - N.Y., 1982. - 125 p

277. Wittgenstein L. On Certainty. - N.Y., 1972. - 56 p.

278. Wittgenstein - L. Philosophical Investigations. - N.Y., 1958. - 503 p.

279. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Нсторическяя поэтика. Итоги и перспективы изучения. (М.), 1986. - С. I04-II6.

280. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

- 500 с.

281. Бахтин М.М. Эстетика словесного твотзчестмм - М., 1979. 471 с.

282. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1974. - 446 с.

283. Гуревич а.я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики // Историческая поэтика. №.), 1976. - G. 153167.

284. Декарт Р. Метафизические размышления. - Пб., 1901. -96 с.

285. Зарубежная эстетика и теория литературы III-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. -М., 1987. - 78 с.

286. Иванов Вяч. Вс. Значение идей М.М.Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам (Тарту), 1973, J6 6. - С. 5-44

287. Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности // Проблемы современной стилистики, ( М), 1989.

288. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1983. -536 с.

289. Лосев А.Ф. Философия имени. - М., 1927. - 255 с.

290. Лотман Ю.М. Статьи; по типологии культуры. Вып. 2. -Тарту, 1973. - 105 с.

291. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970. - 383 с.

292. Николаева Т.М. Метатекст и его функция в тексте // Исследования по структуре текста ( М), 1987. - С. 133,147.

293. Семиотика и искусствометрия. - М., 1972. - 364 с.

294. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства

295. Теории, школы, концепции: (критические анализы). Худо жественная рецензия и герменевтика. - М., 1985. -286 с.

1981. - 336 с

296. Топоров В.H. К исследованию анаграмматических структур (анализы) // Исследования по структуре текста, -

(M), 1987. - С. 193-238.

297. Топоров В.Н. 0 ритуале. Введение в проблематику //Ар хаический ритуал в фольклорных и раннелитературных па мятниках, Ч M), 1988. - С. 7-60.

298. Труды по знаковым системам: символ в системе культуры

- Тарту, 1986, * 21. - 144 с.

299. Труды по знаковым системам: структура диалога как принцип работы семиотического механизма. - Тарту, 1984, * 17. - 159 с.

300. Труды по знаковым системам: текст в тексте. - Тарту, 1981, » 14. - 94 с.

301. Флоренский П.А. Собр. соч., т. I. Статьи по искусству

- Р., 1986. - 399 с.

302. Фрейденберг О.Н. Миф и литература древности. - М., 1978. - 606 с.

303. Фуко М, Слова и вещи» Археология гуманитарных наук. -

/

M., 1977. - 488 с.

304. Якобсон Р. Работы по поэтике. - M., 1987. - 464 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.