Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Слудняков, Александр Олегович

  • Слудняков, Александр Олегович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 234
Слудняков, Александр Олегович. Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2009. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Слудняков, Александр Олегович

Введение

Глава 1. Творчество Николая Ионина и формальные поиски ленинградских художников 1920-х гг.

Глава 2. На переломе эпох: Николай Ионин и ленинградская живописная школа в 1930-е гг.

Глава 3. Обретение стиля: «социалистический реализм» в творчестве Николая Ионина и ленинградских художников 1940-х гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов»

Актуальность работы обусловлена следующим рядом обстоятельств: повышением в настоящее время интереса к оригинальному творчеству ленинградских художников второй четверти XX века, крайне незначительным объёмом публикаций и отсутствием обобщающих работ о ленинградской живописной школе.1 Недостаточная изученность таких вопросов, как эволюция, типология и периодизация творчества ленинградских художников требует новых исследований. Данная работа обеспечивает решение следующих задач — вводит в научный оборот целый пласт ранее неизвестных работ практически забытого художника, ставит их в контекст развития всей ленинградской художественной школы и показывает на частном примере эволюции творчества Николая Ионина путь, который проделали в условиях меняющейся художественной и политической ситуации многие ленинградские живописцы.

Дополнительным и немаловажным аспектом, сделавшим данную работу актуальной, является то обстоятельство, что вслед за подробным изучением творчества художников начала XX века, столь популярных и почитаемых сейчас, пришло время изучать и их учеников, при жизни находившихся в тени как своих знаменитых учителей, так и не менее известных современников, признанных советских живописцев.

Своеобразное творчество ленинградских художников первой половины XX в. ещё недостаточно изучено. Хорошо известны имена А.Н. Самохвалова, А.Ф. Пахомова, А.Е. Карева и некоторых других. Однако, совсем не исследован тот культурно-политический фон, в котором этим и другим оригинальным мастерам приходилось формировать свои творческие принципы. Практически не изученным остаётся общая творческая ситуация, существовавшая в Ленинграде в этот период, и особенно в 1920-е гг., когда существовало несколько интересных художественных объединений, нередко с противоположными взглядами на искусство. До сих пор не известны и многие безусловно талантливые художники той эпохи, которые по ряду причин не получили признание при жизни.

Одним из таких художников и был ленинградский живописец и график Николай Александрович Ионин, ученик таких известных художников и педагогов как К.С. Петров-Водкин и Д.Н. Кардовский.

При изучении его творчества становится очевидно, что в отечественном искусстве 1920-х — 1940-х годов, существует ещё ряд совершенно неизвестных пластов, изучение которых позволяет по новому осмыслить историю отечественной живописи. Причем вся сложность этого периода, по всей видимости, еще до конца не понята.

В наше время широко распространено несколько односторонне представление о советском изобразительном искусстве 1920-1940-х гг. Считается, что вслед за бурным его развитием в 1920-е гг. с разнообразием художественных направлений, с начала 1930-х гг. наступил некий застой, связанный с подавлением государством тех течений в искусстве, которые не укладывались в концепцию официально провозглашённого художественного метода «социалистического реализма».

В диссертации эта проблема рассматривается через исследование творчества Николая Ионина — художника яркой индивидуальности, сохранившего ее на протяжении всей своей творческой деятельности.

Николай Ионин не представлял публике многие свои работы, большинство из которых, в том числе и наиболее интересные, находящиеся сейчас в коллекции Русского музея, десятилетиями были не известны ни критикам, ни широкой публике. Те же картины, которые попадали на выставки (а их было не мало), к большому сожалению, не были отмечены критикой. В значительной степени результатом этого и стала неизвестность большинства его произведений, особенно относящихся к раннему, наиболее плодотворному периоду творчества художника.

I }

Правомерность и актуальность разработки данной темы диктуется также недостаточным количеством материала, относящегося к проблеме ленинградской художественной школы 1920-1940-х гг., одним из представителей которой был Николай Ионин.

Проблемой, также требующей решения является определение особенностей ленинградской художественной школы периода 1920-1940-х гг. Ниже будет рассмотрена полемика, касающаяся данного вопроса. Постоянное расширение круга знаний о ленинградской художественной школе того времени требует нового осмысления этой проблемы, а исследование творчества Николая Ионина значительно способствует этому.

Объектом исследования в диссертации является живопись и графика Николая Александровича Ионина 1920-х - 1940-х гг., начиная с самых первых, дошедших до нас работ художника и до его последней, незаконченной картины, в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-1940-х гг. и эволюции творчества других известных ленинградских художников, работавших параллельно с Н.А. Иониным.

Основная часть творческого наследия Н.А. Ионина находится в настоящее время в собственности сына художника - Г.Н. Ионина, известного отечественного литературоведа. Также целый ряд значимых произведений художника находится в собрании Государственного Русского музея и в коллекции Бежецкого краеведческого музея.

История вопроса.

Библиография жизни и творчества художника крайне скудна. Творчеству Николая Ионина посвящена всего лишь одна небольшая работа популярного характера. Это небольшой альбом, а по сути дела каталог, вступительную статью для которого написала искусствовед Галина Волотковская1. Упомяну

1 Волотковская Г. Очерк творчества // Ионин Николай Александрович : 1890-1948. К 100-летию со дня рождения. Живопись, графика. Очерк творчества. СПб., 1992. С. 3-13. тый каталог-альбом, названный «Николай Александрович Ионин»2, вышел к 100-летию со дня рождения художника. В нём автор постаралась рассмотреть некоторые аспекты творчества художника, но ограниченный объем этого издания позволил сделать лишь поверхностный обзор. Были рассмотрены лишь наиболее значительные работы Ионина, не было сделано попытки ни соотнести творчество художника с процессами, протекавшими в отечественном изобразительном искусстве 1920-х — 1940-х гг., ни проследить в нем различные художественные влияния (за исключением, быть может, лежащего на поверхности влияния К. Петрова-Водкина).

О жизни художника почти не осталось документальных свидетельств. Сохранилось лишь личное дело студента Академии Художеств Ионина, из ко3 торого можно узнать некоторые факты биографии будущего художника , да краткая автобиография, написанная самим Иониным уже после 1945 г. Есть также краткая, в несколько строчек, биография художника, которая была приведена в статье И.В. Лебедевой, посвященной художественным объединениям Ленинграда 20-х гг.4 Также несколько строчек о творчестве художника содержатся в альбоме «Живопись 20-30-х годов», составителем которого был A.M. Муратов5.

Существуют также каталоги выставок, в которых упоминается Николай Ионин и его произведения6. За одним-единственным исключением7 в этих каталогах отсутствуют какие-либо оценки выставлявшихся художником работ.

2 Ионин Николай Александрович : 1890-1948. К 100-летию со дня рождения. Живопись, графика. Очерк творчества. СПб., 1992.

3 РГИА. Ф. 789. Оп. 13. № 142.

4 Лебедева И.В. Общество живописцев. К истории художественной жизни Ленинграда 1920-х гг. //Советское искусствознание. №24. М., 1988. С. 360.

5 Живопись 20-30-х годов. Painting of 1920s-1930s : Альбом . СПб., 1991. Илл. 112.

6 Община художников. VII выставка : Каталог. Л., 1928., с. 12; Выставка "Ленинград в изображениях современных художников". Л., 1934. С. 3; Выставка картин, исполненных ленинградскими художниками для Урало-Кузбасских организаций. Л., 1935., №5. С. 4 и др.

7 Первая выставка ленинградских художников. Л., 1935., с. 8.

В каталоге Русского Музея содержится перечень живописных и графических работ художника, находящихся в коллекции музея8.

Кроме того, ценная информация о жизни Николая Ионина содержится в воспоминаниях его сына — известного литературоведа профессора Г.Н. Ионина.9

Правда, Г.Н. Ионин рассказывает о последних годах жизни отца, но, тем не менее, в своих воспоминаниях попытался выразить его взгляды и мысли. Несмотря на известную и неизбежную в таких случаях аберрацию, (в воспоминаниях описываются события, происходившие в конце 1930-х и в 1940-е годы) нельзя не признать их ценным источником.

Таким образом, следует ещё раз подчеркнуть практически полное отсутствие опубликованных работ о творчестве художника. Это обстоятельство, безусловно, не могло не повлиять и на настоящую работу, которая построена почти исключительно на анализе живописных и графических работ Николая Ионина, большинство из которых находилось в собственности семьи художника.

Также необходимо упомянуть о информации, хотя и косвенно относящейся к творчеству художника, но всё же позволяющей делать выводы о становлении Ионина как художника и о художественной ситуации в Ленинграде 1920-х - 1940-х гг. В первую очередь необходимо упомянуть о известных учителях Ионина — Д.Н. Кардовском и К.С. Петрове-Водкине. Их методы и концепции преподавания, которые не могли не наложить свой отпечаток на творчество художника в целом достаточно подробно изложены в литературе10.

8 Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог. Г-И. Т.9. СПб., 2000., с. 125.

9 Ионин Г.Н. Воспоминания о моем отце // Ионин Николай Александрович : 1890-1948. К 100-летию со дня рождения. Живопись, графика. Очерк творчества. СПб. С. 14-43; Ионин Г.Н. Вторая ипостась : стихотворения, проза. СПб., 2004.

10 Бондарева А. Петров-Водкин - художник-педагог //Юный художник. М., 1995. № 11-12. С. 20-21; Подобедова О. Дмитрий Николаевич Кардовский. М., 1957. С. 140-152.

Наибольшее количество информации, косвенно относящейся к Николаю Ионину, имеется о различных художественных объединениях Ленинграда 1920-х - начала 1930-х гг.: «Общине художников»11, «Обществе живописцев» (членом которых и был Н.А. Ионин) и «Круге художников» с которым он, по-видимому, сотрудничал. Правда, поскольку история этих художественных группировок заканчивается в начале 1930-х гг., то и информация о их деятельности может помочь лишь при изучении начального этапа творчества художника.

В связи с исследованием творчества Николая Ионина необходимо рассмотреть имеющуюся информацию о интересующей нас теме ленинградской живописной школы, которую. Каких-либо обобщающих или специальных работ на эту тему нет, однако сама проблема буквально вскользь затрагивалась в ряде работ, начиная с конца 1940-х годов и до сего дня.

Первой работой, в которой можно буквально «между строк» прочитать о существовании некой общей линии развития ленинградской художественной школы, является опубликованная в альманахе «Изобразительное искусство Ленинграда» критическая статья П. Ивановского, специально посвящённая изобразительному искусству Ленинграда конца 1930-х - конца 1940-х гг.14 В ней отмечено сильное влияние импрессионистического метода на живопись многих художников в 1930-е гг. и постепенная эволюция их в послевоенное время в сторону реалистической живописи. Также, что особенно важно, несмотря на резкие выпады в адрес импрессионизма, признаётся, что «э/сивопис

11 Лопатин Б. Среди художников //День. 1915. 11 окт. С. 6; Петроградский обозреватель. Эскизы и кроки // Петроградская газета. Пг., 1917. 7 фев. С. 6; Община художников: Бюллетень. Л., 1928; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования. М., 1971. С. 24-26 и др.

12 Лебедева И.В. Указ. соч. С. 360; Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справочник. СПб., 1992, с. 161.

13 Самохвалов А. Общество «Круг художников» // Творчество. М., 1967. №2. С. 14-16; Шихирева, О.Н. Две выставки «Круга художников» // Искусство. 1982. №7. С. 34-40;.Шихирева О.Н. К истории общества «Круг художников»//Советское искусствознание'82. Вып. 1. М., 1983. - С. 297-314.

14 Ивановский 77. Художественный образ и действительность // Изобразительное искусство Ленинграда. Альманах. Л.-М., 1948. ные поиски в известной степени освежили ленинградскую изобразительную культуру»*5. Подобное признание с учётом известного отношения критики того времени к импрессионизму во всех его проявлениях очень важно. Аналогичная позиция изложена в помещённой всё в том же альманахе «Изобразительное искусство Ленинграда» статье И.А. Бродского, посвящённой пейзажу. В этой работе, что особенно важно, впервые указывается на влияние творчества известного французского мастера А. Марке на живопись ленинградских художников, в частности на А.С. Ведерникова16. Таким образом, само признание существования некоего общего для разных художников источника влияния подразумевает наличие общих черт в их творчестве, т.е., по сути, некоторой общей художественной тенденции, объединяющей нескольких мастеров.

Тема «ленинградской живописной школы» поднималась неоднократно и в более поздних исследованиях, хотя, как уже указывалось выше специальных работ на эту тему так и не появилось. Не выяснено также до конца и само понятие «ленинградской школы».

Одним из первых этой темы и коснулся П. Ефимов, который в статье о городском пейзаже в творчестве ленинградских художников высказал мысль о существовании «ленинградской школы городского пейзажа», которая, по его мнению, сформировалась в 1930-х гг. под влиянием творчества известного ленинградского живописца и педагога А.Е. Карева, использовавшего элементы

17 творческого метода импрессионистов . Влияние творчества А. Марке П. Ефимов не рассматривал, возможно, с учётом неблагожелательного отношения критики того времени к такого рода заимствованиям.

В работах известных ленинградских искусствоведов М.Ю. Германа и Л.В. Мочалова эта тема затрагивалась, однако она опять же сводилась только к пейзажу ленинградских художников 1930-х — 1940-х гг. В этот период в

15 Ивановский П. Указ. соч. С. 37.

16 Бродский И.А. Проблемы пейзажа // Изобразительное искусство Ленинграда. Альманах. Л.-М., 1948. С. 180.

17 Ефимов П. Городской пейзаж ленинградских художников // Советская живопись'79. М., 1981. С. 236. творчестве таких художников как А.И. Русаков, В.В. Пакулин, Н.Ф. Лапшин, А.С. Ведерников, Г.С. Верейский, исследователи обнаружили ряд общих черт, являющихся, по их мнению, результатом влияния А. Марке. Здесь, таким образом, уже более отчётливо развивается мысль И.А. Бродского (правда, уже без негативной оценки французских влияний). Наличие в живописи перечисленных живописцев некоего общего качественного признака дало возможность упомянутым исследователям сделать вывод о наличии в Ленинграде в то время некой особой традиции городского пейзажа, которую объединяла как общая тема Ленинграда, так и живописные поиски с ориентацией на А. Марке.

Эта проблема рассмотрена также в монографии М.Ю. Германа, посвя-щённой известному ленинградскому художнику Александру Русакову18.

Данная тема также поднималась и в работе Л.В. Мочалова, предметом изучения в которой была выбрана пейзажная живопись другого известного мастера - В.В. Пакулина19.

В этих работах, таким образом, понятие «ленинградской школы» сводится к достаточно узкой теме городского пейзажа и к весьма непродолжительному отрезку времени. В основном все исследователи, касающиеся в своих работах ленинградской живописной традиции, относят её формирование самое раннее к середине 1930-х гг. а существование до конца 1940-х - начала 1950-х гг.20

В ином аспекте затрагивается тема ленинградской «живописной традиции» и в работах известного отечественного художественного критика А.И. Морозова. Пытаясь определить критерии и основные качественные признаки рассматриваемой традиции, А.И. Морозов отметил важную черту «ленинградской школы» — повышенное внимание к свету, к «поэзии света», «светоносной

18 Герман М. Александр Русаков. М., 1989.

19 Мочалов Л.В. Пейзажи Вячеслава Владимировича Пакулина. Л., 1971. С. 28.

20 Герман М. Указ. соч. С. 105; Неизвестный довоенный Ленинград: Живопись и графика ленинградских художников довоенного периода : Каталог выставки. М., 2004. С. 6 и др. и культуре», сохранявшуюся в течении длительного времени и с особой силой проявившееся в пейзажах с их поэзией «светлого пространства» первой и второй половины 1930-х гг.21

В отличии от М.Ю. Германа и Л.В. Мочалова, А.И. Морозов считает, что рассматриваемая «ленинградская школа» существовала уже в 1920-е гг.22 Кроме того, он отнюдь не сводит проблему ленинградской живописной традиции только к городскому пейзажу (хотя и указывает на большую роль последнего). Очевидно, в понимании А.И. Морозова, значение «ленинградской школы», дано, по-видимому, шире, нежели в исследованиях М.Ю. Германа и JI.B. Мочалова.

Не вполне согласен А.И. Морозов и с тем, что ленинградские мастера городского пейзажа середины 1930-х гг. испытывали влияние одного лишь А. Марке. По мнению исследователя, кроме творчества последнего, ленинградские живописцы использовали и отечественное художественное наследие, в частности, традиции пленэрной живописи В.А. Серова, в работах ленинградских мастеров прослеживалось также влияние «холодноватой гаммы мири

23 скуснического пейзажа».

Косвенно этот аспект формирования творческого метода ленинградских художников поддерживает и О.И. Шихирева, которая в своих работах, посвя-щённых А.Е. Кареву приходит к выводу, что в творчестве последнего, во первых, проявлялось влияние традиций «Мира искусства», а во вторых, основные принципы пейзажа, сформировались ещё в 1920-е гг., т.е. как минимум на десятилетие раньше, нежели сформировалась сама «ленинградская школа».24

21 Морозов А.И. Пути преемственности в советском искусстве тридцатых годов И Советское искусствознание. Проблемы пространственных искусств. Вып. 23. М., 1988. С. 244-248; Морозов АЛ. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., 1995. С. 92-95, 199-200.

22 Морозов А.И. Пути преемственности в советском искусстве тридцатых годов. С. 244.

23 Морозов А.И. Пути преемственности в советском искусстве тридцатых годов. С. 245.

24 Карев Алексей Еремеевич, 1879-1942: Живопись. Графика : Каталог выставки. Л., 1981. С. 9; Шихирева О. Мастер ленинградского пейзажа И Искусство. М., 1986. №3. С. 49-50.

Качественным признаком, определяющим интересующую нас «школу» А.И. Морозов, как уже указывалось выше, считает «светоносность», которая проявлялась в творчестве ленинградских живописцев уже в 1920-е гг. и сохранялась на протяжении длительного времени, и в 1930-е гг., в пору расцвета ленинградского городского пейзажа, а также и позднее.

Хорошо известно, что с 1920-х до 1950-х гг. отечественное искусство прошло определённый путь эволюции и ленинградские художники не были здесь исключением. Смена многообразия художественных направлений середины 1920-х гг. на «большой стиль» сталинской эпохи, основанный отчасти на реалистической творческой концепции с элементами ретроспективного академизма, в конце 1930-х - 1940-х гг. очевидна. Однако, из контекста статьи А.И. Морозова очевидно (хотя сам исследователь и не сказал об этом прямо), что смена художественных направлений не уничтожила главных качественных признаков «ленинградской школы», которые сохранились (правда, степень «сохранности» этого признака при изменении художественной ситуации не рассматривалась), несмотря даже на радикальную смену художественной ситуации в стране.

Таким образом, обзор литературы, посвященной данной теме показывает, что само понятие «ленинградской школы» может существовать как в широком смысле этого термина (живописная традиция 1920-х — 1940-х гг. с повышенным вниманием к «светоносности» колорита, мотивом света в его натурном и символическом смысле), так и в узком (школа городского пейзажа середины 1930-х - 1940-х гг. с ориентацией на творчество А. Марке или, по версии П. Ефимова — на А.Е. Карева, что, впрочем, не исключает и влияние А. Марке).

В данной работе автор будет использовать оба этих понятия «ленинградской живописной школы», так как каждый из них имеет право на существование. Существующая, к сожалению, терминологическая путаница, связанная с наличием двух понятий одного и того же термина делает необходимым указание в каждом конкретном случае, какая трактовке упомянутого термина используется.

Цель исследования — исследование творческой деятельности Н.А. Ионина в указанный период с развёрнутым анализом его художественного наследия в контексте общего развития художественной жизни Ленинграда 19201940-х гг; раскрытие особенностей развития творчества Николая Ионина с 1920-х гг. по 1948 г. с учётом основных факторов, влиявших на него: ученичества у Д.Н. Кардовского и К.С. Петрова-Водкина, влияния популярных в то время творческих концепций («сезанизм», импрессионизм, «соцреализм» и пр.) внутриполитической обстановки в стране и связанными с ней особенностями развития отечественного искусства, а также, что особенно важно, влияния «ленинградской школы» и художников, творивших в рамках этой школы.

Задачи исследования:

- Сбор и анализ материалов творчества Н.А. Ионина и о его творчестве;

- Систематизация материалов натурных исследований живописных и графических работ Николая Ионина;

- Выделение основных тенденций и закономерностей развития творчества художника;

- Приблизительная датировка и уточнение атрибуции неатрибути-рованных (или неверно атрибутированных) работ художника;

- Определение роли и места произведений Н.А. Ионина в изобразительном искусстве Ленинграда 1920-1940-х гг.;

- Выявление взаимных влияний и общих стилистических черт в творчестве ленинградских художников в рассматриваемый период;

- Составление каталога известных на сегодняшний день произведений Н.А. Ионина.

Источниками исследования, являются живописные и графические работы, находящихся в собраниях Государственного Русского Музея, Бежецкого краеведческого музея и (в основной своей массе) в собственности семьи художника. Для исследования оказались недоступны несколько картин Николая Ионина, местонахождение которых неизвестно. Большое число сохранившихся произведений Н.А. Ионина, позволяет с достаточной точностью проследить эволюцию его творчества.

В ходе работы было изучено 135 работ художника, в т.ч. 108 живописных и 27 графических работ. Все известные автору работы Николая Ионина сведены в каталог (см. Приложение).

В настоящей работе используются также архивные материалы и опубликованные научные работы о художественной ситуации в стране и творчестве ленинградских художников рассматриваемого периода.

Методология исследования обусловлена выбором темы.

Методологической основой исследования являются принципы комплексного и системного подходов к изучению проблемы в единстве теоретических и эмпирических методов исследования. В работе над диссертацией был применён комплекс методов искусствоведческого, культурологического, философско-эстетического и художественного анализа произведений Николая Ионина и современных ему ленинградских художников.

В диссертации использованы приёмы исследования, сочетающие поиск, выявление, анализ, сравнение и сопоставление как художественных произведений Николая Ионина (на изучении которых, в основном, и строится настоящая работа), так и различного рода письменных источников (архивных и литературных).

При исследовании творчества художника использован традиционный для искусствоведения сравнительно-типологический анализ на основе изучения живописных и графических работ Н.А. Ионина, предусматривающий обобщение значительного по объёму материала, с более подробным рассмотрением либо типичных для рассматриваемого времени произведений, либо наоборот, выделение ярких и оригинальных творений. Художественно-стилистический анализ работ художника произведён с учётом хронологии их создания. В рамках каждой главы диссертации произведения классифицированы по жанрам. Также рассматриваются близкие по стилистике и времени создания произведения других ленинградских художников — А.Н. Самохвало-ва, А.Ф. Пахомова, А.И. Русакова, А.С. Ведерникова и др. Деятельность этих мастеров протекала параллельно с творчеством Н.А. Ионина и, возможно, влияла на его творчество, либо, вероятно, сама находилась под воздействием рассматриваемого художника.

Для анализа незаконченных или утраченных работ Н.А. Ионина используется метод реконструкции на основании сохранившихся фрагментов художественных произведений, их аналогов (например, графические варианты живописных произведений).

Метод исторического обоснования позволил соотнести творчество Н.А. Ионина с проблемами развития отечественного искусства второй четверти XX в.

Для изучения деятельности художника в контексте развития ленинградской художественной школы используется также теоретический анализ литературы и архивных источников.

Научная новизна заключается в том, что: впервые проведёно комплексное исследование всего творческого наследия и творческого пути Н.А. Ионина; выявлены и систематизированы ранее неизвестные произведения художника; уточнены датировки и названия четырёх работ, в том числе одной картины из собрания Государственного Русского музея; подробно раскрыта роль творчества Н.А. Ионина в развитии ленинградской живописной школы.

Предлагаемая к защите диссертация является первым исследованием творческой деятельности Н.А. Ионина в период с начала 1920-х гг. до 1948 г. - представителя ленинградской живописной школы, эволюция которой отразилась на всём творческом пути художника. В научный оборот вводятся ранее неизвестные архивные источники, относящиеся к истории ленинградской художественной школы.

Положения, выносимые на защиту:

- индивидуальная творческая манера Н.А. Ионина сформировалась под воздействием следующих формообразующих факторов: ученичества у Д.Н. Кардовского и К.С. Петрова-Водкина, влияния различных творческих концепций («сезанизм», импрессионизм, «соцреализм» и пр.) а также, влияния «ленинградской школы»; серия женских портретов, созданная Н.А. Иониным в середине 1920-х гг. сыграла исключительно важную роль при разработке женского портрета-типа молодой прекрасной женщины - «работницы» или «крестьянки», ставшего в 1920-е гг. характерным для многих ленинградских художников;

- эволюция, которую проделал Н.А. Ионин была характерна и для многих других ленинградских художников, придерживавшихся подчас различных творческих концепций;

Н.А. Ионин является типичным ленинградским художником, творчество которого имеет много общих черт с другими представителями «ленинградской живописной школы», но в то же время, на протяжении всей творческой деятельности мастера, сохраняло свои индивидуальные черты.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в ней содержатся новые научные положения, которые могут быть использованы в последующих искусствоведческих исследованиях, по-свящённых проблемам развития ленинградской художественной школы и взаимовлияний ленинградских художников второй четверти XX века. Выявленные и сформулированные стилистические особенности картин Н.А. Ионина и обозначенная общая для многих ленинградских художников 1920-1940-х гг. эволюция творчества являются научным искусствоведческим теоретико-методическим материалом, имеющим важное значение для постижения художественно-творческого мышления представителей ленинградской художественной школы.

Практическая ценность исследования заключается в том, что оно способствует расширению познаний по истории искусства Ленинграда второй четверти XX в. Результаты научного исследования творчества Н.А. Ионина могут быть использованы в работах обобщающего характера, в монографиях, альбомах, статьях, в музейной, научно-исследовательской и педагогической практике, а также при организации персональных выставок художников -представителей ленинградской художественной школы, а также объединённых выставок ленинградских художников рассматриваемого периода, при подготовке к изданию каталогов таких выставок.

Сформулированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при разработке программ лекционных и практических курсов по истории советского искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы: при разработке программ лекционных и практических занятий по истории отечественного искусства советского периода в высшей художественной школе; в научной работе искусствоведов, историков культуры и музейных работников; при создании трудов по истории отечественного искусства советского периода; при комплектовании коллекций музеев и художественных галерей; при организации выставок ленинградских художников второй четверти XX в.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается: полнотой собранного материала, его тщательным анализом осуществлённым в соответствии с выбранными методами исследования; широтой охвата теоретических источников исследования и методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; корректным использованием данных искусствоведческих, истори-ко-художественных материалов, связанных с проблематикой диссертации

Внедрение результатов работы

Результаты исследования использованы при организации персональной выставки Николая Ионина в Государственном Русском музее (21 февраля - 28 марта 2007 г), где работы художника (как живописные, так и графические) были размещены, в целом, по хронологическому принципу.

Для данной выставки была использована краткая хронология жизни и творчества художника, составленная автором.

Мнение автора по поводу неправильной атрибуции картины художника, значившейся в каталоге Государственного Русского музея под названием «Среднеазиатский пейзаж» было принято во внимание работниками музея и название данной работы было изменено на «Новгородский пейзаж с деревом».

Апробация работы.

Основные положения диссертации изложены в ряде научных работ, изданных в 2006-2008 гг. Три из них - статьи в научных сборниках, в том числе 2 - в рекомендованных ВАК изданиях, а одна работа является монографической статьёй, вошедшей в монографию, посвященную жизни и творчеству Николая Ионина (общий объём публикаций составляет 4,2 п.л). Положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на обсуждении персональной выставки Николая Ионина в Строгановском дворце в феврале-марте 2007 г. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры Русского искусства Санкт-Петербургского академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из двух частей. Первая часть - текстовая, содержит введение, 3 главы: глава 1 — «Творчество Николая Ионина и формалистические поиски ленинградских художников 1920-х гг.», глава 2 - «На переломе эпох: Николай Ионин и ленинградская живописная школа в 1930-е гг.», глава 3 — «Обретение стиля: «социалистический реализм» в творчестве Николая Ионина и ленинградских художников 1940-х гг.» и заключение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Слудняков, Александр Олегович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо подвести некоторые итоги. Рассмотрение творчества Николая Александровича Ионина позволяют сделать вывод, что это безусловно, оригинальный, самобытный художник, творчество которого, даже не смотря на относительно малую известность, оказало существенное влияние на современную ему живопись.

Также хотелось бы подвести итог поставленной проблемы ленинградской региональной живописной школы (или традиции). Творчество ленинградских художников объединяли не только и не столько какие-то общие формальные признаки, хотя и таковые были, в первую очередь, как уже неоднократно отмечалось, это было повышенное стремление к свету, «светонос-ность» живописных произведений. Объединяющим фактором являлась, кроме всех перечисленных сама эволюция творчества этих художников — их путь от авангарда к «соцреализму» через импрессионизм, с сохранением в той или иной форме упомянутого внимания к свету. Таким образом, можно сказать, что ленинградская традиция — это не только набор формальных признаков, присущих всем художникам, которых можно отнести к ленинградской живописной традиции, сколько общее направление развития, а точнее — не столько единый стиль, сколько единый процесс, растянутый во времени.

На основании анализа художественного наследия Николая Ионина, современных ему ленинградских художников в контексте художественной ситуации, существовавшей в то время в стране, можно прийти к следующим общим выводам:

1. Наследие Н.А. Ионина дополняет и обогащает общую картину развития изобразительного искусства Ленинграда 1920-1940-х гг.

2. Индивидуальная творческая манера Николая Ионина сложилась в начале 1920-х гг. в результате ученичества у известных художников, придерживавшихся диаметрально противоположных взглядов на изобразительное искусство - Д.Н. Кардовского и К.С. Петрова-Водкина. Вероятно, именно их влияние было определяющим при формировании живописной манеры Ионина, отличающейся строгим реалистическим рисунком и подчёркнутой живописной декоративностью. Несомненно большое влияние на живопись художника оказало увлечение «сезаниз-мом», что сказывалось в его живописи на протяжении всего творческого пути художника.

3. Несомненным достижением Ионина раннего периода, возможно повлиявшим на всё направление ленинградской живописи конца 1920-х - начала 1930-х годов стала серия женских портретов-типов, из которых наиболее значительный — «Женщина в красном», был, по-видимому, первым в череде сходных типажей в творчестве ленинградских художников. Следует подчеркнуть, что если принятая датировка этой картины (1925 г.) верна, то она должна быть определена как исходный пункт в создании типологически близких женских образов в творчестве А.Ф. Пахомова, В.В. Пакулина и такого близкого Н.А. Ионину человека, как А.Н. Самохвалов.

4. С течением времени, под воздействием различных факторов как внешнего (административное утверждение «соцреализма», влияние художественной среды и пр.), так и внутреннего характера творческая манера художника претерпела ряд изменений.

5. Эволюция творчества Николая Ионина в общем характерна для многих советских художников того времени. Это был сложный путь от яркой живописной манеры 1920-х годов, через живописные поиски 1930-х гг., к «большому стилю» Сталинской эпохи в 1940-х годов.

6. Н.А. Ионин в первой половине 1930-х годов продолжал черпать творческие импульсы из отечественного искусства 1920-х гг., однако, ценой за сохранение творческой индивидуальности и стал отказ от экспонирования многих выстраданных и ярких работ художника, что помешало росту его известности.

7. Во второй половине 1930-х годов в творчестве Ионина наметился перелом; сильнее стало сказываться влияние реалистической живописи, оформленной в это время в «большой стиль». Также, по-видимому, прежняя творческая концепция, связанная с традициями первой четверти XX в. уже начинала исчерпывать себя, хотя и продолжала сохраняться. В то же время, в творчестве художника (в первую очередь в пейзажах) начинают проявляться черты «ленинградской школы», в которой заметно влияние известного французского художника А. Марке.

8. В конце войны и в послевоенные годы Николай Ионин начал всё чаще обращаться к традициям пленэрной живописи, что наиболее ярко проявилось в его пейзажах. Более ярко стало сказываться и влияние «ленинградской школы». Сильное влияние соцреалистических и академических традиций сказалось в первую очередь на заказных крупноформатных работах. Однако, даже в этих работах художник находил интересные творческие решения, которые в основном, заключались в использовании цветовой динамики, придающей картинам черты декоративности, и, одновременно, в натуралистически точном следовании натуре.

9. Таким образом, на протяжении более чем четверти века творчество Николая Ионина в целом находилось в русле самобытной традиции ленинградских художников, сформировавшейся в начале 1920-х годов в таких известных творческих объединениях, как «Общество живописцев», «Община художников», «Круг художников» и др. Творческой манере Ионина во все периоды были присущи подчёркнутый декоративизм, динамизм цвета.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Слудняков, Александр Олегович, 2009 год

1. Агитационно-массовое искусство первых лет Октября : Материалы и исследования Текст. / ред. коллегия: Е.А. Сперанская (ред.) и др. — М. : Искусство, 1971. - 223 е., 44 л. илл.

2. Александр Исаакович Русаков. 1898-1952 : Каталог Текст. / Вступит, ст. Г. Траугота. — Л. : Ленинградский союз советских художников, 1957.-13 е.: ил.

3. Апраксина, КС. Творчество ленинградских художников. Бытовая живопись Текст. / И.С. Апраксина. Л. : Художник РСФСР, 1959. - 48 е.: ил.

4. Арсланов, В.Г. Ответы культуры на вызов времени. СССР. 30-е годы : Очерки Текст. / В.Г. Арсланов. Росс. акад. художеств, НИИ теории и истории изобраз. искусств. — М. : НИИ, теории и истории изобраз. искусств, 1995.-258 с.

5. Баршева, КН. Александр Николаевич Самохвалов Текст. / И.Н. Барше-ва, К.К. Сазонова. Л. : «Художник РСФСР», 1963. 106 с. с ил.

6. Бассехес, А. Живопись Советского Союза Текст. / А. Бассехес // Советское искусство. — 1932. — №53. С. 7-9.

7. Бескин, О. Формализм в живописи Текст. / Бескин О. — М.: «Всекоху-дожник», 1933. 87 е.: ил.

8. Бломквист, Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов Текст. / Е.Э. Бломквист // Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая : Новая серия. Т. 31. Восточнославянский этнографический сборник. М. : Акад. наук СССР. 1956. С. 3-460.

9. Бойко, М.А. Ленинградские живописцы Текст. / М.А. Бойко. Л. : Общество «Знание» РСФСР, 1968. - 20 с.

10. Бондарева, А. Петров-Водкин художник-педагог Текст. / А. Бондарева // Юный художник. - 1995. - № 11-12. - С. 19-23.

11. Бродский, И. А. Проблемы пейзажа Текст. / И.А. Бродский // Изобразительное искусство Ленинграда. Альманах. — Л. ; М. : Искусство, 1948. С. 169-185.

12. В.О. Община художников и ее выставка Текст. / В.О. // Среди коллекционеров. 1921.-№ 8-9.-С. 59-61.

13. Веселое, Г. Буржуазные группировки Ленинграда Текст. / Г. Веселов // Искусство в массы. — 1930. -№4. С. 12-13.

14. Воинов, В.В. 5-я выставка Общины художников Текст. / В.В. Воинов // Среди коллекционеров. 1922. -№ 9. - С. 60-63.

15. Воинов, В.В. "Рабочий" в общине художников Текст. / В.В. Воинов // Красная панорама. — 1926. №9 - С. 12-13.

16. Воллар, А. Ренуар. Сезанн Текст. / А. Воллар. — М. : Республика, 2000. -414 с. : ил.

17. Волотковская, Г. Очерк творчества Текст. / Г. Волотковская // Ионин Николай Александрович : 1890-1948. К 100-летию со дня рождения. Живопись, графика. Очерк творчества. СПб. : Фирма ИРА, 1992. С. 313.

18. Воронихина, JI.H. Георгий Семёнович Верейский : Альбом Текст. / Л.Н. Воронихина. - Л. : Художник РСФСР, 1987. - 143 с. : илл.

19. Выставка живописи, акварели и графики московских и ленинградских художников. Белосток, август 1940 г. : Каталог. Текст. — М.-Л. : Искусство, 1940.-54 с.

20. Выставка "Ленинград в изображениях современных художников" Текст. Л. : [б.и.], 1934. -4 с.

21. Выставка картин, исполненных ленинградскими художниками для Урало-Кузбасских организаций : Текст. — Л. : Ленинградское областное товарищество художников, 1935. 6 с.

22. Выставка картин и графики, организованная ленинградским областным союзом советских художников, ленинградским областным товариществом художников и ЦК Союза рабочих нефтепромыслов Кавказа : Текст. Баку : [б.и.], 1936. - 8 с.

23. Выставка ленинградских художников : Каталог Текст. — Алма-Ата : ЛСХХ, 1938.-12 с.

24. Выставка картин художников Петрограда всех направлений за 5-летний период деятельности 1918-1923 года : Каталог Текст. Пг. : Сорабис, 1923.-42 е.: ил.

25. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник Текст. : в 5 т. М. : Сов. художник, 1965-1975. - 5 т.

26. Т. 1 : 1917-1932 гг. 1965. - 557 с. Т. 2 : 1933-1940 гг. - 1967. - 582 с. Т. 3 : 1941-1947 гг. - 1973. - 544 с. Т. 4 : 1947-1953 гг. - 1975. - 717 с.

27. Галеев И. Русаков Александр Исакович (1898-1952): счастливый «посторонний» / И. Галеев Текст. // Русаков Александр Исаакович (18981952). Работы на бумаге. Собрание семьи художника. — М. : Скорпион, 2008. С. 5-10.

28. Гареева, В.И. Чернышёв Тихон Павлович Текст. / В.И. Гареева // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб. : Абрис, 1995. Вып. 1, 1995. С. 28-54.

29. Генералова, А. Жизнь молодых в искусстве 1930-х гг. Текст. / А. Генералова, И. Иванова // Юный художник. 1999. - №8. - С. 22-24. ,

30. Герман, М.Ю. Александр Русаков Текст. / М.Ю. Герман. М.: Сов. художник, 1989. — 175, [8] с. : ил.

31. Гинсбург, И. Ленинградская молодёжь Текст. / И. Гинсбург // Искусство: Орган Союзов сов. художников и скульпторов. 1935. - №2. — С. 59-84.

32. Гор, Г. Своеобразие искусства Самохвалова Текст. / Гор // Самохвалов А.Н. В годы беспокойного солнца: Проза. Статьи. О художнике : Критика, воспоминания, письма. СПб. : Всемир. слово, 1996. - С. 211-218.

33. Город глазами художников — The artist and the city : Петербург-Петроград-Ленинград в произведениях живописи и графики : Альбом Текст. / сост. и авт. текста A.M. Гордин и др. — Л. : Художник РСФСР, 1978-394 е.: ил.

34. Государственный Русский музей. Живопись : В 15 т. : Каталог. Первая половина XX века : Т.9 (Г-И). СПб. : Palace Edition, 2000. - 152 е.: ил.

35. Дёготь, Е.Ю. Русское искусство XX века Текст. / Е.Ю. Дёготь. — М. : Трилистник, 2000. 223 е.: ил.

36. Добужинский, М.В. Воспоминания Текст. / М.В. Добужинский. — М. : Наука, 1987.-477 е.: ил.

37. Ерофеев, А. «Неофициальное искусство». Художники 60-х годов Текст. / А. Ерофеев // Вопросы искусствознания. Журнал международной ассоциации искусствоведов. 1993. - №4. - С. 289-205.

38. Ефимов, П. городской пейзаж ленинградских художников 1930-х— 1940-х годов Текст. / П. Ефимов // Советская живопись '79. М. : Сов. художник, 1981.-С. 28-46.

39. Живопись 20-30-х годов. Painting of 1920s-1930s : Альбом Текст. / Сост. A.M. Муратов ; Науч. ред. к. иск., доц. А. И. Рощин ; Авт. вступ. ст. к. иск. B.C. Манин. СПб. : Художник РСФСР, 1991. - 200 е.: ил.

40. Зингер, Л. Путь к портрету-типу / JI. Зингер Текст. // Художник. 1980. -№9.-С. 39-43.

41. Зингер, Л.С. Александр Самохвалов : Альбом Текст. / Л.С. Зингер. М. : Сов. художник, 1982. - 183 е.: ил.

42. Зингер, Л.С. Советская портретная живопись 1930-х конца 1950-х годов Текст. / Л.С. Зингер. -М. : Изобразит, искусство, 1989. - 319 е.: ил.

43. Ивановский, П. Художественный образ и действительность Текст. //Изобразительное искусство Ленинграда. Альманах. Л. ; М. : Искусство, 1948. С. 35-57.

44. Ионин, Г.Н. Воспоминания о моем отце Текст. / Г.Н. Ионин // Ионин Николай Александрович : 1890-1948. К 100-летию со дня рождения. Живопись, графика. Очерк творчества. СПб. : Фирма ИРА, 1992. С. 1443.

45. Ионин, Г.Н. Вторая ипостась : стихотворения, проза Текст. / Г.Н. Ионин. -СПб. : Дума, 2004. 391 с. : ил.

46. Иоффе, М. Л. Николай Эрнстович Радлов (Творческий путь) Текст. / М. Л. Иоффе // Н. Э. Радлов : Избранные статьи. — М. : Сов. художник, 1964. —176 с.: ил.

47. Ипполитов, А. Сезанн и русский сезанизм Текст. / А. Ипполитов // Новый Мир искусства. 1998. №4. С. 6-8.

48. Кардовский, Д. Н. Об искусстве : Воспоминания, статьи, письма Текст. / сост. и авт. примеч. Е. Д. Кардовская ; под. ред. Д. А. Шмаринова. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. — 340 с. : ил

49. Карев Алексей Еремеевич, 1879-1942: Живопись, графика : Каталог выставки Текст. / Вступит, статья О.И. Шихиревой. — Л. : Русский музей, 1981.-51 е.: ил.51.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.