Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Репина, Марина Владимировна

  • Репина, Марина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Репина, Марина Владимировна. Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2004. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Репина, Марина Владимировна

I. Введение. Стр. 3-9.

И. Глава I. Мифология советской действительности в ранних произведениях В.Пелевина. Стр. 10-86.

1.1 «Омон Ра»: фантомная природа советской реальности. Стр. 10-41.

1.2 «Жизнь насекомых»: пастиш «индивидуальных мифов». Стр. 41-86.

Глава II. Гипертекстуальный роман В.Пелевина «Чапаев и Пустота». Стр. 87-138.

Глава III. «Generation 'П'» и массовая культура конца XX века. Стр. 139-166.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма»

В диссертационном исследовании мы обратились к обширному художественному материалу текстов Виктора Пелевина, рассмотрели и проанализировали разные этапы творчества одного из наиболее ярких и читаемых писателей последнего десятилетия XX века. Имя Виктора Пелевина упоминается в учебных пособиях по новейшей русской литературе и энциклопедиях: «Русская проза второй половины 80-х — нач. 90-х г.г. XX века» Г.Нефагиной, «Русские писатели XX века: биографический словарь» под редакцией П.Николаева, «Русская постмодернистская литература» И.Скоропановой, «Первая десятка современной русской литературы» Б.Туха, «Современная русская литература» М.А.Черняк, «Современная русская литература» Н.Л.Лейдермана и М.Н.Липовецкого, «Новейшая русская литература 1987-1999» Н.Шром, «Эстетика постмодернизма» Н.Маньковской, «Русский литературный постмодернизм» В.Курицына. В целом лишь в самое последнее время начала формироваться тенденция основательного осмысления вклада Виктора Пелевина в современный литературный процесс. Появляются обзоры его творчества в исследованиях, посвященных современной русской литературе («Русский литературный постмодернизм» В.Курицына), и диссертации (И.Азеева. Игровой дискурс русской культуры конца XX века: Саша Соколов, Виктор Пелевин. Ярославль, 1999; А.Дмитриев. Неомифологизм в структуре романов В.Пелевина. Астрахань, 2002). Но в основном работы, касающиеся творчества В.Пелевина, сводятся к критическим публикациям в периодике.

В каждом своем произведении Пелевин описывает воображаемую картину жизни: это мнимая прямая, проходящая через несколько плоскостей и тем самым являющаяся их связующим звеном. Герои пелевинской прозы одновременно и находятся в каждой плоскости, и существуют лишь виртуально. Они в некоторой степени являются оптическим трюком, как в случае, когда перед нами два предмета - один вблизи, другой вдалеке: сфокусировав взгляд на ближнем предмете, мы видим дальний нерезко, размыто, и наоборот. И только тогда предмет становится четким и реальным, когда попадает в поле нашего зрения. Таким образом, если провести еще одну аналогию, пелевинские герои являются диапозитивами в проекторе; кадры либо проектируются на экран, либо, при его отсутствии, луч растворяется в темноте. Руководителем процесса в данном случае является читатель: как он повернет проектор, с какой стороны взглянет на экран, так и отпечатается изображение в его сознании. Вот как комментирует эту ситуацию критик А.Генис: «В героях Пелевина больше и от насекомых, и от людей. Собственно, между ними сообще нет разницы, насекомые и люди суть одно и то же. Кем их считать в каждом отдельном эпизоде, решает не автор, а читатель» (А.Генис. Поле чудес. С.112).

Основной темой пелевинского творчества можно считать буддистский тезис «мир — это только мои впечатления», и эти впечатления нередко не только навязаны, но и заменены; поэтому человеческая личность несвободна и зависима. Все произведения Пелевина отображают сочетания реальностей, миров, внешних оболочек, ситуаций их пересечения, жизнь «на стыке» или нечто запредельное: «меня не столько интересует формальный диагноз, сколько та внутренняя причина, по которой человек выпадает из своей нормальной социально-психической ниши. Вы как раз принадлежите к тому поколению, которое было запрограммировано на жизнь в одной социально-культурной парадигме, а оказалось в совершенно другой <.> Одни люди оказываются в силах начать новую жизнь <.>, а другие так и остаются выяснять несуществующие отношения с тенями угасшего мира»1. Еще одна из тем, которые разрабатывает Пелевин, - тема исторического рубежа России: перехода от советской власти к демократии. Хотя советская власть и не смогла изменить реальность, она видоизменила сознание людей, и именно такие люди, находящиеся в плену у собственного сознания, не понимающие, что их существование виртуально, поскольку обусловлено чужой волей, являются героями многих произведений писателя. Эта тема особенно ярко проявилась в романе «Омон Ра», а также в рассказах «Миттельшпиль», «Вести из Непала» и в повести «Принц Госплана». В целом же любое произведение Пелевина — это текст, вызывающий вопросы и работу сознания, это мысль, оставляющая самому читателю воспринимать меру ее серьезности. Такой текст не может переубедить, но он заряжает сомнением. Сомнением, направленным на привычную структуру личности, на ее внутренний ландшафт. Цель Пелевина — деконструкция внешнего мира, всех социальных норм и предрассудков, всех конкурирующих идеологий и религиозных догматов. И в этой отрицательной задаче он с постмодернизмом сходится полностью.

Рассказ, повествование - это не столько литературная форма или структура, сколько «эпистемологическая категория», «бессодержательная форма», налагаемая нашим восприятием на неоформленный, сырой поток реальности <.>, иными словами, мир доступен и открывается человеку лишь в виде историй, рассказов о нем» (И.П.Ильин, 1996, С.217). Повествование в такой же степени открывает и истолковывает мир, в какой скрывает и искажает его. В этом проявляется специфическая функция повествования как формы «повествовательного знания»: она служит для реализации «коллективного сознания», направленного на подавление исторически возникающих социальный противоречий.

1 В.Пелевин. Чапаев и Пустота // В.Пелевин. Чапаев и Пустота. Желтая стрела. М.: Вагриус, 2000,416 с., С.43-44.

Однако поскольку эта функция, как правило, не осознается, ее, вслед за Ф.Джеймсоном, можно назвать «политическим бессознательным». Метарассказы не исчезают бесследно, а продолжают влиять на людей, существуя при этом в «рассеянном, дисперсном виде», как всюду присутствующая, но невидимая «власть господствующей идеологии» (И.П.Ильин, 1996, С.217). «Политическое бессознательное» позднесоветской эпохи становится объектом внимания повествователя в романе Виктора Пелевина «Омон Ра». Меняющееся коллективное сознание постсоветского времени исследуется и в трех последующих романах писателя - «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation 'П'».

Первая глава диссертации посвящена исследованию ранних произведений В.Пелевина (романов «Омон Ра» и «Жизнь насекомых»). Исследуемые романы, созданные с привлечением советских мифов, наполненные образами, за которыми стоит метафизика советского общества, советской мифологии, не до конца реконструируются современным читателем. Вторая глава призвана осуществить подход к роману «Чапаев и Пустота» с точки зрения буддийского учения и обосновать гипертекстуальность произведения. Этот подход позволяет осветить вопрос о целостности текста, то есть по сути своей проблему взаимодействия текстов друг с другом и с читателем. Игра текста со смыслами дает возможность создать свой, личный текст из выявленных смыслов; происходит конструирование своего отношения благодаря деконструкции романа. В третьей главе рассматривается роман «Generation 'П'», в котором повествователя в первую очередь интересуют современные ему манипуляции с сознанием, манипуляции, доходящие до навязывания определенных мифологем. Этот интерес, присущий так или иначе всем текстам В.Пелевина, в данном случае вырастает в создание фабулы произведения.

Творчество Виктора Пелевина - «знаковое явление в современной литературе» (П.Басинский, 1997, С.11). Так считает П.Басинский, добавляя, что из «сегодняшних новейших» Пелевин в наибольшей степени имеет право претендовать на роль если не «властителя дум», «то все-таки литературного лидера для своей доли читательского пирога». Критик И.Роднянская назвала Пелевина «превосходным писателем» (И.Роднянекая, 1996, С.212-216). М.Липовецкий ставит Пелевина в один ряд с авторами постмодернистской культурно-этетической ориентации: Д.Галковским, В.Шаровым, А.Слаповским, З.Гареевым, А.Королевым, специфику прозы которых, по мнению исследователя, «определяет артистизм». С.Корнев идет дальше и отводит Пелевину «доселе вакантную» в русской литературе нишу Х.Л.Борхеса, Х.Кортасара, К.Кастанеды, отчасти Ф.Кафки и Г.Гессе: «Это доступная, увлекательная и предельно ясная философская проза с оттенком мистики и потусторонности, простая для восприятия и обладающая концентрированным содержанием» (С.Корнев, 1997, С. 246). С.Корнев находит для Пелевина место в современном литературном процессе и даже формирует под Пелевина особую «школу»: «Русский Классический Пострефлекторный Постмодернизм» (С.Корнев, 1997, С.244-259). Исследователь громко заявляет, что «так, как пишет Пелевин, сейчас не пишет никто» (С.Корнев, 1997, С.256). С безапеляционностью этого утверждения можно и не согласиться, но нельзя не обратить внимание на очевидные особенности пелевинской прозы, позволяющие говорить о ее яркой самобытности. О необходимости глубокого анализа этой прозы говорит и другое «громкое» заявление: Л.Рубинштейн пишет о претензии Пелевина «не на «хорошую», а на «новую» прозу, основанную на иных, внелитературных, технологиях» (Л.Рубинштейн, 1999, С. 57). Ему вторит Б.Дмитриев, обнаруживающий, что «на излете либеральных реформ появляется реальная литература о современности, странная и неоднозначная, как наша жизнь» (Б.Дмитриев, 1999, С.4).

Можно дальше цитировать полярные оценки, «выставленные»

Пелевину критиками, чтобы вывод об отсутствии единой точки зрения был более убедителен. Существует лишь одна определенность: интерес к прозе Пелевина. О популярности этого автора у массового читателя говорит не только тираж его книг. Романы и рассказы Пелевина переведены на многие европейские языки, а также корейский и японский. Пелевин — лауреат многих литературных премий: «Золотой шар» (1990 -повесть «Затворник и Шестипалый»), «Великое кольцо» (1990 -«Реконструктор»; 1991 - повесть «Принц Госплана»; 1993 - рассказ «Бубен верхнего мира»), Малая Букеровская премия (1992 - сборник рассказов «Синий фонарь»), «Бронзовая улитка» (1993 — роман «Омон Ра»), «Интерпресскона» (1993 - роман «Омон Ра» и рассказ «Принц Госплана»), «Странник» (1995 - эссе «Зомбификация»). В 1998 году Пелевин появился на страницах журнала «Нью-Йоркер», одного из самых авторитетных в мире литературы, в списке шести наиболее многообещающих писателей Европы. А.Генис писал, что Пелевин входит в мировую литературу «не как русский писатель, а как писатель просто — это лучшее, что может быть» (А.Генис, 1998, С. 10). В 1999 году о нем говорят уже как об «исполнителе некоей культурной роли» (Л.Рубинштейн, 1999, С.57). В 2001 году в составе группы популярных отечественных писателей (Т.Толстая, В.Сорокин, Б.Акунин) он участвует в литературных семинарах в Токио. В 2003 году его еще не опубликованный в России роман «Шлем ужаса» выдвигается на премию «Национальный бестселлер». В 2003 же году в издательстве «ЭКСМО» выходит его новая книга «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда», сразу попадая в список бестселлеров.

Популярность не всегда может быть причиной и тем более обоснованием научного интереса. Пелевиным интересуется не только массовый, но и так называемый «элитарный» читатель. Столь разноплановая популярность говорит о востребованности явлений культуры подобного рода, предполагает серьезное научное изучение и, следовательно, объяснение истоков такого явления с опорой на традиции, из которых оно вырастает. Артистическая легкость, с которой писатель в своих повествованиях любое событие делает поводом для игры, дает возможность предположить, что игровое восприятие мира и игровое же его отображение близки к художественной позиции Пелевина. В его книгах «нет героев, там одни действующие лица» («На провокационные вопросы не отвечаем», 1997, С.10), как правило, реализующие метафору, положенную автором в основу текста. Характер игры у Пелевина соответствует модели игры в постмодернизме. Но игра, которая, казалось бы, не имеет в этой ситуации конкретного целеполагания, раздвигает постмодернистские рамки. Реальность, подвергшаяся сомнению и трансформации, вдруг дает о себе знать через нравственные категории.

Все это еще раз подчеркивает неоднозначность, неодноплановость творчества Виктора Пелевина. В связи с этим цель настоящей работы -рассмотреть романное творчество Виктора Пелевина в контексте позднего русского литературного постмодернизма. Задачи исследования:

1. Дать краткую характеристику основных закономерностей развития русского литературного постмодернизма 90-х годов.

2. Рассмотреть творчество В.Пелевина 90-х годов в контексте русского литературного постмодернизма.

3. Выявить систему структурных элементов текста.

4. Раскрыть жанровую специфику романов В.Пелевина.

Говоря о писателе, воспользуемся словами Игоря Северянина:

Моя двусмысленная слава и недвусмысленный талант». Чего же, однако, больше в этом явлении русской литературы — «двусмысленной славы» или «недвусмысленного таланта»? И не в созвучии ли его творчества с нашей действительностью кроется причина успеха Виктора Пелевина?

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Репина, Марина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы обратились к художественным текстам Виктора Пелевина 90-х годов XX века. Мы обратили внимание на то, что автор конца XX - начала XXI века не только мастерски вписывается в русло русской литературы, но и демонстрирует ярко выраженную специфичность современной культуры, которая, оказавшись в конце века в ситуации постмодернизма, отдается во власть игры и мифотворчества.

Диссертация являет попытку создать целостную картину творческой эволюции В.Пелевина в контексте русского литературного постмодернизма. В романах «постижения истины» «Омон Ра», «достижения нирваны» «Чапаев и Пустота», «карьеры» «Generation 'П'» анализируется своеобразная инициация главных пелевинских героев от рождения протагониста через пережитое им состояние катарсиса к обретению знания о мире и себе. В работе последовательно рассматриваются такие уровни организации постмодернистского текста, как хронотоп, разомкнутый в сферу архетипических мифологем, языковая игра, специфика диалога пелевинского текста с произведениями братьев Чапеков, Ф.Кафки, М.Пруста, Э.Ионеско, Н.Гоголя, И.Крылова, М.Осоргина, М.Булгакова, И.Бродского, Л.Борхеса, Чжуан-Цзы, К. Кастанеды, Р. Баха, Дм. Фурманова, Вен.Ерофеева, братьев Стругацких, А.Битова, Т.Толстой, Д.А.Пригова, В.Маканина. Механизмы смыслопорождения в анализируемых текстах В.Пелевина выявлены при использовании теории постмодернизма, концепции неомифологизма, игры и интертекстуальности.

В анализируемых романах Виктора Пелевина «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation 'П'» мы вычленили характерные для русского литературного постмодернизма особенности.

Несмотря на отказ от позитивной содержательности и эпатажность интертекстуальной игры, тексты Пелевина обнаруживает приверженность к онтологической проблематике, поскольку ориентируется на сюжеты и стиль произведений Ф.М.Достоевского, М.Булгакова, Х.Л.Борхеса, У.Эко. В романе Пелевина отчетливо звучит память о модернизме Серебряного века (сопоставление с литературой Серебряного века свойственно постмодернизму и по причине сходства ситуаций: тогда так же нащупывались новые координаты развития литературы): имена и образы Н.Бердяева, В.Брюсова, В.Соловьева, осколки модернистских учений и текстов подвергаются постмодернистскому пародированию в повестях «Хрустальный мир», «Желтая стрела», в самом романе «Чапаев и Пустота». Еще одной характеристикой русского литературного постмодернизма, вычлененной в романе, является разыгрываемый творческий хронотоп со множеством авторов (эксплицитный издатель, повествователь, писатель). Роману предшествует посвящение эксплицитного издателя Ургана Джамбона Тулку VII, что отсылает к классическому постмодернистскому роману У.Эко «Имя розы» и к роману А.Битова «Пушкинский дом».

В середине 1990-х годов русский постмодернизм наполняется экзистенциальными проблемами. Оставаясь по форме постмодернистскими, произведения, написанные в этот период, не только констатируют утрату реальности, но пытаются найти ориентиры в образовавшейся пустоте. В.Пелевина занимает проблема соотношения вымысла и реальности, искусства и действительности, в конечном счете упирающаяся в проблему реальности вообще. Автор делает читателя свидетелем череды кризисов: сначала демонстрируется исчезновение «объективной реальности», затем растворяется и субъект познания — собственно личность, что оставляет нас наедине с пустотой. Стилистический метапсихоз, перевоплощение идеи в разные языковые формы не меняют ее сути. Серьезность темы только выигрывает от того, что разговор о высших истинах ведется в разных стилевых регистрах: роману, как произведению постмодернистскому, свойствен особый характер повествования. «Писатели сочленяют языки разных эпох и культур, обыгрывают стереотипы восприятия жизни. Они используют прием полистилистики, то есть стилевой неоднородности произведения, «вживления» элементов разных эстетических направлений, и создают таким образом текст, основанный на противоречиях, диссонансах, внутренней «борьбе» разнородных форм. Постмодернистский текст демонстрирует абсолютную неустойчивость, пренебрежение правилами и нормами языка. Текучесть, относительность текста проецируется на относительность мира» (Г.Л. Нефагина, 2003, С.259).

Поскольку тема нашего исследования задает определенные временные рамки — 90-е годы XX века — мы не анализировали последнее по времени произведение В.Пелевина «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда (ДПП (КПч[))» (2003). Однако эта книга (романом ее можно назвать лишь с оговорками - это цикл текстов с общими персонажами) - в значительной степени подведение итогов развития Пелевина тех самых 90-х годов XX века, суммирование работы, проделанной в эпоху, в которой писатель стал видным литературным идеологом и «властителем дум». Подведение итогов заметно уже по тому, что в текстах «ДПП (ЪШ)» наличествуют прямые отсылки к его предыдущим произведениям. Название позволяет вспомнить строки стихотворения Петра Пустоты из романа «Чапаев и Пустота» «но в нас горит еще желанье, к нему уходят поезда, и мчится бабочка сознанья из ниоткуда в никуда»" (кстати, приведенные строки, по объяснению Петра, - из его поэтического сборника «Песни царства Я»; под этим же названием в 2003 году в издательстве «Вагриус» вышел 2-томник избранных произведений Виктора Пелевина). Роман «Числа», входящий в

99 В.Пелевин. Чапаев и Пустота. // В.Пелевин. Чапаев и Пустота. Желтая стрела. М.: Вагриус, 2000, 414 с. С.304. первую часть книги «ДПП (NN)» и самим названием, и фабулой отсылает нас к повести «Затворник и Шестипалый», точнее, к высказыванию Затворника: «Решительный этап наступает после каждых семидесяти затмений. А вчера было шестьдесят девятое. Миром правят числа»10°. Один из персонажей «ДПП (NN)», циничный рекламист-почвенник Малюта, перешел прямо из предыдущего романа «Generation 'П'»; он же и упоминает Вавилена Татарского - главного героя «Generation 'П'». Герой романа «Числа» Степан Михайлов, с юности завороженный числами «три» и «четыре» в разных сочетаниях, от приносящих удачу до грозящих гибелью, проходит жизненный цикл - от опасного, но денежного занятия бизнесом до полнейшего разорения. «Конец романа в «тени» Достоевского (Степан «мог бы, конечно, выйти на ступени перед памятником Достоевскому. и зареветь на всю площадь») и Льва Толстого («Степа улыбнулся и вдруг почувствовал себя толстовским дубом.»)» (Н.Иванова, 2003, С. 180). Невольно вспоминаются слова критика И.Роднянской по поводу финала романа «Чапаев и Пустота»: «гипноз финалов «Приглашение на казнь» и «Мастера и Маргариты» оказался сильнее прокламируемого бесстрастия.» (И.Роднянская, 1996, С.215). Герой романа «Числа» нередко посещает ГКЧП — Городской клуб чайных перемен. Название клуба неожиданно позволяет понять, почему в заглавие книги вынесена аббревиатура. «После разгрома путча 1991 года Пелевин опубликовал в «Независимой газете» эссе «ГКЧП как тетраграмматон»; очевидно, что «ДПП (NN)» отсылает к этому эссе и таким образом замыкает эпоху 90-х: аббревиатуры, поставленные Пелевиным в начале и конце эпохи, становятся своего рода кавычками» (М.Кошель, И.Кукулин, 2003, С. 319). Н.Иванова подчеркивает, что «Виктор Пелевин с его последним романом — это центр нервных волокон, солнечное сплетение современной русской словесности» (Н.Иванова,

100 В.Пелевин. Затворник и Шестипалый // В.Пелевин. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Принц Госплана. М.: Вагриус, 2000. 400 е., С.306.

2004, С.180). По сюжету «ДПП (NN)» - книга притч об искушениях, а ее последняя новелла «Запись о поиске ветра» - история о том, как можно преодолеть искушения. «Студент Постепенность Упорядочивания Хаоса» мечтает сделать это с помощью литературного труда, в результате которого и рождается новая книга — свидетельство о скрытом Пути (как в китайской «Дао Дэ Цзин» - «Книге о Пути и Благодати»: «Мое сердце знает, что повествование, о котором я говорю, существует. Вот только прочесть его может лишь тот таинственный ветер, который листает страницы всех существующих книг. Но, говоря между нами, разве есть в этом мире хоть что-нибудь кроме него»101. Из заключительной новеллы становится понятно, что «студент» и есть автор книги «ДПП (NN)», поскольку книга, о которой он мечтает, имеет все признаки нового творения Пелевина, в частности — намеренную фрагментарность. «Мне представляется множество странных историй, рассыпающихся на еще большее количество крохотных рассказов, сквозь которые нельзя продеть ни одной общей нити — кроме той изначальной, что и так проходит сквозь все. Так, удалив все связующие звенья, мы получим повесть о самом главном, которое нельзя убрать, ибо оно и есть Путь десяти тысяч вещей. Такая повесть будет подобная собранию многих отрывков, написанных

1 ГО разными людьми в разные времена» (добавим от себя: и напоминать одновременно и лабиринт из новеллы Борхеса «Сад, где ветвятся дорожки», и Алеф из его же одноименной новеллы).

Цикл суммирует и многие мотивы предшествующего творчества Пелевина: иллюзорность видимого мира, мистическое переосмысление масс-культурных символов (в новой книге покемоны из японских мультфильмов уравнены по своему значению с гексаграммами из китайской «Книги перемен»), тайные заговоры, совпадения, которые

101 В.Пелевин. Запись о поиске ветра // В.Пелевин. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Избранные произведения. М.: ЭКСМО, 2003,384 е., С. 384.

102 В.Пелевин. Там же, Запись о поиске ветра // В.Пелевин. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Избранные произведения. М.: ЭКСМО, 2003,384 е., С. 383. сводят и разлучают героев, обличение общества потребления, почти газетная злободневная и прямая публицистика. Но самое важное заключается в том, что новый роман Пелевина впервые в его творчестве являет собой апологию литературного труда и завершается личным эстетическим манифестом. Однако даже при столь поверхностном анализе последнего романа В.Пелевина «ДИН (ЫЫ)» невозможно не отметить очевидные шаблоны сюжетных коллизий, весьма утомительную автоцитацию и инерцию стиля.

Структуры, чья мифологическая природа намеренно актуализируется повествователем, обладают, в свою очередь, функцией разоблачения тех идеологических, философских, мировоззренческих систем, элементами которых они являются. Подобные системы эксплицируются как расходящиеся с точкой зрения повествователя, а, значит, не претендующие на обладание окончательной истиной о природе объективной реальности и собственно человека, истиной, обнаружение которой имеет для В.Пелевина принципиальное значение.

Подводя итог проделанному исследованию, мы приходим к ряду выводов.

1. Герои Пелевина имеют непосредственное отношение к миру искусства, что полностью соответствует положению исследования М.Липовецкого: «В магнитном поле творческого хронотопа не могут не сложиться специфические отношения между автором литературного произведения и его персонажами. Постмодернистский герой реализует свои авторские амбиции не только в том, что постоянно сочинительствует (плоды его сочинений, как правило, представляют солидный пласт вставных жанров постмодернистского текста), но и в том, что оно пытается строить свою жизнь по эстетическим законам <.> Тем самым такой герой либо воплощает в себе культурологическую формулу, обнажая в перипетиях своей судьбы, обязательно окруженных рефлексией самого персонажа, релятивность ориентирующих культурных моделей; либо чаще всего его личность образует то культурное поле, где пересекаются противоречащие друг другу эстетические системы, где они вступают в диалог. Его сознание, жесты, поступки то и дело обнаруживают свою «интертекстуальную» природу - вот, кстати, почему постмодернистский персонаж так часто выступает в роли профессионального гуманитария, филолога, писателя, историка.» (М.Н.Липовецкий, 1997, С. 28). У В.Пелевина юнкера из «Хрустального мира» серьезно интересуются учением Шпенглера, прекрасно знают поэзию Серебряного века; Петр Пустота из романа «Чапаев и Пустота» в хронотопе Серебряного века является поэтом-декадентом, описывающим свои ощущения и впечатления, полученные в хронотопе сумасшедшего дома конца XX века; Чапаев «когда-то посещал консерваторию и готовился к карьере музыканта»; Вавилен Татарский в романе «Generation 'П'» изначально выпускник Литинститута, творящий «для вечности».

2. Наличие интертекстуальности, попытки двойного кодирования, нонселекция в форме полагания объективной реальности как расчленяемой на созданные каждым индивидуальным сознанием миры-симулякры, ставшее постоянным внимание к метарассказам также ставят В.Пелевина в ряд авторов, творящих в постмодернистском ключе.

3. Постмодернистски вариативное прочтение финала романов подтверждает тезис, согласно которому В.Пелевин - писатель-постмодернист. Наличие намеренного полифонизма коннотаций и осознание относительности любого знания об «объективной реальности» по-прежнему оставляют актуальной проблему определения творческого метода В.Пелевина как постмодернистского.

Таким образом, рассматривая творчество В.Пелевина в рамках постмодернистской культуры, мы обнаружили, с одной стороны, соответствие игровой поэтики его прозы этой культуре, но, с другой стороны, мы констатировали тесноту постмодернистских рамок для его творчества. Проза Пелевина, на первый взгляд, так легко соотносимая с игровой культурой постмодерна, тем не менее уходит от него в попытке обнаружения вечных истин, в подлинном трагизме фантасмагорических игровых иллюзорных миров, в использовании новых, часто внелитературных технологий, в попытке создания традиций XXI века. Концепт «перехода», актуальный для современной культуры и имманентный всей прозе В.Пелевина, позволяет видеть в творчестве исследуемого автора стремление создать новую парадигму художественности. Специфика дискурса романов во многом определяется и ситуацией традиционного для рубежа веков кризиса культуры. Прозе Виктора Пелевина присущи концептуальная важность разных форм игрового дискурса, неомифологизма и восточных религиозных практик, новый тип «компьютерного» художественного мышления, что, таким образом, представляет собой возможное в литературе направление развития традиций в русле внелитературных технологий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Репина, Марина Владимировна, 2004 год

1. Аверинцев С.С. Примечания к книге О. Шпенглера «Закат Европы» т.2 М.: Политиздат, 1991.

2. Ажгихина Н. Разрушители в поисках веры (Новые черты современной молодой прозы) // Знамя. 1990. № 9. С. 223-227.

3. Азеева И.В. Игровой дискурс русской культуры конца XX века Саша Соколов, Виктор Пелевин. Ярославль. 1999. 190 с.

4. Александров Н. Новая эклектика // Лит.обозрение. 1997. № 3. С.27.34.

5. Алешковский Ю. Маскировка. История одной болезни // Алешковский Ю. Собрание сочинений. В трех томах: T.l. М. «Триэн», «Эксмо-Пресс», 1999. С. 225-272.

6. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975. 280 с.

7. Анастасьев Н. У слов долгое эхо. М.: Вопросы литературы, июль-август, 1996.

8. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. 1999. №4. С. 176-185.

9. Антонов А. Внуяз: Заметки о яз.прозы В.Пелевина и А.Кима. // Грани. 1995. N 177. С. 125-148.

10. Апулей Л. «Метаморфозы» и другие сочинения. М.: Худ.лит., 1988. 398 с.

11. Арабов Ю. Ответ на анкету «Литературной газеты»: Литература, камо грядеши?// Лит. Газета. 1993. 12 января № 1-2.

12. Арбитман Р. Виктор Пелевин. Омон Ра. Повесть. Знамя. 1992. № 5 // Лит.газета. 1992. 26 августа. С.4.

13. Арбитман Р. Предводитель серебристых шариков: О творчестве

14. В.Пелевина//Лит.газ. 1993. 14 июля. С.4.

15. Арбитмаи Р. Рецензия на роман «Чапаев и Пустота» // Известия. 1999.24 марта. С. 197-198.

16. Арбитман Р. Решение проблемы зомби средней полосы // Фантакрим-Ме§а. Минск. 1993. № 2, С. 95.

17. Архангельский А. До шестнадцати и старше // Известия. 1999. 24 марта. С.4.

18. Архангельский А. Пустота. И Чапаев // Дружба народов. 1997. №5. С. 190-193.

19. Архангельский А. Обстоятельства места и времени // Дружба народов. 1997. № 5. С. 190-199.

20. Бавильский Д. Сон во сне: Толстые романы в «толстых» журналах // Октябрь. 1996. N 12. С.176-184.

21. Бавильский Д. Все мы немного.; Вяльцев В. Заратустры и мессершмидты // Независимая газ. 1993. 31 июля. С.7.

22. Бавильский Д. Школа нового романа: Пелевин не фантаст, а скорее баснописец // Независимая газета. 1996. 7 сентября. С.7.

23. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных дискурсов // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ веков. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 412-471.

24. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. 616 с.

25. Барт Р. Мифология рекламы // вгеаЙБ. 1994. № 3.

26. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.

27. Барт Р. От произведения к тексту // Вопр. литературы. 1988. №11.

28. Басинский П. Московский пленник. М.: Изд. Дом «Хроникер». Серия «Зрячий посох», 2004. 384 с.

29. Басинский П. Из жизни отечественных кактусов //pelevin.nov.ru

30. Басинский П. Новейшие беллетристы: Виктор Пелевин и

31. Алексей Варламов // Лит.газ. 1997. N 22. 4 июня. С. 11.

32. Басинский П. Памяти Бульбы, который не любил постмодернистов // Литературная газета. 1994. 29 июня. № 26.

33. Басинский П. Писатель нашего времени: три портрета // Нева. 2002. №2. С. 188-203.

34. Басинский П. Почем нынче Шишкин? // Нов. Мир, 1995. №11.

35. Басинский П. Синдром Пелевина // Лит. Газета. 1999. № 45.1. С.11.

36. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 504 с. (Серия «Академия»).

37. Бах Р. Иллюзии // Бах Р. Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Перев. с англ. К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2002. 224 с.

38. Бах Р. Чайка Джонатан Ливингстон // Бах Р. Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Перев. с англ. К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2002. 224 с.

39. Бахтин М.М. Из черновых тетрадей. Язык в художественной литературе // Лит.учеба. 1992. N 5. С. 160-164.

40. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. Лит-ра. 1990. 543 с.

41. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Наука, 1975. С. 234-470.

42. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

43. Беляев В. Леонид Филиппов. Horror vaculi. О маленьких хитростях дурацкого дела. Знамя, 1998. № 10 // Волга. № 7. С. 155-158.

44. Бердяев H.A. Кризис искусства /Репринт, изд./ М.: СП «Интерпринт», 1990. 47 с.

45. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.

46. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. Т. 1. 541с.

47. Битов А. Г. Мы проснулись в незнакомой стране: Публицистика. Л.: Советский писатель, 1991.

48. Битов А.Г. Статьи из романа. М.: Советский писатель, 1986.

49. Битов А. Пушкинский Дом: I. Пушкинский Дом, II. Призрак романа. СПб.: «Издательство Ивана Лимбаха», 1999. 560 с.

50. Блок А. «Девушка пела в церковном хоре.» // Блок А. Лирика. Театр. М.: Правда, 1981. С.83-84.

51. Блок А. Русские дэнди // Блок А. Сочинения в двух томах. Т.2. Очерки, статьи и речи. Из дневников и записных книжек. Письма. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. С. 260-262.

52. Бодрийяр Ж. О совращении // Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М.: Ас! Ма^пет, 1994. С. 324353.

53. Бодрийяр Ж. Фрагменты из книги «О соблазне» // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 59-66.

54. Борисов М. Пираты, Чудовища и Тайные Сыщики // Литературная газета. 1997. 13 августа. С.11.

55. Борхес Х.Л. Алеф. СПб.: Амфора, 1999, 160 с. С.137-156.

56. Борхес Х.Л. Коллекция: Рассказы. Эссе. Стихотворения. Спб.: Издательство Северо-Запад. 1992.

57. Борхес Х.Л. Круги руин. Пер. с исп. М. Былинкиной. СПб.: Азбука, 2000. 254 с.

58. Бродский И. Бабочка // Бродский И. Осенний крик ястреба. Стихотворения 1962-1989 гг. Л.: 1990. 128 е., С.47-51.

59. Бродский И. Муха // Бродский И. Осенний крик ястреба. Стихотворения 1962-1989 гг. Л.: 1990. 128 е., С.91-98.

60. Бродский И. Письма римскому другу // Бродский И. Осенний крик ястреба. Стихотворения 1962-1989 гг. Л.: 1990. 128 е., С.44-46.

61. Бугославская О.В. Постмодернистский роман: принципы литературоведческой интерпретации («Роман» В.Сорокина и «Последнийсон разума» Д.Липскерова). М.: 2001. 187 с.

62. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб: Азбука-классика, 2003. 364 с.

63. Бунин И. Дневник 1917-1918 г.г. Окаянные дни. Статьи, Воспоминания. СПб.: 2000.

64. Быков Д. ПВО аббревиатура моего имени // Огонек. 2002. № 22. С. 50-52.

65. Быков Д. Побег в Монголию // Литературная газета. 1996. 29 мая. С. 4.

66. Быков Д. Синий фонарь под глазом Букера: О прозе

67. B.Пелевина. // Столица. 1994. N7. С.57-90.

68. Вайль П., Генис А. Принцип матрешки //Новый мир. 1989. № 10.1. C. 247-250.

69. Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков //Литературное обозрение. 1993. N 1/2. С. 13-16.

70. Вайнштейн О.Б. Философские игры постмодернизма. Гуманитарный обзор // Альманах «Апокриф». 1993. С. 12-30.

71. Василевский А. Он нашелся // Новый мир. 1997. № 11. С. 211217.

72. Васютина В. Галлюцинации Пелевина // ok.novgorod.net/pelevin/links

73. Визель М. Легко ли не быть Пелевиным? // ok.novgorod.net/ pele vin/1 inks

74. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М.: Наука. 1976. 512 с.

75. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. с.75-319.

76. Войцеховский Б. Виктор Пелевин: Ельцин тасует правителей по моему сценарию! //Комсомольская правда. 1999. 25 августа. С. 12-13.

77. Володихин Д. Для непонятливых туборгов // Литературнаягазета. 1999. N 13. С. 10.

78. Вулис А.З. Литературные зеркала. М.: Советский писатель, 1991,478 с.

79. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

80. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Изд.5. М.^ Лабиринт, 1997. 416 с.

81. Вяльцев А. Заратустры и Мессершмидты: О творчестве В.Пелевина.//Независ. газ. 1993. 31 июля.

82. Вяльцев А. Он воссоздает советскую действительность // Огонек. 1993. № 23/24. С. 10.

83. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.367 с.

84. Гаджиев К.С. О смене общественно-политических парадигм // Вестник МГУ. Серия 12. Соц.-политич. исследования. 1993. N 1. С.30-46.

85. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М.: Новое лит.обозрение, 1996. 351с.

86. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени // А.Генис. Культурология: раз! М.: Подкова ЭКСМО, 2002, 504 е., С.159-302.

87. Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы//Знамя. 1995. N 12. С.210-214.

88. Генис А. Диалог с амальгамой // А.Генис. Культурология: раз! М.: Подкова ЭКСМО, 2002, 504 е., С.397-405.

89. Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования // А.Генис. Расследования: два! М.: Подкова ЭКСМО, 2002, 492 е., С.9-23.

90. Генис А. Лук и капуста: Парадигмы современной культуры // А.Генис. Расследования: два! М.: Подкова ЭКСМО, 2002, 492 е., С.219-259.

91. Генис А. Молоко, конечно, скисло, но. О современнойсловесности. //Лит. газ. 1998. N23, 10 июня. С.10.

92. Генис А. Музей Бахчаняна // А.Генис. Расследования: два! М.: Подкова ЭКСМО, 2002, 492 е., С.465-472.

93. Генис А. Поле чудес: Виктор Пелевин // А.Генис. Расследования: два! М.: Подкова ЭКСМО, 2002, 492 е., С.106-124.

94. Генис А. Треугольник (авангард, соцреализм, постмодернизм) //Иностранная литература. 1994. № 10. С. 244-248.

95. Генис А. Феномен Пелевина // svoboda.org/programs/otb/1999/otb

96. Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего // Собр. соч. в восьми томах. Т.З. М.: Правда, 1984. С. 164-184.

97. Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница // Собр. соч. в восьми томах. Т.1.М.: Правда, 1984. С.108-136.

98. Гройс Б. О пользе теории для искусства // Литературная газета. 1990. 31 октября. С. 5.

99. Губанов В. Анализ романа «Омон Ра» // ok.novgorod.net/ pelevin/links

100. Гулик. Р., ван. Ожерелье и тыква. Достоверная детективная история средневекового Китая. Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2002, 220с.

101. Гумилев Н. Заблудившийся трамвай // Н.Гумилев. Стихи. Поэмы. Тбилиси: Мерани, 1989, 496 е., С.334-335.

102. Гуревич П.С. Мифология наших дней // Свободная мысль. 1992. № 11.С. 43-53.

103. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991. 221 с.

104. Данилкин Л. Господин Гексаграмм О новом романе

105. B.Пелевина «ДПП (пп)». // afisha.ru/article?name=dppnn 01.09.2003.

106. Дарк О. Мир может быть любой // Дружба народов. 1990. N 6.1. C.223-235.

107. Дарк О. Миф о прозе // Дружба народов. 1992. N 5-6. С. 219232.

108. Дарк О. Поколение земноводных: Русская проза конца века // Независимая газета, 1999, 10 июня. С. 11.

109. Делез Ж. Логика смысла. М.: Издательский центр «Академия», 1995.299 с.

110. Деррида Ж. Конец книги и начало письма // Интенциональность и текстуальность. Томск: Водолей, 1998, С.218-224.

111. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. №4. С. 54-57.

112. Дмитриев A.B. Неомифологизм в структуре романов В.Пелевина. Астрахань. 2002. Издательство Астраханского государственного педагогического университета. 174 с.

113. Дмитриев Б. Пузыри земли. Виктор Пелевин. «Поколение 'П'» // Культура. 1999. N12(1-7 апреля). С.4.

114. Добренко Е. Не поддадимся на провокацию! (Виктор Ерофеев. Тело Анны, или Конец русского авангарда) // Октябрь. 1990. № 8. С. 199201.

115. Добренко Е. Фундаментальный лексикон // Новый мир. 1990. № 2. С. 237-250.

116. Добротворская К. Браток по разуму (интервью для Vogue) // ok.novgorod.net/pelevin/links

117. Довлатов С. Ремесло // Довлатов С. Собрание сочинений в четырех томах. Т.2. СПб.: Азбука, 1999. С. 7-178.

118. Долин А. Виктор 7Г-левин: новый роман (пять рецензий) // russ.ru/journal/krug/99-03-11/dolin

119. Достоевский Ф.М. Двойник // Достоевский Ф.М. Собр.соч. в 30-ти т. Ленинград: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1976. T.I.

120. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М.

121. Собр.соч. в 30-ти т. Ленинград: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1976. Т. 14. 512 с.

122. Ерофеев В. Поминки по советской литературе // Литературная газета. 1990.4 июля. С.8.

123. Ерофеев В. Русские цветы зла // Русские цветы зла: Сборник. М.: Подкова, 1997. С.7-30.

124. Жирмунский В.М. Литературные течения как явление международное // Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Избранные труды. Л.: Наука, 1979. С. 137-157.

125. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. М.: Изд-во ACT, 2000, 256 с.

126. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопросы литературы. 1996. Вып. 3. С. 182-205.

127. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Иностранная литература. 1996. № 2. С. 236-245.

128. Зверев А. Черепаха Квази // Вопросы литературы. 1997. № 3. С.3.23.

129. Землянова Л.М. Постмодернизм и коммуникативистика // Филологические науки. 1989. № 4. С. 25-30.

130. Зенкин С. Другая филология для другой литературы (Опыт поперечного чтения) // Знамя. 1997. № 7. С. 194-200.

131. Зорин А. Насылающий ветер // Новый мир. 1989. N 12. С. 250253.

132. Зотов И. Сорок лет пустоты: О творчестве В.Пелевина. // Независимая газета. 1998. 15 января. С.11.

133. Иваницкая Е. Дедушка надвое сказал: К проблеме преодоления ментальных мифологем в процессе становления самоидентификации // Знамя. 1993. № 12. С. 174-182.

134. Иванова Т. Сомнительное удовольствие // Знамя. М.: Пресса,2004. № 1. С.177-189.

135. Ионеско Э. Носороги // Иностранная литература. 1965. N 9. С. 81-147.

136. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. 280 с.

137. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 256 с.

138. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада. 1996. 256 с.

139. Ишимбаева Г. «Чапаев и Пустота»: постмодернистские игры Виктора Пелевина // Вопросы литературы. 2001. № 6. С. 314-323.

140. Каверин В.А. Предисловие к кн.: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука. 1977. С. 5-16.

141. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис». 1996. 414 с.

142. Камянов В. Космос на задворках // Новый мир. 1994. N 3. С. 227-238.

143. Касаткина Т. В поисках утраченной реальности // Новый мир. 1997. №4. С. 200-212.

144. Кастанеда К. Учение дона Хуана: Путь познания индейцев племени яки. Пер.с англ. Б.Останина. СПб.: Азбука, 2001. 224 с.

145. Кафка Ф. Превращение // Кафка Ф. Замок. Новеллы и притчи. Письма. М.: Политиздат, 1991. С.292-338.

146. Кедров К. В литературе наступило время пересмешников // Нов.известия. 1998. N 8, 17 января. С.7.

147. Кедров К. Пустота спасет мир: В лабиринтах новейшей прозы// Известия. 1997. N 143. 1 августа. С.7.

148. Кириллов И. Пролетая над курятником //Лит. Россия. 1999. 30 апреля. С. 14.

149. Кириллов И. Жизнь после смерти: новые пути // Новое литературное обозрение. № 41 (№ 1. 2000). С. 319-325.

150. Колобородов А. Виктор Пелевин. Generation 'П'. М.: Вагриус. 1999 // Волга, 1999. № 7. С. 154-155.

151. Корнев С. Блюстители дихотомий. Кто и почему не любит у нас Пелевина // ok.novgorod.net/pelevin/links

152. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? Об одной авантюре Виктора Пелевина // Новое литературное обозрение. 1997. N 28. С.244- 259.

153. Костырко С. Новый роман Пелевина попытка прогноза // novosti.online.ru/magazine

154. Кошель М., Кукулин И. Все ерунда, кроме. Виктор Пелевин. ДПП (пп) // Новое литературное обозрение: теория и история литературы, критика и библиография. М.: 2003, № 64 6'2003. 448 с. С.317-322.

155. Кузнецов С. Василий Иванович Чапаев на пути воина // pelevin.nov.ru/stati/o-voin/1

156. Кузнецов В. Виктор Пелевин: Тот, кто управляет этим миром // cdru.com/kuznet/izdania/txt/pelevin

157. Курбатов В. В чужом пиру похмелье. Из дневника критика // Москва. 1994. № 2. С. 184-186.

158. Курицын В. Акварель для Матадора. СПб.: «Издательский дом «Нева»; М.: «OJIMA-Пресс», 2000. 383 с.

159. Курицын В. Великие мифы и скромные деконструкции // Октябрь. 1996. N8. С.171-187.

160. Курицын В. Группа продленного дня // Пелевин В. «Жизнь насекомых». М.: Вагриус, 1997. С.7-20.

161. Курицын В. На пороге энергетической культуры // Литературная газета. 1990. 31 октября. № 44. С. 5.

162. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. 1992. № 3. С. 225-232.

163. Курицын В. Русский литературный постмодернизм // guelman.ru/slava/postmodern

164. Курский А. В. Пелевин. Желтая стрела. М.: Вагриус. 1998 // Волга. 1999. № 1. С, 180-182.

165. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 23-31.

166. Кэрролл JI. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. М.: Наука, 1990. 359 с.

167. Кякшто Н.Н. Русский постмодернизм // Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы. СПб.: Изд-во Logos, 2002, 588 е., С.305-325.

168. Латынина Л. Бессмертный больной // Лит. газета. 1999. N 31-32(5753). 11-17 авг. С.9.

169. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. В 2 томах. М.: Академия, 2003. Т.2. 684 с.

170. Лекух Д. Метаморфозы мелкого беса. О «новой гуманитарной прозе» // Лит. Газета. 1992. 20 мая. С. 4.

171. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 56-59.

172. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М.: Ad Marginem, 1994. С.303-323.

173. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

174. Липовецкий М.Н. Закон крутизны // Вопросы литературы. 1991. № 11/12. С. 3-36.

175. Липовецкий М.Н. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма// Знамя. 1995. N 8. С.194-205.

176. Липовецкий М.Н. Паралогия русского постмодернизма // Новое литературное обозрение. 1998. N 30. С.285-304.

177. Липовецкий М.Н. Патогенез и лечение глухонемоты. Поэты и постмодернизм // Новый мир. 1992. № 7. С. 213-223.

178. Липовецкий М.Н. Рецепт успеха: сказочность + натурализм // Новый мир. 1997. № 11. С. 224-226.

179. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.пед. университета, 1998. 320 с.

180. Липовецкий М.Н. «Свободы черная работа» (об «артистической прозе» нового поколения) // Вопросы литературы. 1989. № 9. С. 3-45.

181. Литературный процесс: Сегодня и Завтра (Три вопроса критикам) А.Бочаров, Л. Гинзбург, С. Рассадин. // Литературная газета. 1990. 4 июля. С. 5.

182. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 750 с.

183. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 1997. 508 с.

184. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. М.: Мысль, 1993. 958 с.

185. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 21-186.

186. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. С. 12-149.

187. Лотман Ю.М. Игра // Большая советская энциклопедия. М.: 1972. Т. 10. С. 31.

188. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство-СПб», 1998.704с.

189. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

190. Маканин В. Лаз // Маканин В. Собрание сочинений. М.: Изд-во «Материк», 2003. в 4 т. Т.4. 376 с.

191. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: Изд-во Алетейя, 2000, 347 с.

192. Маркштейн Э. Три словечка в постмодернистском контексте// Вопросы литературы. 1996. N 2. С. 87-102.

193. Машевский А. В ситуации сороконожки // Новый мир. 1992. № 7. С. 228-232.

194. Маяковский В. Хорошо! Октябрьская поэма // В.Маяковский. Полное соб.соч. в 13 т. М.: Гос.изд-во Худ.лит., 1958 г., Т.8., 460 е., С.234-277.

195. Медведев Дм. Сильные духом. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 1965. 240 с.

196. Медведев П.Н., М.М.Бахтин. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993. 207 с.

197. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: Российский гос. университет. 1998. 576 е., С. 419-426.

198. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А.М.Горького, издательство «Наука», 1976. 408 с.

199. Мелихов А. Виктор Пелевин. Омон Ра. Знамя. 1992. № 5 // Нева. 1993. № 5/6. С. 335-336.

200. Менцель Б. Что такое «популярная литература»? Западные концепции «высокого» и «низкого» в советском и постсоветском контексте // Новое литературное обозрение. 1999. № 6 (40). С. 391-407.

201. Мифология. Большой энциклопедический словарь // Гл. ред. Е.М.Мелетинский. 4-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 736 с.

202. Мифологический словарь. M. Н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. Мн.: Университетское, 1989. 255 с.

203. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 1. А-К. 671 е.; Т. 2. К-Я. 718 с.

204. На провокационные вопросы не отвечаем: Фрагменты виртуальной конференции с популярным писателем Виктором

205. Пелевиным, опубликованные в ZHURNAL.RU // Лит.газ. 1997. N 18-19, 14 мая. С.10.

206. Наринская А. Миром правит явная лажа: Виктор Пелевин выпустил новый роман и дал интервью журналу «эксперт» // Эксперт. 1999. № 11. С. 58-59.

207. Некрасов С. Героем становится каждый. Вокруг повести Виктора Пелевина «Омон Ра» // Независимая газета. 1992. 2 июля. С. 7.

208. Некрасов С. «Мечты, мечты, где ваша сладость?» // Библиография. 1999. № 3. С. 65-76.

209. Немзер А. Возражения господина Ломоносова на энтомологические штудии господина Пелевина: Виктор Пелевин. Жизнь насекомых. «Знамя», 1993. №4 // Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 309-311.

210. Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. М.: Захаров, 2003, 608 с.

211. Немзер А. «Как бы типа по жизни». Виктор Пелевин. «Generation 'П'» // Замечательное десятилетие русской литературы. М.: Захаров, 2003, 608 е., С. 392-395.

212. Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 432 е., С. 179-183.

213. Немзер А. Памятные даты. От Гаврилы Державина до Юрия Давыдова. М.: Время, 2002, 512 с.

214. Нехорошев Г. Настоящий Пелевин: Отрывки из биографии культового писателя //pelevin.nov.ru/stati/o-nehor/l.html

215. Нехорошев Г. Пелевин и деньги // ok.novgorod. net/pelevin/stati/o-nehor

216. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х -начала 90-х годов XX века: Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», «Экономпресс», 1997. 631 с.

217. Новикова JI. Вдали от комплексных идей живешь как Рэмбо -day by day. Виктор Пелевин о себе и своей новой книге. Коммерсантъ, 02 сент. 2003, № 157 (2760). С.14

218. Носов С. И. Вселенная безыдейности // Новый мир. 1992. №7. С. 224-227.

219. Осоргин М. Вольный каменщик // Мих.Осоргин. Вольный каменщик. Рассказы. М.: Московский рабочий, 1992, 336 е., С.16-216.

220. Осоргин М. Из маленького домика // Осоргин М. Сивцев вражек. Из маленького домика. Рассказы. М.: Панорама, 1999. 462 е., С.311-380.

221. Осоргин М. Милое имя Наташа // Осоргин М. Сивцев вражек. Из маленького домика. Рассказы. М.: Панорама, 1999. 462 е., С.419-433.

222. Осоргин М. Сивцев Вражек // Осоргин М. Сивцев вражек. Из маленького домика. Рассказы. М.: Панорама, 1999. 462 е., С.31-310.

223. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.

224. Палей М. Вираж // Палей М. Месторождение ветра: повести и рассказы. СПб.: Лимбус Пресс, 1998, 284 е., С.205-234.

225. Палей М. Евгеша и Аннушка // Палей М. Месторождение ветра: повести и рассказы. СПб.: Лимбус Пресс, 1998, 284 е., С.57-125.

226. Палей М. Кабирия с Обводного канала // Палей М. Месторождение ветра: повести и рассказы. СПб.: Лимбус Пресс, 1998, 284 е., С.126-194.

227. Палей М. Месторождение ветра // Палей М. Месторождение ветра: повести и рассказы. СПб.: Лимбус Пресс, 1998, 284 е., С.268-282.

228. Палей М. Рейс // Палей М. Месторождение ветра: повести и рассказы. СПб.: Лимбус Пресс, 1998, 284 е., С.207-234.

229. Палей М. Свидание // Палей М. Месторождение ветра: повести и рассказы. СПб.: Лимбус Пресс, 1998,284 е., С.195-194.

230. Парамонов Б. Пелевин — муравьиный лев // svoboda.org /programs/paramonov.htm

231. Парамонов Б. След: Философия. История. Современность. М.: Издательство Независимая газета. 2001. 528 с. (Серия «Эссеистика»).

232. Пелевин В. Generation *П7/ Пелевин В. Generation 'П'. Рассказы М.: Вагриус, 2000. 608 е., С.5-290.

233. Пелевин В. Ultima Тулеев, или дао выборов // Сайт творчества Виктора Пелевина, pelevin.nov.ru/text

234. Пелевин В. ГКЧП как тетраграмматон // Сайт творчества Виктора Пелевина, pelevin.nov.ru/text

235. Пелевин В. День бульдозериста // Пелевин В. Generation 'П\ Рассказы М.: Вагриус, 2000. 608 е., С. 556-587.

236. Пелевин В. Джон Фаулз и трагедия русского либерализма// Независимая газета. 1993. 20 января. С.7.

237. Пелевин В. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: избранные произведения. М.: ЭКСМО, 2003, 384 с.

238. Пелевин В. Ельцин тасует правителей по моему сценарию: Интервью с писателем. // Комсомольская правда. 1999. 25 авг. N 156. С. 12-13.

239. Пелевин В. Желтая стрела // Пелевин В. Чапаев и Пустота. Желтая стрела. М.: Вагриус, 2000. 416 с., С.361-414.

240. Пелевин В. Жизнь насекомых // Пелевин В. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Желтая стрела. Принц Госплана. М.: Вагриус, 2000. 400 е., С.123-296.

241. Пелевин В. Затворник и Шестипалый // Пелевин В. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Желтая стрела. Принц Госплана. М.: Вагриус, 2000. 400 е., С.297-342.

242. Пелевин В. Зомби по-советски: Эссе // Общественные науки и современность. 1993. N 6. С. 157-170.

243. Пелевин В. История России — это просто история моды // Сайт творчества Виктора Пелевина, pelevin.nov.ru/interview/o-gaz/1.

244. Пелевин В. Краткая история пэйнтбола в Москве // Сайттворчества Виктора Пелевина, pelevin.nov.ru/text

245. Пелевин В. Миром правит явная лажа: Интервью с писателем. // Эксперт. 1999. N 11, 22 марта. С.58-59.

246. Пелевин В. Омон Ра // Пелевин В. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Желтая стрела. Принц Госплана. М.: Вагриус, 2000. 400 е., С.5-122.

247. Пелевин В. Оружие возмездия // Пелевин В. Generation *П\ Рассказы М.: Вагриус, 2000. 608 е., С.452-462.

248. Пелевин В. Папахи на башнях // Сайт творчества Виктора Пелевина, pelevin.nov.ru/text

249. Пелевин В. Принц Госплана // Пелевин В. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый. Желтая стрела. Принц Госплана. М.: Вагриус, 2000. 400 е., С.343-398.

250. Пелевин В. Хрустальный мир // Пелевин В. Generation 'П'. Рассказы М.: Вагриус, 2000. 608 е., С.293-318.

251. Пелевин В. Чапаев и Пустота // Пелевин В. Чапаев и Пустота. Желтая стрела. М.: Вагриус, 2000. 416 е., С.5-360.

252. Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики. М.: Наука, 1991. 152 с.

253. Пирогов Л. Синдром Пелевина-2 //Лит. газета. 1999. № 52. С.10.

254. Пирогов Л., Скажи «проект!» Новый сладостный стиль спасения литературы II Литературная газета. 2000. 16-20 февраля. С. 10.

255. Пирогов Л. Хождение в народ // Лит. газета. 2000. 14 июня. С. 9.

256. Пономарев С. Книжка на все случаи жизни // Новый мир. 1997. №11. С. 217-221.

257. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с. (Мир энциклопедий).

258. Потапов В. На выходе из «андеграунда» // Новый мир. 1989. № 10. С. 251-257.

259. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с. (Из истории отечественной философской мысли).

260. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1998. 336 с.

261. Пригов Д.А. Только моя Япония. М.: Новое литературное обозрение, 2001,320 с.

262. Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ, 1984. 289 с.

263. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Наука, 1976. 325 с.

264. Пруссакова И. «Ничего, кроме творческой инициативы.»: проза в журналах // Нева. 1997. №3. С. 192-201.

265. Роднянская И. Гипсовый ветер: О творчестве В. Пелевина. // Новый мир. 1993. N 12. С. 215-231.

266. Роднянская И. Заметки к спору // Новый мир. 1989. № 12. С. 245-249.

267. Роднянская И. «. и к ней безумная любовь.» О творчестве В.Пелевина. //Новый мир. 1996. N 9. С.212-216.

268. Роднянская И. Этот мир придуман не нами // Новый мир. 1999. № 8. С. 207-217.

269. Рождественская К. околение П // ipclub.ru/identity/pres/proza/ okoleniep.htm

270. Розин В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. 1999. N 6. С.26-36.

271. Ройфе А. Душка Пелевин // Книжное обозрение. 1999. 13 апреля. С. 7.

272. Ройфе А. Команданте Че и богиня Иштар // Если. 1999. № 5. С. 289-290.

273. Роман, похожий на «П»: О В.Пелевине и его новом романе «Generation 'П'». // Коммерсант Власть. 1999. N 9(310), 9 марта. С.42.

274. Рубинштейн Л. Когда же придет настоящий «П»? // Итоги.1999. N17(152). 27 апреля. С.57.

275. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». М.: Б.м., 1996. 240 с.

276. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 384.

277. Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы. СПб.: Изд-во Logos, 2002, 588 с.

278. Русский переплет. Анализ некоторых романов, повестей и рассказов Виктора Пелевина // ok.novgorod.net/pelevin/links

279. Рымарь Н. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1990. 252 с.

280. Салиева JI. К. Мифы 90-х или «Вечные ценности нового поколения» (на материале романа В.Пелевина «Generation 'П'») // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурные коммуникация. 2002. № 2. С. 69-75.

281. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: «Языки русской культуры», 1999. 544 с.

282. Свинаренко И. Виктор Пелевин: человек в китайском френче. О чем он молчит три года // Медведь. 2002. № 2-3. С. 68-73.

283. Селиванова Н. Букер и пустота: Начальник литературной премии закрыл постмодернизм // Известия. 1997. N 179, 20 сент. С.7.

284. Сергеев С. Чапаев и простота (роман в 2-х частях с итогом и эпилогом) // Новое литературное обозрение. 1997. N 28. С.260-268.

285. Сизов Д. Игровая поэтика трансформации реального в ирреальное в романе В.Пелевина «Чапаев и Пустота» // Опыты. Аспирантский сборник филологического факультета РУДН. М. Уникум-центр, 2003. С.54-68.

286. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие. М.: Изд-во Флинта, Наука, 1999, 608 с.

287. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб.: Невский простор, 2001, 416 с.

288. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века. От А.Белого («Петербург») до Б.Пастернака («Доктор Живаго»). М.: Теис, 2003, 358 с.

289. Славецкий В. После постмодернизма // Вопросы литературы. 1991. № 11/12. С. 37-47.

290. Славникова О. Искусство не принадлежит народу // Новый мир. 2000. №3. С. 185-193.

291. Славникова О. Партия любителей Пелевина // Октябрь. 2000. №9. С. 178-184.

292. Слаповский А. Между большим и средним пальцем // Лит. Газета. 1996. N 44. 30 окт. С.4.

293. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1980. 607 с.

294. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А.П.Евгеньевой. Т.1. А-Й, т.З. П-Р. М.: Русский язык, 1981. 698с.

295. Смирнов И.П. Порождение интертекста. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1995. 191 с.

296. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада ИНИОН, 1996. 319 с.

297. Современный роман: Опыт исследования. М.: Наука, 1990.288с.

298. Соколов С. Палисандрия: Роман // Октябрь. 1991. N9. С.61-95. N11. С.49-119.

299. Судзуки Д. Две лекции о дзэн-буддизме / Предисл. и пер. с англ. Л.Ермаковой // Иностранная литература. 1991. № 1. С, 241-251.

300. Терц А. Что такое социалистический реализм // Литературное обозрение. 1989. №8. С. 89-100.

301. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. Пер. с англ. и болг. яз. Под ред. Е. Я. Васина и М. Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975. С. 37-113.

302. Толстая Т. Без названия // Огонек. 1988. N 33. С.20.

303. Толстая Т. Кысь. М.: Подкова ЭКСМО, 2002, 320 с.

304. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс. Культура, 1994. 621 с.

305. Торжество урки в царстве «доппелей» (Беседа JI. Гурского с Р. Арбитманом) // Новое литературное обозрение. 1999. № 6(40). С. 421-431.

306. Торчинов Е., Пахомов С. Путь с сердцем // Кастанеда К. Учение дона Хуана. СПб.: Азбука, 2001. С. 5-30.

307. Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. М.: Оникс 21 век, 2002. 382 с.

308. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 575 с.

309. Тюленева Е.М. Пустота или виртуальность: к вопросу о способе существования современного текста // Потаенная литература. Исследования и материалы. Выпуск 3. Иваново: Ивановский гос. Университет, 2002. С. 252-259. 260 с.

310. Ульянов С. Пелевин и Пустота // russ.ru/journal/kritiky98-04-13/ulian.htm

311. Успенский Б.А. Избранные труды (Язык. Семиотика. Культура.) В 2т. М.: Гнозис, 1994. Т.1. 429 с.

312. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. 224 с.

313. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1995. 357 с.

314. Ф.О. Кто автор текстов, подписанных «В. Пелевин»? // Огонек. 1993. №23/24. С. 10.

315. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1 (АД). М.: Прогресс, 1986. 576 с.

316. Филиппов JI. Horror vaculi. О маленьких хитростях дурацкого дела//Знамя. 1998. N 10. С.204-215.

317. Филиппов JI. Полеты с Затворником // звезда. 1999. № 5. С. 205-213.

318. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

319. Флоренский П. Имена. М.: Купина, 1993. 319 с.

320. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному// «Я» и «Оно»: Труды разных лет. Книга 2. Тбилиси: Мерзни, 1991. С. 175-406.

321. Фрейд 3. Поэт и фантазия // Вопросы литературы. 1990. август. С.160-189.

322. Фрумкин К. Эпоха Пелевина // ok.novgorod.net/pelevin/stati/o-frumk/1

323. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.

324. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е из. М.: Высш. Шк., 2000. 398 с.

325. Хализев В.Е. Мифология XIX-XX в. и литература. Вестник МГУ. Серия 9. М.: 2002, № 7, С.7-26.

326. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 235-240.

327. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. 464 с.

328. Хейзинга И. Осень средневековья. М.: Наука, 1988. 539 с.

329. Хренов H.A. Игровые аспекты военной культуры императорской России // Мир психологии. 1998. N 4(16). С. 171-194.

330. Хренов H.A. Художественный опыт XX века в контексте смены культурных циклов // Общественные науки и современность. 1999. N 2. С. 139-151.

331. Цветков А. Судьба барабанщика: Примечания к постмодернизму // Иностранная литература. 1997. № 9. С. 229-237.

332. Целовальников И.Ю. История и теория интертекстуальности: Методические рекомендации. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед.университета, 2001. 14 с.

333. Чапек К. Из жизни насекомых // Собр. соч. В 7-ми томах. Т.4. Пьесы. М.: Худож. лит., 1976. С.608.

334. Чаттерджи С. Датта Д. Индийская философия: Пер. с англ. М.: Селена, 1994.416 с.

335. Черняк М.А. Массовая литература // Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы. СПб.: Изд-во Logos, 2002, 588 е., С.326-355.

336. Черняк М.А. Современная русская литература. СПб. М.: Сага-Форум, 2004. 335 с.

337. Чжуан-Цзы. Сочинения. Философское наследие. М.: 1995.

338. Чуковский К. Лепые нелепицы. Из книги «От двух до пяти». Как дети слагают стихи // Узорочье жизни. М.: Мол.гвардия, 1989. С. 158 -239.

339. Чупринин С. Сбывшееся небытие. Либеральный взгляд на современную литературу — и «высокую», и «низкую» // Знамя. 1993. N 9. С. 181-188.

340. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. N 4. С.24-41, 190.

341. Шелкова Н. И. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота». Обзор критических материалов // Русская словесность. 2002. № 3. С. 43-51.

342. Шкловский В.Б. Повести о прозе. Т.1. М.: Худ. лит., 1966. 335с.

343. Шкловский Е. 1111, или Победитель Пелевин // Новое литературное обозрение. № 41 (№ 1, 2000). С. 426-430.

344. Шугрин Б. Виктор Пелевин. Generation 'П'. Роман. М., Вагриус, 1999 // Семья и школа. 1999. № 7/8. С. 57.

345. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.

346. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Статьи поистории культуры. Пер. с голландского. М.: Айрис-Пресс, 2003, 496 с.

347. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы». СПб: Симпозиум, 1999. 670 с.

348. Эко У. Имя розы // Эко У. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы». СПб: Симпозиум, 1999. 670 с.

349. Эко У. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.

350. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание Н Новый мир. 1989. № 12. С. 222-235.

351. Эпштейн М.Н. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда, 1996, N. 8. С. 166-188.

352. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX XX веков. М. Советский писатель. 1988. 416 с.

353. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя, 1991. № 1.с. 217-230.

354. Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. N 3. С.196 209.

355. Якимович А.О. О лучах просвещения и других световых явлениях. Культурная парадигма авангарда и постмодерна // Иностранная литература. 1994. № 1.С. 241-248.

356. Ямпольский М. Памяти Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК «Культура», 1993. 464 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.