Творчество Жана-Батиста Ванмура (1671-1737) и проблема ориентализма в западноевропейской живописи XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Нефедова, Ольга Вадимовна

  • Нефедова, Ольга Вадимовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 198
Нефедова, Ольга Вадимовна. Творчество Жана-Батиста Ванмура (1671-1737) и проблема ориентализма в западноевропейской живописи XVIII века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2009. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Нефедова, Ольга Вадимовна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ: ОРИЕНТАЛИЗМ

2. ОРИЕНТАЛИЗМ - ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЯ

3. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЖАНА-БАТИСТА ВАНМУРА

3.1. Ранние годы

3.2. Изображения столицы империи Стамбула предшественниками Ванмура.

3.3. Ванмур в Стамбуле.

3.4. Пейзаж

3.5. Мифология

3.6. Бытовые сцены.

3.7. Портреты.

3.8. Посольская тематика.

3.9. Мятеж янычар 1730 года.

4. ДРУГИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ В СТАМБУЛЕ В XVIII ВЕКЕ

5. ВЛИЯНИЕ ЖАНА-БАТИСТА ВАНМУРА НА ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ «ТУРКЬЕРИ» В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII И XIX

ВЕКОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Жана-Батиста Ванмура (1671-1737) и проблема ориентализма в западноевропейской живописи XVIII века»

В своих письмах современница Жана-Батиста Ванмура, леди- Мэри-Уортли, Монтагю; будучи в Стамбуле, писала: «Особое удовольствие здесь доставляет мне чтение записок о. путешествиях в страны Леванта, которые в большинстве своем весьма далеки от реальности и полны абсурда, и являются для меня истинным развлечением. Они не упустят случай дать характеристику местных женщин; которых они, конечно, же, никогда не видели, глубоко порассуждать об уме мужей, в чью компанию им никогда не довелось быть допущенными, и, конечно же, дать детальное описание мечетей, куда они не осмелились заглянуть даже одним глазом»1. Справедливый' сарказм благородной дамы косвенно- подтверждает значимость и важность творческого наследия Жана-Батиста Ванмура, который был художником-биографом и непосредственным свидетелем.жизни Османской империи XVIII века' и оставил после себя бесценное наследие -художественные свидетельства, которые можно также охарактеризовать как исторические иллюстрации многих аспектов жизни османского общества XVIII века: от дипломатических приемов во дворце Топкапы до бытовых сюжетов из жизни многонационального стамбульского населения в «Эпоху тюльпанов» - именно так называлось время правления султана Ахмеда III с 1703 по 1730 год. Жана-Батиста Ванмура можно по праву считать основоположником направления ориентализм в изобразительном искусстве века Просвещения. Маркиз Шарль де Ферриоль барон д'Аржантель

1637/52-1722), французский аристократ, назначенный посланником при османском дворе В|Конце XVII века, предположительно пригласил Ванмура в состав посольской делегации в качестве официального художника. Благодаря этому стечению обстоятельств Ванмур оказался в Турции, с которой он связал всю свою оставшуюся жизнь, прожив там более тридцати лет. После отбытия посла де Ферриоля в 1711 году художник продолжил свое сотрудничество с европейскими дипломатическими миссиями, в первую очередь с последующими французскими послами Жаном Луи Дюссоном маркизом де Боннак, Луи Савьером маркизом де Вильнев, виконтом д'Андрезель. Он так- же предоставлял услуги дипломатам из других стран,, среди которых посол Голландской республики Корнелис Калькоен, венецианский байло Франческо Гритти, леди Мэри Уортли Монтагю, жена Эдварда Уортли Монтагю, британского посланника. Самой известной художественной серией мастера была, пожалуй; галерея-портретов жителей Стамбула, изданная в 1712-1713 годах по заказу маркиза де Ферриоля »в виде собрания гравюр под названием «Сто гравюр с изображениями различных' народов Леванта, написанных с натуры в 1707 и 1708 годах, по заказу месье де Ферриоля, королевского посланника в Порте .» («Recueil de cent estampes representant differentes nations du Levant tirees sur les Tableaux peints d'apres Nature en 1707 et 1708 par les Ordres de M. de Ferriol Ambassadeur du Roi a la Porte .»). Наряду с этой серией, другой цикл работ принес художнику известность и популярность в первую очередь среди европейских дипломатов - это полотна, детально изображающие этапы приема иностранных послов османским султаном. Все эти произведения Ванмура определили и установили иконографию создания картин подобной тематики на протяжении всего XVIII века. Известный лишь небольшому кругу специалистов художник, тем не менее, оказал заметное влияние- на западноевропейское искусство, в частности на работы таких мастеровыхVIII— XIX столетий как Карл Ван Лоо, Жан Этьен Лиотар, Франсуа Буше, Жан

Оноре Фрагонар, Жан Антуан Ватто,. Уильям Хогарт, Жозеф Мари Вьен, Джованни Антонио Гварди и Франческо Гварди, Жан Опост Доминик Энгр и многих других. Ванмур в большей степени, чем любой другой европейский художник, повлиял на формирование образа восточного султаната в Европе.

Одной из; первых выставок, посвященных творчеству раннего ориентализма,. стала экспозиция* 1911 года в Лувре «Туркьери XVIII века», сопровождаемая каталогом искусствоведа Альбера Мобера2. В 1982! году Джулиан Раби, в настоящем директор Галереи Фрир и Галереи Артура М. Саклера в Смитсонианском институте: в Вашингтоне, опубликовал исследование «Венеция, Дюрер и восточный; стиль»3. В нем он подробно анализирует сюжеты картин; XV—XVI веков; в которых использовались восточные: мотивы,, в частности в работах Пизанелло, Альбрехта Дюрера; Джентиле Беллини, Вигторе Беллиниано, Джованни ди Никколо Мансуэти, Витторе Карпаччо и Констанцо да Феррара (де Мойсис), которому Джулиан Раби; приписывает авторство портрета писца: из Музея? Изабеллы, Стюарт Гарднер и коллекции рисунков из Британского музея и Лувра. Однако в, научном: каталоге выставки «Беллини и Восток», , прошедшей в 2005 году сначала в Национальной галерее Лондона, а затем в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, выводы Раби были поставлены под сомнение. В частности, авторство портрета писца и коллекции рисунков; было; вполне аргументировано, возращено Джентиле Беллини?. В 2002 вышла книга Розамунд Мак «От базара до пьяццы - торговый Восток и итальянское искусство, 1300-1600»5, в которой автор подробно рассказывает о том влиянии, которое торговля с Востоком оказала на искусство итальянского Возрождения; Прекрасным дополнением к книге Розамунд Мак является каталог прошедшей в 2003 году в Музее Сакипа Сабанчи в Стамбуле выставки «От Медичи до Савойской династии — османские сокровища, во» флорентийских коллекциях»^, на; которой демонстрировались как предметы исламского искусства, собиравшиеся патрицианскими семьями Италии, так и портреты османских султанов, выполненные Кристофано дель Альтиссимо в период с 1552 по 1562 год по заказу Козимо I Медичи. Другая выставка

•у

Образы турок в Европе XVII века» , организованная в этом же музее в 2005 году, более подробно осветила такую тему как жанр портрета в ориентализме. Основа выставки - коллекция картин из Вюрмбергского и Гютенхаагского замков, собиравшаяся представителями династии D

Херберштейн . Следует заметить, что, начиная с выставки 1997 года5 в венском Музее истории искусства9, на которой была представлена коллекция портретов османских султанов, выполненных по заказу герцога Фердинанда Тирольского (1529-1595), из музея замка Шлосс-Амбрас (Австрия), подобные тематические экспозиции далеко не редкость. Масштабная выставка 2000* года «Портреты султанов - изображая дом Османа»10, проведенная в Стамбуле в-Музее Топкапы, стала своеобразным подведением итогов? интереса к этой тематике. Авторы каталога выставки, в экспозиции' которой были показаны экспонаты из более чем. сорока двух музеев и. частных собраний, провели детальное исследование почти всех известных на настоящий момент изображений османских султанов; как в исламском, так и в европейском искусствах. Экспозиция «Венеция и Восток», организованная Музеем Метрополитен (США) совместно с Институтом Арабского мира (Франция), повествовала о диалоге, казалось бы, разных регионов, однако тесно связанных как экономическими и политическими, так и культурными интересами. В контексте данного исследования необходимо обратить внимание на каталог прошедшей в 2006 году в Музее фонда Суна и Инан Кирач в Стамбуле выставки «Картины, заказанные в XVII веке шведским послом Клаесом Раламбом - императорская процессия султана Мехмеда-Охотника»11. В каталоге, написанном бывшим директором шведского исследовательского института в Стамбуле Карин Адал, подробно анализируется' серия из шестнадцати панорамных полотен, заказанных шведским послом, представляющая собой документальное свидетельство сложного многоэтапного церемониала отъезда султана Мехмеда IV в Эдирне на охоту в 1657 году.

Обращаясь непосредственно к наследию Жана-Батиста Ванмура в контексте направления западноевропейского ориентализма века Просвещения, что является целью данного исследования, следует признать, что эта тема изучена еще недостаточно. Работ, анализирующих творчество непосредственно Ванмура, очень мало. Несмотря? на активную деятельность художника в Турции и его несомненный вклад в западноевропейское искусство, его имя после смерти оказалось забыто. Лишь через сто семь лет, в. 1844 году, историк Артюр Дино, работавший в Валансьене, опубликовал статью, в основе которой - анализ документа; найденного в, местном архиве, упоминающего имена Ванмура а де Ферриоля12. Впервые творчеством Ванмура заинтересовался Огюст Бопп, французский дипломат и исследователь. В период с 1903 по 1905 год он выпустил в свет ряд статей, посвященных проблеме «туркьери» - стилям в искусстве XVIII' века, 3 характеризующегося увлечением Турцией и Востоком . Как результат его изучения в 1911 году им была издана книга «Художники Босфора в XVIII веке», в основе которой исследование творчества французских живописцев, непосредственно работавших в Стамбуле или во Франции в стиле «туркьери» - Ж.-Б. Ванмура, Ж. Э. Лиотара, А. де Фавре, Ж.-Б. Илэра, Ф. Тониоли; Ф. Смита, Ж. Ф. Дюшато и других14. Однако, следует заметить, что автор, не будучи профессиональным искусствоведом, допустил ряд ошибок в атрибуции произведений как Ванмура, так и ряда других живописцев XVIII века. В 1939 году увидела свет работа Эдмона Мембре, фармацевта из Валансьена и вице-президента местного археологического общества15. В этой работе Мембре, обратившись к архивным записям, опубликовал документально им установленные имена родителей Ванмура, а также представил документы судебной тяжбы художника в 1690 году. Первым профессиональным историком искусства, заинтересовавшимся1 творчеством

Ванмура, был куратор Рейксмузеума Реммет ван Люттервельт. В 1950 годы он занимался анализом и атрибуцией крупнейшей коллекции работ Ванмура и его мастерской в Рейксмузеуме в Амстердаме. Собрание картин было завещано государству бывшим голландским послом в Стамбуле Корнелисом Калькоеном, длительное время остававшимся патроном и щедрым заказчиком художника16. Пожалуй, наиболее точное и подробное на настоящий момент исследование - это докторская диссертация Сета Гопина «Жан-Батист Ванмур - художник, работавший в стиле "туркьери"», защищенная Bi 1994 году в Рутгерском университете штата. Нью-Джерси,

17

США". В 1978 году в Анкаре и Стамбуле состоялась первая выставка работ Ванмура из коллекции Рейксмузеума. Каталог выставки был в основном* посвящен- истории турецко-голландских отношений и посольству Корнелиса Калькоена 1724-1744 годов. В 1988 году в* Лондоне прошла выставка «Блистательная Порта - послы в Османской империи (1580-1880)», в каталоге которой также были опубликованы произведения фламандского

• jo мастера . К сожалению, на этом список исследовательских работ, посвященных Ванмуру, почти исчерпан. Однако существует еще ряд публикаций, в основном связанных с проведенной в 2003 году выставкой работ Ванмура, сначала в Рейксмузеуме под названием «Посол, султан и художник - аудиенция в Стамбуле»19, а затем прошедшей с небольшими дополнениями в Музее Топкапы под названием «Два видения Эпохи тюльпанов — Ванмур и

Левни» . К этой выставке была также приурочена публикация книги-каталога «Свидетель Эпохи тюльпанов Жан-Батист Ванмур»21, но ее текст основан на анализе собрания работ художника только в Рейксмузеуме. В каталоге были использованы материалы исследования Реммета ван Люттервельта и Сета Гопина. Несколько статей о творчестве Ванмура было включено в сборник симпозиума, организованного в 2002 году в Венеции в палаццо Чини, в связи с выставкой, посвященной творчеству братьев Джованни Антонио и Франческо Гварди. Как будет рассмотрено далее, произведения Ванмура оказали определенное влияние на работы этих венецианских художников, и в связи с этим искусствоведы Мэри Бил, Катерина Бопп Винье, Сет Гопин и Марианна Бруз представили свои исследования, обратившись к сравнительному анализу творчества Ванмура и братьев Гварди . В 1994 и 1996 годах куратор Музея Метрополитен Штейн Перрин опубликовала две статьи, посвященные теме «туркьери» во французском искусстве XVIII века, в частности в работах таких художников

94 как Карл Ван JIoo и Шарль Амеде Ван Лоо . Ее исследование связывает творчество художника Ванмура с влиятельнейшими женщинами своего времени - мадам Помпадур и мадам дю Барри. В нем вполне аргументировано доказано, что для украшения интерьеров дворца мадам Помпадур художник Карл Ван Лоо обратился к серии гравюр, выполненных по картинам Ванмура, так же как это сделал позднее Шарль Амеде Ван Лоо для серии картонов с изображением сцен «туркьери» для мануфактуры' гобеленов. Отдельные работы Ванмура также упоминались в каталогах крупных выставок, таких как «Портреты империи» - каталог постоянной-экспозиции Музея фонда Суна и Инан Кирач в Стамбуле24; «Портреты султанов — изображая дом Османа» - каталог выставки, прошедшей в Музее

О S

Топкапы в Стамбуле в 2000 году ; «Стамбул — город мечты» - каталог,

9 £\ посвященный выставке 2008 года в Музее фонда Суна и Инан Кирач ; «Стамбул - город и султан» - каталог выставки 2007 года в церкви Ньиве

97

Керк в Амстердаме ; «Турки идут!!! Экзотика и эротика» - каталог выставки 2006-2007 годов в музее города Кобленца28.

Для исследовательской работы над темой важными материалами явились также источники, частично опубликованные в каталогах, письма послов в Османской империи начала XVIII века, публикации записок русского посланника «Русский посол в Стамбуле - Петр Андреевич Толстой и его описание Османской империи начала XVIII века»29, российского историка Дмитрия Бантыш-Каменского «Биография российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов»30, сборник писем посла Ожье о | де Бюсбека «Турецкие письма» , публикация писем леди Мэри Уортли Монтагю «Письма из посольства» , записки Иоганна Михаэля фон Тальмана «Доклады австрийского посла в Стамбуле» , документальные свидетельства стамбульского мятежа 173 О1 года российского резидента Ивана Ивановича Неплюева и дворянина Алексея Андреевича Вешнякова34, записки посольства 1570 года Ивана Новосильцева в Турцию35, «Мемуары» Джованни Джакомо Казановы36 и другие документальные источники. В работе автор пытался сопоставлять, эти исторические документы с произведениями самого Ванмура.

Важным аспектом исследовательской работы было выявление произведений Ванмура, составление их каталога. Сет Гопин в статье «Влияние искусства1! Жана-Батиста Ванмура» упоминает о существовании сорока трех работ Ванмура и пятидесяти семи картинах, выполненных его мастерской37. Однако в результате данного исследования было определено более пятидесяти произведений Ванмура и это число постоянно увеличивается. Из достамбульского периода художника не дошло ни одной работы, нам известны лишь те, которые были выполнены в Турции. Их атрибуция весьма затруднена в связи с тем фактом, что Ванмур очень редко подписывал свои полотна - на сегодняшний день известно всего шесть подписанных произведений. Самое известное собрание художника -коллекция Рейксмузеума в Амстердаме. Несколько полотен, в том числе посольская серия, выполненная для виконта д'Андрезеля, находятся в Музее изобразительных искусств в Бордо. В экспозиции открывшегося в июне 2005 года Музее фонда Суна и Инан Кирач в Стамбуле также хранятся семь работ Ванмура и несколько работ его мастерской. Одно произведение - «Портрет неизвестного в саду» — принадлежит Музею ориентализма в Дохе. Художник также популярен среди частных коллекционеров. К сожалению, изучение частных собраний представляет большую проблему, так как доступ к ним строго ограничен, а подчас и невозможен. С завидной регулярностью работы художника, а иногда и ошибочно приписываемые Ванмуру картины, также появляются на аукционах.

В рамках данной диссертации представляется важным показать влияние художника на формирование образа Востока в Европе XVIII века, рассматривая его произведения в историческом контексте, апеллируя к довольно немногочисленным источникам информации, проведя исторические параллели между событиями XVIII века в Турции и Европе. В процессе исследования была проведена работа с материалами многих европейских музеев, изучены картины ориенталистской тематики, выполненные западноевропейскими мастерами XVII-XVIII веков, а также проанализированы произведения Ванмура, выставлявшиеся на продажу через аукционные дома Кристи, Сотби, Бонам, Адер-Тажан и Гро-Делеттр в течение последних десяти* лет. Как было установлено • на' основе исторического и стилистического анализов, за последние шестнадцать лет на торгах было продано лишь восемь работ Ванмура, четыре из них — картины посольского цикла/

Таким образом, целью данного исследования является рассмотрение творчества Жана-Батиста Ванмура в контексте искусства века Просвещения, уяснение роли его наследия в связи с проблематикой ориентализма, как особого художественного направления в этот период. В ходе исследовательской работы решались следующие более частные задачи:

1. проследить историю появления термина «ориентализм», а также рассмотреть это направление в изобразительном искусстве, начиная с XV века;

2. выявить работы художников, сопровождавших посольские миссии в Стамбул до и после Ванмура, начиная* с XVI века;

3. изучить исторические документы, относящиеся к ранним годам жизни Ванмура в Валансьене;

4. последовательно рассмотреть произведения Ванмура в контексте жанровой классификации;

5. высказать ряд гипотез атрибуции работ Ванмура, что представляет определенную проблему в зарубежном искусствознании;

6. акцентировать внимание на изучении наследия Ванмура в контексте традиций фламандской и французской школ живописи XVII-XVIII веков;

7. собрать и проанализировать существующие исторические материалы, связанные с церемониалом приема послов османским султаном, что необходимо для объяснения сюжетов картин посольского цикла как самого Ванмура, так и иконографии данного сюжета в произведениях других мастеров ориенталистского направления;

8. собрать материалы о творчестве живописцев, живших в Стамбуле в XVIII столетии, и провести сравнительных анализ их произведений с картинами посольского цикла Ванмура;

9. проследить влияние творчества Ванмура на мастеров ориенталистского направления в живописи последующего времени;

10. на основании всех выше указанных задач составить каталог сохранившихся произведений Ванмура.

Цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, а также Приложения — составленного автором каталога произведений Жана-Батиста Ванмура.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Нефедова, Ольга Вадимовна

Заключение

Жан-Батист Ванмур принадлежит к числу незаслуженно забытых в отечественной истории искусства художников. На основе анализа творчества самого мастера и того влияния, которое он оказал на западноевропейское искусство, роль этого живописца в формировании стиля «туркьери» на протяжении всего XVIII века представляется весьма значительной. Рассмотрение творчества Ванмура в контексте искусства эпохи Просвещения позволило по-новому осветить его роль в создании образа Османского султаната в Европе. Обращение к архивным документам для установления событий из биографии Ванмура в период его жизни в Валансьене и в Стамбуле, а также для более точного определения количества его произведений, основных этапов его творчества, было основано в работе на переписке как европейских послов, так и самого художника. В ходе решения поставленных в диссертации задач удалось более точно установить количество сохранившихся работ Ванмура, исключить картины, ошибочно ему приписываемые, а также попытаться более точно датировать ряд полотен посольской серии. Был проведен анализ произведений художника в рамках жанровой классификации, атрибутированы ранее неизвестные полотна Ванмура, а также подробно рассмотрено его творческое наследие в контексте фламандского и французского изобразительно искусства XVII-XVIII веков. В результате был составлен наиболее полный каталог известных на сегодняшний день произведений художника.

Анализ картин исторического жанра, отображающих протокол церемонии приема европейских послов османским султаном и великим визирем, позволил не только детально рассмотреть эти этапы с историко-этнографической точки зрения, но и определить сложение иконографии изображения дипломатического приема в Османской империи в живописи Ванмура. Следование иконографии фламандского мастера проявлялось поразному: от прямого заимствования до восприятия общих идей, которые трансформировались уже в соответствии с новыми эстетическими принципами другой изобразительной школы или иного исторического периода. В- первую очередь это относится к серии гравюр издания де Ферриоля, а также работам дипломатического цикла Ванмура. Изучение ряда важных исторических материалов, в частности исследование записей как посольских миссий в Стамбул, так и османских посольств в Европу (с XVI и до конца XVIII века), было необходимо для более точного представления о сюжетах картин посольского цикла, а также уяснения всей истории сложения иконографического типа изображения посольских приемов до Ванмура, самим художником и после него. С этой целью были рассмотрены работы мастеров, сопровождавших посольские миссии до прибытия' в Стамбул Ванмура, и это позволило показать, что данная тема получила широкое распространение именно благодаря* фламандскому живописцу и долго практиковалась после его смерти европейскими мастерами-, работавшими! в столице империи.

Проанализировав все известные в настоящее время дипломатические циклы, авторство которых приписывается Ванмуру, нам удалось,установить существование четырех известных серий — прием венецианского посла Франческо Гритти (четыре работы), прием голландского посла Корнелиса Калькоена (три работы), прием французского посла, предположительно маркиза де Боннака (одна работа), прием французского посла виконта д'Андрезеля (две работы). На основе исторического и стилистического анализа картин из наследия Ванмура нами были исключены работы, приписывавшиеся ему ошибочно: Это несколько картин из частных коллекций и большинство работ, появлявшихся на аукционах в течение последних шестнадцати лет.

Для уточнения датировки работ посольской серии было необходимо обратиться к истории дипломатических отношений Европы, и Турции.

Немаловажно, что картины этого цикла - единственные, подлежащие точной датировке, так как даты приема послов султаном и визирем сохранились в архивных записях. К сожалению, из-за отсутствия достоверной информации о стамбульском периоде художника и редких записях о заказах и заказчиках, точно датировать другие работы Ванмура не представляется возможным. Они все ограничены временным периодом с 1700 по 1737 год.

Изучение церемониала приема послов османским султаном на примере записей приема голландского посла Калькоена, французского посла д'Андрезеля, английского посла Кинноула и российского посланника князя Репнина и других дипломатических представителей показало, что церемония приема, установившаяся еще в XV веке, оставалась неизменной, по крайней мере, до XIX столетия. Таким образом, благодаря неизменности протокола и установлению Ванмуром иконографического типа изображения посольских приемов, данный сюжет и тематика получили широкое распространение и долго практиковались и после смерти живописца европейскими и местными художниками, работавшими в Стамбуле. Необходимо заметить, что число подобных работ настолько велико, что потребуется еще немало времени и работы в запасниках музеев, чтобы определить имена мастеров, попавших под влияние Ванмура. Тематика дипломатического приема в изобразительном искусстве, к сожалению, мало исследована. И это относится не только к впечатлениям европейских путешественников в заморские страны, но также и к посещениям восточных послов, прибывавших с дипломатическими миссиями в Европу. Следует отметить, что посольская тематика, как определенный сюжет исторического жанра, интересна с точки зрения фактов истории, политики и изобразительного искусства. Рассмотренное в диссертации творчество Ванмура — только малая часть этой проблемы. Последующая работа в музеях, в архивах, и, в особенности, в музейных запасниках, несомненно, откроет немало интересных страниц в истории дипломатических отношений европейских стран и Востока. Сейчас нам точно известно, что в XVIII веке в Стамбуле кроме Ванмура работали такие художники как Ж. Э. Лиотар, А. де Фавре, Ж. Ф. Дюшато, Ф. Смит, Дж. Ф. Россини, Дж. Манцони, Ж.-Б. Илэр, Ф. Тониоли, Л. Мейер, Г. Меркати, Р. Уилли, А. Ш. Карафф, К. Антуан-Лорен, Л. Ф. Кассас, Л. Ф. С. Фавель, Г. С. Сергеев, А. И. Меллинг. Имена других мастеров пока неизвестны. Остается загадкой и их национальная принадлежность, хотя традиционно в каталогах в таких случаях упоминается «неизвестный европейский художник».

С творчеством фламандского живописца Жана-Батиста Ванмура связан значительный этап развития направления ориентализм в изобразительном искусстве XVIII века. Живописное наследие этого художника положило начало формированию стиля «туркьери» в западноевропейской живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве. Следуя характерным мотивам фламандской школы, Ванмур обратился к сюжетам из жизни османского общества, воссоздав мир другого народа, достоверно и с декоративным изяществом передав его традиции, обычаи, ценности. Поэтому его искусство стало отправной точкой для многих мастеров последующего времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Нефедова, Ольга Вадимовна, 2009 год

1. Арунова М. Р., Орешкова С. Ф. Русский посол в Стамбуле — Петр Андреевич Толстой и его описание Османской империи начала XVIII века. М., 1985.

2. Вазари Дж. Избранные жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 2001.

3. Верещагин В. Избранные письма. М., 1981.

4. Дидро Д. Салоны. М., 1989.

5. Записки русских путешественников XVI-XVII веках. Москва, 1988.

6. Извлечения из описания посольства в Россию Шехди Османа в 1758 года. // Восточные источники по истории народов юго-восточной и центральной Европы. Т. 3. М., 1974.

7. Казанова Дж. Мемуары. СПб., 2006.

8. Описания о бунтах в Константинополе в 1730-1731 гг. // Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962.

9. Шутов С.Ф., Орешкова М. (сост.) Турция накануне и после полтавской битвы (Глазами австрийского дипломата). М., 1971.

10. Abbott G. F. Under the Turk in Constantinople. A Record of Sir John Finch's Embassy. London, 1920.

11. De Busbecq O. Turkish Letters. London, 2001.

12. Delacroix E. The Journal of Eugene Delacroix. Phaidon, 1995.

13. Flaubert G. Flaubert in Egypt. Penguin Books, 1996.

14. Fromentin E. Between Sea and Sahara — an Orientalist Adventure. Tauris Parke, 2004.

15. Jack M. Turkish Embasy Letters. Random House, 1994.w

16. Laporte J. Mon voyage en Egypte et en Syrie. Sources, 2007.

17. Les deputes de la nation a Constantinople 1692-1900. Nancy, 1901.

18. MacLean G. The Rise if Oriental Travel: English Visitors to the Ottoman Empire, 1580-1720. Palgrave Macmillan, 2004:

19. Montagu M. The Turkish Embassy Letters. London, 2006.

20. Vasari Stories of the Italian Artists (Arranged and Translated by E. L. Seeley). London, 1908.

21. Webb N., Webb C. The Earl and-his Butler in Constantinople. I. B. Tauris, 2009.1. Отечественная литература

22. Аленова О., Плотникова Е. Карл Брюллов в Третьяковской галерее живопись, рисунок, акварель. М., 2000.

23. Бантыш-Каменский Д. Биография российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. М., 1990.

24. Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1997'.

25. Брук Я. Василий Верещагин. М., 2004.

26. Виппер Б. Становление реализма в голландской живописи XVTI века. М., 1957.

27. Витал А. Османская империя начала XVIII века. М., 1987.

28. Даниэль С. Рококо от Ватто до Франогара. СПб., 2007. 29: Османская империя в первой четверти XVII века. М., 1984.

29. Памук О. Стамбул город воспоминаний. М., 2006.

30. Пастон Э. Василий Дмитриевич Поленов. СПб., 1991.

31. Сайд Э. Ориентализм Западные концепции Востока. СПб., 2006.

32. Стегний П. Посол III класса. М., 2009.

33. Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. М., 2004.1. Зарубежная литература

34. A1 la recherch6 de l'Orient. Zentrum Paul Klee, Berne, 2009.

35. Ackerman G. Life and Work of Jean-Leon Gerome. Paris, 1986.

36. Adahl К. Painting comissioned by the XVIIth century Swedesh Ambassador Claes Ralamb Mehmed the Hunter's Imperial Procession. Istanbul, 2006.

37. Arthur D. Un Artiste valenciennois ignore // Archives historiques et litteraires du nord de la France et du midi de la Belgique, no 3, 1844

38. Bailey C., Conisbee Ph., Gaehtgens Th. The Age of Watteau, Chardin and Fragonard: Masterpieces of French Genre Painting. Yale University Press, 2003.

39. Ballaster R. Fabulous Orient Fictions of the East in England 1662 -1785. Oxford University Press, 2005.

40. Baudelaire Ch. The painter of Modern Life and Other Essays. Phaidon,2006.

41. Benjamin R. Orientalism Delacroix to Klee. New South Wales, 2003.

42. Benjamin R. Renoir and Algeria. Yale University Press, 2003.

43. Berktay H. Renaissance Italy and the Ottomans: History's Overlaps and Faultlines. Istanbul,' 2003.

44. Boppe A. Les peintres du Bosphore au XVIIIe siecle. Paris, 1989.

45. Boppe A. Jean-Baptiste Van Mour, peintre ordinaire du Roi en Levant // Revue de Paris, Juillet Aout 1903.

46. Brotton J. The Renaissance Bazaar From the Silk Road to Michelangelo. Oxford University Press, 2002.

47. Brown D. Bellini, Giorgione, Titian, and the Renaissance of Venetian Painting. Yale University Press, 2006. . .

48. Campbell C. Bellini and the East. London, 2005.

49. Campbell L, Falomir M. and others. Renaissance Faces. Yale University Press, 2008.

50. Casa J. Art from a Distance the Guardis' Turkish Paintings // Cornucopia, Issue 5, Volume 1 - 1993/1994.

51. Croutier A. Harem The World Behind the Veil. Lytle Abbeville Press,1989,53; Davies K. The Orientalists. New York, 2005.

52. Davis R: The Emergences of International Business 1200-1800. London,1999;

53. Day S. The Artist's Eye Carpets and Textile Collections of the Orientalists // HALI, No 126, 1996. '' .

54. De Delacroix a Renoir l'Alregie des Peintres: catalogue. Hazan, 2003.

55. Dursteler E. Venetians in Constantinople:: Nation, Identity, and Coexistence in the Early Modern Mediterranean. The Johns Hopkins. University Press, 2006.

56. Findley С. V. Presenting the Ottomans to Europe: Mouradgea d'Ohsson and his Tableau general de Г empire othoman. Stockholm, 2002

57. Folsach von B. By the Light of the Crescent Moon. Copenhagen, 1996.'

58. From, the Medicis to the Savoias Ottoman Splendour in Florentine Collections: catalogue. Istanbul, 2003. •

59. Gerome & Goupil Art et Entreprise: catalogue. Paris, 2000. .

60. Gocek F. M. East Encounters West: France and the Ottoman Empire in the Eighteenth Century. OUP USA, 1988.63; Gopin S. Jean-Baptiste Vanmour, a painter of turqueries. PhD dissertation, Rutgers the State University of New Jersey, New Brunswick, 1994

61. Greenacre F., Stoddard Sh. W. L Muller 1812-1845. Bristol, 1991.

62. Grube E.J., Mansel P., Sims E., Gilet A. At the Sublime Porte -Ambassadors to the Ottoman Empire (1550 1800). London; 1988.

63. Grundy I. Lady Mary Wortley Montagu: Comet of the Enlightenment. Oxford University Press, 2001.

64. Guegan S. and others. Theodore Chasseriau: The Unkown Romantic: catalogue. New-York, 2002.

65. Hallet M., Riding Ch. Hogarth. London, 2006.

66. Hammer J. Histoire de l'Empire Ottoman. Paris, 1839.

67. Hogarth W. Engravings. Dover Publications, 1974.

68. I Guardi Vedute, Capricci, Feste, Disegni e «Quadri Turcheschi»: catalogue. Marsilio, 2002.

69. Images of the Turks in the XVIIth century Europe: catalogue. Istanbul,2005.

70. Irwin R. For Lust of Knowing the Orientalists and their Enemies. Penguin Books, 2006.

71. Istanbul: the City of Dreams. Istanbul, 2008

72. Istanbul the City and the Sultan. Amsterdam, 2007

73. Jover M. Ingres. Paris, 2005.

74. Levey M. Painting and Sculpture in France, 1700-1789. Yale University Press, 1993.

75. Lunde P. A Turk at Versailles // Saudi Aramco World, Volume 44, No 6,1993.

76. Mack R. Bazaar to Piazza Islamic Trade and Italian Art, 1300 - 1600. University of California Press, 2002.

77. MacKenzie J. Orientalism: History, Theory and the Arts. Manchester University Press, 1995.

78. Mansel Ph. Art and Diplomacy in Ottoman Constantinople // History Today, August, 1996.

79. Mansel Ph. The Swedish Connection // Saudi Aramco World. January/February 1987.

80. Mansel Ph. Painter in the Palace // Cornucopia, Issue 30, Volume 5 -2003/2004.

81. Mansel Ph. Constantinople City of the World's Desire, 1453 - 1924. John Murray, 1995.

82. Mason P. Infelicities: Representations of the Exotic. The John Hopkins University Press, 1998.

83. Mernissi F. Scheherazade Goes West. Washington, 2001.

84. Minnet av Konstantinopel: den osmansk-turkiska 1700 talssamlingen pa Biby. Atlantis, 2003.

85. Newton Ch. Images of the Ottoman Empire. London, 2007.

86. Nochlin L. The Politics of Vision. Westview Press, 1989.

87. Orte der seihnsucht mit kiinstlern auf reisen. Schnell+Steiner, 2008.

88. Pamuk O. Istanbul. Memories of a city. Faber and Faber, 2005.

89. Peltre Ch. Orientalism. Paris, 2004.

90. Peltre Ch. Orientalism in Art. Abbeville Press, 1998.

91. Picturing the Middle East A Hundred Years of European Orientalism: catalogue. New York, 1995.

92. Pierre Loti Fantomes d'Orient: catalogue. Paris, 2006.

93. Portraits from the Empire: catalogue. Istanbul, 2005.

94. Raby J. Venice, Durer and the Oriental Mode. London, 1982.

95. Ribeiro A. Turkish Dress and English Fashion in the Eighteenth Century // The Connoisseur, May 1979.

96. Sandbichler V. Turkische Kostbarkeiten aus dem Kunsthistorischen Museum: catalogue. Innsbruck, 1997.

97. Scott Ph. Turkish Delights. Thames & Hudson, 2001.

98. Sint Nicolaas E., Bull D., Renda G., Irepoglu G. An Eyewitness of the Tulip Era Jean-Baptiste Vanmour. Istanbul, 2003.

99. Stein P. Madame de Pompadour and the Harem Imagery at Bellevue // Gazette des Beaux Arts, 123, 1994.

100. Stein P. Amedee Van Loo's Costume turc: The French Sultana // Art Bulletin, September 1996, Volume LXXVIII

101. Titien -Le pouvoir en face: catalogue. Skira, 2006.

102. The Ambassador, the Sultan and the Artist — an Audience in Istanbul: catalogue. Amsterdam, 2003.

103. The Dictionary of Art, edited by Jan Turner. London, 1996.

104. The Sultan's Portraits Picturing the House of Osman: catalogue. Istanbul, 2000.

105. Thompson J. The East Imagined, Experienced, Remembered: catalogue. Dublin, 1988.

106. Thornton L. Women as Portrayed in Orientalist Paintings. ACR, 1994.

107. Thornton L. The Orientalists Painter-travellers. ACR, 1994.

108. ThorntonL. Travellers Beyond the Grand Tour. London, 1980

109. Two Perspectives on the Tulip Era — Vanmour and Levni: catalogue. Istanbul, 2003.

110. Valensi L. The Birth of the Despot: Venice and the Sublime Porte. Cornell University Press, 1993.

111. Venise et l'Orient. Paris, 2006.

112. Vlieghe H. Flemish Art and Architecture, 1585-1700. The Yale University Press, 1999.

113. Zimmermann Т. C. Paolo Giovio. Princeton University Press, 1995.

114. Каталог произведений Жана-Батиста Ванмура (1671-1737)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.