Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу и его влияние на общественную мысль в Японии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Эгути Мицуру

  • Эгути Мицуру
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 128
Эгути Мицуру. Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу и его влияние на общественную мысль в Японии: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Москва. 2001. 128 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Эгути Мицуру

Введение.

Глава I.

Учение о непротивлении злу насилием J1.H. Толстого.

Учение о человеке

Открытие истинного блага и преодоление смерти.

Бог и любовь.

Относительность понятия зла.

О насилии

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу и его влияние на общественную мысль в Японии»

Актуальность темы исследования. С наступлением XXI века перед человечеством встала задача определить дальнейшее направление своего развития, создать образ нового тысячелетия. Для разработки концепций нового века необходимо еще раз проанализировать век минувший, оценить наши достижения и ошибки, и на основе этого наметить ориентиры и перспективы ближайшего и дальнейшего будущего.

XX век был веком войн и насилия. Хотя война и насилие всегда имели место в человеческой истории, именно в XX столетии мы стали очевидцами невиданных масштабов мегасмерти. В результате изобретения ядерного оружия человечество впервые за всю свою историю оказалось на грани антропогенной катастрофы. Такая ситуация, на наш взгляд, явилась результатом вопиющего дисбаланса между беспрецедентно быстрым технологическим развитием и нравственной отсталостью человечества.

Вторая Мировая война, которая не имела себе равных по масштабам насилия, стала трагическим уроком для будущих поколений. Этот урок наглядно предстает, например, в Мемориальном музее жертв атомной бомбардировки в г. Хиросима на фотографиях, запечатлевших город, мгновенно превращенный в пепел, или темную тень человека, испарившегося за один миг.

Однако и спустя полвека судьба человечества все еще продолжает зависеть от ядерной кнопки. Вооружения совершенствуются, и нет никакой надежной нравственной гарантии от взаимоуничтожения. Современная цивилизация, управляемая рыночными механизмами, как будто умышленно не задается вопросом о нравственной цене технического прогресса. В частности, значительная часть японского общества ориентирована лишь на то, чтобы поддерживать уровень собственной материальной обеспеченности «не ниже, чем у соседей». Они как будто нарочно не обращают внимание на духовный вакуум, образовавшийся в высоко технологизированном обществе или, если и замечают, то, находясь в стремительном потоке развития цивилизации, не в состоянии осмыслить его.

В таких условиях внимательное исследование «жизнеучения» J1.H. Толстого, предлагающего подходы к решению вставших перед нами сегодня вопросов, как никогда приобретает актуальность. Толстовская концепция непротивления представляет собой целостное учение о жизни, непреходящее значение которого, по нашему мнению, состоит в создании системы общечеловеческих духовных ценностей. Именно с этой точки зрения особую важность приобретает рассмотрение влияния толстовского учения на другие народы, в данном случае - на японский народ. Общечеловеческие духовные ценности должны быть приемлемы повсеместно и вызывать симпатию у любого народа, преодолевая все специфические национальные преграды, такие как особенности менталитета, истории, традиций, обычаев той или иной страны.

Вышеизложенное и обуславливает актуальность темы, выбранной нами для диссертационного исследования: «Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу и его влияние на общественную мысль в Японии».

Целью данной работы является, во-первых, анализ учения Л.Н. Толстого о непротивлении злу не просто как морального императива, но как целостного и практически ориентированного жизнеучения, исходящего из самобытного понимания феномена жизни, предложенного русским мыслителем. Учение Л.Н. Толстого реконструируется сквозь призму таких категорий, как Бог, любовь, благо, смерть; выявляется своеобразие и оригинальность предложенного русским мыслителем жизнеучения.

Вторая цель настоящего исследования - анализ восприятия и творческого осмысления учения русского философа в японской общественной мысли на протяжении трех периодов: эпоха Мэйдзи -эпоха модернизации японского общества (1868-1911), Первая и Вторая мировые войны. При этом диссертация не ограничивается простым хронологическим описанием этапов проникновения идей Л.Н. Толстого в Японию, но уделяет главное внимание выявлению наиболее характерных аспектов его духовного влияния на японскую общественную мысль. Специфика этапов восприятия идей русского мыслителя о непротивлении злу рассматривается в контексте масштабных процессов социально-политической и культурно-идеологической трансформации японского общества с середины XIX века до настоящего времени. Главное внимание уделяется выявлению влияния учения Л.Н. Толстого на разработку японскими мыслителями и социальными практиками проблем ненасилия, войны и мира, отношение к воинской повинности. В диссертации также предпринимается анализ учения о ненасилии современного японского буддийского мыслителя Д. Икеды и его восприятие жизне-учения Л.Н. Толстого.

Диссертационное исследование построено на философско-религиозных грудах и художественных произведениях главным образом позднего периода творчества Л.Н. Толстого («Исповедь», «В чем моя вера?», «О жизни», «Царство божие внутри вас», «Путь жизни», «Закон насилия и закон любви», «Одумайтесь!»; «Война и мир», «Анна Каренина», письма и дневники мыслителя); философских и публицистических сочинениях его японских интерпретаторов и последователей (Утимура Кандзо, братья Сохо и Рока Току-томи, Исида Мицудзи, Китамикадо Дзиро, Дайсаку Икеда, др.); материалах японской периодической печати периода русско-японской, Первой и Второй мировых войн.

Методы исследования. В исследовании используются методы лингвистического и семантического анализа текстов, историко-культурного анализа феноменов интеллектуальной жизни, методы сравнительного анализа однопорядковых культурных явлений в Японии и России. Используется комплексный подход к пониманию философии Л.Н. Толстого, предложенный, в частности, в трудах А.А. Гусейнова и Е.Д. Мелешко, в основе которого лежит рассмотрение этического учения мыслителя в контексте его основных мировоззренческих установок, жизненных исканий и реальных поступков. При анализе восприятия идей Л.Н. Толстого в Японии используется хронология, разработанная Т. Янаги и К. Хоккио.

Степень разработанности темы. Диссертация опирается на богатую традицию исследований философского наследия Л.Н, Толстого. К вопросам миропонимания и «жизнеучения» мыслителя обращались в своих трудах Андрей Белый, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.И. Гессен, СА. Левицкий, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Д.С. Мережковский, архиепископ Иоанн Сан-Фран-цисский, М.М. Дунаев, Лев Шестов, B.C. Соловьев и другие. Но хотя уже у современников Л.Н. Толстого его религиозно-философские воззрения, в частности, учение о непротивлении злу, получили неоднозначную оценку, всеми признавалось непритворное стремление к истине, присущее русскому мыслителю. Так, С.И. Гессен, анализируя этапы формирования учения Л.Н. Толстого, видит его заслугу в том, что «он, не нашедший, а всегда только искавший Бога, более других сделал для возрождения подлинного религиозного чувства и подлинного религиозного философствования»1. По С.Н. Булгакову, в лице Л.Н. Толстого представлено «христианство воинствующее»2. А «добро» Л.Н. Толстого расценивается Львом Шестовым лишь как «средство украсить жизнь» с указанием на необходимость поиска блага более высокого - нахождение Бога3. В.С.Соловьев в «Трех разговорах» указывает на прямо противоположный эффект непротивления злу насилием, аргументируя это тем, что непротивленческое добро способно лишь вызвать зависть насилующего4. Н.А. Бердяев видит в русской революции «своеобразное торжество толстовства»5, а для Д. Мережковского «толстовское христианство есть удаление или бегство со всех естественных исторических путей человечества в область отвлеченную, противоестественную, противо-историческую»6. Особое место в критике непротивленческого учения Л.Н. Толстого занимает работа «О сопротивлении злу силою» И.А. Ильина, который вводит различение насилия и застав-ления.

Иное понимание и оценка толстовского учения представлено у Андрея Белого. Он определяет непротивление как «фактическое противление . как переход "фиктивной" пассивности к очень "факп тической" активности» .

В советский период отношение к фигуре Л.Н. Толстого в значительной степени определялось идеологией марксизма-ленинизма.

1 Гессен С.И. Лев Толстой как мыслитель // Избр. соч. М.: РОССПЭН, 1999. С. 575

2 Булгаков С.Н Тихие думы. М: Республика, 1996. С. 156.

3 Лев Шестов. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше//Апофеоз беспочвенности. М.: ACT, 2000. С. 306-307.

4 Владимир Соловьев. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями // Спор о справедливости. М.: Эксмо-пресс, 1999. С. 532-536.

5 Бердяев Н.А. Духи русской революции//Из глубины. М.: Изд-во Московского унта/СП «Ост-Вест Корпорейшен», 1990. С. 79.

6 Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. С.247.

1 Андрей Белый. Душа самосознающая. М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 1999. С. 295.

Наиболее показательной в этом плане является статья В.И. Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции» и ряд других работ.

На фоне кардинального изменения социально-политической ситуации в России в 90-е годы XX века возникает особый интерес к учению Л.Н. Толстого о непротивлении злу. Основные его аспекты всесторонне исследованы в работах А.А. Гусейнова8, Е.Д. Мелешко4, И.А. Белой10, М.Л. Клюзовой11 и ряда других российских исследователей.

Проблема влияния религиозно-философских идей Л.Н. Толстого, в частности - учения о непротивлении злу, на общественную мысль Японии в российской историографии практически никогда не ставилась. В качестве попыток постановки этой проблемы можно отметить работу А.И. Шифмана «Лев Толстой и Восток»12, один из разделов которой содержит обзорный материал о связях Л.Н. Толстого с Японией.

Что касается японской историографии, то после перевода романа «Война и мир» на японский язык в 1886 г. в Японии стали активно издаваться публицистические и художественные произведения Л.Н. Толстого, а также исследования о нем. Начальный период знакомства японцев с философским наследием русского мыслителя характеризуется работами преимущественно ознакомительного характера. В 1890 г. выходит статья М. Уэмура «Граф Толстой», которая фактически впервые знакомит японскую общественность с философией жизни Л.Н. Толстого. В первой половине 90-х гг. XIX в. журнал «Кокумин но томо» (Друзья народа), учрежденный Сохо Токутоми, публикует цикл статей о Л.Н. Толстом братьев То-кутоми («Колосс русской литературы-граф Толстой», 1890; «Мнение графа Толстого о питье и курении», «Толстой в России» 1894; «Рай в этом мире (Новое Евангелие Толстого)», 1894; «О религиозной морали графа Толстого», 1894; «О мировоззрении гос

Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. С. 196-231.

9 Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого. Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1999. шБелая И.Л. Проблема сознания жизни в моральном мировоззрении Л.Н.Толстого.

Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2000.

Ктозова M.JI. Этический рационализм Л.Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. филос. наук. Тула, 2000.

13 Изд. «Наука», Москва, 1971 г. Данная книга переведена на японский язык. подина Толстого», 1894; «О так называемой религии графа Толстого», 1895), а также фрагменты произведений русского философа. С 1893 г. журнал православной семинарии «Синкай» (Море души) публикует серию очерков, критикующих взгляды Л.Н. Толстого с позиции православной церкви. В последующие годы к личности русского мыслителя и его религиозно-философским взглядам обращаются Т. Маруяма («Евангелие графа Толстого», 1893), М. Кониси («Толстой в России», «О мировоззрении Толстого», 1894; «Религия и мораль», 1896), М. Уэмура («Точка опоры Толстого», 1894), И. Абэ («Религия графа Толстого», 1895; «Отлучение Толстого», 1901), О. Мори («Толстой», 1899), К. Миядзаки («О ценности антивоенного учения графа Толстого», 1904), Р. Утида («Веха исследований Толстого», 1906).

Очередной всплеск интереса к личности и учению Л.Н. Толстого приходится на период Первой Мировой войны. С 1916 г. начинает публиковаться журнал «Торусутои Кэнкю» (Исследование Л.Н. Толстого), с котором сотрудничают М. Сома, Р. Утида, X. Хомма, С. Мусянокодзи, М. Исида, И. Абэ, М. Такаги, Й. Такасима, К. Хироцу, Т. Нисимия, К. Като, А. Като, К. Нагата, и другие исследователи. В отличие от первого периода, когда к учению Л.Н. Толстого обращались главным образом для решения проблем войны и мира и насущных социальных проблем японского общества, переживавшего эпоху модернизации, данный период характеризуется преимущественным вниманием к предложенным русским мыслителям путям нравственного спасения индивида. Для большинства авторов журнала, стоявших на разных интеллектуальных позициях (христианской, буддистской, социалистической), толстовское жизнеучение предстает как совокупность нравственных норм, требующих безусловного исполнения, и анализируется в тесной связи с жизнью самого Л.Н. Толстого. При этом основное внимание было сосредоточено на вопросе об исполнимости учения, сформулированного русским мыслителем. И хотя многие авторы отрицательно отвечали на этот вопрос, их публикации свидетельствуют о сильном духовном влиянии, которое оказывал Л.Н. Толстой на японскую интеллигенцию.

Интерес к религиозно-философскому наследию русского мыслителя не ослабевал в Японии и позднее. В 30-е годы XX века опубликована работа М. Кониси «Рассказы о Толстом» (1936). В 1947 г. вышел в свет публицистический труд С. Хонда «О войне и мире» (переиздан с дополнениями в 1960 и 1988 гг.). Двумя годами позднее было опубликовано «Исследование Л.Н. Толстого» С. Нобори, а в 1963 г. вышла одноименная работа X. Окадзава. О восприятии творчества Л.Н. Толстого в японском обществе и о его влиянии на общественную мысль страны в журнале «Исследования

I 1

Л.Н. Толстого» продолжали публиковать свои статьи Р. Утида, Т. Нисимия, И. Абэ. Последние десятилетия XX века были ознаменованы одноименными монографическими исследованиями К. Хоккио («Толстой в Японии», 1972) и Т. Янаги в («Толстой и Япония», 1998)14 Обе работы представляет собой подробный обзор истории восприятия феномена Л.Н. Толстого в Японии.

Однако, несмотря на наличие значительной традиции изучения религиозно-философского учения Л.Н. Толстого, а также его литературного творчества, в японской историографии так и не было предпринято систематического исследования о влиянии учения о непротивлении злу на общественную мысль Японии, о преломлении идей Л.Н. Толстого в интеллектуальной жизни страны. Заполнить этот пробел и призвано настоящее диссертационное исследование.

Научная новизна исследования определяется следующими моментами:

1. Осуществлен комплексный анализ духовного влияния Л.Н. Толстого на японскую общественную мысль.

2. Впервые был поставлен вопрос о созвучности религиозно-философского учения Л.Н. Толстого реалиям духовной жизни современной Японии, в частности, учению о ненасилии Д. Икеды. Настоящая работа позволяет проследить духовную связь между русским мыслителем и японскими гуманистами сегодняшнего дня.

3. Предпринята попытка исследовать проблему формирования системы общечеловеческих ценностей на основе взаимодействия

13 «Толстой и японские литературные круги», 1916; «Толстой в Японии», 1918; «Как я рассматриваю проникновение мысли Толстого в Японию?», 1917. 4 Издательский отдел Университета Васэда. двух различных культурных и религиозных традиций на примере христианского гуманизма Л.Н. Толстого и буддийской гуманистической идеи японского народа, принадлежащего к другой цивилизации и имеющего свои специфические традиции и нравственные устои.

4. Впервые в русскоязычной историко-философской литературе дан анализ такого явления, как «толстовство» в Японии. В диссертации также вводится в научный оборот и детально анализируется целый корпус ранее неизвестных в России памятников японской философской и общественной мысли.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные результаты и фактический материал диссертации могут быть использованы в качестве материала для курсов «Философия», «Этика», «История японской философии и общественной мысли», «История русской философии».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в ряде научных публикаций. Ключевые идеи были представлены на семинарах и научных симпозиумах в рамках гуманистического миротворческого движения под эгидой международной общественной буддийской организации «Сока Гак-кай Интернэшнл».

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Эгути Мицуру

Заключение

Учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу силой исходит из трезвого, комплексного анализа человека, плоды которого ярко выражены в его художественных произведениях, поразивших буквально все человечество. При всей простоте выражения, его учение учитывает всю сложность строения мира и бесконечный потенциал человека как в положительном, так и негативном планах. И благодаря этому оно обладает безупречной логичностью. Жизнеучение русского писателя представляет собой целостную систему философии жизни, преследующую четкую цель - достижение истинного блага. Взор Толстого устремлен внутрь человека, в источник жизни как отправной пункт пути к благу. Это - философия созидания, творения. Как писал С. Ольденбург, «она (мысль Толстого -МЭ.) лучше всего, может быть, передается словами: "творите, а не разрушайм (О те » .

Неудивительно, что жизнеучение Толстого оказало огромное влияние на общественную мысль Японии, где существовала благодатная почва для его восприятия. Во-первых, толстовское учение было воспринято как учение о самосовершенствовании, самоочищении. Это было присуще и традиционным верованиям японского народа, поддерживалось и культивировалось условиями социальной жизни, а затем буддизмом и конфуцианством. Под условиями социальной жизни подразумеваются, в числе прочих, техники выращивания риса, который был основным продуктом питания: ограниченные земельные площади, побуждавшие японцев кропотливым трудом добиваться максимальной урожайности, и умеренные климатические условия, позволявшие работать на земле в течение всего года, содействовали формированию такой национальной черты характера, как трудолюбие и стремление к совершенству.

Критика японцев учения Толстого в значительной степени объяснялась тем, что, понимая его учение как путь духовного развития, они не верили в его исполнимость. Японские мыслители христианской ориентации не принимали богословского учения Толстого; а социалисты, большинство из которых исповедовало христианство, w Ольденбург С. Толстой - учитель жизни. Из воспоминаний ШО-х годов // Неизвестный Толстой. Из архивов России и США. М. 19У4. С, 298. испытывали симпатию к проповеди Толстого о мире и морали, но отвергали его убеждение о несостоятельности революции.

Философия жизни Толстого оказалась в большей степени созвучна с идеями современного японского мыслителя Икеды. Их объединяет общая моральная позиция64 и онтологическое понимание бытия. Их созвучность также объясняется сходством учения Толстого и буддийской философии65, стремлением обоих мыслителей к созданию общечеловеческих ценностей.

Как утверждают русский и японский философы, время и пространство есть условная шкала измерения. Вечные духовные ценности нельзя измерить ни временем, ни пространством. Они действительно могут соединять людей, выходя за эти ограниченные рамки. Духовная связь между Толстым и японцами, представленная в данной диссертации, как нам представляется, в достаточной мере об этом свидетельствует.

4 Впрочем, следует отметить некоторый оттенок различия в отношении к конкретным грехам человека, к которым Икеда относится более толерантно, чем Толстой. "s Учение Д, Икеды основано исключительно на буддийском жизнепонимании. Оригинальность его учения заключается в том, что он доступно толкует буддизм с учетом сознания и условий жизни современных людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Эгути Мицуру, 2001 год

1. Альбом «Последние дни Л.Н.Толстого». ИПО: «Лев Толстой», 1995.

2. Андрей Белый. Душа сам о сознающая. М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 1999.

3. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Революция Толстого И Он же. Избранное. Петрозаводск; Святой остров, 1992. С. 203-358.

4. Белая И.А. Проблема сознания жизни в моральном мировоззрении Л.Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2000.

5. Бердяев Н.А. Духи русской революции//Из глубины. М.: Изд-во Московского университета/СП «Ост-Вест Корпорейшен», 1990. С. 55-89.

6. Бирюков П.И. Биография Льва Николаевича Толстого. Т. 1-4. М.; Пг.; Госиздат, 1922-1923.

7. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996.

8. Горбачев М.С., Икеда Д. Моральные уроки XX века. М.: Blue Apple, 2000.

9. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

10. Гусейнов А. А. Ненасилие как интеллектуальная позиция // Л.Н. Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума). М.: Аслан, 1996. С. 4-6.

11. Дунаев ММ. Л.Н. Толстой // Православие и русская литература. М.: Христианская литература, 1998. С. 3-347.

12. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою Н Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993,

13. Клюзова МЛ. Этический рационализм Л.Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. филос. наук. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.

14. Козлов Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист М., 1985.

15. Лосский И.О. Нравственная личность Толстого. М., 1911.

16. Лурье Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века, СПб., 1993.

17. Мелешко Н.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999.

18. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М: Республика, 1995.

19. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992.

20. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб.: Азбука, Книжный клуб «Терра», 1996.

21. Ольденбург С. Толстой учитель жизни. Из воспоминаний 1880-х годов // Неизвестный Толстой. Из архивов России и США. М., 1994.

22. Русская философия. Словарь. М.: Республика, 1995,

23. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями // Спор о справедливости. М.: Эксмо-пресс, 1999. С. 532-536.

24. Толстой Л.Н. Мысли о боге// Толстой Л.Н. Пол. соб. соч. в 20 т. Т. 18. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1913.

25. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 т. М.; Л.: Худ. литра, 1928-1958.

26. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

27. Франк СЛ. Лев Толстой как мыслитель и художник// Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 459-478.

28. Шестов Л Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше//Апофеоз беспочвенности. М.: ACT, 2000. С. 207-307.

29. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М.; Наука, 1971.1. На иностранных языках

30. Dharma World. Tokyo: Kosei Publishing со., 1998. Vol. 25.

31. Абэ Гундзи. Токутоми Рока то Торусутой Токутоми Рока и Толстой. История литературных обменов между Японией и Россией. Токио: Сэйрюся, 1989.

32. Вацудзи Т. Нихон ринри сисоси История японской этики. Токио: Иванами шотэн, 1952. Т. 1-2.

33. Вацудзи Т. Нихон сэйсинси кэнкю Исследование истории японской мысли., Токио: Иванами шотэн, 1992.сано Акико. Полное собрание сочинений в 20 т. Токио: Коданся, 1981,

34. Игути К. Нитиросэнсо но дзидай Эпоха японо-русской войны. Токио: Иосикава Кобункан, 1998.

35. Игути К. Период Русско-японской войны. Токио: Йесикава Кобун-кан, 1998.

36. Из симпозиума «Война и мир» // Кою. 1996. № 647.

37. Икеда Д. Вага кокоро но ута Мая душа в стихах. Токио: Сэйкио симбум, 1976.

38. Икеда Д Ватасино Рирэки-шо Моя биография. Токио: Сэйкио симбум, 1978,

39. Икеда Д. Мудрость Сутры Лотоса. Токио: Сэйкио симбун, 1998.

40. Икеда Д. Нидзюиссэйки эно тайва Диалоги навстречу XXI веку. // Икеда Д. Полное собрание сочинений в 18 т. Токио: Сэйкио симбун, 199 ]. Т. 3,

41. Икеда Д Нингэн какумэй Революция в душе человека. Токио: Сэйкио симбум, 1972. Т. 1-10.

42. Икеда Д. Сэймэйо сонэннарасимэрумоно О достоинстве жизни. // Икеда Д. Полн. собр. соч. Т. 1. 1989. С, 448-482,

43. Икеда Д 21 сэйки но тёрю Течение к 21-ому веку. Токио: Сока дайгаку гакусэй дзитикай, 1977.

44. Исигами Ютака. Хюманизуму това наника Что такое гуманизм?. Токио: Дайсанбунмэйся, 1998.

45. Исигами Ютака. Рэкисио каэта исщо Книга, которая изменила историю. // Дайсан бунмэй. 2000. № 2. Токио: Дайсанбунмэйся. С. 60-61.

46. Ито С. Ютопиа кико Путевые заметки по земле идеала. Токио: Коданся, 1997.

47. Кана С. Арисима Такэо то кирисутокио нарабини соно сюхэн Ари-сима Такэо и христианство с вытекающими из него вопросами. Токио: Касами шоин, 1998.

48. Канамура Д Шоки сякайсюги ниокэру хэйвано сисото ундо Пацифизм и движение за мир на раннем этапе развития социализме.//Нихон Хэйва-рон Тайкэй [Пацифизм в Японии]. Т. 2. Токио: Нихон То сё Сэнта, 1992. С. 380-392,

49. Касиваги Г. Сэнсо нитайсуру годзин но тайдо Мое отношение к войне. // Нихон Хэйва-рон Тайкэй. Т. 4.

50. Касиваги Г. Тицудзио кайран това нандзоя Что такое разрушение порядка?. // Там же.

51. Касиваги Г. Тохаку но сэнсорон то нихон но сюкиока Отношение графа Толстого к войне и японские религиозные деятели. // Там же.

52. Касиваги Г. Хисэнсюги о сэнмэй сурува сюкио но тэншоку нари Религия призвана выступать против войны. И Там же.

53. Като С. Като Сюити сэрекушон Избранные произведения. Токио: Хэйбонся, 1999. Т. 5.

54. Като С. Нихон бунгакуси дзиосэду История японской литературы. Токио: Тикумашобо, 1980.

55. Като С. Нихондзин това наника Кто такой японец?. Токио: Коданся, 1976.

56. Китамикадо Д. Торусутой тоно уэн Судьба, разделенная с Толстым. Токио: Мусасино-шобо, 1981.

57. Кониси М. Торусутой о катару Рассказ о Толстом. Токио: Иванами шотэн, 1936.

58. Котоку С. Тэйкоку сюги Империализм. // Нихон Хэйва-рон Тайкэй. Т. 2. С. 16-68.

59. Кубота Н. Нихондасинкио но фудо Страна политеизма. Токио: НИИ РНР, 1997.

60. Макигути Ц. Сока Киоикугаку тайкэй II Философия педагогики Сока. Токио: Сейкио симбунся, 1972.

61. ИакамураХ. Нихондзин но сиихохо Образ мышления японцев. Токио: Сюндзюся, 1989.

62. Накаэ Т. Сансуйдзин кейрин мондо Беседа трех пьяных о государственной политике. Токио: Иванами шотэн, 1965.

63. Нисида Т. Дзангэ но сэйкацу». Токио: Сюндзюся, 1995.

64. Нихондзин то Росиаго Японцы и русский язык. Токио: Наука, 2000.

65. Оэ С. Хисэнно сисоси История развития антивоенной идеи. Токио: Коданся, 1969.

66. Проспект мемориального дома свободы и демократии города Коти.

67. Коти: Котисирицу Дзиюминкэнкайкан, 1991.

68. Сиба Риотаро. Конокуни но катати Образ Японии. Токио, 1992.

69. Сиба Риотаро. Росиа ницуйтэ О России., Токио: Бунгэй сюндзю, 1989.

70. Сиба Риотаро. Саканоуэно кумо Облака над холмом. Токио: Бун-гэйсюндзю, 1978.

71. Сомнительный характер духовенства. Токио: Молодежное отделение Сока Гаккай, 1991.

72. Сэкай дайхякка дзитэн Большая мировая энциклопедия. в электронной версии. Токио: Нитачи Дэдзитару Хэйбонся, 1998.

73. Сэкипэ ЬЛ. Утимура Кандзо, Токио: Симидзу шоин, 1967.

74. Скжан Хэймин симбун // Нихон Хэйва-рон Тайкэй. Т. 2. С. 311-316.

75. Токутоми Р. Полное собрание сочинений. Токио: Нихон Тошо Сеэн-та, 1999. Т. 1, 13, 18.

76. Толстой ЛИ. Торусутой дзэнсю Полное собрание сочинений. в 20 т. Токио: Кавадэ шобо, 1973-1978.

77. Тэцугаку сисо дзитэн Философская энциклопедия. Токио,: Иванами шотэн, 1998.

78. Утимура К. Дайхио-тэки нихондзин Представители японского народа. Токио: Коданся Интанашонал, 1999.

79. Утимура К. Иова иканисите кирисуто-синто то нарисика Как я стал христианином. Токио: Иванами Шотен, 1958.

80. Узки Э. Уэки Эмори сэнсю Собрание сочинений Уэки Эмори. Токио: Иванами шотэн, 1974.

81. Уэмура М. Уэмура Масахиса бунсю Собрание сочинений. Токио: Иванами шотэн, 1939.

82. ФудзимориК. Очерк об Ёсано Акио//Асахи симбун. 26.07.1998.

83. Фудзинума А. Торусутой то Ниисима Дзио но дэситати Ученики Толстого и Ниидзима Дзио. // Сборник статей женского колледжа Ниисима гакуэн г. Такасаки. № 10. 1993. С. 99-112.

84. Фудзинума Т. Торусутой но шогай. Токио: Дайсанбуммэйся, 1993.

85. Фукай Э. Кайко нанадзюнэн Мемуары о 70-летней жизни. Токио: Иванами шотэн, 1941.

86. Фусэ К. Ару бэнгоси но шогай О жизни одного адвоката. Токио; Иванами шотэн, 1963.

87. Хитоми Э. Женская культура//Хитоми К. Рассказ о школе Сева послучаю 80-ой годовщины. Токио: Женский университет Сева, 2000.

88. Юаса Я. Нихондзин но сюкиоисики Религиозное сознание японцев. Токио: Коданся, 1999. Янаги Т, Торусутой то Нихон [Толстой и Япония]. Токио: Васэдадайгаку сюппамбу, 1998, ЯсичаМ. Торусутой Толстой. Токио: Симидзушоин, 1998,

89. Публикации журнала «Торусутой но кэнкю» /Исследования Толстого?

90. Сома М. Обоэгаки Памятные записки. 1916. № 9,

91. Утида Р. Торусутой то нихон но бундан Толстой и литературныекруги Японии. 1916, №9. С. 13-17/ Мусянокодзи С. Торусутой ницуитэ О Толстом]. 1916. № 11, Исида М. Торусутой то сэйокумондай [Толстой и проблема похоти].1916.№ 11.С. 10-13.

92. Исида М. Сюкиотэкикэйкэн но кайбо Анатомия религиозного опыта. 1916. № П. С. 2-17. Мусянокодзи С. Торусутой но тикара [Сила Толстого]. 1917. №1. С. 2-7.

93. Абэ И. Йова торусутой но сисо но синдзюн фукю о икани мируя Как я оцениваю проникновение мысли Толстого в Японию?.1917.№ 1.

94. Публикации даются в хронологическом порядке.

95. Като А. Акуно кайхо то торусутойо но тэнки Освобождение зла ипереломный момент г-на Толстого. 1918. № 1. Иагата К. Торусутоизуму то синран но синко Толстовство и вера

96. Синрана. 1918. № 1. Исида М. Сюкиотэкикэйкэн но кайбо Анатомия религиозного опыта] 1918. №8.

97. Нисимия Т. Нихон ниокэру Торусутой Толстой в Японии. 1918. № 10.

98. Выступления и статьи Д. Икеды, опубликованных в журналах и га-2зет ах

99. Выступление на встрече с членами префектуры Тояма//Сейкиосимбун. 11.09.1982. Выступление на встрече с выпускниками Школы и Университета

100. Сока // Сейкио симбун. 05.11.1989. Выступление на встрече с выпускниками Школы и Университета

101. Сока // Сейкио симбун. 06.11.1990. Выступление на молодежном собрании // Сейкио симбун, 29.10.1991.

102. Выступление на встрече с выпускниками Школы и Университета

103. Сока // Сейкио симбун. 05.11.1991. Выступление на встрече с выпускниками Школы и Университета

104. Сока // Сейкио симбун. 05.11.1992. Выступление на общем собрании // Сейкио симбун, 30.06.1993. Выступление на новогоднем общем собрании // Сейкио симбун. 10,01.1995.

105. Лекция по буддизму Ничирена №19 // Сейкио симбун. 21.08.1996. Обращение к участникам собрания района Кацусика// Сейкио симбун. 01.10.1998.

106. Выступление на 31-ом общем собрании // Сейкио симбун. 06.02.1999.

107. Беседа с членами делегации Московской думы // Сейкио симбун. 09.02.1999.

108. Выступление на 38-ом общем собрании // Сейкио симбун. П.10.1999.

109. Публикации даются в хронологическом порядке.

110. Выступление на встрече с лидерами префектурального отделения

111. Хиого//Сейкио симбун. 01.03.2000, Икеда Л. Буддизм Махаяны и цивилизация XXI века//Сейкио симбун. 26.09.1993.1. Диалог1. МГУ

112. Переплет изготовлен в издательстве АО "Диалог-МГУ". ЛР № 063999 от 04.04.95 г. Тел. 928-2227, 928-1042. Факс 924-3384. 101000, Москва, ул.Мясницкая д.40 стр.6, офис 609

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.