Учение о "человеке способном" в философской антропологии Поля Рикёра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Петров, Антон Валерьевич

  • Петров, Антон Валерьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 203
Петров, Антон Валерьевич. Учение о "человеке способном" в философской антропологии Поля Рикёра: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2014. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Петров, Антон Валерьевич

СОДЕРЖАНИЕ Введение

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ П. РИКЁРА: МЕСТО ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

1.1. Центральные философские дискурсы воззрений П. Рикёра: исследовательская практика

1.2. Проблема периодизации философских исканий П. Рикёра

ГЛАВА И. ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ П. РИКЁРА НА «ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНОГО»

II. 1. Герменевтико-антропологический период: учение о человеческом действии

11.2. Аналитический период: основополагающие способности человека

11.3. Социо-антропологический период: феномен признания

ГЛАВА III. ФЕНОМЕН ПРИЗНАНИЯ В УЧЕНИИ О «ЧЕЛОВЕКЕ СПОСОБНОМ»

111.1. «Путь признания» в реализации основополагающих способностей человека

111.2. Признание способности человека помнить и обещать

111.3. Способность признавать и быть признанным

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о "человеке способном" в философской антропологии Поля Рикёра»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Поль Рикёр — один из выдающихся мыслителей XX века. В антропологическом проекте Рикёра человек выступает как субъект культурно-исторического творчества, жизнь которого определяется его способностями (l'homme capable*). Актуальность темы исследования доказывается следующими фактами.

Проблема выявления основополагающих характеристик человека, раскрытие которых дает возможность ответить на вопрос: «Что есть человек?», была актуальна всегда, но на современном этапе развития науки её актуальность возрастает еще больше. В условиях интеллектуальных, информационных, технологических практик современного этапа цивилизационного развития, характеризуемого возрастанием требований к человеку, остротой конкурентной борьбы, актуализируются знания о человеке как социальном субъекте, жизнь которого определяется комплексом его способностей.

В современной России растёт интерес к теоретическому изучению философско-антропологических проблем, этот процесс представляется закономерным в условиях большого количества консервативных, утративших эвристический потенциал исследований; поиска новых

'l'homme capable - понятие философской антропологии П. Рикёра, использованное в рамках учения о «человеке способном» («Я сам как другой», «Память, история, забвение», «Путь признания» и др. ). Термин «я могу» Рикёр заимствует из философии М. Мерло-Понти и перемешает его из «физической области в область этическую» [114, С. 212]. Данное понятие переводится российскими исследователями в нескольких вариантах: «человек обладающими способностями» [17; 18]; «человек способный» [23, 109, 111], «человек, определяемый способностями» [18], «человек могущий» [6; 18; 23; 128]. Возможность использования данных вариантов перевода «l'homme capable» как тождественных наглядно иллюстрирует статья одного из ведущих отечественных рикёроведов, U.C. Вдовиной (Вдовина И.С. Герменевтический подход к истории философии // Поль Рикёр - философ диалога / Рос. акад. наук, Ин-т. философии; Отв. ред. И.И. Блауберг. -М.: ИФРАН, 2008. - С. 24-60), где автор использует сразу три приведённых варианта перевода центрального рикёровского понятия: «человек могущий», «человек определяемый способностями», «человек обладающий способностями». В настоящем диссертационном исследовании «l'homme capable» понимаем как «человек способный»,что, тем не менее, не ущемляет возможность использования иных вариантов перевода.

экзистенциальных основ и эпистемологических возможностей ведения научного дискурса. В связи с этим, отечественной гуманитарной науке в целом и философской антропологии в частности, необходимо обращение к традициям европейской философии, в которой также осмысливались проблемы, порождённые интенсивным межкультурным взаимодействием в условиях глобальной коммуникации. В силу этого, в рамках современного философского дискурса российским исследователям необходимо учитывать традиции европейской философской мысли. П. Рикёр высказывал идею необходимости обновления современной философии, он был современником многочисленных философских течений XX в. Философско-антропологические построения П. Рикёра основаны на тесном переплетении таких актуальных для современной гуманитаристики направлений как феноменология, герменевтика, персонализм, аналитическая и рефлексивная философия.

Изучение философско-антропологического наследия П. Рикёра необходимо ещё и потому, что его учение о «человеке способном» содействует формированию позитивного взгляда на социальный субъект, без чего невозможно решение большого количества важнейших проблем современности, поиск надёжных экзистенциальных основ бытия человека. Благодаря усилиям П. Рикёра в лексиконе философской антропологии были закреплены понятия, отражающие такие экзистенциальные доминанты как «способность», «человек способный», «человеческое действие», «признание», «ответственность», «обещание», «память» и др. Их осмысление, с одной стороны, позволяет расширить инструментарий отечественной философии человека, с другой стороны, содействует формированию активной, ответственной жизненной позиции личности, необходимой в условиях современной России.

Рикёровское учение о «человеке способном», содержание которого тесно связано с центральными дискурсами крупнейших философско-антропологических исканий XX века, важно и для развития науки о человеке в XXI столетии. По сей день, в отечественной философской науке не оценен должным образом вклад Рикёра в развитие философской антропологии. Воззрения П. Рикёра на «человека способного», которые прежде не интерпретировались в отечественной науке как целостное философско-антропологическое учение, нуждаются в детальном, всестороннем анализе. Именно учение о «человеке способном» становится предметом данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Важным этапом исследования любой научной проблемы является анализ степени её изученности к настоящему моменту времени. Начало изучения отечественными исследователями творчества Рикёра связано с первыми переводами работ философа, в 90-х гг. XX века: «Герменевтика, этика, политика», «Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике» и др. Важную роль в изучении философии мыслителя сыграло появление первой коллективной монографии «Поль Рикёр - философ диалога» (2008), в которой крупными отечественными исследователями (И.С. Вдовиной [18], И.И. Блауберг [6], Н.В. Мотрошиловой [79], Е.В. Петровской [92], О.И. Мачульской [72] и др.), анализируются различные аспекты творческого наследия учёного. К настоящему времени на русский язык переведены основные труды философа: «Время и рассказ», «Я сам как другой», «Память, история, забвение», «Путь признания» и др. Достаточно часто проводятся конференции с приглашением крупнейших западных исследователей в области рикёроведения. Появляются работы и статьи, в которых отечественные учёные анализируют, критикуют, интерпретируют различные аспекты творчества Рикёра. Однако необходимо признать, что многие

отечественные исследователи в своих оценках опираются на мнения западных учёных.

Среди отечественных научных работ, посвященных изучению философии Рикёра, можно встретить различные по характеру и содержанию исследования. Большинство трудов российских специалистов направлено на изучение или отдельных философско-культурологических аспектов творчества Рикёра или особенностей его герменевтической философии (Л.Ю. Соколовой [124; 125], Е.В. Петровской [92], Н.В. Мотрошиловой [79], А.Б Борисенковой [9; 10; 11], И.И. Блауберг [6], Д.А. Аникина [3], В.В.Петренко и И.А. Эннса [89], Ю.В. Сорокиной и Н.В. Малиновской [126], В.Г. Кузнецова [61], E.H. Шульги [145; 146], А.Ф. Зотова [47], Н.В. Медведева [73] и др.).Такие работы, как правило, публикуются в коллективных монографиях, а также в различных сборниках.

Наиболее близкими к теме нашего диссертационного исследования являются работы И.С. Вдовиной, в которых аналитически описывается биография Поля Рикёра, а также представлен целостный взгляд на творчество философа. Отдельно стоит упомянуть статью «Словарь Поля Рикёра» (2012), в которой систематически анализируется центральное понятие учения французского философа - «человек способный» [25].

Таким образом, предпринятый нами анализ позволяет говорить о наличии интереса к философскому наследию П. Рикёра в нашей стране. При этом российские учёные акцентируют своё исследовательское внимание преимущественно на культурфилософских дискурсах в работах мыслителя. Всё это говорит о том, что философско-антропологические взгляды Рикёра действительно нуждаются в пристальном и детальном изучении.

Философские воззрения Рикёра основательно исследованы на Западе. Учёные европейских и американских университетов достаточно подробно анализируют работы мыслителя, раскрывают целостный характер его

6

творчества, исследуют как философско-антропологические, так и культурфилософские аспекты его наследия. Прежде всего, стоит отметить труды: К. Симмса «Поль Рикёр» [203], О. Абеля и Ж. Порэ «Словарь П. Рикёра» [150], Дж. Уолла «Моральное творчество: Поль Рикёр и поэтика возможности» [211], Д. Каплана «Критическая теория Рикёра» [162] и др. Обращение к рикёровскому понятию «человек способный» в данных работах происходит в контексте анализа различных дискурсов учёного и не ставится предметом самостоятельного исследования.

Значительное количество трудов западных мыслителей посвящено изучению герменевтической философии Рикёра. Большинство авторов реконструируют идеи учёного, изложенные в одном из его крупнейших произведений «Герменевтика, конфликт интерпретаций» (1969). Западные исследователи акцентируют внимание на анализе различных аспектов герменевтической философии мыслителя (М.А. Вале [208], М. Дюпуи [157], Э. Дюссель [156], Б. Кристенсон [166], Дж.Б. Томпсон [206], P.P. Топпинг [207] и др.). Стоит отметить, что в трудах западных учёных философско-антропологическая проблематика Рикёра изучена основательней, чем в работах современных отечественных авторов. Однако анализ учения о «человеке способном» в основном представлен небольшими по форме исследованиями и статьями, опубликованными, как правило, в коллективных монографиях.

Объект исследования - философское наследие П. Рикёра.

Предмет исследования —учение о «человеке способном» в философской антропологии П. Рикёра.

Цель диссертационного исследования: на основе всестороннего анализа философии П. Рикёра осуществить реконструкцию философско-антропологического учения о «человеке способном».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• определить место философско-аитропологических воззрений в философии П. Рикёра;

• обосновать понятие «человек способный» в качестве центральной категории философской антропологии П. Рикёра;

• выявить и раскрыть специфику основных периодов развития философско-антропологического учения о «человеке способном»;

• эксплицировать терминологический аппарат философско-антропологического учения П. Рикёра о «человеке способном»;

• раскрыть феномен признания как «фундамент» реализации способностей человека.

Теоретические источники и методологическая основа исследования. К первому блоку источников можно отнести центральные работы П. Рикёра: «Время и рассказ» [96; 97]; «История и истина» [102]; «Конфликт интерпретации: очерки о герменевтике» [103]; «Я сам как другой» [114]; «Память, история, забвение» [105]; «Путь признания» [108]; «Справедливое» [109] и др.

Теоретическими источниками диссертации в первую очередь служат работы различных мыслителей, оказавших влияние на становление философии Рикёра: М. Шелера [142], А. Гелена [30], Э. Мунье [81], К. Ясперса [149], Ж. Маритена [68], Ж.П. Сартра [120], 3. Фрейда [136], М. Мерло-Понти [75; 76] и др.

К третьему блоку источников относятся труды учёных, рассматривающие развитие современной отечественной философской антропологии: Б.В. Маркова [67], П.С. Гуревича [94], Б.Т. Григорьяна [13], В.Д. Губина [34], ДЛО. Дорофеева [39], В.К. Бакшутова [4], Ю.Г. Волкова [28], В.Г. Горбачёва [31], Н.Я. Григорьевой [33], В.А. Ермакова [42], A.B. Маслихина [71], Т.Г. Никитиной [73], Е.Г. Плетухиной [93], И.И. Ремизовой [95], H.H. Седовой [121], С.А. Смирнова [123], В.И. Волжского [27], Б.Л. Губмана [35], K.M. Долгова [38], О.С. Кузнецовой [62], И.Е. Лукьяновой и В.А. Овчаренко [65], М.Р. Мазурова [66], A.A. Миголатьева [77], Б.А.

Никитюк [82], K.M. Оганяна [84], H.B. Омельченко [85], Т.А. Петровой [91], Г.М. Тавризяна [130]

Значительное место в корпусе трудов, посвященных анализу творчества Рикёра, занимают работы иностранных учёных: О. Абеля и Ж. Порэ [150], К. Симмса [203; 204], Д. Жерволино [161], Д. Холла [159], Д. Пеллауэра [88], Д. Томпсона [206], Б. Кристенсона [166], Р. Топпинга [207], Ж. Грейша [32], Г. Марсело [170] и др.

К пятому блоку источников относятся статьи и публикации отечественных авторов: И.С. Вдовиной [17; 20; 22; 23], A.B. Борисенковой [9; 10; 11], ЛЛО. Соколовой [124; 125], Н.В. Медведева [73], А.Ф. Зотова [47], Я.С. Лобановой [64], С.Н. Зенкина [45; 46], А.Ф. Филиппова [134], Е. В. Петровской [92], Н.В. Мотрошиловой [79], Т.А. Клименковой [54;55] и др.

Концептуальные положения диссертационной работы выработаны посредством комплексного применения ряда научно-исследовательских методов. В качестве исходных методологических принципов диссертации следует выделить принципы системности и целостности, детерминирующие объективность научного изучения, а также принцип историзма, обеспечивающий единство исторического и логического. В работе использованы методы сравнительного и структурного анализа, компаративистики, позволяющие выделить общее и особенное в антропологических воззрениях П. Рикёра различных периодов. Кроме того, исследование опирается на герменевтическую методологию, на метод «медленного чтения» культурных текстов.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

•впервые в отечественной философской науке осуществлена реконструкция философско-антропологического учения П. Рикёра о «человеке способном»;

•осуществлён критический анализ терминологического аппарата философско-антропологического учения П. Рикёра о «человеке способном»;

• выявлены основные периоды развития философско-антропологического учения П. Рикёра о «человеке способном», установлены доминанты каждого периода;

•определено место понятия «признание» в философско-антропологическом учении П. Рикёра о «человеке способном», раскрыта роль феномена признания в реализации человеком комплекса его способностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. П. Рикёр, осмысливая различные аспекты проблемы человека, следуя кумулятивному принципу осуществления научного исследования, выработал оригинальное философско-антропологическое учение о «человеке способном».

2. Анализ философского наследия П. Рикёра позволяет утверждать, что философская антропология выступает начальной и конечной точками эволюции его философии, прошедшей в своём развитии следующие периоды: герменевтико-антропологический, аналитический, социо-антропологический.

3. Понятие «человека способного» является центральной доминантой философско-антропологического учения П. Рикёра, раскрывает взгляд философа на сущностную природу человека. Содержание данного понятия составляет комплекс основополагающих способностей человека: способность говорить, планировать и моделировать собственную деятельность, нести ответственность за совершённые действия и поступки, вести повествование, сохранять и вызывать воспоминания, давать обещание другому, признавать и быть признанным.

4. Оригинальность философской антропологии П. Рикёра заключается в интерпретации комплекса способностей как основы сущностного бытия человека (онтологизация способностей), феномена признания как «фундамента» реализации антропологических способностей.

5. Эйдологическими характеристиками учения о «человеке способном» являются следующие: глубокая и всесторонняя корреляция философско-антропологических дискурсов и актуальных проблем современности, динамичность и преемственность антропологических построений, целостность и системность воззрений на человека как социокультурного субъекта, склонность к диалогичности в интерпретации проблемы человека.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что реконструкция философско-антропологических воззрений Рикёра, учения о «человеке способном» может служить формированию позитивного взгляда на человека как на активного, ответственного социального субъекта, жизнь которого определяется комплексом его способностей. Осмысление взглядов П. Рикёра, анализ используемого им понятийного аппарата позволят расширить инструментарий философской антропологии, послужат её терминологическому обновлению и развитию.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов и выводов для подготовки и проведения лекционных занятий по философской антропологии, философии культуры, культурологии и ряда других философских дисциплин. Выводы диссертации могут быть полезны для научных работников, занимающихся изучением европейской философской антропологии XX века. Результаты диссертационного исследования могут служить основой дискуссии о современном состоянии гуманитарного знания, перспективах его обновления, и месте философско-антропологической составляющей.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации изложены в девяти научных публикациях, среди которых три статьи опубликованы в рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК РФ. Результаты исследования также были представлены и обсуждены

входе различных научных и научно-практических конференций, среди которых международная научная конференция XVIII Царскосельские чтения «Культура как предмет философского осмысления» (СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 22-23 апреля 2014); международная научно-практическая конференция «Язык в контексте межкультурных и национальных взаимосвязей» - «Языковая коммуникация» (Казань: Казанский Государственный медицинский университет, 1 июня 2014); международная научно-практическая конференция«ХХИ Международная конференция, посвященная проблемам общественных наук» - философские науки (М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 31 июля 2014).

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ П. РИКЁРА: МЕСТО ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО

ДИСКУРСА

1.1. Центральные философские дискурсы воззрений П. Рикёра: исследовательская практика

Среди отечественных работ, посвященных философии П. Рикёра, можно встретить разные по характеру и содержанию труды. Большинство исследований российских ученых направлено на изучение отдельных философско-культурологических аспектов творчества П. Рикёра или особенностей его герменевтической философии. Исследовательские мнения чаще всего публикуются в коллективных монографиях, разнообразных сборниках. Частные аспекты философского творчества П. Рикёра (нарративная концепция, мнемоническая и этическая проблематика и др.) представлены в работах Е.В. Петровской [92], Н.В. Мотрошиловой [79],

A.Б. Борисенковой [9; 10; 11], И.И. Блауберг [6], Д.А.Аникина [3],

B.В. Петренко и И.А. Эннса [89], Ю.В. Сорокиной и Н.В. Малиновской [126], Е.В. Дворецкой [36;37] и др.

По мнению ряда исследователей (C.B. Бацанова [5], Н.И. Андреева [2] и др.), творчество П. Рикёра оказало весомое влияние на становление тендерного направления в гуманитарной науке. Вклад П. Рикёра в развитие тендерных исследований раскрывается также в ряде работ отечественных мыслителей, направленных на анализ различных проблем, актуальных для всего гуманитарного знания: метафора (H.A. Хорошильцева [139]), внешний облик человека (М.В. Буракова [12]), феномен костюма (М.В.Яковлева [148]), феномен желания (А.П. Мальцева [70]), статус автора текста (А.Ю. Большакова [8]), игровые аллюзии образов художественного произведения (Л.И. Ковалёва [56]), смысловые значения понятия

«женщина» (A.B. Коногорова [57]), специфика интерпретации женской прозы (З.Р. Хачмафова [138]) и т.д.

Критическое осмысление герменевтической философии П. Рикёра можно найти в трудах В.Г. Кузнецова [61], E.H. Шульги [145; 146], А.Ф. Зотова [47], Н.В. Медведева [73] и др. Конечно, в данных исследованиях затрагиваются и философско-антропологические воззрения Рикёра, включая учение о «человеке способном». Однако обращение к данным дискурсам не становится здесь предметом самостоятельного изучения.

Определим центральные философские дискурсы в исследовании работ Поля Рикёра.

К первому направлению изучения работ Рикёра можно отнести труды И.С. Вдовиной, в которых осуществлено аналитическое описание биографии философа, сформирован целостный взгляд на творчество мыслителя, представлен анализ центральных его работ («История и истина», «Конфликт интерпретаций», «Время и рассказ» и др.). Исследования И.С. Вдовиной дают представление о том, как строилась творческая карьера Поля Рикёра, какие учения оказали важнейшее влияние на эволюцию взглядов мыслителя. Отдельно стоит выделить работу «Словарь Поля Рикёра» (2012), в которой систематизирован понятийный аппарат философии Рикёра, важное место отведено кругу понятий, используемых мыслителем в изложении им учения о «человеке способном». Труды И.С. Вдовиной демонстрируют наличие в творческих исканиях Рикёра как философско-антропологических, так и культурфилософских дискурсов: «Одной из главных задач своего творчества П. Рикёр считает разработку обобщающей концепции человека» XX века [20, с. 179]. В ряде работ И.С. Вдовиной отмечается влияние персоналистского учения на воззрения философа, персонализм представляется важным теоретическим контекстом конструирования его идей [21; 24; 26].

Анализируя труды, посвященные творчеству П. Рикёра, необходимо отметить большое количество исследований, в которых затрагиваются различные аспекты герменевтической философии мыслителя. Учёные отмечают важность синтетического характера герменевтики Рикёра. Так, например, А.Ф. Зотов сосредотачивает своё внимание на одной из центральных работ философа — «Конфликт интерпретаций», которая «преследует, прежде всего, позитивную цель, далеко выходящую за рамки истории философии - а именно автор хотел бы осуществить "герменевтический синтез" главных достижений западной философской мысли в исследовании сознания и культуры» [47, с. 757]. Как и многие отечественные исследователи, А.Ф. Зотов отмечает влияние различных философских течений на творчество мыслителя («наследника феноменологической традиции»), в то же время указывает на важность для философа проблемы человека, человеческого бытия. Н.В. Медведев, выявляя различные характеристики герменевтических воззрений Рикёра, подчёркивает важность открытости его философии междисциплинарному диалогу. Учёный также отмечает значение герменевтики Рикёра в вопросе понимания антропологических сущностей: «Ключевая интенция философии П. Рикёра связана с его стремлением понять смысл человеческого существования через обращение к герменевтике, изучающей исторические тексты» [73, с. 253]. Автор наравне с другими исследователями (В.Г. Кузнецов, E.H. Шульга и др.) указывает на синтетический характер философского творчества мыслителя.

Многие отечественные исследователи формулируют вывод о необходимости изучения влияния феноменологии на герменевтическое творчество Рикёра. Одной из наиболее ценных работ в данном направлении является статья Т.А. Клименковой, в которой указана связь феноменологических и герменевтических идей мыслителя: «Тот вариант феноменологии, который он предлагал, был почти с самого начала ориентирован герменевтически» [54, с. 15]. В статье также подчёркнута

15

важность влияния религиозного учения на формирование философской антропологии Рикёра, который «считает, что человеческая субъективность в конечном итоге способна к эффектной реализации, но полностью связывает эту реализацию с темой христианского участия в решении судеб мира» [54, с. 16].

О.И. Жукова рассматривает творчество Рикёра в контексте феноменологической герменевтики [44]. Автор акцентирует внимание на идеях мыслителя о персональной идентичности человека. По мнению О.И. Жуковой, рикёровская трактовка феномена самости связана с представлениями философа об этике, коммуникации, нарративе.

В работе В.В. Старовойтова также исследуется проблема определения персональной идентичности в творчестве П. Рикёра. Автор акцентирует внимание на разграничении философом понятий «субъект» и «личность». Второе понятие, по мнению В.В. Старовойтова, используется в творчестве мыслителя наиболее часто: «Французский философ определяет личность как очаг позиций, субъект вовлечения. Отчасти это происходит потому, что Рикёр изначально рассматривает субъекта со зрелым Я, способного быть хозяином себя, а также соблюдать дистанцию по отношению к собственным желаниям и возможностям, и вместе с тем состоять на службе у необходимости, фигурирующей в виде характера, бессознательного, жизни» [128, с. 55]. В.В. Старовойтов также обращает внимание на значимость идей мыслителя о феномене обещания: через выполнение обещанного «я» сохраняет свою самоценность, обещание напрямую связано с самоопределением.

Необходимо отметить и статью Л.Ю. Соколовой («Герменевтическая антропология»), в которой в контексте осмысления герменевтических особенностей философии Рикёра определены три периода творчества мыслителя (первый период - до 1960-х; второй период - 1960-80-е годы; третий период - 1980-2000-е годы). В основу предложенной периодизации

автор положил степень освоения Рикё'ром «новых философских источников» [124, с. 257]. J1.IO. Соколова усматривает в эволюции антропологических воззрений мыслителя взаимодействие идейно-методологических установок трёх крупнейших философских направлений XX века - современной французской философии, герменевтики, философии субъекта. По мнению Л.Ю. Соколовой, «поставив задачу дать антропологическое обоснование политики и права, Рикёр начинает с того, что определяет человека как «способного»<...>и рассматривает конституирование самотождественного субъекта (самости) на четырёх уровнях» [125, с. 72].

A.C. Емельянов также обращается к анализу герменевтического метода философии П. Рикёра [41]. Учёный анализирует взаимосвязь рикёровского понятия «субъект» с центральными идеями философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петров, Антон Валерьевич, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акишина Е.О., Мартишина Н.И. Метафоры в философских текстах / Е.О. Акишина, Н.И. Мартишина // Омский научный вестник. - №5. -2009.-С. 110-113.

2. Андреева Н. И. Формирование тендерной культуры в современном обществе: философско-культурологический анализ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филос. наук: 09.00.13 /Андреева Наталия Ивановна. - Ростов-на-Дону, 2005. - 43 с.

3. Аникин Д.А. Память как социальный феномен / Д.А. Аникин // Известия Саратовского университета. — № 1. — 2007. — С. 3-9.

4. Бакшутов В. К. Философская антропология: Смена парадигм / В.К. Бакшутов. - Екатеринбург: Внешторгполиграфия - XXI, 1998. - 24 с.

5. Бацанова С. В. Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов тендерной картины мира : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук: 24.00.01 / Бацанова Софья Владимировна. -Белгород, 2007. — 21 с.

6. Блауберг И.И. О памяти и забвении: П.Рикёр и А.Бергсон / И.И. Блауберг / / Поль Рикёр - философ диалога / Рос.акад. Наук, Ин-т. философии; Отв. Ред. И.И. Блауберг. -М.: ИФРАН, 2008. - С. 60-76.

7. Блинова О. А. Персональная идентичность в контексте отношения "я-другой" : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук: 09.00.13 / Блинова Олеся Александровна. - Челябинск, 2009. - 20 с.

8. Большакова АЛО. Тендерный архетип и проблема автора / АЛО. Большакова // Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. — М.: 2010.-С. 15-29.

9. Борисенкова A.B. Герменевтические проекты в социологии (на примере работ Ю. Хабермаса и П. Рикера) / A.B. Борисенкова // Соц. обозрение. -Т.6. - № 2. - 2007.- С. 39-49.

10. Борисенкова A.B. К международной конференции по исследованию трудов Поля Рикёра «Новые перспективы герменевтики в социальных науках и практической философии»/ A.B. Борисенкова // Соц. обозрение. - Т. 10.1-2.-2011.- С. 176-177.

11. Борисенкова A.B. Теория повествования Поля Рикера: от нарративной организации опыта к нарративным основаниям научного знания / A.B. Борисенкова // Соц. обозрение. - Т. 6. - № 1. - 2007. - С 55-63.

12. Буракова М. В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины : (на примере прически) : автореф. дис. на соиск. учен.

степ. канд. психол.наук: 19.00.05 / Буракова Марина Викторовна. -Ростов н/Д, 2000. - 22 с.

13. Буржуазная философская антропология XX века // Ответ. Ред. Б.Т. Григорьян. - М.: «Наука», 1986. - 294 с.

14. Вагимов Э. К. Человек как философская проблема / Э.К. Вагимов // Вызовы современности и философия: Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ.ред. И.И. Ивановой. - Бишкек, 2004. - С.57-68.

15. Васильева Т.Е. Истоки философской герменевтики : (Критич. анализ философии П. Рикера) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук (09.00.03) / Васильева Тамара Егоровна. - М., 1981. - 16 с.

16. Великотный А. М. И. Кант и проблема творческого воображения в экзистенционалыю-герменевтической философии : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук: 09.00.03 / Великотный Алексей Михайлович. - Тверь, 2005. - 20 с.

17. Вдовина И. С. Вступительная Статья / И.С. Вдовина // Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр. и вступит.ст. И.С. Вдовиной. - М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2002. -С. 5-30.

18. Вдовина И.С. Герменевтический подход к истории философии / И.С. Вдовина / / Поль Рикёр - философ диалога / Рос.акад. Наук, Ин-т. философии; Отв. Ред. И.И. Блауберг. -М.: ИФРАН, 2008. - С.24-60.

19. Вдовина И.С. Книга Рикёра «Я сам как другой» К первой публикации на русском языке / И.С. Вдовина // Рикёр П. Я сам как другой / Пер. с франц. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. — С. 5-12.

20. Вдовина И.С. Памяти Поля Рикёра / И.С. Вдовина // Вопросы философии.-№ 11.-2005. -С. 176-187.

21. Вдовина И.С. Поль Рикёр / И.С. Вдовина // Философы двадцатого века. -М.: Издательство «Искусство XXI век», 2004. - С. 87-94.

22. Вдовина И.С. Поль Рикёр о необходимости разработки философской теории признания / И.С. Вдовина // Философские науки. - №7. — М., 2010.-С. 25-39.

23. Вдовина И.С. Признание - категория духовная / И.С. Вдовина // П. Рикёр Путь признания. — М.: Российская политическаяэнциклопедия (РОССПЭН), 2010. - С. 249-261.

24. Вдовина И.С. Проблема универсального развития личности в французском персонализме : (Крит.анализ) : автореф. дис. на соиск.

учен, степени канд. филос. наук (622) / Вдовина Ирена Сергеевна. -Москва, 1971.-24 с.

25. Вдовина И. С. Словарь Поля Рикёра / И.С. Вдовина // Философские науки. — №1. -2012.-С. 91-105.

26. Вдовина И. С. Феноменология во Франции (историко-философские очерки) / И. С. Вдовина. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. -400 с.

27. Волжский В. Основания синтетической теории человека / Владимир Волжский. - СПб.: Ступени, 1997. — 52 с.

28. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм = Homo humanus :Социол. аспект / Ю.Г. Волков; Науч. ред. д. филос. н., проф., чл.-корр. РАН A.B. Дмитриев Акад. социал. наук. - Челябинск : Б. и., 1995. - 221 с.

29. Галлямова Н. Ш. Речевой акт «обещание, клятва» в русской языковой картине мира: лингвокультурологический, функционально-прагматические аспекты / II.Ш. Галлямова // Язык и культура. - №3. -2010. -С.16-32.

30. Гелен А. О систематике антропологии (пер. А.Ф. Филиппова) / А. Гелен // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ.ред. Ю. Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. -С. 152-201.

31. Горбачев В. Г. Введение в философскую антропологию : Учеб.пособие по спецкурсу /В. Г. Горбачев; М-во образования Рос. Федерации, Брян. гос. ун-т им. И. Г. Петровского, Каф.философии. - Брянск : Изд-во Брян. гос. ун-та, 2001. - 166 с.

32. Грейш Ж. Ответственность за будущие поколения: этический смысл трансмиссии / Ж. Грейш // История философии. - № 1. - М., 1997. - С. 164-177.

33. Григорьева Н. Я. Эволюция философской антропологии в 1920-1950-х гг.: радикализация образа человека : автореф. дис. на соиск. учен.степ. д-ра филос. наук: 09.00.03 / Григорьева Надежда Яковлевна. — М., 2009. -43 с.

34. Губин В. Д., Некрасова E.H. Философская антропология: Учебное пособие для вузов / В.Д. Губин, E.H. Некрасова. - Спб.: Университетская книга, 2000. - 240с.

35. Губман Б.Л. Жак Маритен / Б.Л. Губман // Философы двадцатого века. -М.: Издательство «Искусство XXI век», 2004. - С. 47-51.

36. Дворецкая Е. В. Англо-американская философия последней четверти XX столетия : персоналистические тенденции / Е.В. Дворецкая. - СПб.: Лань, 2001.-299 с.

37. Дворецкая E.B. Персоналисткие тенденции современной англоамериканской философии: автореф. дис. на соиск. учен.степени д-ра. филос. наук: 09.00.03 / Дворецкая Екатерина Викторовна. -Спб., 2001. — 25 с.

38. Долгов K.M. Феноменологическая онтология Мартина Хайдеггера и искусство / K.M. Долгов // Феноменология искусства. — М.: ИФ РАН, 1996.-С. 22-53.

39. Дорофеев Д. 10. Проблемы современной философской антропологии: спонтанность и суверенность человека / Д.Ю. Дорофеев // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина.-Т.2. Философия.-№3.-2009.-С.162-171.

40. Доценко Е.Л. Лицо, имя и голос как социальные характеристики личности / Е.Л. Доценко // Вестник ЮУрГу. - №31. - 2008. - №31. - С. 78-85.

41. Емельянов А. С. Поль Рикёр: герменевтика субъекта / A.C. Емельянов // Наука и современность. - №15. -2012.-С. 179-186.

42. Ермаков В. А. Становление философской антропологии : Учеб. пособие / В.А. Ермаков, C.B. Колганов, П.С. Глухов; Науч. ред. д.филос.н., проф.

H.H. Карпушин М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "МАТИ" - Рос.гос. технол. ун-т им. К.Э. Циолковского. - М.: МАТИ, 2004. - 146 с.

43. Ершова H. М. Трансформация самоидентификации современной женщины: между полом и тендером : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук: 09.00.11 / Ершова Надежда Михайловна. -Екатеринбург, 2005. - 23 с.

44. Жукова О. И. Понятие самости в системе философских представлений о человеке/О.И.Жукова//Вестник ВГУ.-№ 1. -2009. -С. 139- 150.

45. Зенкин С.Н. Дар, символ, рассказ (Заметки о теории, 29) / С.Н. Зенкин // Новое литературное обозрение. -№2. -М., 2013-С. 309-317.

46. Зенкин С.Н. Социальное действие и его смысл: историческая герменевтика Поля Рикёра / С.Н. Зенкин // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, 2013.-С. 327-346.

47. Зотов А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. - М.: Высш. шк., 2001.-784 с.

48. Иванов Г.А. «Могущий» субъект (un sujet capable) и государственность в философской концепции П. Рикёра / Г.А. Иванов // Вестник МГТУ. -Т.11.-№1. -2008.- С. 108-113.

49. Иншаков О.В. Человек институциональный - проблемы свободы выбора / О.В. Иншаков // Человек в современных философских концепциях. - Т.

I. - 2004. - С.39-45

50. Йонас Г. Принцип ответственности: Наука как персональный опыт = Das Prinzip Verantwortung: Опыт этики для технол. цивилизации [Лекция, прочит. 15 окт. 1986 г. по случаю празднования 600-летия У-таРупрехта-Карла] /Ганс Йонас; пер., [предисл., примеч.] И.И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 479 с.

51. Казаринова Н.В. Культура сквозь призму метафор или социальная антропология в поисках образа человека / Н.В. Казаринова // Проблемы человека в меняющемся мире: Сб. науч. тр /М-во общ. и проф. образования РФ, С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т; [Редкол.: проф. Б.В. Ахлибининский (науч. ред.) и др.]. - СПб.: С.-Пб.ГЭТУ, 1997. - С.58-65.

52. Кастийо М. Понятие этики и морали в учении Поля Рикёра / М. Кастийо / / Поль Рикёр - философ диалога / Рос.акад. Наук, Ин-т. философии; Отв. Ред. И.И. Блауберг. - М.: ИФРАН, 2008. - С. 12-24.

53. Кашин В.В., Мельник О. А. Конфликт интерпретаций Поля Рикёра / В.В. Кашин, O.A. Мельник // Вестник ОГУ. - № 7. - 2006.- С. 49 - 55.

54. Клименкова Т А. От феномена к структуре / Т.А. Клименкова. - М.: Наука, 1991.-85 с.

55. Клименкова Т.А.Проблема культурно-исторического творчества в феноменологической герменевтики П. Рикёра / Т.А. Клименкова // Французская философия сегодня : Анализ немарксистских концепций. — М.: Наука, 1989. - С.245-258.

56. Ковалёва Л.И. Гендерно-игровые аллюзии психоаналитических образов Зигмунда Фрейда / Л.И. Ковалёва // Вестник КрасГАУ. - №1. - 2008. -С. 264-273.

57. Коногорова A.B. Концепт "женщина" в английской лингвокультуре / A.B. Коногорова // Вестник Бурятского государственного университета. -№10. -2010. -С. 126-129.

58. Костина E.H. Память, забвение, идентичность: диалектика феноменов / E.H. Костина // Учёные записки казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Т. 153. -№1.-2011. - С. 60-65.

59. Кочергин М. С. Феномен социальной справедливости : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук: 09.00.11 / Кочергин Михаил Сергеевич. - Тверь, 2007. - 23 с.

60. Кошелева В. Л. Морис Мерло-Понти / В. Л. Кошелева // Философы двадцатого века. - М.: Издательство «Искусство XXI век», 2004. — С.60-64.

61. Кузнецов В. Г. Герменевтика и её путь от конкретной методики до философского направления / В.Г. Кузнецов // Логос. - № 10. - М., 1999-С. 43-88.

62. Кузнецова О.С. Французский персонализм в европейском философском контексте XX века: основные дискуссии и влияния : автореф. дис. на соиск. учён, степен. канд. филос. наук: 09. 00. 03. / Кузнецова Ольга Сергеевна. - М.: 2009. - 27с.

63. Леру А. О некоторых аспектах восприятия Макса Шелера во Франции / А. Леру // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы / отв. ред. Д. Ю. Дорофеев. - СПб.: Алетейя, 2011. - С. 384400.

64. Лобанова Я.С. Проблема символа в философской герменевтике П. Рикёра / Я. С. Лобанова // Вестник ТГУ. - № 1. - 2011. - С. 53-56.

65. Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология: Учеб. Пособие / И. Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко // Под ред. проф., д-ра мед.наук., акад. ACO Е.А. Сигиды. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 237 с.

66. Мазурова М. Р. Философская антропология : учебное пособие / М.Р.Мазурова, Э.Р. Барбашина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. техн. ун-т, [Фак. гуманит. образования]. -Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2008. - 58 с.

67. Марков Б. В. Философская антропология : Очерки истории и теории Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманит. спец / Б.В. Марков. -СПб. : Лань, 1997.-381 с.

68. Маритен Ж. Человек и государство / Ж. Маритен. — М.: Идея-Пресс, 2000. - 196 с.

69. Малышина Н. А. Влияние феноменологии Э. Гуссерля на современную онтологию : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. философ, наук. Специальность: 09.00.03. / Малышина Наталия Анатольевна. — Саратов, 2005.- 17 с.

70. Мальцева А. П. Феномен желания: философско-антропологический подход : автореф. дис. на соиск. учен.степ. д-ра филос. наук: 09.00.13 / Мальцева Анжела Петровна. - Нижний Новгород, 2006. - 36 с.

71. Маслихин А. В. Человек и картины мира /А. В. Маслихин, В. Д. Маслихин. - 3-е изд., перераб. и доп.. - Йошкар-Ола : Map. гос. ун-т, 2002. - 478 с.

72. Мачульская О.И. Поль Рикёр о проблемах перевода в контексте теории интерпретации / О.И. Мачульская / / Поль Рикёр - философ диалога / Рос. акад. Наук, Ин-т. философии; Отв. Ред. И.И. Блауберг. - М.: ИФРАН, 2008.-С. 103-112.

73. Медведев Н.В. Герменевтическая философия Поля Рикёра / Н.В. Медведев // Вестник ТГУ. - №10. - 2012.- С. 252-256.

74.

75.

76.

77.

78

79,

80

81

82

83

84

85

86

Меньшиков A.A. Когнитивный потенциал метафоры в системе научного дискурса : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук: 09.00.08 / Меньшиков Антон Александрович. - Владивосток, 2009. - 23 с. Мерло-Понти М. Знаки / М. Мерло-Понти // Пер. с франц., коммент. и послесловие И.С.Вдовиной. - М.: Искусство, 2001. - 428 с. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - Спб.: «Наука», 1999.-601 с.

Миголатьев A.A. Философия человека. Некоторые проблемы теории и методологии : Учеб. пособие / A.A. Миголатьев. - М.: МЮИ, 1996. - 80 с.

Мишель Ж. Смысл институтов / Ж. Мишель // Поль Рикёр в Москве. -М.: Канон, 2013.-С. 311-327.

Мотрошилова Н.В. Мотрошилова Н.В. Поль Рикёр об апориях временного опыта / Н.В. Мотрошилова / / Поль Рикёр - философ диалога / Рос.акад. Наук, Ин-т. философии; Отв. Ред. И.И. Блауберг. — М.: ИФРАН, 2008. - С. 93-103.

Мочалова Н.Ю. Феномен персональной идентичности художника / Н. Ю. Мочалова // Вестник Пермского университета. - №3. - 2013 - С. 96103.

Мунье Э. Манифест персонализма / Э. Мунье. - М.: Республика, 1999. -559 с.

Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии / Б.А. Никитюк; [М-во социал. защиты населения и здравоохранения Респ. Адыгея. Респ. науч.-метод. центр профилакт. медицины]. - 2-е изд., испр.. - М. Майкоп : Изд-во Адыг.гос. ун-та, 1995. -200 с. Никишина Т. Г. Проблема человека в парадигме западного антропоцентризма : автореф. на соиск. учен.степ. канд. филосос. наук: 09.00.13 / Никишина Татьяна Геннадьевна. - Ростов-на-Дону, 2008. —23 с.

Оганян K.M. Философия человека : Учеб.пособие /K.M. Оганян; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. -СПб.: СПбГИЭУ, 2003. - 109с.

Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии /Н.В. Омельченко; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1997. - 195 с. Останина O.A. Знак, символ, текст в историческом познании / O.A. Останина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - № 18. - 2007 - С. 12-19.

87. Павлов A.B. «Справедливое»: философский анализ права / A.B. Павлов / / Поль Рикёр - философ диалога / Рос.акад. Наук, Ин-т. философии; Отв. Ред. H.H. Блауберг. - М.: ИФРАН, 2008. - С. 129-134.

88. Пеллауэр Д. Нарративное время, нарративное действие / Д. Пеллауэр // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, 2013. - С. 295-311.

89. Петренко В.В., Эннс И.А. Дискурс справедливого: Социально -философский и герменевтический проекты / В.В. Петренко, И.А. Эннс // Вестник Томского государственного университета. - № 374. - 2013. - С. 59-63.

90. Петров A.B. Проблема «человека способного» в философии Поля Рикёра / A.B. Петров // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. - Т. 15. -№2. - СПб., 2014.- С. 119-127.

91. Петрова Т.А.Проблема человека в философии : Учеб.-метод. пособие / Т.А. Петрова. - СПб. : СПбГАК, 1994. - 40 с.

92. Петровская Е.В. «Великая нарратология» (Размышления о книге П. Рикёра «Время и рассказ») / Е.В. Петровская / / Поль Рикёр — философ диалога / Рос.акад. Наук, Ин-т. философии; Отв. Ред. И.И. Блауберг. -М.: ИФРАН, 2008. - С. 76-93.

93. Плетухина Е. Г. Принцип всеединства и фундаментальные свойства человеческого бытия: атореф. дис. на соиск. учён.степ. канд. филос. наук: 09.00.13 / Плетухина Екатерина Геннадьевна. - Саратов, 2004. - 24 с.

94. Проблема человека в западной философии : Сб. пер. с англ., нем., фр / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ.ред. Ю.Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988.-544с.

95. Ремизова И.И. Современная философская антропология: аналитический обзор / И.И. Ремизова. - М., 2005 - 88с.

96. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ / П. Рикёр. — М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 313 с.

97. Рикёр П. Время и рассказ. Т.2 Конфигурация в вымышленном рассказе / П. Рикёр. - М.; Спб: Университетская книга, 2000. - 224 с.

98. Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика (Московские лекции и интервью) / П. Рикёр. - М.: АО «KAMI», Изд. центр «Academia», 1995. -159 с.

99. Рикёр П. Живая метафора / П. Рикёр // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 435 - 456.

100. Рикёр П. Интервью с профессором Полем Рикёром К изданию в России книги «Память, история, забвение» / О.И. Мачульская // П. Рикёр.

«Память, история, забвение». — М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 2004. — С. 712.

101. Рикёр П. Интерпретируя историю Интервью профессора Поля Рикёра в связи с изданием в России книги «История и истина» / О.И. Мачульская // П. Рикёр. «История и истина». - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 9-16.

102. Рикёр П. История и истина / П. Рикёр. - Спб.: Алетейя, 2002. - 400с.

103. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикёр; пер. с фр. и вступит.ст. И.С. Вдовиной. - М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2002. - 624 с.

104. Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / П. Рикёр // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 416-435.

105. Рикёр П. Память, история, забвение / П. Рикёр. - М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 2004. - 728 с.

106. Рикёр П. Повествовательная идентичность / П. Рикёр // Поль Рикёр в Москве. -М.: Канон, 2013. - С. 62-75

107. Рикёр П. Понимание и Объяснение / П. Рикёр // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 2010.- С. 283 - 285.

108. Рикёр П. Путь признания. Три очерка / П. Рикёр. - М.: Рос.полит. энцикл. (РОССПЭН), 2010.-268 с.

109. Рикёр П. Справедливое / П. Рикёр; Пер с фр. Б. Скуратова, П. Хицкого. Послесловие - Э. Шлоссер. — М.: Издательство "Гнозис", Издательство "Логос", 2005. - 304 с.

110. Рикёр П. Человек как предмет философии / П. Рикёр // Вопросы философии.-№2.- 1989.-С. 41 -50.

111. Рикёр П. Человек способный / П. Рикёр // Новая филос. энцикл.: в 4 т. — Т.4. - М.: Мысль, 2010.- С. 346- 348.

112. Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет / П. Рикёр // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, 2013. - С. 23 - 49.

113. Рикёр П. Экономическое предвидение и этический выбор: Международный философский конгресс. Вена / П. Рикёр // Французский персонализм о социальной структуре современных обществ и положении человека. - М.,1968. - С. 155-159.

114. Рикёр П. Я сам как другой / П. Рикёр. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. - 416 с.

115. Романова Л.А. Речевой акт обещания политика / Л.А. Романова // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - Т.1. — №13.-2008.-С. 17-24.

116. Ромеле А. Экономика и признание: позиция Рикёра / А. Ромеле // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, 2013. - С. 360-375.

117. Сабадашова М.Г. Семантическое единство «память/забвение» в научном дискурсе / М.Г. Сабадашова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — №1. - 2011. — С. 109-117.

118. Самама Г. Поль Рикёр: опережающее себя предшествование на пути от идентичности к обещанию / Г. Самама // Историко-философский ежегодник 2010. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2011. - С. 223237.

119. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания / Р. Б. Сапожникова // Вестник ТГПУ. — №1. -2005.-С. 13- 17.

120. Сартр Ж.П. Экзистенцианализм - это гуманизм / Ж.П. Сартр // Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1989. - С. 319-344.

121. Седова Н. Н. Философия человека : Курс лекций для студентов и аспирантов мед.вузов / Н.Н. Седова; М-во здравоохранения Рос. Федерации, Волгогр. мед. акад.. Каф.философии. - Волгоград : Ком.по печати, 1997. - 120 с.

122. Сидорова Е.А. Понятие «Труд» в философско-экономических исследованиях / Е.А. Сидорова // Вестник Башкирского университета. — №2.-2007.-С. 96-100.

123. Смирнов С.А. Современная антропология. Аналитический обзор / С.А. Смирнов // Человек. - № 4. - 2003. - С. 86-94.

124. Соколова Л.Ю. Герменевтическая антропология П. Рикёра: этапы становления философии. / Л.Ю. Соколова // Вестник ТГУ. - № 10. — 2012.-С. 257-262.

125. Соколова Л.Ю. Очерки французской философии XX века / Л.Ю. Соколова. - Спб.: Роза мира, 2006. - 179 с.

126. Сорокина Ю. В., Малиновская Н.В. К вопросу о справедливости в праве / Ю.В. Сорокина, Н.В. Малиновская // Вестник ВГУ. - №1. - 2011. - С. 86- 100.

127. Станкевич Г.Л. Круглый стол «Оправдание деятельностью: труд, деятельность и творчество как экзистенциально-антропологическая проблема» // Антропологические матрицы XX века. Л.С. Выготский -П.А. Флоренский. Несостоявшийся диалог. - Приглашение к диалогу. -М.:-С. 294-326.

128. Старовойтов В.В. Проблема Я, личности, самости в творчестве Поля Рикёра и в современных психологических и психоаналитических

197

>

исследованиях / B.B. Старовойтов // История философии. — № 17. — 2012. -С. 160-176.

129. Степанов Б. Е. Рецензия на книгу: Рикер П. История и истина / Б.Е. Степанов // Новое литературное обозрение. - № 55. - 2004. - С. 378386.

130. Тавризян Г.М. Габриэль Марсель / Г.М. Тавризян // Философы двадцатого века. - М.: Издательство «Искусство XXI век», 2004. — С. 5259.

131.Тета Ж.М. Нарративная идентичность как теория практической субъективности. К реконструкции концепции Поля Рикёра / Ж.М. Тета // Социологическое обозрение. - №2. - 2012. - С. 100-121.

132. Тихонова Е.Ф. Герменевтика и знак (по работе П. Рикёра «Конфликт интерпретаций») / Е.Ф. Тихонова // Человек. Наука. Цивилизация: [Сб. ст.] /[Рост. гос. ун-т]; Отв. ред. к.филос.н., доц. A.B. Белов. - Ростов н/Д : Изд-во Рост.гос. пед. ун-та, 2002. - С.42-61.

133. Томильцева Д.А. Опыт прощения: Социально-философский анализ / Д.А. Томильцева // Известия уральского Федерального университета. -№ 1. - 2010. - С.7-17.

134. Филиппов А.Ф. Действие как событие и текст: к социологическому осмыслению Поля Рикёра / А.Ф. Филиппов // Поль Рикёр в Москве. -М.: Канон, 2013. - С. 277-295.

135. Философская антропология и гуманизм / [д.ф.н., проф. Ф.В. Цанн-кай-си, д.ф.н., проф. М.М. Прохоров, к.ф.н., доц. П.А. Белоусов и др.; отв. ред. - Ф.В. Цанн-кай-си] М-во образования и науки Рос. Федерации, Владимир.гос. пед. ун-т. - Владимир : Владимир.гос. пед. ун-т, 2004. -311с.

136. Фрэйд 3. Толкование сновидений / 3. Фрейд. — Мн., «Попурри», 2003. — 576 с.

137. Хамитов Н. В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии / Н.В. Хамитов. - М. Киев : Ин-т общегуманит. исслед. Ника-центр, 2002. - 334 с.

138. Хачмафова З.Р. Аспекты дискурсивного анализа текстов женской прозы / З.Р. Хачмафова // Вестник Адыгейского государственного университета. - № 3. - 2009. - С. 246-251.

139. Хорошильцева Н. А. Тендерная метафора в современной культуре : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. филос. наук: 09.00.13 / Хорошильцева Наталья Андреевна. - Ставрополь, 2003. - 19 с.

140. Чернов АЛО. «Я-концепция» в психосемантическом пространстве политики / АЛО. Чернов // Человек в современных философских концепциях. - Волгоград: Изд-во ВолГу. — Т. 2. - 2004. - С. 477 - 482.

141. Шаврова О.Г. Концепция культурной традиции в современной философской герменевтике: автореф. дис. на соиск. учён.степ. канд. филос. наук: 09.00.11 / Шаврова Ольга Геннадьевна. - Минск, 2004. - 21 с.

142. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988,- С.31-95.

143. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение / Г. Шпильберг. - М.: «Логос», 2002. - 680с.

144. Шубрт И., Пфайферова Ш. Рамки и места коллективной памяти: старая | тема, новые взгляды / И. Шубрт, Ш. Пфайферова // Личность. Культура.

Общество. - Том XIII. - № 61-62. - 2011 - С. 77-85.

145. Шульга Е.Н. Герменевтика Поля Рикёра и современные проблемы , эпистемологии / Е.Н. Шульга // Поль Рикёр в Москве. - М.: Канон, ? 2013.-С. 237-256.

146. Шульга Е.Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии / Е.Н. Шульга. - М.: ИФ РАН, 2004. — 165 с.

147. Шульгина Д. Н. Контексты идентичности в философском дискурсе / Д.Н. Шульгина // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2010. - № 1. - С. 312 - 317.

148. Яковлева М. В. Динамика образов "мужественности" и "женственности" в европейском костюме XX века: тендерный подход : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. культурологии: 24.00.01 / Яковлева Мария Викторовна. - СПб., 2003. -21 с.

149. Ясперс К. Разум и экзистенция / К. Ясперс; пер. А. К. Судакова. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - 336 с.

150. Abel О., Poree J. Le vocabulaire de Paul Ricoeur / О. Abel, J. Poree. - Paris, 2007.-93 p.

151.Amalric J.L. Affirmation originaire, attestation et reconnaissance: Le cheminement de l'anthropologie philosophique ricœurienne / J. L. Amalric // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Vol. 2. - No 1. - Pittsburgh, 2011. -P. 12-34.

152. Amalric J. L. L'Imagination poético-pratique dans l'identité narrative / J. L. Amalric // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. — Vol. 3. - No 2. -Pittsburgh, 2012. - P. 110-127.

153. Bernstein R.J. Ricœur's Freud / R. J. Bernstein // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies.-Vol. 4.-No 1.-Pittsburgh, 2013 - P. 130-139.

154. Breviglieri M. L'espace habité que réclame l'assurance intime de pouvoir: Un essai d'approfondissement sociologique de l'anthropologie capacitaire de

r

Paul Ricoeur / M. Breviglieri // Etudes Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. -Vol. 3. - No 1. - Pittsburgh, 2012. - P. 34-52.

155. Busacchi V. Entre narration et action. Herméneutique et reconstruction thérapeutique de l'identité / V. Busacchi // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies.-Vol l.-No 1.-Pittsburgh, 2010. - P. 21-33.

156. Dussel E. The underside of modernity: Apel, Ricoeur, Rorty, Taylor; and the Philosophy of Liberation / E. Dussel. - New Jersey, 1996. - 248 p.

157. Dupuis M. L'empathie comme outil hermeneutique du soi / M. Dupuis // 1 Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Vol. 1. - No 1. - Pittsburgh, 2010.

- P.9-20.

158. Goldthorpe R. Ricoeur, Proust and the Aporias of time / R. Goldthorpe //

• On Paul Ricoeur Narrative and Interpretation. - London and New York, 1991.

-P. 84-101.

; 159. Hall D. W. Paul Ricoeur and the Poetic Imperative. The Creative Tension

between Love and Justice / D.W. Hall. - New York: 2007. - 198 p.

160. Ihde D. Text and the new hermeneutics / D. Ihde // On Paul Ricoeur Narrative and Interpretation. - London and New York, 1991. - P. 124-140.

161. Jervolino D. Paul Ricoeur: Une herméneutique de la condition humaine / D. Jervolino. - Paris: Ellipses, 2002. - 93 p.

162. Kaplan D. M. Ricoeur's_Critical_Theory / D. M. Kaplan. - New York, 2003. -223 p.

163. Kemp P. Narrative ethics and moral law in Ricoeur / P. Kemp // Paul Ricoeur

\ and contemporary moral thought. - London, 2002. - P. 32-46.

»

• 164. Kohak E. The philosophy of Paul Ricoeur / E. Kohak // Ricoeur P. Freedom

and Nature: The Voluntary and the Involuntary. - Evanston, 1965. - P. 11-38.

165. Kearney R. Between tradition and Utopia: the hermeneutical problem of myth / R. Kearney // On Paul Ricoeur Narrative and Interpretation. - London and New York.-1991.-P. 55 -73.

166. Kristensson B. U. Ricoeur, Hermeneutics and Globalization / B.U. Kristensson. - London. 2010.- 143 p.

167. Laitinen A. Paul Ricoeur's Surprising Take on Recognition / A. Laitinen // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Vol. 2. - No 1. - Pittsburgh, 2011.

- P.35-50.

168. Leichter. D. J. Collective Identity and Collective Memory in the Philosophy of Paul Ricoeur / D.J. Leichter // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. -Vol. 3. - No 1. - Pittsburgh, 2012. - P. 114-131.

169. Lucas J. P. Prendre Soin: Anamnèse, Témoignages, Aveux, Preuves

r

documentaries / J.P. Lucas // Etudes Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. — Pittsburgh, 2011.-No 1.-Vol. 2.-P. 179-197.

170. Marcelo G. Making Sense of the Social: Hermeneutics and Social Philosophy / G. Marcelo // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2012. — No 1.-Vol.3. - P.67-85.

171. Marcelo G. Paul Ricoeur and the Utopia of Mutual Recognition / G. Marcelo // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2011. - No 1. - Vol 2. -P. 110-133.

172. Monteil P. O. Paul Ricœur: Variations et continuité d'un projet politique / P.O. Monteil // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2013. — No 1. - Vol. 4. - P. 170-183.

173. Pierosara S. Asking for Narratives to be Recognized: The Moral of Histories /

r m

S. Pierosara // Etudes Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2011. — No 1. - Vol. 2. - P.70-83.

174. Porée J. Les limites du récit / J. Poree // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2013. - Vol. 4. - No 2. - P. 38-49.

175. Purcell S. Hermeneutics and Truth: From Alëtheia to Attestation / S. Purcell // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2013. - No 1. - Vol. 4. -P. 140-158.

176. Purcell S. Recognition and Exteriority: Towards a Recognition-Theoretic

r

Account of Globalization / S. Purcell // Etudes Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2011. - No 1. - Vol. 2. - P. 51 -69.

177. Reagan C. La reconnaissance, la justice, et la vie bonne / C. Reagan // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2013. - No 2. - Vol. 4. -P.79-89.

178. Ricoeur P. Du texte à l'action. Essais d'herméneutique II / P. Ricoeur - Paris: Le Seuil, 1986.-409 p.

179. Ricoeur P. Fallible Man / P. Ricoeur - New York: Fordham University Press, 1986.- 146 p.

180. Ricoeur P. Freedom and Nature: The Voluntary and the Involuntary / P. Ricoeur. - Evanston, 1966. - 498 p.

181. Ricoeur P. Histoire et Vérité / P. Ricoeur. - Paris: Editions du Seuil, 1955. -415 p.

182. Ricoeur P. Critique et la Conviction. Entretiens avec François Azouvi et Marc de Launay / P. Ricoeur. - New York, 1998. - 194 p.

183. Ricoeur P. La mémoire, l'histoire, l'oubli / P. Ricoeur. - Paris: Le Seuil, 2000. - 678 p.

184. Ricoeur P.La metaphore et le problem central de 1' hermeneutique / Ricoeur P // Écrits et conférences. Tome II: Hermenetique. - Paris: Seuil, 2010. - P. 91122.

185. Ricoeur P. La metaphore vive / P. Ricoeur. - Paris: Le Seuil, 1975.-413 p.

186. Ricoeur P. Le conflit des interpretations. Essais d'hermeneutique / P. Ricoeur. -Paris, 1969.-671 p.

187. Ricoeur P. Le ideologic et l'utopie / P. Ricoeur. - Paris, 1997. - 413 p.

188. Ricoeur P. Le Juste / P. Ricoeur. - Paris: Esprit, 1995.-221 p.

189. Ricoeur P. Le problème de L'hermeneutique/ P. Ricoeur // Écrits et conférences. Tome II: Hermenetique. - Paris: Seuil, 2010. - P. 17-89.

190. Ricoeur P. Le récit: sa place en psychanalyse / P. Ricoeur // Écrits et conférences. Tome I : Autour de la psychanalyse. - Paris: Seuil, 2008. - P. 277-289.

191. Ricoeur P. Logique hermeneutique? / P. Ricoeur // Écrits et conférences. Tome II: Hermenetique. - Paris: Seuil, 2010.-P. 123-196.

192. Ricoeur P. Parcours de la reconnassainse. Trois etudes / P. Ricoeur. - Paris: Stock, 2004.-387 p.

r

193. Ricoeur P. Psychanalyse et hermeneutique / P. Ricoeur // Ecrits et conférences. Tome I : Autour de la psychanalyse. - Paris: Seuil, 2008. — P.73-103.

194. Ricoeur P. Psychanalyse et valeurs morales / P. Ricoeur // Écrits et conférences. Tome I: Autour de la psychanalyse. - Paris: Seuil, 2008. - P. 167-204.

195. Riceour P. Soi-memee comme un autre / P. Riceour. - Paris: Le Seuil, 1990. -426 p.

196. Ricoeur P. Sur la traduction / P. Ricoeur. - Paris: Bayard, 2004. - 69 p.

197. Ricoeur P. The Symbolism of Evil / P. Ricoeur. - New York: Harper and Row, 1967.-362 p.

198. Ricoeur P. Temps et récit. Tome I: L'intrigue et le récit historique / P. Ricoeur. - Paris: Le Seuil, 1983. - 320 p.

199. Ricoeur P. Temps et récit. Tome II: La configuration dans le récit de fiction / P. Ricoeur. - Paris: Le Seuil, 1984. - 235 p.

200. Ricoeur P. Temps et récit. Tome III: Le temps raconté / P. Ricoeur. — Paris: Le Seuil, 1985.-428 p

201. Ritivoi A. D._Paul_Ricoeur_Tradition_and Innovation in Rhetorical theory / A.D. Ritivoi. - New York: State University of New York Press, 2006. - 186 P-

202. Savage R.W.H. Fragile Identities. Capable Selves / R.W.H. Savage // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2013. - Vol. 4. - No 2. - P. 64-78.

203. Simms K. Paul Ricoeur / K. Simms. - London, 2003. - 155 p.

204. Simms K. Ricoeur and Lacan / K. Simms. - London, 2007. — 161 p.

205. Schweiker W. Starry heavens and moral worth: hope and responsibility in the structure of theological ethics / W. Schweiker // Paul Ricoeur and contemporary moral thought. - London, 2002. - P. 117-142.

206. Thompson J. B. Critical Hermeneutics: A study in the thought of Paul Ricoeur and Jurgen Habermas / J.B. Thompson. - Cambridge, 1981. - 252 p.

207. Topping R.R. Revelation, Scripture and Church Theological Hermeneutic Thought of James Barr, Paul Ricoeur and Hans Frei / R.R. Topping. -Burlington, 2007.-239 p.

208. Vallée M.A. Quelle sorte d'être est le soi? Les implications ontologiques d'une herméneutique du soi / M.A. Valle // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Pittsburgh, 2010.-Vol. 1.-No 1.-P. 34- 44.

209. Vanhoozer K. J. Philosophical antecedents to Ricoeur's time and narrative / K.J. Vanhoozer // On Paul Ricoeur Narrative and Interpretation. - London and New York, 1991. - P. 34 -54.

210. Vincent G. Métaphores, paraboles et analogie: La référence à la théologie dans la pensée de Paul Ricœur / G. Vincent // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Vol. 3. - No 2. - Pittsburgh, 2012. - P. 92-109.

211. Wall J. Moral creativity: Paul Ricoeur and the poetics of possibility / J. Wall. -New York. 2005.-234 p.

212. Watkin C. Phenomenology_or_Deconstruction? / C. Watkin. - Edinburg, 2009.-267 p.

213. Wolff E. Compétences et moyens de l'homme capable à la lumière de l'incapacité / E. Wolff // Études Ricoeuriennes / Ricoeur Studies. - Vol. 4. -No 2. - Pittsburgh, 2013. - P.50-63.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.