Учение школы саньлунь тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Анашина, Мария Владимировна

  • Анашина, Мария Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 183
Анашина, Мария Владимировна. Учение школы саньлунь: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2005. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Анашина, Мария Владимировна

Введение

Глава 1. Формирование китайского буддизма

1.1. Становление буддизма в Китае

1.2. Буддизм и традиционная китайская культура

1.3. Первые переводчики. Ань Шигао

1.4. Новая переводческая традиция в Китае.

Даоань и Кумараджива

1.5. Предпочтение китайцами буддизма махаяны

1.6. Становление китайских буддийских школ. Классификация школ

1.7. Особенности китайского буддизма

Глава 2. Становление и развитие школы саньлунь

2.1. Базисные тексты и основная проблематика школы

2.2. Нагарджуна и Арьядева и их произведения

2.2.1. Нагарджуна

2.2.2. Арьядева

2.3. Сутры

2.3.1. «Маха-праджняпарамита-сутра»

2.3.2. «Саддхарма-пундарика-сутра»

2.3.3. «Аватамсака-сутра»

2.3.4. «Маха-паринирвана-сутра»

2.4. Линия передачи учения саньлунь

Глава 3. Учение Цзицзана

3.1. Биография Цзицзана

3.2. Сочинения Цзицзана

3.3. Учение Цзицзана 96 3.3.1. Методология школы саньлунь.

Критика буддийских и небуддийских учений

3.3.1.1. Критика учений «внешнего пути»

3.3.1.2. Критика абхидхармического учения

3.3.1.3. Критика «Сатьясиддхи-шастры»

3.3.1.4. Критика учений махаяны

3.3.2. Учение о «пустоте»

3.3.3. Учение о «восьми отрицаниях»

3.3.4. Учение о «двойственной истине»

3.3.5. Учение о «срединном пути»

3.3.6. Учение о «природе Будды»

3.3.7. Классификация буддийских школ 137 3.4. Место школы саньлунь в философии китайского буддизма

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение школы саньлунь»

Постановка проблемы

Данная работа посвящена изучению религиозно-философского учения китайской буддийской школы саньлунь-цзун («школа трех трактатов», или «школа трех шастр»). Эта школа является китайским вариантом индийской школы мадхьямики («[учение о] срединности»), или шуньявады («учение о пустоте»). Время существования этой школы в Китае охватывает период с V в., когда в Чанъань прибыл Кумараджива (344 или 350 - 413 или 409 гг.)1, считающийся первым китайским патриархом школы, по VIII в., когда школа саньлунь прекратила свое существование в Китае, уступив место собственно китайским, не имеющим аналога в- Индии буддийским школам. Однако, начиная с VII в. учение школы саньлунь становится известным в Японии (под названием санрон) и начинает там активно развиваться. Если же подходить к вопросу о времени существования школы более строго, то оформление школы саньлунь в Китае следует отнести к VI в., считая ее основателем Цзицзана (549-623 гг.) , которым были написаны главные комментарии к основополагающим текстам школы. Таким образом, по сравнению с другими школами китайского буддизма, саньлунь просуществовала в Китае сравнительно недолго. Это было вызвано тем, что на смену ей пришли другие буддийские школы, не имеющие аналога среди индо-буддийских школ, более соответствующие китайскому менталитету и в большей степени опирающиеся на положения традиционной китайской философии. Тем не менее, в истории китайского буддизма саньлунь занимает важное место, поскольку

1 Хэ Чэнсюань. Кумараджива//Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С.156.

2 Хань Тинцзе. Цзицзан саньлунь сюань и цзяо ши (Комментарии к «Сокровенному смыслу трех шастр» Цзицзана). Пекин,1987. С.1-3; Хэ Чэнсюань. Цзицзан//Китайская философия. Энциклопедический словарь. С.418.

1) во многом благодаря ее наставникам стали известны в Китае и были восприняты такие базисные для буддизма махаяны идеи, как «срединный путь» (чжун дао), «двойственная истина» (эр ди), «пустота» (кун) и др.;

2) в ней активно комментировались буддийские махаянские сутры, в частности, сутры праджняпарамитского цикла; впоследствии эти комментарии, даже после исчезновения саньлунь, изучались в других школах как нормативные и последующая комментаторская традиция в большей или меньшей степени основывалась на этих комментариях;

3) будучи китайским вариантом школы мадхьямики, наставники саньлунь, прежде всего Цзицзан, не просто восприняли индийское учение, но и развили его отдельные философские положения, показав возможности негативной диалектики Нагарджуны.

Таким образом, несмотря на сравнительно короткий период существования школы в Китае (не более трех веков) и значительную зависимость от индийского буддизма (точнее, шуньявады), школа саньлунь сыграла важную роль в становлении и развитии китайского буддизма.

Кроме того, в произведениях ее мыслителей содержится богатый фактический материал по истории и учению других школ китайского буддизма, что позволяет полнее реконструировать общее развитие и проблематику раннего китайского буддизма; также в этих сочинениях содержатся сведения, касающиеся истории и проблематики индийских буддийских и небуддийских школ, благодаря чему представляется возможным судить о восприятии индийской философии и культуры в Китае в I тыс. н.э.

В данной работе религиозно-философское учение школы саньлунь рассматривается, прежде всего, на основе учения Цзицзана. Выбор данного мыслителя определяется тем, что, во-первых, именно

Цзицзаном написано большинство сочинений саньлунь, во-вторых, практически все китайские буддийские мыслители при характеристике мадхьямики ссылаются на комментарии Цзицзана. Большинство китайских, отечественных и западных исследователей китайского буддизма согласны в том, что Цзицзан фактически был основателем и главным теоретиком школы саньлунь.

Помимо анализа учения Цзицзана, в данной диссертационной работе исследуются основные идеи предшествующих мыслителей, которых традиция относит к саньлунь. Кроме того, для выявления специфики саньлунь, ее места в китайском буддизме, представляется необходимым уделить значительное внимание истории распространения буддизма в Китае в первые века нашей эры, становлению махаяны в Китае, освещению основных различий и общих черт между буддийским и традиционным китайским мировоззрениями.

Цели и задачи исследования

Основная цель данной работы - изучение истории и религиозно-философских идей школы саньлунь в контексте становления и развития китайского буддизма, призванное расширить наши знания о ранних этапах существования китайского буддизма и формирования одной из его первых школ. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- рассмотрение основных этапов становления махаянской буддийской традиции в Китае, проникновения и распространения идей школы мадхьямики, формирования и эволюции школы саньлунь;

- представление в целостном виде основной проблематики этой школы;

- реконструкция ее категориального аппарата;

- выявление специфики ее религиозно-философского учения, новаторских идей, внесенных в учение мадхьямики китайскими наставниками, прежде всего Цзицзаном, а также концепций, оказавших значительное влияние на формирование китайского варианта буддизма в целом.

Источники

В данной работе изучение религиозно-философского учения школы саньлунь производится преимущественно на основе оригинальных источников на китайском языке. Главным трактатом, на базе которого реконструируется учение саньлунь, является сочинение Цзицзана Сань лунь сюанъ и («Сокровенный смысл трех шастр»). Под «тремя шастрами» Цзицзаном подразумеваются сочинения основателя мадхьямики Нагарджуны (И - нач. III в. н.э.)3 «Мула-мадхьямика-карики» («Коренные строфы о срединности»), «Двадаша-мукха-шастра» («Шастра двенадцати врат») и его ученика Арьядевы (III в. н.э.)4 «Шата-шастра» («Шастра в ста [строфах]»). Данный трактат в свою очередь выбран потому, что именно в нем в наиболее полном виде изложено учение саньлунь, что позволяет с помощью этого текста выявить:

- основной категориальный аппарат школы;

- ее базисные концепции;

- новаторские идеи, внесенные Цзицзаном в учение мадхьямики;

- основные концепции и проблематику существовавших в то время других китайских буддийских школ, сект и направлений;

- идеи, которые впоследствии станут базовыми в китайском буддизме в целом.

3 Датировка по: Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма (имена, термины, понятия)//Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. М.,2000. С.737.

4 Датировка по: Там же. С.651.

Кроме того, для характеристики учения данной школы привлекаются другие сочинения Цзицзана, в первую очередь, Эр ди и («Смысл двойственной истины»), Да шэн сюань лунь («Рассуждения о сокровенном в махаяне»). Также используются сочинения других наставников школы, в первую очередь, сборник сочинений китайского буддийского мыслителя Сэнчжао (384-414 гг.) 5 Чжао лунь («Рассуждения [Сэн]чжао») и махаянские сутры. Практически все тексты за исключением сутр цитируются по китайским источникам, сутры - по китайским переводам и выверены с соответствующими русскими переводами, выполненными отечественными будцологами.

В диссертации подробно анализируются тексты, являющиеся доктринальными в школе саньлунь - «Мула-мадхьямика-карики», «Двадаша-мукха-шастра», «Шата-шастра», и примыкающие к ним «Маха-праджняпарамита-сутра» («Великая сутра праджняпарамиты»), «Саддхарма-пундарика-сутра» («Сутра Цветка Лотоса Благого Закона», сокр. «Лотосовая сутра»), «Аватамсака-сутра» («Сутра о величии Цветка»), «Маха-паринирвана-сутра» («Сутра о Великой пари-нирване»).

Все эти тексты неоднократно публиковались в китайских и японских буддийских сборниках сутр и шастр. Наиболее авторитетным является японское издание Тайсё синсю Дайдзокё (Заново отредактированное «Великое собрание сутр» [годов] Тайсё. Т. 1-100. Токио, 1924-1932, 1960-1964). Большую научную ценность также имеет антология буддийской философии Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бянъ (Избранные материалы по идеологии китайского буддизма. Пекин. Т.1, 1981; т.2, 1983). В последние годы, в связи с проводимой китайским правительством политикой модернизации Китая, практически все тексты китайской Трипитаки (Саньцзан), а

5 Датировка по: Сэнчжао//Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.1994. С.294. также сочинения китайских буддийских авторов выставлены на различных сайтах в интернете, наиболее авторитетным из которых является www.suttaworld.org, с расположенными на нем текстами китайской Трипитаки.

Методология исследования

Поскольку данная работа посвящена рассмотрению религиозно-философского учения школы саньлунь в контексте китайского буддизма, большое внимание уделяется истории его становления и развития и генезису школы саньлунь. В силу этого используются методы исторических дисциплин, позволяющие реконструировать ее историю.

Помимо этого, в данной работе значительное внимание уделяется анализу основных доктрин школы. Поэтому необходимым представляется использование филологических методов, позволяющих довольно четко определить семантику тех или иных категорий, что дает возможность выявить определенную' семантическую трансформацию буддийских категорий при их переводе на китайский язык, «нагруженность» китайских буддийских категорий смыслами, не свойственными санскритским терминам. Также, так как данная работа в значительной степени построена на реконструкции доктрины школы саньлунь на основании текста Сань лунь сюань и, в диссертации широко используются текстологические методы.

Как было уже отмечено выше, школа саньлунь является китайским вариантом индийской школы мадхьямики, что постулируют сами наставники саньлунь, прежде всего Цзицзан, поэтому для выявления специфики ее учения привлекаются сравнительные методы, позволяющие выделить как заимствованные из индийской мадхьямики доктрины, так и собственные теории, разрабатывавшиеся наставниками школы. Кроме того, китайские наставники саньлунь неизбежно привносили в свое учение китайскую специфику, использовали категории традиционной китайской философии. Данный метод позволяет выявить как заимствованные из индо-буддизма и традиционной китайской философии доктрины, так и собственные оригинальные разработки школы. Тем не менее, данная диссертация не является собственно компаративистской, и она не содержит прямых сравнений как с западной, так и с восточной (индийской и китайской) традицией (за исключением сравнений с индо-буддийской мадхьямикой).

Таким образом, исторические, филологические, текстологические методы наряду со сравнительным анализом стали основными методологическим приемами, использованными в ходе написания данной работы.

Актуальность и новизна исследования

В настоящее время в свете развития многополярного мира и усиления диалога культур большой интерес представляют исторические реконструкции культурного взаимодействия, имевшие место в древности и в средние века. Уникальным примером такого взаимодействия является Китай, сумевший усвоить и творчески преобразовать буддизм, который стал органической частью китайской культуры, наложив отпечаток на все стороны жизни Китая. В связи с этим особый интерес для исследователей представляют ранние этапы становления китайской буддийской традиции и формирование первых собственно китайских буддийских школ. Изучение этого процесса позволяет проследить развитие буддийских доктрин в Китае, их постепенное изменение и наполнение новыми смыслами, не присущими индийской буддийской культуре, но являющимися основными для традиционной китайской культуры, что привело в конечном итоге к формированию уникальных китайских буддийских школ, прежде всего чань и цзинту, не имеющих аналога в индийском или тибетском буддизме и определивших специфический облик не только дальневосточного буддизма, но и всей дальневосточной культуры в целом.

Изучение истории и религиозно-философского учения школы саньлунь позволяет реконструировать ранний этап формирования китайских буддийских школ, когда еще только шло его становление в Китае. Также в сочинениях наставников школы, прежде всего Цзицзана, содержится богатая историко-философская информация о различных буддийских школах и сектах, существовавших в то время в Китае. Некоторые из них довольно быстро сошли с исторической арены, слившись с другими школами и уступив им место. Фактически сочинения Цзицзана являются авторитетным, а подчас и единственным источником для изучения истории в Китае таких важных учений, как традиции «Абхидхармы» (Апитанъ), «Сатьясиддхи-шастры» (Чэнши лунь),. «Дашабхумика-сутра-шастры» (Ди лунь) и «Махаяна-сампариграха-шастры» (Шэ лунь).

В отечественном востоковедении религиозно-философское учение школы саньлунь сравнительно мало изучено, поскольку в целом ее учение представлялась вторичным по отношению к индийской мадхьямике и малооригинальным. Однако в действительности саньлунь, будучи одной из первых школ (цзун) китайской буддийской философии, оказала значительное влияние на формирование последующей китайской и всей дальневосточной буддийской традиции, наставники этой школы были широко известны не только в китайских буддийских кругах, но и пользовались покровительством князей и императоров, имели огромный авторитет среди народа. О значимости школы саньлунь свидетельствует тот факт, что китайские и японские буддийские мыслители достаточно часто в своих сочинениях цитируют произведения Цзицзана. Кроме того, школа саньлунь является органичной частью школы мадхьямики, одного из самых авторитетных направлений махаяны, стоявшего у истоков махаянской традиции, определившего весь облик буддизма махаяны.

Таким образом, новизна данной диссертационной работы заключается в следующем:

- первом в отечественном востоковедении комплексном исследовании истории и религиозно-философского учения школы саньлунь в контексте китайской буддийской культуры, анализе основных категорий китайской мадхьямики;

- в специальном исследовании творчества Цзицзана и введении в научный оборот избранных мест из его сочинений Сань лунь сюанъ и, Эр ди и, Да шэн сюань лунь.

Изученность проблемы. Обзор литературы

Как было отмечено выше, в отечественном востоковедении история и учение саньлунь сравнительно мало изучены. Наиболее полно ее учение изложено в монографии Л.Е.Янгутова «Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма», где рассматриваются религиозно-философские учения различных школ китайского буддизма, и, в частности, саньлунь 6 . Так, здесь перечислены основные вехи истории развития школы, базисные тексты и сочинения Цзицзана, достаточно подробно изложены основные доктрины школы - учение о «пустоте», принцип «срединности восьми не», теория «двух истин»7, даны переводы отдельных фрагментов трактата Цзицзана Эр ди и.

6 Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995.С.83-101.

7 Здесь мы оставляем авторский перевод терминов - «две истины», «восемь не». Однако представляется оправданным переводить эти термины как «двойственная истина» и

Также учение школы саньлунь (яп. санрон) рассматривается в монографии А.Н.Игнатовича «Буддизм в Японии. Очерк ранней истории»8. В главе, посвященной ей, большое внимание уделяется индо-буддийским мадхьямиковским концепциям, получившим дальнейшее развитие в санрон. Также здесь подробно представлена источниковедческая часть, освещены вопросы принадлежности

Мула-мадхьямика-карик», «Двадаша-мукха-шастры» и «Шаташастры» Нагарджуне и Арьядеве, рассматриваются основные этапы истории развития школы, причем не только в Китае, но и в Японии, основные концепции школы: учение о «пустоте», «двух истинах», восьми не», «устранении ложного и проявлении правильного взглядов]», типология буддийских учений. Аналогичная информация содержится в коллективной монографии «Буддизм в Японии», соответствующий раздел которой написан А.Н.Игнатовичем9.

Учение школы саньлунь упомянуто в книге Е.А.Торчинова

Введение в буддологию. Курс лекций» 10. Однако здесь учение китайской мадхьямики практически не рассматривается, поскольку она отнесена к группе «школ трактатов» («школ шастр» - М.А.), имеющих прикладной характер. Зато в этой книге содержится достаточно подробная информация об индийской мадхьямике 11 .

Аналогичные сведения содержатся в книге Е.А.Торчинова

Философия буддизма махаяны»12.

Школе саньлунь посвящены также соответствующие статьи в издании «Китайская философия. Энциклопедический словарь»,

1 ^ подготовленным Институтом Дальнего Востока РАН . Здесь в статье восемь отрицаний», о чем будет подробно сказано в соответствующих пунктах третьей главы диссертации.

8 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М.,1987. С.192-205.

9 Буддизм в Японии. М.,1993. С.54-60.

10 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.,2000. С. 185.

Там же. С.77-91.

12 Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб.,2002.

13 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.,1994.

А.А.Маслова «Саньлунь школа» освещены основные вехи развития школы, перечислены доктринальные тексты, сочинения Цзицзана, описывается учение школы: теория «пустоты», «двух истин», «срединного пути восьми не», концепция «устранения ложного и проявления правильного», и др.14 В этом же издании содержатся и другие статьи, в той или иной степени относящиеся к школе саньлунь: Хэ Чэнсюаня «Цзицзан»15, «Кумараджива»16, А.А.Маслова «Эр ди»

1 7

Две истины») и др.

Учение школы саньлунь также отражено в исследованиях М.Е.Ермакова о Кумарадживе18 и А.И.Эйдлина о Сэнчжао19. Теория «двух истин» в японских школах санрон и цзёдзицу исследуется Е.С.Лепеховой в посвященной им статье20. Также ряд аспектов учения саньлунь содержатся в работах В.П.Андросова21.

Значительно большее внимание уделялось школе саньлунь китайскими исследователями. Одним из самых полных исследований по истории и религиозно-философскому учению этой школы является фундаментальная монография Хань Тинцзе Сань лунь сюань и сяо ши (Комментарий к «Сокровенному смыслу трех шастр») . Данная книга разделена на две части, каждая со своей пагинацией. В первой, вводной части содержится следующая информация: 1) биография и основные сочинения Цзицзана;

14 Там же. С.265-266.

15 Там же. С.418.

16 Там же. С. 156.

17 Там же. С.512.

18 Ермаков М.Е. Биография Кумарадживы в «Гао сэн чжуань» и ее версия в официальной китайской историографии.//9-я НК ОГК. 4.1. М., 1978.

19 Эйдлин А.И. Относительно аутентичности трактата Сэнчжао «О безымянности нирваны»//9-я НК ОГК. Ч. 1 М., 1978.

20 Е.С.Лепехова. Проблема «двух истин» в школах санрон и дзёдзицу//Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения-7». Улан-Удэ, 1998.

21 Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990; Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М., 2000; Словарь индо-тибетского и российского буддизма. Главные имена, основные термины и доктринальные понятия. М., 2000.

12Хань Тинцзе. Сань лунь сюань и сяо ши (Комментарии к «Сокровенному смыслу трех шастр»). Пекин., 1987.

2) история развития школы саньлунь; приводятся сведения о Нагарджуне и его сочинениях,' ранних переводах сутр праджняпарамитского цикла на китайский язык;

3) классификация буддийских учений (панъ цзяо), принятая в школе саньлунь;

4) анализ философских концепций саньлунь: «всеобщей пустоты и восьми отрицаний», «двойственной истины - мирской и подлинной», «истинной реальности срединного пути» и др.

Особенностью вводной части является детальное исследование истории и учения данной школы. В основной части книги дан комментированный перевод трактата Цзицзана Сань лунь сюань и на современный китайский язык. Здесь Хань Тинцзе очень подробно разбирает практически каждое предложение, дает соответствующие разъяснения, приводит санскритские оригиналы (в диакритике) китайских буддийских терминов, сутр, шастр, имен, что, без сомнения, облегчает исследование данного сочинения и других произведений Цзицзана.

Исследование по истории школы саньлунь содержится в книгах Тан Юнтуна (1893-1964) . Особый интерес в связи с данной диссертационной работой представляют главы, посвященные распространению и развитию буддизма в Южных и Северных царствах (420-589). В книге подробно анализируется история и учение «Абхидхармы» (Апитань, или Питань), также называемой «школой причинности» (иньюань цзун), «Сатьясиддхи-шастры» (Чэнши), или «школы условных имен» (цзя мин цзун), «Праджни» (Божо), или «школы неподлинных [дхарм]» (бучжэнь цзун), школ «Дашабхумика-сутра-шастры» (Ди лунь) и «Махаяна-сампариграха-шастры» (Шэ лунь), школ «Маха-паринирвана-сутры» (Непань) и «Аватамсака

23 Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фоцзяо ши (История буддизма [династий] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин,1983; Суй Тан фоцзяо ши rao (Очерки по истории буддизма [династий] Суй и Тан). Пекин, 1982. сутры» (Хуаянъ), - «школа подлинной [реальности]» (чжэнь цзун), учению Фалана (учителя Цзицзана) из монастыря Синхуан и др.24

В книге Суй Тан фоцзяо ши гао (Очерки по истории буддизма [династий] Суй и Тан) Тан Юнтун подробно разбирает историю школы саньлунь начиная с Кумарадживы, рассматривает линию передачи учения в саньлунь, опровергая традиционную, принятую в ней, излагает основные религиозно-философские идеи наставников школы: Кумарадживы, Фаду, Сэнлана, Сэнцюаня, Фалана, Цзицзана25. Историческая информация, содержащаяся в этих книгах, позволяет довольно четко реконструировать основные этапы распространения учения мадхьямики в Китае.

Особого внимания заслуживает статья Ли Чжифу Санълунъ-цзун чжи ли ши гуань (Религиозные и мирские воззрения школы саньлунь) . В ней подробно анализируются основные религиозно-философские концепции школы: «три вида двойственной истины» (сань чжун эр ди), «четыре вида двойственной истины» (сы чжун эр ди), «нирваны и срединного пути» (непань юй чжун дао), «Татхагатагарбхи» (фошан фошэнь), «устранения ложного и проявления правильного» (по се сянь чжэн) и др. Особо в данной статье рассматривается применяемый Цзицзаном метод «чатушкотики» (буддийской логической тетралеммы) при характеристике трех и четырех видов двойственной истины, четырех видов срединного пути. Помимо этого, здесь рассматривается ранняя история китайского буддизма, в том числе основные направления и концепции «учения о праджне» (божо сюэ) - «семь школ шести

24 Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фоцзяо ши (История буддизма [династий] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983. С.515-550; С.597-633.

25 Тан Юнтун. Суй Тан фоцзяо ши гао (Очерки по истории буддизма [династий] Суй и Тан). Пекин, 1982. С. 107-126.

26 Ли Чжифу. Саньлунь-цзун чжи ли ши гуань (Религиозные и мирские воззрения школы саньлунь) / Хуаган фосюэ сюэбао (Буддийский Хуаганский вестник). №5. С. 163-209; http://www.chinesebuddhism.com/putuyiye/jjdd/HGXB2/56.HTM, 2002 г. общин» (.пю цзя ци цзун), сравниваются основные концепции даосизма и И-цзин («Канон перемен», УШ-1У вв. до н.э.) с мадхьямикой.

Также учение саньлунь затрагивается в статье Ван Яжуна «Жиянь-сы као» (Изучение монастыря Жиянь-сы) 28 . В ней исследуется история одного из наиболее известных монастырей эпохи Суй (581-618). Этот монастырь связан с деятельностью многих известных наставников различных буддийских школ и сект этой эпохи. В частности, на протяжении ряда лет здесь жил и работал Цзицзан, наставники учения «Сатьясиддхи-шастры» -конкурирующего со школой саньлунь направления, пользовавшегося в то время в Китае большой популярностью.

Помимо этого, информация по школе саньлунь широко представлена в различных китайских изданиях, посвященных истории и философии китайского буддизма. Среди наиболее важных следует назвать коллективную монографию Чжунго фоцзяо (Китайский лл буддизм) . Примечательно, что характеристика многих школ и направлений раннего китайского буддизма (например, «семи школ шести общин», учения о «праджне», учения «Сатьясиддхи-шастры», «Дашабхумика-сутра-шастры» и др.) дается с учетом сведений, содержащихся в сочинениях Цзицзана. Данные по школе саньлунь представлены также в таких трудах по истории китайской философии, как Фоцзяо гэ цзун да и (Учение всех школ буддизма) Хуан Чаньхуа30, л |

Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии) Фэн Юланя , Чжунго сысян тунши (Общая история китайской идеологии)

27 Датировка по: А.И.Кобзев. «Чжоу И»//Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С.458-459. См. также: Ю.КЩуцкий. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1960,1993 (по указателю).

28 Ван Яжун. Жиянь-сы као//Чжунхуа фосюэ сюэбао (Китайский буддийский вестник). №12, 1999. С.191-203; http://ccbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-BJ001/bj089706.htm, 2002 г.

29 Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1980. Т.1; 1982. Т.2.

30 Хуан Чаньхуа. Фоцзяо гэ цзун да и (Учение всех школ китайского буддизма). Тайбэй, 1973.

31 Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Пекин, 1961. коллектива авторов под редакцией Хуэй Вайлу и др. В последнее время достаточно подробную информацию о школе саньлунь, ее истории, учении, базовых текстах, наставниках и др. можно найти в интернете, на различных китаеязычных сайтах, посвященных буддизму. Среди них наиболее полная и достоверная информация о школе, статьи, посвященные различным аспектам учения школы содержатся на таких сайтах, как www.buddhism.com.cn, chinese.hsilai.org, ccbs.ntu.edu.tw, www.chinesebuddhism.com и др.

История и учение школы саньлунь исследовались также западными востоковедами. Одним из основных трудов по этой тематике является исследование Р.Робинсона «Early Madhyamika in India and China»33. В нем подробно анализируются история и учение индийской мадхьямики, вопросы, связанные с историчностью и авторством Нагарджуны и Арьядевы, сравниваются различные версии «Мула-мадхьямика-карик» и других основополагающих мадхьямиковских трактатов, рассматривается ранняя история буддизма в Китае, в том числе деятельность и учение Кумарадживы, Хуэйюаня, Сэнчжао, а также вопросы, связанные с историей и учением саньлунь.

Большой интерес представляют статьи Алана Фокса «Self-reflection in the Sanlun Tradition: Madhyamika as the "Deconstructive Conscience" of Buddhism» и «Jizang (Chi-tsang)»34. В первой статье А.Фокс рассматривает концепцию Цзицзана по се сянь чжэн («устранение ложного и проявление правильного») как выражение «деконструкции» - особой техники критики. Вторая работа А.Фокса

32 Чжунго сысян тунши (Общая история китайской идеологии). Пекин, 1959.

33 Robinson R.H. Early Madhyamika in India and China. L.,1967.

34 Fox A. Self-reflection in the Sanlun Tradition: Madhyamika as the «Deconstructive Conscience» of Buddhism /Journal of Chinese Philosophy. V.I9 (1992), pp. 1-24; http://ccbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-JOCP/jc21442.htm; Fox A. Jizang (Chi-tsang): www.udel.edu/Philosophy/afox/jizang.htm является статьей энциклопедического плана, где вкратце рассматриваются основные положения учения Цзицзана.

Учения различных школ китайского буддизма, включая саньлунь, рассматриваются в исследованиях К.Чэня35, Такакусу36 и др., посвященных китайскому буддизму, а также книгах В.Чаня37, Фэн ло

Юланя и др. по истории китайской философии.

В целом можно сказать, что основные положения школы достаточно полно отражены в зарубежной литературе, но в то же время мало изучены отечественным востоковедением.

Апробация работы

Апробацию работа прошла на заседаниях Сектора восточных философий Института философии РАН. Идеи диссертации отражены в статьях, в докладах на конференциях в Институте Дальнего Востока РАН и всероссийского общества «Знание», в ходе лекций и семинаров по китайской философии, которые проводились для студентов второго-четвертого курсов философского и политологического факультетов Государственного университета гуманитарных наук в 2002-2005 годах.

Структура работы

Диссертация состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Библиографии и Иероглифического указателя.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Анашина, Мария Владимировна

Заключение

Целью данной работы было изучение истории и религиозно-философских идей школы саньлунь в контексте становления и развития китайского буддизма. Для ее достижения были решены задачи, поставленные во Введении.

1. Рассмотрение основных этапов становления махаянской буддийской традиции в Китае, проникновение и распространение идей мадхьямики, формирования и эволюции школы саньлунь.

В целом, как отмечалось в Первой главе, становление буддийской традиции в Китае условно можно разделить на три этапа. На первом этапе происходило первоначальное знакомство китайцев с буддизмом. Однако господство официальной идеологии -конфуцианства в ханьском Китае, несовершенство методов перевода, использование даосского категориального аппарата, а также становление буддийской махаянской традиции в самой Индии и Центральной Азии и другие причины привели к тому, что в то время буддизм практически не замечался китайской интеллектуальной элитой и рассматривался как одна из даосских сект. Второй этап характеризуется усилением значимости буддизма в Китае. Не последнюю роль здесь сыграли политические и социально-экономические факторы. В частности, буддизм поддерживался правителями Северных династий. Падение династии Хань привело к ослаблению роли конфуцианства как учения, обеспечивающего необходимую идеологическую функцию в обществе, в результате чего образовался определенный идеологический вакуум. Нестабильная общественно-политическая обстановка привела к частым войнам, неурожаям, голоду, эпидемиям и прочим неурядицам смутного времени. Требовалась идеология, которая могла бы выполнять определенную компенсаторную функцию в обществе. На эту роль в данных условиях могли претендовать два учения - даосизм и буддизм. И на этом этапе отмечается усиление этих течений и начало конкурентной борьбы между ними. В конечном итоге, буддизм оказался учением, которое смогло дать ответы на те вопросы, которые не разрабатывались или мало разрабатывались в даосизме (психология, сотериология, космология и др.). Этот этап в развитии буддизма, как уже отмечалось, характеризовался формированием самобытной китайской буддийской мысли, представленной, в частности, адептами «семи школ шести общин» и учениками Кумарадживы - Даошэном, Сэнчжао и др. Третий этап знаменует собой появление собственных китайских буддийских школ, не имеющих аналога в индо-буддизме.

Как отмечалось во Второй главе, идеи мадхьямики проникали в Китай и до Кумарадживы, вместе с переводами сутр праджняпарамиты. Однако общая ситуация того времени не способствовала творческому осмыслению этих доктрин. Благодаря деятельности Кумарадживы и его учеников, был переведен большой корпус текстов, содержащий идеи праджняпарамиты и мадхьямики. Одновременно произошло становление школы саньлунь в качестве самостоятельного течения, осознающего определенную преемственность между наставниками.

В эволюции школы саньлунь условно можно выделить три этапа. На первом этапе, представленным деятельностью Кумарадживы, Сэнчжао, Фаду, Сэнлана, Сэнцюаня и Фалана, произошло становление и оформление китайской мадхьямики. Как отмечалось в пункте 2.4 диссертации, в этот период большое внимание уделялось комментированию четырех сутр и шастр, на которых базировалось учение саньлунь. Наиболее оригинальным мыслителем здесь был, без сомнения, Сэнчжао, создавший значительное число сочинений, в которых изложено его учение, оказавшее влияние на последующую китайскую буддийскую мысль.

Второй этап саньлунь связан с деятельностью Цзицзана. Как неоднократно отмечалось, именно этим мыслителем были созданы основные комментарии и сочинения школы, внесены новаторские идеи, развившие учение мадхьямики. Его жизни и творчеству посвящена вся Третья глава данного исследования.

Третий этап развития саньлунь характеризуется деятельностью учеников Цзицзана. В этот период происходит постепенное угасание учения в Китае и перенос его в Японию.

2. Основная проблематика саньлунь.

Как было показано во Второй и Третьей главах, основная проблематика саньлунь неразрывно связана с учением мадхьямики, то есть центральными остаются те же идеи, что и в шуньяваде. Это, прежде всего, доктрины «пустоты», «двойственной истины», «срединного пути», «восьми отрицаний», «природы Будды» и др. В то же время появляется ряд новых концепций: классификация буддийских учений, включение в критику учений «внешнего пути» конфуцианства и даосизма, теорий «трех и четырех видов двойственной истины», «четырех видов срединного пути».

3. Реконструкция категориального аппарата саньлунь.

Основные категории в школе саньлунь - это категории буддийской философии. Центральными здесь являются кун («пустота»), эр ди («двойственная истина»), су ди («мирская истина»), чжэнъ ди («подлинная истина»), чжун дао («срединный путь»), Фо сип («природа Будды»), 6а бу («восемь отрицаний»), включая бу шэн («не-рождение»), бу ме («не-уничтожение»), бу чан («непостоянство»), бу дуань («не-прерывность»), бу и («не-единство»), бу и («не-различие»), бу лай («не-приход»), бу чу («не-уход»), ю («наличие»), у («отсутствие») и др.

4. Выявление специфики религиозно-философского учения саньлунь по сравнению с индийской мадхьямикой, ее новаторских идей, концепций, оказавших влияние на формирование китайского буддизма в целом.

Как было показано в Третьей главе, саньлунь не просто переняла идеи мадхьямики, но и . творчески развила их. Это выразилось, прежде всего, в формировании концепций «трех и четырех видов двойственной истины», «четырех видов срединного пути», не существовавших в индийской мадхьямике. В этих концепциях были представлены все логические возможности метода чатушкотики. Это тем более актуально, что в традиционной китайской философии развитых логических учений не было, за исключением

251 учения поздних моистов . Все эти концепции оказали влияние на формирование последующей китайской буддийской мысли. Наиболее продуктивными оказались концепции «двойственной истины», «срединного пути», которые были центральными и в школе тяньтай, идея «пустоты», невозможность описания истинно-сущего.

Решение вышеперечисленных задач позволяет сделать вывод о том, что школа саньлунь знаменует собой переходный момент в истории китайского буддизма, когда произошел поворот от простого заимствования и усвоения буддийских идей к созданию оригинального китайского буддизма, в значительной степени опирающегося на традиционную китайскую мысль, прежде всего, даосизм. В целом, учение саньлунь ближе стоит к индийскому, нежели китайскому буддизму. На .это, в частности, указывает следование мадхьямиковской проблематике, использование логических методов, опора на теорию, а не на практику. Однако то, что в саньлунь развивались, а не просто копировались

251 Подробнее о логическом учении моистов см.: М.Л.Титаренко. Древнекитайский философ Мо Ди. его школа и учение. М.,1985; История китайской философии: Пер. с кит./Общ. ред. и послесл. МЛ.Титаренко. М., 1989. С. 123-134. мадхьямиковские идеи, свидетельствует о значительной самостоятельности этой школы. Тем не менее, ее быстрое исчезновение с исторической арены после Цзицзана было исторически закономерным: «школа шастр» опиралась на теорию индийского буддизма, творчество Цзицзана знаменовало собой кульминационный расцвет теоретической мысли мадхьямики в Китае, после которого в рамках школы уже не существовало наставников такого ранга, и потому саньлунь не могла выдержать конкуренции с набиравшими силу «школами сутр» и, особенно, «школами дхьяны». В конечном итоге, китайскому сознанию оказались ближе именно последние, нацеленные на достижение мгновенного просветления без длительной теоретической подготовки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Анашина, Мария Владимировна, 2005 год

1. Аръядева. Байлунь (Шата-шастра)//Тайсё синсю дайдзокё. Т.ЗО -Токио. 1960-64; НИр:/\¥\улу.81Ша\уог1с1.ог^£Ьк-1х1/81Ига/1оп/1опЬ30/1569.htm. Год: 2003.

2. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). -Т.1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике/ Изд. подгот. Е.П.Островская, В.И.Рудой. М.: Ладомир, 1998. - 670 с.

3. Дао-дэ-цзин/Пер. Ян Хиншуна//Древнекитайская философия. Т.1. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1972.

4. Древнекитайская философия. Т.Г. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1972. - 372 с.

5. Кумараджива. Житие Нагарджуны И В.П.Андросов. Буддизм Нагарджуны. Религиозно-философские трактаты. М. 2000. -С.46-49.

6. Махаяна шраддхотпада шастра (Трактат о пробуждении веры в Махаяну)/Пер. с кит. Е.А.Торчинова//Будцизм в переводах. Альманах. Выпуск 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - С.40-60.

7. Мэн-цзы/Пер. Л.И.Думана //Древнекитайская философия. Т. 1. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1972

8. Нагарджуна. Чжунлунь (Мула-мадхьямика-карики)//Тайсё синсю дайдзокё. Т.ЗО Токио, 1960-64;

9. Http://www.suttaworld.org/gbk-txt/sutra/lon/lonb30/l564.htm. Год: 2003.

10. Нагарджуна. Шиэр мэнь лунь (Двадаша-мукха-шастра)//Тайсё синсю дайдзокё. Т.ЗО Токио, 1960-64;

11. Http://www.suttaworld.org/gbk-txt/sutra/lon/lonb30/l 568-1 .htm. Год: 2003.

12. Сэн-чжао. Трактаты /Пер. Солонина К.Ю.//Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 2. СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. - С.88-98.

13. Сутра сердца праджняпарамиты (пер. с кит. Е.А.Торчинова) //Буддизм в переводах. Альманах. Выпуск 2. СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. - С.7-10.

14. Тайсё синсю дайдзокё (Заново отредактированное «Великое собрание сутр» годов. Тайсё). Т.1-100. Токио. 1960-64.

15. Ъ.Хуэйцзяо. Жизнеописание достойных монахов (Гао сэн чжуань) /пер. с кит., коммент. и указ. М.Е.Ермакова. М.,1991. С. 133.

16. Цзицзан. Эр ди и (Смысл двойственной истины) //Тайсё синсю дайцзокё. Т.45 Токио, 1960-64; Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бянь. Т.2, ч.1 - Пекин, 1983. - С.390-391.

17. Цзицзан. Да шэн сюань лунь (Рассуждения о сокровенном в махаяне) //Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бянь. Т.2, ч.1 -Пекин, 1983. С.304-390; Тайсё синсю дайцзокё. Т.45 - Токио, 1960-64.

18. Цзицзан. Саньлунь сюань и (Сокровенный смысл трех шастр). Чжунго фоцзяо сысян цзыляо сюань бянь. Т.2, ч.1 Пекин, 1983.- С.270-304.

19. Abhisamayalamkara-Pradjnaparamita Sutra. Bibliotheca Buddhica.1.ningrad, 1930. Vol.23.1. Исследования

20. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.-799 с.

21. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 269 с.

22. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. Главные имена, основные термины и доктринальные понятия. — М., 2000.

23. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма (имена, термины и понятия)//Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - С.640-762.

24. Ань 111игао//Китайская философия. Энциклопедический словарь -М., 1994.-С.17.

25. Большой китайско-русский словарь/под ред. проф. И.М.Ошанина. Т.1-4. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983-1984.

26. Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1/Редактор-составитель Торчинов Е.А. СПб.: Андреев и сыновья, 1992. - 450 с.

27. Буддизм в переводах. Альманах. Вып.2/Редактор-составитель Торчинов Е.А. СПб.: Андреев и сыновья, 1993 - 448 с.

28. Буддизм в Японии/Под ред. Т.П.Григорьевой. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 - 704 с.4

29. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1987.

30. Буддизм: словарь/Под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. М., «Республика», 1992. - 287 с.

31. Буддийский взгляд на мир. — СПб.: Андреев и сыновья, 1994. -462 с.

32. Ван Яжун. Жиян-сы као (Исследования монастыря Жиян)// Вестник Китайского института буддизма. №12, 1999; http://ccbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-BJ001/bj089706.htm, 2002 г.

33. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. 4.1.—СПб., 1857.

34. Васильев В.П. Обозрение китайской трипитаки // ААИ. Ф.775, оп.1, д.4, л.7об.

35. Васильев Л. С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. 5-е изд. - М.: «Книжный дом «Университет», 2000. -432 с.

36. Васильев Л С. Культы, религии, традиции в Китае. 2-е изд. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.-488 с.

37. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб.: ТОО «ОРИС», ТОО «ЯНА-ПРИНТ», 1994. - 336 с.

38. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). -М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.-319 с.

39. Игнатович А.Н. Буддийские толкования путей спасения (на примере Лотосовой сутры) //XI НКОГК. Тезисы и доклады. 4.1. — М.1980.

40. Игнатович А.Н. Школа Нитирэн. М.: Издательство «Стилсервис», 2002. - 480 с.

41. История китайской философии: Пер с кит./Общ. ред. и послесл. М.Л.Титаренко. М.: Прогресс, 1989. - 552 с.

42. Категории буддийской культуры. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000. - 320 с. (Серия «Orientalia»).

43. Китайская философия. Энциклопедический словарь/РАН. Ин-т Дальнего Востока; гл. ред. М.Л.Титаренко. М.: Мысль, 1994. -573 с.

44. Кобзев А.И. Категории и основные понятия китайской философии и культуры//Универсалии восточных культур. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. -С.220-243.

45. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994.-432 с.

46. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2002. - 606 с.31 .Кобзев А.И. Вэй//Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.,1994. С.55-56.

47. Кобзев А.И. Дун Чжуншу//Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С.117

48. Кобзев А.И. Цзоу Янь//Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С.419.

49. Кобзев. «Чжоу И»//Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С.458-459.

50. Кравцова М.Е. Шэнь ме лунь //Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. - С. 509

51. Кроль Ю.Л. Проблема времени в китайской культуре и «Рассуждения о соли и железе» Хуань Куаня//Из истории традиционной китайской идеологии. — М., 1984. С.60-61.

52. КрюковМ.В., Л.С.Переломов, М.В.Софронов, Н.Н.Чебоксаров. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. 416 с.

53. ЪЪ.КутасоваИ.М. Нагарджуна. Муламадхьямика-карики. Гл. 1-2. Пер. — Антология мировой философии. Т.1, ч.1.— М., 1985. С. 160.

54. Кутасова И.М. Философия Нагарджуны/Юбщественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962. С. 225.

55. Лепехов С.Ю. Праджняпарамита в ранней Махаяне. — Новосиб., 1995. С.95.

56. Лепехова Е.С. Проблема «двух истин» в школах санрон и дзёдзицу//Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения-7». Улан-Удэ, 1998. С. 159-160.

57. Ли Чжифу. Саньлунь-цзун чжи ли ши гуань (Религиозные и мирские воззрения школы саньлунь) //Хуаган фосюэ сюэбао (Вестник Хуаганского института буддизма). №5. http://www.chinesebuddhism.com/putuyiye/ijdd/HGXB2/56.HTM, 2002 г.

58. Лукьянов А.Е. Истоки дао (древнекитайский миф). М., 1992. -170 с.

59. Лукьянов А.Е. Лаоцзы (Философия раннего даосизма): Монография. М.: Изд-во УДН, 1991. - 164 с.

60. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. М.: Изд-во УДН, 1989. - 188 с.

61. Лысенко В.Г., А.А.Терентъев, В.КШохин. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. 383 с.

62. Лю Фэн. Саньлунь цзун //www.buddhism.com.cn./zpyl/hanchuan/Caньлyньцзyн.htm. Год: 2003

63. Люй Чэн. Чжунго фосюэ юань лю люэ цзян (Краткое разъяснение первоначального распространения буддизма в Китае). — Пекин, 1979. С.312.

64. Малявин В. В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае)//Этика и ритуал в традиционном Китае. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С.256-273.

65. Материалы научной конференции «Цыбиковские чтения-7». -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. 280 с.

66. Меньшиков Л.Н. Бяньвэнь о воздаянии за милости: Рукописи из Дуньхуанского фонда Института востоковедения. — М., 1972. 4.1. С.72-87.

67. Мир Будды и китайская цивилизация. Восточный альманах. /Под ред. Григорьевой Т.П. М., 1996. - 416 с.

68. Мяллъ Л.Э. Заметки о праджняпарамитской металогике. Труды по востоковедению, I. - Уч. записки ТГУ. 1968, вып. 201;

69. Новая философская энциклопедия. М., 2001.

70. Общественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962.

71. Психологические аспекты буддизма. 2-е изд. — Новосиб.: Наука. Сиб. отд-е, 1991. - 182 с.

72. Религии Китая. Хрестоматия. Составление Е.А.Торчинова. -СПб.: «Евразия», 2001. 512 с.

73. Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. 4.2. Проблемы буддийской философии. — Пг., 1918. С.267.

74. Рудой В.И. Введение в буддийскую философию И Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Разделы I и II. Пер. с санскр., введение, комментарий и реконструкция системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. — М.,1998. С.11-113.

75. Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур/ Ин-т философии. М.: Вост. лит., 2004. -319 с.

76. Сэнчжао//Китайская философия. Энциклопедический словарь. -М., 1994. С.294.

77. Тан Юнтун. Суй Тан фоцзяо ши rao (Очерки по истории буддизма династий. Суй и Тан). Пекин, 1982.

78. Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фоцзяо ши (История буддизма династий. Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 19834

79. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди: его школа и учение. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. - 245 с.

80. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 1999. - 306 с.

81. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.

82. Торчинов Е.А. Взаимодействие буддийских и традиционных китайских представлений о мире (на примере трактата Цзун-ми «О началах человека»)//Буддизм в переводах. Альманах. Вып.2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - С.365-370.

83. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2002. - 320 с.

84. Тун Юйкунь. Тан Юнтун /Китайская философия. Энциклопедический словарь. — М.,1994. С.321.

85. Тянъ Гуанле. Дабонепаньцзин (Сутра Великой паринирваны). http://www.buddhism.com.cn./srjz.hachuan/daboniepanjing.htm Год 2003.

86. Тянь Гуанле. Сэнчжао //www.buddhismxoшxn/fmrw/hanchuan/china/CэIIчжao.htm

87. Универсалии восточных культур. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 431 с. (История восточной философии).

88. Фалинь. Бянь чжэн лунь (Рассуждения об установлении истинного)//Тайсё синсю дайдзокё. Т.52. Токио, 1960-64.

89. Фан Литянъ. Фоцзяо чжэсюэ (Буддийская философия). — Пекин, 1987.-204 с.

90. Феоктистов В. Ф. Мэн Кэ//Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С.235-237.

91. Философские вопросы буддизма/Отв. ред. В.В.Мантатов. — Новосиб.: Издательство «Наука». Сибирское отделение, 1984. -128 с.

92. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. — СПб, Евразия. 1998.-376 с.

93. Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). — Пекин, 1961. С.662.

94. Ханъ Тинцзе. Цзицзан саньлунь сюань и цзяо ши (Комментарии к «Сокровенному смыслу трех шастр» Цзицзана). — Пекин, 1987.-300 с.

95. Хронологические таблицы по истории Китая//Большой китайско-русский словарь/под ред. проф. И.М.Ошанина. Т.1. -М., 1983. С.63-149.

96. Хуан Чаньхуа. Фоцзяо гэ цзун да и. (Основное содержание учения буддийских школ) — Тайбэй, 1973. 206 с.

97. Хэ Чэнсюанъ. Сюаньцзан/УКитайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. - С.296-297.

98. Цукамото К. «Хоккэ-кё»-но гэнтэн то якухон (оригинальный текст «Сутры цветка Закона» и его переводы) //Кодза Нитирэн (Лекции о Нитирэне). Т. 1. Нитирэн то «Хоккэ-кё» (Нитирэн и сутра цветка Закона). — Токио, 1973.

99. Чжунго сысян тунши (Всеобщая история китайской идеологии). -Пекин, 1959.

100. Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1980. Т.1; 1982. Т.2.

101. Чжунго фоцзяо ши (История китайского буддизма) /под ред. Жэнь Цзиюя. Т.2. Пекин, 1982. - 590 с.

102. Чэнь Шицян. Чжаолунь (Рассуждения Сэн.чжао)// www/buddhism.com.cn./ zpyl/ hanchuan/ Чжаолунь-htm

103. Шохин B.K. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М.: ИФ РАН, 2004. - 289 с.

104. Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны /Избранные труды по буддизму. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 199-262.

105. Щуцкий Ю.К. Даос в буддизме /Вост. записки. Т.1. JL, 1927. С.235-250

106. Щуцкий. Китайская классическая «Книга Перемен». М.: Наука. Восточная литература, 1993. 606 с.

107. Эйдлин А.И. Относительно аутентичности трактата Сэнчжао «О безымянности нирваны» /9-я НК ОГК. 4.1 М., 1978.

108. Юлен М. Идея переселения душ в XXI в., или Будущее одной иллюзии. /Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур.'- М., 2004. С. 199-216.

109. Янгутов JI.E. Категории китайского буддизма// Философские вопросы буддизма. — Новосиб., 1984. С.20-29.

110. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. — Новосиб.: «Наука». Сибирская издательская фирма, 1995. 224 с.

111. Янгутов Л.Е. Философское учение школы Хуаянь. — Новосиб.: Издательство «Наука». Сибирское отд., 1982. — 144 с.

112. Chan W. A Source book of Chinese Philosophy. New Jersey,1963.

113. Chen K. Buddhism in China: A Historical Survey. Princeton,1964.

114. Cheng Hsuhe-li. Truth and Logic in San-lun Madhyamika Buddhism. International Philosophical Quarterly. 1981, vol.XXI, N3. P.32-33.

115. Cheng Hsuhe-li. Nagarjuna's Twelve Gate Treatise. Transl. with Introductory Essays. Dordrecht, 1982.

116. Chou I-liang. Tantrism in China /Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol.8, 1945.

117. Conse E. The Prajnaparamita Literature. Hague, 1960

118. De Jong J. The Problem of Absolute in the Madhyamika School. Journal of Indian Philosophy. - Dordrecht, 1972, vol. II, N1.

119. Dutt N. Mahayana Buddhism. Calcutta, 1973.

120. Fatone V. The Philosophy of Nagaijuna. Delhi, 1981.

121. Fox A. Jizang (Chi-tsang): www.udel.edu/Philosophy/afox/jizang.htm

122. Fox A. Self-reflection in the Sanlun Tradition: Madhyamika as the «Deconstructive Conscience» of Buddhism /Journal of Chinese Philosophy. V.19 (1992), pp. 1-24, http://ccbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-JOCP/jc21442.htm;

123. Fung Yu-lan. A history of Chinese Philosophy. Princeton, 1953. Vol.11.

124. Gard R. On the Authenticity of the "Chung-lun". Индогаку буккёгаку кэнюо (Исследования по индологии и будцологии). -Токио, 1954, vol.III, N1.

125. Gard R. On the Authenticity of the "Pai-lun" and "Shih-erh-men-lun". Индогаку буккёгаку кэнюо (Исследования по индологии и будцологии). - Токио, 1954, vol. II, N2.

126. Koseki А.К. The Concept of Practice in San-lun Thought. Chi-tsang and the Concurrent Insight of the Two Truths. Philosophy East and West. - Honolulu, 1981, vol. XXXI, N4.и

127. Liebenthal W. Chao Lun: The Treatises of Seng-chao. -Oxford, 1968.

128. Liebenthal W. Chinese Buddhism during the 4th and 5th Century. -MN, 11 (1955-56).

129. Link A.E. The Taoist Antecendants of Tao-an's Prajna Ontology /History of Religions. 1969/70. Vol.9. N2-3.

130. Nanjio B. F Catalogue of the Chinese Translations of the Buddhist Tripitaka.— Oxford, 1883. P.34.

131. Robinson R.H. Early Madhyamika in India and China. -L.,1967.

132. Sprung M. (ed.). The Problem of Two Truths in Buddhism and Vedanta. Boston, 1973.

133. Streng F. The Buddhist Doctrine of Two Truths as Religious Philosophy. Journal of Indian Philosophy. - Dordrecht, 1971, vol.1, N3.

134. Takakusu J. The Essentials of Buddhist Philosophy. -Honolulu, 1956. P.l 12, 147.

135. Tamura Y. Introduction. — Myoho-Renge-Kyo. P. VIII;

136. Walleser M. The Life of Nagarjuna from Tibetan and Chinese Sources.

137. Watts A. W. The Way of Zen.— N.Y., 1957. P.70.

138. Winternitz M. A History of Indian Literature. Delhi, 1983. Vol.2

139. Zürcher E. The Buddhist Conquest of China. Leiden, 1959, 19721. Иероглифический указатель

140. Здесь даны в иероглифическом написании и нормативной русской транскрипции встречающиеся в тексте диссертации китайские слова и словосочетания. Они объединены в 4 группы:

141. Названия текстов и их глав. Здесь указаны сочинения китайских авторов и переводы буддийских сутр и шастр.

142. Категории и концепции традиционной китайской и китайской буддийской философии.

143. Имена китайских философов и буддийских мыслителей, а также упоминаемые географические названия.

144. Школы и секты китайского буддизма, имеющие, прежде всего, отношение к саньлунь.

145. Названия текстов, их глав.

146. Апитань синь лунь РйЦН&Л'йчф1. Апитань (Абхидхарма) ИШ-И

147. Ахань цзин (Агам- сутра) Ш^^г. Б а кэ чжан1. Ба грянь ду Д ШШ.

148. Ба цянь сун божо Л'Т'ЯРШ??1. Бай лун ь (Шата-шастра) ^1. Бай лунь сюй1. Бай лунь шу1. Божо у чжи лунь1. Бу чжэнь кун лунь

149. Вэймо гре со шо цзин ШШ^ю Вэймо цзе грин

150. Гуань жань жаньчжэ пинь Гуань жань кэ жань пинь Гуань жулай пинь Гуань и и мэнь Гуань инь го мэнь Гуань инь го пинь Гуань инь юань пинь Гуань иньюань мэнь Гуань ку пинь Гуань лю цин пиньттштттмшгрмштмш1. Шкр°ишшт р°пэдшшптшш в°р ттшп

151. Да шэн ци синь лунь (Махаянашраддхотпада шастра)1. Дао дэ цзин1. Дао син божо цзин Ди лунь1. Жэнь ван цзин шу Ле-цзы1. Ли дай сань бао цзи1. XIШШМхш ft шъгъ хтшшътштз. ш

152. Лунъ-юй Лю фэнъ питань Милэ цзин ю и Мин ду цзин

153. Мохэ божо боломи цзин (Маха-праджняпарам ита-сутра) Мэн-цзы1. Мяо фа лань хуа цзин1. Непань у мин лунь

154. Сань лунь юань лю си пу Сань цзан (Трипитака) Сы бу булунь Сы и фань тянь вэнь цзин Сы и цзин (Брахма-сутра) Сяо пинь

155. Сяо пинь божо боломи цзин (Малая праджняпарамита-сутра) Тан цзинши Янъсин-сы Ши Цзицзан чжуань У бу цяньлунь1. У гоу чэн цзин

156. Улян шоу цзин (Апаримитаюс-сутра)1. Улян шоу цзин и шумуч ИЗ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.